Рынок труда и проблемы его регулирования

Рынок труда является одним из наиболее сложных рынков. Современный этап развития — это новый взгляд на рабочую силу и связано это с тем, что по мере расширения и углубления научно-технической революции, освоения высоких технологий и распространения ЭВМ, народное хозяйство уже не может обходиться без массовой творческой деятельности. Рынок труда становится важнейшим звеном национальной и мировой рыночной цивилизации, на нем формируются трудовые ресурсы творческого типа, осуществляющие повседневную эволюцию общества.

Не только понятие рынка труда приобретает новый смысл, но и происходит трансформация самого механизма регулирования рынка труда, степень участия государства в регулировании перераспределения трудовых ресурсов, претерпевает изменения политика на рынке труда.

В условиях перехода России к новому типу хозяйствования, рынок труда следует рассматривать как систему социально-трудовых отношений, строящихся на принципах рыночной экономики. Формирование и регулирование рынка труда — одна из ключевых и наиболее актуальных проблем современной рыночной экономики.

Целью данной работы является анализ формирования, особенности функционирования и механизм регулирования рынка труда.

В соответствии с поставленной целью определены и решены следующие задачи:

  • приведена характеристика рынка труда, его структура и типология;
  • охарактеризовано современное состояние рынка труда в России;
  • определен механизм регулирования рынка труда.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объём работы 30 страниц, список литературы включает 17 источников.

1. Сущность рынка труда, его типология и структура

1.1 Определение рынка труда

Рынок труда — сфера формирования спроса и предложения на трудовые услуги за заработную плату и другие предоставляемые блага. Через рынок труда осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок.

Рынок труда, как и рынки капиталов, товаров, ценных бумаг и т.д., является составной частью рыночной экономики. На нем предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы. Шуркалин А.К. Основы экономической теории. — М: ИНФРА-М, 2001..

12 стр., 5608 слов

Мотивация трудовой деятельности и стимулирование труда в условиях ...

... условия труда и мотивирующие факторы. К факторам условий труда, К мотивирующим факторам Факторы условий труда связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа, а мотивации - с самим характером и ... Переход России к рыночной экономике, выход на мировой ... и характера, а также создания ими своей роли. Уровень приложенных усилий будет определяться ценностью вознаграждения и степенью уверенности в ...

Сейчас рынок труда представляет собой систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между присутствующими на рынке силами: предприни-мателями, трудящимися и государством.

Рынок труда в связи с многообразием своих форм, «привязанностью» к человеку, обладает рядом существенных особенностей. Спрос на рынке труда возникает на услуги определенного типа и сложности (например, на услуги не шоферов вообще, а водителей автобусов с определенным уровнем квалификации и опыта).

Наряду с общенациональным рынком формируются местные рынки труда (например, рынок труда в России и в Молдавии), на которых соотношение спроса на трудовые услуги одного и того же типа и их предложения могут существенно отличаться. В силу того, что люди меняют профессию, предложение трудовых услуг также может варьироваться.

Важным регулятором рынка труда является степень мобильности рабочей силы, которая включает профессиональную и территориальную мобильности. Для первой характерна способность человека овладевать разными профессиями и переучиваться в течение жизни, для второй — готовность менять местожительство в целях получения работы.

Рынок труда является рынком не первичного, а производного спроса, то есть спроса на факторы производства, величина которого зависит от спроса на товары и услуги. Производность спроса на рынке труда определяет зависимость на нем ситуации от положения дел на товарных рынках.

Труд покупается на рынке только потому, что его использование позволяет производить товары и услуги, пользующиеся спросом у покупателей. Однако заработная плата работника не может быть выше той суммы, которую можно выручить на рынке за произведенную им продукцию.

При неизменных ценах на товары и услуги ставка заработной платы может расти лишь в том случае, если повышается производительность труда. При этом под ставкой заработной платы понимается денежная сумма, выплачиваемая работнику за трудовые услуги, оказанные им в течение определенного периода времени (часа, смены или месяца) или необходимые для выполнения определенного объема работы (например, изготовление одной детали).

Спрос на рынке труда определяется формулой: «чем выше плата, которую работники (обычно высококвалифицированные) требуют за свой труд, тем меньшее их число готовы нанять работодатели», из чего вытекает формула предложения: «чем выше плата за определенный вид работ, тем большее число работников готовы его выполнить».

На рост предложения также влияет уровень престижности труда и морального удовлетворения, которое он приносит. К снижению предложения ведут высокая степень тяжести труда, его сложность, а также потребность людей иметь свободное время. При существенном росте заработной платы предложение труда может также сократиться под влиянием эффекта дохода.

Как и все рыночные цены, заработная плата формируется в итоге взаимодействия спроса, который предъявляют работодатели, и предложения, формируемое наемными работниками. Отклонения заработной платы от равновесного уровня происходят под влиянием изменений ситуации на различных товарных рынках, в том числе из-за появления новых отраслей, где предлагаются лучшие условия труда. Однако между отраслями и профессиями, как правило, существуют устойчивые различия в оплате труда, зависящие от его сложности, тяжести, от ограниченного числа талантливых людей, а также степени профессионального риска.

21 стр., 10206 слов

Денежный рынок: особенности спроса и предложения. Роль в экономической системе

... Роль денежного рынка в экономической системе В национальной экономике движение денег совершается непрерывно и по весьма сложному маршруту. Денежный поток охватывает юридических и физических лиц. Движение денег противостоит потоку товаров и услуг. Деньги обслуживают ...

Для более сложного, требующего высокой квалификации труда необходимо долгосрочное обучение, которое, в свою очередь, предусматривает более высокую зарплату. В развитых странах труд специалистов с высшим образованием, как правило, оплачивается выше, чем низкоквалифицированных рабочих. Больший объем знаний и навыков, накопленных в результате обучения и предыдущей трудовой деятельности, позволяет им выполнять более «ценные» для нанимателей виды работ. С этих позиций стремление к получению образования рассматривается не только как тяга к повышению образовательного уровня, но и как стимул для создания в будущем более выгодных условий для продажи своего труда.

Но не так редки случаи, когда труд рабочего (особенно в металлургической промышленности, на химических производствах и некоторых др.) оплачивается выше, чем работа инженера. В таком случае высокая степень тяжести его труда возмещается повышенной зарплатой.

Как известно, заработки популярных кинозвезд, рок-музыкантов, выдающихся спортсменов и т. д. чрезвычайно высоки. Каждый из них является «уникальным товаром», приобрести который желает огромное число зрителей. В силу естественной уникальности таких персон предложение их в качестве товара весьма ограниченно, что резко повышает оплату их труда.

Кроме того, на уровень оплаты труда влияет степень риска, с которой связана та или иная работа. Чем выше риски, тем выше ставка зарплаты. Колоссальный риск, связанный с такими специальностями, как шахтер, летчик-испытатель, предприниматель и др. (одни из них рискуют своим здоровьем и жизнью, другие — огромными суммами денег, вложенными в сделки) закономерно компенсируется высокой оплатой труда.

Организационной формой выражения таких интересов на рынке труда являются ассоциации предпринимателей, с одной стороны, и профсоюзы — с другой. Государство же выступает в качестве работодателя на государственных предприятиях и инвестора, финансируя крупные проекты и программы развития. Однако главная его функция заключается в определении правил регулирования интересов партнеров и противостоящих сил. В результате определяется та равнодействующая, которая служит базой решений и основой механизма регулирования рынка труда, куда включается и система социальной защиты, и система стимулирования развития производительных сил.

1.2 Структура рынка труда

В структуре рынка труда можно выделить следующие компоненты:

  • субъекты рынка труда;
  • экономические программы, решения и юридические нормы, принятые субъектами;
  • рыночный механизм (спрос и предложение рабочей силы, цена рабочей силы, конкуренция);
  • безработица и социальные выплаты, связанные с ней;
  • рыночная инфраструктура.

Совокупность названных компонентов и их взаимосвязь между собой вполне достаточны для функционирования рынка труда в современных условиях.

Основные характеристики компонентов рынка труда следующие. Рынок труда. Учебник./Под ред. В.С. Буланова, Н.А. Волгина. — М.: «Экзамен», 2000.

27 стр., 13063 слов

Рынок труда и занятость населения

... вопросы формирования рынка труда, второй - сущность и проблемы занятости населения, а в третьей - практический аспект занятости в современных российских условиях. В конце работы в ... и функционирования рынка труда в современных условиях: Субъекты рынка труда - это наемные работники (и их объединения - профсоюзы), работодатели (предприниматели) и их союзы, государство и его органы. Наемные работники ...

1) Субъекты рынка труда — это наемные работники (и их объединения — профсоюзы), работодатели и их союзы, государство и его органы.

Наемные работники, Работодатель, Государство

  • социально-экономические, связанные с обеспечением полной занятости путем стимулирования создания рабочих мест в всех секторах экономики;
  • законодательные, связанные с разработкой основных юридических норм и правил;
  • регулирования рынка труда косвенными методами;
  • защиты прав всех субъектов рынка труда;
  • ролевые (функции работодателя на государственных предприятиях).

Степень выполнения указанных функций зависит от экономических, политических, социальных факторов, и их конкретного сочетания в том или ином историческом периоде.

2) Юридические нормы и экономические программы. Для нормального функционирования рынка необходимы законодательные акты, нормы, правила, которые бы регулировали взаимоотношения между субъектами рынка, четко определяли их права, создавали равные возможности для реализации способностей к труду всех участников рыночных отношений, предусматривали социальное страхование на случай потери работы и т.д. Такие нормы предусмотрены в Конституции Российской Федерации, в Законе «О занятости населения Российской Федерации» и других законах.

3) Успешное функционирование рынка невозможно без создания соответствующих экономических условий (налоги, льготы и т.д.), проведения активной политики занятости, разработки и осуществления федеральной и региональных программ содействия занятости населения, программ подготовки и переподготовки высвобождаемых работников и др. Законодательные нормы и экономические программы создают основу для более полного и цивилизованного действия третьего компонента рыночного механизма, т.е. взаимосвязи и взаимодействия спроса и предложения как реакции на информацию рыночной цены труда и конкуренцию.

4) Безработица и социальные выплаты, связанные с ней, — четвертый компонент современного рынка труда. Действие рыночного механизма ведет к высвобождению части работников, к появлению безработицы. Чтобы поддержать высвобождаемый персонал в период отсутствия работы, создать условия для их переподготовки и повторное вовлечение в трудовой процесс, законом о занятости населения предусматриваются выплаты пособий по безработице, компенсации при увольнении, при переезде к новому месту работы, выплаты стипендий во время учебы и др.

5) Рыночная инфраструктура — это совокупность институтов содействия занятости, профориентации, профподготовки и переподготовки кадров; сеть фондов, центров занятости (бирж труда), центров подготовки и переподготовки рабочей силы и т.д.

Основной элемент инфраструктуры рынка труда — государственная служба занятости, включающая в себя органы трех уровней управления: общегосударственного, регионального и местного. Наряду с ней развиваются негосударственные структуры занятости. Фонды занятости, также структурированные по уровням (от федерального до районного), формируются за счет обязательных страховых взносов работодателей и страховых взносов с заработка работающих. Центры подготовки и переподготовки рабочей силы обеспечивают повышение ее конкурентоспособности, способствуют более быстрому вхождению безработных в состав занятого населения.

13 стр., 6433 слов

Контрольная работа: Рынок труда и занятость населения

... в сегодняшних условиях российской экономики. С учетом специфики данной темы и круга затронутых вопросов структура работы позволяет последовательно осветить в первой части теоретические вопросы функционирования рынка труда, во второй – особенности рынка труда в современных российских ...

Все компоненты рынка труда призваны в совокупности обеспечить сбалансированность спроса и предложения рабочей силы, реализацию права людей на труд и свободный выбор вида деятельности, на определенную социальную защиту. В конечном счете взаимодействие всех компонентов нацелено на создание и поддержание баланса интересов всех субъектов рынка труда.

Рынок труда в России окончательно в развитом виде еще не сформировался, но имеются все его основные компоненты. Рынок труда имеет сложное строение. Прежде всего, из общей численности населения нужно выделить ту его часть, которая способна работать по найму. Но способность работать по найму не совпадает с понятием «трудоспособное население», к которому статистика относит лиц определенного возраста (например, это мужчины в возрасте от 16 до 60 лет и женщины в возрасте от 16 до 55).

Тем не менее, в общей численности населения можно выделить 2 крупные группы: люди способные и неспособные работать по найму, которые в свою очередь подразделяются на определенные подгруппы. Составные части рынка труда обособлены друг от друга, самостоятельны и каждая из них выполняет особую функцию, образуя единый рынок труда, который не может существовать без какой-либо одной части.

При всей схожести развития экономик и социальных сфер развитых стран политика занятости в каждой из этих стран привела к формированию разных моделей рынка труда. Это разнообразие моделей можно свести к 2-м основным типам: внешний (или профессиональный) и внутренний рынки труда.

Внешний (профессиональный) рынок, Внутренний рынок труда

Внутренний рынок ориентирован на работников, специализированных для работы в условиях конкретного предприятия с учетом его особенностей. Предприятие, если нет против этого каких-то конкретных причин, заинтересовано в сохранении людей, знающих специфику его производства. Поэтому развитие внутреннего рынка работает на снижение текучести кадров.

гибкий рынок труда

Существует множество факторов, вследствие которых происходит непрерывное увольнение наемных работников с огромного числа предприятий в любой стране с развитой рыночной экономикой. Происходит массовое перемещение наемных работников с одних рабочих мест, предприятий, отраслей на другие. В ходе такого перемещения, а также при выходе из сферы потенциального рынка труда образуются перерывы в работе по найму разной продолжительности. Следовательно, в каждый данный момент времени какая-то часть наемных работников находится между выходом из одних и включением в другие части рынка труда. Это состояние как раз и есть состояние, когда работники предлагают свой труд, перемещаясь между предприятиями. Здесь труд, как и любой другой товар, циркулирует в качестве объекта торговли. А сфера торговли есть сфера обращения товаров и денег, которая находится за пределами сферы производства товара. А в сфере обращения продавец этого товара постоянно перемещается между предприятиями в поисках покупателей, как бы циркулируя между ними. Эта сфера называется циркулирующим рынком труда, где начинается его купля-продажа.

8 стр., 3697 слов

Проблемы занятости в современной России

... и занятости, принятия законов, проведения мероприятий по совершенствованию оплаты труда и организационных структур управле­ния. Им принадлежит ведущая роль в регулировании развития рынка ... трудоустройства, переобучения и профориентации населения. Они будут заниматься организацией учета занятости и движения трудоспособ­ного населения, создания банка данных о потребностях и источниках ра­ ...

рынок труда отдельных профессий

  • высокопрофессиональные работники с высоким социальным статусом и стабильной занятостью. Уровень оплаты и условия труда соответствуют мировым стандартам. Таких работников меньшинство, и рост их доходов, как правило, выше, чем рост общего экономического уровня и уровня инфляции;
  • работники, конкурирующие между собой на рынке труда, но все же имеющие гарантии занятости и не подверженные массовой безработице.

В их число входит большинство квалифицированных работников, и рост их доходов равен росту уровня инфляции;

  • работники, занятые физическим трудом, преимущественно в обрабатывающих и добывающих отраслях промышленности. Их профессии исчезают вместе с сокращением самих отраслей. Уровень зарплаты поддерживается профсоюзными организациями, а занятость защищена коллективными договорами;
  • работники тех профессий, которые имеются в избытке на рынке труда. Это сфера услуг с низкой производительностью труда. Уровень зарплаты у них низок, и их занятость не гарантирована;
  • контингент населения, более или менее отстраненный от рынка труда. Это молодежь и те, кто долгое время являлся безработным.

международный рынок рабочей силы

Национальные рынки труда все больше утрачивают свою обособленность и замкнутость. Между ними возникают транснациональные потоки и перемещения рабочей силы, которые приобретают постоянный и систематический характер. Международный рынок труда можно определить как наднациональное образование, где на постоянной основе выступают покупатели и продавцы рабочей силы в рамках межгосударственного регулирования спроса и предложение рабочей силы. Образование международного рынка труда осуществляется двояко: через миграцию труда и капитала; путем постепенного слияния национальных рынков труда, когда окончательно устраняются юридические, национально-этнические, культурные и иные преграды между ними.

Среди разновидностей выделяются открытый и скрытый рынок труда.

Открытый рынок труда

1. Организованную, или официальную, часть открытого рынка, которая замыкается на государственную службу занятости населения и включает в себя также выпускников официальной или государственной службы профессионального образования.

2. Неофициальную часть — тех граждан, которые занимаются своим трудоустройством путем прямых контактов с предприятиями или негосударственными структурами трудоустройства и профессионального образования. В настоящее время вторая часть (неофициальная) открытого рынка труда в 3 — 4 раза превышает первую, что косвенным образом говорит о недостаточно высокой степени эффективности функционирования ныне действующих служб занятости.

Скрытый рынок труда

Измерить масштабы скрытого рынка труда весьма затруднительно. Расширение скрытого рынка труда и его застойный характер являются следствием слабого включения государства в стимулирование малого производства. Это затрудняет и тормозит освобождение предприятий от скрытых резервов рабочей силы и сдерживает перелив людей в перспективные отрасли и сферы. Эта же причина способствует формированию еще одной особенности российского рынка труда — широкому развитию неформального сектора экономики и, соответственно, неформальной занятости.

К неформальному сектору экономики в России принято относить незарегистрированную в соответствии с законодательством экономическую деятельность, занятые которой не платят налогов. Международная организация труда рассматривает неформальный сектор как совокупность очень мелких единиц, производящих и распределяющих товары и услуги и состоящих, в основном, из независимых, самостоятельно занятых производителей. В России неформальный сектор чрезвычайно разнороден.

7 стр., 3368 слов

Заработная плата — цена труда на рынке труда

... определение «цены труда» осуществляется в условиях несовершенной конкуренции, происходящей под мощным воздействием таких факторов, как монополия спроса на труд, монополия предложения труда, которую устанавливают сильные профсоюзы и, наконец, государственное регулирование рынка труда, ... рабочую силу, его падения и, следовательно, снижения уровня занятости трудоспособного населения, роста безработицы. ...

Внутри неформального сектора можно выделить разновидности занятости:

по профессионально-квалифицированному уровню и уровню доходов

по способу осуществления

по статусу занятых

Неформальный сектор занятости в России не возник с переходом к рыночной экономике, он существовал и раньше и был представлен репетиторами, портными, нянями, домработницами, и т.п.; существовала и теневая экономика, однако в последние несколько лет состав, масштабы, характер неформального сектора резко изменились. Прежде всего, численность занятых в нем увеличилась во много раз, резко возросла доля торговли, появились совершенно новые для нас явления — уличная торговля, «челноки», значительно расширилась теневая экономика, неформальный сектор стал фактически самостоятельным сегментом рынка труда. Хоткина З. Женская безработица и неформальная занятость в России.//Вопросы экономики. — 2000. — № 3.

Какие-либо количественные показатели масштабов занятости в неформальном секторе в официальной статистике отсутствуют. Дело в том, что значительная часть людей совмещает работу в формальном и неформальном секторах — в основном это касается лиц, работающих неполную рабочую неделю по инициативе администрации или находящихся в административных отпусках. Занятые в отраслях с низким уровнем оплаты труда, а также с характером работы, допускающим относительно свободный режим или позволяющим подрабатывать на рабочем месте, также склонны к занятости в неформальном секторе. К таким отраслям можно отнести практически всю непроизводственную сферу, за исключением высокооплачиваемых отраслей (кредитование, финансы, страхование и аппарат органов управления), информационно-вычислительное обслуживание, торговлю и общественное питание, некоторые отрасли промышленности.

По некоторым оценкам, в настоящее время более половины экономически активного населения имеют отношение к неофициальному сектору экономики, т.е. получают неучтенные доходы. Из них в собственно неформальном секторе занято около 12 млн.человек (19,2% экономически активного населения), Социально-экономическое положение и уровень жизни населения России. — М.; Госкомстат, 2005. которые распределяются примерно поровну между занятыми только в неформальном секторе и между не утратившими связь с формальным сектором.

Значение неформально сектора для нашей экономики и рынка труда неоднозначно. С одной стороны, очевидна его положительная роль в решении проблем занятости и доходов населения. С другой стороны, он создает условия для развития криминальной среды. Кроме того, для занятых в неформальном секторе отсутствуют социальные гарантии, не контролируются условия их труда. Происходит отток части квалифицированных и перспективных работников из формального сектора, что отрицательно сказывается на его эффективности. Занятость в неформальном секторе, особенно в таких сферах, как мелкая торговля, челночный бизнес, торгово-посредническая деятельность, оказание различных услуг частным лицам, приводит к утрате квалификации, профессиональных навыков. Из-за нерегулярного характера занятости люди отвыкают от систематической работы.

34 стр., 16957 слов

Государственное регулирование рынка труда

... исследования состоит в том, что проанализированы основные направления и механизмы государственной политики занятости и регулирования рынка труда, вопросы регулирования рынка труда Краснодарского края; разработать рекомендации, направленные на совершенствование регулирования рынка труда. Практическая значимость данной работы обусловлена ...

В целом же следует подчеркнуть, что в нынешней ситуации с рынком труда в России неформальный сектор экономики способствует рассасыванию скрытой и застойной безработицы, тем самым, снижая социальную напряженность и предотвращая возможные социальные катаклизмы. В то же время государству необходимо стремиться к максимальной легализации этого сектора путем создания льготного налогообложения, пресечение чиновничьего рэкета, создания необходимых условий для нормального развития функционирующих в нем хозяйственных субъектов.

Рынок труда подразделяется на части-подсистемы в виде конкретных целевых рынков, называемых сегментами.

Сегментация рынка труда

Сегментами рынка труда являются первичный и вторичный рынки труда.

Первичный рынок труда, Вторичный рынок труда

Причины разделения рынка труда на сегменты: различие в уровне экономической эффективности производства; различие в уровне социальной эффективности труда; различие в уровне социальной эффективности производства.

Сегментирование производится по разным категориям и в зависимости от различных признаков: географическое положение, демографические характерис-тики, социально-экономические показатели, психографические показатели, поведенческие характеристики. Особое значение имеет выделение сегментов, в которых сосредоточены мало конкурентоспособные группы лиц, нуждающихся в работе: молодежь, вступающая в трудоспособный возраст; пожилые работники; инвалиды 3-й группы; женщины с детьми, то есть все те, кто особо нуждается в социальной поддержке со стороны государства.

Таким образом, рынок труда, подчиняясь в целом законам спроса и предложения, по многим принципам своего функционирования представляет собой специфический рынок, имеющий ряд существенных отличий от других товарных рынков.

2. Проблемы регулирования рынка труда в Российской Федерации

2.1 Современная ситуация на рынке труда

В настоящее время на российском рынке труда проявляются негативные тенденции. Во-первых, замедляются темпы снижения общей численности безработных и, во-вторых, значительно растет численность регистрируемых безработных.

Ч исленность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, возросла более чем на 9,0%. На рост численности регистрируемых безработных также влияет сложная ситуация на селе, где продолжается рост трудоспособного населения, который не компенсируется созданием новых рабочих мест. Определенное давление на рынок труда оказывает продолжающийся рост численности трудоспособной молодежи.

Как и прежде, в численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, доля женщин превышает долю мужчин. Средний возраст безработного составляет 35-36 лет. Среднее время поиска работы среди всех безработных составляет — 8,6 месяца, а среди безработных, зарегистрированных в органах службы занятости — 5,2 месяца. При этом труднее всего находят работу граждане предпенсионного возраста и отдельные категории с низкой конкурентоспособностью и трудовой мобильностью (женщины, имеющие детей, инвалиды, беженцы и вынужденные переселенцы, освобожденные из мест лишения свободы).

14 стр., 6550 слов

Государственное регулирование рынка труда в РФ

... проанализировать рынок труда в Пермском крае. Объект: система регулирования занятости и трудоустройства. Предмет: влияние государственного регулирования на рынок труда. Курсовая работа состоит из: Введения 3 глав Заключения, Литературы 1. Теоретические основы рынка труда рынок трудоустройство занятость экономический 1.1 Сущность рынка труда Рынок труда ...

www.gks.ru

По прогнозам Минэкономразвития России, предполагается рост численности занятых в отраслях экономики, включая промышленность. Однако ожидаемый общий рост занятости в промышленности не решает проблем, возникающих в связи с реструктуризацией отдельных отраслей этого сектора, таких, как металлургия, электроэнергетика, железнодорожный транспорт.

На основании анализа и прогноза развития ситуации в социально-экономической сфере можно сделать вывод, что на ситуацию на рынке труда в среднесрочной перспективе окажут воздействие несколько ключевых факторов.

Сохранится тенденция превышения предложения рабочей силы над спросом,, Сохранение значительного потенциала неэффективной занятости:, Недостаточный уровень развития сферы малого бизнеса.

Реформирование Вооруженных Сил Российской Федерации вызовет дополнительную потребность в трудоустройстве специфической возрастной и профессиональной категории граждан.

После 2006 года, с началом сокращения численности населения трудоспособного возраста, дальнейшие перспективы занятости будут зависеть главным образом от темпов модернизации экономики.

В последнее время в России явно появилась тенденция к увеличению спроса на рабочую силу и одновременно к росту скрытой безработицы. «Скрытый», неофициальный рынок труда представлен теневым и фиктивным рынками труда. Под теневым рынком труда понимается сокрытие реально существующих отношений найма и нерегистрируемое предпринимательство, тогда как фиктивный рынок труда возникает из желания выдать за реальность отсутствующие в действительности трудовые отношения. Он обслуживает подавляющую массу национальных трудовых ресурсов. Он имеет дело, в частности, с теми, кто числится безработными и получает мизерное официальное пособие, а также с теми, кто получает ничтожную заработную плату и ищет вторую работу по совместительству.

Эти трудовые ресурсы оседают в гигантской сфере самой разнообразной предпринимательской деятельности, представленной по преимуществу мелким бизнесом. Она разбросана по всей стране и в большинстве своем скрыта от налоговых и статистических учреждений. Эта сфера предпринимательской деятельности чрезвычайно важна для населения. Она во многом выполняет функции его жизненного самообеспечения. Сюда относятся производство и переработка сельскохозяйственной продукции, «челночная» деятельность и связанная с ней розничная торговля, предприятия по выпуску самых разнообразных потребительских товаров и услуг.

Как известно, проблема занятости непосредственно связана с политикой доходов. В любом цивилизованном рыночном обществе высокий доход основной массы занятого населения формирует и соответствующий спрос, являясь, таким образом, двигателем социально-экономического развития. В России же такой взвешенной политики доходов нет. Ее место занимает неконтролируемое присвоение общенационального достояния незначительной частью населения, в то время как производитель товаров и услуг — будь то рабочий или крестьянин, ученый или учитель — располагает доходами, позволяющими ему удовлетворить лишь самые необходимые жизненные потребности.

На макроуровне в условиях кризиса скрытая безработица играет роль своеобразного буфера между эффективной занятостью и открытой безработицей, не допускающего лавинообразный рост последней и резкое возрастание напряженности в обществе. Следствием этого являются значительные размеры вынужденной неполной занятости. Значительные размеры неполной занятости, задержки заработной платы, а также сложности с трудоустройством сделали стабильным такое явление, как вторичная и неформальная занятость. По оценке Института макроэкономических исследований при Минэкономики РФ, вторую работу сегодня имеют около 8 млн. человек; число занятых в неформальном секторе составило около 25 млн. человек, в том числе для 7,5 млн. человек этот вид деятельности являлся единственным источником дохода. В результате зачастую лучшая часть квалифицированных работников нашла свое применение в теневом секторе экономики, который, по последним данным Госкомстата России, превысил 20% от ВВП.

За последние годы произошло некоторое снижение давления иностранной рабочей силы на рынок труда. Численность приезжающих на работу трудя щихся-мигрантов, по оценке Минтруда России, сохранялась в пределах 240-250 тыс. человек, что составляет 0,4% от численности занятого населения. Однако масштабы нелегальной миграции оцениваются сегодня примерно в 4-5 млн.человек. www.gks.ru

Отмеченная уникальным по масштабам и длительности падения производства, свертывания до предела многих отраслей, технологически отстающая от мировых стандартов экономика России демонстрирует и особого рода безработицу. Широкомасштабная, разнообразная, опасно длительная, массовая незанятость становится одним из грозных проявлений деградации трудовых ресурсов. Она подошла к такому уровню длительности, на котором начинается утрата профессионально-квалифицированных навыков.

Неквалифицированная работа с ее рутинным содержанием, тяжелыми условиями, гнетущей нравственной атмосферой и полной профессиональной бесперспективностью невыносима и для молодежи. Социологи отмечают, что работа низкой квалификации, несмотря на сносную денежную компенсацию, настолько непривлекательна, что молодые рабочие, потрудившись год-два, резко меняют жизненные ориентиры. Уход с работы 95% молодых людей мотивируется желанием повысить квалификацию и изменить свое социальное положение. Некоторые из них устраиваются на работу в коммерческие и теневые структуры — в борьбе за выживание постепенно сходят на нет привычные социальные приоритеты, стираются границы между понятиями «престижная работа» и «высокий доход», начинает доминировать материальная сторона. Значение нематериальных аспектов труда неуклонно снижается.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что в целом ситуация на рынке труда России продолжает оставаться достаточно сложной. Вместе с тем, коэффициент напряженности (численность незанятых граждан, зарегистрированных в службе занятости, в расчете на одну вакансию) обнаруживает тенденцию к изменению: с 6 человек на место — в начале 1998 г. до 2,5 человек — на сегодняшний день. www.gks.ru

2.2 Механизм регулирования рынка труда

Механизм регулирования рынка труда охватывает весь спектр экономических, юридических, социальных и психологических факторов, определяющих функционирование рынка труда. Оно осуществляется через систему трудоустройства, включая широкую сеть бюро по занятости, банки данных о рабочих местах, государственные программы помощи в приобретении профессиональных знаний и трудоустройстве незанятому, но желающему работать населению, целевые программы предприятий, предусматривающие переподготовку кадров в связи с планируемой модернизацией производства, проведение на предприятии политики стабилизации кадров и т.п. Все эти составные части рыночного механизма регулирования занятости в разных отраслях находятся в разном соотношении в зависимости от экономических и исторических условий развития данной отрасли.

Ситуация, на рынке труда в России свидетельствует о необходимости формирования нового хозяйственного механизма регулирования занятости населения: механизма, который бы учитывал все происшедшие изменения. Под хозяйственным механизмом понимают систему сознательно организованного воздействия на экономику. Такое воздействие в своей основе предопределено господствующей системой производственных отношений.

Хозяйственный механизм представляет собой объективно обусловленный существующими экономическими отношениями способ рационализации хозяйственной деятельности ее субъектами с целью достижения наиболее эффективных результатов. Характер механизма меняется в зависимости от того, кто является субъектом хозяйственной деятельности, т.е. характер механизма определяется его масштабами и субъектами, а также отношениями между ними по поводу присвоения и отчуждения, опредмечивания и распредмечивания, производства и потребления и т.д. Так в командно-административной экономике преобладал так называемый механизм рационирования. Согласно этому механизму создавалось такое количество рабочих мест, которое могло удовлетворить потребности в занятости всего населения, таким образом, достигалось равновесие между спросом и предложением. Однако за видимой простотой такого механизма создавались значительные трудности, возникающие на практике. Реальный спрос на рабочую силу вовсе не соответствовал потенциальному предложению. В условиях перехода к рынку начинает действовать рыночный механизм, основанный на действии в условиях хозяйственного рынка закона спроса и предложения.

Механизм регулирования в сфере трудовых отношений должен быть открытой системой, определяемой объектами, субъектами и характером взаимосвязей между ними, он должен не воспроизводить исходное явление, а порождать новую серию явлений. В данном контексте в качестве субъектов выступают три стороны: работодатель, наемные рабочие и государство, которые в процессе трудовых отношений имеют возможность сознательно принимать решения. Механизм регулирования занятости включает весь спектр социально-экономических отношений данных субъектов, а также юридических, организационных и психологических приемов, методов и инструментов, обеспечивающих их функционирование в системе трудовых отношений.

Можно выделить три элемента механизма регулирования занятости: социально-экономический, организационно-правовой и психологический (идеологический).

Социально-экономический элемент механизма регулирования занятости охватывает регулирование трудовых отношений между работниками, работодателями и государством в целях достижения соответствия спроса и предложения рабочих мест, соглашения на рынке труда в сфере организации и оплаты труда.

Организационно-правовой элемент механизма регулирования занятости заключается в принятии соответствующих законодательных актов, юридически оформляющих, разрешающих и стимулирующих те или иные формы развития данных отношений и создание соответствующих институтов, осуществляющих наблюдение и контроль за рынком труда.

Психологический элемент регулирования занятости состоит в формировании правильной мотивации к труду, системы приоритетов и предпочтений в процессе труда.

Государство всегда выполняло, выполняет и будет выполнять важнейшую хозяйственную функцию — разработку определенных «рыночных правил игры» и обеспечение гарантий выполнения законных договорных обязательств между хозяйствующими субъектами и субъектами товарного рынка, включая рынок труда.

В переходной экономике рынок труда сохраняет прежние элементы системы управления трудом. Главным образом это государственные гарантии занятости населения, централизованное регулирование оплаты труда (минимальной заработной платы, ставок тарифов и окладов в бюджетной сфере).

По мере продвижения к цивилизованному рынку труда складываются условия для его функционирования на основе естественных регуляторов в сочетании с государственным регулированием занятости. Особую роль здесь играют рыночные формы и методы инвестирования в экономические рабочие места, формирование реальной заработной платы, исходя из прожиточного минимума, социальное страхование работников наемного труда от экономических рисков, включая безработицу. При этом государственное регулирование, отражая в основном социальную компоненту в регулировании экономической активности населения, смягчает или носит упреждающий характер по отношению к угрозе и последствиям вынужденной безработицы.

Государственное регулирование в условиях рыночного хозяйства представляет систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. Регулирование может осуществляться не только на государственном уровне.

Характер и степень участия определенных субъектов в регулировании рынка труда, а также преобладание какого-либо элемента механизма регулирования занятости позволяет выделить три относительно самостоятельных уровня регулирования занятости: государственное регулирование, региональное регулирование и саморегулирование. Каждому уровню присущи свои методы управления рынком труда.

Таким образом, механизм регулирования можно отразить схемой классификации методов регулирования (рис.1).

Рис.1. Методы регулирования рынка труда

Государственное регулирование предполагает применение двух групп методов: организационно-правовых и социально-экономических. В свою очередь каждую из данных групп методов можно разграничить по видам.

Так среди организационно-правовых методов можно выделить: институциональные и организационные.

Институциональные методы предполагают установление и закрепление отдельных отношений (например, формирование кредитных институтов, предпринимательства, социального партнерства) и включают: формирование правовой базы, создание единой информационной системы, создание гибкой инфраструктуры рынка труда, формирование фонда занятости.

Организационные методы отвечают за разработку основных общих направлений политики занятости, стимулирование гибкого рынка труда, осуществление профессиональной подготовки. В рамках организационных методов определяются субъекты компетенции, сфера деятельности учреждений.

Среди социально-экономических методов регулирования можно выделить: фискальные, кредитные, бюджетные, как на государственном, так и на региональном уровне.

Фискальные методы основаны на создании общих, нормальных условий предпринимательства в то или иное время, в том или ином пространстве. Все хозяйствующие субъекты хозяйственного процесса должны отдать часть продукта налоговым службам, создающим условия хозяйственной деятельности. Таким образом, налог — это часть прибавочного продукта, который распределяется в пользу общественных органов, создающих условия для хозяйствования. Фискальные методы выполняют не просто распределительную функцию, но являются регулятором.

Кредитные методы осуществляются такими институтами как банковские учреждения и заключаются в выдаче ссуд и регулировании. Кредитные методы позволяют поддерживать хозяйственную деятельность, стимулируют, ускоряют и расширяют ее границы. Кредитные методы являются регулятором коммерческой деятельности.

Бюджетные методы — это методы, с помощью которых средства возвращаются в общество через социальные вложения, трансферты и т. д.

Каждый метод предполагает определенное средство или инструмент. Например, инструментом кредита является ставка, а средством — величина ставки. Средства приобретают формы: разовые, долгосрочные, периодические, спонтанные, дискретные и непрерывные.

На уровне саморегулирования используются психологические методы и методы ценностно-нормативного управления. Они нацелены на формирование установки на труд и занятость, собственной мотивации к труду на основе личного жизненного опыта и социального примера.

Государственное регулирование целесообразно рассматривать как воздействие на три уровня рынка: макроуровень, региональный и микроуровень.

На макроуровне высшие органы законодательной и исполнительной власти призваны решать следующие задачи:

I. Согласование финансово-кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономической политик с системой целей регулирования рынка труда. К данному блоку относятся вопросы принятия решений о государственных заказах и закупках продукции, в первую очередь оборонного, экологического и социального назначения, о государственных инвестиционных программах, дотациях, кредитах и налоговых льготах, направленных на поддержание и развитие производства в приоритетных отраслях. Государственная поддержка развития фермерства, индивидуального и среднего бизнеса, постприватизационная поддержка предприятий, организация санации и банкротства предприятий с наименьшим ущербом для занятости также входит в число задач этого блока.

Особая задача — регулирование внешнеэкономических связей в интересах занятости (ограничение оттока капиталов и стимулирование их притока должны улучшить инвестиционный климат, создать предпосылки для развития системы рабочих мест, поддержки экспорта, поддержания курса рубля на уровне, стимулирующего создание новых рабочих мест в экспортно-ориентированных отраслях и в производстве товаров народного потребления, конкурирующих с импортными товарами на внутреннем рынке).