Внебюджетные фонды в российской федерации

История возникновения внебюджетных государственных фондов связана с развитием специальных видов правительственной деятельности, для которой была нежелательна огласка. Как правило, это были операции временного характера, которые покрывались за короткий срок специальными доходами. При этом специальные фонды или счета появились гораздо раньше возникновения единого государственного бюджета, количество и перечень специальных фондов и счетов не были постоянными.

Внебюджетные фонды — один из методов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Средства, обобществленные внебюджетными фондами, используются для процесса воспроизводства. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.

Переход к рынку изменил содержание хозяйственного механизма в стране, организационные структуры отдельных его частей, в т.ч. модернизировал финансовую систему. Превращение экономики России из административно-командной системы в рыночную привело на практике к децентрализации и ослаблению роли государства, проявлением чего стало реформирование государственной системы финансирования. Один за другим возникли и выделились из бюджетной системы внебюджетные фонды, часть из которых затем опять была консолидирована в бюджеты в виде целевых фондов.

Считается, что внебюджетные фонды возникли раньше бюджета и в какой-то мере послужили его основой. Объясняется это тем, что в процессе становления современной системы государственной власти происходило выделение отдельных функций государства и закрепление за ними специальных финансовых ресурсов. Как правило, это были специальные виды правительственной деятельности, для которых была нежелательна огласка. Покрывались они специальными доходами. Количество специальных фондов и счетов не было постоянным. Одни счета открывались, другие закрывались.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том что, в современных условиях перехода к рыночной экономике используемый в условиях плановой экономики механизм социального обеспечения граждан России стал нежизнеспособным и потребовал коренных изменений. Важную роль в механизме социального обеспечения и экономического развития страны играют внебюджетные фонды, создаваемые для поддержания населения и экономики страны. Для дальнейшего совершенствования системы социального обеспечения и стимулирования экономики необходимо изучение современного состояния внебюджетных фондов.

5 стр., 2466 слов

Финансовая система экономики Испании

... Валютно-финансовая система Испании Система валютного контроля Испании формировалась поэтапно, ... и условия любого государственного заимствования определяет Генеральный ... Правительства Испании, Министерства экономики и финансов. В Испании казначейские функции ... специальный статус и т.д.). Валютные операции осуществляются специально уполномоченными Банком Испании, ... В части исполнения бюджета по расходам ...

Целью данной курсовой работы стало изучение роли внебюджетных фондов РФ, их структуры и источников формирования.

Данная цель предусматривает постановку и решение следующих задач:

1) изучить роль и особенности внебюджетных фондов РФ;

2) изучить источники формирования и механизм работы основных и специальных внебюджетных фондов РФ;

3) классифицировать внебюджетные фонды РФ;

4) выявить особенности функционирования внебюджетных фондов в РФ;

5) проанализировать перспективы развития внебюджетных фондов РФ на 2012-2014 гг.

Предметом исследования является – внебюджетные фонды в Российской Федерации, а объектом исследования является финансовая система Российской Федерации.

В данной работе рассматривается роль и особенности внебюджетных фондов, их классификация, анализируется динамика и структура социальных фондов и перспективы развития внебюджетных фондов в РФ.

Цель курсовой работы – отразить сущность государственных внебюджетных фондов России и определить их место в системе развития Российской Федерации.

Исходя из данной цели, я поставила следующие задачи:

  1. рассмотреть экономическое содержание и значение внебюджетных фондов Российской Федерации;
  2. выявить особенности функционирования внебюджетных фондов Российской Федерации
  3. рассмотреть более подробно государственные фонды Российской Федерации такие как: Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС).

  4. рассмотреть перспективы развития внебюджетных фондов Российской Федерации.

Внебюджетные фонды — это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.

Согласно Закону Российской Федерации «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов» от 15 апреля 1993 г. № 4807-1 представительный орган власти вправе принимать решения об образовании целевого внебюджетного фонда, средства которого формируются за счет добровольных взносов и пожертвований на соответствующие цели; сумм штрафов за нарушения правоохранительного законодательства, санитарных норм и правил, а также платежей, компенсирующих причиненный при этом ущерб; сумм штрафов за порчу и утрату объектов историко-культурного наследия, компенсирующих причиненный при этом ущерб платежей; иных доходов внебюджетных фондов в соответствии с законодательством.

Внебюджетные фонды являются социальными фондами по определению.

Они решают три важные задачи:

  1. обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики страны;
  2. возможность «резервирования» денежных средств помимо государственного бюджета;
  3. увеличение количества услуг социального характера населению.

Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:

26 стр., 12710 слов

Внебюджетные фонды Российской Федерации

... целевое использование их средств. БК РФ включает в число государственных внебюджетных фондов РФ: Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР); Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС); Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС); В настоящее время с ...

  • — запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;
  • — денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
  • — формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;
  • — страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
  • — на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, распространено большинство норм и положений Закона РФ «Об основах налоговой системы РФ»;
  • — денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
  • — расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа (Правление фонда);
  • — из внебюджетных фондов могут предоставляться субвенции для привлечения дополнительных средств на финансирование инвестиционных проектов и программ (Закон Российской Федерации от 15 июля 1992 г. № 3303-1).

В Российской Федерации созданы и действуют три государственных социальных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования. Государственные внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы Российской Федерации.

Особое значение среди государственных внебюджетных фондов имеют вышеперечисленные социальные внебюджетные фонды, которые аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий – государственного пенсионного обеспечения, поддержки в сфере занятости, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и прочих.

Внебюджетные фонды создаются двумя способами. Первый способ — это выделение из бюджета определенных расходов, имеющих большое значение, второй способ – это формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей. Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение.

В Российской Федерации внебюджетные фонды были созданы в соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 17 октября 1991 года. Причиной их появления считается необходимость выделения важных государственных статей бюджета в отдельные, самостоятельные источники дохода.

14 стр., 6954 слов

Правовой статус Пенсионного Фонда Российской Федерации

... структуру Пенсионного Фонда РФ и нормативно- правовое обеспечение; - охарактеризовать особенности пенсионной реформы в РФ; - провести анализ структуры финансового обеспечения пенсионного Фонда РФ. Объектом дипломной работы является правовой статус Пенсионного Фонда РФ. Предметом дипломной работы являются нормативно-методическое и правовое регулирование деятельности Пенсионного Фонда РФ. ...

Материальным источником внебюджетных фондов в Российской Федерации является национальный доход. Основная часть фондов формируется в процессе его перераспределения.

Основные методы мобилизации национального дохода — это специальные целевые налоги и сборы, займы и дополнительные средства из бюджета. Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью.

Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального, регионального и местного бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов.

Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющееся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

К доходам внебюджетных фондов можно отнести такие показатели, как:

  • — специальные налоги и сборы с физических и юридических лиц;
  • — отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности;
  • — дотации из бюджета;
  • — займы, полученные фондами у коммерческих банков или Центрального Банка РФ;
  • — прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом.

Особое значение среди государственных внебюджетных фондов имеют вышеперечисленные социальные внебюджетные фонды, которые аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий – государственного пенсионного обеспечения, поддержки в сфере занятости, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и прочих.

Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности и не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и не подлежат изъятию.

Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, а также указываются источники формирования и определяется порядок и направленность использования денежных средств.

Пенсионный фонд, фонды обязательного медицинского страхования и социального страхования населения, с одной стороны, являются финансовыми сегментами, выделенными из бюджета для самостоятельного, более эффективного функционирования, с другой — приняли форму страховых фондов. Фонд социального страхования изначально был — и по форме, и по сути — страховым фондом под патронажем профсоюзов.

Область перераспределения бюджетных средств гораздо шире, чем внебюджетных фондов, рамки, перераспределения которых ограничены целевым назначением фонда. Такая ограниченность в перераспределительной функции этого сегмента государственных финансов в отдельных случаях имеет ряд преимуществ перед бюджетной формой перераспределения финансовых ресурсов. При выделении во внебюджетный фонд части финансовых средств легче просматривается соразмерность централизуемых источников и потребностей, вопросы управления данной частью финансовых ресурсов решаются оперативнее, устраняется неизбежность дефицита по этим фондам, что невозможно достигнуть в бюджетах в условиях экономического кризиса. Но условий для экономической самостоятельности они лишены. Поэтому государственные социальные внебюджетные фонды лишь по форме, а не по содержанию являются фондами взаимного страхования населения. И дело вовсе не в том, что плательщиками страховых взносов в подавляющей части являются работодатели, а не работники. Экономическая природа средств, зачисляемых в указанные внебюджетные фонды, есть не что иное, как часть стоимости воспроизводства рабочей силы. Порядок же уплаты взносов является формой проявления этой сущности. Ничто не мешает органам власти государства установить минимальный уровень оплаты труда (который является нижним уровнем для любого работодателя), включающий как прожиточный минимум, так и долю платежей во внебюджетные фонды, переложив обязанность вносить страховые платежи с работодателей на работников. Однако действующий порядок более прост и привычен для менталитета нашего государства и населения. В других странах страховые взносы распределены более равномерно между работниками и работодателями, а в отдельных государствах подавляющую часть взносов уплачивают работники.

5 стр., 2312 слов

Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов. Двухуровневая ...

... и экономические внебюджетные фонды. К социальным относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социальной поддержки населения и др. К экономическим фондам: дорожные фонды, фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации, фонды ...

Страховая природа средств внебюджетных социальных фондов является решающей причиной выделения их из бюджета и принципиальным отличием от целевых бюджетных фондов.

Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления указанных фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных (представительных) органов в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год. Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов представляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на рассмотрение законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации одновременно с представлением проектов законов субъектов Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год и утверждаются одновременно с принятием законов субъектов Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год.

Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет:

  • — специальных целевых налогов и сборов, установленных для соответствующего фонда;
  • — отчислений от прибыли предприятий, учреждений, организаций;
  • — средств бюджета;
  • — прибыли от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом, как юридическим лицом;
  • — займов, полученные фондом у ЦБ РФ или коммерческих банков.
  • — других доходов, предусмотренных соответствующими законодательными актами.

Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и местных бюджетов.

Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. В тех случаях, когда внебюджетные фонды имеют положительное сальдо, оно может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов. По Указу Президента РФ от 22 декабря 1993 года все внебюджетные фонды, доходы которых формировались за счет обязательных платежей предприятий, учреждений, организаций, объединяются с республиканским бюджетом РФ. Однако сохраняется целевая направленность консолидируемых фондов.

17 стр., 8352 слов

Анализ эффективности портфелей негосударственных пенсионных фондов ...

... деятельности паевых инвестиционных фондов. Акции паевых инвестиционных фондов не могут входить в состав портфелей пенсионных накоплений, однако изучение их деятельности позволило лучше понять возможности портфельного управления в Российской Федерации. 1. Доходность и риски портфелей пенсионных резервов ...

В бюджеты государственных внебюджетных фондов подлежат зачислению распределяемые органами Федерального казначейства по уровням бюджетной системы Российской Федерации налоговые доходы от следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами.

Форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенная для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, регламентирующими их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

2.1 Пенсионный фонд РФ

Пенсионный фонд

  • — это орган государственного управления финансами пенсионного обеспечения, самостоятельная финансово-банковская система, средства которой не входят в состав государственного бюджета. Отличительной чертой взаимоотношений пенсионного фонда и государственного бюджета является высокая доля собственных ресурсов и отказ от значительных сумм дотаций из централизованных источников. Специальные пенсионные взносы накапливаются в пенсионном фонде, не сливаясь с поступлениями и средствами, имеющими собственное функциональное назначение в рамках социального страхования. Пенсионный фонд России подотчетен Правительству Российской Федерации; информация о результатах деятельности пенсионного фонда ежегодно представляется на рассмотрение парламента страны.

Пенсионный фонд России (ПФР) является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, подотчетным Правительству РФ и осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Основным документом, регламентирующим его деятельность, является Положение о Пенсионном фонде России, утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 2122-1, в соответствии с пунктом 3 которого ПФР обеспечивает контроль за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов.

Пенсионный фонд РФ был создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением.

Пенсионный фонд РФ является федеральным фондом и на его долю приходится почти ¾ средств внебюджетных социальных фондов. ПФР создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением.

12 стр., 5919 слов

Внебюджетные социальные фонды как основные источники финансирования ...

... социальной защиты населения. Для раскрытия цели курсовой работы были поставлены следующие задачи: Проанализировать источники финансирования социальной защиты населения. Дать характеристику деятельности внебюджетных социальных фондов РФ. Изучить основные внебюджетные социальные фонды как главные источники финансирования социальной защиты населения (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, ...

Первоочередной задачей Пенсионного фонда является обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы, создание условий для регулярной выплаты пенсий в установленные сроки и повышение их размеров с учетом изменения потребительских цен. Для этого он организует:

  • — целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФР (выплаты различным категориям нетрудоспособного населения в виде трудовых, военных и социальных пенсий, а также пенсий по инвалидности, различных пособий и компенсационных выплат).

  • — капитализацию средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
  • — контроль за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов с участием налоговых органов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;
  • — проведение индивидуального (персонифицированного) учета работников, в счет которых работодатели осуществляют перечисления;
  • — межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФР, а также участие в разработке и реализации в установленном законом порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.

Средства Пенсионного фонда Российской Федерации формируются в основном за счет страховых взносов работодателей, граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и иных категорий работающих граждан. Также, немалую долю вносят и средства федерального бюджета, направленные через Пенсионный фонд РФ на целевое финансирование выплаты государственных пенсий, средства Фонда социального страхования, а также добровольные взносы физических и юридических лиц, доходы от капитализации средств ПФР и прочие поступления.

Пенсионный фонд РФ представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств. В настоящее время система Пенсионного фонда России включает центральный аппарат, 88 региональных отделений с 2393 пунктами уполномоченных.

Действующим органом руководства ПФР является исполнительная дирекция, которой подчиняются отделения национально-государственных и административно-территориальных образований. Отделения обеспечивают организационную работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование органов социального обеспечения, региональных программ социального обеспечения, а также контроль за расходованием средств.

Кроме ПФР вопросами пенсионного обеспечения занимаются Министерство труда и социального развития РФ, которое назначает и перераспределяет размеры пенсий. Министерство связи доставляет пенсии, сберегательные банки обеспечивают пенсионеров наличными деньгами. Таким образом, система пенсионного обеспечения представляет собой технологическую цепь, состоящую из целого ряда звеньев, как от назначения так до выплаты пенсий, и выглядит следующим образом:

  • — региональное отделение Пенсионного фонда РФ — банк — управление социальной защиты населения субъекта РФ — районный (городской) орган соцзащиты — почта (Сбербанк) — пенсионер. Разобщенность и многозвенность в управлении пенсионным страхованием приводят к серьезным потерям финансовых ресурсов, нарушениям в части правильности начисления пенсий, изъятию средств из Пенсионного фонда на мероприятия, которые должны финансироваться из других источников. В связи с этим целесообразно соединение функций по сбору аккумуляции пенсионных средств и их расходованию в одном органе управления, что признается многими экономистами. В настоящее время в семи регионах России (Москве, Санкт-Петербурге и др.) по договорам с соответствующими субъектами Федерации назначение и выплата пенсий проводятся Пенсионным фондом, то есть в этих регионах достаточно эффективно работает единая пенсионная служба. К примеру, в Московской области после передачи функций назначения и выплаты пенсий отделению ПФ РФ сократились сроки назначения пенсий, их перерасчет стал осуществляться за 2, 3 дня, а доставка пенсий на дом стала проводиться точно по графику. Развиваются новые технологии выплаты пенсий через банк. При создании объединенной службы дополнительные затраты на ее содержание примерно в 2 раза меньше получаемой экономии, которая достигается за счет:
  1. повышения точности заявок на финансирование выплаты пенсий;
  2. сокращения времени прохождения средств к пенсионерам после ликвидации промежуточных звеньев на их пути;
  3. сокращения суммы оборотных средств;
  4. контроля за достоверностью сведений, представляемых при назначении пенсий;
  5. сокращения нецелевых расходов пенсионных средств.

Пенсионный фонд РФ и его региональные отделения на местах наделены очень широкими полномочиями в осуществлении контрольных функций. Процедура контроля за правильным расходованием средств включает в себя проверку правильности назначения (перерасчета), начисления пенсий, их выплату и доставку, проверку банковских операций по расходованию пенсионных средств, а также проверку состояния учетно-отчетной документации по пенсионным платежам. Кроме того, постоянное увеличение расходов Пенсионного фонда на выплату пенсий требует усиления контроля за их распределением надлежащим образом.

53 стр., 26367 слов

Оценка эффективности использования основных фондов (средств) предприятия

... и навыков по расчету эффективности использования основных фондов (средств) предприятия путем анализа теоретических знаний, а также решения задачи. Задачи курсовой работы: 1. Поиск актуальной информации по теме «Оценка эффективности использования основных фондов (средств) предприятия». 2. Анализ информации; ...

Пенсионный фонд РФ образован в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года как самостоятельное финансово-кредитное учреждение и введен в действие с 1 января 1992 года Постановлением Верховного Совета РФ № 2122-1 от 27 декабря 1991 года. ПФР и его территориальные органы действуют на основании Федерального закона «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» и Федерального Закона № 167 – ФЗ от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном страховании в Российской Федерации». Положения о территориальных органах Пенсионного фонда РФ, являющихся юридическими лицами, утверждаются Правлением Пенсионного фонда РФ.

Финансирование пенсий по государственному обеспечению производится за счет средств федерального бюджета – базовая часть (из сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет).

Финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии производится за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ. При этом финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

130 стр., 64581 слов

Деятельность российской страховой компании на рынке личного страхования ...

... страховым портфелем рисков в деятельности страховых организаций в сфере личного страхования. Целью дипломной работы является анализ сделок личного страхования и разработка политики управления ими на примере страховой компании ... физических и юридических лиц при наступлении страховых случаев за счет денежных средств (взносов, премий) страхователей. Обязательным условием существования страхового ...

Бюджет Пенсионного фонда РФ формируется за счет:

  • — страховых взносов;
  • — средств федерального бюджета;
  • — сумм пеней и иных финансовых санкций;
  • — доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
  • — добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых в качестве страхователей или застрахованных лиц;

Средства бюджета Пенсионного фонда РФ являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

Бюджет Пенсионного фонда РФ составляется на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета, с установленным нормативом оборотных денежных средств. Бюджет Пенсионного Фонда РФ и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства РФ. Денежные средства обязательно хранятся на счетах Пенсионного фонда РФ, открываемых в учреждениях Центрального банка РФ, а при отсутствии этих учреждений на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством РФ. Контроль за использованием средств бюджета Пенсионного фонда РФ осуществляется Счетной палатой РФ в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с федеральными законами Пенсионный фонд назначает и выплачивает следующие виды пенсий:

  • — трудовая пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца);
  • — социальная пенсия (нетрудоспособным гражданам);
  • — пенсия за выслугу лет;
  • — пособие одиноким матерям;
  • — пенсия военнослужащим и членам их семей;
  • — пенсия пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф и членам их семей.

Население государства считается старым, если в его структуре доля людей в возрасте от 65 лет и старше превышает 7%. В России этот показатель равняется 12%. На одного пенсионера приходится всего 1,7 работающих. И выполнение принципа – «сегодняшний» работник содержит «вчерашнего» работника – становится затруднительным. Это привело к необходимости проведения пенсионной реформы. И сегодня она уже набирает обороты.

Суть пенсионной реформы в том, что человек сам в течение всей жизни должен знать и держать под контролем процесс формирования его будущей пенсии. Задача пенсионной реформы – достичь роста доходов пенсионной системы, который перекрывал бы объем средств, необходимых для будущих пенсионеров. Новая модель должна полностью учитывать вклад тех, кто больше зарабатывает и за кого отчисляются работодателем страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Она основана на установлении трехуровневой пенсии:

  • — базовая часть пенсии (6 %);
  • — страховая часть пенсии (10 %);

накопительная часть пенсии (4%).

Для лиц, моложе 1967 года рождения и моложе страховая часть составляет 10%, а накопительная – 4%.

Госдумой были утверждены доходы и расходы Пенсионного Фонда Российской Федерации.

Общее превышение доходов над расходами на 2012 г. составило в сумме 341,5 млрд. руб. Вместе с тем расчетный дефицит в распределительной составляющей бюджета обеспечивался за счет дополнительных поступлений из федерального бюджета (+315,6 млрд. руб.).

Т.е. доля средств федерального бюджета повысилась с 52% до 63%.

Доходы и расходы Пенсионного фонда выросли. Общий объем доходов бюджета Пенсионного фонда в 2011 году составил 5 102, 34 млрд. рублей, а расход бюджета ПФР составил 4 721,4 млрд. руб.

Прогнозируемые доходы ПФР на 2012 г. вырастут на 700 млрд. рублей, что составит в сумме 5 757,5 млрд. рублей, а расход составит 5 268, 3 млрд. руб. (табл. 1).

Таблица 1. − Размеры доходов и расходов Пенсионного фонда (млрд. руб.)

2.2 Фонд социального страхования РФ

Фонд социального страхования РФ является вторым по объему аккумулируемых средств государственным внебюджетным фондом и создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования. ФСС создан 1 января 1991 года в соответствии с Постановлением Совета министров РФ от 25.12.90 № 600 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся в РСФСР» и действует в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. как самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение.

Фонд социального страхования, как и Пенсионный фонд, является автономным и строго целевым. Предназначен для финансирования выплат различных пособий по временной нетрудоспособности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, санаторно-курортного лечения, для оздоровления трудящихся и членов их семей, а также других целей.

Управление Фондом социального страхования РФ осуществляется Правительством РФ при участии общероссийских объединений профсоюзов. Председатель Фонда социального страхования и его заместители назначаются Правительством РФ. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Они не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

Основными задачами Фонда являются:

  1. обеспечение гарантированных государством пособий;
  2. участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
  3. осуществление мер для обеспечения финансовой устойчивости Фонда, в том числе создание резерва;
  4. частичное содержание санаториев-профилакториев, и различных санаторных и оздоровительных лагерей для детей;
  5. разработка совместно с Министерством труда и социального развития РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование.

Средства ФСС образуется за счет страховых взносов работодателей и граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию (примерно 92% от общей суммы доходов); доходов от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады в пределах средств, предусмотренных бюджетом на соответствующий период, а также ассигнований из республиканского бюджета РФ и добровольных взносов физических и юридических лиц. Средства фонда используются только на целевое финансирование мероприятий. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.

Для обеспечения деятельности ФСС создан центральный аппарат, а в региональных отраслевых отделениях — аппараты органов ФСС. При ФСС образуется Правление, при региональных отделениях — координационные советы. Руководство деятельностью ФСС осуществляется его Председателем, возглавляющим центральный аппарат Фонда. Отделением руководит управляющий. Фонд, его региональные отделения являются юридическими лицами. Бюджет Фонда и отчет об его исполнении утверждаются Федеральным законом, а бюджеты региональных отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда. Филиал отделения Фонда является обособленным подразделением отделения Фонда. Положением о филиале предусматривается осуществление всех или части функций отделения Фонда, а также возможность иметь отдельный баланс либо смету, счета в банке, при этом он не является юридическим лицом. Филиал наделяется имуществом, создавшим его отделением Фонда на праве оперативного управления. Средства для государственного социального страхования хранятся на текущих и транзитных счетах Фонда и его исполнительных органов, открываемых в учреждениях ЦБ РФ. Для хранения и учета средств для социального страхования Фонду, его отделениям открываются текущие счета, филиалам отделений Фонда — транзитные и текущие счета. Отделения Фонда ежеквартально финансируют расходы своих филиалов по содержанию аппарата в пределах утвержденных смет и обеспечивают покрытие перерасхода по выплаченным пособиям страхователей. Другие операции по расходованию средств с транзитных счетов филиалами не производятся. Финансовые отчеты об исполнении бюджета Фонда составляются ежеквартально. Контроль за полнотой и своевременностью начисления, уплаты страховых взносов и иных платежей осуществляется Фондом совместно с Государственной налоговой службой России, а за рациональным расходованием этих средств в организациях — Фондом с участием профессиональных союзов.

Фонд социального страхования образуется за счет:

  • — страховых взносов предприятий, учреждений и организаций, а также иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;
  • — доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда;
  • — добровольных взносов граждан и юридических лиц;
  • — ассигнований из республиканского бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим от радиации, а также другими целями.

Для юридических лиц установлен норматив отчислений в Фонд социального страхования в размере 3,2% по отношению к начисленной оплате труда. Работающие в этот фонд отчисления не производят.

Для обеспечения деятельности Фонда создан центральный аппарат, а в региональных и центральных отраслевых отделениях действуют аппараты органов Фонда.

Руководство деятельностью фонда осуществляется его председателем, который назначается Правительством РФ.

Согласно Положению о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования страховой тариф взносов, уплачиваемых работодателем и иными плательщиками, определяется Законом Российской Федерации по представлению Правительства страны.

Таким образом, внебюджетные фонды являются важным звеном в системе публичных финансов всего мира в целом и нашей страны в частности.

Общий объем доходов бюджета фонда социального страхования в 2011 г. составил 645,1 млрд. руб. (в том числе за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в сумме 90,6 млрд. руб. и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 19 млрд. руб.), общий объем расходов фонда социального страхования составил 647,2 млрд. руб., а предельный объем дефицита бюджета ФСС – 4,05 млрд. руб. (табл. 2).

Источником финансирования дефицита бюджета ФСС в 2011 г. явилось изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета фонда в течение 2010 г. по состоянию на 1 января 2011 г.

Общий объем доходов бюджета фонда социального страхования в 2012 г. составил 720,6 млрд. руб. (в том числе за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в сумме 109,4 млрд. руб. и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 20,5 млрд. руб.).

Общий объем расходов бюджета ФСС в 2012 г. составил 706,3 млрд. руб. (табл. 2).

Предполагаемый общий объем доходов ФСС на 2013 г. составит в сумме 791,4 млрд. руб. (в том числе за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в сумме 124,2 млрд. руб. и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 20,25 млрд. руб.)

Общий объем расходов бюджета ФСС на 2013 г. определен в сумме 772,3 млрд. руб.(табл. 2).

Предельный объем профицита бюджета фонда социального страхования на 2011 г. составил 14,3 млрд. руб., на 2012 г. – 19,08 млрд. руб.

Таблица 2. − Размеры доходов и расходов Фонда социального страхования (млрд. руб.)

Механизм Фонда социального страхования РФ развивается и совершенствуется в русле общемировых тенденций.

2.3 Фонд обязательного медицинского страхования РФ

Фонд обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС) образован в соответствии с законом «Об обязательном медицинском страховании граждан в РСФСР» от 28 июня 1991 г. № 499-1. Закон определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения. Он направлен на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения, организации в охране здоровья работников.

Фонд создается на республиканском и территориальном уровне. Через него средства направляются страховым компаниям, учредителями которых выступает местная администрация. Страховые компании могут работать только при наличии соответствующих лицензий на обязательное медицинское страхование. Страховые компании, отбирая дееспособные медицинские учреждения, оплачивают их услуги.

Средства Фонда используются на оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам, а также на медицинскую науку, медицинские программы и другие цели.

Фонд обязательного медицинского страхования формируется за счет страховых взносов и бюджетных ассигнований. Плательщиками выступают предприятия, организации, учреждения независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности, а также органы исполнительной власти, которые осуществляют платежи за неработающих граждан (детей, учащихся, студентов, пенсионеров и др.)

Тариф страховых взносов определяется верховной законодательной властью по представлению Правительства РФ. С 2005 года он составляет 2,8% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям, причем в федеральный фонд — 0,8 %, в территориальные фонды — 2%. Контроль за своевременным и правильным поступлением страховых взносов возложен на Федеральную налоговую службу РФ. От уплаты страховых взносов освобождаются общественные организации инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, объединения, созданные для осуществления уставных целей.

Всем гражданам России по месту жительства или по месту работы вручается страховой полис. Этот полис означает, что лицо получает бесплатно «гарантированный объем медицинских услуг». В этот объем войдет как минимум «скорая помощь», лечение острых заболеваний, услуги по обслуживанию беременных и родам, помощь детям, пенсионерам, инвалидам.

Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования. Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.

Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово — кредитные учреждения.

Цель медицинского страхования — гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получения медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.

Систему медицинского страхования целесообразно рассматривать в двух аспектах. В наиболее широком смысле медицинское страхование представляет собой систему общественного здравоохранения, экономическую основу которой составляет финансирование из специальных страховых фондов. Страховые фонды образуются за счет различных источников финансирования: средств государственного бюджета, взносов предприятий, предпринимателей и работающих. В узком смысле это процесс поступления финансовых ресурсов и их расходование на лечебно-профилактическую помощь, дающий гарантию получения этой помощи, причем ее объем и характер определяются условиями страхового договора.

Говоря о системе медицинского страхования, необходимо различать добровольное и обязательное медицинское страхование, так последнее является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Обязательное медицинское страхование регулируется Законом РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» является частью государственной политики и системы социального страхования.

На территории России создаются страховые медицинские компании, учредителями которых выступает местная администрация. Эти страховые компании могут работать только при наличии соответствующих лицензий на обязательное медицинское страхование. Эти организации обязаны заключать договора с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, создавать страховые резервы, защищать интересы застрахованных граждан.

Обязательное медицинское страхование — составная часть государственного социального страхования, которая обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.

Основными задачами Федерального и территориального фондов в системе обязательного медицинского страхования являются:

  1. обеспечение реализации Закона РФ «Об обязательном медицинском страховании граждан РФ»;
  2. обеспечение предусмотренных законодательством РФ прав граждан;
  3. участие в разработке и осуществлении государственной финансовой политики;
  4. обеспечение ее финансовой устойчивости.

Для выполнения этих задач Федеральный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет следующие функции:

  • — осуществляет выравнивание условий деятельности территориального фонда по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования;
  • — проводит финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;
  • — вносит в установленном порядке предложения о страховом тарифе на обязательное медицинское страхование;
  • — осуществляет набор и анализ информации о финансовых ресурсах системы обязательного медицинского страхования;
  • — участвует в создании территориальных фондов обязательного медицинского страхования;
  • — осуществляет контроль над использованием финансовых средств системы;
  • — аккумулирует финансовые средства Федерального фонда.

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования в области финансово-кредитной деятельности и контроля над рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования осуществляют следующие основные функции:

  1. аккумулируют финансовые средства территориальных фондов;
  2. осуществляют финансирование обязательного медицинского обслуживания, проводимого страховыми медицинскими учреждениями;
  3. проводят финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования;
  4. выравнивают финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на проведение обязательного медицинского страхования;
  5. совместно с органами государственной налоговой службы РФ осуществляют контроль за своевременным и полным поступлением в территориальный фонд страховых взносов, а также за рациональным использованием поступивших финансовых средств;
  6. совместно с органами исполнительной власти и профессиональными медицинскими ассоциациями согласовывают тарификацию стоимости медицинской помощи, а также территориальную программу обязательного медицинского страхования населения.

Вносят предложения о финансовых ресурсах, необходимых для осуществления данной программы, о тарифах на медицинские и иные услуги по обязательному медицинскому страхованию.

Финансовые средства Федерального и территориального фондов обязательного медицинского страхования образуются за счет:

части страховых взносов предприятий и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых законодательством РФ;

  • — взносов территориальных фондов на реализацию совместных программ;
  • — ассигнований из федерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательного медицинского страхования;
  • — добровольных взносов;
  • — доходов от использования временно свободных финансовых средств;
  • — нормированных страховых запасов финансовых средств Федерального и территориальных фондов
  • — средств, предусматриваемых органами исполнительной власти в соответствующих бюджетах на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

Общий объем доходов бюджета Фонда обязательного медицинского страхования в 2011 г. составил 319,9 млрд. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 51,4 млрд. руб. Общий объем расходов ФОМС в 2011 г. составил в сумме 327,8 млрд. руб. (табл. 3), в том числе межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в сумме 17 млрд. рублей.

Общий объем доходов бюджета Фонда обязательного медицинского страхования в 2012 г. составил 304,5 млрд. руб., в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 5,4 млрд. руб., и в 2013 году в сумме 357,9 млрд. руб., в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 10,2 млрд. руб.

Общий объем расходов бюджета ФОМС в 2012 г. составил 305,5 млрд. руб., в том числе межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в сумме 27 млрд. руб., и в 2013 году составит в сумме 357,9 млрд. руб., в том числе межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в сумме 20,2 млрд. руб. (табл. 3).

Таблица 3. − Размеры доходов и расходов ФОМС (млрд. руб.)

Российской Федераци и на 2012-2014 годы

другим приоритетом, безусловно, являются модернизация национальной экономики, масштабные инфраструктурные программы и проекты; третий приоритет – это укрепление безопасности и перевооружение армии и флота, развитие системы социальных гарантий военнослужащих и их семей. Важнейшим условием выполнения этих задач является сохранение устойчивости основных параметров макроэкономической стабильности. Бюджетные проектировки на 2012-2014 годы рассчитаны исходя из умеренно-оптимистичного варианта

С 2013 года будет снижена ставка тарифа страховых платежей в Пенсионный фонд, Социальный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования для основного круга плательщиков с нынешних 34% до 30%. В 2013 году доходы бюджета составят 11,8 трлн. рублей, расходы – 12,7 трлн. рублей. Дефицит планируется в сумме 869,3 млрд. рублей, или на уровне 1,5% от ВВП, что практически в два раза меньше ранее прогнозируемого.

Расходы на здравоохранение составят 544,0 млрд. рублей (с ростом на 8%).

На финансирование приоритетного национального проекта «Здоровье» будет выделено 145 млрд рублей. Эти средства пойдут на дополнительные выплаты медицинскому персоналу, закупку современных диагностических средств и препаратов, улучшение профилактики и лечения сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Кроме того, на обновление материально-технической базы медицинских учреждений и повышение стандартов оказания медицинской помощи в рамках региональных программ модернизации здравоохранения предусмотрено 244,0 млрд. рублей (из бюджета фонда обязательного медицинского страхования.

С 1 января 2012 года выплаты по уходу за детьми проиндексированы на 6%. С 1 февраля 2012 года размер трудовой пенсии вырос на 7%, а с 1 апреля – ещё на 2,4% и составил 9,3 тыс. рублей в месяц (в 2011 году – 8,5 тыс. рублей).

С 1 апреля на 14,1% была увеличена социальная пенсия, которая составляет 5,7 тыс. рублей в месяц (в 2011 году 4,9 тыс. рублей).

Всего на пенсионное обеспечение будет выделено 6,2 трлн. рублей (из федерального бюджета и бюджета ПФР).

Основные характеристики бюджетов государственных внебюджетных фондов на 2012-2014 годы — Пенсионного фонда России, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования — обсуждаются на форуме Общероссийского народного фронта. В его работе принимают участие парламентарии, представители общественных организаций, федеральных и региональных органов государственной власти, ученые.

Бюджет Пенсионного фонда России на 2012-2014 годы сформирован в условиях снижения тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в 2012 и 2013 годах до 22%, в 2014 году планируется вернуться к действующему тарифу 26%. Для отдельных категорий плательщиков: сельхозпроизводителей, организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельхозналог, организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны, организаций, использующих труд инвалидов, средств массовой информации, хозяйственных обществ, созданных бюджетными научными и образовательными учреждениями, организаций в области информтехнологий и других — будут действовать пониженные тарифы. При этом все государственные обязательства по пенсионному страхованию граждан и по выплате трудовых пенсий сохраняются. Это в полной мере касается и обязательств по повышению пенсионных выплат и индексаций. Для компенсации выпадающих доходов предусматриваются дополнительные трансферты из федерального бюджета.

На 2013 год планируется дополнительная диспансеризация работающих граждан и пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В следующем году продолжится реализация региональных программ модернизации здравоохранения субъектов РФ, а также программ модернизации федеральных государственных учреждений, включая создание единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, сказала вице-спикер Совета Федерации.

В третьем чтении Госдума приняла закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов».

Планируется следующая индексация пенсий:

  • — в 2012 г.: с 1 февраля трудовая пенсия на 7%, с 1 апреля трудовая пенсия на 2,4 % и на 14,1% социальные пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, на 6% ЕДВ отдельным категориям граждан,
  • — в 2013 г.: с 1 февраля трудовая пенсия — на 6%; с 1 апреля трудовая пенсия — 2,5% и социальные пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению на 7,9%, ЕДВ — на 5,5% отдельным категориям граждан;
  • — в 2014 г.: с 1 февраля трудовая пенсия — на 5,5%, с 1 апреля трудовая пенсия — на 3,3% и социальные пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению на 13,2%, ЕДВ — 5% отдельным категориям граждан.

Среднегодовой размер трудовой пенсии составит: в 2012 г. — 9264 руб. (166,5% к ПМП), в 2013 г. — 10 115 руб. (160,6% к ПМП), в 2014 г. — 11 061 руб. (163,1% к ПМП).

Средний размер социальной пенсии в 2012-2014 годах составит в среднем 102,5% к ПМП.

В третьем чтении принят закон «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов».

В рамках реализации национального проекта «Здоровье» на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также в части диспансерного наблюдения ребёнка в начальный период его жизни предусмотрены на 2012-14 гг. по 19 млрд руб. ежегодно. Стоимость «Родового сертификата» сохраняется на уровне 2011 г. в размере 11 тыс. руб.

Устанавливаются следующие размеры пособий:

  • — единовременное при рождении ребёнка: в 2012 г. – 12 405 руб.; в 2013 г. — 13 087 руб. и в 2014 г. — 13 741 руб.;
  • — ежемесячное по уходу за первым ребёнком/вторым и последующими детьми (соответственно) до достижения им возраста 1,5 лет работающим гражданам: в 2012 г.

— 2327/4 652 руб.; в 2013 г. — 2 455/4 908 руб.; в 2014 г. — 2578/5 153 руб.;

  • — ежемесячного пособия по беременности и родам (предельный размер): в 2012 г. – 36 563 руб.; в 2013 г. — 40 603 руб. и в 2014 г. — 45 183 руб.

Сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, на 2012 г., — 72 701,2 руб., на 2013 г. — 76 699,8 руб., на 2014 г. — 80 534,8 руб. Максимальный размер ежемесячной страховой выплаты не может превышать в 2012 г. 55 900 руб., в 2013 г. — 58 970 руб., в 2014 г. — 61 920 руб. [6].

Кроме того, в третьем чтении депутаты поддержали закон «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов».

Фонд вправе в 2012 г. в пределах бюджетных ассигнований, осуществлять направление средств в сумме до 11 млрд руб. на осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам. Также устанавливается величина коэффициента удорожания стоимости медицинских услуг для определения размера страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения на 2012 г. в размере, равном 1,0.

Расширение деятельности государства привело к созданию значительного количества специальных фондов, многие из которых сохранили свою самостоятельность даже после создания государственного бюджета, основанного на объединении различных фондов.

Среди них ведущую роль заняли социальные фонды. В Российской Федерации они представлены тремя фондами: Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования. Все эти фонды мы более подробно рассмотрели в данной курсовой работе.

Целью данной курсовой работы было, как можно глубже отразить сущность социальных внебюджетных фондов Российской Федерации и определить их место в системе развития России.

Для выполнения поставленной цели мы рассмотрели экономическое содержание и значение внебюджетных фондов в первой главе данной курсовой работы, дали характеристику государственным внебюджетным фондам во второй главе, а именно рассмотрели более подробно Пенсионный Фонд РФ (ПРФ), Фонд социального страхования РФ (ФСС) и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС).

В третьей главе данной курсовой работы мы рассмотрели перспективы развития внебюджетных фондов Российской Федерации, а также выявили существующие недоработки во всех трех видах социальных внебюджетных фондов.

В заключение ко всему выше изложенному относительно описания, содержания и состава внебюджетных фондов можно сделать вывод, что все эти фонды носят строго целевое значение, а также выполняют определенные функции, возложенные на них государством.

Так, Пенсионный фонд РФ создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения; Фонд обязательного медицинского страхования создан для обеспечения стабильности государственной системы ОМС; а Фонд социального страхования для обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования. Каждый из них формируется в основном за счет перераспределения Национального дохода, а именно за счет специальных налогов и сборов, средств из бюджета и займов.

Согласно Налоговому кодексу РФ в Пенсионный фонд РФ отчисляется 2,2%; в Фонд социального страхования 2,9% и 5,1% в Фонд обязательного медицинского страхования.

Необходимо отметить, что проблемы, которые связаны и с неуплатой всех взносов, а также с противоречиями в законодательстве, и со сложностью расчетов внесения данных взносов в социальные фонды является актуальной проблемой для всех внебюджетных фондов.

Хотелось бы отметить, что необходимо развитие и улучшение некоторых пунктов в социальных внебюджетных фондах Российской Федерации.

Необходимо улучшить условия труда, медицинское обслуживание и социальное страхование граждан нашей страны. Решить проблему бедности среди пенсионеров на основе введения эффективных механизмов материальной поддержки лиц, с низким уровнем жизни, а также повысить эффективность управления пенсионной системой и обеспечить стабильное поступление средств на финансирование трудовой пенсии.

Решить одну из наиболее острых проблем обязательного медицинского страхования так как при поступлении средств ОМС в систему здравоохранения происходит сокращение бюджетного финансирования отрасли тем самым затрудняя реализацию Закона ОМС.

Можно сделать вывод, что в настоящее время в сложившейся экономической ситуации сохранение государственных обязательств по предоставлению бесплатной медицинской помощи на универсальной основе практически нереально. Поэтому становится реальной угроза разрыва связи между лечебной и профилактической медициной.

В России возникает такая ситуация что система здравоохранения становится более заинтересованной в постоянном росте числа больных граждан, нежели здорового населения, потому что качество медицинской помощи определяется не результатами, а использованием и внедрением более дорогих технологий и препаратов.

  1. Барулин, Барулина «К вопросу о сущности финансов, новый взгляд на дискуссионную проблему» Финансы №7, 2009
  2. Колпакова Г.М. «Финансы, денежное обращение, кредит». М.: Финансы и статистика, 2007
  3. Финансы: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп./под ред. В. В. Ковалева. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010
  4. Николаева Т.П. Бюджетная система РФ/Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. – М.: 2008
  5. Официальный сервер Министерства финансов www.minfin.ru
  6. Официальный сервер ФОМС http://www.rosmedstrah.ru
  7. Федотов Д.Ю. «О формировании доходов внебюджетных фондов России». // Финансы, 2009
  8. «Финансы. Денежное обращение. Кредит.»: Учебник для вузов // под ред. проф. Л.А. Дробозиной — М.: Финансы, Юнити, 1999
  9. Чернова Е.Г., Иванов В.В. «Финансы, деньги, кредит». М.: «Проспект», 2004