Введение
Развивающиеся страны в принципе используют те же экономические и административные методы валютной политики, что и развитые страны. Однако соотношение этих инструментов в процессе применения, цели валютной политики молодых государств, ее значение в регулировании экономики существенно различаются. Главная направленность валютной политики состоит в стремлении ослабить валютно-экономическую зависимость от более развитых стран и создать благоприятные условия для развития национальной экономики. Это проявляется в следующих конкретных формах:
- открепление валют молодых государств от валют развитых стран, возглавлявших распавшиеся ныне валютные зоны (фунта стерлингов, португальского эскудо и др.).
Место этих валют, как правило, занял доллар США. Но некоторые развивающиеся страны отказались от прикрепления своих денежных единиц к доллару в связи с его девальвациями в 1971 и 1973 гг. и перешли к установлению курса на базе различных валютных корзин. Только 14 стран — членов зоны французского франка (единственной сохранившейся из прежних валютных группировок) продолжают прикреплять свои валюты к франку;
- внедрение валют некоторых развивающихся стран — экспортеров нефти в международные расчеты (например, кувейтский динар служит валютой займов стран — членов ОПЕК иностранным заемщикам);
- возникновение региональных счетных валютных единиц в рамках интеграционных группировок развивающихся стран, в частности экспортеров нефти (арабский динар, исламский динар, центральноамериканское песо, андское песо и др.);
- создание валютных и кредитно-финансовых организаций (банки, фонды) для обслуживания потребностей развивающихся стран (Мусульманский банк развития и др.).
Каждая развивающаяся страна, проводя свою валютную политику, увязанную с регулированием экономической конъюнктуры, стремится, как правило, выравнивать дефицит платежного баланса, сдерживать импорт и поощрять экспорт товаров, защищать национальные валютные резервы. Для этого применяются следующие основные методы валютной политики.
1. Регулирование валютного курса путем использования различных режимов — фиксированных, плавающих, множественных, а также путем девальвации и изредка ревальвации. Практикуется множественность валютных курсов. Девальвации валют развивающихся стран часто бывают вынужденными. В частности, снижение курса валюты-лидера развитой страны, к которой прикреплена денежная единица развивающихся стран, автоматически влечет за собой падение и ее курса. Нередко требование о девальвации содержится в стабилизационной программе МВФ. Обычно девальвации валют развивающихся стран малоэффективны в аспекте их влияния на экспорт, так как для расширения экспортного производства необходимы капитальные вложения. Девальвация не сдерживает импорт в силу зависимости от иностранного оборудования и других товаров. К тому же повышение цен импортируемых товаров в связи с девальвацией усиливает инфляцию. Кроме того, резкие колебания плавающего валютного курса снижают положительное влияние его падения на платежный баланс.
Конвертация валют, валютные курсы
... понятие валютного курса , то есть количественной пропорции обмена национальной валюты на валюту другой страны. При классификации валют в зависимости от форм и объемов валютных ограничений выделяют неконвертируемые (замкнутые) , частично конвертируемые и полностью конвертируемые валюты . Конвертируемость валюты ...
2. Разные формы валютных ограничений по текущим и финансовым операциям платежного баланса. Они активно используются в целях защиты национальной экономики, выравнивания платежного баланса (путем сдерживания отлива капиталов, ограничения переводов за границу).
В ряде развивающихся стран валютные ограничения содействуют в той или иной степени развитию национальной экономики, особенно если сочетаются с другими мерами ее поддержки и стимулирования, например с торговыми ограничениями, снижением процентных ставок. В рамках региональных экономических и валютных группировок, которые охватывают государства Азии, Африки, Латинской Америки, валютные ограничения в основном отменены, но применяются по отношению к третьим странам.
3. Заключение межгосударственных платежных и клиринговых соглашений в целях экономии валютных резервов (Азиатский клиринговый союз, Западноафриканская клиринговая палата и др.).
4. Развитие валютного сотрудничества и интеграции развивающихся стран путем создания собственных валютных группировок, совместных валютных фондов для покрытия дефицита платежного баланса. Валютная интеграция как составная часть экономической интеграции имеет целью:
- обеспечить валютную стабилизацию, которая является условием нормального развития интеграционного процесса в различных сферах экономики;
- оградить освободившиеся страны от негативных процессов в экономике и на валютных рынках развитых стран.
Валютная интеграция в развивающихся странах, как правило, находится в начальной стадии и характеризуется еще незрелыми формами. В середине 90-х годов насчитывалось примерно 30 валютных группировок, объединявших большинство государств Азии, Африки, Латинской Америки. В их рамках подписаны различные соглашения, в том числе о валютных клирингах, платежных союзах, создании субрегиональных международных валютно-кредитных и финансовых организаций (Арабский валютный фонд, Андский резервный фонд и др.), координации валютной политики, обмене информацией, совершенствовании статистики. Под эгидой ЮНКТАД создан специальный комитет по координации соглашений о многосторонних платежах и валютном сотрудничестве развивающихся стран.
Особое место в валютной политике ряда молодых государств занимает их участие в валютных группировках, возглавляемых развитыми государствами. После второй мировой войны функционировало шесть валютных группировок: стерлинговая, долларовая, французского франка, португальского эскудо, испанской песеты и голландского гульдена. Отношения внутри группировок строились на основе экономического и политического доминирования одной ведущей страны и ее валюты.
В настоящее время, после распада колониальной системы, продолжает функционировать лишь зона французского франка, объединяющая 14 стран. Внутри нее создано два региональных валютных союза: Западноафриканский (Нигер, Сенегал, Того и др.) и Валютный союз Центральной Африки (Габон, ЦАР, Чад, Камерун и др.).
Капитал в странах с развивающимися рынками
... Характеристика экономики развивающихся стран В мировой экономике Международным валютным фондом принято деление рынков по странам в зависимости от определенных экономических показателей, в том числе и развития рынка капитала на две большие группы: развитые и развивающиеся. ...
В основе механизма группировки лежит поддержание обратимости франка африканского финансового сообщества, обращающегося в странах Тропической Африки, к французскому франку. С этой целью страны-участницы вынуждены выполнять следующие условия:
1) фактически доверить Франции денежную эмиссию, а также контроль над денежным обращением;
2) обеспечить свободный перелив капиталов во Францию и другие страны — участницы зоны;
3) поддерживать твердый курс местного франка к французскому;
4) хранить валютные резервы во французских франках;
5) сдавать выручку во французской валюте в централизованный фонд при французском казначействе;
6) проводить валютные операции через парижский валютный рынок.
Процесс валютной интеграции развивающихся стран наталкивается на препятствия. В их числе — нежелание стран-участниц передавать свои суверенные права наднациональным валютным органам; ограниченные возможности координации валютной политики в силу разрыва в уровнях экономического развития стран и различий в их социально-экономической ориентации; дестабилизирующее влияние внешних факторов, особенно циклических и структурных кризисов мировой экономики. Препятствием являются разобщенность национальных хозяйств развивающихся стран в связи с длительной ориентацией на метрополию, сохранение фактического контроля развитых стран над их экономикой, слабое развитие национальных валютных и финансово-кредитных систем, валютно-кредитная зависимость от иностранных банков и ТНК.
1. От европейской валютной системы к экономическому и валютному союзу (ЭВС)
Характерная черта современности развитие региональной экономической и валютной интеграции, прежде всего в Западной Европе. Причинами развития интеграционных процессов являются: 1) интернационализация и глобализация хозяйственной жизни, усиление международной специализации и кооперирования производства, переплетение капиталов; 2) противоборство центров соперничества на мировых рынках и валютная нестабильность.
Процесс сближения, взаимопереплетения национальных экономик, направленный на образование единого хозяйственного комплекса в рамках группировок, нашел выражение в ЕС. Европейское сообщество наиболее развитая региональная интеграционная группировка стран Западной Европы; функционирует с 1 января 1958 г. на основе Римского договора, подписанного в марте 1957 г. шестью странами — ФРГ, Францией, Италией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом. С 1973 г. в ЕС вошли Великобритания, Ирландия, Дания, с 1981 г. — Греция. С 1986 г. Португалия и Испания, затем Австрия, Швеция, Финляндия. С 1 мая 2004 г. состав Европейского экономического сообщества расширился с 15 до 25 за счет вступления новых членов. Венгрии, Кипра, Латвии, Литвы, Мальты, Польши, Словакии, Словении, Чехии, Эстонии.
Ломейскую конвенцию (1984 и 1989 гг.) об ассоциации с ЕС развивающихся стран подписали 66 государств Африки, Карибского и Тихоокеанского бассейнов (АКТ).
Группа средиземноморских стран (Турция, Алжир, Тунис, Марокко, Ливан, Египет, Иордания, Сирия).
А также Кипр и Мальта ассоциированы с ЕС на основе двухсторонних соглашений.
Созданию «Общего рынка» предшествовало образование странами ЕС интеграционной группировки Европейского объединения угля, и стали (ЕОУС) в 1951 г.; Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом) создано одновременно с ЕЭС. Центростремительные тенденции привели к созданию в 1967 г. группировки под названием Европейские сообщества, включающей ЕС, ЕОУС, Евратом. Они имеют основные общие органы и проводят единую политику.
Типы экономических союзов
... изучаются основные проблемы и тенденции развития Европейского союза. 1. Экономические союзы и блоки 1.1 Экономический союз, торговый блок, экономическая интеграция Экономический союз — один из видов торговых блоков, характеризующийся следующими признаками: отмена таможенных пошлин в торговле между странами союза, ...
1990-е гг. ознаменовались новым расширением ЕС прежде всего за счет стран Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ).
С 1993 г. создано Европейское экономическое пространство, к которому присоединились многие страны ЕАСТ, торгово-экономической группировки, созданной в 1960 г. по инициативе Великобритании.
Первоначальные члены ЕАСТ Австрия, Великобритания, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария. К 1970 г. к ним присоединилась Исландия, в 1986 г. Финляндия, в 1991 г. Лихтенштейн.социированными членами ЕС являются Болгария и Румыния. С ноября 1993 г. вступило в силу Маастрихтское соглашение об образовании Европейского политического, экономического и валютного союза (сокращенное название Европейский союз (ЕС)).
Цели ЕС следующие:
1) создать экономический и политический союз на базе межгосударственного регулирования хозяйственной жизни; превратить ЕС в супергосударство,
2) укрепить позиции западноевропейского центра для противоборства с монополиями США и Японии на мировом рынке,
3) коллективными усилиями удержать в сфере своего влияния развивающиеся страны бывшие колонии западноевропейских держав.
Западноевропейская интеграция отличается тремя особенностями.
Во-первых, ЕС прошел путь от общего рынка угля, и стали шести стран до интегрированного хозяйственного комплекса и политического союза 25 государств. Заключили соглашения о партнерстве и сотрудничестве с ЕС Россия (24 июня 1994 г.) и ряд других стран СНГ.
Во-вторых, институциональная структура ЕС приближена к структуре государства и включает следующие органы:
- Европейский совет (с 1974 г. совещания глав государств и правительств стран-членов стали верховным органом ЕС);
- Совет министров законодательный орган (принцип договоренности с июля 1987 г.
заменен принципом квалифицированного большинства с вступлением в силу Единого европейского акта; в 50 комитетах работают послы стран-членов);
- Комиссия ЕС (КЕС) исполнительный орган;
- Европейский парламент консультативный орган, контролирует деятельность КЕС и Совета министров, утверждает бюджет ЕС, его полномочия расширены в соответствии с Маастрихтским договором;
- Суд ЕС орган надзора за соблюдением правовых норм;
- Экономический и социальный комитет консультативный орган в составе представителей предпринимателей, профсоюзов и т.д.
В-третьих, материальной основой интеграционного процесса служат многочисленные совместные фонды, часть которых сформирована за счет общего бюджета ЕС.
Неотъемлемым элементом экономической интеграции является валютная интеграция процесс координации валютной политики, формирования наднационального механизма валютного регулирования, создания межгосударственных валютно-кредитных и финансовых организаций. Необходимость валютной интеграции обусловлена следующими причинами: 1. Для усиления взаимозависимости национальных экономик при либерализации движения товаров, капиталов, рабочей силы требуется валютная стабилизация. 2. Нестабильность Ямайской мировой валютной системы потребовала оградить ЕС от дестабилизирующих внешних факторов путем создания зоны валютной стабильности. 3. Западная Европа стремится стать мировым центром с единой валютой, чтобы ограничить влияние доллара, на котором основана Ямайская валютная система; противостоять конкуренции со стороны Японии.
Биржевой Курс валют
... государством. Страны, являющиеся членами Международного валютного фонда, могут изменять режим конвертируемости национальной валюты только по согласованию с Фондом. Прямое назначение валютных бирж - определять валютный курс, который представляет собой стоимость иностранной валюты. На бирже как ...
Механизм валютной интеграции включает совокупность валютно-кредитных методов регулирования, посредством которых осуществляются сближение и взаимное приспособление национальных хозяйств и валютных систем. Основными элементами валютной интеграции являются:
- а) режим совместно плавающих валютных курсов (1979-1998 гг.);
- б) валютная интервенция, в том числе коллективная, для поддержания курсовых соотношений;
- в) создание единой европейской валюты как международного платежно-резервного средства;
- г) совместные фонды взаимного кредитования стран-членов для поддержания курсов валют;
- д) международные региональные валютно-кредитные и финансовые организации для валютного и кредитного регулирования.
Валютная сфера в отличие от материального производства в наибольшей степени тяготеет к интеграции. Элементы валютной интеграции в Западной Европе формировались задолго до создания ЕС.
Западноевропейской интеграции предшествовали Соглашение о многосторонних валютных компенсациях между Францией, Италией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом и присоединившимися к ним с 1947 г. западными оккупационными зонами Германии; Соглашения 1948 и 1949 гг. о внутриевропейских платежах и компенсациях между 17 государствами ОЭСР (Европейский платежный союз многосторонний клиринг 1950-1958 гг.).
Постепенно сложились условия для валютной гармонизации — сближения структур национальных валютных систем и методов валютной политики; координации согласования целей валютной политики, в частности путем совместных консультаций; унификации — проведения единой валютной политики. Однако процесс валютной интеграции начинается на стадии создания экономического и валютного союза, в пределах которого обеспечивается свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, валют на основе равных условий конкуренции и унификации законодательства в этой сфере. Процесс интеграции включает несколько этапов, направленных на создание единого рынка и на этой базе экономического и валютного союза.
В 1958-1968 гг. (переходный период) был образован таможенный союз.
Были отменены таможенные пошлины и ограничения во взаимной торговле, введен единый таможенный тариф на ввоз товаров из третьих стран в целях ограждения ЕЭС от иностранной конкуренции. К 1967 г. сложился аграрный общий рынок. Введен особый режим регулирования сельскохозяйственных цен. Создан аграрный фонд ЕС в целях модернизации сельского хозяйства и поддержки фермеров от разорения.
Таможенный союз дополнялся элементами межгосударственного согласования экономической и валютной политики. Были сняты многие ограничения для движения капитала и рабочей силы.
Однако интеграция в сфере взаимной торговли промышленными и аграрными товарами ослабила национальное государственное регулирование экономики. Назрела необходимость создания наднациональных компенсирующих механизмов. В этой связи страны ЕС приняли в 1971 г. программу поэтапного создания экономического и валютного союза к 1980 г.
Евро как международная резервная валюта
... евро; рассмотреть особенности европейского сегмента мирового валютного рынка; произвести оценку евро как мировой резервной влюты; исследовать динамику развитие валютных операций. Объектом исследования является евро. ... стихийного определения валютных курсов путем балансирования спроса и предложения различных валют; предоставления механизмов защиты от валютных рисков; диверсификации валютных резервов ...
При разработке ее проекта столкнулись позиции «монетаристов» (во главе с Францией), которые считали, что вначале надо создать валютный союз на базе фиксированных валютных курсов, и «экономистов» (в основном представителей ФРГ), которые предлагали начать с формирования экономического союза и предпочитали режим плавающих валютных курсов. Этот спор завершился компромиссным решением глав правительств ЕС в 1969 г. в Гааге о параллельном создании экономического и валютного союза. Поэтапный «план Вернера», принятый 22 марта 1971 г. Советом министров ЕС, был рассчитан на 10 лет (1971-1980 гг.).
На первом этапе (1971-1974 гг.) предусматривались сужение пределов (до± 1,2 %, а затем до 0) колебаний валютных курсов, введение полной взаимной конвертируемости валют, унификация валютной политики на основе ее гармонизации и координации, согласование экономической, финансовой и денежно-кредитной политики. На втором этапе (1975-1976 гг.) намечалось завершение этих мероприятий. На третьем этапе (1977-1979 гг.) предполагалось передать наднациональным органам «Общего рынка» некоторые полномочия, принадлежавшие национальным правительствам, создать единую европейскую валюту.
Планировались создание единой бюджетной системы, гармонизация деятельности банков и банковского законодательства. Ставились задачи учредить общий центр для решения валютно-финансовых проблем и объединить центральные банки ЕС для гармонизации денежно-кредитной и валютной политики.
Процесс валютной интеграции в этот период развивался по следующим направлениям: межправительственные консультации в целях координации валютно-экономической политики; совместное плавание курсов ряда валют ЕС в суженных пределах («европейская валютная змея»); валютная интервенция не только в долларах, но и в марках ФРГ (с 1972 г.), чтобы уменьшить зависимость ЕС от американской валюты; введение европейской расчетной единицы (ЕРЕ), приравненной вначале к 0,888671 г чистого золота, а с 1975 г. к корзине валют ЕС. Формирование системы межгосударственных взаимных кредитов в целях покрытия временных дефицитов платежных балансов и осуществления расчетов между банками; создание совместного бюджета ЕС. Установление к 1967 г. системы «зеленых курсов» фиксированных, но периодически изменяемых курсов для расчетов по торговле сельскохозяйственными товарами; эти курсы отличались от рыночных и центральных курсов валют стран «Общего рынка»; введение системы валютных компенсаций налогов и субсидий в форме надбавки или скидки к единой цене на аграрные товары, которые до введения экю устанавливались в сельскохозяйственных расчетных единицах, равных доллару и пересчитываемых в национальную валюту по «зеленому курсу».
Так, после девальвации французского франка в августе 1969 г. в связи с повышением «зеленого курса» и цен в стране были введены налог на экспортируемые сельскохозяйственные товары из Франции в ЕС и выплата «отрицательной» компенсационной суммы, т.е. субсидии из бюджета ЕС по импорту аграрных товаров во Францию из ЕС. Аналогичная система, но с выплатой экспортных субсидий и введением налогов по импорту аграрных товаров, была установлена для ФРГ. После ревальвации марки в 1969 г. ФРГ платила «положительные» компенсационные суммы в бюджет ЕЭС, с 1999 г. наметилась тенденция к уменьшению этих субсидий, и в начале 2000-х гг. они были отменены; создание межгосударственных финансовых институтов и фондов Европейского инвестиционного банка, Европейского фонда валютного сотрудничества и ряда других фондов.
Валюта курс валюты, его виды
... неконвертируемые) - валюта, используемая в пределах одной страны. валютным курсом Существует два основных метода валютной котировки: Прямой; Косвенный; При прямой котировке валютный курс одной национальной валютной единицы выражается ... населения и удешевлению импортного оборудования, что положительно сказывается на экономическом росте. С другой стороны, это эффект замещения, проявляющийся в ...
Несмотря на некоторые сдвиги в интеграционном процессе, «план Вернера» потерпел провал. Это было обусловлено разногласиями в ЕС, в частности между национальным суверенитетом и попытками наднационального регулирования валютно-кредитных отношений, дифференциацией экономического развития стран-членов, кризисами и другими факторами. Застой интеграции в ЕС продолжался с середины 70-х до середины 80-х гг.
Режим «европейской валютной змеи» оказался малоэффективным, так как не был подкреплен координацией валютно-экономической политики стран ЕС. В итоге часто изменялись курсовые соотношения в целях уменьшения спекулятивного давления на отдельные валюты. Некоторые страны покидали «европейскую валютную змею», чтобы не тратить свои валютные резервы для поддержания курса валют в узких пределах. С середины 70-х гг. одни страны (ФРГ, Нидерланды, Дания, Бельгия, Люксембург и периодически Франция) участвовали в совместном плавании валютных курсов. Другие (Великобритания, Италия, Ирландия и периодически Франция) предпочитали индивидуальное плавание своих валют.
В конце 70-х гг. активизировались поиски путей создания экономического и валютного союза.
В проекте председателя Комиссии ЕС Р. Дженкинса (октябрь 1977 г.) упор был сделан на создание европейского органа для эмиссии коллективной валюты и частичного контроля над экономикой стран членов ЕС. Эти принципы валютной интеграции были положены в основу проекта, предложенного Францией и ФРГ в Бремене в июле 1978 г.
В итоге затяжных и трудных переговоров 13 марта 1979 г. была создана Европейская валютная система (ЕВС).
Ее цели следующие: обеспечить достижение экономической интеграции. Создать зону европейской стабильности с собственной валютой в противовес Ямайской валютной системе, основанной на долларовом стандарте, оградить «Общий рынок» от экспансии доллара.
ЕВС это международная (региональная) валютная система (1979— 1998 гг.) Европейского экономического сообщества, закрепленная межгосударственным соглашением этих стран с целью стабилизации валютных курсов и стимулирования интеграционных процессов. ЕВС -подсистема мировой валютной системы. Особенности западноевропейского интеграционного комплекса определяли структурные принципы ЕВС, отличавшиеся от Ямайской валютной системы.
ЕВС базировалась на экю европейской валютной единице.
Условная стоимость экю определялась по методу валютной корзины, включавшей валюты 12 стран ЕС. Доля валют в корзине экю зависела от удельного веса стран в совокупном ВВП государств членов ЕС, их взаимном товарообороте и участия в краткосрочных кредитах поддержки. Доля марки ФРГ равнялась 32,6 %, французского франка 19,9, фунта стерлингов 11,5, итальянской лиры 8,1, датской кроны 2,7 % и т.д. В сентябре 1993 г. в соответствии с Маастрихтским договором «абсолютный вес» валют в экю был заморожен, однако «относительный вес» колебался в зависимости от рыночного курса валют.
Валютный курс и факторы на него влияющие
... 10, 100 или 1000) одной страны, выраженная в денежных единицах других стран (или в «коллективных» валютах — СДР, евро), называется валютным курсом. Валютный курс является важным элементом международных валютных отношений, как измеритель стоимостного содержания ...
В отличие от Ямайской валютной системы, юридически закрепившей демонетизацию золота, ЕВС использовала его в качестве реальных резервных активов.
Во-первых, эмиссия экю была частично обеспечена золотом. Во-вторых, с этой целью создан совместный фонд за счет объединения 20\% официальных золотых и долларовых резервов стран ЕВС в ЕФВС. Центральные банки внесли в фонд 2,66 тыс. т золота (в МВФ 3,2 тыс. т).
Взносы осуществлялись в форме возобновляемых трехмесячных сделок своп, чтобы сохранить право собственности стран на золото. Экю, полученные в обмен на золото, зачислялись в официальные резервы. В-третьих, страны ЕС ориентировались на рыночную цену золота для определения взноса в золотой фонд, а также для регулирования эмиссии и объема резервов в экю.
Режим валютных курсов был основан на совместном плавании валют в форме «европейской валютной змеи». Были установлены пределы взаимных колебании: ± 2,25 % от центрального курса, для некоторых стран, в частности Италии, ± 6 % до конца 1989 г., затем Испании, с учетом нестабильности их валютно-экономического положения. С августа 1993 г. в результате обострения валютных проблем ЕС рамки колебаний расширены до ± 15 %.
4. Для осуществления межгосударственного регионального валютного регулирования был создан Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФВС).
Создание ЕВС явление закономерное. Эта валютная система возникла на базе западноевропейской интеграции с целью создания собственного валютного центра. Однако, будучи подсистемой мировой валютной системы, ЕВС испытывала отрицательные последствия нестабильности последней и влияние доллара США. Сравнительная характеристика экю и СДР позволяет выявить их общие черты и различия. Общие черты заключаются в природе этих международных валютных единиц как прообраза мировых кредитных денег. Они не имеют материальной формы в виде банкнот, зачисляются на специальные счета соответствующих стран и используются в форме безналичных перечислений по ним1. Их условная стоимость определяется по методу валютной корзины, но с разным набором валют. За их хранение на счетах сверх лимита эмитент выплачивает странам проценты.
Однако имелись различия экю и СДР, которые определяли преимущества первых (табл. 3.2).
В отличие от СДР эмиссия официальных экю была частично обеспечена золотом и долларами за счет объединения 20 % официальных резервов стран членов ЕВС.
Эмиссия экю была более эластична, чем СДР.
Сумма выпуска официальных экю не устанавливалась заранее, а корректировалась в зависимости от изменения золотодолларовых резервов стран членов ЕВС. При этом недостатком являлось влияние на эмиссию колебаний цены золота и курса доллара. Эмиссия частных (коммерческих) экю банками более соответствовала потребностям рынка. Ее эмиссионный механизм включал две операции:«конструирование» экю, т.е. открытие по просьбе клиента депозита в составе валют, входящих в ее корзину;«слом корзины» экю, т.е. купля и продажа на еврорынке этих валют (или одной из них по согласованию банка с заемщиком) для выплаты депозитов.
Объем эмиссии экю превышал выпуск СДР.
Валютная корзина служила не столько для определения курса экю, сколько для расчета паритетной сетки валют, которой не располагала ни одна другая международная валютная единица.
Механизм регулирования курсов валют в ЕВС был основан на следующих принципах:
Доллар и евро в мировой валютной системе
... мировой валютной системе; изучить причины возникновения и интеграции в мировую валютную систему евро; - рассмотреть взаимоотношения доллара и евро, как доминирующих валют современной мировой валютной системы. 1. ДОЛЛАР - МЕЖДУНАРОДНАЯ ВАЛЮТА ХХ ВЕКА 1.1 Выдвижение доллара на лидирующие позиции в мировой валютной системе Доллар ... валютной системы и колебания курса доллара в противостоянии с валютами ...
1. В 1987 г. бельгийское казначейство в ознаменование тридцатилетия подписания Римского договора выпустило золотые и серебряные монеты достоинством 50 и 5 экю соответственно. Но они не имели легального обращения и использовались нумизматами и тезавраторами, которые приобретали их по рыночной цене.
а) на базе центральных курсов в экю рассчитывались взаимные курсы в форме матрицы с установленными интервенционными точками в пределах допустимых колебаний курсов валют ± 2,25; с августа 1993 г. ± 15 %;
- б) на основе показаний предупредительного индикатора отклонений, когда фиксировалось достижение 3/4 пределов колебаний курсов в экю, проводились превентивные регулирующие меры, в частности внутримаржинальная интервенция путем изменения процентных ставок с целью влиянияна валютный курс;
— в) валютная интервенция на базе созданной системы взаимного кредитования включала операции своп центральных банков, фонд краткосрочного кредитования при ЕФВС. С 1985 г. разрешено использовать официальные резервы в экю для приобретения необходимой валюты, что повысило роль европейской валютной единицы.
Уникален режим курса валют, в частности к экю, основанный на их совместном плавании («европейская валютная змея») с пределами взаимных колебаний, что способствовало относительной стабильности экю и валют стран членов ЕВС.
В отличие от СДР экю использовались не только в официальном, но и частном секторе. Для облегчения расчетов в экю в 1986 г. был создан межбанковский валютный клиринг.
Расширение сферы применения экю обусловлено тремя основными причинами: валютная корзина экю и режим «европейской валютной змеи» уменьшали валютный риск. Любой банк мог «контролировать» экю в соответствии с ее валютной корзиной, прибавляя или изымая из нее валюты по согласованию с клиентом; экю удовлетворяли потребность мирового хозяйства в сравнительно стабильной международной валютной единице как альтернативе нестабильным валютам.
Материальной базой регулирования в ЕС, включая ЕВС, является специфический кредитный механизм, в частности взаимный кредит центральных банков и государств-членов:
- а) сверхкраткосрочный кредит ЕФВС, затем ЕВИ в среднем на 45дней с правом пролонгирования на 3 месяца;
- б) валютный кредит центральных банков сроком на 3 месяца с правом двукратного продления. Эти кредиты безусловные и предоставлялись автоматически;
- в) среднесрочные кредиты (от 2 до 5 лет) для выравнивания фундаментального неравновесия платежного баланса с разрешения Совета министров ЕС при условии проведения стабилизационной программы.
Наиболее реальные достижения ЕВС: успешное развитие экю, которая приобрела ряд черт мировой валюты, хотя не стала ею в полном смысле, режим согласованного колебания валютных курсов в узких пределах, относительная стабилизация валют. Хотя периодически пересматривались их курсовые соотношения, объединение 20 % официальных золотодолларовых резервов; развитие кредитно-финансового механизма поддержки стран-членов; межгосударственное и элементы наднационального регулирования экономики.
2. Новое политическое мышление, преодоление идеологии и политики национализма и разобщенности
Признание, что экономическая интеграция, хозяйственная взаимозависимость государств выгоднее, чем протекционизм, разобщенность и автаркия.
Компромиссные решения для преодоления противоречий (принцип согласия).
Делегирование части суверенных прав наднациональным органам.
Преобладание прагматизма над доктринерством, ориентация на конкретные программы с учетом согласия стран-членов.
Так, переход на новый принцип голосования от единогласия (т.е. право вето) к большинству голосов растянулся на 20 лет с 1965 г. и был зафиксирован в 1985 г. после преодоления разногласий.
Постепенное утверждение принципа поэтапности движения («шаг за шагом») к цели вместо провалившихся максималистских проектов и шоковой терапии, характерных для 1950-1960-х гг.
Например, первый договор о ЕОУС (1951 г.) предусматривал интеграцию лишь двух отраслей промышленности; второй о ЕС (1957 г.) ставил задачу создания таможенного союза и «Общего рынка». Третий Единый европейский акт (1986 г.) наметил переход к единому внутреннему рынку к концу 1992 г., четвертый Маастрихтский договор о переходе к политическому, экономическому и валютному союзу.
Гибкость при выборе направлений и методов экономической интеграции, неоднократное изменение их приоритетов с учетом потребности стран-членов.
Так, в 60-е гг. приоритет был отдан образованию таможенного союза, общего рынка товаров и рабочей силы; в 70-е гг. борьбе с инфляцией и региональной политике для смягчения безработицы и оказания помощи отсталым районам. В 80-е гг. завершению формирования «Общего рынка» и научно-технической интеграции; в 90-е гг. созданию экономического и валютного союза.
Причем степень согласования экономической и валютно-кредитной политики различна: от приоритета наднациональных решений до координации их с национальным законодательством.
В ЕС большое внимание уделяется механизмам (политическим, правовым, административным, валютным, финансовым, кредитным), которые регулируют принятие и реализацию решений. Тысячи компетентных экспертов и комиссий ЕС в Брюсселе собирают, обрабатывают, распространяют информацию, организуют исследования и дискуссии, готовят решения с учетом разногласий и контролируют их выполнение.
Однако валютная интеграция не была завершена до 1999 г. в силу трудностей, противоречий и нерешенных проблем. К числу недостатков ЕВС относятся следующие.
Периодическое официальное изменение валютных курсов (16 раз за 1979-1993 гг.).
Наиболее слабые валюты (датская крона, итальянская лира, ирландский фунт, бельгийский франк и др.) девальвировались, а более сильные (марка ФРГ, голландский гульден) ревальвировались. Так, осенью 1992 г. разразился очередной валютный кризис в ЕС. Итальянская лира и фунт стерлингов были девальвированы и временно вышли из «европейской валютной змеи». В 1993 г. объектом атак на валютных рынках стал прежде всего французский франк. В августе 1993 г., чтобы избежать краха ЕВС, были расширены пределы колебаний курсов до ± 15\%. Изменение курсов сопровождалось обострением противоречий стран ЕС.
Слабость ЕВС обусловлена значительным структурным неравновесием экономики стран-членов, различиями в уровне и темпах экономического развития, инфляции, в состоянии платежного баланса. Отсталые районы в Италии, Ирландии, Греции, Португалии требовали дополнительных дотаций для решения проблем в рамках региональной политики.
Координация экономической политики наталкивалась также на нежелание стран-членов передавать свои суверенные права наднациональным органам.
Частные экю не были связаны с официальными экю единым эмиссионным центром и взаимной обратимостью.
Выпуск экю довольно скромно влиял на взаимные операции центральных банков стран ЕС.
Функционирование ЕВС осложнялось внешними факторами. Нестабильность мировой валютной системы и доллара оказывала дестабилизирующее воздействие на ЕВС.
При снижении курса доллара курсы западноевропейских валют повышались, а при повышении снижались в разной степени, что требовало пересмотра их курсовых соотношений.
После двухлетних дебатов важной вехой в развитии валютной интеграции в ЕС явился Единый европейский акт, принятый в мае 1987 г. К середине 80-х гг. усилились экономическая взаимозависимость и межгосударственное регулирование. Во-первых, сформирована разветвленная институционно-организационная структура. Во-вторых, изменения в валютной сфере были органично увязаны с завершением либерализации движения капиталов и образованием единого рынка. Переломный этап в развитии западноевропейской интеграции программа создания политического, экономического и валютного союза, разработанная комитетом Ж. Делора (председатель КЕС) в апреле 1989 г. «План Делора» предусматривал: создание «Общего рынка». Поощрение конкуренции в ЕС для совершенствования рыночного механизма во избежание злоупотреблений монопольным положением, политикой поглощений, слияний, государственными субсидиями; структурное выравнивание отсталых зон и регионов; координацию экономической, бюджетной, налоговой политики в целях сдерживания инфляции, стабилизации цен и экономического роста, ограничения дефицита госбюджета и совершенствования методов его покрытия; учреждение наднационального Европейского валютного института (ЕВИ) в составе управляющих центральными банками и членов директората для координации денежной, кредитной и валютной политики; единую валютную политику, введение фиксированных валютных курсов и коллективной валюты.
Кроме того, поставлена задача образования политического союза ЕС к 2000 г., обязывающего страны-члены (большинство входит в НАТО) проводить общую внешнюю политику и политику в области безопасности.
На основе «плана Делора» к декабрю 1991 г. был выработан Маастрихтский договор о Европейском союзе, предусматривавший, в частности, поэтапное формирование валютно-экономического союза. Договор о Европейском союзе подписан 12 странами ЕС в Маастрихте (Нидерланды) в феврале 1992 г., ратифицирован и вступил в силу с 1 ноября 1993 г. Позднее к ЕС присоединились Австрия, Финляндия, Швеция.
Маастрихтский договор предусматривал три этапа реализации экономического и валютного союза:
Первый этап (1 июля 1990 г. 31 декабря 1993 г.) становление Экономического и валютного союза ЕС (ЭВС)1. В его рамках были осуществлены подготовительные мероприятия, необходимые для вступления в силу положений Маастрихтского договора.
В частности, устранены все ограничения на свободное движение капиталов внутри ЕС, а также между ним и третьими странами. Уделено особое внимание обеспечению сближения показателей экономического развития стран ЕС. Его страны-члены принимали программы такого сближения, рассчитанные на несколько лет, в которых определялись конкретные цели и показатели антиинфляционной и бюджетной политики. При подготовке введения евро такие программы представлялись на рассмотрение Совету по экономическим и финансовым вопросам ЕС (ЭКОФИН) и были ориентированы на достижение низких показателей инфляции, оздоровление государственных финансов и стабильность курсов валют.
В английской аббревиатуре EMU Economic and Monetary Union.
Второй этап (1 января 1994 г. 31 декабря 1998 г.) был посвящен дальнейшей, более конкретной подготовке стран-членов к введению евро. Главным организационным событием этого этапа стало учреждение Европейскою валютного института (ЕВИ), выступавшего как предтеча Европейского центрального банка (ЕЦБ), основной задачей которого являлось определение правовых, организационных и материально-технических предпосылок, необходимых для выполнения своих функций, начиная с третьего этапа введения евро. ЕВИ отвечал также за усиление координации национальных денежных политик стран-членов в преддверии становления ЭВС и в этом качестве мог давать рекомендации их центральным банкам.
Другими важнейшими процессами данного этапа были: принятие законодательства, запрещающего поддержку деятельности государственного сектора путем кредитования центральными банками его предприятий и организаций в странах-членах, равно как и прямое приобретение центральными банками долгов государства; тот же запрет на третьем этапе становления ЭВС распространяется и на ЕЦБ; принятие законодательства, отменяющего привилегированный доступ предприятий и организаций государственного сектора к средствам финансовых институтов; аналогичный запрет распространяется также и на ЕЦБ на третьем этапе; утверждение законодательных актов, запрещающих брать на себя обязательства государственного сектора одной из стран-членов другой страной-членом или ЕС в целом; эта мера получила название «оговорки об отказе от поручительства»; требования о том, что страны-участницы должны прилагать усилия для недопущения чрезмерного дефицита государственных финансов (показатель бюджетного дефицита не выше 3 % ВВП при нормальных условиях развития, государственного долга не выше 60 % ВВП).
Которые затем были подкреплены процедурой наблюдения со стороны Совета ЕС за бюджетным процессом стран-членов с вынесением им рекомендаций о корректирующих мерах, если чрезмерный дефицит имеет место; предоставление центральным банкам стран-участниц уставной независимости от их правительств с тем, чтобы уравнять их правовой статус с аналогичным статусом, предоставленным ЕЦБ.
2 мая 1998 г. Европейский Совет принял решение о том, какие из стран допускаются к переходу на евро с начала третьей стадии становления ЭВС1. Это решение было принято на базе рекомендаций ЭКО-ФИН, который исходил из контрольных оценок КЕС и ЕВИ о степени выполнения отдельными странами-членами критериев конвергенции, установленных Маастрихтским договором.
Первоначально евро ввели 11 государств ЕС. Два года спустя к ним присоединилась Греция. В связи с расширением ЕЭС с 1 мая 2004 г. с 15 до 25 стран встанет вопрос об их вступлении в ЭВС.
Третий этап перехода к единой валюте (1999-2002 гг.).
С 1 января 1999 г. фиксируются валютные курсы евро к национальным валютам стран-участниц зоны евро, а евро стала их общей валютой. Она заменила также экю в соотношении 1:1. Начали свою деятельность Европейский центральный банк (ЕЦБ) и Европейская система центральных банков (ЕСЦБ).
Через инструменты единой монетарной политики поощряется переход к операциям в евро банков и предприятий. В евро стали номинироваться новые выпуски ценных бумаг стран-участниц.
На третьем этапе евро стала общей денежной единицей стран-участниц, а национальная валюта сохранялась на этот период только в качестве параллельной денежной единицы.
Сценарий переходного периода к евро предусматривал:
С 1 января 1999 г. выпуск безналичных евро и твердую фиксацию курсов валют стран зоны евро к нему для пересчетов.
Валюта Единицы национальной валюты за 1 евро.
Бельгийский франк 40,3399.
Немецкая марка 1,95583.
Испанская песета 166,386.
Французский франк 6,55957.
Ирландский фунт 0,787564.
Итальянская лира 1936,27.
Люксембургский франк 40,3399.
Голландский гульден 2,20371.
Австрийский шиллинг 13,7603.
Португальское эскудо 200,482.
Финская марка 5,94573.
В 1999-2002 гг. во взаимных безналичных расчетах параллельно использовались евро и привязанные к ним национальные валюты, осуществлялась номинация в евро государственных и частных финансовых активов и пассивов. Начала осуществляться единая монетарная политика Евросоюза и деятельность наднациональных банковских институтов ЕС.
С 1 января 2002 г. выпуск в обращение банкнот и монет евро, параллельное обращение с национальными валютами стран-членов, обмен последних на евро.
С 1 июля 2002 г. изъятие из обращения национальных валют и полный переход хозяйственного оборота стран-участниц к евро.
1. ЕСЦБ (в английской аббревиатуре ESCB) включает ЕЦБ и центральные банки 15 стран ЕС.
2. В ЕС термин «монетарная политика» заменил понятие «денежно-кредитная и валютная политика». Единая монетарная политика Евросоюза стала разрабатываться странами-членами через Совет ЕС, в том числе заседающий в составе их министров финансов ЭКОФИН, при принятии решений квалифицированным большинством голосов и после консультаций с Европар-ламентом и Европейским центральным банком. Основными целями экономической и монетарной политики являются стимулирование экономического роста и занятости, обеспечение стабильности цен и укрепление международных позиций евро.
ЕЦБ взаимодействует с центральными банками стран-членов, определяет для каждого из них квоты допустимой эмиссии. При этом основными целями единой монетарной политики ЕЦБ являются:
- а) таргетирование (установление целевых ориентиров основных денежных агрегатов и темпа инфляции);
- б) установление пределов колебаний основных процентных ставок, в том числе с целью их сближения по всей зоне евро;
- в) операции на открытом рынке;
- г) установление минимальных резервных требований для банков.
Цементирующим инструментом зоны евро стала система взаимных расчетов ТАРГЕТ, управляемая ЕСЦБ.
Регламентированы и взаимоотношения зоны евро с остальным миром. Учитывая, что к единой валюте перешли пока 12 из 15 стран ЕС, определение взаимоотношений между присоединившимися странами («ins») и неприсоединившимися («рге ins») было сфокусировано на разработке механизма регулирования валютных курсов евро к национальным валютам остальных стран ЕС.
Начиная с 1996 г. эта тема обсуждалась в Совете ЕС, который в июне 1997 г. принял резолюцию о принципе такого механизма, получившего аббревиатуру «МОК-2» («Механизм обменных курсов 2») и введенного с 1 января 1999 г. (в основном для Дании и Швеции).
Главная цель «МОК-2» подготовка стран «рге ins» к присоединению к зоне евро. «МОК-2», участие в котором официально является добровольным, основан на следующих основных принципах.
Механизм «МОК-2» на основе «модели колеса со спицами», в котором евро будет, играет роль «якорной валюты», а валюты стран «рге ins» будут связаны с ним на двусторонней основе.
Значения центральных валютных курсов валют «рге ins» к евро устанавливаются индивидуально с допустимым пределом колебаний вокруг них ± 15 % по взаимному согласию министров финансов стран зоны евро, ЕЦБ и министров финансов и руководителей центральных банков стран, участвующих в «МОК-2», с традиционным присутствием КЕС. Например, на 01.01.1999 г. для датской кроны установлен:
- верхний предел EUR = 7,62824,
- центральный курс 7,46038,
- нижний предел 7,29252.
Возможно установление более жестких связей между евро и отдельными валютами «рге ins».
Ответственным за управление «МОК-2» стал ЕЦБ, который также служит органом координации монетарной политики между зоной евро и странами «рге ins», включая интервенции на валютных рынках.
Взаимоотношения между евро и мировой валютной системой регламентируются решениями Совета ЕС (после консультаций с Евро-парламентом и ЕЦБ) на основе принципа единогласия.
В условиях единого валютного и кредитного рынка ЕС достигнуты либерализация и унификация правил государственного регулирования ряда финансовых операций, а именно:
- а) деятельности страховых компаний и пенсионных фондов, которые получили равные права на инвестирование в зоне евро. Это позволяет им избежать по сути принудительной концентрации этих вложений прежде всего в национальные государственные ценные бумаги и тем самым диверсифицировать свой портфель;
- б) теряют свою ограничительную, преимущественно национальную, характеристику первичные дилеры по размещению государственных ценных бумаг;
- в) усиливается трансграничное размещение в зоне евро кредитов под залог недвижимости, что прежде в ряде стран требовало специальных разрешений;
- г) усиливается гармонизация деятельности банков в ЕС;
- д) происходит интеграция налоговых систем ЕС.
Наиболее простым стал переход к евро для бюджета и институтов ЕС, которые уже давно работали на базе экю. Облигационные займы ЕС и ЕЦБ со сроком погашения после 1 января 1999 г., номинированные в экю, автоматически конвертированы в евро, а займы в валютах стран ЕС пересчитаны по их курсам к евро в период до 31 декабря 2001 г.
Основные показатели государственной финансовой статистики сразу стали публиковать в евро. Внешний государственный долг, подлежащий оплате в переходный период 1999-2001 гг., оплачивался на основе упомянутого правила «ни принуждения, ни запрещения», т.е. свободы выбора валюты платежа.
Федерация фондовых бирж Европы рекомендовала перевести биржевую торговлю частными ценными бумагами, номинированными в национальной валюте стран зоны евро, на евро с 4 января 1999 г., т.е. с первого дня открытия фондовых бирж в данном году.
Решения о способе номинации ценных бумаг принимались их эмитентами (для акций собраниями акционеров).
Успех евро зависел от того, сумеет ли новая коллективная валюта набрать к концу переходного периода определенную «критическую массу» в реальном хозяйственном обороте. На практике это произошло, ибо:
- а) с 1 января 1999 г. в евро выражена значительная часть государственных финансов стран зоны евро, а следовательно, и финансовых потоков между бюджетом и частным сектором. В 1999 г. номинация в евро составила половину объема государственной внешней задолженности этих стран;
- б) в евро номинирована также основная часть межбанковского оборота и краткосрочных депозитов. Наиболее инерционным оставался сектор частных держателей долгосрочных обязательств, но и они частично диверсифицировали свой портфель в пользу евро;
- в) евро заменил национальные валюты (немецкую марку, французский франк, голландский гульден), занимавшие в обслуживании международного оборота заметное место; сократилась доля доллара США в расчетах внутри ЕС.
Евро уже в переходный период обслуживал 18-28\% международной торговли, в том числе основную часть оборота внутри ЕС;
- г) валютные рынки зоны евро быстро перешли на новую валюту;
- д) возник обширный спрос на евро и вне его зоны в силу стремления других стран иметь евро в валютных резервах или на счетах;
- е) курс евро к доллару США после слабого старта стал укрепляться, несмотря на колебания.
Общая масса евро на рынках была больше, чем прежняя сумма заменяемых им валют в результате перетока части средств из других валют, прежде всего доллара и иены, в евро.
Произошли заметные изменения в связи с введением евро в международные экономические, в том числе валютно-кредитные и финансовые отношения. В зоне евро увеличилось предложение на денежном рынке и рынке капитала за счет сокращения уже ненужных в прежних объемах валютных резервов стран зоны евро, равно как и снижения потребностей правительств в новых займах при стабилизированных государственных финансах. В итоге данные рынки стали более свободными и динамичными, главной фигурой на них стал не государственный, а частный заемщик, а основные инвестиции направились не в государственные обязательства, а в ценные бумаги предприятий, в том числе в их акции, что в большей мере связало кредитный и фондовый рынок ЕС с производством.
В международном плане активизировалось участие стран зоны евро в переплетении капиталов. Их субъекты рынка стали активнее выступать не только как торговцы, но и как инвесторы. Началась новая волна слияний и поглощений, направленная на укрупнение предприятий и банков ЕС до размеров, позволяющих функционировать в масштабах всей зоны.
Для банков введение евро означает становление в ЕС единого рынка банковских услуг и создание единого рынка государственных и корпоративных ценных бумаг. Постепенно утратил свое прежнее значение суверенный кредитный рейтинг отдельных стран в пользу сравнительных преимуществ индивидуальных национальных заемщиков.
Для промышленных корпораций введение евро означает использование евро как валюты цены и платежа, снижение расходов, связанных с конверсией валют, страхованием валютного риска. Это важно для оздоровления финансов предприятий, роста доходности их акций, причем менее развитый Юг зоны евро будет постепенно подтягиваться к Северу по основным показателям.
Постепенное укрепление международных позиций евро, исторический рекорд повышения его курса к доллару в начале 2000-х гг. свидетельствуют о появлении реального конкурента американскому доллару как функциональной формы мировых денег.
3. Западные теории регулирования валютного курса
Западные теории валютного курса выполняют две функции: первая (идеологическая) направлена на обоснование жизнеспособности рыночной экономики; вторая (практическая) — состоит в разработке методов регулирования валютного курса как составной части валютной политики.
Для большинства западных теорий валютного курса характерен ряд общих черт:
- отрицание теории трудовой стоимости, стоимостной основы валютного курса, товарной природы денег;
- меновая концепция — преувеличение роли сферы обращения при недооценке производственных факторов.
Предметом анализа являются меновые пропорции, изменяющиеся под влиянием спроса и предложения валюты. Глубинные причины таких изменений, лежащие в сфере воспроизводства, обычно остаются за рамками этих теорий. Меновая концепция проявляется в эластичном, абсорбционном, монетарном подходе западных экономистов к анализу валютного курса;
- соединение количественной и номиналистической теорий денег с концепциями международного равновесия.
Основное положение номиналистической теории денег (деньги — творение государства) распространяется экономистами на валютный курс. По их мнению, валютный курс не имеет стоимостной основы, а валютный паритет устанавливается государством в зависимости от его политики. Нить их рассуждений такова: покупательная способность валют определяется ценами, цены зависят от количества денег в обращении, количество денег регламентируется центральным банком — органом правительства. Основоположник государственной теории денег немецкий экономист Г. Кнапп рассматривал валютный курс как творение государства, объясняя его изменения волей правительства, отрицал стоимостную основу курсовых соотношений. Подобная подмена экономических категорий юридическими вытекает из смешения денег со счетной денежной единицей и масштабом цен.
Теория паритета покупательной способности. Эта теория базируется на номиналистической и количественной теориях денег. Ее истоки берут начало от воззрений английских экономистов Д. Юма и Д. Рикардо. Рикардо утверждал, что низкая стоимость фунта стерлингов привела к дефициту торгового баланса, «вывоз монеты вызывается ее дешевизной и является не следствием, а причиной неблагоприятного баланса». С его точки зрения, обесценение денег — «следствие их избытка», а соотношение покупательной способности валют определяется количеством денег в обращении соответствующих стран. На этом постулате базируются все варианты, в том числе современные, теории паритета покупательной способности. Основные положения этой теории состоят в утверждении, что валютный курс определяется относительной стоимостью денег двух стран, которая зависит от уровня цен, а последний — от количества денег в обращении. Данная теория направлена на поиск «курса равновесия», который поддержал бы уравновешенность платежного баланса. Этим определяется ее связь с концепцией автоматического саморегулирования платежного баланса.