Оглавление
государственный муниципальный заказ законодательный
«Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд — совокупность участников контрактной системы в сфере закупок и осуществляемых ими, в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок, в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд». [6]
«Закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд — совокупность действий, осуществляемых в установленном Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта». [6]
Участником закупки может быть любое юридическое лицо или физическое лицо (в том числе индивидуальный предприниматель).
Заказчик — государственный или муниципальный орган или казённое учреждение, уполномоченные принимать бюджетные обязательства, и осуществляющие закупку.
«Контракт — договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд». [6]
Государственный заказ обеспечивает:
1. Потребности Российской Федерации в лице государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств.
2. Потребности субъектов Российской Федерации в лице государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации (в том числе для реализации региональных целевых программ).
Право собственности на землю в Российской Федерации на современном этапе
... базу составили: Государственный доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации, труды Боголюбова ... в земельные отношения России проникли рыночные отношения, итогом чего стало повышение эффективности сельскохозяйственного производства. Проведение земельной ... на землю, в современной правовой системе Российской Федерации, выявить наиболее актуальные проблемы, встречающиеся в этой ...
3. Потребности муниципальных образований в лице муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий муниципальных образований.
Размещение заказов на поставки товаров, осуществление работ, оказание услуг предполагает реализацию следующих принципов» [6]:
- Принцип контрактной системы в сфере закупок — контрактная система базируется на принципах доступности информации о контрактной системе, конкурентности, эффективности осуществления закупок.
- Принцип открытости и прозрачности — свободный доступ к информации о закупках (вся информация о размещении государственных заказов публикуется на портале http://zakupki.gov.ru — далее — Единая информационная система).
- Принцип обеспечения конкуренции — конкуренция должна быть добросовестной по всем показателям, заказчик не имеет права ограничивать доступ к закупке любым заинтересованным лицам.
- Принцип профессионализма заказчика — осуществлять процедуру закупки должны специалисты, обладающие соответствующими знаниями и навыками.
- Принцип стимулирования инноваций — закупка инновационной и высокотехнологичной продукции является приоритетной.
- Принцип единства контрактной системы в сфере закупок — контрактная система основывается на единых принципах, закреплённых федеральным законодательством Российской Федерации.
— Принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок — закупки должны осуществляться исключительно с целью удовлетворения нужд государственных и муниципальных органов. Должностные лица несут персональную ответственность за несоблюдение данного принципа.
1.2 Законодательная база процесса управления государственными и муниципальными заказами
Ключевым законодательным актом, регулирующим государственные и муниципальные закупки, является Федеральный закон от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Данный закон заменил действовавший на протяжении 8 лет Федеральный закон от 21 июля 2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Отличие указанных законов можно проследить в таблице 1.
Таблица 1.
Отличие Федерального закона №44-ФЗ от , Федерального закона №94-ФЗ
Положение |
ФЗ №44-ФЗ |
ФЗ №94-ФЗ |
|
Неограниченный доступ к информации о проведении процедур, планов закупов |
Предусмотрен (статья 4) |
Отсутствует (из-за понятия коммерческой тайны) |
|
Институт общественного контроля за государственными закупками |
Запланировано создание общественного совета по контролю за государственными закупками (статья 102) |
Отсутствует. |
|
Институт контрактной службы заказчиков |
Запланировано создание подразделения, отвечающего за реализацию всего цикла закупок (статья 38) |
Отсутствует. |
|
Ответственность заказчиков |
Персональная ответственность за соблюдение требований закона (статья 107) |
Ответственность описана схематично. |
|
Определение поставщика |
Появились новые способы определения поставщика, такие как конкурс с ограниченным участие, двухэтапный конкурс, запрос предложений. |
||
Антидемпинговые меры |
В случаях, если участник предлагает заявку с ценой, ниже начальной максимальной цены на 25% и более, он обязан предоставить расчёт предлагаемой цены контракта и её обоснование (статья 37).
|
Отсутствуют. |
|
Электронно-цифровая подпись |
Использование усиленной электронно-цифровой подписи (статья 5, 60) |
Обычная электронно-цифровая подпись. |
|
Федеральный закон №44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок в части, касающейся:
- Планирования закупок, товаров, услуг;
- Определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
- Заключения контракта;
- Особенностей исполнения контракта;
- Мониторинга закупок товаров, работ, услуг;
- Аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;
- Контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации.
Статья 2 Федерального закона №44-ФЗ гласит, что помимо указанного закона, законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг основывается на положения Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также иных нормативных правовых актов, регулирующих данные отношения.
Гражданский кодекс Российской Федерации определяет особенности участия государства в гражданско-правовых отношения, использование норм о торгах, регулирует поставки товаров для государственных и муниципальных нужд, выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд.
Статья 123 Гражданского кодекса устанавливает, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования являются такими же равноправными субъектами гражданских правоотношений, как юридические и физические лица. Но государство как таковое неспособно приобретать и осуществлять гражданские права, а также создавать и исполнять обязанности. От имени государства всегда действуют государственные органы, а от имени муниципальных образований — органы местного самоуправления. Они отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, не отвечают по обязательствам друг друга.
Также Гражданский кодекс определяет, что торги могут проводиться в форме аукциона или конкурса. Из статьи 447 Гражданского кодекса следует, что конкурс — способ заключения договора, при котором договор заключается с участником, предложивший лучшие условия; аукцион — способ заключения договора, при котором договор заключается с участником, предложившим наибольшую цену. Гражданский кодекс устанавливает, что конкурс или аукцион, в котором принимает участие только 1 участник, признаются несостоявшимися. Конкурс или аукцион могут проводиться в открытой или закрытой форме. Эти положения нашли отражение в Федеральном законе №44-ФЗ, с тем только отличием, что при заключении государственного контракта, используется аукцион на понижение или «редукцион».
Особое внимание в Гражданском кодексе уделено вопросу размещения извещения о проведении торгов, которое, по своей сути, является публичной офертой (статья 437 ГК РФ), а также заявке на участие в торгах (акцепт).
Параграф 4 главы 30 Гражданского кодекса регулирует поставки товаров для государственных и муниципальных нужд. Специфику правового регулирования государственного и муниципального контракта на подрядные работы определяет параграф 5 главы 37 Гражданского кодекса.
Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает правила расходования бюджетных средств, поэтому он рассматривается как один из важнейших элементов системы государственных и муниципальных закупок.
1.3 Осуществление закупок
«Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) — совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Федеральным законом №44-ФЗ, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных Федеральным законом №44-ФЗ случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта» [6]
Ко всем участникам государственной закупки заказчик предъявляет единые требования. Так, к участию госзакупке не могут быть допущены организации, которые:
1. Не соответствуют требованиям, установленным федеральным законодательством к организациям, осуществляющим поставку товара, оказание услуг, выполнение работ;
2. Ликвидируются по решению суда;
3. Деятельность которых приостановлена;
4. Имеют недоимки по налогам и сборам;
5. Руководитель, член коллегиального исполнительного органа, или главный бухгалтер которых имеют судимости за преступления в сфере экономики (судимость не погашена или не снята);
6. Обладают исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если по контракту заказчик приобретает эти права;
7. Отсутствие между участников и заказчиком интересов (наличие близкого родства или свойства).
Для проведения государственных или муниципальных закупок заказчик образует комиссию по осуществлению закупок (может создаваться конкурсная, аукционная, котировочная комиссия, комиссия по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений или единая комиссия, выполняющая функции всех указанных выше комиссий) или привлекает специализированную организацию. В установленных законодательством случаях к процессу проведения государственной закупки могут привлекаться эксперты или экспертные организации.
Федеральный закон №44 предполагает следующие способы определения поставщика (см. таблицу 2.)
Таблица 2. , Способы определения поставщика
Конкурентные |
Неконкурентные |
||
Открытые |
Закрытые |
||
Открытый конкурс |
Закрытый конкурс |
Закупка у единственного поставщика |
|
Двухэтапный конкурс |
Закрытый двухэтапный конкурс |
||
Конкурс с ограниченным участием |
Закрытый конкурс с ограниченным участием |
||
Электронный аукцион |
Закрытый аукцион |
||
Запрос предложений |
|||
Запрос котировок |
|||
«Под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта» [6]
«Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта» [6]
Открытый конкурс. Открытый конкурс — способ определения поставщика, который проводится по умолчанию. Его запрещено проводить:
1. При необходимости проведения закупки таких товаров, работ или услуг, которые ввиду их особо характера способны соответственно поставить, выполнить, оказать лишь лица с достаточным квалификационным уровнем.
2. Если необходимо закупить товары, работы, услуги, которые содержатся в соответствующем перечне, утверждённом Распоряжением Правительства Российской Федерации №2019-р от 31 октября 2013 года.
3. Если необходимо объявить один из закрытых способов определения поставщика.
Признание открытого конкурса несостоявшимся:
1. Заказчик заключает контракт с единственным поставщиком, в случаях:
- a. Если по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка, которая признана соответствующей всем требованиям;
- b. Если по результатам рассмотрения заявок только одна заявка признана соответствующей всем требованиям;
2. Заказчик вносит изменения в план-график и осуществляет проведение повторного конкурса в случаях:
- a. Если по окончании срока подачи заявок не подано ни одной заявки;
- b. Если по результатам рассмотрения заявок комиссия отклонила все заявки.
В случае, если повторный открытый конкурс был признан несостоявшимся, заказчик вносит изменения в план-график и осуществляет закупку путём запроса предложений.
Процедура открытого конкурса предполагает проведение следующих этапов:
1. Подготовительный этап.
2. Приём заявок.
3. Рассмотрение заявок.
4. Заключение контракта.
Электронный аукцион — способ определения поставщика, при котором победителем признаётся участник, предложивший лучшую цену контракта, а сама процедура проводится на электронной площадке. Он проводится в случаях:
1. Обязательно: если осуществляется закупка товаров, работ, услуг, включённых в перечень, утверждённый Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2013 года №2019-р;
2. На усмотрение заказчика: закупка товаров, работ, услуг, не входящих в перечень, если в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ не предусмотрены закрытые способы определения поставщика.
Под электронной площадкой понимается сайт в сети Интернет, на котором проводятся электронные аукционы. До 2015 года федеральным законодательством утверждён следующий список электронных площадок:
1. Сбарбанк-АТС berbank-ats.ru
2. ОСЭТ zakazrf.ru
3. Единая электронная торговая площадка roseltorg.ru
4. РТС-Тендер rts-tender.ru
5. ЭТП «Госзакупки» ММВБ etp-micex.ru
Основные этапы электронного аукциона:
1. Получение усиленной электронной подписи;
2. Аккредитация участника;
3. Публикация электронного аукциона (извещение);
4. Работа с разъяснениями документации;
5. Обеспечение заявки, подача первой и второй части заявки;
6. Допуск участников к электронному аукциону;
7. Подача ценовых предложений;
8. Подведение итогов;
9. Заключение контракта.
Запрос котировок. Запрос котировок — способ определения поставщика, при котором победителем признаётся участник, предложивший наиболее низкую цену контракта в составе своей заявки. Данный способ определения поставщика может определяться в случаях:
1. Начальная максимальная цена контракта составляет не более 500 тысяч рублей;
2. Ежегодный объём закупок по данному основанию не должен превышать 10% средств, предусмотренных на осуществление всех закупок;
3. Общий объём закупок путём запроса котировок не должен превышать 100 млн. рублей.
Включает этапы, аналогичные этапам открытого конкурса.
Запрос предложений. Запрос предложений — способ определения поставщика, при котором победителем признаётся участник, предложивший лучшие условия контракта. Основания для проведения запроса предложений:
1. Договор энергосбережения или договор купли-продажи электроэнергии с гарантирующим поставщиком;
2. Заключение контракта на поставки спортивного инвентаря и оборудования, необходимого для подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации по олимпийским и паралимпийским видам спорта и участия в них;
3. Заключение федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранными фирмами относительно лечения российских граждан за пределами Российской Федерации;
4. Заключение контракта на оказание преподавательских услуг, а также услуг гидов, экскурсоводов с физическими лицами;
5. Закупки дипломатическими представительствами и иными заказчиками, осуществляющими свою деятельность за пределами Российской Федерации, если начальная максимальная цена контракта не превышает 15 млн. рублей;
6. Заключение контракта после расторгнутого по определённым основаниям иного контракта;
7. Закупка лекарств, необходимых пациенту по решению врачебной комиссии;
8. Признание открытого конкурса и электронного аукциона недействительными;
9. Закупка изделий народных художественных промыслов.
Запрос предложений включает следующие этапы:
1. Подготовительный этап.
2. Подача заявок.
3. Оценка предварительных предложений.
4. Направление окончательных предложений.
5. Изучение окончательных предложений.
6. Заключение контракта.
Заключение контракта с единственным поставщиком — предложение заказчика о заключении контракта, адресованное конкретному физическому или юридическому лицу. Заключение контракта с единственным поставщиком рассматривается законодательством не как обязанность, а как право заказчика (за исключением случае, когда данный способ определения поставщика используется после признания других способов несостоявшимися).
Федеральный закон №44-ФЗ предусматривает 37 случаев, при которых закупка может осуществляться данным способом. Рассмотрим некоторые из них:
1. Цена заключаемого контракта должна быть менее 100 тысяч рублей. При этом годовой объём контрактов, заключённых с единственным поставщиком, должен быть не более 2 млн. рублей. Или ежегодный объём контрактов, заключённых с единственным поставщиком не должен превышать 5% средств, предусмотренных на осуществление всех закупок, и годовой объём контрактов, заключённых с единственным поставщиком не должен превышать 50 млн. рублей.
2. Осуществляется закупка, предмет которой относится к деятельности естественных монополий.
3. Закупки в области медицины и в сфере ликвидации чрезвычайных ситуаций.
4. Закупки в области спорта, культуры, образования, науки:
- a. Закупки, осуществляемые организациями, занимающимися образовательной деятельностью, учреждениями культуры, целью которых является сохранение и популяризация объектов культурного наследия (при этом цена контракта не должна превышать 400 тысяч рублей);
- b. Контракты о поставке культурных ценностей разнообразного характера, направляемых для пополнения государственных музеев, библиотек, архивов, государственных фондов;
- c. Контракты о закупке произведений искусства и литературы, исполнений и фонограмм конкретных авторов, исполнителей, изготовителей у лиц, имеющих исключительные права на такие объекты интеллектуальной собственности.
5. И др.
Конкурс с ограниченным участием. Осуществляется тем же путём, что и открытый конкурс, но отличается тем, что заказчик имеет право устанавливать дополнительные требования к участникам. Дополнительные требования учитываются на этапе предквалификационного отбора, а не анализируются при оценке заявок.
Конкурс с ограниченным участием допускается в следующих случаях:
1. При закупке товаров, работ, услуг, которые ввиду их специализированного характера или сложности могут быть поставлены, выполнены, оказаны только ограниченным кругом лиц, обладающих соответствующей квалификацией (см. Перечень, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации №1089 от 28 ноября 2013 года).
2. Закупка работ и услуг, связанных с сохранением объектов культурного наследия, реставрацией музейных экспонатов с необходимостью допуска подрядчика к хранилищам, фондам и т.п.
Двухэтапный конкурс. Проводится при одновременном соблюдении следующих условий:
1. Конкурс проводится для заключения контракта на проведение научных исследований, проектных работ, экспериментов на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции, энергосервисного контракта, а также в целях создания произведения литературы и искусства (как результата интеллектуальной деятельности);
2. Для уточнения характера объекта закупки необходимо его обсуждение с участниками закупки.
Процедура подачи заявок происходит в два этапа:
1. Участниками подаются предварительные заявки без фиксации конкретной предполагаемой цены. Конкурсная комиссия проводит с участниками, подавшими заявки, обсуждение содержащихся в заявках предложений. Только после этого в конкурсную документацию вносится окончательные требования относительно объекта закупки, критериев его оценивания.
2. Лица и организации, принимавшие участие в первом этапе, направляют заказчику окончательный вариант заявки, в которой содержатся сведения о предполагаемых условиях исполнения контракта и цена.
Закрытые способы закупки: закрытый конкурс, закрытый аукцион, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием. При закрытых способах закупки информация о закупке сообщается заказчиком участникам путём направления приглашений узкому кругу лиц, которые соответствуют требованиям, установленным законом, и способны осуществить поставку указанных товаров, работ, услуг.
Закрытые способы применяются в случаях:
1. Закупка товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну,
2. Закупка товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержат в документации о закупке или в проекте контракта;
3. Заключение контрактов на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней и др. ценностей;
4. Закупка услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов.
Выводы по главе 1
Закупка товаров, работ, услуг в рамках контрактной системы — единственная разрешённая законодательством форма удовлетворения потребностей государственных и муниципальных органов с целью реализации ими функций государства и муниципальных образований соответственно.
Законодательная база, регулирующая процесс государственной и муниципальной закупки, включает около 40 нормативных правовых актов федерального уровня власти. Региональные и местные власти имеют право издавать свои правовые акты, не противоречащие федеральным и регулирующую данную отрасль.
Для определения поставщика используются неконкурентные и конкурентные способы. Конкурентные, в свою очередь, подразделяются на открытые и закрытые способы.
2.1 Республика Корея
Служба госзаказа Южной Кореи была создана в 2002 году и является основным ведомством по госзаказу при Министерстве стратегии и финансов Кореи. Основная задача службы госзаказа — формирование единой централизованной системы госзаказа, способствующей открытости и эффективности системы госзаказа, предоставляющей все услуги через сеть интернет.
Все центральные организации в соответствии с законодательством обязаны осуществлять закупки через Службу снабжения Республики Корея (за исключением покупок товаров менее 100 тыс.$ или в случае заключения государственных контрактов на строительство в размере 3 млн.$).
Что касается, региональных органов, то такие органы вправе заключать контракты через Службу государственного заказа Республики Корея, а также самостоятельно через систему закупок KONEPS. Следует отметить, что KONEPS является единственным официальным порталом в Южной Корее.
В 2013 году через систему KONEPS проведено 64% государственных закупок.
KONEPS — это кибер-рынок, где государственные организации и компании-поставщики совершают сделки с использованием интернет платформы. В системе KONEPS доступна вся информация о тендерах и ставках. Система госзаказа Кореи получила высокую оценку Организации экономического сотрудничества и развития в 2004 г., а также была отмечена наградой в области государственных услуг ООН в июне 2003 г. Система широко используется в Азии и была принята многими странами, например: Вьетнамом, Коста-Рикой, Монголией, Тунисом, а также в регионах Африки и Латинской Америки.
Все государственные закупки в Республике Корея для целей государственного регулирования делятся по следующим основаниям:
1. В зависимости от типа заказчика:
- органы государственной власти республиканского уровня;
- региональные органы власти и государственные организации (предприятия, учреждения).
2. В зависимости от стоимости закупки:
- более 100 тыс. долл. США для товаров (работ, услуг) и более
3 млн. долл. США для строительства;
- менее 100 тыс. долл. США для товаров (работ, услуг) и менее 3 млн. долл. США для строительства.
В состав системы KONEPS входит 4 функциональные подсистемы, обеспечивающие информационную поддержку полного цикла закупочных процедур:
1. e-Bidding. Подсистема e-Bidding обеспечивает размещение конкурсов в электронном виде и уведомлений участников, регистрацию конкурсных заявок участников, анализ и оценку поданных предложений, уведомление победителя.
2. e-Contracting. Подсистема e-Contracting предназначена для размещения и согласования контракта и контрактных документов в электронном виде, подписания контрактов в электронном виде (электронной подписью), анализа состояния исполнения контрактов.
3. e-Payment. Подсистема e-Payment обеспечивает автоматизированную поддержку расчетов в закупочных процессах. В подсистеме предусмотрены функции отслеживания состояния расчетов, как по основным контрактам, так и по комиссионным вознаграждениям. Подсистема e-Payment подключена к национальной финансовой системе (dBrain) для обеспечения информационного обмена с учетными процессами.
4. Online Shopping Mall. Отдельная подсистема Online Shopping Mall предназначена для осуществления закупок товаров и услуг общего назначения, необходимых для каждодневного функционирования государственных органов. Товары и услуги общего назначения заранее регистрируются доверенными поставщиками в Online Shopping Mall. Государственные органы могут напрямую заказывать данные товары и услуги по годовым контактам особого вида (MASS-контрактам) без необходимости заключения отдельных контрактов на каждую закупку.
Согласно проведенным замерам в 2013 году
- объем проведенных закупок через систему KONEPS составил $73млрд (64% от общего объема государственных закупок), в т.ч. $37,9 млрд. закупок осуществлено централизованно через Службу государственного заказа;
- существенно сократилось среднее время выполнения закупки (с нескольких дней до нескольких часов и даже минут);
- использование системы ежегодно позволяет экономить более $100млн. на операционных издержках.
Целью создания единой системы государственного заказа в Южной Кореи, как и в России, было завоевание общественного доверия путем повышения открытости и прозрачности системы государственного заказа, а также повышения эффективности закупок.
В 2012 году делегация Федеральной антипомонопольной службы России в рамках делового визита Южной Кореи посетила Национальное агентство по компьютеризации и обработке информации Южной Кореи и Службу государственного заказа Южной Кореи. Был произведён обмен опытом по вопросам государственного заказа. В результате встреч стороны договорились развивать российско-корейское сотрудничество и внедрять лучшие практики.
2.2 Федеративная республика Германия
Контрактная система Германии сформировалась во второй половине XX века. Закупки для государственных и муниципальных нужд регулируются бюджетным законодательством и рядом нормативно-правовых актов о закупках. Ввиду членства страны в Евросоюзе закупочная система опирается не только на национальные, но и на общеевропейские правовые нормы (директивы Еврокомиссии, включенные в законодательство ФРГ путем принятия соответствующих национальных законов).
В соответствии с общими принципами ЕС, немецкое законодательство о госзакупках распространяется не только на заказы государственных и муниципальных ведомств, но и на закупки коммерческих структур, занятых в сфере энергетики, транспорта, ЖКХ и почтовых услуг. Тендерное законодательство ФРГ не содержит протекционистских мер и запрещает оказывать предпочтение отечественным конкурсантам.
Полномочия в сфере регулирования и контроля государственных закупок распределены между несколькими ведомствами. Наибольший объем полномочий по регулированию государственных закупок — у министерства экономики. Это ведомство отвечает за разработку и принятие законопроектов и подзаконных нормативно-правовых актов (в частности, стандартных процедур, конкурсной и контрактной документации и т. д.), сбор и анализ информации о закупках, и ряд других вопросов. Минэкономики также представляет Германию по вопросам госзакупок в структурах ЕС и других международных организациях. Главным контролирующим органом является Счетная палата.
Само проведение закупок децентрализовано: в стране более 30 тыс. госзаказчиков федерального, регионального и муниципального уровней. Непосредственно за проведение тендеров отвечают специальные подразделения министерств и ведомств или федеральные ведомства, занятые в сфере централизованного снабжения. В целях борьбы с коррупцией в ФРГ практикуется назначение независимых чиновников, ответственных за размещение госзаказов.
Тендеры проводятся в форме открытых торгов, закрытых торгов, конкурентного диалога или переговоров. Предложения участников тендеров могут оцениваться по принципу минимальной цены (аукцион) или по нескольким критериям (конкурс).
В Германии существуют комитеты по государственным закупкам, формируемые из представителей власти (федеральной, региональной и местной) и коммерческих организаций. В рамках этих комитетов происходит обсуждение разрабатываемых в министерстве экономики законопроектов и проектов подзаконных правовых актов в сфере госзаказа. Кроме того, обсуждение нововведений в закупочной сфере ведется под эгидой общественной организации «Форум госзаказа», состоящей из ученых и экспертов в данной области. В частности, она ежегодно присваивает премию за лучшую научную работу, посвященную проблемам государственных закупок.
В Германии доминируют две модели организации закупочной деятельности: распределенная (децентрализованная) и централизованная. При распределенной модели каждое подразделение компании (департаменты, министерства и т.д.) проводит необходимые закупки самостоятельно. Централизованная модель предусматривает создание своеобразного закупочного центра, куда стекаются заявки на закупки от подразделений. В предельном случае централизации формируется специальное ведомство, отвечающее за все госзакупки. Плюсы и минусы обеих схем очевидны: распределенная модель весьма гибка, однако более затратна. Централизованная модель, обеспечивая низкие цены за счет крупнооптовых закупок, менее мобильна и не всегда учитывает нюансы в заявках на приобретение необходимых товаров и услуг.
Иногда часть государственного заказа резервируется для определенных категорий поставщиков, в частности — для малого бизнеса. Иногда с этой же целью крупные лоты умышленно делят на более мелкие.
Электронные государственные закупки. Практически все развитые страны уже сделали определенные шаги в направлении перехода к электронным государственным закупкам. В то же время, говоря об электронной поддержке последующих стадий проведения конкурса, нельзя не отметить, что достигнутые здесь результаты пока имеют весьма широкий разброс. Так, в Германии менее 10 лет назад только менее 5% государственных закупок было полностью реализовано по электронным каналам.
Торги. По итогам торгов контракт заключается с наиболее экономически выгодным участником. При этом под экономической выгодой в Германии понимается вовсе не снижение цены в результате проведения торгов, и не приобретение самых дешевых товаров, работ и услуг. Экономической выгодой считается приобретение качественных товаров по доступной цене. Такое сочетание может обеспечить опытный, свободный в финансовом плане и надежный поставщик. Но в момент подачи заявки все поставщики равны в соответствии с принципом открытой конкуренции.
2.3 Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии
Великобритания имеет наиболее богатый опыт государственных закупок.
Основа терминологии конкурсного размещения контрактов на выполнение подрядных работ была заложена именно здесь: тендер, тендерная документация, вскрытие тендеров и т.п.
Главным координатором закупок является Государственное казначейство, которое делегирует право распоряжения средствами отраслевым министерствам, при этом чиновник Казначейства, курирующий данный департамент, согласовывает отдельные расходы, а сами закупки входят в прерогативу отраслевых министерств. Министерства производят закупку товаров, работ и услуг всех подведомственных им органов и предприятий. Для этих целей у отраслевых министерств по всему Королевству есть склады в разных частях страны. Из этих складов происходит распределение товаров между государственными органами. Это позволяет:
- Избежать излишних расходов на содержание специалиста по закупкам в каждом из учреждений.
- Сэкономить бюджетные средства за счет проведения конкурсов и оптовых поставок.
- Избежать серьезных логистических проблем.
Основными критериями, которые применяются при определении наиболее приемлемого поставщика товаров, работ или услуг, являются:
- наиболее низкая цена;
- качество,
- цена,
- технические показатели,
- эстетические и функциональные характеристики,
- экологические характеристики,
- показатели эксплуатационных издержек,
- технико-экономическое обоснование,
- послепродажное и техническое обслуживание,
- сроки поставки товаров,
- сроки выполнения заказа.
При проведении аукционов на электронных торгах применяются следующие критерии:
- цена контракта (наиболее низкая цена);
- цена контракта и/или соответствие условиям конкурса (наиболее экономически приемлем).
Если цена, указанная в заявке на участии в процедуре определения поставщика для выполнения государственного заказа чрезвычайно низкая, государственный орган может отказаться от такого предложения.
Степень открытости торгов для иностранных участников:
- Фирмы и индивидуальные предприниматели из всех стран имеют право предлагать товары, работы, услуги для данных проектов, при этом фирма должна гарантировать наличие возможностей и ресурсов для надлежащего исполнения контракта.
— Необходимо отметить, что при заключении контрактов с иностранными организациями о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг государственные органы Великобритании заинтересованы и настаивают на том, чтобы в контракте содержалась оговорка о юрисдикции права Великобритании ввиду того, что судебное разбирательство по праву иностранного государства является потенциально более сложным и экономически невыгодным для британской стороны. В связи с этим в стандартных условиях контракта на выполнение государственного заказа предусмотрено, что право Великобритании имеет преимущественную силу при разрешении споров, и согласие с данными условиями является весьма важным при выборе поставщика.
- при заключении контракта на выполнение государственного заказа с иностранным поставщиком государственный орган должен проконсультироваться с юристами и получить положительное заключение.
Информационное обеспечение в области государственных закупок. Государственный орган, размещающий заказ, обязан опубликовать информацию, так, чтобы она была доступна всем потенциальным исполнителям. Общие условия наиболее крупных государственных заказов, стоимость которых превышает установленные в законодательстве Европейского союза пределы подлежат публикации в Официальном журнале Европейского союза и размещению в Интернет по адресу: www.ojec.com. Информация о тендерах и законодательстве Европейского союза в области государственных закупок размещена на официальном сайте Европейского союза в Интернет по адресу: www.europa.eu. Информация о закупках и публичные оферты на участие в тендерах размещены на официальных сайтах практически всех органов государственной власти.
Также, все организации, которые заинтересованы принять участие в конкурсах на выполнение государственных заказов, могут сделать подписку у различных Интернет-провайдеров на предоставление им в режиме «он-лайн» информации обо всех публичных офертах, публикуемых государственными заказчиками. Наиболее подробная информация о государственной политике в области государственных закупок размещается на официальном сайте архива OGC в Интернет по адресу: www.ogc.gov.uk., а также на официальном сайте National audit office (Государственный контроль): www.nao.gov.uk в разделе «Procurement».
2. 4 Предложения по внедрению мирового опыта размещения государственных и муниципальных заказов в российское законодательство
Сильная сторона системы государственных и муниципальных заказов Республики Кореи — наличие мощной единой информационной системы, в рамках которой совершаются все операции, связанные с определение поставщика, заключением контракта, проведение оплаты по контракту. Внедрение подобной системы в российскую закупочную систему позволило бы снизить уровень коррупции, ускорить процесс проведения государственной закупки.
Современная единая информационная система, применяемая в России, располагается на сайте http://zakupki.gov.ru. Одним из минусов этой системы можно назвать то, что часто происходят обновления сайта, вследствие чего система становится недоступной для пользователей. Другое отличие нашей системы от корейской в том, что в Корее процесс подписания контракта полностью автоматизирован в рамках электронной системы с помощью применения усиленной электронной подписи. В России нет чёткой регламентации подписания контракта, что позволяет заказчику и победителю закупки подписывать контракт или с помощью усиленной электронной подписи, или в бумажном варианте. Второй вариант приводит к тому, что после подписания договора, победитель закупки должен отправить документ заказчику. Для этого используются услуги почтовых сервисов. Из-за накладок в работах таких служб заказчик получает документацию позже оговоренного законом срока, из-за чего победитель закупки признаётся уклонившимся от заключения контракта и попадает в Реестр недобросовестных поставщиков. В российской судебной практике нередки случаи, когда поставщик вынужден доказывать в суде, что в том, что документы поступили к заказчику позже срока, нет его вины.
Возможность подписания контракта о поставках в рамках единой электронной системы позволили бы избежать подобных казусов, а также существенно сократили бы время, затрачиваемое сторонами на утверждение всей необходимой документации.
Также положительной стороной корейской информационной системы выступает возможность закупки товаров каждодневного пользования без заключения контракта. Этот способ сокращает время заказчика и исключает необходимость дополнительных затрат на ведение документации.
Сильной стороной немецкой системы государственных закупок можно считать наличие общественной организации «Форум госзаказа», которая занимается мониторингом процессов государственного заказа, предлагает пути совершенствования законодательства по этому вопросу. Члены Форума избираются из числа экономистов и учёных сроком на 5 лет.
Федеральный закон Российской федерации №44 также предусматривает возможность граждан и общественных организаций контролировать государственные и муниципальные отношения, выступать с правотворческими инициативами, но на данный момент в России нет подобной Германии организации, которая занималась бы вопросами совершенствования контрактной системы систематически и на постоянной основе.
Другой сильной стороной контрактной системы Германии является то, что особое внимание уделяется представителям малого бизнеса. В Росси номинально такое положение тоже есть, но при этом у нас нет правила разделять большие лоты на несколько лотов поменьше, которые могли бы реализовать малые предприятия.
Среди сильных сторон Великобритании хотелось бы отметить практику централизованной закупки отраслевыми министерствами для всех подчинённых органов и предприятий. В России реализовать такой проект в той же мере, что в Великобритании, было бы невозможно: ввиду огромной территории Российской Федерации и большого числа государственных органов министерства затрачивали бы на логистику и на хранение товаров средств больше, чем удалось бы сэкономить.
Но можно было бы рассмотреть возможность подобных централизованных закупок не по стране в целом, а в рамках отдельных субъектов или регионов, особенно уделив внимание тем территориям, в которых наблюдаются проблемы с транспортировкой грузов ввиду большой удалённости административного центра от городов; суровых климатических условий, влияющих на использование автомобильных дорог.