- метод сравнения;
- системный метод.
Практическая значимость, Структура
Во введении дается общая характеристика курсовой работы. В I главе «Сущность и функции финансов», рассматривается социально-экономическая сущность финансов, состав и характеристика их элементов финансов, а также функции финансов. Во II главе «Финансовая система», рассматривается формирование финансовой системы и характеристика ее звеньев. В заключении сформулированы основные выводы по выполненной работи.
Глава I. Сущность и функции финансов
1.1 Социально-экономическая сущность финансов
Финансы — это историческая категория, возникшая на определенном этапе развития товарно-денежных отношений. Появление финансов обусловлено возникновением государства и связано с тем, государство уже на заре своего становления выполняло ряд общественно — политических и экономических функций, таких, как охрана границ и общественного порядка, постройка и содержание общественных зданий, ведение войн и обеспечение дипломатических миссий, и т.д. Понятно, что для выполнения данных функций были необходимы определенные ресурсы. Эти ресурсы государство аккумулировало в форме сборов (налогов), первоначально взимаемых в натуральной, а позднее в денежной форме. Исторически этот период приходится на XVI — XVII вв., когда государственная казна отделилась от казны европейских монархов, и для обозначения всего денежного оборота государства (расходы, доходы, долги) стали употреблять латинский термин financia, что в дословном переводе означает «доход», «платеж». В таком понимании термин «финансы» (по сути государственные, а в англоязычной литературе — публичные финансы) существовал до начала XX века.
Таким образом, возникновение финансов обусловлено тремя причинами:
- становлением государства и отделением казны монарха от казны государства;
- формированием и исполнением бюджета на постоянной основе;
- переходам к денежной форме взимания налогов.
С развитием капитализма, с одной стороны, усиливается влияние государства на экономику, что сопровождается развитием системы государственных финансов. С другой стороны, появляются различного рода финансовые посредники, которые аккумулируют и перераспределяют свободные денежные средства предпринимательства и денежные сбережения населения. Сфера финансов расширяется, термин «финансы» выходит за рамки государственных финансов и охватывает новые звенья — сферу финансов бизнеса (или финансов предприятий) и финансов населения.
Долговая экономика сущность и формы
... финансы” и “рынок”. Изначально термин “финансы” выступал для обозначения любого денежного платежа, а в дальнейшем его употребление было связано с системой денежных отношений между населением и государством ... 1. Теоретические основы функционирования финансового рынка и характеристика основных инструментов долгового финансирования 1.1 Финансовый рынок Понимание сущности любого явления зависит от того, ...
Современное определение финансов можно сформулировать следующим образом.
Финансы — это система экономических отношений по поводу образования, распределения и использования денежных доходов в форме фондов денежных средств у государства, субъектов хозяйствования и населения.
Финансы — категория стоимостная; ближе всего она находится к категории денег. Однако деньги и финансы — это не одно и то же. Деньги по сравнению с финансами — категория более древняя. Деньги появились в процессе развития обмена как стихийно выделившийся товар, выполняющий функцию всеобщего эквивалента, с помощью которого измеряются затраты труда. В процессе обмена движения денег сопровождается встречным движением товаров и услуг. При этом деньги выполняют функцию средства обращения. Финансы не предполагают встречного движения стоимости (товаров и услуг) в обмен на движение денежных средств. Финансы — это экономический инструмент распределения и валового внутреннего продукта и части национального богатства, в результате которого образуются денежные доходы субъектов финансовых отношений — государства, предпринимательства и населения.
1.2 Состав и характеристика элементов финансов
Финансы — система экономических отношений, связанных с движением денег, которая состоит из:
- финансов государства (публичные финансы);
- финансов бизнеса (финансы предприятия);
- финансов населения.
Государственные финансы — это система отношений, связанных с формированием и использованием централизованных денежных фондов, необходимых государству для выполнения своих функций. Чем шире круг функций, тем больше фондов оно создает для их реализации. К числу этих фондов относятся: государственный бюджет, государственные внебюджетные фонды. Они формируются за счет налогов, пошлин, доходов от управления государственным имуществом и от эксплуатации государственной собственности, государственных займов, различных отчислений, других обязательных платежей. За их счет осуществляются социальные расходы и выплаты (пособия, пенсии и т.п.), прямое государственное финансирование (бюджетное финансирование, госзаказы и т.п.) и государственное кредитование.
Финансы предприятия — это денежные отношения, возникающие в ходе хозяйственной деятельности предприятия. Они материализуются в виде денежного капитала и различных денежных фондов предприятия. К их числу относятся: фонды накопления, потребления; нераспределенная прибыль; резервный капитал; уставный капитал. Источники их формирования: выручка от реализации, средства собственников, заемные средства, средства целевого бюджетного финансирования. Сфера предприятия — объект изучения специальной науки — финансового менеджмента.
Финансы населения связаны с формированием и использованием денежных доходов населения. Их источники — заработная плата, социальные пособия, пенсии, доходы от управления имуществом, доходы, полученные в порядке наследования, дарения, и т.п.
1.3 Характеристика и суть функции финансов
Сущность финансов, как и любой экономической категории, проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Эти функции осуществляются параллельно во времени, поскольку каждая финансовая операция включает, с одной стороны, распределение общественного продукта и национального дохода, а с другой — контроль за этим распределением.
Доходы населения России и их дифференциация
... дифференциации на территории России. Задачами данной работы являются изучение и анализ: 1. Понятия доходов населения и их классификации. 2. Доходов населения в России в условиях "Мирового финансового кризиса". 3.Политики государства в области доходов. 4. Неравенства доходов населения. В ...
Продукция, произведенная за определенный период времени внутри страны, представляет собой валовой внутренний продукт (ВВП).
Если мы вычтем из ВВП в стоимостном выражении ту его часть, которая возмещает затраченные средства производства, то получим национальный доход, обеспечивающий все потребности общества (осуществление расширенного воспроизводства, развитие непроизводственной сферы, оплата труда каждого работника).
В чистом продукте общества воплощается вновь созданная в материальном производстве стоимость.
Объем национального дохода, создаваемого всеми отраслями материального производства, и его отдельных частей — фонда потребления и фонда накопления определяет темпы и пропорции развития экономики, ее структуру. финансы распределительный контрольный аудиторский
Распределительная функция финансов связана с распределением ВВП и его основной части — национального дохода. Без участия финансов национальный доход не может быть распределен.
Финансовые отношения возникают на стадиях распределения и перераспределения национального дохода. Первичное распределение осуществляется по месту создания национального дохода, т.е. в сфере материального производства. Например, предприятие получило выручку от реализации. Это обезличенная денежная сумма, из которой отнюдь не вытекает порядок ее распределения на составные элементы (возмещение израсходованных средств производства, заработная плата, прибыль и т.д.).
Распределение происходит посредством финансов на основе ряда параметров, устанавливаемых государством: ставок, норм, тарифов, платежей, отчислений и т.д. В результате первичного распределения национального дохода среди участников материального производства образуются следующие виды доходов: заработная плата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, других категорий работников, занятых в сфере материального производства, а также доходы предприятий сферы материального производства.
Однако доходы, образуемые в результате первичного распределения, не образуют общественных денежных фондов, необходимых для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Поэтому необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода, связанное с наличием непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование, управление), с межотраслевым и межтерриториальным перераспределением средств, содержанием наименее обеспеченных слоев населения — пенсионеров, студентов, одиноких и многодетных матерей и т.п.
Пример. Предприятие реализовывало определенный объем продукции. Выручка поступила на расчетный счет, но из этой суммы предприятие должно перечислить в бюджет установленные налоги, например налог на добавленную стоимость по определенной ставке. Из оставшейся суммы предприятие должно выделить часть, возмещающую потребленные средства производства, обеспечивая непрерывность процесса производства. Эта часть определяется исходя из установленной нормы амортизационных отчислений, стоимости основных фондов, норм расхода предметов труда и их стоимости. Далее вычитается часть, связанная с оплатой труда (ФОТ), через нормы затраченного труда и систему его оплаты. По нормативам, установленным к ФОТ, выделяется часть стоимости созданного продукта для перечисления в Пенсионный фонд, фонд занятости и другие, наконец, остается прибыль. Произошло как бы первичное распределение созданного продукта в стоимостном выражении. Но ФОТ и прибыль подлежат дальнейшему распределению, т.е. распределению второго порядка. ФОТ делится между трудящимися, бюджетом и пенсионным фондом по законодательно закрепленным ставкам. Прибыль делится между предприятием, его вышестоящей организацией и бюджетами различных уровней.
Судебный контроль в финансовом праве
Главной задачей судебного контроля признается обеспечение соблюдения финансового законодательства, финансовой дисциплины и недопущения нецелевого использования бюджетных и внебюджетных средств. Актуальность выбранной темы исследования выражается в том, что при проведении судебного контроля в финансовом праве проявляются, во ...
Этот пример наглядно показывает, что, не придав движения стоимости (в данном случае выручке от реализации), ни бюджет, ни пенсионный фонд, ни рабочий не получили своей доли. А это движение обеспечивают только финансы.
Распределительные процессы имеют место внутри предприятия. Например, прибыль, являясь источником формирования таких децентрализованных фондов, как фонд производственного и социального развития, резервный фонд и другие выступает объектом распределения третьего порядка. На этом уровне можно говорить о снижении роли государства в распределительных отношениях (но ни в коем случае об их отмене).
Предприятие самостоятельно распределяет прибыль по децентрализованным фондам, однако формирование резервного фонда регулируется через размер уставного капитала, минимальных и максимальных значений прибыли, перечисляемой в данный фонд. Выбор пропорций отчислений в фонды накопления и потребления предприятия жестко регулируют законы рыночной экономики.
В каждой общественно — экономической формации, в разных государствах существуют свои финансовые системы — в одних случаях более удачно выражающие объективно существующие экономические отношения, в других — менее удачно, однако финансы всегда выполняют распределительную функцию, так как она связана с их сущностью и потому органически им присуща.
Другой важнейшей функцией финансов является контрольная, которая тесно связана с распределительной. Среди огромного многообразия финансовых отношений нет ни одного, которое не было бы с контролем за формированием и использованием денежных фондов. В то же время нет и таких финансовых отношений, которым была присуща только функция контроля.
С помощью финансов государство осуществляет распределение общественного продукта не только в натурально-вещественной, но и по стоимости. В этой связи становится возможным и необходимым контроль за обеспечением стоимостных и натурально — вещественных пропорций в процессе расширенного воспроизводства.
Контрольная функция финансов — это, прежде всего контроль за рублем в процессе объективно существующих денежных отношений. Контроль пронизывает всю систему отношений, связанных как с движением стоимости, так и со сменой форм стоимости, и представляет собой стоимостной контроль. Поскольку финансы выражают отношения, возникающие на основе реального денежного оборота, то контроль рублем как функция финансов представляет собой только контроль реального денежного оборота.
Финансовый механизм и организация управления финансами предприятий
... росте устойчивых источников финансирования ООО «Петербург Газ", что положительно влияет на повышение финансовой устойчивости предприятия. По ООО «Петербург Газ" в 2012 году сумма краткосрочных обязательств снизилась ... новых основных фондов. Повышение долгосрочных финансовых вложений в течение 2013 года на 203 118 тыс. руб. говорит о росте вложений предприятия в деятельность других субъектов ...
Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта и национального дохода. Главное назначение контроля состоит в способствовании наиболее рациональному использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств с целью повышения эффективности общественного производства.
Контрольная функция финансов проявляется во всей хозяйственной деятельности предприятий. Контроль рублем ведется за производственными и внепроизводственными затратами, соответствием этих затрат доходам, за формированием и использованием основных фондов и оборотных средств. Он действует на всех стадиях кругооборота средств, при финансировании и кредитовании, проведении безналичных расчетов, во взаимоотношениях с бюджетом и другими звеньями финансовой системы. Контроль рублем воздействует на процесс реализации продукции, на выполнение договоров поставок, рентабельность, прибыль, фондоотдачу, оборачиваемость оборотных средств.
Таким образом, контроль за рублем стимулирует рост доходов, рациональное и бережливое расходование средств и материальных ценностей, побуждает предприятия устранять недостатки, улучшать хозяйственную деятельность, принимать меры против бесхозяйственности и расточительства. Особенность контроля рублем заключается в том, что он воздействует непрерывно в процессе поступления и расходования средств и не связан со специальными проверками и обследованиями.
Объектом контрольной функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций, учреждений. Повышение эффективности финансового контроля во многом зависит от постановки дела на предприятии главными бухгалтерами, работников финансового отдела, от достоверности финансовой информации, соблюдения финансовой дисциплины, правильности ведения бухгалтерского учета и отчетности. Только при таких условиях результаты финансового контроля позволяют проанализировать и объективно оценить положение дел и принять решения, направленные на корректировку хода воспроизводственного процесса.
Финансовый контроль является деятельностью особых контролирующих органов. В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают общегосударственный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский) финансовый контроль.
Общегосударственный (вневедомственный) финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления (Президент и Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, Министерство финансов РФ, Министерство по налогам и сборам РФ и др.).
Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности.
Общегосударственный финансовый контроль осуществляют законодательные органы власти, финансовые, налоговые, кредитные учреждения, госкомитеты, министерства и ведомства, отделы местных органов власти. Важнейшей функцией законодательных органов является контроль за состоянием финансов, расходованием государственных средств.
Ведомственный финансовый контроль осуществляют контрольно — ревизионные отделы министерств, ведомств. Они проверяют финансово — хозяйственную деятельность подведомственных предприятий, учреждений.
Внутрихозяйственный финансовый контроль проводят финансовые службы предприятий, учреждений (бухгалтерии, финансовые отделы).
Налоговый контроль финансового сектора экономики
... финансовыми организациями налоговых обязательств. Налогообложение финансово-кредитных организаций взаимосвязано с методологией налогового контроля, анализом налогового потенциала данных субъектов. Цель данной курсовой работы состоит в изучении методики налогового контроля в финансовом секторе экономики. ... финансового сектора экономики: Мобилизация временно свободных денежных средств ... предприятия. ...
В их функции входит проверка производственной и финансовой деятельности предприятия и его структурных подразделений. Общественный контроль осуществляют неправительственные организации. Объект контроля зависит от стоящих перед ними задач.
Независимый финансовый контроль осуществляют аудиторские фирмы и службы. Объектом контроля является деятельность всех экономических субъектов.
Развитие рыночных отношений и создание акционерных форм собственности привели к необходимости создания независимого финансового контроля — аудита. Последний представляет собой независимую экспертизу и анализ финансовой отчетности хозяйствующего субъекта с целью определения ее достоверности, полноты и реальности, соответствия действующему законодательству и требованиям, предъявляемым к составлению финансовой отчетности. Аудиторство — это принципиально новая форма контроля за финансово — хозяйственной и коммерческой деятельностью организаций и предприятий.
Цель аудита — установление достоверности финансовой отчетности предприятий и организаций и соответствия совершаемых ими финансовых и хозяйственных операций действующим нормативным актам. Аудитор — не государственный служащий, а независимый ревизор. Это профессионал, прошедший соответствующую аттестацию и получивший лицензию на право осуществления аудиторской деятельности. Он должен быть честным и объективным, его мнение и заключение — непредвзятыми и беспристрастными.
Следует различать собственно аудит как контроль и деятельность аудиторских фирм, обычно состоящая не только из проверок, но и консультационных услуг в области финансов всем предприятиям и организациям по договорам на платной основе.
В зависимости от целей и задач выделяются два типа аудита: внешний и внутренний.
Внешний аудит осуществляется на платной основе специализированными аудиторскими организациями, обладающими соответствующей лицензией и компетенцией, по договору с государственными налоговыми или другими органами, предприятиями, пользователями — банками, иностранными партнерами, акционерами, страховыми обществами и т. д. В целях обеспечения единого подхода к качеству проверок, подготовки квалифицированных кадров создаются различные объединения аудиторских организаций: ассоциации, палаты и т. п.
Основными целями внешних аудиторских проверок являются: проверка достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности, экспертиза финансово — хозяйственного состояния, оценка платежеспособности, а также разработка рекомендаций по хозяйственной деятельности, финансовой стратегии, налоговому планированию и т. п. Для реализации указанных целей аудиторы проверяют состояние бухгалтерского учета и внутреннего контроля, устанавливают соответствие финансово — хозяйственных операций законодательству, достоверность отчетности, а также оказывают услуги по анализу финансово — хозяйственной деятельности, консультируют и дают рекомендации в вопросах финансового, налогового, банковского и иного законодательства.
По результатам проверок составляют заключение о достоверности финансовой отчетности. Это заключение подтверждает, с одной стороны, точность и надежность представленной клиентом информации, а с другой — благополучное (или нет) положение дел.
Аудиторы несут ответственность за правильность выдаваемых заключений. Кроме того, они обязаны сохранить конфиденциальность относительно сведений, полученных аудиторами в ходе исполнения своих обязанностей, разглашение которых может нанести клиенту материальный ущерб. Аудиторская деятельность связана с большой ответственностью, как перед клиентами, так и перед государством. В своей деятельности аудитор руководствуется законодательством и собственными хозрасчетными интересами, что в условиях конкуренции в аудиторском бизнесе способствует повышению уровня проведения ревизий и проверок.
Внутренний аудит осуществляют службы внутреннего контроля фирм, филиалов, дочерних компаний и т. д. Эти службы нацелены на проведение проверок по поручению руководства предприятия. Внутренний аудит должен проводиться постоянно, своевременно воздействуя на ход коммерческих и финансовых операций, вовремя устраняя недостатки в работе.
По срокам проведения финансовый контроль делится на предварительный, текущий и последующий. Предварительный финансовый контроль проводится на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет бюджетных организаций, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес — планов, проектов бюджетов и т. д. Он предшествует осуществлению хозяйственных операций и призван не допускать нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов и тем самым предотвращать нанесение прямого или косвенного ущерба деятельности предприятия.
Текущий финансовый контроль осуществляется в процессе выполнения финансовых планов, в ходе самих хозяйственно — финансовых операций. Задачей контроля является своевременная проверка правильности, законности и целесообразности произведенных расходов, полученных доходов, полноты и своевременности расчетов с бюджетом. Он проводится повседневно финансовыми службами с тем, чтобы своевременно обнаружить и установить допущенные ошибки. Оперативность и гибкость здесь имеют первостепенное значение.
Последующий финансовый контроль организуется в форме проверок и ревизий правильности, законности и целесообразности произведенных финансовых операций. Основными его задачами являются выявления недостатков и упущений в использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов, возмещение нанесенного ущерба, привлечение к административной и материальной ответственности виновных лиц, принятие мер по предотвращению в дальнейшем случаев нарушения финансовой дисциплины.
Механизм финансового контроля совершенствуется и развивается. Перед контролем ставятся новые задачи, направленные на финансовое оздоровление экономики и совершенствование системы финансовых взаимосвязей в стране.
Глава II. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА
2.1 Формирование финансовой системы
Анализ закономерностей развития финансов в разных условиях общественного воспроизводства свидетельствует о наличии общих признаков в их содержании. Это обусловлено сохранением объективных причин и условий функционирования финансов. Среди этих условий выделяют два: развитие товарно-денежных отношений и существование государства как субъекта этих отношений. В отличие от таких стоимостных категорий, как, например, деньги, кредит, фонд оплаты труда и другие, финансы органически связаны с функционированием государства.
Однако общие признаки всех финансовых отношений не исключают определенные различия между ними.
В связи с этим финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.
Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и социального развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Это, прежде всего обеспечение потребностей общегосударственного значения: оборона страны; содержание центральных органов государственной власти и управления; поддержка отраслей народного хозяйства, имеющих национальное значение; выравнивание уровня экономического и социального развития отдельных регионов; охрана окружающей среды; поддержка фундаментальных исследований и содействие научно — техническому прогрессу. Иные формы и методы образования и использования денежных фондов применяются кредитными и страховыми звеньями финансовой системы. Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений предприятий различных форм собственности.
Несмотря на разграничение сферы деятельности и применения особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждом звене, финансовая система является единой, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев данной системы.
Основой единой финансовой системы являются финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Источником централизованных государственных фондов денежных средств является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства.
Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства, перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, между производственной и непроизводственной сферами, а также формами собственности.
Общегосударственные финансы органически связаны с финансами предприятий. С одной стороны, главным источником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. С другой стороны, процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств предприятий, но и с привлечением общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований и использования банковских кредитов. Посредством заключения договоров со страховыми компаниями осуществляется страхование предпринимательских рисков.
Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит.
2.2 Характеристика звеньев финансовой системы
Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок, финансово-кредитную систему государства, финансы предприятий различных форм собственности.
Все вышеперечисленные финансовые отношения можно разбить на две подсистемы (см. Приложение 1).
Разграничения финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также методах формирования и использования фондов денежных средств (см. приложение 2).
Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы, он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.
Через бюджет государство концентрирует значительную долю национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.
В условиях перехода на рыночные отношения государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Изменяются лишь методы его воздействия на общественное производство путем создания иного режима расходования бюджетных средств. В современных условиях развитие общественного производства обеспечивается не методами бюджетного финансирования и дотирования, а с помощью экономических методов, использование которых позволяет перейти к финансовому регулированию экономики.
Государственное регулирование экономики позволяет существенно сократить расходы бюджета, изменить их состав и структуру.
За счет бюджетных и внебюджетных фондов финансируются предприятия и учреждения социально — культурного направления.
Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, по и экономическое значение.
Внебюджетные фонды представляют собой средства федерального правительства и местных органов власти, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда. Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение, что гарантирует использование средств в полном объеме.
В целях усиления контроля за расходованием средств внебюджетных фондов ставится вопрос о консолидации некоторых из них в бюджете с сохранением целевой направленности и их расходов.
Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности, платности и срочности для финансирования государственных расходов. При этом кредитором выступают физические и юридические лица, а заемщиком — государство в лице его органов.
Данная форма кредита позволяет заемщику направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии.
Необходимость использования государственного кредита обусловлена возможностью удовлетворения потребностей общества за счет бюджетных доходов, т.е. государственный кредит является средством увеличения финансовых возможностей государства.
В зависимости от заемщика государственные займы делятся на размещаемые центральными и местными органами управления. По месту размещения государственный кредит может быть внутренним и внешним. Исходя из срока привлечения средств займы делятся на краткосрочные (до года), среднесрочные (от года до пяти лет) и долгосрочные (свыше пяти лет).
Мобилизация огромных финансовых ресурсов, как следствие, дает большую государственную задолженность. Размер государственного займа включается в сумму государственного долга страны.
Государственный долг — это вся сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за конкретный срок.
Государственный внутренний долг РФ означает долговое обязательство Правительства РФ, выраженные в валюте страны, перед юридическими и физическими лицами. Формами долговых обязательств являются кредиты, полученные Правительством РФ, государственные займы, осуществленные посредством выпуска ценных бумаг от его имени, другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.
Государственный внешний долг — это задолженность по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам.
Внешний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Любые долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые не могут превышать 30 лет.
Обслуживание государственного долга выражается в осуществлении операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате по ним процентов.
Контроль состояния государственного внутреннего и внешнего долга РФ и за использованием кредитных ресурсов возлагается на Счетную палату РФ.
Фонды страхования обеспечивают возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствуют их предупреждению.
В настоящее время наряду с государственными страховыми организациями страхование осуществляют акционерные страховые компании, получившие лицензии на проведение страховых операций. В отраслевом разрезе страхование делится на личное страхование, имущественное страхование, страхование ответственности. С переходом к рыночным условиям хозяйствования, для которых характерно увеличение степени страхового риска, появилась еще одна отрасль страхования — страхование предпринимательских рисков. При этом страхование может быть добровольным и обязательным.
Многие страховые компании не имеют четкой специализации по направлениям страхования. Ведущую роль на страховом рынке занимает Российская страховая компания (Росгосстрах).
Среди звеньев финансово — кредитной системы фондовый рынок занимает особое место. Его можно выделить в звено, так как фондовый рынок — это особый вид финансовых отношений, возникающий в результате купли — продажи специфических финансовых активов — ценных бумаг.
Задача фондового рынка — обеспечение процесса перелива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода. Фондовый рынок служит для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств.
Вместе с обратной стороной повышенного дохода оказывается повышенный риск. Принципы использования финансовых ресурсов на фондовом рынке зависят от видов ценных бумаг, в которые они вложены, и от типов операций с ценными бумагами.
Финансы предприятий различных форм собственности, являются основой единой финансовой системы страны. Они обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода и являются главным фактором формирования денежных фондов. От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное использование финансов предприятий при производстве и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования.
Заключение
В результате проведенного в данной курсовой работе исследования можно сформулировать основные выводы.
Финансы — это категория историческая. Они появились, одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы в средние века.
В докапиталистических формациях большая часть потребностей государства удовлетворялась путем установления различного рода натуральных повинностей и сборов. Денежное хозяйство было развито в тот период только в армии.
В условиях капитализма, когда товарно-денежные отношения приобрели всеохватывающий характер, финансы стали выражать экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств. Эти отношения стали осуществляться в процессе распределения и перераспределения национального дохода.
Сущность финансовых отношений заключается в исследовании — за счет каких источников государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах использует эти средства. Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную, осуществляемые ими одновременно. Каждая финансовая операция означает распределение валового внутреннего продукта и национального дохода и контроль этого распределения.
Распределительная функция финансов заключается в распределении так называемых основных, или первичных доходов, сумма которых равна национальному доходу. Основные доходы формируются при создании национального дохода среди участников материального производства. Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников в улучшении финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, достижении наилучших результатов при наименьших затратах.
Финансы выполняют также контрольную функцию. Контрольная функция проявляется в контроле распределения валового внутреннего продукта по соответствующим фондам и расходования их по целевому назначению.
В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития смешанной экономики, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех ее звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы и нацелен на повышение экономического стимулирования, на рациональное и бережное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства.
Современная финансовая система — это явление многоаспектное и неоднородное. Финансовая система включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок, финансово-кредитную систему государства, финансы предприятий различных форм собственности.
Список используемой литературы
1. Алиев В.Г. Теория организации : учеб. для вузов / Алиев В.Г. — 3-е изд., перераб, доп.- М. : Экономика, 2005. — 430 с.
2. Дробозина Л.А. Финансы, денежное обращение, кредит: учеб. пособие. М., 2000. — 206 с.
Приложение № 1
Приложение №2
Характеристика звеньев финансовой системы
Задачи |
Бюджетное звено |
Кредитное звено |
Фондовое звено |
|||
1. Обеспечение функций органов государственной власти 2. Обеспечение определенных уровней экономического и социального развития страны |
Повышение эффективности использования денежных средств |
Обеспечение непрерывности |
1. Обеспечение процесса перелива капитала в отрасли с высоким уровнем экономического развития 2. Инвестирование расширенного производства |
|||
Методы формиро-вания фондов |
Принудительное изъятие части дохода юридических и физических лиц под контролем государства в соответствии с законом |
Мобилизация временно свободных денежных средств |
Обязательное страхование — принудительное изъятия части дохода Ю.Л. и Ф.Л. |
Добровольное страхование — добровольные взносы |
Мобилизация временно свободных денежных средств |
|
Методы использо-вания фондов |
Безвозмездное финансирование |
Основан на принципах: возвратности срочности платности |
Возмещение ущерба |
Долевые ценные бумаги: безвозмездно в обмен на постоянный доход |
Долговые отношения кредита: возвратность срочность платность |
|