Законодательство, регулирующее рынок ценных бумаг, далеко от совершенства. Тем не менее сам рынок есть, он функционирует и развивается; он оказывает влияние на положение дел в государстве и способствует развитию предпринимательства.
Ценные бумаги – необходимый атрибут всякого рыночного хозяйства. Ранее во внутреннем гражданском обороте находилось лишь минимальное количество ценных бумаг, в основном выпущенных государством: облигации, предъявительские сберкнижки и аккредитивы, а в расчетах между юридическими лицами мог использоваться расчетный чек.
С переходом к рыночной экономике оборот ценных бумаг резко возрос, стал формироваться их рынок. Правда, он касался лишь так называемых “фондовых”, или “инвестиционных”, ценных бумаг – акций и облигаций, а главное, получил крайне неудовлетворительную правовую регламентацию, недостатки которой составили базу для многих злоупотреблений.
Важной вехой в развитии законодательства о ценных бумагах явилось принятие 30 ноября 1994 года части I Гражданского Кодекса Российской Федерации, который был разработан с учетом практического опыта правового регулирования рыночных отношений.
Новый Гражданский Кодекс по сравнению с ГК 1964 г. включает целую главу о ценных бумагах как объектах гражданских прав (интересно, что в старый Кодекс согласно ст.137 относил ценные бумаги к предметам (!), которые могут приобретаться лишь по специальным разрешениям).
Таким образом, акция и облигация, стояли в перечне инструментов буржуазии по угнетению рабочего класса даже раньше золота и бриллиантов.
Федеральный Закон “О рынке ценных бумаг” – первый российский закон о ценных бумагах.
Одна из главных задач, которую должен был решить Закон, – максимальная защита прав инвесторов и обеспечение правопорядка на рынке, при котором его участники четко выполняют требования законодательства.
Один из принципов, закрепленных в Законе, – сочетание вертикально-властного государственного регулирования с саморегулированием. Саморегулируемые организации получают блок полномочий и законный статус, а единая государственная политика на фондовом рынке обеспечивается путем концентрации полномочий в этой сфере в одном органе – Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, при этом ряд функций сохраняется за Банком России. Комиссия подчиняется непосредственно Президенту РФ, и этот факт свидетельствует о той значимости, которая придается фондовому рынку в экономике.
В законе положено начало установлению ответственности за использование служебной информации, а также выделена информация на рынке ценных бумаг как система отношений.
Бухгалтерский учет финансовых вложений в ценные бумаги
... принятия их на учет. Для учета финансовых вложений в бухгалтерском учете используется счет 58 "Финансовые вложения", в развитие которого открываются субсчета по видам финансовых вложений: субсчет 1 "Паи и акции"; субсчет 2 "Долговые ценные бумаги"; субсчет 3 "Предоставленные ...
Цель работы – изучение ценных бумаг в качестве объектов гражданских правоотношений.
Задачи работы:
- дать общий анализ объектов гражданского права;
- провести изучение особенностей ценных бумаг в качестве объектов гражданского права.
Глава 1. Понятие и виды ценных бумаг.
1.1. Понятие и признаки ценных бумаг.
.
Легальное определение классической ценной бумаги формулируется путем перечисления присущих ей основных признаков:1) ценная бумага – это всегда обособленный документ установленной формы с обязательными реквизитами. Документ представляет собой материальное выражение письменной формы сделки (п. 1 ст. 160 ГК).
Теоретически он может существовать на любом носителе (бумажном, электронном, оптическом и т.п.).
Однако в некоторых случаях закон прямо предписывает составление ценной бумаги на материальном носителе определенного вида. Например, из ст. 4 Федерального закона от 11 марта 1997 г. № 48-ФЗ «О переводном и простом векселе» следует, что вексель может быть составлен только на бумажном носителе.Реквизиты ценной бумаги – элементы ее формы. Требования по их заполнению очень формализованы и устанавливаются специальным законодательством. Документ, удостоверяющий какое-либо субъективное гражданское право, может иметь для него различное значение.
2) в ценной бумаге должно быть воплощено субъективное гражданское право.
3) для осуществления или передачи прав, удостоверенных ценной бумагой, необходимо предъявление (презентация) самого документа.
Поэтому утрата документа по общему правилу приводит к потере права требования по ценной бумаге, если оно не может быть восстановлено в особом порядке (ст. 148 ГК).
.
.
До сих пор в российской гражданско-правовой теории ценные безналичные бумаги, к сожалению, не до конца признаны. Больше внимания уделяется не адекватному их регулированию, а, в частности, спорам о том, могут ли они рассматриваться в качестве объекта вещных прав.
Право изобилует многими допущениями и фиксациями. Нельзя забывать, что и классические “документарные” ценные бумаги, появившиеся с развитием торгового оборота, в теории рассматриваются как бестелесные имущества.
В теории не принято проводить аналогии между безналичными ценными бумагами и безналичными деньгами.
Однако, все регулирование последних дает основание сделать вывод о том, что деньги, как вещи, определенные родовыми признаками, являются объектом вещных прав (и не только в совокупности с другим имуществом),
причем вне зависимости от того, идет ли речь о наличных или безналичных деньгах.
1.2. Двойственность ценных бумаг
Любую ценную бумагу как специфический инструмент правового регулирования можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, как инструмент оформления каких-либо отношений, как правило, обязательственных. (Для российского рынка ценных бумаг обращение ценных бумаг с вещно-правовым содержанием не является актуальным.) Виды этих прав могут быть самыми различными.
Таким образом, всегда можно говорить о правах, удостоверенных ценной бумагой, или о правах «из» ценной бумаги.
Кроме этого ценная бумага является имуществом, объектом вещных прав и может быть объектом различных договоров.
Портфель ценных бумаг
... формирования портфеля ценных бумаг; Раскрыть методику формирования и управления портфеля ценных бумаг; Сконструировать портфель ценных бумаг и рассчитать его доходность; Анализируйте основные тенденции фондового рынка с точки зрения портфельного инвестора. В качестве объекта исследования (вполне справедливо) был выбран коммерческий банк, ...
Таким образом, всегда можно говорить о правах «на» ценную бумагу, понимая под этим термином право собственности или иное вещное право. Любая ценная бумага характеризуется тесной и неразрывной связью между правами «на» ценную бумагу и правами «из» этой бумаги. Это, в частности, проявляется в классическом определении ценной бумаги, устанавливающем возможность осуществления «права из ценной бумаги» только в случае предъявления подлинника документа – ценной бумаги.
В настоящее время в связи с развитием безналичных ценных бумаг можно говорить о некоторой модификации этого определения. Однако та связь, которая устанавливает возможность осуществления прав из ценной бумаги в зависимости от обладания правами на ценную бумагу, должна существовать
при любой форме выпуска.
Это является одной из характеристик ценных бумаг, позволяющей отличить этот инструмент от имущественных прав, возникающих из договоров.
С этой точки зрения многие так называемые суррогатные ценные бумаги, типа купчих на акции, являются именно подтверждением каких-либо договорных отношений и не приобретают самостоятельного, оторванного от этих отношений значения, то есть любая ценная бумага удостоверяет имущественное право, но не любое имущественное право удостоверяется ценной бумагой.
1.3. Классификация ценных бумаг
.
Облигацией признается ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею срок номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента.
Векселем признается ценная бумага, удостоверяющая ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель) либо иного указанного в векселе плательщика (переводной вексель) выплатить по наступлении предусмотренного векселем срока определенную сумму владельцу векселя (векселедержателю) (ч. 1 ст. 815 ГК).
Чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю (п. 1 ст. 877 ГК РФ).
Законодательство и практика чекового обращения знает несколько разновидностей чеков: по субъектам различаются чеки предъявительские, ордерные и именные; с точки зрения инкассации (получения денег) чеки подразделяются на кассовые, расчетные и кроссированные.
Сберегательным сертификатом признается ценная бумага, удостоверяющая факт внесения в банк-эмитент денежных средств в качестве вклада и право вкладчика получить по истечении установленного срока сумму вклада и процентов по нему в любом учреждении данного банка (п. 1 ст. 844 ГК РФ).
Правила по выпуску и обращению депозитных и сберегательных сертификатов сообщены письмом ЦБ РФ от 10 февраля 1992 г. № 14-3-20 «О депозитных и сберегательных сертификатах кредитных организаций». Форма бланка депозитного сертификата, установленная письмом Госбанка СССР от 10 июля 1993 г. № 360 «О введении платежных документов единого образца», имеет рекомендательный характер.
Банковская сберегательная книжка на предъявителя предоставляет владельцу все права, вытекающие из договора банковского вклада (п. 1 ст. 843 ГК).
Однако осуществить или передать эти права можно только при ее предъявлении.
Мобилизация предприятием финансовых ресурсов путем эмиссии ценных бумаг
... список литературы. Глава I. Эмиссия ценных бумаг с целью образования финансовых ресурсов 1.1 Методы мобилизации финансовых средств предприятия для финансирования своей деятельности Термин «финансовые ресурсы» в экономической литературе имеет различные ...
Поэтому отсутствие сберегательной книжки не может быть восполнено предъявлением договора банковского вклада.
Коносамент представляет собой товарораспорядительную ценную бумагу, которая удостоверяет право его держателя требовать выдачи груза, а также распоряжаться им путем передачи коносамента третьим лицам. Коносамент должен быть выдан отправителю морским перевозчиком после приема груза к перевозке (ст. 142 КТМ).
Акция воплощает личное неимущественное право членства в корпорации (акционерном обществе).
Из него вытекает комплекс прав, включающий как имущественные права (право на участие в прибыли акционерного общества (дивиденды) и получение ликвидационной квоты (стоимости)), так и неимущественные права акционера (право на участие в управлении обществом, право знакомиться с данными бухгалтерского учета и отчетности и т.п. – см. п. 2 ст. 31 Закона об акционерных обществах).
Акции могут быть обыкновенными, привилегированными, размещенными, объявленными, дробными, дополнительными.
Закладная является именной распорядительной ценной бумагой. Правовой режим закладной установлен Федеральным законом от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)».
Складское свидетельство (двойное и простое) признается товарораспорядительной ценной бумагой в соответствии со ст. 912 – 918 ГК. Оно удостоверяет право его держателя требовать выдачи товара со склада, а также распоряжаться им путем передачи складского свидетельства третьим лицам (ст. 914 ГК).
Складское свидетельство удостоверяет заключение договора складского хранения и принятия товара на склад.
Двойное складское свидетельство состоит из двух частей – складского свидетельства и залогового свидетельства (варранта), которые могут быть отделены одно от другого. Товар, принятый на хранение по двойному или простому складскому свидетельству, может быть в течение срока его
хранения предметом залога, который совершается путем залога соответствующего свидетельства.
Целевые долговые обязательства РФ являются ценными бумагами на предъявителя в соответствии с Федеральным законом от 12 июля 1999 г. № 162-ФЗ «О порядке перевода государственных ценных бумаг и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации».
Целевые долговые обязательства РФ являются ценными бумагами на предъявителя в соответствии с Федеральным законом от 12 июля 1999 г. № 162-ФЗ «О порядке перевода государственных ценных бумаг и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации».
Закон относит к числу ценных бумаг ряд документов (опционы, депозитарные расписки, долговые обязательства, различные платежные документы), не являющихся таковыми с точки зрения внутреннего гражданского законодательства РФ, т.е. устанавливает специальное правило для ценных бумаг с иностранным элементом, которые могут быть составлены и выпущены на территории иностранного государства.
.
Глава 2. Порядок обращения ценных бумаг.
2.1. Понятие эмиссии ценных бумаг.
Эмиссия (лат. emissio – выпуск, от emitto – выпускаю) выпуск в обращение денег и ценных бумаг.
.
Целью эмиссии ценных бумаг для компаний является привлечение внешних источников финансирования, поэтому каждый раз, прежде чем организовывать эмиссию, перед эмитентом стоит задача выбора наиболее целесообразных для этих целей финансовых инструментов. При решении этой задачи обычно рассматривается широкий круг факторов, среди которых:
Правовое регулирование ценных бумаг
... правового регулирования ценных бумаг Целью работы являются вопросы, определяющие правовое регулирование рынка ценных бумаг и которые включают в себя понятие ценных бумаг и порядок осуществления эмиссии и обращения ценных бумаг. Поставленная цель предопределила следующие задачи исследования: Определение понятия, правовой природы ценных бумаг ...
- наличие на рынке необходимых финансовых продуктов;
- стоимость, сроки и условия финансирования;
- обеспечение, необходимое для привлечения средств;
- сроки осуществления эмиссии;
- возможное изменение контроля над предприятием в зависимости от того, какой источник финансирования будет выбран.
Для российских предприятий наиболее распространенными источниками внешнего финансирования являются заемный и акционерный капитал.
Заемный капитал на фондовом рынке привлекается путем эмиссии корпоративных облигаций, размещаемых среди институциональных и индивидуальных инвесторов.
При этом эмитент обязуется регулярно выплачивать определенный процент, а по окончании срока обращения облигаций – еще и основную сумму долга (номинал облигаций).
Корпоративные облигации являются долговыми эмиссионными ценными бумаги, которые могут обращаться на биржевом и внебиржевом рынках. Выпуск этих, как и других ценных бумаг, может проводиться с привлечением финансовых консультантов или инвестиционных банков.
Акционерный капитал, выражающий право собственности на долю в капитале акционерного общества, образуется путем эмиссии акций с целью мобилизации долгосрочных ресурсов, необходимых для функционирования предприятия. Первым и необходимым условием для компании, планирующей привлечение средств путем эмиссии акций, является разработка долгосрочного плана развития фирмы с указанием направлений применения капитала, который будет получен в результате выпуска этих ценных бумаг. Приобретая акции, инвестор рассчитывает получить более высокую прибыль на вложенные средства по сравнению с вложением их долговые ценные бумаги (облигации).
Привлечение компаниями финансовых ресурсов имеет свои преимущества и недостатки в зависимости от того, эмиссия каких фондовых инструментов для этих целей используется.
Например, среди преимуществ для эмитента, выпускающего долговые ценные бумаги (облигации), можно выделить следующие:
- руководству компании удается сохранить контроль над деятельностью компании;
- выплата процентов, как правило, относится на себестоимость продукции, а, значит, уменьшает налогооблагаемую прибыль;
- кредитор не принимает участия в управлении компанией;
- сроки и условия обязательств известны заранее.
К недостаткам привлечения кампаниями ресурсов путем эмиссии облигаций в российской практике, в первую очередь, следует отнести то, что обслуживание по займам требует наличия постоянных источников поступления денежных средств, всегда присутствует в той или иной степени риск невыполнения обязательств по займам и др.
Среди положительных аспектов привлечения средств путем выпуска долевых ценных бумаг в виде публичного размещения акций можно выделить то, что появляется возможность привлечения стратегических инвесторов, нацеленных на долгосрочное сотрудничество, которые могут привнести в бизнес свой опыт и новые идеи, вывести компанию на новые рынки и каналы сбыта продукции, то, что такая эмиссия дает возможность получения реальной оценки рыночной стоимости ценных бумаг и др.
Регистраторы как участники рынка ценных бумаг. Деятельность регистраторов ...
... системе нормативных правовых актов, регулирующих деятельность регистраторов на рынке ценных бумаг. Находятся федеральные законы, главные из которых- это: Гражданский кодекс Российской федерации Федеральный закон «О рынке ценных бумаг». Федеральный закон «Об акционерных обществах». ...
Однако такой способ привлечения средств имеет для компаний либо их руководства немало и негативных последствий, к которым относится то, что поиск стратегического инвестора порою требует значительного времени, может привести к “разводнению” контроля над капиталом и к возможности смены руководства компании, требует выполнения строгих правил по раскрытию информации и др.
Выбирая способ привлечения финансовых ресурсов, руководители компаний при изучении возможных его вариантов принимают во внимание множество различных факторов, особенно стратегию развития фирмы, и выбирают тот из возможных вариантов, который в наибольшей степени отвечает потребностям и возможностям компании.
Особое внимание при этом уделяется расчетам затрат на реализацию проекта по эмиссии и на анализ рисков, связанных с осуществлением выпуска и размещения фондовых инструментов.
Все это осуществляется в процессе конструирования ценных бумаг.
.
Впервые процесс конструирования ценных бумаг в российской научной литературе был рассмотрен Я.М. Миркиным в книге «Ценные бумаги и фондовый рынок». Приводим схему этого процесса. «Конструирование ценных бумаг предполагает прохождение следующих основных этапов:
Маркетинговое исследование финансового рынка, анализ интересов инвесторов, изучение спроса на финансовые продукты, выявление областей несовпадения спроса и предложения.
Анализ целевых потребностей эмитента в дополнительных финансовых ресурсах, в росте прибылей от операций с новыми видами финансовых продуктов, в расширении рыночной ниши на рынке ценных бумаг.
Определение основных ресурсных ограничений у эмитента, связанных с выпуском новых ценных бумаг.
Установление наиболее общих целей:
создание нового финансового продукта или модификация уже выпускаемых ценных бумаг,
определение предельных параметров выпуска по объему, доходности, уровню риска и перспективам роста курсовой стоимости.
Выбор вариантов видов ценных бумаг, предназначенных к выпуску
Анализ и предварительный выбор из различных характеристик, элементов, модификаций ценных бумаг, максимально удовлетворяющих спросу инвесторов и эмитентов. Разработка черновых проектов новых финансовых продуктов.
Оценку затрат и финансовой нагрузки на эмитента при различных вариантах выбора ценных бумаг – новых финансовых продуктов
Окончательный выбор и подготовка проекта выпуска ценной бумаги в модификации, удовлетворяющей спросу эмитента и инвесторов по критериям риска, доходности, ликвидности, финансовой нагрузки на эмитента и его запросов к финансовым ресурсам, привлекаемым на основе фондового выпуска.
Решение организационных вопросов, связанных с выпуском нового финансового продукта.
(16)
2.2. Удостоверение прав владельцев эмиссионных ценных бумаг.
Права владельцев на эмиссионные ценные бумаги документарной формы выпуска удостоверяются сертификатами (если сертификаты находятся у владельцев) либо сертификатами и записями по счетам депо в депозитариях (если сертификаты переданы на хранение в депозитарии).
Права владельцев на эмиссионные ценные бумаги бездокументарной формы выпуска удостоверяются записями на лицевых счетах у держателя реестра или в случае учета прав на ценные бумаги в депозитарии – записями по счетам депо в депозитариях.
Рынок ценных бумаг и биржевое дело
... регистрация предстоящего выпуска и проспекта эмиссии ценных бумаг в соответствующих государственных органах. В России в настоящее время регистрация ценных бумаг производится: Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг РФ; региональными отделениями Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг субъектов Российской Федерации; ...
Держатель реестра владельцев ценных бумаг и депозитарий обязаны хранить документы, относящиеся к ведению реестра владельцев ценных бумаг или депозитарного учета, а также документы, связанные с учетом и переходом прав на ценные бумаги, не менее пяти лет с даты их поступления держателю реестра владельцев ценных бумаг или депозитарию и (или) совершения
операции с ценными бумагами, если такие документы являлись основанием для ее совершения.
Перечень указанных документов, а также порядок их хранения определяются нормативными актами Банка России.
2.3. Управление портфелем ценных бумаг.
Поскольку портфель ценных бумаг есть инвестированный в ценные бумаги капитал, приносящий доход и имеющий всевозможные риски, присущие рынку, постольку им необходимо управлять. В противном случае возрастает вероятность его потери или крупных убытков.
Управление портфелем осуществляет либо сам его владелец, либо он поручает это профессиональному посреднику фондового рынка.
Методы управления портфелем ценных бумаг
Их принято делить на активные и пассивные.
Активное управление портфелем — это внесение в него изменений на основе текущего изменения рыночной конъюнктуры, направленное на выполнение целей инвестора, заложенных в данном портфеле.
Активное управление приносит лучшие результаты по сравнению с другими стратегиями управления, но оно требует больших операционных затрат, которые может позволить либо крупный инвестор, либо профессиональныйпосредник, специализирующийся на управлении пакетами ценных бумаг;
.
Способы инвестирования в ценные бумаги
Они делятся на стратегические и тактические.
Стратегическое инвестирование — это инвестирование средств в целые классы рыночных активов. Такой подход еще называется инвестированием «сверху вниз».
Тактическое инвестирование — это инвестирование в отдельные виды ценных бумаг, имеющихся на рынке. Данный подход еще называется инвестированием «снизу вверх».
Основные этапы управления инвестиционным портфелем
В агрегированном виде выделяют следующие принципиальные этапы, необходимые при управлении портфелем:
выбор инвестиционной политики, постановка целей и задач, которые инвестор желает достичь, приобретая ценные бумаги.
Обычно это включает определение желаемого уровня дохода от инвестиций в сочетании с уровнем риска, на который может себе позволить идти инвестор;
- анализ рынка ценных бумаг и его составляющих, или, как принято это называть, — мониторинг рынка;
- формирование заданного портфеля ценных бумаг — это приобретение отобранных в ходе анализа рынка ценных бумаг в примерно заданных количествах и по примерно заданным ценам;
- оценка портфеля с точки зрения достижения поставленных целей — это сравнение рыночных характеристик сформированного портфеля с теми его характеристиками, которые желал бы иметь инвестор. Данная оценка должна осуществляться регулярно, особенно в периоды существенных изменений цен на фондовом рынке;
- пересмотр портфеля при необходимости обычно в связи с существенными изменениями на рынке, особенно, если, по мнению инвестора, они носят продолжительный характер.
Методы портфельного анализа
Корпоративное финансирование с использованием ценных бумаг: международный ...
... рынка и низких оценок акций компании. (77) Описанный подход является в настоящее время наиболее распространенным в современной теории корпоративных финансов - timing hypothesis. Мировая практика выбора между видами ценных бумаг при ...
В практике существуют два главных метода анализа рынка: фундаментальный и технический.
Фундаментальный анализ — метод анализа и прогнозирования рынка, основанный на выявлении и изучении экономических закономерностей и факторов формирования рыночных цен и других рыночных характеристик. Данный метод используется в основном для целей относительно долгосрочного, перспективного прогнозирования цен, процентных ставок, валютных курсов и др.
Технический анализ — метод анализа и прогнозирования рынка прежде всего рыночных цен, основанный на использовании математических и графических методов безотносительно к экономическим факторам, определяющим динамику рыночных показателей. Данный метод используется для практических нужд непосредственных торговцев на рынке и прежде всего для краткосрочных прогнозов рыночных цен и т. п.
Глава 3. Контроль и регулирование оборота ценных бумаг.
3.1. Контроль и регулирование оборота ценных бумаг Министерством финансов РФ.
Органы регулирования рынка ценных бумаг представляют собой сложную иерархическую структуру, в которую входят законодательные органы, занимающиеся разработкой и принятием законов, касающихся деятельности на рынке ценных бумаг, и поправок к ним, исполнительные органы, в России, например, Правительство РФ, которые осуществляют общее руководство развитием рынка ценных бумаг, контролируют исполнение законодательной базы, министерство финансов или казначейство, на которое возложены функции общего регулирования рынка ценных бумаг. Министерство финансов выступает на рынке в двух ипостасях — с одной стороны, оно активный участник рынка ценных бумаг, так как является эмитентом государственных ценных бумаг, с другой стороны, органом государственного регулирования рынка ценных бумаг, в качестве которого определяет правила функционирования рынка, проводит регистрацию эмиссий, контролирует рынок ценных бумаг, осуществляет допуск ценных бумаг на рынок. Как правило, при министерстве финансов создаются определенные отделы, которые непосредственно занимаются регулированием рынка ценных бумаг. В силу того что основными участниками рынка ценных бумаг выступают банки (как коммерческие, так и инвестиционные), в качестве органа регулирования рынка ценных бумаг выступает центральный банк. Он занимается регулированием рынка ценных бумаг кредитных организаций и государственных ценных бумаг, рынка векселей. Помимо этого, регулирование осуществляется специальными комитетами и комиссиями, создаваемыми по поручению парламентов и в рамках парламентов.
В их функции входит непосредственная организация рынка ценных бумаг и осуществление полного контроля за операциями на нем, на них возлагаются
и функции регулирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.
В России государственное регулирование осуществляют следующие органы.
- Правительство РФ, на которое возложены функции общего регулирования рынка ценных бумаг.
- Министерство финансов, которое устанавливает правила совершения операций на рынке, учета и отчетности по сделкам с фондовыми инструментами, аттестует специалистов на право ведения операций с ценными бумагами, регистрирует выпуски ценных бумаг, ведет Единый государственный реестр зарегистрированных в РФ ценных бумаг и обеспечивает его публикацию, контролирует приобретение крупных пакетов акций.
- Центральный банк РФ в соответствии с законодательством разрабатывает для банков правила совершения операций на рынке ценных бумаг, учета и отчетности по сделкам с фондовыми инструментами, осуществляет регулирование и контроль операций банков с ценными бумагами, регистрацию выпусков ценных бумаг банками, регулирование и обращение государственных ценных бумаг, ведение реестра ценных бумаг банков, регистрацию и ведение реестров акционерных обществ — банков, контроль за приобретением и продажей крупного пакета акций банков.
- Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) стала правопреемницей Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, которая была образована в 1996 г.
ФСФР является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности).
Инвестиционные ценные бумаги мировой опыт и российская практика
... мерах по повышению эффективности инвестиционной политики Российской Федерации», в котором определялся порядок создания и функционирования нового инвестиционного института.4 На этом этапе большинство российских Чалдаева Л. А. Рынок ценных бумаг: учебник / Л. А. Чалдаева, ...
Эта служба находится в прямом подчинении Правительства РФ. Структура ФСФР России включает в себя девять управлений:
- регулирования и контроля над коллективными инвестициями;
- регулирования деятельности профессиональных участников и инфраструктурных организаций на финансовом рынке;
- регулирования выпуска и обращения эмиссионных ценных бумаг;
- организации и проведения надзорных мероприятий на рынке ценных бумаг (функциональные управления);
- управление общественных связей, взаимодействия и координации.
Государственное регулирование рынка ценных бумаг
Федеральная служба совместно с Министерством финансов Российской Федерации устанавливает следущие правила ведения учета и составления отчетности эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг:
- обязательные требования к порядку ведения реестра;
- порядок и осуществление лицензирования различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также приостановление или аннулирование указанных лицензий в случае нарушения требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах.
- выдача генеральных лицензий на осуществление деятельности по лицензированию деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также приостановление или аннулирование указанных лицензии;
- осуществление лицензирования и ведение реестра саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг и аннулирование указанных лицензий при нарушении требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, а также стандартов и требований, утвержденных Федеральной службой;
- определение стандартов деятельности инвестиционных, негосударственных пенсионных, страховых фондов и их управляющих компаний, а также страховых компаний на рынке ценных бумаг;
- осуществление контроля за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных Федеральной службой;
- обеспечение открытости информации о зарегистрированных выпусках ценных бумаг, профессиональных участниках рынка ценных бумаг и регулировании рынка ценных бумаг;
- создание общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг;
- утверждение квалификационных требований, предъявляемых к лицам и организациям, осуществляющим профессиональную деятельность с ценными бумагами, к персоналу этих организаций, организация исследования по вопросам развития рынка ценных бумаг.
3.2. Другие государственные институты, контролирующие оборот ценных бумаг.
Контрольная функция государства на рынке ценных бумаг реализуется также посредством лицензирования деятельности профессиональных участников фондового рынка.
Все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (в том числе кредитных организаций) могут вестись лишь на основании специального разрешения — лицензии.
Органы, выдавшие лицензии, контролируют деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг и принимают решение об отзыве выданной лицензии при нарушении законодательства о ценных бумагах.
За нарушения законодательства о ценных бумагах виновные лица несут ответственность в гражданском, административном и уголовном порядке, в частности за манипулирование ценами на рынке ценных бумаг, осуществление недобросовестной эмиссии, выпуск в обращение ценных бумаг, не прошедших государственную регистрацию, профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг без лицензии, факт недобросовестной рекламы. Эти правонарушения являются основанием для приостановления незаконной деятельности, аннулирования эмиссий ценных бумаг и лицензий на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и для других мер ответственности.
Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (далее — ФКЦБ или Федеральная комиссия) является федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, по контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг через определение порядка их деятельности и по определению стандартов эмиссии ценных бумаг.
Полномочия Федеральной комиссии не распространяются на процедуру эмиссии долговых обязательств Правительства Российской Федерации и ценных бумаг субъектов Российской Федерации. Представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления устанавливают предельные объемы эмиссии ценных бумаг, эмитируемых органами власти соответствующего уровня.
Организацию, основные функции и компетенцию ФКЦБ в основном регламентирует Закон РФ “О рынке ценных бумаг”. Федеральная комиссия является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, расчетный счет и иные счета, включая валютный. Место нахождения ФКЦБ — город Москва. Руководитель Федеральной комиссии является по должности федеральным министром. Должности пяти членов ФКЦБ (первого заместителя председателя, заместителей председателя, секретаря Федеральной комиссии) являются государственными должностями государственной службы и замещаются в установленном порядке. Деятельность ФКЦБ строится на коллегиальной основе. Коллегия Федеральной комиссии состоит из 15 членов, включая председателя Федеральной комиссии, первого заместителя и заместителей председателя, секретаря Федеральной комиссии.
Пять членов коллегии Федеральной комиссии являются представителями федеральных органов исполнительной власти, в компетенцию которых входят вопросы, связанные с рынком ценных бумаг.
В их состав в обязательном порядке включается представитель Министерства финансов Российской Федерации. Один член коллегии Федеральной комиссии является представителем Центрального банка Российской Федерации, два члена коллегии представляют палаты Федерального собрания Российской Федерации.
По должности входит в состав коллегии Федеральной комиссии председатель Экспертного совета при Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.
Экспертный совет при Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг — консультативно-совещательный орган, который создается Федеральной комиссией и в который входят 25 членов:
представители государственных органов и организаций, деятельность которых связана с регулированием финансового рынка и рынка ценных бумаг, профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, их союзов, ассоциаций, иных общественных объединений и независимые эксперты.
Своих кандидатов в Экспертный совет при Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг избирают профессиональные участники рынка ценных бумаг на всероссийской конференции профессиональных участников рынка ценных бумаг, организуемой Федеральной комиссией. Избранные кандидаты утверждаются решением Федеральной комиссии. Председатель Экспертного совета избирается членами Экспертного совета и утверждается председателем Федеральной комиссии.
Порядок представления кандидатур для избрания в члены Экспертного совета, проведения и подведения итогов голосования устанавливается
решением всероссийской конференции профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Кандидаты в Экспертный совет от государственных органов представляются этими государственными органами и утверждаются решением Федеральной комиссии. Член Экспертного совета назначается сроком на два года с возможностью назначения любое количество раз.
Коллегия Федеральной комиссии самостоятельно утверждает регламент работы и деятельности Экспертного совета.
Федеральная комиссия для осуществления своих полномочий создает территориальные органы.
Региональные отделения Федеральной комиссии образуются решением Федеральной комиссии по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для обеспечения выполнения установленных законодательством Российской Федерации норм, правил и условий функционирования фондового рынка, практической реализации принимаемых Федеральной комиссией решений и контроля за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг. Региональное отделение Федеральной комиссии действует на основании Положения, утверждаемого Федеральной комиссией.
Федеральная комиссия имеет рабочий аппарат. Расходы, связанные с деятельностью Федеральной комиссии, финансируются из средств федерального бюджета, направляемых на содержание федеральных органов исполнительной власти.
Функции Федеральной комиссии:
1) осуществляет разработку основных направлений развития рынка ценных бумаг и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг;
2) утверждает стандарты эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии ценных бумагэмитентов, в том числе иностранных эмитентов, осуществляющих эмиссию ценных бумаг на территории Российской Федерации, и порядок регистрации эмиссии и проспектов эмиссии ценных бумаг;
3) разрабатывает и утверждает единые требования к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами
4) устанавливает обязательные требования к операциям с ценными бумагами, нормы допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности.
Правила ведения учета и составления отчетности эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг устанавливаются
Федеральной комиссией совместно с Министерством финансов Российской Федерации;
5) устанавливает обязательные требования к порядку ведения реестра;
6) устанавливает порядок и осуществляет лицензирование различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также приостанавливает или аннулирует указанные лицензии в случае нарушения требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах
7) разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных актов, связанных с вопросами регулирования рынка ценных бумаг, лицензирования деятельности его профессиональных участников, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, контроля за соблюдением законодательных и нормативных актов о ценных бумагах, проводит их экспертизу;
8) разрабатывает соответствующие методические рекомендации по практике применения законодательства Российской Федерации о ценных бумагах;
9) осуществляет руководство региональными отделениями Федеральной комиссии;
10) ведет реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий;
11) устанавливает и определяет порядок допуска к первичному размещению и обращению вне территории Российской Федерации ценных бумаг, выпущенных эмитентами, зарегистрированными в Российской Федерации;
12) осуществляет надзор за соответствием объема выпуска эмиссионных ценных бумаг их количеству в обращении
Федеральная комиссия вправе:
1)выдавать генеральные лицензии на осуществление лицензирования профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также на осуществление контроля на рынке ценных бумаг федеральным органам исполнительной власти (с правом делегирования функций по лицензированию их территориальным органам);
2)квалифицировать ценные бумаги и определять их виды в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3)в случаях неоднократного или грубого нарушения профессиональными участниками рынка ценных бумаг законодательства Российской Федерации о ценных бумагах принимать решение о приостановлении или аннулировании
лицензии, выданной на осуществление профессиональной деятельности с ценными бумагами.
5) по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, отказать в выдаче лицензии саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, аннулировать выданную ей лицензию с обязательным опубликованием сообщения об этом в средствах массовой информации;
6) организовывать или совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти проводить проверки деятельности, назначать и отзывать инспекторов для контроля за деятельностью эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг.
7) направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их само регулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления
документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции Федеральной комиссии;
8) направлять материалы в правоохранительные органы и обращаться с исками в суд (арбитражный суд) по вопросам, отнесенным к компетенции Федеральной комиссии (включая недействительность сделок с ценными бумагами);
9) принимать решения о создании и ликвидации региональных отделений Федеральной комиссии;
10) применять меры к должностным лицам и специалистам, имеющим квалификационные аттестаты на право совершения операций с ценными бумагами, в случае нарушения законодательства Российской Федерации;
11) устанавливать нормативы, обязательные для соблюдения эмитентами ценных бумаг, и правила их применения
Федеральная комиссия принимает решения по вопросам регулирования рынка ценных бумаг, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и нормативных актов о ценных бумагах. Эти решения принимаются в форме постановлений, подписываются председателем Федеральной комиссии, а в его отсутствие — его первым заместителем.
Заключение
Объектом гражданских прав признается то, по поводу чего возникает гражданское правоотношение. Наиболее распространенные объекты гражданского права – вещи и права на вещи.
Ценная бумага – это документ, удостоверяющий имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при предъявлении этого документа. Из этого следует, что ценная бумага представляет собой, во-первых, документ представляющий собой определенное имущественное право. В нем содержится информация о субъекте этого права и об обязанном лице. Во-вторых, речь идет именно о документе, то есть официальной записи, выполненной на бумажном носителе и имеющей строго определенную форму и обязательные реквизиты. Отсутствие хотя бы одного из реквизитов или нарушение указанной формы влечет ничтожность бумаги. В третьих, этот документ неразрывно связан с воплощенным в нем имущественным правом, ибо реализовать это право или передать его другому лицу можно только путем соответствующего использования самого этого документа.
Виды имущественных прав, которые могут удостоверяться ценными бумагами, как и их обязательные реквизиты и требования к форме, определяются только законом либо в установленном им порядке. Следовательно, не любые виды гражданских прав могут удостоверяться ценными бумагами или облекаться в их форму – для этого требуется указание закона, а не воля сторон.
Любая ценная бумага характеризуется тесной и неразрывной связью между правами “на” ценную бумагу и правами “из” этой бумаги. Это, в частности, проявляется в классическом определении ценной бумаги, устанавливающем возможность осуществления “права из ценной бумаги” только в случае предъявления подлинника документа – ценной бумаги.
В настоящее время в связи с развитием безналичных ценных бумаг можно говорить о некоторой модификации этого определения.
Однако та связь, которая устанавливает возможность осуществления прав из ценной бумаги в зависимости от обладания правами на ценную бумагу, должна существовать при любой форме выпуска. Это является одной из характеристик ценных бумаг, позволяющей отличить этот инструмент от имущественных прав, возникающих из договоров.
Передача прав по ценной бумаге законом поставлена в зависимость от способа определения управомоченного лица на права, удостоверенные в ценной бумаге. Так, для передачи другому лицу прав, удостоверенных ценной бумагой на предъявителя, достаточно вручения ценной бумаги этому лицу. Права, удостоверенные именной ценной бумагой, передаются в порядке, установленном для уступки требований (цессии), а права по ордерной ценной бумаге передаются путем совершения на этой бумаге передаточной надписи – индоссамента.
Гражданским кодексом РФ к ценным бумагам относятся: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг.
Определение, относится ли тот или иной документ к ценным бумагам, может быть на практике затруднительным. Поэтому ст. 143 ГК РФ, перечислив основные виды ценных бумаг, особо оговаривает, что ценными бумагами считаются и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу таковых.
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994)(действующая редакция от 14.11.2013)
3. Федеральный закон от 12 июля 1999 г. N 162-ФЗ «О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации». Принят Государственной Думой 20 ноября 1996 года. Одобрен Советом Федерации 4 декабря 1996 года.
4. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 N 39-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.03.1996)(действующая редакция от 28.12.2013)
5. Указ Президента РФ от 04.11.1994 N 2063 (ред. От 14.07.2011) «О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации» (вместе с «Положением о Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации»)(в ред. Указов Президента РФ от 14.07.2011 N 949).
6. Федеральный Закон Об Ипотеке( Залоге Недвижимости) ОТ 16.07.1998 N 102-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.06.1997)(действующая редакция от 07.05.2013)
Учебные пособия:
1. И.Закарян. Ценные бумаги – это почти просто.Редакция М.: SmartBook. Год 2011
2. М.М. Агарков. Основы банкового права. Учение о ценных бумагах. Редакция М.: Wolters Kluwer.Год 2010.
3. В.А. Зверев, Ф.А. Гудков, С.Г. Евсюков, А.В. Зверева, А.В. Макеев. Финансовые инструменты рынка ценных бумаг. Редакция М.: ИнтерКрим-пресс. Год 2010.
4. А.Н. Лысенко. Имущество в гражданском праве России. Редакция М.: Деловой Мир. Год 2010.
5. Гусева А.А. Рынок ценных бумаг. Издательство: М.: Финансы и статистика. Год выпуска:2011
6. Д.П. Миллер, Е.Н. Макарова. Учет ценных бумаг и финансовых вложений. Редакция М.: Дашков и Ко. Год 2012.
7. Булатов А.С. Экономика. Издательство М.: Юрайт. Год 2013.
8. Селищев, А.С. Рынок ценных бумаг. Издательство М.: Юрайт. Год 2013
9. Едронова, В.Н. Рынок ценных бумаг. Издательство М.: Магистр. Год 2010
10. Галанов, В.А. Рынок ценных бумаг. Издательство М.: НИЦ ИНФРА-М. Год 2013.
11. Деньги, кредит, банки (Белоглазова Г.Н.).Издательство М.: НИЦ ИНФРА-М. Год 2013.
12. Кушнир И.В. Рынок ценных бумаг. Издательство М.: Юрайт. Год 2013.
13. Психология фондового рынка – страх, алчность и паника. Д. Кохен
14. Предпринимательское право (Глазова Е.В.).
Год 2013
15. Финансы, денежное обращение и кредит (Варламова М.А.).
Год 2013
16. Экономическая теория (Иохин В.Я.).
Год 2013
17. Ценные бумаги. Учебник. В. Колесников. Год 2013
18.Рынок ценных бумаг – Учебник – Галанов В.А. Год 2013
19. «Деньги. Кредит. Банки. Ценные бумаги: учебное пособие». А. В. Мудрак. Издательство ФЛИНТА. Год 2012.
20. «Межрыночный анализ. Принципы взаимодействия финансовых рынков». Джон Дж. Мэрфи. Год 2013
21. Габов А. К вопросу о признаках ценной бумаги // Законодательство и экономика. Год 2010
22. Комментарий к Федеральному закону «О рынке ценных бумаг» / Под ред. Г.А. Корнейчук. – М.: Альфа-пресс. Год 2010
23. Королев А.Н., Плешакова О.В. Комментарий к Федеральному закону «Об ипотечных ценных бумагах» (постатейный).
– М.: Юридический Дом «Юстицинформ». Год 2010
24. Карабанова К.И. Ипотечные ценные бумаги: понятие и виды // Законодательство и экономика. Год 2010
25. В.А. Белов «Ценные бумаги в российском гражданском праве. Учебно-консультационный центр “ЮрИнфор” — 448 с.
26. Т.Б. Бердникова «Рынок ценных бумаг и биржевое дело». Учебное пособие «Инфра-Москва» – 271 с.
27. Миркин Я.М. «Ценные бумаги и фондовый рынок», «Перспектива-Москва» -360 с.
28. Косарева И. Особенности векселя как ценной бумаги // Российская юстиция. – 2010. – №10. – с.23-24.
29. Любарская Н. Эмиссия первичного выпуска акций. // Право и экономика.-2011. с. 19-22.
30.Гражданское право. Учебник. Часть 1. Издание третье, переработанное и дополненное. / Под ред.А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: ПРОСПЕКТ. Год 2011
31. Белов В.А. Излишние вещи в векселе. М.: Законодательство.- 2012. №4. – с.20-25.