В российской научной литературе под «теневой экономикой» понимается вся совокупность экономической деятельности, которая не учитывается официальной статистикой и не включается в валовой национальный продукт страны, т.е. это всякая экономическая активность незарегистрированная официальными органами.
Теневая экономика представляет собой достаточно трудный для исследования предмет: это то, что можно относительно легко определить, но невозможно точно измерить, т.к. практически вся информация, которая представлена людям, является конфиденциальной и разглашению не подлежит.
Таким образом, тема данной курсовой работы является не только актуальной, но и имеет практическую значимость.
Целью настоящей работы является определение и раскрытие понятия теневой экономики и так же проблемы в сфере контроля и пути их решения в Пермском крае.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- теоретическое исследование понятия «теневая экономика, ее структура и масштабы;
- анализ экономического состояний теневой экономики в России;
- подробное рассмотрение видов теневой экономики в России;
- выявление проблем в сфере контроля за теневой экономикой и путей их решения.
Объектом исследования теневая экономика в России.
Предметом — особенности теневой экономики в России.
В соответствии с поставленными задачами, курсовая работа состоит введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. В введении дается краткое представление о том, что такое теневая экономика и какую роль она играет. В первой главе подробно раскрыто определение понятие теневой экономики, её цели и сущность по мнению экономистов. Во второй главе рассматривается теневая экономика в России. В третьей главе выделены проблемы в сфере контроля за теневой экономикой и предложены подходы к «высветвлению» теневой экономики в России.
1. Определение и сущность теневой экономики
1.1 Понятие теневой экономики и ее масштабы
На сегодняшний момент нет единого понятия теневой экономики, причем понятие это различно как в разных странах, так и у разных авторов. Для каждой категории населения понятие теневой экономики отличается. Для одних это подпольные (например, целлюлозное- бумажные ) цеха, для других — скрытые от налоговой инспекции доходы. Для третьих — операции «отмывания» денег. Каждый прав, но даже взаимосвязь этих ответов — далеко не полный образ теневой экономики. Поэтому так важно разобраться, что же на самом деле представляет собой теневая экономика.
Открытая экономика: основные понятия, преимущества и проблемы
... открытой экономики - Основные показатели открытой экономики - Последствия открытой экономики и проблемы национальной экономической безопасности - Политика открытой экономики в России - Оценка основных признаков и показателей открытой экономики в России - Перспективы развития России в условиях открытой экономики Глава 1. Понятие открытой экономики .1 Сущность открытой экономики Открытая экономика ...
В узком смысле теневая экономика — это социально-экономические отношения между отдельными гражданами, социальными группами по использованию государственной собственности в корыстных личных или групповых интересах.
В широком же смысле — это производство, распределение, обмен и потребление товарно-материальных ценностей, денег, услуг, которые не контролируются обществом и скрываются от органов государственного управления.
Едва возникло государство, налагающее на людей определенные ограничения и обязательства, родилась и теневая экономика, то есть негосударственная деятельность лиц, игнорирующих общественный договор . Эриашвили Н.Д., Логиноа Е.Л. Экономика и право: Теневая экономика: Учеб.Проспект,2005. — 157с.. теневой экономика россия
По мнению В.Ю.Катасонова, теневая экономика — это комплекс социально-экономических явлений, происходящих вследствие уголовно и административно наказуемых действий, осуществляемых через различные организационно- правовые формы юридических лиц и без них по получению доходов путем совершения противоречащих законодательству и нормативным актам финансовых, торговых, производственных и иных операций, и легальной и нелегальной деятельности. Катасонов В.Ю. Бегство капитала из России. -М.: Анкил, 2002. — С. 67
Теневая экономика обладает следующими системными свойствами:
- Всеобщностью;
- Целостностью;
- Связью с внешней средой, проявляющейся в процессе взаимодействия с ней через тесное переплетение с официальной экономикой посредством легальных хозяйствующих структур, а так же с институтами государства и общества;
- Структурностью, заключающейся в наличии устойчивых связей и отношений внутри теневой экономики, обеспечивающих ее целостность и тождественность самой себе, то есть способностью к сохранению ее основных свойств при различных внутренних и внешних изменениях;
- иерархичностью- расположение частей и элементов теневой экономики как целого в порядке от высшего к низшему;
- Способностью к самоорганизации и непрерывному развитию, органичному включению в мировые экономические связи;
- целенаправленностью и наличием универсального механизма функционирования, заключающихся в общности типовых приемов и способов достижения цели функционирования;
- Наличием в одном целом двух противоположных начал- конструктивного и деструктивного. Голованов Н.М., Перекислов В.Е., Фадеев В.А. теневая экономика и легализация преступных доходов. -Спб.: Питер, 2003. -С. 22-25.
Теневая экономика имеется в любых странах, не зависимо от их государственного и социально- экономического устройства. Естественно, что степень ее распространенности и масштабы различны наиболее общих причин возникновения теневой экономики является наличие не устраненного противоречия между объективными законами экономики и их отражением в правовых нормах, в законодательстве государства.
Как бы ни разделяли теневую экономику как явление в процессе его изучения, она все равно не сводится к механическому объединению элементов, к простой совокупности негативных признаков либо к определенным видам экономической деятельности или совокупности экономических отношений.
Роль неформальных институтов в Российской экономике
... сущность и роль неформальных институтов, а также сопоставить полученные сведения с экономикой России, с последующим выявлением роли неформальных институтов в Российской экономике . Каковы же причины возникновения развития неформальных институтов в России и в российской экономике? Полностью отдавая себе ...
Признаки теневой экономики:
1. Субъекты — работники государственных, общественных и коммерческих организаций, реализующие свои функции в сфере экономики и связанных с ней областях деятельности;
2. преступления совершаются в связи с деятельностью субъектов по месту работы;
3. деятельность субъектов связана с обслуживанием или участием в законных экономических процессах;
4. нарушаются нормативные правила, изложенные в законах и иных нормативных актах и регулирующие функциональную деятельность субъектов;
5. незаконные операции представляют собой вид бизнеса (планомерно осуществляемой предпринимательской деятельности по получению доходов), а организационная структура и деятельность организованной преступной группы формируется по корпоративному принципу и т.п.
В российской экономике в последние годы происходили бурные изменения, появлялись новые, непривычные сферы и формы деятельности, к чему с большим трудом приспосабливались государственные институты. Именно здесь более всего ощущался рост коррупции. Уже определены основные сферы, в которых широко распространилась верхушечная, или государственная, коррупция.
Во-первых, это приватизация: еще на начальных стадиях около 30% всех постановлений содержали нарушения форм действующего законодательства. К примеру, практиковалось включение чиновников в число акционеров. Наиболее распространенные нарушения при приватизации — присвоение денежных средств и взятки. Почти в половине регионов России к уголовной ответственности были привлечены занятые приватизацией чиновники. К этому придется добавить многочисленные случаи, не попадающие под прямую уголовную ответственность: оценка приватизируемых объектов по заниженным суммам, манипуляции условиями конкурсов, скупка предприятий чиновниками через доверенных лиц.
Во-вторых, по экспертным оценкам, взяткой сопровождается почти половина актов по выдаче государственных кредитов или распределению бюджетных средств. Этому благоприятствует несовершенная налоговая система, по которой деньги, собираемые в регионах попадают в федеральный бюджет, а затем возвращаются в регион в виде трансфертов.
В-третьих, исключительно опасно для общество проникновение коррупции в силовые, прежде всего правоохранительные, структуры, сращивание коррумпированных элементов государственного аппарата с экономической преступностью.
Во многих случаях трудно определить, на какой основе происходит определенный экономический процесс — на законной, незаконной или даже «полузаконной». Такая неточная законность вместе с «телефонным правом» дает политикам, бюрократам и судьям необыкновенную свободу оценивать самостоятельно, что хорошо, а что плохо. Очевидные факты явной коррупции становятся законно недоказуемыми.
Для эффективной борьбы с налоговыми правонарушениям и организованной преступностью необходимо знать истинные масштабы и структуры «теневой экономики».
В соответствии с действующим в 1998 г. соглашением по информационному взаимодействию Федеральная служба налоговой полиции приняла на себя обязательство предоставлять Госкомстату необходимую информацию для ведения статистической отчетности по нарушениям налогового законодательства и расчету показателей «теневой экономики». Было бы полезно включить в эту информацию результаты анализа нарушений налогового законодательства по отраслям, видам и предметам деятельности, организованно — правовым формам и способам уклонения от налогообложения, видам налогов и формам собственности.
Теневая экономика и коррупция: взаимосвязь, взаимообусловленность, ...
... поддержки теневой экономики, незаконного манипулирования финансовыми активами и собственностью. Коррупция приводит к резкому снижению уровня доверия населения к проводимой государством деятельности в ... привести к замедленному развитию социально-экономических реформ, увеличению дифференциации общества, формированию перманентного источника нарастания социальной напряженности и протестных настроений. ...
Одним из налогов утечки валюты из России являются иностранные фирмы. Денежные средства за якобы поставленные товары или оказанные услуги направляются на счета иностранных фирм в российских банках и затем через корреспондентские счета иностранных банков перемещаются за рубеж. Часто встречаются случаи, когда иностранная фирма сначала приобретет товар на территории России, а затем здесь же перепродает его по более высокой цене. Эта операция не является незаконной, однако ее результатом является сокращение валютных резервов государства без увеличения соответствующих товарных ресурсов.
Широкие масштабы приобретают так называемые «толлинговые» операции, когда заключается экспортный контракт на поставку сырья, которое за границу фактически не вывозится и перерабатывается на месте, но уже как зарубежное давальческое сырье, и в итоге чистый конечный продукт вывозится за пределы РФ без уплаты соответствующих налогов и пошлин. Масштабный характер приобретали операции по незаконному вывозу значительных партий морепродуктов за пределы РФ.
Однако из каналов теневой экономики является практически бесконтрольное приобретение за иностранную валюту по явно заниженным ценам на фондовом рынке резидентами и все чаще нерезидентами ценных бумаг российских предприятий, как правило, через подставленные фирмы — посредники («однодневки») с использованием механизма так называемых депозитарных расписок, что чревато переходом целых, в том числе стратегически важных, отраслей под контроль мафиозных и зарубежных компаний.
1.2 Структура теневой экономики
Если проанализировать осуществляемые криминальные группировки теневой операции, а затем обобщить результаты анализа, можно прийти к общности механизма «выкачивания» денежных средств из официальной экономики. Например, обязательно присутствует такой элемент, как включение в «схемы» теневых операций «фирм — подставок».Наибольшую опасность для общества представляют именно перераспределительные теневые операции, когда в теневую экономику перекачиваются средства из экономики.
Понятие «иерархичность» характеризует развитую и упорядоченную форму структуры, ее многоуровневость. Каждый элемент теневой экономики, в свою очередь, может рассматриваться как система, а сама теневая экономика представляет собой один из компонентов более широкой системы — национального хозяйства.
Иерархическая структура теневой экономики характеризуется множеством связей между компонентами, наиболее характерными из которых являются связи координации и субординации. Координация (упорядоченность по горизонтали) и субординация (упорядоченность по вертикали) свойственны современной российской теневой экономике, поэтому теневая экономика не только иерархическая, но и сетевая структура.
Теневая экономика выступает как самоорганизующая, адаптивная система. Она в кратчайшие сроки приспосабливается к внешнему воздействию (государства и его правоохранительных, контрольных, фискальных, надзорных и иных органов), непрерывно развивается в соответствии с общими экономическими принципами и находится в гармоничном равновесии со своей средой.
Право и экономика, их взаимосвязь
... Право, как результат деятельности человека, общества и государства, обозначающий пределы свободы человека. - право ... право является необходимым стабилизирующим фактором политической системы. право играет роль связующего и опосредующего звена между политической системой и гражданским ... и исходящих из государства. Право имеет закономерные связи с экономикой, политикой, нравственностью и особенно ...
Но в то же время теневая экономика пронизывает не только предпринимательские практики, она подчиняет себя жизнь тех, кто вовлечен в теневые отношения на правах наемных работников. В узлах сосредоточения экономического потенциала страны возможности «хорошо жить» связаны с шансами на профессионального обслуживания теневых монстров, тогда как в остальных локалах успешно выжить помогает практика бытовых диверсий против работодателя. В первом случае работник входит « в долю» с работодателем, профессионально обслуживая теневую деятельность по обворовыванию государства и закрывая на это глаза. Во втором случае ворует сам, сгибаясь под тяжестью выносимого через проходную, унесенного с фермы, вывезенного со стройки и т.д. Телешун С.: «Теневая политика — явление не всегда отрицательное», Ведомости, 8.08.97
Структура теневой экономики состоит из криминальных и некриминальных секторов. К первому из них относятся сугубо криминальные элементы: торговцы наркотиками, оружием, рэкетиры, коррупционеры, фальшивомонетчики, лица и организации, занимающиеся «отмыванием грязных» денег, и др.
Некриминальный сектор включает в себя хозяйственную деятельность, которая не попадает в отчетность (либо отражается в ней с искажениями) и не фиксируется в договорах. Речь идет о домашнем хозяйстве, репетиторстве, частном извозе, строительстве дач, ремонте техники, сдаче в поднаем жилья, частной медицинской практике, обслуживании автомобилей, самогоноварении и др.
Наличие в стране по сути второй экономики частично вызвано ответной реакцией граждан на недостатки хозяйственного механизма, игнорирование их нужд и банальных экономических интересов, необоснованными запретами вполне благопристойных видов деятельности. Большое влияние на рост теневого сектора экономики оказывают чрезмерно высокие налоги, вынуждающие предпринимателей уводить свои капиталы в тень.
Теневая экономика давно завоевала прочные позиции фактически во всех сферах экономической и социальной жизни страны. Пожалуй, надо еще поискать малое, среднее или крупное предприятие, которое бы в той или иной степени не осуществляло скрытые финансовые или экономические операции (для ухода от налогов).
Поэтому это явление приходится учитывать и оценивать.
В различных исследованиях и документах встречаются несколько терминов, обозначающих на практике довольно близкие по смыслу и часто пересекающиеся понятия, которые, тем не менее несколько различаются между собой. Это скрытая (или теневая) деятельность, неформальная деятельность и нелегальная деятельность.
Скрытая экономическая деятельность включает в себя в большинстве случаев экономическую деятельность, разрешенную законом, но скрываемую или преуменьшаемую по объему с целью уклонения от уплаты налогов, социальных взносов или выполнения определенных административных обязанностей или предписаний по охране труда, выполнению санитарных и других норм. Эта деятельность может осуществляться практически во всех отраслях экономики. Примером может служить подпольное производство алкоголя.
Неформальная экономическая деятельность осуществляется в основном на законном основании индивидуальными производителями или так называемыми некорпорированными предприятиями, т.е. предприятиями, принадлежащими отдельным лицам, домашним хозяйствам, которые часто не оформляются в установленном порядке, основаны на неформальных отношениях между участниками производства (производителем и потребителем) и могут (полностью или частично) производить продукты или услуги для собственного потребления или на продажу (производство продукции сельского хозяйства в личных подсобных хозяйствах, продажа товаров на вещевых и смешанных рынках отдельными гражданами, индивидуальное строительство жилья, частный извоз, оказание бытовых услуг населением по ремонту бытовых изделий, услуг частных парикмахеров и др.).
Реферат надзор банка россии за деятельностью коммерческих банков
... надзор за деятельностью кредитных организаций 1. 1 Понятие и сущность банковского надзора Банковский надзор - это наблюдение Банка России за ... надзор за реализацией нормативности в банковской деятельности. Его значение заключается в том, что он используется Банком России для управления рисками в банковской системе. Банк России не имеет административных полномочий по управлению коммерческими банками ...
Часто неформальная деятельность бывает основана на вторичной занятости, во многих случаях ею занимаются непрофессионально. Неформальная экономическая деятельность, как правило, бывает распространена в развивающихся странах. В России значительное распространение она имеет в сельском хозяйстве (личные подсобные хозяйства), торговле (продажа товаров с рук), строительстве и в ряде других отраслей.
2. Теневая экономика в России
2.1 Анализ экономического состояния России
Масштабы теневого сектора экономики России, а также уровень коррупции в различных ее отраслях сегодня стали одним из серьезнейших факторов, препятствующих успешному развитию нашей страны, ее полноправной интеграции в мировое экономическое пространство и вхождению в различные международные экономические организации и объединения.
Согласно опубликованным Всемирным Банком данным, по 151 стране, в России доля скрытой от официальных глаз экономики составила почти 50% ВВП. Комментируя эти сообщения Всемирного Банка, эксперты отметили, что самыми непрозрачными в России являются сферы торговли, услуг, производства продуктов питания, сельское хозяйство, а также незаконные виды деятельности и те отрасли, в которых высока коррупционная составляющая.
Теневая экономика в России неравномерно представлена в различных отраслях. Так, по оценкам российского Госкомстата, если в строительстве на теневой сектор приходится около 8% деятельности, то в торговле этот показатель превышает 63%.
Особенность и уникальность российской теневой экономики связана с такими чертами, как уход от налогов, бегство капитала за рубеж, двойная бухгалтерия, челночная и бартерная торговля, скрытая безработица, коррупция.
При этом теневая экономика определяется как неучтенная официальной статистикой экономическая деятельность.
Международные стандарты требуют от статистических органов делать поправки ко всем макроэкономическим показателям на ненаблюдаемую экономическую деятельность. Национальные статистические службы, в том числе и российская, пытаются следовать этой рекомендации. Хотя, конечно, никто не знает на 100 %, каким образом следует делать эти поправки. Это не только проблема России, это общая проблема. Другое дело, что ее масштабы несоизмеримы у нас и, скажем, в Японии.
По оценкам Федеральной службы государственной статистики, в 2011 году теневая экономика в России составляет 16 % от ВВП, и занято в ней около 13 млн. человек, что составляет 17-18% экономическим активного населения, а его объем достигает 16% ВВП. Для сравнения — на 2011 год все доходы федерального бюджета, по планам правительства, составят менее 18% этого показателя.
Доход от незадекларированной деятельности составляет 7 трлн. рублей. Эта доля теневой экономики показывает неплохой показатель по сравнению с развитыми странами мира. Средний объем теневых экономик на основе анализа данных из 37 развитых стран мира в 2011 году составил 20 % ВВП. Если считать оценки Росстата реалистичными, то Россия по объему теневой экономики выглядит лучше Италии (22 % ВВП), Греции (25 % ВВП), и значительно лучше прибалтийских стран, таких как Эстония (40 % ВВП) и Латвия (42 % ВВП).
Методы измерения теневой экономики
... насилия. Далее рассмотрим методы измерения теневой экономики, используемые в развитых странах с рыночной экономикой За рубежом разработаны многочисленные методы учета и измерения теневой экономики. Эти методы, используемые в странах с рыночной экономикой, некоторые специалисты условно ...
В 2010 были названы другие цифры — по расчетам Росстата объем теневой экономики в России изменялся в пределах 20—25 %, то есть каждый пятый экономически активный россиян трудился на производствах, которые называются «территорией нуля».
Практически все считают необходимость борьбы с развитием теневой экономики, однако есть разногласия в определении целей и инструментов этой борьбы. Прежде всего, обыденное представление о желательности достижения цели полной ликвидации теневой экономики является ошибочным. Так как, последствия теневой экономической деятельности нельзя оценивать однозначно.
Что касается методов борьбы с теневой экономикой, то по этому поводу мнения специалистов расходятся в зависимости от того, какие именно причины развития теневой экономики считать более важными. Многие виды теневой экономики (например, уклонение от налогов) можно объяснить недостатками государственного регулирования — бюрократизацией управления, слишком высокими налогами и т. д. Даже самая лучшая система централизованного управления может уменьшить масштабы теневой экономики, но никак не ликвидировать ее.
В настоящее время общепризнано, что победить теневую экономику в отдельной стране почти невозможно, так как сопротивление бюрократии оказывается слишком сильным. Интернациональные организации, такие как Организация Объединенных наций, Всемирный банк и др., активно стимулируют борьбу с теневой экономикой. Например, Конвенция ООН «Против Коррупции», Конвенция ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотических и психотропных веществ» и т. д.
К сожалению, теневая экономика в России «развивается» на почве государственного контроля, бюрократической системы, сложности налогового и связанного с ним законодательства. Увеличение её объемов нельзя связывать с неэффективностью деятельности правоохранительных органов. Источник явления следует искать в причинах и условиях его возникновения, а именно в социально-экономической политике государства. Только рациональная и адекватная политика способна противостоять теневой экономике, а именно её возникновению и дальнейшему росту.
В период рыночных реформ в России появилось несколько точек, где образовались новые эффективные рабочие места, где возросли доходы. У жителей этих регионов (а именно прежде всего столичные центры) появились избыточные деньги, на которые начали наниматься люди в частный сектор. Это, например, ремонт квартир и дачных домов. В этом смысле в России существует два рынка труда. Первый — это действительно крупные предприятия, которые ориентированы на использование больших масс работников. А второй — это частный сектор, который занимает относительно небольшое число работников для каждого индивидуального домохозяйства. Но, тем не менее, масштабы проблемы достаточно значительны.
Теневая экономика
... на территории Российской Федерации. 1. Понятие теневой экономики: сущность, виды 1.1 Основные подходы к определению понятия теневая экономика Теневая экономика - деятельность субъектов хозяйствования, которая развивается вне ... уходить в тень. 1.2 Основные виды и формы "Теневой экономики" Любая деятельность в сфере теневой экономики является преступной, но не каждая подпадает под нормы ...
В перспективе, как прогнозируют специалисты, такое расслоение на внутреннем рынке труда будет увеличиваться, и все большее число людей займется оказанием подобного рода теневых услуг. Тем более что в регионах страны, традиционно являющихся поставщиками этой рабочей силы, других вариантов трудоустройства у безработных просто нет Юсупов К. Н., Янгиров А.В., Таймасов А. Р. Национальная экономика.-М.: КНОРУС,2008. -288 с..
2.2 Факторы и виды теневой экономики в России
В рамках теневой экономики выделяются 3 вида экономических операция:
1. полностью выводимые из- под бухгалтерского учета;
2. направленные на сокрытие части оборота;
3. проводимые под видом других операций.
Первый вид в свою очередь может быть разделен на операции, производимые незарегистрированными и легальными субъектами финансово- хозяйственной деятельности.
Известно так же деление теневой экономики по «цвету». В связи с этим выделяется:
- «серая экономика» — сфера экономики, где осуществляется не запрещенная законом и нерегистрируемая экономическая деятельность (например, занижение объемов производства и налогооблагаемой базы на легальных предприятиях);
— «черная экономика» — запрещенная законом экономическая деятельность (например, производство и продажа наркотиков, оружия, спиртных напитков и др.).
В отношении этой части экономики следует отметить, что юридический запрет не прекращает рыночный обмен, а лишь меняет его условия. Даже после юридического запрета товар продолжает существовать физически и имеет свою экономическую судьбу: он по- прежнему, а иногда и более интенсивно производится, доставляется, сбывается, потребляется.
По масштабам возможно разделение теневой экономики на следующие уровни:
1. международная;
2. национальная;
3. региональная;
4. локальная (местная)
Международная теневая экономика охватывает теневую деятельность транснациональных корпораций, международных финансовых учреждений, а так же международный нелегальный бизнес.
Национальная теневая экономика формируется в рамках отдельно взятой страны, государство и представлено неучтенной деятельностью зарегистрированных предприятий, незарегистрированных предприятий, домашних хозяйств и национальным нелегальным бизнесом.
Региональная теневая экономика представлена этими же субъектами, но в рамках отдельно взятого региона.
Локальная (местная) теневая экономика формируется на территории административной единицы региона (от района до отдельного населенного пункта) и представлена в основном небольшими хозяйствующими субъектами и домашними хозяйствами.
Между этими уровнями нет четкой границы, и они находятся между собой во взаимосвязи и взаимодействии.
Таким образом, современную экономику страны, региона правомерно рассматривать как единое целое, состоящей из официальной и теневой экономики.
Официальная и теневая экономика находятся в тесном переплетении, тесной взаимосвязи друг с другом: многие виды легального бизнеса отчасти являются нелегальными, и наоборот. Оба вида деятельности подчас представлены одними и теми же субъектами. Любое официально зарегистрированное предприятие, если оно путем двойного счета путем продукции и денежных поступлений уклоняется от какой -то части налоговых отчислений, является частью и официальной и теневой экономики.
_Усова ГОТОВЫЙ. «Теневая экономика России и ее особенности»
... курсовой работы, целью которой является подробное изучение особенностей теневой экономики в нашей стране и предложение своих способов ослабить развитие нелегальной деятельности. ... теневой экономик в нашей стране в современное время. Потому что в российском предпринимательстве ... России. По последним данным Россия заняла четвертое место в рейтинге крупнейших теневых экономик мира. Объём теневой экономики ...
В отношении предприятий и организаций теневая экономика выражается в сокрытии значительной части доходов.
В ход идут самые разнообразные приемы, направленные или на увеличении себестоимости, или на сокращении выручки.
Своеобразным бизнесом, получившим широкое распространение, стало создание компаний, зарегистрированных на подставных лиц. Весьма часто применяются бартерные операции, чтобы избежать получение денежных средств, которые в первоочередном порядке перечисляются в бюджет.
Для крупных предприятий в последние годы характерны резкое искусственное снижений прибыльности производства, доминирование неденежных форм расчетов, что косвенно показывает наличие теневого оборота в этих отраслях.
Не только промышленность, но и современное аграрное производство функционирует как система легальных и теневых рынков: земли, труда, производственных ресурсов, готовой продукции.
В отношении домашних хозяйств теневая экономика выражается в нескольких направлениях:
1. производство сельскохозяйственной продукции в хозяйствах населений;
2. индивидуальная трудовая и предпринимательская деятельность, в том числе:
- индивидуальная и семейная торговля;
- строительно- ремонтные услуги;
3. сдача в аренду недвижимости и предметов длительного пользования;
4. приобретение и использование ценных бумаг.
Другими словами, это неучтенное производство товаров, оказание услуг, выполнение работ за плату наличными деньгами или натурой. Можно утверждать, что теневая экономика, по сути, охватывает большинство населения и частных предприятий в той или иной форме.
Важным является разграничения в теневой экономике двух частей: в одной осуществляется производство товаров и услуг, в другой происходит перераспределение товаров, услуг, доходов, созданных вне теневой экономики.
Таким образом, такие сферы преступной деятельности теневой экономики, как шантаж, воровство, рэкет, грабежи, относятся ко второй части, связанной с перераспределением.
Можно выделить ряд факторов, способствующих развитию теневой экономики:
1. Экономические:
- Высокие налоги;
- Кризис финансовой системы, в том числе недостаток платежных средств в экономике;
- Несовершенство процесса приватизации.
2. Социальные:
- Низкий уровень жизни населения;
- Высокий уровень безработицы;
- Неравномерное распределение ВВП.
3. Правовые:
- Несовершенство законодательства;
- Недостаточная деятельность правоохранительных структур по пресечению незаконной и криминальной экономической деятельности.
Некоторые ученые полагают, что мотивом возникновения и роста теневой экономики в России выступает адекватная реакция экономических субъектов на неадекватные способы регулирования (как перерегулирования, так и недорегулирования) бизнеса государством — например, слишком жесткое требование лицензий.
Кроме того, одной из причин всплеска теневой деятельности называется несопоставимость получаемой прибыли и возможного наказания.
Дестабилизирующее влияние теневой экономики выражается в снижении объемов собираемых налогов, а так же в дезорганизации процессов в официальной экономике, препятствовании созданию нормально функционирующих экономических организаций и усилении криминальной обстановки.
3. Методы борьбы с теневой экономикой в России
3.1 Социально-правовой контроль за экономической преступностью и проблемы в сфере контроля за теневой экономикой в России
Сущность теневой экономики заключается в ее «невидимости». Госкомстат РФ начал осваивать методы ее учета в 1993 г., после утверждения ООН ее национальных счетов.
В России теневая экономика достигла чрезвычайных размеров.
По оценкам экспертов, она достигает от 25% до 40% ВВП. Специалисты МВД России оценивают ее в 45%-50%. Анализ зарубежного опыта показывает, что величина 45-50% является критической, за ней стираются грани между официальной и теневой экономикой, и последняя подчиняет себе все сферы жизни общества.
С.М. Меньшиков на основе анализа скрытых источников предпринимательских доходов выводит общую оценку удельного веса теневой экономики — около одной трети ВВП, причем до 40% скрытых доходов уходит на оплату «услуг» организованной преступности. Меньшиков С,М. Анатомия российского капитализма. М.: Международные отношения, 2004. С. 244.
По данным МВД России, организованные преступные формирования в той или иной степени контролирует более 40 тыс. хозяйствующих субъектов различных форм собственности, в том числе около 1,5 тыс. крупных государственных предприятий, свыше 500 совместных предприятий, 550 банков. Современные проблемы экономической теории. М., 2004. Ч. 2. С. 108.
Создание экономических отношений, позволяющих значительно снизить теневую составляющую предпринимательства, связано с серьезными политическими усилиями и радикальными изменениями всех уровней структуры власти. Необходимо повысить ответственность исполнительной власти, укрепить политическую систему и правоохранительные органы, усилить борьбу с коррупцией в государственном аппарате. Это направление сопряжено со значительным сопротивлением криминальных группировок, теневых структур, чиновников, заинтересованных в сохранении существующего порядка.
Создана исходная нормативная база, регулирующая функционирование предпринимательства в России. Произошел раздел зон влияния интересов. Конфликты возникают в основном на границах этих зон. Значительно снизилось число сфер деятельности, сделки в которых опосредуются наличными средствами. Заканчивается эпоха быстрых денег, притягивающих криминальные структуры. Происходит формальное и неформальное сращивание криминального и легального капитала, что предполагает более цивилизованные формы взаимодействия.
Сформирован достаточно развитый рынок структур, предоставляющих защитные услуги. В их качестве выступают:
- Государственные охранные структуры под патронажем силовых ведомств, прежде всего МВД России, ФСБ России;
- Охранные агентства, имеющие государственную регистрацию и лицензированные на выполнение охранных функций;
- Охранные агентства аналогичные предыдущим, но образованные криминальными группировками с периодическим выполнением нелегальных, незаконных операций;
— Нелегальные охранные формирования, которые, в свою очередь, могут быть представлены служащими силовых министерств, пополняющими свой бюджет в силу неудовлетворительного денежного содержания (около 59% сотрудников желали бы дополнительно работать в охранных структурах, но лишь 20% имеют эту возможность) или криминальными элементами, играющими роль «крыши».
В целях предотвращения произвола контролирующих органов представляется важным ограничить максимальное число проверок, а так же разработать и утвердить обязательную форму книги регистрации инспекторских проверок субъектов малого предпринимательства, являющуюся официальным документом для регистрации всех проверок и их итогов. Ведение книги должно быть обязательным в течении всего периода существования предприятия. Сверхлимитные проверки могут проводится лишь в присутствии представителей структур поддержки и развития малого предпринимательства.
Совокупность этих мер должна побудить и, если необходимо, заставить «теневиков» от малого бизнеса и «коррупционеров» от власти перейти в сектор контролируемой, легальной экономики.
Обеспечение безопасности малого предпринимательства невозможно без непосредственного участия в этом процессе правоохранительных органов. Сложность решения этой проблемы косвенно обусловлена тем, что в существующей напряженной криминальной обстановке предприниматели не всегда находят достаточную защиту в правоохранительных органах, что объективно усиливает рост правового нигилизма в их среде.
Что касается проблем в сфере контроля, т о Правоохранительные органы постоянно испытывают трудности в проведении ревизий. Имеющийся ведомственный контрольно — ревизионный аппарат перегружен и мало укомплектован.
Недостаточность средств финансирования правоохранительных органов не позволяет привлекать на платной основе квалифицированных специалистов-бухгалтеров и аудиторов для проверки финансовой деятельности предприятий, попавших в сферу интересов в связи с подозрением в противоправной деятельности. Это приводит к тому, что на момент возбуждения уголовного дела проверка по материалам не проводиться либо проводиться неоправданно долго, что также отрицательно сказывается на качестве расследования дела, выявлении обстоятельств и сроках.
Исходя из анализа обстановки, складывающейся в секторе малого предпринимательства, можно с уверенностью утверждать, что нейтрализация противоправных посягательств в этой области не может быт осуществлена с использованием только традиционно сложившихся методах (усиление контроля правоохранительных органов, ужесточение законодательства и т.д.) без кардинальных сдвигов в приоритетных направлениях развития экономики.
Преодолеть негативные тенденции в экономике позволит лишь целостная и обоснованная система мер, реализуемая в ходе продуманной экономической политики государства. Развитие и поддержка разнообразных форм собственности, предпринимательства представляются наиболее существенными методами ослабления теневых процессов и легализации предпринимательской деятельности.
1. В общем комплексе проблем обеспечения безопасности малого предпринимательства можно выделить две основные составляющие: обеспечение физической безопасности и предотвращение преступных посягательств со стороны криминальных элементов;
2. борьба с криминализацией отношений «чиновник-предприниматель», коррумпированностью властных структур и обеспечение экономической безопасности малого предпринимательства от криминальных посягательств.
Кроме названных основных факторов появление теневой экономики в России было обусловлено следующими причинами:
экономические:
- катастрофическое разрушение всей системы народного хозяйства в связи с ликвидацией СССР (разрыв кооперационных связей, затоваривание и дефицит, неплатежи, бартер, массовые хищения);
- развал финансовой системы (запредельный дефицит бюджета, гиперинфляция, пирамида государственных заимствований, переход в расчетах на наличные деньги, в том числе в иностранной валюте, и денежные суррогаты);
- обнищание большинства населения на фоне баснословного неправедного обогащения группы лиц из окружения Президента РФ Б. Ельцина;
правовые:
- возникновение правового вакуума (ошибочное введение в правоприменительную практику принципа «разрешено все, что не запрещено законом» в условиях, когда старые законы уже не работали, а новых еще не было);
- разрушение правоохранительной системы постоянными реорганизациями;
- формирование в экономике значительного криминального сектора (масштабные хищения собственности всегда объективно порождают криминальную систему ее перераспределения);
- коррупционное использование законодательных, исполнительных и правоохранительных органов в интересах теневой экономики;
- формирование у граждан правового нигилизма (нарушение законов, в том числе открытое, стало повсеместной практикой, прежде всего со стороны представителей власти и крупного бизнеса);
общественно-политические:
- разрушение идеологических основ общественной жизни;
- формирование мировоззрения вседозволенности и продажности;
- исповедование власть имущими двойных моральных стандартов;
3.2 Подходы к «высветлению» теневой экономики
Проблема теневой экономики стала для России тяжелой системной проблемой национальной безопасности, решить которую можно только путем реализации широкого целенаправленного комплекса мер во всех сферах жизнедеятельности государства и общества и только совместными усилиями государства и общества.
Для того, чтобы сократить масштабы теневой экономики в стране необходимо прежде всего устранить сам корень проблемы, т.е. причины, которыми был вызван рост теневой экономики.
Основными в системе мер по борьбе должны стать следующие решения и мероприятия:
1. компенсация потерь населения от «шоковой экономической терапии», гиперинфляции и «приватизации» принадлежащими государству акциями банков и корпораций;
2. введение системы экономического стимулирования выхода юридических лиц и граждан из теневого сектора экономики (вести хозяйственную деятельность открыто должно быть экономически выгодно);
3. установление экономически целесообразного, справедливого, но четко администрируемого налогообложения;
4. стимулирование безналичных расчетов и жесткая борьба с наличным оборотом;
5. проведение ясной и последовательной государственной политики поддержки частного открытого предпринимательства (система мер поддержки конкретного хозяйственного общества должна находиться в четкой зависимости от чистоты его баланса);
6. введение государственной системы мер эффективной защиты добросовестного собственника и кредитора;
7. проведение реальной административной реформы (государственный аппарат должен стать инструментом ускоренного развития в России частного бизнеса и конкурентоспособных рынков);
8. формирование неподкупной, справедливой и высокопрофессиональной правоохранительной, прежде всего — судебной, системы;
9. ликвидация организованной преступности во всех сферах общества, прежде всего в теневом секторе экономики и кредитно-финансовой сфере
10. законодательное установление права правоохранительных органов на провокацию дачи и получения взятки в строго установленном уголовно процессуальном порядке (это одно из самых эффектных средств борьбы с коррупцией и ее профилактики).
Кирьянов М. Актуальные аспекты противодействия легализации доходов, полученных преступным путем // Банковское дело. — 2007. -№4.
Также необходимо подчеркнуть: успех борьбы с теневой экономикой и коррупцией возможен лишь при условии сознательной массовой поддержки этой борьбы в обществе, а это, в свою очередь, достижимо только при наличии высокого уровня доверия граждан к государственным институтам власти и управления.
Особую актуальность проблема противодействия отмыванию денег приобрела после вступления в силу с января 2000г. Федерального закона «О контроле за соответствием расходов значительных денежных средств фактически получаемым физическими лицами доходам».
В целях развития международного сотрудничества в борьбе с отмыванием денег Россией заключен рад межправительственных и межведомственных соглашений. В частности, с государствами — членами СНГ заключено межправительственное Соглашение о сотрудничестве в борьбе с преступлениями в сфере экономики от 12 апреля 1996г.
В государственных властных структурах и научных учреждениях существуют разные подходы к решению проблем теневой экономики.
Первый подход — радикльно-либеральный, в основе его лежит идея легализации всей теневой экономики.
Другой — репрессивный, предполагающий решение функций соответствующих силовых подразделений, например контроль за расходами граждан.
Третий подход — комплексно-правовой, он связан с совершенствованием законодательства по обеспечению необходимых условий развития предпринимательства.
Западные ученые с разных сторон исследуют причины и истоки теневой экономики. Так, интересные данные по масштабам теневой экономики в различных странах представлены в книге перуанского экономиста Э. Де Сото «Иной путь. Невидимая революция в третьем мире».
Автор рассматривает эволюцию нелегальных форм деятельности, показывает их значение в становлении рыночной экономики «снизу». Его анализ нелегальной торговли показывает, как люди пытаются преодолеть сопротивление официальных властей, Чтобы организовать снабжение населения продуктами питания и предметами первой необходимости. Ученый доказывает, что легальная экономика развивающихся стран опутана маркантелистскими узами, а именно теневики устанавливают подлинно демократический экономический порядок.
Сото, Э. де
Заключение
Таким образом, теневая экономика — это не столько совокупность экономических преступлений, совершенных определенными юридическими и физическими лицами, сколько сложная синтетическая система социально- экономических явлений, осуществляющихся особым криминальным образом.
Итак, можно сделать следующие выводы:
1. Развитие теневой экономики приводит к расширению криминальности в экономике страны и региона;
2. выход криминальных структур теневой экономике на международную арену усиливает их, что дополнительно ускоряет процессы криминализации российской экономики;
3. многофакторное развитие криминальных аспектов деятельности теневой экономики требует от правоохранительных органов использования новых методов для анализов процессов, протекающих в российских организациях;
4. резко возрастают качественные и количественные показатели криминализации экономики под воздействием расширяющегося криминального влияния теневой экономики;
5. усиливается влияние процесса развития теневой экономики на все компоненты развития российского общества и государства, несовпадение корпоративных интересов наиболее крупных коммерческих организаций, стремящихся к получению сверхприбыли любыми законными и незаконными путями, и интересов российского государства, координирующего деятельность предприятия и организаций в интересах общества.
Если смотреть в саму суть проблемы, то реальные процессы экономической жизни и деятельности в стране не соответствуют декларируемым, записанным в законах и нормативных актах, которые определяют правовое поле, используемое в работе предпринимателями.
Комплекс российского экономического законодательства не совпадает с реальным порядком действий юридических и физических лиц по получению доходов.
Таким образом, неправовой образ хозяйственной деятельности стал нормальным, вполне естественным и широко распространенным явлениям.