Управление финансами представляет собой действия государства, связанные с проведением общей финансовой политики, координацией финансовых ресурсов, разработкой финансового законодательства.
Управление государственными финансами осуществляют специальные органы с помощью особых приемов и методов, в т. ч. разнообразных стимулов и санкций. Искусство управления состоит в выборе в наибольшей мереэффективного метода из числа имеющихся или создании условий для рационального использования применяемых методов с целью быстрейшего решения поставленной задачи.
Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.
Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы «управления государственными финансами». При этом, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы. Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы определяют несомненную новизну данного исследования.
Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме «управления государственными финансами» необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Управление государственными финансами» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Целью курсовой работы является исследование государственного управления финансами в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть содержание и структуру государственных финансов;
— изучить управление государственными финансами понятие и сущность;
— исследовать нормативно – правовое регулирование государственного управления финансами;
— охарактеризовать структуру финансовой системы Российской Федерации;
— изучить финансовый механизм как основа управления финансами;
Виды методов исследования в курсовой работе с примерами
... этой работы использовались методы сравнительно-исторического анализа, изучения архивных материалов и закрытых фондов Музея боевой славы, интервью ветеранов Великой Отечественной войны и обобщения. Экономика и финансы . В курсовом исследовании использовались следующие методы: ...
— определить задачи и функции Министерства финансов Российской Федерации.
Объектом исследования являются государственное управление в сфере финансовой деятельности Российской Федерации.
Предметом исследования выступает правовая сущность государственного управления финансами.
Методологическую основу составляет общенаучный диалектический метод, предполагающий объективность и всесторонность познания исследуемых явлений.
Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ
1.1. Содержание и структура государственных финансов
Государственные финансы — это денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных средств .
Субъектами денежных отношений в этой сфере является государство, предприятия, объединения, организации, учреждения, граждане.
Структура государственных финансов Российской Федерации представлена на рис. 1
Рисунок 1 — Структура государственных финансов РФ
Государственные финансы в финансовой структуре занимают особое положение. Это связано с их специфическим назначением, которое представляет собой обеспечение органов госвласти и территориального управления денежными средствами. Эти средства направляются на содействие в обеспечении исполнения этими органами своих функций.
Государственные финансы являют собой денежные отношения, которые формируются в рамках распределительного процесса, который обусловлен образованием соответствующих средству государственных и муниципальных органов. Направлены эти средства на удовлетворение гражданских потребностей, экономическое регулирование, финансирование правоохранительной деятельности и национальной безопасности, управление и прочие расходы.
Государственные финансы участвуют в регулировании социальных явлений, развитии приоритетных экономических отраслей. С их помощью обеспечивается сглаживание различий в уровне социального, экономического развития тех или иных территорий страны .
Государственные финансы формируются под воздействием ряда факторов. Так, большое значение имеет форма устройства власти в стране. Унитарные государства в целом (в сравнении с федеративными) характеризуются более высокой степенью концентрации денежных средств в распоряжении центральных госорганов. В этих странах в качестве основы денежных ресурсов административно-территориальных элементов выступают выплаты от доходов регулирующего значения и средства помощи центральных органов.
Государственные и муниципальные финансы формируются и в соответствии с административно-территориальной структурой страны. Это выражается в деятельности одних субъектов в составе других или в образовании территориальных образований разного уровня.
В соответствии с Конституцией (края области и прочие образования) и автономные округа, включенные в их состав, являются равноправными субъектами страны. В связи с этим, организация финансовых ресурсов происходит в рамках разграничения полномочий как с федеральным центром, так и между территориальными единицами .
Рекомендуется использовать интернет-сайты с образовательными ...
... по исследуемой теме, сайты государственных структур, содержащие аналитические и статистические материалы. Требования к оформлению эссе Текст эссе ... построения систем бухгалтерского учета в ... Финансы и кредит» © Федорцова Р.П., 207 © Пензенский филиал Финансового университета, 207 Методические указания по написанию эссе Эссе — это краткое изложение собственной позиции или точки зрения бакалавра по ...
На формирование государственных и муниципальных финансов влияние оказывает и особый статус ряда субъектов. В соответствии со своим статусом, территориальные образования выполняют те или иные функции. На решение ряда задач выделяется и дополнительное финансирование, что позволяет отдельным субъектам получить финансовую независимость.
В соответствии с принципом равноправия, закрепленном в статье 5 Конституции, различия в составе и объеме полномочий госорганов краев, республик, автономных округов, областей и прочих элементов не предусматривается. Согласно федеральному законодательству, для всех субъектов установлены единые нормативы по отчислениям от сборов и налогов в бюджеты и единый способ расчета денежной помощи.
Система финансов представлена упорядоченной совокупностью некоторых финансовых отношений. Звенья такой системы объединены в три основных блока, у каждого из которых есть своя внутренняя структура :
— централизованные финансы, представленные государственным бюджетом и внебюджетными фондами, государственным кредитом и различными фондами (личного и имущественного страхования), а также фондовым рынком;
— децентрализованные финансы, принадлежащие коммерческим субъектам хозяйствования, финансовым посредникам и некоммерческим организациям;
— личные финансы (домашних хозяйств).
Таким образом, финансы – это экономическая категория, являющаяся структурным элементом соответствующей системы, каждое звено которой может быть охарактеризовано специальными методами формирования с последующим использованием денежных фондов. У каждого звена существует определенная роль в общественном производстве.
Например, централизованные финансы – это инструмент общего регулирования национальной экономики. С помощью данного инструмента осуществляется мобилизация ресурсов в бюджет с последующим их распределением и перераспределением между отдельными отраслями, экономическими регионами и конкретными группами населения.
Децентрализованные финансы – это механизм регулирования социальных и экономических отношений между субъектами хозяйствования. Именно от их состояния зависит финансовое состояние государства, благодаря формированию в этой части экономики большей части ресурсов .
И, наконец, личные финансы – это отношения в денежном эквиваленте между гражданами, которые совместно проживают и ведут общее хозяйство. Домохозяйство, в отличие от семьи, включает помимо родственников еще и людей, полностью либо частично вносящих в данный бюджет свою долю. Также формирование таких финансов может осуществляться одним человеком, который способен обеспечить себя материально.
Финансовая система Российской Федерации − совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, звеньев, элементов, непосредственно связанных с финансовой деятельностью и способствующих ее осуществлению. Финансовая система как и другие системы включает органы управления финансами, финансово-кредитные учреждения, финансовые ресурсы, законы, правила, нормы, регулирующие финансовую деятельность .
Цель финансовой системы — оперативное формирование и эффективное целевое распределение финансовых ресурсов в целях исполнения повседневных функций, предотвращения чрезвычайных ситуаций и оперативное устранение последствий чрезвычайных ситуаций.
Сущность функций финансов. Финансовая система
... 1.3 Характеристика и суть функции финансов Сущность финансов, как и любой экономической категории, проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Эти функции осуществляются параллельно во времени, поскольку каждая финансовая операция включает, ...
Сущность государственных финансов состоит в том, что они охватывают ту часть денежных отношений по поводу распределения и перераспределения стоимости созданного в обществе совокупного продукта, которая в установленном размере аккумулируется в руках органов государственной власти и местного самоуправления для покрытия расходов, необходимых для выполнения государством и местными органами власти своих функций.
Задачей общегосударственных финансов является аккумулирование финансовых ресурсов в государственном распоряжении и направление в случае необходимости или же, согласно утвержденному бюджету, на финансирование социальных программ и других общегосударственных нужд. Формирование этого источника доходов государства осуществляется за счет налоговых сборов, сумм, полученных от приватизации субъектов государственной собственности и государственных пошлин. В составе общегосударственных финансов состоят: федеральный бюджет, государственное кредитование и страхование, а также федеральные внебюджетные фонды. Необходимо также отметить, что до 50% ВВП перераспределяется через них в развитых странах. Также это, своего рода, механизм стимулирования деловой и экономической активности субъектов .
Федеральный бюджет представлен системой сопоставления доходов и расходов на уровне государства, которые должны быть утверждены в законодательном порядке. Структура доходов и расходов определяется направлениями социально-экономической государственной политики.
Финансовая система государства подвержена всем изменениям в его функционировании, будь то, политические неразберихи либо различные социально-экономические ситуации.
Финансовая система государства не может нормально функционировать без территориальных финансов, которые призваны выполнять задачи, аналогичные общегосударственным финансам, но с одним только отличием – на территории отдельных административных единиц, находящихся на самоуправлении. Состоят они из внебюджетных фондов и территориальных бюджетов. Их формирование осуществляется за счет местных налогов и сборов, местных займов, штрафов, лотерей и прочих источников .
Финансовая система государства включает и такую составляющую, как финансы субъектов хозяйствования. Формирование этого источника происходит как за счет прибыли, так и амортизационных отчислений предпринимательского сектора.
Финансовая система и финансовая политика государства имеют тесную взаимосвязь между собой. Попробуем разобраться – каким образом происходят их взаимоотношения. Итак, финансовая политика государства – комплекс реализуемых мер, которые направлены на достижение тех целей, что определены государственными органами финансовой сферы. Именно в рамках этой политики конкретизируются основные источники формирования и направления в социальную сферу финансовых ресурсов. Одним из мероприятий финансовой политики является создание эффективного финансового механизма, с использованием которого осуществляется государственная деятельность в сфере финансов. Здесь можем увидеть, что финансовая система государства служит инструментом или элементом финансового механизма. Ведь основу этой системы составляют финансовые ресурсы, за формирование которых и отвечает финансовая политика. Также к ее основным составляющим относятся методы формирования финансов (структура доходов), система законодательства, отвечающего за эффективность формирования бюджетных доходов и расходов.
Управление финансами
... и оперативной отчетности, которая должна быть достаточно полной и достоверной. 2.2 Оперативное и стратегическое управление финансами Управление финансами можно также классифицировать по характеру и периоду управления, в соответсвии с которыми различают стратегическое (общее) управление финансами и оперативное управление финансами. Стратегическое управление финансами осуществляется высшими органами ...
1.2. Управление государственными финансами понятие и сущность
В соответствии с мировой практикой управление финансами в РФ имеет два вида: управление методами непосредственного влияния на финансовую политику и финансовые отношения и методами косвенного влияния.
К числу методов косвенного воздействия следует относить :
— антимонопольную политику и антимонопольное законодательство; формирование нормальной конкурентной среды на рынках страны;
— применение методов государственного регулирования бизнес-деятельности госмонополистов, особенно в сфере ценообразования;
— обеспечение гарантированной защиты субъектам хозяйствования в области расчетно-платежных операций;
— осуществление сбалансированной и предсказуемой таможенной политики;
— оказание содействия развитию рынков, особенно финансовому и рынку капиталов.
Прямое управление финансами в РФ осуществляется посредством :
— лицензирования определенных видов коммерческой и финансовой деятельности; использования ресурсов государственных монополий;
— проведения социальной политики; распределения льгот и преференций между отдельными категориями налогоплательщиков;
— санкционирования нарушений в области финансовых отношений.
В качестве основных инструментов управление финансами государства используются :
Планирование – вид деятельности по оценке текущего состояния финансовой системы и определения перспектив ее развития.
Контроль, который предполагает ознакомление с результатами финансовой деятельности субъектов хозяйствования, сопоставления данной информации с фактическими данными и определению мер по повышению эффективности финансовой деятельности.
Оперативное управление, которое проводится для текущего своевременного воздействия на финансовую деятельность, и принятие неотложных решений по коррекции ее функционирования.
Информационное обеспечение, выступающее аналитико-коммуникативным ресурсом, с помощью которого осуществляется синтез планирования, контроля и организации в единый системный процесс.
Цель, которую преследует управление финансами в РФ, состоит, прежде всего, в обеспечении необходимого баланса интересов государства и граждан в сфере финансово-экономических отношений, создании бездефицитного государственного бюджета и поддержании устойчивости валютного рынка страны и национальной валюты.
Все указанные положения образуют систему управления, которая реализуется на практике при помощи стратегического управления и оперативного управления. Первый из указанных видов, состоит в определении объемов финансовых ресурсов государства и подготовке долгосрочных программ их использования. Законодательно определено, что стратегическое управление проводится парламентом страны, администрацией президента и министерством финансов. Оперативное управление осуществляется конкретными органами финансовой инфраструктуры.
Место финансов домохозяйств в финансовой системе Российской Федерации
... отношений; раскрыть понятие финансов домашнего хозяйства и их функций; выяснить состав финансовых ресурсов домохозяйств; обобщить полученный материал и выявить роль финансов домохозяйств в финансовой системе РФ Впервые ... членов хозяйства и их воспроизводства. Финансы домохозяйств, по мнению современных экономистов, занимают важное место и являются третьим звеном финансовой системы. В данной работе ...
Управление финансами осуществляется посредством использования соответствующего управленческого аппарата. Общее управление финансами осуществляют высшие органы власти и управления: Президент РФ и его Администрация, Федеральное Собрание, Правительство РФ.
Президент РФ (Администрация Президента РФ) регламентирует деятельность финансовых органов, имеет право наложить вето на финансовое законодательство, подписывает федеральный закон о федеральном бюджете России, подготавливает и направляет Федеральному Собранию Бюджетное послание.
Федеральное Собрание утверждает финансовые законы, рассматривает проект федерального бюджета России и утверждает закон о федеральном бюджете.
Правительство РФ формирует федеральный бюджет, является единым центром управления финансами, разрабатывает концептуальные основы финансовой политики.
Главным органом, осуществляющим текущее управление государственными финансами, является Министерство финансов Российской Федерации.
Главная задача Министерства финансов Российской Федерации – разработка единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, а также политики аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных камней, таможенных платежей, включая определение таможенной пошлины товаров и транспортных средств. Для выполнения своих задач Министерство осуществляет следующие основные функции: – разработка проекта федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации :
– прогнозирование и кассовое планирование исполнения и исполнение федерального бюджета, составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;
– финансовый контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере;
– совершенствование методов бюджетного планирования и порядка бюджетного финансирования, методическое руководство в этой сфере, а также в области составления и исполнения федерального бюджета;
– управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;
– осуществление функций эмитента государственных ценных бумаг Российской Федерации;
– координация бюджетной и денежно-кредитной политики в соответствии с задачами макроэкономической политики.
Самостоятельным юридическим лицом, входящим в состав Министерства финансов Российской Федерации, является Федеральное казначейство.
В структуру Федерального казначейства входят Главное управление Федерального казначейства, территориальные органы в субъектах Российской Федерации, органы Федерального казначейства в районах, городах и городских районах. При контроле всех поступлений и выплат денежных средств бюджетов и внебюджетных фондов в структуре исполнительной власти Казначейство реализует функции кассира и главного бухгалтера. Получаемая от Казначейства информация позволяет руководству Министерства финансов Российской Федерации и Правительству РФ объективно оценивать работу органов государственного управления и оптимизировать распределение бюджетных потоков по министерствам и ведомствам.
Анализ системы управления финансовой устойчивостью предприятия ...
... Предмет исследования - процесс управления финансовым состоянием предприятия. Целью данной работы является анализ системы управления финансовой устойчивостью предприятия. Задачи исследования: Рассмотреть информационную базу управления финансовым состоянием предприятия; Рассмотреть процесс управления финансовым состоянием предприятия на примере ...
1.3. Нормативно – правовое регулирование государственного управления финансами
Основным законом, закладывающим основы управления финансами в нашей стране, является Конституция РФ, в которой определяются федеративное государственное устройство, что обусловливает выделение в составе бюджетной и налоговой систем Российской Федерации трех самостоятельных уровней и влияет на принципы их построения. Кроме того, нормы, непосредственно регулирующие финансовые отношения, содержатся в ст. 8 Конституции РФ , закрепляющей принцип единства экономической системы Российской Федерации; в ст. 35 — право частной собственности; ст. 71 – 73 определяют предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов, в том числе и в сфере финансовых отношений. В Конституции РФ устанавливаются правовые основы деятельности Президента РФ, органов законодательной (представительной) власти, органов исполнительной власти и местного самоуправления в бюджетном процессе.
Нормы Бюджетного кодекса РФ регулируют финансовые отношения, возникающие в процессе функционирования бюджетной системы РФ, формирования доходов бюджетов всех ее уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов и расходования их средств, в ходе реализации межбюджетных отношения, осуществления бюджетного процесса на территории РФ и применения мер ответственности к нарушителям бюджетного законодательства РФ .
Нормы Налогового кодекса РФ регулируют отношения по установлению, взиманию налогов и сборов на территории РФ, отношения в области налогового контроля и ответственности за совершение налоговых правонарушений.
В сфере государственных и муниципальных финансов правовой основой управления финансовыми отношениями являются федеральные законы, законы субъектов РФ и нормативно-правовые акты (решения) представительных органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные правоотношения соответственно на территории Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования. Среди в наибольшей мереважных финансово-правовых актов в этой сфере следует отметить ежегодно принимаемые федеральные законы о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год, Федеральный закон от 15.12.01 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федеральный закон от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и другие.
Кроме финансового законодательства, важное место в системе правового регулирования финансовых отношений в сфере государственных и муниципальных финансов занимают указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и ведомственные нормативно-правовые акты — приказы, письма и инструкции федеральных министерств, служб и агентств, органов исполнительной власти регионального уровня и органов местного самоуправления по финансово-бюджетным вопросам.
Указы Президента РФ, как правило, содержат поручения органам государственной власти по разработке нормативных актов, определяют порядок их разработки или основные направления деятельности этих органов в сфере финансов.
Финансовый механизм бюджетных учреждений, его сильные и слабые стороны
... главе рассмотрены теоретические аспекты организации финансов бюджетных организаций. Во второй главе изучаются структура финансового механизма бюджетных учреждений. В третьей главе определены основные возможности, ... федерального казначейства или в кредитных организациях (для бюджетных учреждений, не переведенных на систему финансирования через органы федерального казначейства). Так как получение ...
На основании постановлений Правительства РФ осуществляется правовое регулирование процесса управления государственными финансами со стороны высшего органа исполнительной власти в Российской Федерации, который в соответствии с Конституцией РФ обеспечивает проведение единой финансовой и налоговой политики.
Ведомственные нормативные акты также играют важную роль в управлении государственными и муниципальными финансами, поскольку позволяют осуществлять государственное правовое регулирование финансовых отношений в различных отраслях экономики, между распорядителями и получателями бюджетных средств. При этом правовому регулированию подлежат все составляющие процесса управления финансами — прогнозирование и планирование источников формирования и направлений использования финансовых ресурсов на макроуровне, управление исполнением бюджетов и порядок проведения финансового контроля за деятельностью государственных исполнительных органов власти и органов местного самоуправления. К указанным нормативным актам относятся прежде всего приказы, письма и инструкции Министерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы, органов Федерального казначейства, Центрального банка РФ, Счетной палаты РФ, органов управления государственными социальными внебюджетными фондами .
В сфере финансов субъектов хозяйствования правовые основы управления финансами регулируются нормами Гражданского кодекса РФ, определяющими правила организации финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования всех организационно-правовых форм; федеральными законами об акционерных обществах, государственных (муниципальных) унитарных предприятиях, обществах с ограниченной ответственностью; финансовым законодательством и ведомственными нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения по мобилизации субъектами хозяйствования дополнительных финансовых ресурсов на финансовом рынке.
Совокупность всех финансовых правовых актов, источников финансового права, которая составляет правовую основу управления финансами в РФ, изображена на рис. 2 .
Рисунок 2 — Правовая основа управления финансами в Российской Федерации
Эффективность управления финансами во многом зависит от качества действующих финансово-правовых актов, регулирующих финансовые отношения во всех сферах финансовой системы государства. Поэтому во всех странах правовым вопросам регулирования экономики государства уделяется повышенное внимание. В конституциях некоторых государств (например, в Бельгии, Германии, Швеции) в отдельный раздел выделяются финансовые вопросы — финансовая конституция. В Российской Федерации современное финансовое право проходит новый виток в своем развитии, не все финансовые отношения получили четкую, правовую регламентацию, что на практике приводит к применению в ряде случаев директивного управления финансами, а не управления посредством закона. Вместе с тем многие действующие юридические нормы, в том числе относящиеся к финансовому праву, еще недостаточно совершенны по ряду причин, к которым относятся :
«Финансовая система в годы войны «
... перевода оборонной продукции на гражданскую. Главными итогами послевоенной перестройки стало отмена карточной системы и проведение денежной реформы. Это поспособствовало ликвидации спекулятивных доходов населения. Вывод по ... году Был создан Фонд обороны страны, в который люди могли добровольно внести деньги, а также натуральные взносы продуктами, вещами и драгоценностями. Чтобы увеличился выпуск ...
— противоречия между федеральным и региональным (муниципальным) законодательством, что, с одной стороны, приводит к сепаратистским тенденциям в построении финансовых отношений между субъектами власти разных уровней бюджетной системы РФ, а с другой — к ущемлению интересов субъектов РФ и муниципальных образований в федеральном законодательстве (например, до сих пор отсутствует четкое разграничение доходных и расходных полномочий между уровнями бюджетной системы РФ);
— противоречия между отдельными законами и ведомственными нормативно-правовыми актами, порождающие их неоднозначное толкование;
— формальный характер научной экспертизы принимаемых проектов законов и нормативно-правовых актов в финансовой сфере;
— наличие законов и нормативно-правовых актов, которые не исполняются в течение ряда лет из-за отсутствия финансовых ресурсов для их реализации;
— нечеткие формулировки в нормативных документах, порождающие необходимость их уточнения и дополнения;
— сложный, псевдонаучный язык нормативных документов;
— несвоевременное принятие и опубликование в печати законов и подзаконных нормативно-правовых актов по финансовым вопросам.
Решение указанных проблем в области финансового права позволит обеспечить стабильность развития экономики нашего государства, повысить финансовую устойчивость субъектов хозяйствования, усилить действенность финансового контроля за деятельностью органов власти и отдельных организаций и укрепить финансовое положение государства.
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Структура финансовой системы Российской Федерации
В настоящее время финансовая система Российской Федерации — это объект неугасающих споров и дискуссий. Имеет место множество современных проблем, с которыми она должна справляться. Например, недостаточный уровень удовлетворения потребностей каждого конкретного человека, большая социальная напряженность, непропорциональность развития экономических элементов, отрицательное воздействие на процесс воспроизводства, заметное отставание в приспособлении к изменениям финансовых и внешних товарных рынков и медленный темп развития. Финансовая система Российской Федерации – это экономические отношения, которые сгруппированы между собой по определенному признаку. Подобная взаимосвязь затрагивает практически все аспекты современной человеческой жизни. Эти отношения могут возникать между физическими лицами, несколькими юридическими сторонами, а также различными государствами. Таким образом, одну из сфер экономических взаимодействий представляют следующие элементы: семейный бюджет, финансы личных и домашних хозяйств. Проще говоря – капиталы населения.
Понятие финансовой системы РФ рассматривается в качестве совокупности экономических отношений. В ее структуре выделяют отдельные сферы и звенья. На любом уровне хозяйствования финансы представляют собой элементы общественного производства, без которых существование и функционирование системы попросту неосуществимо. Также без них не представляется возможным :
1) скорейшее введение новых достижений науки и техники;
2) поддержание расширенного кругооборота фондов производства (как общественных, так и индивидуальных);
3) регулирование территориальной и отраслевой экономических структур;
4) удовлетворение остальных потребностей населения.
Определенные виды нужд есть у государства и хозяйствующих субъектов. Этим объясняется появление различных типов отношений, которые включает в себя финансовая система России. Сейчас некоторые специалисты в этой области не признают взаимодействие двух физических лиц экономической взаимосвязью. Тем не менее, существуют разнообразные издания, в которых освещается организация финансовой системы. Литература посвящена семейному и личному расходно-доходным планам, активам домашнего хозяйства.
Финансовая система РФ — это совокупность органов финансово-кредитных организаций, которые занимаются осуществлением финансовой деятельности в государстве, используя для этого фонды денежных средств. При этом юристы и экономисты определяют данное понятие по-разному. В этой статье мы постараемся разобраться в том, как устроена структура финансовой системы. Рассмотрим мы точки зрения различных исследователей этого вопроса .
В экономической литературе финансовая система РФ рассматривается как некое обобщающее понятие, характеризующее совокупность финансов предприятий различной организационно-правовой формы, страхования и государства. При этом экономисты выделяют элементы и внутри этих категорий. Так, финансы организаций и учреждений делятся на денежные средства коммерческих и некоммерческих организаций. А страхование бывает личным, имущественным, социальным, страхованием рисков или, например, ответственности. Но финансовая система Российской Федерации, как уже упоминалось выше, — это и государственные финансы, в составе которых особое место отводится государственному бюджету, внебюджетным фондам и государственным кредитам. Таким образом, экономисты в рассмотрении данного понятия основное свое внимание уделяют не законодательству в рассматриваемой области, а сложившимся традициям в его определении.
Что касается юридической литературы, то ее авторы находят предлагаемую коллегами-экономистами структуру недостаточной, ведь в ней не отражаются особенности развития государства на этапе перехода к рыночным отношениям. Именно поэтому финансовая система РФ с юридической точки зрения рассматривается как совокупность финансовых учреждений и институтов. Состоит она из следующих элементов :
— бюджетная система (федеральный, республиканский, краевой, областной бюджет);
— другие централизованные и децентрализованные целевые фонды; финансы субъектов хозяйствования;
-личное и имущественное страхование; государственный и банковский кредит.
Юристы ориентируются на законодательство Российской Федерации в области ее бюджетного устройства, характеризуя финансовую систему. Следует отметить, что этот подход является гораздо более целесообразным, так как он дает более ясное понимание рассматриваемого понятия.
Многие ученые, однако, предпочитают более простую классификацию составляющих финансовой системы. По их мнению, выделить следует только бюджетную систему, в которую входят бюджеты всех уровней, различные государственные фонды и кредиты, а также страхование и финансы предприятий. При этом они обращают внимание на то, что финансовая деятельность присуща всем ветвям власти и является, по сути, их особой рабочей задачей. И, наконец, они отмечают, что структура российских финансов пока находится в процессе формирования.
Государственная финансовая система и ее структура представляет собой комплекс организаций, которые обеспечивают денежный оборот в пределах определенной страны. Этот комплекс включает в себя несколько компонентов. Финансовая система содержит :
— государственную подсистему, обеспечивающую приток в бюджет, а также расходование денежных средств;
— банковскую подсистему, содержащую учреждения, обеспечивающие инвестиции, кредиты, расчеты, операции с деньгами;
— подсистему обращения ценных бумаг в стране, служащую для привлечения денег на вторичных рынках ценных бумаг.
Управляя обществом, государство включает ряд сфер: религиозную, социальную, политическую, экономическую и прочие. В основе экономической структуры лежат определенные отношения. В них принимают участие четыре субъекта: гражданин, хозяйствующий субъект, регион и государство. У каждого участника есть свои права, а также обязанности. Формируя между собой взаимоотношения, субъекты образуют товарно-денежную сферу. В результате этих отношений возникает финансовая система государства.
В Российской Федерации этот комплекс состоит из четырех элементов. Каждый компонент выполняет определенные задачи. Финансовая система РФ включает в себя финансы граждан и хозяйствующих субъектов, общегосударственные и территориальные денежные средства.
Общегосударственные средства выполняют задачу по концентрации ресурсов в распоряжении аппарата управления страной и направлению их на удовлетворение соответствующих нужд. Эти ресурсы формируются за счет налогов, госпошлин, сборов, сумм, полученных при выкупе госпредприятий и прочего. В составе общегосударственных финансов находится государственное страхование, кредитование, федеральный бюджет, а также внебюджетные федеральные фонды.
Территориальные средства выполняют те же функции, что и общегосударственные, но в соответствии с административно-территориальным формированием, находящемся на самоуправлении. В состав этого комплекса включены соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды. Формируются эти ресурсы за счет штрафов, сборов, налогов, лотерей, местных займов и прочего.
Финансовая система государства включает средства хозяйствующих субъектов. Они составляют основное звено всего комплекса и выполняют функции по формированию и применению своих денежных средств.
Международная финансовая система считается исторически сложившейся формой, согласно которой происходит организация между странами денежных отношений. Закреплена эта форма определенной договоренностью.
В международной финансовой системе содержится несколько конструктивных элементов .
Первым компонентом является денежный товар мира. Он является носителем валютно-денежных отношений между странами. Первым таким носителем являлось золото.
Второй компонент – валютный курс. Являясь меновой стоимостью денег государства, он (курс) выражается в денежных единицах иных стран. Валютный курс может быть как фиксированным, так и плавающим. Основу первого составляет монетный паритет (весовое наличие золота в денежных единицах страны).
Плавающие (гибкие) курсы валют определяются сопоставлением паритетов валютной покупательной силы (оценкой национальными деньгами стоимости одноименной «товарной корзины»).
Третьим элементом международной финансовой системы являются национальные рынки валют.
Четвертый компонент – валютно-денежные организации. К ним, в частности, относят Международный Валютный Фонд. Он способствует межнациональной кооперации. Кроме того, он призван обеспечивать механизм сотрудничества и консолидации при решении межгосударственных проблем в финансовой сфере. К валютно-денежным организациям можно отнести также и некоторые межнациональные институты, кредитная деятельность которых одновременно носит и валютный характер – банки развития (региональные), Банк по международным расчетам в Базеле и прочие.
Финансовая система России состоит из нескольких взаимосвязанных органов и институтов. Главной целью экономики является удовлетворение великого множества общественных потребностей. Взаимодействием финансов охвачена вся система страны и сфера социальной деятельности. Общностью этих явлений объясняется существование специальных институтов внутри финансовой структуры. Исходя из всего вышеперечисленного, можно выделить несколько понятий экономики Российской Федерации. Финансовая система страны представляет собой :
1. Совокупность различных институтов, каждый из которых участвует в образовании и последующем использовании соответствующих ему денежных фондов.
2. Общность специальных учреждений и органов, которые осуществляют финансовую деятельность в пределах своей компетенции.
Экономика образуется из взаимосвязи различных институтов, которые отвечают за регулирование создания, перераспределения и использования денежных фондов. Особенности развития страны в период перехода к рыночным условиям сильно отражаются на финансовой системе.
Таким образом, в экономическую структуру России входят следующие денежные фонды и правовые институты, соответствующие им :
1. Бюджетная система страны. Она включает в себя бюджеты органов местного самоуправления, субъектов Федерации и непосредственно Федеральный.
2. Фондовый рынок.
3. Государственный кредит.
4. Внебюджетные фонды страны.
5. Финансы хозяйствующих субъектов.
6. Фонды страхования.
2.2. Финансовый механизм как основа управления финансами
В настоящее время общество для управления финансовыми отношениями используют различные экономические, а также организационно-правовые методы. Государство законодательно устанавливает способы организации финансовых отношений. Также государство определяет методы распределения ВВП, формы денежных накоплений, виды платежей, принципы и направления использования государственных финансовых ресурсов. При этом используется финансовый механизм.
Финансовый механизм является совокупностью методов финансового характера и их вариаций, инструментов и рычагов, которые позволяют оказывать влияние на социальное и экономическое развитие общества. Структурными компонентами механизма выступают планирование и прогнозирование, финансовые показатели и нормы с нормативами, лимиты с резервами. А также стимулы и санкции, управление денежными потоками и контроль, законодательство. Финансовый механизм можно назвать совокупностью методов организации финансовых отношений, которые используются в обществе с целью обеспечить благоприятные условия для его процветания.
Основными основополагающими деталями механизма выступает планирование и прогнозирование. Они позволяют привлечь к работе структуры все ее составляющие. Путем планирования и прогнозирования активизируются финансовые показатели и нормы с нормативами, лимиты с резервами и финансовые стимулы. Реализация двух доминирующих элементов позволяет определить масштабы финансовых ресурсов, которые в перспективе планируется создать и развить в государстве. Объемы самих ресурсов концентрируются и распределяются через бюджетную систему и прочие институты страны. По аналогичной схеме осуществляется распределение средств, которые находятся в распоряжении предприятий и широких масс населения .
Для организации финансового механизма применяется целая система мер, которая направлена на разумное сочетание труда, а также средств производства. Эта сводиться, прежде всего, к объединению людей, коллективов, которые общими усилиями реализуют функциональную программу на основе каких-то правил и процедур. К таким процедурам относятся: создание органов управления финансами, построение структуры аппарата управления, разработка методик, инструкций, норм, нормативов. Как термин «финансовый механизм» давно и прочно вошел в научную и учебную литературу. Вместе с тем большинство исследователей пишет о неэффективности практически действующего в России финансового механизма.
В некоторых работах констатируется даже организационный кризис или же полное отсутствие финансового (и как его части — налогового) механизма в стране. Существенно меньшее единодушие наблюдается при обсуждении вопросов о сущности, причинах неэффективности и направлениях совершенствования финансового механизма.
В литературе рыночного периода многие ученые рассматривают категорию «финансовый механизм» и структуру его построения. Через их подходы рассматривается проблема выделения финансового механизма как отдельной категории в условиях рынка. Так, Левочкин С. В. полагает, что финансовый механизм реализует политику государства, является реальностью и требует детального изучения и освоения. Ковалюк О. М. в свою очередь считает, что финансовое управление экономикой и ее финансовый механизм реализуют себя посредством совокупности управленческих функций, основными из которых являются прогнозирование, планирование, стимулирование, координация, организация, регулирование и контроль. Довольно сложна и структура финансового механизма .
По мнению И.Т. Балабанова, в нее входят пять взаимосвязанных элементов :
— финансовые методы;
— финансовые рычаги;
— правовое обеспечение;
— нормативное обеспечение;
— информационное обеспечение.
Первое, что бросается в глаза при сопоставлении точек зрения разных авторов — это колоссальный разнобой в определениях данного явления. Очень трудно отыскать работы, в которых давались бы схожие определения или утверждалось сколько-нибудь общепринятое понимание финансового механизма.
Сущность финансового механизма может быть в наибольшей мереглубоко раскрыта с позиции признания двойственного характера его природы. С одной стороны, финансовый механизм объективен, так как его основой являются финансы, а сам финансовый механизм строится в соответствии с требованиями объективных экономических законов.
Объективный характер финансового механизма проявляется в том, что он выступает активным инструментом воздействия финансов на процессы воспроизводства: производства, распределения, обмена, потребления. С другой стороны, финансовый механизм, субъективен, поскольку разрабатывается государством для реализации выдвинутых финансовой политикой целей и поставленных ею задач на том или ином этапе экономического развития .
Финансовый механизм является инструментом осуществления финансовой политики государства, регионов и муниципальных образований. Используя различные элементы финансового механизма, органы власти стремятся обеспечить реализацию целей финансовой политики, решение ее стратегических и тактических задач. При этом корректировка элементов финансового механизма происходит путем изменения соответствующих норм финансового права, в которых установлены четкие правила функционирования каждого структурного элемента финансового механизма. Таким образом, перестройка финансового механизма в соответствии с ходом экономического и социального развития государства обязательно регламентируется соответствующими нормативными и правовыми документами.
Главная цель финансового механизма состоит в создании устойчивых и достаточных финансовых ресурсов для нормального функционирования экономики, а в связи с тем, что рыночная экономика развивается циклично, подъемы сменяются депрессиями, кризисами, финансовый механизм должен быть чрезвычайно гибким и подвижным. В этом случае он может не только быстро и легко адаптироваться к новой рыночной конъюнктуре, но и оказывать плодотворное влияние на организацию производства.
Законодательство России, которое сейчас далеко от идеала в значительной мере ограничивает хозяйственную инициативу. Финансовая политика РФ замедляет развитие общества. Несоответствия в сфере правового регулирования трансформируются в экономические издержки, становятся причиной неприятных социальных и нравственных явлений. Формирование финансового механизма должно сопровождаться стремлением государства адаптировать его под имеющуюся финансовую политику, характерную для определенного времени. Данный подход позволяет достичь комплексной реализации целей. Актуальным всегда должно оставаться стремление к полной гармонии между финансовым механизмом и его отдельными комплектующими элементами, личными интересами и приоритетами коллектива.
Финансовая политика и финансовый механизм являются по своей сути совокупностью мероприятий, которые определяются предварительно. И ориентированы они на перспективу. Планы подлежат реализации в рамках требований финансового менеджмента. Они определяются четко установленными задачами в совокупности с внешними и внутренними условиями деятельности. Государство использует финансовую политику в качестве комплекса мероприятий государственного уровня для того, чтобы выполнять свои обязательства. Сюда можно отнести :
— Формирование концепции, определение направлений деятельности, целей и задач.
— Структурирование адекватного финансового механизма.
— Руководство и управление в сфере финансовой деятельности не только государства, но и его субъектов.
Финансовый механизм определяет совокупность вариаций формирования экономических отношений. Имеет место два его вида:
— Директивный. Он определяет детализированную проработку структуры финансовых отношений, в которых принимает активное участие государство. Сюда можно отнести налоги и государственный кредит, расходы из бюджета и финансирование, формирование бюджетного устройства и планирование.
— Регулирующий финансовый механизм управления распространяется только на сферу финансов. Он не имеет прямого отношения к интересам государства и отвечает только за установку основных правил.
Механизм распределения средств включает пять компонентов. Это финансовые методы, отвечающие за влияние финансовых потоков на хозяйственную деятельность, финансовые рычаги и правовое обеспечение, нормативное обеспечение и информационное. Финансовая политика РФ базируется на следующих принципах: признание полной свободы в предпринимательстве и принятие различных форм хозяйствования, приватизация государственного имущества вместе с переходом к смешанной экономике, отказ правительства от директивного управления и полный переход любых отношений на налоговую основу.
Финансовый механизм постоянно должен подвергаться финансовому контролю, который определяется как контроль над законодательными и исполнительными органами власти на всех уровнях. В понятие входит контроль со стороны специально сформированных подразделений над финансовой деятельностью каждого экономического субъекта с помощью особых методик. Явление характерно для каждой сферы общественного производства, имеет многоуровневую и всестороннюю структуру. Контроль идет параллельно процессу перемещения материальных фондов и этапу понимания финансовых итогов. Структура финансового механизма обязательно предполагает наличие контроля как совокупности четко направленных мероприятий, с помощью которых проводится проверка соответствия состояния финансовой структуры плану или отчету. Надзор над материальным потоком может быть стратегическим и оперативным. Первый предполагает контролирование всех направлений развития хозяйственной структуры путем отслеживания денежных потоков. Оперативный контроль отслеживает не просто целостный финансовый механизм предприятия или отрасли хозяйства. Он концентрируется на качественных и количественных параметрах системы денежных потоков .
Таким образом, и финансовый механизм предприятия, и механизм народного хозяйства имеют целостную структуру благодаря внутренней связке звеньев, о которых говорилось выше. Все элементы в тандеме формируют некую конструкцию, которая активируется благодаря активизации многочисленного количества качеств каждого из структурных компонентов. Работа государства в сфере финансирования реализуется в строгом соответствии с установленными правилами и при четком следовании имеющимся нормам. Именно юридические постулаты позволяют устанавливать общие правила формирования финансовых взаимосвязей. Они же обеспечивают защиту экономических интересов социума и коллективов компаний, отдельных граждан государств. Четкое следование правовым нормам гарантирует строжайшую финансовую дисциплину, делает возможным проведение единой политики в финансовой отрасли.
2.3. Задачи и функции Министерства финансов Российской Федерации
Важнейшими финансовыми органами, разрабатывающими финансовую политику государства и осуществляющими управление финансами, выступают Министерство финансов РФ и его органы на местах.
Основными задачами Министерства финансов РФ являются:
— разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики;
— составление проекта и исполнение федерального бюджета;
— обеспечение устойчивости государственных финансов и их активного воздействия на социально-экономическое развитие страны, эффективность хозяйствования также осуществление мер по развитию финансового рынка.
— концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ и ее регионов, целевое финансирование общегосударственных потребностей;
— разработка предложений по привлечению в экономику страны иностранных кредитов;
— совершенствование методов финансово-бюджетного планирования;
— осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов.
Важнейшими департаментами Министерства финансов России являются :
— бюджетный департамент, который составляет проект федерального бюджета;
— отраслевые департаменты финансирования промышленности, строительства и строительной индустрии, транспортных систем и связи, сельского хозяйства, пищевой промышленности и охраны природы, оборонного комплекса и др.;
— департамент иностранных кредитов и внешнего долга;
— департамент налоговых реформ;
— департамент государственных ценных бумаг и финансового рынка.
Важнейшее подразделение Министерства финансов — Главное управление федерального казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета.
Главное управление федерального Казначейства и его Территориальные органы выполняют следующие задачи
— организацию, осуществление и контроль над исполнением федерального бюджета РФ;
— управление доходами и расходами федерального бюджета, исходя из принципа единства кассы.
На казначейскую систему возложен учет всех операций по государственным финансовым ресурсам в безналичной форме. Появление новой структуры связано с развитием рыночных отношений, которое сопровождалось разрушением государственной банковской системы СССР и ослаблением банковского учета и эффективного контроля за целевым и рациональным использованием бюджетных средств.
Важная роль в мобилизации налогов принадлежит Государственной налоговой службе. Она осуществляет контроль за правильным и своевременным перечислением юридическими и физическими лицами налогов в бюджетную систему.
В предприятиях различных форм — собственности управление финансами осуществляют планово-финансовые управления и отделы, которые составляют бизнеспланы, включающие в качестве составной части финансовые планы предприятий.
Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ) несет ответственность за поступление таможенных пошлин РФ. Он обязан:
— проводить налоговые проверки по налогам, взимаемым
— таможенными органами;
— проверять все документы, связанные с исчислением и уплатой _ налогов, взимаемых таможенными органами;
— приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках при неисполнении или ненадлежащем исполнении ими налогового законодательства;
— проводить взимание недоимок па налогам, а также сумм штрафов, предусмотренных налоговым законодательством.
В целом таможенные органы осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства при пересечении товаров границы РФ, правильностью исчисления и уплатой таможенных пошлин.
Отчеты об исполнении бюджетов составляются исполнительными органами власти всех уровней: Министерством финансов РФ, Министерствами финансов субъектов федерации органами на местах, а также Государственной налоговой службой РФ и ее налоговыми инспекциями. Эти отчеты направляются соответствующим органам государственной власти. Отчет о федеральном бюджете РФ докладывается Федеральному Собранию, которой его утверждает. Для осуществления контроля над исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив материалы по заданной теме можно сказать, что основой общегосударственных финансов являются различные бюджеты соответствующих уровней. В эту группу также включаются такие понятия, как государственное кредитование и социальные внебюджетные фонды страны. В регулировке разнообразных экономических операций и распределительных отношений макроуровня главная роль принадлежит именно этому типу финансов. Их формирование и распределение централизованы. Данный элемент системы находится в распоряжении у местных органов самоуправления и самого государства.
На микроуровне за урегулирование экономических операций отвечают финансовые элементы предприятий, страхования и кредитно-банковской системы. Тем не менее, нельзя считать, что эти звенья экономики связаны только на уровне хозяйствующих субъектов в их широком понимании. Это обусловлено существованием плотной взаимосвязи между всеми составляющими частями финансовой системы.
Государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных ресурсов посредством экономики. Для осуществления подобной деятельности используются различные нормативные акты и соответствующие законы. Также его инструментами выступают механизмы ценообразования, система кредитования, налоги и многое другое. Общегосударственные финансы России неразрывно связаны с остальными элементами экономики. При этом здесь присутствует некая двойственность. ВВП является главным источником пополнения доходов бюджетов на всех уровнях. Он формируется в сфере материального производства. Затем посредством налогообложения создаются бюджет РФ и социальные фонды. В то же время процесс расширенного воспроизводства осуществляется предприятиями не только за собственный счет. Ими используется государственный кредит или прямые ассигнации из бюджета.
Управление экономикой и финансами государства осуществляется при помощи важнейшего инструмента – многоуровневой структуры. На всех ступенях данной конфигурации решается в масштабах страны ключевая задача: формирование и расходование общего фонда денежных средств. Вся структура включает в себя местный, региональный и Федеральный бюджеты. В условиях современной глобализации хозяйственной деятельности активы каждой страны становятся основой ее экономической безопасности. От их размера и свойств зависит:
- проведение социальных программ;
- содержание и функционирование системы обороны;
- обеспечение органов управления всех уровней;
- развитие наукоемких и стратегически важных отраслей производства;
- поддержка экономики и ее субъектов в рамках государства, а также многое другое.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)/ СПС КонсультантПлюс 2016.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 15.02.2016, с изм. от 30.03.2016)// СЗ РФ от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3823.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ// СЗ РФ от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3824.
4. Федеральный закон от 15.12.01 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (ред. от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015)// СЗ РФ от 17 декабря 2001 г. N 51 ст. 4831.
5. Федеральный закон от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ред. от 14.12.2015)// СЗ РФ от 17 декабря 2001 г. N 51 ст. 4832.
6. Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента: Учебное пособие/ И.Т. Балабанов. — М.: Финансы и статистика, 2009. – 512с.
7. Велиев З. Т. Государственный сектор экономики или государственные финансы? / З.Т.Велиев// Молодой ученый. — 2011. — №12. — С. 141-147.
8. Голикова Т. А. Развитие системы управления государственными финансами / Т.А. Голикова// Экономика и управление: рос. науч. журн. / С. -Петерб. акад. упр. и экономики. — 2012, — № 5. — C. 2−6
9. Горбунова О. Н. Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России/ О.Н. Горбунова.- М.:Профобразование.2013. — 83с.
10. Грачева Е. Ю., Соколова Э. Д. Финансовое право: Учебное пособие/ Е.Ю.Грачева, Э.Д. Соколова. — М.: Новый юрист, 2012. – 315с.
11. Гринкевич Л. С. Государственные и муниципальные финансы России/ Л.С. Гринкевич. — М.: КНОРУС, 2010. -301 с.
12. Ермакова Е. А. Государственные финансы в финансовой системе России Е.А. Ермакова// Финансы и кредит. — 2012, — № 3. — С. 32−40
13. Ермасова Н. Б. Государственные и муниципальные финансы: теория и практика в России ив зарубежных странах/ Н.Б. Ермасова. — М.: Высшее образование, 2011. — 516 с.
14. Мысляева И. Н. Государственные и муниципальные финансы/ И.Н.Мысляева. — М.: Инфра-М, 2011. — 359 с.
15. Салимгареева Г. Р. Модели финансовой системы Российской Федерации / Г.Р. Салимгареева// Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 669-671.
16. Толстоноженко И.А. О некоторых теоретических аспектах управления государственными финансами/ И.А.Толстоноженко// Финансы и кредит. — 2012. — №25. — С. 52−56
17. Чиликин Д. Ю. Финансовая система Российской Федерации / Д.Ю.Чиликин//Молодежь и наука: сборник материалов IХ Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием, посвященной 385-летию со дня основания г. Красноярска /отв. ред. О. А. Краев — Красноярск: Сиб. федер. ун-т.,2013. – 212с.
18. Шаринова Г. А., Емельяненко М. П. Финансовый механизм в системе управления финансами / Г.А. Шаринова, М.П. Емельяненко// Молодой ученый. — 2013. — №10. — С. 410 — 411.
19. Шимширт Н.Д. Управление государственными и муниципальными финансами / Н.Д. Шимширт, Н.В. Крашенникова. — М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2014. — 352 с.
20. Министерство Финансов Российской Федерации http: //www. minfin. ru