Торговая политика России

Внешнеэкономическая политика

государства — это целенаправленная и комплексная программа действий законодательной и исполнительной властей по развитию повышению эффективности внешнеэкономических связей, реализуемая как во внутренней финансово-производственной сфере через инвестиционную, таможенную и налоговую политику, так и сфере внешнего обмена путем повышения коммерческой эффективности экспортных, импортных, валютных и иных внешнеэкономических операций. Очевидно, что основными задачами законодательной власти является разработка и принятие необходимой и достаточной договорно-правовой базы для нормальной деятельности всех субъектов ВЭД, а исполнительной власти — практическая работа по реализации ВЭП через организационные структуры ВЭД и контроль за надлежащим исполнением правовых норм ведения ВЭД всеми ее участниками. Причем формирование и совершенствование организационных структур, через которые практически осуществляется ВЭД, само по себе является важным и эффективным элементом ВЭП государства.

Формирование ВЭП должно осуществляться на основе глубокого анализа и максимально полного учета целого ряда важнейших факторов: блока внутренних социальных, экономических и правовых факторов, а также блока внешних факторов.

К группе основных внутренних факторов следует отнести:

уровень развития и структуру производственных

состояние природных ресурсов и климатических условий;

  • количественный и структурный баланс внутреннего производства и потребления или, другими словами, количественную и структурную характеристику внутреннего рынка;
  • валютно-финансовое положение страны;
  • количественный и профессиональный состав экономически активног населения.

Анализ перечисленных внутренних факторов дает необходимые основание и исходные данные для формирования самых общих принципов ВЭП по следующим структурным направлениям:

  • экспортная политика, включая нормы, регулирующие экономическое и техническое сотрудничество с зарубежными странами;
  • импортная политика;
  • валютное регулирование;

принципы внутреннего финансирования экспортных и импортных операций;

  • регулирование внешнего финансирования экспортных и импортных операций и иностранных инвестиций;
  • регулирование российских инвестиций за рубежом.

С учетом перечисленных выше внутренних факторов формируется ВЭП самого общего уровня, обусловленная общенациональными интересами страны. Можно выделить ВЭП государства еще двух уровней:

3 стр., 1318 слов

Анализ факторов внутренней и внешней среды предприятия на примере ООО «Техстрой»

... Предприятие работает с клиентами не только Нижегородской области, но и изо всей России: от Калининграда до Владивостока; от Мурманска до Дербента. 2. Характеристика факторов внутренней и внешней среды организации ООО «Техстрой». 2.1 Внутренняя среда ... из дальних стран, заказывают большими партиями. И для успешной работы в данной сфере деятельности организация старается удерживать при себе выгодных ...

Регионального уровня, когда общие принципы ВЭП этого уровня должна вестись с учетом конкретных правовых и экономических условий взаимодействия РФ с региональными политическими и союзами стран: СНГ, ЕС, АТЭС и др. Разработка ВЭП этого уровня должна вестись с учетом международной политической и экономической ситуации, а также обязательств государства, вытекающих из участия его в международных соглашениях и договорах;

  • Странового уровня, когда учитываются особенности всего комплекса взаимоотношений с каждой конкретной страной, т.е. вся совокупность внешних факторов, а именно: взаимодополняемость экономики РФ и экономики рассматриваемой страны;
  • уровень развития производственных сил страны и их структура;
  • экономическая и социально-политическая ситуация в стране;
  • объем и структура внутреннего производства и потребление состояние платежного баланса рассматриваемой страны;
  • особенности финансово-кредитных отношений РФ с этой страной; особенности правового регулирования ВЭД страны (режим ВЭД), включая наличие обязательств, вытекающих из ее участия в международных соглашениях и договорах.

Результаты анализа всех перечисленных факторов позволяют сформировать реально обоснованную внешнеэкономическую политику по отношению к рассматриваемой стране, т.е. адаптировать общие принципы ВЭП к условиям взаимодействия РФ с конкретной страной.

Основные средства государственного регулирования ВЭД и реализации: ВЭП

Основные средства государственного регулирования ВЭД и реализации ВЭП можно подразделить на три группы:

международные договоры и соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве;

  • экономические средства регулирования;
  • неэкономические или административные средства регулирования.

Международные договоры и соглашения.

Одним из эффектных средств государственного регулирования ВЭД являются двусторонние и многосторонние международные договоры и соглашения; в первом случае они подписываются с отдельными странами, а во втором — с группой стран или интеграционной группировкой. В настоящее время одной из важнейших задач Правительства РФ остается совершенствование договорно-правовой базы торгово-экономических отношений страны исходя из решения о преемственности России в отношении прав и исполнении обязательств по международным договорам Советского Союза. В последние годы Минторгом, МИД России и другими причастными ведомствами проводилось активная работа по анализу условий международных договоров СССР с целью их адаптации к современным возможностям и потребностям страны, а также разработке новых российских международных соглашений, призванных регулировать торгово-экономические связи РФ с зарубежными странами. Как и ранее, международные договоры РФ о торговле, платежных отношениях, транспортном обеспечении товарооборота и проч. остаются одним из важнейших средств государственного регулирования ВЭД и реализации ВЭП России во взаимоотношениях с другими государствами, в этих соглашениях фиксируется как основные общеэкономические принципы российской ВЭП, так и ее особенности на регионально-страновом уровне, что фактически представляет собой правовую основу для организации двусторонних ВЭС со страной — партнеров по данном соглашению.

8 стр., 3809 слов

Типы стран по уровню социально-экономического развития

... практическая задача типологии стран - то есть выделение групп стран со сходным типом и уровнем социально-экономического развития по-разному решалась учеными ... процента, но есть страны, где эта доля значительна (например, Сингапур). В странах мира используются различные методы ... Интервалы, в которые должны попасть каждая их стран рассчитывается по формуле: где mах - максимальное значение показателя; ...

В соглашении находят отражение все условия, которые страны- партнеры по данному соглашению представляют друг другу на взаимной основе и которые определяют правовые особенности их взаимоотношений во внешнеэкономической сфере. Прежде всего фиксируется взаимное представление режима наибольшего благоприятствования (РНБ).

Этот режим понимается как комплекс представляемых товарам и услугам на таможенной территории первой страны условий (уровень таможенных пошлин, внутреннее налогообложение, административное регулирование и др.), которые должны быть не хуже условий, предоставляемых любой другой третьей стране.

Важным элементом соглашения является платежные условия, определяющие технологию расчетов за взаимопоставляемые товары и услуг. Может быть зафиксирована валюта цен контактов, валюта платежа, а также меры по избежанию возможных потерь при изменении курса валюты платежа.

Среди основных условий двусторонних соглашений имеется пункт о статусе Торгового представительства РФ в стране-партнере, предусматривающий его экстерриториальность, возможность использования шифровальной связи, дипломатической почты и другие условия.

Экономические средства государственного регулирования ВЭД. К основным формам экономического регулирования экспортных и импортных операций в условиях рыночной экономики следует отнести таможенно-тарифное регулирование, внутреннее налогообложение, а также регулирование обменного курса национальной денежной единицы. Решающая роль в организации государственного регулирования внешнеторговых операций принадлежит таможенным тарифам. Переход в основном к экономическим методом регулирования ВЭД потребовал более глубокой проработки таможенного законодательства РФ.

К экономическим средствам регулирования ВЭД можно отнести государственное регулирование курса национальной валюты. Манипуляция курсом национальной валюты по отношению к тем или иным иностранным валютам, можно достаточно эффективно влиять на объемы, динамику и географические направления ВЭД. Так снижение курса национальной валюты по отношению к валюте, в которой формируется валютные поступления от экспертных операций, дает преимущество экспортерам за счет соответствующего увеличения эквивалентной денежной массы в национальных денежных единицах и наоборот.

Неэкономические средства регулирования ВЭД.

Несмотря на декларируемый приоритет экономических методов регулирования ВЭД, полностью перейти на эти средства на данном этапе экономических реформ невозможно по следующим причинам:

нерешенность главного социально-политического вопроса современной жизни страны — вопроса о праве собственности на средства производства, включая собственность на землю и недра. Участия частного капитала сводиться в основном к перераспределению и реализации на внешнем рынке производственной продукции. Это главное противоречие современной социально-экономической жизни страны является причиной громадных экономических потерь;

4 стр., 1788 слов

Анализ динамики курса индийской рупии

... * (P’f/P’d) Q - реальный валютный курс, E (d/f) - номинальный валютный курс (единица иностранной валюты, выраженная в национальной валюте), P’f - темп инфляции в зарубежной стране, P’d - темп инфляции внутри страны. Изучив динамику соотношения реального и ...

— значительной доли государственного сектора в российской экономике, вследствие чего распределение продукции не всегда осуществляется только из соображений экономической эффективности и целесообразности, а применяются во внимание также доводы социально-политические, вопросы государственной безопасности и проч.

К неэкономическим методам следует отнести количественные ограничения, а также сертификацию, технические нормы и стандарты. В практике используются следующие основные формы количественных ограничений:

  • запрет экспорта того или иного товара для исправления баланса производства и потребления на внутреннем рынке;
  • запрет импорта для защиты интересов внутреннего производства и облегчения платежного баланса;

контингентирование и квотирование, применяемое в настоящее время только при поставках по государственным заказам;

  • лицензирование поставок вооружения, товаров двойного применения, наркотических средств, ядовитых материалов и оборудования, драгоценных металлов и других товаров особого назначения.

Одним из средств нетарифного регулирования экспортных и импортных операций является также сертификация экспортируемой и импортируемой продукции. Это сертификация соответствия или качества и сертификация происхождения товара.

Сертификация соответствия на промышленную продукцию и оборудование выдается Государственным комитетом по стандартизации и метрологии РФ (Госстандарт РФ) или его территориальными органами — центрами стандартизации и метрологии на основании контроля качества и испытаний продукции, выполненных в системе Госстандарта РФ или аккредитованных при нем специализированных лабораториях.

Сертификат подтверждает соответствие фактических характеристик импортируемой продукции техническим и качественным параметрам, декларируемым зарубежным поставщиком, и предъявляется импортером в таможенные органы при оформлении импорта.

В целом российская система сертификации обеспечивает охрану жизни и здоровья своих граждан, растительного и животного мира страны. Осуществляется активная работа по проведению национальных технических норм и стандартов в соответствии с требованиями ВТО о технических барьерах, санитарных и фитосанитарных нормах и т.д.

Технические стандарты и нормы могут быть весьма эффективным средством административного регулирования внешнеторговых товаропотоков. Государственные технические нормы и стандарты, устанавливаемые официальными органами в законодательном порядке, определяют технический уровень и особенности эксплуатационных характеристик изделий, допускаемых к использованию на национальном рынке.

Промышленное развитие страны жестко контролируют соблюдение этих норм и правил, ограждая тем самым свой национальный рынок от проникновения некачественных товаров и нежелательной конкуренции. Эти и многие другие технические барьеры существенно осложняют реализацию целого ряда перспективных товаров российского экспорта на западных рынках, особенно продукции машиностроительных отраслей, и требуют значительных валютных и временных затрат на преодоление этих барьеров.

11 стр., 5448 слов

Управление качеством продукции

... стандартизации. Государственную систему надзора за соблюдением стандартов и состоянием измерительной техники. Государственную статотчетность предприятий по качеству продукции. Заводские (внутрифирменные) системы управления качеством продукции. Правовое обеспечение управления качеством продукции Российской Федерации в настоящее время ...