Водный налог и перспективы развития

Список использованной литературы:

Введение

С 1 января 2005 года на территории Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон от 28.07.2004 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации, изменениях в статью 19 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации».

Данный федеральный закон означает введение в действие в НК РФ главы 25.2. «Водный Налог».

Водный на­лог относится к системе ресурсных платежей рентного характера. Этот платеж существовал еще в советское время, преследуя цель стимулировать потребителей к экономному пользованию водными ресурсами. Однако данный платеж носил символический характер. Суммы era были незначительны, поэтому для бюджета он не мог рассматриваться как полновесный доходный источник. Не отражается этот платеж и на финансовом состоянии хозяйствующих субъектов.

В 1997 г. законодатели России предпринимали попытки принести методику взимания этого налога в соответствие с Водным кодексом РФ, где были обозначены его правовые нормы формирования и внесения в казну государства. Тогда же в проект НК РФ был внесен специальный раздел, где плата за воду определена как водный налог. Принятие НК РФ неоднократно переносилось, а самостоятельный законопроект о водном налоге до сих пор находится на стадии со­гласований. Этот вопрос решается с принятием части второй НК РФ.

Налог введен в 1998 г. в соответствии с Федераль­ным законом от 06.05.1998 «О плате за пользование вод­ными объектами» и призван, наряду с чисто фискальными целями, — пополнить доходы федерального бюд­жета и бюджетов субъектов Федерации, решить две важнейшие задачи. Во-первых, этот налог нацелен на рациональное и эффективное использование налогопла­тельщиками водного пространства и водных ресурсов страны, на повышение ответственности за сохранение водных объектов и поддержание экологического равно­весия. Во-вторых, данный налог имеет строго целевое назначение — не менее половины собираемых сумм федеральные и региональные органы власти обязаны направлять на мероприятия по восстановлению и охране водных объектов.

С 1 января 2005 года вступила в силу новая глава НК РФ — глава 25.2 «Водный налог». Этот налог заменил существующую плату за пользование водными объектами. Новая глава НК РФ увеличивает ставки и отменяет региональные льготы.

15 стр., 7164 слов

Виды налогов в Российской Федерации

... успешного решения проблем стоящих перед страной. ГЛАВА I. Классификация налогов РФ, Принципы налогообложения Основы ныне действующей налоговой системы Российской Федерации заложены в 1992 г., когда ... минерально-сырьевой базы, плата за пользование водными объектами, подоходный налог с физических лиц, налог на игорный бизнес, платежи за пользование недрами, гербовый сбор, государственная ...

Целью моей работы является изучение актуальных вопросов, связанных с введением водного налога. Исходя из цели, ставятся следующие задачи:

  • ? рассмотреть понятие водного налога;
  • ? проанализировать особенности уплаты и исчисления водного налога;
  • ? изучить налоговую декларацию по водному налогу;
  • ? в заключении сделать выводы.

Объектом работы являются отношения, складывающиеся в процессе взимания водного налога. Предметом – законодательство о водном налоге.

Работа состоит из введения, глав основной части, выводов (заключения), списка литературы и приложений.

Теоретико-методологическую базу исследования составили четыре группы источников. К первой группе отнесены законодательные акты, регламентирующие положения, касательно исследуемой проблемы. Ко второй отнесена учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература).

К третьей отнесены научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике. И к четвертой отнесены специализированные Интернет-сайты.

1. История возникновения и сущность водного налога

1.1. Введение водного налога в налоговую систему РФ

Пользование водными ресурсами регулируется Водным кодексом Российской Федерации (Фе­деральный закон от 16.11.1995 № 167-ФЗ, далее — ВК РФ).

Как и при эксплуатации любого другого природного ресурса, пользование запасами поверхностных и подземных вод, находящих­ся в водных объектах, производится при условии внесения определенных платежей.

На момент вступления в силу ВК РФ плата за пользование водными объектами взималась в форме платы за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных сис­тем, которую уплачивали организации еще в советское время.

В соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» плата за воду относилась к региональным налогам.

Плата за воду вносилась в бюджет промышленными предприятиями, причем не только заби­равшими воду для собственных нужд непосредственно из водохозяйственных систем, но и по­лучавшими воду от других промышленных предприятий или от предприятий коммунального хозяйства. Расчет платы осуществлялся на основе тарифов на воду, забираемую из водохо­зяйственных систем (поверхностные и подземные источники), исходя из базового тарифа в размере 1,15 коп. за 1 куб.м — за забор воды из поверхностных водных объектов, 2 коп. за 1 куб.м — за забор воды из подземных водных объектов, а по конкретным водным объектам применялись доплаты или скидки с базового тарифа с учетом дефицита водных ресурсов.

За сверхлимитный забор воды предприятия должны были исчислять плату в пятикратном размере, за исключением предприятий теплоэнергетики, использовавших воду на нужды ох­лаждения агрегатов и исчислявших плату за забор воды в пределах утвержденного лимита в размере 30 % от тарифа, а за сверхлимитный забор — в размере полного тарифа.

Отдельные виды водозабора освобождались от платы, например, отпуск ранее забранной воды другим потребителям, забор воды рыбоводными заводами и прудовыми хозяйствами, за­бор морских вод, забор подземных минеральных, теплоэнергетических и промышленных вод.

5 стр., 2302 слов

Водный налог

... решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации. водный налог ставка объект Объекты налогообложения Объектами налогообложения водным налогом забор воды из водных объектов; использование акватории водных объектов, за исключением ...

В 1998 году плата за воду, забираемую из водохозяйственных систем, была заменена феде­ральным налогом — платой за пользование водными объектами, введенной Федеральным зако­ном от 06.05.1998 № 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами». Для субъектов Рос­сийской Федерации плата за пользование водными объектами вводилась с момента утвержде­ния конкретных ставок платы по водохозяйственным бассейнам и категориям водопользова­телей.

Плательщиками платы за пользование водными объектами были признаны не только про­мышленные предприятия, но и все организации, а также предприниматели, осуществляющие специальное пользование водными объектами, подлежащее лицензированию. Помимо забора воды, вышеуказанный Федеральный закон рассматривает в качестве объекта платы сброс вод, пользование акваторией водных объектов, а также пользование водными объектами для удов­летворения потребностей гидроэнергетики в воде.

Федеральный закон «О плате за пользование водными объектами» первоначально не распро­странялся на забор (добычу) вод из подземных водных источников, поскольку за забор выше­указанных вод уплачивались платежи за право на пользование недрами и отчисления на вос­производство минерально-сырьевой базы в соответствии с Законом РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».

С 1 января 2002 года пользование подземными водными объектами признано объектом обло­жения платой за пользование водными объектами, за исключением минеральных, термальных и промышленных вод, добыча которых облагалась налогом на добычу полезных ископаемых.

Определены перечень видов водопользования, не признаваемых объектом обложения этой платой, и случаи, когда исчисление платы осуществляется в пониженном размере.

Федеральный закон «О плате за пользование водными объектами» действовал до конца 2004 года, а с 1 января 2005 года в Российской Федерации ввелся водный налог, предусмот­ренный главой 25.2 «Водный налог» Налогового кодекса Российской Федерации и изменивший отдельные положения действующей платы.

1.2 Основные положения водного налога

Согласно ст. 333.8 НК РФ плательщиками водного налога являются организации и физичес­кие лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с за­конодательством Российской Федерации.

В отличие от главы 25.2 НК РФ Федеральный закон «О плате за пользование водными объек­тами» признавал субъектами платы за пользование водными объектами организации и инди­видуальных предпринимателей, осуществляющих пользование водными объектами с примене­нием сооружений, технических средств или устройств (то есть специальное водопользова­ние), но не любое, а только подлежащее лицензированию в порядке, установленном законода­тельством Российской Федерации.

Таким образом, к уплате водного налога с 1 января 2005 года стали привлекаться не только организации и индивидуальные предприниматели, но и физические лица, не имеющие такого статуса, а значит, появилась новая категория налогоплательщиков.

Кроме того, обязательным условием для признания организаций и физических лиц платель­щиками водного налога является осуществление ими либо специального, либо особого водопользования, либо одновременно обоих видов деятельности.

К специальному водопользованию, относится, в частности, пользование водными объектами для удовлет­ворения питьевых и бытовых нужд населения, потребностей сельского хозяйства, промыш­ленности, энергетики, водного транспорта, лесосплава, добычи полезных ископаемых, строи­тельства зданий, портовых сооружений.

22 стр., 10832 слов

Водного налога в налоговую систему рф основные положения водного налога

... С 1 января 2002 года пользование подземными водными объектами признано объектом обло­жения платой за пользование водными объектами, за исключением минеральных, термальных и промышленных вод, добыча которых облагалась (и облагается) налогом на добычу полезных ископаемых. ...

Обязательным условием признания водопользования специальным является использование устройств и сооружений, например сооружений по механическому и самотечному забору воды из поверхностных водных объектов, плотин, шлюзов и других водорегулирующих сооружений, гидравлических электростанций, ме­лиоративных систем, судов (кроме маломерных), используемых в транспортных целях, сплав леса в плотах и кошелях и ряда иных.

Расшифровка видов особого пользования водными объектами приведена в ВК РФ: в отноше­нии водных объектов, находящихся в федеральной собственности, особым признается водо­пользование для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем, федерально­го транспорта, для иных государственных и муниципальных нужд по решению Правительства РФ, а в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Фе­дерации, — для государственных и муниципальных нужд — по решению органов исполнитель­ной власти субъектов Российской Федерации.

Объектами налогообложения водным налогом:

1) забор воды из водных объектов;

2) использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

3) использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

4) использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

Не признаются объектами налогообложения:

1) забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;

2) забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;

3) забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;

4) забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река — море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;

5) забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;

6) использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;

7) использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;

8) использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;

9) использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения;

10) использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;

12 стр., 5648 слов

Водный налог и методы его взимания

... По оценке Госстроя России, только 20% продаваемой питьевой воды в стране соответствует санитарным нормативам. Несмотря на то, что и плата за пользование водными объектами, и водный налог ... качестве налогоплательщиков, осуществляющих водопользование с использованием технических средств (специальное водопользование), освобождаемых от уплаты водного налога при заборе воды в вышеуказанных целях и ...

11) использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;

12) особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;

13) забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;

14) забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;

15) использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.

Раньше, квартальный период по плате за пользование водными объектами был установлен для пользователей акваториями водных объектов, для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей; для остальных плательщиков продолжительность налогового периода — месяц.

Статьей 333.11 НК РФ с 1 января 2005 г. была введена единая для всех категорий налогоплательщиков продолжительность налогового периода — квартал, и исчисление налога начало производится за отдельно взятый квартал.

2. Порядок исчисления водного налога

2.1 Особенности исчисления и уплаты водного налога

По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения, налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта.

В случае, если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке. При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период. Объем воды, забранной из водного объекта, определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды. В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств. В случае невозможности определения объема забранной воды исходя из времени работы и производительности технических средств, объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления. При использовании акватории водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства. При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии. При использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.

При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере налоговых ставок, установленных статьей 33312.1 НК РФ. В случае отсутствия у налогоплательщика утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно как одна четвертая утвержденного годового лимита. Ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 рублей за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта.

14 стр., 6711 слов

Контрольная работа: Биологические, водные, земельные ресурсы ...

... маловодья наблюдались на протяжении 15-20 лет. 1.2.Экономическая оценка водных ресурсов. Водные ресурсы имеют исключительно важное хозяйственное значение. Они считаются неисчерпаемыми, ... водных объектов. Водные проблемы в нашей стране обусловлены как природными, так и антропогенными факторами. Один из природных факторов – неравномерное распределение стока по территории: 84% ресурсов поверхностных вод ...

Налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно. Сумма налога по итогам каждого налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки. Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, в отношении всех видов водопользования. Общая сумма налога уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения.

Пример 1

ООО «Краснодеревщик» использует реку Волга для сплава леса в плотах. За третий квартала 2009 года «Краснодеревщик» сплавило леса в количестве 250 тыс. м. Сплав производился на расстоянии 400 км.

Рассчитать водный налог за третий квартал 2009 год.

Решение:

1) Рассчитываем налоговую базу по формуле:

(объем древесины * протяженность сплава)/100

НБ = (250 тыс. м3 * 400 км)/100= 1000

Определим налоговую ставку: в соответствии с п. п.4 п.1 ст.333.12 НК налоговая ставка равна 1636,8 руб. за 1 тыс. м3 на каждые 100 км сплава:

Сумма налога = 1000 * 1636,8 руб.= 1636800 руб.

Ответ: сумма налога за 3 квартал 2009 года равна 1636800 руб.

Пример 2

Предприятие ООО «Аквасеть» в 4 квартале 2009 года осуществило следующие виды водопользования:

1) Забор воды из реки Волги. Лимит водопользования составил 45000 м3, объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период 72000 м3. Фактический объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период сверх установленного лимита: 72000 — 45000 = 27000 м3.

Налоговая ставка по поверхностным водным объектам в Волго-Вятском экономическом районе 282 руб. за 1000 м3. Налоговая ставка, применяемая при исчислении налога за объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период сверх установленного лимита: 282 руб. * 5 = 1410 руб. за 1000 м3.

Сумма налога, подлежащая уплате и исчисленная за фактический объем забранной воды (включая объем воды в пределах и сверх установленного лимита) составит:

(45000 м3 * 282 руб. за 1 тыс. м3) + (27000 м3 * 1410 руб. за 1 тыс. м3) = 50760 руб.

2) Выработка электроэнергии на реке Волга. Количество фактически произведенной электроэнергии за налоговый период 1700 тыс. кВт/ч, налоговая ставка для водных объектов реки Волга: 9,84 руб. за 1 тыс. кВт/ч электроэнергии. Сумма водного налога составит:

1700 тыс. кВт/ч * 9,84 руб. за 1 тыс. кВт/ч = 16728 руб.

Сумма налога = 50760 + 16728 = 67488 руб.

Ответ: сумма налога за 4 квартал 2009 года составляет 67488 руб.

Арбитражная практика

Общество с ограниченной ответственностью «Аквариус» (далее — Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (далее — Инспекция) от 02.07.2008 N 5620 в части доначисления 2803 руб. водного налога, начисления 485 руб. 76 коп. пеней и привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) в виде 561 руб. штрафа за неуплату водного налога и по пункту 1 статьи 119 НК РФ в виде 561 руб. штрафа за несвоевременное представление декларации за третий квартал 2007 года.

3 стр., 1445 слов

Отсрочка и рассрочка уплаты налогов как элементы налоговой оптимизации: ...

... уплаты налогов и сборов может предоставляться в форме отсрочек и рассрочек, а также в форме инвестиционных налоговых кредитов [1]. Цель данного реферата заключается в том, чтобы раскрыть такие понятия, как отсрочка и рассрочка по уплате налога и ... статьей 73 Налогового Кодекса РФ либо при наличии поручительства (статья 74 Налогового Кодекса РФ) [12]. Изменение срока уплаты налога и сбора налоговыми ...

Решением суда первой инстанции от 01.12.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.03.2009, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить вынесенные судебные акты и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Налоговый орган ссылается на то, что обязанность по уплате водного налога не ставится в зависимость от факта непосредственного использования водного объекта. При наличии лицензии на водопользование Общество обязано исчислять и уплачивать водный налог.

В отзыве Общество просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу налогового органа — без удовлетворения.

В судебном заседании представитель Общества поддержала доводы, приведенные в отзыве на кассационную жалобу.

Инспекция о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие согласно части третьей статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ).

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной Обществом 18.02.2008 нулевой налоговой декларации по водному налогу за третий квартал 2007 года, по результатам которой составила акт от 05.05.2008 N 4897 и приняла оспариваемое решение от 02.07.2008 N 5620.

Названным решением Общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде 561 руб. штрафа за неуплату водного налога за третий квартал 2007 года и по пункту 1 статьи 119 НК РФ в виде 561 руб. штрафа за несвоевременное представление декларации по водному налогу за указанный период. Заявителю доначислено 2803 руб. водного налога и начислено 485 руб. 76 коп. пеней.

В ходе камеральной проверки Инспекция пришла к выводу о том, что Общество не подлежит освобождению от обложения водным налогом в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 333.9 НК РФ. При наличии лицензии на водопользование заявитель обязан исчислять и уплачивать водный налог. Сумма указанного налога исчисляется исходя из площади предоставленного в пользование водного пространства и не зависит от фактического использования водного объекта. Инспекция также установила, что Общество (18.02.2008) несвоевременно представило налоговую декларацию по водному налогу за 3-й квартал 2007 года при установленном законодательством сроке представления 22.10.2007.

Общество не согласилось с выводами налогового органа и обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Мурманской области с апелляционной жалобой, которая решением вышестоящей налоговой инстанции от 18.08.2008 N 406 оставлена без удовлетворения. В связи с этим налогоплательщик обратился в Арбитражный суд Мурманской области с настоящим заявлением.

29 стр., 14094 слов

Правила исчисления и уплаты региональных и местных налогов

... актуальных вопросов совершенствования налоговых отношений; выполнение характеристики налогов, уплачиваемых ООО «АгротехГарант»; изучение порядка исчисления и уплаты региональных и местных налогов; проанализировать обязанности по уплате региональных и местных налогов; выявить пути совершенствования ...

Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования в полном объеме, основываясь на том, что обязанность по уплате водного налога соотносится с фактическим пользованием налогоплательщиком водным объектом. Инспекция не доказала, что Общество в проверяемом периоде осуществляло культивирование (доращивание) перекрутов камчатского краба в морских сетных вольерах, поэтому у Инспекции отсутствовали основания для привлечения к налоговой ответственности, доначисления налога и начисления пеней. Налоговым органом не представлены доказательства ведения Обществом в проверяемом периоде деятельности, связанной с водопользованием в определенной акватории. Поэтому суды пришли к выводу об отсутствии у заявителя обязанности по исчислению и уплате водного налога за тот период, в котором он не осуществлял доращивание перекрутов камчатского краба.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

В соответствии со статьей 333.8 НК РФ к налогоплательщикам водного налога отнесены организации и физические лица, осуществляющие водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 333.9 НК РФ объектами обложения водным налогом признаются следующие виды пользования водными объектами: забор воды из водных объектов; использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях; использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики; использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

Следовательно, обязанность по уплате водного налога возникает при осуществлении указанных видов пользования водными объектами.

В пункте 2 статьи 333.9 НК РФ перечислены виды водопользования, которые не подлежат обложению водным налогом.

Так, подпункт 5 пункта 2 статьи 333.9 НК РФ предусматривает, что использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов не признается объектом обложения водным налогом.

Из материалов дела видно и судами установлено, что основным видом деятельности Общества является рыбоводство.

Заявитель на основании лицензии на водопользование серии МУР номер 00623 БМРБВ, выданной Двинско-Печерским бассейновым водным управлением, осуществляет культивирование (доращивание) перекрутов камчатского краба в морских сетных вольерах.

В соответствии с лицензией целью использования водного объекта является осуществление рыбохозяйственной деятельности. Обществу предоставлен водный объект — губа Горячинская Кольского залива Баренцева моря, акватория площадью 0,365 кв.км.

Приказом директора Общества от 05.12.2006 N 5 садок-вольер для доращивания перекрутов краба камчатского был переведен на консервацию.

Таким образом, согласно выданной Обществу лицензии водный объект (губа Горячинская Кольского залива Баренцева моря, акватория площадью 0,365 кв.км.) предоставлен заявителю для культивирования (доращивания) перекрутов камчатского краба в морских сетных вольерах, то есть для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов.

21 стр., 10149 слов

Логистика на водном транспорте России

... экономики в стране повышение эффективности транспортного процесса требует новых подходов к организации перевозок. Это привело к появлению нового направления - транспортной логистики. Водный транспорт ... них тяготеют конкретные экономические районы. Исторический фактор обусловил концентрацию основной работы морского транспорта бывшего СССР в крупных портах Черноморско-Азовского и Балтийского ...

Данное обстоятельство Инспекцией ни в рамках камеральной налоговой проверки, ни в ходе судебного разбирательства не оспаривалось. Не отрицается оно и в кассационной жалобе.

Между тем использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов в силу подпункта 5 пункта 2 статьи 333.9 НК РФ не признается объектом обложения водным налогом. Следовательно, у Общества в проверяемый период отсутствовал объект обложения указанным налогом.

По мнению суда кассационной инстанции, использование или неиспользование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов не имеет значения в данном случае.

Доказательств пользования Обществом водным объектом в соответствии с пунктом 1 статьи 333.9 НК РФ налоговый орган не представил.

Поэтому доначисление заявителю 2803 руб. водного налога за третий квартал 2007 года, начисление соответствующих пеней и привлечение к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ и по пункту 1 статьи 119 НК РФ за несвоевременное представление налоговой декларации по водному налогу за указанный период является неправомерным.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, основаны на неправильном толковании норм Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем подлежат отклонению.

При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части первой статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 01.12.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2009 по делу N А42-5993/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску — без удовлетворения.

2.2 Анализ поступлений водного налога в федеральный бюджет за 2007-2009 года.

Вода является важнейшим компонентом окружающей среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом, который обеспечивает экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира.

Одним из основных принципов охраны окружающей среды является платность природопользования. Если в своей хозяйственной деятельности предприятие пользуется водными объектами, то ему придется платить водный налог в соответствии с гл.25.2 НК РФ. Давайте рассмотрим поступления по водному налогу в федеральный бюджет.

В 2007 году доходы от поступлений по водному налогу равны 14835208,5 тыс. рублей. Это составляет 0,2 % от всех доходов, поступивших в федеральный бюджет. На рис.1 видно, что водный налог составляет незначительную часть доходов бюджета страны.

Рис.1

В 2008 году доходы от поступлений водного налога в бюджет были равны 13016553,6 тыс. рублей. В сравнении с 2007 годом они упали на 1818654,9 тыс. рублей или 12,26 %. Скорее всего, это связано с тем, что стало меньше водопользователей, причем организаций – пользователей водными объектами. Таким образом, в процентном соотношении, доходы от воды в 2008 году составили 0,14 % от всего дохода федерального бюджета.

Рис.2

В 2009 году доходы от платы за воду составили вообще 8090541,9 тыс. рублей или 0,11 % федерального бюджета. С 2009 года доходы от платежей за воду уменьшились на 37,8 % в сравнении с 2008 годом.

Рис.3

На рисунке 4 нам четко видно, что с каждым годом доходы от поступлений водного налога уменьшаются. Пусть это малозначительная часть бюджета, но, тем не менее с 2007 года по 2009 год суммы поступлений уменьшились на 54,5 %.

Рис.4

Но в 2011 году предполагаются увеличение ставок по водному налогу в связи с чем поступления по нему немного увеличатся. Увеличение ставок связано с тем, что действующие ставки водного налога не способствуют заинтересованности хозяйствующих субъектов в организации рационального водопользования, поэтому и необходима индексация ставок по водному налогу.

3. Грядущие изменения в водном законодательстве

3.1 Перспективы развития ставок по водному налогу

Действующие ставки водного налога были установлены на основе экономически

и т.д……………..