Старение нации как социальная проблема

Среди многих классификационных схем, применяемых для оценки возраста отдельных людей и общества в целом, наиболее пригодной представляется следующая:

1) Допроизводительный возраст (0-17 лет);

2) Производительный возраст ( мужчины: 18-64 года, женщины: 18-9 лет);

3) Послепроизводительный возраст (мужчины: старше 65 лет, женщины: старше 60 лет):

  • a) Старость (мужчины: 65-79 лет, женщины: 60-79 лет);
  • b) Глубокая старость ( старше 80 лет).

Эта схема, подобно всем другим, не лишена недостатков, но отвечает основным требованиям, необходимым для исследования развития людей.

2.2 Последствия и пути решения проблем старения общества

Нарастающее постарение населения ставит перед обществом серьезные социально- экономические, социально-психологические, медико-социальные и этические проблемы. Среди них — проблемы рабочей силы, увеличения экономической нагрузки на общество, необходимость учета изменений уровня и характера потребления, проблемы здоровья пожилых, необходимость выделения дополнительных средств на медико-социальную помощь пожилым и многое другое. Правда, следует иметь в виду, что материальные и иные блага, которыми располагает и которые увеличивает своим трудом работоспособное поколение, являются в определенной мере результатом труда их предшественников, нынешних пенсионеров.

Старение населения увеличивает демографическую нагрузку на работающее население, на систему медико-социального обслуживания престарелых и т.д. Колебания уровня рождаемости через определенное время проявляются в соответствующих колебаниях конкурсов между абитуриентами при поступлении в учебные заведения, уровня и структуры занятости на рынке труда, уровня преступности и т.д. Известно, что общей тенденцией воспроизводства населения развитых стран является его постарение. Старение населения влияет на экономику по следующим основным направлениям:

  • занятость и качественная структура рабочей силы, включая и занятость пенсионеров;
  • пенсионное обеспечение и уровень жизни пожилых людей как значительной (в условиях старения) части всего населения;
  • здоровье, организация здравоохранения и социального обслуживания.

Старение населения ведет к постарению рабочей силы, т.е. к увеличению в ней доли возрастов старше 45 лет. Пожилые люди могут сохранять трудовую активность до 80 лет, после этого возраста она практически прекращается. Трудовая активность высока у мужчин и женщин в первые пять лет после выхода на пенсию. . В России традиционно велика роль бабушек и дедушек в воспитании внуков. Повышение возраста выхода на пенсию может сказаться на снижении рождаемости и повлечь еще больший рост беспризорности и социального сиротства. На это обратил внимание А. В. Сидоренко, руководитель Программы ООН по проблемам старения, в интервью, данном во время Международного экологического форума (Санкт-Петербург, 2003): «В западной культуре есть понятие “рашен бабушка” — собирательный образ российской пенсионерки с совершенно не западным менталитетом. Это жертвенная, энергичная, трудолюбивая натура, живущая интересами своих детей и внуков. Пока пожилая немецкая фрау путешествует и танцует, наша бабуля нянчит малышей и возделывает огород. Так кто же обществу более ценен?» Заметим, что на Западе в последнее время отмечается важность контактов детей с бабушками и дедушками. Старение населения приводит к необходимости решения этой проблемы, обострившейся особенно в последнее время.

6 стр., 2562 слов

Проблема старения населения

... в определении биологического возраста мы продолжаем наталкиваться на серьезные трудности, в демографических трудах по-прежнему используется критерий хронологического возраста. Распространенность явления старения населения и его несомненная ... пожилые люди станут необходимым ресурсом для рынка труда и жизнедеятельности общества, как на макро -, так и на микро уровнях; изменятся потребности в уходе за ...

Наряду с пенсионной реформой в нашей стране должна решаться и проблема реформы здравоохранения и социального обслуживания, полнее учитывающая последствия старения населения (как в области объективно необходимого пожилым людям увеличения финансирования, так и структурной перестройки).

В ее решении большое значение имеет совершенствование системы социальной реабилитации и социальной помощи пожилым людям.

Переход России к рыночным отношениям вызвал ухудшение социального положения большинства пожилых людей. Происходит быстрая люмпенизация стариков. Низкий социально-экономический статус пожилых ограничивает их жизненные потенциалы. Идет процесс падения авторитета старости.

В социально-психологическом плане проблема, прежде всего, состоит в том, что пожилые люди гораздо хуже вписываются в современные социально-экономические реалии, что вызывает повышенную конфликтогенную обстановку в обществе. Кроме того, эта часть населения находится, как правило, в наихудшем экономическом положении и не имеет зачастую возможности, в том числе, физической, существенно его поправить.

Отчуждение между поколениями, усиливаемое разным восприятием социально-экономических процессов, негативно отражается на общем психологическом климате в обществе. Особой и очень острой проблемой здесь стоит невозможность трансляции пожилыми людьми их опыта молодому поколению по причинам кардинального изменения политической и социально-экономической ситуации в обществе. Это, в свою очередь, усиливает у пожилого населения «синдром ненужности». В силу этих обстоятельств, проблема старения населения в России более болезненна, чем в имеющих ту же тенденцию развитых странах.

Рост доли пожилых и старых людей в составе населения обуславливает необходимость изучения состава этой части, их нужд, потребностей, биологических и социальных возможностей. Демографическое постарение становится государственной проблемой, требующей соответствующего решения уже в настоящее время и широкой подготовки на ближайшие годы.

Нельзя не признать, что в ближайшие десятилетия в России, как и в большинстве промышленно развитых стран, меньшему числу работников придется содержать больше пенсионеров. Но при этом за счет скромного увеличения темпов прироста производительности труда можно не только сгладить остроту демографических проблем, но и повысить уровень жизни.

58 стр., 28701 слов

Социальное обеспечение в России

... научно обоснованная, структурно четкая система ориентированная на совокупность мер в сфере социального обеспечения, опирающаяся на надежную финансово- экономическую базу. Теоретическое и практическое значение проблемы развития социального обеспечения в ближайшей и более отдаленной ...

С точки зрения мирового сообщества старение населения не ставит перед человечеством неразрешимых задач. Этого же мнения придерживаются многие исследователи. Поскольку старение населения протекает эволюционно, его последствия проявляются постепенно и предсказуемо. А значит, они могут и должны своевременно учитываться.

Старение населения ставит новые и неизвестные ранее проблемы, а также открывает новые возможности для организации жизни отдельных людей и формирования социально-экономической и культурной среды.

Чтобы стареющее общество процветало, необходимо приспособить системы и условия для доступного в соответствующем возрасте их использования, а также расширить доступ к образованию для взрослых, ввести практику постепенного ухода на пенсию, дать возможность старикам работать неполный рабочий день и создать систему заключения контрактов между поколениями, гарантирующих устойчивый доход и медицинский уход при достижении престарелого возраста

Выход из положения специалисты видят прежде всего в повышении производительности труда в сочетании с привлечением на рынок труда большего числа женщин и лиц более старшего возраста. Создание благоприятных рабочих условий для пожилых людей позволит им продолжать вносить вклад в развитие экономики, считают эксперты ООН. В связи с сокращением числа работающих на каждого пенсионера необходимо провести реформу пенсионного обеспечения, а также систем здравоохранения.

За последние 10-12 лет во всех субъектах Российской Федерации, была создана принципиально новая для отечественных условий государственная служба социальной поддержки и обслуживания одиноких пожилых людей и инвалидов. В тяжелые годы экономических и политических преобразований эта новая широкомасштабная сеть учреждений социальной защиты взяла на себя ответственность за спасение от голода и заброшенности многих тысяч представителей старшего поколения. В настоящее время около 40 тысяч одиноких пожилых людей находится под непосредственной опекой центров социального обслуживания. Успехами в этой сфере социальной политики наша область может заслуженно гордиться, тем более, что они признаются и высоко оцениваются как отечественными, так и зарубежными специалистами.

Однако все, кто связан с развитием этой сферы, хорошо понимают, что пока что решена только часть проблемы старшего поколения. Состоялся лишь первый этап в развитии программ социальной поддержки пожилых. Дело в том, что те, кто оказался сегодня в зоне внимания государственной службы социальной защиты населения и имеет по закону право на бесплатное обслуживание, составляют не более 5% от всех пенсионеров по возрасту.

Между тем, совершенно очевидно, что такой подход требует многократного увеличения расходов на нужды социальной защиты. Таких средств нет не только в российском бюджете. Ни одна страна в мире не может себе позволить такие расходы из государственной казны. Они слишком велики, учитывая, что численность старшей возрастной группы во всем мире, включая и Россию, неуклонно возрастает от года к году.

21 стр., 10057 слов

Современные миграционные процессы населения в России: проблемы и перспективы

... Целью работы являются анализ миграционных процессов в России, выявление проблем в области внутренних миграций населения и обозначение перспектив развития миграционной политики государства. Задачами работы по ... ее предложение, зачастую обостряя конкуренцию на рынке труда. Состав мигрантов влияет на социальную структуру, культурный и образовательный уровень населения в районах оттока мигрантов и ...

Поэтому все большее внимание ученых и политиков переключается на развитие негосударственных форм поддержки старшего поколения. Нет необходимости говорить о том, насколько это актуально для России.

Обычно, перечисляя известные формы негосударственной поддержки пожилых, в первую очередь называют благотворительные фонды, общества милосердия, общественные организации типа «Армии Спасения» (в США), коммерческие организации, которые оказывают платные услуги по широкому ассортименту. К сожалению, развитие последних в России существенно ограничивается из-за общего низкого уровня материальной обеспеченности населения, не говоря уже о самих пенсионерах. И, тем не менее, попытки создания системы платных услуг предпринимаются. Главным образом, через те же центры социального обслуживания.

В условиях, когда большинство пенсионеров оказываются за чертой бедности, социальная поддержка своих ветеранов, людей, вышедших на пенсию по возрасту, негосударственными предприятиями, представляющими собой разнообразные ОАО, ЗАО, ТОО и иные частные организации, представляет собой один из резервов улучшения их положения.

Поэтому все большее внимание ученых и политиков переключается на развитие негосударственных форм поддержки старшего поколения. Нет необходимости говорить о том, насколько это актуально для России.

Данные, полученные в ходе исследования, позволяют утверждать, что материальные проблемы, хотя и играют важную роль в жизни старшего поколения, но не следует думать, что они в первую очередь определяют социальное самочувствие пожилых людей. Во всяком случае, более 50 процентов людей пенсионного возраста на первое место ставят проблемы социальные.

1. одиночество, информационный вакуум;

2. потеря смысла жизни (дальнейшей), особенно у мужчин;

3. невозможность приложить где-то свои силы и знания;

4. эйджизм и взаимонепонимание с окружением;

5. ценностный кризис, неприятие происходящих изменений.

Государственные службы социальной защиты пытаются решать и эти проблемы, но они не имеют для этого достаточной материальной базы и условий.

Необходимо вмешательство в этот процесс органов государственного управления, политическая воля и соответствующая ориентация социальной политики территорий.

И в первую очередь должна решаться проблема малодетности в семьях. Общее развитие модели семьи в России за прошедшие сто лет однозначно сводится к снижению числа детей в ней. В настоящее время почти во всех развитых странах семьи с одним-двумя детьми стали типичными.

Снижение числа многодетных семей (с пятью и больше детьми) в развитом обществе понятно, но отсутствие в семье второго и третьего ребенка с точки зрения расширенного воспроизводства населения может привести к неблагоприятным последствиям. Многодетная семья (то есть с 3 и более детьми) давно уже перестала быть для страны типичной. Сокращается не только абсолютное число многодетных семей, но и их доля в семейной структуре. На долю многодетных семей в настоящее время приходится около 20% от общего числа детей в возрасте до 18 лет. В городе каждый седьмой ребенок растет в многодетной семье, в сельской местности – каждый третий. В крупных городах доля многодетных семей менее 2%, а проживает в них примерно каждый тринадцатый ребенок. Со стороны государства уже ведутся активные работы в направлении увеличения числа детей в семьях. Население России будет убывать в геометрической прогрессии, если количество детей в семьях не будет превышать 2 человека.

41 стр., 20297 слов

Уровень жизни населения России и потребительский спрос

... фактором экономического роста индустриальных стран. Его влияние более значительно в малых странах, где довольно ограничен потенциал внутреннего рынка производственных товаров. Активный потребительский спрос создает предпосылки для увеличения занятости, так как ...

Заключение

Постарение населения является естественным процессом, обусловленным уменьшением рождаемости и увеличением средней продолжительности жизни. Но в то же время, этот процесс требует от общества больших усилий и большого внимания, связанных с содержанием все большей численности непроизводительного населения. В связи с этим, перед обществом возникают три проблемы. Первая проблема – необходимость усиленного роста общественной производительности труда, потому что на каждого работающего человека повышается нагрузка в связи с увеличением неработающего населения. Без интенсивного роста общественной производительности труда общество не в состоянии будет дальше развиваться – не только повышать, но даже поддерживать достигнутый уровень душевого потребления. Вторая проблема – создание условий для всемерного участия лиц пожилого возраста в общественной жизни страны. Большее вовлечение пенсионеров возможно только в том случае, если для них будут созданы особые условия труда, отличные от условий труда лиц трудоспособного возраста; речь идет о соответствующих профессиях, режиме работы и других условиях. Во-вторых, общество может предусмотреть более активное привлечение лиц пожилого возраста к общественной деятельности в ее самых различных формах, чтобы человек, оставивший работу, не почувствовал резкого изменения всего ритма жизни, что, как правило, отрицательно сказывается на психике. У некоторых людей в этом возрасте наступает упадок энергии, который естественен, но частично может вызываться психологическими моментами. Тщательной и серьезной системой мероприятий по привлечению лиц пожилого возраста к деятельности в различных общественных организациях (например, общественными контролерами в сфере обслуживания или производства и т.д.) можно сохранить в строю десятки миллионов людей, которые имеют большой опыт и большие знания, но не могут уже активно работать на тех местах, где они работали раньше. Получается, что главные проблемы здесь социально-экономического и социально-психологического характера.