Внешние эффекты в рыночной экономике

ВВЕДЕНИЕ, Рыночная экономика

Таким образом, рыночная экономика – это механизм, посредством которого покупатели и продавцы взаимодействуют для установления цен и количеств товаров и услуг.

Причиной слабостей рынка является то, что в реальной жизни не удается соблюсти все условия, которые позволяют рыночным механизмам успешно решать главные экономические проблемы социума. Идеальные условия не соблюдаются, и механизмы рынка неизбежно начинают работать с ошибками. Тогда и возникает необходимость для правительства вмешаться в хозяйственную деятельность — появляется смешанная экономическая система. Как правило, в условиях такой системы государство берет на себя решение нескольких задач. Одной из ключевых таких задач является смягчение проблемы внешних эффектов.

Под внешними эффектами в экономической теории понимаются ситуации, когда издержки (или выгоды) рыночных частных сделок падают на третьих лиц, не являющихся непосредственными участниками этих сделок. Классическими примерами таковых являются многочисленные ситуации, связанные с загрязнением окружающей среды (отрицательные внешние эффекты), выгоды, получаемые обществом от роста уровня образования, здоровья, культуры людей (положительные внешние эффекты).

Целью данной курсовой работы является изучение внешних эффектов как факторов несовершенства рыночной экономики.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Раскрыть внешние эффекты и их последствия для рыночной экономики;

2. Определить положительные внешние эффекты;

3. Определить отрицательные внешние эффекты в рыночной экономике.

Объектом исследования являются внешние эффекты в рыночной экономике.

Предметом исследования – отношения, возникающие в результате функционирования механизма рыночной экономики.

Методы исследования: теоретические; эмпирические методы;

1. ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

С целью определения понятия внешних эффектов в рыночной экономике, следует обратиться к литературе.

Внешние эффекты, экстерналии (externalities) – это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Они называются «внешними», так как касаются не только участвующих в данной операции экономических агентов, но и третьих лиц. Возникают они в результате как производства, так и потребления товаров и услуг.

Внешние эффекты подразделяются на положительные и отрицательные. Отрицательные экстерналии связаны с издержками, а положительные с выгодами третьих лиц.

13 стр., 6480 слов

Внешние эффекты на рынке

... имеет место перепроизводство товаров и услуг с отрицательным внешним эффектом. проблема внешний рынок коуз 1.2.2 Положительный внешний эффект (positive externality) Положительные внешние эффекты возникают в случае, если ... экономики, с целью устранения негативных последствий от чистого рыночного механизма. Впрочем, некоторые экономисты полагают, что фиаско рынка на самом деле не существует и проблема ...

Участники рынка в своих действиях не принимают в расчет отрицательные эффекты, поэтому общественные издержки производства товаров и услуг отличаются от индивидуальных. При отрицательном эффекте они превышают индивидуальные издержки на величину негативного воздействия.

Издержки негативного воздействия на окружающую среду, которые перекладываются от производителя на общество составляют разницу между индивидуальными и общественными издержками. Общественное благосостояние будет возрастать только когда их предложение на рынке будет меньше равновесного (рис.1).

D – спрос (частная ценность); S – предложение (частные издержки; E – равновесная рыночная цена; SИЗД – социальные издержки; O – общественный оптимум производства.

Рисунок 1. Рыночное равновесие и социальный оптимум в условиях отрицательного внешнего эффекта.

Кроме внешних отрицательных затрат в рыночном механизме, стоит учитывать и внешний положительный эффект. К примеру, производство компьютеров увеличивает технический уровень производства (рис.2).

D – спрос (частная ценность); S – предложение (частные издержки; E – равновесная рыночная цена; SИЗД – социальные издержки общества; O – общественный оптимум производства.

Рисунок 2. Рыночное равновесие и социальный оптимум в условиях положительного внешнего эффекта.

«20 лекций по микроэкономике» приводит следующее:

Один из способов заставить лицо считаться с теми внешними эффектами, которые оно порождает своей деятельностью, заключается в интернализации внешних эффектов (от лат. internus — внутренний).

Под интернализацией понимается превращение внешнего эффекта во внутренний. Возможным путем интернализации является объединение субъектов, связанных внешним эффектом, в одно лицо.

Однако интернализация далеко не всегда возможна или желательна. Существует другой способ побудить лицо, являющееся источником внешних эффектов, считаться с затратами, которые эти эффекты порождают, — заставить его оплатить эти затраты. Если производитель внешних затрат будет вынужден с ними считаться, он будет пытаться оптимизировать соотношение затрат и выгод.

Подводя вывод, хочется отметить что все внешние эффекты рыночной экономики являются причиной экономических проблем, вызывая ошибки в рыночном механизме, тем самым вынуждая правительство страны вмешаться в хозяйственную деятельность и образую смешанную экономическую систему. В условиях этой системы государство берет на себя ответственность устранения последствий экономических проблем, косвенно регулируя в своих целях внешний эффект деятельности предприятий и лиц.

2. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ

Положительный внешний эффект возникает при позитивных последствиях воздействия участников рыночной операции на третьих лиц. При этом выигрыш присваивается не владельцем ресурсов, обусловивших возникновение эффекта, а третьими лицами, причем бесплатно. Поэтому при положительном внешнем эффекте частная предельная выгода блага ниже его общественной предельной выгоды.

16 стр., 7968 слов

Организация учета расходов, издержек и затрат производства

... убытках. Понятие «затраты» шире понятия «расходы», однако при определенных условиях они могут совпадать. Понятие «издержки» используется в экономической теории и практике в качестве понятия «затраты» применительно к производству продукции (работ, ... то же, что и в российском ПБУ 10/99 «Расходы организации». Расходы - это уменьшение экономических выгод в течение отчётного периода, происходящее в форме ...

Виды положительных внешних эффектов многообразны. К примеру, сооружение спортивной площадки в густонаселенном квартале благоприятно влияет на положение жителей.

Деятельность пчеловода по разведению пчел для производства меда благоприятно сказывается на опылении садов на соседних участках.

Занимающиеся фитнесом люди укрепляют свое здоровье, а это позволяет экономить общественные средства на здравоохранение.

Наглядным примером положительного внешнего эффекта является получение образования. В обществе каждый его член выигрывает от того, что сограждане получают хорошее образование и приносят выгоду обществу: повышается его образовательный уровень, создаются предпосылки для развития научно-технического прогресса, в производстве используется более квалифицированная сила, снижается уровень преступности, меняется политическая активность населения. Но каждый из получающих образование вряд ли задумывается о тех выгодах, которые получает общество в целом. Принимая решение, рациональный потребитель соотносит затраты, связанные с процессом обучения, и те выгоды, которые могут быть получены в результате получения образования. Поэтому инвестиции в человеческий капитал, как правило, ниже оптимальных для общества (рис.3).

Рисунок 3. Положительный внешний эффект.

На графике рыночное равновесие Е устанавливается в точке пересечения кривых предельных частных выгод и предельных общественных издержек: MPb = MSC.

Между тем предельные общественные выгоды больше предельных частных выгод на величину предельных внешних выгод. Поэтому для общества эффективное равновесие достигалось бы в точке пересечения кривых предельных общественных выгод и издержек, т.е. в точке Е2. Эффективность увеличивается на площадь треугольника АЕ\Е2. Таким образом, при наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем объеме по сравнению с эффективным объемом, т.е. имеет место недопроизводство товаров.

Улучшение освещения улиц вечером за счет реклам и витрин магазинов — пример положительного внешнего эффекта. Но этот эффект никак не сказывается на взаимоотношениях владельцев магазинов и покупателей в них. А значит, также не может быть учтен рынком при регулировании распределения ограниченных ресурсов (в данном случае — ресурсов, используемых для производства товаров, которые продаются в магазинах с хорошо освещаемыми витринами и световой рекламой).

Салов в конспектах внешние эффекты некоторых видов хозяйственной деятельности для общества в целом могут иметь большое значение, но рынком не учитываются и потому не могут влиять на то, как он распределяет ограниченные ресурсы. Если рыночные решения принимаются без учета всех издержек и выгод, связанных с производством и потреблением определенного типа благ, то эти решения оказываются далекими от совершенства. Более того, недоучет внешних эффектов означает игнорирование потерь или выгод некоторых групп граждан или фирм, а это может породить общественные конфликты.

5 стр., 2392 слов

Экономическое значение образования: личные и общественные эффекты ...

... можно утверждать, что отставание предельных затрат на гуманитарное образование неизбежно приведет к замедлению роста технических знаний, к снижению их экономической эффективности. Обществу приходится больше ... нет ничего более далекого от необходимости в измерении экономической эффективности, как само гуманитарное образование. Однако отсутствие такого измерения не способствует увеличению инвестиций ...

3. ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ

Отрицательный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента (предприятия) вызывает издержки других. Отрицательные внешние эффекты приводят к тому, что у третьих лиц возникают некомпенсированные для них издержки (ущерб).

Рынок не улавливает отрицательных внешних эффектов, в результате чего создается больше продукции, чем необходимо обществу. Например, сброс неочищенной воды в реку пропорционален объему производства. Выходит, что по мере роста производства растет и объем загрязнения окружающей среды. Поскольку предприятие не осуществляет очистку воды, его предельные частные издержки оказываются ниже предельных общественных издержек, так как не включают расходы на создание дополнительной системы очистных сооружений. Это приводит к тому, что объем выпускаемой продукции превышает оптимальный объем выпуска (рис.4).

Рисунок 4. Отрицательный внешний эффект.

Рыночное равновесие

Но предельные общественные издержки равны сумме предельных частных и предельных внешних издержек. Поэтому, если бы удалось превратить внешние издержки во внутренние, эффективный объем выпуска сократился бы до Q при возросшей цене Р2. В точке Е2 предельные общественные выгоды равнялись бы предельным общественным издержкам MSB = MSC.

В точке Е2 последствия загрязнения окружающей среды полностью не устраняются, однако ущерб от загрязнения существенно сокращается. Площадь треугольника АЕ1Е2 показывает потери эффективности, связанные с тем, что предельные частные издержки оказались ниже предельных общественных издержек. Таким образом, при наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем объеме по сравнению с эффективным объемом, т.е. имеет место перепроизводство товаров.

Возникновение внешних эффектов или внешних затрат характерно, в большинстве случаев, для производств, загрязняющих окружающую среду. Завод по производству химии загрязняет через атмосферные выбросы окружающую среду, и от этого болеют дети в ближайшем городе. Это никак не волнует управляющих завода, но очень заботит родителей этих детей — им хочется, чтобы комбинат поставил очистные сооружения и перестал загрязнять воздух.

Однако жители этого города никак не участвуют в управлении заводом или в ценообразовании его продукции. В итоге, в рамках коммерческих процедур их интерес рынком не может быть учтен. Покупатели химической продукции тоже не заинтересованы в дополнительных затратах на очистку воздуха, поскольку это вызовет удорожание цен покупаемого ими товара. В результате загрязнение воздуха над жилыми районами оказывается, внешним эффектом, посторонним в отношении рынка химической продукции, и потому никоим образом не учитывается в формировании цен на нем. Это, естественно, выводит из себя жителей города, и они начинают требовать от правительства вмешательства, учесть их интересы, т.е. заставляют его регулировать обычные рыночные процессы.

Таким образом, отрицательные внешние эффекты — ущерб от производства какого-либо блага, который приходится нести людям или фирмам, непосредственно не участвующим в экономическом обороте этого блага.

4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ.

Многие экстерналии существуют в экономике длительное время. Это означает, что трансакционные издержки на выяснение и перераспределение прав собственности существенны, и ими нельзя пренебречь. Если такие издержки превышают выгоду от переговоров, то экстерналии не будут устранены. К такому же результату ведут слишком большое число вовлеченных в проблему экстерналий субъектов, трудности в определении конкретных источников внешних эффектов, асимметричная информация относительно задержек и выгод участников переговоров. Когда экстерналии устойчиво существуют в экономике, к решению их проблемы необходимо привлечь государство. При этом возможны следующие формы государственного воздействия.

Выделяют следующие формы государственного регулирования внешних эффектов в рыночной экономике.

4.1 Административно-командные методы или административное регулирование.

Наиболее распространенным методом является административное регулирование, которое заключается в прямых запретах или, наоборот, требованиях выполнения вовлеченными экономическими субъектами определенных действий, что подкрепляется мощью государственного аппарата принуждения.

Оно осуществляется, например, в форме установления стандартов и предельных норм вредных воздействий на окружающую среду. Такие меры позволяют сократить размеры экстерналий, но не приводят, как правило, к оптимальному размещению ресурсов, так как не учитывают индивидуальных особенностей, вовлеченных в подобные ситуации экономических субъектов.

Административные методы включают корректирующий налог и субсидии. Субсидии представляют собой: финансовую поддержку государства отдельным предприятиям, секторам экономики, проведение макроструктурных сдвигов с цепью предупреждения структурных кризисов через разработку и научно-технических, экологических и других государственных программ, финансирование социальной сферы и т.д. Финансовая поддержка из госбюджета осуществляется обычно в форме дотаций, субвенций, субсидий.

Дотация (от лат. dotatio — дар, пожертвование) — это денежные средства, выдаваемые в безвозвратном порядке из государственной системы. Дотации из бюджета предоставляются государственными предприятиям, организациям, учреждениям для сбалансирования результатов хозяйственной деятельности. Например, дотации могут выдаваться для покрытия предприятием убытков, получаемых за счет продажи своей продукции по государственным ценам, которые не покрывают затрат предприятия.

Другими словами, если на товар устанавливается дотация, то это означает, что одна часть реальной цены оплачивается потребителем, а другая часть — государством. Таким образом, цена потребителя снижается.

Дотации из бюджета могут выдаваться из средств вышестоящих бюджетов, нижестоящим для их окончательного сбалансирования.

Если бы не было дотаций, производители переложили бы соответствующую им долю оплаты своих расходов на покупателей, что привело бы к росту цен. Однако дотации ложатся тяжелым грузом на государственный бюджет, порождают его дефицитность, вследствие чего приходится осуществлять дополнительную денежную эмиссию, приводящую к инфляции. Дотации широко распространены в странах, где преобладает государственно-административное управление экономикой, и в гораздо меньшей степени свойственны экономике рыночного типа, в которой требования самофинансирования и самоокупаемости являются довольно жесткими.

В последнее время дотации вытесняются новым видом финансовой поддержки нижестоящих бюджетов — субвенциями. Субвенция (от лат. subvenire — приходить на помощь) — это фиксированный объем государственных средств, которые выделяются безвозмездно национально-государственным и административно-территориальным образованиям для финансирования целевых расходов из бюджетов.

Субвенции подразделяются на текущие и инвестиционные. Право на получение текущих субвенций имеют территории России, у которых доли бюджетных расходов, необходимых для финансирования общегосударственных социальных расходов, превышают среднюю по России. Территории, бюджеты которых недостаточны для финансирования закрепленных за ними общегосударственных капитальных вложений, обладают правом на инвестиционные субвенции.

В отличие от дотации подлежат возврату в случае нецелевого использования или использования не в установленные ранее сроки.

Субсидия (от лат. subsidium — помощь, поддержка) — особая форма связи — финансовой и экономической — между отдельными звеньями бюджетной системы и служит в основном для поддержания сбалансированности бюджета. В отличие от субвенций субсидии не подлежат возврату в случае их неиспользования или использования не по назначению. Это дает возможность получателям субсидий осуществлять маневрирование полученными финансовыми ресурсами.

Корректирующая субсидия устанавливается в размере, равном предельной внешней выгоде на каждую единицу выпускаемой продукции с позитивными экстерналиями:

Рисунок 6. Размер корректирующего налога.

Использование налоговой системы как механизма реализации принципов устойчивого развития характерно для большинства развитых стран Европы. Поэтому, определяя направления реализации концепции устойчивого развития в России, ведущие экономисты поддерживают мнение Дж. Милля, что не будет нарушением основных принципов частной собственности, если государство будет присваивать экологическую ренту или часть ее по мере возникновения.

Конечно, такие шаги частично снижают уровень свободы в экономической системе, но они обеспечивают ее соответствие основным принципам концепции устойчивого развития. Устанавливая штрафные платежи за сверхнормативные выбросы, государство оценивает нанесенный обществу вред, компенсирует будущие расходы на возобновление нарушенного экономического равновесия и одновременно выполняет важную рыночную функцию — обеспечивает предпринимателям равные конкурентные условия, не позволяя вырваться вперед недобросовестным конкурентам, которые наносят вред общему состоянию.

Налогообложение прибыли от экологической деятельности будет способствовать привлечению субъектов хозяйствования к восстановлению окружающей природной среды.

Однако реализовать на практике корректирующие налоги и субсидии не просто, так как это связано со значительными административными и транзакционными издержками, связанными со сбором информации и контролем, в частности, установление конкретных субъектов и объектов, в том числе установления конкретных субъектов и объектов налогообложения и субсидирования, оценки конкретных размеров налогов и субсидий, практических измерений (например, выбросов в атмосферу) и т.д. Свою роль играет и взаимное противоречие интересов вовлеченных в такие проблемы сторон – производителей и потребителей продукции и получателей внешних эффектов. Тем не менее некоторые налоги и субсидии используются в практике отдельных стран.

4.2 Создание рынков прав на загрязнения.

Важна сфера деятельности государства – создание прав собственности там, где они ранее отсутствовали. Это позволяет создать новые, отсутствовавшие ранее, рынки и подключить рыночный механизм к решению проблемы экстерналий под государственным контролем. Помимо прямого сокращения общих размеров внешних эффектов рынки прав на загрязнения (чаще всего – на определенные размеры или номы вредных выбросов) позволяют приблизиться к решению проблемы неодинаковых издержек на устранение экстерналий путем введения механизма перепродажи лицензий на загрязнения.

Устанавливая конкретный допустимый объем загрязнений Q’, государство тем самым определяет фиксированный объем S предложения прав на загрязнения. Рыночная цена P’ определяется с учетом спроса D на загрязненния (рис.5)

Рисунок 7. График цена-объем загрязнений.

Те субъекты загрязнения, для которых данная цена окажется выше издержек на снижение или ликвидацию вредных выбросов, предпочтут не покупать такую лицензию, а осуществить необходимые сравнительно более дешевые меры. В ином случае им придется купить лицензию и сократить производство данной продукции – или же полностью отказаться от него, если суммарные затраты окажутся слишком высоки.

По уровню экологизации налоговой системы Россия существенно уступает европейским странам. Средний размер экологических налогов в странах ЕС составляет 3% ВВП, или 7% от суммы налоговых поступлений. В РФ сбор за загрязнение окружающей природной среды за 2006 — 2009 гг. в среднем составил лишь 0,5% от общей суммы налоговых поступлений.

До настоящего времени восемь высокоразвитых стран Европы открыто заменили часть налогов на труд и капитал налогами на загрязнение. Это Дания, Финляндия, Германия, Италия, Голландия, Норвегия, Швеция и Великобритания.

Таблица 1. Существующие схемы проведения экологической реформы налогообложения (ЭРН).

Страна (начало реформы

Налоги, которые уменьшились

Налоги, которые увеличились

Абсолютная величина сдвига налогооблагаемой базы

Швеция (1990)

ПН, Энергетический налог в сельском хозяйстве, Налог на непрерывное образование

CO 2 , SO2 , другие налоги

2,4% всех налоговых поступлений

Дания (1994)

ПН, СВ

Другие налоги (на бензин, электроэнергию, воду, отходы, автомобили), CO 2 , SO2 , капиталовложения

3% ВВП к 2002 г., или более 6% всех налоговых поступлений

Голландия (1996)

Корпоративная прибыль, ПН, СВ

CO 2

0,3% ВВП в 1996 г., или 0,5% всех налоговых поступлений

Великобритания (1996)

СВ

Налог на полигоны для захоронения отходов

Около 0,1% всех налоговых поступлений

Финляндия (1997)

ПН, СВ

CO 2 , Налог на полигоны для захоронения отходов, Корпоративная прибыль

0,3% ВВП на март 1999 г., или около 0,5% всех налоговых поступлений

Норвегия (1999)

ПН

CO 2 , SO2 , дизельное топливо

0,2% всех налоговых поступлений в 1999 г.

Германия (1999)

СВ

Нефтепродукты

Около 1% всех налоговых поступлений в 1999 г.

Италия

СВ

Нефтепродукты

Менее 0,1% всех налоговых поступлений в 1999 г.

Обозначения: ПН – подоходный налог, СВ – социальные выплаты, CO 2 – углекислый газ, SO2 – двуокись серы, ВВП – Внутренний валовой продукт.

Анализ таблицы 1 позволяет сделать несколько выводов. Во-первых, экологические налоги существовали и до этого и служили источником пополнения бюджетов, но идея «сдвига» налогооблагаемой базы уже два десятилетия практикуется в Европе.

Во-вторых, первоначальное с идеей ЭРН выступили скандинавские страны, хотя потом ее поддержали и другие, в том числе более крупные европейские государства, такие как Германия, Великобритания и Италия. Другие же страны объявили о своем намерении осуществить такую реформу в будущем.

В-третьих, конкретные сценарии ЭРН обычно уменьшают налоговое бремя на трудящихся, в частности, путем сокращения выплат, в форме социальных взносов и подоходного налога. Интерес к этим налогам вызван высоким уровнем безработицы в европейских странах. Уменьшение налогов на труд увеличивает занятость, создает новые рабочие места.

Результаты, полученные практическим методом, подтверждают выводы теоретических исследований и показывают, что при некоторых реалистических предположениях ЭРН в состоянии обеспечить двойной дивиденд, т.е. ЭРН положительно влияет как на окружающую среду, так и на экономику.

Налогообложение прибыли от экологической деятельности будет способствовать привлечению субъектов хозяйствования к восстановлению окружающей природной среды.

ПРАКТИКУМ

1. Фотомодель решила преподавать экономику. После года преподавания выяснилось, что прекрасная внешность преподавателя стимулировала студентов уделять повышенное внимание предмету и, как следствие, их оценки в среднем были выше, чем у студентов предыдущего года. Это пример

1) чистой случайности

2) перегружаемого общественного блага

3) положительного внешнего эффекта

4) согласованного общественного отбора

2. Интернационализация внешних эффектов возможна во всех случаях, но не путем

1) определения прав собственности на внешние эффекты

2) налогообложения

3) установления системы допустимых ограничений на объемы внешних эффектов

4) устранения внешнего эффекта

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В курсовой работе установлено, что несовершенства рынка — это невозможность рыночных механизмов решать некоторые экономические задачи вообще или наилучшим образом. Несовершенства рынка проявляются в возможности монополизации, трудности создания общественных благ на коммерческой основе, возникновении внешних эффектов или внешних затрат, образовании социально неприемлемых различий в уровнях доходов граждан.

Внешние эффекты – это полезность или затраты, не учтенные в цене продукции. Если не учтена полезность, имеет место положительный внешний эффект, если затраты – отрицательный внешний эффект.

Поскольку внешние эффекты существуют в экономике длительное время, к решению их проблем неизбежно привлекается государство. Выделают следующие формы государственного регулирования.

Административные (административно-командные) методы, которые сводятся к прямым запретам или требованиям выполнения экономическими субъектами определенных действий. Государственные органы устанавливают уровни предельно допустимых концентраций ПДК вредных и токсичных веществ и облекают их в виде административных приказов.

Возможно также создание рынков прав на загрязнение. Проблема создания прав собственности — одна из важнейших сфер функционирования государства. Установление прав собственности особенно актуально там, где они ранее отсутствовали. Это даст возможность создать новые рынки и подключить под контролем государства рыночный механизм к реализации вопросов внешних эффектов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бенуа Боске, Экологизация налоговой системы в России. – М.: Российский университет, 2001 – 116 с.

2. Курс экономической теории. Под ред. Сидоровича А.В. Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Дело и Сервис, 2001. — 832 с.

3. Лякишев, М. С. Методический подход к идентификации экономико-экологических рисков в предпринимательской деятельности / М. С. Лякишев // Экономические науки. – 2009. – № 8(57).

– С. 210-214.

4. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс. — М.: ИНФРА-М, 2009. – 972с.

5. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. – Н 90 2-е изд., изм. – М.: Издательство НОРМА, 2000. – 572 с.

6. Протас В.Ф. Микроэкономика. Методические указания по выполнению курсовой работы. Для студентов бакалавриата первого курса направления 080100.62 «Экономика». — М.: Финансовый университет, ЗФЭИ, 2012. – 20с.

7. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 495 с.

8. Экономика. Конспект лекций. / Салов А.И. — М.: Высшее образование, 2009. – 175с.

9. 50 лекций по микроэкономике. — URL: http://50.economicus.ru/index.php?ch=5&le=45&r=1&z=1

10. Федеральная служба государственной статистики: [Официальный сайт]. — URL: http://www.gks.ru. Доступ свободный.


не сложно

Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.


Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, об этом нам.