Свободные экономические зоны, их сущность, возможности

  • Список использованной литературы

Свободные (особые) экономические зоны (СЭЗ) — это ограниченная часть национальных и государственных территорий с определенным статусом по отношению к остальной территории, на которых действуют особые экономические условия и льготы для иностранных, а также национальных инвесторов и предпринимателей. Свободные экономические зоны это распространенная форма современного международного разделения труда, которая «подтягивает» отсталые регионы до уровня, который необходим для их включения в мир торговли и экономического сотрудничества между регионами и странами. Поэтому основными целями создания СЭЗ являются: подъем экономики страны и региона, решение задач по развитию государства, включение национальных хозяйств в международное разделение труда. Сегодня во многих странах очень важным фактором развития рыночной экономики является привлечение инвестиций.

Отмечается, что существование таких зон позволяет обеспечить насыщение внутреннего рынка высококачественной продукцией, внедрять в отечественное производство новейших научно-технических разработки, увеличить занятость, расширить экспорт страны, увеличить валютные поступления, создать возможность для подготовки и переподготовки кадров.

Необходимость во внутренних и внешних капиталовложениях в экономику, низкий уровень притока иностранных инвестиций стали причиной поиска новых механизмов привлечения внешних инвестиций. Свободные экономические зоны относительно новое и перспективное направление в современной экономической политике. Во многих странах они зарекомендовали себя эффективным аппаратом привлечения иностранного капитала. Поэтому сегодня данная тема является актуальной.

Свободные экономические зоны прочно вошли в мировую хозяйственную практику и действуют во многих странах. Сегодня в мире насчитывается от 500 до 1500 СЭЗ. Но те СЭЗ, которые действуют в России нельзя отнести к этому списку, так как ни одна из них полностью не соответствует международным требованиям, которые предъявляются к такого рода зонам. Свободные зоны существуют в более 100 странах мира, помогая им стимулировать экспорт и увеличивать занятость населения. Наибольшее число СЭЗ существует в Северной Америке и Азии. Но в последнее время все больше их возникает в Центральной Америке и на Ближнем Востоке. В России, несмотря на имеющийся опыт по созданию свободных зон, они до сих пор остаются экзотическим явлением.

Специалисты утверждают, что к 2020 г. на свободные экономические зоны будет приходиться до 30% мирового товарооборота Дынкин А. Мировая экономика: прогноз до 2020 года / М.: 2008. С.21. Роль СЭЗ в мировой экономики растет с каждым днем.

9 стр., 4481 слов

Свободные экономические зоны Украины

... свободных экономических зон для Украины. Таким образом, объектом исследования являются свободные экономические зоны сами по себе. Предметом является роль свободных экономических зон в экономике Украины. При проведении данного исследования будет использоваться метод анализа деятельности свободных экономических зон (СЭЗ) в Украине ...

Целью данной курсовой работы является анализ и изучение особых экономических зон, и выявление особенностей их функционирования, рассмотрение практики функционирования свободных экономических зон в некоторых странах.

1.1 История возникновения свободных экономических зон

Свободные экономические зоны стали зарождаться еще давно в тех странах, где торговля имела наиболее развитый характер. Одной из первых свободных экономических зон можно считать остров Делос в Древней Греции. Эта зона, созданная около 166 года нашей эры, помогала содействовать торговле. Купцы и просто приезжие были освобождены от налогов и пошлин на этом острове. Делос стал первой зоной свободной торговли и почти сто лет был посредником в торговле между Востоком и Западом.

Несмотря на раннее появление таких зон, первым этапом их развития стоит считать средневековье, а точнее XIV век, именно в это время в Италии городом свободной торговли был объявлен город Ливорно, в котором купцы могли вести торговлю, не облагаемую налогами и сборами. Васильев Л. СЭЗ: мифы и действительность. — 2008.- N 1-2.-С.8. В средние века развитыми городами считались портовые города, такие как Венеция, поэтому здесь возникали свободные от пошлин районы «порто-франко». Территория таких районов отделялась от территории города своего рода таможенной границей. Торговля товарами между «порто-франко» и зарубежными государствами не облагалась налогами и таможенными пошлинами, однако при торговле внутри страны применялся обычный таможенный режим. Именно в этих районах производство развивалось лучше, следовательно, создавались новые рабочие места, обеспечивалось снабжение населения иностранными товарами.

На смену «порто-франко» пришли «свободные гавани» или «свободные порты». Таким городом стал Гамбург, а также российские — Одесса и Владивосток. Они отличались от своих предшественников тем, что на территории этого района не могли проживать лица, не имеющие отношения к эксплуатации и охране товаров, также они не могли потреблять товары, не оплаченных пошлиной. Этот вид свободных портов актуален и в настоящее время. Сейчас насчитывается около 400 «свободных портов», которые предназначены для складирования товаров и торговли.

Второй этап в развитии свободных экономических зон приходится на конец XIX века. Это время характеризуется бурными открытиями в научно-технической сфере, во многом изменившими процесс производства. Это привело к экономическому спаду ранее действовавших отраслей многих регионов мира. Вместе с этим еще больше углублялось международное разделение труда, и увеличивался вывоз капитала. Внешнеэкономические связи, ранее охватывающие только торговлю, проникают в другие сферы деятельности.

Современная история свободных экономических, или как позже их стали называть, предпринимательских зон, началась в середине XX века. Начало этому положила Ирландия, создав такую зону в международном аэропорту Шеннон, где иностранным предпринимателям разрешалось строить предприятия Игнатов В., Бутов В. Свободные экономические зоны. — М: 2008. С 56.. Эта зона быстро добилась успехов благодаря своему удобному расположению и предоставлению инвесторам целого ряда льгот. С тех пор новый тип «свободных экспортно-производственных зон» добился крупных достижений и стал распространяться преимущественно в развивающихся странах.

Достаточно много свободных зон возникло в 70-е годы XX века не только в развитых, но и в развивающихся странах. Вначале 1980-х гг. свободные зоны, а точнее зоны свободной торговли, появились в странах Восточной Европы. Такими странами являются Болгария, Польша, Китай, а также СССР. Они были созданы для развития транзитной торговли и стимулирования экспорта. В 1980 гг. в Китае было принято решение по созданию четырех специальных экономических зон на юго-востоке страны; а позднее такой зоной был объявлен остров Хайнань.

СЭЗ в своем развитии прошли несколько этапов. В каждом из них стояла задача расширения государственных границ и форм международного разделения труда.

Сегодня насчитывается от нескольких сот до двух тысяч свободных экономических зон. В них работают более 3 млн. человек, а продукция, проходящая через эти зоны, составляет около 1/10 части мирового товарооборота.

1.2 Сущность и цели создания свободных экономических зон (СЭЗ)

Существует большое количество определений термина «свободная экономическая зона». Но все они означают наличие льготного или беспошлинного ввоза и вывоза товара в данной зоне и ее обособленность в экономических отношениях от другой территории страны. Свободная экономическая зона — это территория, обладающая выгодным географическим и экономическим положением, на которой установлен льготный экспортно-импортный режим, а также наличие торговой обособленности от остальных регионов страны, в которой функционирует та или иная зона. Однако стать свободной зоной может не только часть страны, но и вся страна в целом, обычно небольшая.

Термин «свободная экономическая зона» не совсем соответствует своему значению. Свободная она не в буквальном смысле. Все существующие на таких территориях правила и законы не освобождают своих резидентов от всех правовых режимов, а всего лишь облегчают его, предоставляя определенные льготы, которые стимулируют бизнес. То есть государство в этих зонах уменьшает свое вмешательство в экономические процессы.

Цели создания свободных зон в разных странах могут быть разными, они зависят от уровня развития стран, которые их организовывают (см. таблица 1).

В промышленно развитых странах, таких как США, эти зоны создавались для развития внешнеэкономических связей, выравнивания межрегиональных различий, оживления мелкого и среднего бизнеса в проблемных районах. Эти программы не имели ориентации на привлечение иностранного капитала. С похожей целью подобные зоны создавались в ряде развивающихся государств. Но в отличие от промышленно развитых стран их целью было привлечение иностранного капитала, модернизация производства, новых технологий, повышение квалификации рабочей силы.

Таблица 1. Причины создания СЭЗ Игнатов В., Бутов В. Свободные экономические зоны. — М: 2008. С 122

Причины создания свободных экономических зон.

В промышленно развитых странах.

В развивающихся странах.

1. Поддержка и стимулирование малого и среднего бизнеса.

2. Развитие отстающих регионов.

3. Привлечение иностранных инвестиций.

4. Сокращение безработицы.

1. Стимулирование экспорта.

2. Использование новых методов хозяйствования с учетом мирового опыта.

3. Привлечение иностранных инвестиций.

4. Решение вопроса занятости.

5. Привлечение современных наукоемких технологий.

Наиболее распространены торговые и научно-технологические СЭЗ.

Наиболее распространены промышленно-производственные СЭЗ.

Несмотря на различные цели создания СЭЗ в разных странах, можно выделить из них те, которые имеют некую общность.

Экономические цели создания СЭЗ:

  • Расширение внешней торговли;
  • Привлечение в экономику иностранных и национальных капиталовложений;
  • Стимулирование и развитие экспорта;
  • Увеличение валютных поступлений в бюджет.

Социальные цели:

  • Создание новых рабочих мест;
  • Увеличение занятости населения;
  • Подготовка и переподготовка рабочих кадров;
  • Насыщение отечественного рынка высококачественной товарной продукцией;
  • Улучшение уровня жизни страны и региона;
  • Ускорение развития регионов страны.

Научно-технические цели:

  • Внедрение новых зарубежных технологий;
  • Привлечение иностранных научно-технических достижений и опыта;
  • Повышение эффективности используемых производственных мощностей.

Также одной из причин создания свободной экономической зоны является нежелание государства открывать свою экономику иностранному капиталу и поэтому оно использует частичную открытость в виде специальной зоны.

Несмотря на разнообразие в мире свободных экономических зон, можно выделить несколько характерных черт, присущих любой свободной зоне: применение различных видов льгот, создающих наиболее благоприятные условия для вложения инвестиций и ведения бизнеса.

Выделяют четыре основные группы льгот:

  • Внешнеторговые льготы, или таможенные льготы по импорту и экспорту. Предусматривают упрощенный порядок осуществления внешнеторговых операций и введение особого таможенного режима (снижение или отмена пошлин);
  • Налоговые льготы. Также существуют своего рода «налоговые каникулы» — ситуация при которой инвесторы частично или полностью освобождаются от уплаты налогов и сборов
  • Финансовые льготы.

Это своего рода субсидии, которые предоставлены в виде сниженной арендной платы за пользование помещениями, кредитов на льготных условиях, низких цен на коммунальные платежи и др.;

  • Административные льготы. Предоставляются администрацией зоны с целью упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда-выезда иностранных граждан, а также оказания различных услуг.

Названные льготы применяются в самых различных комбинациях. Они созданы для развития высокотехнологичных отраслей экономики страны, то есть для привлечения основного двигателя развития экономики — инвестиций.

Но такие льготы не всегда являются главным стимулом для притока в страну иностранного капитала. Более существенными в этом отношении могут оказаться такие факторы, как политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, упрощение административных процедур и др. Гумилевский А., Максимов В., Шишков А. СЭЗ: Какими им быть? // Внешняя торговля. — 2009. — № 7. С. 32

Таким образом, организационно-функциональная структура СЭЗ достаточно многообразна. Иногда довольно трудно классифицировать ту или иную СЭЗ однозначно, так как она обладает чертами многих зон.

2.1 Степени интегрированности СЭЗ в национальную экономику

В зависимости от степени интегрированности, СЭЗ делятся на два типа: анклавные (замкнутые) или интегрированные в национальную экономику.

1) Анклавные зоны.

Анклавные зоны можно разделить на три группы. К первой относятся зоны, которые охватывают территории отдельных предприятий, на которые распространяется льготный режим. Ко второй можно отнести небольшие индустриальные анклавы, которые представляют собой участки до нескольких сотен гектаров. Крупные зоны, занимающие районы и целые города, представляют собой третью группу.

Анклавные СЭЗ ориентируются на экспорт всей продукции, которая была произведена на их территории с целью получения выручки в свободно конвертируемой валюте. Такие зоны чаще всего создаются на территории страны, но каким-то образом отдаленных от нее. Ими могут быть острова, полуострова или морские побережья, но также могут создаваться внутри города или региона. Предприятия, функционирующие в зонах анклавного типа, имеют сборочный характер, который основывается на импортных материалах и деталях. Обычно в этих зонах создаются дочерние компании и филиалы, а также транснациональные корпорации.

2) Интегрированные СЭЗ.

Одной из характерных черт интегрированных зон является тесная взаимосвязь с внутренней экономикой страны и ее районами. Эти зоны помогают предотвратить не только проблемы, связанные с развитием экспортного потенциала, но и решают задачи повышения технологического уровня местной промышленности, качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции. Если анклавные зоны направлены на импорт промежуточных товаров, то зоны данного типа ориентируются на использовании национальных материалов и компонентов. Интегрированные зоны присущи странам с развитой экономикой, широко включенным в международное разделение труда.

СЭЗ создаются путями «сверху» и «снизу». Первый принцип означает, что зоны создаются по инициативе местных или федеральных властей в рамках государственной программы, а второй предполагает образование зон вследствие рыночной самоорганизации.

При создании свободных экономических зон используют два разных подхода: функциональный (точечный) и территориальный. Функциональный подход определяет зону как особый льготный режим, который применяется к определенному виду предпринимательства независимо от того, где находится эта фирма в стране (оффшорные фирмы, магазины «Duty Free»).

Согласно территориальному подходу, зона есть обособленная территория, где все предприятия-резиденты пользуются льготным режимом хозяйственной деятельности.

2.2 Классификация свободных экономических зон

Свободные экономические зоны неоднородны и разнообразны, поэтому экономическая литература использует разные подходы по их классификации, так как систематизировать их очень трудно.

Выделяют следующие типы СЭЗ:

  • таможенные зоны;
  • беспошлинные торговые зоны;
  • таможенные свободные зоны;
  • зоны свободной торговли;
  • внешнеторговые зоны;
  • беспошлинные экспортно-производственные зоны;
  • экспортно-производственные зоны;
  • свободные производственные зоны;
  • зоны экономического благоприятствования;
  • промышленные экспортно-ориентированные зоны;
  • свободные промышленные зоны;
  • предпринимательские зоны;
  • зоны совместного предпринимательства;
  • зоны технико-экономического развития;
  • зоны развития новой и высокой технологии;
  • технико-внедренческие зоны;
  • научно-промышленные парки;
  • оффшорные центры;
  • свободные банковские зоны;
  • эколого-экономические регионы;
  • открытые районы;
  • туристические центры.

Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике: учеб. пособие.- М.: Финансы и статистика, 2008. — 637с. С.154

Рассмотрим более подробно некоторые виды свободных экономических зон.

1. Торгово-складские зоны (The Store and trade zones).

Данный вид зон возник в середине XX века. Торгово-складские зоны являются одним из первых видов СЭЗ. их подразделяют на зоны свободной торговли, свободные беспошлинные и таможенные зоны, свободные порты и другие. Созданы они для обслуживания мирового рынка.

ТСЗ это своего рода предприятия, занимающиеся беспошлинным транзитом товаров на мировом рынке. Также они улучшают потребительские качества продукции. В таких зонах иностранные товары хранятся и продаются без оплаты обычных пошлин. В торгово-складских зонах действует «таможенная экстерриториальность», то есть на них не распространяются налоги и таможенные пошлины, действующие на остальной территории страны.

Торгово-складские зоны не только принимают, хранят и обрабатывают товаров, но и осуществляют операции, которые улучшают их потребительские свойства. Предприятия на таких территориях занимаются обширной выставочной деятельностью, предоставляют банковские услуги, организовывают торги, при этом не взимают торговые пошлины и прочие налоги. Большинство торгово-складских зон организовываются преимущественно в морских и речных портах, вблизи железный дорог и магистралей, а также в аэропортах, то есть в местах транзита товаров и пассажиров.

2. Свободные таможенные зоны (СТЗ).

Данный вид СЭЗ существует для активизации внешнеэкономической деятельности. Это часть национальной территории, которая является особой беспошлинной складской и торговой зоной. Но с экономическо-финансовой точки зрения СЭЗ рассматриваются как территории, находящиеся за пределами государства. Данные зоны располагаются в местах с удобным транспортным положением, в морских портах, на транспортных магистралях и в воздушных гаванях, а также в отдельных торгово-промышленных районах для доработки экспортируемых товаров и их складирования. Они обслуживают международные транзитные операции, а также торговый оборот страны.

Их экономический механизм основан на льготном таможенном режиме, системе экспортно-импортного контроля над товарами, поступающими зону и реэкспортируемыми из нее. Свободные таможенные зоны широко представлены в странах: Гонконг, Сингапур, Гибралтар и другие. Только в США к началу 90-х годов почти во всех штатах были созданы и функционировали порядка 130 таких зон, именно там они получили наибольшее распространение и функционируют уже более 60 лет.

3. Зоны свободной торговли (The zones of the free trade).

Зоны свободной торговли — это ограниченные территории, рассматривающиеся вне таможенного национального пространства государств. Их деятельность стимулирует внешнюю торговлю, а также ускоряет товарооборот.

Данные зоны широко распространены по всему миру. К ним относят магазины «Duty Free», расположенные в аэропортах, а также свободные гавани (порты).

В этих зонах товары освобождаются от таможенных пошлин и налогов. Товары, ввозимые в такие зоны, не декларируются, но при особых условиях таможенная администрация организовывает контроль в зоне свободной торговли, для того, чтобы не допустить перевозки контрабанды или запрещенных товаров.

Данные зоны имеют складские помещения, где осуществляется складирование, сортировка и упаковка, контроль качества хранимых товаров. Эти товары могут храниться в зоне свободной торговли неограниченное время.

4. Экспортно-производственные зоны (The export-production zones).

Эти зоны представляют собой анклавные зоны, которые располагаются недалеко от международных портов. Предприниматели, использующие местное сырье и поставляющие товары на внутренний рынок, вознаграждаются особыми льготами.

Экспортно-производственные зоны ориентированы на сборку продукции из импортных материалов, а также из местных компонентов, используя при этом высокие технологии развитых стран.

Такие зоны стали популярны в развивающихся странах, где к началу 90-х годов было создано 260 экспортно-производственных зон. Они наиболее распространены в Азии, в странах Латинской Америки, в Африке.

5. Комплексные зоны (The complex zones).

Комплексные зоны, как и остальные СЭЗ, имеют особый льготный режим, по сравнению с общим режимом, действующим на остальной территории страны. Они обладают практически всеми чертами тех зон, которые были перечислены выше. Впервые данный тип СЭЗ стал появляться в Гонконге и Сингапуре в XIX веке.

Это зоны многоотраслевого значения, в которых сочетаются торговые, таможенные, производственные, а также научные функции, что позволяет обретать инвесторам многопрофильность их деятельности. К комплексным зонам относится и бразильская зона «Манаус». Она функционирует с 1957 года.

6. Свободные научно-технические зоны (The free scientific-technical zones).

Данные зоны называют технополисами или технопарками. Технологические парки — это комплекс промышленных сооружений, способный обеспечивать субъектов предпринимательства условиями, необходимыми для применения современных технологий, а также для создания качественной продукции, обладающей высокой конкурентоспособностью. Технопарк — это механизм, обслуживающий и соединяющий предпринимательские структуры, интегрирующий науку и инновационную деятельность, производство, органы власти и финансовые структуры. Также они играют большую роль в становлении малого бизнеса.

Технопарки могут быть научными и научно-исследовательскими, а также технологическими. Спецификой технопарка являются научные, конструкторские и технологические разработки, связанные с высокими технологиями (hi-tech).

Поэтому для технопарков создаются особые налоговые и таможенные режимы, а также кредитные льготы, которые облегчают деятельность фирм на начальных этапах их деятельности.

7. Оффшорные зоны.

Эти зоны следует рассматривать как отдельный тип СЭЗ. Оффшорные зоны, или как их еще называют оффшоры, располагаются в малых странах и на маленьких территориях. Такие малые государственные образования имеют относительно небольшую территорию, а следовательно и небольшую численность населения, поэтому они неспособны иметь полноценную экономику. Оффшорные зоны действуют в таких государствах, как Мальта, Багамы, Кипр, Сейшелы и др. Необходимость привлечения дохода в эти страны повлекло за собой создание оффшоров или оффшорных компаний. Предпринимателям предоставляются налоговые льготы при условии, что они не будут заниматься коммерческой деятельностью на территории льготного режима.

Такие «налоговые гавани» привлекают предпринимателей своим валютным режимом, высоким уровнем банковской секретности, а также особенностями государственного регулирования. Однако специалисты неоднозначно оценивают деятельность оффшорных зон. Многие считают, что оффшоры — это места по отмыванию «грязных денег» и проведению различных банковских афер.

8. Эколого-экономические регионы (ЭЭР).

Такой тип свободных зон является относительно новым в мировой экономической практике. Почти все из них создаются в развитых странах с уникальными, экологически значимыми территориями. Эколого-экономические регионы отличаются от других СЭЗ характером осуществляемой на их территории деятельности. ЭЭР специализируются на сферах бизнеса, не загрязняющих природную среду. Это такие сферы как туризм, рекреация, валютно-финансовые операции, а также консалтинг, аудит, связь и телекоммуникации и другое. В России таким регионом считается Республика Алтай.

2.3 Зарубежный опыт создания и функционирования СЭЗ

2.3.1 Япония

В Японии действуют два основных типа СЭЗ — зоны, основанные на развитии импорта и технополисы. Впервые концепцию «Технополис» в Японии ввели в 1980 году. Деятельность технополисов в Японии направлена на стимулирование и развитие экономики территорий, находящихся за пределами Тихоокеанского пояса.

Цели программы «Технополис»:

  • перераспределение промышленности из центра в регионы;
  • интенсификация научных разработок за счет активизации деятельности научных работников местных университетов;
  • переход на наукоемкие и энергосберегающие технологии.

В конце 90-х годов XX века в Японии уже существовало около 30 технополисов. Программа «Технополис» с ее вышеупомянутыми целями наиболее успешно реализуется в районах с высоким и средним уровнем экономического развития: остров Кюсю, Тюгоку, Хокурику, Канто, Токай и другие. На первом этапе в технополисах лидирующие позиции занимали преимущественно высокотехнологические производства.

Существуют критерии для отбора территорий на создание технополиса:

  • определенный размер территории;
  • близкое расположение от аэропорта ил железной дороги, магистрали;
  • близкое расположение к более крупному городу, и до одного дня езды от такого мегаполиса, как Токио;
  • наличие благоприятных условий для жизни;
  • наличие широкого комплекса промышленных предприятий;
  • наличие современной информационной сети;

— Сегодня в Японии насчитывается около 20 технополисов. Они ориентируются на разработках в области электроники, робототехники и создания «новой керамики». Некоторые из них специализируются на космических исследованиях, биотехнологиях и медицинской промышленности.

Зоны развития импорта или зоны свободной торговли. Они создаются для того, чтобы оптимизировать издержки обращения японской экономики посредством концентрации торговли в морских портах и воздушных гаванях.

На рубеже XX-XXI веков в Японии созданы, функционируют или находятся в стадии организационной проработки 22 импортные зоны префектурального или городского подчинения. Первые включают в себя Ямагути, Хиросима, Киото и другие. Вторые, зоны городского подчинения, разместились в Китакюсю, Кобэ, Осака и вокруг аэропорта «Нью-Титосэ».

Модель сбалансированного роста, которая была введена в 60-х годах, уже исчерпала себя. Поэтому, несмотря на эффективность японских технологических зон, следует учитывать целый ряд неблагоприятных обстоятельств. С начала 90-х годов экономика Японии находится в состоянии стагнации. Также урон японской экономике нанес мировой валютно-финансовый кризис. Без учета этих обстоятельств нельзя понять неблагоприятную экономическую ситуацию, которая сложилась в Японии.

2.3.2 Бразилия , СЭЗ «Манаус» была создана в середине

Она была создана в отсталом регионе и была ориентирована на привлечение инвестиций, с помощью которых государство было намерено глубже осваивать отстающие регионы. В данной зоне сложился льготный режим ввоза и вывоза товаров. Инвесторы «Манаус» не уплачивают налоги на прибыль, на обращение товаров, также освобождаются от сборов при импорте автомобилей, оборудования и материалов, используемых в производстве. Такой беспошлинный режим действует при условии, что все товары, не облагаемые налогами, будут использоваться в качестве инвестиций на увеличение капитала.

В начале 90-х годов, благодаря региональной политике государства, промышленность этой зоны была представлена 30 отраслями, включаю электронику, химию, металлургию и др.

Особые льготные режимы, действующие в данной зоне, привлекли туда такие компании как «Kodak», «Sharp», «Xerox», «Phillips», «Sony» и другие. Благодаря дешевой рабочей силе и богатой сырьевой базе, таким компаниям удалось удачно расположиться в данной зоне и создать в Бразилии свои производственные филиалы. В результате этого в СЭЗ «Манаус» сложился центр электронной промышленности, считающийся самым крупным не только в Бразилии, но и в Латинской Америке.

С помощью СЭЗ «Манаус» Бразилия по производству ЭВМ вышла на 7-е место в мире.

«Манаус» — показательная модель свободной экономической зоны, которая глубоко интегрируется в экономику страны благодаря внутриотраслевому разделению труда. Опытом организации и эффективного функционирования бразильской зоны может воспользоваться любая развивающаяся страна.

3 .1 История возникновения свободных экономических зон в России

Появление свободных экономических зон приходится на конец 80-х годов XX века. Именно в это время в экономике наступил структурный кризис. Замкнутый характер экономики развития СССР, неэквивалентный обмен между РФ и союзными республиками обескровили российское хозяйство.

Их создание предполагало ускорить развитие отстающих регионов России и развить производство. Также внедрение СЭЗ должно было обеспечить экономику отечественными, а также зарубежными научно-техническими разработками и изобретениями, что в свою очередь повлекло бы за собой развитие экспорта и увеличение валютных поступлений в бюджет страны. Также СЭЗ считались неким инструментом по переходу от плановой экономики к рыночной.

Главной целью было создание широкой сети свободных экономических зон в различных регионах СССР за 3 года. В 1989 г. такие зоны были созданы в городах Находка (Приморский край) и Выборг (Ленинградская область), чуть позже СЭЗ появилась в Калининградской области. Позже были созданы такие зоны, как «Кузбасс» в Кемеровской области, «Садко» Новгородской области, «Ева» Еврейской АО, «Даурия» Читинской области, «Алтай», «Янтарь», а также «Технополис Зеленоград». Между ними не наблюдалось никакого различия, так как набор льгот в этих зонах очень схож между собой. Островский В. Первая зона начала действовать в России // Внешняя торговля. — 2009. — № 2.

Особенностью всех этих СЭЗ являлось то, что они практически все занимали обширные территории, точнее целые края. Из-за предоставления льгот всей области, доходы бюджетов и валютных фондов значительно сокращались. Поэтому эта программа по созданию и развитию СЭЗ не была реализована. Также данный провал объясняется тем, что государство четко не понимало своих реальных целей и задач по созданию СЭЗ и не имело подходящей законодательной базы для их нормального функционирования. Только после принятия закона «Об иностранных инвестициях в РСФСР» процесс образования свободных экономических зон стал более упорядоченным.

В начале 1992 года положение СЭЗ в России стало еще более плачевным. После принятия нового порядка регулирования налогообложения в стране, не осталось никаких льгот и исключений для свободных зон, так как государственные финансово-налоговые службы посчитали ранее существовавшие положения о СЭЗ недействительными. Это повлекло за собой массовые протесты со стороны иностранных инвесторов.

В результате был издан указ «О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации». Указом были восстановлены условия хозяйственной деятельности предприятий на территории зон с зарубежными инвестициями. Принятие указа расширило возможности некоторых зон, но в целом СЭЗ так и не начали развиваться. Объем инвестиций, который был привлечен, остался незначительным, и не смог в полной мере компенсировать спад в экономике. Вишняков В. Правовые вопросы развития экономических зон в России // Диалог. 2009, №11. С.2 По-прежнему увеличение внешнеторгового оборота происходило за счет импорта, а не экспорта. Такая ситуация обуславливалась отсутствием качественной стратегии и тактики реализации программ развития СЭЗ.

На смену этому была предложена концепция формирования микрозон — разновидностей зон экспортного производства и свободных таможенных зон. Правительство РФ стало стремительно ликвидировать те СЭЗ, которые охватывали большие территории. Основой создания нового типа зон стал принцип выгодного экономико-географического положения в сочетании минимума затрат на обустройства их инфраструктуры. Но эта идея также была воспринята как малоэффективная, так как были опасения, что таких зон будет создаваться слишком большое количество.

К концу 90-х годов Россия насчитывала около 20 официально зарегистрированных свободных экономических зон, все остальные существовавшие находились в полулегальном положении. В 2005 году насчитывается 24 зоны, которые действуют на основании постоянно меняющихся подзаконных актах. Позже была проведена еще одна попытка по созданию СЭЗ. Был принят новый закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

Таким образом, Россия имеет собственный противоречивый опыт по созданию свободных экономических зон. Этот процесс происходил довольно бессмысленно, что связано с отсутствием четко продуманной политики по их созданию и законодательной базы, а также борьбой между регионами за получение максимальных льгот для своих зон. Внедрение проекта новых СЭЗ требует тщательной подготовки, а также анализа функционирования ныне действующих свободных зон.

Сегодня свободные экономические зоны в России — это масштабный федеральный проект, который направлен на развитие экономики страны и регионов путем привлечение иностранных и национальных инвестиций в высокотехнологические отрасли экономики. СЭЗ создаются на 49 лет. Каждую из них государство наделяет особым юридическим статусом, при котором инвесторам предоставляется ряд льгот, а также гарантирует доступ к различным видам инфраструктуры. В России существуют 4 типа СЭЗ: промышленность, технологии, логистика и туризм.

Их целями являются: развитие высокотехнологичных отраслей экономики страны, разработка новых видов продукции, развитие импортозамещающих производств, расширение транспортно-логической системы, развитие туризма и санитарно-курортной сферы.

Анализ существующих в России СЭЗ, а также тех, которые будут созданы, позволил разделить их на следующие типы:

  • Промышленно-производственные зоны.

Эти зоны создаются на обширных территориях, которые расположены в крупных промышленных регионах страны. Промышленно-производственные СЭЗ специализируются на автомобильном строении, производстве бытовой техники, био и наноматериалов, производстве товаров массового потребления и другое.

К таким зонам в России относят:

  • «Липецк» (Липецкая область) — производство стали и прокат черных металлов, производство холодильников и другой бытовой техники, стройматериалы и прочее.
  • «Алабуга» (Республика Татарстан) — специализируется на автомобильном производстве (резиденты — «АВТОВАЗ», «ГАЗ», «КАМАЗ», «Соллерс» и другие), а также производство полимеров (ОАО «Нижнекамскнефтехим»).

  • «Тольятти» (Самарская область) — автомобилестроение («АВТОВАЗ», «ГАЗ»), стройматериалы, производство товаров массового потребления
  • «Титановая Долина» (Свердловская область) — судостроение, авиастроение, химическая промышленность.
  • Внешнеторговые зоны.

Одной из первых внешнеторговых зон в России стала зона «Шереметьево», созданная в 1922 году. Все товары, ввезенные в зону «Шереметьево», рассматриваются вне таможенной территории Российской Федерации. В этих зонах национальные и иностранные предприниматели могут осуществлять свою деятельность, не уплачивая пошлины. После создания зоны «Шереметьево» было принято решение о создании похожих зон в районе аэропорта «Внуково».

Положительную роль на формирование таможенных зон в России играет Таможенный кодекс Российской Федерации.

  • Технико-внедренческие зоны.

К данному типу зон относят технологические парки и технополисы. Они существуют для ускорения НТП (научно-технического прогресса) за счет внедрения новых технологий и разработки новой продукции. К зонам научно-технического характера в России относят ОЭЗ «Зеленоград» (микроэлектроника, нанотехнологии, биотехнологии и другое), ОЭЗ «Санкт-Петербург», ОЭЗ «Дубна» (ядерные технологии, нанотехнологии), ОЭЗ «Иннополис» Республика Татарстан, ОЭЗ «Томск».

  • Туристско-рекреационные зоны.

Такие зоны создаются с целью поддержки развития и оказания услуг в сфере туризма и отдыха. Они повышают конкурентоспособность туристской деятельности, развивают и создают лечебно-оздоровительные курорты, развивают деятельность по организации лечения и профилактики различных заболеваний. В таких зонах осуществляется разработка месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов. Для резидентов туристко-рекреационных зон устанавливаются следующие льготы: пониженная ставка налога на прибыль или ее отсутствие, а также возможность в отношении собственных основных средств к основной норме амортизации применять специальный коэффициент.

В России к данному типу СЭЗ относят: «Бирюзовая Катунь» (Алтайский край), «Байкальская Гавань» (Республика Бурятия), «Алтайская Долина» (Республика Алтай), «Гранд Спа Юца» (Ставропольский край), «Куршская Коса» (Калининградская область), «Ворота Байкала» (Иркутская область), «Остров Русский» (Приморский край), Северо-Кавказский туристический кластер (Северный Кавказ).

  • Портовые зоны.

Данные зоны находятся в непосредственной близости от основных транспортных путей, логистические ОЭЗ могут стать площадкой для организации судостроительной и судоремонтной деятельности, предоставления логистических услуг, а также базой для новых маршрутов. Приоритетными направлениями развития таких СЭЗ являются: производство и обслуживание авиационной техники, логистика и перевалка грузов, портовая деятельность, обслуживание нефтеналивных процессов, добыча и переработка биоресурсов. Портовые зоны в России:

  • ОЭЗ «Ульяновск-Восточный» — обслуживание и ремонт, производство и сборка самолетов, производство авиакомпонентов.
  • «Советская Гавань» в Хабаровском Крае — услуги морского порта, логистика, судоремонт, рыбопереработка.

3. 3.1 ОЭЗ «Алабуга» в Республике Татарстан

Сегодня Республика Татарстан является одним из самых развитых регионов в России. Одним из примеров эффективности данного региона является деятельность особой экономической зоны — «Алабуга», действующей на данной территории. Она расположена в самом центре Поволжского автомобильного кластера.

Это — крупнейшая зона промышленно-производственного типа в России. Она была создана 2005 году. Ее площадь составляет 20 тыс. квадратных километров. На сегодняшний день на территории этой зоны зарегистрировано 36 резидентов.

Целью деятельности данной СЭЗ является содействие экономики республики Татарстан и стране в целом, путем создания благоприятных условий для реализации продукции национальными и иностранными инвесторами. В основном ОЭЗ «Алабуга» специализируется на автомобилестроении, нефтехимии, производстве стройматериалов и товаров народного потребления, также развита пищевая промышленность.

Здесь зарегистрированы такие резиденты, как:

  • ООО «Форд Соллерс Елабуга» — производство легковых автомобилей и их составляющих.
  • ООО «Белая Дача Алабуга» — производство салатной и овощной продукции.
  • ООО «Роквул Волга» — производство теплоизоляции и др. Алабуга. Особая экономическая зона

ОЭЗ «Алабуга» обеспечивает своих резидентов благоприятными льготными условиями. Беспошлинный режим устанавливается на 10 лет — на это время компании освобождаются от земельного, имущественного и транспортного налогов, еще здесь действуют льготные налоговые ставки на прибыль.

На территории ОЭЗ «Алабуга» действует режим свободной таможенной зоны, что позволяет ввозить товары из-за рубежа без уплаты импортных пошлин и НДС.

Конкурентные преимущества ОЭЗ:

  • Налоговые и таможенные льготы;
  • Бесплатное подключение к сетям (к линиям электропередач);
  • Пониженная стоимость земельных ресурсов (участков).

3.3.2 ОЭЗ ТВТ в Санкт-Петербурге

ОЭЗ в Санкт-Петербурге является технико-внедренческой зоной. Основными преимуществами технико-внедренческих зон являются: предоставление налоговых льгот, инженерная подготовка территории, наличие особого таможенного режима, а также наличие высококвалифицированной рабочей силы. Санкт-Петербург уже много лет является центром точного приборостроения и электроники, которые развиваются на базе научного комплекса, образованного двенадцатью НИИ, институтами РАН, научными центрами и заведениями.

Данная зона создана на двух площадках — участок «Нойдорф» (Стрельна) площадью 30 га и участок «Новоорловский» площадью более 130 га. Она была создана в 2005 году. ОЭЗ в Санкт-Петербурге создана на 20 лет, то есть она будет существовать до 2025 года. На ее территории зарегистрирован 31 резидент — 10 на участке «Нойдорф» и 21 на участке «Новоорловский». РОСОЭЗ. Особые экономические зоны

Как говорилось ранее, под технико-внедренческой деятельностью понимается: создание научно-технической продукции, доведение ее до промышленного применения, а также создание программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределенных вычислений и оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и системы.

Целями создания данной зоны являются:

  • развитие высокотехнологичных отраслей промышленности в стране;
  • производство инновационной продукции;
  • повышение конкурентоспособности экономики региона и страны в целом.

На территории свободной зоны Санкт-Петербурга планируется разработка средств связи, бытовой радиоэлектронной аппаратуры, военной и гражданской авионики, медицинской техники, а также разработка различных аналитических приборов.

Резидентов этой зоны можно разделить на группы (кластеры):

  • приборостроение;
  • энергоэффективность;
  • фармацевтика и медицинские технологии;
  • телекоммуникации и IT технологии.

По состоянию на 01.01.2013 объем инвестиций резидентов ОЭЗ составил 2,5 млрд. рублей, создано около 450 рабочих мест.

Конкурентные преимущества ОЭЗ:

  • пониженные налоговые ставки;
  • режим свободной таможенной зоны;
  • низкая арендная плата на недвижимое имущество;
  • гарантия неизменности предоставленных льгот в течение срока существования ОЭЗ;
  • создание соответствующей инфраструктуры, позволяющей снизить резидентам до 40% затрат на строительство;
  • возможность выкупа резидентами участков, на которых создаются объекты, введенные в эксплуатацию;
  • предоставление отсрочек налоговых платежей;
  • предоставление государственных гарантий Санкт-Петербурга;
  • обеспечение инженерными ресурсами за счет бюджетов РФ и Санкт-Петербурга;
  • льготное подключение к энерго-источникам.

Как и на других территориях свободных зон, в ОЭЗ «Нойдорф» и «Новоорловский» действуют особый льготные и налоговые режимы (см. таблица 2).

Таблица 2. Преференции для резидентов Особой экономической зоны в Санкт-Петербурге. Комитет по экономической политике и стратегическому планированию Санкт — Петербурга

Виды налогов

Общие условия на территории РФ

Условия на территории ОЭЗ

ЕСН (заменен страховым налогом)

26%

14%

Таможенные пошлины

В соответствии с таможенным тарифом

Отсутствие пошлин

Земельный налог

1,5 %

0 %

Налог на имущество

2,2 %

0 %

Транспортный налог

Максимальный 200 руб.

Отсутствует

Налог на прибыль

24 %

20 %

Здесь осуществляют свою деятельность такие резиденты, как ООО «Ракурс-Инжиринг», ЗАО «Биокад» (разработка, производство и реализация жизненно-необходимых и важнейших лекарственных средств), ООО НПП «Лазерные Системы», ООО «Вестком» (цифровые системы измерения и средства защиты компьютерной информации) и другие.

3.4 Проблемы и перспективы развития свободных экономических зон в России

По мировым стандартам функционирования СЭЗ, российские зоны действуют неэффективно. По оценкам экспертов, цели, поставленные при создании многих зон в России, так и не были достигнуты. На основе деятельности некоторых российских СЭЗ можно выявить некоторые причины их неэффективности.

Рассмотрим некоторые из них.

1. Большая площадь территории зон.

Так как Россия имеет огромную территорию, то площадь некоторых СЭЗ превышает многие европейские государства, такие как Германия или Франция. Целые области и края становятся свободными экономическими зонами, не учитывая при этом эффективность деятельности при таких масштабах. Многие существующие в России свободные зоны добивались для себя как можно большей территории, не осознавая, что чем она больше, тем меньше пользы она будет приносить (например, «Даурия» занимает 400 тыс. квадратных километров, а «Ева» в Еврейской автономной области — около 360 тыс. квадратных километров) Дедул А. Свободные экономические зоны России: миф и реальность // Инвестиции в России. — 2008, №8. С.46.

Следовательно чем больше площадь зоны, тем огромнее затраты на обустройство инфраструктуры и особого льготного режима, которые превысили бы возможные будущие доходы.

2. Неудачное расположение СЭЗ.

Практически все свободные зоны России располагаются во внутренней части страны. Успешная деятельность СЭЗ зависит от ее экономико-географического положения. Таковым считается близкое расположение к транспортной сети, магистралям и мировым хозяйственным центрам.

3. Отрицательное воздействие СЭЗ на экономику региона.

На территории свободных зон действует льготный режим, то предприниматели (импортеры-предприятия) стремятся ввозить больше товарной продукции. А в некоторых зонах имеется возможность неограниченного ввоза товаров. В результате отечественное производство становится не в состоянии вести конкурентную борьбу с дешевой импортной продукцией.

4. Неэффективное использование возможностей.

Российские зоны экспортного производства специализируются на сборке товаров из импортных материалов. Такие СЭЗ как «Находка» использовались для экспорта различного сырья, а также продуктов, созданных из материалов, привозимых из-за рубежа.

Очевидно, что только часть ранее созданных СЭЗ может сохраниться в новых, более жестких условиях рыночных отношений. Для привлечения инвесторов следует отказаться от территориальной аморфности и четко продумать будущую модель развития СЭЗ.

Несмотря на невысокую эффективность российских СЭЗ, они имеют возможность на свое дальнейшее существование. При проведении соответствующей политики, некоторые из них могут достичь успехов при своем развитии. Свободные зоны, действующие в Санкт-Петербурге или Выборге, можно отнести к наиболее перспективным. На основе свободных зон Санкт-Петербурга можно создать несколько припортовых и технологических зон. На основе зоны «Шерризон» возможно создание таких же спешных в районе «Внуково» и «Домодедово».

Наличие в России удобного транспортно-географического положения и большого количества припортовых территорий наделяет ее высоким потенциалом. При создании здесь широкой сети СЭЗ Россия быстрыми темпами интегрируется в мировую экономику, а также привлечет к себе огромные потоки капитала и товаров, которые сегодня направляются в такие же зоны зарубежных стран Черноморья и Азиатско-Тихоокеанского региона.

Также, зоны, обладающие полезными природными ресурсами, но не занимающие от этого выигрышного положения (Кемеровская область, Алтайский и Забайкальский край), могли бы преобразоваться в ряд крупных концессионных участков. Именно здесь нужно заострять внимание не на льготных положениях, а на заключение таких контрактов, которые разрабатывали бы пути добычи минеральных ресурсов, что также способствовало бы притоку иностранного капитала в другие отрасли местной промышленности и социальной сферы.

Для улучшения инвестиционного климата в стране, приняты следующие меры:

  • Усиление борьбы с коррупцией;
  • Принятие мер по защите интеллектуальной собственности;
  • Вступление в ВТО;
  • Упрощение финансового регулирования;
  • Разработка «Стратегии инновационного развития в РФ на период до 2020 года» и другие.

Сегодня Россия — это 6-й крупнейший внутренний рынок мира, а также признанный лидер в области науки и математики. Это большой, стремительно развивающийся перспективный рынок для многих отраслей экономики, обеспечивающийся особыми экономическими зонами, представленными широкой географией присутствия. Большинство крупных международных брендов уже имеют свои производства и предприятия на ее территории. Инвестиционный климат России сейчас обуславливают две тенденции: растущая дифференциация регионов и формирование инвестиционного ядра.

Заключение

Во всем мире свободные экономические зоны создаются с целью привлечения иностранных инвестиций. Государство с их помощью пытается решить ряд экономических проблем, возникающих в стране. Свободные зоны активизируют и расширяют внешнеэкономическую деятельность страны посредством привлечения иностранного капитала, сглаживают социальную напряженность, тем самым повышая имидж страны в глазах инвесторов. При разумном использовании механизмов функционирования СЭЗ, они способны привести экономику страны на высокий уровень.

При создании свободных экономических зон следует тщательно учитывать все их составляющие. Процесс разработки задач и целей должен продумываться всесторонне и всеобъемлюще, необходимо принимать во внимание множество факторов. На дальнейшее функционирование СЭЗ могут повлиять: экономическое положение страны, стабильность инвестиционного законодательства, стабильность налогового законодательства, а также торговые связи с зарубежными странами. Только при правильном использовании всех этих факторов деятельность СЭЗ будет эффективной.