С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к постановке бухгалтерского учета в организациях. От жесткой регламентации учетного процесса со стороны государства в прошлом в настоящее время перешли к разумному сочетанию государственного регулирования и самостоятельности организаций в постановке бухгалтерского учета. Сущность новых подходов к постановке бухгалтерского учета заключается в основном в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета организации самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставленных перед учетом задач.
Общепризнанно, что бухгалтерский учет на предприятии должен осуществляться по определенным правилам. Проблема заключается в установлении такой совокупности правил, реализация которых обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета. При этом под эффектом в данном случае понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность и полезность для широкого круга заинтересованных пользователей.
Важными решениями, которые принимаются руководством организации, являются составление и утверждение учетной политики для налогового учета. При грамотном применении данного инструмента можно легально минимизировать налоговую нагрузку и иметь документ, позволяющий отстоять интересы организации в суде.
Значение учетной политики недооценивается многими организациями, в которых к разработке учетной политики относятся формально, не изучают последствия применения тех или иных ее элементов.
При формировании учетной политики для целей налогообложения по конкретному вопросу осуществляется выбор одного из нескольких вариантов, допускаемых законодательными и нормативными актами, входящими в систему нормативного регулирования налогообложения в Российской Федерации.
Многовариантность учета показателей деятельности хозяйствующего субъекта позволяет использовать налоговую политику в целях налоговой оптимизации, под которой следует понимать совокупность плановых действий, определяющих уровень и структуру налоговой нагрузки и обеспечивающих своевременные расчеты с бюджетом.
Предприятия часто подвергаются проверкам вышестоящих организаций, налоговых органов, аудиторских фирм. При этом можно сказать, что одним из основных документов, подвергающихся первоочередной проверке, является принятая учетная политика предприятия.
Учет денежных средств в кассе организации
... УЧЕТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В КАССЕ ОРГАНИЗАЦИИ касса денежный инвентаризация учет 1.1 Нормативно-правовое регулирование учета денежных средств в кассе организации Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Закон «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету), ...
В связи с эти основной целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности учетной политики предприятия для целей налогообложения.
Задачами данной курсовой работы будут:
- раскрыть сущность учетной политики организации для налогообложения;
- рассмотреть формирование учетной политики в целях налогообложения и ее основные элементы;
- отметить факторы, влияющие на выбор учетной политики;
- охарактеризовать задачи, решаемые при формировании учетной политики;
– рассмотреть отличия учетной политики для целей налогообложения от учетной политики для целей бухучета.
Разработка налоговой учетной политики является для бухгалтеров обычным делом начиная с 2002 г., т.е. с момента вступления в силу главы 25 НК РФ. Однако сам термин «учетная политика предприятия для целей налогообложения» получил законодательное определение лишь в 2006г., когда это словосочетание было введено в состав основных понятий и терминов законодательства о налогах и сборах.1
Под учетной политикой, согласно НК РФ, понимается «выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых настоящим Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика»2 . Таким образом, основная задача, которую надо решить организации при составлении учетной политики для целей налогообложения, — это выбор способов и методов учета доходов и расходов, применительно к которым законодательством предложена вариативность или по которым отсутствуют законодательные нормы.
Необходимость создания учетной политики организации в целях налогообложения обусловлена предписанием законодательства об осуществлении самостоятельного ведения налогового учета, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета.3 Строгой регламентации по составлению учетной политики в целях ведения налогового учета не существует. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать обязательные формы налогового учета (аналитические регистры).
Эти формы, а также порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатывает сам налогоплательщик.
Организация – налогоплательщик вправе:
«Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.»4 К учетной политике для целей налогообложения должны прилагаться формы регистров налогового учета.
На практике существует 2 основных способа закрепления соответствующих методов ведения налогового учета:
Поскольку, согласно НК РФ, «налоговый учет — система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом.»5 , а учетная политика – инструмент формирования необходимой информации для налогового учета, следовательно, можно говорить о том, что учетная политика применяется в отношении тех налогов, которые уплачивает организация.
Учётная политика предприятия для целей налогообложения
... занимается учетной политикой для целей налогообложения, но в небольших организациях такой возможности нет, поэтому, чтобы облегчить работу бухгалтера, здесь рассмотрены возможности совмещения учетной политики для целей налогообложения и целей бухгалтерского учета. Предприятия часто подвергаются проверкам вышестоящих организаций, налоговых ...
«Например, она может быть составлена по видам налогов, в частности, иметь разделы по ведению учета в целях исчисления НДС и налога на прибыль организаций. Если организация не применяет специальные налоговые режимы, то отражать правила ведения учета в целях исчисления данных налогов не следует.»6
В налоговой учетной политике необходимо закреплять положения по ведению учета лишь по диспозитивным нормам, то есть по тем нормам, которые предлагают различные варианты учета.
Обязанность предоставления налоговой учетной политики четко не закреплена за налогоплательщиками ст. 23 НК РФ, где перечислены основные обязанности организаций. В то же время налогоплательщики обязаны предоставлять в налоговые органы документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов. Специальной ответственности за непредставление учетной политики в налоговые органы не установлено.
Однако учетная политика может быть запрошена в ходе налоговой проверки, когда данный документ необходимо предоставить в течение 10 дней с момента получения требований.
1.2 ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГОВОГО УЧЕТА И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ.
Согласно ст. 167 НК РФ принятая учетная политика в целях налогообложения:
При разработке учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета организации зачастую стоят перед выбором между двумя целями: Лишь в случае разработки самостоятельной налоговой и бухгалтерской учетной политики возможно достижение этих двух целей.
При разработке учетной политики в целях налогообложения необходимо учитывать возможные трудности, связанные с постановкой и ведением налогового учета, зависят от ряда характеристик, например, таких, как:
При разработке соответствующей учетной политики необходимо одновременное достижение двух целей: постановка оптимальной системы налогового учета и закрепление в учетной политике таких элементов, которые бы не противоречили законодательству и максимально соответствовали специфике деятельности организации.
В рамках, очерченных НК РФ, организация-налогоплательщик самостоятельно разрабатывает и утверждает элементы учетной политики в целях налогообложения. Наиболее разумным является группировка элементов учетной политики по видам налогов.
Структура учетной налоговой политики может быть следующая. Первая часть — организационная, в ней устанавливаются правила ведения налогового учета, ответственные лица, для организаций со сложной организационной структурой указываются порядок и сроки представления документов в головную организацию. Вторая часть — методологическая, в ней приводятся конкретные методики по расчету отдельных видов налогов. «Для наглядности данную часть можно представить в форме таблицы, в которой указываются налоги и применяемые к их исчислению правила со ссылкой на конкретную статью НК РФ.»7
Для того чтобы не перегружать учетную политику, целесообразно включать в нее только те элементы, которые организация непосредственно использует в своей финансово-хозяйственной деятельности. При необходимости внесения изменений в отдельные положения их можно оформлять дополнениями к учетной политике. Если НК РФ регламентирована только одна конкретная методика исчисления или уплаты налога и варианты не предусматриваются, то в учетной политике данные методики утверждать не следует.
На управление величиной уплачиваемых организацией налогов влияет только методологическая часть политики, положения, утверждаемые организационной частью политики, к величине налогов отношения не имеют.
В учетной политике для целей налогообложения организации необходимо раскрыть:
Порядок организации ведения налогового учета организация-налогоплательщик определяет самостоятельно. При этом он должен обеспечивать контроль за правильностью формирования показателей, учитываемых при определении налогооблагаемой базы. Данный контроль может осуществляться как внутри организации, так и внешними пользователями (например, налоговыми органами), поэтому налоговый учет должен быть максимально прозрачным, начиная с первичных документов, налоговых регистров и заканчивая налоговой декларацией.
В качестве приложения к учетной политике в целях налогообложения должны прилагаться разработанные организацией формы налоговых регистров. Организации разрабатывают формы налоговых регистров, которые наиболее полно отражали бы формирование показателей, учитывающих доходы и расходы организации, в хронологическом порядке в течение отчетного (налогового) периода. Если порядок оценки и учета объектов и хозяйственных операций в бухгалтерском учете соответствуют правилам, установленным для целей налогообложения, то организация имеет право использовать данные бухгалтерских регистров для исчисления налогов.
В данном разделе также следует предусмотреть выбранный организацией способ ведения регистров налогового учета: ручной или с применением автоматизации и программных продуктов.
Таблица 1
№ | Элемент учетной политики и основание | Варианты или необходимость установления | Ссылка на норму |
1 | Применение освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превысила в совокупности 2 млн руб. |
использование права на освобождение от уплаты НДС
уплачивает НДС в общем порядке |
п. 1 ст.145 НК РФ |
2 | Отказ от использования или приостановление использования освобождения от НДС в отношении отдельных операций |
применяется
не применяется (отказ от освобождения всех таких операций) |
п. 3 и 5 ст. 149 НК РФ |
3 | Определение «входного» НДС в отношении операций п. 3 ст. 149 НК РФ по ставке 0% |
конкретный порядок расчета НДС к вычету по общим расходам, использованным для реализации по ставке 0%
|
П. 10 ст. 165 НК РФ |
4 | Момент определения налоговой базы при полученной оплате, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев |
день отгрузки при наличии раздельного учета
день оплаты, частичной оплаты при отсутствии раздельного учета |
П.13 ст.167 НК РФ |
5 | Порядок раздельного учета при наличии операций, подлежащих и не подлежащих налогообложению, а также порядок принятия к вычету НДС |
установление преимущественных видов расходов, связанных только в облагаемой и необлагаемой деятельностью
НДС принимается к вычету с учетом определенной пропорции (необлагаемая отгрузка/общая отгрузка) |
П.4 ст. 149 и п.4 ст.170 НК РФ |
6 | Порядок применения вычета, если сумма расходов по деятельности, не облагаемой НДС, не превысила 5% |
налог распределяется пропорционально отгрузке
сумма НДС подлежит вычету |
п.4 ст.170 НК РФ |
7 | Выбор иностранными организациями подразделения, по месту регистрации которого будут предоставляться налоговые декларации и уплачиваться НДС |
конкретное подразделение
|
П.3 ст. 144 НК РФ |
8 | Порядок ведения книги покупок, книги продаж |
в электронном виде
на бумажном носителе |
П.288 |
9 | Нумерация счетов-фактур обособленными подразделениями |
в порядке возрастания в целом по организации
резервирование номеров по мере их выборки присвоение составных номеров |
Таблица 2
2. Налог на прибыль организаций
№ | Элемент учетной политики и основание | Варианты или необходимость установления | Ссылка на норму |
1 | Порядок ведения регистров налогового учета и формы регистров |
дополнение регистров бухгалтерского учета
самостоятельные регистры налогового учета |
Ст.313, 314 НК РФ |
2 | Уплата авансовых платежей |
суммы аванса за предыдущий отчетный период
фактически полученной прибыли |
п. 2 ст. 286 НК РФ |
3 | Показатель для определения доли прибыли, приходящийся на организацию и каждое ее обособленное подразделение |
среднесписочная численность работников
сумма расходов на оплату труда |
П. 2 ст.288 НК РФ |
4 | Порядок уплаты налога организациям с несколькими обособленными подразделениями на территории одного субъекта РФ |
по месту нахождения каждого субъекта
через одно уполномоченное подразделение в одном субъекте РФ |
П. 2 ст.288 НК РФ |
5 | Метод признания доходов и расходов |
начисления
кассовый (если сумма выручки без НДС не превысила 1 млн) |
ст. 271, 273 ст.170 НК РФ |
6 | Метод признания доходов от сдачи имущества в аренду в составе |
выручки
внереализационных доходов |
ст.249, 250 НК РФ |
7 | Принципы и методы распределения дохода от реализации по производствам с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом, если условиями договора не предусмотрена поэтапная сдача работ |
равномерно в течение срока действия договора
пропорционально доле фактических расходов отчетного периода в обще сумме расходов, предусмотренных в смете по иному методу |
П.2 ст. 271,316 НК РФ |
8 | Критерии отнесения затрат к тем или иным группам расходов |
при наличии затрат, которые с равными основаниями можно отнести к нескольким группам расходов можно самостоятельно определять группу для данных расходов
|
П.4 ст. 272 НК РФ |
9 | Период распределения расходов по сделкам, которые не содержат условий возникновения расходов, а также если связь между расходами и доходами не может быть четко определена |
срок, в течение которого должны быть распределены данные расходы
|
П.1 ст.272 НК РФ |
10 | Метод начисления амортизации |
линейный
нелинейный |
|
11 | Порядок учета при нелинейном методе амортизации амортизационной группы, баланс которой становится менее 20000 |
ликвидация данной группы и отнесение суммарного баланса на внереализационные расходы
группа не ликвидируется |
П.12 ст.259.2 НК РФ |
12 | Учет объекта амортизируемого имущества по истечение срока полезного использования |
объект исключается из состава амортизационной группы без изменения суммарного баланса группы
не исключается из состава амортизационной группы до его фактического выбытия |
П.13 ст.259.2 НК РФ |
13 | Амортизационная премия |
использование
отказ |
П.9 ст.258 НК РФ |
14 | Специальные коэффициенты | применение коэффициентов:
повышающих
понижающих |
Ст. 259.3 НК РФ |
15 | Признание затрат на приобретение права на земельные участки |
равномерно в течение срока, определенным налогоплательщиком самостоятельно (не менее 5 лет)
в размере, не превышающем 30 % исчисленном в соответствии со ст274 |
П.3 ст.264.1 НК РФ |
16 | Создание резервов |
не создаются
создаются (по сомнительным долгам, гарантийному ремонту и обслуживанию, расходам на ремонт ОС, на оплату отпусков) |
Ст. 266, 267, 267.1, 324, 324.1 НК РФ |
17 | Предельная величина процентов по долговым заемным обязательствам |
рассчитывается как средний процент по сопоставимым обязательствам
применяется нормативная величина |
Ст.269 НК РФ |
18 | Метод оценки сырья и материалов |
по стоимости единицы запасов
по средней стоимости по стоимости первых по методу приобретения (ФИФО) по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО) |
П.8 ст.254, п.1 ст.268 НК РФ |
19 | Формирование торговыми организациями покупной стоимости товаров в части расходов на доставку |
формируется с учетом расходов на приобретение товаров
включает только суммы, уплаченные поставщику |
Ст.320 НК РФ |
20 | Перечень прямых расходов при методе начисления |
устанавливается перечень
|
П.1 ст. 318 НК РФ |
21 | Оценка остатков НЗП |
определение порядка распределения прямых расходов на НЗП и на изготовленную в текущем месяце продукцию
|
Ст. 319 НК РФ |
22 | Порядок признания прямых расходов налогоплательщика, оказывающем услуги |
распределяются на остатки НЗП
не распределяются |
П.2 ст. 318 НК РФ |
23 | Способ распределения расходов на освоение природных ресурсов, относящихся к нескольким участкам недр |
способ расчета
|
П.2 ст. 261 НК РФ |
24 | Расходы на оплату участия в конкурсе в целях приобретения лицензии на право пользования недрами в случае заключения лицензионного соглашения |
отражаются в составе расходов на лицензию как нематериальный актив
списываются в течение 2 лет как прочие расходы |
Абз.8 п.1 ст. 325 НК РФ |
3. Акцизы
Если организация является плательщиком акцизов, то в учетной политике она обязана отразить порядок определения налоговой базы по товарам, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. Учет таких товаров должен быть разделен применительно к каждой налоговой ставке.
4. Упрощенная система налогообложения
Основным элементом учетной политики при данной системе налогообложения является выбор объекта налогообложения:
4. Минимизация ожидаемых (прогнозируемых) налогов. Грамотная учетная политика позволит реально уменьшить налоговые выплаты. Например, при отнесении затрат на производство/реализацию, можно установить для налогового учета иной перечень прямых расходов чем для бухгалтерского учета. В этом случае списание затрат можно будет осуществить сразу, не растягивая на длительный период, минимизировав таким образом налоговые выплаты. Однако следует понимать, что возникает разница между бухгалтерским и налоговым учетом, а бухгалтеру придется выполнять дополнительную работу, применяя ПБУ 18/02, призванное согласовать разницу учетов.
2. ЭЛЕМЕНТЫ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ КАК МЕТОД ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
2.1 МЕТОДЫ ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ
Разнообразие вариантов учета для целей налогообложения позволяет при грамотном использовании достигать хороших результатов при налоговом планировании, а также при стремлении оптимизации налоговых. С учетом различных методов, перечисленных выше, можно выделить несколько, позволяющие управлять величиной и равномерностью налоговых выплат.
нелинейного метода
списания материально-производственных запасов методом ЛИФО
коэффициент 3
равный 2
капитальные вложения
перечень прямых затрат
резервов.
- резерв на ремонт основных средств;
- резерв предстоящих расходов на оплату отпусков;
- и т.д……………..