Введение
Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день образование является одним из важнейших факторов в жизни человека, общества, государства, страны. Становясь взрослее, человек постепенно получает знания. Но фундаментом для него будут являться знания, которые он получит в ВУЗе. Наличие этих знаний, а значит высокого уровня образованности и умений — залог успешной будущей работы и вклад в развитие страны.
Уровень научно-технологического прогресса с каждый днем становится все выше, требуя более качественное и совершенное образование, которое мы называем инновационным. Инновационное образование — образование, которое обеспечивает высокий уровень конкурентоспособности, а это для национальной инновационной системы имеет большое значение, которая постоянно меняется, так как этого требует развитие. Именно развитие заставляет государства устойчиво разрабатывать, совершенствовать и внедрять новые технологии, для того, чтобы быть одним из передовых государств. Если меняется национальная инновационная система, значит должно меняться образование — должен меняться ВУЗ, чтобы давать качественное и эффективное образование.
Цель данной курсовой работы: рассмотреть процесс трансформации ВУЗов, определить, что необходимо для эффективного изменения ВУЗов, какие факторы играют в этом процессе значительную роль и рассмотреть процесс трансформации ВУЗа на примере технопарка НИ ИрГТУ.
1. Трансформация ВУЗов как элементов инновационной инфраструктуры
1.1 Инновационная инфраструктура и роль ВУЗов в ней
Что такое инновационная инфраструктура? Это комплекс взаимосвязанных структур, обслуживающих и обеспечивающих реализацию инновационной деятельности, а именно: центры трансферта технологий, инновационно-технологические центры, технопарки, учебно-деловые центры и другие объекты, призванные обеспечивать вовлечение в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и быстрое продвижение инноваций от исследований к коммерциализации и выпуску промышленной продукции. В эту структуру также входят международные инновационные центры и совместные предприятия с зарубежными партнерами.
Высшее образование — это основной фундамент всех технологий, разработок, всех достижений научно-технического прогресса. Как отмечает заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Алексей Пономарев: «Развитие исследовательского компонента ВУЗов — один из важнейших приоритетов политики государства. Это необходимый элемент инновационной инфраструктуры экономики, механизм генерации новых идей и технологий, их внедрения и тиражирования. В то же время, без развития соответствующей инфраструктуры ВУЗов, участия их в прикладных исследованиях невозможно обеспечить и качественную подготовку специалистов для приоритетных направлений научно-технологической модернизации России».
Основные направления развития инновационной инфраструктуры
... систематизация проблем развития инновационной инфраструктуры и определение направлений ее активизации на примере Пензенской области. Объект исследования - инновационная инфраструктура в Пензенской области. Предметом исследования является взаимодействие подсистем инновационной инфраструктуры в процессе работы инновационных предприятий. Теоретическую ...
1.2 Традиционная модель развития ВУЗов
Традиционная роль ВУЗов — получение, накопление и передача обществу знаний в форме обучения, публикаций и научных дискуссий. Учебный процесс раньше носил стереотипно-стандартизированный характер. Что это означает? Только одно, что схема процесса передачи знаний из года в год практически не менялась. Лектор читал лекции, в основном жестко теоретизированные, слушатели — студенты внимали и конспектировали услышанную информацию. По завершению курса писали курсовые работы по усвоенному материалу. Но в большинстве случаев все это сугубо теоретизированный процесс без адекватной практической применимости. И в конечном итоге степень запоминания изложенного материала среди выпускников ВУЗов невысока, так как студент не всегда видит возможность практического применения своих знаний, а еще хуже — не знает в каких ситуациях и с какой стороны вопроса их возможно использовать.
Помимо этого недостатка, этой модели присущ ряд других минусов:
1. Традиционная модель обучения способна стимулировать лишь мотив достижения, блокируя познавательную мотивацию и, тем более, трансформацию последней в профессиональную.
2. Традиционная модель обучения предполагает в основном фронтальное, а потому и дистанционное общение преподавателя со студентами, что создает значительный дефицит диалога между участниками учебного процесса. Это обстоятельство исключает реализацию принципа индивидуализации обучения.
3. Традиционное обучение в силу своей авторитарности не дает студенту равное с преподавателем право на активность, не стимулирует переход студента из позиции потребителя учебной информации в позицию творца своих знаний и самого себя.
В связи со всем вышесказанным, традиционная модель обучения не создает условий для полноценного профессионального и личностного воспитания будущего специалиста. А это означает, что ВУЗы должны сформировать новую — инновационную модель, задачей которой будет являться приоритетное развитие современных методов управления научными исследованиями, правовой охраной и коммерциализацией инновационных разработок.
1.3 Предпосылки перехода ВУЗов на инновационную модель развития
Помимо явных недостатков традиционной системы, одной из основных причин перехода на инновационную модель является проблема старения кадров, являющихся носителями используемых технологий. Без поступления молодых работников используемые технологии могут быть частично утеряны. Средний возраст научных и конструкторских кадров высшей квалификации научно-исследовательских предприятий близок к пенсионному (см. таблицу 1).
Таблица 1
Средний возраст научных кадров |
2010 год |
|
научного сотрудника |
45 |
|
кандидата наук |
49 |
|
доктора наук |
60 |
|
Восполнение кадрового потенциала за счет молодежи не покрывает потерь за счет оттока специалистов старшего поколения. Сложная ситуация складывается со средним техническим персоналом, который во многом определяет эффективность использования технологий в промышленности. Высокий кадровый потенциал, который в течение последних лет был преимуществом развития инновационной системы, может постепенно сойти на нет без адекватной его подпитки молодыми сотрудниками.
Существенную роль в трансформации ВУЗов играет объединение науки, образовательного процесса и производства, повышения эффективности взаимодействия которых можно добиться путем создания технопарка и его развития. Рассмотрим этот процесс подробнее.
1.4 Процесс трансформации ВУЗов
Снижение конкурентоспособности традиционных институтов образования, а также недостаточная интеграция науки и производства свидетельствуют о необходимости создания принципиально новых учреждений высшего образования. Традиционное образование как система получения знаний отстает от реальных потребностей современной науки и производства. Инновационное же образование предполагает обучение в процессе создания новых знаний — за счет интеграции науки, непосредственно учебного процесса и производства, позволяющей сохранять ориентацию на практическое применение получаемых знаний.
Некоего шаблона инновационной модели университета, по которому будет строиться образовательный процесс — нет. Каждый ВУЗ ищет свою оптимальную модель инновационного развития. Трансформация ВУЗов подразумевает формирование на базе ВУЗов технопарков, интеграцию с предприятиями бизнес-структуры, инновационную технологию обучения.
Инновационная деятельность Высших учебных заведений базируется на взаимодействии науки и образования. Экономическая основа такой интеграции представляет объединение ресурсов и механизмов научного и образовательного комплексов для получения народнохозяйственного и коммерческого эффектов. Структурная основа предполагает организационную интеграцию научных организаций и образовательных учреждений в единые научно-образовательные комплексы с целью оптимизации структуры науки и образования. Инновационная основа обеспечивает интеграцию инновационных потенциалов сферы науки и образования с целью активизации инновационной деятельности в экономике.
Таким образом, наука и образование становятся главными приоритетами, обуславливающими национальную стратегию развития государства в двадцать первом веке, а инновационная деятельность высших учебных заведений создает принципиально новый ресурс — инновационные знания, достижения и технологии будущего.
С переходом к рыночной экономике перед ВУЗами появилась проблема коммерческого использования своих разработок и результатов исследований, когда средства на поддержку и развитие уже выделены. И результат в виде разработок уже имеется. Здесь встаёт вопрос: что дальше?
После того как учёная мысль преобразуется в опытный образец, её путь заканчивается. Начинаются поиски предпринимателей в поисках финансирования. В большинстве случаев работа идёт по принципу «изобретение ради изобретения». Реже учёные работают на «заказ», и покупатель разработки известен заранее. Так, например, для того, чтобы не ждать, когда последует заказ на разработку какой-либо технологии, петербургские ученые создали ООО «Центр ноу-хау», который торгует «изобретениями на заказ». За 4 года существования в этом центре выполнено 25 проектов в разных отраслях — от топливно-энергетического комплекса до кондитерского производства. Готовый продукт передавался клиенту со всеми правами. Один из таких заказов состоял в следующем: владельцы цементного завода обратились к ученым с задачей построения терминала для отгрузки цемента с железнодорожного состава на судно. Стоимость строительства стандартного терминала на перевалку 1 млн. т. цемента в год — около $20 млн., ученым нужно было уложиться в сумму $3 млн. Они решили, не строить терминал, а предложили использовать водонепроницаемые контейнеры, в которые изначально загружают цемент. На берегу контейнеры накапливают на площадке до прихода судна. При погрузке их перемещают на судно с помощью крана. При опускании в трюм дно контейнера открывается, и цемент высыпается, а пустой контейнер возвращается на цементный завод.
В Пентагоне, к примеру, ученые создали радиоуправляемых жуков по заказу DARPA (Defence Advanced Research Projects Agency) — агентство передовых оборонных исследовательских проектов, работающее в структуре министерства обороны США. Цель финансируемого Пентагоном проекта — создание шпионской видеокамеры на базе летающих насекомых, которые управляются дистанционно. Ученые Хиротака Сато и Мишель Махарбиз заставили жуков взлетать, снижаться, поворачивать и приземляться по команде с пульта управления. Для этого в их мускулатуру и нервную систему были имплантированы электроды, а на передней спинке укреплены радиотрансивер, контроллер и микроскопическая батарея.
При инновационном подходе новые знания либо овеществляются и становятся новой продукцией, либо становятся объектами интеллектуальной собственности, услугами, новыми технологиями. Тем самым результаты научной деятельности, масштабным источником которой является Высшая школа, становятся объектом купли-продажи, то есть превращаются в товар. Для реализации данного товара, необходимо тесное взаимодействие с предприятиями бизнес-структуры. Чтобы это взаимодействие было наиболее эффективным, необходимо сформировать технопарк, первый из которых появился в 50-х годах 20 века в Калифорнии, при Стэнфордском университете. Здесь же сформировались всемирно известные теперь компании — например, Hewlett-Packard, основанная еще в 1939 году двумя выпускниками Стэнфордского университета, а также технологический регион, получивший позже название «Кремниевая долина».
В Европе первые технопарки возникли в начале 70-х годов в Великобритании. Первыми были Исследовательский парк Университета Хэриот-Уатт, Эдинбург; Научный парк Тринити-колледжа, Кембридж; Левен-ла-Нев, Бельгия; София-Антиполис в Ницце, и ЗИРСТ в Гренобле, Франция. Эти парки повторяли раннюю модель научного парка США. Здесь их называют «научными парками». Как и в США, создавались такие парки при крупных университетах, которые ими полностью распоряжались.
В России формирование первой волны технопарков началось в конце 1980-х — начале 1990-х гг. Большая их часть была организована в Высшей школе. Эти технопарки не имели развитой инфраструктуры, недвижимости, подготовленных команд менеджеров. Они, как правило, создавались в качестве структурного подразделения ВУЗа и не были реально действующими организациями, которые инициируют, создают и поддерживают малые инновационные предприятия.
Первый технопарк в Российской Федерации был создан в 1990 г. — это «Томский научно-технологический парк». Он создан на основе опыта одного из иннорегионов Франции. Затем в течение года появились: технопарк (научно-технологический парк) МГУ и технопарк города Зеленоград. Затем их образование резко ускорилось: 1991 г. — 8, 1992 г. — 24, 1993 г. — 43, 2010 г. — 84.
Создание технопарков необходимо для более эффективной интеграции ВУЗов и предприятий, т.к. в ВУЗах при осуществлении научно-исследовательской деятельности преподавателей и студентов возникает немало интересных идей. Экспортировать их за рубеж нецелесообразно. Более выгодным представляется доработать инновационные проекты и запустить их в производство.
Технопарк — это плацдарм для развития малых инновационных предприятий. Кроме того, реализация этой задачи способствует формированию системы подготовки высших научных и управленческих кадров для промышленных отраслей. Создание технопарка предлагается на базе ВУЗов как объединения организаций, заинтересованных в инновационном развитии региона, а также технических и технологических ВУЗов, заинтересованных в реализации собственных инноваций. Технопарк как самостоятельная финансовая структура будет ориентирован на решение следующих важных задач: получение инноваций, организация технологического трансфера и коммерциализация результатов исследования. Главная цель создания такой структуры заключается в сохранении научного потенциала региона, обеспечения комплексного развития наукоемких отраслей и повышения конкурентоспособности промышленных предприятий.
Создание технопарка обуславливает возникновение ряда преимуществ, которые имеют большое значение для экономики региона: разумное вложение средств, предусмотренных областной властью на развитие предпринимательства; появление новых рабочих мест, объединение в одной инфраструктуре нескольких технологий бизнеса, и наконец, упорядочивание транспортных потоков. Каждый технопарк формирует свою организационную структуру, которая определяется исходя из основных направлений и специфики его деятельности. Обязательными структурными составляющими технопарка являются:
- инкубатор малого бизнеса, размещаемый в многоофисном здании, в котором на льготных условиях располагаются начинающие инновационные фирмы на срок, не превышающий три года;
- малые и средние предприятия, вышедшие из инкубатора, но пожелавшие остаться на территории технопарка;
- предприятия и фирмы, которые пришли в технопарк из высших учебных заведений, научных центров, промышленных предприятий;
- дочерние фирмы, филиалы, отделения крупных предприятий и корпораций;
— сервисные предприятия и фирмы, предоставляющие компаниям технопарка информационные, юридические, патентные, лицензионные, инжиниринговые, маркетинговые, бухгалтерские, финансовые, рекламно-издательские и другие услуги, не противоречащие целям и задачам деятельности технопарка.
Основной структурной единицей технопарка является центр. Обычно в структуре технопарка представлены:
- инновационно-технологический центр,
- учебный центр,
- консультационный центр,
- информационный центр,
- маркетинговый центр,
- промышленная зона.
Важным следствием создания технопарка является симбиоз нескольких технологий в звенья одной экономической цепочки: научная разработка, реализация опытных образцов, кооперация малого, среднего и крупного бизнеса, маркетинговые исследования, экспозиционно-выставочные возможности и потенциальная реализация.
Подобная концентрация различных технологий в одном месте упрощает транспортные и межбизнесные коммуникации. Будет задействован человеческий ресурс, научно-исследовательский потенциал, так что косвенный эффект может оказаться выше, чем даже прямой экономический.
1.5 Перспективы развития технопарков в России
Перспективы создания и развития технопарков очень велики. Чтобы это показать, проанализируем развитие технопарков в России за последние 4 года и развитие их в ближайшем будущем:
В марте 2006 г. премьер-министр Михаил Фрадков подписал распоряжение о создании технопарков «в соответствии с распоряжением президента», и была принята госпрограмма об их развитии в 2006-2010 гг.
В 2006 г. в рамках госпрограммы планировалось выделить на все годы ее реализации 26 млрд. руб.
В 2007 и 2008 гг. федеральный бюджет перечислил на создание технопарков более 3 млрд. руб. Число технопарков, которые планировалось построить, достигло 10. К 2008 г. совокупный объем продукции технопарков достиг 20 млрд. руб., по прогнозам Реймана, в технопарках, в этом же году, должны быть заняты 19 тыс. человек.
В 2009 г. изначально планировалась такая же сумма, как в 2008 г. — 3 млрд. руб., но в итоге более трети из этих денег были возвращены в бюджет, а затраты составили 1,9 млрд. Общая выручка запущенных четырех технопарков в 2009 г. составила лишь 7,5 млрд. руб. В декабре 2009 г. стало известно о постановлении правительства, которое изменило принятый в декабре 2007 г. документ «О порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на создание технопарков в сфере высоких технологий». Основное изменение коснулось выделяемых сумм и числа объектов, которые получат деньги. В постановлении 2007 г. говорилось о том, что суммарно на развитие технопарков будет направлено более 2,3 млрд. руб., в измененном варианте общее финансирование сократилось практически до 1,5 млрд. Министерство финансировало только 5 технопарков из 10.
Всего за три года (2007-2009) по госпрограмме федеральный бюджет направил на развитие технопарков около 5 млрд. руб.
В апреле 2010 г. было принято решение о том, что программу решено продлить до 2014 г. Согласно планам госпрограммы, должны были появиться 10 технопарков. Минкомсвязи неоднократно снижал финансирование по программе. В 2009 г., сумма снизилась до 1,9 млрд. руб., а в 2010 — до 1,5 млрд. руб.
На Байкальском экономическом форуме в Иркутске Леонид Рейман предсказал, что к 2011 г. совокупный объем продукции технопарков достигнет 117,5 млрд. руб.
Через четыре года, т.е. в 2014 г. общий объем произведенной продукции и услуг резидентами технопарков должен составить около 234 млрд. руб., а количество рабочих мест должно превысить 37 тыс. человек, подсчитало Минкомсвязи. Но для этого необходимо, чтобы федеральный бюджет выделил 13,6 млрд. руб.
2. Процесс трансформации ВУЗа на примере создания и развития технопарка Национального исследовательского Иркутского государственного технического университета
2.1 Инновационный ВУЗ
инновационный технопарк университет национальный
В декабре 2000 года по инициативе ректора профессора Головных И.М., на Ученом совете ИрГТУ была утверждена «Концепция научно-технической политики университета на 2001-2005 гг.», согласно которой главным вектором развития ИрГТУ принято создание на его основе инновационного университета.
Инновационный университет — это университет предпринимательского типа, для которого основными видами деятельности являются научная и образовательная деятельность на основе инновационных технологий и принципов управления. Основными профильными рынками для ВУЗа предпринимательского типа являются рынок образовательных услуг и подготовки специалистов, рынок интеллектуального труда и наукоемкой продукции, научного обслуживания и консалтинговых услуг.
Фундаментом университета предпринимательского типа является созданный под руководством ректора научно-технологический парк «Технопарк ИрГТУ».
2.2 Технопарк ИрГТУ
Функционирование Технопарка ИрГТУ направлено на решение актуальных проблем предприятий Иркутска, Иркутской области и в целом Сибирского региона, посредством:
- создания условий для деятельности малого инновационного предпринимательства;
- привлечения профессорско-преподавательского состава ИрГТУ к инновационной деятельности;
- преобразования научных разработок университета в конкурентоспособные и импортозамещающие технологии, товары и услуги;
- передачи разработанных инновационных продуктов предприятиям;
- подготовки конкурентоспособных высококвалифицированных кадров, способных эффективно работать в рыночных условиях.
За годы своего становления технопарк ИрГТУ получил из федерального бюджета 27,5 млн. рублей. ИрГТУ направил на развитие технопарка 170 млн. рублей собственных внебюджетных средств. В состав технопарка ИрГТУ сегодня входят 9 региональных структур, 19 предприятий наукоемкого бизнеса, 12 IT-структур; 7 научно-исследовательских и испытательных лабораторий, 21 учебно-научно-производственный центр, 2 проектных бюро, инкубатор малого бизнеса. Университет построил новое здание технопарка стоимостью 175 млн. рублей. Здесь на площади около 6 тыс. квадратных метров располагаются УНПЦ, предприятия, выставочный центр. В 2006-2009 годах построен новый корпус внедренческого центра Технопарка ИрГТУ, общей площадью 5690 м 2 .
Общее руководство Технопарком ИрГТУ осуществляет ректор университета — Головных Иван Михайлович. Структура Технопарка ИрГТУ представлена в приложении 1.
В Технопарке ИрГТУ успешно функционируют региональные структуры. В их числе:
- Региональный центр развития инновационной деятельности;
- Байкальский центр трансфера технологий;
- Байкальский коучинг-центр по венчурному предпринимательству;
- Байкальская ассоциация бизнес-ангелов;
- Региональная школа инновационного менеджмента;
- Региональный центр Сибирского федерального округа по кадастру движимого имущества и др.
Основными направлениями работы Регионального центра развития инновационной деятельности ИрГТУ являются:
- содействие развитию кооперационных связей между субъектами инновационной системы Иркутской области;
- развитие информационной, экспертно-консалтинговой и образовательной инфраструктуры инновационной деятельности в Иркутской области;
- содействие субъектам инновационной системы области в обеспечении доступа к новейшим разработкам и введении интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот;
- развитие института индустрии венчурных инвестиций в Иркутской области.
2.3 Предприятия наукоемкого бизнеса
При университете и с его участием в структуре Технопарка ИрГТУ учреждены и активно коммерциализуют свои разработки следующие предприятия наукоемкого бизнеса:
- ООО НТЛ «ТОМС» — директор д.т.н., профессор Федотов К.В.;
- ООО «Байкалгеосервис» — директор к.т.н., доцент Охотин А.Л.;
- ООО «Инновационный центр компьютерной диагностики автомобилей» — директор к.т.н., доцент Григорьев И.М.;
- АНО «Головной аттестационный центр ВСР НАКС» — директор проф. Нестеренко Н.А.;
- ООО «Байкальский горно-технический центр» — директор проф. Загибалов А.В.;
- ООО ИЦ «Энергоэффективность» — директор — к.т.н., доцент Толстой М.Ю.;
- ООО «АРТЕФАКТ» — директор — профессор Пальчинский В.Г. и т.д.
Одно из самых перспективных предприятий — ООО НИиПИ «ТОМС» (технология обогащения минерального сырья).
Специалисты «ТОМС» создали для Сибири, Урала, Якутии, Казахстана, ЮАР модульные обогатительные фабрики. Сотрудники «ТОМС» реализуют только международные признанные технологи обогащения минерального сырья.
Студенты, которые учатся в ИрГТУ, имеют возможность работать на предприятии «ТОМС», расположенном на территории ВУЗа. Учащийся получают деньги за выполнение лабораторных работ. Студенты зарабатывают в «ТОМСе» по 10-15 тыс. рублей. Аспирант на этом предприятии получает заработную плату в размере 35-40 тыс. рублей. Когда молодой ученый идет на защиту своей диссертации, у него есть путеводная звезда — ученая степень плюс солидная премия. Сначала эта премия равнялась $30 тыс., затем подросла до $50 тыс. А недавно директор «ТОМС» решил для защитившихся аспирантов вместо премий вносить первоначальный взнос за жилье и помогать в его приобретении.
Объемы, которые осваивали предприятия технопарка до 2005 года, были небольшими — в пределах 30 млн. рублей в год. На рынке ценятся новые знания, которые позволяют трансформировать устаревшие технологии, замещать их и на этой основе делать прорыв. Был создан новый фундамент для развития инновационной деятельности ИрГТУ: были открыты Центр фундаментальных исследований и Байкальский центр нанотехнологий. Эти две структуры являются генераторами передовых идей в области фундаментальных научных исследований и позволяют делать технологические прорывы в любом из направлений. Задача у них одна — фундаментальная наука должна трансформироваться в прикладные разработки и выходить на потребности рынка. Сложившаяся структура технопарка ИрГТУ обеспечивает это наиболее оптимально.
Чтобы помочь перспективным ученым освоить основы бизнеса, были открыты региональная школа инновационного менеджмента и бизнес-инкубатор, которые помогут в создании инновационных проектов, бизнес-планов, чтобы работать с банками и инвесторами.
2.4 Бизнес-инкубатор ИрГТУ
В бизнес-инкубаторе закладываются основы будущих предприятий наукоемкого бизнеса. Он реализует следующие функции:
- конкурсный отбор инновационных проектов;
- создание авторам разработок условий для доведения наукоемких разработок до требуемого уровня конкурентоспособности:
- а) предоставление лабораторий;
- б) предоставление оборудования;
- в) помощь в защите интеллектуальной собственности;
- д) экспонирование разработки на выставках;
- е) финансирование наукоемких разработок;
— содействие созданию и развитию малых предприятий в научно-технической сфере. В бизнес-инкубаторе ученый создает инновацию, апробирует ее и выводит на рынок. Когда инновационная структура работает в тандеме с предприятием — это идеальный случай. Своим будущим инновационным предприятиям ВУЗ выделял на конкурсной основе площади, оснащенные оргтехникой, элементарной инфраструктурой.
В ВУЗе также организована сеть учебных научно-производственных центров (УНПЦ) при кафедрах вуза. На сегодняшний день их почти 30. Задача центров в том, чтобы из результатов научной работы сделать технологию или разработку, которые можно формировать в инновации.
2.5 Ближайшие перспективы
В настоящее время технопарк ИрГТУ подготовил новых проектов на 3 млрд. рублей. ИрГТУ работает с Кореей, Монголией. В ближайшее время приезжают специалисты из Германии, заинтересованные в его разработках.
Если говорить об объемах, которые осваивают предприятия наукоемкого бизнеса, то динамика хорошая. В 2005 году было освоено 58 млн. рублей, в 2006 году 197 млн. рублей, в 2008 году — 230 млн. рублей, в прошлом году — 391 млн. рублей. В этом году планирует выйти 1,2 млрд. рублей.
Заключение
Одна из наиболее актуальных сегодня тем — образование. Именно благодаря образованию мы получаем необходимые знания, новые идеи по улучшению различных сфер жизнедеятельности человека. Для того, чтобы воплотить их в жизнь, необходимо детально проработать идею, определить ее перспективность, «довести до ума» (сделать опытный образец) и найти средства, чтобы коммерциализировать разработку. А это возможно при взаимодействии с предприятиями бизнес-структур. Часто, если опытный образец изготовлен не по заказу, очень сложно обеспечить его финансирование, в результате, как идея, так и сама разработка пропадают.
Решение этой проблемы — создание технопарка, который объединяет в себе все необходимое для создания идей, преобразования их конкурентоспособные технологии, товары и услуги. Технопарки осуществляют передачу разработанных инновационных продуктов предприятиям, что позволяет реализовать идеи, получившие воплощение в виде товара.
Также технопарки обеспечивают высокий уровень конкурентоспособности предприятий за счет того, что оно имеет «на руках» исключительно новый, а значит и конкурентный продукт (технологию), который способен принести ему сверхприбыль.
Таким образом, мы видим необходимость и перспективность развития ВУЗов, а также находящихся при них технопарках, которые, на мой взгляд, являются связующим звеном в процессе развития национальной инновационной системы.
Список литературы
1. Гин А.А. Образование в новом мире. ТРИЗ-ПРОФИ: эффективные решения Ver. 1.0. 2005.
2. Козлов А.В., Погребная Т.В., Сидоркина О.В. Инновационные образовательные технологии и инновационное образование «Вестник ИПК» май, 2008 г.
3. Непомнящий Е.Г. Экономика и управление предприятием 2005, 317 с.
4. Тиханович О.А. Инновационность информационной среды вуза как условие качественной реализации образовательной программы. Вестник МГУКИ — 2007. — №3.
5. Стронгин Р., ИА «Альянс Медиа», 2008 г.