Отношения в социальной сфере развиваются под влиянием социальной политики: социальная политика — это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике, регулирующая отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения. Социальная политика производна от экономики, но не второстепенна, если иметь в виду ее значение для развития материальной и духовной культуры общества. Главная задача социальной политики состоит в гармонизации общественных отношений, обеспечении политической стабильности и гражданского согласия. Это достигается поддержанием баланса между денежными доходами населения и товарными ресурсами; созданием условий для решения жилищной проблемы; удовлетворением спроса населения на количество и качество товаров и услуг; созданием базы для укрепления здоровья населения, роста его духовности, образованности и культуры.
На правительственном уровне основные цели и приоритеты социальной политики в современных условиях сводятся к тому, чтобы стабилизировать уровень жизни граждан Российской Федерации, не допустить дальнейшего обнищания населения страны.
Для достижения этой цели предусматривается создать экономические и правовые условия, стимулирующие активную часть общества на производительный труд как основу личного благосостояния и благополучия общества; поддержать оптимальное соотношение между доходами трудоспособной части общества и нетрудоспособными гражданами; усилить адресность социальной поддержки, ограничить и сократить масштабы бедности; обеспечить основные социальные гарантии в области доходов населения и сохранить на уровне действующих гарантии медицинского обслуживания, образования и культурного развития; стабилизировать положение в жилищной сфере; обеспечить сдерживание безработицы и поддержать вынужденных мигрантов.
Цель данной работы состоит в изучении влияния социальной политики государства на экономику в современных условиях.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Дается общая оценка социальной политики в нашей стране.
2. Определяются конкретные механизмы реализации социальной политики и ее влияние на экономику.
3. Рассматриваются пути решения социальных задач.
Переход от централизованной системы хозяйствования к рыночной привел к возникновению ряда проблем в социальной сфере. Только умелое государственное регулирование социально-экономических процессов может приблизить успех реформ.
Макроэкономическая политика в открытой экономике: цели и инструменты
... т.д.), решение которых требует тщательно скоординированных мер государственной политики. макроэкономическая политика беларусь торговля Для достижения поставленных целей в открытой экономике, наряду с традиционными видами макроэкономической политики — бюджетно-налоговой и денежно-кредитной — могут использоваться ...
В настоящее время вопрос о социальной политике остро стоит во многих государствах, в России в эпоху перемен и преобразований он особенно актуален. Актуальность данной темы, определяется тем, что в период социально — экономических реформ, когда сложившиеся отношения между социальными объектами изменяются кардинальным образом, общество оказалось не готовым к осмыслению задач в области социальной политики в современных условиях развития экономики. В таких условиях десятки миллионов людей (пенсионеров, инвалидов, детей-сирот, беженцев и др.) нуждаются в немедленной социальной помощи и защите. В условиях рыночной экономики главным институтом защиты человека становится социальная политика государства.
1. Основы социальной политики государства
1.1 Сущность социальной политики государства
Социальная политика государства — это воздействие органов управления страны на социальную сферу общества, их деятельность в целях удовлетворения социальных потребностей людей, поддержания приемлемого для общества уровня жизни, предоставления социальных услуг населению, обеспечения конституционных социальных гарантий гражданам, оказания социальной поддержки нетрудоспособным и малообеспеченным слоям общества. Социальная сфера — это совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственно определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление . К социальной сфере относят образование, здравоохранение, культуру и искусство, физическую культуру и спорт, социальное обеспечение, общественное питание, коммунальное обслуживание, пассажирский транспорт, связь, включая средства массовой информации.
Понятие социальной политики относится к числу таких категорий, которые широко используются в практике государственного строительства, употребляются в официальных документах. Социальная политика служит предметом достаточно широких научных дискуссий, причем объем понятия и его содержание у различных исследователей значительно отличаются. Это обусловлено тем, что социальная политика является наиболее значимой сферой интересов современного общества и важнейшей частью деятельности современного государства. Социальная политика теснейшим образом связана с типом и уровнем развития общества, с господствующей ментальностью населения, с теми целями и задачами, которые ставит общество перед собой в своем социальном развитии.
Для того чтобы социальная сфера стала объектом управления государством, необходим такой уровень ее развития, который требовал бы вмешательства государства. Условием, при котором это вмешательство становится действительным, является такой уровень развития потребностей индивидов, который не может быть удовлетворен за счет собственного труда, как это имело место в аграрных обществах, а удовлетворяется высокоразвитым промышленным производством. Поэтому развитие производства и степень разделения труда в этом производстве является материальной основой необходимости государственной интервенции в социальную сферу жизни людей. Развитая потребность человека появляется с развитым разделением труда, но не равным доступом большинства населения к продуктам данного производства, базирующегося на разделении труда. Замечено, в рамках социально-экономической школы анализа социальной политики, что чем больше в социальной структуре общества представителей наемного труда, чем выше разделение труда, тем больше доля отчислений, производимых государством на социальные нужды населения страны. Если экономической основой социально-политической деятельности государства является промышленный способ производства и разделение труда, то социальной основой является объединение представителей наемного труда, чей интерес так же, как и интерес предпринимателей, покоится на данном производстве.
Информационного общества была развита Мануэлем Кастельсом в труде ...
... на жизнедеятельность человека? Ответом на него может быть рассмотрение влияния интернета на потребительские предпочтения, как на базис его деятельности. Потребительские предпочтения представляют собой индикатор места человека в обществе, условие, и показатель его деятельности. интернет социальный потребительский Потребительские предпочтения ...
В силу ограниченных возможностей производства удовлетворять потребности индивидов между производством и потреблением возникает противоречие, на основе которого разворачивается социальный конфликт. Ограниченный и конфликтный характер отношений между индивидами, как результат ограниченного производства, порождает такие группы людей, которые могут воспроизводится при условии помощи последним со стороны общества в лице государства. К этим группам людей относятся те социальные группы, которые либо по малолетству, либо по болезни, либо старости, либо в результате отсутствия работы не в состоянии самостоятельно обеспечить удовлетворение своих потребностей и потребностей своей семьи. Данные группы людей имелись во все времена, однако потребности этих групп людей не требовали всеобщей защиты со стороны государства и осуществлялись в основном на местном уровне.
Суть социальной политики государства заключается в поддержании отношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране.
Однако социальная политика не может рассматриваться как исключительно экономическая проблема. Экономическая же наука в качестве предмета своего исследования в сфере социальной политики сосредотачивается на экономических механизмах её реализации. В условиях рыночной экономики к таковым относятся прежде всего механизмы формирования доходов и поддержание занятости населения.
Как направление государственного регулирования — политика доходов — одно из средств централизованного воздействия на общий размер и распределение вновь созданной стоимости. Цена труда, норма прибыли, спрос и предложение труда, конкуренция — все эти факторы саморегулирования рынка труда формируют доход населения и распределяют общественное богатство. Крупнейшие экономисты Запада признают неравенство в распределении доходов и богатства. Причем под богатством они понимают имеющееся движимое и недвижимое имущество, деньги, ценные бумаги, а под доходом — общую сумму денег, заработанную или полученную другим путем в течение какого-либо периода.
Западные экономисты используют так называемую кривую Лоренца для изучения распределения доходов между разными группами населения.
В соответствии с рисунком 1.1 по горизонтали отложены процентные группы населения, а по вертикали — проценты дохода, получаемые этими группами. Если бы распределении доходов существовало абсолютное равенство, то 20% от всего совокупного дохода общества получало 20 % населения, 40% населения — соответственно 40% дохода и т.д.
Абсолютное неравенство означает, что и 20%, и 40%, и 60%, т.д. населения не получают никакого дохода, за исключением одного — единственного, последнего в ряду человека, который присваивает 100% всего дохода.
В реальности фактического распределения дохода показано линией. Чем больше отклоняется эта линия, или кривая Лоренца, тем больше неравенство в распределении доходов.
Статистика разных стран показывает, что большая часть населения имеет минимальные доходы, а меньшая — очень высокие. Сравнительная характеристика распределения доходов населения США и России представлена в таблице 1.1 и таблице 1.2.
Таблица 1.1 Распределение доходов населения США. 2005-й год
Группа |
Доля насе-ления в % |
Числен-ность млн. семей |
Совокупный доход группы млрд. USD |
Доля в совокупном доходе населения % |
Средний семейный доход тыс. USD в год |
Диапазон дохода в расчете на одного члена семьи USD в месяц |
|
Самые богатые |
0,5 |
0,55 |
800 |
9 |
1400 |
Свыше 35000 |
|
Очень богатые |
0,5 |
0,55 |
400 |
4,5 |
700 |
17500-34900 |
|
Просто богатые |
1 |
1,1 |
400 |
4,5 |
350 |
8600-17400 |
|
Верхний средний класс |
20 |
23 |
3700 |
40 |
160 |
3500-8500 |
|
Средний класс |
25 |
29 |
2000 |
22 |
70 |
1750-3490 |
|
Нижний средний класс |
20 |
23 |
950 |
10,5 |
40 |
1150-1740 |
|
Бедные |
20 |
23 |
600 |
7 |
27 |
700-1740 |
|
Очень бедные |
13 |
15 |
200 |
2 |
13 |
Менее 700 |
|
Таблица 1.2 Распределение доходов населения России. 2006-й год
Группа |
Доля насе-ления в % |
Числен-ность млн.семей |
Совокупный доход группы млрд. USD |
Доля в совокупном доходе населения % |
Средний семейный доход тыс. USD в год |
Диапазон дохода в расчете на одного члена семьи USD в месяц |
|
Богатые (всякие) |
1 |
0,55 |
100 |
14,3 |
180 |
Более 2500 |
|
Верхний средний класс |
5 |
2,7 |
130 |
18,6 |
48 |
1000-2500 |
|
Средний класс |
18,5 |
10 |
210 |
30 |
21 |
500-1000 |
|
Нижний средний класс |
18,5 |
10 |
120 |
17,1 |
12 |
300-500 |
|
Бедные |
40 |
21,8 |
120 |
17,1 |
5,5 |
125-300 |
|
Очень бедные |
17 |
9,45 |
20 |
2,9 |
2,1 |
Менее 125 |
|
Итого |
100 |
54,5 |
700 |
100 |
13,4 |
||
Сущность политики доходов заключается в непосредственном установлении государством такого верхнего предела увеличения номинальной заработной платы, который способствовал бы выполнению основных задач и реализации приоритетов, стоящих перед экономикой.
Конкретная формулировка отдельных положений политики доходов в разных странах различна. На практике не существует двух полностью идентичных вариантов развития политики доходов. В механизме осуществления и формах проявления этой политики в каждом конкретном государстве различаются особенности, определяемые:
- социально-экономическим и политическим развитием той или иной страны;
- степенью и характером вмешательства государства в вопросы регулирования заработной платы;
- традициями заключения коллективных договоров;
- социальной напряженностью в обществе.
Главным объектом всех вариантов политики доходов является заработок рабочего в целом, в том числе ставка заработной платы, оплата сверхурочных, социальные выплаты и т.д. В западноевропейских странах, как правило, политика доходов подразумевает непосредственное ограничительное регулирование всех основных категорий доходов населения, лежащих в основе личного и производственного потребления. Политика доходов на практике преимущественно воздействует на движение только заработной платы.
Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы в странах с рыночной экономикой является определение гарантированного минимума (ставки оплаты труда за 1 час работы).
Например, в США, по состоянию на май 2006 г., один час труда стоит 4,25 евро, в Великобритании — 7,36 евро. В Люксембурге один час стоит около 8,69 евро, в Бельгии 7,48 евро, Франции 8,03 евро, в Испании установлена минимальная оплата в день — 3,78.
Именно исходя из минимальных размеров оплаты труда и ведутся переговоры между руководителями компаний и профсоюзами о заключении коллективных договоров на различных уровнях, начиная от предприятий и кончая отраслями. В этих документах также оговариваются различные премии и доплаты, дифференциация заработной платы по отраслям, в зависимости от уровня квалификации.
В России с 1991 года также действует периодически пересматриваемый минимальный размер оплаты труда (МРОТ).Сведения по минимальному размеру оплаты труда в России представлены в таблице 1.3.
Таблица 1.3 Сводная таблица по МРОТ
Пересмотр минимального размера оплаты труда |
|||
Дата повышения |
Сумма, рублей |
Основание |
|
с 01.10.91 |
180 |
Закон РСФСР от 19.04.91 «О повышении социальных гарантий для трудящихся» |
|
с 01.12.91 |
200 |
Постановление Правительства РСФСР от 15.11.91 №5 |
|
с 01.01.92 |
342 |
Закон РСФСР от 06.12.91 «О повышении минимального размера оплаты тpуда» |
|
с 01.05.92 из бюджетных источников, с 01.06.92 — из остальных |
900 |
Закон РФ от 21.04.92 №2704-1 «О повышении минимального размера оплаты тpуда |
|
с 01.02.93 |
2250 |
Постановление Правительства РФ от 06.01.93 №14 |
|
с 01.04.93 |
4275 |
Закон РФ от 30.03.93 №4693-1 |
|
с 01.07.93 |
7740 |
Закон РФ от 14.07.93 №5432-1 «Об индексации минимального размера оплаты труда» |
|
с 01.12.93 |
14620 |
Указ Президента РФ от 05.12.93 №2115 |
|
с 01.07.94 |
20500 |
Закон РФ от 30.06.94 №8-ФЗ |
|
с 01.04.95 |
34400 |
Закон РФ от 20.04.95 №43-ФЗ |
|
с 01.05.95 |
43700 |
||
с 01.08.95 |
55000 |
Закон РФ от 27.07.95 №116-ФЗ |
|
с 01.11.95 |
57750 |
Закон РФ от 01.11.95 |
|
с 01.12.95 |
60500 |
№159-Ф3 |
|
с 01.01.96 |
63250 |
||
с 01.04.96 |
75900 |
Закон РФ от 22.04.96 №43-ФЗ |
|
с 01.01.97 |
83490 |
Закон РФ от 09.01.97 №6-ФЗ |
|
с 01.07.2000 |
132 |
Федеральный закон от 19.06.2000 №82-ФЗ |
|
с 01.01.2001 |
200 |
||
с 01.07.2001 |
300 |
||
с 01.05.2002 |
450 |
Федеральный закон от 29.04.2002 N 42-ФЗ |
|
с 01.10.2003 |
600 |
Федеральный закон от 01.10.2003 N 127-ФЗ |
|
с 01.01.2005 |
720 |
Федеральный закон от 29.12.2004 N 198-ФЗ |
|
с 01.09.2005 |
800 |
Федеральный закон от 29.12.2004 N 198-ФЗ |
|
с 01.05.2006 |
1100 |
Федеральный закон от 29.12.2004 N 198-ФЗ |
|
с 01.09.2007 |
2300 |
Федеральный закон от 20.04.2007 N 54-ФЗ |
|
С 01.01.2009 |
4330 |
Федеральный закон от 24.06.2008 N 91-ФЗ |
|
Данный Размер МРОТ применяется исключительно для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности и выплат в возмещение вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанными с исполнением трудовых обязанностей.
Итак, говоря о социальной политике государства, мы подразумеваем прежде всего действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества. Так можно определить социальную политику в узком смысле слова. В широком смысле социальная политика — это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, насколько это возможно, одинаковые «стартовые условия» для граждан страны.
1.2 Функции, методы и основные направления социальной политики
Социальная политика государства предполагает наличие:
- общественно поддерживаемой социальной доктрины (в идеале — сформулированной в официальных программных документах);
- конституционных и законодательных установлений и конкретизирующих их нормативных подзаконных актов по группам и отдельным социальным обязательствам государства;
- институционального каркаса и механизмов организации исполнения социальных обязательств государства;
- организационной структуры мониторинга и контроля;
- ресурсов для реализации предыдущих позиций и для непосредственного исполнения социальных обязательств государства.
Социальная политика обладает рядом функций, которые в конечном счете определяют гуманистический характер государства, стремящегося через политически создаваемые общественные фонды поддержать состояние индивидов в том социальном статусе, который не был бы обременительным для него. К этим функциям можно отнести следующие функции:
- компенсаторную, которая направлена на ликвидацию внешних сдерживающих условий, не дающих возможность индивиду быть деятельным участником существующих в обществе отношений;
- элективную, которая направлена на определение обстоятельств и свойств самого индивида, позволяющих отнести его в разряд нуждающихся;
- кумулятивная, накапливающая социальный потенциал государства, выражающийся в зависимости индивидов от социально-политической деятельности государства.
С помощью функций обеспечивается главная задача социальной политики — гармонизация общественных отношений, осуществляется управление социальным развитием общества.
Социальная политика призвана гарантировать населению минимальный доход; социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости. При этом обеспечение государством минимальных условий жизни касается только тех, кто не может это сделать самостоятельно.
Социальная политика государства реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг.
Основными принципами проведения социальной политики являются:
- защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;
- обеспечение помощи самым бедным семьям;
- выдача помощи на случай безработицы;
- обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы для работающих;
- развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;
- проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.
Социальная политика основана на системе принципов, выражающих характер требований к ее содержанию, формам и методам разработки и реализации:
- гуманизм, социальная справедливость;
- системность, непрерывность, преемственность;
- сбалансированность целей и возможностей реализации социальной политики (как по времени, так и по необходимым ресурсам);
- открытость (свободное выражение суждений всех групп и слоев общества по вопросам социальной политики — наличие «обратной связи» органов управления с массами);
- демократизм выработки и реализации социальной политики (открытое обсуждение проектов крупных социально-политических решений, всестороннее выявление общественного мнения по основным вопросам социальных преобразований);
- действенный контроль общества над реализацией социальной политики;
- адресность мер по социальной защите населения, усиление социальной помощи социально уязвимым и малообеспеченным группам населения.
Что касается направлений социальной политики, то здесь, как правило, принято выделять два относительно самостоятельных блока:
- социальная политика в широком смысле, которая охватывает решения и мероприятия, затрагивающие все сферы жизни членов общества, включая обеспечение последних товарами, жильем и услугами социальной инфраструктуры, рабочими местами, приемлемыми денежными доходами, расширение и укрепление материальной базы, охрану и укрепление здоровья населения, его образование и культуру, создание системы гарантированных социальных условий для жизнедеятельности граждан;
— собственно социальная политика (ее элементами являются политика в области социальной защиты и ее конкретные виды: семейная политика, молодежная политика, политика по социальной защите пожилых людей и инвалидов).
2. Социальная политика в России и ее влияние на экономику в современных условиях
2.1 Сущность и цели социальной политики в РФ
Социальная политика в Российской Федерации исходит из конституционного определения России как социального государства, политика которого направлена на создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных; служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты
Конституция гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом
Главной целью социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу являются последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, сохранение и приумножение культурных ценностей России, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе.
В этой связи безусловным приоритетом в области социальной политики являются инвестиции в человека. Именно поэтому будет предусматриваться опережающий рост ассигнований на эти цели из бюджетов всех уровней по сравнению с большинством других направлений государственных расходов.
Стратегическими целями социальной политики являются:
- создание условий для реализации гражданами своих прав на образование, по своей структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества;
- улучшение состояния здоровья населения на основе реально доступной широким слоям населения медицинской помощи и повышения качества лечебных услуг, развития массовой физической культуры и спорта;
- развитие культурного потенциала и сохранение культурного наследия страны, обеспечение единства культурного пространства и доступности культурных ценностей широким слоям населения;
- создание эффективного цивилизованного рынка труда;
- усиление адресности социальной поддержки населения;
- обеспечение финансовой устойчивости пенсионной системы, повышение реального размера пенсий;
- создание условий для осуществления права граждан на жилище с учетом их платежеспособного спроса и в соответствии с социальными стандартами жилищных условий.
Достижение поставленных целей возможно только в результате коренной модернизации экономики, которая позволит обеспечить экономический рост, устойчиво опережающий рост мировой экономики, и создать базу для повышения уровня жизни граждан. Экономическая политика направлена на создание в стране благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата, проведение предсказуемой и стимулирующей рост макроэкономической политики.
Усилия Правительства Российской Федерации сконцентрированы на обеспечении равных условий конкуренции, защите прав собственности, снятии избыточных административных барьеров для предпринимательской и инвестиционной деятельности, повышении финансовой прозрачности предприятий и организаций. Ключевым направлением экономической политики является создание финансовой инфраструктуры, эффективно выполняющей функцию трансформации сбережений в инвестиции. Налоговая и таможенная реформы ориентированы на нахождение эффективного соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов за счет снижения и выравнивания налогового бремени, упрощения налоговой системы, снижения и максимальной унификации таможенных пошлин, укрепления налогового и таможенного администрирования.
С целью обеспечения финансовой стабильности Правительство Российской Федерации осуществляет последовательную финансовую политику, основанную на приведении обязательств государства в соответствие с его ресурсами, повышении эффективности функционирования бюджетной системы, четком разграничении бюджетных полномочий и ответственности различных уровней власти. При этом совместно с Центральным банком Российской Федерации приняты меры, направленные на обеспечение стабильности национальной валюты. Структурная политика государства направлена на повышение конкурентоспособности экономики страны, активизацию и воспроизводство научно-технического и интеллектуального потенциала. Государство переориентируется с оказания поддержки неэффективным предприятиям на развитие инфраструктуры, обеспечение мобильности рабочей силы, поддержку высокотехнологичных и наукоемких производств. Особое внимание Правительства Российской Федерации направлено на структурную перестройку и развитие отраслей оборонно-промышленного, топливно-энергетического и агропромышленного комплексов, реструктуризацию естественных монополий.
2.2 Государственное регулирование развития социальной среды в современной России (анализ статистики) 2004-2008 гг.
социальный экономика политика государственный
Важнейшим инструментом регулирования развития социальной сферы является бюджет. Необходимость образования бюджетных ресурсов непосредственно вытекает из осуществления государством специфических функций. Имеется в виду потребность финансирования затрат на содержание работников социальной сферы, а также на развитие социальной сферы и объектов ее инфраструктуры.
Одним из важнейших инструментов осуществления социальной политики является не только четкая реализация бюджетного законодательства, но и принятие ежегодных законов о бюджетах, направленных на поддержание и развитие отраслей социальной сферы экономики в целом. В современной России основным источником наполнения доходной части бюджета являются налоги, таможенные платежи (таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами), представленные в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей |
|||||||
в консолидированный бюджет Российской Федерации |
|||||||
по видам |
|||||||
млрд.рублей |
|||||||
Январь-апрель |
В % к |
||||||
2007г. |
январю-апрелю 2006г. |
||||||
консо- лидро-ванный бюджет |
в том числе |
консо- лидрован-ный бюджет |
феде-раль- ный |
консолиди- рованные бюджеты субъектов Российской Федерации |
|||
феде-раль-ный |
консолиди-рованные бюджеты субъектов Российской Федерации |
||||||
Всего |
1771,1 |
817,1 |
954 |
112,3 |
94,3 |
134,2 |
|
в том числе: |
504,3 |
150,5 |
353,8 |
127,1 |
124 |
128,5 |
|
налог на прибыль организаций |
|||||||
налог на доходы физических лиц |
334,9 |
— |
334,9 |
136,1 |
— |
136,1 |
|
налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации |
302,4 |
302,4 |
— |
86,8 |
86,8 |
— |
|
акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ |
88,2 |
31 |
57,2 |
117,4 |
106,2 |
124,4 |
|
налоги на имущество |
133,7 |
— |
133,7 |
166,9 |
— |
166,9 |
|
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
340,9 |
319,6 |
21,2 |
91,4 |
90,9 |
99,9 |
|
из них налог на добычу полезных ископаемых |
327,5 |
307,2 |
20,2 |
90 |
89,5 |
98,5 |
|
поступления в счет погашения задолженности по перерасчетам по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
2,6 |
1,7 |
0,9 |
28,5 |
32,8 |
22,6 |
|
прочие |
64 |
11,8 |
52,2 |
131 |
112,1 |
136,1 |
|
К положительным сдвигам можно отнести то, что в результате реформ налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на прибыль, подоходный налог и налог на имущество, составляющие основу налоговых систем большинства развитых стран, стали также основными налогами в Российской Федерации.
В рыночной экономике НДС — один из наиболее устойчивых и эффективных налогов. Система его сбора сравнительно проста и защищена от инфляции, а уклонение от его уплаты затруднено вследствие непрерывности процесса платежей и взимания его на всех стадиях движения продукции и услуг. Этот налог равномерно распределяется по всем секторам экономики, и поэтому не вызывает (в сравнительных ценах) диспропорций и искажений, которые возникают при использовании многих других налогов.
Значительно отстают от развитых стран объемы поступлений подоходного налога в России, хотя ставки налогообложения близки к мировым. Одной из главных причин является то, что подоходный налог в России до сих пор остается преимущественно налогом на зарплату и взимается исключительно по месту ее выплаты, т.е. на предприятиях. Остальные доходы физических лиц фактически «ускользают» от подоходного налогообложения. Между тем доля заработной платы в совокупных доходах населения неуклонно снижается.
Подоходный налог принят в виде единой плоской шкалы со ставкой 13%, уплачиваемых вне зависимости от того, сколько человек зарабатывает.
Наряду с этим, Дума приняла решение освободить от подоходного налога все отчисления работодателей в частные пенсионные фонды. В этих условиях предприятия получили возможность обналичивать через них неограниченные средства.
Единый социальный налог заменил собой социальные внебюджетные взносы медицинского и социального страхования, а также взносы в Пенсионный фонд.
Таким образом, принимая совершенствование налогового законодательства правильным по существу, считается, что этот процесс должен быть максимально интенсифицирован, поскольку стабильные налоги являются одним из важнейших факторов стабильного роста экономики в целом и проведения эффективной социальной политики в частности.
Обеспечение достойной — долгой, обеспеченной, комфортной, безопасной — жизни нынешним и будущим гражданам страны составляет смысл деятельности современного демократического государства. С этой точки зрения весь бюджет России можно назвать бюджетом для граждан. В то же время крайне важно выделить ту его часть, которая непосредственно касается самых насущных потребностей населения. Доля расходов на достижение этой цели в общем объеме расходов федерального бюджета без учета обслуживания государственного и муниципального долга возрастет с 49% в 2007 году до 52% в 2010 году.
Большое значение имеет социальная направленность бюджетных расходов. В силу кризисного этапа переходного периода приоритетом социальной политики РФ является государственная поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных семей), а также стабилизация финансирования учреждений здравоохранения, образования и культуры.
Расходы на здравоохранение
Конституция РФ гарантирует права граждан на охрану их здоровья, поэтому задача государства — обеспечить для каждого гражданина получать качественную медицинскую помощь.
В настоящее время модель финансового обеспечения сферы здравоохранения включает:
- бюджетный ресурс;
- ресурсы фондов обязательного медицинского страхования;
- ресурсы фондов медицинского страхования организаций и предприятий;
- ресурсы добровольного медицинского страхования;
- ресурсы благотворительных фондов.
Наметившаяся реформа в области здравоохранения предполагает разработку и реализацию на региональном и городском уровнях целевых программ обеспечения населения медицинской помощью. На медицинскую помощь бюджетные и внебюджетные средства расходуются в соответствии с планом, постатейно. Основные расходы на здравоохранение приходятся на региональные бюджеты и внебюджетные фонды, включая ОМС, при этом доля последних ежегодно увеличивается. Доля расходов федерального бюджета на здравоохранение в 2004-2005 годах составляла не более 10,3 %. В 2006 году Президент РФ инициировал реализацию приоритетного проекта «Здоровье», предусматривающего дополнительное финансирование из федерального бюджета, что позволило увеличить долю его средств в общем объеме финансирования до 13%.
Сравнительная динамика расходов федерального бюджета на здравоохранение за 2004-2008 гг. представлена на рис.2.1.
Рис. 2.1 Сравнительная динамика расходов федерального бюджета на здравоохранение за 2004-2008 гг.
Относительные показатели динамики расходов на здравоохранение (за базис взят 2004 г.) за период 2004-2008 представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Год |
Расходы федерального бюджета на здравоохранение млрд.руб. |
Относительный показатель динамики в % |
|
2004 |
121,6 |
100 |
|
2005 |
162,1 |
133 |
|
2006 |
208,1 |
171 |
|
2007 |
277,9 |
229 |
|
2008 |
308,9 |
254 |
|
В 2004-2006 годах здравоохранение являлось одним из приоритетов государственной политики, что выразилось в увеличении доли расходов на здравоохранение в общих расходах федерального бюджета, которая за этот период возросла более чем в 2 раза: с 6,1 % в 2004 году до 11,5 % в 2006 году. Доля расходов на здравоохранение в ВВП России в 2006 году составляла 3,6 %.
В 2007 году в рамках проекта выделено 15,4 млрд. руб. из федерального бюджета на закупку около 23000 единиц оборудования для муниципальных поликлиник и больниц.
Одной из важных задач государства является борьба с заболеваниями социально значимого характера. Из федерального бюджета на финансирование данной программы в период 2007-2011 гг. будет выделено 35,1 млрд. руб. Если в предыдущие периоды ее реализации (2002-2006гг.) из федерального бюджета выделялось 18-19 % общего объема средств, то теперь предполагается тратить около 45 %.
Расходы федерального бюджета на ФЦП «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями» представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Программа/подпрограмма |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
|
ФЦП «Предупреждение и борьба с заболеваниями социально значимого характера» |
3,3 |
3,4 |
3,6 |
4,3 |
|
Подпрограмма «Туберкулез» |
1,4 |
1,6 |
2 |
1,5 |
|
Подпрограмма «АнтиВИЧ/СПИД» |
0,13 |
0,19 |
0,79 |
0,85 |
|
Подпрограмма «Онкология» |
0,49 |
0,63 |
0,79 |
0,85 |
|
Подпрограмма «Инфекции, передаваемые половым путем» |
0,1 |
0,1 |
0,11 |
0,2 |
|
Решение демографической проблемы также является одним из приоритетных направлений государственной политики. В 2007 году на решение данной проблемы было выделено дополнительно 32,3 млрд. руб. в 2008 году — 43,9 млрд. рублей, в 2009 году — 47,6 млрд. рублей. С учетом расходов на материнский базовый капитал обязательства федерального бюджета по демографическому проекту составляют около 165 млрд. руб. ежегодно.
Расходы на образование
Статья 43 Конституции РФ закрепляет право каждого гражданина на образование в государственных и муниципальных учреждениях. Образование финансируется из бюджетов всех уровней бюджетной системы.
Из федерального бюджета в основном финансируются высшее профессиональное образование и научные исследования в образовательной сфере. В 2007 году расходы на образование увеличились на 33 % и составили 277,9 млрд. руб, а в 2008 году на 11% и составили 308,9 млрд.руб.
Сравнительная динамика расходов федерального бюджета на здравоохранение за 2004-2008 гг. представлена на рисунке 2.2.
Рис 2.2 Расходы федерального бюджета на образование.
Кроме того, с 2006 года часть средств федерального бюджета в рамках приоритетного национального проекта «Образование» дополнительно направляется на трансферты в региональные бюджеты, в основном на поддержку школьного образования.
Анализируя показатели можно говорить о положительной динамике расходов на образование. Доля данного вида расходов последовательно увеличивалась за период с 3,75% в 2000г.(0,44% к ВВП) до 4,4% в 2004г. (0,8% к ВВП).
В 2005 г. удельный вес по данному виду расходов в общем объеме расходов федерального бюджета РФ составил 5,1% или 154,5 млрд. руб. (рост на 0,7% и 0,9% по сравнению с 2004 и 2003 гг.).
В 2007г. доля расходов на образование составила 277,9 млрд.руб. или 0,84% к ВВП.
Социальные трансферты
Основное место в реестре расходов занимают обязательства по предоставлению трансфертов населению, включающие публичные расходные обязательства и стипендии, которые являются «прямыми» финансовыми обязательствами государства перед гражданами (пенсии, пособия, компенсации, иные социальные гарантии) и подлежат безусловному исполнению. В 2008 году такие обязательства составляют более 50% от общего объема расходных обязательств Российской Федерации.
В России в 2007 году насчитывалось около 38,5 млн. пенсионеров, что составляет более 27 % населения. Другими словами. Благосостояние четверти населения страны напрямую зависит от системы пенсионного обеспечения. Рост расходов бюджета на выплату пенсий в 2007 году составил примерно 15,6 % как и в 2006 году. В 2007 году на выплату пенсий из пенсионного фонда РФ было направлено 1725 млрд. руб. При этом из федерального бюджета на финансирование выплат пенсий было выделено 959,7 млрд. руб.
Кроме того, еще 146,6 млрд. руб. выделено на пенсии военнослужащим и членам их семей, а также лицам, приравненным к ним по пенсионному обеспечению. Расходы федерального бюджета на выплату пенсий военнослужащим в 2008 году составят 173,3 млрд. руб., что на 18% больше уровня 2007 года. В 2009 и 2010 годах эти расходы составят, соответственно, 211,8 млрд. руб. и 245,5 млрд. руб.
Необходимость финансирования части расходов Пенсионного фонда РФ из средств федерального бюджета связана с тем, что отчисления из фонда оплаты труда не покрывают потребности Фонда по выплате пенсий, что, в свою очередь, связано с низким числом занятых, приходящихся на одного пенсионера. Прогнозы для России в этом отношении неутешительны: ожидается, что к 2020 году отношение численности работающих к числу пенсионеров составит 1,3, а к 2030 году число пенсионеров и число занятых сравняется.
Динамика расходов на пенсионное обеспечение по источникам выплат, представлена на рисунке 2.3.
Рис. 2.3 Пенсионное обеспечение по источникам выплат
В 2008 году трансферты государственным внебюджетным фондам выросли к уровню 2007 года на 27,6%. В 2008 году на реализацию расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, подвергшимся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, общая численность которых по прогнозам составляет 17,5 млн. человек, в федеральном бюджете предусмотрены средства в размере 90,0 млрд. рублей, что выше уровня 2007 года на 10,1%. В 2010 году указанные средства возрастут на 32,8% по сравнению с 2007 годом и составят 108,5 млрд. рублей.
Расходы на культуру, искусство и кинематографию
Основные расходы на культуру несут бюджеты субъектов РФ. Финансовая поддержка кинематографии и научных исследований в области культуры, кинематографии и СМИ оказывается в большей степени из федерального бюджета.
В 2007 году расходы федерального бюджета на культуру, кинематографии и СМИ составили 67,8 млрд. руб., что на 31 % больше чем в 2006 году.
Бюджет культуры состоит из двух элементов. Это текущие расходы и федеральная целевая программа «Культура России».
За счет текущих расходов финансируются предприятия и учреждения культуры — государственные театры, концертные и выставочные залы, музеи, библиотеки, а также учреждения образования в системе культуры и соответствующие научные организации.
Федеральная целевая программа «Культура России (2006-2010 годы)» нацелена на решение конкретных задач в области культуры и достижения определенных результатов.
Динамика расходов на культуру, искусство и кинематографию, представлена на рисунке 2.4.
Рис.2.4 Расход на культуру, искусство и кинематографию
В 2007 году на сохранение культурного и исторического наследия из федерального бюджета было выделено 11,9 млрд. руб., что на 16,1 % больше, чем в предыдущем году. Запланированные объемы финансирования позволят увеличить долю отреставрированных объектов культурного наследия в общем количестве недвижимых объектов, нуждающихся в реставрации, с 3,6 % в 2005 году до 10,5 % в 2008 году, а долю объектов, находящихся в удовлетворительном состоянии, до 33,5 % к 2010 году (в 2004 году — 24,5 %).
В 2006-2010 годах должен быть проведен комплекс ремонтно-реставрационных работ на 300 объектах культурного наследия федерального значения в 70 регионах страны.
Инвестирование государства в культуру означает инвестирование в «человеческий капитал», который является в современном обществе одним из важнейших факторов конкурентоспособности страны, поэтому особую значимость приобретают задачи воспроизведения творческого потенциала страны путем сохранения и развития отечественной системы художественного образования и поддержки деятелей искусства и молодых дарований. На эти цели в федеральном бюджете на 2007 год выделено 19,8 млрд. руб., что на 26,8 % больше, чем в 2006 году.
Расходы на ЖКХ
Начиная с 2006 года, решение жилищной проблемы в основном обеспечивается в рамках приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России».
Результатом последовательной государственной политики в сфере обеспечения граждан жильем стало значительное увеличение годового объема вводимого жилья, построенного как за государственные, так и за частные средства.
Реализация проекта направлена на повышение доступности жилья как для среднего класса, так и для социально-незащищенных категорий граждан. В рамках проекта предполагается значительное увеличение объемов жилищного строительства. Кроме того, за счет предоставляемых государственных гарантий объем ипотечного кредитования возросло с 60 млрд. рублей в 2005 году до 212 млрд. рублей в 2008 году.
Результатом жилищной политики государства, ощутимым для социально-незащищенных категорий граждан, станет сокращение времени ожидания социального жилья с 20 лет в 2004-2005 годах до 8 лет в 2009 году. Для «среднего класса» жилье также станет более доступным: если в 2005 году средняя рыночная стоимость стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метров составляла 3,7 среднего годового дохода семьи из трех человек, то к 2009 году это соотношение должно снизиться до 3,1.
Ожидаемые результаты государственной жилищной политики представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Наименование показателя |
2004 |
2007 |
2009 |
|
Объем ввода жилья, млн. кв. м. в год |
41,2 |
56,3 |
80 |
|
Объем выдаваемых в год ипотечных кредитов, млрд. руб. |
20 |
151 |
415 |
|
Рыночная ставка по ипотечным кредитам |
14-15% |
11% |
8% |
|
Время ожидания в очереди на получение социального жилья, лет |
20 |
14 |
7 |
|
Доля семей, которым доступно приобретение жилья за счет собственных и заемных средств |
9% |
17% |
30% |
|
В проекте федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года предусмотрены дополнительные бюджетные ассигнования в объеме 18,4 млрд. руб., в том числе по 6,1 млрд. руб. ежегодно, на предоставление субсидий 17 тыс. семей, состоящих на учете на получение жилищных субсидий, как выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих в своем составе граждан таких категорий, как инвалиды 1 и 2 групп, инвалиды с детства. В результате за 2008-2010 годы расходы федерального бюджета на реализацию указанных мероприятий увеличатся с 6,1 млрд.рублей до 24,5 млрд.рублей, что позволит к концу 2010 года обеспечить всех граждан, отнесенных к указанной категории и состоящих на учете в субъектах Российской Федерации (22 тыс.семей).
Расходы федерального бюджета в рамках проекта увеличатся по сравнению с 2007 годом в 1,2 раза в 2008 году и в 1,3 раза — к 2010 году.
Социальные расходы федерального бюджета в 2008 году выросли на 20% по сравнению с уровнем 2007 года, такой же рост обязательств происходил на региональном уровне. Однако эти показатели существенно меньше от минимального уровня расходов на социальные нужды, рекомендованного Копенгагенской декларацией о социальном развитии 1995 г., в соответствии с которой уровень расходов на социальные нужды должен составлять не менее 20% ВВП.
Среди стран, по которым имеются данные Международного Валютного Фонда, Россия имеет самый низкий удельный вес социальных расходов в составе расходов консолидированного бюджета (ниже 40%).
Она расходует на социальные нужды всего менее 20% ВВП. При этом в европейских развитых странах социальные затраты составляют 30-40% ВВП, а в бывших социалистических странах Восточной Европы 20-30%.
В связи с этим необходимо принять ряд мер, направленных на реформирование социальной сферы в России.
3. Реформирование социальной сферы в России, проблемы и пути их решения
Последние попытки реформирования социальной сферы в России зачастую подвергаются критике как раз за то, что основная масса населения экономически и финансово не самодостаточна, а предлагаемые федеральным правительством меры дополнительно понизят его жизненный уровень. Но нельзя не видеть другого: позитивной направленности предлагаемых реформ.
В любое время и во всех странах региональные и местные власти сталкиваются с одной и той же проблемою: как согласовать свои (всегда ограниченные) финансовые и административные ресурсы с необъятным числом конкретных дел, не дающих немедленную финансовую отдачу, и проблем, «по определению» не имеющих окончательного и вполне удовлетворительного для участвующих сторон решения. Речь идет обо всем, относящемся к так называемой социальной сфере, — о социальной защите неимущих, муниципальном жилье, благоустройстве и т.п.
В России социальные функции региональных и особенно местных властей шире, чем во многих других странах мира, а финансовые ресурсы на их реализацию минимальны. И выход из этого тупика должны сделать социальные обязательства государства, которые можно определить как конституционную или законодательную зафиксированную совокупность социальных благ (услуг, льгот, субсидий и т. п.), которые государство и только оно, обязуется сделать доступными для своих граждан, причем гарантируя для определенной их части и по определенному кругу этих благ бесплатность последних (т. е. их предоставление за счет бюджетных ресурсов).
Использование шоковых методов рыночных преобразований, обнаружило острейшие проблемы не только в экономике, но и в социальной сфере, условиях жизнедеятельности всего населения. Это вызвало объективную необходимость большей социальной ориентации реформ, определение социальных приоритетов, социальной «цены» перехода к рыночной экономики и уточнения самого понятия ее социальной ориентации. Социальная ориентация предполагает выбор общественных приоритетов, целенаправленное стимулирование определенных сфер и направлений деятельности, осуществление экологических программ. Одним из самых сложных философских и нравственных вопросов является вопрос о сочетании рынка и социальной справедливости. Помимо очевидной связи социального развития с достижением социальной справедливости не менее важно при анализе социальной проблематики исходить из реального состояния современной экономики страны, которое продолжает ухудшаться. Не преодолен спад производства и инвестиционной деятельности, не происходит структурных перестроек, снижается покупательная способность предприятий и населения. Розничный товарооборот, включая услуги, в два с лишним раза превышает выпуск товаров народного потребления, что свидетельствует о беспрецедентном завышении издержек обращения и не способствует формированию механизма конкурентоспособного ценообразования. Последнее не только затрудняет реализацию крупномасштабных программ реконструкции народного хозяйства, но непосредственно влияет на социальное развитие, положение дел в товаропроизводящих отраслях, уровень жизни занятого и неработающего населения.
Даже с учетом инфляционно увеличенного розничного товарооборота общий объем конечного потребления товаров народного потребления и услуг населения составляет 38-40% ВНП. Это свидетельствует о недопотреблении товаров и услуг, означающим невозможность нормального воспроизводства рабочей силы. Недопотребление никоим образом не означает, что свободные ресурсы направляются в инвестиционную сферу. Напротив, расхождение между потенциалом накопления и реальным накоплением остается крайне высоким. С точки зрения социальных последствий обозначенных явлений, особенно важно понять, что если недоинвестирование экономики отражается прежде всего на структуре деятельности, занятости и т.д.;
- То недопотребление сказывается на продолжительности жизни, здоровье населения. Средняя заработная плата работников увеличивается намного меньше официального повышения минимального размера оплаты труда. Уровень жизни различных групп населения изменяется не в соответствии с трудовым вкладом, а в зависимости от степени приближения к верхним ступеням в иерархии власти. Происходит подмена в общественном сознании системы ценностей: все менее предпочтительным становится добросовестный, творческий труд: он не стимулируется соответствующим образом, а все более престижным — собственность, богатство, независимо от того какими способами они нажиты. С проблемами социального развития напрямую связаны не только снижение уровня жизни трудящихся и расслоение населения по доходам, но и проблемы занятости. Занятость-это не только проблема трудовых отношений или социального развития субъектов хозяйствования, это прежде всего комплексная проблема, решение которой зависит от общеэкономической ситуации, бюджетной и кредитной политики государства, в которой занятость является определяющим фактором. Таким образом, анализ современных проблем социального развития свидетельствует, что для решения необходимо формирование целостной социально-экономической политики, как на региональном уровне, так и в масштабах государства в целом;
- оказание финансовой и кредитной помощи регионам.
Исправление положения требует ряда мер.
Во-первых, федеральная социальная политика должна формироваться исходя из социально-экономической целесообразности, а не политических амбиций. Проблемы федерализма не должны становиться центром переплетения политики и экономики. Сегодня же при распределении федеральных налогов и субсидий одни регионы несут главную тяжесть по обеспечению бюджета федерации, а другие стали главными «потребителями» этого бюджета.
Во-вторых, успешное решение стоящих перед обществом социальных проблем возможно лишь при четком разграничении управленческой деятельности, как по объектам воздействия, так и по «проблематике», без чего в принципе невозможно определить пределы управления.
В-третьих, задачей управления социальным развитием является конкретизация генеральных целевых установок с учетом сложившейся системы государственного управления, местного самоуправления, а также социально-экономических условий и ограничений различного характера.
В настоящее время в условиях экономических, структурных, социальных (отчасти психологических), экологических кризисных явлений эти задачи могут быть сгруппированы следующим образом:
- активная политика по повышению уровня жизни, социальной поддержки населения, созданию условий для реализации его возможностей самостоятельно обеспечить свое благосостояние.
- действенные меры на рынке труда по оптимизации структуры занятости и сокращению безработицы.