Мировой опыт свидетельствует, что даже в промышленно развитых странах существует объективная необходимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Государство призвано, прежде всего, защищать интересы своих производителей, принимать меры для увеличения объемов экспорта, привлечения иностранных инвестиций, сбалансирования платежного баланса, валютного регулирования, и, что особенно важно, – принимать законодательные акты, устанавливающие правила осуществления ВЭД, и контролировать их неукоснительное соблюдение.
Внешнеторговая деятельность (ВТД) России в условиях глобального экономического кризиса кардинальным образом влияет на обеспечение конкурентоспособности страны на мировом рынке и может способствовать переходу экономики на инновационный путь развития. Кроме того, сама эта деятельность зависит от уровня развития инновационной системы. В настоящее время отсутствуют эффективные механизмы воздействия на инноватизацию внешнеторговой деятельности страны и, в частности, на инновационную направленность российского экспорта, что не позволяет устранить высокий уровень её сырьевой зависимости. Решение проблем инноватизации ВТД в XXI веке становится не просто очевидным, но необходимым. Это напрямую связанно с ускорением инновационного развития российской экономики. Внешнеторговая деятельность должна быть ориентирована на решение актуальных задач повышения в российском экспорте наукоемкой продукции, инновационных технологий и услуг. Для решения этих задач требуется обеспечить эффективное взаимодействие и взаимосвязь внешнеэкономического комплекса и национальной инновационной системы, как на народнохозяйственном, так и региональном уровнях.
Степень научной разработанности проблемы, Цель исследования:, Задачи исследования:
- изучить теоретические аспекты внешней торговли;
- проанализировать состояние внешней торговли России на современном этапе;
- предложить направления развития внешней торговли России.
Объектом исследования, Предметом исследования, Теоретической и методологической основой, Структура работы, Глава 1.
Понятие и структура внешней торговли
Внешняя торговля является важной и исторически самой первой формой международных экономических отношений. Она представляет собой обмен товарами между государственно оформленными национальными хозяйствами. В современных условиях в международной торговле участвуют все субъекты мирового хозяйства. В ее основе лежит международное разделение труда.
Режимы валютных курсов и их влияние на внешнюю торговлю
... и показаны особенности влияния валютного курса на эффективность внешней торговли Республики Беларусь. Областью возможного практического применения является деятельность по организации и проведению валютного регулирования в Республике Беларусь. Исследование ... №18-19. С.46-51 10. Злотникова Е. Влияние валютного курса на эффективность экспорта отдельных отраслей экономики // Банковский вестник 2008. № ...
Внешняя торговля – торговля между странами, состоящая из экспорта и импорта товаров и услуг. Внешняя торговля осуществляется преимущественно через коммерческие сделки, оформляемые внешнеторговыми контрактами и регулируется государством. Для регулирования этого процесса используются такие средства, как таможенный тариф, лицензирование, контингентирование и др. нетарифные ограничения, а также прямое и косвенное субсидирование экспорта и другие средства[4].
Развитие международной специализации производства и углубление названного разделения труда (в виде общего, частного и единичного) порождают многообразие форм и направлений международной торговли. Глубокое воздействие на нее оказывает научно-техническая революция, ускорившая качественное преобразование всех элементов производительных сил и сдвиги в географической и товарной структуре мировых товаропотоков.
Масштабы участия отдельных национальных хозяйств в международной торговле связаны с уровнем развития в них товарного производства и товарного обращения. Известно, что зачатки товарного производства, товарного обращения и внешней торговли существовали уже при рабовладельческом строе. Однако во всех докапиталистических формациях вследствие преобладания натурального хозяйства в международном обмене участвовала лишь незначительная часть продукции. Развитие товарного производства и рыночной экономики дало мощный толчок к расширению международной торговли как особой сферы товарного обращения – между национальными хозяйствами.
С развитием рыночной экономики необходимость внешнего рынка возрастает. Формирование крупной машинной индустрии в качестве основы массового производства, углубление разделения труда и специализации, увеличение оптимальных размеров предприятий требуют более активного участия национальных хозяйств в международной торговле по линии, как экспорта, так и импорта. Реализация товаров за границей позволяет частично разрешать присущие рыночной экономике противоречия между производством и потреблением. Однако, не будучи полностью разрешенными, с помощью экспорта товаров, эти противоречия переносятся в сферу мирохозяйственных связей, что находит выражение в острой конкуренции, характерной для международной торговли.
Вместе с тем участие в ней ведет к интенсификации воспроизводственного процесса в национальных хозяйствах по ряду направлений: усиливается специализация, создается возможность организации массового производства, повышается степень загрузки оборудования, возрастает эффективность внедрения новых техники и технологий.
Одновременно с этим увеличение внешнеторгового обмена, возрастание роли экспорта и импорта в национальных экономиках способствуют синхронизации экономического цикла в мировом хозяйстве. Взаимосвязь и взаимозависимость страновых хозяйственных комплексов усиливаются настолько, что нарушения в функционировании экономики какого-либо крупного участника мирового рынка неизбежно влекут за собой международные последствия, включая распространение кризисных явлений на другие страны.
Таким образом, место международной торговли в системе международных экономических отношений определяется тем, что, во-первых, через нее реализуются результаты всех форм мирохозяйственных связей – вывоза капитала, производственной кооперации, научно-технического сотрудничества. Во-вторых, развитие международной торговли товарами, в конечном счете, определяет динамику международного обмена услугами. В-третьих, рост и углубление межрегиональных и межгосударственных взаимосвязей выступают важной предпосылкой международной экономической интеграции. В-четвертых, тем самым международная торговля способствует дальнейшему углублению международного разделения труда и интернационализации хозяйственных связей.
Практика международной торговли
... экспорта всех стран мира. Структурные сдвиги, происходящие в экономике стран под влиянием НТР, специализация и кооперирование промышленного производства усиливают взаимодействие национальных хозяйств. Это способствует активизации международной торговли. Международная торговля, ... Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного ...
Структуру международной торговли
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод , что внешняя торговля – это торговля между странами, состоящая из экспорта и импорта товаров и услуг. Она осуществляется преимущественно через коммерческие сделки, оформляемые внешнеторговыми контрактами и регулируется государством. Структура же международной торговли систематизирована по трем основным направлениям – это регулирование, предмет торговли, взаимодействие субъектов международной торговли.
1.1. Внешняя торговля как форма МЭО
Одной их отличительных особенностей функционирования современного мирового хозяйства является интенсивное развитие международных экономических отношений (МЭО), которое проявляется в расширении и углублении экономических отношений между странами, группами стран, отдельными фирмами и организациями. Данная особенность обусловлена рядом причин:
- интернационализацией производства, представляющей процесс преодоления его обособленности национальными рамками, развития всесторонних связей и взаимозависимости между национальными производственными процессами;
- НТП, в результате которого происходит углубление общественного разделения труда, усиление технологических связей между производителями;
- развитием региональной интеграции, способствующей увеличению взаимных связей между странами-участницами этого процесса, а также увеличению открытости их экономик;
- обострением глобальных проблем, приводящим к концентрации усилий всего мирового сообщества для их решения.
Таким образом, активизируется развитие особой подсистемы в рамках общей системы экономических отношений – МЭО.
Международные экономические отношения (МЭО) – это определенный способ взаимодействия между хозяйственными субъектами разных стран по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.
МЭО, как и экономические отношения, являются сферой человеческой деятельности и определяются общими закономерностями хозяйственного развития. Вместе с тем МЭО имеют целый ряд особенностей, отражающих их отличия от других экономических отношений. К таковым относят следующие:
- хозяйственные отношения охватывают значительное территориальное пространство, выходящее за рамки национальных границ;
- вовлекаются дополнительные ресурсы;
- происходит перемещение ресурсов, факторов производства и его результатов за пределы отдельных стран;
- используются и вырабатываются особые инструменты и механизмы воздействия;
- создаются специальные организованные структуры.
Главной особенностью является то, что МЭО осуществляются через государственные границы.
МЭО проявляются на различных уровнях экономики:
- микроуровень. Здесь субъектами МЭО являются отдельные граждане, предприятия и фирмы, осуществляющие внешнеэкономические операции;
- макроуровень. Основными субъектами этого уровня выступают национальные государства;
- наднациональный уровень, где действуют международные организации и наднациональные институты.
В современные МЭО вовлекаются страны независимо от уровня их социально экономического развития и политической ориентации: от индустриальных стан с прогрессивной экономикой до развивающихся беднейших государств.
Указанные субъекты взаимодействуют между собой в различных сферах мировой экономики, в результате чего складывается определенная структура МЭО. В качестве форм мирохозяйственных связей обычно выделяют:
- международную торговлю товарами (МТТ) и услугами (МТУ).
На современном этапе развития сложились все предпосылки для разделения данной формы МЭО на две отдельные;
- международный научно-технический обмен;
- международное движение капиталов;
- международные валютно-финансовые и кредитные отношения (МВКО);
- международную миграцию рабочей силы.
В соответствии с имеющейся статистикой, ведущей формой МЭО выступает международная торговля товарами (МТТ), на долю которой приходится 64% всех мирохозяйственных связей. На международную торговлю услугами (МТУ) приходится 17%; на международное движение капиталов, осуществляемое в форме прямых, портфельных инвестиций и ссудного капитала, – 3%, 9% и 5% соответственно.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод , что внешняя торговля представлена международными экономическими отношениями (МЭО), то есть, определенным способом взаимодействия между хозяйственными субъектами разных стран по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Субъекты МЭО взаимодействуют между собой в различных сферах мировой экономики, в результате чего складывается определенная структура МЭО.
1.2. Основные аспекты внешней торговли.
В процессе международной торговли возникает два направления товаропотоков – экспорт и импорт.
В зависимости от происхождения и назначения товаров экспорт и импорт имеют различные виды. Данные о классификации видов импорта и экспорта представлены в таблице 1.
Таблица 1. Классификация видов экспорта и импорта[5]
ЭКСПОРТ | ИМПОРТ |
1) вывоз товаров, изготовленных (произведенных и переработанных) в данной стране;
2) вывоз сырья и п/ф для переработки за границей под таможенным контролем с последующим возвратом; 3) реэкспорт – вывоз товаров, ранее ввезенных из-за границы, включая товары, проданные на международных аукционах, товарных биржах и т.п.; 4) временный вывоз за границу национальных товаров (на выставки, ярмарки) с последующим возвратом или вывоз ранее ввезенных иностранных товаров (на аукционы, выставки, ярмарки); 5) вывоз продукции в порядке прямых производственных связей (в машиностроении), а также поставки в рамках ТНК. |
1) ввоз из-за границы товаров, технологий для реализации на внутреннем рынке импортера, а также возмездное получение от иностранного импортера услуг производственного и потребительского назначения;
2) ввоз сырья, п/ф, узлов, деталей для переработки в данной стране и последующего вывоза за границу; 3) реимпорт – обратный ввоз из-за границы ранее вывезенных национальных товаров; 4) временный ввоз товаров на международные выставки, ярмарки, аукционы; 5) ввоз продукции в рамках ТНК. |
Учет экспортных поставок осуществляется в ценах FOB; учет импортных поставок – в ценах CIF. Показатели оценки экспортно-импортных поставок имеют важное значение для определения количественных и качественных характеристик внешней и международной торговли, таких как:
– стоимостной и физический объем (товарооборот).
Стоимостной объем внешней торговли – исчисляется за определенный период времени в текущих ценах соответствующих лет с использованием текущих валютных курсов. Различают номинальный и реальный стоимостные объемы международной торговли. Номинальный стоимостной объем международной торговли обычно выражается в долларах США в текущих ценах и поэтому сильно зависит от динамики обменного курса доллара к другим валютам. Реальный объем международной торговли представляет собой номинальный объем, конвертированный в постоянные цены с помощью дефлятора. Физический объем внешней торговли исчисляется в постоянных ценах и позволяет производить необходимые сопоставления и определять ее реальную динамику. Приведенные показатели рассчитываются всеми странами в национальной валюте и переводятся в доллары США для целей международного сопоставления.
- товарная структура, представляющая собой соотношение товарных групп в мировом экспорте. На сегодняшний день в мире насчитывается свыше 20 млн. видов выпускаемых изделий производственного и потребительского назначения, а число промежуточных изделий достигает фантастических масштабов. Кроме того, по оценкам Генерального соглашения оп тарифам и торговле/Всемирной торговой организации насчитывается более 600 видов услуг;
— – географическая структура – представляет собой распределение торговых потоков между отдельными странами и их группами, выделяемыми либо по территориальному, либо по организационному признаку. Территориальная географическая структура – данные о международной торговле стран, принадлежащих к одной части света, либо к одной группе. Организационная географическая структура – данные о международной торговле между странами, принадлежащими к отдельным интеграционным и иным торгово-политическим группировкам, либо выделенными в определенную группу по тем или иным критериям (например, страны-экспортеры нефти).
Субъектами международной торговли выступают все государства мира, которые в зависимости от уровня их экономического развития подразделяются на группы: страны с развитой рыночной экономикой (24 страны с высоким уровнем доходов на душу населения, в т.ч. «большая семерка»), развивающиеся страны (132 страны с низким и средним уровнем доходов на душу населения) и страны с переходной экономикой (бывшие социалистические страны Восточной Европы и СССР).
Кроме того, в современных условиях усиление интернационализации производственной сферы мировой экономики, выдвигает в качестве одного из важнейших субъектов международной торговли транснациональные и многонациональные компании (ТНК и МНК).
Так, в 90-е годы на внутрифирменную торговлю ТНК приходится более 40% международной торговли.
Развитие же интеграционных процессов предопределяет участие в качестве субъектов международной торговли интеграционных региональных группировок (например, Европейского Союза).
Таким образом, можно сделать вывод , что субъектами международной торговли выступают: страны мира; ТНК и МНК; региональные интеграционные группировки. В качестве объектов международной торговли выделяют продукты труда человека – товары и услуги.
Товар в широком смысле – это предмет, удовлетворяющий какую-либо общественную потребность и произведенный для обмена. В рамках этого определения товаром могут считаться и услуги.
В более узком понимании товар – это предмет труда человека, удовлетворяющий общественную потребность, произведенный для обмена и принимающий видимую и осязаемую форму.
1.3 Структура внешней торговли России в мировой экономике
Формой связи между производителями продукции разных стран выступает их внешнеторговая деятельность. Она предусматривает обмен товарами, услугами и капиталом между различными странами. Таким образом, под внешней торговлей понимают межрегиональный обмен товарами, услугами и капиталом (получение кредитов).
Развитие внешней торговли обусловлено тем, что она позволяет установить равновесие между излишками и дефицитом в хозяйстве отдельных стран. Ее роль в хозяйственном развитии стран, регионов, всего мирового сообщества постоянно возрастает. С одной стороны, внешняя торговля стала мощным фактором экономического роста, а с другой – произошло заметное повышение зависимости стран от международного товарообмена.
В настоящее время структура внешней торговли России представлена следующими видами:
- экспорт;
- импорт;
- транзитная торговля: покупка за рубежом с одновременной продажей в третью страну;
- особые формы, например, реэкспорт или реимпорт товаров, прошедших облагораживание;
- производство по лицензии;
- кооперация;
- компенсационные сделки и т.д.
На развитие внешней торговли непосредственное воздействие оказывает ряд факторов, в том числе:
- углубление международного разделения труда и интернационализация производства;
- научно-техническая революция, способствующая обновлению основного капитала, созданию новых отраслей экономики, ускоряющая реконструирование старых;
- активная деятельность транснациональных корпораций на внешнем рынке;
- регулирование (либерализация) внешней торговли посредством мероприятий Всемирной торговой организации (ВТО);
- либерализация международной торговли, переход многих стран к режиму, включающему отмену количественных ограничений импорта и существенное снижение таможенных пошлин путем образования свободных экономических зон;
- развитие процессов торгово-экономической интеграции: устранение региональных барьеров, формирование общих рынков, зон свободной торговли и т д.
Следовательно, заинтересованность отдельных стран в расширении международных связей объясняется потребностями сбыта продукции на внешних рынках, а также необходимостью получения определенных товаров извне. Это обусловлено постоянно возрастающими масштабами активности и степени вовлеченности отдельных стран и регионов в процессы международного обмена.
В новых условиях необходимо обеспечить органичное расширение российского участия в системе международных экономических отношений и более полное использование возможностей международного разделения труда для решения, как внутренних задач страны, так и проблем совершенствования ее внешнеэкономических связей.
Перспективы такой эволюции обусловлены объективным характером повышения уровня взаимозависимости и взаимосвязи между национальными хозяйственными системами и процессами в сфере международных экономических связей.
По мнению многих экспертов, основой создания жизнеспособной экономики переходного периода в России следует считать ее открытость, имея в виду влияние конкуренции из-за рубежа. Именно в этих условиях мировой рынок прямо или косвенно влияет на формирование цен на отечественную продукцию, а у российских производителей остается такой выход, как повышение качества и конкурентоспособности продукции, расширение ее производства при снижении всех видов затрат[6].
Таким образом, структура внешней торговли России представлена экспортом, импортом, транзитной торговлей, а также другими особыми формами (реэкспортом или реимпортом товаров, кооперацией и др.).
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.
- Внешняя торговля – торговля между странами, состоящая из экспорта и импорта товаров и услуг, она осуществляется преимущественно через коммерческие сделки, оформляемые, внешнеторговыми контрактами и регулируется государством.
- Международные экономические отношения – это определенный способ взаимодействия между хозяйственными субъектами разных стран по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Ведущей формой МЭО выступает международная торговля товарами (МТТ), на долю которой приходится 64% всех мирохозяйственных связей.
- В процессе международной торговли возникает два направления товаропотоков – экспорт и импорт, которые имеют следующие виды: субъекты международной торговли выступают: страны мира; ТНК и МНК; региональные интеграционные группировки. Объекты международной торговли – продукты труда человека – товары и услуги.
- Структура внешней торговли России представлена экспортом, импортом, транзитной торговлей, особыми формами (реэкспорт, реимпорт), производством по лицензии, кооперацией, компенсационными сделками.
Глава 2.Анализ внешней торговли России на современном этапе
2.1. Динамика внешней торговли России
По данным таможенной статистики, внешнеторговый оборот Российской Федерации в 2014 году составил 782,9 млрд. долларов США и по сравнению с 2013 годом сократился на 7%, в том числе экспорт – 496,9 млрд. долларов США (сокращение на 5,8%), импорт – 286 млрд. долларов (сокращение на 9,2%).
Сальдо торгового баланса составило 211 млрд. долларов США, в 2013 году – 212,4 млрд. долларов США[7].
В общем объеме внешнеторгового оборота Российской Федерации на долю стран дальнего зарубежья в 2014 году приходилось 87,8% (в 2013 году – 86,6%).
Товарооборот России со странами дальнего зарубежья в 2014 году составил 687,3 млрд. долларов США и по сравнению с 2013 годом сократился на 5,8%, в том числе экспорт – 433,4 млрд. долларов США (снижение на 4,4%), импорт – 253,9 млрд. долларов США (снижение на 8,1%).
Сальдо торгового баланса с этими странами сложилось положительное в размере 179,5 млрд. долларов США (в 2013 году – 177 млрд. долларов США).
С учетом данных взаимной торговли с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан[8].
В общем объеме внешнеторгового оборота России на долю государств – участников Содружества Независимых Государств (СНГ) в 2014 году приходилось 12,2% (в 2013 году – 13,4%).
Товарооборот России с государствами – участниками СНГ в 2014 году составил 95,6 млрд. долларов США, в том числе экспорт – 63,6 млрд. долларов США, импорт – 32 млрд. долларов США. По сравнению с 2013 годом товарооборот сократился на 15%, в том числе экспорт – на 14%, импорт – на 17%.
Сальдо торгового баланса с этими странами сложилось положительное в размере 31,6 млрд. долларов США, в 2013 году – 35,3 млрд. долларов США.
В структуре внешней торговли России по группам стран особое место занимает Европейский союз (ЕС) как крупнейший экономический партнер, на его долю в общем объеме товарооборота Российской Федерации в 2014 году приходилось 48,2% (в 2013 году – 49,6%), на страны Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) – 27% (24,8%), на государства – участники СНГ – 12,2% (13,4%), на страны Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) – 7,1% (7,2%), Организацию стран – экспортеров нефти (ОПЕК) – 1,4% (1,4%).
Доля стран Таможенного союза в российском товарообороте в 2014 году составила 6,7% (в 2013 году – 6,9%).
Наиболее крупными торговыми партнерами России в 2014 году были: Китай – 11,3% товарооборота Российской Федерации (в 2013 году – 10,5%), Нидерланды – 9,4% (9%), Германия – 9% (8,9%), Италия – 6,2% (6,4%), Белоруссия – 4% (4,1%), Турция – 4% (3,9%), Япония – 3,9% (3,9%),
США – 3,7% (3,3%), Украина – 3,6% (4,7%), Республика Корея – 3,5% (3%).
Основные торговые партнеры Российской Федерации среди стран дальнего зарубежья в 2014 году и Основные торговые партнеры Российской Федерации среди государств – участников СНГ в 2014 году представлены на рисунках 5 и 6.
В 2014 году физическими лицами на ввоз товаров и транспортных средств в Российскую Федерацию было оформлено 187 тысяч таможенных приходных ордеров (далее – ТПО) общей стоимостью 1 177,8 млн. долларов США.
По сравнению с 2013 годом число ТПО сократилось в 1,6 раза, а стоимость ввезенных товаров и транспортных средств – в 2,2 раза[9].
Среди товаров, ввезенных физическими лицами в 2014 году и оформленных по ТПО, наибольший удельный вес занимали:
- средства наземного транспорта (товарная группа 87 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее – ТН ВЭД ТС) – 1 093,5 млн. долл. США или 92,8% от общей стоимости оформленных ТПО (в 2,2 раза меньше в сопоставлении с 2013 годом), из них оформленные легковые автомобили (товарная позиция 8703 ТН ВЭД ТС) – 1 040,5 млн. долл. США (сокращение в сопоставлении с 2013 годом в 2,2 раза).
Стоимость легковых автомобилей, ввезенных физическими лицами в 2014 году, составила 95,2% от стоимости средств наземного транспорта;
- суда, лодки и другие плавучие средства (товарная группа 89 ТН ВЭД ТС) – 18,4 млн. долларов США или 1,6% от общей стоимости оформленных ТПО (в 1,3 раза меньше в сопоставлении с 2013 годом);
- прочие готовые текстильные изделия (товарная группа 63 ТН ВЭД ТС) – 12,3 млн. долларов США или 1% от общей стоимости оформленных ТПО (на 18% меньше в сопоставлении с 2013 годом);
- мебель и постельные принадлежности (товарная группа 94 ТН ВЭД ТС) – 11,4 млн. долларов США или 1% от общей стоимости оформленных ТПО (в 1,4 раза меньше в сопоставлении с 2013 годом);
- Суммарно на эти товары в 2014 году приходилось 97% от общей стоимости товаров и транспортных средств, ввезенных физическими лицами и оформленных с применением ТПО[10].
Таким образом, товарооборот России со странами дальнего зарубежья в 2014 году составил 687,3 млрд. долларов США и по сравнению с 2013 годом сократился на 5,8%, в том числе экспорт – 433,4 млрд. долларов США (снижение на 4,4%), импорт – 253,9 млрд. долларов США (снижение на 8,1%).
2.2. Географическая структура внешней торговли
В географической структуре внешней торговли России основными партнерами – торговые контрагентами – остаются промышленно развитые страны. Их доля в российском товарообороте составляет более 60%.
Эти страны являются главными потребителями топливно-энергетических и сырьевых товаров, составляющих основу экспорта России в страны дальнего зарубежья. Страны Западной Европы, США и Япония сохраняют свою роль главных поставщиков современного оборудования, передовой технологии, продовольственных товаров, необходимых для российской экономики.
В географической структуре внешней торговли России можно отметить повышение роли стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, в первую очередь Китая, новых индустриальных государств Юго-Восточной Азии. Среди стран СНГ основными внешнеторговыми партнерами являются Белоруссия, Казахстан и Украина, на долю которых приходится 13,1% внешней торговли со странами СНГ. Об этом сообщается в мониторинге, размещенном на официальном сайте МЭРТ[11].
Торговый баланс сводится с возрастающим положительным сальдо, которое в основном обеспечивается в торговле сырьем и полуфабрикатами с развитыми странами. Баланс в торговле услугами отрицательный. Он образуется в основном по статье туризма.
Доля РФ в мировой торговле сократилась. В мировом экспорте она равнялась 1,8 % в 2004 году против 2,7 % в 1991-м. По размерам внешнеторгового оборота страна занимает 13-е место в мире. В 2000-е годы внешнеторговый оборот развивался умеренными темпами, увеличившись в долларовом выражении в 1,2 раза.
Положение РФ в системе внешнеторговых связей не улучшилось. Сырьевая структура промышленного производства, нарастание технологического отставания, износа производственного оборудования снижают конкурентоспособность. В большинстве экспортных отраслей российской промышленности издержки производства на единицу продукции выше, чем в странах – ведущих поставщиках минерального сырья и полуфабрикатов. По показателям общественной производительности РФ значительно уступает Бразилии – в 1,6 раза, Саудовской Аравии – в 5,8 раза, ЮАР – в 1,2 раза.
Развитие производства предопределило изменение товарной структуры внешней торговли. В ее структуре преобладают сырье и полуфабрикаты – товары с низкой добавленной стоимостью.
Свыше половины объема экспорта составляют энергетические товары, металлы. Доля машин снизилась до 8 % стоимостного объема экспорта, при этом на вооружение приходится 2/5 стоимости машин и оборудования. Доля продукции обрабатывающей промышленности в российском экспорте в 2,5 раза, а машин и оборудования – в 4 раза ниже общемирового уровня.
На международных рынках высокотехнологичных товаров место РФ заметно только в экспорте оружия и военной техники, в поставках оборудования для АЭС.
Энергосырьевая направленность экспорта предопределяет значительную зависимость торгового и платежного балансов страны от колебаний цен на сырьевые товары на международных рынках.
РФ выступает крупнейшим поставщиком на внешние рынки никеля – 27 %, необработанной древесины – 23 %, природного газа – 18 %, минеральных удобрений, стали, сырой нефти и нефтепродуктов, алюминия – 7–10 %, а также оружия и военного снаряжения – 30 %. По отдельным товарам поставки из РФ занимают важное место во внутреннем спросе ряда стран-импортеров.
В структуре импорта машины и оборудование составляют крупнейшую позицию – 41,2 %. Значительное место занимают сельскохозяйственные продукты – 18,3 % и химические товары (16 %).
В целом структурные изменения во внешней торговле связаны с увеличением доли сырья, малообработанных товаров и товаров широкого потребления.
Таким образом, в географической структуре внешней торговли России основными партнерами – торговые контрагентами – как были, так и остаются промышленно развитые страны, а ихдоля в российском товарообороте составляет более 60%.Что касается доли РФ в мировой торговле то она существенно сократилась.
2.3. Исследование торгового баланса РФ
Рассмотренные изменения в отраслевой структуре в определенной мере вызывались сдвигами в географическом направлении внешней торговли. Основные торговые контрагенты – развитые страны, на которые приходится более 60 % российского торгового оборота. Доля периферийных стран сократилась. Среди развитых стран основными рынками сбыта российских товаров являются страны ЕС – 51 % и США – 5 %. В Западной Европе крупнейшим потребителем российской продукции выступают Германия – 8–10 % и Нидерланды. У ведущих западных контрагентов торговый оборот с РФ составляет незначительную величину их внешней торговли – 0,1–0,8 %, только у ФРГ и Италии этот показатель превышает 1,5 %.
Торговый баланс сводится с возрастающим положительным сальдо, которое в основном обеспечивается в торговле сырьем и полуфабрикатами с развитыми странами. Баланс в торговле услугами отрицательный. Он образуется в основном по статье туризма[12].
Останавливаясь на основных цифрах, торговый баланс за 2014 год можно проследить в таблице 2[13], в которой показаны основные направления российской торговли за этот период времени в сравнении с предыдущим.
Таблица 2. Торговый баланс Российской Федерации (2014 г.)
Россия Торговля | Последний | Предыдущий | Наивысший | Самые низкие | Блок |
Торговый баланс | 13600.00 | 13597.00 | 20356.00 | -185.00 | USD – миллион |
Экспорт | 29200.00 | 29159.00 | 50248.00 | 4100.00 | USD – миллион |
Импорт | 15600.00 | 15562.00 | 32486.00 | 2691.00 | USD – миллион |
Текущий баланс | 23542.00 | 15389.00 | 39286.00 | -3637.00 | USD – миллион |
Текущий баланс к ВВП | 1.56 | 3.60 | 18.00 | -1.40 | Процент |
Внешняя задолженность | 559.40 | 597.30 | 732.80 | 545.40 | USD – миллиард |
Потоки капитала | -43071.00 | -10260.00 | 3031.00 | -43071.00 | USD – миллион |
Золотой запас | 1208.18 | 1149.83 | 1208.18 | 343.41 | Тонны |
Добыча сырой нефти | 10197.00 | 10173.00 | 10197.00 | 5707.00 | BBL/D/1K |
Прямые иностранные капиталовложения | -1.14 | 12131.00 | 40147.00 | -1.14 | Миллион – USD |
Денежные переводы | 4790.00 | 4545.00 | 5728.00 | 1359.00 | Миллион – USD |
Как видно из таблицы, по сравнению с предыдущими периодами, наблюдаются незначительные увеличения затрат на торговый баланс Российской Федерации. Незначительно снизились доли экспорта и импорта, увеличилась внешняя задолженность. Наблюдается увеличение показателей золотого запаса Российской Федерации, а также добычи сырой нефти. Что характерно для данного кризисного периода, то наблюдается прекращение прямых иностранных капиталовложений, но увеличивается доля денежных переводов. В целом, наблюдается снижение текущего баланса Российской Федерации к ВВП.
Методологии платежного баланса можно проследить в таблицах 2 и 3 (млн. долл. США)[14]:
Таблица 3.
Сальдо торгового баланса | |||
Всего | в том числе: | ||
Со странами дальнего зарубежья | Со странами СНГ | ||
2010 | 146995 | 120398 | 26597 |
2011 | 196854 | 162885 | 33969 |
2012 | 191663 | 155371 | 36291 |
2013 | 181939 | 150128 | 31810 |
2014 | 189737 | 156951 | 32786 |
Исходя из данных таблиц, в которых были показаны три основных составляющих платежного баланса Российской Федерации (экспорт товаров, импорт товаров и сальдо торгового баланса) за последние пять лет, можно сделать вывод, что, в целом, по данным показателям наблюдается тенденция к их увеличению. То есть, если брать, к примеру, импорт товаров, то в 2010 году он составлял 245680 миллионов долларов США, а в 2014 году данная цифра составила 308026 миллионов долларов США. Экспорт: 2010 год – 392674 миллионов долларов США, 2014 год – 497763 миллионов долларов США. В целом же, несмотря на кризисность в экономике, сальдо торгового баланса с 146995 миллионов долларов США в 2010 году увеличилось до 189737 миллионов долларов США.
Положение страны в системе внешнеторговых отношений на международном рынке инновационных технологий определяется степенью развития ее инновационного развития, формирующего уровень научно-технического потенциала. Если исследовать уровень инновационного развития России, то будет уместным сопоставление ее с другими странами, представленными на мировом рынке инновационных технологий, например, с развитыми странами мира, входящими в состав ОЭСР (OECD).
Проведенный анализ показал, что Россия по сравнению со странами ОЭСР значительно отстает. Например, по показателю инвестирования в сектор знаний, в среднем для этих стран этот показатель составляет 5% от ВВП, Россия отстала на 3,3 процентных пункта, по вкладу в ВВП наукоемких отраслей – отставание более, чем в 2,2 раза, по доле в экспорте наукоемких товаров – отставание более, чем в 20 раз.
Уровень инноватизации ВТД России по сравнению, со странами, являющимися, ведущими участниками внешнеторговых сделок на мировом рынке инновационных технологий, значительно уступает. Россия значительно уступает в проникновении на мировой рынок инновационных технологий, что требует радикального повышения эффективности внешнеторговой деятельности в инновационной сфере. Но с этим также связано решение и других немаловажных проблем: увеличение объема экспорта высокотехнологичных товаров на мировой рынок; увеличение их рыночной доли, повышение объема производства и эффективности использования инновационно-информационных технологий (ИКТ), наконец, совершенствование институционально-инновационной среды, в которую входят государственные НИИ, институты частного и государственного инновационного партнерства.
Уровень инновационности российского экспорта ниже, чем в отстающих странах ЕС. Сравнение по инновационной активности ВТД России и лидирующих стран ЕС показывает отставание по ряду показателей в 15 и более раз.
Важное значение для продвижения России на мировой инновационный рынок играют государственные инвестиции, как в развитие научно-исследовательских учреждений, так и в НИОКР. Также немаловажную роль в финансировании НИОКР играют и также источники, как, бизнес-сектор В международной практике для оценки роли страны на мировом рынке инновационных технологий широко применяют такой показатель как инновационный потенциал, характеризующий способность страны к инновационной деятельности, включающий комплекс специфических показателей: расходы на маркетинг, численность занятых в НИОКР, количество полученных патентов на инновационные разработки, степень правовой защищенности интеллектуальной собственности, уровень развитости научно-образовательной сферы. По данным Международного экономического Форума лидерами по этому показателю были Сингапур, Финляндия, Германия. Россия занимала 35-е место, уступив позиции пропустив Малайзии, Гонконгу, Коста-Рике и др.
Российская доля в мировом объеме внешнеторгового обмена инновационными технологиями оценивается меньше, чем в 1% (0,6%), для сравнения – доля КНР 16%. Но вместе с тем, начиная с 2010 года, Россия осуществляет обмен инновационными технологиями с 79 зарубежными странами, в том числе с 50 странами ОЭСР и 6 странами СНГ. Среднегодовой объем экспорта российских высоких технологий в этот период оценивался в 43,8 млн. дол., что значительно уступало ведущим промышленно-развитым странам Франция – 1,8 млрд.дол.; США – 32,8 млрд.дол.).
Объем импортных поставок инновационных технологий в 2010 г. составлял 57,7 млн. дол., увеличение в 2011 г. составило 3,8%, а в 2012 – 4,1%. При этом в географии экспортно-импортных поставок преобладающими были внешнеторговые сделки со странами ОЭСР, их доля которых составила соответственно 67,5 и 81,7%.
Самые значительные объемы внешнеторговых поставок по экспорту инновационных технологий у России в исследуемом периоде были заключены с американскими партнерами (21,7%), с партнерами Германии (11,3%), Франции (5,6 % соглашений).
География импорта, России инновационных технологий представляла следующую картину из Германии – 18,1 %, из США – 16,7 %, из Великобритании – 9,8% соглашений. Удельный вес во внешнеторговом обмене инновационными технологиями России со странами СНГ незначителен.
Преобладающее количество соглашений по экспорту инновационных технологий было заключено с Китаем – 6,8%, по импорту – с Кипром 5,9%. Анализ внешней торговли инновационными технологиями со странами СНГ и ближнего зарубежья показал, что в исследуемый период большая часть экспорта российских инновационных технологий приходилась на Украину, Белоруссию и Казахстан. Абсолютным лидером по импорту инновационных технологий была Украина (69%)[15].
Таким образом, проведенная оценка состояния внешнеторговой деятельности России на международном рынке, в том числе и инновационных технологий, позволяет сделать следующие выводы :
1. не устранены такие острые проблемы, как правовое обеспечение охраны национальной инновационной собственности в стране и за ее пределами; необходимо создание наиболее благоприятных условий для производства и внешнеторгового обмена инновационными технологиями;
2. на низком уровне использование инструментов пресечения недобросовестной конкуренции на рынке инновационных технологий; не соблюдается антимонопольное законодательство и мн. др.
Глава 3.Перспективы развития внешней торговли России
3.1. Основные направления развития внешней торговли России
Перспективные пути решения проблем, связанных с инноватизацией ВТД, как нам представляется, заключается в дифференциации отраслей российского НХК по уровню подготовленности к внедрению инновационных технологий и по объективной возможности увеличения объемов производства инновационной продукции, ориентированной на экспорт. В связи с этим представляется рациональной группировка отраслей в однородные группы, которые, если рассматривать ВТД, с позиции государственного инновационного регулирования ВТД, можно сформировать в три группы.
В первую группу можно включить сырьевые отрасли, которым необходима государственная поддержка для обеспечения глубокой переработки сырья и дальнейшего закрепления не на сырьевом, а на международном рынке инновационных технологий. Это могут быть следующие отрасли: топливно-энергетическая, металлургическая, алмазная, химическая и лесная.
Во вторую группу целесообразно включить отрасли, продукция которых имеет потенциальную конкурентоспособность на мировом инновационном рынке. Например, авиационную и ракетно-космическую, атомную, энергомашиностроительную, деревообрабатывающую, электротехническую, медицинской и лазерной техники и технологий, тяжелого станкостроения, биотехнологическую, целлюлозно-бумажную отрасли. Основная особенность отраслей этой группы состоит в том, что они нуждаются в государственной поддержке, чтобы обеспечить выход на мировой рынок инновационных технологий.
В третью группу могли бы войти отрасли, которые ориентированы в основном на внутренний рынок: легкая и пищевая промышленность, автомобилестроение, дорожное, транспортное и сельхозмашиностроение, текстильная промышленность. Для обеспечения инновационного развития, высокого уровня конкурентоспособности по отношению к импортной высокотехнологичной продукции, они нуждаются в государственной поддержке, но на внутреннем рынке.
Таким образом, мы можем утверждать, что именно дифференцированный подход к обеспечению инновационного развития товаропроизводителей может повысить уровень конкурентоспособности высокотехнологичных отечественных товаров и услуг как на мировом рынке, так и на внутреннем рынке инноваций.
Емкость международного рынка инновационных технологий, наукоемких товаров и услуг составляют более 1 трлн.дол., что позволяет России иметь свой сегмент этого рынка, который соответствует ее научному потенциалу, уровню инновационного развития экспортного потенциала. Россия должна развивать внешнеторговые связи только на правах равного партнера, постоянно увеличивая свой сектор на мировом инновационном рынке. В настоящее время Россия занимает положение периферийной страны, у которой сырьевой экспорт стал решающим фактором развития национальной экономики. Удельный вес товаров ТЭК в России составляет более 60%, что свидетельствует о ярко выраженной специализации российского экспорта, включающей сырье и товары низкой степени переработки.
Россия входит в лидирующую группу среди стран периферийного типа, в составе которой: Ангола, Экваториальная Гвинея, Конго, Катар, Габон, ОАЭ, Нигерия, Саудовская Аравия, Алжир, Ливия, Оман, Кувейт, Азербайджан, Бруней, Папуа – Новая Гвинея, Венесуэла, Норвегия, Иран, Казахстан.
Специалисты Института прогнозирования РАН прогнозируют, считают, что существует региональная опасность формирования модели экономики периферийного типа в России уже к концу 2015 г. Поэтому остается год, чтобы изменить эту ситуацию и выйти на путь устойчивого развития. Вместе с тем, следует учесть, что значительная часть российских высокотехнологичных разработок находится на стадии поиска «ноу-хау» или опытных образцов. На сегодня в России нет необходимых условий для массового производства высокотехнологичных товаров технологий. Для этого требуются значительные госкапвложения, которые необходимо найти в самое ближайшее время. Следует учесть, как положительный фактор в решении проблемы выхода из периферийной группы, то, что Россия является мировым лидером в разработке ряда фундаментальных научных проблем в области математики, физики, информатики, медицины, физиологии, химии, а также в областях, связанных с разработками наноматериалов, лазерной и криогенной, аэрокосмической и военной техники, телекоммуникаций и средств связи. Учитывая вышеизложенное, при формировании и реализации механизма государственной поддержки развития научно-технической сферы может быть целесообразным концентрация усилий на тех направлениях научных исследований и разработок, в которых уже имеется необходимый инновационный потенциал. Следовательно, господдержка в научно-технической сфере должна быть для обеспечения инновационного развития экспорта:
– Информационные технологии и электроника. Инновационные разработки в этой области отличаются высоким качеством, низкой капиталоемкостью, что обеспечивает эффективность выхода на мировые рынки высоких технологий. Наиболее вероятные перспективы завоевания ведущих позиций на мировом рынке у разработок в области нейроинформатики, математического моделирования. Кроме того, представляют основу создания новейших компьютерных моделей в атомной энергетике, экономике, экологии, социальной сфере, а также формирования интеллектуальных программных систем, распознающих и оценивающих объекты в случаях неструктурированных, неформализованных и нечетких исходных данных. Высокой научно-практической значимостью обладают новые вычислительные системы, которые обеспечивают сотни триллионов операций в секунду. Они имеют особую ценность при решении научных задач в ядерной энергетике, аэродинамике, метеорологии и т.д.
– Интегрированные информационно – телекоммуникационные системы. Используя отечественные технологии и элементную базу эти системы позволяют обеспечить многократное увеличение потенциала телекоммуникационных систем, и при этом значительно поднять технологический уровень производственных процессов.
- Инновационные технологии, продукты, товары, услуги . Наиболее значимым экспортным потенциалом в этой области имеют: лазерная техника, имеющая широкий диапазон использования в медицине, космических и оборонных целях, машиностроении;
- технологии глубокой переработки полезных ископаемых;
- электронно ионноплазменные технологии, которые позволяют обеспечить новый способ нанесения биметаллических и металлокерамических покрытий;
- мехатронные модули вращательных и линейных перемещений на базе комплексного использования средств прецизионной механики, электроники и электротехники. Инновационные химические продукты и материалы. В частности, получение полимеры и композиты, конструкционных полимерных материалов – сверхпрочных и термостойких смесей и сплавов пластмасс, углеродных космических материалов и др., а также синтетических сверхтвердых материалов и интерматаллидов, гомогенных биокатализаторов, редчайших видов мембран.
– Технологии живых систем . К ним следует системы жизнеобеспечения человека в экстремальных условиях, которые имеют особую ценность, например, в обеспечении жизнедеятельности в космических полетах и др. Транспорт. В этой области значимость имеют новые образцы авиационной техники на основе использования модернизированных газотурбинных двигателей, нетрадиционные транспортные схемы и некоторые виды морских и судостроительных технологий, навигационные системы. К числу важнейших разработок в сфере гражданского транспорта, которые в ближайшей перспективе могут быть использованы разработки высокоскоростного железнодорожного, морского и речного транспорта, вертолетов, интермодальные перевозки, новые технологии организации движения.
– Энергетика и топливо . Главную роль в экспорте инновационных энергетических технологий играют созданные новейшие образцы, обеспечивающие в кратчайшие сроки ввода в серийное производство блоков атомных электростанций нового поколения, совершенствование топливного цикла при утилизации оборудования АЭС, регенерации отработанного ядерного топливо, утилизации и захоронению радиоактивных отходов. Вооружение. Россия – занимает лидирующие позиции среди немногих стран, которые могут конструировать, и производить сверхсложные технические системы, используемые в вооружении. В настоящее время – это основа российских экспортных контрактов на поставки систем вооружения, например, в КНР и Индию.
Таким образом, можно сделать вывод, что дифференцированный подход к обеспечению инновационного развития товаропроизводителей может повысить уровень конкурентоспособности высокотехнологичных отечественных товаров и услуг как на мировом рынке, так и на внутреннем рынке инноваций.
3.2. Мероприятия, содействующие развитию внешнеторговой деятельности
Прежде, чем остановится на мероприятиях, содействующих развитию внешнеторговой деятельности Российской Федерации, следует обратиться к прогнозу развития данной деятельности.
Внешнеторговая деятельность России с учётом таких факторов как сложные отношения России с зарубежными странами, введённые западными странами санкции, снижение цен на нефть, события на Ближнем востоке не может в своём развитии рассчитывать на улучшение показателей в ближайшие годы. Делая прогноз на 2015-2017 годы в данном направлении, не стоит сбрасывать со счетов то, что сырьевая направленность российского экспорта, недостаточно развитая торговля продукцией обрабатывающей промышленности, введенные санкции – это реальность, которая будет сохраняться неопределённый, но в рамках прогноза продолжительный период.
И эти условия отрицательно скажутся на росте экспорта и импорта. Значительно осложнит ситуацию и конкуренция на внешних рынках. Тем не менее, сырьевая структура экспорта не изменится и практически в том виде, в котором есть сейчас, сохранится к 2017 году, несмотря на достаточно невысокие цены на нефть. В 2015 году экспорт уменьшится с 512 млрд. долларов США в 2014 году до 495 млрд. долларов США в 2015 году.
Товарная структура, как уже было сказано, сохранится – лидирующую долю будет занимать нефть, газ, черные металлы. Однако небольшие сдвиги все же произойдут, доля нефти и газа снизится в пользу металлов и других товаров.
Так, ожидается увеличение долей экспорта по ряду товаров. Доля продукции химической промышленности в структуре экспорта увеличится с 5,7 % в 2014 году до 6,2 % в 2017 году, продовольственных товаров – с 3,6 до 4,0 %, древесины – с 2,4 до 2,8 %, доля металлов и изделий из них – с 7,9 до 8,8 %, машин, оборудования и транспортных средств – с 5,5 до 6,5 процента. В основном это связано с возможным развитием этих производств.
Импорт товаров прогнозируется в 2017 году на уровне 342 млрд. долларов США (восстановление до уровня 2013 года).
Несмотря на продовольственное эмбарго, ожидается, что темпы роста импорта будут выше, чем экспорта. В прогнозный период прирост импорта ускорится с 2,5 % в 2015 году до 3,3 % в 2017 году, при этом физический прирост импорта также ускорится с 1,3 до 2,2 % в год, рост цен ожидается на уровне 1 процента. На рисунке 11 представлена динамика импорта, а также его прогноз до 2017 года.
При этом также прогнозируется, что в структуре импорта произойдут изменения, уменьшится доля потребительских товаров и увеличится доля товаров промышленного назначения.
Среди основных торговых направлений, Россия не сможет полноценно наращивать объемы торговли с СНГ (во многом из-за российско-украинского кризиса).
Снизится торговля и с большинством стран дальнего зарубежья, за исключением Китая, Кореи, Индии[16].
Опираясь на вышеприведенный прогноз, можно определить основные мероприятия, содействующие развитию внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. Правительством Российской Федерации 15 апреля 2014 года было принято Постановление № 330 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности».
Целью программы является усиление позиций Российской Федерации в глобальной экономике, улучшение качественных параметров внешнеэкономической деятельности, повышение вклада внешнеэкономической сферы в решение задач модернизации национального хозяйства.
К задачам программы относятся:
- мобилизация возможностей и преимуществ международного экономического сотрудничества для продвижения интересов Российской Федерации на мировом рынке,
- обеспечения устойчивого, инновационно ориентированного развития национальной экономики;
- максимально полное раскрытие потенциала экономической интеграции в рамках Евразийского экономического союза в интересах ускорения социально-экономического развития Российской Федерации и других государств – членов Евразийского экономического союза;
- формирование системы институтов и механизмов развития внешнеэкономической деятельности, обеспечивающих конкурентоспособные условия деятельности российских компаний на мировом рынке;
- совершенствование системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации и в рамках Таможенного союза для эффективной защиты экономических интересов Российской Федерации и других государств – членов Таможенного союза в процессе дальнейшей интеграции в систему мирового хозяйства;
- совершенствование нормативного регулирования в сфере таможенных правоотношений, а также совершенствование правоприменительной практики, в том числе в целях снижения рисков функционирования единой таможенной территории Таможенного союза;
- повышение эффективности функционирования системы пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации с учетом задач развития внешнеэкономической деятельности.
Данная программа включает в себя ряд подпрограмм:
- подпрограмма 1 «Реализация приоритетных направлений внешнеэкономической деятельности в процессе международного экономического сотрудничества»;
- подпрограмма 2 «Формирование Евразийского экономического союза»;
- подпрограмма 3 «Создание национальной системы поддержки развития внешнеэкономической деятельности»;
- подпрограмма 4 «Совершенствование системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности»;
- подпрограмма 5 «Совершенствование таможенной деятельности»;
- подпрограмма 6 «Обеспечение развития системы пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации для осуществления внешнеэкономической деятельности».
Сфера реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» охватывает все значимые вопросы развития и регулирования внешнеэкономической деятельности, включая:
- двустороннее, региональное и многостороннее экономическое сотрудничество Российской Федерации с зарубежными странами;
- развитие экономической интеграции в формате Таможенного союза и Единого экономического пространства с перспективой формирования Евразийского экономического союза;
- существующие и проектируемые институты и механизмы развития внешнеэкономической деятельности;
- систему государственного регулирования внешнеэкономической деятельности с учетом отнесения широкого круга вопросов внешнеэкономического регулирования к предмету регулирования законодательства Таможенного союза;
- развитие таможенной деятельности, таможенно-логистической инфраструктуры и системы таможенного администрирования;
- функционирование системы пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации с учетом расширения внешнеэкономической деятельности.
Участие государства в развитии внешнеэкономической деятельности заключается в создании благоприятных условий для ее развития на национальном (система поддержки и регулирования внешнеэкономической деятельности) и межгосударственном (в рамках сотрудничества с зарубежными странами, участия в региональных интеграционных объединениях, международных организациях и форумах) уровнях.
Приоритеты государственной политики в сфере внешнеэкономической деятельности определены в соответствии со стратегическими документами и включают:
- формирование (через институты, механизмы и инструменты международного экономического сотрудничества) необходимых и достаточных условий для достижения стратегических целей Российской Федерации в мировой экономике и повышения вклада внешнеэкономической сферы в решение задач инновационно ориентированной модернизации национального хозяйства;
- создание интегрированного Евразийского экономического пространства (единого рынка) государств – членов Евразийского экономического союза, обеспечивающего свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы;
- создание конкурентоспособной (по сравнению с лучшей зарубежной практикой) и доступной для широкой массы предпринимателей национальной системы институтов и механизмов развития внешнеэкономической деятельности;
- формирование системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, эффективно обеспечивающей национальные интересы и интересы российского бизнеса в процессе международного экономического сотрудничества с учетом изменившихся условий внешней среды. Реализация данного приоритета тесно связана с осуществлением наднациональных полномочий в сфере регулирования внешнеэкономической деятельности Евразийской экономической комиссией, эффективностью механизма выработки и принятия решений в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства и степенью влияния Российской Федерации на эти процессы;
— – эффективное обеспечение интересов участников внешнеэкономической деятельности Российской Федерации и Таможенного союза в целом в сфере экономики и безопасности систем таможенного администрирования и пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации в целях обеспечения реализации Программы осуществляют деятельность по следующим направлениям:
- разработка и реализация во взаимодействии с уполномоченными федеральными органами программ развития внешнеэкономической деятельности;
- оказание поддержки деятельности организациям инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность;
- разработка и осуществление организационных и иных мероприятий, мер и механизмов в интересах региональных участников внешнеэкономической деятельности;
- создание и поддержка региональных информационных ресурсов для участников внешнеэкономической деятельности;
- содействие наращиванию региональных компетенций в сфере внешнеэкономической деятельности, в том числе путем организации программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере внешнеэкономической деятельности на базе высших учебных заведений и тренинговых центров, расположенных в субъектах Российской Федерации;
- содействие развитию на региональном уровне общественного диалога по вопросам развития внешнеэкономической деятельности в целях совершенствования мер, механизмов и инструментов поддержки внешнеэкономической деятельности, распространения лучших практик в сфере внешнеэкономической деятельности;
- содействие формированию региональных объединений производителей и экспортеров для выработки консолидированной позиции регионального бизнеса по вопросам развития внешнеэкономической деятельности;
- содействие повышению эффективности использования средств федерального бюджета, выделяемых на развитие внешнеэкономической деятельности субъектов Российской Федерации;
— – осуществление координации деятельности различных организаций и программ в сфере развития внешнеэкономической деятельности на территории субъектов Российской Федерации в целях получения синергического эффекта и избежания нецелесообразного дублирования функций, мер и механизмов по развитию внешнеэкономической деятельности.
Принятая программа рассчитана на 6 лет. Ее реализация позволит в первую очередь:
- совершенствовать экспортную специализацию РФ;
- снизит долю машин, оборудования и транспортных средств в экспорте товаров;
- приведет к увеличению в 1,5 раза числа организации – экспортеров товаров
- существенно повысит место Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка;
- улучшит условия и параметры международного экономического сотрудничества для Российской Федерации;
- приведет к выходу на качественно новый уровень торгово-экономического сотрудничества со странами Содружества Независимых Государств, Европейского союза, Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества, Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, с Бразилией, Индией, Китаем и Южно-Африканской Республикой в рамках реализации модернизационной и проинтеграционной повестки развития отношений;
- увеличит объемы торговли Российской Федерации с государствами – членами Таможенного союза и Единого экономического пространства несырьевыми товарами и услугами;
— – приведет к формированию динамичного и эффективного регионального интеграционного объединения с участием Российской Федерации – Евразийского экономического союза, базирующегося на полномасштабной системе межгосударственных соглашений, наднациональных и межгосударственных институтов.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.
1. Ситуацию на внешнеполитической арене осложняют отношения России с зарубежными странами, введённые западными странами санкции, снижение цен на нефть, события на Ближнем востоке и мн. др.
2. В целях развития внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. Правительством Российской Федерации 15 апреля 2014 года было принято Постановление № 330 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности».
3. К приоритетным мероприятиям государственной политики в сфере внешнеэкономической деятельности, определенными в соответствии со стратегическими документами, относятся:
- во-первых, формирование необходимых и достаточных условий для достижения стратегических целей Российской Федерации в мировой экономике и повышения вклада внешнеэкономической сферы в решение задач инновационно ориентированной модернизации национального хозяйства;
- во-вторых, создание интегрированного Евразийского экономического пространства (единого рынка) государств – членов Евразийского экономического союза, обеспечивающего свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы;
- в-третьих, создание конкурентоспособной (по сравнению с лучшей зарубежной практикой) и доступной для широкой массы предпринимателей национальной системы институтов и механизмов развития внешнеэкономической деятельности;
- в-четвертых, формирование системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, эффективно обеспечивающей национальные интересы и интересы российского бизнеса;
- в-пятых, эффективное обеспечение интересов участников внешнеэкономической деятельности Российской Федерации и Таможенного союза в целом.
Субъекты Российской Федерации в целях обеспечения реализации Программы также осуществляют деятельность по основным направлениям развития внешнеэкономической деятельности.
Заключение
Происходящие во внешнеэкономическом комплексе России преобразования коренным образом меняют и облик российской экономики. Значение этих перемен важно с точки зрения их воздействия на взаимоотношения Российской Федерации с Европейским союзом, США, странами Центральной и Восточной Европы, а в конечном итоге – и на всю систему международных экономических отношений.
Сфера внешнеэкономической торговли дает огромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния народа. Нынешняя модель взаимодействия России с мировым рынком не соответствует ни ее потенциальным возможностям, ни долговременным экономическим интересам.
В условиях неопределенной ситуации на внешнеполитической арене, осложняющих отношения России с зарубежными странами, введёнными западными странами санкциями, снижением цен на нефть, событиями на Ближнем востоке и многим другим возникла необходимость приятия определенных мер для «оживления» внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности.
Так, в целях развития внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. Правительством Российской Федерации 15 апреля 2014 года было принято Постановление № 330 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности».
К приоритетным мероприятиям государственной политики в сфере внешнеэкономической деятельности, определенными в соответствии со стратегическими документами, относятся:
- формирование необходимых и достаточных условий для достижения стратегических целей Российской Федерации в мировой экономике и повышения вклада внешнеэкономической сферы в решение задач инновационно ориентированной модернизации национального хозяйства;
- создание интегрированного Евразийского экономического пространства (единого рынка) государств – членов Евразийского экономического союза, обеспечивающего свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы;
- создание конкурентоспособной (по сравнению с лучшей зарубежной практикой) и доступной для широкой массы предпринимателей национальной системы институтов и механизмов развития внешнеэкономической деятельности;
- формирование системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, эффективно обеспечивающей национальные интересы и интересы российского бизнеса;
- эффективное обеспечение интересов участников внешнеэкономической деятельности Российской Федерации и Таможенного союза в целом.
Субъекты Российской Федерации в целях обеспечения реализации Программы также осуществляют деятельность по основным направлениям развития внешнеэкономической деятельности.
Принятая программа рассчитана на 6 лет. Ее реализация позволит в первую очередь:
- совершенствовать экспортную специализацию РФ;
- снизит долю машин, оборудования и транспортных средств в экспорте товаров;
- приведет к увеличению в 1,5 раза числа организации – экспортеров товаров
- существенно повысит место Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка;
- улучшит условия и параметры международного экономического сотрудничества для Российской Федерации;
- приведет к выходу на качественно новый уровень торгово-экономического сотрудничества со странами Содружества Независимых Государств, Европейского союза, Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества, Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, с Бразилией, Индией, Китаем и Южно-Африканской Республикой в рамках реализации модернизационной и проинтеграционной повестки развития отношений;
- увеличит объемы торговли Российской Федерации с государствами – членами Таможенного союза и Единого экономического пространства несырьевыми товарами и услугами;
— – приведет к формированию динамичного и эффективного регионального интеграционного объединения с участием Российской Федерации – Евразийского экономического союза, базирующегося на полномасштабной системе межгосударственных соглашений, наднациональных и межгосударственных институтов.
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. [Текст]: (с изм. от 25.03.2004 г., поправками от 30.12.2008 г.) // Российская газета. – 2009.– 21 января;
2. Об иностранных инвестициях в Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон от 09.07.1999, № 135-ФЗ // Собрание Законодательства РФ.- М., 1999, №135.;
3. Основные направления государственной инвестиционной политики РФ в сфере науки и технологий [Текст]: Постановление правительства РФ от 11.12.2002 г., № Пр-1764. – М., 2002.;
4. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности [Текст]: Федеральный Закон РФ от 03.10.1995 № 157 – ФЗ // Российская газета. – 1995, 24 окт. (в ред. от 28.07.2012, №137-ФЗ. – М., 2012) – Режим доступа: www.inservice.ru/documens/gosregulation.;
5. О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации [Текст] // Собрание Законодательства РФ.- М., 2000, №39.;
6. О таможенном регулировании в Российской Федерации [Текст]: Федеральный Закон от 27.01.2010, №311-ФЗ // Собрание Законодательства РФ.- М., 2010, №105.;
7. Об экспортном контроле: Федеральный Закон от 30.12.2001, №196-ФЗ // Собрание Законодательства РФ.- М., 2001.;
8. О таможенном тарифе [Текст]: Федеральный Закон от 21.05.1993, № 5003-1-ФЗ // Собрание Законодательства РФ.- М., 1999.;
9. Аганбегян, А. О месте экономики России в мире (по новым данным о международном сравнении валового внутреннего продукта) [Текст] / А. Аганбегян // Вопросы экономики. – 2011. – №8 – С. 43-55.;
10. Бабурин, В.Л. Инновационные циклы в российской экономике [Текст] / В.Л. Бабурин.- М.: КРАСАНД, 2010. – 216 с.;
11. Багриновский, К.А. Механизмы технологического развития экономики России [Текст] / К.А. багриновский, М.А. Бендников, Е.Ю. Хрусталев. – М.: Наука, 2003. – 376 с.;
12. Бажанов, Е.П. Актуальные проблемы международных отношений. Избранные труды: в 3 т. [Текст] / Е.П. Бажанов – М.: Науч.кн., 2002. – 280 с.
13. Балабанов, И.Т. Внешнеэкономические связи [Текст] / И.Т. Балабанов, А.И. Балабанов. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 544 с.;
14. Балабанов, В.И. Нанотехнологии. Наука будущего [Текст] / В.И. Балабанов. – М.: Эксмо, 2009. – 256 с.;
15. Барковский, А.М. Внешнеэкономическая политика России в глобальном экономическом пространстве // Россия и современный мир. – 2005. – №3. – С.23-39.;
16. Баринов, В.А. Внешнеэкономическая деятельность [Текст] / В. А. Баринов. – ИНФРА – М, 2006. – 365 с.;
17. Бабин, Э.П. Основы внешнеэкономической политики [Текст] / Э.П. Бабин. – М.: Экономика, МИКО «Коммерческий вестник», 2007.;
18. Васин, В.А. Международное научно-техническое сотрудничество как взаимодействие национальных инновационных систем [Текст] / В.А. Васин, Л.Э. Миндели. – М., 2010.;
19. Гранберг, А.Г. Моделирование пространственного развития национальной и мировой экономики: эволюция подходов // Регион: экономика и социология. 2007.;
20. Друкер, П.Ф. Задачи менеджмента в XXI в. [Текст] / П.Ф. Ждукер. – М.: «Вильямс», 2007;
21. Долгов, С.И. Глобализация экономики. Новое слово или новое явление [Текст] / С.И. Долгов. – М.: Экономика, 2005. – С.271.;
22. Евдокимов А.И. Международные экономические отношения. -М.: ТК Велби, 2006.;
23. Егорова, Е.М. Перспективы совершенствования международной инновационной специализации России [Текст] // Научно-правовое обеспечение развития инновационной экономики и модернизации промышленной политики России: Матер. междунар. науч. – практ. конф. – Израиль. – 2012. – C.172-182.;
24. Егорова, Е.М. Современные особенности развития внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов РФ [Текст] // Российская экономика от кризиса к модернизации: Матер. междунар. науч. – практ. конф. – Краснодар. – 2010. – С.64-66.;
25. Егоров, М.В. Основы управления и регулирования внешнеэкономической деятельности. – Международная экономика. Вып.1.: Монография.- Краснодар: Экоинвест, 2010, – С.44-60.;
26. Ишханов, А.В. Сущность и многообразие форм межстрановых конкурентных отношений [Текст] // Финансы и кредит. – М., 2004. – №2.- С.48-54.;
27. Кондратьев, Н.Д. Проблемы экономической динамики [Текст] / Н.Д. Кондратьев. – М.: Экономика. – 1989.- 526с.;
28. Корниенко, О. Международная экономика [Текст] / О. Корниенко. – Феникс, 2008. – 289 с.;
29. Курдов, В.М. Мировая экономика [Текст] / В. М. Кудров. – М.: ОАО «Издательство Экономика», 2009. – 377 с.;
30. Кретов, И.И. Внешнеторговое дело [Текст] / И.И. Кретов, К.В. Садченко. – М.: Дело и Сервис, 2006 – 400 с.;
31. Краснов, Л.В. Проблемы развития внешней торговли России на современном этапе [Текст] // Проблемы прогнозирования. 2009. № 6. С.28-41
32. Кузякин, А.П., Семичев М.А. Мировая экономика [Текст] / А.П. Кузякин, М.А. Семичев. – М.: ТК Велби, Проспект, 2006.;
33. Ласкин, Г.А., Ленчук, Е.Б, Промышленно-инновационная политика России в условиях глобализации [Текст] // ЭКО. – 2007. – №6. – С. 32-44.;
34. Линдерт, П.Х. Экономика мирохозяйственных связей: монография [Текст] / П.Х. Линдерт; Пер. с анг. О.В. Богачевой, О.В. Ивановой, А.А. Конопляник др.; Общ.ред и предисл. О.В. Ивановой. – М.: Прогресс, 1992.-520 с.;
35. Милгром, П., Робертс Дж. Экономика, организация и менеджмент: В 2-х Т [Текст] / П. Милгром, Дж. Робертс.- СПб.: Экономическая школа, 2009.;
36. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран [Текст] / Под ред.В.П. Колесова и М.Н. Осьмовой. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2007.;
37. Полянчева, А.Г. Исследование зарубежного опыта управления научно-технологическим развитием и оценка эффективности его использования в российских условиях [Текст] // Менеджмент в Росии и за рубежом, 2009. – №2, С.34-40.;
38. Портер, М. Международная конкуренция [Текст] / М. Портер. – СПб, 2000.;
39. Преодоление инновационного отставания России [Текст] // Материалы Хельсинского семинара ОЭСР, 2005. – М., 2005.;
40. Прокушев, Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность [Текст] / Е.Ф. Прокушев. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010. – 500 с.;
41. Рейтинги инновационного развития регионов России [Текст]// «Капитал страны». – Режим доступа: http://www.kapital-rus.ru/articles/article/2574.;
42. Ростовский, Ю.М. Внешнеэкономическая деятельность [Текст] / Ю.М. Ростовский, В.Ю. Гречков. – М.: Магистр, 2010. – 591 с.;
43. Седов, К.Б. Международная коммерческая деятельность России в сфере наукоемких услуг и технологий [Текст] // Внешнеэкономический бюллетень. – 2008. – №12. – С.36-45.;
44. Семенихин, В.В. Экспорт и импорт товаров, услуг, интеллектуальной собственности: практическое руководство [Текст] / В.В. Семенихин. – М.: ЭКСМО, 2009. – 432 с.;
45. Сергеев П.В. Мировая экономика в вопросах и ответах [Текст] / П.В. Сергеев. – Спб.: Питер, 2006.;
46. Спиридонов И.А. Мировая экономика [Текст] / И.А. Спиридонов.- М.: ТК Велби, 2007.;
47. Супян В.Б. Экономика США. – СПб.: Питер, 2005.;
48. Таможенная статистика внешней торговли [Электронный ресурс] // Федеральная Таможенная служба. – Режим доступа: http://www.customs.ru/.;
49. Фалькович Е.Б. Мировая экономика: учебник для вузов [Текст] / Е.Б. Фалькович, А. Ф. Шишкин, Н. В. Шишкина. – Академический проект, 2008. – 601 с.;
50. Фишер, П. Прямые иностранные инвестиции для России: стратегия возрождения промышленности [Текст] / П. Фишер. – М., 1999. – 512 с.;
51. Хлунов, А.В. Государственно-частное партнерство как механизм реализации государственной инновационной политики Российской Федерации [Текст] // Инновации. – 2010. – №1. – С.7-10.;
52. Чидарьян, С.А., Егорова Е.М. Инновационно – инвестиционные аспекты внешнеэкономической деятельности [Текст] // Экономика устойчивого развития. – 2013. – №13. –С.244-249.;
53. Шишаев А.И. Регулирование международной торговли товарами [Текст] / А.И. Шишаев. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2008.;
54. Щебарин Ю. А. Мировая экономика: учебник [Текст] / Ю. А. Щебарин. – ЮНИТИ – ДАНА, 2006. – 169 с.;
55. Министерство экономического развития РФ. – Режим доступа: www.economy.gov.ru.;
56. Федеральная служба государственной статистики РФ. – Режим доступа: www.gks.ru.;
57. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
– Режим доступа: www.oecd.org.;
58. Федеральная таможенная служба РФ. – Режим доступа: www.gks.ru.;
59. Портал внешнеэкономической информации МЭР РФ. – Режим доступа: www.ved.gov.ru.