Глава 1. Великие державы в мировой политике
1.1 Политика США в Тихоокеанской Азии
Тихоокеанская Азия — понятие политическое, включающее в себя Восточную Азию и Океанию. Азиатско-тихоокеанский регион также является политическим понятием без строго определенных географических рамок: как правило, он включает в себя обширное образование, которое составляют страны-члены форума Азиатско-тихоокеанское сообщество (АТЭС), представляющие Восточную Азию, Австралию и Океанию, Северную и Южную Америки. Иногда в АТР включают Индию, и даже страны-члены ШОС, стоящие довольно далеко от Тихого океана.
В строго очерченных географических рамках АТР — это практически эквивалент Тихоокеанской Азии. К расширительному толкованию термина АТР, выходящему за географические пределы западной, азиатской, части Тихого океана, фактически привело желание Соединенных Штатов с самого начала образования форума АТЭС (1989 г.) поставить под свой контроль его деятельность. В результате туда сами вошли США и Канада, а затем Мексика, позже Чили и Перу. К первоначальному, более узкому понятию «АТР» страны западной части Тихого океана фактически вернулись в 2005 г. При формировании Восточноазиатского сообщества, где единственное географическое исключение было сделано для Индии.
Политика Вашингтона в Тихоокеанской Азии в своих основах остается достаточно стабильной, долгосрочной, базирующейся в ключевых моментах, касающихся национальных интересов США, на двухпартийном консенсусе.
Для Соединенных Штатов Тихоокеанская Азия — это экономически динамично развивающийся регион, где практически три десятилетия не было прямых военных конфликтов, где в настоящее время отношения между крупными державами лучше, чем когда бы то ни было, где большинство стран региона привержены развитию рыночной экономики и демократии. При этом в Вашингтоне считают, отмечая успехи азиатских стран, что их процветание в последние десятилетия стало возможным в рамках более широкого мирового порядка в сферах экономики и безопасности, поддерживаемого американским лидерством.
Тихоокеанская Азия остается важнейшим наряду с Европой, полем приложения экономической, политической, военной и «мягкой» силы Соединенных Штатов, которые и далее собираются: опираться здесь на передовое базирование своих вооруженных сил; двусторонние альянсы, прежде всего с Японией и Австралией, а также Южной Кореей; проводить политику, направленную на дальнейшее устранение и недопущение появления новых барьеров для американских товаров и инвестиций; поддерживать такие организации как АТЭС, АСЕАН или 6-ти сторонний формат переговоров по северокорейской проблеме — т.е. тех организаций и форумов, которые позволяют Вашингтону сохранять здесь свои лидирующие позиции.
Интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе: особенности, ...
... процессов, происходящих в Азиатско-Тихоокеанском регионе на базе общей интеграционной теории и конкретных примеров взаимодействия в регионе; провести анализ влияния отдельных региональных объединений на процессы международной экономической интеграции региона; изучить текущую обстановку в странах АТР ...
В качестве ведущей тихоокеанской державы Соединенные Штаты ставят себе в заслугу развитие открытой политической и экономической среды в регионе, которая помогает улаживать конфликты, способствует экономическому росту и появлению новых возможностей для развития, а все это, в конечном счете, по их мнению, способствует поддержанию региональной стабильности.
В долгосрочном плане Тихоокеанская Азия для Вашингтона — это также во многом район конкуренции за ресурсы, в том числе энергетические. Экономические позиции в регионе, двусторонние торгово-экономические связи с его крупнейшими государствами являются объектами пристального внимания Вашингтона.
Торгово-экономические отношения Соединенных Штатов со странами АТР получили в последние два-три десятилетия значительное развитие, превратившись в важный составной элемент мировой экономики. Особенно важны торгово-экономические обмены США с Китаем, Японией, Южной Кореей, Австралией, рядом других стран западной части Тихого океана.
Для США, помимо взаимоотношений в рамках АТЭС или других региональных форумов и организаций, взаимодействие с крупнейшими государствами Восточной Азии уже давно имеют или приобрели относительно недавно самостоятельное значение. Естественно, что для Соединенных Штатов Китай и Япония являются важнейшими контрагентами в АТР. Соединенные Штаты в принципе заинтересованы в стабильных двусторонних отношениях между крупнейшими восточноазиатскими державами — Китаем и Японией.
Администрация Дж. Буша-младшего с самого начала своей деятельности стала подчеркивать, что отношения с Японией являются главными для Вашингтона в Азии (особенно с учетом растущего соперничества в регионе с Китаем), как бы противопоставляя это ситуации, сложившейся во время правления Б. Клинтона. Речь шла об акцентированной попытке «вернуть» Японию на первое место в американской политике в АТР. Однако ход событий показал, что в связи со стремительным наращиваем Китаем своей экономической мощи (при всем отставании от США по многим качественным параметрам) это было легче декларировать, чем осуществить на практике: баланс значения Японии и Китая в региональной стратегии Вашингтона продолжал смещаться в пользу Пекина.
Политика Вашингтона в настоящее время четко отражается в статье «Тихоокеанское столетие Америки» государственного секретаря США Хиллари Клинтон в журнале Foreign Policy. В статье не только признается колоссальный экономический рост региона, переместивший центр тяжести мировой экономики в Азию, но и подчеркивается важность американского лидерства и доминирования на просторах Азиатско-Тихоокеанского региона. Задача использования динамичного роста Азии находится в центре американских экономических и стратегических интересов и является ключевой для президента Обамы. Свободные рынки Азии открывают Соединенным Штатам беспрецедентные возможности для инвестиций, торговли и доступ к передовым технологиям.(с. Хилари Клинтон) Нынешней задачей является построение цепи союзов и организаций по всему Тихому океану, которые будет неуклонно и последовательно следовать американским интересам и ценностям, так же как это было сделано в Атлантике.
Российско-американские отношения после окончания холодной войны
... девятнадцатого века российско-американские отношения были корректными, но не очень насыщенными. Дело в том, что только отдельные сложные задачи или проблемы требовали от стран совместной работы. Так, ... интересов на международной арене, уже на благо стратегии РФ, что нашло некий «испуг» в лице официального Вашингтона. Нынешний мировой кризис, борьба правительства США со своим экономическим рынком, ...
Государственный секретарь США заявляет, что одним из самых ярких и сильных партнеров является Китай, который, как и множество других стран расцвел и преуспел, будучи частью открытой и правовой системы, которую Соединенные Штаты помогли построить и продолжают укреплять. И на сегодняшний день Китай представляет из себя самого сложного и важного партнера, с которым Соединенные Штаты имели дела. Этот факт призывает к аккуратному, постоянному и динамичному управлению, отношения США с Китаем основаны на реалистичном подходе, нацелены на результат и следуют общим принципам и интересам. Одним из главных посланий Клинтон избирателям является сообщение о том, что Америка не возвращается домой, а осуществляет перегруппировку своих сил и изменение стратегии в пользу региона, который сулит ей процветание.
В Китае двусмысленность программы, предложенной госсекретарем, не осталась незамеченной. Официальная печать отреагировала достаточно резко, не преминув заметить, что Азиатско-Тихоокеанский регион принадлежит всем народам данного региона. И даже если впереди ожидается «тихоокеанский век», это будет «тихоокеанский век» всех стран региона.
Американское восприятие международной роли Китая и, соответственно, определение характера американо-китайских отношений постоянно эволюционирует в зависимости от складывающегося в Соединённых Штатах понимания стоящих перед страной проблем и задач по их решению в применении к двусторонним отношениям с азиатским гигантом и его роли в мире. Разные точки зрения на перспективы отношений с Китаем, на формулирование китайской политики Соединенных Штатов существуют в вашингтонской администрации, в Конгрессе, в деловых кругах и в среде многочисленного американского экспертного сообщества, прямо или косвенно следящего за Китаем.
Как правило, это является отражением борьбы двух линий в американской политике, неизбежно выливающейся в то или иное их сочетание, по вопросу о том какими должны быть отношения Вашингтона и Пекина в долгосрочном плане. Одна из этих линий нацелена на «сдерживание» Китая, прежде всего его растущей военной мощи, хотя и не только. Вторая — исходит из необходимости курса на вовлечение КНР в решение насущных мировых проблем, среди которых наиболее важной для Соединенных Штатов является участие Китая в поддержании безопасности в Восточной Азии, особенно в ее северной части. Другой важнейшей стороной линии на «вовлечение» является обеспечение выгодных для Соединенных Штатов условий в торгово-экономических связях с Китаем.
1.2 Внешнеполитические цели Китая
Возникнув в 1949 г., современная Китайская Народная Республика (КНР) прошла через ряд драматических этапов в своей истории, включая разрушительную «культурную революцию», чтобы в конце 1970-х гг. начать внутренние социально-экономические реформы, которые вывели страну в начале 2000-х гг. на траекторию одного из лидеров мирового экономического развития. Стремительный экономический рост Китая, его ускоренная интеграция в мировую экономику и, как следствие, настоящее и будущее влияние на международные отношения сделали анализ роли КНР в мировой политике и экономике в последние годы весьма актуальной исследовательской темой. Китай меняет мировую конфигурацию соотношения сил, сложившуюся политическую и экономическую иерархию стран.
Финансовая система Китая
... применено к финансовой системе Китая. Ключ к пониманию парадокса состоит, как уже отмечалось, в соответствии недостаточно развитой финансово-банковской системы Китая недостаточно свободным рыночным отношениям в нем. ... приемлемым для развивающихся стран, Китаю требовалось около 100 млрд. долларов (около 10 процентов ВВП Китая). Еще одним слабым звеном финансовой системы Китая являются высокие затраты ...
На сегодняшний день внешнеполитические позиции Китая могут быть выражены следующей формулой: страна является в основном региональным лидером, хотя вплотную приблизилась к позиции, с которой может рассчитывать на более высокий международный статус, но сама она эти претензии никак не обозначает.
Отношения Китая с ведущими политическими силами Запада строятся на неоднозначной основе. Наращивание стратегической мощи страны и рост ее влияния при сохранении монополии компартии на власть обуславливают противоречивость международного позиционирования Китая — как экономически «своего», рыночного, хотя и конкурента, но политически «чужого» рыночным демократиям. Это создает интригу встраивания Китая в глобальные и региональные институты безопасности экономического развития.
Китай является одним из основных экономических партнеров США. Не одобряя американскую гегемонистскую внешнюю политику, он все же не хочет ссориться с американцами. В самих США с тревогой смотрят на возвышающийся Китай, памятуя о том, что эта страна долго чувствовала себя обиженной ведущими странами Запада и может воспользоваться своим растущим экономическим весом, чтобы попытаться пересмотреть принципы международного экономического порядка (в частности, собственную роль и роль других развивающихся стран в глобальных экономических организациях — ВТО, МВФ, Всемирный банке), а, может быть, в перспективе и структуру международного политического порядка. Американцы постоянно критикуют Китай за нарушение прав человека, использую это как расхожий способ давления. В стратегическом отношении в противовес Китаю США делают ставку на Индию, являющуюся скрытым политическим и экономическим соперником КНР.
Отношения Китая с Евросоюзом менее политизированы. Торговля между Европой и КНР является наиболее динамично развивающимся сегментом мировой экономики (в рамках АСЕМ — форума «Азия — Европа») и удваивается каждые 5-6 лет. Связку с Евросоюзом Китай противопоставляет связи США с Японией. Вместе с тем в Европе с опасением воспринимают растущий экономический вес Китая, в частности, имея в виду количество контрафактной продукции, поступающей из этой страны.
Откладывая актуализацию глобальных внешнеполитических целей, Китай в настоящее время добивается следующих стратегических региональных целей:
·признание мировым сообществом территориальной целостности Китая, включая его права на Тайвань, Тибет, Синьцзян;
·международное признание «особых» прав КНР на акваторию Южно-Китайского моря (где пересекаются нефтяные интересы девяти ее соседей по региону);
·распространение преобладающего влияния на Юго-Восточную Азию;
·приемлемое для Китая решение территориальных вопросов с соседними государствами (здесь речь идет прежде всего об Индии, отношения с которой, несмотря на объявляемые «годы индийско-китайской дружбы», носят по оценкам обеих стран, характер стратегического соперничества; в краткосрочной перспективе страны не намерены обострять отношения, придерживаясь «вялотекущей нормализации»);
Национальная безопасность государств Центральной Азии в современных ...
... Магистерская работа состоит из введения, двух глав, которые в свою очередь делятся на три части, заключения и библиографии. ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ ... стратегия, искусство управления государством ... политику. В научном и политическом лексиконе государств Центральной Азии ... и внешняя, безопасность ... развитие и само существование суверенного государства ...
·обеспечение поддержки соседними государствами позиций КНР в спорах с США и другими странами Запада;
·фактическое утверждение «особых отношений» между КНР и Монголией;
·приобретение де-факто «особого положения» в Центральной Азии;
·исключение шансов вступления других стран в антикитайские коалиции и военного противостояния с Китаем;
·навязывание другим странам торгово-инвестиционной политики, благоприятной для Китая;
·признание странами региона ведущей региональной роли КНР, выражающейся в виде неформальных, но обязательных консультаций с Пекином перед принятием важных внешнеполитических решений;
·обеспечение согласия других стран принимать китайских иммигрантов;
·закрепление «особых прав» китайских меньшинств за рубежом и признание права Пекина на их защиту;
·распространение китайского языка в Азии, обеспечение двуязычия в зарубежных районах компактного проживания этнических китайцев.
В регионе Юго-Восточной Азии Китай создал такой задел влияния, к которому не смогло приблизиться ни одно другое государство регионального уровня. Причем этот задел создан так корректно и осторожно, что это не вызвало открытого противодействия других государств и тем более образования антикитайской коалиции. Ни одно стратегическое решение в регионе теперь уже не может быть эффективно осуществлено без неформального одобрения КНР.
Во-первых, внешняя политика Китая определяется сочетанием огромных амбиций с громадными возможностями. Во-вторых, определенная сдержанность Китая во внешней политике есть явление тактическое (период скрытого накопления сил), пока страна еще не закончила хозяйственные реформы, пока скована острейшими внутренними проблемами. Предсказать время и направление выброса накопленной энергии с должной точностью пока невозможно. Ясно одно, что здесь в полной мере реализуется модель «эффекта чайника», описываемая американскими аналитиками по международным отношениям, в соответствии с которой, подобно закипевшему чайнику, выпускающему пар во внешнее пространство, набравшая внутренний потенциал держава стремиться реализоваться на международной арене.
Глобальной внешнеполитической целью Китая является сохранение мира и развития. При этом основным Китай называет именно первый аспект. В контексте этих глобальных задач дипломатия Поднебесной стремится в первую очередь к созданию благоприятной международной обстановки, а именно — построению безопасной и стабильной общепланетарной системы. Пекин прикладывает огромные усилия для налаживания хороших, дружеских связей с большинством стран мира. Параллельно с этим растут его силы, расширяются возможности, повышается интерес к нему со стороны всего мирового сообщества. И все это, по идее, должно привести в итоге к формированию позитивной глобальной среды.
Экономические связи России с зарубежными странами
... государств содружества в общем объеме товарооборота России с зарубежными странами составил всего лишь 23,5%. При этом ... товарооборота России со странами Европы, Северной Америки и Азии является создание благоприятного режима торгово-экономического сотрудничества с ними. ... нефте- и газопроводами. Формирование рациональной системы экономических связей стран СНГ может быть лишь результатом совместной ...
После завершившейся в марте 2011 года очередной сессии ВСНП — высшего законодательного органа страны каких-либо кардинальных перемен не случилось, КНР на внешнеполитической арене, как и прежде, продолжит реализовывать курс, который называется «оставаться в тени, сохраняя позитивный подход», делать акцент на мирном развитии, избегая идеологизирования дипломатических контактов. Китай будет бороться с терроризмом в любых проявлениях, отстаивать свободную и открытую международную экономическую систему, придерживаться принципов нераспространения и т.д.
Но есть вероятность того, что Китай постепенно станет рассматривать существующие мировые проблемы с более масштабной, и даже глобальной точки зрения. Последние события в Ливии напрямую затронули интересы Китая, несмотря на то, что это, в общем-то, самостоятельное государство, к тому же еще и очень далеко расположенное от границ Поднебесной. Раньше в КНР посчитали бы эту ситуацию второстепенной, не стоящей внимания, тем более что возможностей повлиять не нее не было. Теперь же Пекин воспринял ливийскую проблему как свою собственную. Такая перемена произошла, потому что там было 30 тыс. китайцев, в экономику Джамахирии были вложены немалые средства, беспорядки и военные действия стали представлять прямую угрозу жизни гражданам КНР, ее инвестициям и влиянию в этом регионе.
Для Пекина вообще лучше всего было бы, чтобы коллапс ливийской власти не случился, чтобы там прошли реформы и сохранилась стабильность. В этой связи возникает вопрос: что Китай мог сделать для содействия переменам в Ливии, которые отвечали бы и его интересам, и интересам народа этой страны? Более того, это добавило бы стабильности всему региону. Конечно, в соответствии с принципом невмешательства во внутренние дела другого государства Пекин не мог напрямую воздействовать на обстановку в Джамахирии. Но нельзя не учитывать, что Китай выходит в мир, китайские граждане и компании действуют активнее на мировых и региональных площадках, поэтому то, что раньше казалось второстепенным и неконтролируемым, теперь имеет к КНР прямое отношение. К тому же мировое сообщество оказывает на Пекин все нарастающее давление, призывая его соответствовать статусу крупной державы и брать больше ответственности на себя.
1.3 Формирование внешнеполитического курса России
У России пока нет разработанной внешнеполитической доктрины в отношении ТА. Новая политика Д. Медведева находится в стадии формирования, формально, на принципах «преемственности» политики В. Путина. И именно фактор преемственности является главным содержанием новой внешнеполитической доктрины, одобренной Президентом РФ в июле 2008 г. Доктрины, которая дает один из вариантов трактовки современного мирового развития, но весьма формально — в смысле: мир и сотрудничество лучше конфронтации.
Незаконных действий СССР вновь стала популярной для обсуждения ...
... проблему, объект и предмет работы, цель и задачи, гипотезу, методы проведения исследования, степень научной разработанности темы, теоретическую и источниковедческую базу, а также определяет теоретическую и практическую значимость работы. В первой главе "Социальные сети в ...
Более того, содержащийся в доктрине призыв к новому философскому осмыслению современных процессов говорит о том, что — в случае если такое новое философское видение будет предложено — доктрина неизбежно, в виде нового документа или реальной политики, будет скорректирована. По мере концентрации реальной власти в своих руках, Д. Медведев не сможет не сказать «своего слова» в сфере внешнеполитического целеполагания.
При этом объективно, независимо от того, прописано ли это в новой внешнеполитической доктрине или нет, следующие факторы будут в ближайшее время влиять на формирование подхода России к Тихоокеанской Азии, на восприятие угроз, рисков и возможностей, которые исходят из этого региона.
Первое — общая философия внешней политики России.
Ее компоненты:
Мир воспринимается через призму конкурентной борьбы. У России нет врагов. Но все страны — одновременно и партнеры и конкуренты. Россия должны строить свою политику так, чтобы усиливать свои конкурентные преимущества. Главный ресурс укрепления глобальной конкурентоспособности — постсоветское пространство, СНГ.
Россия имеет право быть равной США и Западу в вопросах формирования новой архитектуры безопасности и развития. Но Запад не должен вмешиваться во внутренние дела России, в том числе по вопросам демократии.
Россия должна защищать интересы российского энергобизнеса. Российские нефтегазовые ТНК стремятся к:
а) выходу на новые рынки (Китай, Япония, Южная Корея, США, ЮВА);
б) созданию новых путей поставок нефти и газа: новых трубопроводов в Европу, в Китай, Южную Корею.
в) выходу к новым месторождениям в Центральной Азии (ЦА), Африке, Латинской Америке и ЮВА.
г) а также — ограничение допуска иностранного капитала к стратегическим нефтегазовым ресурсам России.
и совсем новый компонент философии внешней политики России — «цивилизационные ценности». Это то, что пытается привнести сам Д. Медведев. У Путина этого не было. Суть идеи: Россия — это один из трех компонентов «европейской цивилизации». Два других — США и Евросоюз. У нас одни ценности — демократия, права человека, верховенство закона. В Тихоокеанской Азии эти ценности разделяют Япония, Австралия и Новая Зеландия, Южная Корея, Индия.
Теоретически — фактор «цивилизационных ценностей» может задать новый вектор в отношениях России с США, ЕС, а также со странами ТА. Однако — сегодня пока не ясно как он интегрируется с реальной внешней политикой России.
Второй фактор, который влияет на политику России в АТР — это рудименты «холодной войны»:
Военные союзы США и Японии, США и Южной Кореи. При отсутствии аналогичных союзов со стороны России и Китая. Во время «холодной войны» у России были контр-альтернативы: союзы с Монголией и Северной Кореей.
Дипломной работы МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И КИТАЯ
... работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, библиографического списка и девяти приложений. ГЛАВА 1. СТРАТЕГИЧЕСКАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА РОССИИ И КИТАЯ ... многовекового партнерства, дружбы между нашими народами и отношения стратегического партнерства. Китай и Россия установили такие партнерские отношения потому, ...
Вопросы истории в отношениях Китая, Южной Кореи и Японии. А также нерешенные территориальные проблемы: Россия — Япония, Китай — Япония и т.д.
Ситуация на Корейском полуострове. Неурегулированность ситуации после Корейской войны плюс наличие северокорейской ракетно-ядерной проблемы создает постоянную напряженность в регионе.
— Наконец, российско-китайские отношения. Несмотря на стратегическое партнерство, политические элиты и население России сохраняют традиционное восприятие Китая как угрозы. Суть новой «синофобии»: раньше боялись, что «китайцы придут и захватят территорию»; теперь боятся, что «китайцы придут и все скупят».
Третий фактор — динамика ситуации в АТР.
Активность в АТЭС. В 2012 г. Саммит АТЭС должен пройти во Владивостоке. Это заставит Россию проявлять активность, предлагать новые идеи сотрудничества в ТА и шире — в АТР, и т.д.
Активность новичков. Собственно говоря — речь идет о Китае. На основе экономического развития Китай стремится укрепить свое политическое влияние в ТА и мире в целом. Как и Россия, Китай хочет иметь свое слово в создании новой глобальной и тихоокеанской архитектуры безопасности и развития. Китай хочет быть равным Западу в этом. В рамках этого курса Китай намерен продвигать свои товарные бренды на мировые рынки, защищать национальные ТНК, играть ключевые роли в региональных интеграционных форматах.
Кроме того, для России важны новые инициативы Китая — о выстраивании новых трехсторонних переговорных форматов: Китай — Япония — Южная Корея (по экономике — здесь для России могут открыться кооперационные возможности).
Китай — США — Япония: здесь Россия может увидеть риски для себя.
Четвертый фактор — связан с новой стратегией экономического развития российского Дальнего Востока. В августе 2007 г. была принята новая Федеральная целевая программа по развитию Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 г. В сентябре 2007 г. — Программа газификации ДВ: с акцентом на внутреннее потребление и лишь затем на развитие экспорта.
Проблема в том, что ДВ — это огромная территория с неразвитой социально-экономической инфраструктурой, а, следовательно, большой потребностью в инвестициях и малочисленным населением, а, следовательно, с ограниченным покупательным спросом.
Это означает, что для обеспечения экономической эффективности данных Программ России потребуется спрос со стороны крупных экономик соседей — Китая, Японии, Южной Кореи.
У столицы присутствует страх автономизации этих территорий, опасение того, что ускоренное развитие Дальнего Востока даже по сравнению с соседней Сибирью может привести к росту и без того серьезной автономии этой территории по отношению к европейской части России.(с)
Проблемы и перспективы развития экономических отношений между ...
... и развития экономических отношений России и Европейского союза. Для достижения поставленных целей необходимо выполнить ряд задач, а именно: Проанализировать динамику отношений между Россией и Европейским союзом; Проанализировать современное состояние и тенденции инвестиционного сотрудничества России и ЕС; ...
Результатом отмеченной двойственности — понимания необходимости интеграции и совместного с зарубежными странами освоения своих восточных районов и страха потерять эти территории — является отсутствие четко сформулированных целей, приоритетов и алгоритма российской политики в Восточной Азии и на Тихом океане.
Глава 2. Стратегические отношения Китая
2.1 Российско-китайские отношения на рубеже веков
Взаимоотношения России и Китая нельзя назвать однозначными. С одной стороны, страны определили свои отношения как стратегическое партнерство, что закреплено в двух основополагающих межгосударственных договоренностях — Российско-китайской совместной декларации о многополярном мире и формировании нового международного порядка (1997 г.) и Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией (2001 г.).
В соответствии с этими документами Россия и Китай выстраивают свою глобальную и двустороннюю политику. Важнейшее значение для обеих стран имеет то, что их позиции по ключевым международным проблемам совпадают (хотя Китай не позиционирует их так резко, как Россия).
Это относится, прежде всего, к гегемонистской политике США и стран НАТО. И Россия, и Китай крайне заинтересованы в сотрудничестве на международной арене. Китай разделяет российский взгляд на будущее устройство мира, которое выражено понятием «многополярность». Реально это означает, что обе страны хотели бы видеть мир, в котором не доминирует одна сила, а несколько центров влияния взаимодействуют между собой, руководствуясь международным правом и уставом ООН. За идеалом «многополярности» скрывается простая реальность — Россия и Китай, так же как и некоторые другие государства мира, достаточно велики, чтобы иметь собственные интересы и подходы к проблемам регионального и мирового развития. Мир, в котором полностью доминирует одна сила, не учитывающая их интересы, их не устраивает. Но их вполне устраивает послевоенная структура мира и сложившаяся система международного права, в рамках которой высшим авторитетом является Совет Безопасности ООН. Статус постоянных членов Совета Безопасности ставит их в равное положение с США, государством во всех других отношениях более мощным и, естественно, стремящимся эту сковывающую его систему видоизменить.
И Россия, и Китай по внутриполитическим причинам отрицательно относятся к советам извне относительно своего внутриполитического устройства, называя их «вмешательством во внутренние дела», а также поддерживают друг друга в борьбе с сепаратизмом (Россия поддерживает Китай по тайваньскому, тибетскому и синьцзянскому вопросам, а Китай Россию — по чеченскому).
Хорошие отношения с Китаем нужны России как по политическим, так и по экономическим причинам. Китай — важный стратегический партнер России, именно благодаря связям с ним (как и другими странами Азии) российская политика способна стать менее односторонней, приобрести собственное лицо, а Россия — превратиться в один из центров мирового влияния.
Китай — важный региональный партнер России, в рамках Шанхайской организации сотрудничества он совместно с нашей страной способствует решению общих задач в Центральной Азии — борьбе с религиозным экстремизмом и терроризмом, поддержанию там светских режимов, экономическому и социальному развитию государств региона. Таким образом, сотрудничество с Китаем объективно усиливает позиции России на международной арене в качестве независимого центра силы.
Россия также нужна Китаю и как геополитический, и как экономический партнер, хотя следует признать, что Россия в ее нынешнем состоянии играет в китайской политике гораздо меньшую роль, чем Китай в российской. Тем не менее по ряду причин Китай заинтересован в стабильной и сильной (хотя, возможно, и не слишком мощной) России. Стабильная Россия, способная стать независимым центром силы, интересует Пекин как определенный противовес в его сложных партнерско-конкурентных отношениях с США и Западной Европой, как один из гарантов проведения им «независимой и самостоятельной» внешней политики. Наконец, Россия для Китая является важнейшим источником некоторых товаров, которые он не может приобрести у других стран либо вообще (например, вооружение), либо в достаточном количестве (например, нефть, лес и другие виды сырья).
Именно поэтому Пекин все последние годы настойчиво и конструктивно подходит к решению проблем — пограничных, миграции и двусторонней торговли.
С другой стороны, если отвлечься от официальных межгосударственных отношений, то в контактах двух стран можно обнаружить достаточно подспудных камней. Прежде всего, они связаны с остротой внутренних проблем Китая, которые он не прочь решить за счет соседних стран, и с особенностями территорий России, примыкающих к КНР. Следует напомнить, что протяженность российско-китайской границы огромна — 4200 км. На всем этом пространстве российские территории отличаются крайне низкой плотностью населения, неразвитой инфраструктурой, оторванностью от Центра, слабостью государственных институтов, распыленностью экономических мощностей и при этом -огромным богатством природных ресурсов (нефть, газ, лес и проч.).
Напротив, территории Китая, примыкающие к российским, чрезвычайно плотно заселены (по ту сторону Амура, только в трех провинциях, проживает около 300 млн. китайцев) и кране бедны как плодородными почвами, так и природными ресурсами. Если добавить к этому отсутствие у России стратегии использования восточных территорий и наличие соответствующей стратегии у Китая в отношении решения своих проблем, то напрашивается естественный вывод — объективные условия для расширения экономических (а возможно, и территориальных) интересов КНР за счет соседней России имеются.
Впрочем, в настоящее время явной угрозы суверенитету России со стороны Китая нет. Не надо ждать от него классической военной агрессии, ее вероятность невелика. Пекин «привязывает» восточные регионы России к себе экономически, а также демографически за счет негласного поощрения миграции своих граждан в Россию. При этом проводимые в России опросы китайских мигрантов в последние годы показывают, что обосноваться в России планируют более 35 процентов, а уехать через Россию в другие страны — свыше 14 процентов. Вернуться на родину собираются менее половины респондентов. Россия, не имея пока никакой стратегии и тем более «контрстратегии» на Дальнем Востоке, сама его «сдает».
Китай практически не скрывает своих экспансионистских намерений. В стране полуофициально принята концепция «стратегических границ и жизненного пространства». Предполагается, что территориальные и пространственные рубежи обозначают лишь пределы, в которых государство с помощью реальной силы может «эффективно защищать свои интересы». «Стратегические границы жизненного пространства» должны перемещаться по мере роста «комплексной мощи государства». При этом НОАК в 2010 г. должна превратиться в силу, «гарантирующую расширение стратегических границ и жизненного пространства».
С вопросами взаимного доверия связаны и проблемы освещения истории и «негосударственных» радикальных взглядов на российско-китайские отношения. В школьных учебниках истории Академии наук Китая история российско-китайских отношений рассматривается как агрессия России против Китая и захват его исконных земель. В академических кругах лишь ведется дискуссия на тему, где именно проходит западная граница этих самых исконных земель: доходит ли она до Урала, или можно ограничиться Енисеем, или достаточно восстановить границу по Нерчинскому договору 1689 г.? Таким образом, под возможные территориальные претензии подведена положенная идеологическая и пропагандистская база.
Интерес представляют отношения России и Китая в рамках ШОС за пределами официальной риторики. Несмотря на активное сотрудничество и стремление к его расширению и качественному росту, Москва и Пекин соперничают за право быть лидером в Организации. Уже сейчас Китай активно заявляет о своем экономическом и военно-техническом участии в делах центральноазиатских участников ШОС — Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Киргизстана. Его главное оружие — кредиты, поставка дешевых китайских товаров в Центральную Азию. Соперничество за лидерство отмечается не только в экономической, но даже в военно-оперативной сфере.
2.2 Американо-китайские отношения
Отношения с США можно, без преувеличения, назвать важнейшими для Китая, как, впрочем, и для Соединенных Штатов. Связано это с местом и положением, которое занимают Соединенные Штаты на международной арене, а также с темпами экономического и политического развития, демонстрируемыми Китаем.
Страны различаются по многим параметрам: социальным системам, уровню развития производства, ценностным ориентирам и т.д., поэтому очень много принципиальных противоречий и трений. Самый яркий пример — тайваньский вопрос. Фактор Тайваня — постоянный раздражитель в двусторонних отношениях, хотя степень этого раздражения подвержена колебаниям и в последние несколько лет в значительной степени сошла на нет, хотя какой-то потенциал к временному возврату напряженности, вероятно, не исчез.
Но с другой стороны можно обнаружить огромное количество общих интересов, которые чем дальше, тем больше проявляются. Например, в 1970-х годах прошлого столетия основной сферой взаимодействия была безопасность. А сейчас общие интересы распространились на многие другие области: торгово-экономическую, социальную и т.д. Китай и США являются крупнейшими внешнеторговыми партнерами.
В настоящее время Китай активно интегрируется в мировую экономику, реформирует свою систему в соответствии с ее стандартами, поэтому Пекин крайне заинтересован в сохранении глобальной стабильности, как и США. В таких условиях обе стороны видят необходимость в поддержании открытой, свободной международной торгово-экономической архитектуры. Сегодня КНР уже не революционна, не такая, какой была в 1970-х, в настоящий момент она видит себя частью глобального сообщества, рассчитывая получать от этого соответствующие преимущества и блага, а подобный вариант возможен лишь в мирных условиях.
Диалог между Пекином и Вашингтоном ведется и по другим глобальным вопросам повестки дня: борьба с терроризмом, нераспространение ОМУ, противодействие нелегальной иммиграции и изменению климата. Вместе с тем разногласий и противоречий все еще очень много.
Характер и содержание двусторонних отношений в наступившем столетии заметно изменились. В Китае в последние два года все чаще говорят, что его нынешний потенциал и положение в мире дают возможность, не обращая особого внимания на критику и недовольство со стороны некоторых развитых стран Запада, твердо держаться определяемого китайской компартией курса.
В данном отношении весьма показателен обновленный подход китайского руководства к отношениям с Соединенными Штатами, который был четко сформулирован Ху Цзиньтао в ходе государственного визита в США. Во-первых, китайская сторона объявила о своем твердом намерении продолжать выстраивать политические отношения с Вашингтоном на условиях равенства и взаимного доверия, стремясь к единству и сохраняя различия. Во-вторых, экономические отношения между сторонами должны носить комплексный, всесторонний характер и быть взаимовыгодными. В-третьих, предлагается начать глобальное партнерское сотрудничество в интересах совместного противодействия возникающим вызовам. Кроме этого, Китай предлагает американцам всячески способствовать дальнейшей диверсификации каналов общения и честного диалога на высоком уровне, а также расширению контактов между гражданами обеих стран, особенно молодежных. В обозримом будущем эти пункты, как полагают в Пекине, должны помочь в поиске компромиссов по таким проблемам, как безопасность, обменный курс китайского юаня, доступ на рынки, защита интеллектуальной собственности, продажа американского оружия Тайваню, снятие ограничений на экспорт высокотехнологичной продукции в КНР и др.
Значение визита состоит в том, что он стал историческим. Еще накануне З.Бжезинский назвал его самым важным визитом на высшем уровне после исторического визита Дэн Сяопина в США в январе-феврале 1979 г., т.е. сразу после установления дипломатических отношений. Нынешний визит совпал с выходом КНР на второе место в мире по объему ВВП, опередив Японию. Это не просто статистическая констатация — Япония не была постоянным членом СБ ООН, она не является ядерной державой, ее внешне политическая субъектность после второй мировой войны всегда была весьма ограниченной. Сегодняшний Китай — другое дело, он превратился в одного из важнейших субъектов мировой политики и уже поэтому имеет основания претендовать на особое место и в мире, и в отношениях с США, и в регионе. Не сразу и не просто, но США будут вынуждены признать это место.
Эксперты отмечают, что Китай уже вступил в новую стадию политической активности на международной арене, меняется тональность, психологический фон переговорного процесса. Это подтвердил и председатель КНР, заявив, что на нынешнем этапе китайско-американские отношения требуют нового мышления, новых действия и нового настроя. Но их фундаментом по-прежнему должно быть уважение политической системы, суверенитета и территориальной целостности, а также интересов развития Китая. Именно на такой основе Пекин согласен строить с Вашингтоном новое партнерское сотрудничество, укреплять стратегическое взаимное доверие, совместно решать проблемы и продвигать общие интересы в ХХI веке.
В течение последних лет значительно повысился уровень взаимодействия США и КНР в военной сфере: регулярными стали взаимные визиты представителей военного командования двух стран, достигнута договоренность о создании совместной группы, которая рассмотрит планы развития вооруженных сил США и Китая, обозначено стремление к усилению взаимодействия между армиями обоих государств.
Таким образом, факторов, которые будут влиять на китайскую политику Соединенных Штатов, набирается достаточно много. Вопрос в определении наиболее важных из них и стабильных, долгосрочных по характеру действия.
Отсутствие адекватного по силе военно-политического соперника у США не означает, однако, отрицания возможности усиления соперничества в сфере экономики и за политическое влияние. И таким наиболее вероятным соперником для Соединенных Штатов в регионе является, безусловно, Китай. А наиболее вероятные перспективы развития американо-китайских отношений находятся на пути подвижного сочетания конкуренции и сотрудничества.
Внешнеполитическая активизация Китая на основе быстрого экономического роста, потребность обеспечить поддержание этого роста доступом к внешним ресурсам и стабильным внешним окружением заметно расширила сферу взаимодействия с США в экономической, политической и военно-политической областях — как с точки зрения возможностей для сотрудничества, так и столкновений (политических) различной степени остроты.
Глава 3. Российско-китайские отношения и американский фактор
3.1 Треугольник Китай-Россия-США в период холодной войны
международный американский российский китайский
В первой половине XX века основным государством, оказывавшим влияние на китайско-российские (советские) отношения, была Япония. После второй мировой войны и вплоть до настоящего времени главной державой, влияние которой сказывалось на китайско-российских отношениях, являются Соединенные Штаты Америки.
Для того чтобы лучше понять влияние американского фактора, необходимо вкратце рассмотреть, как он действовал в период «холодной войны».
После 1945 года СССР и США из союзников по антифашистскому альянсу превратились в противников. Вся история «холодной войны» в основном была историей соперничества и противоборства Советского Союза и США. Этот процесс продолжался вплоть до начала 90-х годов и распада СССР, только после этого он действительно завершился.
В 1945-1949 годы, то есть до образования Китайской Народной Республики, в Китае разразилась гражданская война, и он оказался в фазе «решающей схватки за судьбу страны». В это время и Москва, и Вашингтон придерживались курса привлечения на свою сторону гоминдановского правительства. СССР обещал свою поддержку, а в обмен оно заключило выгодный для Москвы Китайско-советский договор о дружбе и союзе. Гоминдановское правительство, добиваясь, чтобы СССР не поддерживал китайскую компартию, с одной стороны, опиралось на США, развязывая гражданскую войну, а с другой, придерживалось соглашательского курса в отношении Советского Союза. Соединенные Штаты были на стороне Чан Кай Ши в его борьбе против КПК, рассчитывая установить свой контроль над гоминдановским правительством, распространить его господство на всей территории Китая и максимально ограничить присутствие СССР в этой стране. Поэтому в тот период влияние США на китайско-советские отношения было непосредственным и многогранным. Можно утверждать, что в известном смысле США тогда выступали закулисным режиссером китайско-советских отношений.
Американская политика поддержки Чан Кайши и борьбы против КПК привела к тому, что новый Китай в своей внешней политике занял позицию «ориентации на одну сторону» — СССР. В начале 1950 года КНР и СССР заключили «китайско-советский договор о дружбе, союзе и взаимной помощи», между двумя странами установились отношения военно-политического союза. СССР и Китай рассматривали США как общую угрозу и общего врага. Такова была политическая основа союза между СССР и КНР.
К концу 50-х годов в китайско-советских отношениях начали появляться трещины. Одна из причин такого развития была связана с позицией двух стран в отношении США. В то время СССР пытался смягчить свои отношения с США и требовал, чтобы Китай подстраивался к этому курсу и пошел на уступки Вашингтону. Китайское руководство отнеслось к этому с сомнением, опасаясь, что СССР и США могут объединиться за счет интересов Китая. В США внимательно следили за развитием китайско-советских противоречий и готовились в подходящий момент использовать ситуацию в своих интересах. В конце 60-х годов на китайско-советской границе произошли вооруженные конфликты, и две соседние страны оказались на грани войны. В Китае сочли, что угроза со стороны Советского Союза серьезнее угрозы, исходящей от США. В то же время США, втянувшиеся во вьетнамскую войну, также решили, что советская угроза значительно больше угрозы, исходящей от Китая. В результате в этой ситуации произошло сближение КНР и США, в треугольнике сформировались отношения, характеризующиеся объединением двух сторон против Советского Союза.
В 1982 году в китайско-российских отношениях наметилась определенная разрядка, что явилось результатом воздействия множества факторов, среди которых американский также сыграл важную роль. После прихода к власти администрации Рейгана усилились трения между Китаем и США, особенно по вопросу о Тайване. Видя такую ситуацию, Советский Союз проявил инициативу и выступил с предложениями, направленными на улучшение китайско-советских отношений. Китай позитивно отреагировал на шаги Москвы, исходя из потребностей своей политики реформ и открытости и развертывания всесторонней внешней политики, а также получения больших возможностей для маневра на международной арене. С этого времени китайско-советские отношения начали развиваться в направлении нормализации. Одновременно стали постепенно слабеть «по существу союзнические» отношения между Китаем и США.
3.2 Основные противоречия в треугольнике
После распада СССР отношения между Китаем и СССР трансформировались в китайско-российские отношения. С 1994 года, по мере углубления российско-американских противоречий и утверждения между Китаем и Россией отношений стратегического партнерства и взаимодействия, стратегические отношения в треугольнике начали выходить на поверхность.
В глобально-геополитической сфере между Россией и США существуют некоторые глубокие противоречия, которые в короткие сроки, по-видимому, вряд ли можно преодолеть. Во-первых, Россия исходит из многополярности мира, тогда как США стремятся создать под своим главенством «однополярный мир»; во-вторых, в вопросе о европейской безопасности Россия предлагает создать общеевропейскую систему безопасности при совместном участии в ней европейских государств, а США выступают за то, чтобы европейская безопасность находилась в руках возглавляемой ими НАТО; в-третьих, в вопросе о стратегических ядерных силах Россия добивается сохранения сложившегося паритета, американцы же стремятся сломать его и получить одностороннее превосходство. В-четвертых, на пространстве бывшего СССР Россия стремится к реинтеграции с другими странами СНГ, а Соединенные Штаты, пытаясь предотвратить возрождение советско-российской империи, всемерно препятствуют и разрушают этот процесс.
После окончания «холодной войны» китайско-американские отношения постоянно улучшались и в 1997 году стороны объявили даже, что они будут прилагать усилия для установления конструктивных отношений стратегического партнерства. Однако основные противоречия двух стран пустили глубокие корни и их вряд ли можно быстро преодолеть.
Прежде всего, это противоречия, касающиеся идеологии и общественного строя. Китай идет по социалистическому пути с китайской спецификой и отстаивает руководство компартией, а для США это неприемлемо.
Во-вторых, тайваньский вопрос затрагивает суверенитет и территориальную целостность Китая.
В-третьих, в вопросе о безопасности в АТР Китай предлагает утвердить новое понятие безопасности и путем консультаций, диалога и сотрудничества стран АТР решать разногласия, избегать конфликтов и выступать против мышления времен «холодной войны». Между тем Соединенные Штаты укрепляют американо-японский союз, вместе с Японией внедряют и размещают системы противоракетной обороны театра военных действий, заявляя, будто это предпринимается для противостояния Северной Корее. Однако с китайской точки зрения, все шито белыми нитками, и острие этих действий США направлено против Китая. Разумеется, существуют противоречия между КНР и США и в вопросе о «многополярности» и «монополярности».
Следует отметить, что отношения в треугольнике Китай — Россия — США в новом периоде отличаются от конфигурации периода 70-х годов. Тогда они были довольно простыми. Теперешние же отношения в треугольнике весьма сложны и переплетены.
Если взять политические проблемы и проблему безопасности, то КНР и Россия имеют здесь общие интересы и занимают аналогичные или сходные позиции в отношении борьбы против американского гегемонизма. Однако, если рассматривать экономические, научно-технические и культурные отношения, то степень интенсивности китайско-американских связей значительно превосходит китайско-российские отношения в этой области. Российско-американские контакты во многих областях также превосходят китайско-российские. Поэтому российско-китайские отношения стратегического партнерства и взаимодействия отличаются и от китайско-советского союза 50-х годов, нацеленного против США, и от китайско-американского стратегического сотрудничества 70-х годов, нацеленного против СССР. Прежнее объединение США и КНР против Советского Союза, отношения Китая и США с СССР носили антагонистический характер. Теперь же китайско-американские и российско-американские отношения, хотя и содержат в себе серьезные противоречия, однако не являются антагонистическими и представляют собой отношения, где есть и борьба, и сотрудничество.
Могут ли отношения стратегического партнерства и взаимодействия между КНР и Россией вылиться в своем развитии в союз, нацеленный против США и других государств? Первостепенными задачами, стоящими перед Китаем и Россией, являются внутренние реформы и развитие. Для их выполнения необходима благоприятная международная среда и в особенности утверждение отношений мира и сотрудничества с развитыми мировыми державами, включая США. Для Китая и России очевидно, что хотя обе страны располагают в сфере торгово-экономического сотрудничества гигантским потенциалом, однако в заимствовании капиталов и технологий и в осуществлении модернизации обе страны не могут стать друг для друга идеальными партнерами. Поэтому Китай и Россия, выступая против американского гегемонизма, вместе с тем прилагают усилия для улучшения отношений с США. Москва стремится установить «равноправные партнерские отношения», а Китай — «отношения стабильного сотрудничества».
Таким образом, Вашингтон проводит в отношении КНР и России двойственную политику. С одной стороны, путем «контактов» и поддержки он подталкивает развитие Китая и России в желательном для США направлении, а с другой стороны, готовится встретить угрозу, которую через 15-20 лет могут представлять для США Китай и Россия. Иными словами, Соединенные Штаты в настоящее время не считают своими врагами Китай и Россию, и поэтому объективно этим странам нет необходимости создавать антиамериканский союз, тем более, что развитие китайско-российских отношений сопряжено с давлением множества других факторов.
Заключение
Рассмотрев состояние российско-китайских отношений в современный период, можно отметить как положительные моменты, так и негативные тенденции, которые в будущем могут привести к осложнению российско-китайских отношений.
В разработке сценариев трёхстороннего сотрудничества трех держав принципиальным является вопрос: есть ли место третьего в парах двусторонних отношений России, Китая и США?
Отношения между каждой из трех пар характеризуется в целом одни и тем же оценочным набором:
это отношения сотрудничества и одновременно конкуренции; отсюда:
у каждой пары есть свои сферы и направления взаимодействия;
у каждой пары есть свои проблемы.
Роль «третьего» логически прописывается следующим образом: либо быть используемым одной из сторон в своих интересах против другой, как это было в годы «холодной войны»; либо стать фактором углубления сотрудничества пары по существующим сферам взаимодействия; либо содействовать решению существующих в «паре» проблем. По итогам исследования можно сделать вывод, что американский фактор в «паре» Россия-Китай скорее стремится использовать одну из сторон в своих интересах против другой стороны, в данном конкретном случае, использовать Китай. Не секрет, что в американской политике есть две доктрины на все случаи жизни. Основная доктрина называется «один плюс три минус два». При этом первая самая мощная страна дружит с третей (по мощности) против второй. А дополнительная доктрина — это доктрина «кондоминиума», когда две ведущие мировые державы делят между собой зоны интересов и ответственности.
Сегодня Вашингтон может предложить Пекину модель «кондоминиума» в рамках «Большой двойки», и это беспокоит Росси, т.к. непременно окажет влияние на отношения стратегического партнёрства России с Китаем. И если Китай пойдет на двустороннее сближение, то Россия вынуждена будет мягко, но последовательно искать новые варианты сотрудничества с Европой, Индией ли Японией. Однако «Доктрина Большой двойки» раскручивается исключительно с американской стороны, и никто из китайских политиков или экспертов эту тему не поднимает.
Также Россия не стремится быть втянутой в проблемы американо-китайских отношений, связанные с отсутствием взаимного политического доверия между странами и фактором Китая как « политического чужого».
Позиция Москвы, направленная против того, чтобы Вашингтон так или иначе напрямую влиял на внутриполитическое развитие России, внешне вроде бы совпадает с аналогичной позицией Пекина. Однако при этом Россия считает себя все же демократической страной, тогда как Китай — коммунистическим.
Китай не может — в силу своей военно-технической отсталости и нежелания быть втянутым в российско-американские конфликты — содействовать снятию российско-американских противоречий по НАТО, СНВ, ПРО, Грузии, Украине и т.д.
США не видят своей позитивной роли в снятии конфликта и не заинтересованы в ослаблении российско-китайских противоречий в ЦА, в энергетической сфере, по проблемам незаконной иммиграции и т.п.
Новая линия Пекина, которую он начал проводить с 2008 г, направлена на то, чтобы, во-первых, на основе удовлетворяющего Китай уровня политических отношений с Россией, выровнять отстающие торгово-экономические связи, а, во-вторых — на основе глубокой экономической взаимозависимости улучшить политические отношения с Соединенными Штатами, может иметь двоякие последствия.
С одной стороны — это вроде бы путь к выравниваю отношений по всем трем сторонам условного «треугольника» Россия — Китай — США. Но с другой — это риск того, что данная политика может быть настороженно воспринята в Москве как попытка политически дистанцироваться от России в пользу Соединенных Штатов.
Список литературы
1.Брагина Е. КНР на современной мировой арене: между соперничеством и сотрудничеством // Мировая экономика и международные отношения. 2007. №10. С. 110-111.
2.Воскресенский А.Д. Российско-китайское стратегическое взаимодействие и мировая политика / А.Д. Воскресенский; Никитский клуб. — М.: Восток-Запад, 2004. — 124 с. (8 п.л.)
3.Воскресенский А.Д. Китай в контексте глобального лидерства? // Международные процессы. 2004. №2. С. 22-26.
4.Гасюк А. Визит Ху Цзиньтао в США.// Российская газета. 2011. №5387(11).
С. 6.
5.Зиглер Чарльз Э. Стратегия США в Центральной Азии и Шанхайская организация сотрудничества. // Мировая экономика и международные отношения. 2005. №4. С. 18-19.
.Лукин А.Б Российско-китайские отношения: не ослаблять усилий. // Международная жизнь. 2009. №11. С 12-18.
.Ли Цзинцзе. Китайско-российские отношения и американский фактор.// Азия и Африка сегодня. 2002. №3. С. 7-11.
.Николаев С. Центральная Азия в геополитике: американский вектор // Международная жизнь. 2011. №2. С. 43.
10.Оганесян А.В. Тихоокеанский вектор США: «я приду и тебя обойму».// Международная жизнь. 2011. №11. С. 3.
11.Потапов М. Каковы перспективы азиатского гиганта? // Мировая экономика и международные отношения. 2007. №9. С. 122.
.Цзя Цинго. Китай втягивается в международные дела // Международная жизнь. 2011. №6. С 34.
.Виля Гельбрас: «Перспективы китайской миграции на дальнем востоке» [электронный ресурс]. — Режим доступа #»justify»>.Кокарев К.А.: «Американо-китайские отношения на новом этапе» [электронный ресурс]. — Режим доступа: #»justify»>.Хилари Клинтон: «Тихоокеанское столетие США» [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.warandpeace.ru/ru/reports/view/63716/