Торговый сбор: порядок исчисления, проблемы и пути решения

Введение, Актуальность курсовой работы.

Введение новых налогов не выглядит целесообразным, конструктивным шагом.

И во второй половине 2014 года, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране и заверения Правительства не увеличивать налоговую нагрузку на бизнес и население, активно обсуждался вопрос о новых инициативах в области налогообложения.

Одной из самых заметных стала инициатива о введении «нового» налога для наполнения бюджетов регионов — налога с продаж.

По предварительным оценкам налог мог принести бюджетам субъектов РФ около 200 млрд рублей дополнительных доходов, что является достаточно существенной суммой, особенно с учетом того, что на момент обсуждения введения нового налога (по истечении 6 месяцев 2014 года), 30 субъектов РФ имели дефицит бюджета, и еще 30 находились в зоне риска (балансировали на грани).Информационный портал «Аудит А» — Введение налога с продаж URL: https://audita.ru/articles/vvedenie-naloga-s-prodazh.html .

Поэтому регионы, в частности Москва (её бюджетный дефицит почти равен годовому бюджету Санкт-Петербурга), были полностью за введение налога с продаж. Закон города Москвы «О бюджете Москвы на 2015 и плановый период 2016 и 2017 гг.». URL: http://docs.cntd.ru/document/537966567

Налог являлся почти полной копией налога с продаж, который существовал с 1998 по 2004 год.

Основным минусом «старого» налога с продаж был тот факт, что он являлся косвенным.

Отличие косвенных налогов от прямых налогов заключается в том, что они являются налогами с потребителя, то есть стоимость товара увеличивается на сумму косвенного налога.

Особенностью «старого» налога с продаж было то, что его налоговой базой являлась реализация товара, то есть она была идентична налоговой базе налога на добавленную стоимость.

По факту, происходила бы ситуация, когда одна и та же операция облагалась дважды одинаковыми налогами. Такая ситуация была связана с непродуманной системой администрирования этого налога (контролем за его уплатой и перечислением).

Таким образом, «новый» налог с продаж не нёс в себе ничего, кроме роста цен, дополнительных расходов на построение системы администрирования и массового перехода бизнеса в «теневую» сферу: фактически снижение текущего уровня налоговых поступлений в бюджет.

21 стр., 10014 слов

Налоги субъектов РФ, их роль и проблемы взимания

... распространенными видами косвенных налогов в республике были налоги с оборота, с продажи, на топливо, на ... непроизводственную сферу общества. Достигается это посредством введения соответствующих ставок и разных льгот, исключений, ... налогах воплощено экономически выраженное существование государства». Налоги являются специфической формой экономических отношений государства с хозяйствующими субъектами, ...

В связи с этим, в сентябре 2014 года от введения «нового» налога с продаж отказались и ввели торговый сбор, который направлен на установление минимального налога с предприятий торговых сфер деятельности.

Цель курсовой работы, Задачи курсовой работы:, Объект курсовой работы, Предмет курсовой работы, Теоретико-методологической основой курсовой работы

В основном был сделан упор на работы таких авторов, как: Гузанов К. А, Гаврилов С. В и Зверева Т. В.

Нормативная база работы:, Методы исследования:, Глава 1 Теоретический аспект применения торгового сбора

1.1 Характеристика торгового сбора

В наше время, налоговое право принято считать одной из самых динамичных отраслей права, так как постоянные изменения (обновления) данной отрасли дают нам возможность отследить развитие законодательства о налогах и сборах в нашей стране.

Рис. 1.1 Виды и наименования налогов

Так, одними из самых значимых изменений законодательства о налогах и сборах можно назвать изменения, которые связаны с введением новой главы и внесением поправок в Налоговый кодекс Российской Федерации (Далее НК РФ).

Федеральный Закон от 29.11.2014 N 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171490/А именно, был установлен новый вид платежа — торговый сбор. С 1 января 2015 года начала действовать глава НК РФ «Торговый сбор» (глава 33 НК РФ).

Нам следует разобраться, что представляет из себя этот вид платежа, кто должен его уплачивать и какие объекты им облагаются.

Торговый сбор может вводиться муниципальными образованиями и городами федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь).

Налоговый Кодекс (пункт 1 статьи 410) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/a8fc376c3ad80f16b1826cf81bf0308a1e7fe7f8/Торговый сбор должен быть обязательно введен нормативным документом на местном уровне. Если данный документ принят, то сбор становится обязательным к уплате на территории соответствующего муниципалитета или города федерального значения. Новый вид сбора был подвержен критике со стороны экспертов и предпринимателей. В феврале 2015 года депутаты подготовили и внесли в Государственную думу законопроект. Законопроект № 720930-6 «О трехлетнем моратории на введение торгового сбора в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе» URL: https://profibeer.ru/lawyer/projects/77/2722/ Они комментировали свою позицию так: «в современных условиях, когда экономика страны столкнулась с серьезными вызовами, меры налогового и неналогового стимулирования развития предпринимательства должны рассматриваться как меры, способствующие сохранению рабочих мест, а введение нового сбора станет дополнительной налоговой нагрузкой для бизнеса». Зверева Т. В. / Опыт введения торгового сбора в Российской Федерации // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия общественных наук. 2015. № 3. С.124-129.

Однако, Закон г. Москвы уже был на тот момент принят, и введение моратория означало бы освобождение предпринимателей от уплаты налогов. А такого рода законопроекты должны вноситься в Государственную думу только при наличии заключения Правительства РФ (часть 3 статьи 104 Конституции РФ), которого депутаты не получили. Поэтому законопроект по Москве так и не был рассмотрен. Торговый сбор в 2017 году в Санкт-Петербурге вводить не будут с целью поддержки малого бизнеса — комментирует председатель Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка города — Эльгиз Качаев. Торговый сбор 8.08.2016 URL: http://special.tass.ru/msp/3518732. «У нас мораторий на введение торгового сбора, так что в 2017 году его точно не будет, даже не обсуждается». Ранее, при введении мораторий на 2015 и 2016 годы на торговый сбор в Санкт-Петербурге, губернатор Георгий Полтавченко отмечал, что данная мера применяется в целях снижения нагрузки на малый бизнес и на данный момент у города достаточно налоговых поступлений для выполнения всех социальных обязательств. Торговый сбор 13.10. URL: http://www.podatinet.net/2016101344912/news/news/v-sanktapeterburge-ne-budut-vvodit-torgovyi-sbor-v-2017-godu.html .

13 стр., 6243 слов

Торговая марка практическая работа

... производить свои товары в родной стране, их торговые марки продолжают руководить пристрастиями покупателей. Знаменитые торговые марки обладают покупательскими привилегиями, т.е. обеспечивают сильную привязанность ... Украины. РАЗДЕЛ 1 ИСТОРИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ «ТОРГОВАЯ МАРКА» 1.1Формирование законодательной базы Внедрение марки стало основным вопросом в стратегии товара. С одной ...

Торговый сбор, распространяется на организации и ИП, которые ведут торговую деятельность на территории города федерального значения или соответствующего муниципалитета с использованием объекта осуществления торговли. Освобождаются от его уплаты предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения (Далее ПСН), и налогоплательщики единого сельскохозяйственного налога (Далее ЕСХН).

Налоговый Кодекс (пункт 1 статьи 410, статья 413, пункт 2 статьи 411) URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n= 151689.

Нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться льготы, основания и порядок их применения (пункт 3статьи 410 НК РФ).

К торговой деятельности для целей применения главы 33 НК РФ относятся следующие виды торговли (торговля — вид предпринимательской деятельности по розничной, мелкооптовой и оптовой купле-продаже товаров (подпункт 2 пункта 4 статьи 413 НК РФ)):

1) через объекты стационарной торговой сети, которые не имеют торговые залы (кроме автозаправок);

2) через объекты стационарной торговой сети, которые имеют торговые залы (магазины и павильоны);

3) через объекты нестационарной торговой сети, такие как палатки, лотки, машины и другие временные объекты;

4) торговля, которая осуществляется путем отпуска товаров со склада (пункт 2 статьи 413 НК РФ).

Объектом обложения торговым сбором является движимое и недвижимое имущество, которое используется в торговой деятельности плательщиком сбора хотя бы один раз в квартал (пункт 1 статьи 412 НК РФ).

Таким образом, сбор необходимо платить не с полученного дохода от торговли, а именно с тех объектов, которые используются при торговле (ларек, палатка, магазин и т. д.) (пункт 1 статьи 415 НК РФ).Организации и ИП должны встать на учет в качестве плательщиков сбора. Для этого в налоговый орган нужно подать уведомление, указав в нем вид предпринимательской деятельности, объект торговли, а также характеристики, необходимые для определения суммы сбора. Уведомление необходимо отправить в налоговую в течение 5 дней с момента возникновения объекта обложения сбором. Далее, в течение 5 дней, налоговый орган обязан поставить плательщика на учет и выдать ему свидетельство. Если недвижимое имущество зарегистрировано в Москве, а организация или ИП — в другом регионе, то уведомление необходимо подать в налоговую инспекцию г. Москвы по месту регистрации имущества. Также это касается и движимого имущества, зарегистрированного в другом регионе, но использующегося в торговой деятельности в Москве).

Письмо ФНС России от 16 июня 2015 г. № ГД-4-3/10382@ «О постановке на учет организаций и индивидуальных предпринимателей в налоговом органе в качестве плательщиков торгового сбора».

Если плательщик имеет несколько объектов обложения сбором, зарегистрированных на территории города федерального значения или одного муниципалитета, но в разных районных налоговых инспекциях, то все объекты должны указываться в одном уведомлении. Подается такое уведомление в налоговый орган по месту нахождения первого объекта из указанных в уведомлении. Если организации или ИП прекращают вести деятельность с использованием объекта обложения торговым сбором — они могут сняться с учета (пункт 4 статьи 416 НК РФ).

Для этого необходимо подать соответствующее уведомление в территориальную налоговую инспекцию по месту постановки на учет (пункт 1 статьи 416 НК РФ).

При этом датой снятия с учета будет считаться дата прекращения торговой деятельности, указанная в уведомлении. Если плательщик не встал на учет в налоговую инспекцию в качестве плательщика сбора в установленные законодательством сроки, то налоговая инспекция может начислить плательщику штраф в размере 10 тыс. руб. (пункт 1 статьи 116 НК РФ).

Ведение торговой деятельности без постановки на учет в качестве плательщика сбора будет составлять 10% от доходов с торговли за отчетный период, но не менее 40 тыс. руб. (пункт 2 статьи 116 НК РФ).

В случае, когда плательщик подал уведомление, которое содержит недостоверные сведения и это привело к неполной уплате сбора, налоговая инспекция может привлечь плательщика к ответственности. Плательщику необходимо будет уплатить штраф в размере 20% от суммы неуплаченного сбора, и в случае, если налоговым органом будет доказано умышленное занижение базы для исчисления торгового сбора, то плательщику необходимо будет уплатить штраф в размере 40% от этой суммы помимо доплаты самого сбора.

Таким образом, торговый сбор представляет собой платеж (местный сбор), взимаемый с организаций и ИП (не применяющих ПСН и ЕСХН), которые ведут торговую деятельность на территории муниципалитета или города федерального значения, используя объект осуществления торговли.

Плательщиками торгового сбора могут быть илиналогоплательщики, находящиеся на упрощенной системе налогообложения (Далее УСН), илиИП на общем режиме налогообложения (Далее ОСНО), которые уплачивают НДФЛ.В настоящий момент, торговый сбор применяется только в Москве.

1.2 Порядок исчисления и уплаты торгового сбора

Отметим, что налоговый период по торговому сбору — квартал, то есть все показатели, используемые для расчета торгового сбора должны быть исчислены за квартал (статья 414 НК РФ).

Налогоплательщик должен самостоятельно исчислять и уплачивать сумму торгового сбора до 25-го числа каждого следующего квартала (пункт 2 статьи 417 НК РФ).

В случае, если плательщик не встал на обязательный учет в налоговую инспекцию, и при проведении мероприятий налогового контроля — налоговый орган это выявил, то он сам рассчитает сумму торгового сбора и вышлет требование о его уплате.

Расчет суммы торгового сбора осуществляется по следующей формуле:

ТС = ФП объекта торговли ставка ТС (1.1)

торговый налог сбор рынок россия

где ТС — сумма торгового сбора, руб.;

  • ФП — физический показатель объекта торговли. Физическим показателем может являться площадь объекта (торгового зала) из документов регистрации, или фактическое наличие объекта в составе торговой инфраструктуры;
  • Ставка ТС — ставка торгового сбора, руб.

Устанавливается нормативно правовыми актами городов федерального значения или муниципального образования. В НК РФ установлены максимальные значения ставок торгового сбора (статья 415 НК РФ).

Так как торговый сбор, в настоящее время, применяется только в Москве, рассмотрим соответствующие ставки. Закон города Москвы «О Торговом Сборе» от 17.12.2014 года N62. URL: http://docs.cntd.ru/document/537966919 Одно из самых важных является то, что ставки делятся не только по видам торговой деятельности, но также и по месту нахождения объекта торговли, так как от этого будет зависеть выручка владельца торгового объекта.

В Москве выделяют три группы районов:

  • В первую группу относят районы, которые входят в Центральный административный округ (включает 10 районов);
  • Во вторую группу относят районы, которые входят в Зеленоградский, Троицкий и Новомосковский административные округа (Далее АО), Молжаниновский Северный АО, Северный район Северо-Восточного АО, Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский Восточного АО, Некрасовку Юго-Восточного АО, Северное Бутово и Южное Бутово Юго-Западного АО, Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково Западного АО, Митино и Куркино Северо-Западного АО;

— В третью группу относят все остальные районы города Москвы, а именно районы, которые входят в Северный (исключая район Молжаниновский), Северо-Восточный (исключая район Северный), Восточный (исключая Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский районы), Юго-Восточный (исключая район Некрасовка), Южный, Юго-Западный (исключая районы Северное Бутово и Южное Бутово), Западный (исключая районы Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково), Северо-Западный (исключая районы Митино и Куркино) АО.

Таблица 1.1

Ставки торгового сбора, установленные для г. Москвы

Вид торговой деятельности

Физический показатель

Ставка торгового сбора за объект в квартал

1.

Торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (исключая объекты стационарной торговой сети, которые не имеют торговые залы и являющиеся автозаправочными станциями), и нестационарной торговой сети (исключая развозную и разносную розничную торговлю) в:

Объект осуществления торговли

Районах первой группы

81000 руб.

Районах второй группы

28350 руб.

Районах третьей группы

40500 руб.

2.

Развозная и разносная розничная торговля

Объект осуществления торговли

40500 руб.

3.

Торговля через объекты стационарной торговой сети с торговыми залами:

Объект осуществления торговли

1)

До 50 , расположенных в:

Районах первой группы

60000 руб.

Районах второй группы

21000 руб.

Районах третьей группы

30000 руб.

2)

Свыше 50 , расположенных в:

1 площади торгового зала

Районах первой группы

1200 руб. за каждый площади торгового зала, не превышающей 50 и 50 руб. за каждый полный (неполный) площади торгового зала свыше50

Вид торговой деятельности

Физический показатель

Ставка торгового сбора за объект в квартал

Районах второй группы

420 руб. за каждый площади торгового зала, не превышающей 50 и 50 руб. за каждый полный (неполный) площади торгового зала свыше50

Районах третьей группы

600 руб. за каждый площади торгового зала, не превышающей 50 и 50 руб. за каждый полный (неполный) площади торгового зала свыше50

4.

Организация розничных рынков

1 площади розничного рынка

50 руб.

Источник: составлено на основе Закона города Москвы «О Торговом Сборе» от 17.12.2014 года N62.

От уплаты торгового сбора освобождаются:

  • организации федеральной почтовой связи;
  • автономные, бюджетные и казенные учреждения;
  • использование объектов для розничной торговли с использованием торговых автоматов;
  • использование объектов для торговли на ярмарках выходного дня, специализированных и региональных ярмарках;
  • использование объектов для торговли через объекты стационарной и нестационарной торговой сети на территории розничных рынков;
  • использование объектов для разносной розничной торговли в зданиях, находящихся в оперативном управлении автономных, бюджетных и казенных учреждений.

Как мы выяснили ранее — плательщиками торгового сбора могут быть или налогоплательщики, находящиеся на упрощенной системе налогообложения (Далее УСН), или ИП на общем режиме налогообложения (Далее ОСНО), которые уплачивают НДФЛ.

Поэтому существуют способы уменьшения налога при применении УСН с объектом «доходы» (пункт 8 статьи 346.21 НК РФ).

Но только с учётом того, то налогоплательщик зарегистрирован по месту жительства в Москве и уплачивает налог по УСН, используя реквизиты московской налоговой инспекции. При этом сумму налога или сумму авансового платежа по УСН налогоплательщик может уменьшить на сумму торгового сбора, перечисленного за тот же отчетный (налоговый период).

Если налогоплательщик зарегистрирован в другом регионе и ведет торговую деятельность в Москве, уплачивая торговый сбор в налоговую инспекцию, то он не может, в данном случае, уменьшить сумму налога по УСН на сумму торгового сбора (пункт 8 статьи 346.21 НК РФ).

Письмо Минфина России от 15.07.2015 N 03-11-09/40621. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_184614/

Если налогоплательщик зарегистрирован не в Москве и уплачивает налог по УСН с доходов в другом регионе, то уменьшить сумму налога на сумму торгового сбора, налогоплательщик также не сможет.

Если у налогоплательщика есть штат наемных работников, то налогоплательщик на перечисленные страховые взносы и выданные больничные пособия может уменьшить начисленный налог по УСН только лишь на 50% (пункт 3.1 статьи 346.21 НК РФ).

И оставшуюся сумму к уплате налогоплательщик имеет право уменьшить на весь перечисленный торговый сбор до нуля. Письмо Минфина России от 15.07.2015 N 03-11-10/40730. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=QUEST&n=148425#013514823481276528

Если налогоплательщик уплачивает налог по УСН с объектом «доходы — расходы», то уплаченный торговый сбор (полной суммой) следует включать в расходы. Письмо Минфина России от 23.07.2015 N 03-11-09/42494. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_184616/Также, если налогоплательщик не зарегистрирован в Москве и уплачивает налог по УСН в другом регионе, он может учесть уплаченный торговый сбор (полной суммой) в расходах.

Применяя ОСНО, налогоплательщик может снизить сумму НДФЛ с доходов на уплаченный торговый сбор. При этом действуют аналогичные правила, как и при применении УСН с объектом «доходы». На сумму уплаченного торгового сбора НДФЛ можно снизить до нуля. И снизить сумму НДФЛ к уплате на сумму торгового сбор вы можете по итогам года. Письмо Минфина России от 10.08.2015 N 03-04-07/45937. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_184759/

Таким образом, можно сделать вывод, что налоговый период по торговому сбору — квартал, и налогоплательщик должен самостоятельно исчислять и уплачивать сумму торгового сбора до 25-го числа каждого следующего квартала. Для исчисления суммы торгового сбора применяется физический показатель (площадь объекта (торгового зала) или фактическое наличие объекта в составе торговой инфраструктуры) и ставка торгового сбора для определенной группы районов г. Москвы. Также, налогоплательщики, находящиеся на ОСНО (уплата НДФЛ) и УСН могут уменьшить сумму налога на величину торгового сбора.

Глава 2 Практический аспект применения торгового сбора

2.1 Проблемы, связанные с применением торгового сбора

Как уже стало известно, с 1 июля 2015 года был введен торговый сбор на территории г. Москвы, и многие организации и предприниматели недовольны такому нововведению. О торговом сбору говорят, как об «убийце» малого бизнеса, и относят его с «столичной ренте». Угроза в новом торговом сборе (17.07.2015) URL: https://www.novayagazeta.ru/news/2015/07/17/113669-nezavisimye-knizhnye-magaziny-uvideli-ugrozu-v-novom-torgovom-sbore.

Некоторые эксперты отмечают, что целью введения торгового сбора является фиксирование минимальных платежей для предприятий торговой сферы, чтобы избежать различные уклонения от исполнения налоговых обязательств организаций и предпринимателей. О ходе подготовки к введению торгового сбора в г. Москве URL:http://new.opora.ru/images/sbor.pdf .

Но в 2015 году многие были уверенны, что новый сбор ударит по малому бизнесу, включая и книжные (издательства) магазины. Группа издателей и книгораспространителей организовали сбор подписей за отмену торгового сбора с книжной торговли на имя мэра г. Москвы. Они считали, что новый сбор станет причиной ликвидации многих маленьких книжных магазинов, аргументируя тем, что «в таких магазинах и так прибыли нет, то есть после уплаты всех налогов, аренды и выплаты заработной платы ничего не остается».

Соучредитель книжного магазина «Фаланстер» Борис Куприянов выразил свою точку зрения о несправедливости введения нового закона. А именно, что магазины, имеющие площадь больше 50 должны платить всего лишь по 50 рублей за каждый последующий метр. Получается, что магазин, имеющий площадь в 10 облагается почти тем же налогом, что и магазин в 1000 .

Введение нового вида сбора, с точки зрения поддержки и развития малого и среднего бизнеса в Москве — весьма неоднозначная мера. И в тот момент, когда данная мера затрагивает букинистов и книжные магазины образуется необъяснимая ситуация: эффект для бюджета будет практически нулевым, однако целая отрасль будет находиться на грани выживания. Торговый сбор ставит букинистов на грань выживания (21.07.2015) URL: https://www.ridus.ru/news/191708?utm_source=vkontakte&utm_medium=Social&utm_content=ridusnews&utm_campaign=191708.

Другие проблемы, связанные с введением торгового сбора касаются поспешного принятия Федерального Закона N382-ФЗ, а именно юридического понятия текста данного нормативно правового акта. Рассмотрим подробнее:

1. Торговый сбор, следует относить к налогам, а не к сборам.Гузанов К. А / О проблемах введения торгового сбора в России // Вестник арбитражной практики. 2015. № 3. С. 161-165.

Пункт 2 статьи 8 НК РФ гласит, что сбором является обязательный взнос, который взимается с организаций и физических лиц, и уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, и другими уполномоченными органами (должностными лицами) юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав и выдачу разрешений (лицензий), или уплата которого обусловлена осуществлением отдельных видов предпринимательской деятельности в пределах территории, на которой введен сбор.

С.Г. Пепеляев дал своё понятие сбора: «В российском законодательстве сбором являются платежи за обладание специальным правом»и комментировал, что понятие «сбор» в НК РФ имеет собирательное значение, то есть оно охватывает как сборы, так и пошлины.

2. Также, НК РФ определяет и понятие объекта обложения торговым сбором. Им стало использование объекта движимого или недвижимого имущества для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, хотя бы один раз в течение квартала (статья 412 НК РФ).

Но, при этом вид предпринимательской деятельности, на который направлен торговый сбор, законодателем точно не установлено: «сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах осуществления торговли» (статья 413 НК РФ).

Многие авторы считают, что формулировка объекта данным образом обусловлена использованием имущества для осуществления торговли, управления розничным рынком.Сбежнев В. / Торговый сбор // Налоговый вестник. 2015. № 5. С. 91-96. Но управление розничным (оптовым) рынком через уплату торгового сбора субъектами предпринимательской деятельности — не происходит, и в основе его лежит только фискальная функция с целью пополнения местных бюджетов. Это также подтверждается и критерием времени использования объекта торговли субъектом предпринимательской деятельности — достаточно факта его использования хотя бы один раз в течение периода обложения (квартал).

Закон г. Москвы от 17.12.2014 N 62 «О торговом сборе» не конкретизирует и не разъясняет объект обложения сбором. Наибольший вопрос вызывает торговля со склада через интернет-ресурсы (интернет- магазины): уплачивают ли торговый сбор, если торговля ведется через интернет-магазин, и доставка товара осуществляется со склада в Москве курьером или почтой? В письме Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 26.06.2015 N ДПР-20-2/1-161/15 «О разъяснении вопросов, касающихся торгового сбора в городе Москве» выражена позиция, что уплачивать, в данном случае, торговый сбор не нужно. Торговый сбор применяется в отношении объектов движимого или недвижимого имущества, которые используются для торговли. В описанном случае таким объектом признается склад (а доставка товара курьером или почтой- услуга).

Торговый сбор не применяется в отношении торговли путем отпуска со склада.

Но данная позиция противоречит толкованию НК РФ, так как при продаже товаров со склада, данный склад продавцы используют как объект движимого имущества, на котором хранится продаваемый товар и с которого данный товар отпускается покупателю.

3. Далее, обратим внимание на то, что торговая деятельность (торговля) — это вид предпринимательской деятельности, который связан с приобретением и продажей товаров. Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_95629/ Но, законодатель вводит в НК РФ специальный перечень видов торговли, относящихся к торговой деятельности (глава 1, пункт 1.1 данной курсовой работы), а также определяя понятие торговля, как вид предпринимательской деятельности, который связан с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады.

Таким образом, выделяя не просто отдельный вид деятельности, такой как торговая деятельность, но и отдельные виды деятельности внутри данного вида (торговля), законодатель искусственно разделяет понятия «торговля» и «торговая деятельность».

4. Возникает вопрос: считается ли уплата торгового сбора одним из условий деятельности субъекта предпринимательства в городах федерального значения?

Формируется отрицательный ответ, так как торговая деятельность и торговля осуществлялись и осуществляются такими субъектами предпринимательства вне зависимости от уплаты торгового сбора. Поэтому торговый сбор, на данный момент, является обязательным, индивидуально безвозмездным платежом, в полной мере соответствуя понятию налога (пункт 1 статья 8 НК РФ).

5. И одной из самых важных проблем является то, что механизм выявления сведений по объектам обложения торговым сбором не проработан, и в данный момент не может гарантировать исполнение обязанности субъектов предпринимательской деятельности по уплате торгового сбора. НК РФ не дает толкований о механизме выявления сведений по торговому сбору. Этот пробел восполняет региональное законодательство. В г. Москве Постановлением Правительства Москвы от 30.06.2015 N 401-ПП «О Порядке сбора, обработки и передачи налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором в городе Москве» предполагается, что сбор сведений об объектах обложения торговым сбором будет осуществляться через:

1) получение сведений по объектам осуществления торговли от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти города Москвы.

На сегодняшний день в г. Москве уполномоченный орган не определен и не утвержден соответствующий регламент;

2) получение сведений об объектах осуществления торговли у собственников или иных правообладателей объектов осуществления торговли;

3) получение сведений в результате использования информации, которая размещается юридическими и физическими лицами в сети Интернет, а также в средствах массовой информации.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на данный момент отсутствует надлежащая нормативная база и работающий механизм выявления объектов осуществления торговли и достоверный список объектов осуществления торговли в г. Москве, из-за поспешного введения Федерального Закона «О Торговом Сборе». Несовершенство правовой конструкции торгового сбора, а также установление фискальных барьеров для бизнеса негативно сказывается на развитии малого и среднего бизнеса в городах федерального значения.

2.2 Пути решения проблем

Раннее, мы столкнулись с проблемой, которая напрямую затронула малый бизнес, книжные издательства и магазины, так как введение торгового сбора увеличило налоговую нагрузку. Проблема была решена следующим образом: 30 ноября 2015 года, Сергей Собянин (мэр г. Москвы) утвердил ряд поправок по торговому сбору в городские законы. Поправки предусматривали освобождение книготорговых предприятий от уплаты торгового сбора. Данной льготой смогли воспользоваться около 200 предприятий книжной продукции. Поправки в налогообложении 30.11.2016 URL: http://special.tass.ru/moskva/3826419.

Но, можно было рассмотреть и вариант по уменьшению установленных ставок по торговому сбору. Так как торговый сбор является дополнительной налоговой нагрузкой для предприятий, стоило бы первое время держать ставки по минимуму и провести анализ (оценку) того, как отнесутся к этому предприятия. Известно, что торговый сбор является одной из мер покрытия дефицита бюджета, однако установив высокий размер ставки, государство всё равно не сможет сразу покрыть данный дефицит.

Возникает вопрос, почему государство не советуется с гражданами (с организациями)? Почему участие в данных вопросах могут принимать актеры (Кожевникова Мария, «звезда» популярных ситкомов на телевидении и отечественных «блокбастеров», также стала «соавтором» инициативы о введении торгового сбора) Субъект права законодательной инициативы URL: http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=527250-6., которые не имеют компетентного отношения к законодательству, а общество вынуждено соглашаться с уже принятыми ими законами?

В данном вопросе выделяется две стороны: государство и организации торговых сфер. Поэтому, этот вопрос необходимо решать и со стороны государства и опираясь на организации, если и добавлять налоговую нагрузку, то постепенно, дав возможность адаптироваться организациям к нововведениям.

Также, введение нового сбора повлияло на НК РФ. Внесенные поправки в НК РФ, Федеральным законом от 29.11.2014 N 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», имеют низкую юридическую согласованность и не устанавливают действующие механизмы реализации принятого нормативно-правового акта.

Торговый сбор стоит относить к налогам, а не к сборам. Так как, в российском законодательстве сбором являются платежи за обладание специальным правом и понятие «сбор» в НК РФ охватывает как сборы, так и пошлины.

В основных направлениях бюджетной политики г. Москвы на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов отмечено, что торговый сбор обеспечит выравнивание уровня налоговой нагрузки на субъекты бизнеса и формирование условий добросовестной конкуренции в сфере торговли в г. Москве. На практике увеличение налоговой нагрузки часто приводит к тому, что хозяйствующие субъекты начинают учитывать эту нагрузку в цену продаваемых товаров, и в конечном итоге такая мера сказывается на потребителях.

Также, необходимо дать точное определение объекту обложения торговым сбором. Так как возникают проблемы с интернет- торговлей, которая предполагает выбор и заказ товаров с использованием интернет- ресурсов или телефона, с последующей доставкой покупателю товара курьером, почтой или самовывозом товара покупателем. При этом доставка товаров может осуществляться как из объекта торговой сети, так и со склада.

Обложение торговым сбором интернет- торговли, может привести к росту цен на товары для покупателей в Интернете, а это крайне нежелательно.

Сама идея интернет-торговли связана с минимизацией расходов.Гаврилов С. В. / Торговый сбор: проблемы и пути совершенствования // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учёт. 2016. № 8. С. 67-72.

Если учесть, что введение торгового сбора — это мера, направленная на покрытие дефицита региональных бюджетов, следует отметить, что на данный момент торговый сбор с этой функцией не справляется и часть индивидуальных предпринимателей уходит «в тень», ухудшатся экономическая ситуация в стране в целом, сокращается количество торговых предприятий. Неслучайно в Санкт-Петербурге и Севастополе решение о введении торгового сбора так и не было принято.

Таким образом, для того, чтобы делать какие-либо окончательные выводы по проблемам требуется, чтобы с момента введения торгового сбора прошло большее количество времени, чем один год. Это позволит нам лучше оценить налоговую нагрузку на торговые предприятия г. Москвы, проанализировать динамику поступлений от торгового сбора в бюджет и решить, стоит ли вводить торговый сбор в других субъектах РФ и муниципальных образованиях, оставить только в ведущих регионах страны или отменить его. Или, прежде, чем вводить новый сбор, стоило больше уделить внимание и юридической стороне вопроса, и целесообразности введения торгового сбора.

Заключение

Итак, в данной курсовой работе был рассмотрен вопрос о торговом сборе. В России каждый уровень власти согласно Конституции наделен самостоятельностью, в том числе и в налогово-бюджетной сфере. При формировании региональных бюджетов для большинства субъектов явно недостаточно собственных доходных источников, а существующие методы финансового выравнивания не способствуют решению проблемы сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации. Актуальность данной темы связана с тем, что торговый сбор направлен на установление минимального налога с предприятий торговых сфер деятельности, и на покрытие дефицитов бюджетов субъектов Российской Федерации. Как раннее отмечалось, объектом курсовой работы являются экономические отношения, складывающиеся в процессе осуществления деятельности с применением торгового сбора. Предметом курсовой работы выступил торговый сбор. В процессе выполнения данной курсовой работы были решены поставленные задачи, а именно:

  • рассмотрена характеристика торгового сбора в России;
  • рассмотрен порядок исчисления и уплаты торгового сбора;
  • рассмотрены различные проблемы и пути решения, связанные с применением торгового сбора.

И сделаны следующие выводы:

1. Торговый сбор представляет собой платеж (местный сбор), взимаемый с организаций и ИП (не применяющих ПСН и ЕСХН), которые ведут торговую деятельность на территории муниципалитета или города федерального значения, используя объект осуществления торговли. Плательщиками торгового сбора могут быть или налогоплательщики, находящиеся на упрощенной системе налогообложения (Далее УСН), или ИП на общем режиме налогообложения, которые уплачивают НДФЛ.В настоящий момент, торговый сбор применяется только на территории г. Москвы.

2. Налоговый период по торговому сбору — квартал, и налогоплательщик должен самостоятельно исчислять и уплачивать сумму торгового сбора до 25-го числа каждого следующего квартала. Для исчисления суммы торгового сбора применяется физический показатель (площадь объекта (торгового зала) или фактическое наличие объекта в составе торговой инфраструктуры) и ставка торгового сбора для определенной группы районов г. Москвы. Также, налогоплательщики, находящиеся на ОСНО (уплата НДФЛ) и УСН могут уменьшить сумму налога на величину торгового сбора.

3. На данный момент отсутствует надлежащая нормативная база и работающий механизм выявления объектов осуществления торговли и достоверный список объектов осуществления торговли в г. Москве, из-за поспешного введения Федерального Закона «О Торговом Сборе». Несовершенство правовой конструкции торгового сбора, а также установление фискальных барьеров для бизнеса негативно сказывается на развитии малого и среднего бизнеса в городах федерального значения.

4. Для того, чтобы делать какие-либо окончательные выводы по проблемам требуется, чтобы с момента введения торгового сбора прошло большее количество времени, чем один год. Это позволит нам лучше оценить налоговую нагрузку на торговые предприятия г. Москвы, проанализировать динамику поступлений от торгового сбора в бюджет и решить, стоит ли вводить торговый сбор в других субъектах РФ и муниципальных образованиях, оставить только в ведущих регионах страны или отменить его. Или, прежде, чем вводить новый сбор, стоило больше уделить внимание и юридической стороне вопроса, и целесообразности введения торгового сбора.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/

2. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/

3. Закон города Москвы «О бюджете Москвы на 2015 и плановый период 2016 и 2017 гг.» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/537966567

4. Закон города Москвы «О Торговом Сборе» от 17.12.2014 года N62. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/537966919

5. Законопроект № 720930-6 «О трехлетнем моратории на введение торгового сбора в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://profibeer.ru/lawyer/projects/77/2722/

6. Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая) от 31.07.1998 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/

7. Письмо Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 26.06.2015 N ДПР-20-2/1-161/15 «О разъяснении вопросов, касающихся торгового сбора в городе Москве» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.1nep.ru/pro/legislation/207014/

8. Письмо Минфина России от 10.08.2015 N 03-04-07/45937. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420338192

9. Письмо Минфина России от 15.07.2015 N 03-11-09/40621. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420338192

10. Письмо Минфина России от 15.07.2015 N 03-11-10/40730. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420338192

11. Письмо Минфина России от 23.07.2015 N 03-11-09/42494. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420338192

12. Письмо ФНС России от 16 июня 2015 г. № ГД-4-3/10382@ «О постановке на учет организаций и индивидуальных предпринимателей в налоговом органе в качестве плательщиков торгового сбора». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_181185/

13. Постановлением Правительства Москвы от 30.06.2015 N 401-ПП «О Порядке сбора, обработки и передачи налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором в городе Москве». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=MLAW&n=188720#06943588043325217

14. Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_95629/

15. Федеральный Закон от 29.11.2014 N 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171490/

16. Гаврилов С. В. Торговый сбор: проблемы и пути совершенствования / С. В. Гаврилов // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учёт. 2016. — № 8. — С. 67-72.

17. Гузанов К. А О проблемах введения торгового сбора в России / К. А. Гузанов // Вестник арбитражной практики. 2015. — № 3. — С. 161-165.

18. Зверева Т. В. Опыт введения торгового сбора в Российской Федерации / Т. В. Зверева // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия общественных наук. 2015. — № 3. — С.124-129.

19. Сбежнев В. Торговый сбор / В. Сбежнев // Налоговый вестник. 2015. — № 5. — С. 91-96.

20. Информационная система «Консультант +» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru

21. Информационный портал «Аудит А» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://audita.ru

22. Информационный портал «Новая газета» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.novayagazeta.ru

23. Информационный портал «Опора России» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://new.opora.ru

24. Информационный портал «Ридус» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ridus.ru

25. Информационный ресурс «Государственная Дума» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://asozd.duma.gov.ru

26. Информационный ресурс «ПодатиНет налоговый портал» [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.podatinet.net

27. Информационный ресурс «ТАСС информационное агентство России» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://special.tass.ru