Внешняя торговля индии

В настоящее время Индия представляет собой динамично развивающуюся страну, имеющую мощную промышленность, значительные трудовые ресурсы, разнообразную минерально-сырьевую базу, растущий научно-технический потенциал и быстро расширяющийся сектор услуг, включая информационные технологии, финансово-банковское дело, транспорт и строительство. Индия является одним из лидеров развивающихся государств и входит в первую десятку стран мира по ряду показателей промышленного и сельскохозяйственного производства. В последние годы индийские власти позиционируют экономику страны как вторую (после Китая) наиболее быстро растущую в мире.

Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что возрастает роль Индии в экономике Азиатского региона и в мировой политике в целом, а так же возрастает интерес России и Индии к установлению взаимовыгодных политических и торгово-экономических отношений на долгосрочной основе. Отношения между Индией и Россией носят характер стратегического партнерства, которое служит прочной основой для двустороннего взаимодействия — как культурного, так и экономического.

Целью данной работы является изучение экономики Индии, а также определение ее места и роли в мировой экономике.

При этом решаются следующие задачи:

  • анализ социально-экономического развития Индии;
  • обзор основных секторов экономики;
  • анализ внешней торговли Индии товарами и услугами;
  • состояние торгово-экономических отношений Индии и России.

Предметом курсовой работы является экономическое развитие Индии и ее влияние на современную мировую экономику.

Объект курсовой работы — макроэкономические показатели Индии.

При написании курсовой были использованы следующие методы анализа, синтеза, дедукции, работа со статистическими данными.

В первой части курсовой работы рассматривается общая характеристика Индии.

Во второй части курсовой работы рассматривается внешнеэкономические связи Индии.

Основными источниками являются учебники по макроэкономике, экономические статьи из интернета , а также статьи журналов и газет за последние 5 лет. Кроме того, при подготовке и проведении исследования были задействованы статистические интернет ресурсы.

§1. Социально-экономическое развитие

Несмотря на общее снижение темпов экономического роста все три основных сектора индийской экономики продемонстрировали положительную динамику развития. Промышленное производство увеличилось на 1,8%, сельскохозяйственное — на 1,9%, сектор услуг — на 6,6%. [7] Общая динамика роста ВВП за последние десять финансовых лет в ценах 2004/05 фин. г. представлена на диаграмме [8]

11 стр., 5383 слов

Методические указания для выполнения курсовых работа Экономическая ...

... по экономической теории допускаются лишь те студенты, которые получили положительные оценки по курсовой работе. Курсовая работа студенту не возвращается и хранится на кафедре в течение пяти лет. СТРУКТУРА РАБОТЫ Курсовая работа ... статьи по избранной теме, публикуемые в журналах “Вопросы экономики”, “Российский экономический журнал”, “Финансы и кредит”, “Экономическая школа”, “ Мировая экономика и ...

ВВП Индии, млрд. долларов США

 1 <#»703950.files/image002.gif»>

— Успехи в развитии нефтеперерабатывающей отрасли позволили Индии не только удовлетворять внутренние потребности, но и активно расширять экспорт нефтепродуктов, которые стали одной из основных экспортных статей страны (в обзорный период Индия экспортировала 60,5 млн. т нефтепродуктов на сумму 58,2 млрд. долл. США (в 2010/11 фин. г. — 51 млн. т).

[8]

Продолжает развиваться инфраструктура транспортировки нефти и нефтепродуктов. В стране функционируют 19 трубопроводов общей протяженностью 17,8 тыс. км и пропускной способностью 69,2 млн. т. Протяженность нефтепроводов — 8,5 тыс. км, их пропускная способность — 106,5 млн. т. Около 75% нефтепроводов принадлежат компании «IOС». Планами развития отрасли на ближайшие пять лет предусмотрено строительство новых нефте- и продуктопроводов общей протяженностью 10 тыс. км.

В последние годы в Индии динамично развивается рынок сжиженного нефтяного газа (сжиженный пропан или бутан), вырабатываемого из нефти и природного газа и используемого в бытовых целях, а также в качестве автомобильного топлива [2].

Спрос на него постоянно растет и в настоящее время достигает 27 млн. т в год.

В последнее десятилетие Индия уделяет повышенное внимание инвестициям в разведку и разработку нефтегазовых месторождений за границей. Госкомпания «ONGC Videsh Ltd.», дочернее предприятие «ONGC», участвует в разработке 40 нефтегазовых месторождений в 15 странах мира, в частности, во Вьетнаме, Судане, Венесуэле, России, Сирии, Бразилии, Колумбии, Мьянме, Ираке. Разработкой углеводородных месторождений за рубежом занимаются и другие индийские компании. Так, «OIL» реализует 12 проектов в 8 странах; «BPCL» — 12 проектов в 7 странах; «GAIL Ltd» — 4 проекта в 2 странах; «HPCL» — 2 проекта в 2 странах. Всего в 2011/12 фин. г. на указанных месторождениях было добыто около 8,8 млн. т нефти.

Уголь является единственным энергоносителем, имеющимся в Индии в достаточном количестве. Страна занимает 10-е место в мире по запасам и 3-е — по добыче угля (после Китая и США).

По данным Геологической службы Индии, доступные для разработки запасы каменного угля в стране оцениваются в 253,3 млрд. т, в том числе подтвержденные — 95,8 млрд. т, предполагаемые — 119,8 млрд. т. В подтвержденных запасах коксующийся уголь составляет 16,5 млрд. т, некоксующийся (энергетический) — 79,3 млрд. т. Запасы лигнитов (бурого угля) оцениваются в 39 млрд. т. Основные месторождения этого сырья находятся в штатах Джаркханд, Орисса, Чаттисгарх, Западная Бенгалия, Мадхья-Прадеш, Андхра-Прадеш и Махараштра. Свыше 80% угольных месторождений в Индии разрабатываются открытым способом.

Объем добычи угля (включая лигниты) в 2011/12 фин. г. составил 588,5 млн. т (5% от мировой добычи).

Основным его производителем является госкорпорация «Coal India Ltd.», которая ведет разработку 390 угольных месторождений и на долю которой приходится около 90% добычи этого сырья в стране. В 2011/12 фин. г. компания добыла 438,7 млн. т угля. Ведущий производитель лигнитов — госкорпорация «Neyveli Lignite Corporation» [8].

12 стр., 5803 слов

Социально-экономическая характеристика Индии

... страны, замедляя и затрудняя ее социально-экономический прогресс, оказывая все более тяжелое антропогенное давление на природные системы. Индия была первой страной ... окаймляю­щих Декан, расположены месторождения мо­нацита и ильменита, содержащих ... запасы высококачественной железной руды (около 18 млрд. т), значительны также мес­ ... железной руды в стране (рудное поле Сингхбхум), угля (долина Дамодар), ...

Для угольной отрасли Индии характерны:

  • низкая производительность труда (около 2,8 т угля на 1 чел. в смену);
  • слабое развитие горнодобывающей инфраструктуры;
  • медленное освоение новых и расширение действующих объектов.

В целях решения имеющихся проблем правительство Индии предпринимает шаги по более широкому привлечению в отрасль частных компаний. Им разрешена разработка новых угольных месторождений не только для собственных нужд, но и в коммерческих целях. В настоящее время среди частных компаний крупнейшей является «Singerani Collieries Company», которая владеет 37 шахтами и 13 открытыми угольными разрезами. [5]

Правительство Индии уделяет большое внимание развитию металлургической отрасли. В настоящее время страна занимает четвертое место в мире по производству и потреблению стальной продукции. Согласно прогнозам Министерства стали Индии, к 2015 г. она должна выйти на второе место.

В 2012/13 фин. г. выпуск стали в Индии увеличился по сравнению с предыдущим годом на 7,6% до 78 млн. т. Мощности по ее производству были расширены до 92 млн. т (в 2011/12 фин. г. — 84 млн. т).

Потребление стальной продукции — 77,3 млн. т против 70 млн. т в 2011/12 фин. г. Импорт продукции металлургии составил 6 млн. т, а экспорт — 4 млн. т.

В то же время из-за проблем с приобретением земли, получением экологических разрешений, разногласий с партнерами в обзорный период так и не началась реализация проектов корпорации «Posco», бельгийской компании «Arcelor Mittal» и российского ОАО «Северсталь» по строительству в Индии новых металлургических комбинатов большой мощности [4].

Индия располагает относительно крупными запасами минерального сырья для цветной металлургии. Разведанные залежи бокситов оцениваются в 2 527 млн. т, кварца — 865 млн. т, магния — 288 млн. т, марганца — 192 млн. т, хрома — 97 млн. т.

По оценке экспертов, в 2012 г. стоимостной объем производства индийской химической промышленности составил 110 млрд. долл. США. В соответствии с проектом национальной программы развития данной отрасли Индия планирует увеличить указанный показатель к 2017 г. до 224 млрд. долл. США (умеренный сценарий, ежегодный рост — 11%) или до 290 млрд. долл. США (оптимистичный сценарий, ежегодный рост — 15%).

В химической промышленности Индии действуют около 40 тыс. предприятий, 80% которых относятся к малому и среднему бизнесу. В ней занято около 3,3 млн. чел.

Крупные и средние предприятия освобождены от необходимости лицензирования производства химической продукции (за исключением синильной кислоты, фосгена, изоционата, диизоцианата и их производных).

Необходимо только заполнить документ соответствующей формы и представить его в Секретариат промышленного содействия департамента промышленной политики и развития Министерства торговли и промышленности Индии. Получать какие-либо специальных разрешений не требуется. Предприятия малого и среднего бизнеса должны регистрироваться в районных центрах по вопросам промышленности [4].

9 стр., 4141 слов

Экономическое положение Индии

... Азии. Он также устремлен на север, вглубь Евразии. 1. Место и роль Индии в современном мире Индия - аграрно - индустриальная страна, вторая после Китая по ... находящихся в государственной собственности, более последовательное включение индийской экономики в мировое хозяйство. Государство отказалось от практиковавшегося до этого централизованного планирования. Частным компаниям открыт доступ в ...

Индия относится к числу ведущих мировых производителей пестицидов. В стране выпускается более 60 их технических видов. Успешно развивается также экспорт этих товаров из Индии. Основными рынками сбыта являются США, Великобритания, Франция, Нидерланды, Бельгия, Испания, ЮАР, Бангладеш, Малайзия, Сингапур.

В целях стимулирования развития нефтехимической отрасли индийское правительство в 2007 г. утвердило национальную программу в области нефтехимии, основными целями которой являются привлечение инвестиций, в том числе иностранных, увеличение внутреннего потребления пластиков и синтетических волокон, достижение стабильного роста производства продукции нефтехимии, в том числе за счет инновационных методов утилизации и переработки пластиковых отходов, развития биополимеров и пластиков, расширение научно-исследовательских работ в области нефтехимии и т.д. [1].

В целях стимулирования инновационной деятельности в области нефтехимии учреждена ежегодная премия в размере 100 тыс. долл. США. Ведется работа по созданию промышленных зон, специализирующихся на производстве пластиков и полимеров, на которые в настоящее время приходится около 60% всего объема нефтехимической продукцию. Кроме того, Индия производит широкий спектр синтетических волокон и полупродуктов, эластомеры и т.д.

Индия является одним из крупнейшим потребителей удобрений в мире. Страна удовлетворяет только 80% своих потребностей в карбамиде за счет внутреннего производства и еще больше зависит от импорта калийных и фосфорных удобрений.

В 2011/12 фин. г. Индия импортировала удобрений на 9,22 млрд. долл. США, в апреле — декабре 2012 г. — на 6,42 млрд. долл. США.

В настоящее время фермеры оплачивают от 58 до 73% стоимости фосфорных и калийных удобрений. Остальная часть субсидируется индийским правительством. Эти субсидии являются большим бременем для бюджета страны. В последние годы их объем ежегодно составляет около 1% ВВП.

Основным государственным органом, определяющим направления развития индийской фарминдустрии, является Департамент фармацевтики Министерства химической продукции и удобрений. Определенные регулирующие функции выполняет Организация по контролю за соблюдением стандартов лекарственных препаратов при Министерстве здравоохранения и семейного благосостояния Индии.

В целях содействия развитию фармацевтической промышленности в стране действует ряд объединений производителей и экспортеров данной отрасли. К ним относятся Индийская ассоциация производителей лекарств, Индийский фармацевтический альянс, Организация производителей фармацевтической продукции, Совет по содействию экспорту фармацевтических товаров и др. [4].

По оценке Министерства здравоохранения и семейного благополучия, около 65% населения страны не имеют доступа к основным лекарствам, в перечень которых входят 348 наименований.

В 2012 г. индийское правительство запустило в действие программу по обеспечению бесплатными лекарствами всех нуждающихся. Общий объем бюджетных расходов по статье «лекарства для всех» в 12-м пятилетнем плане (2012-2017 гг.) составит 5,3 млрд. долл. США. Ожидается, что бесплатные лекарства будут предоставлять примерно 200 тыс. медицинских центров по всей стране. В целях организации поставок лекарств на указанные нужды правительство планирует создать специальное агентство [11].

17 стр., 8090 слов

Экономическое развитие Индии

... развитие Индии в настоящее время. Увидеть связь между древнейшей цивилизацией Индии, зародившейся около 5 тысяч лет назад, с нынешним положением страны. Также важнейшим аспектом нашей работы является изучение экономических ... от колониального и феодального гнета. Вступлением Индии в 1947 г. на путь независимости началась новая эпоха в истории ее развития. Перед страной встала историческая задача ...

В 2012 г. в Индии насчитывалось около 10,6 тыс. компаний-производителей фармацевтической продукции. Более 40% их общего количества сконцентрированы в штатах Махараштра (3,14 тыс.) и Гуджарат (1,53 тыс.).

Наибольшие доходы на индийском рынке приносит производство следующих лекарств (в порядке убывания): противоинфекционные препараты, кардиотонические средства, желудочно-кишечные препараты, препараты для лечения респираторных заболеваний, болеутоляющие средства, витаминные комплексы, препараты для лечения диабета, гинекологических заболеваний. [2]

В 2002 г. правительство Индии приняло решение повысить долю возможного участия прямых иностранных инвестиций в фармацевтической промышленности до 100%. В период с 2000 г. по 2012 г. в отрасль были привлечены ПИИ общим объемом около 9,8 млрд. долл. США.

Индия является одним из мировых лидеров по производству дешевых лекарств, так называемых дженериков. При этом все большее число индийских фармацевтических компаний получает сертификаты таких международных регуляторов фармацевтического рынка, как USFDA (США), MHRA (Великобритания), TGA (Австралия), MCC (ЮАР), Health Canada и др., что свидетельствует о достаточно высоком качестве их продукции [5].

Биотехнологическая отрасль относится к наиболее перспективным и быстро расширяющимся наукоемким сферам индийской экономики. Основным государственным органом, координирующим ее развитие является Департамент биотехнологий Министерства науки и технологий Индии [5].

В биотехнологической отрасли Индии работают свыше 350 компаний. К числу наиболее крупных относятся «Biocon», «Serum Institute of India», «Panacea Biotec», «Piramal Healthcare», «Wockhardt Ltd.», «GlaxoSmithKline», «Bharat Serum», «Krebs Biochemicals and Industries Ltd.», «Zydus Cadila», «Indian Immunologicals», «Monsanto Biotech», «Rasi Seeds», «Venkateshwara Hatcheries», «Novo Nordisk», «Indian Immunologicals», «TransAsia Biomedics», «Astrazeneca India».

Из десяти ведущих биотехнологических компаний Индии шесть компаний специализируются в области биофармацевтики и четыре — в сфере сельскохозяйственных биотехнологий.

В 2012/13 фин. г. объем производства биотехнологической отрасли увеличился на 19% и достиг 5,1 млрд. долл. США. По оценке экспертов, к 2017 г. этот показатель составит 11,6 млрд. долл. США, благодаря таким факторам, как растущий спрос на биотехнологическую продукцию, интенсивные научно-исследовательские работы и поддержка со стороны правительства.

Производство легковых и грузовых автомобилей, двух- и трехколесной техники, а также комплектующих и запасных частей к ним является одной из ведущих отраслей индийского машиностроения. В ней непосредственно занято около 500 тыс., а косвенно — более 14 млн. человек. Ведущими индийскими производителями автомобилей являются компании «Tata Motors», «Ashok Leyland», «Mahindra & Mahindra», «Hindustan Motors», «Eicher Motors», «Bajaj Auto», «Swaraj», «AMW», мотоциклов — «Hero Motors», «TVS Motor Company», «Royal Enfield».

Отрасль ориентирована, в первую очередь, на удовлетворение внутренних потребностей страны в средствах автомобильного транспорта. На индийском рынке также размещены производства всех ведущих мировых автомобилестроительных компаний, таких как «General Motors», «Toyota», «Volvo», «BMW», «Volkswagen», «Honda», «Nissan», «Renault» и др.[2].

За первое полугодие 2012/13 фин. г. производство легковых автомобилей составило 823 тыс. ед. (рост по сравнению с аналогичным периодом предыдущего фин. г. на 9,4%), автомобилей для коммерческого использования — 195 тыс. ед. (-3,8%), двухколесной техники — 4,029 млн. ед. (9,7%).

По предварительным оценкам, объем производства автомобильной и двухколесной техники в Индии за весь 2012/13 фин. г. составит 2,1 и 7,9 млн. ед. соответственно.

Экспорт индийской автомобильной техники за указанный период составил 682 тыс. ед., в т.ч. легковых автомобилей — 138 тыс. ед., автомобилей для коммерческого использования — 21 тыс. ед., двухколесной техники — 523 тыс. ед. Основными рынками сбыта являются страны Африки и Латинской Америки. Ведущие поставщики на внешний рынок — предприятия, созданные в Индии при участии компаний «Suzuki», «Hyundai», «Nissan».

Индия сохраняет за собой место одного из мировых лидеров по производству тракторов. Основную роль в отрасли играют 14 крупных компаний, среди которых лидируют «Mahindra & Mahindra Ltd.» (доля на рынке — более 20%), «Escorts» (15%), «Тractors & Farm equipment» (10%), «Punjab Tractors Ltd.» (12%) и «Eicher Motors Ltd.» (8%).

Большинство из них тесно сотрудничают с известными западными партнерами.

Правительство Индии приняло ряд мер по защите интересов национальных автопроизводителей, которые предусматривают, в частности, следующее:

  • импортируемое транспортное средство должно быть сертифицировано специальным государственным органом (Бюро индийских стандартов) на соответствие требованиям Закона о моторизованных транспортных средствах от 1998 г., а также стандарту Евро-3;
  • ввозимое транспортное средство должно иметь срок эксплуатации не более трёх лет, а его техническое состояние позволять эксплуатацию импортируемого автомобиля в течение не менее 5 лет с момента его ввоза в Индию;
  • к ввозу в Индию допускаются только автомобили с правым рулём;
  • импортная пошлина на автомобили составляет 106%, на комплекты для сборки автомобилей — в среднем 29 %, на автокомпоненты — 7,5-10%.[8]

По данным Центрального управления электроэнергетики Индии, на начало 2013 г., установленные энергомощности в стране составили 205,4 ГВт, в том числе мощности угольных ТЭС — 116,1 ГВт (56%), газовых — 18,4 ГВт (9%), дизельных — 1,2 ГВт (1%), ГЭС — 39,1 ГВт (20%), электростанций, использующих возобновляемые источники энергии — 25,8 ГВт (12%) и АЭС — 4,8 ГВт (2%).

По оценке Плановой комиссии Индии, при 8%-ом росте экономики потребности страны в электроэнергии к 2017 г. могут вырасти до 1,47 трлн. кВт/ч, а при 9% росте — до 1,53 трлн. кВт/ч. Это потребует увеличения установленных энергомощностей до 224,6 ГВт и 233,3 ГВт соответственно. [10]

Дефицит электроэнергии в среднем по стране составляет 8,5%, а в пиковые периоды — 11%. Наибольшую нехватку электроэнергии испытывают промышленно развитые штаты западной Индии — 14,6% (в пиковые периоды — 21,3%).

Высокими остаются технические потери при передаче электроэнергии, которые могут достигать до 40%. В целом из-за недостаточного развития электроэнергетики индийская экономика ежегодно теряет до 2% ВВП.

В период 11-го пятилетнего плана (2007-2012 гг.) мощности электроэнергетического сектора Индии увеличились на 54 ГВт, в том числе мощности ГЭС и электростанций, работающих на возобновляемых источниках энергии, — на 5,5 ГВт, ТЭС на каменном угле — на 41,2 ГВт, газовых электростанций — на 5,1 ГВт, АЭС — на 800 МВт.

К основным производителям электроэнергии в стране относятся государственные корпорации центрального правительства — «National Thermal Power Corporation Ltd.», «National Hydroelectric Power Corporation Ltd.», «Nuclear Power Corporation of India Ltd.», «Neyveli Lignite Corporation Ltd.», «Bhakra Beas Management Board», «North-Eastern Electric Power Corporation», государственные энергетические компании индийских штатов, а также крупные частные компании, такие как «TATA Power Company», «RPG Group», «Reliance Power Ltd.», «GMR Energy», «CLP Gujarat», «Jindal Steel & Power», «Essar Power», «Torrent Power Generation Ltd.». [2]

Государству принадлежат 86% установленных мощностей (34% корпорациям центрального правительства и 52% энергетическим советам штатов и союзных территорий).

В то же время продолжает развиваться тенденция к расширению участия частных индийских компаний в развитии национальной энергетики. Ожидается, что их доля в производстве электроэнергии в ближайшее пятилетие вырастет до 20%.

Второй этап предусматривает создание энергетических систем на быстрых нейтронах с использованием в качестве топлива плутония, наработанного в тяжеловодных реакторах. В 2013 г. запланировано введение в эксплуатацию первого реактора на быстрых нейтронах (РБН).

На третьем этапе в качестве топлива для реакторов нового поколения планируется использование урана-233, наработанного в ториевых сборках, загружаемых в плутониевые РБН первого поколения. [7]

Планируется, что установленные мощности атомной энергетики в Индии составят к 2020 г. — 20 ГВт, к 2030 г. — 50 ГВт.

По состоянию на 31 марта 2013 г., в стране работали 6 АЭС с 20 реакторными блоками суммарной мощностью 4,78 ГВт. На различных стадиях строительства находятся 7 реакторных блоков общей мощностью 5,3 ГВт. Производство практически всех необходимых материалов, компонентов и оборудования для АЭС по собственным проектам осуществляется национальной промышленностью. [7]

В сельском хозяйстве Индии занято около 60% трудоспособного населения страны. На него приходится 14,5% ВВП и 9% экспорта. Доля Индии в мировом экспорте сельскохозяйственной продукции составляет 1,7%.

Основными отраслями индийского сельского хозяйства являются мясомолочное животноводство, птицеводство, выращивание фруктов и овощей, зерновых культур (рис, пшеница, злаки, бобы), масличных семян, специй, чайного и табачного листов, кофейных зерен, различных сортов орехов (фундук, арахис, миндаль, кешью), сахарного тростника, производство морепродуктов, рыболовство, садоводство, производство натурального каучука, шелководство. [1]

По данным Организации ООН по продовольствию и сельскому хозяйству, Индия занимает первое место в мире по производству 25 сельскохозяйственных товаров. К их числу относятся, в частности, пчелиный воск, козье молоко, буйволиное молоко, лимоны, бананы, манго, гуава, семена клещевины, орехи. Индия занимает второе место в мире по производству пшеницы, риса, сахарного тростника, лука, чеснока, гороха, цветной капусты и третье место по производству помидоров, орехов кешью, семян льна и рапса, сорго.

По данным Министерства сельского хозяйства Индии, в обзорный период общий сбор зерновых составил 328,6 млн. т, в т.ч. пшеницы — 93,2 млн. т (в 2011/12 фин. г. — 89,3 млн. т), риса — 90,7 млн. т (92,8 млн. т).

Сбор бобовых в 2012/13 фин. г. составил 17,6 млн. т (в 2011/12 фин. г. — 17,9 млн. т), а масличных — 29,8 млн. т (33,5 млн. т).

Внутренний спрос на эти культуры — 16,8 и 45,5 млн. т соответственно. Превышение спроса над производством вынуждает Индию импортировать значительные объемы масличных, в т.ч. из России. [7]

Индия занимает второе место в мире по производству и потреблению сахара после Бразилии. По предварительным данным, в 2012/13 фин. г. производство сахарного тростника составило 334,5 млн. т.

Индия занимает 1-е место в мире по поголовью крупного рогатого скота (57% мирового поголовья буйволов и 16% — коров), 2-е — коз и 3-е — овец. По предварительным оценкам, в 2012/13 фин. г. производство молока в стране составит 127,9 млн. т.

Индия занимает 3-е место в мире по добыче морской рыбы и 2-е — по вылову речной рыбы (8,7 млн. т в 2012/13 фин. г.).

Страна является крупнейшим производителем и экспортером чая (27% мирового производства, 13% мирового экспорта).

В 2012/13 фин. г. было произведено 985 тыс. т чая (в 2011/12 фин. г. — 970 тыс. т) и 331 тыс. т кофе (322 тыс. т).

На экспорт идет 25% производимого чая и около 70% — кофе. В мировом производстве кофе (сорта робуста и арабика) доля Индии составляет 4% (шестое место).

Основными проблемами индийского сельского хозяйства являются низкая урожайность большинства сельскохозяйственных культур, недостаток новых технологий, нестабильность производственных показателей и их сильная зависимость от погодных условий, в первую очередь от количества сезонных осадков, диспропорции в уровне производительности по регионам и видам возделываемых культур.

По данным индийского агентства по учету и планированию использования земельных ресурсов, 45% (146,82 млн. га) земель страны страдают от эрозии почв. Средняя по стране скорость эрозии почв — 16,4 т/га в год. [11]

Развитие сельского хозяйства в Индии существенно сдерживается слабостью инфраструктуры, особенно нехваткой современных средств переработки и хранения. Потери овощей и фруктов в процессе их доставки до потребителя составляют 40%, риса — более 6%, а всей аграрной продукции — около 20%. По данным Минсельхоза Индии, ежегодно 10-30% сельхозпродукции теряются из-за вредителей, сорняков и болезней. [11]

Итак, прогнозные запасы нефти и газа в Индии, по оценкам Министерства нефти и природного газа, составляют 33-35 млрд. т в нефтяном эквиваленте (из них подтверждены 9,2 млрд. т), извлекаемые запасы — 2,1 млрд. т, в т.ч. нефти — 0,9 млрд. т, природного газа — 1,2 млрд. т. Собственных разведанных запасов нефти при текущем уровне добычи хватит на 20 — 25, а природного газа — на 30 — 40 лет

В 2011/12 фин. г. добыча газа в стране снизилась по сравнению с предыдущим годом на 9% с 52,2 до 47,5 млрд. куб. м. Успехи в развитии нефтеперерабатывающей отрасли позволили Индии не только удовлетворять внутренние потребности, но и активно расширять экспорт нефтепродуктов.В последние годы в Индии динамично развивается рынок сжиженного нефтяного газа (сжиженный пропан или бутан).

В последнее десятилетие Индия уделяет повышенное внимание инвестициям в разведку и разработку нефтегазовых месторождений за границей.

Уголь является единственным энергоносителем, имеющимся в Индии в достаточном количестве. Страна занимает 10-е место в мире по запасам и 3-е — по добыче угля (после Китая и США).

Свыше 80% угольных месторождений в Индии разрабатываются открытым способом.

Для угольной отрасли Индии характерны:

  • низкая производительность труда (около 2,8 т угля на 1 чел. в смену);
  • слабое развитие горнодобывающей инфраструктуры;
  • медленное освоение новых и расширение действующих объектов.

В целях решения имеющихся проблем правительство Индии предпринимает шаги по более широкому привлечению в отрасль частных компаний. Им разрешена разработка новых угольных месторождений не только для собственных нужд, но и в коммерческих целях.

Правительство Индии уделяет большое внимание развитию металлургической отрасли. В настоящее время страна занимает четвертое место в мире по производству и потреблению стальной продукции.

В химической промышленности Индии действуют около 40 тыс. предприятий, 80% которых относятся к малому и среднему бизнесу. В ней занято около 3,3 млн. чел.

Индия является одним из мировых лидеров по производству дешевых лекарств, так называемых дженериков.

Производство легковых и грузовых автомобилей, двух- и трехколесной техники, а также комплектующих и запасных частей к ним является одной из ведущих отраслей индийского машиностроения. Индия сохраняет за собой место одного из мировых лидеров по производству тракторов.

Правительство Индии приняло ряд мер по защите интересов национальных автопроизводителей, которые предусматривают, в частности,

импортируемое транспортное средство должно быть сертифицировано специальным государственным органом (Бюро индийских стандартов) на соответствие требованиям Закона о моторизованных транспортных средствах от 1998 г., а также стандарту Евро-3;

  • ввозимое транспортное средство должно иметь срок эксплуатации не более трёх лет, а его техническое состояние позволять эксплуатацию импортируемого автомобиля в течение не менее 5 лет с момента его ввоза в Индию;
  • к ввозу в Индию допускаются только автомобили с правым рулём;
  • импортная пошлина на автомобили составляет 106%, на комплекты для сборки автомобилей — в среднем 29 %, на автокомпоненты — 7,5-10%.

В сельском хозяйстве Индии занято около 60% трудоспособного населения страны. На него приходится 14,5% ВВП и 9% экспорта. Доля Индии в мировом экспорте сельскохозяйственной продукции составляет 1,7%.

Основными проблемами индийского сельского хозяйства являются низкая урожайность большинства сельскохозяйственных культур, недостаток новых технологий, нестабильность производственных показателей и их сильная зависимость от погодных условий, в первую очередь от количества сезонных осадков, диспропорции в уровне производительности по регионам и видам возделываемых культур.

Развитие сельского хозяйства в Индии существенно сдерживается слабостью инфраструктуры, особенно нехваткой современных средств переработки и хранения.

Глава 2. Внешнеэкономические связи Индии

§1. Внешняя торговля Индии товарами и услугами

С начала 90-х годов в рамках экономической либерализации Индия проводит все более агрессивную внешнеторговую политику в целях наращивания объемов и расширения географии национального экспорта. Увеличение экспортных поступлений рассматривается властями страны как необходимое условие решения задачи ускоренного развития индийской экономики. [1].

За последние пять лет, включая кризисный 2009/10 фин. г., среднегодовой рост индийского экспорта составил более 20%. По данным ВТО, доля Индии в мировом экспорте — 1,9%, в импорте — 2,5%.

Внешняя торговля Индии (млрд. долл. США)

Финансовый год

Экспорт

Импорт

Товарооборот

Рост экспорта, в %

2007/08

163,1

251,7

414,8

29,0

2008/09

185,3

303,7

489,0

13,6

2009/10

178,8

288,4

467,2

-3,5

2010/11

251,1

369,8

620,9

40,5

2011/12

303,7

488,6

792,3

21,0

В целом за последние пять лет объем индийской внешней торговли увеличился почти в два раза. Сокращение индийского экспорта в 2012/13 фин. г. связывают со второй волной финансового кризиса в еврозоне и неблагоприятной мировой конъюнктурой на его основные товары. Очевидно, что по итогам текущего финансового года он не сможет достичь целевого показателя в 360 млрд. долл. США.

Правительство Индии решает задачу диверсификации региональной структуры индийского экспорта путем расширения рынков сбыта в странах Азии и Африки. В число ведущих торговых партнеров Индии входят Китай, ОАЭ, США, Саудовская Аравия, Германия, Швейцария, Индонезия, Сингапур, Гонконг.

Географическое распределение индийского экспорта (%)

Регион

2000/01

2005/06

2011/12

2012/13 (апр.- ноя.)

Европа

25,9

24,2

19,0

18,7

Африка

5,3

6,8

8,1

9,6

Америка

24,7

20,7

16,4

19,5

Азия

37,4

46,9

50,0

50,4

СНГ и страны Балтии

2,3

1,2

1,0

1,3

Объем экспорта Индии, млрд. долларов США

 2

Основные страны-импортеры индийских товаров (млрд. долл. США)

Страна

2011/12

2012/13

1

США

31,0

34,2

2

ОАЭ

31,8

32,4

3

Китай

16,7

12,4

4

Сингапур

15,3

12,4

5

Гонконг

11,6

10,7

6

Голландия

8,3

9,6

7

Сауд. Аравия

4,9

8,6

8

Великобритания

7,9

9

Германия

7,3

6,5

10

Япония

5,6

5,6

36

Россия

1,6

2,0

Всего

142,0

142,1

Основные страны-экспортеры в Индию (млрд. долл. США)

Страна

2011/12

2012/13

1

Китай

53,6

50,0

2

ОАЭ

32,5

35,0

3

Сауд. Аравия

27,7

30,2

4

Швейцария

29,4

27,9

5

США

21,5

22,2

6

Ирак

17,7

18,4

7

Кувейт

14,7

15,8

8

Катар

11,5

14,7

9

Нигерия

13,2

13,3

10

Индонезия

13,4

13,1

28

Россия

4,3

3,8

Всего

239,5

244,4

В обзорный период основными рынками сбыта для индийских товаров являлись ОАЭ и США. Ведущим экспортером в Индию в последние годы стал Китай.

По данным индийской статистики, в 2010/11 фин. г. экспорт индийских услуг превзошел докризисный уровень и составил 132,9 млрд. долл. США, а в 2011/12 фин.г. он вырос до 143,2 млрд. долл. США. За первое полугодие 2012/13 фин. г. его объем составил 68,4 млрд. долл. США. Главными партнерами Индии в торговле услугами являются развитые страны (США, ЕС, Япония).

К основным видам услуг, экспортируемых Индией, относятся услуги в сфере разработки программного обеспечения (в 2011/12 фин. г. на них пришлось более 43% всего индийского экспорта услуг), осуществления деловых операций (лизинг, консалтинг, аудиторские услуги, маркетинг, инжиниринг и др. — 28,3%), транспорта (12,8%), туризма (13,0%).

Объем импорта услуг в Индию в 2010/11 фин. г. составил 84,1 млрд. долл. США (в 2011/12 фин. г. — 78,2 млрд. долл. США), а в первом полугодии 2012/13 фин. г. — 39,7 млрд. долл. США. Важнейшими статьями индийского импорта услуг являются деловые (34,2%), транспортные (20,9%), туристические (17,6%) и финансовые (10,2%).

Итак, с начала 90-х годов в рамках экономической либерализации Индия проводит все более агрессивную внешнеторговую политику в целях наращивания объемов и расширения географии национального экспорта. Увеличение экспортных поступлений рассматривается властями страны как необходимое условие решения задачи ускоренного развития индийской экономики.

В целом за последние пять лет объем индийской внешней торговли увеличился почти в два раза. Сокращение индийского экспорта в 2012/13 фин. г. связывают со второй волной финансового кризиса в еврозоне и неблагоприятной мировой конъюнктурой на его основные товары. Очевидно, что по итогам текущего финансового года он не сможет достичь целевого показателя в 360 млрд. долл. США.

В обзорный период основными рынками сбыта для индийских товаров являлись ОАЭ и США. Ведущим экспортером в Индию в последние годы стал Китай.

§2. Торгово-экономические отношения Индии и России

Двусторонние российско-индийские торговые отношения регулируются Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии о торговле и экономическом сотрудничестве от 4 мая 1992 г., в котором закреплен режим наибольшего благоприятствования во взаимной торговле. К настоящему времени сформировалась обширная договорно-правовая база, разработаны институциональные механизмы сотрудничества на межправительственном уровне и по линии деловых кругов. К числу таких механизмов относятся Российско-Индийская Межправительственная комиссия по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству (Межправкомиссия) и ее Рабочие группы, Российско-Индийский Форум по торговле и инвестициям, Российско-Индийский деловой совет и др. Активно взаимодействуют между собой различные торгово-промышленные палаты и объединения предпринимателей.

В обзорный период Россия и Индия продолжали активный политический и экономический диалог, как на двустороннем уровне, так и в рамках многосторонних структур, в том числе неформальных (в частности, БРИКС и G-20).

В 2011/12 фин. г. товарооборот России с Индией, по данным индийской статистики (без учета поставок по линии ВТС), составил 6,4 млрд. долл. США, за период с апреля по декабрь 2012/13 фин. г. — 4,96 млрд. долл. США.

В указанном году Россия занимала 32-е место среди внешнеторговых партнеров Индии, в т.ч. 36-е по экспорту и 27-е по импорту. Удельный вес России в индийском внешнеторговом обороте — 1%.

По данным индийской статистики, российский экспорт в Индию в 2011/12 фин. г. вырос по сравнению с 2010/11 фин. г. на 28,5% и составил 4,62 млрд. долл. США. Его крупнейшими статьями были драгоценные камни и металлы (27,6%), удобрения (15,8%), черные металлы и изделия из них (13,9%), нефть и нефтепродукты (6,9)%. В совокупности на эти товарные группы приходилось около 65% российского экспорта в Индию.

Наиболее значительное увеличение российского экспорта было отмечено по товарной группе 71 (драгоценные камни и металлы) — на 100,5% или 638,3 млн. долл. США (с 635,2 до 1273,5 млн. долл. США).

Данные индийской таможенной статистики по индийскому импорту из стран-основных торговых партнеров Индии (США, Китая, Германии) свидетельствуют о большой востребованности на индийском рынке черных металлов, продукции органической химии, нефти и продуктов ее перегонки, пластмасс и изделий из них. Это говорит о потенциальных возможностях для расширения российских поставок указанных товаров на индийский рынок.

Перед Индией остро стоит проблема нехватки генерирующих электромощностей. В этом контексте перспективными для российского экспорта являются такие направления, как:

  • поставки оборудования для АЭС;
  • дальнейшее продвижение на индийский рынок энергооборудования для ТЭС;
  • поставки основного оборудования для ГЭС;
  • поставки электростанций малой мощности (до 100 кВт) для сельских районов.

В последние годы активно развивается гражданская авиация Индии. Создаются новые частные пассажирские и грузовые авиакомпании, действующие компании объявляют о планах значительного увеличения своего авиапарка. Перед гражданской авиацией Индии стоит задача кардинального улучшения авиасообщения между штатами, особенно в северо-восточном направлении. Индийские авиакомпании нуждаются в самолетах малой и средней вместимости. Это обстоятельство необходимо использовать для продвижения на индийский рынок российской авиатехники данного класса.

Перспективными видятся поставки в Индию удовлетворяющих современным требованиям российских пассажирских самолетов малой и средней дальности, таких как Суперджет-100, а в перспективе — МС-21. Существуют возможности для организации совместного производства среднемагистральных самолетов, а также вертолетов и авиационных двигателей.

В связи со старением парка эксплуатируемых гражданской авиацией Индии вертолетов западного производства имеются перспективы для продажи российских вертолетов гражданских модификаций (Ми-172, Ка-226 и др.).

На ближайшее время Индия останется перспективным рынком для сбыта российского горно-шахтного оборудования. Спросом в этой стране пользуются длиннозабойные механизированные очистные комплексы, крупные драглайны, карьерные экскаваторы, большегрузные автосамосвалы и буровые установки.

Российский импорт из Индии, по данным индийской статистики, в 2011/12 фин. г. увеличился на 5,3 % до 1,77 млрд. долл. США.

В структуре российского импорта из Индии сельскохозяйственные и продовольственные товары составили 25,6%, машины и оборудование — 25,2%, фармацевтическая продукция — 22,6%, , текстильные и швейные изделия — 4,8%.

В 2011/12 фин. г. по сравнению с предыдущим годом на 114,3% (со 110,1 до 235,9 млн. долл. США) выросли поставки в Россию электрических машин и оборудования из Индии (код 85).

Существуют потенциальные возможности для увеличения экспорта из Индии в Россию сельскохозяйственных и продовольственных товаров, таких как яблоки, бананы, орехи кешью, картофель, зеленый перец и перец чили, огурцы и корнишоны, виноград, очищенный арахис, (свежий и замороженный), кукуруза, рис, лук, апельсины, помидоры, консервированные овощи и табак.

Среди индийских товаров, поставки которых в Россию могли бы быть увеличены, можно отметить текстильную продукцию, включая готовую одежду, а также химическую продукцию, например, специальные химикаты, красители, пестициды, химические продукты тонкого органического синтеза.

Одним из наиболее перспективных товаров для экспорта в Россию остаются медикаменты. По мнению обеих сторон, имеются реальные возможности для расширения взаимодействия в этой области — не только за счет увеличения поставок индийских лекарств в Россию, но и путем участия индийских компаний в создании в нашей стране совместных производств, проведении НИОКР и подготовке кадров.

По данным Центробанка России, в I-III кварталах 2012 г. объем двусторонней торговли услугами вырос по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. на 149,8% и составил 799,2 млн. долл. США. Российский экспорт услуг в Индию увеличился почти в 3 раза до 600,9 млн. долл. США, а импорт — на 18,9% до 198,3 млн. долл. США. Значительный рост российско-индийской торговли услугами в 2012 г. обусловлен, прежде всего, увеличением экспорта из России в Индию деловых, профессиональных и технических услуг.

В структуре российского экспорта услуг в Индию наибольшая доля приходится на услуги по строительству и модернизации промышленных объектов силами российских организаций на территории Индии, по развитию транспортных коммуникаций (строительство газопроводов и продуктопроводов, автомобильных дорог), сетей мобильной связи, а также по обслуживанию ранее поставленного оборудования в таких отраслях, как электроэнергетика (строительство ТЭС, ГЭС и АЭС, энергетический аудит) и металлургия. Рост удельного веса транспортных услуг в значительной мере связан с исполнением разовых контрактов на поставки оборудования для проектов экономического сотрудничества.

В российском импорте услуг из Индии преобладают услуги по организации пребывания российских туристов и строительные услуги, оказываемые российским компаниям, реализующим проекты на индийской территории.

Основными сферами проектного сотрудничества между Россией и Индией являются энергетика, телекоммуникации и связь, транспортное машиностроение, металлургия, инфраструктура.

Значительные возможности для увеличения объемов экономического сотрудничества лежат в инвестиционном поле. В 2012 г. по инициативе российской стороны начата работа по формированию перечня приоритетных проектов российско-индийского сотрудничества, реализация которых должна активизировать взаимодействие двух стран в инвестиционной сфере. Российские предложения по этому вопросу были переданы индийской стороне в ходе 18-го заседания Российско-Индийской МПК в октябре 2012 г. Они включают 6 крупных проектов в таких отраслях, как гражданское авиастроение, машиностроение, химическая промышленность и нефтехимия. С целью обеспечения эффективности взаимодействия на данном направлении российская стороны предлагает создать рабочую группу высокого уровня во главе с заместителем министра экономического развития Российской Федерации и заместителем Министра торговли и промышленности Индии.

Для стимулирования роста товарооборота между Россией и Индией необходимо также активизировать работу по проведению регулярных бизнес-миссий, в первую очередь, по таким приоритетным направлениям взаимного сотрудничества, как энергетика, фармацевтика, информационные технологии, гражданская авиация.

Важным представляется осуществление таких мер, направленных на улучшение российско-индийского информационного обмена, как организация отраслевых выставок/ярмарок, проведение деловых форумов, встреч, семинаров и конференций с участием предпринимателей двух стран, своевременное наполнение интернет-порталов Минэкономразвития и Торгпредства информацией на английском и русском языках о возможностях в сфере торговли между Россией и Индией, законодательной базе, мерах регулирования, процедурах сертификации, стандартах и т.д., а также о датах и месте проведения выставок и ярмарок в России и Индии.

В целях содействия росту взаимной торговли руководство двух стран договорилось рассмотреть возможность заключения Соглашения о всеобъемлющем экономическом сотрудничестве между Индией и Таможенным союзом Белоруссии, Казахстана и России. С этой целью принято решение работать в направлении создания Совместной исследовательской группы для изучения данного вопроса.

Среди факторов, сдерживающих развитие двустороннего торгово-экономического сотрудничества, можно отметить, прежде всего, проблему транспортного обеспечения взаимной торговли в связи с медленным ходом реализации проекта международного транспортного коридора «Север-Юг», слабое межбанковское взаимодействие, недостаточную информированность сторон о взаимных возможностях и национальных особенностях ведения бизнеса, языковой барьер.

Итак, Двусторонние российско-индийские торговые отношения регулируются Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии о торговле и экономическом сотрудничестве от 4 мая 1992 г.,

В обзорный период Россия и Индия продолжали активный политический и экономический диалог, как на двустороннем уровне, так и в рамках многосторонних структур, в том числе неформальных (в частности, БРИКС и G-20).

По данным индийской статистики, российский экспорт в Индию в 2011/12 фин. г. вырос по сравнению с 2010/11 фин. г. на 28,5% и составил 4,62 млрд. долл. США. Его крупнейшими статьями были драгоценные камни и металлы (27,6%), удобрения (15,8%), черные металлы и изделия из них (13,9%), нефть и нефтепродукты (6,9)%. В совокупности на эти товарные группы приходилось около 65% российского экспорта в Индию.

Данные индийской таможенной статистики по индийскому импорту из стран-основных торговых партнеров Индии (США, Китая, Германии) свидетельствуют о большой востребованности на индийском рынке черных металлов, продукции органической химии, нефти и продуктов ее перегонки, пластмасс и изделий из них. Это говорит о потенциальных возможностях для расширения российских поставок указанных товаров на индийский рынок.

Одним из наиболее перспективных товаров для экспорта в Россию остаются медикаменты. По мнению обеих сторон, имеются реальные возможности для расширения взаимодействия в этой области — не только за счет увеличения поставок индийских лекарств в Россию, но и путем участия индийских компаний в создании в нашей стране совместных производств, проведении НИОКР и подготовке кадров.

В структуре российского экспорта услуг в Индию наибольшая доля приходится на услуги по строительству и модернизации промышленных объектов силами российских организаций на территории Индии, по развитию транспортных коммуникаций (строительство газопроводов и продуктопроводов, автомобильных дорог), сетей мобильной связи, а также по обслуживанию ранее поставленного оборудования в таких отраслях, как электроэнергетика (строительство ТЭС, ГЭС и АЭС, энергетический аудит) и металлургия. Рост удельного веса транспортных услуг в значительной мере связан с исполнением разовых контрактов на поставки оборудования для проектов экономического сотрудничества.

Основными сферами проектного сотрудничества между Россией и Индией являются энергетика, телекоммуникации и связь, транспортное машиностроение, металлургия, инфраструктура.

Среди факторов, сдерживающих развитие двустороннего торгово-экономического сотрудничества, можно отметить, прежде всего, проблему транспортного обеспечения взаимной торговли в связи с медленным ходом реализации проекта международного транспортного коридора «Север-Юг», слабое межбанковское взаимодействие, недостаточную информированность сторон о взаимных возможностях и национальных особенностях ведения бизнеса, языковой барьер.

Заключение

Несмотря на общее снижение темпов экономического роста все три основных сектора индийской экономики продемонстрировали положительную динамику развития. В структуре ВВП страны на услуги приходится 59%, промышленность — 27%, сельское хозяйство — 14%.Сфера услуг развивается наиболее динамично (среднегодовой рост за последние 5 лет — более 10%).

Совокупный рост восьми ключевых секторов промышленности Индии (добыча угля, нефти, природного газа, производство электроэнергии, нефтепродуктов, стали, цемента и удобрений, удельный вес в индексе промышленного производства — 39,7%) в апреле-феврале 2012/13 фин. г. составил 3,3% (в аналогичный период предыдущего года — 5,0%).

Несмотря на относительно небольшой удельный вес в ВВП страны сельское хозяйство остается жизненно важной отраслью экономики и обеспечивает работой около 60% населения.

Ежегодные темпы роста оборота организованной розничной торговли составляют 25-30%. Одной из самых острых проблем индийской экономики в последние годы является высокий уровень инфляции.

Прогнозные запасы нефти и газа в Индии, по оценкам Министерства нефти и природного газа, составляют 33-35 млрд. т в нефтяном эквиваленте (из них подтверждены 9,2 млрд. т), извлекаемые запасы — 2,1 млрд. т, в т.ч. нефти — 0,9 млрд. т, природного газа — 1,2 млрд. т. Собственных разведанных запасов нефти при текущем уровне добычи хватит на 20 — 25, а природного газа — на 30 — 40 лет

В 2011/12 фин. г. добыча газа в стране снизилась по сравнению с предыдущим годом на 9% с 52,2 до 47,5 млрд. куб. м. Успехи в развитии нефтеперерабатывающей отрасли позволили Индии не только удовлетворять внутренние потребности, но и активно расширять экспорт нефтепродуктов.В последние годы в Индии динамично развивается рынок сжиженного нефтяного газа (сжиженный пропан или бутан).

В последнее десятилетие Индия уделяет повышенное внимание инвестициям в разведку и разработку нефтегазовых месторождений за границей.

Уголь является единственным энергоносителем, имеющимся в Индии в достаточном количестве. Страна занимает 10-е место в мире по запасам и 3-е — по добыче угля (после Китая и США).

Свыше 80% угольных месторождений в Индии разрабатываются открытым способом.

Для угольной отрасли Индии характерны:

— низкая производительность труда (около 2,8 т угля на 1 чел. в смену);

  • слабое развитие горнодобывающей инфраструктуры;
  • медленное освоение новых и расширение действующих объектов.

В целях решения имеющихся проблем правительство Индии предпринимает шаги по более широкому привлечению в отрасль частных компаний. Им разрешена разработка новых угольных месторождений не только для собственных нужд, но и в коммерческих целях.

Правительство Индии уделяет большое внимание развитию металлургической отрасли. В настоящее время страна занимает четвертое место в мире по производству и потреблению стальной продукции.

В химической промышленности Индии действуют около 40 тыс. предприятий, 80% которых относятся к малому и среднему бизнесу. В ней занято около 3,3 млн. чел.

В 2012 г. индийское правительство запустило в действие программу по обеспечению бесплатными лекарствами всех нуждающихся. Общий объем бюджетных расходов по статье «лекарства для всех» в 12-м пятилетнем плане (2012-2017 гг.) составит 5,3 млрд. долл. США. Индия является одним из мировых лидеров по производству дешевых лекарств, так называемых дженериков.

Производство легковых и грузовых автомобилей, двух- и трехколесной техники, а также комплектующих и запасных частей к ним является одной из ведущих отраслей индийского машиностроения. Индия сохраняет за собой место одного из мировых лидеров по производству тракторов.

Правительство Индии приняло ряд мер по защите интересов национальных автопроизводителей, которые предусматривают, в частности, следующее:

  • импортируемое транспортное средство должно быть сертифицировано специальным государственным органом (Бюро индийских стандартов) на соответствие требованиям Закона о моторизованных транспортных средствах от 1998 г., а также стандарту Евро-3;
  • ввозимое транспортное средство должно иметь срок эксплуатации не более трёх лет, а его техническое состояние позволять эксплуатацию импортируемого автомобиля в течение не менее 5 лет с момента его ввоза в Индию;
  • к ввозу в Индию допускаются только автомобили с правым рулём;

— импортная пошлина на автомобили составляет 106%, на комплекты для сборки автомобилей — в среднем 29 %, на автокомпоненты — 7,5-10%.

В сельском хозяйстве Индии занято около 60% трудоспособного населения страны. На него приходится 14,5% ВВП и 9% экспорта. Доля Индии в мировом экспорте сельскохозяйственной продукции составляет 1,7%.

Основными проблемами индийского сельского хозяйства являются низкая урожайность большинства сельскохозяйственных культур, недостаток новых технологий, нестабильность производственных показателей и их сильная зависимость от погодных условий, в первую очередь от количества сезонных осадков, диспропорции в уровне производительности по регионам и видам возделываемых культур.

Развитие сельского хозяйства в Индии существенно сдерживается слабостью инфраструктуры, особенно нехваткой современных средств переработки и хранения.

С начала 90-х годов в рамках экономической либерализации Индия проводит все более агрессивную внешнеторговую политику в целях наращивания объемов и расширения географии национального экспорта. Увеличение экспортных поступлений рассматривается властями страны как необходимое условие решения задачи ускоренного развития индийской экономики.

В целом за последние пять лет объем индийской внешней торговли увеличился почти в два раза. Сокращение индийского экспорта в 2012/13 фин. г. связывают со второй волной финансового кризиса в еврозоне и неблагоприятной мировой конъюнктурой на его основные товары. Очевидно, что по итогам текущего финансового года он не сможет достичь целевого показателя в 360 млрд. долл. США.

В обзорный период основными рынками сбыта для индийских товаров являлись ОАЭ и США. Ведущим экспортером в Индию в последние годы стал Китай.

Двусторонние российско-индийские торговые отношения регулируются Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии о торговле и экономическом сотрудничестве от 4 мая 1992 г.,

Перед Индией остро стоит проблема нехватки генерирующих электромощностей. В этом контексте перспективными для российского экспорта являются такие направления, как:

  • поставки оборудования для АЭС;
  • дальнейшее продвижение на индийский рынок энергооборудования для ТЭС;
  • поставки основного оборудования для ГЭС;
  • поставки электростанций малой мощности (до 100 кВт) для сельских районов.

Российский импорт из Индии, по данным индийской статистики, в 2011/12 фин. г. увеличился на 5,3 % до 1,77 млрд. долл. США.

Одним из наиболее перспективных товаров для экспорта в Россию остаются медикаменты. По мнению обеих сторон, имеются реальные возможности для расширения взаимодействия в этой области — не только за счет увеличения поставок индийских лекарств в Россию, но и путем участия индийских компаний в создании в нашей стране совместных производств и подготовке кадров.

В структуре российского экспорта услуг в Индию наибольшая доля приходится на услуги по строительству и модернизации промышленных объектов силами российских организаций на территории Индии, по развитию транспортных коммуникаций (строительство газопроводов и продуктопроводов, автомобильных дорог), сетей мобильной связи, а также по обслуживанию ранее поставленного оборудования в таких отраслях, как электроэнергетика (строительство ТЭС, ГЭС и АЭС, энергетический аудит) и металлургия. Рост удельного веса транспортных услуг в значительной мере связан с исполнением разовых контрактов на поставки оборудования для проектов экономического сотрудничества.

Основными сферами проектного сотрудничества между Россией и Индией являются энергетика, телекоммуникации и связь, транспортное машиностроение, металлургия, инфраструктура.

Среди факторов, сдерживающих развитие двустороннего торгово-экономического сотрудничества, можно отметить, прежде всего, проблему транспортного обеспечения взаимной торговли в связи с медленным ходом реализации проекта международного транспортного коридора «Север-Юг», слабое межбанковское взаимодействие, недостаточную информированность сторон о взаимных возможностях и национальных особенностях ведения бизнеса, языковой барьер.

Индийская экономика все более и более интегрируется с мировой экономикой. По данным опроса менеджеров инвестиционных компаний Индия является одним из наиболее популярных объектов для инвестиций в Азии. Огромный и постоянно растущий рынок, развивающаяся инфраструктура, сложный финансовый сектор, гибкая регулирующая среда, льготы, устойчивое государство и хорошая экономическая перспектива делает Индию привлекательной для инвестиций. Деловая среда Индии благоприятствует достижению высокого уровня и постоянного роста.

Список использованной литературы

1. Мировая экономика. (Учебник) Под ред. Булатова А.С. (2008, 734с.)

2. Мировая экономика. (Учебник) Ломакин В.К. (2012, 4-е изд., 672с.)

3. Мировая экономика. (Учебник) Под ред. Щербанина Ю.А. (2009, 318с.)

4. Мировая экономика в век глобализации. (Учебник) Богомолов О.Т. (2009, 359с.)

5. Мировая экономика и международные экономические отношения. (Уч. пос.) Батманова Е.С, Томилов П.С. (УГТУ, 2005, 111с.)

— Мировая экономика и международный бизнес. (Учебник) Под ред. Полякова В.В., Щенина Р.К. (2008, 688с.)

— http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%ED%E4%E8%FF#.D0.AD.D0.BA.D0.BE.D0.BD.D0.BE.D0.BC.D0.B8.D0.BA.D0.B0

8. http://www.ereport.ru/articles/weconomy/india.htm

9. http://halifat.info/analysis/world/1526-indiya.html

— http://forexaw.com/NEWs/Macroeconomic_news_and_indicators/Macroeconomics_India/138633_%D0%98%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D1%8F_%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82_%D0%92%D0%92%D0%9F

— http://www.webeconomy.ru/index.php?page=cat&newsid=1505&type=news