Экономика России: состояние и новые тенденции

Макроэкономика — это наука об экономике страны как едином целом. Она изучает агрегированное поведение всех участников экономической системы. Как самостоятельное научное направление макроэкономика стала формироваться с начала 30-х годов ХХ века.

Макроэкономика преследует конкретные цели и использует соответствующие инструменты.

Система целей включает в себя следующие элементы:

1)высокий и растущий уровень национального производства;

2)высокую занятость при небольшой вынужденной безработице;

3) стабильный уровень цен в сочетании с определением цен и заработной платы путем взаимодействия спроса и предложения на свободных рынках;

4) достижение нулевого сальдо платежного баланса.

Макроэкономическими инструментами воздействия на национальную экономику являются:

  • налогово-бюджетная политика;
  • денежно-кредитная политика;
  • политика доходов;
  • внешнеэкономическая политика.

Историческая миссия России. Обдумывая национальную социально — экономическую стратегию на первые десятилетия наступившего века, нельзя не принимать во внимание специфику нашей страны, ее историческую миссию в современном мире. Россия великая держава с огромной территорией, многонациональным населением, разнообразными природноклиматическими и социально-экономическими особенностями. И несмотря на это «многоцветье» — единая страна, народы которой связаны общей судьбой и общим историческим предназначением. Это предназначение как было неопровержимо доказано в трудах многих российских ученых, в том числе современных, — быть средоточием и центром евразийства, служить «мостом» между двумя цивилизациями двумя океанами, двумя центрами экономической силы.

Согласно теории, одна из важнейших функций современного социально Ориентированного государства Обеспечение для всех своих сограждан равных прав на занятость в общественном производстве и на доступ к качественному образованию и здравоохранению на гарантированный доход от трудовой деятельности достаточный для

4

достойного существования человека в окружающей его экономической среде, в том числе при утрате трудоспособности.

1. Модернизации экономики

1.1 Трехэтапная программа на десять лет

Задачи модернизации. В докладе “Экономическая стратегия России на первое десятилетие ХХI века” была предложена трехэтапная программа на десять лет:

23 стр., 11156 слов

«Влияние деятельности транснациональных корпораций на экономический ...

... определяется необходимостью оценки влияния деятельности транснациональных корпораций на национальную экономику и выявление условий, при которых деятельность ТНК будет способствовать экономическому росту в ... экономической теории, разработки российских и зарубежных ученых и специалистов в области макроэкономики, международной экономики, менеджмента и управления организацией Информационной базой работы ...

  • I этап (2000-2003 гг.) — преодоление кризиса недоверия и улучшение инвестиционного климата. Рост составит 2—3% в год;
  • инфляция – 10 – 12%;
  • доходы федерального бюджета повышаются до 14,5 -15% ВВП;
  • формируются предпосылки интенсификации структурной перестройки.

II этап (2001—2007 гг.) — рост инвестиций как следствие улучшения инвестиционного климата; ускорение структурной перестройки экономики; повышение уровня ее монетизации — решение проблемы бартера и неплатежей. Рост ВВП на 2-2,5 п. п. Инфляция составит 5—6%, рост реальных доходов населения — не менее 2—3%.

III этап (2008—2010 гг.) — достижение высоких темпов роста экономики, завершение структурной перестройки. Темпы 7-8% в год, рост реальных доходов населения достигнет 4—5%, предполагается существенное повышение производительности.

Логика этой программы и на сегодня остается правильной: сначала институциональные изменения, стимулирующие инвестиции, затем рост инвестиций, далее увеличение выпуска на основе сделанных ранее инвестиций. Можно теперь сказать, что события развались в основном в соответствии с приведенной логической схемой. Осуществляемые ныне институциональные преобразования существенно повысили уровень доверия бизнеса к власти и улучшили деловой климат, хотя многое еще предстоит, сделать. Важно и то, что в этой программе на каждом этапе присутствует понятие “структурная перестройка”. Позднее, в программе Г. Грефа, для ее обозначения использовали термин “модернизация”, потому что сообразно логике нам пора серьезно заняться модернизацией, И это — стратегическая задача огромного масштаба.

1.2 Проблемы модернизации.

Проблемы соответственно и задачи структурной перестройки или модернизации сводятся — Какой будет структура российской экономики в ХХI в. (при том, что советские

5

предприятия должны быть перестроены в рыночные компании, необходимо заменить оборудование, внедрить самые передовые технологии во всех отраслях, освоить продукцию, конкурентоспособную в стране и на мировых рынках, и т. д.)?

  • Сохранится ли топливно-сырьевая ориентация экономики или же удастся занять сильные позиции в перерабатывающей промышленности, в высоких технологиях?

— Будут ли преобладать крупные промышленно-финансовые группы (конгломераты), постоянно захватывающие новые отрасли, новые предприятия, или же наряду с ними высокий удельный вес в экономике займут малые и средние предприятия? Будет ли создана конкурентная среда на внутрироссийском рынке?

— Будет ли модернизация осуществляться сверху, авторитарными методами, с прямым и активным вмешательством государства в экономику или же она будет происходить на основе частной инициативы, с укреплением всех демократических институтов и при ограниченной роли государства?

От решения этих задач зависит облик России через 20—30 или 50 лет, Больше того, речь идет об использовании исторического шанса: переломить многовековую традицию отсталости, бедности и подавленности большинства населения при могущественном государстве и всесильной бюрократии, превратить Россию в страну свободных и состоятельных граждан.

14 стр., 6979 слов

Факторы экономического роста национальной экономики

... в исследовании понятия экономического роста и его факторов и выявление ключевых факторов экономического роста в России. Основными задачами данной работы являются: исследование факторов экономического роста как условий экономического и социального развития национальной экономики; анализ особенностей экономического роста в России; ...

1.3Сбережения и инвестиции.

Как бы ни проводить модернизацию экономики, она нуждается в крупных инвестициях. Оценки расходятся. По расчетам Института Маккинси, для повышения производительности вдвое за пять лет России достаточно 15—20 млрд. долл. По оценкам Министерства экономики (1997 г.), в предстоящие 20—25 лет в стране необходимо обновить весь парк оборудования, объем инвестиций на этот срок должен составить 1,5-1,8 трлн. долл. Вероятно, эта цифра преувеличена, если учесть изменения эффективности инвестиций в процессе модернизации.

В 1998 г. инвестиции в основной капитал составили минимум 24,8% от уровня 1991 г., износ действующих фондов в 2000 г. — 42 4, коэффициент обновления (ввод к наличию на конец года) — 1,2% против 8,2% в 1980 г. и 5,8% в 1990 г. Все эти показатели весьма условны, но проедание основного капитала в течение десяти лет является общепризнанным фактом. Возможности поддержания роста на существующих мощностях практически исчерпаны, даже по оптимистическим оценкам они не превышают 8-12%.

Проблема заключается в том, чтобы направить все доступные ресурсы на модернизацию

6

экономики, ее рост должен порождать денежный спрос, увеличивая денежное предложение, которое создавало бы новую спираль роста.

В России довольно высокая норма сбережений — более 30% ВВП, но низкий объем инвестиций в основной капитал.

В ЦМАКП провели анализ причин образования разрыва между сбережениями, накоплениями и инвестициями в основной капитал: в 1997 г. разрыв составлял 5,2 пм., в 1999 г. — 12,2, в 2000 г. — 16,9 п.п. Главный фактор — вывоз капитала, возросший в 1997— 1998 гг. с 5,8 до 9,4% БВП. Затем он стал сокращаться в относительном выражении. До кризиса 1998 г. вывоз капитала был меньше, рост государственного долга позволял инвестировать при меньших сбережениях, международные резервы не росли. После кризиса возможности заимствований были перекрыты, с 2000 г. долги можно было только погашать. С 1999 г. начался рост валютных резервов, сопровождавшийся повышением рубленой ликвидности в силу роста валютных поступлений от экспорта. В совокупности эти факторы обусловили увеличение, по выражению А. Белоусова, “не инвестиционной нагрузки” на валовые сбережения.

Таким образом, сбережения слабо трансформируются в инвестиции, а в итоге тормозится экономический рост, основанный на обновлении и увеличении основного капитала, повышении производительности труда. Это означает, что, хотя с 2001 г. рост базируется на расширении внутреннего спроса, он скоро прекратится, поскольку не будет увеличения доходов, обусловленного ростом производительности. Альтернатива — резкое повышение эффективности механизма трансформации сбережений в инвестиции, а также рост самих инвестиций. Этот вывод вряд ли можно считать новым, но в нынешних обстоятельствах он обретает особую важность и настоятельность. Если прежде еще можно было ждать, то сейчас времени больше нет.

1.4 Перелив капитала.

Взглянем на проблему еще с одной стороны — с точки зрения перелива капитала (его отсутствия).

По оценкам ЦМАКП, в 2000 г. 46,1% объема инвестиций профинансировано за счет собственных средств предприятий, впервые доля этого источника упала ниже 50% (в 1993 г. — 53,1%).

Привлеченные средства поступали главным образом из бюджетов — 21,2%, особенно региональных 14,4 и в виде займов от других организаций — 7,2, за счет банковского кредита — 2,9, размещения акций — 0,5, нераскрытых источников — 17,9%. Собственные инвестиционные источники предприятий составляют прибыль — 23,4% и амортизация — 18,1% к общему объему

8 стр., 3604 слов

Структура Министерства экономики Республики Татарстан

... 08.05.2013 Составление отчета о производственной практике в Министерстве экономики Республики Татарстан Раздел 2. Министерство экономики республики Татарстан 2.1 Общие Положения о Министерстве экономики Республики Татарстан Министерство экономики Республики Татарстан (далее - Министерство) является республиканским органом исполнительной власти, реализующим функции по выработке государственной ...

7

инвестиций в основной капитал.

В итоге кризиса 1998 г. и последующего оживления сложилась ситуация концентрации инвестиционных ресурсов в экспортных отраслях при остром их недостатке в отраслях, ориентированных на внутренний рынок. В 2000 г. инвестиции в основной капитал в экспортных отраслях по сравнению с 1999 г. выросли на 39,2% примерно в меру роста валовой прибыли. Только в металлургии инвестиции были заметно меньше прибыли, ресурсы направлялись в другие отрасли, в том числе на приобретение автомобильных заводов. Напротив, в отраслях, ориентированных на внутренний рынок, инвестиции оказались ниже на 20%. Заметное превышение инвестиций над прибылью наблюдалось в 1999 г. лишь в пищевой промышленности, когда шел активный процесс импортозамещения на продовольственном рынке.

Следовательно, механизм трансформации сбережений в инвестиции практически не работает. К тому же отсутствует межотраслевой перелив капитала. При таком положении дел не может быть и речи о жизненно важных для страны структурных сдвигах в экономике, завоевании позиций на рынках готовых изделий и услуг. Пока что страна следует традиции сырьевого придатка с перспективой снижения своей роли на мировых рынках.

1.5 Роль государства и структурная политика.

В дискуссии между двумя основными группами экономистов — либералами и государственниками центральным остается вопрос о роли государства в экономике вообще и на этапе ее модернизации в частности. Во-первых, современная постиндустриальная и информационная экономика движется в основном творческими силами, деловыми качествами и предприимчивостью индивидов. Выигрывает тот, кто предоставляет больше свободы и возможностей для реализации личностного потенциала.

Во-вторых, Россия дважды проходила модернизацию экономики сверху — при Петре I и при Сталине, и каждый раз с отдаленными отрицательными последствиями: усиливалось государство, подавлялись свобода и развитие личности, могущество государства сочеталось с бедностью большинства населения, произвол и насилие власти — с ее безответственностью, отчуждением и подавленностью человека.

Даже не очень последовательные шаги к свободной рыночной экономике в демократии, сделанные в России в последнее десятилетие ХХ в., показали, что в стране есть силы и энергия для быстрого развития на основе частной инициативы. Если это так, то главный принцип экономической политики государства должен состоять в дальнейшей

8

либерализации и дебюрократизации экономики, снижении административных барьеров для входа на рынок и ведения бизнеса, в укреплении законности и правопорядка, обеспечивающих стабильность и прозрачность условий деловой жизни. Макроэкономическая стабильность, сбалансированный бюджет, низкая инфляция и устойчивая национальная валюта должны рассматриваться как социальные факторы, гарантирующие свободу личности, права собственности и перспективу деловой активности.

9 стр., 4368 слов

Денежное обращение в России

... России» большая часть расчётов приходится на электронные платежи. Безналичное обращение осуществляется с помощью чеков, векселей, кредитных карточек и других кредитных инструментов. Безналичный денежный ... стала их прибыль, а для обеспечения расширенного воспроизводства в экономике важнейшим фактором является стабильная денежная система. Экономическая политика государства в основном осуществляется с ...

Предлагая модель “социальной рыночной экономики”, ставшей основой германского экономического чуда после второй мировой войны, Л. Эрхард именно этот смысл вкладывал в понятие государство должно создать все условия для реализации возможностей свободной и ответственной человеческой личности, но не брать на себя больше — не вводить гарантий, порождающих иждивенчество. В соответствии этими принципами государство не может брать на себя прямую ответственность за экономический рост, это — дело бизнеса. Государство только содействует частной инициативе. Именно в этом направлении российское правительство предпринимает сегодня меры по улучшению делового и инвестиционного климата, однако модернизация российской экономики должна инициироваться снизу. Вместе с тем структурные изменения не могут происходить под воздействием только рыночных сил, свою роль должно сыграть государство.

9

2. Экономически рост и реформы в России.

Российская экономика в настоящее время демонстрирует довольно впечатляющие результаты, несмотря на то, что внешняя среда ее функционирования остается весьма неблагоприятной. Власти добились больших успехов в сфере макроэкономического управления, наступило и долгожданное ускорение темпов структурных реформ. С “помощью” высоких цен на энергоносители и девальвации рубля после кризиса 1998 г. реформы принесли три года быстрого экономического роста. Сохранение импульса реформ будет способствовать повышению темпов роста и достижению экономической стабильности в перспективе.

2.1.Современные тенденция.

Хотя экономический рост в прошлом году существенно замедлился — примерно до 5%, — результаты функционирования экономики оказались весьма впечатляющими и даже лучшими, чем прогнозировали российские власти и МВФ. Внутренний спрос стал двигателем промышленной экспансии, его увеличение подпитывалось укреплением потребительского доверия и повышением реальной заработной платы. Положительные тенденции помогли сократить безработицу за последние два года почти на ? — до менее чем 8,5%. По общему признанию, рост занятости отставал от роста ВВП, поскольку накопленная предприятиями избыточная занятость первых лет реформ стала сокращаться. Но увеличение производительности труда способствовало поддержанию уровня корпоративных прибылей, хотя реальная заработная плата повысилась, а рубль укрепился в реальном выражении.

Тем временем положение со сбором налогов продолжало улучшаться, и не только из-за усиления экономической активности. Консенсус власти и бизнеса в области налоговой политики поднял налоговые доходы до самого высокого уровня со времени распада Советского Союза. Как положительный момент отмечу, что и бюджетные расходы были ограничены. В результате первичный профицит федерального бюджета — с поправкой на изменения цен на нефть — вырос более чем на 1% ВВП в прошлом году.

Внешнеторговые позиции России также остаются весьма сильными: сальдо текущего платежного баланса хотя и уменьшилось (ввиду роста импорта), но оставалось достаточно большим — 12% ВВП. Это позволило России накапливать золотовалютные резервы и осуществлять платежи по кредитам предоставленным МВФ, с опережением графика. Активное сальдо текущего платежного баланса, однако, может оказывать двоякое влияние на экономику. Частично стерилизованные интервенции с целью

6 стр., 2836 слов

Россия и мировая экономика

... в мировую экономику. Опыт радикальных рыночных реформ 90-х годов убедительно показал, что рыночные отношения могут дестабилизировать территориальную целостность стран СНГ (в том числе и России). ... обстоятельствах необходимо еще раз внимательно проанализировать потенциала России и возможности его рыночной реализации на рубеже веков с тем, чтобы трезво и взвешенно определить вероятные результаты ...

10

предотвращения чрезмерного укрепления рубля в реальном выражении способствовали росту денежной массы и не позволили инфляции уложиться в намеченные властями рамки.

В ближайшей перспективе внутренний спрос должен продолжить быстрый рост, подстегиваемый увеличением потребительских расходов и (в меньшей степени) инвестиций.

В целом разработчики макроэкономической политики имеют все основания быть удовлетворенными текущей ситуацией. Консолидация бюджета и крепкие внешнеторговые позиции помогли оградить Россию от действия факторов, оказывающих негативное давление на другие развивающиеся рыночные экономики. Структурные реформы и большая политическая стабильность, более благоприятная макро- экономическая ситуация положительно повлияли на настроения инвесторов. Это получило выражение в росте фондовых индексов и сужении спрэда по суверенным облигациям. Подобное развитие событий было выгодно не только России в целом — ее рост и стабильность улучшили положение во всем регионе.

11

3. К чему должна стремиться Россия

3.1 Рост экономик.

За последние 20 лет рост в переходной и развивающейся рыночной экономики варьировал в диапазоне от 4 до 6% в год, кроме кризисного периода конца 1990-х годов. Передовые переходные экономики сумели обеспечить подобные темпы роста даже в конце 1990-х годов, при этом увеличение общей факторной производительности. Обеспечило приблизительно половину прироста ВВП в каждом году.

В различных работах анализировались факторы роста переходных экономик с использованием разнообразных объясняющих переменных. Среди них: начальный доход; инвестиции в основной капитал; инвестиции в человеческий капитал (доля детей соответствующего возраста, обучающихся в начальной и средней школе); Прирост населения; государственные расходы согласно этим исследованиям, потенциальный рост 5-6% в год был бы разумной долгосрочной целью.

Страны, богатые ресурсами имели тенденцию к немного более медленному росту (при прочих равных условиях).

В случае России это, вероятно, может быть компенсировано относительно более высокой образованностью населения например, 90-процентн охват детей начальным образованием в России соответствует аналогичному показателю для быстро растущих экономик со сходными характеристиками и почти вдвое превышает показатель для стран, растущих медленно. В области среднего образования Россия ушла далеко вперед — в Среднем в три раза по сравнению с быстро растущими экономиками и в девять раз — по Сравнению с растущими медленно

Если Россия будет поддерживать рост ВВП на уровне 5-6% в год в долгосрочной перспективе и примерно половина его будет обеспечена за счет роста общей факторной производительности.

3.2 Какие потребуются инвестиции.

В развевающихся рыночных экономиках в последние 20 лет доля Валовых Капиталовложений обычно колебалась в пределах 15-20% ВВП. Для передовых переходных экономик этот показатель был Выше: 20—25% ВВП для частных инвестиций, плюс 3-6% государственных инвестиций с учетом реалистичной оценки капиталоемкости продукции России необходимо оказаться в этом диапазоне. Норма сбережений в России уже находится в соответствующем интервале, в передовых развивающихся и переходных экономиках норма Сбережений, по всей видимости положительно связана с реальным ростом ВВП и накоплением, а отрицательно — с дефицитом бюджета и коэффициентом

3 стр., 1342 слов

История денежных реформ в России

... систему. На протяжении ХХ века экономика России рушилась, восстанавливалась, преобразовывалась и приобрела, наконец, тот вид который мы наблюдаем. 2. Денежные реформы Московского княжества и дореволюционной России Современная денежная система России имеет длительную историю. Серебряные ...

12

зависимости числу занятых. Это предполагает, что норма частных сбережений в России должна установиться на уровне около 20% ВВП.

3.3 Путь к намеченному.

Приведенные соображения позволяют сделать очевидный вывод:

нельзя останавливаться на достигнутом в области улучшения инвестиционного Климата, Дальнейшие шаги должны включать как ориентированную на стабильность макроэкономическую политику, так и прогресс в области структурных реформ, в пользу этого вывода свидетельствует история всех переходных экономик. Стабилизации и

структурные реформы способствуют росту, о чем быстрее и решительнее они осуществляются, тем лучше экономические результаты.

Конечно, стабилизация и реформы были частью болезненного и длительного процесса перехода в России и других странах СНГ. Частично это просто отразило масштаб перемен, Которые нужно было осуществить, так же, как и тот факт, что экономическая реформа должна была сопровождаться демократической реформой и построением новой государственности. Неудивительно, что масштабность задач иногда порождала “усталость от реформ”. После выборов 1996 г., когда и в политической, и в экономической сфере возобладали мощные кланово-корпоративные интересы, и пышным цветом расцвела коррупция, стимулы к проведению реформ резко ослабли.

Реформы, кажется, твердо стоят на правильном пути. Об этом свидетельствует ускорение структурных реформ, наблюдающееся в последнее время. В немалой степени это произошло благодаря мужеству и настойчивости российских реформаторов. Я надеюсь, что МВФ также в определенной степени способствовал ‚достижению консенсуса относительно обеспечения макроэкономической стабильности, увеличения эффективности рынков и интеграции е глобальную Экономику. Но, и это главное, реформы идут, потому что их проводят и поддерживают сами россияне. Конечно, нельзя говорить о том, что кланово-корпоративные интересы перестали быть проблемой. Нужно использовать каждую возможность ослабить их власть путем достижения большей финансовой “прозрачности”, углубления реформ, рыночной либерализации и ликвидации необоснованных привилегий.

Макроэкономическая политика уже приобрела довольно зрелые очертания. Реальный валютный курс будет повышаться с ростом производительности. Но в свете изменчивости цен на энергоносители и их важности для экономики целесообразно сдерживать темпы укрепления рубля. Это поможет стимулировать рост в

13

неэнергетических секторах. Частично стерилизованные интервенции в последние два года оказали определенное инфляционное давление. Но слабость внешней среды должна помочь сгладить этот конфликт. В перспективе долгосрочной целью денежной политики должно быть существенное снижение инфляции. Однако контролируемые цены не должны искусственно поддерживаться на низком уровне для сдерживания инфляция.

Что касается налогово-бюджетной стороны вопроса, то укрепление сальдо внешних операций и положительный баланс бюджета в последние годы предоставляют некоторые возможности для снижения налогового бремени в ближайшее время с учетом слабости внешней среды. Но это пространство для маневра не должно использоваться слишком быстро, ведь неизвестны издержки структурной реформы и существует опасность, что снижение экономической активности подорвет достигнутые успехи в области улучшения собираемости

15 стр., 7380 слов

Показатели эффективности реформ государственного управления в ...

... экономического развития и повышения благосостояния населения. В настоящее время в России реализуется и разрабатывается целый ряд реформ, направленных на совершенствование качества государственного управления ... 15 августа 2001 г. и Программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 – ... 2: Снижение уровня гос. регулирования в экономике Цель 3: Повышение профессионализма, престижа ...

Чтобы укрепить бюджет в долгосрочной перспективе, правительство справедливо стремится усилить позиции федерального казначейства и контроль над финансами местных органов власти.

В отличие от масштабных налоговых реформ структурные реформы, декларированные Правительством в июле 2000 г., отставали от графика вплоть до весны прошлого года. Тогда, с началом осуществления мер по регулированию и консолидации банковского сектора, темпы реформ существенно ускорились. В течение оставшейся части прошлого года были приняты долгожданные меры в различных областях, включая: планы реструктуризации железнодорожного транспорта и электроэнергетики; главу о налоге на прибыль в Налоговом кодексе; пакет мер по дерегулированию экономики; закон против отмывания денег; новый земельный кодекс; новые подходы к реформе жилищнокоммунальной сферы и недавно — новый трудовой кодекс, законодательство о пенсионной реформе.

14

4. Государственный капитализм.

Доминирующими тенденциями начала 2000-х годов стали усиления имущественной экспансии государственной власти, попытки установления контроля за основными финансовыми потоками российской экономики и более широко – обеспечение зависимости бизнеса от государственных институтов несмотря на решение по дерегулированию, административную реформу и планы дальнейшей приватизации.

Вероятным итогом такой политики может стать формирование модели государственного капитализма, особенностью которой в России является сочетание следующих элементов:

— значительное усиление стандартных элементов государственного предпринимательства, что, видимо, рассматривается как компонент обеспечения национальных интересов России;

— создание благоприятных условий функционирования для узкого круга лояльных, в том числе частных, компаний, заслуживающих репутацию « государственников» и опирающихся на поддержку высокоцентрализованного и подконтрольного президенту РФ государственного аппарата;

— применение показательных (селективных) репрессивных мер (административного и уголовного характера) в отношении тех влиятельных экономических субъектов, которые не вписываются в выстраиваемую модель;

  • асимметричность целей и методов воздействия;
  • разделение представлений о национальных интересах России и принципа неприкосновенности частной собственности.

В этой связи следует заметить, что традиционное понятие “государственный капитализм” не охватывает всей специфики выстраиваемой модели. Сам термин возник в социал-демократических дискуссиях начала ХХ в. Применительно к странам Запада он используется, прежде всего для характеристики классического государственного предпринимательства, включающего как государственную собственность, так и иные формы участия государства в хозяйственной жизни.

13 стр., 6008 слов

Реформы в экономике Японии в послевоенный период

... возглавить преобразования в Японии, поскольку его взгляды отвечали принципам классической экономической теории. Додж отметил две слабости японской экономики: высокую зависимость от помощи США и гипертрофированный государственный патернализм в отношении отечественных ...

15

Заключение:

Из интеграционных процессов выпадает ныне только Россия — отсталая и технологически, и системно, и стадиально. Без своего производства ключевых высоких технологий ей нечем интегрировать СНГ, а нефть, газ и прочее сырье — это основа для дезинтеграции вместо интеграции. доля внешнеторгового оборота России в СНГ не достигает 20%. между тем как удельный вес взаимной торговли стран ЕС превышает 50%. Экономически стало быть СНГ не является интеграционным образованием.

Кроме Белоруссии, у России не осталось фактически ни одного экономически сильного стратегического Союзника. Возникло принципиально новое геополитическое положение: впервые за всю свою историю страна окружена со всех сторон, причем не отдельными державами, а интеграционными группировками, которые системно превосходят ее и свободны от власти компрадорского капитала. Впервые вдоль границ России сосредоточены военные базы США и НАТО и из пунктов их дислокации легко прочерчиваются линии стратегического расчленения страны.

Если отбросить видение и взгляды, заимствуемые реформаторами у заокеанских идеологов, занятых экспортом условий пресловутого “Вашингтонского консенсуса”. и беспристрастно оценить объективную сущность либерально капиталистических реформ, навязанных России компрадорским капиталом, то нельзя не увидеть очевидного: реформаторство обернулось на практике исключительно лишь разделом и переделом национального богатства, унаследованного от Советского Союза, собственности, предприятий, доходов, природных ресурсов. Причем дележ происходил и до сих пор происходит пропорционально спекулятивному капиталу, главным образом – иностранному, допуск которого в страну и составляет весь смысл “либерализации”.

Любая из проводимых реформ, начиная с отношений собственности и кончая земельной, банковской или же энергетической, ничего иного, кроме перераспределения ресурсов и активов в пользу зарубежного капитала, не означает. К настоящему времени на главных командных высотах экономики установлено засилье иностранного капитала, и к нему перешло первичное присвоение результатов внутреннего производства, он теперь диктует, что и как производить.

16

Список использованной литературы:

1. Губанов С. Системные условия развития // Экономист. -2005.- №2.

2. Инновационная система России в глобальном контексте // Мировая экономика и международные отн

и т.д……………..