Железные дороги нашей страны находятся в сложных условиях перехода к рыночным отношениям. Происходит изменение требований к качеству перевозок, выполняемых железнодорожным транспортом. Меняется качественный состав перевозимых грузов, в корне изменилась система планирования перевозок, возрастает конкуренция со стороны других видов транспорта, значительно упали объёмы перевозок грузов, растёт дебиторская задолжность потребителей транспортных услуг. Всё это негативно влияет на финансовое положение, и соответственно психологический климат коллективов линейных предприятий железнодорожного транспорта.
Грузовые станции являются важнейшим элементом железнодорожного транспорта. В новых экономических условиях они призваны сыграть ключевую роль в деле привлечения грузов к перевозкам. От работы этих станций непосредственно зависит финансовое положение всей отрасли в целом. Поэтому улучшение работы грузовых станций — огромный резерв повышения эффективности работы транспорта в целом.
Основной объём грузовой работы выполняется на подъездных путях, поэтому важно правильно организовывать взаимодействие станции и промышленных предприятий. Поэтому необходимо переходить к созданию и внедрению единой технологии работы и совместной ответственности смежников за результаты работы.
В данной курсовой работе, необходимо, произвести расчёты вагонопотоков, выбрать типы и установить размеры складов, запроектировать транспортно-складской комплекс, разработать рациональную технологию грузовой и коммерческой работы на станции и подъездных путях, построить два варианта суточного плана графика работы станции и подъездных путей, выполнить расчёт основных показателей по обоим вариантам и провести их технико-экономическое сравнение для обоснования выбора оптимального варианта.
1. Технико-эксплуатационная характеристика станции и подъездных путей
Станция сквозного типа. Расформирование составов ведется в одном конце сортировочного парка на вытяжном пути 1, а подача вагонов на грузовой двор и уборка их оттуда — с другого конца через подъездной путь 2. На станции предусмотрены следующие технические средства: техническая контора; пункт технического осмотра, экипировочные устройства для локомотивов; вагонные весы, горка малой мощности, автомобильные весы.
1.1.Определение
Расчётный суточный грузопоток определяется для каждого груза на основании заданных среднесуточных грузопотоков отдельно по прибытию и отправлению по формуле:
Коммерческие операции в портах. Разработка тарифов на перевозку грузов
... приема грузов в портах (пристанях) перевалки станции и пор (пристани) принимают к перевозке лишь те грузы, которые могут быть согласно срокам, действующим на железнодорожном или соответственно водном транспорте, ... зерна амбарными вредителями. Согласно заданию на курсовую работу груз (зерно) в г. Волгоград со станции железной дороги (или причалов порта) перегружается на судно и доставляется в порт ...
(т) (1.1)
где i — вид груза; Qi сут . — суточные грузопотоки;
Кн — коэффициент неравномерности перевозок ,Кн = 1,11-1,3
Значение среднесуточных и расчётных грузопотоков сводим в таблицу 1.1.
Таблица 1.1.
Среднесуточные и расчётные грузопотоки станции по прибытию и отправлению.
Наименование груза |
Коэффициент неравномерности |
Суточный расчетный грузопоток |
||
Прибытие |
Отправление |
|||
Повагонные |
1,17 |
760,5 |
561,6 |
|
Мелкие |
1,11 |
333 |
199,8 |
|
Контейнеры 20т |
1,1 |
1320 |
1320 |
|
Среднетоннажные |
1,06 |
742 |
636 |
|
Тяжеловесные |
1,36 |
516,8 |
326,4 |
|
Руды |
1,28 |
3200 |
— |
|
Каменный уголь |
1,13 |
1130 |
— |
|
Кирпич силикатный |
1,47 |
441 |
— |
|
Панели стеновые |
1,51 |
755 |
— |
|
Цемент н/у |
1,19 |
833 |
— |
|
Бензин |
1,29 |
2322 |
— |
|
Мазут |
1,22 |
854 |
— |
|
2.Расчет потребности вагонного парка
2.1.Выбор типа подвижного состава для перевозок груза
Выбор производится в соответствии с характером груза, тары и упаковки, способом укладки его в вагоне и транспортировки. При этом должна обеспечиваться возможность наиболее полного использования грузоподъёмности и вместимости вагонов, обеспечение сохранности груза и использование вагонов из-под выгрузки под погрузку.
Результаты выбора сводим в таблицу 2.1.
Таблица 2.1.
Технические характеристики выбранных типов вагонов.
Наименование груза |
Род вагона |
Технические характеристики вагона |
||||
Грузопо-дъемность |
Масса тары, т |
Длина по автосц., мм |
Погрузочный объём вагона, т |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Повагонные |
полувагон |
69 |
22 |
13920 |
73 |
|
Мелкие |
крытый |
68 |
22 |
14730 |
120 |
|
Контейнеры 20т |
платформа |
65 |
26 |
19620 |
— |
|
Среднетоннажные |
платформа |
71 |
21,4 |
14620 |
— |
|
Тяжеловесные |
платформа |
56,8 |
26 |
19620 |
— |
|
Руды |
полувагон |
78 |
22 |
13920 |
73 |
|
Каменный уголь |
полувагон |
78 |
22 |
13920 |
73 |
|
Кирпич силикатный |
полувагон |
78 |
22,0 |
13920 |
70,5 |
|
Панели стеновые |
полувагон |
78 |
22,0 |
13920 |
70,5 |
|
Цемент н/у |
хоппер |
72 |
19,5 |
11920 |
60 |
|
Бензин |
цистерна |
60 |
23,4 |
12490 |
73,1 |
|
Мазут |
цистерна |
60 |
23,4 |
12490 |
73,1 |
|
2.2.Установление технической нормы загрузки вагонов
В целях рационального использования грузоподъёмности вагоны должны грузиться согласно установленной технической нормы загрузки. Техническая норма загрузки является весовой нормой, ниже которой не должен грузиться вагон.
Для тарно-штучных грузов техническая норма загрузки устанавливается исходя из объёма выбранного вагона, габаритных размеров и массы грузовых мест, способа их укладки и количества в вагоне. Определяется по формуле:
(2.1)
где Vваг. — объём кузова вагона;
- Рящ. ,Vящ. — соответственно масса и объём ящиков, т и м3;
- Кукл. — коэффициент укладки ящиков в вагон (0,8—0,9).
Техническая норма загрузки вагонов с контейнерами определяется по формуле:
(т/в) (2.2)
Для остальных грузов P тех выбирается по справочнику правил перевозок и тарифов железнодорожного транспорта №160. Техническую норму загрузки для остальных грузов заносим в таблицу 2.2:
Таблица 2.2.
Технические нормы загрузки вагонов
Наименование груза |
Род вагона |
Техническая норма Р тех., т |
|
Повагонные |
Полувагон |
52 |
|
Мелкие |
Крытый |
44,44 |
|
Контейнеры 20 т |
Платформа |
48 |
|
Среднетоннажные |
Платформа |
21 |
|
Тяжеловесные |
Платформа |
56,8 |
|
Руды |
Полувагон |
71 |
|
Каменный уголь |
Полувагон |
71 |
|
Кирпич силикатный |
Полувагон |
71 |
|
Панели стеновые |
Полувагон |
61 |
|
Цемент н/у |
Хоппер |
12 |
|
Бензин |
Цистерна |
47 |
|
Мазут |
Цистерна |
18 |
|
2.3.Определение суточных вагонопотоков
Для каждого рода груза по прибытию и отправлению рассчитывается суточный вагонопоток по формуле:
(2.3.)
Результаты расчётов сводим в таблицу 2.3.
Таблица 2.3.
Суточные вагонопотоки
Наименование груза |
Род вагона |
Техническая норма загрузки |
Расчётный суточный грузопоток |
Суточный вагонопоток, ваг. |
|||
Прибытие |
Отправл. |
Прибытие |
Отправл |
||||
Повагонные |
Полувагон |
52 |
760,5 |
561,5 |
15 |
11 |
|
Мелкие |
Крытый |
44,44 |
333 |
199,8 |
8 |
5 |
|
Контейнеры 20 т |
Платформа |
48 |
1320 |
1320 |
28 |
28 |
|
Среднетоннажные |
Платформа |
21 |
742 |
636 |
36 |
31 |
|
Тяжеловесные |
Платформа |
56,8 |
516,8 |
326,4 |
10 |
6 |
|
Руды |
Полувагон |
71 |
3200 |
— |
46 |
— |
|
Каменный уголь |
Полувагон |
71 |
1130 |
— |
46 |
— |
|
Кирпич силикатный |
Полувагон |
71 |
441 |
— |
7 |
— |
|
Панели стеновые |
Полувагон |
61 |
755 |
— |
13 |
— |
|
Цемент н/у |
Хоппер |
72 |
833 |
— |
12 |
— |
|
Бензин |
Цистерна |
50 |
2322 |
— |
47 |
— |
|
Мазут |
Цистерна |
50 |
854 |
— |
18 |
— |
|
2.3.Составление балансовой таблицы вагонопотоков
Балансовая таблица составляется для определения избытка и недостатка порожних вагонов на грузовых фронтах и в целом по станции, а также для составления плана регулировки парков порожних вагонов.
Правильность расчёта определяется выполнением равенства:
(2.4)
где — соответственно общее прибытие вагонов на станцию и отправление вагонов со станции в сутках.
Общее прибытие и отправление вагонов определяется по формуле:
(ваг./сут.) (2.5)
(ваг./сут.) (2.6)
где n пог , (выг).- соответственно общая погрузка и выгрузка на станции, ваг; nпр.пор, nотпр , пор.- соответственно недостаток (прибытие) и избыток (отправление) порожних вагонов.
n пр =8+127+74+77=286 (ваг/сут);
n отпр =5+11+65+205=286 (ваг./сут.)
На основании полученных данных составляем балансовую таблицу вагонопотоков, таблица 2.4.
2.5.Диаграмма внутристанционных вагонопотоков
Диаграмма строится на основании балансовой таблицы вагонопотоков в строгом соответствии с планом использования вагонов.
Порядок построения диаграммы:
- наносятся основные грузовые пункты станции, а так же направление, с которого примыкает СС;
- по строке балансовой таблицы «Всего по станции» определяются размеры прибытия и отправления груженых вагонов по каждому виду ПС и наносятся в масштабе со стороны примыкания СС;
- по строке балансовой таблицы «Всего по ГД» определяются размеры прибытия и отправления груженых вагонов по каждому виду ПС, наносятся в масштабе и соединяются с входными и выходными потоками станции;
- по соответствующим строкам определяются размеры погрузки и выгрузки на каждом п/п, по каждому роду ПС, наносятся в масштабе и соединяются с входными и выходными потоками станции;
- в соответствии с планом использования порожних вагонов входные и выходные порожние вагонопотоки станции соединяются с друг другом.
На рисунке 2.5 изображена диаграмма внутристанционных вагонопотоков:
Условные обозначения:
- крытые вагоны;
- платформы;
- полувагоны;
- спец. ПС
- порожние вагоны.
Балансовая таблица вагонопотоков.
Гр. фр. |
Наименование груза |
nсут. |
Избыток |
Недостаток |
План использования вагонов |
||||||||||||||
Прибытие |
Отправление |
||||||||||||||||||
КР |
ПВ |
ПЛ |
ПР |
КР |
ПВ |
ПЛ |
ПР |
КР |
ПВ |
ПЛ |
ПР |
КР |
ПВ |
ПЛ |
ПР |
||||
ГД |
Повагонные |
15 |
11 |
4 |
4 ПВ в регулировку |
||||||||||||||
Мелкие |
8 |
5 |
3 |
3 КР в регулировку |
|||||||||||||||
20т контейнеры |
28 |
28 |
|||||||||||||||||
Среднетоннажные |
36 |
31 |
5 |
5 ПЛ в регулировку |
|||||||||||||||
Тяжеловесные |
10 |
6 |
4 |
4 ПЛ в регулировку |
|||||||||||||||
Итого по ГД |
8 |
15 |
74 |
5 |
11 |
65 |
3 |
4 |
9 |
||||||||||
п/п 1 |
Руды |
46 |
46 |
46 ПВ в регулировку |
|||||||||||||||
Каменный уголь |
46 |
46 |
46 ПВ в регулировку |
||||||||||||||||
Итого по П/П 1 |
92 |
92 |
|||||||||||||||||
п/п 2 |
Кирпич силикатн. |
7 |
7 |
7 ПВ в регулировку |
|||||||||||||||
Панели стеновые |
13 |
13 |
13 ПВ в регулировку |
||||||||||||||||
Цемент н/у |
12 |
12 |
12 ПР в регулировку |
||||||||||||||||
Итого по П/П 2 |
20 |
12 |
20 |
12 |
|||||||||||||||
п/п 3 |
Бензин |
47 |
47 |
47 ПР в регулировку |
|||||||||||||||
Мазут |
18 |
18 |
18 ПР в регулировку |
||||||||||||||||
Итого по П/П 3 |
65 |
65 |
|||||||||||||||||
Всего по станции |
8 |
127 |
74 |
77 |
5 |
11 |
65 |
0 |
3 |
116 |
9 |
77 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
Баланс порожних вагонов по станции: |
3 |
116 |
9 |
77 |
|||||||||||||||
2.6.Основные показатели работы станции
На основании балансовой таблицы определяются следующие показатели объёма работы станции:
1.Общая погрузка nпог., ваг/сутки;
2.Общая выгрузка nвыг, ваг/сутки;
3.Грузооборот станции
n г/о = nпог + nвыг (ваг/сутки) (2.7)
4.Вагонооборот станции
n в/о = nпр + nотпр (ваг/сутки) (2.8)
n пр = 286 ваг.
n отпр =286 ваг.
n г/о =0+286 (ваг/сут.)
n в/о =286+286=572 (ваг/сут.)
3.Организация вагонопотоков на станции
3.1. Определение размеров движения передаточных поездов
Число передаточных поездов определяется по формуле:
(3.1)
где n пер. — число вагонов в составе передаточных поездов.
N пер =2286/48=5,9=6 (поездов)
3.2. Составление таблицы разложения составов
После определения размеров движения передаточных поездов составляем таблицу разложения прибывающих на станцию составов по группам вагонов, следующих на каждый грузовой фронт.
Таблица 3.1.
Таблица разложения составов
Наименование груза |
Номера передаточных поездов |
Всего |
|||||||||
3601 |
3603 |
3605 |
3607 |
3609 |
3611 |
3613 |
3615 |
3617 |
|||
Повагонные |
3/0 |
3/0 |
3/0 |
3/0 |
2/0 |
1/0 |
15/0 |
||||
Мелкие |
1/0 |
1/0 |
1/0 |
1/0 |
2/0 |
2/0 |
8/0 |
||||
20 т контейнеры |
4/0 |
4/0 |
5/0 |
5/0 |
5/0 |
5/0 |
28/0 |
||||
Среднетоннажные |
6/0 |
6/0 |
6/0 |
6/0 |
6/0 |
6/0 |
36/0 |
||||
Тяжеловесные |
2/0 |
2/0 |
2/0 |
2/0 |
1/0 |
1/0 |
10/0 |
||||
Руда |
8/0 |
8/0 |
7/0 |
7/0 |
8/0 |
8/0 |
46/0 |
||||
Каменный уголь |
7/0 |
7/0 |
8/0 |
8/0 |
8/0 |
8/0 |
46/0 |
||||
Кирпич силикатный |
2/0 |
2/0 |
2/0 |
— |
1/0 |
— |
7/0 |
||||
Панели стеновые |
2/0 |
2/0 |
2/0 |
2/0 |
2/0 |
3/0 |
13/0 |
||||
Цемент н/у |
2/0 |
2/0 |
2/0 |
2/0 |
2/0 |
2/0 |
12/0 |
||||
Бензин |
8/0 |
8/0 |
7/0 |
8/0 |
8/0 |
8/0 |
47/0 |
||||
Мазут |
3/0 |
3/0 |
3/0 |
3/0 |
3/0 |
3/0 |
18/0 |
||||
Всего |
48/0 |
48/0 |
48/0 |
47/0 |
48/0 |
47/0 |
286/0 |
||||
3.3. Определение количества маршрутов
Массовые грузы, ежесуточно прибытие которых под выгрузку на подъездные пути превышает установленную весовую норму для передаточного поезда, следуют в маршрутных поездах. Количество вагонов в составе маршрута определяется по формуле:
(3.2)
где Qмбр- масса состава маршрута брутто, т;
- Qвбр- тара вагона, используемого при перевозке данного груза, т.
Количество отправительских маршрутов отправляемых ежесуточно с подъездного пути определяется по формуле:
(3.3)
Число маршрутов, полученное при расчётах, округляется в меньшую сторону до целого числа. Из остатка вагонов, неохваченных ежедневными отправительскими маршрутами, необходимо разработать вариант организации маршрутов с мест погрузки на месяц с учётом сгущения погрузки по календарному плану. Число таких маршрутов определяется по формуле:
(3.4)
где nМост. — среднесуточное количество вагонов, не охваченных ежедневными маршрутами, определяется по формуле:
(3.5)
Можно выделить 2 вагонопотока которые прибывают в маршрутах.
m м руда =3700/71+22=40 (вагонов);
m м кам. уголь=3700/71+22=40 (вагонов).
4.Технология работы грузового двора
4.1. Выбор типа складов и определение их площадей и ёмкостей
Для грузов, перерабатываемых на транспортно-складском комплексе, необходимо выбрать схему комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ, тип складов и определять их площадь.
Площадь складов для хранения грузов, по прибытию, определяется отдельно методом удельных нагрузок по формуле:
(4.1)
где Qсутп(о) — суточный расчётный грузопоток по прибытию(отправлению), т;
- tхрп(о) — время хранения груза по прибытию(отправлению), сутки;
- кдоп — дополнительный коэффициент, учитывающий дополнительную площадь на проход и проезды погрузочно-разгрузочных машин;
для переработки груза по прямому варианту (0,1-0,2)
S — средняя удельная нагрузка на 1м2 пола склада, т/м 2 .
Повагонные отправки:
F пов приб. =760,5*1,5*1,5*(1-0,1)/1=1540 м2
F пов отпр. =561,6*1,5*1,5*(1-0,1)/1=1137 м2
Мелкие отправки:
F мелкие приб. =333*2,0*2,02*(1-0,1)/0,8=1499 м2
F мелкие отпр. =199,8*2,0*2,0**(1-0,1)/0,8=899 м2
Площадь контейнерной площадки определяется методом элементарных площадок по формуле:
(4.2)
где Pтехк — техническая норма загрузки контейнера, т;
- площадь пола контейнера, м2;
кн — коэффициент, учитывающий увеличение площади контейнерной площадки для хранения неисправных контейнеров (1,03)
F 3-5 т =(742/2,5*1,5*(1-0,2)+636/2,5*1,0*(1-0,2))*5,565*1,03=3208 м2
F 20 т =(1320/17,5*1,5*(1-0,2)+1320/17,5*1,0*(1-0,2)*14,8*1,03=2299 м2
Далее рассчитываем аналогично, результаты расчётов сводим в таблицу 4.1.
4.2. Определение линейных размеров складов
Определение линейных размеров складов предполагает определение длины и ширины складов. Общая длина складов рассчитывается по формуле:
(4.3)
где Вскл — ширина склада, м.
Для открытых складов ширина рассчитывается в зависимости от принятой схемы комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ по формуле:
при двухконсольном электрокозловом кране:
Вскл =Lпр -2bт (м) (4.4)
где Lпр — длина пролёта крана, м;
- bт — ширина площадки, отводимой для обеспечения техники безопасности, bт=1 м;
Повагонные отправки:
L скл приб. =1540/30=51,3 м=54 м
L скл отпр. =1137/30=37,9 м=42 м
Результаты расчетов сведем в таблицу 4.1
Таблица 4.1
Наименование груза |
|||||||
Прибытие. |
Отправл. |
Приб. |
Отправление |
Прибытие |
Отпр. |
||
Повагонные |
1540 |
1137 |
54 |
42 |
30 |
30 |
|
Мелкие |
1498 |
899 |
54 |
30 |
30 |
30 |
|
Контейнеры 20т |
2299 |
100 |
23 |
||||
Среднетоннажные |
3208 |
70 |
23 |
||||
Тяжеловесные |
1209 |
381 |
70 |
17 |
23 |
23 |
|
Руда |
900 |
— |
72 |
— |
23 |
— |
|
Каменный уголь |
424 |
— |
120 |
— |
23 |
— |
|
Кирпич силикатный |
793 |
— |
56 |
— |
23 |
— |
|
Панели стеновые |
1359 |
— |
96 |
— |
23 |
— |
|
Цемент н/у |
12башен |
— |
72 |
— |
6 |
— |
|
Бензин |
10 |
— |
— |
— |
— |
— |
|
Мазут |
10 |
— |
— |
— |
— |
— |
|
4.3. Определение числа подач вагонов на грузовые фронты
Число подач и уборок вагонов определяется для каждого пункта грузового двора по формуле:
(4.5)
где lваг — длина вагона по осям автосцепок, м;
- Lфр — длина фронта подачи-уборки, м.
у приб пов. =15*13,92/90=3 (подачи);
у отпр отпр. =11*13,92/90=2 (подачи);
у приб мелкие =8*14,73/84=2 (подачи);
у отпр мелкие =5*14,73/84=1 (подача);
у приб тяжел. =10*19,62/100=2 (подачи);
у отпр тяжел. =6*19,62/17=7 (подач);
у 3-5 т =67*14,62/140=7 (подач);
у 20 т =56*19,62/200=6 (подач);
у приб руда =46*13,92/144=5 (подач);
у приб кам. уголь =46*13,92/120=6 (подач);
у приб кирпич =7*13,92/56=2 (подачи);
у приб панели =13*13,92/96=2 (подачи);
у приб цемент =12/6=2 (подачи);
- Бензин 4 подачи;
- мазут 2 подачи.
4.4. Выбор типа транспортно-складского комплекса (ТСК)
На станциях проектируется ТСК тупикового, комбинированного и сквозного типа. ТСК тупикового типа проектируются при планируемом суточном грузообороте до 150 вагонов. Комбинированный тип рекомендуется при ожидаемых объёмах работы в размере 150-225 ваг/сут. Схема ТСК сквозного типа выбирается при вагонопотоках свыше 225 ваг/сут. Так как грузооборот на данной станции составляет 296 ваг/сут, то выбираем сквозной тип ТСК.
На схеме ТСК в масштабе 1:1000 необходимо показать:
- склады;
- железнодорожные пути;
- автопроезды;
- вагонные и автомобильные весы;
- помещения товарной конторы, проходной и аккумуляторной зарядной станции.
Размещение устройств на территории ТСК должно быть компактным, обеспечивать производство грузовых и коммерческих операций с наименьшими расходами и пробегами погрузочно-разгрузочных машин и механизмов, автомобилей, а также обеспечивать возможность поэтапного усиления мощности ТСК.
ТСК выполняется на листе ватмана и прикладывается к пояснительной записке. Проектируем ТСК сквозного типа.
4.5. Определение времени
Нормирование времени выполнения грузовых операций с вагонами осуществляется отдельно для погрузки и выгрузки для каждого груза. Расчёт норм времени на грузовые операции с одной подачей зависит от числа вагонов в подаче и рассчитывается по формуле:
t гр =mпод * tваг гр (мин.) (4.6)
где mпод. — количество вагонов в подаче, ваг.;
- tваг.гр. — время грузовых операций с одним вагоном, мин.
Время грузовых операций с одним вагоном зависит от суммарной эксплуатационной производительности грузового фронта и расчитывается по формуле:
………..