Влияние ВТО на экономику России

Ознакомление с мнением российских и зарубежных аналитиков по данному вопросу;

  • Рассмотрение истории создания ВТО;
  • Изучение основных принципов и направлений работы ВТО;
  • Изучение основных целей, функций и задач функционирования Всемирной торговой организации;
  • Выделение проблем вступления Российской Федерации в структуру ВТО;
  • Изучение влияния торговой организации на отечественную экономику;
  • Проведение сравнительного анализа влияния торговой организации на отечественную и зарубежную экономику;
  • Соответственно, предметом курсовой работы является степень оказываемого влияния Всемирной торговой организации на российскую экономику.

    Глава 1.

ВТО и ее роль в мировой экономике

1.1 История создания ВТО

Всемирная торговая организация — это международная организация, которая была сформирована с целью урегулирования торговых взаимоотношений в соответствии с установленным соглашением всех крупных торговых государств об устранении либо сглаживании барьеров импорта и экспорта.

История формирования такого органа, как ВТО, возникла ещё после завершения Второй мировой войны, когда предпринимались только первые попытки в этом направлении. Те лица, которые имели отношение к этой инициативе, осознавали, что международная торговля, являясь одной из наиболее значимых задач международных экономических отношений, никак не может функционировать без каких-либо общепринятых норм и законов.

В конце сороковых годов двадцатого столетия был основан проект устава предстоящей торговой организации. В числе создателей данного документа принимал участие, помимо прочих, и СССР.

Стоит сказать, что данные мероприятия были попыткой организовать мирные отношения, которые была необходимы после продолжительной и ожесточенной войны. На политической арене такой организацией стала ООН (Организация объединенных наций).

Экономическая область должна была включать в себя три структурных элемента, и два уже были созданы ранее: Всемирный банк и Международный валютный банк. Однако возникшие далее трудности и проблемы помешали формированию завершающего элемента, а именно Всемирной торговой организации.

Вторая попытка создания этого органа осуществилась в 1955 году, но увенчаться успехом ей также не было суждено.

В начале шестидесятых годов двадцатого века СССР выступил с очередной инициативой, и тогда по причине противодействий западного мира Советскому Союзу не получилось в полной мере реализовать свои планы. Таким образом была создана Конференция ООН по торговле и развитию — организация, что действует и по сей день, однако она не способна в полной мере называться международной.

17 стр., 8484 слов

Роль и значение межгосударственных и международных экономических ...

... -финансовые отношения (МВФ, группа Всемирного банка и др.); организации, регулирующие товарные рынки и международные торговые отношения (ВТО, ОПЕК и др.); региональные международные организации, представляющие собой экономические блоки стран (НАФТА, ЕС ...

В восьмидесятых годах совершаются торговые переговоры между несколькими сторонами, когда, в конечном счете, появляется полноценная основа для создания международной торговой организации — ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле).

В процессе этих переговоров между странами-участницами ГАТТ, были подписаны соглашения, которые легли в основу появления торговых отношений в рамках Всемирной торговой организации. Управленческие аппараты всех стран согласовали, урегулировали и утвердили условия для доступа к рынкам с целью дать бизнесу возможность торговые уступки в торговые возможности.

В завершении двадцатого века СССР получил место наблюдателя в ГАТТ, которое, как было сказано ранее, легло в основу Всемирной торговой организации. И с целью занимать в данной сфере полноправную позицию, был предпринят ряд необходимых и важных шагов. Подобным образом, Российская Федерация не начинает, а продолжает деятельность Советского Союза в данном направлении.

В случае если говорить о целях формирования Всемирной торговой организации, то можно сказать, что ее единое выражение — это обеспечение беспрерывной работы всей системы мировой торговли, опираясь и основываясь на ряде единых норм и правил, причем таким образом, чтобы рынки стран были открытыми, и допуск к ним не мог быть ограничен, например, введением несогласованных ограничений или запрета на импорт.

Однако при этом страны, вступившие в состав ВТО, могут вводить разнообразные компенсационные и антидемпинговые меры для того, чтобы в какой-то степени уменьшить или ограничить доступ на внутренний рынок. Подобные рычаги воздействия могут появиться из-за наступления ситуации кризиса в какой-либо области или отрасли, или из-за нарушения одной из сторон принципов работы Всемирной торговой организации.

Несмотря на глобальность рассматриваемой системы, во многих государствах мира сообщества, составляющие сферу ее работы, все еще не осведомлены или осведомлены в малой степени о преимуществах Всемирной торговой организации. Главная причина заключена в сложности организации этой системы, и это не дает субъектам экономических отношений осознать и рассчитать все выгоды, которые они могут получить, понять свое положение и правила работы в ней. Однако также деловые сообщества не осведомлены о том, что такая организация, во-первых, выгодна в коммерческом плане для производителя товаров и услуг, а также для субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и во-вторых, предоставляет им некоторую совокупность прав.

Как уже говорилось ранее, основная цель создания ВТО — обеспечение беспрерывной работы всей системы мировой торговли, основываясь на ряде единых норм и правил. Из данной цели вытекает ряд исторически сложившихся принципов Всемирной торговой организации. Среди них можно выделить следующие основные пункты:

Принцип наибольшего благоприятствования.

37 стр., 18038 слов

Торговое оборудование и принципы его размещения в торговом зале ...

... источников. 1 Торгово-технологическое оборудование магазинов 1.1 Мебель для торговых залов магазинов Мебель для торговых предприятий играет важную роль в рациональной организации торгово-технологического процесса в магазине. Она широко ... подтоварники, поддоны, вешала для одежды, лари для хранения сыпучих товаров, а также оборудованием для бракеража и подготовки товаров к продаже. Унификация - ...

Данное положение говорит о том, что товарам и услугам иностранных государств и иностранных поставщиков представляются те же условия и возможности на внутренних рынках стран-участниц, что и для товаров и услуг из третьих стран-участниц. Другими словами, в данном пункте говорится об отсутствии дискриминации между товарами и услугами, которые поступают из различных государств, состоящих во Всемирной торговой организации.

Принцип национального режима.

Данный пункт говорит о том, что отношение к иностранным товарам и услугам на рынке не должно быть менее «доброжелательным», чем к товарам и услугам отечественного производства. То есть, государства, вступившие в ВТО, не могут применять менее благоприятный режим для ввоза и реализации импортных товаров по сравнению со своей аналогичной продукцией. Однако в это же время допускается возможность сделать какие-либо изъятия в отношении услуг, что позволит отечественным поставщикам этих же самых услуг получить более выгодные условия на национальным рынке для их реализации.

Принцип транспарентности.

Данный принцип является одним из ключевых положений в сфере правовых отношений в ВТО. Формально данный пункт получил закрепление только в Генеральном соглашении по торговле услугами, однако он, при этом, проходит через всю систему соглашений, на которых строится юридическая система Всемирной торговой организации.

Этот принцип говорит о том, что для доведения всех сведений и всей информации о торговле и реализации соответствующих товаров, являющихся при этом достоверными, до иностранных производителей товаров и услуг, государства-участницы ВТО обязаны публиковать документацию, которая будет содержать в том числе нормы, регулирующие возникающие правоотношения.

Помимо этого, все страны-участницы становятся обязанными создать так называемый информационный центр, в котором каждая из других стран сможет получить нужную ей информацию по правовым вопросам, а именно о законах, положениях, постановлениях, которые действуют в соответствующих секторах экономической сферы.

Рассматриваемый принцип является своеобразным выражением принципа неприменения неопубликованных правовых документов и актов, и на данном принципе основаны юридические системы всех развитых государств в мире.

Итак, всемирная торговая организация — это крупнейшая международная экономическая организация, занимающаяся вопросами многостороннего регулирования торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью, включающая в своем составе 164 стран — участников и 24 стран — наблюдателей (Приложение 1)

1.2 Структура, функции и направления деятельности ВТО

Основная задача Всемирной торговой организации заключается в содействии беспрепятственной международной торговле. Все развитые государства, принимавшие участие в создании ВТО, придерживаются точки зрения, согласно которой для экономического роста и постоянного повышения благосостояния общества необходима именно экономическая свобода в сфере международной торговли.

Для того, чтобы была обеспечена экономическая свобода, торговая организация организует и реализует определенную совокупность мер, которые имеют определенную цель и направленность. А именно:

Направленность на искоренение дискриминации в сфере торговли.

6 стр., 2832 слов

Особенности деятельности торговых организаций

... торговля). 2. Результаты торговой деятельности обуславливают состояние денежного обращения в государстве. 3. Аккумулирование наличных денежных средств, необходимость организации ... деятельности торговых организаций. 1. Торговля и ее виды, особенности содержание коммерческой деятельности торговых организаций Торговля— это отрасль экономики и вид экономической деятельности, объектом деятельности ...

ВТО предполагает, что нельзя ущемлять права какого-либо государства путем наложения ряда ограничений на импорт или экспорт благ и услуг. Другими словами, члены ВТО должны стремиться к тому, чтобы на их внутреннем рынке стерлись границы между «своими» и «чужими» товарами в плане возможности их реализации.

Направленность на уменьшение торговых барьеров.

Торговый барьер — это некий фактор, который понижает возможность попадания иностранных товаров на внутренний рынок какого-либо государства. Торговыми барьерами могут выступать таможенные пошлины, квоты и прочее. Свое влияние на мировую торговую систему оказывает также политика определения обменных курсов валют.

Направленность на стабилизацию и предсказуемость условий для осуществления торговой деятельности.

Зарубежные организации, инвесторы и органы государственного управления должны иметь уверенность в том, что условия торговли не подвергнутся внезапному и несогласованному изменению.

Направленность на стимулирование конкуренции в торговых отношениях.

Для поддержания соревновательности компаний из разных государств необходимо, прежде всего, ликвидировать несправедливые способы ведения конкурентной борьбы. Ими могут быть субсидии государства организациям-экспортерам, использование заниженных цен для выхода на новые рынки сбыта и прочее.

Направленность на создание льготных условий в международной торговле для развивающихся стран.

Хоть это и отчасти противоречит общей направленности деятельности Всемирной торговой организации, однако такое направление необходимо для постепенного включения в систему международных торговых отношений неразвитых или слаборазвитых государств, которые не имеют возможности на начальном этапе вступить в справедливую конкурентную борьбу с другими странами. Именно поэтому предоставление льгот и привилегий для таких государств не считается несправедливым.

Если говорить в целом, то Всемирная торговая организация придерживается принципа свободной торговли, или фритредерства, способствуя при этом устранению торговых барьеров.

Из целей и направлений работы Всемирной торговой организации можно вывести следующие ее функции:

  • контроль выполнения всех основных требований, изложенных в положениях и соглашениях Всемирной торговой организации;
  • проектирование и поддержание условий для ведения переговоров между государствами-участницами Всемирной торговой организации, предметом которых являются внешнеэкономические отношения между ними;
  • Регулирование и контроль за спорами и конфликтными ситуациями между странами-участницами ВТО по вопросам внешнеэкономических отношений и торговой политики;
  • Контроль политики всех участников Всемирной торговой организации в сфере международной торговли;
  • Оказание поддержки и необходимой помощи развивающимся странам;
  • Поддержание сотруднических отношений с другими международными организациями.

Так как соглашения торговой организации проектируются, а затем составляются и подписываются достаточно большим числом государств, которые принимают участие во внешней торговле, то они достаточно часто становятся предметом дискуссий и даже споров. Это связано с тем, что стороны таких дискуссий зачастую преследуют разные цели. Более того, даже послед длительных переговоров, итогом которых становятся соглашения и контракты, существует необходимость их последующего толкования. По этой причине одна из важнейших задач, стоящих перед Всемирной торговой организацией, заключается в посредничестве между сторонами, которые попали в конфликтную ситуацию, для ее дальнейшего разрешения.

21 стр., 10325 слов

Организация торгового сервиса в розничной торговле

... Семилукское райпо. Предмет исследования - процесс торгового сервиса в розничной торговле. В первой главе раскрыты организация оказания торговых услуг покупателям, понятие, цели, задачи и виды торгового сервиса, критерии сервисного обслуживания. Во второй главе дана характеристика ...

Как показывает практика решения конфликтов по вопросам международных экономических отношений, все вопросы для их продуктивного разрешения лучше всего решать в порядке, который установлен самими членами Всемирной торговой организации, так как он основан на взаимном согласии, которое, к тому же, закреплено юридически.

Для этой цели в соглашениях, которые подписываются государствами, состоящими в ВТО, имеется обязательный пункт, говорящий о порядке и правилах урегулирования спорных ситуаций. Такая система регулирования конфликтов в пределах деятельности Всемирной торговой организации является основополагающим элементом для обеспечения безопасности системы мировой торговли.

Каждый субъект отношений в рамках ВТО обязуется соблюдать правила, согласно которым он не будет предпринимать каких-либо действий против нарушений правил торговли, не согласовав их с представителями организации, то есть в одностороннем порядке. Кроме того, государства-участники берут на себя ответственность за решение конфликтных ситуаций и вопросов в системе регулирования споров, а также соблюдать ее нормы, правила и выносимые решения.

Все решения, которые возникают в ходе разбора спорной ситуации, принимаются всеми странами, и происходит это, как правило, с помощью консенсуса. Это выступает дополнительной мотивацией для сохранения и укрепления согласия и взаимопонимания среди всех членов Всемирной торговой организации.

Органы управления ВТО выступают как раз главным звеном в системе контроля и регулирования всех конфликтных вопросов. Они строятся на трех уровнях иерархии, которые наглядно могут быть представлены в виде схемы (рис 1):

Рисунок 1 Структура аппарата управления ВТО

Все важные решения по стратегическим вопросам принимаются Министерской конференцией — высшим органом управления в ВТО. Данный орган собирается, как правило, один раз в два года.

В непосредственном подчинении у Министерской конференции находится такой орган, как Генеральный совет. Генеральный совет является ответственным за исполнение работ по обозначенным вопросам, и собрания данной структуры проводятся уже гораздо чаще, а именно несколько раз в год, в Женеве. Эти собрания, организующиеся в штаб-квартире, состоят из представителей от каждого государства, входящего в ВТО. Генеральный совет регулирует деятельность двух специально созданных органа, которые специализируются на анализе торговой политики и на решении спорных ситуаций. Помимо этого, в подчинении Генерального совета находятся три важных комитета: по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам.

Генеральный совет в рамках Всемирной торговой организации выступает в качестве ответственного за решение конфликтов и их урегулирование, которые возникают из-за исполнения каких-либо основополагающих соглашений организации. В руках данного органа сосредоточены все полномочия для создания особой группы, которая будет заниматься рассмотрением определенных спорных вопросов, утверждать доклады, представленные созданными группами, и, кроме этого, регулировать и контролировать исполнение решений, принятых высшим руководством, при этом применяя санкции в случае неисполнения выданных предписаний.

8 стр., 3524 слов

Анализ деятельности международных организаций на примере Группы Всемирного банка

... виды и направления деятельности международных организаций на примере Группы Всемирного банка, а также проанализировать ее деятельность; 5. Выявить стратегии международных организаций и определить значимость их существования в современном мире. Материалом для исследования ...

На следующей ступени иерархии находятся Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами, а также Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, которым Генеральное собрание частично делегирует свои полномочия.

Первый из перечисленных органов регулирует функционирование комитетов, которые осуществляют контроль соблюдения принятых принципов Всемирной торговой организации, а также следят за выполнением всех соглашений в рамках ГАТТ, связанных с торговлей товарами.

Второй орган, а именно Совет по торговле услугами, обладает функцией контроля за исполнение соглашения ГАТС. В состав Совета по торговле услугами входит Комитет по торговле финансовыми услугами, а также Рабочая группа по профессиональным услугам.

Последняя из перечисленных структур, соответственно, регулирует исполнение соглашения ТРИПС, однако она также занимается рассмотрением вопросов и проблем, которые связаны с торговлей подделанных товаров на международном рынке.

Третья иерархическая ступень управления ВТО — Секретариат, который располагается в Женеве. Он заключает в себе работу более чем 500 сотрудников; секретариат возглавляет Генеральный директор Всемирной торговой организации. В отличие от других аналогичных структур в подобных международных организациях, Секретариат не может принимать решения самостоятельно, потому что этот функционал принадлежит самим членам ВТО, то есть представителям государств.

Главными обязанностями Секретариата выступает обеспечение поддержки всем советам и комитетам во Всемирной торговой организации, и, помимо прочего, Министерской конференции. Также данный орган должен содействовать своими решениями развивающимся государствам, анализировать ситуацию в мировой торговле и правильно интерпретировать положения торговой организации заинтересованным в этом средствам массовой информации и общественности. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО.

Глава 2. Российская экономика и ВТО

2.1 Причины, цели, проблемы присоединения России к ВТО

В середине декабря 2011 года на Восьмой конференции министров Всемирной торговой организации было принято решение о присоединении к ней нашей страны. Комментируя завершение переговоров с Россией, С. Йоханнессон возглавлявший рабочую группу ВТО, в рамках которой вырабатывались условия присоединения, оценил его как историческое достижение организации. И это на самом деле так. Переговоры с Россией были чрезвычайно сложными и длились дольше, чем с какой-либо другой страной, включая Китай, которому для выработки условий присоединения потребовалось пятнадцать лет. Российская делегация вела переговоры восемнадцать лет, а если отсчитывать с момента официального уведомления нашей страной ГАТТ о намерении присоединиться к этой де-факто организации, то даже девятнадцать.

Продолжительный процесс вступления Российской федерации во Всемирную торговую организацию объясняется многочисленными факторами как внешнего, так и внутреннего характера. К внешним факторам относятся жалобы государств, входящих в ВТО, к России по поводу несовершенства и, главное, нестабильности российской налоговой и таможенной политики, слабости и малой эффективности российской банковской системы, а также высоких рисков из-за остающейся все еще непобедимой коррупции и разгула преступности в отдельных регионах государства. В то же время почти все члены ВТО фиксируют и отмечают, что перечисленные негативные обстоятельства в последние годы обладают тенденцией к изменению в лучшую сторону.

Говоря о продолжительности вступления России в ВТО, можно отметить что еще в 2001 году правительство России издало распоряжение о межведомственном распределении обязанностей по основным направлениям переговоров по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации. ( Приложение 2)

Главной предпосылкой вступления России в ВТО считается меняющаяся структура российского экспорта. Уже сегодня структура нашего экспорта сильно отличается от той, что существовала в начале 1990-х годов. Намечаются и последующие ее изменения — непосредственно на это направлены различные программы новой индустриализации, модернизации и диверсификации экономики.3 Исследования специалистов дает возможность сделать вывод о том, что все выгоды и преимущества, получаемые от присоединения страны к ВТО, определяются не членством как таковым, а внутренней политикой государства, сосредоточенной на модернизацию экономики, повышение качества жизни и консолидацию общества.

Приверженцами быстрого завершения переговоров о вступлении России в клуб международной торговли зачастую выдвигаются аргументы о том, что присоединение к ВТО послужит сильным катализатором притока прямых иностранных инвестиций и расширения пребывания отечественных производителей на международных рынках. Кроме этого, членство в ВТО приблизит и ускорит процесс дальнейшего углубления интеграции Российской федерации в мировую экономику посредством вступления в ОЭСР, подписания договора о партнерстве и совместной работе с ЕС в 2012 году и зоне свободной торговли с Европой по принципу «WTO плюс».

Вступлением в ВТО, в экономике России расширятся глобализационные процессы, в результате которых Россия столкнётся с новыми угрозами экономической безопасности, требующими формирования соответствующих механизмов защиты.

Можно выделить основные причины, обуславливающие необходимость вступления России в ВТО:

Новейшая Россия — это крупная мировая держава со своим мощным экономическим и ресурсным потенциалом.

Россия во многом определяет ход развития мировой экономики.

Являясь участником многих международных экономических организаций, частью мировой глобализированной экономики, Россия обязана быть членом ВТО.

Россия, вступая в ВТО, предлагает мировом сообществу совместное использование своего — российского ресурсного потенциала во благо всех членов мирового сообщества.

Присоединившись к ВТО, Россия имеет возможность участвовать в разработке новых соглашений о регулировании международной торговли, развития мировой торговой системы, и, естественно, отстаивать свои интересы в ходе этих переговоров.

Применяя механизм рассмотрения споров, действующий в ВТО, Россия сможет оспорить в свою пользу ту или иную меру страны-члена ВТО, предпринятую по ограничению российского экспорта.

Вступая в ВТО, Россия открывает свою экономику для иностранных инвестиций. Внедрение в России инновационно-инвестиционной модели модернизации экономики невозможно без упрощения условий доступа инвестиций стран-членов ВТО. ВТО ликвидирует барьеры, ныне препятствующие российским компаниям на мировых рынках инноваций, включая рынки высоких технологий. Россия из страны импортозависимой сможет модернизироваться на экспорт-ориентированную.

Подводя итоги, можно сказать, что присоединение к ВТО будет способствовать модернизации России в конкурентоспособную страну, национальная экономика которой будет способна создавать и поддерживать среду, в которой возникает конкурентоспособный бизнес.

При вступлении в ВТО, по правилам данной организации Россия обязана договорится о своем членстве в этой международной организации со всеми странами-участницами. Поэтому процесс вступления России в ВТО достаточно долог и может занять еще некоторое время.

Основная проблема вступления России в ВТО — это, в первую очередь, снятие ограничений на поставки товаров из-за рубежа, в каком-то смысле ограничений на конкуренцию со стороны иностранных компаний. Это приведет к тому, что отечественные производители, могут оказаться не способными конкурировать на равных, как с очень качественной западной продукцией, так и с очень дешевой китайской. Другое дело, что данный процесс будет происходить постепенно (потому и ведутся столь долгие переговоры), и у наших предприятий останется время для адаптации к новым условиям.

Поэтому эксперты полагают, что, несмотря на усиление конкуренции со стороны иностранных производителей при вступлении России в ВТО, влияние этого события на отечественную промышленность не станет очень значительным или катастрофичным, хотя каждому предприятию придется позаботиться о себе и повысить эффективность собственной работы.

2.2 Влияние ВТО на экономику России

Поскольку экономика России все сильнее интегрируется в мировую торговлю, для нашей страны назрела необходимость включиться в работу международных экономических организаций. Еще в годы существования СССР были установлены контакты с ГАТТ. С 1995 идут переговоры о вступлении России в ВТО.

Вступив в ВТО, Россия получит возможность использовать для защиты своих внешнеторговых интересов весь этот механизм. Нужда в нем для российских предпринимателей выросла, когда в ответ на серьезное повышение открытости своего внутреннего рынка Россия не увидела ответных шагов западных стран. Вместо этого она, напротив, столкнулась с торговыми барьерами как раз по тем товарам, где Россия обладает сравнительными преимуществами в международной торговле, и с недобросовестной конкуренцией ряда зарубежных фирм на внешних рынках, а также и на внутреннем рынке России.

Присоединение России к ВТО может способствовать укреплению стабильности, предсказуемости и открытости внешнеторгового режима страны, на недостатки которого приходится слышать жалобы не только со стороны внешнеторговых партнеров Российской Федерации, но и экспортеров и импортеров в самой России.

Присоединяясь к ВТО, России предстоит взять на себя ряд обязательств, содержащихся в договоренностях ВТО. Вместе с обязательствами Россия получит и права, которые позволят ей лучше защищать свои внешнеторговые интересы и ускорят ее интеграцию в мировое хозяйство.

Главной предпосылкой эффективного преодоления сложностей в сфере изменения законодательства и применения его положительных сторон в рамках ВТО считается результативное продолжение процесса улучшения законодательства в рамках либеральных экономических реформ, поскольку этот процедура почти целиком совпадает с приспособлением законодательства к нормам и законам ВТО. Разговор идет, в первую очередь об устранении чрезмерного управленческого давления на компании и о увеличении уровня прозрачности законодательства в целом.

От либерализации и унификации российской системы государственного регулирования ожидаются следующие выгоды:

  • упрощение и рационализация процедур подтверждения соответствия производимой продукции международным стандартам, а отсюда — ускорение оборачиваемости средств;
  • повышение конкурентоспособности продукции российских фирм за счет более гибкой системы технических требований и гармонизации национальных и международных требований;
  • повышение инвестиционной привлекательности экономики России;
  • снижение расходов и устранение дублирования в области надзора и контроля за соблюдением требований;
  • уменьшение числа документов и повышение степени прозрачности системы регулирования.

Но либерализация внешнеэкономических отношений неизбежно приведет и к существенным негативным последствиям. Этот процесс коснется всех сфер жизни страны — политической, социальной, производственной и финансово-экономической.

В сфере политики принятие обязательств, налагаемых соглашениями со странами-участниками ВТО, приведет к неизбежному ослаблению национального суверенитета. Ограничения коснутся всех ветвей власти — исполнительной (с нее постоянно будут требовать выполнения международных обязательств, даже в ущерб национальным интересам), законодательной (придется привести нормативные акты в соответствие с требованиями ВТО), судебной (юридические споры за возможные нарушения будут рассматриваться в международных судах).

В сфере социальных взаимоотношений вхождение в ВТО помимо прочего чревато неблагоприятными последствиями: многочисленные компании, а вполне вероятно и цельные сектора экономики, не смогут вынести конкурентной борьбы с наплывом зарубежных товаров и услуг. Сейчас непонятно, каковыми могут являться масштабы сокращения трудовых мест, однако, возможно, речь пойдет о сотнях тысячах нетрудоустроенных (в первую очередь всего, в таком секторе экономики как легкая и пищевая промышленность).

Если такое произойдет, то государству необходимо будет выделять немало средств, направленных на социальную поддержку, переквалификацию работников, формирование дополнительных рабочих мест и т.д. Очевидно, что подобные преобразования предполагают наличие больших финансовых средств для их реализации. Предоставить эти средства необходимо будет государству, хотя часть расходов может взять на себя и ВТО.

Так как российским производителям придется составлять конкуренцию зарубежным странам и на внешнем, и на внутреннем рынках по всем товарным группам в очень жестких условиях, то в таком случае экономической сфере кризисные явления имеют все шансы развиваться по двум основным направлениям.

С одной стороны, иностранными фирмами непременно будут предъявлены — причем, на вполне законных основаниях — претензии и жалобы по поводу демпинга, якобы применяемого отечественными экспортерами. Проблема в том, что структура себестоимости наших конкурентоспособных товаров сильно отличается от мировой (прежде всего, за счет экономии на заработной плате, на энергии и на экологии).

По этой причине от России потребуют, например, повысить внутренние цены на энергоносители, приведя их в соотношении с мировыми.

С другой стороны, на внутреннем рынке стремительно увеличится конкуренция с более дешевыми, более доступными и более качественными товарами иностранных компаний. В соответствии с некоторыми экспертным оценками, всего 25% российских компаний смогут составлять конкуренцию на внутреннем рынке с иностранными производителями. При вхождении Российской федерации в ВТО понесут ущерб следующие отрасли: сельское хозяйство, легкая промышленность, сельхозмашиностроение и автомобильная промышленность, в частности производство грузовых машин. Для остальных, понижение таможенных барьеров невыгодно, так как может послужить причиной банкротства. По этой причине, как требование и условие вступления в ВТО, Россия настаивает на сохранении значительно высоких таможенных пошлин с целью ограждения отечественного рынка от субсидированной продукции из Европы, Азии и иных государств.

В связи с этим предусмотрены адаптационные мероприятия, в частности, предполагается принять закон о продлении освобождения сельскохозяйственных предприятий от налога на прибыль до 2016 и минимизацию НДС.

Так как немедленное и полное осуществление и выполнение условий вступления в ВТО представляется для России неосуществимым, в нашей стране имели место достаточно острые дискуссии по поводу целесообразности этого вступления.

В июне 2012 депутаты от оппозиционных партий передали запрос в Конституционный Суд о проверке на соответствие Основному закону РФ международный договор о вступлении России в ВТО. 9 июля 2012 КС признал, что соглашения с ВТО являются законными.

10 июля 2012 Государственная Дума проголосовала за ратификацию «Протокола о присоединении РФ к Марракешскому соглашению». За ратификацию проголосовала фракция «Единой России».

Российская экономика неминуемо понесет большие потери после вступления в ВТО.

Но несмотря на это 22 августа 2012 года Российская Федерация официально стала 156-м членом Всемирной торговой организации после вступления в силу протокола о присоединении России к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО) ( см приложение 3)

Заключение

Итак, рассматривая результаты проведенной работы, можно сделать следующие выводы. История создания Всемирной торговой организации берет свое начало в 1995 году, когда ситуация на мировой арене была совершенно иной, в отличие от времен зарождения идеи создания подобного международного органа. И это не удивительно — в течение десяти лет поменялась роль торговых отношений между государствами, возросла их значимость для общественного благосостояния и их место в экономической и политической сфере.

В конечном итоге, получившаяся система, которая по праву может называться глобальной, развилась до сложной структуры, которую не могли предположить ранее.

Стоит сказать, что современные условия работы Всемирной торговой организации отличаются даже в большей степени, чем это было в 1995 году. Постепенно сложились основные направления деятельности и принципы торговой организации, в которые включаются:

  • искоренение дискриминации в сфере торговли;
  • уменьшение торговых барьеров;
  • стабилизацию и предсказуемость условий для осуществления торговой деятельности;
  • стимулирование конкуренции в торговых отношениях;
  • создание льготных условий в международной торговле для развивающихся стран.

Однако нельзя сказать, что функционирование столь глобальной системы обходится без противоречий между крупнейшими государствами-участниками. Можно говорить о постепенном накоплении ряда проблем, связанных с деятельностью ВТО, которые нуждаются в совместном решении.

Таким образом, итогом моей работы стало многостороннее и глубокое изучение вопросов, связанных с функционированием такой организации как ВТО. Благодаря данному исследованию можно сделать выводы о принципах работы организации, ее сущности и влиянии, которое оказывается на Россию.

Список литературы

1. Братерский, М. Россия вступила в ВТО: теперь пора подумать, нужно ли было это делать? [Электронный ресурс] / М. Братерский. — 2012. — Режим доступа: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=117

2. Королева, А. Защита от ВТО [Электронный ресурс] / А. Королева // Expert Online. — 2012. — Режим доступа: http://expert.ru/2012/11/22/zaschita-ot-vto/

3. Оболенский, В. П. Россия и ВТО: обязательства, возможности, риски / В. П. Оболенский // Мировая экономика и международные отношения. — 2012. — № 6. — С. 59-69.

4. Толковый словарь Ефремовой Т.Ф., 2000

5. Официальный сайт Российского союза промышленников и предпринимателей. URL: http://www.rgwto.com/wto.asp?id=3667

6. Международные экономические отношения/Под ред. проф. В.Е. Рыбалкина.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006

7. Мукерджи А. Внедрение нормативов ВТО: проблемы развивающихся стран//МЭиМО, 2003. № 6

8. Шумилов В.М. Всемирная торговая организация: право и система, 2005

9. Официальный сайт Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. URL: http://tpprf.ru/ru/

10. Разумнова Л. «Россия-ВТО: интересы российских экспортеров»// МЭ и МО — № 10 — 2006 — с.17

11. Тяпышев О.Г. «ВТО об основных тенденциях в мировой торговле»// БИКИ — № 54 — 2007 — с.55

Приложение 1

Список стран-участников и стран-наблюдателей ВТО

В ВТО входят 157 членов, в том числе: 153 международно признанных государства-члена ООН, частично признанный Тайвань, 2 зависимые территории (Гонконг и Макао) и Европейский союз.

Государство

Дата вступления

Австралия

01.01.1995

Австрия

01.01.1995

Албания

08.09.2000

Ангола

23.11.1996

Антигуа и Барбуда

01.01.1995

Аргентина

01.01.1995

Армения

05.02.2003

Бангладеш

01.01.1995

Барбадос

01.01.1995

Бахрейн

01.01.1995

Белиз

01.01.1995

Бельгия

01.01.1995

Бенин

22.02.1996

Болгария

01.12.1996

Боливия

12.09.1995

Ботсвана

31.05.1995

Бразилия

01.01.1995

Бруней

01.01.1995

Буркина-Фасо

03.06.1995

Бурунди

23.07.1995

Вануату

24.08.2012

Великобритания

01.01.1995

Венгрия

01.01.1995

Венесуэла

01.01.1995

Вьетнам

11.01.2007

Габон

01.01.1995

Гаити

30.01.1996

Гайана

01.01.1995

Гамбия

23.10.1996

Гана

01.01.1995

Гватемала

21.07.1995

Гвинея

25.10.1995

Гвинея-Бисау

31.05.1995

Германия

01.01.1995

Гондурас

01.01.1995

Гонконг (зависимая территория Китая)

01.01.1995

Гренада

22.02.1996

Греция

01.01.1995

Грузия

14.06.2000

Дания

01.01.1995

Джибути

31.05.1995

Доминика

01.01.1995

Доминиканская Республика

09.03.1995

ДР Конго

01.01.1997

Европейский союз (международная организация)

01.01.1995

Египет

30.06.1995

Замбия

01.01.1995

Зимбабве

05.03.1995

Израиль

21.04.1995

Индия

01.01.1995

Индонезия

01.01.1995

Иордания

11.04.2000

Ирландия

01.01.1995

Исландия

01.01.1995

Испания

01.01.1995

Италия

01.01.1995

Кабо-Верде

23.07.2008

Камбоджа

13.10.2004

Камерун

13.12.1995

Канада

01.01.1995

Катар

13.01.1996

Кения

01.01.1995

Кипр

30.07.1995

Киргизия

20.12.1998

Китайская Республика (частично признанное государство)

01.01.2002

КНР

11.12.2001

Колумбия

30.04.1995

Коста-Рика

01.01.1995

Кот-д’Ивуар

01.01.1995

Куба

20.04.1995

Кувейт

01.01.1995

Латвия

10.02.1999

Лесото

31.05.1995

Литва

31.05.2001

Лихтенштейн

01.09.1995

Люксембург

01.01.1995

Маврикий

01.01.1995

Мавритания

31.05.1995

Мадагаскар

17.11.1995

Макао (зависимая территория Китая)

01.01.1995

Македония

04.04.2003

Малави

31.05.1995

Малайзия

01.01.1995

Мали

31.05.1995

Мальдивы

31.05.1995

Мальта

01.01.1995

Марокко

01.01.1995

Мексика

01.01.1995

Молдавия

26.07.2001

Монако

26.08.1995

Монголия

29.01.1997

Мьянма

01.01.1995

Намибия

01.01.1995

Непал

23.04.2004

Нигер

13.12.1996

Нигерия

01.01.1995

Нидерланды

01.01.1995

Никарагуа

03.09.1995

Новая Зеландия

01.01.1995

Норегия

01.01.1995

ОАЭ

10.04.1996

Оман

09.11.2000

Пакистан

01.01.1995

Панама

06.09.1997

Папуа — Новая Гвинея

09.06.1996

Парагвай

01.01.1995

Перу

01.01.1995

Польша

01.07.1995

Португалия

01.01.1995

Республика Конго

07.03.1997

Республика Корея

01.01.1995

Россия

22.08.2012

Руанда

22.05.1996

Румыния

01.01.1995

Сальвадор

07.05.1995

Самоа

10.05.2012

Саудовская Аравия

11.12.2005

Свазиленд

01.01.1995

Сенегал

01.01.1995

Сент-Винсент и Гренадины

01.01.1995

Сент-Китс и Невис

21.02.1996

Сент-Люсия

01.01.1995

Сингапур

01.01.1995

Словакия

01.01.1995

Словения

30.07.1995

Соломоновы Острова

26.07.1996

Суринам

01.01.1995

США

01.01.1995

Сьерра-Леоне

23.07.1995

Таиланд

01.01.1995

Танзания

01.01.1995

Того

31.05.1995

Тонга

27.07.2007

Тринидад и Тобаго

01.03.1995

Тунис

29.03.1995

Турция

26.03.1995

Уганда

01.01.1995

Украина

16.05.2008

Уругвай

01.01.1995

Фиджи

14.01.1996

Филиппины

01.01.1995

Финляндия

01.01.1995

Франция

01.01.1995

Хорватия

30.11.2000

ЦАР

31.05.1995

Чад

19.10.1996

Черногория

29.04.2012

Чехия

01.01.1995

Чили

01.01.1995

Швейцария

01.07.1995

Швеция

01.01.1995

Шри-Ланка

01.01.1995

Эквадор

21.01.1996

Эстония

13.11.1999

ЮАР

01.01.1995

Ямайка

09.03.1995

Япония

01.01.1995

Наблюдателями при ВТО являются:

  • Азербайджан; * Алжир

* Андорра

* Афганистан

* Багамы

* Белоруссия

* Босния и Герцеговина

* Бутан

* Ирак

* Иран

* Йемен

* Казахстан

* Коморы

* Лаос

* Либерия

* Ливан

* Сан-Томе и Принсипи

* Сейшельские Острова

* Сербия

* Судан

* Таджикистан

* Узбекистан

* Эритрея

* Эфиопия

Приложение 2

Распоряжение правительства РФ от 10 января 2001 г. N 126-p

В целях реализации задач по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации:

1. Утвердить прилагаемое межведомственное распределение обязанностей по основным направлениям переговоров по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации.

2. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 317-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 11, ст. 1314).

Председатель Правительства Российской Федерации

М. Касьянов

Межведомственное распределение обязанностей по основным направлениям переговоров по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации (ВТО) (утв. распоряжением Правительства РФ от 10 января 2001 г. N 126-р)

1. Общие вопросы:

1) общая координация деятельности заинтересованных федеральных органов исполнительной власти

Минэкономразвития России

2) соответствие законодательства Российской Федерации нормам и принципам ВТО

Минюст России, Минэкономразвития России, Минпромнауки России, Минфин России, ГТК России, МИД России, МАП России, Минсельхоз России, МВД России, Минздрав России, МПР России, Минфедерации России, Госстандарт России, Роспатент, Госгортехнадзор России, ФСБ России, Минтруд России, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (по согласованию), Комитет Совета Федерации по вопросам экономической политики (по согласованию), Комитет Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству (по согласованию)

3) взаимодействие с руководящими органами ВТО

Минэкономразвития России, МИД России

2. Вопросы торговли товарами:

1) доступ на рынки (тарифные предложения)

Минэкономразвития России, Минпромнауки России, Минфин России, ГТК России, Минсельхоз России, МИД России, МАП России, Минэнерго России, Минздрав России, МВД России, Минфедерации России, Госкомрыболовство России, Госстрой России, Минсвязи России, Росавиакосмос, Торгово-промышленная палата Российской Федерации (по согласованию)

2) налогообложение

МНС России, Минфин России, ГТК России, Минсельхоз России, Госстрой России, ФКЦБ России

3) торговые ограничения, вытекающие из состояния платежного баланса, бюджетные вопросы

Минфин России, Банк России (по согласованию), Минэкономразвития России, Минпромнауки России, ГТК России

4) таможенные процедуры (таможенная оценка, правила происхождения товаров, пограничные меры) и предотгрузочная инспекция

ГТК России, Минэкономразвития России, Минздрав России, Госстандарт России,Минсельхоз России, Госгортехнадзор России, Минфедерации России,Гос-комрыболовство России, Торгово-промышленная палата Российской Федерации (по согласованию)

5) антидемпинг, компенсационные пошлины, специальные защитные меры

Минэкономразвития России, Минпромнауки России, Минфин России, МАП России, ГТК России, Минсельхоз России, МИД России, Торгово-промышленная палата Российской Федерации (по согласованию)

6) нетарифные средства регулирования, в том числе количественные ограничения

Минэкономразвития России, Минпромнауки России, ГТК России, Минсельхоз России, Госстандарт России, Минздрав России, МВД России, МПР России, МАП России, МИД России

7) необязательные инициативы и соглашения ВТО по либерализации торговли по отдельным товарным группам

Минэкономразвития России, Минпромнауки России, Минсельхоз России, Минфин России, МАП России, Минздрав России, Госстрой России, Минсвязи России, МИД России, ГТК России, Госстандарт России

8) субсидирование (промышленные и сельскохозяйственные субсидии)

Минэкономразвития России, Минпромнауки России, Минсельхоз России, Минфин России, МПР России, МАП России, Минфедерации России, Госстрой России

9) технические барьеры в торговле, санитарные и фитосанитарные меры

Госстандарт России, Минсельхоз России, Минздрав России, Минэкономразвития России, Минпромнауки России, МПР

России, ГТК России, Госстрой России, МВД России, Госгортехнадзор России, Госкомрыболовство России,

Роскартография, МАП России

10) инвестиционные меры, связанные с торговлей

Минэкономразвития России, Минпромнауки России, Минфин России, МПР России, ГТК России, Минэнерго России, МАП России, Минздрав России, МИД России, Минфедерации России, Госстрой России

11) внутренняя поддержка и экспортные субсидии в сельском

хозяйстве

Минсельхоз России, Минфин России, Минэкономразвития России, МАП России, Минфедерации России

12) информационно- статистическое обеспечение

Госкомстат России, ГТК России,

Минэкономразвития России, Минпромнауки России, Минфин России, МВД России, Минсельхоз России, Роспатент, Банк России (по согласованию)

3. Вопросы торговли услугами

Минэкономразвития России, Минпромнауки России, Минюст России, Минфин России, МИД России, Банк России (по согласованию), Госкомстат России, Минтранс России, Минсвязи России, Госстандарт России, МПС России, Госстрой России, Минздрав России, Минобразование России, Минтруд России, Минкультуры России, Госкомспорт России, Росавиакосмос, ФКЦБ России, МПТР России, МАП России, МНС России, Минфедерации России, Минсельхоз России, Госкомрыболовство России, МВД России, МПР России, Минэнерго России, Минимущество России, Росархив, Роскартография, Госгортехнадзор России, Роспатент, ФАПСИ, ФСБ России, Торгово-промышленная палата Российской Федерации (по согласованию)

4. Торговые аспекты прав интеллектуальной собственности

Роспатент, Минюст России, ГТК России, МВД России, ФСБ России, МАП России, Минсельхоз России, Госстандарт России, Минпромнауки России, Минкультуры России, МИД России, МПТР России, Минздрав России, МПР России, Минсвязи России, Госстрой России, Роскартография, Минэкономразвития России, Росавиакосмос, Верховный Суд Российской Федерации (по согласованию), Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (по согласованию), Генеральная прокуратура Российской Федерации (по согласованию),Торгово-промышленная палата Российской Федерации (по согласованию)

5. Вопросы нового раунда многосторонних торговых переговоров

Минэкономразвития России, МИД России, Минфин России, Минпромнауки России, МАП России, Минтруд России, Минюст России, МПР России, Минсельхоз России, Роспатент, Минсвязи России, ФКЦБ России, ГТК России, Банк России (по

согласованию)

[1] “В отношении таможенных пошлин и сборов всякого рода, налагаемых на ввоз или вывоз, или в связи с ними, или на перевод за границу платежей за импорт или экспорт, а также в отношении метода взимания таких пошлин и сборов, и в отношении всех правил регулирования и формальностей в связи с ввозом или вывозом, любое преимущество, льгота, привилегия или изъятие из-под действия законов, предоставляемые любой договаривающейся стороной любому товару, происходящему из любой другой страны и предназначенному для любой другой страны, должны немедленно и безусловно предоставляться аналогичному товару, происходящему из всех других стран-участниц, или предназначенному для всех других стран-участниц”.

Приложение 3

Протокол от 16.12.2011 «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.»

ПРОТОКОЛ О ПРИСОЕДИНЕНИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К МАРРАКЕШСКОМУ СОГЛАШЕНИЮ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОТ 15 АПРЕЛЯ 1994 Г. (Женева, 16 декабря 2011 года)

Преамбула

Российская Федерация и Всемирная торговая организация (именуемая в дальнейшем «ВТО») на основании одобрения Министерской конференции, выраженного в соответствии со статьей XII Марракешского соглашения об учреждении Всемирной торговой организации (именуемого в дальнейшем «Соглашение ВТО»), учитывая Доклад Рабочей группы о присоединении Российской Федерации к Соглашению ВТО, указанный в документе WT/ACC/RUS/70 от 17 ноября 2011 г. (именуемый в дальнейшем «Доклад Рабочей группы»), принимая во внимание результаты переговоров о присоединении Российской Федерации к Соглашению ВТО, соглашаются со следующим:

Часть I

Общие положения

1. С даты вступления в силу настоящего Протокола в соответствии с пунктом 8 Российская Федерация присоединяется к Соглашению ВТО в соответствии со статьей XII указанного Соглашения и, таким образом, становится членом ВТО.

2. Соглашение ВТО, к которому Российская Федерация присоединяется, является Соглашением ВТО, включая Пояснительные примечания к указанному Соглашению, с любыми его исправлениями, поправками или иными изменениями, внесенными любыми правовыми документами, которые могли вступить в силу до даты вступления в силу настоящего Протокола. Настоящий Протокол, содержащий обязательства, указанные в параграфе 1450 Доклада Рабочей группы, является неотъемлемой частью Соглашения ВТО.

3. За исключением предусмотренного в параграфе 1450 Доклада Рабочей группы, обязательства по Многосторонним торговым соглашениям, являющимся приложением к Соглашению ВТО, которые должны быть выполнены в течение периода времени, начиная с даты вступления в силу указанного Соглашения, должны быть выполнены Российской Федерацией, как если бы она приняла указанное Соглашение на дату вступления его в силу.

4. Российская Федерация может сохранять меру, не совместимую с пунктом 1 статьи II Генерального соглашения по торговле услугами (именуемого в дальнейшем «ГАТС»), при условии, что такая мера была зафиксирована в Перечне изъятий из статьи II, прилагаемом к настоящему Протоколу, и соответствует условиям приложения к ГАТС по изъятиям из статьи II.

Часть II

Перечни

5. Перечни, указанные в Приложении I к настоящему Протоколу, становятся Перечнем уступок и обязательств по товарам, прилагаемым к Генеральному соглашению по тарифам и торговле 1994 года (именуемому в дальнейшем «ГАТТ 1994»), и Перечнем специфических обязательств, прилагаемым к ГАТС, в отношении Российской Федерации. Этапность уступок и обязательств, перечисленных в Перечнях, должна быть реализована, как это предусмотрено соответствующими частями соответствующих Перечней.

6. Для целей определения в пункте 6 «a» статьи II ГАТТ 1994 даты указанного Соглашения соответствующей датой в отношении Перечня уступок и обязательств, прилагаемого к настоящему Протоколу, является дата вступления в силу настоящего Протокола.

Часть III

Заключительные положения

7. Настоящий Протокол открыт для принятия посредством подписания или иным способом Российской Федерацией в течение 220 дней с момента одобрения Протокола о присоединении Российской Федерации.

8. Настоящий Протокол вступает в силу на тридцатый день после дня принятия Российской Федерацией настоящего Протокола.

9. Депозитарием настоящего Протокола является Генеральный директор ВТО. Генеральный директор ВТО незамедлительно представляет заверенную копию настоящего Протокола и уведомление о его принятии Российской Федерацией в соответствии с пунктом 7 каждому члену ВТО и Российской Федерации.

10. Настоящий Протокол регистрируется в соответствии с положениями статьи 102 Устава Организации Объединенных Наций.

Совершено в Женеве 16 декабря 2011 г. в единственном экземпляре на английском, французском и испанском языках, причем каждый текст имеет одинаковую силу, за исключением прилагаемых Перечней, в которых может быть указано, что аутентичным является текст только на одном из указанных языков.