Статистика финансов

Внимание!

Если вам нужна , то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Гарантии Отзывы

Финансы – реально существующие в обществе производственные отношения, имеющие денежную форму выражения. Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Объект статистического изучения финансов включает образование и использование финансовых ресурсов, кредит и денежное обращение. Финансы – неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно инструмент государственного регулирования. В рамках курса национального счетоводства и макроэкономической статистики особое внимание следует обратить на статистику государственных финансов, денежного обращения и кредита, которые являются взаимосвязанными процессами на макроуровне.

Глава 1. Методы статистики государственных финансов и налогообложения

1.1. Задачи статистики государственных финансов и налогообложения

Государственные финансы – важная сфера финансовой системы страны. Под государственными финансами понимаются денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости валового внутреннего продукта и валового национального дохода, а также части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием государственных средств на нужды обороны и управления, социально-культурные потребности членов общества, производственно-экономические и научно-технические программы. Согласно отечественным традициям государственные финансы включают бюджеты различных уровней государственного управления, финансы государственных предприятий, государственный кредит, внебюджетные фонды.

Важную роль в составе государственных финансов играют бюджетные взаимосвязи на федеральном, территориальном и местном уровне. С помощью бюджетных отношений в распоряжение государственных структур мобилизуется значительная часть национального дохода. Отдельное звено в составе государственных финансов образуют внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды различают по функциональному назначению (имеющие экономический, социальный или природоохранный характер) и по уровням управления (общегосударственный, территориальный и региональный).

8 стр., 3590 слов

Государственные финансы понятие, структура, функции

... роль в системе государственных финансов играет государственный бюджет, который аккумулирует свыше 50% национального дохода и ... государственных финансов, во-первых, существенно расширено вступившим в силу Бюджетным кодексом РФ за счет законодательного определения трехуровневой бюджетной системы, отдельного вынесения категории государственного долга, а также финансов государственных внебюджетных ...

Тенденции развития статистики государственных финансов таковы, что показатели собственно бюджета и показатели внебюджетных фондов могут отражаться в едином блоке – статистике государственного бюджета. Так как в условиях рыночной экономики преобладающая часть доходной части бюджета – это налоговые поступления, то имеет смысл рассмотреть статистику государственных финансов под углом зрения бюджета.

Важнейшим разделом статистики государственных финансов является статистика государственного бюджета.

Государственный бюджет

  • — важный инструмент государственного регулирования экономики, определяющий формы и методы образования государственных финансовых ресурсов и направления их использования в интересах общества, а особенно социально слабо защищенных категорий населения. Согласно международным стандартам объектом статистики государственных финансов являются финансы всех уровней управления, включая также финансы местных органов самоуправления. Основной задачей статистики государственного бюджета является характеристика его основных показателей, определяющих содержание и направленность фискальной политики. Конкретной задачей статистики государственного бюджета является определение основных его параметров:

1) общей величины доходов и расходов государственного бюджета, размера превышения расходов над доходами (дефицит) или доходов над расходами (профицит);

2) структуры доходов государственного бюджета;

3) структуры расходов государственного бюджета;

4) размеров государственного внутреннего долга;

5) источников финансирования бюджетного дефицита;

6) влияния фискальной политики на экономический рост и уровень жизни населения;

7) эффективности проведения государством фискальной политики.

Практическая статистика государственных финансов обобщает данные и подготавливает статистическую информацию, необходимую для анализа и планирования деятельности учреждений государственного управления и выработки экономической политики.

Законодательной базой для разработки государственного бюджета является Бюджетный кодекс Российской Федерации. В соответствии с действующим порядком разработка единой методологии сопоставления бюджетов всех уровней (консолидированный бюджет РФ, федеральный консолидированный бюджет субъектов РФ, муниципальный) и отчетов об их исполнении возложена на Министерство финансов РФ. Разработка бюджета осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

1.2. Определения и показатели статистики государственного бюджета

Одной из важнейших категорий, применяемых в статистике государственного бюджета, является “сектор государственного управления”. Важность этой категории состоит в том, что определение сектора позволяет установить тот круг институционных единиц – государственных организаций и учреждений, доходы и расходы которых подлежат отражению в государственном бюджете. В этот сектор входят единицы, деятельность которых связана с выполнением государством функции управления. Эта функция заключается в проведении государственной политики посредством предоставления услуг нерыночного характера и в перераспределении доходов и богатства.

15 стр., 7245 слов

Государственное управление финансами в Российской Федерации

... управления государственными финансами» необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования. Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Управление государственными финансами» ... нормативы по отчислениям от сборов и налогов в бюджеты и единый способ расчета денежной помощи. Система финансов ...

Характер системы статистических показателей государственного бюджета определяют категории, которые отражают природу различных хозяйственных операций, осуществляемых органами государственного управления с единицами, относящимися к другим секторам экономики. Это такие категории, как: поступления или платежи;

  • поступления (платежи) невозвратные или возвратные;
  • поступления (платежи) возмездные или безвозмездные;
  • текущие или капитальные поступления (платежи);
  • приобретение финансовых активов или принятие обязательств;
  • приобретение финансовых активов для проведения государственной политики или управления ликвидностью.

Категории поступлений или платежей (возвратных или невозвратных) относятся ко всем экономическим операциям.

Категории возмездных или безвозмездных поступлений и текущих или капитальных поступлений касаются только невозвратных операций.

При осуществлении любой экономической операции предполагается наличие двух сторон, которые называются участниками операции. В большинстве операций задействованы два встречных потока: один поток направляется участнику операции (поступления), другой поток – от него (платежи).

Платежи или поступления называются возвратными в том случае, если обратный поток представляет собой договорные обязательства с фиксированным сроком погашения. Если же обратный поток осуществляется в иной форме, то платежи или поступления считаются невозвратными.

Невозвратные платежи и поступления называются возмездными в том случае, если обратный поток представляет собой платежи посредством товаров и услуг. Если же поток товаров и услуг отсутствует, то невозвратные платежи или поступления являются безвозмездными.

Деление поступлений (платежей) на текущие или капитальные связана с их целевым назначением. Операции с капиталом включают поступления (платежи), связанные с приобретением, созданием или продажей активов, срок использования которых в процессе производства составляет более одного года (включая нематериальные активы и землю).

Безвозмездные капитальные платежи классифицируются на официальные трансферты капитала, если они получены из государственных источников, и на капитальные трансферты, если они получены из негосударственных источников.

Возвратные финансовые операции делятся на операции, связанные с возникновением обязательств учреждений государственного управления по отношению к другим секторам, и на операции, в результате которых у других секторов возникают обязательства по отношению к государственным учреждениям.

Основным методологическим документом в области стандартов формирования статистических данных является «Руководство по статистике государственных финансов», разработанное Международным валютным фондом (МВФ).

Действующая редакция Руководства была опубликована в 2001 г. (Приложение 1).

Внимание!

Если вам нужна , то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Гарантии Отзывы

К основным показателям государственного бюджета относятся:

В статистике государственного бюджета используются абсолютные и относительные показатели.

23 стр., 11238 слов

Расходы федерального бюджета, их состав, структура, динамика с 2007 года

... соответствии с законами о бюджетах на соответствующий финансовый год. Государственный бюджет, как и всякий баланс, предполагает выравнивание доходов и расходов. Однако, как правило, при принятии бюджета планируемые поступления и расходы не совпадают. Превышение доходов ...

К абсолютным показателям статистики государственного бюджета относятся:

Внимание!

Если вам нужна , то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Гарантии Отзывы

1) налоги – это обязательные безвозвратные платежи, которые поступают в бюджет. Бюджетные доходы делятся на текущие и капитальные доходы. В составе текущих доходов выделяют налоговые и неналоговые поступления;

2) неналоговые поступления – это возмездные поступления (доходы от собственности, поступления от случайных продаж, кассовая прибыль ведомственных предприятий и др.) и некоторые безвозмездные поступления (частные пожертвования, штрафы и др.);

3) официальные трансферты – это безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления, имеющих нерегулярный, единовременный, добровольный характер в виде субвенций, дарений, репараций;

4) расходы – это вся совокупность невозвратных платежей вне зависимости от их возвратности и целей расходования (текущие или капитальные);

5) чистое кредитование (кредитование минус погашение)

  • — это вся совокупность операций учреждений государственного управления с финансовыми требованиями по отношению к другим секторам, которые осуществляются в целях проведения государственной политики. В данную категорию включается предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм возвращенных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала.

6) дефицит (или профицит)

  • — это итоговый показатель финансовой деятельности государства. С точки зрения финансирования дефицит может быть определен следующим образом:

Дефицит (превышение расходов над доходами) = (Заимствование – Погашение долга) + Уменьшение остатков ликвидных финансовых средств.

Финансовое положение страны принято считать нормальным, если уровень бюджетного дефицита по отношению к ВВП не превышает 3 %.

Профицит (превышение доходов над расходами) = (Погашение – Заимствование) + Увеличение остатков ликвидных финансовых средств.

7) государственный долг – это неоплаченная сумма официально признанных прямых обязательств учреждений государственного управления перед другими секторам экономики и остальным миром. В государственный долг не включаются:

а) внутренние и межструктурные долги различных подсекторов государственного управления;

б) обязательства органов денежно-кредитного регулирования;

в) необслуживаемые долги, выплата процентов по которым прекращена на неопределенный срок;

г) любая текущая задолженность по неоплаченным обязательствам.

На основании абсолютных показателей статистики государственного бюджета рассчитываются относительные статистические показатели, характеризующие экономическую деятельность сектора государственного управления:

Анализ выполнения бюджета (для России возможны следующие варианты: консолидированный бюджет, федеральный и территориальные бюджета) может быть осуществлен путем исчисления относительных величин выполнения плана по доходам и расходам в целом, а также в разрезе их видов и целевого использования. Статистика может измерить влияние факторов, обусловивших отклонения от плана. Например, исходными для налоговых доходов могут быть два фактора: изменение налоговой базы и изменение налоговой ставки.

Влияние первого фактора – размера налоговой базы на абсолютный прирост величины налога – можно рассчитать по формуле

Прирост Н б = (Б1 – БО) * СО.

Абсолютный прирост величины налога, обусловленный соответственно изменением налоговой ставки, рассчитывается по формуле

Прирост Н с = (С1 – СО) * Б1,

где Прирост Н б и Прирост Нс – абсолютный прирост величины налога, обусловленный соответственно изменением налоговой базы и налоговой ставки;

Б1 и Б0 – размер налоговой базы в отчетном и базисном (плановом) периодах;

С1 и СО – уровень налоговой ставки в отчетном и базисном периодах.

Алгебраическая сумма прироста налогов за счет этих двух факторов должна показать общий прирост суммы налоговых доходов по анализируемому виду налогов.

1.3. Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации

Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на иные уровни власти.

Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации являются разделы, определяющие расходование бюджетных средств на выполнение функций государства.

Вторым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации являются подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.

Классификация целевых статей расходов федерального бюджета образует третий уровень функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и отражает финансирование расходов федерального бюджета по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств федерального бюджета в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Внимание!

Если вам нужна , то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Гарантии Отзывы

Классификация видов расходов бюджета образует четвертый уровень функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и детализирует направления финансирования расходов бюджета по целевым статьям.

Функциональная классификация расходов всех уровней бюджетной системы, отраженная в п. 1 комментируемой статьи БК РФ подразумевает выделение отдельных групп расходов в соответствии с направлениями расходования бюджетных средств. Выделяется одно общее направление расходования – выполнение основных функций государства.

В соответствии с общей теорией государства и права к числу основных внешних функций государства относятся:

1) оборона страны;

2) обеспечение мира и поддержка мирового порядка;

3) интеграция в мировую экономику и сотрудничество с другими странами в решении глобальных мировых экономических проблем и др.

К числу основных внутренних функций государства относятся:

1) экономическая

  • — развитие экономики страны, налогообложение и взимание налогов, охрана всех форм собственности;

2) социальная – развитие общества;

3) развитие науки, культуры и образования;

4) правоохранительная и правозащитная;

5) экологическая и др.

Кроме того, законодатель отдельно выделяет такое направление расходования бюджетных средств, как реализация нормативно-правовых актов РФ и субъектов РФ, а также выполнение отдельных полномочий, делегированных вышестоящими органами власти нижестоящим.

В п. 2, 3, 4, 5 комментируемой статьи БК РФ соответственно выделяются первый, второй, третий и четвертый уровни классификации расходов бюджетов РФ. Итак, в рамках функциональной классификации расходов проводится следующее иерархическое разделение на вышестоящие и нижестоящие уровни:

– I уровень

  • — выделение разделов по направлениям расходования бюджетных средств федерального, регионального и муниципального бюджетов в целях финансирования выполнения отдельных функций государства;

– II уровень

  • — выделение подразделов по направлениям расходования бюджетных средств федерального, регионального и муниципального бюджетов в целях финансирования выполнения отдельных мероприятий в рамках одной государственной функции;

– III уровень

  • — выделение целевых статей по направлениям расходования средств только федерального бюджета в целях финансирования деятельности главных распорядителей средств федерального бюджета в пределах подразделов функциональной классификации расходов;

– IV уровень

  • — детализация расходования бюджетных средств в рамках целевых статей.

Более подробная функциональная классификация расходов бюджетов предусмотрена в Законе о бюджетной классификации.

Ведомственная классификация расходов бюджета в основе имеет ведомственный признак группировки. Первым уровнем ведомственной классификации является перечень прямых получателей средств из федерального бюджета. Этот перечень содержит 168 адресов. Выделены все федеральные министерства и наиболее важные ведомства. Кроме того, как принято в других странах, в качестве самостоятельных организационных компонентов показаны органы законодательной, судебной власти и исполнительный аппарат президента и правительства.

Глава 2. Статистика денежного обращения и кредита, 2.1. Задачи статистики денежного обращения и кредита

Денежное обращение – это движение денег во внутреннем обороте в наличной и безналичной форме в процессе обращения товаров, оказания услуг и совершения различных платежей. Денежное обращение обслуживает движение не только товаров и услуг, но и ссудного и фиктивного капитала. Значительная часть платежного оборота в странах рыночной экономики приходится на финансовые операции, т.е. на сделки с различными видами ценных бумаг, ссудные операции, налоговые платежи и прочие финансовые сделки. Большая часть денежного оборота осуществляемся в безналичной форме, что связано с резким увеличением платежно-расчетных операций.

Денежно-кредитное регулирование – составная и важнейшая часть мероприятий правительства по регулированию рыночной экономики. Это система мероприятий государства, направленных на стабилизацию денежного обращения, валютной системы, улучшение функционирования кредитной системы. Путем изменения денежной массы кредитных ресурсов государство воздействует на экономику.

Задачи статистики денежного обращения сводятся к следующему:

  • определение денежной массы и ее структуры;
  • отображение денежного обращения и оценка факторов, влияющих на обесценивание денег;
  • характеристика кредитной политики;
  • статистическое изучение форм кредита;
  • изучение ссудного процента.

2.2. Категории, классификации и система статистических показателей денежного обращения

Система статистических показателей, характеризующих денежное обращение, опирается на категории, связанные с функциями денег, определениями денежной массы и ее структуры.

  1. Деньги в качестве меры стоимости используются для измерения, сравнения стоимостей различных товаров и услуг.
  2. Деньги выполняют функцию средства обращения, если используются для покупки товаров и оплаты услуг. Являясь всеобщим эквивалентом, деньги позволяют производить куплю-продажу разнообразных товаров, они принимаются каждым продавцом и обеспечивают всеобщую покупательную способность.
  3. Деньги являются средством накопления. Эта функция состоит в сохранении стоимости, образующейся после реализации товаров и услуг, для совершения операций в будущем.
  4. Во внешнеэкономических отношениях деньги функционируют как мировые деньги.

В соответствии с указанными функциями система показателей, отображающих систему денежных отношений, включает следующие показатели:

  • денежную массу, ее структуру;
  • обеспеченность денежными знаками обращения общественного производства и покупательная способность денежной единицы (национальной валюты);
  • операции на счетах, с депозитами, золотым запасом государства;
  • операции с валютой в международных экономических отношениях.

В процессе обращения товаров, оказания услуг и совершения различных платежей осуществляется движение денег во внутреннем обороте в наличной и безналичной форме. Всю денежную массу можно представить как совокупный денежный агрегат (обозначим его М 3 ), включающий в качестве составных частей денежные агрегаты М0 , М1 , М2 . При построении этих агрегатов каждая последующая величина возрастает на предыдущую.

М 3 – денежная масса в обороте, измеряемая совокупным объемом покупательных и платежных средств, обслуживающих хозяйственный оборот и принадлежащих частным лицам, предприятиям и государству.

В России исчисляются четыре показателя. В российской практике категория “совокупная денежная масса” (денежный агрегат М 3 ) близка международным стандартам, хотя имеются некоторые различия в понимании и в трактовке ее составляющих – денежных агрегатов М1 , М2 .

В России в качестве наиболее универсального показателя денеж­ной массы применяется денежный агрегат М 2

Таблица 1. Денежные агрегаты

Денежные агрегаты Инструменты
М 0 – денежная наличность Национальная денежная наличность
М 1 – деньги в узком смысле слова М 0 плюс депозиты до востребования
М 2 – деньги в узком смысле слова плюс близкие категории М 1 плюс срочные и накопительные депозиты; депозиты в ин. валюте; депозитные сертификаты; перекупаемые ценные бумаги по соглашению.
М 3 – деньги в широком смысле слова М 2 плюс дорожные чеки, коммерческие бумаги
от М 4 к М6 или агрегат L (ликвидность) М 3 плюс ликвидные государственные ценные бумаги; свободно обращающиеся облигации; пассивы других финансовых посредников.

Самостоятельным компонентом денежной массы является показатель «денежная база». Денежная база включает денежный агрегат М 0 плюс денежные средства в кассах банков, обязательные резервы коммерческих банков в Центральном банке. Для контроля за динамикой денежной массы, анализа возможностей коммерческих банков расширять объемы кредитных вложений в экономику используется показатель «денежный мультипликатор». Денежный мультипликатор – это коэффициент, который служит мерой увеличения денежной массы в обороте за счет роста банковских резервов. Он рассчитывается по формуле:

где М 2 – денежная масса в обращении;

H – денежная база;

С – наличность;

D – депозиты;

R – резервы коммерческих банков;

Предельная величина денежного мультипликатора равна величине обратной ставки обязательных резервов, устанавливаемых Центральным банком для коммерческих банков.

Вопросы соответствия количества денежных знаков объему обращения и факторов обесценения денег статистически изучаются посредством ряда показателей, среди которых:

  1. количество денежных единиц, необходимых в данный период для обращения;
  2. масштабы опережения произведения количества денег на скорость обращения над произведением уровня цен на товарную массу;
  3. показатель инфляции.

В соответствии с экономическим законом денежного обращения в каждый данный период количество единиц, необходимых для обращения (Д), определяется следующей формулой:

где Ц – сумма цен товаров, подлежащих реализации;

В – сумма цен товаров, платежи по которым выходят за рамки данного периода;

П – сумма цен товаров, проданных в прошлые периоды, сроки платежей по которым наступили;

ВП — сумма взаимопогашаемых платежей;

С.о — скорость оборота денежной единицы (сколько раз в году оборачивается рубль).

В упрощенном виде эта формула выглядит так:

где М – масса реализуемых товаров;

СЦ – средняя цена товара.

Из вышеприведенной формулы получаем равенство (уравнение обмена):

Следовательно, произведение количества денег на скорость обращения (Д*С.о) равно произведению товарной массы на уровень цен (М*СЦ).

Когда равенство нарушается Д*С.о > М*СЦ, происходит обесценение денег.

Обесценение денег, проявляющееся в росте цен на товары и услуги (инфляция), – следствие переполнения каналов денежного обращения деньгами сверх потребностей производства и товарооборота. Инфляция, как правило, измеряется при помощи двух индексов дефляторов: дефлятора ВВП и индекса потребительских цен. Чаще всего для измерения инфляции (в потребительском секторе экономики) применяется индекс потребительских цен. К числу важных показателей статистики денежного обращения относится показатель изменения покупательской силы рубля (I П.С.Р ), который измеряется как обратная сторона индекса потребительских цен (IП.Ц ) В самом общем виде этот индекс имеет следующее выражение:

где Q 1

  • — прием товаров и услуг, потребляемых населением и включаемых в их денежные расходы;

P 0 и P1 – цены на товары и услуги, потребляемые населением соответственно в базисном и текущем периодах.

2.2. Категории, классификации и система статистических показателей кредита

Кредит обслуживает движение капитала и постоянное движение различных общественных фондов. Благодаря кредиту в хозяйстве производительно используются средства, высвобождаемые в ходе работы предприятий, в процессе выполнения государственного бюджета, а также сбережения отдельных граждан и ресурсы банков. В состав ресурсов для кредитования (ссудного фонда) входят:

  • денежные резервы предприятий, высвобождающиеся в процессе кругооборота капитала;
  • денежные резервы, выступающие в виде специальных фондов, а также фонд амортизационных отчислений, используемые для капиталовложений;
  • государственный денежный резерв, состоящий из сумм текущих денежных ресурсов бюджета;
  • фонд денежных средств, специально выделяемый для развития кредитных отношений (например, для долгосрочного кредитования капиталовложений);
  • денежные накопления населения, аккумулируемые банками;
  • эмиссия денежных знаков, осуществляемая в соответствии с ростом оборота наличных денег.

В современных условиях известны следующие формы кредита: банковский, коммерческий, заимствования государством, потребительский, межбанковский, межхозяйственный, международный.

Принципы кредитования и классификации кредитных операций определяют структуру и содержание статистических показателей, измеряющих разные стороны кредитных отношений.

Банковский кредит – предоставление банками денежных средств в качестве ссуды юридическим (компаниям, предприятиям) и физическим лицам, а также государству. Банковский кредит отличается от коммерческого не только по объектам, но и по субъектам кредитования, а также по своей динамике. Субъектом банковского кредита выступают не только промышленные и торговые компании, но и сами кредитно-финансовые учреждения и рынок ценных бумаг. Движение банковского кредита в отличие от коммерческого кредита не находится в прямой зависимости от изменений объема производства и товарооборота. Банковский кредит делится на ссуду денег и ссуду капитала.

К наиболее важным показателям отечественной статистики банковского кредита относятся: общий размер кредитования банками отраслей экономики и населения с выделением краткосрочного и долгосрочного кредитования, доля краткосрочных и долгосрочных кредитов в общей сумме кредитных вложений, просроченная задолженность предприятий и хозяйственных организаций по ссудам банков, процент за кредит и ставка рефинансирования (Центрального банка).

Общий размер кредитования банками отраслей экономики и населения определяется за вычетом погашенной суммы кредита (возврата денежных средств) банку, т.е. в виде остатка ссуд на определенный момент времени (год, квартал, месяц).

Внимание!

Если вам нужна , то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Гарантии Отзывы

Для изучения динамики кредитных вложений не только используются индексы, характеризующие изменение номинальных объемов кредитных вложений, но и определяется динамика кредитных вложений с корректировкой на размер инфляции. В аналитических целях для этого данные об объемах кредитных ресурсов дефлятируются на индекс-дефлятор ВВП или индекс потребительских цен.

Для анализа структуры кредитования можно выделить отрасли и отдельно население, получающие ссуды банков. Важное аналитическое значение имеет группировка кредитов на краткосрочные и долгосрочные.

Коммерческий кредит предоставляется одним предприятием другому в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Орудием коммерческого кредита является коммерческий вексель, который оплачивается через коммерческий банк. Процент по коммерческому кредиту ниже, чем по банковскому кредиту, и входит в цену товара и в сумму векселя. Размеры коммерческого кредита ограничиваются величиной резервного капитала, которым располагают промышленные и товарные компании. При коммерческом кредите объектом выступает товарный капитал, тогда как при банковском – ссудный капитал. Движение ссудного капитала в сфере взаимоотношений населения, других хозяйствующих субъектов, с одной стороны, и государства – с другой, осуществляется в виде заимствований государством у институционных единиц других секторов экономики.

Такого рода заимствования (как одна из форм кредита) являются главным способом привлечения государством свободных финансовых ресурсов. Субъектами при государственном кредите выступают юридические и физические лица, а также государство. Государство распространяет свои облигации и другие ценные бумаги среди государственных и негосударственных предприятий, организаций, учреждений, населения.

При осуществлении указанных кредитных операций внутри страны государство обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации – кредиторами. В сфере международных экономических отношений государство выступает в роли, как заемщика, так и кредитора. Различают внутренние заимствования государством и заимствования государством у институционных единиц сектора “остальной мир”. Кроме того, государство может выступать в роли гаранта по кредитам, предоставляемым заемщикам, местным органам власти, государственным объединениям и т.п.

Такие формы государственного кредита, как “казначейские ссуды” и “гарантированные займы”, в нашей стране еще только начинают использоваться. В первом случае речь идет об оказании финансовой помощи предприятиям и организациям со стороны органов государственной власти за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности. Во-вторых, имеются в виду ситуации, когда правительство гарантирует безусловное погашение займа, выпущенного нижестоящими органами власти или хозяйственными органами, а также выплату процентов по нему.

Международный кредит принимает форму государственных внешних займов. Предоставление внешних займов осуществляется за счет бюджетных средств или специальных правительственных фондов. Государственные внешние займы предоставляются в денежной или товарной форме. Погашение займов по соглашению сторон осуществляется товарными поставками или валютой. Сумма полученных внешних займов с начисленными процентами включается в государственный долг страны.

Представление об эффективности государственных кредитных операций (Э Г.КРЕД ) дает показатель, измеряющий отношение суммы превышения поступлений над расходами по системе государственного кредита, %:

где П Г.КРЕД – поступления по системе государственного кредита;

Р Г.КРЕД – расходы по системе государственного кредита.

По внешнему государственному долгу определяется коэффициент его обслуживания (К обсл.вн.госдолг ).

Он рассчитывается как отношение платежей по задолженности к валютным поступлениям страны от экспорта товаров и услуг, %:

Принято считать, что К обсл.вн.госдолг = 25% является безопасным уровнем обслуживания государственного долга. В нашей стране он значительно выше. Поэтому вопрос о повышении эффективности государственного кредита – один из самых острых в плане финансового оздоровления страны. На достижение эффективности государственного кредита направлены такие меры в области управления государственным долгом, как конверсия, консолидация, обмен облигаций по регрессионному соглашению, отсрочка погашения и аннулирование займов. Искусство управления в рассматриваемой сфере состоит в правильном выборе способа регулирования и времени проведения государственных кредитных операций, исходя из экономических условий и социально-экономического положения в стране. Именно в таком контексте следует рассматривать воздействие государственного кредита на состояние бюджета государства и денежного обращения, на укрепление доверия населения к финансовой деятельности правительства и благоприятное экономическое развитие страны в целом.

Межбанковский и межхозяйственный кредиты – относительно новые формы кредита. Межбанковский кредит – предоставление банками кредита друг другу, когда у одних возникают свободные ресурсы, а у других их недостает. При межхозяйственном кредите субъектами кредитных отношений выступают различные предприятия и организации, дающие средства друг другу взаймы. Он имеет сходство с коммерческим кредитом, однако в отличие от последнего подразумевает предоставление взаймы денежных средств.

Большим разнообразием форм отличается международный кредит – движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанных с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности и уплаты процента. В качестве кредитора или заемщика выступают частные компании, банки и другие кредитно-финансовые институты, правительства, государственные учреждения, международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации. По источникам международный кредит делится на внутренние и внешние; по назначению – на коммерческие, финансовые, промежуточные; по видам – на товарные и валютные; по срокам – на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).

Международный кредит выступает в следующих конкретных формах:

  • фирменного международного кредита (предоставление ссуды экспортером импортеру);
  • банковского международного кредита (в виде экспортных, финансовых и валютных кредиторов);
  • брокерского международного кредита (содержит элементы коммерческого кредита и банковского кредита, так как брокер заимствует средства у банка).

Глава 3. Анализ практики формирования и исполнения федерального бюджета по расходам, 3.1 Планирование расходов федерального бюджета

В соответствии со ст. 65 БК РФ формирование расходов бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством РФ разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству РФ, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

Проведем сравнительный анализ расходной части федерального бюджета за последние четыре года. Анализ проводится по основным группам расходов федерального бюджета, среди которых можно выделить такие как расходы на общегосударственные вопросы, на национальную оборону, на национальную безопасность и правоохранительную деятельность, на национальную экономику, на жилищно-коммунальное хозяйство, на социально-культурные мероприятия и на межбюджетные трансферты.

Общая сумма расходов федерального бюджета в 2008 году в абсолютном выражении составила 6729,8 млрд. руб., в 2009 г. расходы увеличились на 1956,5 млрд. руб., а в 2010 г. увеличилась на 368,4 млрд. руб., в 2011 г. расходы еще увеличились на 1880,5, и в абсолютном выражении составила 10115,6 млрд. руб. Увеличение объема расходов обеспечивается за счет аналогичного увеличения объема дефицита федерального бюджета. Рассмотрим подробнее каждую группу расходов. Для того чтобы оценить развитие каждого показателя в динамике построим график.

Общегосударственные расходы в динамике увеличиваются. За четыре года они выросли с 777,1 до 787,4 млрд. руб., что в относительных показателях составляет 1,32%. Удельный вес этих расходов сократился на 0,23%. К основным подразделам можно отнести бюджетные ассигнования на судебную систему, обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора, обслуживание государственного и муниципального долга и другие общегосударственные вопросы, непосредственно увеличение заработной платы госслужащим, проведение капитального ремонта административных зданий, обеспечение деятельности Счетной палаты Российской Федерации. Таких ассигнований в каждом подразделе много, что свидетельствует о росте этого показателя в целом.

Расходы на межбюджетные трансферты также увеличивались. В 2009 они увеличились на 34,35%, а в 2010 на 15,1%, а в 2011 еще на 9,1 и в абсолютном выражении в 2010 г. составили 4136 млрд. руб. Это обусловлено необходимостью проведения дополнительных мер по укреплению и сбалансированности системы пенсионного обеспечения, решению задач, поставленных в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ, по повышению размеров пенсий и пособий, усилению социальной направленности в отношении таких категорий граждан, как инвалиды, ветераны, реализации мероприятий, направленных на демографическое развитие страны и т.д.

Расходы на национальную оборону в динамике растут в 2008 г. они составляли 562,9 млрд. руб., в 2009 г. увеличились на 10,48% (Таблица 1), в 2010 г. увеличились на 9,77%, а так же 2011 г. увеличились еще на 122,05% что в абсолютном выражении составило 1516,0 млрд. руб. Удельный вес данного раздела сократился на 28,17 %.

Расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность растут и увеличились с 574,0 до 1259,8 млрд. руб. что составило 119,5%. Удельный вес данного показателя изменялся на 20,1% .

Расходы на национальную экономику увеличивались быстрыми темпами и в 2009 г. по отношению к 2008 г. выросли на 61,04%, что в абсолютном выражении составило 1638,1 млрд. руб.. Однако в 2010 г. расходы данного раздела уменьшились на 26,37%, а 2011 г. выросла на 48,44%, и в абсолютном выражении составили 1790,2 млрд. руб.

Таблица 1. Темп роста расходов федерального бюджета в 2008-2011 гг.

Наименование расходов 2008 2009 2010

2011

сумма, млрд. руб. сумма, млрд. руб. темп роста, % сумма, млрд. руб. темп роста, % сумма, млрд. руб. темп роста, %
Расходы – всего 6729,8 8686,3 29,07 9054,7 4,24 10925,2 20,7
на общегосударственные вопросы 777,1 806,4 3,77 836,4 3,72

777,8

-5,85

на национальную оборону 562,9 621,9 10,48 682,7 9,77 1516,0 122,05
на национальную безопасность и правоохранительную деятельность 574,0 693,3 20,78 743,7 7,26

1259,8

69,39

на национальную экономику 1 014,00 1 638,1 61,54 1206,0 -26,37

1790,2

48,44

на межбюджетные трансферты 2 674,60 3 593,4 34,35 4 135,9 15,11

4508,4

9,1

Прочие расходы 1 127,2 1 333,2 18,27 1449,9 8,75 1653,4 14,03

Проведем сравнительный анализ состава и структуры расходов федерального бюджета. Для начала рассмотрим структуру расходов в целом по федеральному бюджету в 2009 году.

Исходя из диаграммы видно, что 40,94% средств федерального бюджета в 2010 г. расходовалось на межбюджетные трансферты, 12,64% – на национальную оборону, по 12,10 % и 12,48%% – на национальную экономику и на социально-культурные мероприятия соответственно, 10,74% – на национальную безопасность и правоохранительную деятельность, 8,77% – на общегосударственные вопросы и 2,33% на жилищно-коммунальное хозяйство.

Наибольший удельный вес в расходах федерального бюджета занимают межбюджетные трансферты. Это свидетельствует о финансировании бюджетов субъектов РФ. Основную долю в этом разделе занимают «Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов».

Вторым разделом, доля которого составляет 12,64% от общей суммы расходов, являются национальная оборона. В динамике видно, что этот показатель в процентном соотношении снижается, но по абсолютному показателю растет, это свидетельствует о том, что государство расходует больше средств, но в большей мере уделяет остальным показателям.

Раздел национальная экономика занимает четвертое место в распределении бюджетных средств в 2010 году. Но если посмотреть динамику роста, то можно с уверенностью сказать, что на данный раздел государство выделяет много средств. Такие массовые расходы связаны прежде все с экономической ситуацией в стране и мировым кризисом 2008-2009 года. К этому разделу относятся полномочия по регулированию и поддержке экономической деятельности, включая вопросы природопользования, развития инфраструктуры и природно-ресурсного потенциала, государственной поддержки отдельных отраслей экономики в основном отнесены к ведению Российской Федерации. Основное место в их структуре занимают бюджетные ассигнования на транспорт, воспроизводство минерально-сырьевой базы, сельское хозяйство и рыболовство, связь и информатику, другие вопросы в области национальной экономики.

Следующий раздел, доля которого составляет 8,77% от общей суммы расходов в 2010году, являются общегосударственные вопросы. В динамике видно, что этот показатель в процентном соотношении снижается.

Если рассматривать остальные разделы, то заметен стабильный рост за исключением жилищно-коммунальных услуг. Здесь заметна тенденция к снижению что вызвано отменой прикладных научных исследований в области жилищно-коммунального хозяйства и затрат на коммунальное хозяйство.

За последние годы существенно возросли финансовые возможности государства по решению возложенных на него задач. Вместе с тем граждане, выступая как налогоплательщики и конечные потребители государственных услуг, должны быть уверены в эффективном и прозрачном использовании денежных средств, передаваемых государству.

Сформированные за период 2000-2006 годы бюджетные процедуры в рамках концепции «бюджетирования по затратам» позволили обеспечить прозрачность и подотчетность формирования и исполнения бюджетов, оперативность и достоверность бюджетной отчетности. Вместе с тем данная концепция не позволяет учитывать основные цели государственной политики на среднесрочную перспективу при формировании бюджета и не гарантирует эффективного использования бюджетных средств.

Бюджетирование, ориентированное на результат, направлено не только на обеспечение прозрачности и подотчетности при осуществлении бюджетных процедур, но и на повышение эффективности и результативности использования финансовых ресурсов. Бюджетирование по результатам предполагает наиболее эффективное и экономное использование финансовых средств для достижения конечного результата, концентрацию бюджетных средств на решении приоритетных задач государственно политики.

Требование о необходимости повышения эффективности бюджетных расходов содержится в ежегодных посланиях Президента РФ. Необходимость повышения эффективного использования бюджетных средств создает предпосылки для перехода к новым методам бюджетного планирования, ориентированным на конечные общественно значимые результаты.

Экономическая ситуация в стране за время, прошедшее со времени подготовки Бюджетного послания o бюджетной политике в 2010-2012 годах, заметно изменилась.

В экономике проявились определенные позитивные тенденции, ряд ее секторов демонстрирует признаки роста, бесперебойно функционируют финансовая и банковская системы.

Это во многом стало результатом последовательных антикризисных действий государства, направленных на сохранение стабильности бюджетной и финансовой системы, поддержку наиболее пострадавших от кризиса отраслей экономики.

И что очень важно, удалось сохранить социальную стабильность, смягчить социальные последствия кризиса, обеспечить даже в сложных экономических условиях реальный рост объемов государственной поддержки наименее защищенных категорий граждан, прежде всего пенсионеров. Реализация активных мероприятий на рынке труда позволила стабилизировать уровень безработицы.

Грамотное применение инструментов бюджетной политики дало возможность сформировать необходимое для осуществления таких мер финансовое обеспечение.

В основу бюджетной политики на 2011-2013 гг. положены стратегические цели развития страны, сформулированные в Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ, Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., Основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2012 г. и других документах, а также основные положения Бюджетного послания Президента РФ «О бюджетной политике в 2011-2013 годах».

Бюджетная политика в 2011-2013 гг. призвана способствовать восстановлению макроэкономической сбалансированности на основе уменьшения зависимости бюджетных обязательств от нефтегазовых ресурсов и постепенного снижения дефицита федерального бюджета, а также созданию условий для активизации модернизации экономики, в том числе – за счет структурных преобразований в сфере образования и здравоохранения.

B настоящее время российская экономика реагирует позитивно на начавшееся в глобальной экономике восстановление. По последним оценкам, уровень инфляции в России в 2010 г. ожидается около прогнозного значения в 6%. Это связано с падением потребительского спроса на продукцию и услуги, а также крайне слабым восстановлением кредитования реального сектора экономики банками. По оценке Минэкономразвития России, темпы прироста банковских кредитов предприятиям ожидаются на уровне 13-15% в 2010 г. и более 25% в 2013 г прогнозируемое снижение инфляции в 2013 г. до уровня 4,5-5,5% положительно скажется на уровне ставок для реального сектора экономики и приведет к снижению стоимости банковских кредитов до 7-8% годовых.

B Бюджетном послании Президента РФ o бюджетной политике в 2011-2013 гг. ставится задача ограничить в среднесрочной перспективе использование нефтегазовых доходов, ориентируясь на обеспечение сбалансированности федерального бюджета при разумных прогнозных оценках стоимости нефти. B ближайшее время для реализации Поставленной задачи ограничения в среднесрочной перспективе использования нефтегазовых доходов необходимо вернуться к тем принципам бюджетной политики, которые были закреплены в Бюджетном кодексе РФ до 2008 г. Величина расходов федерального бюджета не должна превышать сумму ненефтегазовых доходов, фиксированного нефтегазового трансферта и финансирования дефицита за счет прочих источников (преимущественно – долгового финансирования) в размере не более 1% ВВП, а ненефтегазовый дефицит федерального бюджета – 4,7% ВВП.

Действие соответствующей статьи Бюджетного кодекса в настоящее время приостановлено, но в дальнейшем актуальным является возращение к формированию бюджета с учетом законодательно установленных ограничений. Такие бюджетные правила позволят обеспечить стабильность бюджетной системы в долгосрочном периоде, предотвратят чрезмерное наращивание государственного долга, создадут благоприятные условия для внутренних и внешних инвестиций, невозможных при нестабильности бюджета и, как следствие, экономики.

B соответствии с Бюджетным посланием Президента РФ основными целями бюджетной политики в 2011-2013 гг. являются:

  • использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов макроэкономического регулирования;
  • разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций;
  • обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности пенсионной системы;
  • повышение качества человеческого капитала;
  • повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг;
  • реализация Программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 г.

Бюджетная политика должна быть главным образом нацелена на восстановление стабильного функционирования экономики, дальнейшее стимулирование кредитования реального сектора, а также перестройку предприятий на работу в новы внешних и внутренних условиях при безусловном исполнении принятых расходных обязательств Российской Федерации.

Формирование объема и структуры расходов федерального бюджета на 2011-2013 гг. осуществляется на основе следующих приоритетов:

  • безусловное исполнение законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций в сфере социальной защиты населения, включая пенсионное обеспечение военнослужащих;
  • обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации для дальнейшего развития пенсионной системы;
  • индексация в 2011 г. денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания (заработной платы) судей и прокурорских работников;
  • обеспечение обязательств В сфере образования, здравоохранения и социального обслуживания населения с повышением адресности предоставления социальной помощи;
  • обеспечение закупки новых видов вооружения, совершенствования боевой подготовки, реализации социальных гарантий для военнослужащих, обеспечения постоянными служебным жильем военных;
  • обеспечение содержания и развития транспортной инфраструктуры, в том числе автомобильных дорог;
  • постепенное сокращение антикризисных мер поддержки экономики, концентрация ресурсов на мероприятиях, направленных на модернизацию и технологическое развитие экономики, повышение ее энергетической эффективности, в том числе инновационных проектах и важнейших научных разработках;
  • подготовка особо значимых международных мероприятий (проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Парaлимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 г. в г. Казани, саммита АТЭС в г. Владивостоке в 2012 г.)

При формировании расходов федерального бюджета на 2011-2013 годы предлагается особое внимание уделить следующим ключевым вопросам.

Первое. Повышение эффективности социальной защиты населения.

Государство обеспечит безусловное исполнение всех законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций.

B то же время система социальной защиты населения должна быть переориентирована на поддержу семей с доходами ниже прожиточного минимума, в том числе c учетом региональных особенностей. В связи с этим считаю возможным расширение полномочий субъектов Российской Федерации при формировании и применении инструментов социальной политики.

Серьезные долгосрочные проблемы стоят перед пенсионной системой. Согласно демографическим прогнозам в ближайшие 20 лет нас ждет значительное сокращение численности населения трудоспособного возраста и увеличение численности населения старшего возраста.

Необходимо разработать ясную программу долгосрочного развития пенсионной системы, обеспечивающую социально приемлемый уровень пенсий по сравнению c заработной платой (по крайней мере в пределах величины, на которую начисляются социальные взносы) и в то же время исключающую как дальнейшее повышение ставки социальных взносов, так и рост дефицита пенсионной системы.

Второе. Оценка возможностей повышения фондов оплаты труда работников бюджетной сферы и денежного довольствия Военнослужащих.

С учетом динамики заработной платы в экономике и снижения инфляции считаю возможным увеличить на 6,5 процента с 1 апреля 2011 г. денежное довольствие военнослужащих и приравненных к ним лиц, с 1 июня 2011 г. — фонды оплаты труда работников федеральных государственных учреждений (либо объемы субсидий бюджетными автономным учреждениям в Соответствующем размере) и денежное содержание судей и прокурорских работников, а с 1 сентября 2011 г. — стипендиaльный фонд.

Предлагаю Правительству Российской Федерации рассмотреть вопрос о механизмах повышения эффективности работы федеральных государственных служащих, в том числе о возможности сокращения в течение трех лет их численности в пределах 20 процентов, оставив при этом до 50 процентов экономии бюджетных средств в распоряжении федеральных органов государственной власти.

Третье. Развитие образования, здравоохранения и социального обслуживания.

Должны быть обеспечены как повышение качества образования, таки сопряженность образования и модернизации экономики, удовлетворение потребностей рынка труда в квалифицированных специалистах не только с высшим профессиональным образованием, но и со средними начальным профессиональным образованием.

В рамках соответствующих государственных программ следует обеспечить реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», продолжить развитие федеральных университетов и национальных исследовательских университетов, а также закрепить положительные результаты демографической политики, достигнутые во многом благодаря реализации национального проекта «Здоровье».

Важной инвестицией в будущее развитие считаю работу, направленную на формирование здорового образа жизни, развитие массовой физической культуры и спорта.

При планировании социальных расходов бюджета следует обязательно предусмотреть средства на осуществление мероприятий по обеспечению комплексной безопасности социальных объектов, прежде всего организаций, предоставляющих услуги детям (включая вывод школьных зданий из аварийного состояния) и престарелым гражданам, а также по обеспечению полноценного доступа инвалидов к объектами услугам социальной сферы.

Четвертое. Обеспечение обороноспособности страны.

Финансирование расходов на национальную оборону должно позволить решить все стоящие перед Вооруженными Силами Российской Федерации задачи, включая закупку новых видов вооружения, обеспечение боевой подготовки, индексацию и реформирование денежного довольствия военнослужащих (с учетом сокращения их общего количества и совершенствования структуры Вооруженных Сил Российской Федерации), реализацию социальных гарантий для военнослужащих.

Одной из приоритетных задач является обеспечение жильем военных. K концу 2010 года должны быть выполнены все ранее взятые обязательства по обеспечению нуждающихся военнослужащих постоянным жильем, к 2012 году — служебным жильем.

C 2011 года должна начаться реализация Государственной программы вооружения на 2011-2020 годы, обеспечивающей комплексное переоснащение войск современными видами новых систем и образцов вооружения и военной техники. На осуществление Государственной программы вооружения должна быть направлена новая федеральная целевая программа реформирования оборонно-промышленного комплекса.

Пятое. Реформа органов внутренних дел.

Необходимо обеспечить повышение эффективности деятельности органов внутренних дел.

С 2012 года финансовое обеспечение милиции общественной безопасности будет полностью осуществляться за счет средств федерального бюджета. Уже сегодня необходимо готовиться к столь серьезному изменению расходных обязательств Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и Соответствующих им финансовых потоков.

Шестое. Развитие транспортной инфраструктуры.

Наличие развитой транспортной инфраструктуры является необходимым условием экономического роста и повышения инвестиционной активности. Совершенствование транспортной инфраструктуры с внедрением современных инновационных технологий продолжает оставаться одной из основных задач на среднесрочную перспективу.

При этом необходимы новые подходы к реализации инфраструктурных проектов с привлечением частных инвестиций, в том числе на условиях заключения контрактов жизненного цикла.

B связи с этим одним из приоритетных направлений бюджетной политики должно являться устойчивое финансовое обеспечение содержания и развития автомобильных дорог. Это требует детальной проработки всех вопросов, в том числе касающихся создания системы дорожных фондов, с учетом критериев и социальной справедливости, и экономической эффективности.

Необходимо обеспечить функционирование комплексной системы безопасности населения на транспорте, прежде всего в метрополитене и на других видах общественного транспорта.

Седьмое. Оптимизация масштабов и форм поддержки экономики.

Безусловным приоритетом бюджетных расходов на поддержку экономики должна стать поддержка инновационных проектов и важнейших научных разработок, направленных на обеспечение модернизации и технологического развития экономики, повышение ее энергетической эффективности (проекты, одобренные Комиссией при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России).

Механизм выделения бюджетных грантов для поддержки отечественных инновационных проектов должен быть ориентирован на обеспечение общегосударственных приоритетов.

При этом бизнес должен финансироваться в первую очередь за счет реализации своих товаров и услуг, а бюджетная поддержка может быть лишь стимулирующей, мультипликативной мерой и не должна обеспечивать основную часть финансирования.

Федеральный бюджет Российской Федерации является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.

Федеральный бюджет играет огромную роль в экономическом развитии государства, поэтому очень важно для экономики страны, вовремя принимать закон о федеральном бюджете на каждый конкретный год. При этом обязательно нужно учитывать те изменения, которые произошли в экономике государства за предыдущий и текущий годы и соответственно им определять статьи доходов и расходов федерального бюджета.

На основе анализа исполнения федерального бюджета в Российской Федерации можно сделать вывод, что каждая группа расходов играет свою роль в федеральном бюджете и на основе данных динамики этих показателей можно оценить общее состояние федерального бюджета и государства в целом за определенный период. А также исследуя практику исполнения федерального бюджета в предшествующие периоды можно найти пути решения проблем существующих в настоящее время.

В настоящее время в рамках сложившейся в России экономической ситуации существуют проблемы неэффективного использования бюджетных средств. В связи с этим можно предпринять следующие пути решения этих проблем: обеспечение макроэкономической стабильности, координация долгосрочного стратегического и бюджетного планирования, обеспечение нацеленности бюджетной системы на достижение конкретных результатов, разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций, а также повышение качества человеческого капитала.

Заключение

Статистика финансов очень важная отрасль макроэкономической статистики. Предметом изучения этой науки является образование и использование финансовых ресурсов, кредит и денежное обращение. Его понимание, правильное осознание вопросов, на которые она отвечает, важны для оценки показателей и макроэкономической ситуации в целом.

Список использованных источников

1. Рябушкин Б.Т. «Основы статистики финансов» М.: 2004г.

2. Антонов Н.Г., Пессель М.А. Денежное обращение, кредит и банки. М.: 2005г.

3. Теслюк И.Е. Статистика финансов: Учебное пособие. Минск: 2004г.

4. Статистический сборник 2004г. Госкомстат России.