Кредитно-денежная и валютная политика, ее инструменты: мировой опыт и российская практика

Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития народного хозяйства в рамках смешанной экономики является формирование чёткого механизма денежно-кредитного и валютного регулирования.

Денежно-кредитная и валютная политика оказывает серьезное воздействие на текущее состояние и перспективы развития экономики, воспроизводственный процесс и темпы экономического роста, инвестиционную активность и эффективность производства, занятость и уровень жизни населения, внешнеэкономические связи.

Актуальность данной темы состоит в том, что кредитно-денежная и валютная политика очень важна для любого государства особенно на сегодняшний день, когда основной функцией государства является обеспечение рыночного хозяйства достаточным количеством денежной наличности.

Объектом исследования является опыт реализации кредитно-денежной и валютной политики в России и Китае.

Предмет ? сущность и механизм осуществления кредитно-денежной и валютной политики.

Цель курсовой работы ? изучение денежно-кредитного и валютного регулирования, основные направления данной политики в Российской Федерации и в Китае.

Достижение этой цели осуществляется через решение следующих задач:

1. Раскрыть сущность кредитно-денежной и валютной политики.

2. Рассмотреть цели и инструменты кредитно-денежной и валютной политики.

3. Проанализировать денежно-кредитную и валютную политику в России и Китае.

4. Оценить эффективность кредитно-денежной и валютной политики в РФ и Китае.

Проанализировав выбранную мной тему, хотелось бы отметить, что тему: «Кредитно-денежная и валютная политика, ее инструменты: мировой опыт и российская практика» отразили в своих трудах, учебной литературе, а также статьях такие авторы как С.Е. Метелев, М.Е. Лебедева, О.С. Зиниша, М.В. Кунцман и многие других, что подтверждает ее разработанность.

В ходе исследования использовались общенаучные методы исследования: системного анализа и синтеза научных знаний, статистического анализа.

Структура курсовой работы определяется характером и последовательностью решаемых задач. Работа состоит из введения, двух глав (7 параграфов), заключения, списка используемой литературы, включающего 15 источников и одного приложения. Объем работы ? 29 страниц.

Глава 1. Денежно-кредитная политика: сущность и механизм ее реализации

1.1 Сущность и инструменты кредитно-денежной политики

Кредитно-денежная политика — это совокупность государственных мероприятий, регламентирующих деятельность денежно-кредитной системы, рынка ссудных капиталов, порядок безналичных расчетов с целью достижения ряда общеэкономических целей: стабилизации цен, темпов экономического роста, укрепления денежной единицы.

12 стр., 5894 слов

Кредитно-денежное регулирование экономики: основные теории, направления, ...

... использованной литературы. 1. Теоретические основы денежно-кредитного регулирования экономики 1.1 Механизм реализации денежно-кредитной политики и денежная программа Денежно-кредитная (монетарная) политика - это комплекс мер, используемых ... банка, согласовывая лишь общую макроэкономическую политику. Другой важный момент - единство денежно-кредитной и валютной политики. Центральный банк никогда не ...

«Кредитно-денежная политика получила широкое развитие еще в 50-х годах в США и ФРГ, а затем распространилась и на другие страны. Сегодня она активно используется всеми развитыми странами рыночной экономики», ? пишет в одной из своих работ автор экономических учебников М.А. Сажина.

В основе денежно-кредитной политики лежит теория денег, изучающая в том числе процесс влияния денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом.

На протяжении долгого времени среди экономистов ведутся дискуссии, которые обусловлены двумя различными подходами к теории денег: модернизированной кейнсианской теорией и современной количественной теорией денег (монетаризм).

И современные кейнсианцы, и монетаристы признают, что изменение денежного предложения оказывает определенное влияние на номинальный объем ВНП, но оценивают по-разному и значение этого влияния, и сам механизм: с точки зрения кейнсианцев, в основу денежно-кредитной политики должен быть положен определенный уровень процентной ставки, а с точки зрения монетаристов ? само предложение денег.

Современная кредитно-денежная система характеризуется распределением функций между различными институтами. В частности, эмиссионные функции выполняются центральными банками, тогда как кредитные функции в основном выполняют коммерческие банки. В последнее время все большую роль в сфере инвестиционной деятельности и накоплении капитала играют специализированные кредитно-финансовые институты, составляя конкуренцию банковскому сектору. Кредитная система тесно связана с производством, торговлей, потреблением, в том числе с личным потреблением. Через нее идет распределение и перераспределение денежных ресурсов. Поэтому кредитная система становится фактором экономического роста.

Основными целями кредитно-денежной политики государства являются: сдерживание инфляции; обеспечение полной занятости; регулирование темпов экономического роста; смягчение циклических колебаний в экономике; обеспечение устойчивости платежного баланса.

Осуществляя регулирование денежного сектора, государством используются экономические, правовые и административные методы управления. Для каждого из этих методов характерен свой набор инструментов. В целом, при использовании тех или иных методов денежного регулирования, государство должно воздействовать таким образом, чтобы не разрушить рыночные связи. При реализации денежно-кредитной политики, государство влияет на такие важные экономические показатели, как:

  • ? ВВП;
  • ? уровень цен;
  • ? величину процентной ставки;
  • ? объемы инвестиций;
  • ? валютный курс.

Государственную кредитно-денежную политику осуществляет центральный банк. Основной его функцией является создание таких условий, при которых кредитная система оставалась бы устойчивой, а также эффективно функционировала в интересах экономического роста.

12 стр., 5795 слов

Контрольная работа: Эволюция форм денег и денежных систем

... отношений между различными участниками и звеньями воспроизводственного процесса. Сущность денег характеризуется их участием в: осуществлении различных видов общественных отношений; сущность денег не может быть неизменной: ... стали функционировать деньги, не обладающие собственной стоимостью, что позволило эмитировать денежные знаки в соответствии с потребностью оборота, независимо от наличия золотого ...

Для реализации кредитно-денежной политики государства центральный банк использует соответствующий набор инструментов (Рис. 1).

Рис. 1. Инструменты кредитно-денежной политики

При осуществлении кредитно-денежной политики используются инструменты как прямого (лимиты кредитования, регулирование ставки процента), так и косвенного регулирования (изменение нормы обязательных резервов, изменение ставки рефинансирования, операции на открытом рынке).

То, насколько эффективным будет использование косвенных инструментов регулирования, во многом определяется степенью развития денежного рынка.

1.2 Политика дешёвых и дорогих денег

В зависимости от экономической ситуации в стране, центральный банк проводит политику дешевых или дорогих денег.

Политику дешёвых денег ЦБ проводит, если в стране уменьшается величина реального ВВП и растет безработица. Целью такой политики является повышение уровня экономической активности и занятости через расширение кредитования хозяйствующих субъектов.

Меры, осуществляемые Центральным банком для реализации политики дешёвых денег:

1. Покупка государственных ценных бумаги на открытом рынке, что ведет к увеличению резервов коммерческих банков.

2. Снижение нормы обязательных резервов, способствующее автоматическому переводу необходимых резервов в избыточные и увеличению размера денежного мультипликатора.

3. Снижение учетной ставки в целях стимулирования коммерческих банков к увеличению своих резервов через заимствование средств у Центрального банка.

Увеличение денежного предложения ведет к росту совокупного спроса. Это, тем временем, будет обеспечивать рост выпуска от У1 до потенциального объема выпуска У. В результате этого экономика может перейти в фазу оживления (Рис. 2).

Рис. 2. График мягкой денежно-кредитной политики

Политика дорогих денег направлена на сдерживание инфляции через ограничение предложения денег в стране.

Меры, осуществляемые Центральным банком для реализации политики дорогих денег:

1. Продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке, приводящая к сокращению резервов коммерческих банков.

2. Увеличение нормы обязательных резервов, автоматически освобождающее коммерческие банки от избыточных резервов и уменьшающее размер денежного мультипликатора.

3. Увеличение учетной ставки, что снижает выгоду и, как следствие, заинтересованность коммерческих банков увеличивать свои резервы посредством заимствования средств у Центрального банка.

Результатом такой политики является снижение уровня цен с Р1 до Р2. На графике объем выпуска У1 возвращается к своему потенциальному уровню У (Рис. 3).

Рис. 3. График жесткой денежно-кредитной политики

Также, не исключен такой вариант кредитно-денежной политики, при котором допускается свободное колебание процентной ставки и денежной массы в обращении. В случае циклического «перегрева» экономики допускается повышение процентных ставок, что ведет за собой снижение деловой активности, и наоборот.

1.3 Опыт ведения денежно-кредитной политики России

Денежно-кредитная политика ? неотъемлемая составляющая общегосударственной политики. От состояния денежно-кредитной сферы в большей мере зависит общее экономическое состояния любой страны.

10 стр., 4515 слов

Понятие кредитных денег, их виды

... Виды кредитных денег и их характеристика., Кредитные деньги Исторически первым видом кредитных денег являлся вексель как первое долговое обязательство, дающее право владельцу право по истечении срока требовать от должника уплаты указанной денежной ...

В развитии экономики в современном мире оказывают значительное влияние монетарные факторы. В мире известны вполне определенные и даже оппонирующие друг другу концепты кредитно-денежной политики: кейнсианство и монетаризм. Основное различие этих двух концептов ? решение вопроса о сокращении, либо наращивании объемов предложения денег в экономике. Результатом может стать либо стимулирование развития экономики (Китай), либо его сдерживание (Россия).

В российской экономической литературе выделены три этапа в становлении денежно-кредитной политики России, и каждый из них соответствует изменениям развития динамики реального и денежного секторов экономики [6].

Первый, начальный этап развития (1991 г.) характеризовался, с одной стороны, жестким целевым направлением на сдерживание и уменьшение инфляции со стороны Центрального банка РФ и эмиссионным кредитованием бюджетного дефицита ? с другой.

Итогом послужила возрастающая доля наличных денег в совокупной массе денег, что вело к уменьшению роли безналичных денег. Ведущей тенденцией денежного рынка на том этапе являлся постоянный рост процентных ставок. Для сферы финансовых рынков были характерны сверхвысокие доходы, высокая скорость обращения денег и невысокие риски.

На втором этапе развития наблюдалась относительная финансовая стабильность, начавшаяся после принятия Закона от 26 апреля 1995 №65-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Этот Закон вводил запрет на прямое кредитование бюджетного дефицита. В этот период кредитование осуществлялось банками путем приобретения государственных ценных бумаг на внутреннем финансовом рынке. Также был интенсивный приток средств от нерезидентов страны. Однако, такие займы, как правило были направлены на приобретение спекулятивной прибыли и не шли на развитие промышленности. В итоге, такая стратегия государства привела Россию к дефолту и дестабилизации всей сферы финансов.

Третий этап начался с усилий Правительства РФ стабилизировать экономику страны после дефолта 1998 г. Все усилия были направлены на недопущение подобного кризиса и поддержание стабильного курса национальной валюты. Центральным банком РФ были предприняты меры по ужесточению контроля над денежным обращением и реальным оперативным надзором за деятельностью коммерческих банков.

Началом третьего этапа послужили попытки Правительства РФ стабилизировать российскую экономику после дефолта 1998 г. Основная задача состояла в недопущении подобного кризиса и поддержании стабильного курса рубля. Центральный банк предпринял меры по ужесточению контроля над обращением денег в стране и установил реальный оперативный надзор за деятельностью коммерческих банков [8].

В настоящее время в России денежно-кредитную политику, согласно Федеральному закону №86-ФЗ от 27 июня 2002 года «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)», определяет и проводит ЦБ [7].

В этом законе определены основные методы и инструменты, используемые для осуществления этой политики:

  • ? процентные ставки по операциям Банка России;
  • ? нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
  • ? операции на открытом рынке;
  • ? рефинансирование кредитных организаций;
  • ? валютные интервенции;
  • ? установление ориентиров роста денежной массы;
  • ? прямые количественные ограничения;
  • ? эмиссия облигаций от своего имени [1].

Банк России опубликовал «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2017 год и период 2018-2019 гг.» [5].

12 стр., 5911 слов

Экономический кризис в России

... экономики; 2) определить основные черты и фазы цикла; 3) выявить пути преодоления кризиса российской экономики. Объект исследования - кризис российской экономики и пути его преодоления. Предмет исследования - причины кризиса российской экономики и мероприятия по их устранению. Вопросы экономического кризиса широко обсуждаются в современной прессе. О причинах кризиса и путях его преодоления ...

В качестве приоритета регулятора на ближайшие три года установлено обеспечение ценовой стабильности ? установление стабильно низкой инфляции [3].

С учетом структурных особенностей российской экономики установлена цель по снижению инфляции до 4% в 2017 году и сохранению ее вблизи данного уровня в среднесрочной перспективе (Рис.4).

Рис. 4. Уровень инфляции в РФ по годам за последние 10 лет

Нынешняя денежно-кредитная политика оказывает воздействие на экономику через процентные ставки. Её основной параметр ? ключевая ставка Банка России (приложение).

Учитывая распределенный во времени характер действия денежно-кредитной политики на экономику, Банк России при принятии решений опирается на прогноз развития экономики и оценку рисков для достижения цели по инфляции в среднесрочном периоде, с учетом возможных рисов для устойчивости роста экономики и для стабильности сферы финансов [14].

В целом по итогам последних лет темп роста денежно-кредитных показателей остается сдержанным.

Исходя из статистических данных за 2015 год, ВВП составил 96,3% по отношению к предыдущему году, что показывает его снижение на 4,4%. В 2016 году снижение ВВП оценивается на 1,4% к соответствующему периоду прошлого года.

Рост денежной массы в годовом выражении постепенно ускорится до уровней 8-11% в 2017 году и 13-16% в 2018 году, что соответствует динамике спроса на деньги в условиях сохранения инфляции на уровне целевого значения в 4% и темпов роста на уровне, который соответствует долгосрочному потенциалу экономики. (Рис. 5)

Анализируя основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2017 г. и период 2018 и 2019 гг. позволяет констатировать, что Банк России стал ориентироваться на координацию денежно-кредитной политики с иными направлениями экономической политики, прежде всего, финансовой (бюджетно-налоговой) политикой, а также со структурной политикой в части обоснования необходимости смены модели экономического развития России.

Рис. 5. Предложение денежной массы М2 в РФ

1.4 Опыт ведения денежно-кредитной политики Китая

Целью денежно-кредитной политики Китая является сохранение стабильности и ценности национальной валюты.

Органом, ответственным за осуществление в Китае кредитно-денежной политики является Центральный банк Китайской Народной Республики (Народный Банк Китая).

«Стратегия ЦБ Китая на 2014-2015 год заключалась в поддержке банковской сферы в предоставлении доступных кредитов фермерам, сельскохозяйственным производителям и малым предприятиям. Усиливалось наблюдение монетарных властей за нерегулярными явлениями в экономике, что давало дополнительные данные для продолжения реформы финансовых институтов и изменения степени влияния ЦБ на валютный рынок. Это означало совершенствование защищенности банковского сектора и гибкий контроль за капиталом со стороны частных инвесторов и финансовых организаций ради снижения риска, и уравновешивания порога ликвидности активов», ? пишет в своей статье «Особенности денежно-кредитной политики Китая: динамика и главные задачи» О.Ф. Гулиев [9].

8 стр., 3568 слов

Проблемы валютного регулирования

... обмена валюты. Политика валютного регулирования реализуется через механизм валютных ограничений и валютного контроля. Валютные ограничения по обыкновению предусматривают определенные мероприятия по регулированию валютных операций резидентов ... воздействием спроса и предложения. В качестве товара выступают конвертируемые денежные единицы других стран, а субъектами его деятельности являются российские ...

Используемые Китаем методы и инструменты денежно-кредитной политики в целом не разнятся с общепризнанными в мире, но в них есть свои характерные отличия [15].

Ясность в понимании взаимодействия узлов денежно-кредитной политики Китая и других элементов его экономики может внести рассмотрение нескольких макроэкономических показателей в динамике последних лет.

Исходя из данных Национального бюро статистики Китая, в 2016 г. экономика страны выросла на 6,7%. Объем ВВП составил $10,85 триллиона. По сравнению с 2015 годом рост экономики замедлился на 0,2%. Показатель прироста ВВП стал минимальным с 1990 года — тогда он был зафиксирован на уровне 3,9% [4].

Уровень инфляции в 2016 году составил 2%. Промышленное производство в Китае увеличилось на 6%, а инвестиции в основной капитал — на 8,1%, составив $8,7 триллиона.

В 2012 г. в целях мягкого стимулирования экономики ЦБ понизило процентную ставку дважды: в июне с 6,56 до 6,31% и в июле до 6%. Такое значение сохранялось до ноября 2014 г., когда было решено еще раз понизить ее — до 5,6%.

Рис. 6. Процентная ставка ЦБ Китая

В феврале 2015 г. ЦБ снова уменьшил ее до 5,35%. Все это дало и историческое укрепление китайского юаня к американскому доллару за счет улучшения экспортных условий для производителей товаров и услуг, и приток дешевых кредитных денег в экономику, наряду с ростом денежной массы M2. (Рис. 6) кредитный денежный валютный российский китай

Предложение денежного агрегата M2 в экономике росло. В 2012 г. рост составил 14,4%, в 2013 г. — 13,6%, в 2014 г. — 13,24%. На февраль 2015 г. объем агрегата M2 составил 125 740 млрд китайских юаней. (Рис. 7)

Рис. 7. Предложение денежной массы М2 в экономике Китая

Уровень безработицы в Китае на январь 2015 г. она составил 4,1%.

Единственным ключевым показателем, показавшим отрицательную динамику, стал объем сельскохозяйственного производства. За 2016 год он снизился на 0,8%, до 616,2 млн. тонн.

В целом денежно-кредитное регулирование Китая отвечало на те риски, которые появлялись перед национальной экономикой, и делало это незамедлительно, что привело национальную валюту к укреплению по отношению к американскому доллару, сохранило положительное сальдо торгового баланса и зарезервировало относительно комфортные по степени своей финансовой отдачи активы, сохранив их на волне ликвидности. России, которой характерны некоторые экономические проблемы, идентичные китайским, в ряде случаев не удалось найти эффективного пути их решения.

Глава 2. Валютная политика: сущность и механизм реализации

2.1 Сущность и инструменты валютной политики

Между валютными отношениями и экономикой существует прямая связь, заключающаяся в их взаимном влиянии. Поэтому регулирование валютных отношений следует рассматривать в системе управления экономикой. Так как главенствующая роль в управлении экономикой как единой целостной системой отведена государству, то и в сфере валютных отношений регулирование также осуществляет государство.

Рыночное и государственное регулирование взаимно дополняют друг друга. Первое, основываясь на конкуренции, является стимулом развития. Второе нацелено на преодоление последствий рыночного регулирования валютных отношений.

Одним из инструментов регулирования в системе валютных отношений является валютная политика страны.

Современный «экономический словарь» трактует валютную политику как «составную часть экономической политики государства и внешней политики, предоставляющую линию действий государства внутри и вне страны, производимую посредством воздействия на валюту, валютный курс, валютные операции».

Валютная политика служит инструментом расширения внешнеэкономической деятельности и мирохозяйственных связей. В зависимости от целей различают текущую и долговременную (структурную) политику.

Задачей текущей валютной политики является обеспечении нормального функционирования национальных и международных валютных механизмов, в оперативном регулировании валютного курса, валютных операций, валютного рынка.

Валютная политика проявляется в следующих формах (инструментах): дисконтной (учетной); девизной (в валютной интервенции); диверсификации валютных резервов; валютных ограничениях; установлении режима валютных курсов и паритетов; двойном валютном рынке; девальвации и ревальвации.

Дисконтная валютная политика, выступая в роли элемента текущей валютной политики государства, заключается в использовании учетной ставки процента для регулирования движения инвестиций, балансирования платежных обязательств, для корректировки валютного курса. Используя в этих целях экономические и правовые меры, дисконтная политика воздействует на внутреннюю экономику и сферу международных экономических отношений — на состояние денежного спроса, динамику и уровень цен, на миграцию инвестиций.

Девизная валютная политика регулирует валютный курс через покупки и продажи иностранной валюты с использованием валютной интервенции, а также применяя валютные ограничения. Валютная интервенция — это метод воздействия государственных органов на курс национальной валюты.

Диверсификация валютных резервов ? это регулирование структуры валютных резервов путем включения различных валют в их состав с целью обеспечения международных расчетов, проведения валютных интервенций и защиты от валютных потерь.

Валютные ограничения ? форма валютной политики, которая включает законодательный или административный запрет, ограничение и регулирование операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями.

Режим валютных курсов и паритетов — установление порядка определения официальных валютных курсов и пределов их колебаний.

Двойной валютный рынок — деление валютного рынка на две части: по коммерческим операциям применяется официальный валютный курс; по финансовым (движение капиталов, кредитов и др.) — рыночный.

Девальвация и ревальвация используются в валютной политике, когда обменный курс национальной валюты по отношению к иностранным валютам или международным единицам учета завышен или занижен по сравнению с рыночным. Девальвация ? это обесценивание национальной валюты, а ревальвация ? это ее укрепление.

Юридически валютная политика оформляется валютным законодательством — совокупностью правовых норм, регулирующих порядок совершения сделок с валютными ценностями в стране и за ее пределами, валютными соглашениями между отдельными государствам или группами государств. Валютное законодательство — это система правовых норм, которая определяет принципы валютных ограничений и закрепляет на правовом уровне порядок осуществления валютных операций и полномочия органов и агентов валютного регулирования.

На основе валютного законодательства строится система управления валютным рынком, включая прогнозирование его изменений, последовательный учет, контроль и регулирование.

2.2 Реализация валютной политики в России

Валютная политика государства является одним из основных инструментов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в финансовой сфере.

Валютное регулирование в России прошло пять основных этапов:

1. Валютная государственная монополия (до 1986 года);

2. Децентрализация внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности (с 1986 года);

3. Методологические становление (вступление в силу Закона СССР от 01.03.1991 г. №1983-1 «О валютном регулировании»;

4. Жесткое администрирование валютных операций (вступление в силу Закона РФ от 09.10.1992 г. №3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле»;

5. Валютная либерализация (вступление в силу Федерального закона №173-ФЗ от 10.12.2003 «О валютном регулировании и валютном контроле».

Можно сказать, что валютное регулирование в России прошло развитие от механизма государственной монополии, замкнутости товарного и денежного рынка, полного отсутствия конкретной нормативной базы и органов, осуществляющих валютное регулирования до валютной либерализации (отмена ограничений на валютные операции между резидентами и нерезидентами, государство не вмешиваются в сферу валютных отношений), формирования законодательной базы по регулированию валютных отношений, создание органов, которые осуществляют валютное регулирование в стране и валютный контроль.

Главный валютный закон страны (сегодня это Федеральный закон №173) сосредоточил осуществление всех операций с иностранными валютами в уполномоченных банках, которые проводят валютно-обменные операции на биржевом, главным образом, и внебиржевом рынке [2].

Необходимость валютного регулирования со стороны государства можно аргументировать следующими функциями, которые выполняет такое регулирование: защита и обеспечение устойчивости национальной валюты, достижение ее конвертируемости; сокращение оттока капитала за границу; обеспечение поступления валюты из-за рубежа по внешнеэкономическим сделкам; стимулирование развития внутреннего валютного рынка в целях повышения экономического потенциала страны и укрепление позиция Российской Федерации в сфере международных отношений [12].

Как формировать валютную политику, выбор экономических рычагов для укрепления, восстановления нарушенного равновесия — считается исключительным правом каждого государства, главным органом, который решает вопросы валютного регулирования и контроля является Центральный банк [10].

Банк России, в соответствии с нормами статьи 4 Федерального закона от 10.07.2002 №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» выполняет в сфере валютной политики следующие функции:

  • ? разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, взаимодействуя с Правительством РФ;
  • ? проводит действенное управление золотовалютными резервами Банка России;
  • ? организует и проводит валютное регулирование и валютный контроль, опираясь на нормы законодательства РФ;

— ? устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по приобретению и реализации иностранной валюты.

Торговля рубля на мировом рынке является важным элементом валютной политики РФ. Ее значение обусловлено тем, что в этом сегменте происходит формирование курса рубля к иностранным валютам, который является важным ориентиром не только денежно-кредитной политики государства, но и главной ценой для экспортно-ориентированной экономики.

Являясь национальной валютой, участвующей в платежном обороте страны, российский рубль, естественно, занимает первое место в операциях на российском валютном рынке.

За два года доля рубля в мировом обороте резко понизилась. На данный момент российский рубль с трудом занимает 20-е место. При позитивных тенденциях в 2013 году рубль стремительно приближался к 10-ке.

Что касается девальвации, то с начала 2016 года рубль уже девальвировал на 12%. Снижение цен на нефть вносит дисбаланс в бюджетные расходы на 2016 год. Возможность девальвировать национальную валюту имеет ЦБ, просто включив печатный станок и увеличив денежную массу. Но девальвация напрямую отражается на инфляции, вызывая рост цен. Поэтому такие меры крайне нежелательны.

Для увеличения доли участия российского рубля в мировом обороте нужно, чтобы укрепились его позиции, нужен стабильный рост экономики и поддержание инфляции на низком уровне, а также подъем инвестиционной привлекательности национальной экономики.

На период с 2015 по 2017 гг. валютная политика и валютное регулирование в России осуществляется в следующих направлениях:

  • ? режим «плавающего» валютного курса;
  • ? повышение эластичности курсообразования;

— ? валютные интервенции осуществляются в случае возникновения угроз для финансовой стабильности и в связи с пополнением или расходованием Министерством финансов Российской Федерации и Федеральным казначейством суверенных фондов.

2.3 Реализация валютной политики в Китае

С началом рыночных экономических реформ Китай стал стремительно занимать место одного из ведущих игроков на международной экономической арене. На сегодняшний день Китай является одним из мировых лидеров по темпам экономического роста. Усиливается присутствие страны на мировых товарных рынках и рынках капитала. Во второй половине 90-х годов Китай превратился в обладателя вторых по размеру в мире валютных резервов. В целом, за прошедшие годы стране удалось значительно усилить свою роль в мировой экономике. Успехи КНР во многом достигнуты благодаря гибкому экономическому курсу. Его органичной частью является последовательная и достаточно эффективная валютная политика. При этом механизмы и мотивы, лежавшие в основе валютной политики государства в последние десятилетия, весьма специфичны. Они разнятся со стандартными моделями и прямолинейными решениями, в том числе в силу своеобразия экономических и исторических условий страны. Валютная политика и валютное регулирование в КНР на современном этапе во многом отличается от тех образцов, которые представлены развитыми, развивающимися странами, а также государствами с переходной экономикой. Помимо прочего, особенности китайской политики в рассматриваемой области связаны с масштабами хозяйства и наличием специальных экономических зон.

Китай придерживается жесткого контроля над валютой, каждый день устанавливая фиксированный курс.

Руководство Коммунистической партии Китая во главе с президентом КНР Си Цзинь-пином определяет общее направление валютной политики страны. Народный банк Китая управляет курсом на ежедневной основе, а также обеспечивает важную роль в консультировании руководителей о том, что он делает с юанем. Из-за отсутствия независимости Центральный банк Китайской Республики должен проводить консультации с другими государственными органами по вопросам валютного контроля и часто оказывается втянутым в конфликт интересов [13].

Основные функции Народного банка Китая включают: осуществление денежной политики правительства, эмиссия юаня, управление государственными валютными резервами и золотым фондом, распоряжение государственной казной, руководство Государственным управлением валютного контроля, руководство Комитетом по надзору за банковской деятельностью.

Китаю в ближайшее время предстоит определиться со своей валютной политикой. В стране идут дискуссии на этот счёт, и здесь можно выделить два основных направления.

Сторонники одного направления настаивают на продолжении нынешней политики сдерживания роста курса китайской валюты, то есть на дальнейшем развитии китайской экономики за счет форсирования экспорта.

Сторонники другого направления стремятся укреплять валютный курс юаня, превращая его в международную валюту, переходя постепенно от международной торговли к международным операциям с капиталом. Обе концепции уязвимы [11].

В конце октября 2015 года в Китае прошел V пленум ЦК Коммунистической партии Китая (КПК), на котором был одобрен 13-й пятилетний план социально-экономического развития КНР на период 2016 — 2020 гг. Внимательное изучение этого документа показывает, что концепция нового пятилетнего плана представляет собой некое сочетание точек зрения сторонников первого и второго направлений.

Исходя из анализа российского и китайского опыта реализации валютной политики, можно говорить о том, что эффективное функционирование национальной экономики в системе мирохозяйственных связей предполагает выработку каждой страной собственной валютной политики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе изучены сущность и инструменты денежно-кредитной и валютной политики, а также на примере России и Китая рассмотрены механизмы их реализации.

Данный анализ кредитно-денежной и валютной политики позволяет сформулировать ряд выводов.

В современном мире непрерывно происходит процесс глобализации в различных его проявлениях, что стимулирует национальные экономики к взаимодействию и взаимовлиянию. Это выражается в денежно-кредитной и валютной политике государств, которые неразрывно связаны между собой. Одной из главных направлений валютной политики многих государств является обеспечение устойчивости национальной валюты.

Денежно-кредитная политика ? очень действенный инструмент воздействия на экономику страны, который не нарушает суверенитет большинства субъектов системы бизнеса.

В идеале, денежно-кредитная политика призвана обеспечить стабильность цен, полную занятость и экономический рост ? таковы ее первостепенные и конечные цели. Однако на практике с ее помощью приходится решать и более узкие, отвечающие насущным потребностям экономики страны задачи.

Ряд проблем, на решение которых нацелена денежно-кредитная политика Китая, характерен и для России. Однако исходя из различия между ситуациями в данных странах, можно сделать вывод об ограниченных возможностях применения в России таких активно используемых в КНР мер регулирования денежного предложения, как повышение нормативов обязательного резервирования и расширение выпуска собственных облигаций центрального банка. Но при этом есть ряд инструментов, применяемых НБК, использование которых российскими монетарными властями способно обеспечить существенный позитивный результат ? упростить поддержание баланса на валютном и денежном рынках и одновременно повысить конкурентоспособность отечественных банков и компаний.

Валютная политика проводится как в рамках национальной экономики, так и вне ее для обеспечения экономического роста, поддержания платежного баланса, снижение безработицы и инфляции, осуществляемых через воздействие на национальную валюту, валютный курс, валютные операции.

В условиях воздействия валютно-финансового кризиса сформулированные направления и перспективы валютной политики Правительства РФ на ближайшие годы напрямую связаны с поддержанием, укреплением и развитием банковской системы страны.

Валютная политика, которая проводится Китаем на современном этапе, существенно отличается от политики развитых, развивающихся стран, а также государствами с переходной экономикой, в том числе и России.

Таким образом, в данной курсовой работе были изучены теоретические аспекты денежно-кредитной и валютной политики стран, а также проанализирована реализация такой политики на примере Российской Федерации и Китайской Народной Республики.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Федеральный закон от 10.07.2002 N86-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

2. Федеральный закон от 10.12.2003 N173-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «О валютном регулировании и валютном контроле».

3. «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2017 год и период 2018- 2019 гг.».

4. National Bureau of Statistics of China

5. Центральный Банк Российской Федерации

6. Журавлева Г.П. Экономическая теория: Макроэкономика, Метаэкономика, Экономика трансформаций. Москва: 2014 г.

7. Бондаренко В.А. Влияние денежно-кредитной политики Банка России на параметры банковской системы. Статья, Финансовая аналитика: проблемы и решения, 2013 г.

8. Вукович Г.Г., Сулейманова В.Э., Особенности реализации денежно-кредитной политики Российской Федерации. Статья, Общество: политика, экономика, право, 2012 г.

9. Гулиев О.Ф. Особенности денежно-кредитной политики Китая: динамика и главные задачи. Статья, Экономические науки, 2015 г.

10. Кучеренко О.В., Метелев С.В. Валютная политика РФ на современном этапе развития. Статья, Сибирский торгово-экономический журнал, 2016 г.

11. Логинов Е.Л., Логинова В.Е. Финансово-экономический кризис в Китае: необходимость смены стратегической модели развития китайской экономики. Статья, Финансовая аналитика: проблемы и решения, 2015 г.

12. Наумова Т.С. Особенности современной валютной политики РФ. Статья, Таможенная политика России на Дальнем Востоке, 2014 г.

13. Платонова И.Н., Ху Епин Либерализация валютной политики Китая. Статья, Российский внешнеэкономический вестник, 2014 г.

14. Симаева Н.П. Роль ставки рефинансирования Банка России в развитии кредитных отношений. Статья, Таврический научный обозреватель, 2016 г.

15. Солнцев О.Г. Особенности денежно-кредитной политики КНР. Статья, Проблемы прогнозирования, 2012 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Срок, с которого установлена ставка рефинансирования ЦБ РФ

Размер ставки рефинансирования РФ (% годовых)

Документ, которым установлена ставка

с 18 сентября 2017 г.

8,5

Информация Банка России от 15.09.2017

С 19 июня 2017 г.

9

Информация Банка России от 16.06.2017

С 2 мая 2017 г.

9,25

Информация Банка России от 28.04.2017

С 27 марта 2017 г.

9,75

Информация Банка России от 24.03.2017

С 19 сентября 2016 г.

10

Информация Банка России от 16.09.2016 и от 28.10.2016

С 14 июня 2016 г.

10,5

Информация Банка России от 10.06.2016, от 29.07.2016

С 1 января 2016 г. ставка рефинансирования приравнена к ключевой ставке

11

Указание Банка России от 11.12.2015 № 3894-У Информация Банка России от 14.09.2015 г. «О ключевой ставке Банка России»