Представленная работа посвящена теме «Управление финансами и пути его совершенствования в РФ».
Тема моей курсовой работы является весьма актуальной, так как в современных экономических условиях управление финансами становится важным инструментом решения экономических и социальных задач, обеспечения стабильности, предотвращения кризисных ситуаций, стимулирования экономического роста, формирования рыночных отношений.
С помощью финансов может обеспечиваться первоочередное развитие прогрессивных звеньев экономики, ограничиваться деятельность монополий, могут смягчаться потери просчетов при определении рыночной конъюнктуры, регулироваться уровни производства и безработицы. Перечисленные мероприятия поддерживают социально-экономическую стабильность и сбалансированное развитие на микроуровне, оказывают существенное воздействие на темпы экономического роста и эффективность хозяйствования в целом, на обеспечение непрерывности воспроизводства.
Очевидно, что воздействуя на «выравнивание» финансовых отношений можно быстро и с малыми затратами исправлять перекосы в воспроизводственной динамике, а без финансового управления, финансовых отношений невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности, т.е. создавать условия для устойчивого развития экономики в масштабах всей страны.
В свою очередь изменение социально-экономических условий жизни общества влияет и на характер финансовых отношений и на формы и методы финансового управления. На основании этого разрабатывается принципиально новый финансовый механизм. Государство отказывается от директивного руководства внутрихозяйственными отношениями на предприятиях и переводит их отношения с бюджетом на налоговую основу. Большое значение имеет изменение практики перераспределения финансовых ресурсов, которое сегодня происходит исходя из спроса и предложения между экономическими субъектами, развитие страхового рынка, изменение расходов бюджета.
Проведение всех изменений может быть осуществлено только благодаря качественному управлению всей финансовой системы. Система управления финансами — это комплекс мер, инструментов, финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы в целом и ее отдельных звеньев, способствующих развитию социально-экономических процессов в обществе. Это дает основание утверждать, что необходимым условием решения задачи эффективности управления финансами в системе факторов стабилизации экономического развития системы государственного регулирования выступает опосредуемый финансовыми отношениями процесс создания и использования общегосударственных фондов денежных средств.
Стратегии экономического развития Казахстана
... и определят долгосрочную специализацию экономики страны в несырьевых отраслях. В сущности, речь идет о создании принципиально новой системы управления экономическим развитием - Национальной инновационной системы, ... год в стране реализовано 403 инвестиционных проекта. Казахстан первым среди стран СНГ создал Национальный фонд для обеспечения стабильного социально-экономического развития, снижения ...
Целью курсовой работы является изучение вопроса управления финансами в Российской Федерации и направлений его совершенствования.
Для достижения указанной цели, в работе поставлены следующие задачи:
1) изучить сущность и методы управления финансами;
2) изучить субъекты и объекты управления;
3) охарактеризовать систему государственных органов управления финансами;
4) рассмотреть направления финансовой политики для стабилизации социально-экономического развития;
5) методы и критерии эффективности управления финансами в РФ
1. Теоретические основы финансового управления
1.1 Сущность и методы управления финансами
Управление присуще всем сферам человеческой деятельности, в том числе и финансовой. Под управлением понимается сознательное целенаправленное воздействие на объект с помощью совокупности приемов и методов для достижения определенного результата. Управление основано на знании объективных закономерностей развития общества. Вместе с тем на управление большое влияние оказывает государство в лице соответствующих управленческих структур.
Важной областью управленческой деятельности является управление финансами. Его осуществляет специальный аппарат с помощью особых приемов и методов, в том числе разнообразных стимулов и санкций.
В управлении финансами, как и в любой другой управляемой системе, выделяют объекты и субъекты управления. В качестве объектов управления выступают разнообразные виды финансовых отношений, связанные с формированием денежных доходов, накоплений и их использованием субъектами хозяйствования и государством. Субъектами управления являются те организационные структуры, которые осуществляют управление.
В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют такие группы объектов, как: финансы организаций (предприятий, учреждений), страховые отношения, государственные финансы и финансы домашнего хозяйства. Им соответствуют такие субъекты управления, как финансовые службы предприятий, страховые органы, финансовые органы и налоговые инспекции. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, является финансовым аппаратом.
Субъекты управления используют в каждой сфере и каждом звене финансовых отношений специфические методы целенаправленного воздействия на финансы. В то же время им присущи и единые приемы и способы управления. В управлении финансами можно выделить такие важнейшие функциональные элементы, как планирование, оперативное управление, контроль.
Финансы и финансовая система РФ
... свои задачи (подфункции финансовой системы), собственную организационную структуру финансового аппарата, а в совокупности они образуют финансовую систему государства. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом. На финансовый аппарат возложено решение ...
Планирование, Оперативное управление
Контроль как элемент управления осуществляется в процессе планирования и оперативного управления. Он позволяет сопоставлять фактические результаты по использованию финансовых ресурсов с плановыми, выявлять резервы роста финансовых ресурсов и более эффективного их использования.
Различают стратегическое, или общее, управление финансами и оперативное. Стратегическое управление выражается в определении финансовых ресурсов для реализации целевых программ и др. Оно осуществляется органами государственного и хозяйственного управления: Федеральным Собранием Российской Федерации, Администрацией Президента РФ, Министерством финансов РФ, Министерством экономического развития и торговли РФ и другими. Оперативное управление является функцией аппарата финансовой системы: Министерства финансов РФ, финансовых органов субъектов Российской Федерации и местных органов власти, руководителей внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовых служб предприятий.
При выработке управленческих решений финансового характера, как при стратегическом, так и при оперативном управлении учитываются требования экономических и юридических законов, результаты экономического анализа, как итогов прошлого хозяйственного периода, так и перспектив, используются экономико-математические методы и автоматизированные системы управления финансами, рациональное сочетание экономических и административных методов управления. Управленческие решения по финансам оформляются в юридических законах, финансовых прогнозах и планах, постановлениях и других формах.
В нашей стране в условиях экономических преобразований неоправданно недооценивается накопленный ранее опыт управления финансами, положительно влиявший на экономику в прошлом. В управлении почти не находят должного применения такие финансовые рычаги, как плата за землю, долговременные нормативы амортизационных отчислений, удельные капитальные вложения и другие. Слабо развиваются формы государственного кредита, применение субвенций, целевых дотаций из бюджета. Финансово-кредитный кризис августа 1998 г. потребовал разработки и осуществления новой финансово-кредитной политики, перехода на принципиально новые методы управления финансами. Они должны обеспечить усиление государственного воздействия финансов на развитие реального сектора экономики, способствовать росту эффективности общественного производства и социальной сферы. [1]
1.2 Объекты управления
Финансовая система представляет собой финансовые отношения, существующие в рамках данной экономической формации. Финансовая система — совокупность различных сфер финансовых отношений (звенья финансовой системы), в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Это совокупность централизованных и децентрализованных денежных фондов.
Построение финансовой системы базируется на следующих принципах:
1) Функциональное назначение. Состоит в выполнении каждым звеном финансовой системы своих задач (госбюджет выражает распределительные отношения между государством, предприятиями и населением; финансы предприятий выражают отношения по созданию и использованию денежных фондов предназначенных для обеспечения первичных потребностей общественного воспроизводства).
2) Единство финансовой системы — предопределяется единой экономической и политической основой государства. Это обуславливает единую финансовую политику, проводимую государством через централизованные финансовые органы и единые цели. Управление всеми звеньями происходит на основе единых законодательных и нормативных актах.
Основы финансового планирования на предприятии
... выбрано формирование системы бюджетирования предприятия, позволяющей повысить эффективность управления финансовой деятельности этого предприятия. Методической основой работы послужили научно-практические публикации в области финансового планирования, коммерческого, внутрифирменного бюджетирования и финансового менеджмента. В процессе ...
3) Территориальность — каждый регион имеет свою финансовую систему со своими территориальными особенностями.
Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства, перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, а также отдельными группами и слоями населения.
Государственные финансы — это отношения по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта (СОП) и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов государства и использованием их на затраты по расширению производства, удовлетворения растущих социально-культурных потребностей общества, нужд обороны и управления. В сфере государственных финансов выделяются звенья:
- государственный бюджет;
- внебюджетные фонды;
- государственный кредит.
Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. В нем концентрируется значительная часть финансовых ресурсов государства; в руках государства сосредотачивается основная доля СОП и национального дохода (НД) (в России до 80% средств централизуется).
Бюджет РФ как финансовый план государства базируется на показателях прогноза социально-экономического развития страны на очередной год. Общие показатели и структура доходов и расходов органически связаны с объемами общественного продукта и национального дохода и определяется налоговой системой и бюджетно-финансовой политикой государства. [2]
Внебюджетные фонды создаются федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления для аккумуляции денежных средств, направляемы на финансирование расходов, не включаемых в бюджет. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение и являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. По признаку целевой направленности расходования средств их можно объединить в три группы.
Первая включает внебюджетные фонды социального страхования, имеющие общегосударственное значение (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Фонд обязательного медицинского страхования).
Вторая группа охватывает внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого (ведомственного) назначения (создаются на федеральном уровне для финансирования затрат на НИОКР, социальное и материально-техническое обеспечение отдельных ведомств).
В третью входят различные внебюджетные фонды территориального назначения.
Как финансово-кредитное учреждение внебюджетный фонд может выступать на финансовом рынке в качестве инвестора, приобретая государственные ценные бумаги с целью получения дохода и увеличения финансовых ресурсов. Государственный кредит выражает кредитные отношения между государством, в лице органов исполнительной власти федерального уровня, с одной стороны, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, нерезидентами и иностранными государствами, с другой, по поводу получения займов, предоставления кредитов или гарантийного обеспечения. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране.
Взаимоотношения предприятия с бюджетом
... бюджете и внебюджетных фондах. Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства - с другой, по поводу формирования государственных финансов. ... определяется количеством юридических лиц (предприятий, организаций, учреждений) , численностью граждан, ... выступают в качестве средства взаимодействия объекта и ...
Государственный кредит функционирует в следующих формах: государственные займы, гарантированные займы. Государственные займы осуществляются путем эмиссии и размещения ценных бумаг, получения иностранного кредита. В форме условного государственного долга выступают гарантированные обязательства федерального правительства под кредиты, получаемые органами исполнительной власти субъектов РФ либо хозяйствующими субъектами. В соответствии с уровнем государственного управления финансовые отношения внутри звеньев сферы государственных финансов делятся на подзвенья:
- федеральные финансы;
- финансы субъектов РФ;
- местные финансы.
Финансы предприятий различных форм собственности, являясь основой единой финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода. Финансы предприятий представляют собой денежные отношения, связанные с образованием и распределением денежных доходов и накоплений и их использование на выполнение обязательств перед финансово-кредитной системой и финансирование затрат по расширенному воспроизводству, социальному обслуживанию и материальному стимулированию работающих.
Финансы хозяйствующих субъектов можно выделить в подзвенья:
- финансы коммерческих предприятий и организаций;
- финансы некоммерческих организаций.
Финансовые отношения этих двух групп хозяйствующих субъектов имеет свою специфику, связанную с формой организации предпринимательской деятельности, формированием доходов и расходов, владения имуществом, выполнением обязательств, налогообложением. Финансовые ресурсы предприятий представляют собой денежные доходы и накопления (собственные средства), а также денежные поступления извне (привлеченные и заемные средства), используемые ими для производства и реализации товаров и услуг, воспроизводства капитала и рабочей силы.
Финансовые отношения предприятий состоят из четырех групп:
- отношения с другими предприятиями и организациями;
- внутри предприятия;
- внутри объединений, предприятий, которые включают отношения с вышестоящей организацией;
- внутри финансово-промышленных групп, а также холдинга;
— с финансово-кредитной системой — бюджетами и внебюджетными фондами, банками, страхованием, биржами, различными фондами. От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования.
Страхование — это совокупность особых замкнутых перераспределительных отношений между его участниками по поводу формирования за счет денежных взносов целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения возможного ущерба, нанесенного субъектами хозяйствования, или выравнивания потерь в семейных доходах в связи с последствиями происшедших страховых случаев. Финансы страхования связаны с перераспределением денежных средств, поступающих от физических и юридических лиц. Ущерб по страховым случаям раскладывается между участниками страхования. По различиям в объектах страхования страховые отношения можно поделить на пять групп:
Бюджет и бюджетная система Российской Федерации
... помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим. Если Дипломная работа, по Вашему мнению, плохого качества, ... РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ 1.1 Понятие и особенности бюджета и бюджетной системыв Российской Федерации Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план ...
- социальное;
- личное;
- имущественное;
- страхование ответственности;
- страхование предпринимательских рисков.
В социальном страховании в качестве объекта выступает уровень дохода граждан и включает в себя страхование пенсий, пособий, льгот. При личном страховании объектом является жизнь, здоровье и трудоспособность — страхование жизни и страхование от несчастных случаев. Объектом страхования ответственности выступает обязанность страхователей выполнять договорные условия по поставкам продукции, погашению задолженности кредиторам или возмещению материального и иного ущерба, если он был нанесен другими лицами.
При страховании ответственности возмещение ущерба производит страховая организация. В страховании предпринимательских рисков объектом является риск неполучения прибыли или образования убытка (страхование на случай снижения оговоренного уровня рентабельности или дохода, страхование от простоев оборудования и др.).
1.3 Субъекты управления
Субъектами общего управления финансами в Российской Федерации являются высшие федеральные органы власти — Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ. Президент РФ — регламентирует деятельность финансовой системы, подписывает бюджетный план, имеет право «вето» на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием. Федеральное Собрание РФ (состоит из двух палат: Совет Федерации и Государственная Дума) — устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство (Бюджетный и Налоговые кодексы и др.) Правительство РФ — рассматривает федеральный бюджет, выступает как единый центр управления финансами. Центральным органом, осуществляющим реализацию финансовой политики, является Министерство финансов РФ. Оно обеспечивает единство финансовой, кредитно-денежной и валютной политики в РФ, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти.
Министерство финансов РФ (МФ РФ):
- осуществляет методическое руководство в сфере финансового планирования и финансирования отраслей хозяйства;
- развивает бюджетный федерализм;
- разрабатывает проект федерального бюджета;
- составляет отчет о выполнении федерального бюджета;
- составляет консолидированный бюджет;
На Министерство финансов возложены следующие функции:
- участие в разработке прогнозов социально-экономического развития РФ на долгосрочный период, среднесрочную и краткосрочную перспективы;
подготавливает предложения и реализует мероприятия по совершенствованию бюджетной системы и механизма межбюджетных отношений
- участвует в подготовке предложений по основным направлениям кредитно-денежной политики;
- проведение мероприятий по контролю за целевым исполнением федерального бюджета и за исполнением целевых средств бюджета.
Министерство по налогам и сборам РФ (МНС РФ) и Федеральная служба налоговой полиции (ФСНП РФ) осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных Российской Федерацией; МНС РФ также осуществляет валютный контроль. Федеральная комиссия по ценным бумагам контролирует деятельность участников фондового рынка, способствуя тем самым увеличению поступлений в бюджетный фонд.
Система Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) является важным органом реализации денежно-кредитной политики. ЦБ РФ осуществляет наряду с Федеральным казначейством кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельность других кредитных институтов. Счетная палата Российской Федерации — это специальный контрольный орган, который осуществляет контроль за состоянием федеральной собственности и контроль за расходованием федеральных денежных средств. Счетная палата независима от Правительства и подотчетна Федеральному собранию. Субъектом оперативного управления финансами является финансовый аппарат: МФ РФ, Счетная палата, финансовые органы субъектов Федерации, налоговые органы и таможенная служба, страховые организации, дирекции внебюджетных фондов, финансовые отделы и службы предприятий, организаций и учреждений, а также банки.
1.4 Система государственных органов управления финансами и их функции
Общее (стратегическое) управление финансами Российской Федерации в соответствии с ее Конституцией возложено на высшие органы государственной власти — Федеральное Собрание и его две палаты — Государственную Думу и Совет Федерации, Администрация Президента РФ и Правительство РФ.
Оперативное управление финансами осуществляет финансовый аппарат. С его помощью государство руководит финансовой деятельностью во всех структурных подразделениях экономики. Финансовый аппарат выполняет работу по оперативному финансовому планированию, учету, анализу, контролю и исполнению финансовых планов.
Управление финансами на предприятиях и отраслях народного хозяйства осуществляют финансовые отделы и службы предприятий, а также финансовые подразделения министерств и ведомств. Сферой страховых отношений управляют специальные страховые структуры. Работу по управлению государственными финансами осуществляют Министерство финансов РФ и его органы на местах.
Государственная Дума и Совет Федерации рассматривают и утверждают федеральный бюджет России и отчет о его исполнении. Федеральное Собрание рассматривает также законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Кроме того, оно устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга.
Важнейшим органом, осуществляющим управление финансами, выступает Министерство финансов Российской Федерации и его органы на местах.
Его основными задачами в области управления финансами является выработка единой государственной финансовой (включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферу, сферу государственного долга), кредитной, денежной политики, а также политики в сфере аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, таможенных платежей (в части исчисления и порядка оплаты), включая определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.
Министерство финансов РФ выполняет следующие основные функции:
1. Разрабатывает и представляет в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам:
- организации и функционирования бюджетной системы РФ, определения основ бюджетного процесса;
- федерального бюджета на очередной финансовый год, порядка его исполнения в очередном финансовом году и отчетность о его исполнении;
- разграничения бюджетных полномочий между РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления;
- финансовых взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами;
- налоговой, валютной политики и политики в сфере таможенных платежей;
- регулирования деятельности субъектов и участников страхового рынка;
- эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг, предоставления государственных гарантий, РФ;
- управления государственным долгом и финансовыми активами РФ;
- регулирования в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений;
- контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере и др.
2. Разрабатывает и утверждает:
- порядок составления и исполнения федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- порядок ведения бюджетной росписи федерального бюджета;
- порядок составления и представления бюджетной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы;
- формы налоговых деклараций, расчетов по налогам, методические рекомендации и другие нормативно-правовые акты по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;
- условия лицензирования, аттестации, деятельности и представления отчетности в отношении субъектов страхового дела;
- методологию эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг, предоставления государственных гарантий РФ;
- порядок организации и осуществления контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере и др.
3. Осуществляет:
- составление проекта федерального бюджета на очередной финансовый год, обеспечение его исполнения;
- прогнозирование и кассовое планирование исполнения федерального бюджета;
- ведение учета операций по исполнению федерального бюджета, составление и представление в Правительство РФ отчетов об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;
- экспертизу проектов Финансово-экономических обоснований к законопроектам и проектов заключений Правительства РФ по законопроектам, предусматривающим расходы, покрываемые за счет федерального бюджета;
- управление государственным внутренним и внешним долгом РФ;
- функции эмитента государственных ценных бумаг РФ;
- координацию бюджетно-кредитной политики в соответствии с задачами макроэкономической политики.
Основными департаментами Министерства Финансов РФ являются: департамент бюджетной политики, который составляет проект федерального бюджета и организует его исполнение; департамент отраслевого финансирования, осуществляющий финансирование промышленности, строительства и строительной индустрии, транспортных систем и связи, сельского хозяйства, пищевой промышленности и охраны природы; департамент оборонного комплекса и правоохранительных органов; департамент управления государственным внутренним и внешним долгом, определяющий эмиссию государственных внутренних и внешних займов, выплату по ним процентов и их погашение и др.
Важным структурным органом в управлении финансами выступает Федеральное казначейство, отвечающее за кассовое исполнение бюджета.
Контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей возложен на Федеральную налоговую службу и ее органы на местах — налоговые инспекции.
Налоговые инспекции обязаны:
- действовать в строгом соответствии с законодательством;
- осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства по вопросам правильного исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет и во внебюджетные фонды;
- вести в установленном порядке учет налогоплательщиков;
- проводить проверки налогоплательщиков;
- ежемесячно представлять финансовым органам и органам Федерального казначейства сведения о фактически поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет;
- информировать Министерство финансов РФ обо всех случаях неуплаты предприятиями налогов;
- осуществлять возврат излишне уплаченных налоговых сумм и неправильно изъятых с налогоплательщиков штрафов и пеней.
За поступление таможенных пошлин ответственность несет Федеральная таможенная служба, которая обязана:
- проводить проверки по налогам, взимаемым таможенными органами;
- проверять все документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, взимаемых таможенными органами;
- приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках при неисполнении или ненадлежащем исполнении ими налогового законодательства;
- взыскивать недоимки по налогам, а также штрафы, предусмотренные налоговым законодательством.
В целом таможенные органы осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства при пересечении товарами границы РФ, правильностью исчисления и уплаты таможенных пошлин.
На современном этапе развития остается острой необходимость дальнейшего совершенствования структуры аппарата управления финансами, которая связана с изменением проводимого до августа 1998 г. экономического курса в стране, повышением роли финансовой системы в экономическом и социальном развитии. В основе совершенствования управления финансовыми отношениями должна быть активизация финансовой политики. В частности, это связано с улучшением системы налогообложения, повышением ее влияния на развитие экономики, внедрением долговременных финансовых нормативов, экономических методов управления.
Совершенствование управления финансами вызвано также расширением финансовой самостоятельности субъектов Российской Федерации, возрастанием значения территориальных и местных финансовых органов в реализации финансовой политики.
2. Государственные органы управления финансами
2.1 Высшие органы государственной власти управления финансами
Президент РФ в своем ежегодном послании Федеральному собранию о положении в стране и о направлении внутренней и внешней политики государства формулирует, в том числе основные принципы финансовой политики государства на данный период. Это во многом определяет финансовую деятельность Правительства РФ на соответствующий период. Кроме того, Президент осуществляет некоторые кадровые назначения. Так с согласия Госдумы он назначает Председателя Правительства РФ, а по его предложению заместителей Премьер-министра, федеральных министров, в том числе министра финансов и министра по налогам и сборам. Президент представляет Госдуме кандидатуру председателя ЦБ РФ. Президент РФ подписывает и обнародует федеральные законы, вносит в Госдуму законопроекты. Он издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ, являющиеся важным элементом государственного управления финансами.
Государственная дума РФ, согласно Конституции РФ, принимает федеральные законы, в том числе федеральные законы по вопросам Федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, которые подлежат обязательному рассмотрению Советом федерации. Однако законопроекты о введении или отмене налогов, о выпуске госзаймов, об изменении финансовых обязательств государства и другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ. Совет федерации и Госдума контролируют осуществление федерального бюджета. С этой целью ими образуется Счетная палата. При этом председателя Счетной палаты и половину состава его аудиторов назначает и освобождает от должности Госдума, а заместителя председателя и другую половину состава ее аудиторов назначает Совет федерации.
Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, а также представляет Госдуме отчет об исполнении бюджета. Правительство РФ обеспечивает проведение в РФ единой финансовой и денежно-кредитной политики. Правительство РФ является важнейшим звеном стратегического управления финансами государства. И одновременно посредством Минфина и других соответствующих федеральных ведомств осуществляет функцию главного организатора, регулятора и координатора деятельности по оперативному государственному управлению финансами и кредитом.
2.2 Формирование Федерального бюджета на 2011-2013 гг
Формирование федерального бюджета на 2011 — 2013 годы осуществлено в условиях начала реализации Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, предусматривающей создание механизмов стимулирования участников бюджетного процесса к повышению эффективности бюджетных расходов и проведению структурных реформ. Анализ прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и законопроекта позволяет сделать вывод о том, что разработанный проект федерального бюджета в целом соответствует основным положениям Бюджетного послания. Основные параметры бюджетной системы Российской Федерации в 2008 — 2009 годах и на 2010-2013 годы представлены в таблице 1.
Таблица 1
Основные параметры бюджетной системы Российской Федерации на 2010-2013 годы
2009 год |
2010 год |
2011 год (прогноз) |
2012год (прогноз) |
2013 год (прогноз) |
|||||||
млрд. рублей |
доля в ВВП, % |
млрд. рублей |
доля в ВВП, % |
млрд. рублей |
доля в ВВП, % |
млрд. рублей |
доля в ВВП, % |
млрд. рублей |
доля в ВВП, % |
||
Доходы бюджетной системы |
13286,8 |
34,0 |
14978,8 |
33,2 |
17 20,1 |
34,8 |
19025,0 |
34,0 |
20 38,7 |
33,2 |
|
в том числе: |
|||||||||||
федерального бюджета |
7 337,8 |
18,8 |
7 860,9 |
17,4 |
8 844,6 |
17,6 |
9 503,5 |
17,0 |
10379,9 |
16,8 |
|
консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации |
4 437,5 |
11,3 |
4 808,5 |
10,6 |
5 238,3 |
10,3 |
5 804,8 |
10,4 |
6 374,3 |
11,2 |
|
государственных внебюджетных фондов |
1 390,7 |
3,6 |
2 182,4 |
4,8 |
3 057,6 |
6,0 |
3 345,5 |
6,0 |
3 695,6 |
11,4 |
|
территориальных фондов обязательного медицинского страхования |
120,8 |
0,3 |
127,0 |
0,3 |
379,6 |
0,7 |
371,2 |
0,7 |
88,9 |
0,1 |
|
Расходы бюджетной системы |
15 87,0 |
40,9 |
17 01,6 |
39,4 |
19 20,3 |
38,9 |
21033,0 |
37,6 |
22462,9 |
36,3 |
|
в том числе: |
|||||||||||
федерального бюджета |
9 660,1 |
24,7 |
10 32,8 |
22,7 |
10658,6 |
21,2 |
11237,9 |
20,1 |
12175,6 |
19,7 |
|
консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации |
5 983,6 |
15,3 |
6 267,8 |
13,9 |
6 469,7 |
12,8 |
6 722,7 |
12,0 |
7 021,7 |
11,3 |
|
государственных внебюджетных фондов |
3 446,4 |
8,8 |
4 705,7 |
10,4 |
5 394,4 |
10,7 |
5 904,9 |
10,5 |
6213,1 |
10,0 |
|
территориальных фондов обязательного медицинского страхования |
479,1 |
1Д |
502,8 |
1,1 |
789,7 |
1,6 |
850,2 |
1,5 |
915,4 |
1,5 |
|
Дефицит (профицит) бюджетной системы |
-2 00,2 |
-6,9 |
-2 22,8 |
-6,2 |
-2100,2 |
-4Д |
-2 008,0 |
-3,6 |
-1924,2 |
-3,1 |
|
в том числе: |
|||||||||||
федерального бюджета |
-2322,3 |
-6,0 |
-2371,9 |
-5,3 |
-1814,0 |
-3,6 |
-1 734,4 |
-3,1 |
-1795,7 |
-2,9 |
|
консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации |
-329,3 |
-0,8 |
-417,6 |
-0,9 |
-296,7 |
-0,6 |
-277,8 |
-0,5 |
-136 |
-0,2 |
|
государственных внебюджетных фондов |
-48,6 |
-0,1 |
-33,3 |
0 |
10,5 |
0 |
4,2 |
0 |
7,5 |
0 |
|
территориальных фондов обязательного медицинского страхования |
0,7 |
0,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Таблица 2
Основные показатели федерального бюджета на 2010 год и проекта федерального бюджета на 2011 — 2013 годы
Основные показатели проекта федерального бюджета |
2010 год |
2011 год прогноз |
2012 год прогноз |
2013 год прогноз |
|||||
млрд. рублей |
% ВВП |
млрд. рублей |
% ВВП |
млрд. рублей |
% ВВП |
млрд. рублей |
% ВВП |
||
Доходы, всего |
7 860,9 |
17,4 |
8 844,6 |
17,6 |
9 503,5 |
17,0 |
10 379,9 |
16,8 |
|
Нефтегазовые доходы |
3 737,2 |
8,3 |
4 090,0 |
8,1 |
4 390,0 |
7,9 |
4 653,2 |
7,5 |
|
Доходы (без учета нефтегазовых доходов) |
4 123,7 |
9,1 |
4 754,6 |
9,5 |
5 113,5 |
9,1 |
5 726,7 |
9,3 |
|
Расходы, всего |
10 232,8 |
22,7 |
10 658,6 |
21,2 |
11 237,9 |
20,1 |
12 175,6 |
19,7 |
|
Процентные расходы |
280,3 |
0,6 |
389,9 |
0,8 |
518,4 |
0,9 |
600,7 |
1,0 |
|
Непроцентные расходы |
9 952,5 |
22,1 |
10 268,7 |
20,4 |
10 719,5 |
19,2 |
11 574,9 |
18,7 |
|
Условно утвержденные расходы |
419,3 |
3,7 |
798,3 |
6,6 |
|||||
Основные показатели проекта федерального бюджета |
2010 год |
2011 год прогноз |
2012 год прогноз |
2013 год прогноз |
|||||
млрд. рублей |
% ВВП |
млрд. рублей |
% ВВП |
млрд. рублей |
% ВВП |
млрд. рублей |
% ВВП |
||
Ненефтегазовый дефицит |
-6 109,1 |
-13,5 |
— 5 904,0 |
-11,7 |
— 6 124,4 |
-10,9 |
— 6 448,9 |
-10,4 |
|
2 371,9 |
5,3 |
1 814,0 |
3,6 |
1 734,4 |
3,1 |
1 795,7 |
2,9 |
||
Резервный фонд |
1419,3 |
3,2 |
284,4 |
0,6 |
0 |
0 |
|||
ФНБ |
2,5 |
0,0 |
5,0 |
0,0 |
7,5 |
0,0 |
10,0 |
0,0 |
|
иные источники |
950,1 |
2,1 |
1 524,6 |
3,0 |
1 726,9 |
3,1 |
1 785,7 |
2,9 |
|
Дефицит(профицит) |
-2 371,9 |
-5,3 |
-1 814,0 |
-3,6 |
-1 734,4 |
-3,1 |
-1 795,7 |
-2,9 |
|
Динамика основных показателей федерального бюджета на 2011 — 2013 годы характеризуется снижением доходов с 17,6 % до 16,8 % ВВП, общего объема расходов — с 21,2 % до 19,7 % ВВП и дефицита с 3,6 % до 2,9 % ВВП. По сравнению с предыдущим бюджетным циклом в 2011 году доходы по отношению к ВВП увеличены на 2,1 процентного пункта, в 2012 году — на 2 процентных пункта, расходы по отношению к ВВП увеличены на 1,7 и 2,1 процентного пункта соответственно. При этом дефицит федерального бюджета в 2011 году снижен на 0,4 процентного пункта, в 2012 году увеличен на 0,1 процентного пункта.
Динамика роста потребительских цен по основным товарным группам представлена на следующем графике
В прогнозе отмечается, что «приоритетной задачей тарифной политики в 2011-2013 годах является ограничение темпов роста цен и тарифов субъектов естественных монополий в условиях дальнейшей либерализации этих сфер деятельности для снижения нагрузки на потребителей». Однако рост цен и тарифов на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий планируется существенно выше целевого уровня инфляции. Так, ежегодный рост регулируемых тарифов на электроэнергию для населения в 2011 — 2013 годах составит 10% и превысит среднегодовой прогнозируемый уровень потребительских цен соответственно в 2011 году на 2,1 процентного пункта, в 2012 году — на 4,3 процентного пункта, в 2013 году — на 4,6 процентного пункта. При этом доля электроэнергии, реализуемой на свободном рынке (по нерегулируемым ценам), возрастает с 28,7 % в 2009 году до 53 % в 2010 году и до 76 % в 2011 — 2013 годах. Регулируемые оптовые цены на газ природный для населения увеличатся в 2011 году на 17,1%, в 2012 году — на 19,2%, в 2013 году — на 15 % и превысят среднегодовой прогнозируемый уровень потребительских цен на 9,2 процентного пункта, на 13,5 процентного пункта и на 9,6 процентного пункта соответственно.
2.3 Структура расходов ФБ на ФЦП
В 2011 году из общей суммы расходов на ФЦП расходы по направлениям «Социальная инфраструктура» и «Безопасность» предусматриваются в 1,6 раза больше, чем в 2010 году, расходы по направлению «Развитие высоких технологий» за тот же период увеличатся в 1,3 раза. Удельный вес расходов по направлениям «Дальний Восток» и «Жилье» сократится с 12,4 % и 9 % в 2010 году до 9,6 % и 6,1 % в 2011 году соответственно. Структура бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию федеральных целевых программ по направлениям в федеральном законе на 2010 год и в законопроекте на период 2011 — 2013 годов, отражена на следующей диаграмме.
Из общей суммы расходов, предусмотренных по направлению «Развитие высоких технологий» на Федеральную космическую программу России на 2006 — 2015 годы в 2011 году предусмотрено 34,8 %, в 2012 году — 40,6 %, в 2013 году — 41,7 %. Из общей суммы расходов, предусмотренных по направлению «Социальная инфраструктура», на реализацию ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 — 2013 годы» в 2011 году предусмотрено 24,6 %, в 2012 году — 37,9 %, в 2013 году — 30,8 %. Объем расходов на государственные капитальные вложения в 2011 году составит 551,8 млрд. рублей, или 59,8 % общей суммы расходов на федеральные целевые программы, что ниже уровня 2010 года на 1,3 процентного пункта. Доля государственных инвестиций в общих расходах ФЦП сокращается до 54 % в 2012 году и до 52,1 % в 2013 году. В 2011 году объем расходов на НИОКР составит 152,9 млрд. рублей, или 16,6 % общих расходов ФЦП, что выше уровня 2010 года на 2,8 процентного пункта и увеличится до 20,8 % в 2012 году и до 23,1 % в 2013 году. Объем расходов на прочие нужды составит в 2011 году 217,4 млрд. рублей, или 23,6 % в общих расходах ФЦП и увеличится до 25,2 % в 2012 году, в 2013 году — составит 24,8 %. Структура бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию федеральных целевых программ по видам бюджетных ассигнований в федеральном законе на 2010 год и в законопроекте на период 2011 — 2013 годов, отражена на следующей диаграмме.
3. Пути совершенствования управления финансами в РФ
3.1 Направления финансовой политики для стабилизации социально — экономического развития
Государственная финансовая политика — элемент макроэкономической политики. В настоящее время государственная финансовая политика России направлена на преодоление последствий финансово-экономического кризиса, стабилизацию социально-экономической ситуации в стране.
Финансовая политика включает следующие направления:
1) налоговую политику;
2) бюджетную политику;
3) денежно-кредитную политику;
4) институциональные преобразования;
5) инвестиционную политику;
6) социальную политику.
Для реализации финансовой политики необходимо:
- снижение социальной напряженности;
- оздоровление государственных финансов;
- восстановление нормального функционирования банковской сферы;
- сбалансированность товарных и денежных потоков;
- разумное расширение финансово-экономической самостоятельности регионов в рамках единого федеративного государства;
- искоренение финансовых злоупотреблений и коррупции.
Важной составной частью финансовой политики является налоговая политика. Она должна быть направлена на создание приемлемых как для государства, так и для участников рынка условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики. Ее основные задачи:
- комплексное реформирование налогового законодательства в целях оптимизации налоговой базы, снижения уровня неплатежей;
- пересмотр существующих налоговых и таможенных льгот;
- введение единого реестра налогоплательщиков;
- ужесточение налогового администрирования;
- реструктуризация пеней и штрафов по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды.
Разрешение бюджетного кризиса является первостепенной задачей бюджетной политики. Наиболее актуальные задачи в этой области:
- введение экспортных пошлин в целях обеспечения обслуживания и погашения внешнего долга;
- принятие мер по перечислению дивидендов на акции, находящиеся в государственной собственности, прибыли Банка России в федеральный бюджет;
- реализация программ экономии государственных расходов;
- централизация всех доходов и средств федерального бюджета на счетах органов Федерального казначейства;
- проведение ревизии федеральных целевых программ с целью их оптимизации;
- обеспечение государственной монополии на производство и оборот алкогольной продукции;
- проведение связанных расчетов с использованием механизма целевого финансирования расходов по погашению задолженности бюджетным организациям и другим получателям средств федерального бюджета;
- реструктуризация государственного долга;
- инвентаризация внешних и внутренних заимствований, результатов их использования.
Важнейшая задача денежно-кредитной политики — преодоление банковского кризиса, восстановление доверия к банковской системе и стимулирование организованных сбережений населения. Задачи денежно-кредитной политики:
- реструктуризация банковской системы;
- совершенствование порядка контроля за соблюдением банками обязательных нормативов;
- сглаживание колебаний курса рубля к иностранным валютам;
- пополнение валютных запасов государства и снижение оттока капиталов за границу;
- активизация закупок добываемого золота для пополнения Государственного фонда;
- усиление таможенного контроля.
Большую роль в реализации государственной финансовой политики играют институциональные преобразования, которые вытекают из основных задач государства в области управления. К ним относятся:
- приобретение акций государством в результате капитализации просроченной налоговой задолженности организаций и их последующая продажа;
- передача в доверительное управление пакетов акций, принадлежащих государству;
- инвентаризация федеральной недвижимости и создание единого реестра федеральной собственности;
- вовлечение в оборот объектов незавершенного строительства;
- приватизация предприятий как единого имущественного комплекса;
- совершенствование системы и механизмов ценового и тарифного регулирования на продукцию и услуги естественных монополий;
- разграничение полномочий по регулированию естественных монополий между федеральными и региональными органами исполнительной власти;
- усиление позиций государства по управлению и контролю за приватизационными проектами, инвестиционными программами, финансовыми потоками, банкротством, погашением задолженности перед федеральным бюджетом.
[10; с. 273]
Финансовая политика государства имеет социальную направленность. К задачам в этой области относятся:
- выплата в полном объеме текущей заработной платы работникам бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим, других государственных социальных трансфертов, а также выполнение графика погашения задолженности по таким группам из федерального бюджета;
- увязка перечисления трансфертов субъектам РФ с выполнением их обязательств по финансированию текущих выплат работникам бюджетной сферы из собственных доходов;
- разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, в том числе дифференцированную индексацию пенсий и поэтапную индексацию ставок и окладов работников бюджетной сферы;
- сдерживание роста безработицы и создание условий для расширения занятости;
- реализация пенсионной реформы, обеспечивающей формирование многоуровневой пенсионной системы с устойчивым финансированием;
- внедрение элементов накопительного финансирования пенсий;
- упорядочение системы социальных льгот и выплат с перенесением основной части государственной помощи на малообеспеченные слои населения;
- регулирование вынужденной миграции.
Для реализации финансовой политики особую важность имеет инвестиционная деятельность, которая включает:
- повышение роли Бюджета развития РФ как источнику финансового обеспечения государственной инвестиционной политики;
- создание условий для организованного накопления и инвестирования сбережений населения;
- развитие ипотечного кредитования;
- привлечение прямых иностранных инвестиций.
Финансовая политика определяет перспективы развития всех секторов экономики. [11; с. 73]
3.2 Методы и критерии эффективности управления финансами в РФ
Поскольку в ближайшей перспективе, по нашему мнению, нет оснований рассчитывать на качественное изменение экономической конъюнктуры, переориентация сложившейся модели формирования финансовых ресурсов реально может основываться лишь на увеличении оплаты труда наемных работников, участия сектора услуг и индивидуальных предпринимателей в образовании общегосударственных фондов денежных средств, адекватной их доле в ВВП: минимизации потерь от уклонения уплаты налогов.
Компонентом роста финансовых ресурсов могут стать сбережения населения, но от властных структур требуется их привлечение не просто в качестве кредитного источника, а целенаправленное перераспределение для финансирования производственных инвестиций (посредством выпуска федеральных, региональных и муниципальных ценных бумаг целевого характера).
Для обеспечения устойчивого развития экономики страны, помимо уменьшения (ликвидации) дефицита финансовых ресурсов, требуется поддерживать устойчивую сбалансированность между принятым к удовлетворению объемом общественных потребностей и размером денежных средств, аккумулируемых для этого в общегосударственный фонд.
Формирование нового механизма хозяйствования в нашей стране предусматривает не только изменение пропорций перераспределения денежных средств между государством и субъектами рыночных отношений. Он предполагает принципиальный пересмотр всей совокупности средств и способов регулирования в целях совершенствования финансового перераспределения. Меру их соответствия потребностям материального производства и социального развития, их способность адаптироваться к реальной ситуации автор относит к критериям оценки эффективности функционирования механизма финансового регулирования социально-экономических процессов. Следовательно, формирование новых критериев оценки эффективности финансового регулирования можно считать четко прослеживающейся закономерностью.
При установлении конкретных форм финансового перераспределения стоимости обязательным должен быть анализ финансовых затрат и выгод от различных перераспределительных систем, их соотношение с общественными потерями и компенсацией последних. Так, при определении принципов налоговой политики более предпочтительна ориентация на налогообложение товаров с превалирующей эластичностью предложения в комплексе с дотированием наименее обеспеченных групп потребителей. С точки зрения совокупных интересов общества это наиболее оптимальный вариант, ибо минимизируются потери всех участников финансовых отношений. Движение к новому качеству экономического роста невозможно без проведения структурных преобразований российской экономики. Важным элементом концепции обеспечения ее устойчивого роста должна стать смена капиталоемкой модели развития на трудоемкую и, соответственно, перенесение приоритетов в развитие обрабатывающей промышленности. В этой связи предлагается активно использовать финансовые регуляторы для переориентации экономики на производство потребительских товаров и услуг, приспособление ее к структуре инвестиционного спроса, проведение реальной конверсии военного производства и т.п.
Одна из главных проблем реформирования финансового механизма — создание экономически обеспеченной финансовой базы для всех национально-государственных и административно — территориальных образований.
Критериями выбора конкретных методов и средств финансового воздействия должна быть их способность:
1) обеспечить оптимальное решение стратегических проблем экономического и социального развития, а также формирование прогрессивных пропорций общественного воспроизводства;
2) поддерживать стабильную социальную защищенность граждан;
3) открывать простор для инициативы и предприимчивости каждому субъекту экономики.
Чтобы финансовые методы регулирования экономики не снижали стремление предпринимателей и отдельных работников к росту конечных результатов деятельности, государство должно систематически контролировать экономическую обоснованность складывающегося соотношения между доходами, оставляемыми хозяйствующим субъектам и гра…