Государственный бюджет и внебюджетные фонды весьма весомы для любого государства. В каждой стране государственный бюджет — это основной элемент финансовой системы, что считается одним из наиболее значимых механизмов, который позволяет стране реализовывать экономическое и социальное урегулирование, которое играет определяющую роль в создании и развитии экономической структуры каждого современного общества. Внебюджетные фонды, как и бюджет, помогает государственному регулированию социальных процессов, благоприятствует наиболее справедливому распределению общенационального дохода между социальными слоями населения.
Целью работы является изучение статистики государственного бюджета и внебюджетных фондов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Предоставить определение государственному бюджету и установить его ключевые функции;
2. Определить значимость статистики государственного бюджета;
3. Проанализировать структуру систематизации прибыли и затрат государственного бюджета;
4. Исследовать представление внебюджетных фондов и статистики внебюджетных фондов;
5. Рассмотреть историю появления, источники формирования и характерные черты внебюджетных фондов;
6. Предоставить анализ нынешнего состояния социальных внебюджетных фондов РФ;
7. Рассмотреть возможности развития государственного бюджета и внебюджетных фондов.
Объектом курсовой работы является рассмотрение статистики государственного бюджета и внебюджетных фондов.
Предметом курсовой работы является установление сущности государственного бюджета, его значимости, функций, установление систематизации государственного бюджета, а кроме того установление определения внебюджетных фондов, их истории, развитие и определение их классификации.
В ходе написания работы использовались следующие методы:
- аналитический;
- сравнительный;
- исторический;
- метод синтеза;
- абстрактно-логический;
- монографический.
В качестве библиографических источников при написании курсовой работы использовались труды различных отечественных экономистов. Список литературы включает 17 источников. К ним относятся различные учебные пособия, статьи из журналов, а также материалы Интернет (сайты Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Государственной статистики, Министерства финансов).
Внебюджетные фонды
... Объектом исследования курсовой работы являются государственные внебюджетные фонды. Предметом Целью курсовой работы является исследование государственных внебюджетных фондов, их эволюция ... по степени важности и для удовлетворения наиболее насущных из них образовать целевые денежные фонды, тем самым оградив эти потребности от значительного недофинансирования. Эта мера аналогична выделению в бюджете ...
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, семи параграфов объединенных в три главы, заключения и списка источников.
госбюджет доход медицинский страхование
1. Теоретические основы статистического изучения государственного бюджета
1.1 Сущность, значение и функции государственного бюджета
В создании и формировании экономической и общественной структуры общества значительную роль играет государственное урегулирование, осуществляемое в рамках установленной на каждом многознаменательном периоде политической деятельности. Одним из элементов, который позволяет стране осуществлять финансовую и общественную политику, считается финансовая система общества и входящий в ее структуру — государственный бюджет. Непосредственно через государственный бюджет выполняется нацеленное влияние на формирование и применение централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Бюджет — это модель создания и расходования фонда денежных средств, специализированных на финансового обеспечения задач и функций страны и местного самоуправления.
При поддержке государственного бюджета государственные власти приобретают финансовые ресурсы с целью содержания государственного аппарата, армии, реализация общественных мероприятий, осуществление экономических задач, т. е. для исполнения государством порученных функций.
Государственный бюджет, который является основным финансовым планом государства, предоставляет органам власти настоящую экономическую возможность реализации властных полномочий. Бюджет отображает масштабы требуемых государству финансовых ресурсов и устанавливает этим налоговую политику в государстве. Бюджет закрепляет определенные тенденции расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что дает ему возможность выступать в качестве эффективного регулятора экономики.
Одновременно бюджет, возможно, анализировать как экономическую категорию, выражающая конкретные экономические отношения. Его появление и формирование неразрывно связано с возникновением и формированием государства. Государство применяет бюджет в качестве одного из ключевых инструментов обеспечения как непосредственно собственной деятельности, так и важного компонента выполнения экономической и социальной политики.
Как экономическая категория бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присуща денежная форма и основные функции финансов. Поляк Г.Б. Бюджетная система России: Учебник для вузов — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — С.7.
Государственный бюджет выполняет следующие функции:
- перераспределение национального дохода;
- государственное регулирование и стимулирование экономики;
- финансовое обеспечение социальной политики;
- контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.
Дробозина Л.А. Финансы: Учебник для вузов. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 2011. — С.89.
1.2 Статистика государственного бюджета
Статистика государственного бюджета изучает процесс планомерной мобилизации части национального дохода и ее использование в интересах общества. Лукина В.И. Статистика финансов: Учебно-методический комплекс для дистанционного обучения. — Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2010. — С.12.
Государственный бюджет как звено финансовой системы
... контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов [12]. 1.3 Государственный бюджет основное звено финансовой системы. Государственный бюджет является основным звеном страны, утверждаемым Федеральным собранием как закон и занимает центральное место в финансовой системе. Через государственный бюджет государство концентрирует у себя ...
Задачи статистики государственного бюджета состоят в следующем:
- в характеристике структуры и соотношения доходов и расходов;
- в анализе сбалансированности бюджетов (профицит, дефицит);
- учете по операциям со средствами Стабилизационного фонда РФ;
- в отражении поступлений средств от заимствований и расходов на обслуживание и погашение государственного или муниципального долга;
- в изучение связи доходов госбюджета с важнейшими макроэкономическими показателями;
- в прогнозировании доходов и расходов госбюджета.
Елисеева И.И. Статистика, Учебник. — Москва высшее образование, 2013. — С. 359.
Объектом статистического изучения являются все элементы единой бюджетной системы — федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Практическая значимость статистики государственного бюджета выражается в обобщении и подготовке информации, необходимой для анализа и принятия управленческих решений органами государственного и местного управления, для выработки основных направлений экономической и социальной политики.
Характер системы статистических показателей государственного бюджета определяют категории, которые отражают природу различных хозяйственных операций, осуществляемых органами государственного управления с единицами, относящимися к другим секторам экономики. Определение этих категорий важно для правильного отражения экономических операций.
К категориям, определяющим характер системы статистических показателей госбюджета, относятся:
- поступления или платежи;
- поступления (платежи) невозвратные или возвратные;
- поступления (платежи) возмездные или безвозмездные;
- текущие или капитальные поступления (платежи);
- приобретение финансовых активов или принятие обязательств;
- приобретение финансовых активов для проведения государственной политики или управления ликвидностью.
Лукина В.И. Статистика финансов. — Изд. Тюменского государственного университета, 2012. — С. 12-13.
1.3 Бюджетная классификация
Задачей статистики в области классификации государственных бюджетов являются осуществление группировки основных операций сектора государственного управления и создание аналитической базы для определения потребности этих органов в расходах, кредитах и возможности их удовлетворения за счет имеющихся в наличии финансовых ресурсов без привлечения заемных или накопленных за прошлые периоды средств.
Государственный бюджет отражает доходы и расходы сектора государственного управления. Салина В.Н. Статистика финансов. — М. «Финансы и статистика», 2010. — С. 207.
1.3.1 Классификация и показатели доходов государственного бюджета, Доходы бюджета
Доходы бюджета — часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств. Дробозина Л.А. Финансы: Учебник для вузов. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 2011. — С. 123
В процессе образования доходов бюджета происходит принудительное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства.
Доходы бюджета имеют существенные различия по их плательщикам, объектам обложения, методам изъятия, срокам уплаты и др. Но вместе с тем они отличаются единством, так как преследуют одну цель — формирование доходной части бюджетов разных уровней. Поляк Г.Б. Бюджетная система России: Учебник для вузов — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. — С. 305.
В соответствии с общепринятым правилом, доходы подразделяются на налоговые, неналоговые и безвозмездные поступления:
1. Налоговые доходы, которые включают федеральные налоги и сборы, в том числе:
- прямые налоги (налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц и прочие налоги на прибыль или доход);
- налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда (ЕСН);
- налоги на товары и услуги (налог на добавленную стоимость, акцизы и лицензионные сборы).
2. Неналоговые доходы включают:
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности;
- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти;
- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации и иные суммы принудительного изъятия;
- иные неналоговые доходы.
3. Безвозмездные поступления включают перечисления от:
- нерезидентов;
- других уровней власти (средства, перечисляемые по взаимным расчетам);
- государственных внебюджетных фондов;
- государственных предприятий и учреждений;
- международных организаций;
- физических и юридических лиц.
Романенко Е.В. Финансы, денежное обращение и кредит. — М.: Издательство СибАДИ, 2010. — С. 27.
На основе этой классификации изучается структура доходной части бюджета и формируется система макроэкономических показателей, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1 Показатели доходов государственного бюджета Елисеева И.И. Статистика, Учебник. — Москва высшее образование, 2009. — С. 363.
Показатели |
Аналитическое значение |
|
Отношение доходов бюджета к ВВП |
Характеризует перераспределительные процессы в стране посредством государственного вмешательства |
|
Доля доходов разных уровней в консолидированном бюджете |
Характеризует развитие межбюджетных отношений |
|
Отношение сумм налоговых поступлений к ВВП |
Характеризует налогоемкость ВВП |
|
Доля налоговых доходов бюджетов разных уровней в доходах консолидированного бюджета |
Используется при решении проблем бюджетного выравнивания |
|
Отношение налоговых доходов к численности населения |
Используется в качестве косвенной оценки уровня жизни населения |
|
Доля недополученных налоговых доходов в общем объеме налоговых доходов |
Выполняет контрольную функцию |
|
На рисунке 1 показана динамика доходов федерального бюджета. Из рисунка видно, что доходы федерального бюджета в перспективе имеют возрастающую тенденцию, и к 2015 году бюджет достигнет 15615 млрд. рублей.
Структуру доходов федерального бюджета в 2013 году можно увидеть на рисунке 2. Из него видно, что большая часть доходов складывается из доходов от внешнеэкономической деятельности, налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами, а также из налогов на товары, работы и услуги, реализуемые на территории Российской Федерации.
Рис. 1. Динамика доходов федерального бюджета Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации информационно-аналитический раздел Данные Министерства финансов РФ и Федерального казначейства.
Рис. 2. Структура доходов федерального бюджета в 2013 году Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации информационно-аналитический раздел Данные Министерства финансов РФ и Федерального казначейства.
1.3.2 Классификация и показатели расходов государственного бюджета
Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих задач и функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.
Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная — их величину.
Конкретные виды бюджетных расходов определяются рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.д. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.
Расходы федерального бюджета РФ классифицируются:
1) по своей роли в процессе воспроизводства — на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы;
2) по функциональному назначению — на расходы на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятии, оборону страны, содержание аппарата управления, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, на расходы по обслуживанию государственного долга. Дробозина Л.А. Финансы: Учебник для вузов. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 2011. — С. 175.
Расходы государственного бюджета классифицируются по-разному, в зависимости от анализа (табл. 2).
Таблица 2 Классификация расходов государственного бюджета Елисеева И.И. Статистика, Учебник. — Москва высшее образование, 2009. — С. 364.
Вид классификации |
Назначение классификации |
|
Функциональная |
Разграничивает целевые направления финансирования государственной деятельности в соответствии с основными функциями государства |
|
Экономическая |
Разграничивает: — текущие расходы (расходы на товары и услуги, выплату процентов, субсидии); — капитальные расходы (приобретение основного капитала, товаров для создания запасов, приобретения земли) Позволяет оценить влияние государства на процесс расширенного воспроизводства |
|
Ведомственная |
Отражает распределение денежных средств по министерствам и наиболее важным ведомствам. Позволяет контролировать изменения в структуре расходов, связанных с происходящими в стране реформами системы управления |
|
В компетенции Правительства РФ находятся:
- расходы на общие вопросы;
- расходы на национальную оборону и на безопасность;
- расходы на экономику;
- расходы на культуру;
- расходы на здравоохранение;
- расходы на социальную политику и охрану окружающей среды;
- внутренние займы и внешние кредиты под государственную гарантию;
- затраты на чеканку денег и выпуск ценных бумаг.
По своему содержанию бюджетные расходы относятся к платежам, не подлежащим возврату, не создающим и не погашающим финансовых требований. Уманец О.П. Структурная основа федерального бюджета Российской Федерации. // Финансы и кредит. — 2011. — №30. — С. 19.
На рисунке 3 показана динамика расходов федерального бюджета. Из рисунка мы видим, что намечается тенденция увеличения расходов федерального бюджета.
Структура расходов федерального бюджета в 2015 году показана на рисунке 4. Из него мы видим, что большая часть расходов направляется на социальную политику, национальную оборону, а также на национальную безопасность и правоохранительную деятельность.
Рис. 3. Динамика расходов федерального бюджета Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации информационно-аналитический раздел Данные Министерства финансов РФ и Федерального казначейства.
Рис. 4. Структура расходов федерального бюджета в 2015 году Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации информационно-аналитический раздел Данные Министерства финансов РФ и Федерального казначейства.
2. Особенности статистического изучения внебюджетных фондов
2.1 Понятие внебюджетных фондов, их особенности
Внебюджетные фонды представляют собой одно из звеньев государственных финансов.
Внебюджетные фонды — это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности.
Внебюджетные фонды позволяют:
- влиять на процесс производства посредством финансирования, субсидирования и кредитования отечественных предприятий;
- обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;
- оказывать социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом;
- предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам, включая иностранные государства.
Салина В.Н. Статистика финансов. — М. «Финансы и статистика», 2009. — С. 232.
В составе внебюджетных фондов различают Фонд социального страхования РФ, Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Государственный внебюджетный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом Российской Федерации. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики
2.2 Статистика внебюджетных фондов
Статистика внебюджетных фондов изучает закономерности формирования и расходования денежных средств фондов в связи с социально-экономическим назначением каждого из них.
В задачи статистики внебюджетных фондов входит определение объема, динамики, структуры доходов и расходов различных фондов, изучение закономерностей формирования и расходования денежных средств фондов, анализ эффективности функционирования фондов.
В системе показателей статистики внебюджетных фондов представлены абсолютные показатели, отражающие остатки средств на начало и конец периода, объем доходов по источникам формирования и объем расходов по направлениям использования, относительные показатели структуры фондов. Движение средств внебюджетных фондов выражается в форме балансовых уравнений. Салина В.Н. Шпаковская Е.П. Социально-экономическая статистика, Учебник. — М: Финансы и статистика, 2007. — С. 325.
2.3 История возникновения и источники формирования внебюджетных фондов
Появление внебюджетных фондов произошло задолго до возникновения единого центрального денежного фонда государства — бюджета — в виде специальных фондов и особых счетов. С расширением деятельности государство нуждалось во все новых расходах. Средства для их покрытия централизовались в особых фондах и предназначались для специальных целей. Они носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий и отменой их финансирования такие фонды прекращали свое существование. В связи с этим количество специальных фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались. В целом наблюдалась тенденция к увеличению количества и объема специальных фонды.
Множественность специальных фондов создавала определенные финансовые неудобства (в одних фондах наблюдался избыток средств, в других — недостаток) и требовала дополнительных расходов на управление ими. С укреплением централизованного государства начался период унификации фондов. На основе объединения различных фондов был создан государственный бюджет, который после рассмотрения и утверждения парламентом становится законом, обязательным к исполнению.
В современных условиях наряду с бюджетом вновь повышается значение внебюджетных фондов. Дробозина Л.А. Финансы: Учебник для вузов. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 2012. — С. 243-244, 250.
Главная причина возникновения внебюджетных фондов — необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов в специальную группу и обеспечение их самостоятельными источниками доходов. Решение об образовании внебюджетных фондов принимают Федеральное Собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления.
Перед внебюджетными фондами стоят важные задачи:
1. Обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные сферы экономики (например, фонды НИОКР, экологические фонды и др.);
2. Расширить социальные услуги населению с помощью различных специальных фондов.
Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными и изъятию не подлежат. Они имеют, как правило, строго целевое назначение. Обычно наименование фонда отражает направление использования средств.
Создание других фондов обусловлено возникновением новых, ранее неизвестных расходов, которые заслуживают особого внимания со стороны общества. Годин А.М. Бюджетная система РФ. — М.: Дашков и Ко, 2011. — С. 70.
Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных (местных) бюджетов.
Средства из бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства.
Доходы внебюджетных фондов складываются из:
- специальных целевых налогов и сборов, установленных государством для соответствующего фонда;
- отчислений от прибыли хозяйствующих субъектов;
- бюджетных средств;
- прибыли от собственной коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;
- банковских кредитов.
Дробозина Л.А. Финансы: Учебник для вузов. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 2014. — С. 251.
Направление расходования средств, поступающих во внебюджетные фонды, обусловливается назначением фондов, конкретными экономическими условиями и содержанием разработанных и реализуемых программ. Часть средств направляется в учредительскую деятельность, а также вкладывается в ценные бумаги.
2.4 Классификация внебюджетных фондов
2.4.1 Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации
Система обязательного медицинского страхования создана с целью обеспечения конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, закрепленных в статье 41 Конституции Российской Федерации.
Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья.
Важнейшим нормативным правовым актом, регулирующим обязательное медицинское страхование является Закон Российской Федерации «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» № 326-ФЗ от 29 ноября 2010 года.
Закон устанавливает правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в Российской Федерации, определяет средства обязательного медицинского страхования в качестве одного из источников финансирования медицинских учреждений и закладывает основы системы страховой модели финансирования здравоохранения в стране.
Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
Для реализации государственнойполитики в области обязательного медицинского страхования граждан созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Салина В.Н. Статистика финансов. — М. «Финансы и статистика», 2014. — С. 207.
В свойстве субъектов медицинского страхования законом установлены гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение.
В нынешний период времени в РФ сформулированы самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и 86 территориальных фондов обязательного медицинского страхования для осуществления государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составная доля государственного социального страхования.
Страховые медицинские организации совершали обязательное медицинское страхование в 85 субъектах РФ. В Чукотском автономном округе страховые медицинские организации свою деятельность не осуществляют.
Главными источниками доходов бюджетов ТФОМС представляют собой налоги, включительно единый социальный налог в части, который зачисляется на счета ТФОМС, и страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Главными задачами Федерального фонда ОМС являются:
- финансовое обеспечение установленных законодательством Российской Федерации прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования;
- предоставление финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и формирование условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, который предоставляется гражданам на всей территории Российской Федерации в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;
- аккумулирование финансовых средств Федерального фонда ОМС для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования.
Стратегическим направлением деятельности ФОМС является обеспечение исполнения на территории Российской Федерации Закона Российской Федерации №326-ФЗ от 29 ноября 2010 года «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», а также развитие и совершенствование нормативно-методической базы ОМС.
Расходование средств ФОМС осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством, регламентирующим его деятельность, в соответствии с бюджетом, утвержденным федеральным законом. Официальный сайт Федерального фонда обязательного медицинского страхования
Показатели бюджета Федерального Фонда обязательного медицинского страхования показаны в таблице 3. Из таблицы видно, что утвержденная сумма доходов бюджета Федерального Фонда обязательного медицинского страхования с каждым годом увеличивается, также тенденцию увеличения имеет утвержденная сумма расходов Федерального Фонда обязательного медицинского страхования. На данный момент доходы превышают над расходами Федерального Фонда обязательного медицинского страхования и можно наблюдать тенденцию профицита бюджета Федерального Фонда обязательного медицинского страхования. Дробозина Л.А. Финансы: Учебник для вузов. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 2011. — С.89.
Таблица 3 Показатели бюджета Федерального Фонда обязательного медицинского страхования, млрд. руб. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации информационно-аналитический раздел
Показатель |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
|||||||
Утверждено |
Исполнено |
Утверждено |
Исполнено |
Утверждено |
Исполнено |
Утверждено |
Исполнено |
Утверждено |
Исполнено |
Утверждено |
Исполнено |
||
Доходы бюджета Федерального ФОМС |
105,9 |
101,8 |
336,0 |
348,4 |
891,7 |
966,5 |
1059,3 |
261,2 |
1208,8 |
1442,5 |
|||
Расходы бюджета Федерального ФОМС |
110,9 |
109,1 |
336,0 |
310,4 |
891,7 |
932,2 |
1059,3 |
269,3 |
1208,8 |
1442,5 |
|||
Величина дефицита / профицита бюджета ФОМС |
-5,0 |
-7,3 |
0,0 |
38,0 |
0,0 |
34,4 |
0,0 |
-8,1 |
0,0 |
0,0 |
|||
На рисунках 5, 6 и 7 наглядно показаны показатели доходов, расходов и дефицита/ профицита бюджета Федерального Фонда обязательного медицинского страхования.
Рис. 5. Доходы бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации информационно-аналитический раздел Данные отчетности ГВБФ.
Рис. 6. Расходы бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации информационно-аналитический раздел http://info.minfin.ru/ Данные отчетности ГВБФ.
Рис. 7. Величина дефицита/профицита бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации информационно-аналитический раздел Данные отчетности ГВБФ.
2.4.2 Пенсионный фонд Российской Федерации
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) — один из наиболее важных общественных институтов государства. Он является крупнейшей федерационной системой оказания муниципальных услуг в сфере общественного обеспечения в России.
Пенсионный фонд Российской Федерации сформулирован 22 декабря 1990 года Постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» с целью государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его образование помогло ввести совершенно новый процесс финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства были внесены в независимый бюджетный механизм и начали создаваться за счёт поступления неотъемлемых страховых вкладов. Положением о Пенсионном фонде России, которое утверждено 27 декабря 1991 года, был установлен целенаправленный характер денежных средств Пенсионного фонда, и прикреплен запрет на их изымание из бюджета ПФР на иные цели.
Первоначально главной задачей Пенсионного фонда России являлся сбор страховых вкладов на субсидирование выплаты пенсий по старости, инвалидности и в случаю потери кормильца. Но ещё в 1992 году в некоторых регионов государства был совершен эксперимент по формированию единых пенсионных служб (ЕПС), которые осуществляются одновременно назначение и выплату пенсий. Последующим этапом развития данного процесса являлся Указ Президента РФ от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации». Он предлагал органам региональной власти согласовать с Пенсионным фондом РФ соглашения о передаче территориальным органам ПФР полномочий по назначению и выплате пенсий, которые находятся на тот период у органов общественной защиты регионов.
В 1997 году вступил в действие Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования» № 27-ФЗ. Наряду с этим законом, важную значимость для повышения величины размера пенсии получил не общий трудовой стаж, а учтённый страховой стаж и величина платежей, осуществляемых в интересах сотрудника его руководителя. В системе Пенсионного фонда сформулирован Информационный центр персонифицированного учёта для обеспечения эффективного взаимодействия со многими территориальными отделениями ПФР и для ведения базы данных персонифицированного учёта центрального уровня
В последующем система страховых взносов была подкреплена Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в случае с которым внесен новый статус ПФР, как страховщика и государственного учреждения. Кроме того задействован порядок уплаты страховых вкладов на необходимое пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.
Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» все больше увеличивал функции ПФР и принес перемены в процедуру появления и осуществлении прав граждан на трудовые пенсии.
Вложение средств пенсионных накоплений реализовывает Пенсионный фонд с помощью управляющих компаний, которые выбираются гражданами, или негосударственными пенсионными фондами.
С 2005 года на Пенсионный фонд препоручены задачи по зачислению гражданам ежемесячных выплат в денежной форме и развитие их прав по приобретению государственно-социальной помощи в форме набора общественных услуг.
С 2007 года Пенсионный Фонд ввел дополнительную функцию — выдача сертификатов на материнский (семейный) капитал.
Из-за принятия летом 2009 года ряда законодательных актов, изменивших 1 января 2010 года в большом масштабе российскую пенсионную систему, сфера деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации довольно увеличилась. Пенсионный фонд использовал валоризацию пенсий. Валоризация представляет собой переоценку расчетного пенсионного капитала, направленную непосредственно на ту часть населения, которая имеет большой «советский» трудовой стаж. Таким образом, единый общественный налог (ЕСН) с 1 января был изменен страховыми вкладами в ПФРФ, Фонд социального страхования Российской Федерации и Фонды обязательного медицинского страхования.
В структуру Пенсионного фонда входят : 8 Управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 81 Отделение Пенсионного фонда в субъектах РФ ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также свыше 2 500 территориальных управлений во всех регионах государства.
Пенсионный фонд выполняет несколько социально значимых функций:
- подсчет страховых денег, которые поступают согласно пенсионному страхованию;
- предназначение и оплата пенсий;
- предназначение и осуществление общественных выплат единичным категориям людей: ветеранам, инвалидам, инвалидам в ходе войны, Героям СССР, Героям РФ и др.
- олицетворенный подсчет соучастников системы непременного пенсионного страхования;
- взаимодействие с работодателями — плательщиками страховых пенсионных вкладов;
- предоставление сертификатов на приобретение материнского (семейного) капитала;
- управление средствами пенсионной системы;
- осуществление Программы государственного финансирования пенсии. Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации
Показатели бюджета Пенсионного фонда показаны в таблице 4. Из таблицы видно, что утвержденная сумма доходов бюджета Пенсионного фонда с каждым годом увеличивается, также тенденцию увеличения имеет утвержденная сумма расходов Пенсионного фонда. На протяжении с 2006 года наблюдается тенденция профицита бюджета Пенсионного фонда, доходы превышают над расходами Пенсионного фонда.
Таблица 4 Показатели бюджета Пенсионного фонда, млрд. руб. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации информационно-аналитический раздел Данные отчетности ГВБФ.
Показатель |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
|||||||
Утверждено |
Исполнено |
Утверждено |
Исполнено |
Утверждено |
Исполнено |
Утверждено |
Исполнено |
Утверждено |
Исполнено |
Утверждено |
Исполнено |
||
Доходы бюджета Пенсионного фонда |
4680 |
4610 |
5137 |
5255 |
5696 |
5890 |
6343 |
1441 |
6894 |
4 233 |
7787 |
4 568 |
|
Расходы бюджета Пенсионного фонда |
4398 |
4249 |
4822 |
4922 |
5407 |
5451 |
6088 |
1351 |
6722 |
4 123 |
7431 |
3 265 |
|
Величина дефицита / профицита бюджета Пенсионного фонда |
282 |
360 |
314 |
333 |
289 |
439 |
254 |
89 |
172 |
114 |
355 |
202 |
|
На рисунках 8, 9 и 10 наглядно показаны показатели доходов, расходов и дефицита/профицита бюджета Пенсионного фонда.
Рис. 8. Доходы бюджета Пенсионного фонда Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации информационно-аналитический раздел Данные отчетности ГВБФ.
Рис. 9. Расходы бюджета Пенсионного фонда Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации информационно-аналитический раздел Данные отчетности ГВБФ.
Рис. 10. Величина дефицита/профицита бюджета Пенсионного фонда Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации информационно-аналитический раздел Данные отчетности ГВБФ.
2.4.3 Фонд социального страхования Российской Федерации, Концепция о неотъемлемом
Минуя 14 лет, 2 июня 1903 г. был постулирован первый общероссийский закон «О вознаграждении рабочих, которые потерпели несчастные случая, членов их семейств, в фирмах фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности».
Принятый закон в 1903 году включал в себя не только лишь неотъемлемое страхование работников, а также содержал в себе серию статей, имеющих существенную значимость с целью развития в РФ государственного общественного страхования.
Первое после революции положение об общественном обеспечении рабочих вступило в силу в 1918 году. Оно давало гарантию об обеспечение абсолютно всех нанятых рабочих, независимо от вида труда, пособиями вследствие скоротечной утраты заработка в связи со здоровьем, беременностью и другими семейными обстоятельствами, увечьем. С 1922 года оплата пособий была вручена предприятиям в счет страховых вкладов.
В 1929 году государственное общественное страхование приобрело общий бюджет. А с 1931 года из-за соцстраховских средств начато субсидирование санаторно-курортного лечения и развлечений в специализированных органах (санатории, пансионаты, развлекательные центры), а кроме того субсидирование младенческих оздоровительных лагерей. С 1933 года общественное автострахование передалось под руководство советских профсоюзов.
С 1 января 1991 года на основе Постановления Совета Министров РСФСР и Федерации автономных профсоюзов от 25 декабря 1990 года 600/9-3 «Об усовершенствование управления и режима субсидирование затрат на общественное автострахование рабочих РСФСР» был создан внебюджетный Фонд социального страхования РФ. С 1993 года Фонд является финансово-кредитной корпорацией при Правительстве РФ.
Руководство системой неотъемлемого общественного страхования проводится Правительством РФ в соответствии с Конституцией РФ.
В настоящее время Фонд предполагает собою специальную структуру, которая обеспечивает деятельность всей многоуровневой системы государственного общественного страхования.
Бюджет Фонда, равно как и других государственных внебюджетных фондов, не вступает в состав консолидированного бюджета РФ и ратифицируется в форме автономного федеративного закона.
В рамках собственной работы Фонд реализовывает финансовое предоставление затрат по обязательному общественному страхованию на случай скоротечной нетрудоспособности и в случае материнства, по обязательному общественному страхованию от несчастных происшествий на производстве и специальных заболеваний, кроме того выполнение государственных функций, которые возлагаются на Фонд.
С 1 января 2005 года на Фонд возложена цель по осуществлению федерального закона от 22.08.2004 122-ФЗ в области предоставления гражданам общественных услуг в виде путевом на санаторно-курортное лечение, также их бесплатный проезд к участку лечения и назад за счет вложений федерального бюджета.
Наряду с распоряжением Правительства РФ от 12.12. 2004 года «О утверждении закона обеспечения в 2005 году инвалидов промышленными средствами помощи, единичных категорий людей из количества ветеранов протезами, протезно-ортопедическими продуктами из-за расчет средств федерационного бюджета» на Фонд кроме того возложена задача согласно обеспечиванию инвалидов, единичных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета.
Отделения Фонда созданы на территориях всех субъектов Российской Федерации.
Фонд организует исполнение бюджета государственного социального страхования, утверждаемого ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального страхования. В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются государственные программы по совершенствованию социального страхования, охраны здоровья работников. Официальный сайт Фонда социального страхования Российской Федерации
Показатели бюджета Фонда социального страхования показаны в таблице 5. Из таблицы видно, что утвержденная сумма доходов бюджета Фонда социального страхования с каждым годом увеличивается, также тенденцию увеличения имеет утвержденная сумма расходов Фонда социального страхования. На данный момент доходы превышают над расходами Фонда социального страхования и можно наблюдать тенденцию профицита бюджета, хотя совсем недавно был дефицит бюджета.
Таблица 5 Показатели бюджета Фонда социального страхования, млрд. руб. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации информационно-аналитический раздел Данные отчетности ГВБФ.
Показатель |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
|||||||
Утверждено |
Исполнено |
Утверждено |
Исполнено |
Утверждено |
Исполнено |
Утверждено |
Исполнено |
Утверждено |
Исполнено |
Утверждено |
Исполнено |
||
Доходы бюджета Фонда |
425,49 |
463,78 |
458,82 |
558,59 |
579,56 |
285,85 |
590,27 |
61,95 |
662,57 |
205, 6 |
719,82 |
478,17 |
|
Расходы бюджета Фонда |
453,82 |
491,20 |
456,87 |
497,57 |
577,22 |
186,29 |
606,52 |
45,55 |
654,58 |
134, 7 |
709,01 |
421,13 |
|
Величина дефицита / профицита бюджета Фонда |
-28,33 |
-27,42 |
1,94 |
61,03 |
2,34 |
99,56 |
-16,25 |
16,41 |
7,98 |
3, 9 |
10,80 |
4, 54 |
|
На рисунках 11, 12 и 13 наглядно показаны показатели доходов, расходов и дефицита/профицита бюджета Фонда социального страхования.
Рис. 11. Доходы бюджета Фонда социального страхования Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации информационно-аналитический раздел Данные отчетности ГВБФ.
Рис. 12. Расходы бюджета Фонда социального страхования Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации информационно-аналитический раздел Данные отчетности ГВБФ.
Рис. 13. Величина дефицита/профицита бюджета Фонда социального страхования Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации информационно-аналитический раздел Данные отчетности ГВБФ.
3. Перспективы развития бюджетной политики и внебюджетных фондов
Качество бюджетной политики во многом определяет поступательное динамическое развитие любого государства, его устойчивость перед лицом различных шоков. Приоритеты бюджетной политики (расширенное заседание коллегии Минфина России).
// Финансы. — 2012. — №5. — С. 3.
В основу бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов положены стратегические цели развития страны, сформулированные в указах Президента РФ от 7 мая 2014 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также основные положения Бюджетного послания Президента РФ о бюджетной политике в 2015 — 2017 годах.
Основными целями бюджетной политики на 2015 г. и среднесрочную перспективу являются:
1. укрепление макроэкономической стабильности и обеспечение бюджетной устойчивости;
2. разработка долгосрочной бюджетной стратегии на период до 2030 г.;
3. определение параметров развития пенсионной системы;
4. обеспечение условий для формирования и исполнения Федерального закона о федеральном бюджете на 2014-2016 годы в программном формате;
5. создание условий для оказания качественных государственных услуг;
6. разработка и реализация нового этапа развития межбюджетных отношений;
7. совершенствование системы управления государственными активами и обязательствами РФ;
8. обеспечение прозрачности и открытости бюджетного процесса. Основные направления бюджетной политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов.// Финансы. 2012. — №8. — С. 15.
Основные социальные приоритеты бюджетной политики в 2015 — 2017 годах:
- безусловное исполнение законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций в сфере социальной защиты населения (с учетом изменений законодательства РФ, направленных на повышение адресности предоставления социальной помощи, применение принципа оценки нуждаемости при установлении мер социальной поддержки);
- обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда РФ и дальнейшего развития пенсионной системы;
- обеспечение обязательств в сфере образования, здравоохранения, культуры с учетом определения объема гарантированных государственных (муниципальных) услуг в данных сферах и формирования единых нормативных затрат на их оказание, а также вступления в силу положений Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;
— обеспечение реализации первоочередных задач социальной сферы, поставленных в указах Президента РФ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения», «О мерах по реализации демографической политики». Официальный сайт КонсультантПлюс Основные направления бюджетной политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов.
Заключение
Государственный бюджет и внебюджетные фонды очень значимы для государства.
Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Статистика государственного бюджета изучает процесс планомерной мобилизации части национального дохода и ее использование в интересах общества.
Государственный бюджет отражает доходы и расходы сектора государственного управления.
Доходы бюджета представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих задач и функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.
Внебюджетные фонды являются одним из звеньев государственных финансов.
Внебюджетные фонды — это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности.
Статистика внебюджетных фондов изучает закономерности формирования и расходования денежных средств фондов в связи с социально-экономическим назначением каждого из них.
Появление внебюджетных фондов произошло задолго до возникновения единого центрального денежного фонда государства — бюджета — в виде специальных фондов и особых счетов. С расширением деятельности государство нуждалось во все новых расходах. Средства для их покрытия централизовались в особых фондах и предназначались для специальных целей. Они носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий и отменой их финансирования такие фонды прекращали свое существование. В связи с этим количество специальных фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались. В целом наблюдалась тенденция к увеличению количества и объема специальных фонды.
В составе внебюджетных фондов Российской Федерации различают Фонд социального страхования РФ, Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Список литературы
1. Годин А.М. Бюджетная система РФ: учебное пособие для студентов ВУЗов. — М.: Дашков и Ко, 2011. — С. 69-71.
2. Дробозина Л.А. Финансы: Учебник для вузов. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 2012. — С. 89-25.
3. Елисеева И.И. Статистика, Учебник. — Москва высшее образование, 2013. — С. 359-365.
4. Лукина В.И. Статистика финансов: Учебно-методический комплекс для дистанционного обучения. — Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2012. — С. 8-19.
5. Основные направления бюджетной политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов.// Финансы. 2012. — №8. — С. 15-24.
7. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации информационно-аналитический раздел
8. Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации
9. Официальный сайт Федерального фонда обязательного медицинского страхования
10. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики
11. Официальный сайт Фонда социального страхования Российской Федерации