инвестиция иностранный экспортный
На данный момент российская экономика переживает глубочайший кризис, что сказывается во всех сферах жизни россиян и, в первую очередь, на социальной сфере, что в свою очередь вызывает социальную напряжённость в обществе. Проблема инвестиций в нашей стране весьма актуальна. Российский рынок — один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако, он также и один из самых непредсказуемых. Иностранные инвесторы ориентируются, прежде всего, на инвестиционный климат России, который определяется независимыми экспертами и служит для указания на эффективность вложений в той или иной стране.
Капиталовложения проводятся частными инвесторами, но пока мы имеем дело с неуравновешенной экономикой, не может быть и речи о долгосрочных стратегических инвестициях в российскую экономику, без чего, в свою очередь, невозможен подъём производства, то есть возрождение экономики России.
Задачей данной работы является исследование инвестиционного климата России, перспективности России как инвестиционного рынка, а также основных проблем, связанных с иностранным инвестированием в нашу страну.
Целью данной работы является выявление и оценка роли иностранных инвестиций в подъеме Российской экономики.
1. Сущность иностранных инвестиций
1.1 Понятие и виды инвестиций
Инвестиции — это вложения в капитал, как в денежный, так и в реальный, с целью его наращивания и/или совершенствования для увеличения доходов.
В макроэкономике инвестициями называют только вложения в капитал, приводящие к созданию нового капитала. Покупка же существующих активов считается финансовой сделкой, приводящей лишь к смене владельца.
Инвестиции могут осуществляться в виде денежных средств, акций и других ценных бумаг, имущества, интеллектуальной собственности, прав на имущество и других ценностей.
Вместе с расходами на потребление и сбережениям инвестиции формируют расходную часть в экономике, т.е. определяют направления использования располагаемых доходов (ВВП).
Соотношение между этими тремя составляющими играет ключевую роль в определении макроэкономического состояния страны.
Инвестиции играют в экономике двоякую роль. С одной стороны, как составляющая расходов они влияют на размер совокупного спроса: при значительном увеличении внутренних инвестиций уменьшаются расходы, идущие на потребление, и, следовательно, сокращается спрос, что в свою очередь приводит к снижению совокупного выпуска и, соответственно, замедлению роста экономики, сокращению занятости и пр. С другой стороны, инвестиции создают прирост капитала, увеличивая потенциальный выпуск и рост экономики в долгосрочном плане.
Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику РФ
... инвестиции - это такие инвестиции, которые осуществляются для привлечения в прибылях предприятия, находящегося на иностранной территории, и цель инвестора - право свободного участия в управлении предприятием Спиридонов И.А. Мировая экономика: ... определяющая роль прямых инвестиций заключается в следующем: вместе с прямыми инвестициями в эту страну поступают не только капиталы (как в материальной, ...
Инвестиции можно разделить на три вида:
- прямые, при которых иностранный инвестор получает контроль над предприятием на территории России или активно участвует в управлении им;
— портфельные, при которых иностранный инвестор не участвует активно в управлении предприятием, довольствуясь получением дивидендов (в большинстве случаев такие инвестиции производятся на рынке свободно обращающихся ценных бумаг).
К разряду портфельных относятся также вложения зарубежных инвесторов на рынке государственных и муниципальных ценных бумаг.
- Среднесрочные и долгосрочные международные кредиты и займы ссудного капитала промышленным и торговым корпорациям, банкам и другим финансовым учреждениям.
Граница между первыми двумя видами инвестиций довольно условна (обычно предполагается, что вложения на уровне 10-20 и выше процентов акционерного (уставного) капитала предприятия являются прямыми, менее 10-20 процентов — портфельными), однако, так как цели, преследуемые прямыми и портфельными инвесторами несколько различаются (что будет показано ниже), такие деление представляется вполне целесообразным. Выделение прочих инвестиций связано со спецификой вложения (не в уставной капитал).
1.2 Цели и формы иностранного инвестирования в Россию
Основными способами привлечения прямых иностранных вложений в экономику России являются:
- привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путем создания совместных предприятий (в том числе — путем продажи зарубежным инвесторам крупных пакетов акций российских акционерных обществ);
- регистрация на территории России предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу;
- привлечение иностранного капитала на основе концессий или соглашений о разделе продукции;
создание свободных экономических зон (СЭЗ), направленное на активное привлечение зарубежных инвесторов в определенные регионы страны
Ведущими инвесторами являются развитые экономически страны, в первую очередь США, но за последние 20 лет их доля в общей сумме зарубежных прямых инвестиций сократилась, доля же стран Западной Европы и Японии возросли. Таблица 1. Инвестиции в России — 2009 г. Copyright Федеральная служба государственной статистики
Значительны также изменения и в направлениях прямых инвестиций: до второй мировой войны основная часть капиталовложений приходилась на отсталые страны, тогда как в последнее время вкладчиков притягивают страны с уже развитой экономической системой. Объясняется данное поведение сдвигами в отраслевой структуре инвестирования, которое теперь преимущественно сосредотачивается в обрабатывающей промышленности, а внутри нее — в наукоемких и высокотехнологичных отраслях. Импортером капитала становится и США, причем последние годы здесь приток прямых инвестиций даже превышает их отток.
Российские инвестиции за рубежом
... данной страны Зарубежные Вложения капиталов местных экономических субъектов за рубежом 2. По источникам происхождения и форме собственности Частные инвестиции Инвестиции частных экономических субъектов Государственные инвестиции Инвестиции государственных органов или предприятий 3. По ...
Портфельные инвестиции — основной источник средств для финансирования акций, выпускаемых предприятиями, крупными корпорациями и частными банками. В послевоенный период объем таких инвестиций растет, что свидетельствует об увеличении количества частных инвесторов. Посредниками же при зарубежных портфельных инвестициях в основном выступают инвестиционные банки (посреднические организации на рынке ценных бумаг, занимающиеся финансированием долгосрочных вложений).
С помощью средств зарубежных портфельных инвесторов возможно решение следующих экономических задач:
- пополнение собственного капитала российских предприятий в целях долгосрочного развития путем размещения акций российских акционерных обществ среди зарубежных портфельных инвесторов;
- аккумулирование заемных средств российскими предприятиями для реализации конкретных проектов путем размещения среди портфельных инвесторов долговых ценных бумаг российских эмитентов;
- пополнение федерального и местных бюджетов субъектов Российской Федерации путем размещения среди иностранных инвесторов долговых ценных бумаг, эмитированных соответствующими органами власти;
- эффективная реструктуризация внешнего долга Российской Федерации путем его конвертации в государственные облигации с последующим размещением их среди зарубежных инвесторов.
В последние годы на международном рынке используются нетрадиционные формы долгосрочного финансирования, например проектное финансирование, заключающееся в предоставлении крупных кредитов под конкретные промышленные проекты предприятий. Таким образом, указанная форма долгосрочного кредитования сближается с прямыми инвестициями.
Производя инвестиции в России, иностранные компании и банки могут преследовать следующие цели:
1) Получение высокой нормы прибыли при создании производств по выпуску продукции, которая дефицитна в России, или цены на которую в России значительно выше мировых;
2) Использование факторов производства, цена которых в России ниже мировой: сравнительно дешевая (но квалифицированная) рабочая сила, низкая цена некоторых видов сырья;
3) Использование сравнительно богатых месторождений полезных ископаемых и других природных ресурсов, разработка которых в России дешевле, чем в других странах, или доступ к которым в других странах затруднен;
4) Встраивание российских предприятий в технологические цепочки иностранных финансово-промышленных групп, что обычно достигается покупкой российских поставщиков сырьевых ресурсов и полуфабрикатов;
5) Покупка потенциально эффективных российских предприятий (обычно экспортно-ориентированных) по низкой цене с целью получения высокой прибыли после ограниченных инвестиций в создание системы сбыта, проведение маркетинга и реструктуризации номенклатуры производимой продукции;
6) Продвижение на российский рынок своей продукции: создание торгово-сбытовой сети, сборочных производств, сервисных предприятий, внедрение своих стандартов на российском рынке. К инвестициям такого типа подталкивают и высокие таможенные сборы;
7) Использование морально устаревшего или экологически вредного оборудования, которое невозможно эффективно использовать в развитых странах. Выпуск устаревшей продукции, технология производства которой хорошо отработана;
8) Инвестирование средств российского происхождения под видом иностранных, чтобы иметь больше возможностей для защиты капитала от действий властей.
Классификация инвестиций
... им;' - отсутствует четкая система управления иностранными инвестициями, происходит постоянная реорганизация государственных органов, ведающих инвестиционной политикой; - отсутствует система работы с иностранными инвесторами, процветают бюрократизм и волокита. Слабость государственного регулирования вопросов привлечения ...
Анализируя вышеизложенное можно сделать вывод, что в данное время снизились прямые и портфельные инвестиции (инвестиции компаний, банков и др.), самые распространенные инвестиции среди развитых стран, что говорит о «непопулярности» инвестирования в Россию среди простых инвесторов, и, соответственно, возросла доля прочих (помощи, государственные кредиты).
Думаю, что иностранные компании бояться вкладывать деньги в современную Россию, хотя целей иностранных компаний в России много.
2.1 Структура иностранных инвестиций в России
На фоне относительно благополучных количественных параметров (а также перспектив дальнейшего роста), качественные характеристики накопленных в России зарубежных инвестиций — их видовая и отраслевая структура — остаются неблагоприятными, т.е. не содействуют задачам повышения национальной конкурентоспособности и экспортного потенциала. В структуре сохраняется высокий удельный вес «прочих» инвестиций, основная часть которых представлена кредитами. Иностранные портфельные инвестиции (приобретение акций, паев, облигаций и других долговых ценных бумаг, составляющие малую часть в уставном капитале) в силу неразвитости российского фондового рынка не играют существенной роли как источник финансирования инвестиционных проектов. Доля ПИИ составляет не так много, хотя Россия заинтересована в притоке именно ПИИ, т.к. они направляются в реальные секторы экономики и часто связаны с передачей технологий, ноу-хау, необходимых для модернизации экономики.
Как следует из приведенных данных Таблица 2. Инвестиции в России — 2009 г. Copyright Федеральная служба государственной статистики, объем накопленных в России иностранных инвестиций увеличивался по сравнению с аналогичным показателем предыдущих лет по 2007 год и приостановил рост к 2008.
В начале 2009 г. приток иностранных инвестиций в российскую экономику оставался слабым. Темпы снижения иностранных вложений в российскую экономику почти в два раза превысили аналогичный показатель сокращения объемов изъятого капитала. Иностранные инвестиции сконцентрированы в промышленности и сфере торговли, хотя последняя продолжает терять свою привлекательность. Таблица 3. «Российская экономика: тенденции и перспективы» В промышленности иностранные инвесторы сохраняют интерес к обрабатывающим отраслям. Таблица 4. «Отраслевая структура иностранных инвестиций» В географической структуре наибольший объем инвестиций, поступивших в РФ в I квартале 2009 г., был направлен из Нидерландов, Люксембурга и Германии, на которые пришлось 35,9% всех иностранных вложений в российскую экономику. Диаграмма 1. Инвестиции в России — 2009 г. Copyright Федеральная служба государственной статистики Объем иностранных инвестиций, поступивших в I квартале 2009 г. в нефинансовый сектор российской экономики без учета органов денежно-кредитного регулирования, коммерческих и сберегательных банков, включая рублевые инвестиции, пересчитанные в доллары США, составил 12,0 млрд. долл., что на 30,3% ниже показателя за I квартал 2008 г. В I квартале 2009 г. в виде переведенных за рубеж доходов иностранных инвесторов, а также выплат процентов за пользование кредитами и погашения кредитов, было изъято из российской экономики 12,07 млрд. долл., что на 15,3% меньше аналогичного показателя 2008 г. В то же время, если в I квартале 2008 г. было изъято 82,6% объема поступивших за этот период иностранных инвестиций, в текущем году данный показатель составил 100,3%. Кроме этого, впервые за последнее три года инвестиции из России за рубеж превысили объемы иностранных вложений в российскую экономику (превышение оценивается в 63,7%).
Влияние иностранных частных инвесторов на динамику национального ...
... роль иностранного капитала в национальной экономике; проанализировать приток иностранных инвестиций за период 2011-2013гг.; описать методы привлечения иностранного капитала в Российскую Федерацию; выявить перспективы России в сфере иностранного инвестирования и рассмотреть прогноз привлечения иностранного капитала на ...
Таким образом, интересы России и иностранных инвесторов не совпадают. В то время как Россия заинтересована в обновлении и восстановлении своего производственного потенциала, в насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами. Иностранные инвесторы заинтересованы в новых плацдармах для получения высоких сверхприбылей за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и относительно дешевой рабочей силы, а также экологической беспечности России. Следовательно, сложившиеся в России распределение иностранных инвестиций по отраслям экономики не отвечает потребностям страны в модернизации и подчеркивает необходимость разработки национальной политики и соответствующей ей стратегии в области привлечения зарубежных капиталовложений.
Территориальное распределение иностранных инвестиций не отвечает в должной мере интересам российской экономики и характеризуется чрезмерно высокой концентрацией в столичных городах, в богатых сырьем регионах и крупных промышленных центрах. Приведенные данные свидетельствует о крайней неравномерности регионального распределения зарубежного капитала и незначительным вложением иностранного капитала в большую часть регионов России. Таблица 5. Инвестиции в России — 2009 г. Copyright Федеральная служба государственной статистики
2.2 Динамика иностранных инвестиций
Объем иностранных инвестиций, поступивших в экономику России в первые девять месяцев 2009 года, сократился на 27,8 процента по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Об этом сообщается в пресс-релизе Росстата. При этом прямые инвестиции снизились на 48,1 процента до 9,975 миллиарда долларов.
Что касается портфельных инвестиций, то их объем упал по сравнению с январем-сентябрем 2008 года на 21,4 процента до 1,02 миллиарда долларов. В акции и паи инвесторы вложили 348 миллионов долларов, что на 65,8 процента меньше, чем годом ранее.
Прочие инвестиции, подавляющее большинство которых составляют кредиты, составили 43,744 миллиарда долларов — на 21 процент меньше уровня прошлого года. Торговые кредиты уменьшились на 27 процентов, прочие — на 17,6 процента.
В то же время объем погашенных зарубежных инвестиций составил в январе-сентябре 50,6 миллиарда долларов. Это на 5,3 процента больше показателя первых девяти месяцев предыдущего года.
В целом накопленные иностранные инвестиции к концу сентября 2009 года составили 262,4 миллиарда долларов, что на 4,4 процента больше, чем годом ранее. Главными странами-инвесторами остались Нидерланды, Кипр и Люксембург.
Стоит отметить, что и в 2008 году объем иностранных инвестиций в страну упал на 14,2 процента по сравнению с предыдущим годом из-за кредитного кризиса. При этом прямые инвестиции уменьшились на 2,8 процента.
2.3 Анализ текущего состояния инвестиционного климата в России
Понятие «инвестиционный климат» отражает степень благоприятности ситуации, складывающейся в той или иной стране (регионе, отрасли) по отношению к инвестициям, которые могут быть направлены в страну (регион, отрасль).
Показатели оценки инвестиций и пути улучшения инвестиционной деятельности
... показатели PP и NPV могут давать противоречивые оценки при выборе наиболее предпочтительного инвестиционного проекта. Внутренняя норма доходности IRR Внутренняя норма доходности ... Основными путями повышения экономической эффективности инвестиций в АПК являются: приоритетное направление ... (чистой приведенной стоимостью). Показатель NPV отражает непосредственное увеличение капитала компании, поэтому для ...
Оценка инвестиционного климата основывается на анализе факторов, определяющих инвестиционный климат способствующих экономическому росту. Обычно для этого применяются выходные параметры инвестиционного климата в стране (приток и отток капитала, уровень инфляции и процентных ставок, доля сбережений в ВВП), а также входные параметры, определяющие значение выходных и характеризующие потенциал по освоению инвестиций и риск их реализации. К ним относятся:
- природные ресурсы и состояние экономики;
- качество рабочей силы;
- уровень развития и доступность объектов инфраструктуры;
- политическая стабильность и предсказуемость;
- макроэкономическая стабильность;
- качество государственного управления;
- регулирование экономической жизни;
- уровень соблюдения законности и правопорядка;
- защита прав собственности;
- обязательность партнеров при исполнении контрактов;
- качество налоговой системы и уровень налогового бремени;
- качество банковской системы, доступность кредитования;
- открытость экономики, правила торговли с зарубежными странами;
- административные, технические, информационные и другие барьеры выхода на рынок;
- уровень монополизма в экономике.
Итак, рассмотрев основные факторы, влияющие на инвестиционный климат страны, мы можем приступить к оценке, а затем и к анализу инвестиционного климата нашей страны.
В рыночной экономике совокупность политических, социально-экономических, финансовых, организационно-правовых и географических факторов, присущих той или иной стране, привлекающих и отталкивающих инвесторов, принято называть ее инвестиционным климатом.
Оценить теперешнее состояние инвестиционного климата в России не составляет особого труда, стоит только обратиться к статистике. Начиная с 1991 года размер капиталовложений в экономику России, падает с каждым годом. Такая тенденция, наблюдаемая до сих пор, не обнадеживает. Это говорит о том, что инвестиционный климат в нашей стране пока крайне неблагоприятен для капиталовложений, и даже такие факторы как: природные ресурсы России; мощный (хотя технически устаревший и хронически недогруженный) производственный аппарат; наличие дешевой и достаточно квалифицированной рабочей силы; высокий научно-технический потенциал не привлекают инвесторов. Нынешнее состояние инвестиционного климата не дает надежды на скорое оздоровление экономики России, и необходимы активные действия государства по улучшению инвестиционной политики в стране.
Анализируя сложившийся инвестиционный климат в нашей стране, можно заметить, что размер капиталовложений внутри страны зависит от степени доверия населения государству, а за рубежом размер капиталовложений зависит в основном от индекса инвестиционного климата. Ранжирование стран мирового сообщества по индексу инвестиционного климата или обратному ему показателю индекса риска служит обобщающим показателем инвестиционной привлекательности страны и «барометром» для иностранных инвесторов. Зависимость потока иностранных инвестиций от индекса инвестиционного климата или его отдельных составляющих носит почти линейный характер. Не так давно международная финансовая корпорация заявила о своем намерении включить Россию вместе с группой других стран в свой совокупный инвестиционный индекс, который служит своего рода ориентиром для международных частных инвесторов, стремящихся определить инвестиционный «вес» страны и формирующих свой инвестиционный портфель. По расчетам специалистов, только сам факт присвоения этого индекса может привести к значительному росту инвестиций.
3. Роль иностранных инвестиций в экономике России
Как показывает мировой опыт, привлечение зарубежных инвестиций оказывает положительное влияние на экономику принимающих стран. Рациональное использование иностранных капиталовложений способствует развитию производства, передаче передовых технологий, созданию новых рабочих мест, росту производительности труда, повышению конкурентоспособности продукции на мировом рынке, развитию остальных регионов и др. Кроме того, привлечение иностранного капитала и создание совместных предприятий расширяют налогооблагаемую базу и могут стать важным дополнительным источником формирования доходной части государственного бюджета.
Однако анализ деятельности иностранного предприятия в России, к сожалению, свидетельствует о том, что пока зарубежные капиталовложения не стали катализатором экономического роста даже в тех отраслях, регионах и областях России, где его концентрация особенно велика.
Эффективность привлечения иностранного капитала определяется рядом макроэкономических показателей, среди которых наиболее репрезентативными являются:
- удельный вес иностранных инвестиций в общем объеме внутренних валовых капиталовложений;
- объем и доля продукции, выпускаемой на предприятиях с участием иностранного капитала в общем объеме промышленного производства;
- количество и доля занятых на предприятиях с участием иностранного капитала в общей численности занятых;
- производительность труда на предприятиях с участием иностранного капитала;
- доля продукции предприятий с участием иностранного капитала в общем экспорте и импорте страны;
- удельный вес продукции предприятий с участием иностранного капитала в ВВП.
Как правило, иностранные инвесторы большую часть средств направляют на модернизацию и реконструкцию производства, закупку современного оборудования.
Следует подчеркнуть, что по подсчетам специалистов, уровень производительности труда на промышленных предприятиях с участием иностранного капитала примерно в 2 раза выше, чем на аналогичных российских предприятиях. Более высокая производительность объясняется применением более эффективной системы менеджмента, стимулирования и оплаты труда.
Иностранный капитал не оказывает значительного влияния на внешнеэкономическую сферу, в том числе на внешнюю торговлю страны.
По показателю капитализации (отношение объема иностранных инвестиций к ВВП) Россия значительно отстает от большинства стран, с которыми она конкурирует за привлечение иностранных инвестиций.
Особой проблемой является эффективность реализации займов международных финансовых организаций. Оценка эффективности реализации займов международных финансовых организаций проводится на основе рейтинга проектов, определяемых при подготовке ежегодного «Обзора российского портфеля проектов». Оценка дается по двум основным критериям:1) достижение целей проекта;2) ход его реализации.
В ходе реализации проекта оцениваются темпы использования средств займа, ход выполнения основных работ по займу, приобретение товаров и услуг, предусмотренных проектом.
Негативное влияние на эффективность реализации проектов оказал финансовый кризис в России. В результате кризиса приостановилась реализация проектов, осуществляющихся на принципах кредитных линий, а также проектов, реализация которых зависит от кредитоспособности регионов.
Подводя некоторые итоги вышеизложенному, можно сделать следующие выводы:
- иностранный капитал стал неотъемлемой, составной частью российской экономики;
- несмотря на относительно положительную динамику притока иностранного капитала, он не оказывает реального влияния на реализацию инвестиционных процессов;
- иностранные вложения пока не стимулируют рост промышленного производства и структурные преобразования в экономике;
- сохраняется низкая эффективность использования кредитных ресурсов зарубежных государств, направляемых на реализацию инвестиционных проектов;
- повышение эффективности деятельности иностранного капитала в экономике России во многом зависит от улучшения инвестиционного климата.
4.1 Основные проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику
Притоку в инвестиционную сферу частного национального и иностранного капитала препятствуют политическая нестабильность, инфляция, несовершенство законодательства, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение. Взаимосвязь этих проблем усиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию.
Официальная политика предписывает оказывать поддержку прямым зарубежным инвестициям, но на практике зарубежные фирмы испытывают невероятные трудности, пытаясь вложить капитал в российскую экономику. Российское законодательство не имеет устоявшейся базы, коммерческая деятельность наталкивается на множество бюрократических преград, а кроме того, складывается впечатление, что многие российские политики просто боятся прямых зарубежных инвестиций.
Привлечение инвестиций (как иностранных, так и национальных) в российскую экономику является жизненно важным средством устранения инвестиционного «голода» в стране. Особую роль в активизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих рисков. Важным шагом в этой области стало присоединение России к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций (МИГА), осуществляющему их страхование от политических и других некоммерческих рисков. Важное условие, необходимое для частных капиталовложений (как отечественных, так и иностранных), — постоянный и общеизвестный набор догм и правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли понимать и предвидеть, что эти правила будут применяться к их деятельности.
В ближайшей перспективе законодательная база функционирования иностранных инвестиций будет усовершенствована принятием новой редакцией Закона об инвестициях. Большую роль сыграет также законодательное определение прав собственности на землю. Для облегчения доступа иностранных инвесторов к информации о положении на российском рынке инвестиций был образован Государственный информационный центр содействия инвестициям, формирующий банк предложений российской стороны по объектам инвестирования.
Для стабилизации экономики и активизации инвестиционного климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране, как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения инвестиций.
4.2 Меры по улучшению инвестиционной привлекательности России
Для улучшения инвестиционного имиджа России создана и получает дальнейшее развитие системная связь — российский центр содействия иностранным инвестициям (РЦСИИ).
Работа ведется по следующим направлениям:
- подготовка информации и оказание содействия регионам по инвестиционным проектам и инвестиционному климату в регионах;
- распространение информации зарубежными бюро среди потенциальных инвесторов;
- организация презентаций регионов и инвестиционных проектов для зарубежных предпринимателей с участием руководителей регионов;
- подготовка и публикация в зарубежных средствах массовой информации, специальных изданиях и международных компьютерных сетях материалов по инвестиционному имиджу России и отдельных регионов.
Проводимая работа по совершенствованию российского законодательства в целях обеспечения благоприятного инвестиционного климата и стабильных условий деятельности иностранных вкладчиков капитала, а также принятые меры по совершенствованию налогового, таможенного и валютного регулирования способствовали росту объема иностранных инвестиций.
В то же время масштаб привлечения иностранных инвестиций не отвечает реальным потребностям российской экономики. Приток зарубежных капиталовложений сдерживается незавершенностью формирования инвестиционного и налогового законодательства, недостаточной его «прозрачностью» и стабильностью, слабой координацией работы по привлечению иностранных инвестиций между федеральными и региональными органами власти.
Для активизации процесса привлечения иностранных инвестиций требуется проведение скоординированной политики на федеральном и региональном уровнях.
В этой связи общероссийское совещание обращает внимание федеральных органов законодательной и исполнительной власти на необходимость:
- скорейшего принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации основополагающих законов в области инвестиционной деятельности;
- внесения изменений в налоговое законодательство, направленных на снижение общего уровня налогообложения организаций и создание более благоприятных условий для осуществления деятельности российских и иностранных инвесторов, включая возможное предоставление «налоговых каникул» на период окупаемости инвестиционных проектов;
- скорейшего завершения подготовки необходимых нормативных актов, регулирующих вопросы заключения и реализации инвестиционных соглашений с иностранными инвесторами;
- снижение таможенных пошлин на импорт наукоемкого и высокотехнологичного оборудования и запасных частей к нему;
- завершения разработки и утверждения пакета нормативно-методических документов по условиям предоставления государственных гарантий и размещения на конкурсной основе средств Бюджета развития и направления этих документов субъектам Российской Федерации для подготовки ими материалов для участия в конкурсе инвестиционных проектов, проводимых Министерством экономики Российской Федерации;
- совершенствования порядка рассмотрения инвестиционных проектов, имея в виду сокращение числа согласований и передачи части функций по выдаче разрешений и лицензий органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- расширения информационных услуг, предоставляемых иностранным инвесторам, осуществляющим инвестиции в Российской Федерации;
- перехода на международные стандарты в сфере бухгалтерского учета и аудита, что позволит иностранным инвесторам лучше оценивать финансовое состояние российских предприятий и предпринимателей при реализации совместных инвестиционных проектов;
- ускорения пересмотра норм и стандартов в области градостроительства и коммунального хозяйства;
- активизация работы с зарубежными странами по взаимному признанию стандартов;
- предоставления дополнительных полномочий субъектам Российской Федерации по регистрации организаций с иностранными инвестициями;
- оказание необходимой методической и практической помощи органам законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации в привлечении иностранных инвесторов;
- активизации работы российских посольств и торговых представительств за рубежом по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации.
Заключение
В данной работе были кратко рассмотрены основные понятия об инвестициях, их виды, структура и динамика инвестиций в России, а также роль иностранных инвестиций в подъеме Российской экономики.
Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику, являющееся одним из необходимых условий выхода страны из экономического кризиса, требует значительных организационных усилий. Иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно-технического прогресса. Приток инвестиций как иностранных, так и национальных, жизненно важен и для достижения среднесрочных целей — выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоления спада производства. При этом необходимо иметь в виду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов — с другой, не совпадают. Россия заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в получении прибыли за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы. Для стимулирования притока иностранных инвестиций в нашу страну необходимо предпринимать действенные меры по улучшению инвестиционного климата.
Иностранные инвестиции могут способствовать осуществлению долговременных стратегических целей формирования в России сильной экономики.
Список литературы
1. Лихачев А. Инвестиционная дипломатия как фактор экономического развития России // Инвестиции в России. 2006. N2. С.5.
2. Куприянов Д. Влияние иностранных инвестиций на экономический рост.
3. Федеральная служба государственной статистики. http://www.gks.ru
4. Служба новостей. http://www.lenta.ru
5. Инвестиции в России — 2009 г. http://www.gks.ru/bgd/regl/b09_56/Main.htm
6. «Российская экономика: тенденции и перспективы», №6 2009.
Таблица 1
Поступило |
в том числе |
|||||
всего |
в процентах к итогу |
прямые инвестиции |
портфельные инвестиции |
прочие инвестиции |
||
2000 г. |
||||||
Всего |
10958 |
100 |
4429 |
145 |
6384 |
|
США |
1594 |
14,5 |
1241 |
0,5 |
353 |
|
Германия |
1468 |
13,4 |
341 |
2 |
1125 |
|
Кипр |
1448 |
13,2 |
678 |
86 |
684 |
|
Нидерланды |
1231 |
11,2 |
610 |
— |
621 |
|
Швейцария |
784 |
7,2 |
115 |
3 |
666 |
|
Франция |
743 |
6,8 |
97 |
— |
646 |
|
Соединенное Королевство (Великобритания) |
599 |
5,5 |
262 |
21 |
316 |
|
Швеция |
308 |
2,8 |
257 |
2 |
49 |
|
Япония |
117 |
1,1 |
107 |
— |
10 |
|
Австрия |
79 |
0,7 |
22 |
— |
57 |
|
2005 г. |
||||||
Всего |
53651 |
100 |
13072 |
453 |
40126 |
|
Люксембург |
13841 |
25,8 |
184 |
1 |
13656 |
|
Нидерланды |
8898 |
16,6 |
7125 |
0,1 |
1773 |
|
Соединенное Королевство (Великобритания) |
8588 |
16,0 |
617 |
5 |
7966 |
|
Кипр |
5115 |
9,5 |
1529 |
297 |
3289 |
|
Германия |
3010 |
5,6 |
551 |
15 |
2444 |
|
Швейцария |
2014 |
3,7 |
308 |
2 |
1704 |
|
США |
1554 |
2,9 |
380 |
3 |
1171 |
|
Франция |
1428 |
2,7 |
513 |
— |
915 |
|
Виргинские о-ва (Брит.) |
1211 |
2,3 |
223 |
41 |
947 |
|
Австрия |
1057 |
2,0 |
261 |
25 |
771 |
|
2008 г. |
||||||
Всего |
103769 |
100 |
27027 |
1415 |
75327 |
|
Кипр |
19857 |
19,1 |
6542 |
797 |
12518 |
|
Соединенное Королевство (Великобритания) |
14940 |
14,4 |
1210 |
167 |
13563 |
|
Нидерланды |
14542 |
14,0 |
5496 |
7 |
9039 |
|
Германия |
10715 |
10,3 |
3560 |
32 |
7123 |
|
Люксембург |
7073 |
6,8 |
366 |
3 |
6704 |
|
Франция |
6157 |
5,9 |
879 |
0,1 |
5278 |
|
Виргинские о-ва (Брит.) |
3529 |
3,4 |
2002 |
62 |
1465 |
|
Швейцария |
3062 |
3,0 |
285 |
3 |
2774 |
|
Ирландия |
2903 |
2,8 |
215 |
0,0 |
2688 |
|
США |
2773 |
2,7 |
322 |
221 |
2230 |
|
Таблица 2. Накопленные иностранные инвестиции в России
2000 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
|||||||
млрд долл. |
% |
млрд долл. |
% |
млрд долл. |
% |
млрд долл. |
% |
млрд долл. |
% |
||
всего |
6529 |
100.0 |
53651 |
100.0 |
55109 |
100.0 |
120941 |
100.0 |
103769 |
100.0 |
|
прямые |
4429 |
40.4 |
13072 |
42.4 |
13678 |
24.8 |
27797 |
23.0 |
27027 |
26.0 |
|
портфельные |
145 |
1,3 |
453 |
0,8 |
3182 |
5,8 |
4194 |
3,5 |
1415 |
1.4 |
|
прочие |
6384 |
58,3 |
40126 |
74,8 |
38249 |
69,4 |
88950 |
73,5 |
75327 |
72.6 |
|
Таблица 3
В млн. $ |
В % к итогу |
Изм. к соотв. периоду пред. года |
||||||||
2007 |
2008 |
2009 |
2007 |
2008 |
2009 |
2007 |
2008 |
2009 |
||
Промышленность |
11899 |
8446 |
6297 |
48,8 |
48,9 |
32,8 |
В 2,8р. |
71,8 |
74,6 |
|
272 |
474 |
176 |
1,1 |
2,7 |
1,5 |
В 10,9р. |
171,3 |
37,1 |
||
Транспорт и связь |
2740 |
861 |
1276 |
11,1 |
2,1 |
10,6 |
В 3,9р. |
13,2 |
В 3,5р. |
|
Оптовая и розничная торговля |
7895 |
5473 |
2605 |
32,1 |
31,7 |
21,7 |
В 1,8р. |
69,3 |
17,6 |
|
Операции с недвижимым имуществом, аренда, предоставление услуг |
891 |
1779 |
1124 |
8,6 |
10,8 |
8,8 |
В 2,1р. |
199,7 |
68,2 |
|
Финансовая деятельность |
821 |
313 |
332 |
3,3 |
3,0 |
2,8 |
119,2 |
62,8 |
64,7 |
|
Прочие отрасли |
106 |
210 |
221 |
0,4 |
1,8 |
1,8 |
18,4 |
198,1 |
103,2 |
|
Таблица 4. Отраслевая структура иностранных инвестиций в промышленности России (в %)
2003 г. |
2004 г. |
2005г. |
2006 г. |
2007г. |
||
Промышленность, всего |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
|
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
3,7 |
3,0 |
4,0 |
4,6 |
4,1 |
|
рыболовство, рыбоводство |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,1 |
|
добыча полезных ископаемых |
14,2 |
18,1 |
19,0 |
16,9 |
16,0 |
|
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых |
13,0 |
16,7 |
17,5 |
15,5 |
14,5 |
|
добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических |
1,2 |
1,4 |
1,5 |
1,4 |
1,5 |
|
обрабатывающие производства |
6522 |
22,0 |
17987 |
33,5 |
15148 |
|
производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака |
1012 |
3,4 |
1210 |
2,2 |
1393 |
|
Диаграмма 1. Географическая структура иностранных инвестиций.
I квартал 2009 (В скобках I квартал 2008)
Таблица 5. Территориальное распределение иностранных инвестиций (тысяч долларов США)
Поступило |
В том числе |
|||||
Всего |
В % к итогу |
Прямые |
Портфельные |
Прочие |
||
2008 |
||||||
Российская Федерация |
103768917 |
100 |
27026919 |
1415369 |
75326629 |
|
Центральный федеральный округ |
55392642 |
53,4 |
12544913 |
204493 |
42643236 |
|
Белгородская область |
2399854 |
2,3 |
44687 |
— |
2355167 |
|
Брянская область |
43272 |
0,0 |
24331 |
6 |
18935 |
|
Владимирская область |
673939 |
0,7 |
172682 |
266 |
500991 |
|
Воронежская область |
120354 |
0,1 |
11489 |
1 |
108864 |
|
Ивановская область |
111826 |
0,1 |
52763 |
765 |
58298 |
|
Калужская область |
1503425 |
1,5 |
593663 |
2533 |
907229 |
|
Костромская область |
39649 |
0,0 |
39326 |
27 |
296 |
|
Курская область |
1020 |
0,0 |
1020 |
— |
— |
|
Липецкая область |
1763284 |
1,7 |
44406 |
— |
1718878 |
|
Московская область |
6685497 |
6,5 |
2243273 |
13849 |
4428375 |
|
Орловская область |
30289 |
0,0 |
24579 |
1 |
5709 |
|
Рязанская область |
296600 |
0,3 |
173627 |
724 |
122249 |
|
Смоленская область |
92839 |
0,1 |
8800 |
1 |
84038 |
|
Тамбовская область |
35964 |
0,0 |
27499 |
— |
8465 |
|
Тверская область |
116989 |
0,1 |
95100 |
82 |
21807 |
|
Тульская область |
429479 |
0,4 |
194080 |
1021 |
234378 |
|
Ярославская область |
209974 |
0,2 |
181623 |
1722 |
26629 |
|
г. Москва |
40838388 |
39,4 |
8611965 |
183495 |
32042928 |
|
Северо-Западный федеральный округ |
14487824 |
13,9 |
3235077 |
83821 |
11168926 |
|
Республика Карелия |
110520 |
0,1 |
36903 |
2101 |
71516 |
|
Республика Коми |
931637 |
0,9 |
537766 |
2103 |
391768 |
|
Архангельская область |
1562626 |
1,5 |
322811 |
1 |
1239814 |
|
в том числе Ненецкий автономный округ |
1360619 |
1,3 |
285291 |
— |
1075328 |
|
Вологодская область |
4142789 |
4,0 |
5873 |
152 |
4136764 |
|
Калининградская область |
375955 |
0,4 |
160296 |
52193 |
163466 |
|
Ленинградская область |
961232 |
0,9 |
482433 |
406 |
478393 |
|
Мурманская область |
55035 |
0,1 |
19377 |
27 |
35631 |
|
Новгородская область |
371847 |
0,4 |
265076 |
6 |
106765 |
|
Псковская область |
48616 |
0,0 |
30892 |
0,0 |
17724 |
|
г. Санкт-Петербург |
5927567 |
5,7 |
1373650 |
26832 |
4527085 |
|
Южный федеральный округ |
3208018 |
3,1 |
536169 |
712945 |
1958904 |
|
Республика Адыгея |
44963 |
0,0 |
20831 |
— |
24132 |
|
Республика Дагестан |
13720 |
0,0 |
13720 |
— |
— |
|
Республика Ингушетия |
— |
— |
— |
— |
— |
|
Кабардино-Балкарская Республика |
— |
— |
— |
— |
— |
|
Республика Калмыкия |
— |
— |
— |
— |
— |
|
Карачаево-Черкесская Республика |
— |
— |
— |
— |
— |
|
Республика Северная Осетия-Алания |
4145 |
0,0 |
4145 |
— |
— |
|
Чеченская Республика |
— |
— |
— |
— |
— |
|
Краснодарский край |
1179471 |
1,1 |
312721 |
4096 |
862654 |
|
Ставропольский край |
759523 |
0,7 |
37371 |
708079 |
14073 |
|
27536 |
0,0 |
3939 |
1 |
23596 |
||
Волгоградская область |
81804 |
0,1 |
27981 |
— |
53823 |
|
Ростовская область |
1096856 |
1,2 |
115461 |
769 |
980626 |
|
Приволжский федеральный округ |
7712084 |
7,4 |
2108763 |
208157 |
5395164 |
|
Республика Башкортостан |
178005 |
0,2 |
105448 |
3606 |
68951 |
|
Республика Марий Эл |
468 |
0,0 |
411 |
57 |
— |
|
Республика Мордовия |
24972 |
0,0 |
5926 |
8 |
19038 |
|
Республика Татарстан |
2593828 |
2,5 |
722960 |
706 |
1870162 |
|
Удмуртская Республика |
78395 |
0,1 |
29808 |
24 |
48563 |
|
Чувашская Республика |
26997 |
0,0 |
2472 |
— |
24525 |
|
Пермский край |
475195 |
0,4 |
130630 |
140570 |
203995 |
|
Кировская область |
113754 |
0,1 |
104890 |
1 |
8863 |
|
Нижегородская область |
708468 |
0,7 |
313082 |
1363 |
394023 |
|
Оренбургская область |
486844 |
0,4 |
280784 |
6 |
206054 |
|
Пензенская область |
53949 |
0,1 |
23303 |
— |
30646 |
|
Самарская область |
2654236 |
2,6 |
272294 |
61810 |
2320132 |
|
Саратовская область |
110881 |
0,1 |
99413 |
6 |
11462 |
|
Ульяновская область |
206092 |
0,2 |
17342 |
— |
188750 |
|
Уральский федеральный округ |
6555350 |
6,3 |
2654972 |
8154 |
3892224 |
|
Курганская область |
49080 |
0,0 |
30796 |
7 |
18277 |
|
Свердловская область |
2113827 |
2,0 |
345331 |
5428 |
1763068 |
|
Тюменская область |
1225836 |
1,2 |
388214 |
2717 |
834905 |
|
в том числе: |
||||||
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра |
293943 |
0,3 |
154993 |
— |
138950 |
|
Ямало-Ненецкий автономный округ |
913608 |
0,9 |
222212 |
2717 |
688679 |
|
Челябинская область |
3166607 |
3,1 |
1890631 |
2 |
1275974 |
|
Сибирский федеральный округ |
7742335 |
7,5 |
1775667 |
186107 |
5780561 |
|
Республика Алтай |
2055 |
0,0 |
1894 |
— |
161 |
|
Республика Бурятия |
231494 |
0,2 |
9150 |
— |
222344 |
|
Республика Тыва |
36485 |
0,0 |
4959 |
26551 |
4975 |
|
Республика Хакасия |
224325 |
0,2 |
224325 |
— |
— |
|
Алтайский край |
4773 |
0,0 |
540 |
0,0 |
4233 |
|
Забайкальский край |
78996 |
0,1 |
69351 |
— |
9645 |
|
Красноярский край |
3707441 |
3,6 |
108279 |
59437 |
3539725 |
|
Иркутская область |
636519 |
0,6 |
376701 |
143 |
259675 |
|
Кемеровская область |
1119787 |
1,1 |
224470 |
97817 |
797500 |
|
Новосибирская область |
442904 |
0,4 |
79428 |
358 |
363118 |
|
Омская область |
578341 |
0,6 |
102438 |
1801 |
474102 |
|
Томская область |
679215 |
0,7 |
574132 |
— |
105083 |
|
Дальневосточный федеральный округ |
8670664 |
8,4 |
4171358 |
11692 |
4487614 |
|
Республика Саха(Якутия) |
666051 |
0,7 |
25266 |
— |
640785 |
|
Камчатский край |
199735 |
0,2 |
130281 |
— |
69454 |
|
Приморский край |
804148 |
0,8 |
624583 |
11037 |
168528 |
|
Хабаровский край |
240175 |
0,2 |
61196 |
— |
178979 |
|
Амурская область |
137742 |
0,1 |
114474 |
— |
23268 |
|
Магаданская область |
5014 |
0,0 |
4005 |
— |
1009 |
|
Сахалинская область |
6203851 |
6,0 |
3200707 |
655 |
3002489 |
|
Еврейская автономная область |
10846 |
0,0 |
10846 |
— |
— |
|
Чукотский автономный округ |
403102 |
0,4 |
— |
— |
403102 |
|
График 1
График 2