Занятость населения — это вовлечение людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде рабочими местами. Достичь такого положения, чтобы занято было все трудоспособное население невыполнимо, т.к. одни входят в рабочую силу, другие выходят из ее состава, третьих увольняют или они сами увольняются, четвертые еще ищут работу, т.е. совершается нормальное движение рабочей силы, часть которой на какой-то промежуток времени остается без работы.
Рынок труда и занятость населения находится на особенном месте в системе рыночных отношений. В основном социальные, экономические и демографические явления, проходящие в экономике рыночных отношений, целиком или отчасти, воспроизводят процессы, совершающиеся на рынке труда. Исходя из этого на рынке труда проводится купля-продажа рабочей силы, оценивается ее полезность и общественная значимость.
Проблемы занятости населения особенно первостепенны для экономики в России, находящейся перед необходимостью сохранить, увеличить и целесообразно использовать с максимальной выгодой имеющийся трудовой потенциал. Без этого нельзя в дальнейшем продвинуться России по пути рыночных преобразований и ее полнейшее объединение в систему международных экономических отношений.
Актуальность темы определена еще и тем, что перед Россией все актуальнее встает проблема формирования по сути новой политики регулирования занятости, верное выбранному направлению реформ. Нужно глубокое понимание практики упорядочивания рынка труда в регионах с учетом случившихся в последнее время трансформаций общеэкономической ситуации в России с целью формирования рекомендаций по реализации политики занятости.
Целью данной работы является обобщение и систематизация теоретических основ по проблеме занятости, показать сущность занятости населения, проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях.
Достижение поставленной цели потребовало решения целого ряда задач:
- раскрыть сущность категории «занятость» и механизм его функционирования;
- проанализировать специфику и особенность занятости населения, в том числе на основе теоретического материала;
- исследовать проблему занятости в условиях кризиса.
- рассмотреть особенность занятости в республике Карелия.
Объектом исследования является занятость населения.
Предметом исследования являются теоретические и практические проблемы, а также механизмы регулирования занятости в условиях современной России (на примере Карелии).
Доходы и уровень жизни населения в России
... занятости и вознаграждения за труд, меры по социальной защите работников, а, следовательно, обеспечивала бы человеку достойную жизнь. Основная цель данной работы - проанализировать динамику доходов и уровня жизни населения России. ... дохода, как и род занятий или деятельности, вид производства, условия труда, уровень формирования экономической политики в целом и политики доходов и заработной ...
В работе использованы труды отечественных ученых-экономистов по проблемам рынка труда и занятости населения, а также исследования ученых демографов, социологов, официального портала органов государственной власти республики Карелия, аналитические обзоры Минтруда РФ и его территориальных подразделений.
В курсовой работе использованы такие методы исследования как анализ литературных источников; анализ статистических данных, в том числе Интернет-источников.
1. Теоретические основы занятости населения
Занятость является одной из важнейших экономических характеристик рынка труда. Наиболее распространенным является представление о занятости как об основанном на общественном разделении труда социально-экономическом процессе приложения труда различных групп населения по сферам общественно-полезной деятельности: в общественном производстве, на учебе, и индивидуальном хозяйстве.
Категорию занятости необходимо рассматривать с двух позиций:
- как экономическую категорию;
- как социально-экономическую категорию
Вместе с тем занятость есть характеристика общественного производства, под которым понимается совместная деятельность работников, обладающих определенным набором качеств, по преобразованию предметов труда. Таким образом, занятость представляет собой механизм реализации взаимосвязей работников в процессе производства, то есть выступает социально-экономической категорией, и ее можно определить как социально-экономические отношения — соединения трудовых ресурсов со средствами производства.
Занятость населения сочетает все признаки сложного социально-экономического явления, без изучения научных основ которого невозможно решать задачи практического характера, связанные с разработкой мер, увеличивающих уровень жизни работающего населения, повышение производительности труда и его оплату.
1 Экономическое содержание занятости населения
Экономически активное население (ЭАН) — это часть населения страны в возрасте от 15 до 72 лет, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Экономически активное население состоит из лиц, занятых экономической деятельностью, и безработных .
Это понятие вошло в российскую литературу из международных
источников, и его применение следует связывать с внедрением в статистическую практику системы национальных счетов и переход с
года на данную систему расчетов российских статистических служб.
Но в связи с различием в подходах к изучению отношений между наемными работниками и работодателями в российской и западной литературе появился ряд спорных вопросов. Так, западные ученые отождествляют понятие “экономически активного населения” с понятием “рабочая сила”, в отечественных изданиях трактовка несколько иная. На сайте государственного комитета статистики Российской Федерации даются следующие методологические пояснения. Экономически активное население это сумма занятых в экономике и безработных. Под это определение подпадает и рабочая сила.
Экономически активное население является важной составляющей рынка труда, поэтому необходимо комплексное представление о том, какие категории граждан учитываются здесь, а какие включены в экономически неактивное население. Совершенно очевидно, что к ЭАН относятся занятые деятельностью, приносящей доход, и люди, официально признанные безработными. Но безработными по российскому законодательству, могут быть признаны лишь лица в возрасте от 16 лет и до достижения пенсионного возраста (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин).
Рынок труда и занятость населения
... вопросы формирования рынка труда, второй - сущность и проблемы занятости населения, а в третьей - практический аспект занятости в современных российских условиях. В конце работы в форме приложений представлена новая и новейшая оперативная информация ...
Таким образом, можно сделать следующий вывод: кроме занятых и безработных, ЭАН включает также подростков в возрасте до 16 лет, занятых активным поиском работы и тех, кто вышел на пенсию по возрасту, а также ищущих работу.
Данное положение дел еще больше увеличивает разницу между зарегистрированным и статистическим уровнями безработицы и затрудняет сравнение уровня занятости и уровня безработицы.
Далее необходимо рассмотреть сам термин “занятость населения”. В соответствии с российским законодательством, занятость — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход .
В современных экономических условиях государство отказалось от прямого централизованного управления занятостью. Постепенно формируется новая система воздействия на занятость — система регулирования занятости.
По роду деятельности всех занятых можно разбить на три основные группы:
- Занятые в экономике оплачиваемой деятельностью.
- Военнослужащие.
- Учащиеся на очных формах обучения.
В соответствии с Международным классификатором статуса занятости (МКСЗ-93) выделяют шесть групп занятого населения:
- наемные работники;
- работодатели;
- лица, работающие за свой счет;
- члены производственных кооперативов;
- помогающие члены семьи;
работники, не классифицируемые по статусу
1.2 Гибкие формы занятости населения
Сфера труда — важная и многоплановая область экономической и социальной жизни общества. Рынок труда в региональном аспекте, в отличие от макроуровня, позволяет более точнее выявить специфику формирования сложившихся трудовых отношений, определить источники недоиспользования трудового потенциала. Она охватывает как рынок рабочей силы, так и ее непосредственное использование в общественном производстве. Рынок труда имеет принципиальную особенность — его составляющими являются непосредственно живые люди, которые не только выступают носителями рабочей силы, но и наделены специфическими особенностями: психофизиологическими, социальными, культурными, религиозными, политическими и другими.
В реальной экономической жизни на динамику рынка труда оказывает влияние целый ряд факторов. Так, предложение рабочей силы определяется, в первую очередь, факторами демографическими уровнем рождаемости, темпами роста численности трудоспособного населения, его половозрастной структурой. В России среднегодовые темпы прироста численности населения также резко сократились с уровня примерно 1 процента в 70-80-е годы до минусовых значений в 90-е годы.
Наконец, необходимо отметить, что проблема занятости и безработицы неразрывно связана с происходящими структурными сдвигами в национальной экономике и мировом хозяйстве, демографическими и культурно-просветительными и другими процессами, а также имеющими место деформациями и инерционностью рынка труда. Изучение длительных тенденций на рынке труда показывает, что ежегодно происходит как значительный приток рабочей силы, так и заметные изменения в структуре свободных рабочих мест.
Институциональные аспекты рынка труда в РФ
... занятости. институциональная система рынок труда занятость Итак, что же понимать под институциональной системой, сложившейся (складывающейся) в стране? Экономическая деятельность ... а) эффективной занятости населения ... функционирования всего многообразия институтов. Далее, необходимо определить возникающие в процессе становления институтов, рынка труда ... категории занятого ... законодательную основу, называют ...
Рассмотрим более подробно виды занятости.
Эффективная занятость это занятость в социально ориентированной рыночной экономике, обеспечивающая достойный доход, здоровье человека, рост образовательного и профессионального уровня на основе роста общественной производительности труда.
Эффективная занятость нацелена на всестороннее развитие человека и отражает высокий уровень технической оснащенности, рентабельности производства, передовую организацию труда, высокую производительность и качество продукции. Она предполагает наличие работников и команды менеджеров, обладающих высоким профессионализмом и устремленных на высокоэффективную работу. Об эффективной занятости можно судить по тем процессам, которые имели место в России и происходят в настоящее время.
Продуктивная занятость представляется как занятость по созданию полезных благ и услуг, как для общества, так и для самого работника. Такой вид занятости характеризует деятельность работников производственной сферы, где результат измеряется такими количественными показателями, как объем произведенной продукции, количество реализованных товаров и услуг и выручкой от реализации.
Рациональная занятость предполагает оптимальное распределение занятых по отраслям производства и регионам страны с целью выпуска продукции и осуществления услуг, пользующихся спросом. В ее осуществлении важную роль играет маркетинг.
Зарубежные исследователи выделяют в настоящее время три маркетинговых стратегии занятости в промышленно развитых странах, исходя из признания тесной связи между темпами экономического роста, занятостью и производительностью. При сокращении темпов экономического роста занятость в большей или меньшей степени зависит от снижения или повышения показателей производительности труда в стране.
Самозанятость предполагает работу по собственной инициативе с применением или без применения наемного труда по производству различных потребительских товаров и оказанию услуг. При этом работник владеет определенными средствами производства, и сам организует свою работу.
Экономическая занятость подразумевает участие трудоспособного населения в общественном производстве, включая сферу услуг. От нее зависит экономический потенциал общества, уровень и качество жизни, социально-экономический и духовный прогресс каждой страны. Экономическая занятость подразумевает общественно-полезную деятельность людей по производству материальных благ и услуг (причем не только материальные, но и духовные, культурные, социальные услуги), деятельность, связанную с получением образования и повышением квалификации, благодаря этому занятость служит удовлетворению личных и общественных потребностей.
Таким образом, экономическая занятость — это общественно-полезная деятельность по производству общественного продукта, духовных, культурных, социальных услуг, подкрепленная конкретными рабочими местами и служащая источником дохода. Большинство исследователей рынка труда выделяют полную занятость, не означающую поголовную всеобщую занятость . В условиях рыночной экономики под полной занятостью понимается возможность каждого трудоспособного члена общества участвовать в общественно-полезном труде. При полной занятости число ищущих работу примерно соответствует количеству свободных рабочих мест, хотя они могут не совпадать по профессии и квалификации.
Политика государства в сфере занятости населения
... населения. 1.2 Формирование и регулирование рынка труда. В переходный период в России сформировался регионально сегментированный рынок труда с неэффективной структурой занятости. ... в рабочей силе высшей квалификации. Подобной рабочей силе в развитых странах мира в эпоху НТР абсолютное большинство работодателей и государственные ... экономику тоже называется рынком труда. Национальный рынок труда ...
Экономическая вовлеченность предполагает соответствие рабочих мест профессионально-квалификационному составу, образовательному уровню работников. Как отмечают российские экономисты, “при их несоответствии часть работников будет получать низкие заработки, не обеспечивающие нормальное существование, а государство, общество — недополучать ресурсы в бюджет и социальные фонды”. Вследствие этого, государство должно уделять особое внимание экономически низкоинтегрированным видам занятости.
Неполная занятость по определению 13-й Международной конференции статистиков труда (МКСТ), проходившей в 1982 году, ситуация, когда наемный работник занят недостаточно с точки зрения установленных нормативов рабочего времени или другой возможной работы, с учетом его квалификации (подготовки и опыта работы).
Данное определение подразумевает то, что работник в силу своей недогруженности теряет определенную часть потенциального дохода, а общество недополучает часть товаров и услуг в связи с существованием такого вида занятости. Здесь речь не идет о добровольной неполной занятости, когда работнику в силу своих интересов выгоднее иметь неполный рабочий день.
Скрытая занятость практически не поддается статистическому учету и характеризуется неполным использованием профессионально-квалификационных возможностей работника и низкой по сравнению с возможной производительностью труда. Исследование, выявление и количественное измерение невидимой неполной занятости требует изучения и анализа круга данных, который пока не определен. В резолюции 13-й МКСТ признается, что по практическим соображениям статистическое измерение неполной занятости можно ограничить ее видимой формой.
Непродуктивная занятость возникает, когда лица, сохраняющие статус занятых по договору о постоянной работе на предприятии или фирме за заработную плату, по каким-то причинам неизвестное время совсем не работают (например, в связи с приостановкой работы всего предприятия либо его отдельных участков), хотя продолжают числиться в списках штатного персонала. Этот вид занятости возник в России за годы реформирования, он не зафиксирован никакими международными стандартами и существует как свидетельство неотлаженности существующего рынка труда.
Вторичная занятость это дополнительная форма использования рабочей силы вовлеченного в трудовую деятельность работника. Такая занятость приносит трудящемуся дополнительный доход. Для современной России вторичная занятость распространена в связи с низким уровнем цены труда, при которой заработная плата работников среднего и низкого уровня квалификации находится на грани прожиточного минимума. Обеспечить в этих условиях приемлемый уровень жизни для себя и членов своей семьи работник может, толь ко реализуя возможности вторичной занятости.
Сезонная занятость обуславливается колебаниями производственной деятельности в зависимости от времени года. Данный вид занятости характерен для работников, занятых сельскохозяйственной деятельностью. Значительная часть лиц, занятых на сезонных работах, вынуждены обращаться в службы занятости или самостоятельно искать временную работу в период межсезонья. Хотя данный вид занятости является неизбежным по причине самого характера деятельности, экономически нецелесообразным его можно считать потому, что он порождает нежелательные процессы как с микроэкономической, так и с макроэкономической точек зрения. С точки зрения отдельного работника потеря даже временной работы, а значит и заработной платы, является большой проблемой для него и в материальном и в психологическом отношении. С точки зрения общества сезонная занятость сопряжена с недопроизводством части общественного продукта.
Государственное регулирование рынка труда
... исследования состоит в том, что проанализированы основные направления и механизмы государственной политики занятости и регулирования рынка труда, вопросы регулирования рынка труда Краснодарского края; разработать рекомендации, направленные на совершенствование регулирования рынка труда. Практическая значимость данной работы обусловлена ...
Глобальная занятость подразумевает деятельность в экономике страны в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях, на военной службе, в домашнем хозяйстве, в религиозных учреждениях и в других видах общественно-полезной деятельности.
Данный вид занятости не приносит человеку достаточного дохода и в большинстве случаев возникает необходимость поиска дополнительных источников дохода.
2. Занятость населения в современных условиях
В современный период занятость в России имеет ряд характерных особенностей, отличающих ее от положения в странах с развитой рыночной экономикой. Таких особенностей несколько.
- Огромные масштабы неполной занятости, связанные с быстрым спадом производства и стремлением предприятий и организаций сохранить основной состав занятых.
- Наемный характер труда абсолютного большинства занятых работников. Быстрое акционирование предприятий предполагало определенные изменения положения трудящихся на них работников.
- Недостаточный уровень квалификации и профессионализма работников.
Несмотря на высокий уровень образования, рыночная экономика повышает требования к квалификации, профессионализму работников, которые не отвечают современным требованиям.
— Ухудшение качества рабочих мест. В связи с резким сокращением капитальных вложений работа идет на все более стареющем оборудовании. Оснащенность рабочих мест ухудшается. Резко ослабло внимание к организации труда на производстве. В результате увеличивается число аварий, производственного травматизма, растет число профессиональных заболеваний, случаев получения инвалидности на производстве.
- Резкое снижение производительности труда. Падение темпов развития производства вызвало резкое снижение производительности труда во всех отраслях производства и сфере обслуживания.
— Снижение стимулов к труду. В последние годы разрушена система организации заработной платы. Ее величина в денежном выражении все меньше связывалась с результатами труда и возрастала в определенной мере только в связи с ростом цен, с увеличением инфляции. Произошло обесценивание высококвалифицированного труда в массовых масштабах.
— Рост нарушений трудовых прав занятых. С трансформацией российской экономики, увеличением числа частных и смешанных предприятий происходит рост нарушений трудовых прав занятых. Это находит свое выражение в произвольном увеличении продолжительности рабочего времени, случаях неоплаты времени отсутствия по болезни, необоснованном увольнении и в нарушениях других трудовых прав граждан.
Современное состояние службы занятости населения в Российской Федерации
... ее конкурентоспособности. Расширение гибкости рынка труда как по формам занятости, так и по режимам труда. Максимально возможное привлечение безработных к общественным и другим временным работам. Совершенствование учета безработных и предоставления пособий. ...
- Большие региональные, отраслевые и профессиональные различия в области занятости населения. Эти различия определяются многими причинами и постепенно увеличиваются.
- Наличие необходимых ресурсов для развития производства и занятости населения .
Несмотря на обостряющееся положение с занятостью, в России имеются огромные возможности для увеличения числа занятых граждан и роста эффективности и производительности труда. Наша страна обладает огромными сырьевыми ресурсами, богатыми залежами полезных ископаемых, охватывающими все известные виды, самыми большими в мире лесными запасами, огромными массивами используемых и заброшенных земель, значительными, хотя и устаревшими основными фондами, высоким научным потенциалом. Таким образом, занятость населения — это важнейший показатель обеспеченности его трудоспособной части работой, выполнение которой дает доход, т.е. заработную плату, предпринимательскую прибыль и другие виды доходов. Занятость населения имеет важное значение и в развитии общества. Росстат подвел итоги выборочного обследования населения по проблемам занятости по состоянию на вторую неделю июля 2011 года. Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в июле 2011 г. составила 76,6 млн.человек, или более 54% от общей численности населения страны. В численности экономически активного населения 71,6 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 5,0 млн.человек — как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).
Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) в июле 2011 г. составил 6,5%.
Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения обследуемого возраста) в июле 2011 г. составил 64,6%.
По сравнению с июнем 2011 г. численность занятого населения увеличилась на 199 тыс. человек или 0,3%,численность безработных за этот период увеличилась на 401 тыс.человек или на 8,7%. Рост численности безработных в июле 2011 г. по сравнению с июнем 2011 г. вызван выходом на рынок труда выпускников учебных заведений. Так, в июле 2011 г. доля лиц в возрасте 15-19 лет среди безработных составила 8,6% и была выше, чем в июне 2011 г. на 2,2 процентных пункта. Доля лиц в возрасте 20-25 лет — 21,9%, выше, чем в июне 2011 г. на 1,3 процентных пункта. Доля лиц, не имеющих опыта работы, увеличилась на 4,4 процентных пункта. По сравнению с июлем 2010 г. численность занятого населения выросла на 253 тыс.человек, численность безработных сократилась на 233 тыс.человек, или на 4,4% (в сопоставимой методологии).
Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 3,6 раза превышает численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце июля 2011 г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 1384 тыс.человек. Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости, 64,7%безработных ищут работу самостоятельно без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращаются в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в июле 2011 г. составила 33,1%, среди безработных женщин — 38,0%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых — его используют более половины безработных.
В ГКУ «Центр занятости населения Мостовского района»
... и управленческой деятельностью ГКУ «Центр занятости населения Мостовского района» В процессе подготовке отчета по практике использовались материалы бухгалтерской отчётности, справочная и учебная литература. Место прохождения практики: ГКУ «Центр занятости населения Мостовского р-на», отдел ...
2.1 Проблемы занятости в условиях кризиса
Экономический кризис, начавшийся осенью 2008 г., привел к почти двоекратному росту безработицы (с 5,6% летом 2008 г. до 9,5% в феврале 2009 г.).
Однако пиковые показатели весны 2009 г. (уровень общей безработицы — 10%, зарегистрированной — 3,5%) не дотягивают до худших показателей 1990-х (13% и 4% соответственно).
Новый кризис затронул региональные рынки труда в разной степени. Во-первых, разными были темпы промышленного спада. Сильнее всего пострадали промышленные регионы металлургической и машиностроительной специализации, в большинстве из них производство сократилось на 20-39% (январь-май 2009 г. к аналогичному периоду 2008 г.) Среди регионов машиностроительной специализации есть не вышедшие из депрессии, для них это был двойной удар. Черты депрессивности сохранили и многие дальневосточные регионы, и хотя в них промышленный спад был минимальным (после тяжелого кризиса 1990-х фактически нечему падать), их рынок труда находился в худшем состоянии и поэтому более уязвим. Даже сильный промышленный спад не всегда приводит к массовой безработице, поскольку есть альтернативная форма снижения издержек работодателя путем сокращения оплаты труда. В России эта форма широко распространилась с 1990-х гг. в виде длительных задержек выплаты зарплаты, административных отпусков, неполной рабочей недели и др. В ходе нового кризиса с задержками зарплаты пытаются бороться и, по официальной статистике, в крупных и средних предприятиях и организациях их объем невелик. Однако никто не знает, каких масштабов достигают невыплаты в малом бизнесе и неформальном секторе экономики. Административные отпуска и неполная рабочая неделя используются очень широко, в машиностроении такой режим охватывал весной 2009 г до 20% занятых (хотя в целом по экономике — не более 4% занятых по данным официальной статистики).
Вследствие использования альтернативных форм снижения издержек бизнеса даже в наиболее пострадавших от кризиса регионах рост безработицы может быть умеренным. К тому же региональные власти всячески препятствуют высвобождению, порой с помощью прокуроров.
Во-вторых, сократилась и «беловоротничковая» офисная занятость, сильнее всего — в крупнейших городах. В этой сфере доминирует именно высвобождение, а не урезание зарплат. Но на рынках труда крупнейших городов намного больше альтернативных рабочих мест, и, к тому же, докризисный уровень безработицы был очень низким. Высвобождаемые чаще всего находят другую работу, реже пополняют ряды безработных, но при исходно низком уровне даже быстрый рост безработицы не критичен.
В-третьих, масштабные сокращения произошли в неформальной экономике. В секторе рыночных услуг и в строительной отрасли крупных городов заняты трудовые мигранты из других стран, причем часто нелегальные, поэтому масштабы высвобождения неизвестны, тем более что немалая часть трудовых мигрантов возвращается домой. Те же проблемы, но уже для российских граждан, характерны для республик Северного Кавказа, где из-за дефицита рабочих мест широко распространено отходничество. В кризис сократились возможности найти работу в других регионах (строительство, агросектор, торговля), напряженность на рынках труда республик юга выросла. Но измерить изменения также сложно, поскольку трудовые мигранты из Северного Кавказа до кризиса работали преимущественно в неформальном секторе экономики.
Труд: содержание и особенности. Рабочая сила
... и сложности труда, занятости женщин и детей. Стоимость рабочей силы проявляется в виде заработной платы, на которую дополнительно оказывают влияние ситуация в экономике и на рынке труда. В период ... экономического подъёма и повышенной занятости ...
2.2 Особенность занятости в республике Карелия
По данным государственной службы занятости, на 1 декабря 2010 года в республике было зарегистрировано 10,0 тыс. человек, не занятых трудовой деятельностью, в том числе 8,4 тыс.безработных (на 32,3% меньше, чем год назад).
Из них 7,3 тыс.человек было назначено пособие по безработице.
Потребность организаций в работниках, заявленная в службу занятости, составила на конец ноября 3286 человек или 174,1% к соответствующему периоду предыдущего года.
Нагрузка незанятого населения на 1 заявленную вакансию составила 3 человека, что в 2,5 раза меньше, чем год назад.
Снизились масштабы неполной занятости. По данным на 1 декабря 2010 года работали неполный рабочий день, находились в простое или вынужденных отпусках 1066 чел., что на 2787 чел. меньше, чем в конце февраля (максимум 2010 года — 3853 чел.).
В посткризисном 2010 году, несмотря на позитивные сдвиги в экономической сфере региона и на установленные параметры общей и регистрируемой безработицы, республиканский рынок труда восстанавливался медленно.
В силу того, что две трети населения проживает в южных районах Карелии и г.Петрозаводске, ситуация с занятостью в северных районах Карелии складывается особенно сложная. Противоречия между сложившейся в период индустриализации системой расселения и современной структурой экономики, а значит, и занятости, не снижают социальной напряженности на отдельных территориях муниципальных районов и городов.
Снижение численности занятых в экономике региона в условиях финансово-экономического кризиса несколько уменьшило остроту проблемы обеспечения экономики республики кадрами, однако вопрос дисбаланса спроса и предложения рабочей силы по профессионально-квалификационным параметрам не потерял свою актуальность.
На сегодняшний день в республике работодателям остро необходимы квалифицированные рабочие и инженерные кадры, а вот потребность в неквалифицированной рабочей силе по сравнению с предыдущими годами сократилась.
На рабочие профессии приходится 68,8% от общего числа вакансий, в то время как среди безработных граждан 38,4% имеет высшее или среднее профессиональное образование.
Каждый третий безработный проживает в сельских районах, при этом на данные территории приходится менее 20% свободных вакансий, из них преимущественно за счет временных рабочих мест в рамках спецпрограмм, организуемых при участии органов службы занятости.
Кроме того, демографическая ситуация в республике складывается не в пользу развития рынка труда. Начиная с 2005 года, численность населения в трудоспособном возрасте сократилась с 453,1 тыс. чел. до 432,3 тыс. чел.
В экономике республики продолжаются процессы сокращения рабочих мест. По данным еженедельного мониторинга, проводимого Министерством труда и занятости Республики Карелия в части предстоящих увольнений в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 28 ноября 2008 года № 682, в 2010 году потеряно 3566 рабочих мест в связи с высвобождением работников, еще 952 работника могут потерять работу до конца года и уже предупреждены о предстоящем увольнении.
Наиболее масштабные высвобождения уже прошли до конца 2010 года в целлюлозно-бумажном производстве, лесном хозяйстве и деревообработке, в добыче полезных ископаемых, на транспорте и связи, в сфере ЖКХ, социальной сфере (образование, здравоохранение), в области государственного управления и обеспечения военной безопасности, торговле.
Процессы высвобождения продолжались и в 2011 году. Связаны они как с подготовкой к реализации комплексных инвестиционных проектов, проектов реструктуризации и модернизации предприятий, так и с запланированными реорганизационными процессами в силовых структурах, в организациях бюджетной сферы.
По-прежнему острой остается проблема трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования, усугубленная кризисной ситуацией в экономике.
По данным Министерства образования Республики Карелия в 2011 году планировалось выход на рынок труда 5945 выпускников профессиональных образовательных учреждений (2216 — высшего, 1816 — среднего, 1913 — начального профессионального образования).
По прогнозам Министерства труда и занятости Республики Карелия не менее 900 из них обратилоь за содействием в поиске работы в органы службы занятости населения. Из всей прогнозируемой по заявкам работодателей потребности в кадрах более половины приходиться на долю начального профессионального образования. Специалисты со средним профессиональным образованием требуются в меньшей степени, наличие высшего образования в последние годы воспринимается как необходимая общественная норма. Работодатели заинтересованы в высшем образовании и рассчитывают получить, прежде всего, грамотного, обучаемого работника. Существует значительный разрыв в профессионально-квалификационном разрезе. Предложения же образовательных учреждений по уровням профессионального образования,то есть выход на рынок труда выпускников этих учреждений, абсолютно не совпадает с потребностями рынка труда. Наиболее сложная проблема в ближайшее время- это переход системы профессионального образования на подготовку кадров под потребности. Необходима корректировка по объёмам приёма в учреждения профессионального образования разных уровней. Кроме этого, для сближения предложений рынка образовательных услуг и спроса работодателей необходима корректировка и в разрезе профессий и специальностей, т.е. потребуется изменение профилей подготовки кадров и, соответственно, переоснащение и развитие учебно-производственной базы образовательных учреждений.
В целях защиты регионального рынка труда была продолжена работа по сокращению привлечения иностранной рабочей силы в республику. На 2009 год квота для Республики Карелия составила — 1717 разрешений на работу иностранным гражданам. Сводные предложения работодателей о потребности в привлечении иностранной рабочей силы на 2010 год, заявленные в 2009-2010 годах, составили 2958 человек. Межведомственной комиссией по вопросам внешней трудовой миграции, привлечения и использования иностранных работников при рассмотрении целесообразности привлечения иностранных работников на 2010 год было отклонено привлечение 1538 трудовых мигрантов. В результате, квота на привлечение иностранной рабочей силы для Республики Карелия на 2010 год составила 1420 разрешений на работу.
На 2011 год квота для Республики Карелия составляет 1298 разрешений на работу. При рассмотрении заявленной потребности работодателей на 2011 год привлечение 891 иностранного трудового мигранта было признано нецелесообразным.
В зависимости от развития ситуации на рынке труда в рамках антикризисных мер Правительством Республики Карелия будут подготовлены предложения по корректировке квоты на привлечение иностранной рабочей силы на 2011 год. Освободившиеся при этом рабочие места через органы службы занятости населения будут предложены гражданам Российской Федерации.
В условиях выхода экономики Карелии из кризиса, несмотря на позитивные сдвиги в экономической сфере, реализация антикризисных мер будет продолжена. Основные приоритеты реализации Региональной программы поддержки занятости в 2011 году сосредоточены на поддержании предпринимательской инициативы безработных граждан и создании новых рабочих мест в сфере малого бизнеса.
Реализация ведомственной целевой программы «Содействие занятости населения Республики Карелия на 2010-2012 годы» позволила в 2011 году:
- трудоустроить при содействии службы занятости 20,0 тыс. человек;
- в том числе в рамках специальных программ содействия занятости безработных и ищущих работу граждан — 3,0 тыс.человек;
- направить на профессиональное обучение по профессиям, востребованным на рынке труда, — 3,2 тыс. человек.
В 2011 году одной из важнейших задач для органов службы занятости населения недопущение развития застойной безработицы и обеспечение как можно более раннего выхода граждан из состояния безработицы.
В результате принимаемых мер в 2011 году численность регистрируемой безработицы (среднемесячная), не превысила 10,7 тыс. чел., или 2,8% к экономически активному населению.
Для дальнейшего решения проблем на рынке труда Республики Карелия, возникших в результате негативных последствий мирового финансового кризиса, необходимы взаимодействие и согласованность действий всех заинтересованных сторон, в том числе органов исполнительной власти Республики Карелия, органов местного самоуправления и работодателей. Инструментом улучшения взаимодействия, выработки общих подходов всех заинтересованных структур и ведомств к улучшению ситуации на рынке труда является данная Программа.
По данным на 1 декабря 2010 года в ходе реализации Программы содействия занятости населения и Региональной программы поддержки занятости населения в Республике Карелия в 2010 году службой занятости населения республики в общей сложности создано и сохранено 8103 рабочих места.
Наибольшее количество новых рабочих мест создано в торговле — 393 места в связи с открытием в районах республики сетевых магазинов «Магнит», «Дикси», «Семья», «Великолукские мясные продукты» и др.
Из крупных объектов ожидается ввод в эксплуатацию:
- завода по производству пищевой продукции на фруктово-ягодной основе (ООО ПК «Ягода Карелии») (94 — 100 рабочих мест);
- свиноводческого комплекса «Кондопожский» (22 рабочих места);
- гостиницы «Онего — Палас» (200 рабочих мест).
Ожидается, что период с 2011 по 2013 годы станет периодом постепенного наращивания темпов инвестиционного развития в регионе.
Достигнуть прогнозных параметров инвестиций в 2011-2013 годах предполагается за счет реализации:
- крупных инвестиционных проектов: ООО «Корунд» (организация производства теплоизоляционных плит различной плотности на основе базальта в г. Кондопоге, объем инвестиций — 1,7 млрд. рублей), ООО «Сведвуд Карелия» (строительство мебельной фабрики;
- 2 млрд. рублей), ООО ДОК «Калевала» (организация производства древесных плит;
- 8 млрд. рублей), ОАО «ФСК ЕЭС» (строительство транзитной высоковольтной линии напряжением 330 кВ между Кольской АЭС Мурманской области и Ондской ГЭС;
- 4,5 млрд. рублей), ОАО «Сегежский ЦБК» (проект модернизации целлюлозного производства «Белый медведь» с объемом инвестиций 56,5 млрд. рублей и сроком ввода за прогнозным периодом);
- корпоративных инвестиционных программ ОАО «Карельский окатыш» (3,6 млрд. рублей) и ОАО «Кондопога» (1,2 млрд. рублей);
- инвестиционных мероприятий федеральных адресной инвестиционной и целевых программ, региональной адресной инвестиционной программы (11,3 млрд. рублей).
В создавшихся условиях малый бизнес стал одним из самых динамичных секторов экономики республики. По данным Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия в 2009 году на территории республики было зарегистрировано 2824 индивидуальных предпринимателя. За 6 месяцев 2010 года число зарегистрированных предпринимателей составило 1913 человек, из них 705 человек (40%) открыли собственное дело при содействии органов службы занятости населения, получив субсидию из федерального бюджета на эти цели в рамках Региональной программы поддержки занятости населения в Республике Карелия на 2010 год.
В условиях выхода экономики Карелии из кризиса, несмотря на позитивные сдвиги в экономической сфере, реализация антикризисных мер будет продолжена, но с некоторым смещением акцентов и включением новых направлений, касающихся структурных изменений на рынке труда. Основные приоритеты реализации Региональной программы поддержки занятости в 2011 году будут сосредоточены на поддержании предпринимательской инициативы безработных граждан и создании новых рабочих мест в сфере малого бизнеса.
Для дальнейшего решения проблем на рынке труда Республики Карелия, возникших в результате негативных последствий мирового финансового кризиса, необходимы взаимодействие и согласованность действий всех заинтересованных сторон, в том числе органов исполнительной власти Республики Карелия, органов местного самоуправления и работодателей. Инструментом улучшения взаимодействия, выработки общих подходов всех заинтересованных структур и ведомств к улучшению ситуации на рынке труда является региональная программа поддержки занятости населения в республике Карелия на 2011г, разработчиками которой является министерство труда и занятости республики Карелия.
кризис гибкий рынок труд
Заключение
Проводя курс на эффективную занятость, необходимо обеспечить простор для трудовой мобильности высвобождаемых работников к лучшим условиям занятости, создать их заинтересованность в переквалификации, исходя из потребностей рынка труда, и предоставлять достаточные гарантии только тем трудящимся, которые по объективным причинам не могут быть использованы на производстве, включая оказание им трудовой и материальной помощи в случае вынужденной безработицы.
Предоставляемые гарантии должны стимулировать активный поиск работы. Развитие сферы и форм занятости происходит вне государственного производства, по законам рынка труда. В этих условиях неизбежно возникает новая ситуация, когда предприятия будут вынуждены соревноваться за привлечение лучших работников. Но вместе с тем необходима общественная помощь тем, кто оказался слабее в этой конкуренции. Эти люди могут рассчитывать на поддержку государства через систему социальных гарантий.
Список использованной литературы
1. Эффективная занятость населения в регионе. / И.В. Жилкин. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 145 с.: 60×88 1/16. — (Научная мысль)
- Экономика труда: Учебник//Под ред. Архипова А.И., Карпухина Д.Н., Кокина Ю.П. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2009. — 559 с. —
- 1Труд и занятость в Карелии: Статистический сборник / Карелиястат.
— Петрозаводск, 2007. С. 7-14. Возрастно-половая структура населения Республики Карелия: Статистический сборник / Карелиястат. -Петрозаводск, 2010. С. 3.
- Агабенян А. Мировая экономика и международные отношения;журнал,2012,№2.стр 105-114
- В.А.
Гуртова . Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: сборник докладов, Петрозаводск 2011г.книга 1.
- В.А. Гуртова . Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: сборник докладов, Петрозаводск 2011г.книга 2.
- Вопросы социального обеспечения: журнал.2011,№8.Стр.4-5.
- Коровкин А.Г.
Проблемы прогнозирования,2011,№6 стр.72-85.
- Узякова Е.С. Проблемы прогнозирования ,2011. Стр.89-101.
11. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.government.ru / — Интернет — портал Правительства Российской Федерации// Банк документов// Распоряжение от 15 августа 2008 г. №1193-р// Приложение к Распоряжению от 15 августа 2008 г. №1193-р <http://www.government.ru/media/2009/6/18/5870/file/1193.doc>