Железные дороги нашей страны находятся в сложных условиях перехода к рыночным отношениям. Происходит изменение требований к качеству перевозок, выполняемых железнодорожным транспортом. Меняется качественный состав перевозимых грузов, в корне изменилась система планирования перевозок, возрастает конкуренция со стороны других видов транспорта, значительно упали объёмы перевозок грузов, растёт дебиторская задолжность потребителей транспортных услуг. Всё это негативно влияет на финансовое положение, и соответственно психологический климат коллективов линейных предприятий железнодорожного транспорта.
Грузовые станции являются важнейшим элементом железнодорожного транспорта. В новых экономических условиях они призваны сыграть ключевую роль в деле привлечения грузов к перевозкам. От работы этих станций непосредственно зависит финансовое положение всей отрасли в целом. Поэтому улучшение работы грузовых станций — огромный резерв повышения эффективности работы транспорта в целом.
Основной объём грузовой работы выполняется на подъездных путях, поэтому важно правильно организовывать взаимодействие станции и промышленных предприятий. Поэтому необходимо переходить к созданию и внедрению единой технологии работы и совместной ответственности смежников за результаты работы.
В данной курсовой работе, необходимо, произвести расчёты вагонопотоков, выбрать типы и установить размеры складов, запроектировать транспортно-складской комплекс, разработать рациональную технологию грузовой и коммерческой работы на станции и подъездных путях, построить два варианта суточного плана графика работы станции и подъездных путей, выполнить расчёт основных показателей по обоим вариантам и провести их технико-экономическое сравнение для обоснования выбора оптимального варианта.
1. Технико-эксплуатационная характеристика станции и подъездных путей
Станция сквозного типа. Расформирование составов ведется в одном конце сортировочного парка на вытяжном пути 1, а подача вагонов на грузовой двор и уборка их оттуда — с другого конца через подъездной путь 2. На станции предусмотрены следующие технические средства: техническая контора; пункт технического осмотра, экипировочные устройства для локомотивов; вагонные весы, горка малой мощности, автомобильные весы.
1.1.Определение
Расчётный суточный грузопоток определяется для каждого груза на основании заданных среднесуточных грузопотоков отдельно по прибытию и отправлению по формуле:
Коммерческие операции в портах. Разработка тарифов на перевозку грузов
... приема грузов в портах (пристанях) перевалки станции и пор (пристани) принимают к перевозке лишь те грузы, которые могут быть согласно срокам, действующим на железнодорожном или соответственно водном транспорте, ... зерна амбарными вредителями. Согласно заданию на курсовую работу груз (зерно) в г. Волгоград со станции железной дороги (или причалов порта) перегружается на судно и доставляется в порт ...
(т) (1.1)
где i — вид груза; Qi сут . — суточные грузопотоки;
Кн — коэффициент неравномерности перевозок ,Кн = 1,11-1,3
Значение среднесуточных и расчётных грузопотоков сводим в таблицу 1.1.
Таблица 1.1.
Среднесуточные и расчётные грузопотоки станции по прибытию и отправлению.
|
Наименование груза |
Коэффициент неравномерности |
Суточный расчетный грузопоток |
||
|
Прибытие |
Отправление |
|||
|
Повагонные |
1,17 |
760,5 |
561,6 |
|
|
Мелкие |
1,11 |
333 |
199,8 |
|
|
Контейнеры 20т |
1,1 |
1320 |
1320 |
|
|
Среднетоннажные |
1,06 |
742 |
636 |
|
|
Тяжеловесные |
1,36 |
516,8 |
326,4 |
|
|
Руды |
1,28 |
3200 |
— |
|
|
Каменный уголь |
1,13 |
1130 |
— |
|
|
Кирпич силикатный |
1,47 |
441 |
— |
|
|
Панели стеновые |
1,51 |
755 |
— |
|
|
Цемент н/у |
1,19 |
833 |
— |
|
|
Бензин |
1,29 |
2322 |
— |
|
|
Мазут |
1,22 |
854 |
— |
|
2.Расчет потребности вагонного парка
2.1.Выбор типа подвижного состава для перевозок груза
Выбор производится в соответствии с характером груза, тары и упаковки, способом укладки его в вагоне и транспортировки. При этом должна обеспечиваться возможность наиболее полного использования грузоподъёмности и вместимости вагонов, обеспечение сохранности груза и использование вагонов из-под выгрузки под погрузку.
Результаты выбора сводим в таблицу 2.1.
Таблица 2.1.
Технические характеристики выбранных типов вагонов.
|
Наименование груза |
Род вагона |
Технические характеристики вагона |
||||
|
Грузопо-дъемность |
Масса тары, т |
Длина по автосц., мм |
Погрузочный объём вагона, т |
|||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
Повагонные |
полувагон |
69 |
22 |
13920 |
73 |
|
|
Мелкие |
крытый |
68 |
22 |
14730 |
120 |
|
|
Контейнеры 20т |
платформа |
65 |
26 |
19620 |
— |
|
|
Среднетоннажные |
платформа |
71 |
21,4 |
14620 |
— |
|
|
Тяжеловесные |
платформа |
56,8 |
26 |
19620 |
— |
|
|
Руды |
полувагон |
78 |
22 |
13920 |
73 |
|
|
Каменный уголь |
полувагон |
78 |
22 |
13920 |
73 |
|
|
Кирпич силикатный |
полувагон |
78 |
22,0 |
13920 |
70,5 |
|
|
Панели стеновые |
полувагон |
78 |
22,0 |
13920 |
70,5 |
|
|
Цемент н/у |
хоппер |
72 |
19,5 |
11920 |
60 |
|
|
Бензин |
цистерна |
60 |
23,4 |
12490 |
73,1 |
|
|
Мазут |
цистерна |
60 |
23,4 |
12490 |
73,1 |
|
2.2.Установление технической нормы загрузки вагонов
В целях рационального использования грузоподъёмности вагоны должны грузиться согласно установленной технической нормы загрузки. Техническая норма загрузки является весовой нормой, ниже которой не должен грузиться вагон.
Для тарно-штучных грузов техническая норма загрузки устанавливается исходя из объёма выбранного вагона, габаритных размеров и массы грузовых мест, способа их укладки и количества в вагоне. Определяется по формуле:
(2.1)
где Vваг. — объём кузова вагона;
- Рящ. ,Vящ. — соответственно масса и объём ящиков, т и м3;
- Кукл. — коэффициент укладки ящиков в вагон (0,8—0,9).
Техническая норма загрузки вагонов с контейнерами определяется по формуле:
(т/в) (2.2)
Для остальных грузов P тех выбирается по справочнику правил перевозок и тарифов железнодорожного транспорта №160. Техническую норму загрузки для остальных грузов заносим в таблицу 2.2:
Таблица 2.2.
Технические нормы загрузки вагонов
|
Наименование груза |
Род вагона |
Техническая норма Р тех., т |
|
|
Повагонные |
Полувагон |
52 |
|
|
Мелкие |
Крытый |
44,44 |
|
|
Контейнеры 20 т |
Платформа |
48 |
|
|
Среднетоннажные |
Платформа |
21 |
|
|
Тяжеловесные |
Платформа |
56,8 |
|
|
Руды |
Полувагон |
71 |
|
|
Каменный уголь |
Полувагон |
71 |
|
|
Кирпич силикатный |
Полувагон |
71 |
|
|
Панели стеновые |
Полувагон |
61 |
|
|
Цемент н/у |
Хоппер |
12 |
|
|
Бензин |
Цистерна |
47 |
|
|
Мазут |
Цистерна |
18 |
|
2.3.Определение суточных вагонопотоков
Для каждого рода груза по прибытию и отправлению рассчитывается суточный вагонопоток по формуле:
(2.3.)
Результаты расчётов сводим в таблицу 2.3.
Таблица 2.3.
Суточные вагонопотоки
|
Наименование груза |
Род вагона |
Техническая норма загрузки |
Расчётный суточный грузопоток |
Суточный вагонопоток, ваг. |
|||
|
Прибытие |
Отправл. |
Прибытие |
Отправл |
||||
|
Повагонные |
Полувагон |
52 |
760,5 |
561,5 |
15 |
11 |
|
|
Мелкие |
Крытый |
44,44 |
333 |
199,8 |
8 |
5 |
|
|
Контейнеры 20 т |
Платформа |
48 |
1320 |
1320 |
28 |
28 |
|
|
Среднетоннажные |
Платформа |
21 |
742 |
636 |
36 |
31 |
|
|
Тяжеловесные |
Платформа |
56,8 |
516,8 |
326,4 |
10 |
6 |
|
|
Руды |
Полувагон |
71 |
3200 |
— |
46 |
— |
|
|
Каменный уголь |
Полувагон |
71 |
1130 |
— |
46 |
— |
|
|
Кирпич силикатный |
Полувагон |
71 |
441 |
— |
7 |
— |
|
|
Панели стеновые |
Полувагон |
61 |
755 |
— |
13 |
— |
|
|
Цемент н/у |
Хоппер |
72 |
833 |
— |
12 |
— |
|
|
Бензин |
Цистерна |
50 |
2322 |
— |
47 |
— |
|
|
Мазут |
Цистерна |
50 |
854 |
— |
18 |
— |
|
2.3.Составление балансовой таблицы вагонопотоков
Балансовая таблица составляется для определения избытка и недостатка порожних вагонов на грузовых фронтах и в целом по станции, а также для составления плана регулировки парков порожних вагонов.
Правильность расчёта определяется выполнением равенства:
(2.4)
где — соответственно общее прибытие вагонов на станцию и отправление вагонов со станции в сутках.
Общее прибытие и отправление вагонов определяется по формуле:
(ваг./сут.) (2.5)
(ваг./сут.) (2.6)
где n пог , (выг).- соответственно общая погрузка и выгрузка на станции, ваг; nпр.пор, nотпр , пор.- соответственно недостаток (прибытие) и избыток (отправление) порожних вагонов.
n пр =8+127+74+77=286 (ваг/сут);
n отпр =5+11+65+205=286 (ваг./сут.)
На основании полученных данных составляем балансовую таблицу вагонопотоков, таблица 2.4.
2.5.Диаграмма внутристанционных вагонопотоков
Диаграмма строится на основании балансовой таблицы вагонопотоков в строгом соответствии с планом использования вагонов.
Порядок построения диаграммы:
- наносятся основные грузовые пункты станции, а так же направление, с которого примыкает СС;
- по строке балансовой таблицы «Всего по станции» определяются размеры прибытия и отправления груженых вагонов по каждому виду ПС и наносятся в масштабе со стороны примыкания СС;
- по строке балансовой таблицы «Всего по ГД» определяются размеры прибытия и отправления груженых вагонов по каждому виду ПС, наносятся в масштабе и соединяются с входными и выходными потоками станции;
- по соответствующим строкам определяются размеры погрузки и выгрузки на каждом п/п, по каждому роду ПС, наносятся в масштабе и соединяются с входными и выходными потоками станции;
- в соответствии с планом использования порожних вагонов входные и выходные порожние вагонопотоки станции соединяются с друг другом.
На рисунке 2.5 изображена диаграмма внутристанционных вагонопотоков:
Условные обозначения:
- крытые вагоны;
- платформы;
- полувагоны;
- спец. ПС
- порожние вагоны.
Балансовая таблица вагонопотоков.
|
Гр. фр. |
Наименование груза |
nсут. |
Избыток |
Недостаток |
План использования вагонов |
||||||||||||||
|
Прибытие |
Отправление |
||||||||||||||||||
|
КР |
ПВ |
ПЛ |
ПР |
КР |
ПВ |
ПЛ |
ПР |
КР |
ПВ |
ПЛ |
ПР |
КР |
ПВ |
ПЛ |
ПР |
||||
|
ГД |
Повагонные |
15 |
11 |
4 |
4 ПВ в регулировку |
||||||||||||||
|
Мелкие |
8 |
5 |
3 |
3 КР в регулировку |
|||||||||||||||
|
20т контейнеры |
28 |
28 |
|||||||||||||||||
|
Среднетоннажные |
36 |
31 |
5 |
5 ПЛ в регулировку |
|||||||||||||||
|
Тяжеловесные |
10 |
6 |
4 |
4 ПЛ в регулировку |
|||||||||||||||
|
Итого по ГД |
8 |
15 |
74 |
5 |
11 |
65 |
3 |
4 |
9 |
||||||||||
|
п/п 1 |
Руды |
46 |
46 |
46 ПВ в регулировку |
|||||||||||||||
|
Каменный уголь |
46 |
46 |
46 ПВ в регулировку |
||||||||||||||||
|
Итого по П/П 1 |
92 |
92 |
|||||||||||||||||
|
п/п 2 |
Кирпич силикатн. |
7 |
7 |
7 ПВ в регулировку |
|||||||||||||||
|
Панели стеновые |
13 |
13 |
13 ПВ в регулировку |
||||||||||||||||
|
Цемент н/у |
12 |
12 |
12 ПР в регулировку |
||||||||||||||||
|
Итого по П/П 2 |
20 |
12 |
20 |
12 |
|||||||||||||||
|
п/п 3 |
Бензин |
47 |
47 |
47 ПР в регулировку |
|||||||||||||||
|
Мазут |
18 |
18 |
18 ПР в регулировку |
||||||||||||||||
|
Итого по П/П 3 |
65 |
65 |
|||||||||||||||||
|
Всего по станции |
8 |
127 |
74 |
77 |
5 |
11 |
65 |
0 |
3 |
116 |
9 |
77 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
|
Баланс порожних вагонов по станции: |
3 |
116 |
9 |
77 |
|||||||||||||||
2.6.Основные показатели работы станции
На основании балансовой таблицы определяются следующие показатели объёма работы станции:
1.Общая погрузка nпог., ваг/сутки;
2.Общая выгрузка nвыг, ваг/сутки;
3.Грузооборот станции
n г/о = nпог + nвыг (ваг/сутки) (2.7)
4.Вагонооборот станции
n в/о = nпр + nотпр (ваг/сутки) (2.8)
n пр = 286 ваг.
n отпр =286 ваг.
n г/о =0+286 (ваг/сут.)
n в/о =286+286=572 (ваг/сут.)
3.Организация вагонопотоков на станции
3.1. Определение размеров движения передаточных поездов
Число передаточных поездов определяется по формуле:
(3.1)
где n пер. — число вагонов в составе передаточных поездов.
N пер =2286/48=5,9=6 (поездов)
3.2. Составление таблицы разложения составов
После определения размеров движения передаточных поездов составляем таблицу разложения прибывающих на станцию составов по группам вагонов, следующих на каждый грузовой фронт.
Таблица 3.1.
Таблица разложения составов
|
Наименование груза |
Номера передаточных поездов |
Всего |
|||||||||
|
3601 |
3603 |
3605 |
3607 |
3609 |
3611 |
3613 |
3615 |
3617 |
|||
|
Повагонные |
3/0 |
3/0 |
3/0 |
3/0 |
2/0 |
1/0 |
15/0 |
||||
|
Мелкие |
1/0 |
1/0 |
1/0 |
1/0 |
2/0 |
2/0 |
8/0 |
||||
|
20 т контейнеры |
4/0 |
4/0 |
5/0 |
5/0 |
5/0 |
5/0 |
28/0 |
||||
|
Среднетоннажные |
6/0 |
6/0 |
6/0 |
6/0 |
6/0 |
6/0 |
36/0 |
||||
|
Тяжеловесные |
2/0 |
2/0 |
2/0 |
2/0 |
1/0 |
1/0 |
10/0 |
||||
|
Руда |
8/0 |
8/0 |
7/0 |
7/0 |
8/0 |
8/0 |
46/0 |
||||
|
Каменный уголь |
7/0 |
7/0 |
8/0 |
8/0 |
8/0 |
8/0 |
46/0 |
||||
|
Кирпич силикатный |
2/0 |
2/0 |
2/0 |
— |
1/0 |
— |
7/0 |
||||
|
Панели стеновые |
2/0 |
2/0 |
2/0 |
2/0 |
2/0 |
3/0 |
13/0 |
||||
|
Цемент н/у |
2/0 |
2/0 |
2/0 |
2/0 |
2/0 |
2/0 |
12/0 |
||||
|
Бензин |
8/0 |
8/0 |
7/0 |
8/0 |
8/0 |
8/0 |
47/0 |
||||
|
Мазут |
3/0 |
3/0 |
3/0 |
3/0 |
3/0 |
3/0 |
18/0 |
||||
|
Всего |
48/0 |
48/0 |
48/0 |
47/0 |
48/0 |
47/0 |
286/0 |
||||
3.3. Определение количества маршрутов
Массовые грузы, ежесуточно прибытие которых под выгрузку на подъездные пути превышает установленную весовую норму для передаточного поезда, следуют в маршрутных поездах. Количество вагонов в составе маршрута определяется по формуле:
(3.2)
где Qмбр- масса состава маршрута брутто, т;
- Qвбр- тара вагона, используемого при перевозке данного груза, т.
Количество отправительских маршрутов отправляемых ежесуточно с подъездного пути определяется по формуле:
(3.3)
Число маршрутов, полученное при расчётах, округляется в меньшую сторону до целого числа. Из остатка вагонов, неохваченных ежедневными отправительскими маршрутами, необходимо разработать вариант организации маршрутов с мест погрузки на месяц с учётом сгущения погрузки по календарному плану. Число таких маршрутов определяется по формуле:
(3.4)
где nМост. — среднесуточное количество вагонов, не охваченных ежедневными маршрутами, определяется по формуле:
(3.5)
Можно выделить 2 вагонопотока которые прибывают в маршрутах.
m м руда =3700/71+22=40 (вагонов);
m м кам. уголь=3700/71+22=40 (вагонов).
4.Технология работы грузового двора
4.1. Выбор типа складов и определение их площадей и ёмкостей
Для грузов, перерабатываемых на транспортно-складском комплексе, необходимо выбрать схему комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ, тип складов и определять их площадь.
Площадь складов для хранения грузов, по прибытию, определяется отдельно методом удельных нагрузок по формуле:
(4.1)
где Qсутп(о) — суточный расчётный грузопоток по прибытию(отправлению), т;
- tхрп(о) — время хранения груза по прибытию(отправлению), сутки;
- кдоп — дополнительный коэффициент, учитывающий дополнительную площадь на проход и проезды погрузочно-разгрузочных машин;
для переработки груза по прямому варианту (0,1-0,2)
S — средняя удельная нагрузка на 1м2 пола склада, т/м 2 .
Повагонные отправки:
F пов приб. =760,5*1,5*1,5*(1-0,1)/1=1540 м2
F пов отпр. =561,6*1,5*1,5*(1-0,1)/1=1137 м2
Мелкие отправки:
F мелкие приб. =333*2,0*2,02*(1-0,1)/0,8=1499 м2
F мелкие отпр. =199,8*2,0*2,0**(1-0,1)/0,8=899 м2
Площадь контейнерной площадки определяется методом элементарных площадок по формуле:
(4.2)
где Pтехк — техническая норма загрузки контейнера, т;
- площадь пола контейнера, м2;
кн — коэффициент, учитывающий увеличение площади контейнерной площадки для хранения неисправных контейнеров (1,03)
F 3-5 т =(742/2,5*1,5*(1-0,2)+636/2,5*1,0*(1-0,2))*5,565*1,03=3208 м2
F 20 т =(1320/17,5*1,5*(1-0,2)+1320/17,5*1,0*(1-0,2)*14,8*1,03=2299 м2
Далее рассчитываем аналогично, результаты расчётов сводим в таблицу 4.1.
4.2. Определение линейных размеров складов
Определение линейных размеров складов предполагает определение длины и ширины складов. Общая длина складов рассчитывается по формуле:
(4.3)
где Вскл — ширина склада, м.
Для открытых складов ширина рассчитывается в зависимости от принятой схемы комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ по формуле:
при двухконсольном электрокозловом кране:
Вскл =Lпр -2bт (м) (4.4)
где Lпр — длина пролёта крана, м;
- bт — ширина площадки, отводимой для обеспечения техники безопасности, bт=1 м;
Повагонные отправки:
L скл приб. =1540/30=51,3 м=54 м
L скл отпр. =1137/30=37,9 м=42 м
Результаты расчетов сведем в таблицу 4.1
Таблица 4.1
|
Наименование груза |
|||||||
|
Прибытие. |
Отправл. |
Приб. |
Отправление |
Прибытие |
Отпр. |
||
|
Повагонные |
1540 |
1137 |
54 |
42 |
30 |
30 |
|
|
Мелкие |
1498 |
899 |
54 |
30 |
30 |
30 |
|
|
Контейнеры 20т |
2299 |
100 |
23 |
||||
|
Среднетоннажные |
3208 |
70 |
23 |
||||
|
Тяжеловесные |
1209 |
381 |
70 |
17 |
23 |
23 |
|
|
Руда |
900 |
— |
72 |
— |
23 |
— |
|
|
Каменный уголь |
424 |
— |
120 |
— |
23 |
— |
|
|
Кирпич силикатный |
793 |
— |
56 |
— |
23 |
— |
|
|
Панели стеновые |
1359 |
— |
96 |
— |
23 |
— |
|
|
Цемент н/у |
12башен |
— |
72 |
— |
6 |
— |
|
|
Бензин |
10 |
— |
— |
— |
— |
— |
|
|
Мазут |
10 |
— |
— |
— |
— |
— |
|
4.3. Определение числа подач вагонов на грузовые фронты
Число подач и уборок вагонов определяется для каждого пункта грузового двора по формуле:
(4.5)
где lваг — длина вагона по осям автосцепок, м;
- Lфр — длина фронта подачи-уборки, м.
у приб пов. =15*13,92/90=3 (подачи);
у отпр отпр. =11*13,92/90=2 (подачи);
у приб мелкие =8*14,73/84=2 (подачи);
у отпр мелкие =5*14,73/84=1 (подача);
у приб тяжел. =10*19,62/100=2 (подачи);
у отпр тяжел. =6*19,62/17=7 (подач);
у 3-5 т =67*14,62/140=7 (подач);
у 20 т =56*19,62/200=6 (подач);
у приб руда =46*13,92/144=5 (подач);
у приб кам. уголь =46*13,92/120=6 (подач);
у приб кирпич =7*13,92/56=2 (подачи);
у приб панели =13*13,92/96=2 (подачи);
у приб цемент =12/6=2 (подачи);
- Бензин 4 подачи;
- мазут 2 подачи.
4.4. Выбор типа транспортно-складского комплекса (ТСК)
На станциях проектируется ТСК тупикового, комбинированного и сквозного типа. ТСК тупикового типа проектируются при планируемом суточном грузообороте до 150 вагонов. Комбинированный тип рекомендуется при ожидаемых объёмах работы в размере 150-225 ваг/сут. Схема ТСК сквозного типа выбирается при вагонопотоках свыше 225 ваг/сут. Так как грузооборот на данной станции составляет 296 ваг/сут, то выбираем сквозной тип ТСК.
На схеме ТСК в масштабе 1:1000 необходимо показать:
- склады;
- железнодорожные пути;
- автопроезды;
- вагонные и автомобильные весы;
- помещения товарной конторы, проходной и аккумуляторной зарядной станции.
Размещение устройств на территории ТСК должно быть компактным, обеспечивать производство грузовых и коммерческих операций с наименьшими расходами и пробегами погрузочно-разгрузочных машин и механизмов, автомобилей, а также обеспечивать возможность поэтапного усиления мощности ТСК.
ТСК выполняется на листе ватмана и прикладывается к пояснительной записке. Проектируем ТСК сквозного типа.
4.5. Определение времени
Нормирование времени выполнения грузовых операций с вагонами осуществляется отдельно для погрузки и выгрузки для каждого груза. Расчёт норм времени на грузовые операции с одной подачей зависит от числа вагонов в подаче и рассчитывается по формуле:
t гр =mпод * tваг гр (мин.) (4.6)
где mпод. — количество вагонов в подаче, ваг.;
- tваг.гр. — время грузовых операций с одним вагоном, мин.
Время грузовых операций с одним вагоном зависит от суммарной эксплуатационной производительности грузового фронта и расчитывается по формуле:
………..