В ходе реформирования экономики существенно изменяются наши представления о целях, критериях и механизмах функционирования социальной сферы, соответственно формируется обновлённая социальная политика. Её актуальной задачей становится не пассивное приспособление к нынешним ограниченным финансово-материальным ресурсам, а обеспечение балансового подхода к соответствию этих ресурсов потребностям страны.
Главным и перспективным содержанием социальной политики должна стать система приоритетов, механизмов эффективного использования ресурсов, выделяемых на социальные цели, при разграничении двух задач: защита от жесткого воздействия рынка нетрудоспособных граждан, нуждающихся в поддержке государства. и содействие экономической активизации различных слоев населения, развитию их способности адаптироваться к рынку, реализовать те преимущества, которые формируются новыми экономическими условиями и выражаются в возможности увеличения трудового вклада и, соответственно, дохода. Эти задачи можно выполнить с помощью набора элементов социальной политики — от налоговых льгот до льготных кредитов, от помощи в повышении квалификации и переподготовки работников до консультаций начинающим заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью.
Важно преодолеть при этом односторонний взгляд на развитие социальной сферы. Ранее при осуществлении экономических реформ расходы на социальные нужды рассматривались чуть ли не как балласт, который ограничивает размах преобразований. Видимо, такие оценки негативно влияют на процесс реформирования. Так, в 1992 г. казалось, что задача в социальной сфере заключается в том, чтобы «переждать» период экономических трудностей, временно сэкономить на социальных затратах, что позволит осуществить экономические реформы быстрее и успешнее. При этом не считалось, что нужно искать одновременно новые механизмы и критерии социальной политики, что дело не в неизбежности временного снижения ее активности, а в обеспечении взаимодействия политики экономической и социальной. Лишь постепенно становилась очевидной необходимость освоения новых направлений социальной политики, которые бы прямо или косвенно стимулировали трудовую активность граждан.
В то время нужно было смягчать социальные последствия экономических преобразований. Правительство принимало решения, реагируя на снижение жизненного уровня той или иной группы населения. Однако процесс реформирования затягивался, улучшений не наступало. В этой ситуации стала очевидной несистемность проводимой социальной политики, её отрыв от логики экономических преобразований. Появилась необходимость решать вопросы, связанные с предложением рабочей силы, ее квалифицированными характеристиками, миграционными настроениями граждан, репродуктивным поведением населения и демографической ситуацией. Без государственной поддержки затруднено воспроизводство общественного продукта. Уровень социальных гарантий зависит от экономических возможностей страны, но и он предопределяет эти возможности, что целесообразно учитывать при выработке социальной стратегии.
Государственная политика доходов населения
... Объектом курсовой работы является государственная политика доходов населения. Субъектами - органы государственной власти и местного самоуправления, их функции и полномочия. Целью данной курсовой работы является изучение сущности, механизмов государственной политики доходов в Российской Федерации. Задачи курсовой работы: раскрыть сущность доходов ...
Проблема активности социальной политики и ее взаимодействия с экономической несет в себе и более глубокое содержание. Речь идет о системе ценностей, нормах морали, которые тоже формируют не только текущее состояние, но и перспективы развития общества. И являясь результатом опыта социально-экономических преобразований, они влияют на изменение политики правительства в сторону системности и взаимоувязки экономических и социальных мер. Сейчас еще рано говорить о наличии стройной непротиворечивой социальной политики государства, тем не менее, уже можно заметить начавшиеся изменения модели социальной политики.
Рассмотрим некоторые аспекты, характеризующие эти изменения. Во-первых, отказ государства от жесткого регулирования поведения человека в социальной сфере, набора определенных социальных услуг, который получал гражданин. Однако необходимо признать, что значительная часть населения страны нуждается в такой политике, что обусловлено ее неприспособленностью к рыночным условиям, и привычной надеждой на государство. Эти обстоятельства надо учитывать в повседневной деятельности государственных организаций, с одной стороны, разъясняя меняющуюся роль государства, а с другой — частично удовлетворяя или компенсируя потребности населения.
Во-вторых, разгосударствление социальной сферы и освобождение государства от функции непосредственного предоставления гражданину социальных услуг. Государство постепенно перестает быть, применительно ко многим видам социальных услуг, оператором, предоставляющим их потребителю. Оно отводит себе роль в одних случаях только законодателя, в других — посредника. Возможны и другие варианты.
В-третьих, формирование рынка социальных услуг с возникающей конкуренцией их производителей, реально повышающимся их качеством и снижением издержек производства.
Следует учесть, что финансовые ресурсы из бюджета, направляемые в социальную сферу, постоянно урезаются, но часто используются нерационально, без получения должного эффекта, хотя заметно стремление замолчать проблему эффективности выделяемых средств, чтобы сохранить все по-старому.
Вследствие новой модели социальной политики формируется новый субъект в социальной сфере, коим должен стать гражданин. Особенностью субъекта является возможность свободного выбора вида, качества и количества услуг, которые должны быть оплачены. Однако приходится констатировать низкую платежеспособность большей части населения страны, что тормозит не только развитие рынка социальных услуг, но и в центом оживление экономики. Одной из главных причин этого является низкая цена рабочей силы, что помимо социальных последствий сдерживает реструктуризацию экономики, а также высвобождение избыточного числа занятых. Задержки с выплатой заработной платы еще более ограничивают возможность потребления социальных услуг и товаров. Устранение невыплат зарплаты, прежде всего в бюджетных отраслях, позволит снизить социальное напряжение в стране. Повышение цены рабочей силы, увеличение доли оплаты труда в ВВП представляется более сложной задачей, обусловленной глубокими экономическими преобразованиями, что может быть достигнуто лишь в среднесрочной перспектива.
Роль благотворительных фондов в оказании социальных услуг населению
... особенностей работы благотворительных фондов. Наша работа посвящена роли благотворительных фондов в оказании социальных услуг населению. В представленной работе мы попытаемся представить анализ, некоторые выводы и данные, которые могут помочь сориентироваться в логике возникновения, истории развития благотворительных объединений и ...
Особую роль в новой социальной политике должен сыграть заявительный принцип, когда гражданин, оценивая свое материальное положение, обращается к государству за определенными услугами на льготной или бесплатной основе в соответствии с внутренней оценкой своего благосостояния, которую он должен формально подтвердить, с тем чтобы, попадая под определённую категорию, получать эти виды услуг. Сфера применения такого порядка должна быть ограничена.
Таким образом, России нужна социально выверенная экономическая политика и экономически состоятельная социальная политика.
Заключение
В данной работе были рассмотрены такие немаловажные вопросы социальной политики государства, как регулирование доходов населения, обеспечение занятости и политика государства на рынке труда, вопрос о социальной помощи и социальных гарантиях – обо всех этих процессах в переходной экономике.
В заключение данной курсовой работы можно сделать вывод, что социальная политика государства является одним из важных вопросов, без решения которого невозможно создать гармоничную рыночную экономику, и достичь благополучия во всех сферах общества. Кроме того, и это наиболее важно, социальная сфера является той областью, которая не может оказаться ущемлённой в плане внимания, финансирования и т.д. Важно также то, что в условиях переходной экономики регулирование процессов в социальной сфере сильно затруднено и часто государство пренебрегает интересами населения ради проводимых реформ. Это является совершенно недопустимым уже потому, что жизнь людей и без того затруднена тем, что они вынуждены привыкать к новым условиям если не во всех, то во многих сферах жизни.
Для нормального функционирования социально ориентированной рыночной экономики России и успешного создания эффективного социально-защитного механизма можно выделить следующие конкретные шаги:
- незамедлительное принятие и неукоснительное претворение в жизнь нормативно-законодательных актов, направленных на обеспечение государством социальной поддержки населения и повышение занятости;
- оказание государственной помощи в поддержке таких новых, присущих рыночной экономике институтов, как биржи труда, рынок рабочей силы, центры занятости и повышения квалификации и т.д.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Безработица, структурная перестройка экономики и рынок труда в восточной Европе и России / Под ред. Р. Емцова, С. Коммандера, Ф. Коричелли., М.: Инфра-М. -1995. – с.477.
2. Бобков В., Мстиславский П. Качество жизни: сущность и показатели // Человек и труд. –1996. — №6. – с.76-79.
Предприятие и предпринимательство в экономике переходного периода
... именно в России. Основной задачей работы является изучение проблем возникновения предпринимательства в переходный период. Работа состоит из 2 глав. Первая глава посвящена описанию типов предприятий существующих в переходной экономике, описаны ... 14 тыс. человек, составила в 1993 г. в топливной энергетике 28%, в черной металлургии — 24, в цветной металлургии — 36, в химии и нефтехимии — 24%. В этих и ...
3. Бушмарин И.В. Заработная плата и доходы населения в России и развитых странах // Общество и экономика. – 1996г. — №3-4. – с.69-83.
4. Гутник В. К публикации глав работы Вальтера Ойкена — Основные принципы экономической политики // Российский экономический журнал. -1993 г. — №2.
5. Зубкова, Яковлев К сбалансированию политики доходов населения // Российский экономический журнал. – 1996. — №11-12. – с.45-53.
6. Катульский Е.Д. Основные направления государственной политики на российском рынке труда // Общество и экономика. – 1997г. — №7-8. – с.8-14.
7. Корнаи Я. Путь к свободной экономике. — М.: Экономика. — 1993 г. — с.236.
8. Курс переходной экономики: Учебник для вузов по экономическим направлениям и специальностям / Под ред. Абалкина Л.И., М.: Финстатинформ. – 1997. – с.640.
9. Понизов В. Приоритеты социальной политики определены // Человек и труд. — 1996. — №5. – с.22-25.
10. Прокопов Ф. Эффективность системы пособий по безработице // Человек и труд. 1998. — №3.- с.31-36.
11. Роик В. Социальное страхование – ведущий институт социальной защиты // Человек и труд. – 1998г. — №9. – с.19-23.
12. Семья – основа общественной стабильности, мира и прогресса // Человек и труд. – 1995. — №3. – с.48-53.
13. Сидорова Изменение структуры доходов населения и её оптимизация // Экономист. – 1996. — №9. – с.65-76.
14. Учебник по основам экономической теории / Под ред. Камаева В.Д. — М.: Владос. – 1994. – с.374.
15. Шаронов А. О некоторых аспектах социальной политики // Экономист. – 1998г. — №8. – с.54-56.
16. Экономика переходного периода: Учебное пособие / Под ред. Радаева В.В., Бузгалина А.В. – М.: Издательство Московского института. – 1995. – с.416.
17. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Учебник / Под ред. Кэмпбелла Р., Макконнелла, Стэнли Л., М.: Республика. — 1995. – с.400.
[1] Роик В. // Человек и труд. 1998. №9. С.19-23.
[1] Прокопов Ф. // Человек и труд. 1998. — №3.- с.31-36.
[2] Семья – основа общественной стабильности, мира и прогресса // Человек и труд. 1995. №3. С.48-53.
[3] Абалкин Л.И. Курс переходной экономики. М., 1997. с.640.
[4] Абалкин Л.И. Курс переходной экономики. М., 1997. С.640.
[5] Абалкин Л.И. Курс переходной экономики. М., 1997. С.640.
[6] Бушмарин И.В. // Общество и экономика. 1996. №3-4. С.69-85.
[7] Сидорова // Экономист. 1996. №9. С.65-76.
[8] Бушмарин И.В. // Общество и экономика. 1996. №3-4. С.69-85.