Оценка инвестиционного климата России

Содержание скрыть

Оценка инвестиционного климата — это общая атмосфера понимания экономической ситуации и потребности в привлечении дополнительных ресурсов, которая властвует в разных сферах социально-экономического развития государства, региона.

Сегодняшнее формирование благоприятного инвестиционного климата в государстве скажется на его будущем.

Логическим результатом действенности инвестиционного климата есть достижение определенных целей инвестирования. Вместе с тем активность разных территориальных институтов с целью формирования, по их мнению, более благоприятного инвестиционного климата не всегда адекватно сопровождается возрастанием инвестиционных потоков.

Результативность инвестиционного климата для конкретной территории проявляется в двух аспектах: экономическом и социальном. В экономическом — через возрастание макроэкономических показателей, прежде всего ВВП на душу населения и экспортных мощностей. Относительно социального: его проявлением есть снижение социальных рисков, возрастание заработной платы, а значит, и покупательной способности населения территории.

Привлечение инвестиций в российскую экономику является жизненно важным средством устранения «инвестиционного голода» в стране. Однако для того чтобы иностранные инвесторы пошли на такие вложения, необходимы очень серьезные изменения в инвестиционном климате.

Привлечение иностранных инвестиций важно для России не только с точки зрения возможности увеличить реальные активы. Может быть, для нашего времени еще большее значение имеет тот факт, что иностранные инвесторы привносят с собой новую, более высокую культуру бизнеса, новые технологии и современные методы управления, а также способствуют развитию отечественных инвестиций. Для российской экономики они являются как бы пришельцами из завтрашнего дня.

По отношению иностранных инвесторов к работе на российском рынке можно судить о состоянии инвестиционного климата в России. В отличие от отечественных инвесторов, ограниченных правилами валютного регулирования, иной предпринимательской культурой, языком и потому ориентированных на работу в России, иностранные инвесторы значительно свободнее в выборе мест приложения своим капиталам. По динамике иностранных инвестиций можно судить о том реальном прогрессе, который происходит (или не происходит) в стране в отношении инвестиций.

Целью данной курсового проекта является оценка изменений инвестиционного климата в России на протяжении последних лет, тенденция его развития и инвестиционной политики государства, выявление наиболее слабых сторон и указание необходимых мер для их устранения.

15 стр., 7374 слов

Инвестиционный климат в России

... в стране. Однако для того чтобы иностранные инвесторы пошли на такие вложения, необходимы очень серьезные изменения в инвестиционном климате. Привлечение иностранных инвестиций важно для России не только с точки зрения возможности ...

Задачами курсового проекта являются проведение исследования инвестиционного климата России, при последовательном рассмотрении всех факторов, влияющих на его изменение, способов и критериев оценки инвестиционного климата, и попытка дать оценку его текущего состояния.

Предметом моего исследования является оценка инвестиционного климата в России, как шага на пути серьезного улучшения инвестиционного климата в стране, роста производства и производительности.

Глава 1. Теоретические основы оценки инвестиционной привлекательности

.1 Понятие инвестиционной привлекательности

Инвестиционная деятельность неразрывно связана с оценкой состояния и прогнозированием развития инвестиционного рынка. Под инвестиционным рынком понимают рынок инвестиционных товаров и инвестиционных услуг. Но понятие инвестиционного рынка должно рассматриваться более широко — как рынок объектов инвестирования во всех его формах.

Состояние инвестиционного рынка характеризуют такие элементы, как спрос, предложение, цена и конкуренция. Соотношение этих элементов постоянно изменяется. Это общее состояние изменчивости инвестиционного рынка представляет собой чрезвычайно сложное экономическое явление, поскольку оно формируется под влиянием множества экономических факторов.

Процесс изучения инвестиционного рынка состоит их ряда последовательных этапов.

На первом этапе осуществляется оценка и прогнозирование макроэкономических показателей развития инвестиционного рынка. Изучение макроэкономических показателей является первым, наиболее сложным этапом его исследования, требующим привлечение обширной информации и квалифицированных исполнителей. Информационной базой для изучения являются различные государственные программы развития отдельных сфер экономики.

Особую роль в прогнозных исследованиях, связанных с развитием инвестиционного рынка, играет рассмотрение следующих условий и факторов в предстоящем периоде:

  • намечаемая динамика валового внутреннего продукта;
  • изменение доли национального дохода, расходуемого на накопление;
  • развитие приватизационных процессов;
  • изменение налогового регулирования инвестиционных и других видов предпринимательской деятельности;
  • изменение учетной ставки Национального банка.

На втором этапе осуществляется оценка и прогнозирование инвестиционной привлекательности отраслей экономики.

Инвестиционная привлекательность отраслей — интегральная характеристика отдельных отраслей экономики с позиции перспективности развития, доходности инвестиций и уровня инвестиционных рынков. Оценка инвестиционной привлекательности отдельных отраслей осуществляется при разработке инвестиционной стратегии компании.

Одной из главных задач, стоящих перед инвестором, является выбор в качестве объекта инвестирования компаний тех отраслей, которые имеют наилучшие перспективы развития и могут обеспечить наиболее выгодную эффективность инвестиций.

Перспективность развития — важный, но далеко не единственный критерий, определяющий инвестиционную привлекательность отраслей. Такая оценка должна включать также показатели доходности и риска; направление, темпы и формы приватизации; экспортный потенциал продукции, а также ее ценовой защищенности от импорта и другие факторы.

Инвестиционная привлекательность регионов — интегральная характеристика отдельных регионов страны с позиции инвестиционного климата, уровня развития инвестиционной инфраструктуры, возможностей привлечения инвестиционных ресурсов и других факторов, существенно влияющих на формирование доходности инвестиций и инвестиционных рисков. Оценка инвестиционной привлекательности отдельных регионов осуществляется при разработке инвестиционной стратегии компании.

15 стр., 7380 слов

Оценка развития сектора услуг в различных странах

... (Группа Всемирного Банка). 1.1 Структура третичного сектора Сфера услуг занимает доминирующее положение среди основных направлений развития современной экономики. Это относится не только к странам ... обработка и анализ статистических данных, сбор необходимой информации, сравнение показателей доли третичного сектора по миру за несколько временных периодов, выявление закономерностей и их ...

Каждый инвестиционный проект имеет конкретную направленность и с наибольшей эффективностью может быть реализован в тех регионах, где для этого имеются наилучшие условия. Поэтому важную роль в процессе обоснования стратегии инвестиционной деятельности компаний и фирм играет оценка и прогнозирование инвестиционной привлекательность регионов.

1.2 Методика оценки инвестиционной привлекательности

Существуют различные подходы к оценке инвестиционного климата, различающиеся в зависимости:

  • от цели исследования;
  • по количеству анализируемых показателей и понятийным характеристикам;
  • по выбору самих показателей.

В общем различают три методики:

Универсальная методика оценки инвестиционного климата, охватывающая максимальное количество экономических характеристик, показателей торговли, характеристик политического климата, законодательной среды для инвестиций. Авторы этой методики — американские экономисты Б. Тойль, Питер Уолтерс. Эта методика позволяет глубоко и всесторонне оценить ситуацию в стране и судить о возможности ее развития. Чтобы использовать эту методику нужна солидная статистическая база, квалифицированные кадры, длительное врем, в целом, высокие материальные затраты.

Методики, используемые на сравнительном анализе инвестиционных климатов в государствах Центральной и Восточной Европы, делающие акцент на темпах и перспективах развития.

Методики бальной оценки инвестиционных климатов. Основное преимущество — возможность количественного сопоставления основных характеристик инвестиционного климата для разных стран и выведение результативного показателя, учитывающего увеличение всех составляющих и служащего критерием различных стран и регионов по их привлекательности для иностранных инвесторов.

Примеры таким методик — это цифровая шкала, разработанная в сфере бизнеса, а также индекс Берри, трижды в год публикуемое в ФРГ для оценки инвестиционного климата в 45 странах на основании 15 устных характеристик с различным удельным весом, входящие в оценочный индекс, в котором дается оценка от 0 — неприемлемо, до 4 — очень благоприятно.

В России используется бальная методика. По мнению специалистов целесообразно оценивать инвестиционный климат в России на основе результативного предпринимательского риска, составляющим которого является социально-политический риск, внутриэкономический риск и внешнеэкономический риск.

Для каждого вида существуют показатели, которые отображаются в шкале.

  • хорошая оценка;
  • плохие условия для инвестиций.

Понятие инвестиционного климата отличается сложностью и комплексностью. И может реализовываться как на макро — так и на микроуровне. на макроуровне оно включает в себя показатели политической (включая законодательство), экономической и социальной среды для инвестиций.

29 стр., 14213 слов

Денежные сбережения населения и их инвестиционный потенциал. ...

... сберегательной политики. 1. Сущность сбережений населения и их инвестиционный потенциал, .1 Понятие сбережений населения и факторы, влияющие на их уровень На настоящий момент в ... по привлечению сбережений населения; а также не разработанностью механизма социальной защиты сбережений населения в банковской сфере. Цель данной дипломной работы - рассмотреть сбережения населения как источник ...

Для потенциальных инвесторов в России при анализе политической ситуации решающую роль играют политика государства в отношении иностранных инвестиций, вероятность национализации иностранного имущества, участие страны в системе международных расчетов по различным вопросам, прочность государственных институтов, преемственность политической власти, степень государственного вмешательства в экономику.

Отрицательно на инвестиционном климате сказываются не только прямые ограничения деятельности иностранных фирм, содержащиеся в законодательстве, но и нечеткость, особенно нестабильность законодательства принимающей страны, поскольку эта нестабильность лишает инвестора возможности прогнозировать развитие событий. Среди экономических параметров основное внимание при оценке инвестиционного климата уделяется общему состоянию экономики, положению в валютной, финансовой и кредитной системах, таможенному режиму, возможностям использования рабочей силы, то есть анализируется стоимость рабочей силы и ее соотношение со средним уровнем квалификации и производительности труда.

Большую роль в оценке социальной среды для инвестиций играют показатели отношения к иностранным инвестициям в обществе, степень его расслоения, наличие или отсутствие согласия по основным вопросам экономического и социального развития, уровень безработицы и возможность забастовок.

На микроуровне инвестиционный климат проявляет себя через двусторонние отношения фирмы-инвестора и конкретных государственных органов, хозяйственных субъектов, поставщиков, покупателей, банков, а также профсоюзов и трудовых коллективов принимающей страны. на этом уровне происходит конкретизация обобщенной оценки инвестиционного климата в ходе реальных экономических, юридических, культурных контактов иностранной фирмы с новой для нее средой.

Макро — и микро уровни понятия инвестиционного климата воспринимаются как единое целое, поскольку например практически любые законодательные усилия Федерального правительства по формированию благоприятного инвестиционного климата могут быть блокированы нормотворчеством местных властей, а усилия на местном уровне по созданию льгот хозяйственного режима для иностранных инвестиций зачастую могут компенсировать некоторые изъяны общего экономического регулирования центрального правительства.

Метод оценки инвестиционного климата

Для оценки инвестиционного климата в России обычно используется следующая система факторов:

  • Факторы экономического потенциала

Степень обеспеченности региона стратегическими природными ресурсами.

Биоклиматический потенциал региона.

Наличие и доступность свободных земель для производственных инвестиций.

Уровень обеспеченности региона: электроэнергией, газом, водой, тепловой энергией.

Потенциал развития транспортной системы в регионе.

Обеспечение региона трудовыми ресурсами.

Степень обеспеченности квалифицированными кадрами.

Уровень научно-технического потенциала региона.

4 стр., 1536 слов

Стратегическое планирование уровня жизни населения в РФ

... для роста народного благосостояния, повышения качества жизни. Локальные же задачи являются производными от главной и отражают особенности деятельности государства по регулированию отдельных аспектов народного благосостояния. Показатели уровня жизни Стратегическое планирование уровня жизни в ...

Возможности использования потенциала оборонных производств для выпуска гражданской продукции.

  • Общие условия хозяйствования в регионе

Развитие отраслей материального производства.

Степень экологической безопасности региона.

Возможности использования объектов незавершенного строительства.

Степень изношенности основных производственных фондов на предприятиях ведущих отраслей региона.

Возможность использования свободных производственных мощностей.

Степень развития строительной базы.

Уровень развития производственной инфраструктуры.

  • Формирование рыночной в регионе.

Уровень развития рыночной инфраструктуры.

Влияние приватизации на инвестиционную активность.

Влияние инфляции на инвестиционную активность.

Степень вовлечения населения в инвестиционный процесс.

Степень развития конкурентной среды предпринимательства и разрушения монополизма производителя.

Емкость местного рынка для новой продукции и услуг.

Интенсивность хозяйственных связей региона с другими регионами.

Экспортные возможности региона.

Степень присутствия иностранного капитала в экономической жизни региона.

  • Политические факторы

Степень доверия населения к региональной власти.

Уровень эффективности взаимодействия представительной и исполнительной власти в регионе.

Уровень политической стабильности в регионе.

Уровень национально-религиозной стабильности в регионе.

  • Социальные и социокультурные факторы

Уровень жизни населения в регионе.

Уровень развития жилищно-бытовых условий.

Степень развития медицинского обслуживания.

Степень распространения алкоголизма и наркомании среди местного населения.

Уровень преступности в регионе.

Покупательная способность заработной платы населения.

Влияние миграции населения на инвестиционный процесс.

Отношение населения к рыночным реформам.

Степень терпимости населения к имущественной дифференциации.

отношение населения к труду.

Отношение населения к отечественным предпринимателям.

Отношение населения к иностранным предпринимателям.

Наличие в регионе привычных условий для жизни и работы иностранных специалистов.

инвестиционный климат привлекательность россия

Степень привлекательности культурно-исторического наследия для потенциальных инвесторов.

  • Организационно-правовые факторы

Уровень соблюдения хозяйственного законодательства.

отношение работников региональных органов к предпринимательству.

Отношение региональных властей к иностранным инвесторам.

Уровень оперативности в принятии решений.

Доступность для инвесторов и предпринимателей информации о существе региональных, нормативных актов.

Уровень профессионализма сотрудников аппарата местной администрации.

Уровень эффективности деятельности региональных органов юстиции.

Условия свободного перемещения товаров, капиталов и рабочей силы.

Наличие отработанных связей местных предпринимателей с иностранными инвесторами.

Уровень деловых качеств и деловой этики местных предпринимателей.

  • Финансовые факторы

Обеспеченность доходами регионального бюджета населения

3 стр., 1044 слов

Что такое инвестиции и инвестиционный цикл

... об инвестиционной деятельности, целесообразно остановиться на основных положениях инвестиционного цикла. Появление идеи, разработка инвестиционного ... же портфельные)., Реальные инвестиции реальные инвестиции Финансовые инвестиции, Инвестиции можно разделить на следующие ... конкретизированного) уровня. Укрупнадо инвестиционный цикл принято делить на 3 стадии: 1) прединвестиционную; 2) инвестиционную; 3) ...

Обеспечение региона внебюджетными фондами.

Степень доступности финансовых ресурсов.

Степень доступности финансовых ресурсов из регионального бюджета.

Степень доступности кредита в национальной валюте.

Средний уровень банковского процента.

оперативность работы банковской системы.

Сумма вкладов на душу населения.

Доля убыточных предприятий в регионе.

Конечная цель анализа инвестиционного климата — приведение различных показателей к некоему общему знаменателю.

Таким обобщающим показателем выступают показатели инвестиционного риска. Категории инвестиционного климата и инвестиционного риска взаимосвязаны.

Чем лучше инвестиционный климат, тем ниже инвестиционный риск. Вместе с тем, между отдельными составляющими понятия инвестиционного климата и величиной инвестиционного риска нет взаимной корреляции. Так, размер рынка и его ресурсная обеспеченность, т.е. I группа факторов не влияет на величину инвестиционного риска, но является важной характеристикой инвестиционного климата. Ход реформ в стране и состояние экономической конъюнктуры, а также законодательная среда для инвестиций и политический климат прямо определяют величину инвестиционного риска.

Оригинальная методика оценки инвестиционного климата основана на применении интегральных факторов и индексов.

Для правильной оценки климата тех или иных регионов нужно проанализировать каждую из составляющих: региональные факторы, региональная политика, социальная ситуация в регионе — а затем выйти на сводную его оценку.

Глава 2. Инвестиционный климат в Российской Федерации

2.1 Состояние инвестиционного климата России

На развитие экономики и социальной сферы Российской Федерации организациями всех форм собственности в 2012 г. использовано 9 151,4 млрд. руб. инвестиций в основной капитал, или 106,0% к уровню 2011 г.

Таблица 1

Структура инвестиций в нефинансовые активы 1 (в % к итогу)

Наименование2010 г. 2011 г. 2012 г. Инвестиции в нефинансовые активы — всего100100100в том числеИнвестиции в основной капитал98,798,898,7Инвестиции в нематериальные активы0,50,40,3Инвестиции в другие финансовые активы0,50,50,6Затраты на научно-исследовательские и опытно конструкторские работы0,30,30,4

В структуре инвестиций на российском рынке за 2010-2012 гг. преобладают инвестиции в основной капитал, данный показатель стабилен и составляет 98,7% от общего объема инвестиций. В 2012 г. значительные объемы инвестиций в основной капитал направлялись на развитие добычи топливно-энергетических полезных ископаемых (13,9%), осуществление деятельности в сфере операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг (13,3%), производства и распределения электроэнергии, газа и воды (9,9%), трубопроводного транспорта (8,5%).

По видам экономической деятельности, для инвесторов на период 2010-2012 гг. наиболее привлекательны были: обрабатывающее производство, добыча полезных ископаемых, лидером же на протяжении последних трех лет является, такой вид экономической деятельности, как транспорт и связь.

15 стр., 7387 слов

Инвестиции и рынок капитала

... основных характеристик рынка капитала; рассмотрение инвестиционных решений фирм; анализ инвестиционного климата в России. Поставленные задачи определили структуру курсовой работы: в первой главе описываются особенности рынка капитала в микроэкономике, а также спрос на реальный капитал и его предложение и ...

Таблица 2

Инвестиции в основной капитал по формам собственности

Наименование2010 г. 2011 г. 2012 г. млрд. руб. в % к итогумлрд. руб. в % к итогумлрд. руб. в % к итогуИнвестиции в основной капитал8 781,61007 930,31009 151,4100в том числе по формам собственности: российская7 463,985,26 879,985,27 970,9 87,1государственная1 521,317,41 433,819,31 528,316,7муниципальная358,904,1273,13,6274,53,0общественных и религиозных организаций (объединений) 5,70,14,10,149,60,05частная4 718,753,84 643,955,25 435,959,4потребительской кооперации3,00,032,30,032,70,03смешанная российская856,39,8522,77,0640,67,0иностранная5816,6475,86,84855,3совместная российская и иностранная7208,2574,68,0695,57,6

На долю организаций российской собственности в 2012 г. приходилось 87,1% инвестиций в основной капитал, что на 1,9 процентного пункта больше, чем в 2010-2011 гг. Основной объем инвестирования осуществляли организации частной собственности, более 50%. Большая часть инвестиций в основной капитал 54,0% в 2012 г. направлена на строительство зданий и сооружений, что на 6,8% и 2,2% меньше, чем в 2011 г. и 2010 г. соответственно. Доля инвестиций на развитие активной части основных фондов составила 38,6% против 33,1% в 2011 г., по сравнению с 2010 г. она увеличилась на 0,9 процентного пункта.

Таблица 3

Инвестиции в основной капитал по видам основных фондов

Наименование2010 г. 2011 г. 2012 г. млрд. руб. в % к итогумлрд. руб. в % к итогумлрд. руб. в % к итогуИнвестиции в основной капитал8 781,61007 930,31009 151,4100в том числе: в жилища 1 193,8 13,6 1 215,4 15,3 1 047,3 11,4в здания и сооружения3 742,242,63 609,745,53 896,342,6в машины, оборудование, транспортные средства3 311,937,72 625,333,13 534,538,6прочее533,76,1479,96,1673,37,4

Инвестиции на приобретение импортных машин, оборудования, транспортных средств (без субъектов малого предпринимательства) в 2012 г. составили 378,9 млрд. руб., или 18,0% от общего объема инвестиций в эти группы основных фондов (в 2010 г. — 20,6%, в 2011 г. — 20,7%).

Новые машины и оборудование отечественного производства (по материалам выборочного обследования инвестиционной активности организаций, осуществлявших деятельность в сфере добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств и производства и распределения электроэнергии, газа и воды) в 2010 г. приобретали 88% организаций (в 2010 г. — 80%, в 2011 г. — 87%), импортного производства — 35% организаций (в 2011 г. — 37%); на вторичном рынке отечественное оборудование покупали 22% организаций, импортное — 7% (в 2010 г. соответственно 21% и 4%; 2011г. — 17% и 4%).

Общая стоимость договоров финансового лизинга, заключенных в 2012 г. (по материалам обследования деловой активности организаций, осуществлявших деятельность в сфере финансового лизинга), составила 447,0 млрд. рублей. Наиболее активно финансовый лизинг развивается в Москве, Санкт-Петербурге, Хабаровском крае, Воронежской, Московской, Свердловской, Тюменской и Челябинской областях. На долю лизинговых компаний, расположенных в этих субъектах Российской Федерации, приходилось около 90% общей стоимости договоров, заключенных в 2012 году.

Основная часть договоров (97,6% от их стоимости) заключена на лизинг машин, оборудования, транспортных средств. Их доля составляет 12,4% от общего объема инвестиций в активную часть основных фондов (в 2011 г. — 9,5%).

5 стр., 2225 слов

Инвестиции и инвестиционная политика

... инвестиционных процессов и темпы расширенного воспроизводства. Инвестиционная деятельность - это вложение инвестиций и совокупность практических действий по их реализации. Участниками инвестиционной ... инвестиционный проект и обеспечивающее их целевое использование. Объектами инвестиционной деятельности являются экономические активы - вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и ...

Более 85% договоров на лизинг машин и оборудования заключено с организациями обрабатывающих производств, строительства, добычи полезных ископаемых, производства и распределения электроэнергии, газа и воды.

Среди договоров финансового лизинга транспортных средств 51,7% составляют договора на лизинг железнодорожных транспортных средств, 38,4% — на лизинг автомобилей (включая автобусы и троллейбусы), 8,6% — на лизинг воздушных летательных аппаратов (в 2011 г. соответственно 26,5%, 23,5% и 48,5%).

Основным источником финансирования инвестиций в основной капитал в 2012 г. являлись привлеченные средства (58,8%), на долю собственных средств приходилось 41,2% инвестиций.

Средства бюджетов всех уровней составили 19,4% от общего объема инвестиций в основной капитал, доля федерального бюджета уменьшилась за 2012 г. на 1,5 процентного пункта, доля бюджетов субъектов Российской Федерации — на 1,0 процентного пункта.

Доля банковской сферы в финансировании реального сектора экономики по-прежнему невелика, в 2012 г. она составила 8,7% в общем объеме инвестиций в основной капитал, что на 1,6 процентного пункта меньше, чем в предыдущем году, удельный вес кредитов иностранных банков составил 2,0% против 3,2% в 2010 г.

Доля инвестиций из-за рубежа в общем объеме инвестиций в основной капитал по сравнению с 2010 г. сократилась на 0,5 процентного пункта, составив в 2012 г. 3,8% против 5,6% в 2011 году.

2.2 Проблемы инвестирования в России

Рассмотрим факторы, которые сдерживают приток инвестиций в экономику России.

Анализ проблем привлечения инвестиционных средств в экономику РФ показал, что наибольшую трудность представляют «4»:

  • низкий инвестиционный рейтинг России;
  • нестабильность российского рынка;
  • несовершенство нормативной базы и действующей системы налогообложения;
  • проблемы таможенного регулирования;
  • преступность и коррупция;
  • недостаточная развитость финансово-кредитной системы;
  • нехватка квалифицированных кадров;
  • недостаток современной связи;
  • несовершенная социальная инфраструктура, консульские и визовые проблемы;
  • практическое отсутствие финансовых инструментов сопровождения инвестиций и убедительных для инвесторов финансовых схем;
  • недостаточная развитость и надежность систем гарантий государства и региона для защиты интересов инвестора;
  • слабая экспертная база и подготовка технической документации;
  • крайне сложное текущее состояние предприятий, в подавляющей массе находящихся в тяжелом финансовом положении, неспособность управленцев предприятий четко продемонстрировать свои потенциальные возможности и показать инвестору, в результате каких действий будет обеспечено преодоление кризисного состояния и достигнут рост доходов;

— отсутствие конкуренции на рынке капиталов и стройной финансовой, организационной и правовой среды, позволяющей работать иностранным финансовым компаниям, инвестиционным фондам и частным инвесторам в привычных для них условиях. С такими же трудностями сталкиваются и российские компании, работающие на рынке капиталов.

Одной из важнейших причин снижения инвестиционной привлекательности России для внутренних и внешних инвесторов наряду с рассмотренными выше является отсутствие государственной инвестиционной политики, реальных государственных гарантий и стимулов инвесторам и инвестициям из всех источников. Например, на внутреннем рынке кредитов коммерческие инвестиции предлагаются под высокую процентную ставку, которая неприемлема для крупных инвестиционных проектов. Государственная система стимулирования коммерческих инвестиций не создана. Государственная инвестиционная программа не является защищенной статьей бюджета. Поэтому обострение бюджетного дефицита всегда приводит к ее сокращению. В то время как расходы на содержание администрации президента, правительства и Федерального Собрания превышаются.

26 стр., 12750 слов

Влияние иностранных частных инвесторов на динамику национального ...

... инвестиционный климат. Сегодня под инвестиционным климатом подразумевают, прежде всего, финансовые, политические и другие условия, оказывающие влияние на активность инвестиций в экономику страны. Целью курсовой работы является анализ современной ситуации привлечения иностранного ...

Механизм стимулирования собственных инвестиций действует в пределах 50 процентов прибыли предприятий. Других льгот налоговой системой не предусмотрено. Если учесть кризисное состояние экономики России, то собственно прибыль на основной массе промышленных предприятий не выходит за пределы 8-10 процентов в машиностроительных отраслях и 10-15 процентов — в пищевой промышленности. Это говорит о недостаточной инвестиционной мощности этого источника.

Предоставление внешних инвестиций наиболее перспективно, но их массовому притоку мешает низкий инвестиционный рейтинг России, что приводит к завышенной процентной ставке кредита, или предоставление надежных гарантий, что в условиях политической нестабильности само по себе недостаточно надежно.

В результате происходит технологическая и моральная деградация основных фондов промышленности.

Обвал инвестиционного процесса определяет крайне острую ситуацию с состоянием основного капитала. Износ основных фондов достиг критического уровня. Более чем на 60 процентов изношено свыше половины оборудования в нефтедобывающей промышленности области, в электроэнергетике отработает в ближайшее время проектный ресурс половина мощностей электростанций. Эта острая проблема неразрешима за короткие сроки. По расчетам независимых экспертов, даже при самом благоприятном развитии событий в области инвестиций не удастся остановить процесс устаревания основных фондов в целом по народному хозяйству еще в течение 5-7 лет «7».

Сохраняющаяся неблагоприятная ситуация в инвестиционной сфере вызывает обострение воспроизводственных проблем. Огромные масштабы недоинвестирования привели к образованию в производстве колоссальной массы обесцененных кризисом, физически и морально устаревших изношенных основных фондов. Подавляющая часть основных фондов российской промышленности морально устарела и уже давно эксплуатируется за пределами экономически целесообразных периодов. По некоторым оценкам, сегодня рынком реально востребовано не более 40 процентов основных фондов экономического сектора страны, остальная часть по степени изношенности не отвечает требованиям рынка, спросовой конъюнктуре и требует замены.

Глава 3. Направления повышения инвестиционной привлекательности России

.1 Мировой опыт повышения инвестиционной привлекательности страны

Инвестиционная деятельность неразрывно связана с функционированием инвестиционного рынка, его развитием и состоянием его конъюнктуры. Инвестиционный рынок охватывает систему экономических отношений, свободной конкуренции и партнёрства между всеми субъектами инвестиционной деятельности.

В зарубежной практике инвестиционный рынок отождествляется, как правило, с рынком ценных бумаг (фондовым рынком), которые выступают основным инструментом инвестиционного вложения капитала как индивидуальными, так и институциональными инвесторами. В нашей стране преимущественным направлением инвестиционной деятельности предприятия является реальное инвестирование в форме капитальных вложений; соответственно инвестиционный рынок в отечественной практике рассматривается обычно как рынок инвестиционных (капитальных) товаров. Оба этих подхода к понятию инвестиционного рынка являются чрезмерно узкими, так как не охватывают всего многообразия объектов инвестирования. Поэтому инвестиционный рынок представляет собой рынок, на котором объектами купли-продажи выступают разнообразные инвестиционные товары и инструменты, а также инвестиционные услуги, обеспечивающие процесс инвестирования.

Инвестиционный рынок является чрезвычайно сложной системой, в которой обращаются разнообразные товары и инструменты, обеспечивающие инвестиционный спрос всех видов инвесторов. Данный рынок обслуживается специальными инвестиционными институтами и располагает довольно разветвлённой и разнообразной инвестиционной инфраструктурой.

Понятие «инвестиционный рынок» является в определённой мере обобщённым и в реальной практике оно характеризует обширную систему отдельных видов инвестиционных рынков с разнообразными сегментами каждого из этих видов.

Структуризация инвестиционного рынка может быть также проведена в отраслевом разрезе и по другим параметрам, но в любом случае она должна отвечать целям задачам анализа и оценки состояния инвестиционного рынка. Более того, систематизация инвестиционных рынков может быть существенно углублена за счёт соответствующей сегментации каждого из видов этих рынков.

Каждому виду инвестиционных рынков присущи свои особенности, однако принципиальные основы механизма их функционирования имеют общий характер и сводятся к следующим основным моментам:

Основную роль в системе основных элементов инвестиционного рынка играет цена на отдельные инвестиционные товары, инструменты и услуги, которая отражает сбалансированность спроса и предложения на рынке, состояние его равновесия, степень удовлетворения экономических интересов всех его участников.

2. Цены на инвестиционном рынке определяются прежде всего уровнем доходности отдельных инвестиционных товаров и финансовых инструментов инвестирования, в основе которого лежит средний уровень процентной ставки (или средняя норма доходности на вложенный капитал).

Уровень процентной ставки служит не только критерием выбора альтернативных направлений осуществления инвестиционных операций, но в значительной степени определяет объём этих операций или деловую активность отдельных хозяйствующих субъектов на инвестиционном рынке.

Особенностью формирования цен на инвестиционном рынке является существенное воздействие на этот процесс обращающегося на нём спекулятивного капитала. Высокий уровень спекулятивной составляющей, особенно характерный для финансовых сегментов инвестиционного рынка, является нормальным явлением и постоянно возрастает по мере увеличения объёма капитала, накапливаемого предприятиями и физическими лицами. Под воздействием спекулятивного капитала уровень цен на инвестиционном рынке в значительной мере зависит не только от реального спроса, но и от ожидаемых изменений этого уровня, на который участники рынка пытаются влиять исходя из своих спекулятивных интересов («играя на повышение или понижение» рыночных цен).

Цены на инвестиционном рынке очень динамичны и подвержены влиянию многих объективных факторов, проявляющихся как на макро-, так и на микроуровне, поэтому их уровень меняется практически ежедневно (в отличие от потребительских рынков, где факторы ценообразования носят более стабильный характер).

Высокая роль информации об уровне цен на отдельные инвестиционные товары и инструменты как в осуществлении управления инвестиционной деятельностью предприятия, так и в управлении экономическими процессами развития страны в целом определяет не только оперативность, но и открытость их установления.

  • Публичное установление уровня цен на основные инвестиционные товары и инструменты осуществляется в процессе их биржевой котировки в зависимости от складывающегося соотношения объёма спроса на них и их предложения.

Одной из особенностей формирования цен на инвестиционном рынке является высокая зависимость уровня этих цен, складывающихся на национальном рынке, от соответствующего его уровня на мировом рынке. В наибольшей степени эта зависимость характерна для валютного рынка (где она проявляется в максимальной степени), для рынка ценных бумаг и рынка золота. По мере интегрированности в мировой инвестиционный рынок эта зависимость будет всё усиливаться, формируя как позитивные, так и негативные последствия для экономического развития страны.

Высокая степень влияния динамики цен на инвестиционном рынке на экономические процессы в стране определяет активные формы осуществления государственного регулирования этих цен с помощью соответствующих механизмов, которыми являются установление уровня учётной ставки, нормирование резервов коммерческих банков, регулирование денежного оборота путём эмиссии денег, регулирование объёма эмиссии и доходности государственных ценных бумаг и др.

Объективность формирования цен на инвестиционном рынке определяет не только необходимость учёта в процессе ценообразования всех необходимых факторов, влияющих на их уровень, но и информированность участников этого рынка об основных из этих факторов. Такая информационная обеспеченность участников инвестиционного рынка характеризуется понятием «эффективность рынка». Эффективным инвестиционным рынком считается такой, на котором уровень цен на отдельные инвестиционные товары, инструменты и услуги быстро реагирует на внешнюю информацию при полном доступе к ней всех участников этого рынка.

Вместе с тем, механизм функционирования отдельных видов инвестиционных рынков имеет специфические особенности, определяемые показателями цены (рыночной стоимости) обращающихся на нём инвестиционных товаров и инструментов; системой факторов, влияющих на формирование конкретного уровня цен этих товаров и инструментов; методах котировки (формирования) цен участниками рынка и т.п.

Знание механизма функционирования отдельных видов инвестиционных рынков позволяет предприятию более эффективно осуществлять операции по привлечению инвестиционных ресурсов из внешних источников, по выбору реальных инвестиционных проектов или формированию портфеля финансовых инвестиций и по другим аспектам инвестиционной деятельности.

Международный опыт экономического развития, как государственного, так и регионального, показывает, что в основе экономического роста находится рост инвестиционный. Большинство стран мира, которые в последние 40 лет совершили рывок в своем развитии, развивались именно путем изменения структуры своих экономик на основе инвестиционного роста.

Осознавая это, большинство как развитых, так и развивающихся стран мира рассматривают привлечение инвестиций в экономику в национальном и региональном масштабах как одну из приоритетных задач экономической политики. Особое внимание уделяется привлечению прямых иностранных инвестиций не просто как источнику дополнительных инвестиционных ресурсов и создания новых рабочих мест, но и как инструменту привлечения новейших технологий и ноу-хау.

Мировая практика привлечения иностранных инвестиций насчитывает не одно десятилетие. Практика показывает, что на способность страны привлекать прямые иностранные инвестиции влияют три группы факторов:

  • Общая инвестиционная политика и рыночная ситуация в стране;
  • Стратегия продвижения инвестиций и стратегия по развитию институциональной поддержки иностранных инвестиций;
  • Эффективность работы институциональных механизмов по продвижению и поддержке инвестиций.

Большинство иностранных инвесторов предпочитают открытую политику без ограничений, препятствий и заградительных барьеров. Поэтому для привлечения инвесторов важно делать упор на их информационное и консультационное обслуживание внутри принимающего государства, устранение административных барьеров и препятствий для иностранных инвесторов.

Во многих государствах политика привлечения инвестиций для иностранных и местных инвесторов различна. Однако, учитывая опыт авторитетных международных организаций, таких как ЮНИДО, ОЭСР и других, можно утверждать, что такая политика эффективна только для достижения результатов в краткосрочном периоде. Для долгосрочного эффекта необходимо уравнять политику, как для иностранных, так и для местных инвесторов. Отбор и утверждение иностранных инвесторов и проектов во многих странах эффективно построены по принципу «черного списка» — списка направлений, проектов, инвесторов, которые требуют утверждения и согласования или однозначно запрещены. Остальные же проекты автоматически получают «зеленый свет».

До сих пор неоднозначно оценивается роль различного рода стимулов и преференций. В более развитых странах, как правило, используют нефискальные стимулы (аутсорсинг знаний и капитальных ресурсов, гранты, и т.д.).

В развивающихся странах, как правило, чаще используются фискальные меры стимулирования инвестиций (таможенные и налоговые льготы, каникулы и т.д.).

Однако для большинства инвесторов основным фактором при выборе места вложения средств остаются не меньшие налоги, а доступность необходимых ресурсов, наличие рынка сбыта, понятные условия инвестирования, осведомленность о предполагаемых рисках, упрощение процедуры процесса взаимодействия с разрешительными и надзорными органами. Среди прочих факторов, влияющих на привлечение иностранных инвестиций, есть и элементы миграционной политики, такие, как простота получения визы, получения права на работу, прозрачность прав собственности для иностранных граждан, условий экспроприации и репатриации и т.д.

Стратегия привлечения инвестиций более эффективна, когда она является адресной и целевой, нежели общего характера. Методы продвижения инвестиций зависят от их типа, отрасли и региона, куда привлекают инвесторов. Наиболее эффективным методом продвижения крупных инвестиционных проектов, исходя из международной практики, стало их прямое продвижение целевой группе инвесторов. Ценным источником информации для формирования инвестиционной стратегии является диалог с существующими инвесторами в конкретной стране, опыт которых возможно эффективно использовать для устранения недостатков существующего механизма и институционального обеспечения взаимодействия с иностранными инвесторами.

3.2 Направления повышения уровня инвестиционной привлекательности в Российской Федерации

Реальные инвестиции — вложения в создание новых, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий. В этом случае предприятие — инвестор, вкладывая средства, увеличивает свой производственный капитал — основные производственные фонды и необходимые для их функционирования оборотные средства.

Государственная поддержка прямых инвестиций заключается:

  • в законодательных гарантиях обеспечения инвестиционной деятельности;
  • в установление систем и льгот и преференций;
  • в наличии единственного государственного органа, уполномоченного представлять РФ перед инвесторами;
  • в предоставлении гарантий покрытия политических и регулятивных рисков в соответствии с договорами, заключенными Правительством РФ с международными организациями и соответствующими нормативными правовыми актами РФ.

Целью государственной поддержки прямых инвестиций является создание благоприятного инвестиционного климата для обеспечения ускоренного развития производства товаров, работ и оказания услуг в приоритетных секторах экономики.

В процессе достижения цели решаются следующие задачи:

Внедрение новых технологий, передовой техники и ноу-хау., Насыщение внутреннего рынка высококачественными товарами и услугами., Государственная поддержка и стимулирование отечественных товаропроизводителей., Развитие экспортоориентированных и импортозамещающих производств., Рациональное и комплексное использование сырьевой базы РФ., Внедрение современных методов менеджмента и маркетинга., Создание новых рабочих мест., Внедрение системы непрерывного обучения местных кадров, повышение уровня их квалификации., Обеспечение интенсификации производства., Улучшение окружающей природной среды.

Для экономики РФ инвестиции необходимы, прежде всего, для ее стабилизации, оживления и подъема. Инвестиции в производство, в новые технологии помогают выжить в жесткой конкурентной борьбе (как на внутреннем, так и на внешнем рынке), дают возможность более гибкого регулирования цен на свою продукцию и т.д.

В макроэкономическом масштабе сегодняшнее благосостояние является в значительной мере результатом вчерашних инвестиций, в свою очередь, закладывают основу завтрашнего роста производительности труда и более высокого благосостояния.

Инвестиции играют исключительно важную роль и на микроуровне. На этом уровне они необходимы, прежде всего, для достижения следующих целей:

  • расширения и развития производства;
  • недопущения чрезмерного морального и физического износа основных фондов;
  • повышения технического уровня производства;
  • повышения качества и обеспечения конкурентоспособности продукции конкретного предприятия;
  • осуществления природоохранных мероприятий;
  • приобретения ценных бумаг и вложения средств в активы других предприятий.

В конечном итоге они необходимы для обеспечения нормального функционирования предприятия в будущем, стабильного финансового состояния и максимизации прибыли.

Таким образом, инвестиции являются важнейшей экономической категорией и играют значимую роль как на макро-, так и на микроуровне, в первую очередь для простого и расширенного воспроизводства, структурных преобразований, максимизации прибыли и на этой основе решения многих социальных проблем.

Состояние инвестиционной деятельности в стране характеризует динамика следующих показателей:

  • общего объема инвестиций;
  • доли инвестиций в валовом внутреннем продукте (ВВП);
  • доли реальных инвестиций в общем объеме инвестиций;
  • общей величины реальных инвестиций;
  • доли реальных инвестиций, направляемых в основной капитал и др.

Косвенно, но достаточно объективно состояние инвестиционной деятельности характеризуют темпы роста основных макроэкономических показателей:

Национального дохода;

ВВП и ВНП;

Объема промышленного производства;, Выпуска отдельных важнейших видов промышленной продукции;, Объема сельскохозяйственного производства;, Производительности общественного труда;

Объективность этих показателей в оценке инвестиционной деятельности связано с тем, что их рост не мыслим без вложения инвестиций. Эти же показатели в определенной мере характеризуют и эффективность использования инвестиций. Если темпы роста этих показателей опережают темпы роста инвестиций, то это явный признак повышения эффективности использования инвестиций и наоборот.

Уровень инвестиций оказывает существенное воздействие на объем национального дохода общества, т.е. от его динамики зависит множество макропропорций в национальной экономике.

Источником инвестиций являются также и сбережения. Но проблема заключается в том, что сбережения осуществляются одними хозяйствующими субъектами, а инвестиции могут осуществлять совсем другие группы лиц, или хозяйствующих субъектов. Сбережения широких слоев населения являются источником инвестиций (например, сбережения рабочего, учителя, врача, полицейского и др.).

Но эти лица не осуществляют капиталообразования или инвестирования, связанного с реальным приростом капитальных благ общества. Разумеется, источником инвестиций являются накопления функционирующих в обществе промышленных, сельскохозяйственных и других предприятий. Здесь «сберегатель» и «инвестор» совпадают. Однако роль сбережений лиц наемного труда, не являющихся одновременно и предпринимателями, весьма значительна, и несовпадение процессов сбережения и инвестирования вследствие указанных различий может приводить экономику в состояние, отклоняющееся от равновесия.

Процесс инвестирования зависит от таких важных факторов, как ожидаемой нормы прибыли или рентабельности предполагаемых капиталовложений. Если эта рентабельность, по мнению инвестора, слишком низка, то вложения не будут осуществлены.

Кроме того, инвестор при выработке решений всегда учитывает альтернативные возможности капиталовложений и решающим здесь будет уровень процентной ставки. Инвестор может вложить деньги в строительство нового завода или фабрики (любого предприятия), а может и разместить свои денежные ресурсы в банке. Если норма процента оказывается выше ожидаемой нормы прибыли, то инвестиции не будут осуществлены, и, наоборот, если норма процента ниже ожидаемой нормы прибыли, предприниматели будут осуществлять проекты капиталовложений.

Привлечение инвестиций (как иностранных, так и национальных) в российскую экономику является жизненно важным средством устранения инвестиционного «голода» в стране. Особую роль в активизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих рисков. Важным шагом в этой области стало присоединение России к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций (МИГА), осуществляющему их страхование от политических и других некоммерческих рисков.

Важное условие, необходимое для частных капиталовложений (как отечественных, так и иностранных), постоянный и общеизвестный набор догм и правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли понимать и предвидеть, что эти правила будут применяться к их деятельности. В России же, находящейся в стадии непрерывного реформирования, правовой режим непостоянен. Потребность страны в иностранных инвестициях составляет 100 — 120 млрд. долл. в год. Однако для того, чтобы иностранные инвесторы пошли на такие вложения, необходимы очень серьезные изменения в инвестиционном климате. В ближайшей перспективе законодательная база функционирования иностранных инвестиций будет усовершенствована принятием новой редакцией Закона об инвестициях и Закона о свободных экономических зонах. Большую роль сыграет также законодательное определение прав собственности на землю. Для облегчения доступа иностранных инвесторов к информации о положении на российском рынке инвестиций был образован Государственный информационный центр содействия инвестициям, формирующий банк предложений российской стороны по объектам инвестирования.

Для стабилизации экономики и улучшения инвестиционного климата требуется принятия ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране, как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения иностранных инвестиций.

Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать:

  • достижение национального согласия между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими общественными организациями;
  • торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за исключением невыплаты трудящимся зарплаты;
  • пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства;
  • мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;
  • внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;
  • предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности;
  • формирование общего рынка республик бывшего СССР со свободным перемещением товаров, капитала и рабочей силы.

В числе мер по активизации инвестиций надо отметить:

  • срочное рассмотрение и принятие Думой нового закона об иностранных инвестициях в России;
  • создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков, а также информационно посреднических центров, занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов, поиском заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении сделок «под ключ»;
  • создание в кратчайшие сроки Национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России;
  • разработка и принятие программы укрепления курса рубля и перехода к его полной конвертируемости.

Будем надеяться, что вышеперечисленные меры, помогут притоку национальных и иностранных инвестиций.

Заключение

Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.

Иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала — необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги. Приток инвестиций как иностранных, так и национальных, жизненно важен и для достижения среднесрочных целей — выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоление спада производства и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь в виду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов — с другой, непосредственно не совпадают. Россия заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и. даже ее экологической беспечности.

Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, и, не лишая его собственных стимулов, направлять его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей.

Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать дискриминации в отношении национальных инвесторов. Не следует предоставлять предприятиям с иностранными инвестициями налоговые льготы, которых не имеют российские, занятые в той же сфере деятельности. Как показал опыт, такая мера практически не влияет на инвестиционную активность иностранного капитала, но приводит к возникновению на месте бывших отечественных производств предприятий с формальным иностранным участием, претендующих на льготное налогообложение.

Отдельно нужно сказать, что национальные инвестиции ещё более важны, чем иностранные потому, что они служат показателем доверия населения правительству. Российские инвесторы будут заинтересованы не только в получении максимальной прибыли, но и в увеличении стабильности экономики нашей страны (по крайней мере можно на это надеяться), а также в неразбазаривании природных богатств России.

Итак, чтобы активизировать инвестиционную деятельность, сформировать благоприятный инвестиционный климат, нужно воспользоваться следующими методами:

Во-первых — это создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, путем:

  • Совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;

Установления специальных налоговых режимов;, Защиты интересов инвесторов;

  • Предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами;
  • Расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально — культурного назначения;
  • Создания и развития сети информационно — аналитических центов, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и их публикацию;

Принятия антимонопольных мер;, Расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;, Развития финансового лизинга;, Проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;, Создания возможностей формирования собственных инвестиционных фондов.

Во-вторых, органы государственной власти могут осуществлять прямое участие, путем:

Разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов;

2.