За последние два десятилетия экономика России претерпела значительные изменения. Вместе с положительными явлениями, такими как ликвидация товарного дефицита, развитие рыночных институтов и предпринимательства, также возникли и отрицательные тенденции. Кризисное состояние экономики, разрушение научно-технического потенциала и катастрофическое положение в социальной сфере стали одной из таких негативных последствий.
Научная сфера также оказалась в кризисе и на данный момент все еще находится в поиске новой парадигмы развития и модели экономической системы. Отказ от марксизма оказал существенное влияние на развитие отечественной науки.
Однако, в последнее время в России наблюдаются важные изменения. Политическая стабильность сопровождается ростом производства и усилением внимания к социальной сфере. Это свидетельствует о наличии возможностей для выхода из кризисной ситуации, в которую попала экономика и социальная сфера. Одной из перспектив является переход от стабилизации к росту и дальнейшее возрождение России, позволяющее привести страну к заслуженному месту в мировой экономике. История России демонстрирует несколько примеров, когда проведение радикальных реформ в короткие сроки приводило к экономическому росту и укреплению влияния России в мировом масштабе (например, реформы Александра II, Сергея Витте, Петра Столыпина, новая экономическая политика).
В современной России сложилась крайне сложная ситуация в экономике, которая требует неотложных мер по ее преобразованию. Необходимость социально-экономических преобразований в России обусловлена многочисленными факторами. Среди них можно выделить:
- высокий уровень инфляции;
- низкий уровень благосостояния населения;
- неэффективное использование имеющихся ресурсов;
- неразвитость конкурентной среды;
- отсутствие инвестиций в экономику;
- сложившаяся политическая ситуация и т.д.
Сложность проблемы заключается в том, что в переходный период сложились различные политические партии и научные школы, противоречия между которыми мешают определению курса реформ, метода их проведения, выбору модели экономического развития.
Наиболее четко проявляются два направления. За одним стоят представители научной школы, ориентирующейся на монетаризм, на рекомендации экспертов МВФ, проповедующие переход к капитализму. Вторая группа ученых (ИЭ РАН, ЦЭМИ РАН и др.) призывают к пути демократического государства с социально-ориентированной экономикой и социальным государством, оговаривая свою позицию необходимостью учета российской специфики, евроазиатское положение страны, состава населения, национальных традиций и пр. В последние годы сформировалось еще одно направление – «нового социализма».
Классификация стран по уровню социально-экономического развития
... неравномерностью экономического роста. 2. Основные группы стран: развитые страны с рыночной экономикой, страны с переходной экономикой, развивающиеся страны В основу классификация стран по уровню экономического развития положен ... Россия — около 3%). Доля в мировом экспорте - 3%. Китай производит около 12% мирового ВВП. За период рыночных реформ значительных успехов в экономическом развитии ...
Массовая поддержка социально-экономических преобразований
Необходимость массовой поддержки реформ
При анализе возможностей реализации в России условий – перехода к социально-ориентированной экономике встает вопрос социальной составляющей реформ, в первую очередь о поддержке реформ снизу. Без нее любые преобразования, какими бы прогрессивны они ни были, обречены на провал, что и подтверждается опытом России.
Поддержка сверху
Требуется также поддержка сверху, осознание органами управления необходимости изменения политики, адекватной интересам большинства населения. Совмещение двух форм социальной поддержки является важнейшей предпосылкой дальнейших экономических преобразований. Приемлемость и поддержка реформ гражданами зависят от многих факторов. Среди них можно выделить:
- прозрачность и понятность реформ;
- возможность влиять на принимаемые решения;
- возможность получать информацию об их реализации;
- поддержка социальными институтами.
В целом, массовая поддержка социально-экономических преобразований в России является главным условием их успеха.
- Оценка влияния реформ на уровень благосостояния и социальную безопасность.
- Признание новых законодательных норм и институциональных структур справедливыми и легитимными.
- Принятие населением принципов распределения и предотвращение социальной дезинтеграции и нестабильности.
- Доверие к политике реформ, масштабам и темпам преобразований, а также мерам по защите населения.
Проведение реформ в России сопровождается снижением адаптации и поддержки со стороны основной части населения. Либерализация экономики привела к существенным изменениям в структуре общества, социальному и имущественному расслоению. При переходе к рыночной экономике дифференциация доходов неизбежна, но если она становится слишком большой, то это становится фактором социальной дестабилизации.
В России разрыв в доходах между 10% наименее и 10% наиболее обеспеченным населением в 2007 году составил 16,2 раза. В развитых странах этот коэффициент значительно ниже: в Западной Европе примерно 5-6 раз, в США около 11 раз.
Количество граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, остается высоким – в 2007 году 15,7 млн. человек, что составляет 10,8% от общего населения. Существуют значительные различия в уровнях оплаты труда между отраслями экономики, а также между различными профессионально-квалификационными и социальными группами. Например, различия в оплате труда рабочих и администрации достигают не менее 20 раз, отраслевые различия – 10 раз, региональные – 11 раз. При этом доходы уже почти не зависят от затраченного труда.
Однако динамика дифференциации доходов не является единственным показателем расслоения общества и поддержки реформ со стороны населения. Необходимо также оценивать результаты перераспределения собственности, доступ к материальным и финансовым ресурсам общества, уровень социальной активности и возможности самореализации. Эти факторы определяют политический, экономический, образовательный, культурный потенциал различных групп и формируют особенности социальной стратификации общества.
Банковская реформа России
... торговля, социальная сфера, а также банковское обслуживание населения»[2, с.79]. Прошедшая в 1987г. банковская реформа потерпела неудачу. В стране сохранилась одноуровневая банковская система. Все ... банковского капитала. 3. Анализ экономической эффективности банковской сферы России В течение периода рыночных реформ, то есть с начала 90-х годов, в России сформировалась новая банковская система, ...
Расслоение общества в ходе реформ
В экономических исследованиях отечественных ученых очевидно прослеживается расслоение общества, сложившееся в результате проведения реформ. Верхний слой населения, составляющий примерно от 1,5% до 3% от общей численности, концентрирует практически всю экономическую мощь и имеет прямой доступ к властным структурам. В эту группу также входит правящая бюрократия, численность которой за последние годы выросла вдвое и составляет примерно 4-5% населения. Они занимают верхние позиции в социальной структуре, обладают реальной властью и, к сожалению, сильно скоррумпированы.
Средний слой, как таковой, на данный момент отсутствует в России. В городах существует некая категория населения (примерно от 9% до 14%), которую можно условно отнести к среднему классу. Однако оно нестабильно, не обладает значительной собственностью и, из-за своего слабого положения, не способно оказывать реального влияния на экономическое развитие.
В результате реформ оказались отброшенными те, кто пытался приспособиться к новой экономической системе и создать средний класс, который должен был стать опорой экономических преобразований. Эта часть населения, являющаяся основным носителем человеческого капитала, в итоге стала частью массового слоя бедняков, составляющих около 60-65% населения. У этого слоя нет другой собственности, кроме высокой квалификации. Они лишены основных социальных гарантий и находятся в зоне социального риска, поэтому не могут являться опорой экономических преобразований в России. Главные усилия этого слоя направлены на поиск способов выживания.
К нижним слоям общества, которые составляют около 9-12% населения, относятся социально незащищенные группы, находящиеся в зоне риска.
Самый нижний слой общества составляют около 7-9% люмпенизированных и десоциализированных граждан. Они зависят от помощи и поддержки, которую оказывает около 20-23% населения.
Полностью не адаптировались и останутся аутсайдерами по различным причинам до 25% населения. От степени адаптации населения к новым условиям в значительной мере зависит его оценка хода реформ. В соответствии с исследованиями ИСЭПН РАН 30% респондентов, отнесенных к достаточно адаптированной группе, отмечают позитивные изменения в стране, тогда как среди слабо адаптированных таких людей втрое меньше.
Отчуждение или даже враждебность к преобразованиям становится серьезным препятствием на пути продолжения всех видов реформ в России. Фактически речь идет о глобальном кризисе. При этом следует обратить внимание на три момента, оказывающие существенное влияние на состояние общества.
Уровень общественного терпения
Во-первых, уровень общественного терпения пока остается высоким, но антагонизм углубляется и при определенном стечении обстоятельств ситуация может резко ухудшиться.
Рост общественного недовольства
Во-вторых, все больше рост общественного недовольства и социально-психологической напряженности происходит на фоне невысокой политической активности.
Отсутствие системы интересов многих социальных групп
В-третьих, в стране не представлена или не осознана система интересов многих социальных групп. Практически отсутствуют цивилизованные формы защиты интересов населения, поскольку нет механизма взаимодействия: общество – партия – власть, характерного для развитых стран.
Потребительские расходы населения как фактор эффективного спроса ...
... потребительских предпочтений и ожиданий. В условиях нестабильности рыночной конъюнктуры на мировых и национальном рынках стимулирование потребительских расходов населения становится одним из ведущих факторов ... др. Исследования закономерностей регулирования государством потребительских расходов в условиях российской экономики осуществлялось в работах Л.И.Абалкина, В.С.Автономова, А.И.Анчишкина, ...
В силу специфики развития России среди большей части населения широко распространена уравнительная интерпретация понятия социальной справедливости. Однако вопрос о справедливом распределении результатов производства в обществе является сложным и неоднозначным, его трактовка зависит от совокупности культурных, нравственных представлений, исторических традиций и других национальных особенностей. В этих условиях должны быть достаточно четко поставлены вопросы о базисе доверия властным структурам и о преодолении отчуждения народа.
Стратегия распределения ответственности
На макроуровне речь идет в первую очередь о разработке стратегии, ясной и понятной населению, в которой особо следует выделить положения о возможном распределении ответственности среди различных социальных групп.
Необходима также отработка мер с тем, чтобы социальные субъекты не уклонялись от принятых на себя обязательств по социально-экономическому реформированию. Кроме того, должно быть выработано четкое представление о возможных социальных партнерах в реформируемом обществе, системе их интересов и механизмах согласования последних.
Свободное преобразование старой системы, основой которой было гарантирование некоего минимального уровня обеспеченности, в систему, претендующую на справедливую по сравнению с прежней, реально, если социальные институты смогут противодействовать настроениям неуверенности, создать основы для положительных перспектив проведения реформ.
1.2 Необходимость социальной ориентации экономического развития
Нынешняя стратегия развития российской экономики доказала свою ошибочность и нежизнеспособность. Общество вновь оказалось перед выбором пути развития. Речь идет не просто о создании условий для реализации социальных целей, повышении эффективности перераспределительных отношений, а о превращении социальных факторов в мощный рычаг воздействия на экономические преобразования. По существу, должна быть разработана качественно новая модель, адекватная как историко-культурным внутренним традициям, так и мировым тенденциям. В новой модели социальная составляющая выступает и как цель, и как главный фактор экономических преобразований.
Принципиально важной частью этой модели является сбалансирование принципов, факторов, отношений и механизмов реализации социальных и экономических приоритетов. При этом необходимо принципы рыночной свободы увязать с принципами социальной справедливости, обеспечить баланс рыночной эффективности и социальной гармонии. Предполагается эффективное сочетание свободного предпринимательства и государственного регулирования, развитие социального партнерства и т. д.
Учет мирового опыта при разработке качественно новой стратегии в России даст возможность привести в действие, накопленное невещественное богатство страны и продолжить его формирование в тесной увязке с экономическими факторами. Речь практически идет не только о синтезе рынка и социальной политики текущего характера.
Старение населения как социально-демографический процесс
... В Беларуси старение населения квалифицируется как одна из реальных демографических угроз социально-экономическому развитию. [2, стр.89-90] Распространено мнение, что наиболее существенным фактором старения населения являемся снижение ... к этим реформам как можно раньше и смелее, то возникнут экономические кризисы, по сравнению с которыми остальные кризисы покажутся незначительными. Старение поистине ...
Роль социальных факторов в развитии рыночной экономики
Главное в развитии рыночной экономики — это мобилизация факторов долговременного действия, как уже накопленных, так и будущих, и их «встроенность» в развивающуюся рыночную систему. Российская модель социально ориентированной рыночной экономики предполагает ряд мер и подходов, направленных на обеспечение приоритета социальных факторов роста.
- Обеспечение приоритета социальных факторов роста, таких как образование, наука, здравоохранение и культура в целом.
- Социальная поддержка экономически активного населения.
- Формирование рынка с минимальными социальными рисками.
- Социальная защита малообеспеченных слоев населения.
- Дальнейший рост социального потенциала.
Важно поддерживать динамичное равновесие между экономическими и социальными компонентами развития. Это предполагает равнозначность социальных и экономических факторов в модели, основанной на их синтезе и сбалансированности. Однако, в определенных периодах может возникать приоритет экономических факторов, но в целом развитие социальных факторов должно иметь опережающий характер.
Социальная база рыночных реформ и проблемы ее расширения
В России сегодня практически отсутствует необходимая социальная база, способная обеспечить успех реформ. Однако, под руководством избранного Президента Д. Медведева в рамках национальных проектов начинается ее развитие.
Основной задачей становится выявление и мобилизация факторов, которые укрепляют социальную базу реформ и способствуют ускорению экономической трансформации. Социальная база реформ включает систему интересов, мотиваций и моральных ценностей широких слоев населения, адекватных потребностям экономической трансформации. Также важным элементом является высокий уровень экономической активности населения и личной ответственности за хозяйственную деятельность. Средний класс играет роль основы рыночного социально ориентированного общества. Качество жизни, включая доходы населения, экономически справедливую оценку труда, социальные гарантии и поддержку, также являются важными составляющими социальной базы реформ.
Для формирования социальной базы реформ необходимо учитывать не только социальную политику, но также экономическую, финансовую, структурную и инвестиционную политики, а также систему законодательства и управления. Социальные факторы, такие как духовно-нравственные национально-психологические, культурные и другие особенности, оказывают двойственное влияние на социально-экономическое развитие. Одновременно они могут формировать социальную базу реформ и являться антагонистическим потенциалом общества.
Уровень социальной организации общества определяется на основе качественной оценки функционирования социальных институтов, таких как государственно-правовые, моральные нормы, культурно-исторические традиции, религия, искусство, наука и другие, а также характера социальной мобильности, мотиваций и интересов. Разные типы социальной организации соответствуют разным экономическим моделям.
Существует множество причин, влияющих на способность нации к реформированию, и они связаны с основными представлениями людей, культурой, религией и социально-психологическими стереотипами. Для успешной реформы необходимо также учесть накопленное невещественное национальное богатство и созданные механизмы, обеспечивающие разрешение социальных противоречий и социально-экономическую безопасность. Важным фактором также является законодательная база и механизмы ее исполнения, позволяющие преодолеть криминализацию общества.
Социальная база рыночных реформ и проблемы ее расширения
... обеспечение приоритета социальных факторов роста: образования, науки, здравоохранения, культуры в целом; социальную поддержку экономически активного населения; формирование рынка с минимальными социальными рисками; социальную защиту малообеспеченных слоев населения; дальнейший рост социального потенциала. Между экономическими и социальными компонентами развития ...
Социальные факторы и человеческий капитал
Еще одной важной группой социальных факторов, оказывающих значительное влияние на экономическое развитие общества, являются элементы невещественного богатства. Этот аспект описывает понятие человеческого капитала, который представляет собой совокупность интеллектуальных и духовных ресурсов, а также квалификации, инновационных способностей, профессионального мастерства и добросовестности, которые приобретаются в процессе воспитания, образования и трудовой деятельности.
Человеческий капитал также включает в себя научно-технический потенциал, который становится все более важным в современном мире, благодаря интеллектуальным и информационным технологиям. Знания, полученные в результате научных исследований, становятся универсальными и мировым достоянием.
Творческая индивидуальность и инновации
Следует отметить, что современная экономика акцентирует внимание на формировании творческой индивидуальности. Эта индивидуальность способна к созданию инноваций и принятию инновационных решений в различных сферах деятельности, включая сферу малого бизнеса. Доказательством этого является то, что профессии, требующие интеллектуального труда, стали основным источником прироста занятости в различных странах. Например, в США этот вид занятости составляет 85%, во ФРГ – 89%, в Великобритании – 95%, в Японии – 90%.
Инвестиции в человека
Увеличенное значение высококвалифицированной рабочей силы в экономике привело к росту инвестиций в человека, включая образование, условия жизни и здоровье. Эти инвестиции превышают инвестиции в вещественные элементы производства. Например, в США к 1970 году затраты на образование, здравоохранение и социальное обеспечение вдвое превышали валовые частные и государственные инвестиции в средства производства. К 1980 году это превышение увеличилось до трех раз, а к 2010 году, по прогнозам экономистов, разрыв возрастет почти в 4-4,5 раза.
Проблемы в России
В России, когда начался процесс трансформации экономики, уже имелся значительный научно-технический, образовательный и квалификационный потенциал. Однако, из-за множества трудностей в процессе реформ и преобразований, этот потенциал не смог полностью реализоваться. Более того, он частично утратил свою ценность, так как был создан в условиях плановой экономики.
Следовательно, разрушение накопленного потенциала и отсутствие новых направлений развития могут привести к утрате источника перспективного развития для России.
1. Введение
Решение вопроса об альтернативном наращивании накопленного потенциала зависит от стратегии долговременного развития экономики, от того, какая экономическая модель будет реализовываться. Речь идет о принципиальной ориентации экономики на повышение качества жизни широких слоев населения, а не о частичных уступках со стороны элиты, временно снижающих недовольство населения.
Качество жизни является важнейшим фактором формирования человеческого капитала как источника экономического роста и мощным фактором воздействия на состояние экономики. Сейчас этот фактор оказывает негативное воздействие на экономику.
Старение населения и цели социальной политики
... социального страхования могут стать слишком обременительными; забота о растущем пожилом населении может целиком лечь на плечи домохозяйств; рост пожилого населения требует значительного увеличения расходов на здравоохранение. Демографическое старение населения Под старением населения, или демографическим старением, ...
Тому есть немало причин. Низкие доходы, отсутствие экономически справедливой цены труда, слабая социальная защита, отсутствие социальной поддержки экономически активного населения, низкая продолжительность жизни, отсутствие гарантий в сферах образования, охраны здоровья, снижение уровня культуры дестабилизируют социально-экономическую ситуацию.
2. Основные социальные преобразования в России
2.1 Возрождение образования и здравоохранения – процесс восстановления национального достояния
В ходе российских реформ разрушение образования и образовательного потенциала принял катастрофический характер.
Перепроизводство числа одних специалистов и недопроизводство других, невостребованность знаний, ухудшение профессионально-квалификационной структуры работников, моральное старение знаний, падение престижа образования – потери, которые несет общество в результате негативных процессов в прошлом и критической ситуации в экономике сегодня.
Вместе с тем следует иметь в виду, что новые индустриальные страны совершали качественные сдвиги в экономике с гораздо худшим по составу и структуре образовательным потенциалом, постепенно приводя его в соответствие с потребностями экономического роста. Россия располагает богатством, которого не было у этих стран. Образовательный потенциал даже со сложившейся структурой является надежной основой для эффективной переподготовки кадров и овладения новыми профессиями.
2.1.1 Проблемы образования и пути их решения
- Низкий уровень финансирования образования
- Неэффективное использование образовательных ресурсов
- Недостаточная актуализация образовательных программ
2.1.2 Проблемы здравоохранения и меры по их преодолению
- Недостаточное финансирование здравоохранения
- Неравномерное распределение медицинских ресурсов
- Отсутствие комплексного подхода к профилактике и лечению заболеваний
Эффективные меры по решению указанных проблем в сферах образования и здравоохранения могут существенно улучшить качество жизни и способствовать долгосрочному развитию экономики.
Социально-демографические показатели состояния здоровья в России
Социально-демографические показатели свидетельствуют о катастрофической ситуации в здоровье населения России. В нашей стране резко снизилась средняя продолжительность жизни. Начиная с 2006 года, происходит незначительный рост этих показателей, однако ситуация остается тяжелой. По самым оптимистическим сценариям, в 2010 году этот показатель не превысит в среднем 69,2 года, что по-прежнему отставает от развитых стран.
Негативные тенденции воспроизводства населения
Можно констатировать, что в России сформировались негативные тенденции воспроизводства населения. Наблюдается рост естественной убыли, региональное расширение процессов депопуляции и интенсивное старение населения.
Демографический фактор и его воздействие
Демографический фактор оказывает дестабилизирующее воздействие на экономику и социальную сферу. Ухудшение демографической ситуации в стране отражается на различных аспектах жизни населения и требует принятия соответствующих мер.
Проблемы повышения уровня и качества жизни населения Российской Федерации
... эстетики» (ВНИИТЭ) Министерства образования и науки Российской Федерации Владимиром Кулайкиным: «Качество жизни населения определяется жизненным потенциалом общества, входящих в него социальных групп, отдельных граждан и ... спутники нищеты как отсутствие патриотизма, мотивации к труду, желание создавать семьи и растить детей. Поэтому выбранная тема квалификационной дипломной работы имеет высокую ...
Влияние социально-экономического кризиса на здоровье населения
Социально-экономический кризис резко изменил картину здоровья населения и факторы, определяющие его состояние. На первое место в характеристике заболеваемости и смертности выходят различного рода социопатии: туберкулез, венерические заболевания, психические расстройства, алкоголизм, наркомания, убийства и самоубийства. В результате меняется структура инвалидности и смертности, а также увеличивается детская и материнская смертность.
Для радикального решения проблем необходимо проведение социального оздоровления и «снятие» социально деструктивных импульсов, которые продуцируются кризисом и социально дезориентированной политикой реформ. Решение перечисленных проблем во многом зависит от состояния образования и здравоохранения.
Причины кризиса в социальных отраслях
Одной из причин кризиса в социальных отраслях является резкий спад объемов финансирования, что привело к прямому развалу образования и здравоохранения. Расходы на образование из федерального бюджета сократились с 5,85% в 1992 году до 3,48% в 2002 году. Консолидированные расходы на образование в процентах к ВВП составили соответственно 3,56% и 3,97%. Потребности сферы образования в ресурсах удовлетворяются не более чем наполовину.
Перевод здравоохранения на страховую основу должен был изменить направленность финансовых потоков. Однако произошло не столько дополнительное финансирование, сколько замещение бюджетных средств внебюджетными (30% всех расходов).
Реальное финансирование составляет, по разным оценкам, 2,3-3,2% ВВП. Расходы на одного человека в год – около 50 долл. (в США – 3 тыс., в Западной Европе – 0,8-1,5 тыс. долл.)
Во-вторых, резкая коммерциализация социально-культурных услуг, не обеспеченная соответствующей системой доходов, отторгла от качественного обслуживания большую часть населения. В результате социальная сфера сама превратилась в источник усиления социальной дифференциации. Продолжают нарастать различия в стартовых позициях школьников, так как школьное образование становится дорогим даже в муниципальных школах.
Высшая школа охраняет и закрепляет кастовые различия и деформированную социальную структуру. По результатам обследований, в 2003 г. 60% студентов – выходцы из обеспеченных семей (23% населения).
В 2004 г. доля внебюджетных средств в высших учебных заведениях достигла 30-35%. Отмена ограничений на платное обучение ведет к усилению неравенства. Социальная дифференциация нарастает и в предоставлении медицинских услуг.
В-третьих, распад инвестиционного комплекса подорвал материальные основы развития образования и здравоохранения. Продолжаются недоинвестирование отраслей, их дальнейшее отторжение от достижений НТП и новых технологий. Инвестиции смещаются на местный уровень, что ставит под удар развитие социальных отраслей.
В-четвертых, снижение престижности труда в социальных отраслях сопровождалось массовым переходом кадров в коммерческие структуры или выездом за рубеж. Низкий уровень оплаты труда (менее 70% среднего по стране), постоянные неплатежи ухудшают ситуацию в образовании и здравоохранении. При низкой престижности труда в этих сферах невозможно решать такие назревшие проблемы, как обучение возросшего числа умственно отсталых детей, борьба с беспризорностью, обучение и медицинское обслуживание в сельской местности, сохранение педагогической элиты в вузах.
Социальная защита в условиях рыночной экономики
... о социальном обеспечении, здравоохранении, образовании и т.д. выступают национальной доктриной, концептуальным содержанием социальной защиты населения, а реальное существование системы социальной защиты - условием реальности социально-правового положения личности в государстве, реальности провозглашаемых в совокупности документов социальных прав. ...
Децентрализация социальных функций и перераспределение ресурсов
В-пятых, происходящая интенсивная децентрализация социальных функций не сопровождалась соответствующим перераспределением ресурсов между центром и регионами. С передачей подавляющей части расходов на региональный уровень (образование – 85%, здравоохранение – 80%) ухудшилось обслуживание населения вследствие тяжелого состояния региональных бюджетов.
Цели государственной политики
Основными целями государственной политики являются прекращение развала этих отраслей, стабилизация положения, создание условий для возрождения и развития их на качественно новой основе. Все это позволит обеспечить населению конституционные гарантии бесплатного образования и здравоохранения (без снижения их качества) и расширить социальную базу реформ.
Приоритеты политики в образовании
- Развитие дошкольных учреждений
- Средняя школа
- Система переподготовки кадров
- Отработка системы потребностей в услугах высшего образования на текущий период и перспективу
Приоритеты политики в здравоохранении
- Скорая и неотложная помощь
- Охрана здоровья матери и ребенка
- Контроль над инфекционными и социально опасными болезнями
- Обеспечение лекарствами
Средне- и долгосрочные приоритеты
Среди приоритетов средне- и долгосрочного характера следует назвать наукоемкие варианты развития фармацевтической промышленности, производства техники для образования и здравоохранения, массового внедрения в эти отрасли информационных систем. Важно усилить активизацию инвестиционной деятельности, массовое переобучение занятых и поддержку научных кадров.
Разграничение функций и ответственности
Следует добиться четкого разграничения основных функций, прав и ответственности между Федерацией и регионами в восстановлении и развитии социальных отраслей.
Функции государства
Очевидно, государство должно четко обозначить свои функции и рассматривать их выполнение в качестве первоочередных задач. К ним относятся:
- Обеспечение бесплатного образования и здравоохранения
- Поддержка развития отраслей
- Расширение социальной базы реформ
- Стабилизация положения
- Стимулирование инвестиционной деятельности
Обеспечение основных гарантий и единых социальных стандартов
- Одной из основных задач государства является обеспечение основных гарантий, которые гарантируют населению доступность социальных благ, таких как образование и здравоохранение.
- Важным аспектом этой задачи является разработка и соблюдение единых социальных стандартов, которые должны учитывать мировые стандарты в области охраны здоровья и развития образования.
Формирование правовой базы и концепции целевых программ
- Для обеспечения доступности населения к социальным благам необходимо разработать и реализовать правовую базу, которая будет гарантировать доступность и качество предоставляемых услуг.
- Также важным аспектом является разработка концепции целевых программ, которые будут определять приоритеты и направления развития образования и здравоохранения.
Создание системы контроля и социального мониторинга
Государство должно создать эффективную систему контроля и социального мониторинга, которая будет следить за качеством предоставляемых услуг и соблюдением социальных стандартов. Это позволит обеспечить прозрачность и ответственность в сфере образования и здравоохранения.
Совмещение социальной защиты с повышением экономической эффективности
Важным аспектом является поиск механизмов, которые позволят совместить социальную защиту с повышением экономической эффективности в образовании и здравоохранении. Необходимо провести структурную перестройку отраслей и улучшить использование ресурсов.
Однако, необходимо быть внимательными к проблемам коммерциализации и приватизации в социальной сфере. Неуправляемая коммерциализация услуг приводит к ухудшению доступности и качества предоставляемых услуг, а социальные гарантии становятся просто декларацией.
Стабилизация государственного финансирования
Ключевым аспектом для образования и здравоохранения является стабилизация государственного финансирования. Это требует соответствующих ресурсов и финансовых инвестиций со стороны государства.
- Государственное финансирование является основным источником развития отраслей экономики. Предлагается установить фиксированную долю ВВП на финансирование этих отраслей.
- Переход образования и здравоохранения на нормативное финансирование должен происходить поэтапно. Для этого необходимо разрабатывать соответствующие государственные стандарты и типологизировать регионы в зависимости от их финансового состояния.
- Создание правовых и организационных условий для эффективного многоканального финансирования от бюджетов разных уровней и средств, поступающих от юридических и физических лиц.
- Необходимо обеспечить синхронность перемещения социальных функций в регионы и их финансового обеспечения. Правительство должно нести административную и финансовую ответственность за нарушение этой синхронности.
- Осуществление финансовой поддержки регионов должно быть определено на основе их типологизации по состоянию социальной инфраструктуры.
- Наличие контроля над целевым расходованием средств из внебюджетного фонда медицинского страхования и переход к бюджетно-страховой медицине с учетом экономической ситуации в регионах.
- Региональные различия в моделях финансирования здравоохранения должны быть отражены в нормативных документах.
- Введение максимальных налоговых и кредитных льгот для социальных инвестиций и повышение заинтересованности в мобилизации внебюджетных средств.
Возрождение образования и здравоохранения является процессом восстановления национального достояния, который должен быть общегосударственным и ориентироваться на надежные источники финансирования реформ.
2.2 Проблемы занятости населения
Отказ от плановых методов управления экономикой и введение рыночного механизма хозяйствования, а также включение России в международную систему разделения труда, приводят к появлению новых тенденций и проблем в области занятости. Эти проблемы существуют параллельно с рядом негативных явлений, которые унаследованы от прошлого и усугублены современным кризисом.
Тенденции развития занятости в России в середине 90-х годов
В середине 90-х годов прошлого века в России наблюдались несколько тенденций, которые четко обозначились и оказали значительное влияние на развитие занятости в стране.
1. Сокращение численности занятых
Одной из главных тенденций было сокращение численности занятых в стране. Эта тенденция противоречила устоявшейся практике советского периода, когда численность занятых росла быстрее, чем численность трудоспособного населения.
2. Перераспределение занятых между государственным и негосударственным секторами экономики
Активное перераспределение занятых происходило между государственным и негосударственным секторами экономики в пользу последнего. В частном секторе происходил ускоренный рост занятости, а также развитие малого предпринимательства. Значительно увеличилось число самозанятых. Также развивались новые гибкие формы частичной и вторичной занятости.
3. Реструктуризация отраслевой занятости
В середине 90-х годов прошлого века происходили процессы реструктуризации отраслевой занятости. Численность работающих в промышленности, строительстве, науке и научном обслуживании сокращалась как абсолютно, так и относительно. В то же время, наблюдался рост удельного веса занятых в таких отраслях, как торговля, общественное питание, материально-техническое обслуживание, сбыт и заготовки, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, социальное обеспечение населения, кредитование, финансы, страхование и других отраслях экономики.
Эти тенденции имели серьезное влияние на состояние занятости в России в тот период и продолжили оказывать влияние на долгосрочное развитие экономики страны.
В последние десятилетия наблюдаются значительные изменения в структуре занятости в промышленности. Одной из основных тенденций является ускоренный рост численности работников в электроэнергетике, газовой и нефтедобывающей отраслях. В то же время, происходит сокращение занятости в обрабатывающих отраслях, особенно в легкой промышленности и машиностроении.
Важным фактором, влияющим на занятость, является возникновение рынков детского труда и рабочих мест для лиц пожилого (послепенсионного) возраста. Это связано с снижением жизненного уровня и расширением сферы личных услуг, таких как охрана, личный транспорт, обслуживание на дому и другие.
В России наблюдается легализация безработицы и ее быстрое распространение по всей территории страны из-за сокращения спроса на рабочую силу. Это приводит к трансформации скрытых резервов рабочей силы в «подавленную» (латентную) безработицу. Также происходит усиление процессов текучести и высвобождения рабочей силы.
Трудовая миграция является одним из последствий этих изменений и происходит в разных направлениях и формах. Кроме того, активно развивается неформальный сектор и растет занятость в теневой экономике.
Массовая занятость населения в неформальной экономике искажает представления о его реальных доходах и уровне жизни, а также о социальной стратификации общества и соотношении спроса и предложения рабочей силы. Она свидетельствует о фактической бесконтрольности процессов, происходящих на рынке труда.
В 90-е годы процессы реструктуризации занятости сильно деформировались под влиянием внерыночных элементов регулирования. Это привело к негативным последствиям и осложнило ситуацию на рынке труда.
Проблемы Социально-Трудовых Отношений
В современном обществе существует несколько серьезных проблем, затрагивающих социально-трудовые отношения. Эти проблемы оказывают негативное воздействие на различные аспекты трудовой деятельности и социального обеспечения. Рассмотрим некоторые из них:
- Сохранение практики содержания излишней численности занятых на предприятиях без оплаты их труда и перспектив возвращения к нормальной работе;
- Сдерживание применения процедур банкротства к несостоятельным предприятиям и процесса высвобождения рабочей силы при глубоком спаде производства;
- Усиление уравниловки в оплате труда и пенсионном обеспечении, углубившее разрыв между трудовым вкладом работника и размером получаемой заработной платы.
Эти проблемы приводят к «размытости» фактического положения человека в соответствии со статусом занятости и незанятости. Это включает в себя практику работы зарегистрированных безработных в неформальном секторе, бездействие части лиц, числящихся в штате предприятий, но фактически не участвующих в их деятельности, регистрацию в качестве занятых на фирмах лиц, фактически непричастных к их деятельности, и так далее.
Вместе с тем, несмотря на достигнутые в прошлом успехи в гарантированном обеспечении занятости и регулировании социально-трудовых отношений, мы сталкиваемся с утратой некоторых завоеваний. Это проявляется в ослаблении государственных гарантий получения оплачиваемой работы, сохранения рабочего места и контроля за безопасностью труда. Снижение действенности стимулов к получению трудового дохода, сокращение системы подготовки и переподготовки работников, а также ограничение доступа к бесплатному профессиональному обучению также вносят свой вклад в утрату достижений.
Заключение
В настоящее время происходят глубокие социально-экономические трансформации в мире, и Россия не исключение. Трудности, с которыми сталкиваются российские реформы, связаны не только с экономическими ошибками, но и с более глубокими методологическими и мировоззренческими аспектами. Исследования глобальных изменений в мировой экономике указывают на необходимость учета социальных процессов и поддержки широких слоев населения при разработке реформ.
В центре социально-экономических, правовых и институциональных преобразований в развитых странах на данном этапе находятся изменения в самом человеке – основном носителе новых потребностей и инноваций.
Мировая экономика стала ареной жесткой конкуренции страны, лидерство которых обеспечивается ускоряющимся потоком новых технологических решений и новой организацией их использования во всех сферах жизни общества.
В этих условиях действительное богатство экономически лидирующих стран определяется способностью их экономик адаптироваться к эффективным преобразованиям, которые зависят от состояния нематериальных форм богатства и сфер, обеспечивающих развитие человека. Прогресс в этих странах все в большей степени определяется качеством жизни, эмансипацией личности в хозяйственной сфере, а не темпами роста производства.
Расширение социальной базы реформ в России должно проводиться, прежде всего, за счет становления среднего класса и роста вложений в человека (наука, образование, здравоохранение, культура).
Это позволит расширить и укрепить основную опору реформ – средний класс, в том числе за счет научно-технической и творческой интеллигенции, и использовать социальные факторы как движущую силу экономического развития.
Специальная программа должна быть разработана для борьбы с бедностью. Так, несмотря на уменьшение доли тех, кто находится ниже черты бедности, часть семей (особенно многодетных) живет в условиях бедности и нищеты, а потребление ими продуктов питания находится ниже физиологического минимума. Необходимо становление официального статуса бедной семьи с тем, чтобы многие виды социальных пособий стали исключительно адресными – это касается в первую очередь пособии на детей и дотаций на жилищно-коммунальные услуги.
Важно также сохранять бесплатную (или страховую) систему медицинского обслуживания и образования хотя бы при минимально гарантированных нормах. Должна быть развита сеть социальных учреждений, обслуживающих нищих и бездомных граждан (ночлежки, столовые, поликлиники).
Главной проблемой социальной политики, направленной на снижение уровня бедности, является повышение её эффективности. По оценкам специалистов, лишь около 63-66% суммарных социальных трансфертов в России поступает семьям, находящимся за чертой бедности.
Список использованных источников
1. Абалкин И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение. // Вопросы экономики. – 2005. – № 12. – С. 19-25.
2. Архипов А., Городецкий М., Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения. // Вопросы экономики. – № 10. – С. 36-44.
3. Базылев Н.И, Гурко С.П. Экономическая тория. – М.: Омега-Л, 1999. – 365 с.
4. Бельёв И.Ю. Последствия августовского кризиса 1998 года. // Вопросы экономики. – 1999. – № 8. – С. 19-23.
5. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебное пособие. – М.: Талан, 2002. – 382 с.
6. Браунинг П.В. Современные экономические теории – буржуазные концепции. – М., 1987. – 183 с.
7. Булатов А.С. Экономическая теория. – М.: Прогресс, 1999. – 394 с.
8. Видяпин В.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая теория. – М.: Прогресс, 1995. – 395 с.
9. Лыкшин С., Свинаренко А. Развитие экономики Росиии и ее реструктуризация как гарантия социально-экономической безопасности. // Вопросы экономики. – 2005. – № 7 – С. 45-51.
10. Медведев А.В. Пути финансовой стабилизации. – М.: Дело, 1996. – 216 с.
11. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учеб. пособие для ВУЗов / Под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. – 5-е изд., стереотип. – М.: КноРус, 2005. – 439 с.
12. Моисеев В.Е., Уланова О.И. Экономические реформы России: Учебно-методическое пособие. – Пенза: РИО ПГСХА, 2005. – 178 с.
13. Носова С.С. Экономическая теория. – М.: Владос, 1999. – 379 с.
14. Райзберг Э.И. Курс экономики: Учебник. – М.: Манускрипт, 2002. – 427 с.