Промышленная политика России

Ограничивая предмет анализа и последующих предложений промышленностью, промышленным развитием, промышленной политикой, необходимо иметь в виду, что речь идет о сфере национального производства материальных благ, материального продукта. Это ограничение не противоречит проблеме исторической стадии постиндустриальной модернизации страны, поскольку информатизация промышленности, нарастание доли интеллектуально-емкого продукта (интеллектуальной собственности) в структуре производства, модернизация промышленности входят в систему целей и ценностей в предлагаемых подходах. Нет противоречия и с миссией государственного управления т.к. в неразрывном контексте предлагаемого рассмотрения находятся вопросы социальной и гуманитарной ответственности государства, вопросы национальной безопасности, логика политического выбора страны последнего десятилетия — рыночной экономики, вхождения страны в мировую экономику.

Развитие рыночных отношений в России и ее регионах актуализировало проблему разработки и реализации, обоснованной и тщательно продуманной промышленной политики.

Вместе с тем, существует ряд проблем промышленного развития, которые не могут быть эффективно решены только федеральным Центром или самими субъектами Федерации. К ним относятся перестройка структуры промышленного производства, инновационные «прорывы», развитие комплекса производственной и рыночной инфраструктуры страны с учетом особенностей территорий и т.д. Такие проблемы определяют необходимость проведения интегрированной согласованной промышленной политики федерального Центра и регионов.

Объект исследования — промышленная политика РФ.

Предмет исследования — промышленная политика РФ в условиях кризиса.

Цель исследования — изучить особенности промышленной политики РФ в условиях кризиса.

Задачи исследования:

1. Изучить историю развития и сущность промышленной политики.

2. Рассмотреть технологию выработки промышленной политики.

3. Обосновать необходимость новой промышленной политики.

4. Рассмотреть цели, ценности, принципы, субъекты, этапность новой промышленной политики.

1. Основная характеристика промышленной политики в РФ

1.1 История развития и сущность промышленной политики

Промышленную политику иногда сводят к внутриотраслевому подходу в регулировании отдельных секторов промышленного производства. Это характерно в частности для отраслевых министерств. Так разработаны программы и стратегии развития автопрома, металлургической промышленности, лесопромышленного комплекса, медицинской промышленности, инновационного развития. Но этот подход также не выглядит эффективным. Причина в том, что он даже не ставит проблемы универсального управленческого характера, имеющей отношение в равной степени к разным отраслям промышленности. Именно той основной проблемы, которая является самой острой в российской промышленной повестке дня.

8 стр., 3747 слов

Промышленная политика России

... страну и их инвестирование в развитие производства и сферы услуг национальной экономики. Успешными примерами проведения экспортоориентированной модели промышленной политики могут служить такие страны, ... концепции государственной промышленной политики: жесткая государственная промышленная политика с безусловным преобладанием методов прямого бюджетного субсидирования отраслей промышленности или ...

В истории на примерах целого ряда индустриально и постиндустриально развитых стран было видно, что активная промышленная политика решает двойственную задачу. С одной стороны, задачу конъюнктурной модернизации экономики путем решения ее самых острых текущих проблем и стимулирования экономического роста. А с другой стороны, задачу определения долговременной стратегии экономического развития страны.

Значит, говоря серьезно о промышленной политике, мы должны иметь в виду пакет взаимосвязанных документов, включающий следующие:

  • концепцию промышленной политики (идейные ориентиры);
  • программу промышленной политики (набор и порядок решений, мер и действий), пакет проектов нормативно-правовых актов по ее осуществлению (реализация государственно-управленческих решений) [11].

Если спросить руководителей промышленных предприятий России, каковы основные проблемы, с которыми они сталкиваются, то ответ будет в большинстве случаев касаться одного и того же. Отсутствия оборотных и инвестиционных средств.

Целый круг проблем входит в сферу управления макроэкономическими факторами. Невозможно заставить банк кредитовать рискованное предприятие или кредитовать предприятие с учетными ставками ниже, чем ставка доходности в иных доступных банку кредитно-финансовых операциях. Рынок есть рынок. Здесь необходимы довольно существенные базовые экономические решения.

Вопрос о промышленной политике не узок, он вызывает к жизни вопрос о новых ориентирах макроэкономического управления в стране. Это в каком-то смысле точка поворота. [7. С.78]

В качестве субъектов промышленной политики очень активно начинают выступать регионы. Можно сказать, что они даже опережают федеральное правительство в изменении своих управленческих ориентиров. В десятках субъектов Российской Федерации, таких, как, например, Свердловская, Тульская, Пермская области, Башкортостан и других, уже разработаны стратегии и программы промышленной политики соответствующего региона, и в тех пределах и с теми ресурсами, которыми эти регионы располагают, они пытаются поменять вектор развития на устойчивый промышленный рост.

С началом рыночных реформ дифференциация регионов стала быстро усиливаться. Это объяснялось двумя комплексами причин. Во-первых, действием рыночной конкуренции, неодинаковой адаптируемости к рынку регионов с разной структурой экономики. Во-вторых, значительным ослаблением регулирующей роли государства (сокращением государственной финансовой поддержки, отменой большинства региональных экономических и социальных компенсаторов) и фактическим неравенством субъектов федерации в отношениях с центром.

Более отчетливыми стали региональные диспропорции в инвестициях. Они заметны не столько между отдельными крупными территориальными образованиями (федеральными округами), сколько внутри них. Так, при том что удельный вес Центрального федерального округа за 2000-2013 гг. в общих объемах инвестиций практически не изменился (22-23%), доля Москвы в этом округе возросла с 25 до 50%. Удельный вес Санкт-Петербурга в инвестициях Северо-Западного округа увеличился за тот же период с 24 до 30%, доля Краснодарского края в Южном федеральном округе — с 23 до 37%., удельный вес Тюменской области в инвестициях Уральского округа — с 43 до 77% [2. c.67].

13 стр., 6414 слов

Промышленная политика и особенности ее реализации в условиях ...

... потенциал российских предприятий. Объектом исследования является промышленная политика России. Предметом исследования являются экономические отношение, формирующиеся в сфере производственной деятельности по изготовлению товаров и услуг. Теоретической основой написания курсовой работы ...

Известный российский экономист Л. Вардомский также отмечает, что за годы реформ региональные диспропорции в России заметно усилились. За 2000-2010 гг. только четыре субъекта РФ смогли увеличить свою долю в совокупном валовом региональном продукте (ВРП): Москва — с 10,2% в 2000 г. до 21,4% в 2006 г., Тюменская область с автономными округами (АО) — с 6,3 до 9,8%, Татарстан — с 2,3 до 3,2%, Красноярский край — с 3,0 до 3,5% и Краснодарский край — с 2,1 до 2,4%. У остальных субъектов РФ эта доля либо уменьшилась, либо осталась на прежнем уровне [1. c.15].

За 10 лет произошел сильный рост территориальной концентрации ВРП. На два региона — Москву и Московскую область и Тюменскую область с АО приходится 34,3% ВРП страны, при том что их доля в населении России не превышает 12,7%. Ускоренный рост в московском и тюменском регионах тесно связан с их инвестиционной привлекательностью, нараставшей на протяжении всех 90-х годов. Если в 1991 г. на эти два региона приходилось 17,1% всех инвестиций в основной капитал, то в 2000 г. — 26,6%, в 2004 — 32,9%, в 2007 г. — 35,9% и в 2014 г. — 35,4% [1 c.16].

Тюменская область вместе с АО смогла увеличить свое трехкратное превосходство над среднероссийским уровнем ВРП на душу населения до 4-х кратного. У Москвы это превышение увеличилось с 1,7 раза до 3,4 раз. В то же время у большинства регионов, которые в 2002 г. превосходили средний уровень, в 2011 г. он стал заметно ниже. Так, у Нижегородской области ВРП на одного жителя составил 61% от среднего уровня по России, у Кемеровской области — 68%, у Свердловской — 84%. У Республике Тыва он понизился с 50% от среднероссийского уровня до 26% [4, c.143].

Соответственно, регионы сильно различаются по объемам собираемых налогов и бюджетной обеспеченности населения. В 2010 г. разница между уровнем собственных бюджетных доходов на одного жителя в Тюменской области и Республике Дагестан составляла 50 раз, а между бюджетными расходами на одного жителя достигала 25 раз. Московский и Тюменский регионы дали почти 42% налоговых платежей в консолидированный бюджет РФ.

Так, к началу реформ 75% всего объема связей Дальневосточного района приходилось на межрегиональные связи, 5% — на внешнеторговые и 20% — на внутрирегиональные. Сегодня здесь преобладают внутрирайонные связи — 70%, 15% приходится на внешнеторговые и 10% — на межрегиональные связи [8, c.51].

Децентрализация, хотя и разбудила местную инициативу, но не дала заметных позитивных результатов, не создала предпосылок для более эффективного использования и приумножения региональных ресурсов развития. В то же время она породила реальные угрозы для единства и целостности страны.

В то же время, как справедливо отмечает Л. Вардомский, децентрализация в рамках федеративных отношений и местного самоуправления не может составлять основу региональной политики государства [1, c.50].

14 стр., 6554 слов

Тенденции развития фармацевтической промышленности

... развития фармацевтической промышленности в РФ до 2020г. Основной целью государственной политики Российской Федерации по развитию национальной фармацевтической промышленности ... Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, в которых ... промышленный выпуск почти всех известных в то ... в области защиты интеллектуальной собственности, российские организации и институты, работающие в ...

1.2 Технология выработки промышленной политики

Специалисты утверждают, что в технологии выработки промышленной политики нельзя скатиться к идеологически-догматическим крайностям левого или правого толка. Нельзя остановиться на традиционных подходах, связанных с особенностями бывшей социалистической огосударствленной экономики. В этом смысле отраслевой подход без универсальной управленческой компоненты является неперспективным. Наконец, нельзя ограничиться только констатацией проблем и в лучшем случае постановкой задач. К сожалению, именно этим грешит большинство известных документов, разработанных не только Правительством, но и, например, Российским союзом промышленников и предпринимателей. К постановке задач можно переходить только после констатации проблем и определения целей и ценностей, во имя которых будут ставиться задачи и находиться их решения. [5. С.98]

Создание системы государственного регулирования. Создание системного механизма, состоящего из упомянутой выше обратной связи промышленного бизнеса и государственной власти, а также прямой связи: управления, стимулирующего воздействия, координации, консалтинга со стороны государства в отношении объектов промышленной политики. Как видим, это конкретные решения перечисленных проблем. Они существуют, они не носят идеологического характера. Они носят сложный синтетический характер, поскольку решение проблем промышленной политики неизбежно находится в системе конфликтов интересов. Например, конфликта интересов сырьевого сектора и сектора высокой нормы передела, поворота приоритетов экономического развития с сырьевого на высокотехнологичный путь развития.

Это противоречие между задачей создания условий для предельной эффективности бизнеса и задачей его ответственности за стратегию развития, т.е. отчислений на подготовку кадров, обеспечение соответствующей науки, решение некоторых сопутствующих социальных проблем в регионах.

В целом цели и ценности промышленной политики могли бы выглядеть следующим образом.

1. Устойчивое экономическое развитие, для чего необходимо создание механизма государственного правового и экономического регулирования промышленного развития.

2. Реконституирование в рыночных условиях механизма воспроизводства в промышленности.

3. Создание механизма межотраслевого и межсекторального перелива капитала (управлением, регулированием, стимулированием).

4. Структурный межотраслевой маневр. Вскрытие всех имеющихся финансовых источников развития промышленности.

5. Целеполагание промышленной политики следующего по значимости уровня могло бы выглядеть следующим образом.

6. Создание общественно-государственного механизма формирования и реализации промышленной политики, включая систему государственных органов, функций и инструментов, законодательно определенный равноправный диалог бизнеса и власти.

7. Стимулирование и включение рыночных механизмов промышленного развития, таких, как обеспечение опережающей разведки месторождений полезных ископаемых, финансирования прикладной и фундаментальной науки, НИОКР, разработки новых технологий, подготовки кадров.

16 стр., 7959 слов

Бюджетная политика в унитарных государствах

... бюджетная система унитарного государства, ее структура, взаимосвязь с экономическими и социальными процессами, происходящими в стране. Предмет исследования - процесс формирования и развития бюджетной политики. ... реализации бюджетной политики. Структура работы ... государства. Материально-вещественная форма бюджетных отношений - централизованные фонды государства, которые также получили название ...

8. Переход к регионально-зонированному подходу стимулирования промышленного развития, учитывающему большие размеры и климатические особенности страны.

9. Своего рода экономический пакт промышленного бизнеса и государства по проблемам монопрофильных городов, по некоторым сопутствующим социальным вопросам.

10. Государственная поддержка российского экспорта, изменение структуры экспорта в сторону продукции высокой нормы передела.

11. Поддержка наукоемкой промышленности и промышленности высокого передела.

12. Поддержка модернизации основных фондов в переходный период.

13. Стимулирование внутреннего спроса, импортозамещения, лизинга, в том числе государственного, оборудования.

14. Поддержка интеграции, диверсификации и транснационального характера крупнейших российских промышленных компаний [12].

Приведенное проблемное и целевое поле не является исчерпанным, но дает представление о том, что проблема промышленной политики существенно шире, чем отраслевой маневр, чем просто федеральная бюджетная поддержка, чем просто административные меры. Таким образом, промышленная политика — это согласованная система законодательных, административных, финансово-экономических государственных решений и мер, позволяющих управлять развитием промышленности в стране в соответствии с поставленными целями такого развития.

1.3 Сущность промышленной политики, её инструменты

Промышленная политика — явление в экономики сколь знаковое, столь неопределенное, неоднозначно трактуемое.

Кажется, любой хоть сколько-нибудь разбирающийся в экономической теории человек знает или предполагает о возможном значении промышленной политики как инструменте рационального воздействия государства на экономические отношения в стране и с зарубежными партнерами, однако попроси их дать определение промышленной политики — и мы получим огромный разброс мнений, терминов и подходов. И все они будут сколь верны, столь и не полны, не универсальны. Согласно разработанной Министерством экономики РФ Концепции промышленной политики, промышленная политика представляет собой комплекс мер, осуществляемых государством в целях повышения эффективности и конкурентоспособности отечественной промышленности и формирования её современной структуры, способствующей достижению этих целей.

Итак, познакомившись с «фасадом» промышленной политики, проникнем на её «кухню» и рассмотрим методы и инструменты реализации промышленной политики.

1) Бюджетная политика

Бюджетная политика является одним из основных инструментов как промышленной политики, так и экономической политики государства в целом.

Эффективность бюджетной политики оценивается по результативности деятельности органов исполнительной власти в отношении основных направлений бюджетной политики: сбора бюджетных доходов и налоговых доходов в частности; выполнения бюджетных обязательств; управления бюджетным дефицитом и государственным долгом. Ясно, что состояние государственных финансов оказывает определяющее воздействие на реальную экономику как в части выполнения бюджетных обязательств, так и в качестве стимулятора повышения инвестиционной активности и переориентации финансовых потоков со спекулятивных финансовых рынков в сферу материального производства.

37 стр., 18222 слов

Политика протекционизма и развитие российской экономики Чуркин А. Н

... политику государственного регулирования внешнеторговой деятельности РФ. К объекту исследования можно отнести компании, осуществляющие операции в сфере внешней торговли, в частности предприятия кондитерской промышленности. Цель работы – анализ ... НА БАКАЛАВРСКУЮ РАБОТУ студенту Чуркину А.Н., группа 3ЭЭ2, обучение очное Тема бакалаврской работы: Политика протекционизма и развитие российской экономики ...

2) Налоговая политика

Налоги — основная статья доходной части бюджета.

Однако их функция не ограничивается только фискальным характером.

Для эффективной реализации промышленной политики необходимо также учитывать стимулирующую и распределительную функции налогов. Поскольку сбор налогов только в целях увеличения доходов бюджета экономически на правилен — необходимо, устанавливая различные ставки налогов, порядок их взимания и льготы по ним, учитывать также их влияние на развитие приоритетных отраслей, поддержку неконкурентоспособных, но социально-значимых отраслей.

Налоги оказывают сильное влияние на структуру и величину издержек предприятий, а также на сумму остающейся у предприятий чистой прибыли и, в конечном итоге, на величину инвестиций, идущих на развитие, перевооружение и поддержание конкурентоспособности производимых товаров этих предприятий, а значит на конкурентоспособность отраслей и страны в целом как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Поэтому не стоит злоупотреблять фискальной частью налогов, а надо шире применять стимулирующую и распределительную функции.

3) Денежно-кредитная и финансовая политика

Важным направлением при реализации промышленной политики является регулирование со стороны государства сферы денежного обращения.

Форму организации денежного обращения в стране называют денежной системой, которая включает национальную валюту, масштаб цен, систему кредитных и бумажных денег, систему эмиссии, валютный паритет, институты денежной системы.

Поскольку в современных экономиках широко применяются не только деньги, но и их производные (в том числе безналичный расчёт и заимствования), денежной системы в её чистом виде не существует и принято говорить о денежно-кредитной системе. Отсюда и происходит денежно-кредитная политика — инструмент общей экономической политики государства, направленный на оперативное воздействие последнего на денежно-кредитную систему.

4) Институциональная политика

Важное значение для осуществления государством целенаправленной промышленной политики имеют институциональные и законодательно-правовые преобразования, направленные на совершенствование отношений собственности, стимулирования перехода предприятий к современным формам организации бизнеса, развитие конкуренции между субъектами рынка и т.п. Институциональная политика подразумевает формирование соответствующей рыночным принципам и задачам промышленной политики правовой и организационной среды, утверждение общего для всех хозяйствующих субъектов порядка, правил поведения.

5) Внешнеэкономическая политика

Поскольку наша страна не одна на земном шаре, она контактирует с другими государствами, у которых есть свои национальные интересы. В этом плане мировой рынок похож на национальный, только помимо уже известных нам субъектов — домашних хозяйств и фирм, — здесь появляются страны с их экономическими и политическими нуждами. Что бы не затеряться в чужих интересах и нуждах и отстоять свои государство проводит в рамках общей промышленной политики внешнеэкономическую политику, которая направлена на регулирование экономических отношений с другими странами-участниками мирового рынка.

8 стр., 3743 слов

Анализ влияния фискальной политики на развитие экономики

... устойчивому развитию. экономический рост. Целью данной работы является анализ фискальной политики и ее влияния на совокупное предложение. Цель работы предопределила решение следующих задач: Рассмотреть понятие фискальной (фискальной) политики и ее влияние на российскую экономику; Рассмотреть влияние инструментов фискальной политики на совокупное ...

Цель внешнеэкономической политики — улучшение положения страны в мировом хозяйстве, участие в международном разделении труда, поддержание отечественных товаропроизводителей на мировых рынках и рынках других стран и их защита на внутреннем рынке.

6) Инвестиционная и инновационная политика

Инвестиции — долгосрочные вложения капитала с целью получения прибыли — являются необходимой составляющей эффективного развития любого предприятия и являются предпосылкой экономического роста экономики страны в целом.

Для частных компаний источником инвестиций выступают собственные (прибыль, амортизационные отчисления), заёмные (кредиты, ссуды) и привлечённые (акции предприятия) средства. Государственные же инвестиции финансируются за счёт налоговых поступлений в бюджет и бюджетные фонды, прибыли государственных организаций, выпуска внутренних и внешних займов.

Инвестиции весьма непостоянная субстанция. Величина инвестиций постоянно колеблется. [9. С.100-129].

промышленный политика кризис этапность

2. Разработка промышленной политики в России в условиях кризиса

2.1 Необходимость новой промышленной политики

Основные проблемы текущего состояния промышленности России:

1. Отсутствие оборотных и инвестиционных средств.

2. Изношенность и отсталость основных фондов.

3. Низкая конкурентоспособность (низкое качество, производительность, плохая фондоемкость, технологическая отсталость).

4. Низкая доля в экспорте продукции обрабатывающих отраслей.

5. Слабый внутренний спрос.

6. Импортизация внутреннего рынка.

7. Тяжелая структура промышленности: недостаточная доля производства продукции конечного потребления.

8. Неэффективность механизмов финансового, научно-технологического, кадрового воспроизводства.

9. Неэффективность механизмов государственной поддержки экспорта, решения региональных проблем, социальных механизмов, механизмов преодоления структурных диспропорций.

10. Несовершенство диалога бизнеса и власти, низкая рефлексия властей.

11. Невоспроизводимое по запасам недропользование.

12. Недостаток инфраструктуры и навыков сбыта и сервиса.

13. Слабый менеджмент и финансовая дисциплина и ответственность.

14. Неоптимальная структура крупных и малых предприятий.

15. Несбалансированная с промышленной экономикой тарифная политика в естественных монополиях.

16. Все большая утрата инновационного характера, научно-технического потенциала [9; 12].

Методы промышленной политики

1. Экономические.

  • финансовые (лизинг, кредиты, гарантии, валютное регулирование, инвестирование, субсидирование);
  • налоговые (стимулирующие специальные налоговые режимы, амортизация, отчисления на науку, недропользование, подготовку кадров, социальные проблемы);
  • таможенные;
  • тарифные (по естественным монополиям);
  • банковские (стимулирование межсекторального перелива капитала, использования резервов и прибыли ЦБ).

2. Институциональные.

7 стр., 3110 слов

Создание и регистрация коммерческого банка

... с ограниченной ответственностью «Коммерческий Банк «АльКредит». . 1. ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА В ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Порядок открытия, регистрации и ликвидации коммерческих банков на территории РФ определен Федеральным законом РФ № 395-1 «О банках и банковской деятельности» от ...

  • новые инвестиционные инструменты (пенсионные фонды, ссудный фонд промышленности, фондовые облигационные займы, эмиссия ценных бумаг);
  • механизмы банкротства;
  • управление госимуществом в промышленности.

3. Бюджетные и законодательные.

  • федеральные и региональные программы;
  • целевые законы.

4. Административные и социально-политические.

  • государственное управление (органы и функции, правовой инструментарий);
  • общественно-государственный диалог бизнес-власть (механизмы рефлексии).

Важно реформировать промышленную политику на уровне региона. Анализ современной региональной политики развитых стран тоже свидетельствует, что цели выравнивания межрегиональных различий за счет бюджетных трансфертов во многом противоречат целям общего роста экономики. [4. С.75] В последнее время, однако, заметна тенденция к трансформации региональной промышленной политики, по крайней мере на уровне предложений отдельных экспертов. Ранее эта политика представляла собой комплекс мер по достижению оптимального состояния региональных социально-экономических образований, ориентированный на систему централизованно задаваемых приоритетов межрегионального распределения множества национальных экономических и финансовых ресурсов. Сейчас все больше проявляется стремление к эффективному использованию абсолютных и сравнительных преимуществ отдельных регионов, что в принципе должно обеспечить оптимальное распределение общественных ресурсов в целом.

России нужна новая региональная политика, которая создавала бы систему действенных стимулов к развитию и для лидеров, и для аутсайдеров; которая бы решала проблемы пространственного развития не только через бюджет, но и в первую очередь через систему прямых экономических связей субъектов рынка. Однако и он все еще находится в плену традиционных представлений, предлагая перейти к политике, направленной на проекты экономического развития базовых регионов — локомотивов роста.

Реализация новой региональной промышленной политики, направленной на развитие точек роста и базовые регионы, остро ставит вопрос о том, как распространять импульсы экономической активности от лидеров к аутсайдерам, как втянуть аутсайдеров в цепочки добавленной стоимости, как устранять преграды для перетока экономического роста через границы регионов. Однако он не предлагает конкретных механизмов такой политики, оставаясь по существу в рамках традиционной концепции «полюсов роста».

Такой механизм на самом деле существует, этот механизм заключается, как показывает зарубежная практика, в использовании концепции региональных и отраслевых кластеров.

В последнем десятилетии во многих развитых и развивающихся странах наблюдалось возрождение интереса к проблемам региональной промышленной политики. При этом содержание такой политики в настоящее время заметно отличается как от моделей распределения бюджетных ресурсов сверху вниз, доминировавших в западных странах в послевоенный период, так и от политики «самоустранения» государства.

Особенностью новой региональной промышленной политики является важная роль местных органов власти и районных институциональных структур, ориентация на использование местных конкурентных преимуществ и повышенное внимание к местным производственным системам. Вследствие этого региональная промышленная политика стала по своему содержанию более стратегической и превратилась в составную часть относительно более сложной системы государственного управления, отличительными чертами которой в настоящее время являются преимущественное использование таких механизмов, как сетевое взаимодействие, партнерство, «конкурентоспособность», «инновационные системы» и обеспечение консенсуса государства и бизнеса.

12 стр., 5612 слов

Инновационный путь развития технологии создания новых лекарственных средств

... лекарственных препаратов. В данной курсовой работе рассмотрена возможность разработки технологической схемы направленного компьютерного поиска новых лекарственных средств. 1. Методы молекулярного моделирования в основе направленного поиска лекарственных средств 1.1 Создание ... и социального развития РФ подтвердило актуальность проблемы отсутствия новых отечественных лекарственных субстанций на ...

Новая региональная промышленная политика отражает принципиальные изменения, произошедшие в последнее десятилетие в общенациональной промышленной политике. Отличительной чертой этих изменений являются переход от отраслевого принципа к региональному и возрастание роли различных форм партнерства между государством и частным капиталом на разных уровнях управления [2, c.90].

В условиях глобализации регионы и локальные экономические системы стали рассматриваться в качестве элементов, играющих важную роль в повышении производительности, достижении большего экономического динамизма и создании новых рабочих мест.

Традиционная региональная промышленная политика часто приводила к искусственному созданию «полюсов» экономического роста, не имеющих необходимой устойчивости в долгосрочной перспективе, а также формированию культуры иждивенчества вследствие использования массированных субсидий. Новая региональная промышленная политика нацелена на максимизацию внутреннего потенциала экономического развития территорий за счет мобилизации конкурентных преимуществ через формирование системы эффективных рыночных институтов, систем предпринимательства, профессиональной подготовки, создание инкубаторов инноваций и новых технологий.

2.2 Цели, ценности, принципы, субъекты, этапность новой промышленной политики

Промышленная политика — это согласованная система законодательных, административных, финансово-экономических государственных решений и мер, позволяющих управлять развитием промышленности в стране в соответствии с поставленными целями такого развития.

Важнейшие цели:

1. Стратегическая цель — это устойчивое экономическое развитие страны на основе воспроизводимых (в приоритетном порядке интеллектуальных) ресурсов.

2. Создание государственно-правового механизма управления и регулирования промышленного развития.

3. Реконституирование в рыночных условиях России механизма воспроизводства в промышленности.

4. Создание механизма межотраслевого и межсекторального перелива капитала (управления, регулирования, стимулирования).

5. Проведение структурного межотраслевого маневра [10].

Система целей:

1. Создание общественно-государственного механизма реализации промышленной политики (государственных органов, функций и правовых инструментов, организация диалога бизнес-власть).

2. Стимулирование внутреннего спроса.

3. Стимулирование рыночных механизмов обеспечения:

  • финансовых ресурсов (оборотных и инвестиционных);
  • разведки месторождений полезных ископаемых;
  • науки, НИОКР, новых технологий, роялти;
  • кадров.

4. Создание регионально-зонированного подхода для обеспечения конкурентоспособности отдаленных промышленных предприятий.

5. Решение специфических региональных промышленных проблем.

6. Экономический пакт бизнеса и государства (монопрофильные города, социальная проблематика).

7. Государственная поддержка экспорта.

8. Поддержка и приоритет развития наукоемкой промышленности, промышленности высокой нормы передела.

9. Поддержка модернизации промышленности в переходный период (государственный лизинг, стимулирование внутреннего спроса, импортозамещение).

10. Стимулирование интеграции, диверсификации и транснационального характера предприятий [10; 12].

Принципы промышленной политики

1. Системность промышленной политики: проблемы — ценности и критерии — меры и решения — механизм реализации — обратная связь.

2. Рефлексивность промышленной политики, т.е. целенаправленность управленческого ответа на реальные вызовы и проблемы.

3. Отказ от преобладания в решениях проблем промышленной политики нагрузки на бюджет. Вскрытие всех возможных ресурсов.

4. Постоянный диалог в режиме прямой и обратной связи между властью и бизнесом.

5. Промышленная политика как постоянная активная управленческая (цели, ресурсы, механизмы, субъекты и объекты) деятельность государственной власти.

6. Сдерживание инфляционных процессов.

7. Активный межотраслевой и межсекторальный перелив капиталов на основе баланса интересов развития взаимодействующих отраслей и секторов.

8. Баланс текущих и стратегических приоритетов.

9. Государство и бизнес в хозяйственной деятельности равноправны.

10. Рачительное сохранение существующих промышленных комплексов, использование имеющихся в России преимуществ в отдельных отраслях.

Субъекты промышленной политики

1. Государство.

2. Крупный бизнес.

3. Регионы.

4. Промышленные объединения и союзы, Торгово-промышленная палата РФ.

Этапность промышленной политики (важнейшие задачи)

I. Текущий этап.

1. Создание механизмов государственного управления и реализации промышленной политики.

2. Создание механизмов воспроизводства в промышленности.

II. Стратегический этап.

1. Введение в действие инструментария промышленной политики. Структурная перестройка промышленности.

2. Переход к устойчивому экономическому развитию.

Оценка политики правительства

1. Промышленная политика как системная программа и системный набор действий и мер промышленного развития не носит приоритетного характера. 2. Как системная политика доминируют методы финансовой стабилизации и либерализации экономики, не обеспечивающие потребностей экономического развития.

3. Внедрение промышленной политики означает существенную корректировку доминирующей экономической парадигмы правительства.

Промышленная политика страны неотрывна от политического и макроэкономического контекста. Больше того, в значительной своей части она пересекается с указанными полями государственно-управленческой деятельности.

Приведем некоторые примеры решений отдельных проблем промышленной политики.

1. Вывод неиспользуемых и устаревших производственных мощностей, незавершенного капитального строительства, отработанных горно-рудных сооружений и отвалов с баланса предприятий для снижения себестоимости и налогов.

2. Увеличение амортизационных фондов для роста собственных инвестиций.

3. Решение специфических вопросов градообразующих предприятий.

Введение новых принципов оценки основных фондов.

4. Создание целевого бюджетного ссудного фонда промышленности.

5. Налоговое стимулирование перелива капитала из сырьевой в высокотехнологические отрасли.

6. Организация экспортного кредитования и субсидирования. Организация кредитования населения под жилье и ТДП отечественного производства. 7. Создание законодательных условий преференций по стимулированию закупок отечественной продукции.

8. Создание внебюджетных централизованных фондов НИОКР, в том числе на основе части роялти.

9. Активизация механизмов заимствования на фондовых рынках для финансирования промышленного развития.

10. Введение в Налоговый кодекс, Бюджетный кодекс, валютное, банковское и иное право инструментов промышленной политики. Создание свободных экономических зон научно-технологического прогресса, например, на базе закрытых административно-территориальных образований (закрытых городов) Министерства атомной энергии.

11. Возможные финансовые источники целевого бюджетного ссудного фонда промышленности:

  • целевые отчисления;
  • остатки на счетах бюджета;
  • средства Сбербанка;
  • резерв и прибыль ЦБ РФ и новые режимы их генерации и использования;
  • золотовалютный запас РФ;
  • пенсионные и страховые фонды;
  • экономически обоснованная и необходимая целевая эмиссия и специальный режим ее внедрения в финансы страны;
  • целевая (обусловленная) амнистия капиталов;

— Отметим, что реализация промышленной политики возможна через разработку и принятие необходимых федеральных нормативно-правовых актов. Для того, чтобы быть результативными, они должны отвечать поставленным управленческим задачам, в свою очередь отражающим проблемы, требующие решения.

Заключение

Итак, в ходе данной работы мы выяснили следующее.

Российская экономика на протяжении всего десятилетия реформ, направленных на улучшение структуры хозяйственных отношений, появление более эффективного частного собственника и улучшения общего жизненного уровня населения страны, являла собой во многом кризисную модель развития, с до конца нерешёнными дореформенными проблемами, не отстроенными рыночными механизмами и институтами, с существующими «монстрами и гибридами» старой социалистической и новой рыночной систем, ежедневно доказывая свою неспособность и нежелание строить цивилизованные рыночные отношения.

Проанализировав рассмотренные нами проблемы, напомню их — это финансовые ограничения, низкий платёжеспособный спрос на внутреннем рынке, неразвитость инфраструктуры и институтов, слабая инвестиционная активность, значительный износ производственной базы, климатические и территориальные особенности экономики России, проблемы трудовых ресурсов, ценовые ограничения и сложившиеся диспропорции, внешнеэкономические проблемы, можно сделать вывод, что в их основе лежат три общесистемные проблемы, переведшие к существующему перекосу в отечественной промышленности, — правовая и институциональная неотрегулированность российской хозяйственной системы; нехватка денежных средств, способных обеспечить эффективное функционирование национальной экономики; отсутствие чёткой системы приоритетов экономического развития и эффективных мер сглаживания структурных и естественно-сложившихся (это, прежде всего, климатические и территориальные ограничения) перекосов со стороны государства. Именно на эти три проблемы необходимо в первую очередь обратить своё внимание высшим государственным органам при разработке общей экономической и соответствующей ей промышленной политики, поскольку на данный момент в нашей экономике сложилась такая ситуация, когда угасает позитивный для отечественной промышленности эффект девальвации и импортозамещения, но страна пока ещё находится на волне подъёма посткризисного производства и экономической активности, и именно в этих условиях будущее российской экономики (добьётся ли она, наконец, экономического роста или же опять «уснёт» до очередного дефолта) во многом зависит от дальнейших действий государства, которые будут осуществляться уже без столь ощутимой помощи девальвированного рубля.

В таких условиях следует констатировать, что российская промышленная политика должна основываться на эффективном синтезе экспортоориентированной и импортозамещающей моделях на основе всемерного развития инновационной сферы, что приводит нас к необходимости выявления в рамках данной промышленной политики соответствующих приоритетов и выработке инструментов, обеспечивающих их дальнейшее развитие и общий ускоренный экономический рост промышленного производства в России.

Список используемой литературы

1. Аналитические материалы и разработки Министерства экономики России.

2. Астахов Н., Буткевич В., Макалкин И. Амортизационный ресурс. Что тормозит обновление производственной базы // Экономика и жизнь. 2011г. №12. С. 293.

3. Баскин А., Наумик В., Одесс В., Савельева Л. Все прогрессы реакционны, если рушится человек // Экономика и жизнь. 2013г. №12. С. 198.

4. Белецкий Ю., Ивантер А., Кириченко Н. Счастье в долг не возьмёшь // Эксперт. 2014г. №1-2. С. 713.

5. Белоусов А. Три кита промполитики // Эксперт. 2013г. №41. С. 184.

6. Будылин С., Матвеев Г. Приглашение на казнь // Эксперт. 2012г. №16. С. 323.

7. Водянов А. Ржавая пружина // Эксперт.2013г. №22. С. 182.

8. Галиев А., Гурова Т., Краснова В., Рубченко М. Фискальное танго // Эксперт. 2014г. №44. С. 237.

9. Горкин П., Савельева Л. ТЭК в России больше, чем ТЭК // Экономика и жизнь. 2012г. №13. С. 243.

10. Гохберг А. Инновации за свой счёт // Экономика и жизнь. 2012г. №3. С. 239.

11. Гришин Л., Евдокимов Ю. Знать, чем управлять // Экономика и жизнь. 2012г. №9. С. 212.

12. Гурова Т., Ивантер А. Точка инновационной опоры // Экспетр. 2013г. №11. С. 192.

13. Ивантер А., Кириченко Н. Экономические риски-99 // Эксперт. 2014г. №1-2. С. 234.

14. Кириченко В. Реформационный процесс и становление государственной промышленной политики России // Российский экономический журнал. 2013г. №8. С. 321.