рынок страхование Россия
С позиций сегодняшнего дня необходимо подчеркнуть понимание страхования как самостоятельной экономической категории. Проявлением экономической категории страхования на практике выступают различные отрасли, виды и подвиды страхования. Страхование — это стратегический сектор экономики. Особенно в период развития рыночных отношений предприниматель получает возможность сосредоточить всё своё внимание на проблемах рынка и конкуренции, будучи уверенным в том, что средства производства и предметы труда материально защищены от любых случайностей. Именно страхование повышает инвестиционный потенциал и даёт возможность увеличить состояние и богатство нации. Это важно для российской экономики, которая пока пребывает в сложном положении. Проблема формирования страхового рынка России разработана недостаточно. В стране есть большое количество юристов, экономистов, социологов. С их мнением считаются, их мнение по тем или иным вопросам освещается в средствах массовой информации, они являются признанными специалистами в своей области. Со страхованием ситуация иная. Отсутствие надлежащей учебной базы, пренебрежение страхованием как серьезным экономическим инструментом на государственном уровне приводит к тому, что данный экономический сектор развивается самостоятельно. Недооценка страхования подрывает его престиж и, как результат, отсутствие стремления приобретать знания в этой сфере. Низкий спрос на знания в данной области в свою очередь практически исключает потребность в профессиональных преподавательских кадрах, не говоря уже о необходимости достижения научных вершин.
Актуальность данной темы обуславливается тем, что страхование является действенным инструментом стабилизации экономики. Страховой институт обеспечивает безопасность, стабильность, социальные гарантии в обществе посредством механизма финансовой защиты.
Цель данной курсовой работы — выявить основные проблемы развития страхования на рынках России за последние несколько лет, дать оценку его текущего состояния, обозначить тенденции его развития в последующие годы.
Основными задачами данной курсовой работы в связи с указанной целью являются:
1. рассмотреть периоды становления страхового рынка в России;
2. исследовать основные показатели уровня развития страхования в России;
3. раскрыть особенности условий рынка страхования в России;
4. осветить основные препятствия на пути развития страхования в России.
Перспективы развития рынка коллективных инвестиций в РФ
... и развитие рынка коллективного инвестирования в России. Задачи курсовой работы: рассмотреть сущность и экономическую роль коллективного инвестирования; раскрыть виды коллективных инвестиций; рассмотреть современное состояние рынка коллективных инвестиций в России. 1. Сущность и экономическая роль коллективного инвестирования ...
Объектом исследования в данной курсовой работе является рынок страхования в России.
Предметом курсовой работы является уровень развития страхования в России и так же проблемы организационной структуры.
При написании курсовой работы будут использованы следующие источники информации: учебная и научная литература, статистическая отчетность, нормативно-правовые акты и сайты сети интернет.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, списка используемой литературы и приложений.
Глава 1 Понятие и сущность страхования
1.1 Становление страхового рынка в России
Появление страхования на Руси связывают с памятником древнерусского права — «Русской правдой». Уже в этом документе, отражающем законодательство X-XI веков, встречаются элементы договора страхования. В «Русской правде», к примеру, предусматривалось материальное возмещение вреда общиной в случае убийства, совершенного на ее территории или членом общины «не умышленно, а в ссоре или на пиру при людях». Средства для этих целей собирались со всей общины. Если какой-нибудь член общины не вносил взносы, то ему община не помогала в уплате за него самого. Даже некоторые государственные мероприятия носили характер страхового обеспечения. Как известно, уже после свержения татаро-монгольского владычества на русские рубежи совершались нескончаемые набеги крымских и ногайских татар, которые захватывали пленников и продавали их в рабство. Предотвратить такую продажу и освободить из рабства мог выкуп. До конца XVIII века страхование в России развивалось медленно, на страховом рынке господствовали иностранные страховые компании. Даже учитывая неразвитость страховых отношений в России, определенные суммы капитала в виде собранных страховых взносов уходили за рубеж, нанося урон государственной казне. Для предотвращения вывоза капитала из страны Екатерина II Манифестом от 28 июня 1786 года запретила страховать имущество у иностранных страховых компаний и предприняла попытку организации государственного страхования в России, открыв Государственную страховую экспедицию. В задачи экспедиции входили операции по страхованию имущества на выборочной основе и практически безрисковых единиц собственности (каменные дома, каменные фабрики и т.п.).
В 1822 году Государственная страховая экспедиция была закрыта. Для страхования товаров российское правительство открыло в 1797 году Страховую Контору при Ассигнационном Банке, которая также оказалась нежизнеспособной и была упразднена в 1805 году. Принцип государственной монополии в страховании также как и идея государственного страхования закончились крушением.
Однако страховой рынок не мог оставаться незаполненным. С развитием производства спрос на страховые услуги начал расти и, при отсутствии на страховом рынке России иностранных страховых компаний его могли заполнить только отечественные. Возникли предпосылки для формирования страхового рынка России посредством создания собственных частных акционерных компаний. В июне 1827 году было учреждено «Первое Российское страховое общество от огня». Обществу предоставлялось исключительное право на осуществление страховых операций в течение 20 лет с освобождением от налогов, исключая пошлины в казну. Более того, «Первому Российскому страховому обществу от огня» разрешалось принимать застрахованное в нем имущество в залог во всех казенных и кредитных учреждениях. Успешная деятельность данного общества способствовала появлению других страховых обществ. В 1835 году учреждается «Второе Российское страховое общество от огня», в 1846 году — товарищество «Саламандра». Соучредителями создаваемых страховых обществ были представители высших органов власти государства, на которых возлагалась обязанность курировать данные страховые общества. Довольно обширный неосвоенный страховой рынок России позволил трем указанным страховым обществам поделить сферу влияния на территории России. На смену государственной монополии в страховании пришла монополия частная.
Экономическая политика государства: цели, направления, особенности ...
... по экономике, менеджменту, социологии и другим наукам Глава 1. Теоретико-методологические аспекты изучения экономической политики государства, .1 Общая характеристика экономической политики государства Государственное регулирование, обеспечивающее реализацию экономических функций государства, осуществляется посредством проведения экономической политики. Экономическая политика ...
Отмена крепостного права, замена натурального хозяйства денежным, развитие капиталистических отношений создавали предпосылки для формирования национального страхового рынка. Начали возникать новые акционерные общества без монопольных привилегий:1858 год — Петербургское и Московское, 1867 год — «Русское», 1870 год — «Коммерческое» и «Варшавское», 1871год — «Северное», 1872
год — частное страховое общество «Якорь».
Конкуренция, борьба за средства страхователя породила множество страховых компаний и одновременно создала условия для их объединения, прежде всего с целью затруднить проникновение конкурентов на собственный рынок и обеспечить единые правила страхования. В 1874 году съезд представителей акционерных страховых обществ предпринял первые шаги по объединению страховщиков. Конвенция, принятая на съезде, предполагала установление общих страховых тарифов по видам страхования, а также ведение общей статистики. Тарифное соглашение получило название «Страхового синдиката» — по сути первого монополистического объединения в России.
Для придания устойчивости страховым операциям в этот же период организуются общества взаимного страхования. За период 1863 — 1865 годов было образовано 12 таких обществ.
В 1875 году наблюдался резкий рост активности на страховом рынке, существенно увеличился сбор страховых премий. За 1876 — 1885 года в России было создано 32 общества взаимного страхования.
К концу XIX века в России сложился страховой рынок, на котором, наряду с отечественными страховщиками, были представлены и иностранные страховые компании. Наибольшее распространение в дореволюционной России имело страхование от огня. Второе место в имущественном страховании по сбору платежей занимало транспортное страхование судов и грузов. В крупных городах получило распространение страхование стекол от разбития. С 1900 года общество «Помощь» начинает проводить страхование от краж со взломом. Приход на страховой рынок России иностранных страховых компаний способствовал объединению российских страховщиков. В 1909 году создается Всероссийский союз обществ взаимного страхования, объединивший 83 страховых общества на основе договора, обязывающего страховые компании оказывать взаимопомощь при пожарных убытках, превышающих годичный сбор премий. В то же время был принят Устав «Российского Союза Обществ взаимного страхования от огня».
Союз страховщиков предлагал на страховом рынке страхование недвижимости и движимости, а также коллективное страхование от несчастных случаев лиц, служащих и работающих на фабриках и заводах.
Международный рынок страхования
... лечебных учреждений. Очевидно, что страховщики, обладающие страховым портфелем подобного качества, столкнутся с невозможностью организовать надежную перестраховочную защиту своего бизнеса. Поэтому на российском рынке усилится тенденция к взаимному размещению рисков ...
В 1913 году во всех страховых учреждениях России было застраховано имущества на сумму 21 миллиард рублей, что позволило собрать 204,9 миллиона рублей страховых платежей. Большинство акционерных страховых обществ было сосредоточено в Петербурге. Среди русских акционерных обществ крупнейшим по объему операций и по размеру капиталов было общество «Россия». Оно проводило восемь видов страхования на территории России и осуществляло страховые операции за границей. В Александрии, Афинах, Белграде, Константинополе, Нью-Йорке, Берлине и других городах общество имело свои отделения и многочисленные агентства.
Начавшаяся в 1914 году Первая мировая война и последовавшие за ней крупнейшие экономические и политические потрясения в российском обществе привели к глубочайшему финансово-экономическому и политическому кризису. Падение покупательской способности рубля обесценивало страховые суммы заключенных договоров, страховые платежи. В условиях, когда деньги почти полностью утратили свое значение как форма накоплений и сбережений, а также как платежное средство о развитии страхового рынка не могло быть и речи.
1.2 Организация страхового рынка
В широком смысле страховой рынок представляет собой всю совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи страхового продукта. Рынок обеспечивает ограниченную связь между страховщиком и страхователем. Здесь осуществляется общественное признание страховой услуги. Первостепенными экономическими законами функционирования страхового рынка являются закон стоимости и закон спроса и предложения. Обязательным условием существования страхового рынка является наличие общественной потребности на страховые услуги и наличие страховщиков, способных удовлетворить эти потребности. Переход отечественной экономики к рынку существенно меняет роль и место страховщика в системе экономических отношений. Страховые компании превращаются в полноправных субъектов хозяйственной жизни. Функционирующий страховой рынок представляет собой сложную, интегрированную систему, включающую различные структурные звенья.
Организация страхового рынка может быть охарактеризована в двух аспектах. В первом аспекте она представлена акционерными, корпоративными, взаимными и государственными страховыми компаниями. Во втором аспекте можно выделить местный (региональный) страховой рынок, национальный (внутренний) и мировой (внешний) страховой рынок. Развитие рыночных отношений уничтожает территориальные преграды на пути общественно-экономического прогресса, усиливает интеграционные процессы, ведет к включению национальных страховых рынков в мировой. Примером такой интеграции может служить создание общеевропейского страхового рынка стран — членов ЕС.
В зависимости от масштабов спроса и предложения на страховые услуги можно выделить:
- внутренний;
- внешний;
- международный страховой рынок.
Внутренним страховым рынком предполагается называть местный рынок, в котором имеется непосредственный спрос на страховые услуги, удовлетворяющийся конкретными страховщиками. Внешним страховым рынком следует называть рынок, находящийся за пределами внутреннего рынка и принадлежащий к смежным страховым компаниям как в данном регионе, так и за его пределами. Под мировым страховым рынком следует понимать предложение и спрос на страховые услуги в масштабах мирового хозяйства. По отраслевому признаку выделяют рынок личного страхования и рынок имущественного страхования. В свою очередь каждый из этих рынков можно разделить на обособленные сегменты, например рынок страхования от несчастных случаев, рынок страхования домашнего имущества и так далее. Участниками страхового рынка выступают продавцы, покупатели и посредники, а также их ассоциации.
Первичным звеном страхового рынка является страховщик — страховое общество или страховая компания. Именно здесь осуществляется процесс формирования и использования страхового фонда, формируются одни и появляются другие экономические отношения, переплетаются личные, групповые, коллективные интересы. Страховая компания — исторически определенная общественная форма функционирования страхового фонда, представляет собой обособленную структуру, осуществляющую заключение договоров страхования и их обслуживание. Экономическая обособленность страховой компании проявляется в полной обособленности ее ресурсов, их полном самостоятельном обороте. Страховая компания функционирует в экономической системе в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта и «встроена» в определенную систему производственных отношений. Экономически обособленные страховые компании строят свои отношения с другими страховщиками на основе перестрахования и сострахования.
Следующим не менее важным субъектом страховых отношений является страхователь — физическое или юридическое лицо. Именно для удовлетворения его потребностей в страховой защите создается и функционирует страховой рынок. Особым звеном в функционировании страхового рынка выступает государство. Государство является главным лицом в разработке правил поведения на страховом рынке, а также выполняет контрольную функцию за строгим соблюдением страховщиками установленных правил. От имени государства эту работу осуществляет Департамент страхового надзора Министерства финансов Российской Федерации.
Специфический товар, предлагаемый на страховом рынке, — страховая услуга. Ее потребительной стоимостью является обеспечение страховой защитой, приобретающей форму страхового покрытия. Цена страховой услуги выражается в страховом тарифе. Она складывается на конкурентной основе при сопоставлении спроса и предложения. Нижняя граница цены определяется принципом равенства между поступлениями платежей страхователя и выплатами страхового возмещения и страховых сумм, верхняя граница — потребностями страховщика. Если цена страховой услуги оказывается чрезмерно высокой, страховщик может оказаться в невыгодном положении по сравнению с конкурентами и потерять клиента. Цена услуги конкретного страховщика зависит от величины и структуры его страхового портфеля, качества инвестиционной деятельности, величины управленческих расходов, ожидаемой прибыли.
Страховая услуга может быть представлена на основе договоров (в добровольном страховании) или закона (в обязательном страховании).
Иначе говоря, в тех случаях, когда предоставление страховой защиты необходимо с позиций общественных интересов, страхование носит принудительный характер. Купля-продажа страховой услуги оформляется заключением договора страхования, в подтверждение чего страхователю выдается страховое свидетельство (полис).
Перечень видов страхования, которыми может воспользоваться страхователь, представляет собой ассортимент страхового рынка.
Глава 2 Проблемы и перспективы развития российского страхового рынка
2.1 Общая характеристика страхового рынка и анализ основных показателей уровня его развития
Страховой бизнес, присущий всякой экономике, функционирующей на рыночной основе, получил в России за последние десять лет существенное развитие. Об этом свидетельствуют создание сотен страховых организаций (даже учитывая тот факт, что значительная часть организаций, зарегистрированных как страховые компании, на самом деле ими не являлись, а представляли собой фирмы, созданные для решения задач своих учреждений по избеганию налогообложения), появление большого количества новых видов страхования, ранее не известных в отечественной экономике.
Однако развитие страхового рынка в течение данного десятилетия не было простым. Порой под видом страховых услуг проводились операции, не имеющие ничего общего со страхованием. Так, в 1992—1995 годы страховые компании выжили и развивались благодаря тому, что смогли приспособиться к оказанию услуг по легальной оптимизации налоговых и иных обязательных платежей (взносы в социальные внебюджетные фонды).
Под видом страхования через страховые компании проводилась выплата заработной платы, что позволяло предприятиям экономить до 40% средств. В 1993 году почти 10% страховых премий приходилось на страхование ответственности заемщика за непогашение кредита — страхование, которое позволяло получать значительные средства под сомнительные и надлежащим образом необеспеченные коммерческие сделки. Значительное изменение структуры страховых премий произошло в 1996 году, когда доля возвратного страхования заметно снизилась, а классические виды страхования не могли полноценно развиваться из-за невозможности отнесения затрат на страхование себестоимости произведенной продукции. В результате совокупная прибыль страховых компаний практически не изменилась, а совокупные убытки выросли в два раза. Сложившаяся ситуация вынуждала страховщиков расширить свое участие в программах обязательного страхования. Доля взносов по обязательному страхованию в общем объеме поступления страховых платежей превысила 40%.
Реально некоторое улучшение конъюнктуры отечественного страхового рынка произошло в 1997 году, когда предприятиям разрешили включать в издержки суммы страховых премий по некоторым видам страхования, хотя и в объеме, не превышающем 1% выручки. Складывающаяся десятилетиями практика не могла не отразиться в сознании многих руководителей предприятий, которые и сегодня, организуя бизнес, уделяют недостаточно внимания вопросам страхования. Отсюда неслучайно, что сегодня только около 10% хозяйствующих субъектов России застраховано, хотя, по данным МЧС, только в 1996 году ущерб в результате природных и техногенных катастроф составил около 80 триллионов рублей. В этом же году произошла 151 тысяча пожаров, при этом материальный ущерб достиг 1 триллиона рублей. Современное состояние страхового рынка России можно определить с помощью определенных показателей, характеризующих его состояние.
Важнейшим количественным показателем является число страховых компаний. Сегодня российский рынок характеризуется резким сокращением их числа. На начало 2007 года в государственном реестре было зарегистрировано 3034 страховые компании и страховых брокеров. Общее число филиалов страховых компаний составляло 7000, из которых 2500 принадлежали компаниям системы Росгосстрах. По данным Департамента страхового надзора Министерства финансов Российской Федерации в первом полугодии 2008 года с рынка ушло 407 отечественных страховых компаний, а по итогам 2008 года отчитались о своей деятельности только 2000 страховых компаний.
Следующим показателем, характеризующим состояние страхового рынка, является величина совокупных активов страховщиков.
Таблица №1. Динамика активов страховых компаний. Величина актива, млн. рублей
Наименование |
01.01.09 |
01.07.09 |
01.01.10 |
01.07.10 |
01.01.11 |
01.07.11 |
|
Долговые ценные бумаги и предоставленные займы |
124,1 |
141 |
175,3 |
170,6 |
166 |
156,8 |
|
Банковские вклады (депозиты) |
126,2 |
140,1 |
148,8 |
141,8 |
156,9 |
152,2 |
|
Денежные средства |
122,2 |
142,2 |
118 |
132,6 |
119,2 |
126,5 |
|
Дебиторская задолженность по операциям страхования, сострахования |
90 |
119,1 |
104,5 |
124,1 |
97,2 |
121,7 |
|
Акции |
63,6 |
66,9 |
49,2 |
62,5 |
81,7 |
88,1 |
|
Доля перестраховщиков в страховых резервах |
61,1 |
68,2 |
68 |
69,5 |
66,3 |
77,5 |
|
Прочая дебиторская задолженность |
37,7 |
47,8 |
52,5 |
50,1 |
54,9 |
63,8 |
|
Основные средства |
23,2 |
28 |
29,2 |
31,6 |
31,2 |
56,6 |
|
Государственные и муниципальные ценные бумаги |
31,7 |
32,9 |
28,7 |
27,6 |
31,6 |
38,7 |
|
Дебиторская задолженность по операциям перестрахования |
20 |
23,9 |
20,1 |
19,8 |
18,7 |
21,3 |
|
Вклады в уставные (складочные) капиталы |
20 |
21,3 |
17,8 |
15,3 |
15,9 |
18,9 |
|
«Прочие» инвестиции |
12,4 |
12,7 |
9,7 |
8,3 |
8,9 |
9,7 |
|
Отложенные налоговые активы |
3,1 |
3,8 |
7,6 |
7,2 |
8,3 |
9 |
|
Здания незавершенное строительство земельные участки |
7,8 |
9,4 |
10,6 |
11,3 |
10,9 |
9,6 |
|
Запасы |
3,8 |
4,3 |
4,5 |
4,6 |
4,2 |
4,9 |
|
Дебиторская задолженность страховщиков по прямому возмещению убытков |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1,9 |
|
Прочие активы |
1,5 |
2,1 |
2,0 |
1,5 |
1,8 |
2,1 |
|
Баланс |
748,4 |
863,7 |
846,5 |
878,3 |
873,8 |
959,5 |
|
Как видно из вышеприведенной таблицы, по данному показателю страховой рынок России чрезвычайно неоднороден. Проанализировав динамику активов страховых активов, становится видно, что за последние 3 года отложенные налоговые активы выросли больше чем в 3 раза, а дебиторская задолженность страховщиков по прямому возмещению убытков значительно выросла, но по-прежнему находится на очень низком уровне. Большая часть активов размещена в долговых ценных бумагах и предоставленных займах. Но в целом сумма, составляющая баланс довольно маленькая, что лишний раз подтверждает тот факт, что на русском рынке страхования преобладают компании с низким капиталом. Совокупные уставные капиталы всех российских страховых компаний эквивалентны аналогичному показателю для одной — двух акционерных страховых компаний США. Уставный капитал в размере 1 миллиона рублей и больше на начало 2007 года имели только 763 страховые компании, или 47,5% их общего числа. По данным Департамента страхового надзора Министерства финансов РФ только 150 страховых компаний удовлетворяли требованиям к минимальному размеру уставного капитала, которые были введены в действие, начиная с 1 января 2005 года.
Совокупные страховые резервы российских страховщиков, предназначенные для исполнения предстоящих выплат, являющиеся инвестиционными ресурсами, в 2009 году оценивались в размере около 10 триллионов рублей. Незначительные размеры уставного и резервного капиталов обусловливают низкую емкость страхового рынка.
Недостаточная развитость страхового рынка России привела к тому, что большинство рисков в экономике страны сейчас либо вообще ничем не обеспечено, либо обеспечено крайне незначительно. По данным Всероссийского союза страховщиков, в 2010 году произошло 1500 чрезвычайных ситуаций, 151 тысяча пожаров. Общий ущерб оценивается в 309 триллионов рублей. Убытки по большинству из произошедших событий не были застрахованы и компенсированы. И это при наличии специальных законодательных мер о развитии противопожарного страхования. К показателям, характеризующим состояние страхового рынка, относятся также величина собранных страховых взносов и произведенных страховых выплат. Данные показатели в абсолютном выражении выглядят следующим образом: за 2010 год российские страховщики собрали 320 миллиардов рублей страховой премии. На долю личного страхования пришлось около 52,9 миллиарда рублей, страхования имущества юридических и физических лиц — 8,8 миллиарда рублей, страхования ответственности — 12,2 миллиарда рублей. По обязательному страхованию взносы составили — 151,2 миллиарда рублей. Можно сделать вывод, что добровольное страхование в России особым спросом не пользуется. Также эта статистика указывает на необходимость мотивации развития страхования имущества и ответственности.
За указанный период общий объем выплат национальных страховых компаний по всем видам страхования составил 307,6 миллиарда рублей, из которых на долю личного страхования приходится 33,3 миллиарда рублей, страхования имущества юридических и физических лиц — 4,0 млрд. руб., страхования ответственности — 1,3 миллиарда. По обязательным видам страхования выплаты составили 116,5 миллиарда рублей. Значительной остается доля поступлений и выплат по обязательным видам страхования — 34,6% и 41,2% соответственно. Если для США средний размер страховой премии в расчете на одного жителя страны составляет 2000 долларов, для Швейцарии — 3000 долларов, для Японии — 4500 долларов, то для России аналогичный показатель в 2010 году составлял только 80 долларов. Как видно из приведенного примера масштабы и само содержание страховых операций на отечественном страховом рынке и за рубежом несопоставимы. Даже в группе стран Восточной Европы, Россия не относится к числу лидеров по уровню развития страхования. Отношение страховых взносов к валовому внутреннему продукту в России в 1,5—2 раза меньше, чем в наиболее развитых странах этого региона — Чехии, Венгрии и Польше.
Если же говорить о расходах граждан на страхование, то австралийцы, к примеру, тратят на страхование около 10% своих доходов, американцы — более 15%. Россиянин в среднем тратит на добровольное страхование около 50 руб. в год, то есть около 2 доллара США. В развитых же странах этот показатель составляет от 500 до 2500 долларов. Что вновь указывает на не понимание важности и пользы страхования.
Не менее важную роль для оценки страхового рынка играют относительные показатели. Прежде всего, это такой показатель, как отношение совокупной страховой премии к валовому внутреннему продукту. Для сравнения, в развитых странах доли совокупной страховой премии в ВВП составляет 8-10%. В России эта величина составляет около 2,81%, а по добровольным видам страхования — менее 67,9%. Таким образом, оценивая количественные и качественные параметры страховой отрасли, можно сделать вывод: страховой рынок России далеко не освоен, находится на начальном этапе развития и имеет громадные возможности для развития.
2.2 Проблемы страхового рынка
Страховой рынок России характеризуется рядом проблем, от разрешения которых зависит не только его стабильность сегодня, но и существование завтра. Самая большая проблема страхового рынка в том, что государство в лице его властных органов до настоящего момента не желает воспринимать страхование как стратегический аспект развития экономики государства. Это в свою очередь порождает определенные негативные обстоятельства, влияющие на развития страхового рынка, например, в виде налогового прессинга, в результате которого страховые услуги не только теряют свою привлекательность, но и становятся невыгодными. Общее состояние налогообложения в страховой сфере характеризуется отсутствием системы, единой методологической базы, доминированием ведомственного подхода к установлению налогов, отсутствием стимулов к развитию страхового рынка. Сегодня прибыль от страховой деятельности облагается по повышенной ставке — 43 %. На протяжении определенного времени по действовавшему законодательству страховая выплата по случаю смерти рассматривалась как доход и облагалась подоходным налогом. Не секрет, что в большинстве развитых стран средства, направляемые на страхование, исключаются из налогооблагаемой базы, а получаемые страховые суммы не облагаются налогом. Естественно, что при таком подходе возможен прогресс на рынке страховых услуг. Грамотная политика государства в данной области воспитывает у граждан потребность в страховании, а государство снимает с себя обязательства по возмещению своим гражданам всевозможных ущербов и убытков, экономя в конечном итоге значительные средства. Кроме того, поощряя страхование, государство с помощью страховых компаний получает огромные инвестиционные средства для собственной экономики. Непродуманная политика в области страхования в России наоборот влечет за собой процветание иждивенчества со стороны большей части населения, привыкшего возмещать все за счет государства. Стихийные бедствия, межнациональные конфликты неизбежно приводят к потере имущества, получению увечья, гибели. События последних лет, когда, к примеру, беженцам из Чечни выплачивалась компенсация за утраченное имущество явно несоизмеримая с причиненным ущербом, ясно продемонстрировали неспособность государства решать подобные вопросы.
Среди наиболее насущных проблем, стоящих перед российским страхованием, можно выделить также проблему фактического отсутствия адекватных инвестиционных инструментов, удовлетворяющих требованиям страховщиков. Вопрос о том, каким образом разместить временно свободные денежные средства страховых компаний — прежде всего страховые резервы — стал сейчас настоящей головной болью для страховщиков. Суть проблемы в следующем. Порядок размещения страховых резервов строго регламентируется государством, и отклонение от установленных правил со стороны страховых компаний может стоить им лицензии на право занятия страховой деятельностью. Однако, установив определенные обязательные правила, государство не несет никакой ответственности, если выполнение указанных правил приведет к негативным последствиям. Практически отсутствуют инструменты, обеспечивающие гарантированные государством условия надежности инвестирования страховщиком страховых резервов, прежде всего, в части своевременной их возвратности и оговоренной доходности. К наиболее серьезным проблемам страхового рынка относится также введение обязательных видов страхования под патронажем некоторых министерств и ведомств. Как правило, страхователи не получают никакой страховой защиты, а министерства или уполномоченные коммерческие организации аккумулируют средства практически на безвозмездной основе, а затем расходуют их далеко не всегда в интересах страхователей. В результате обязательное страхование становится способом отчисления и перераспределения финансовых ресурсов в пользу отдельных министерств и ведомств. Отдельного рассмотрения заслуживает проблема налогообложения операций, связанных со страхованием. Специалисты в области страхования неоднократно отмечали, что ряд положений российского налогового законодательства создает препятствия развитию страхования в нашей стране. При этом именно реформирование налогообложения страхователей — потребителей страховых услуг является вопросом первостепенной важности.
Внедрение некоторых послаблений в вопросах налогообложения страховых операций, естественно, приведет к некоторому уменьшению поступлений в бюджет. Однако эти суммы не смогут сравниться с той выгодой, которую получит государство посредством экономии средств на всевозможных компенсирующих выплатах. Гражданам будет выгодно за счет своих средств обеспечивать свою страховую защиту, и в случае необходимости, компенсировать свои убытки не за счет государства, а за счет средств страховых компаний, как это делается во всем цивилизованном мире.
Особого внимания требует проблема развития долгосрочного страхования жизни в Российской Федерации, так как оно успешно решает вопросы социального обеспечения. В частности, пенсионное страхование позволяет получить дополнительную к государственной пенсию, причем не только пенсию по старости, но и пенсию по инвалидности; снижает нагрузку на расходную часть бюджета, поскольку снижает затраты государства на социальное обеспечение граждан. Государство, в свою очередь, сосредотачивается на защите наименее обеспеченных слоев населения. Более того, в отличие от государственных и негосударственных пенсионных фондов, пенсионное страхование обеспечивает страховую защиту в случае смерти застрахованного; позволяет выплачивать пенсию не только от суммы собранных страховых взносов, но также учитывать и инвестиционный доход.
Страхование ренты обеспечивает застраховавшимся лицам дополнительный доход, не зависящий от выплат из бюджета. Страхование жизни, в свою очередь, позволяет накопить определенную сумму денежных средств, а также защищает финансовые интересы семьи застрахованного на случай его смерти.
Следующим проблемным вопросом отечественного страхового рынка является скудность предложений. Сегодня российские страховщики предоставляют клиентам не более 30-40 страховых продуктов, в то время как в развитых странах перечень страховых услуг насчитывает более 300 разнообразных видов. В виду нестабильности экономики страны практически отсутствуют долгосрочные накопительные программы, которые во многих странах являются приоритетными и пользуются популярностью у населения. Нестабильность финансово-экономической и социально-политической ситуации в стране и отсутствие четкой государственной политики в области страхования также оказывают негативное влияние на состояние страхового рынка. Практически полностью потеряно доверие страхователей к долгосрочному страхованию и страхованию с отсроченными выплатами. Из этого логически вытекает, что развитие страхового рынка не может происходить без серьезной и продуманной государственной поддержки. В свете сказанного совершенно очевидна необходимость разработки страховой идеологии и внедрение ее, в первую очередь, в сознание государственных чиновников, депутатов парламента и широких слоев населения.
2.3 Перспективы развития страхового рынка России
Во всех развитых странах страхование является стратегическим сектором экономики. Объём резервов и сроки, на которые размещаются средства, страховые компании превращают в мощнейшие финансовые кредитующие институты. По средствам своей деятельности они концентрируют в своих руках огромную финансовую мощь. Перспективы развития отечественного страхового рынка предлагается рассмотреть исходя из принимаемых на государственном уровне документов. Основным документом, определяющим развитие страхования в России, призвана стать Федеральная программа развития отечественного страхового рынка в 1998—2000 годах. Этот документ содержит ряд тезисов, которыми намерено руководствоваться правительство при развитии отечественного страхового рынка. Концептуальная часть программы определяет, что страхование не только освобождает государственный бюджет от расходов, вызываемых чрезвычайными событиями, но и является одним из наиболее стабильных источников инвестиций. В качестве одного из первоочередных шагов по повышению надежности страховых компаний программа выдвигает требования к увеличению уставных капиталов страховщиков. В этой связи государство будет приветствовать возможные объединения и слияния функционирующих страховых компаний, которые не имеют достаточно средств для пополнения уставных капиталов. Развитию национального страхового рынка должно способствовать введение ряда относительно новых обязательных видов страхования. К их числу относятся страхование авто гражданской ответственности, ответственности работодателей, обязательное страхование жилья и отдельных видов имущества.
Федеральная программа предполагает увеличение к 2013 году объема операций по добровольному страхованию в 4-5 раза, а объема операций по обязательным видам страхования — в 3,5-4 раза. В целом объем страховых премий может возрасти в 3-4,5 раза. Государство при этом будет стимулировать предприятия и организации к заключению договоров страхования. Перспективы развития страхового рынка России можно проследить также на примере конкретного вида страхования — страхования жизни. Сегодня с достаточной степенью уверенности можно сказать, что для появления страхового интереса в страховании жизни имеются объективные предпосылки, так как существует вероятность снижения уровня жизни семьи в связи со смертью кормильца, выходом на пенсию по возрасту или по инвалидности. К факторам, влияющим на возникновение страхового интереса, следует отнести и существование риска возникновения дополнительных расходов в связи с обучением детей в колледжах и вузах страны и за рубежом, а также обязанности предоставить финансовые гарантии по выполнению обязательств при осуществлении сделок с оплатой в кредит. Если говорить о том, кто заинтересован в создании условий для реализации указанного страхового интереса, то это, прежде всего, потенциальные страхователи — физические и юридические лица. Причем физические лица являются потенциальными страхователями по всему спектру видов страхования жизни: страхования на случай смерти; на дожитие до определенного договором возраста или срока, а также страхования расходов на образование; страхования пенсии (ренты); кредитного страхования жизни. Юридические лица при наличии соответствующих условий могут быть заинтересованы выступить в качестве страхователей, скорее всего, по страхованию на случай смерти; страхованию пенсии (ренты) и, в меньшей степени, по страхованию на дожитие. Заинтересованным в создании условий для реализации интересов в развитии страхования жизни является и такой субъект рынка личного страхования, как страховщик. На сегодняшний день наиболее заинтересованным субъектом рынка личного страхования в России является государство. Во-первых, потому, что проблема изыскания средств для решения общегосударственных проблем — проблема первостепенной важности. Во-вторых, страхование жизни компенсирует недостаток государственных социальных гарантий. В-третьих, развитие страхования жизни, как одной из наиболее трудоемких и наукоемких отраслей страхования, ведет к образованию новых рабочих мест. А это, с точки зрения государства, момент немаловажный, способствующий ослаблению социальной напряженности в стране. Однако, кроме наличия страхового интереса необходимы средства и инструменты для того, чтобы рассматриваемый интерес был реализован. Речь идет о наличии средств у потенциальных страхователей и, что не менее важно, доверия к институту страхования жизни. Если говорить о наличии денежных средств, то по оценкам различных экспертов у населения к августу 2009г. на руках находилось не менее 50 миллиардов долларов США. Суммы не малые, часть из которых вполне могла быть направлена на уплату страховых взносов для реализации страхового интереса в страховании жизни. Однако средства страхователей физических лиц, направляемые на уплату страховых взносов после налогообложения, сформировав резервы по страхованию жизни, попадают под налогообложение второй раз, уже в качестве страховых выплат при наступлении страховых событий. Так называемое «второе» налогообложение осуществляется в соответствии с Федеральным Законом «О внесении изменений в Закон Российской Федерации», «О подоходном налоге с физических лиц» от 10.01.97 №11-ФЗ, согласно которому материальная выгода в виде разницы между суммами страховых выплат и суммами страховых взносов, уплаченных страхователем — физическим лицом, и увеличенных страховщиками на сумму, рассчитанную по ставке рефинансирования, установленной Банком России на момент заключения договора страхования, подлежит налогообложению у источника выплат отдельно от других видов дохода данного человека по ставке 15 %. Исключение делается только для договоров долгосрочного страхования жизни и пенсий, заключаемых на срок 5 лет. Что же касается доверия к институту страхования жизни, то здесь ситуация совсем не обнадеживающая. Население страны знакомо с долгосрочным страхованием жизни не один год. Начиная с 1956 года страхование жизни, представленное смешанным страхованием, страхованием детей (до достижения застрахованным ребенком восемнадцатилетнего возраста), страхованием к бракосочетанию, развивалось быстрыми темпами. Потеря Госстрахом в 1998 году резервов по страхованию жизни и невозможность выполнения страховщиком обязательств в объеме, соответствующем условиям договора страхования, привели к резкому оттоку населения из сферы страхования жизни. В течение непродолжительного периода, с 2000года по август 2004 года, страховщики вели кропотливую работу с клиентами по возвращению утраченного доверия. Эта работа стала давать положительные результаты.
Рост благосостояния, стабилизация экономики страны, возможность выбора надежного финансового партнера-страховщика в последние три-четыре года, несмотря на сдерживающую роль налогового законодательства, способствовали появлению, прежде всего у населения, экономически обоснованного интереса в сохранении уровня жизни и потребности его реализации путем заключения договоров страхования жизни и пенсий. Как известно, необходимыми предпосылками для развития долгосрочного страхования являются стабильная политико-экономическая ситуация и отсутствие гиперинфляции. В настоящее время замораживания части активов страховщиков, размещенных в ГКО, и невозможностью в связи с этим выполнения своих обязательства, превращает страхование в финансовый институт, не способный реализовать свою основную функцию — предоставление гарантированной страховой защиты не только на долгосрочную, но и на краткосрочную перспективу. Из изложенного выше материала следует, что перспективы у страхового рынка России могут быть благоприятными только в том случае, если государство на деле продемонстрирует свою поддержку в развитии страхования.
Заключение
Изученные в процессе подготовки данной работы материалы позволяют сделать вывод, что на сегодняшний день назрела необходимость планомерного развития страхового рынка и превращения его в цивилизованный. Для этого в первую очередь необходимо регламентировать его. С этой целью государство должно оперативно решить вопросы с законодательной базой, налогообложением, обеспечением защиты интересов страхователя, и, самое главное, обеспечить выгодность страхования для граждан.
Очень важным является вдумчивый подход к финансовым возможностям деятельности страховых компаний, особенно в вопросах сохранения их платёжеспособности. Принятые изменения порядка формирования страховых резервов, к сожалению, не позволяет их накапливать, что существенно подрывает платежеспособность страховых организаций. В связи с этим практически единственной возможностью сохранения платежеспособности страховых организаций является наращивание собственных средств, что не всегда соответствует интересам учредителей, так как зачастую возможно только в ущерб последним. Как следует из последних публикаций в средствах массовой информации, страховой рынок России в ближайшем будущем ожидают серьезные перемены. С 1 августа 2012 года Минфин планирует начать массовый отзыв лицензий у страховщиков. Причина — невыполнение требований законодательства об увеличении уставных капиталов. По информации Минфина в общей сложности лицензии будут отозваны у одной тысячи из 1700 работающих страховых организаций. Очевидно, что данное сокращение произойдет за счет небольших региональных страховых компаний. Их место займут более крупные, как правило, московские страховые компании, что неизбежно приведет к оттоку капиталов из регионов, потерям инвестиционных средств и определенным проявлениям монополизма. Многообразные проблемы на пути развития страхования в России могут быть успешно разрешены при наличии соответствующего уровня экономического мышления и наличия высококвалифицированных кадров.
В настоящей курсовой работе были рассмотрены периоды становления страхового рынка в России, исследовать основные показатели уровня развития страхования в России, выявлены особенности условий на рынке страхования в России и освещены основные препятствия на пути развития страхования в России.
Благодаря успешному выполнению поставленных задач и правильно подобранным методам изучения и анализа рынка страхования в России, цель исследования была достигнута: были выявлены основные проблемы развития страхования на рынках России за последние несколько лет, дана оценку его текущему состоянию и также были обозначены тенденции его развития в последующие годы.
Список используемой литературы
1. Вербитская В.П. Некоторые теоретические аспекты перестрахования. «Финансы» №2 2008
2. Гуляева Г.А. Предоставление страховых услуг в рамках Вто: Последствия для страховых рынков СНГ. М.: №7 2008;
3. Дюжиков Е.Ф., Сплетухов Ю.А. Ответственность перевозчиков и порядок ее страхования. М.: «Финансы» №2 2009;
4. Коломин Е.И. К закону «О страховании». М.:2008
5. Левант Н.А. Будет ли страхование жизни в России. М.: «Финансы» №12
6. Лукин В.А. «Принципы организации и обеспечения страхования космических рисков в России». М.: «Финансы» №2 2009.
7. Николенко Н.П. “Состояние и перспективы развития добровольного страхования в России” Финансы, №2, 2009
8. Страховое дело. Под редакцией профессора Рейтмана Л.И. — М.: Банковский и биржевой научно-консультационный центр, 2010.
9. Талызина Т.А. Основные аспекты имущественного страхования. М.: «Финансы» №3 2007.
10. Шахов В.В. “Страхование”: Учебник для ВУЗов. — Москва: Страховой полис, ЮНИТИ, 2008 г.
11. Шахов В.В. Некоторые итоги и перспективы развития страхового рынка России. М.: «Финансы» №3 2007.
12. Шахов В.В. Введение в страхование: Учебное пособие. — 2-е издание, переработанное и дополненное — М.: Финансы и статистика, 2009.
13. Лаврушин О.И. «Финансы и кредит»: учебное пособие, 2012.
14. Перекрестова Л.В., Романенко Н.М., Сазонов С.П. «Финансы и кредит», 2006.