Аудиторские стандарты, доказательства и контроль

Курсовая работа
Содержание скрыть

История аудита

Аудит уже имеет достаточно большую историю, начиная с появления первых независимых аудиторов еще в 19 веке в акционерных компаниях Европы. Родиной аудита считается Англия, где в 1844 году были выходят законы о компаниях, согласно которым правление акционерных компаний обязаны приглашать не реже 1 раза в год специального человека для проверки бухгалтерских счетов и отчетов перед акционерами.

Требования к аудитору

Главными требованиями, предъявляемыми к аудитору, являются его безупречная честность и независимость. В странах с развитой экономикой деятельность аудиторов регламентируется стандартами и нормами.

Стандарты аудита

Стандарты аудита — это правила и принципы основных проверок, которые определяют масштаб ревизионных мероприятий и методику их проведения, а также являются критерием оценки результатов проверки. Существуют стандарты на нескольких уровнях: международные, федеральные и внутрифирменные.

Международные стандарты

Международные стандарты обеспечивают единство принципов аудита, унификацию вопросов методологии и единство подходов к проведению аудита и составлению аудиторской отчетности.

Федеральные стандарты

Федеральные стандарты аудиторской деятельности действуют на территории одной страны, например, стандарты РФ.

Внутрифирменные стандарты

Внутрифирменные стандарты используются внутри компании и определяют порядок проведения аудита.

Соблюдение стандартов аудита позволяет обеспечивать единство методологии проверки, требований к качеству и надежности проверки, а также единство подходов к составлению аудиторской отчетности.

1. Сущность, значение и статус международных стандартов аудиторской деятельности

Международные стандарты аудиторской деятельности являются общепризнанным механизмом регулирования профессиональной деятельности в мировой практике.

  • Одним из главных результатов применения международных стандартов аудиторской деятельности является возможность обеспечения определенного уровня качества подготовки аудиторов и проведения аудита, что ведет к установлению доверия к аудиторам и повышению прозрачности финансовой отчетности.
  • Принятие международных стандартов аудита также позволяет обеспечить определенный уровень надежности результатов аудиторской проверки, так как они включают в себя методы и процедуры аудиторской проверки, которые были разработаны на основе многолетнего опыта и знаний в области аудита.
  • Международные стандарты аудиторской деятельности также обеспечивают связь отдельных элементов процесса аудиторской проверки, что позволяет достичь целостности и непрерывности аудиторской проверки.
  • Важным аспектом применения международных стандартов аудиторской деятельности является возможность контроля качества работы аудиторов, так как они содержат требования к образованию, опыту и профессиональным навыкам аудиторов, а также содержат описания процедур контроля качества аудиторских работ.
  • Применение международных стандартов аудита способствует созданию достойного общественного имиджа профессии аудитора, что является важным фактором в условиях жесткой конкуренции на рынке профессиональных услуг.

В ближайшие годы Россия будет продолжать проведение рыночных реформ, а ее участие в международной экономической интеграции и разделении труда будет расширяться и углубляться. В этой связи знание и умелое использование международных стандартов аудита будет способствовать повышению уровня профессионализма аудиторов и аудиторских организаций.

11 стр., 5376 слов

Международные стандарты оформления результатов аудиторских проверок

... влияния на финансовую отчетность. МСА № 700 в системе российских стандартов аудита соответст­вует Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 6 «Аудиторское заключение по финансовой ( ... аудиторская проверка была спланирована и проведена с целью обеспечения достаточной уверенности в том, что финансовая отчетность не содержит существенных искажений; указание, что аудиторская проверка ...

Международные фирмы, приняв на себя обязательства вместе с МФБ добиваться соблюдения международных стандартов и обеспечивать высокое качество системы внутреннего контроля во всех странах, в которых они работают, будут способствовать повышению прозрачности, надежности и сопоставимости финансовой информации в мировом масштабе.

По мере изменения информационных потребностей предприятий и потребителей от аудиторов все чаще начинают требовать не только подтверждения финансовой отчетности, но и выдачи аудиторских гарантий. Комитет по международной аудиторской практике (IAPC) при Международной федерации бухгалтеров играет ведущую роль в подготовке стандартов и рекомендаций для тех сфер деятельности, в которых заключение независимого аудитора может повысить ценность и достоверность информации.

Методология Аудита: Определение Роли и Значения

Аудит, как процесс, требует четкой методологической базы для однозначного понимания его сути и значимости. Он играет ключевую роль в обеспечении надежности финансовой отчетности и доверия заинтересованных сторон. Основная задача аудита заключается в выполнении определенных процедур для достижения точных результатов.

Роль и Регулирование через Стандарты

Стандарты являются основой регулирования аудиторской деятельности как на государственном, так и на негосударственном уровне. Они включают в себя требования законодательства и рекомендации общественных объединений, обеспечивая унификацию процедур аудита.

Интеллектуальная Природа Аудита и Стандартов

Аудиторская деятельность является высокоинтеллектуальной, что подразумевает необходимость установления общепризнанных стандартов. Стандарты определяют лишь последовательность действий и оформление процедур, обеспечивая качество и надежность аудиторских проверок.

41 стр., 20264 слов

Аудит бухгалтерской финансовой отчетности предприятия

... и международной практике; выявить направления реформирования системы бухгалтерского учёта и отчётности; рассмотреть особенности проведения внутреннего аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности. Предметом исследования являются теоретические и практические проблемы формирования и аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности. ...

Единые Правила Аудита: Гарантия Качественных Результатов

Аудиторские стандарты формулируют общие требования к качеству и надежности аудита. Их основная цель — обеспечить аудиторов и пользователей аудиторских услуг единообразным пониманием принципов, обязанностей и методов аудита, что служит основой для подготовки квалифицированных специалистов в данной области.

Стандарты служат также основанием для оценки качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов при недобросовестном выполнении аудиторской проверки.

Успехи и неудачи в работе российских аудиторов тесно связаны с общей ситуацией в экономике. В сегодняшних экономических условиях в России процветают лишь предприятия и отрасли, ориентированные на экспорт. К сожалению, не все компании осознают важность института аудита, даже при наличии средств для привлечения опытных консультантов и аудиторов.

В ближайшие годы Россия продолжит проведение рыночных реформ, а ее участие в международной экономической интеграции и разделении труда будет расширяться и углубляться. Знание и умелое использование международных стандартов аудита способствует повышению профессионализма аудиторов и аудиторских организаций.

Международные стандарты предназначены для применения при аудите финансовой отчетности и могут быть адаптированы для использования при аудите другой информации и предоставлении сопутствующих услуг.

Международная федерация бухгалтеров (МФБ) занимается разработкой, внедрением и продвижением этих стандартов. Федерация нацелена на развитие и совершенствование бухгалтерской профессии с целью оказания качественных услуг в интересах общества. В настоящее время в ее состав входит 153 профессиональных организации бухгалтеров из 113 стран, включая Россию, представляющие более двух миллионов бухгалтеров, занимающихся частной практикой, преподаванием, государственной службой, промышленностью и торговлей.

Инициатива по повышению качества стандартов финансовой отчетности и аудита

Международная федерация бухгалтеров и крупнейшие международные компании представили новую инициативу, направленную на повышение качества стандартов финансовой отчетности и аудита во всем мире. Целью инициативы является защита интересов международных инвесторов и стимулирование активного перемещения капитала между странами.

Создание объединения фирм

В рамках этой инициативы планируется создание нового объединения фирм под эгидой Международной федерации бухгалтеров. Это объединение будет вести разработку международных стандартов бухучета и аудита и оказывать поддержку в их внедрении в практику. Для обеспечения независимого контроля за деятельностью МФБ в сфере защиты интересов общества также предлагается установить систему независимого контроля.

Требования к компаниям для вступления в объединение

Любая компания, клиентами которой являются транснациональные корпорации, может вступить в объединение фирм под эгидой МФБ. Однако, для этого компания должна соответствовать жестким требованиям в отношении качества. Такие требования включают:

  • Соблюдение Международных стандартов аудита и Кодекса этики МФБ при проведении аудиторских проверок;
  • Наличие эффективной системы внутреннего контроля, включая анализ организации работы внутри фирмы;
  • Обеспечение обучения в области международных стандартов бухучета и аудита, включая обучение в сфере Кодекса этики;
  • Невмешательство в проведение регулярных проверок качества своей деятельности независимыми аудиторами;
  • Оказание поддержки в становлении профессиональных объединений и внедрении международных стандартов учета и аудита в развивающихся странах.

Финансирование деятельности объединения фирм

Основное финансирование деятельности объединения фирм под эгидой МФБ будет осуществляться за счет фирм-участников. Кроме того, фирмы-участники выделят дополнительные ресурсы для работы МФБ в области разработки и мониторинга стандартов аудита.

13 стр., 6267 слов

Методология проведения аудита с помощью применения специализированных ...

... уровни существенности, аудиторские риски, а также рассчитать величину выборки. Используемые в системе процедуры ... Этап планирования аудита в условиях КОД Этот этап обычно представляет сложность для всех аудиторских фирм, особенно для малых и средних. В соответствии со стандартами аудита необходимо определить ...

Аудиторские гарантии как требование современного рынка

Постоянно меняющиеся информационные потребности предприятий и потребителей приводят к тому, что требуется не только подтверждение финансовой отчетности, но и выдача аудиторских гарантий. Комитет по международной аудиторской практике (IAPC) при Международной федерации бухгалтеров занимается разработкой стандартов и рекомендаций для различных сфер деятельности, где заключение независимого аудитора может повысить достоверность и ценность информации, предоставляемой директорами и менеджерами.

Унификация аудита в международном масштабе стала необходимой в связи с развитием рынка и интеграционных процессов в экономике разных стран, а также по мере превращения аудиторских фирм в крупные международные группы. Поэтому появилась потребность в разработке единых профессиональных требований, целесообразность которых подтверждена опытом работы аудиторов в разных странах.

Международный комитет по аудиторской практике и его стандарты

Разработкой профессиональных норм на международном уровне занимается Международный комитет по аудиторской практике Международной федерации бухгалтеров. Опубликованы Международные стандарты аудита (ISA) и Международные руководства по аудиторской практике (IAPS).

Эти стандарты базируются на принципах, подтверждающих компетентность и независимость бухгалтерских и аудиторских услуг.

Основные принципы проведения аудита

При проведении аудита нужно учитывать несколько основных принципов:

  • Аудит должен проводиться лицом, имеющим соответствующую профессиональную подготовку и опыт работы.
  • Все решения и суждения аудитора должны быть объективными и независимыми.
  • Аудитор должен добросовестно и квалифицированно выполнять свои обязательства перед клиентом, а также обеспечивать надлежащий контроль за действиями подчиненных сотрудников в ходе проверки.
  • Аудитор должен иметь достаточное представление о системе внутреннего контроля клиента для спланирования своей работы, определения характера и объемов аудиторских процедур, а также сроков выполнения отдельных этапов проверки в целом.
  • В ходе аудиторской проверки аудитор использует методы опроса, наблюдения, анализа и т.д. для сбора исчерпывающих свидетельств для составления заключения о достоверности бухгалтерской отчетности.
  • Аудиторское заключение должно содержать мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности или описание причин, по которым мнение не может быть выражено.

Роль международных стандартов в профессии аудиторов

Международные стандарты в профессии аудиторов помогают развивать профессионализм в странах с низким уровнем подготовки специалистов и интегрировать национальный аудит в мировую экономику. Однако применение международных стандартов может различаться в разных странах и зависеть от национальных учетных систем, экономических и политических условий, исторических традиций.

24 стр., 11919 слов

Международные и национальные стандарты аудита – основа совершенствования ...

... регулирования аудиторской деятельности является главным шагом на пути к совершенствованию национальных стандартов, так как оно позволяет проанализировать значение внедрения новых правил аудита, понять необходимость и ... последние годы оформилась и выделилась в самостоятельную профессию деятельность налоговых консультантов, которые, по сути, являются налоговыми аудиторами. Роль аудиторских проверок в ...

В наиболее развитых странах, таких как США, Канада, Великобритания, Германия, Франция, международные стандарты в профессии аудиторов принимаются просто к сведению. Например, Американский институт дипломированных общественных бухгалтеров предоставляет свои Стандарты аудита (GAAS) и Положения о стандартах аудита (SAS), которые широко используются аудиторами в США.

Международные стандарты аудита

В странах, где решено не разрабатывать собственные аудиторские стандарты (Кипр, Малайзия, Нигерия и другие), международные стандарты приняты в качестве национальных. В других странах (Австралия, Бразилия, Индия, Россия и другие) международные стандарты используются в качестве базы для создания собственных.

Таким образом, в последние годы резко возрос интерес к Международным стандартам аудита. Кроме того, по сведениям МФБ, американский Комитет по эффективности аудиторской деятельности в своем проекте стандарта отметил, что многие крупные аудиторские фирмы используют МСА в качестве основных общепринятых рекомендаций и методологии при проведении аудита.

Ведутся переговоры с IOSCO (Международной организацией комиссий по ценным бумагам) об официальном признании МСА по схеме, которая недавно использовалась для признания Международных стандартов финансовой отчетности.

Чем быстрее Россия примет международные стандарты, или, по крайней мере, будет ими руководствоваться, тем быстрее аудит, проводимый в России, приобретет статус аудита мирового уровня, результатам которого могут доверять участники международного фондового рынка.

Значение международных стандартов аудита

Значение международных стандартов аудита состоит в следующем:

  • Способствовать обеспечению высокого качества аудиторской проверки;
  • Устанавливать единые требования при осуществлении обязательного аудита;
  • Содействовать внедрению в аудиторскую практику научных достижений;
  • Помогать пользователям финансовой информации понять сущность и методы аудиторской проверки;
  • Обеспечить сравнимость качества работы отдельных аудиторов.

Соблюдение в России единых требований, предъявляемых к бухгалтерской профессии, должно способствовать развитию российской экономики и повышению инвестиционной привлекательности нашей страны за рубежом. Овладение международными стандартами аудита позволит российским аудиторам активнее участвовать в тендерах на проведение аудиторских проверок иностранных фирм, осуществляющих активную хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации.

В настоящее время в России ведется большая работа по развитию и становлению аудиторской деятельности.

Приняты на государственном уровне документы, регулирующие аудиторскую деятельность в Российской Федерации:

Аудит и его социальная функция

Понимание аудита и его процесса имеет важное социальное значение. Оно является основой для понимания профессиональных обязанностей, которые аудитор принимает на себя при выполнении своей функции.

19 стр., 9401 слов

Бухгалтерский учет и аудит : Особенности аудиторской деятельности

... которые детально изложены в моей работе. Глава 1. Понятие аудиторской деятельности 1.1 Сущность аудита и аудиторской деятельности Сущность аудита и аудиторской деятельности определена как Международным стандартом аудита МСА 200, так и российским ...

Социальная среда и институты, в которых происходит аудит, также играют ключевую роль в его выполнении. Для аудитора важно учитывать контекст и обстоятельства, в которых проходит аудит, чтобы соблюдать социальные, юридические и профессиональные требования.

Знание МСА (Международных стандартов аудита) является неотъемлемой частью профессиональной подготовки аудитора. Эти стандарты помогают понять суть аудита и объяснить, почему определенные процедуры позволяют адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам и соблюдать общественные и юридические нормы.

Современный аудитор должен обладать теоретическими знаниями и уметь применять концепции аудиторской проверки. Это даёт ему преимущество перед теми, кто следует лишь механическим набором процедур.

Кроме того, стоит отметить, что в России аудиторские услуги часто ограничиваются проверкой налоговых расчетов и консультациями по налоговым вопросам, без соблюдения всех профессиональных стандартов. Это связано с особенностями российской экономики, недостаточной развитостью инвестиционных отношений и ограниченным спросом на классический аудит.

Результатом такого подхода часто являются стандартные аудиторские заключения, хотя соблюдение всех стандартов при этом остается невыполненным.

Отклонения российского аудита от МСА

В основе отклонений российского аудита от МСА лежат юридические, административные и экономические причины. Несмотря на это, сегодня многие российские аудиторские фирмы имеют возможность и даже работают в близком соответствии с МСА.

Еще одной значимой причиной, по которой российские аудиторские фирмы вынуждены применять МСА, является участие в проектах международных организаций, таких как Мировой Банк, Организация объединенных наций, USAID и другие. Не применяя МСА в своей деятельности, аудиторской фирме трудно рассчитывать на участие в таких проектах.

Соблюдение российскими фирмами

Следует отметить, что российские стандарты, в общем, не противоречат МСА, и они соблюдаются крупными российскими фирмами, входящими в так называемую «большую пятерку», а также другими авторитетными аудиторскими компаниями, оказывающими услуги крупнейшим предприятиям и заинтересованными в своей репутации. Однако в случае с несколькими тысячами средних и мелких аудиторских фирм, имеющих государственную лицензию на проведение аудита, сложно даже оценить, какая часть из них придерживается стандартов, поскольку процедуры внешнего контроля находятся в стадии развития.

Проблемы при переходе к МСА в России

В настоящее время переход к работе в соответствии с МСА в России встречает определенные трудности. Это обусловлено тем, что многие клиенты не полностью осведомлены о сути классического аудита и не проявляют интереса к его проведению. Кроме того, развивающаяся аудиторская профессия в России еще не сформировала традиций работы в соответствии с общепринятыми этическими нормами, принятыми в развитых странах. Проведение аудита по МСА неизбежно приводит к усложнению и удорожанию процесса, что, в свою очередь, сегодня создает проблемы для квалифицированных аудиторов в конкурентной среде, особенно в сравнении с теми, кто не следует стандартам в своей работе.

Российские аудиторские стандарты и их соотношение с МСА

Большинство российских правил (стандартов) аудиторской деятельности представляет собой более подробный и адаптированный для российских специалистов вариант МСА. Таким образом, выполняя требования российских правил (стандартов), российские аудиторы одновременно выполняют и большинство требований МСА.

11 стр., 5363 слов

Аудит финансовых результатов от продаж

... своем наименовании слово «аудиторская», а также производные слова от слова «аудит» [18]. Аудиторская программа проверки доходов и расходов, финансовых результатов включает в себя аудиторские процедуры и рабочие документы аудитора. При проведении аудиторских процедур обращается внимание на ...

Это важное соотношение отражает глобальную схожесть аудиторской деятельности в России и мировом масштабе. Однако следует учитывать, что Россия внесла свои коррективы и адаптации к международным стандартам, чтобы учесть особенности российской экономики и законодательства.

Участники разработки аудиторских стандартов

В разработке аудиторских стандартов в России на основе международных участвует целый ряд государственных, общественных организаций, научных учреждений, вузов, аудиторских фирм, отечественных и зарубежных экспертов. Это множество заинтересованных сторон способствует созданию более совершенных и актуальных нормативных документов.

Классификация международных аудиторских стандартов

Международные аудиторские стандарты можно подразделить на три основные группы:

  1. Общие правила (стандарты) представляют собой свод профессиональных требований относительно квалификации аудитора, независимости точки зрения аудитора по всем вопросам, касающимся выполняемой работы, и др.
  2. Правила (стандарты) проведения аудиторской проверки раскрывают положения о необходимости планирования работы аудитора, изучения и оценки систем бухгалтерского учета, внутреннего контроля, получения доказательных материалов и т.д.
  3. Правила (стандарты) составления отчета предусматривают указание на то, какая именно бухгалтерская отчетность проверяется в ходе аудита, была ли она составлена в соответствии с общепринятыми правилами, а также на разграничение функций аудитора и администрации экономического субъекта. Отчет аудитора должен содержать заключение по поводу достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта или указание причин, по которым заключение не может быть составлено.

Национальные стандарты аудита (как и международные) определяют лишь общий подход к его проведению, масштаб проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, а также основные принципы, которым должны следовать аудиторы.

Роль внутренних стандартов аудита

Внутренние стандарты аудита имеют огромное значение в процессе проведения аудиторской деятельности. Однако следует отметить, что мировые стандарты не предоставляют четких указаний относительно конкретных действий, приемов и процедур, которые должны быть применены в ходе аудиторской проверки. Эти методы и процедуры могут значительно варьироваться и зависеть от конкретной ситуации, их оптимальность определяется самим аудитором.

Для обеспечения высокого качества оказываемых аудиторских услуг, аудиторам и аудиторским фирмам необходимо разрабатывать свои собственные внутренние стандарты на основе национальных нормативов. Эти внутренние стандарты должны учитывать особенности деятельности конкретной аудиторской фирмы и включать в себя четкие рекомендации по выполнению различных процедур аудита, сбору аудиторских доказательств, их документированию, установлению политики взаимоотношений с клиентами, внутреннему контролю и внутренней отчетности фирмы, а также определению прав и обязанностей сотрудников, требований к уровню их образования и квалификации, и многие другие аспекты.

Важной функцией внутренних стандартов является предоставление аудиторам четких руководящих указаний. В ходе проведения аудиторских проверок это позволяет существенно упростить процесс сбора необходимых доказательств, сократить время проверки и уменьшить вероятность ошибок при формулировании заключения. Благодаря внутренним стандартам, аудиторы получают возможность расширить объем выполняемых работ и повысить их качество. Они также могут более эффективно использовать ассистентов-аудиторов и сделать аудиторскую деятельность более современной и рациональной.

25 стр., 12038 слов

Аудит доходов и расходов организации

... бухгалтеров и аудиторов. В процессе осуществления предпринимательской деятельности предприятие получает доходы и несет расходы, которые необходимо своевременно и достоверно отражать в учете в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан. Аудит дает информацию ...

Однако не следует делать внутренние стандарты излишне детализированными, что может подавить профессиональную инициативу аудиторов. Это может привести к механическому выполнению процедур без должных профессиональных суждений, что является нежелательным. Следовательно, баланс между четкостью и гибкостью внутренних стандартов аудита играет важную роль в обеспечении качественной аудиторской деятельности.

2. АУДИТОРСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

Подготовка внутрифирменных аудиторских стандартов – процесс трудоемкий, требующий значительных научных знаний, обобщения как положений нормативных актов, так и практического опыта работы аудиторской фирмы. Однако возможные затраты на их подготовку окупятся уже в течении нескольких месяцев с начала их практического применения. Учитывая высокую значимость внутренних стандартов для экономического и общественного статуса аудиторской фирмы, их содержание является коммерческой тайной со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В международном нормативе аудита подчеркивается, что аудитор должен получить достаточные аудиторские доказательства благодаря выполнению независимых процедур, с тем чтобы позволить ему составить на этом основании обоснованные выводы, на которых основано его мнение о финансовой информации.

Процедуры согласования представляют собой тесты, составленные для получения обоснованной гарантии действительности видов внутреннего контроля, на которых основана аудиторская достоверность.

Достаточность и соответствие взаимосвязаны и применяются к доказательствам, получаемым одновременно из процедур согласования и независимых процедур. Достаточность представляет собой меру количества полученных аудиторских доказательств. Соответствие аудиторских доказательств относится к вопросу их уместности и достоверности. Обычно аудитор считает необходимым более полагаться на убедительные, чем заключительные доказательства. Он может часто искать доказательства из различных источников или различной природы, для того, чтобы подтвердить подобное утверждение.

Составление мнения об аудируемой информации

Аудиторские доказательства являются ключевым инструментом в работе аудитора. Они используются для формирования объективного мнения об аудируемой финансовой информации предприятия. Важно отметить, что в процессе аудита обычно не изучается все доступное информационное поле. Выборка осуществляется по остатку счета, классу операций или контролю с использованием статистических методов.

Влияние риска ложного заявления на аудит

Оценка достаточности и соответственности аудиторских доказательств прямо зависит от степени риска ложного заявления. Ложное заявление может быть вызвано целым рядом факторов:

  • сущностью статьи;
  • адекватностью внутреннего контроля;
  • между событием, проводимым на предприятии;
  • возможным влиянием на руководство;
  • финансовым состоянием предприятия;
  • значительностью статьи в финансовой информации;
  • опытом, приобретенным в процессе предыдущих проверок;
  • возможными обнаруженными в ходе аудита обманами или ошибками;
  • характером имеющейся информации.

Применение аудиторских доказательств в отчетности

При подготовке отчета, аудитор использует собранные доказательства, полученные при проведении процедур согласования и независимых процедур. Отчетность должна быть максимально точной и полной, что осуществляется на основе релевантных доказательств.

34 стр., 16543 слов

Аудит денежных средств

... маслодел». Предметом исследования в работе является аудит операций по движению денежных средств в кассе предприятия. Цель курсовой работы – на основе изучения теоретических организации учета и контроля денежных средств и их движения в кассе провести аудиторскую проверку на ...

Что повлияет на достоверность аудиторских доказательств?

Значимость аудиторских доказательств определяется внутренним или внешним источником и их сущностью: визуальными, документированными или устными данными. Уровень достоверности зависит от контекста, в котором доказательства были получены. Для оценки достоверности можно использовать следующие обобщения:

Уровни достоверности аудиторских доказательств

  • Внешнее доказательство — более достоверно, чем внутреннее. Внутреннее доказательство становится более достоверным, если сопутствующий вид внутреннего контроля удовлетворителен.
  • Доказательство, полученное самим аудитором, более достоверно, чем полученное от предприятия.
  • Документы и письменные показания являются более достоверными, чем устные показания.

Уверенность аудитора возрастает, если аудиторские доказательства, полученные из личных источников, являются содержательными. При выборе процедур для получения доказательств аудитор должен учитывать возможность материальных искажений финансовой информации. Также необходимо обеспечить рациональное соотношение между стоимостью получения доказательств и полезностью полученной информации.

В случае существенного сомнения аудитор должен стремиться получить необходимые доказательства для его разрешения. Если он не может получить такие доказательства, он не должен высказывать свое мнение.

Методы получения аудиторских доказательств

  • Изучение — исследование записей, документов или осязаемых активов. Позволяет получить доказательства различной степени достоверности.
  • Наблюдение — непосредственное наблюдение за процессами или операциями, чтобы получить доказательства.
  • Опрос и подтверждение — общение с сотрудниками предприятия или третьими сторонами для получения информации или подтверждения.
  • Подсчет — математические расчеты для получения доказательств.
  • Аналитический обзор — анализ финансовой информации для выявления несоответствий или аномалий.

Время проведения этих процедур зависит от наличия аудиторских доказательств. Чем больше доказательств имеется, тем дольше может занять аудитория.

Таким образом, аудиторские доказательства играют важную роль в аудиторской работе и должны быть получены с учетом их достоверности и полезности.

Особенности использования доказательств в аудите

В современной аудиторской практике используются различные типы доказательств. Их классификация представлена ниже:

  • Созданные и принадлежащие третьим сторонам;
  • Созданные третьими сторонами и находящиеся в организации;
  • Созданные и находящиеся в организации.

Надежность и полезность аудиторских доказательств

Согласно требованиям аудиторских стандартов, необходимо получение значимых и достаточных доказательств. Основной целью аудитора является решение двух вопросов: насколько надежным и полезным является полученное доказательство, и достаточно ли веских доказательств получено.

Значимость доказательства определяется его надежностью и происхождением. Таким образом, для формирования мнения аудитора по финансовым документам, доказательство должно обладать двумя основными качествами – быть полезным и надежным.

Надежность аудиторских доказательств

Любое доказательство, чтобы соответствовать требованиям аудита, должно обладать важной характеристикой — надежностью. В контексте аудиторской проверки, уровень надежности приемлем в определении, приведенном в FASB. Надежность – это качество информации, которое обеспечивает обоснованное отсутствие в ней ошибок и искажений и отражение должной информации.

Профессиональные качества аудитора и получение доказательств

Неотъемлемым элементом аудиторской деятельности является определение объема и характера доказательств, необходимых для составления заключения по финансовым документам. Процесс получения подобной информации неразрывно связан с профессиональными качествами аудитора, его способностью к рассмотрению различных рисков и пониманию условий проверки. Эта работа должна выполняться максимально эффективно для удовлетворения всех требований стандартов аудита.

Доказательства и сертификация в аудиторстве

Проведение аудиторской проверки предполагает использование доказательств, являющихся убедительными и достаточными для принятия верного решения. Важной задачей аудитора является определение ценности полученного доказательства и принятие решения об убедительности этого доказательства.

Аудитор не может пренебрегать риском выдачи неправильного заключения и проводить проверку только потому, что она трудно проводима или дорогостоящая. Для обоснования заключения аудитор должен быть полностью уверен в правильности отражения всех материалов в финансовых документах.

Выдача безусловного заключения

Выдача безусловного заключения предполагает наличие у аудитора уверенности в правильности отражения всех материалов в финансовых документах. Аудитору следует воздержаться от выдачи заключения до тех пор, пока он не соберет веских доказательств, достаточных для исключения всех сомнений.

Аналитические процедуры

Аналитические процедуры являются методами получения аудиторских доказательств, которые состоят в оценке финансовой информации на основе изучения вероятных соотношений между финансовыми и нефинансовыми данными, в том числе сравнения записанных сумм с ожидаемыми суммами, которые определил аудитор.

Целью применения аналитических процедур аудита является выявление, анализ и оценка соотношений между финансово-экономическими показателями деятельности экономического субъекта.

  • выявление наличия или отсутствия необычных или неверно отраженных фактов и результатов хозяйственной деятельности, определяющих области потенциального риска и требующих особого внимания аудитора;
  • изучение деятельности экономического субъекта;
  • оценка финансового положения экономического субъекта и перспектив непрерывности его деятельности;
  • выявление фактов искажения бухгалтерской отчетности;
  • сокращение числа аудиторских процедур по существу;
  • обеспечение тестирования в целях получения ответов на возникшие вопросы.

Аналитические процедуры выполняются в несколько этапов:

  • определение цели процедуры;
  • выбор вида процедуры;
  • выполнение процедур;
  • анализ результатов выполнения процедур.

Выбор аналитических процедур является предметом профессионального суждения аудитора.

Аналитические процедуры применяются в следующих целях:

  • на стадии планирования.
  • в качестве процедур проверки по существу
  • при проведении общего обзора на завершающей стадии аудита.

Аналитические процедуры – это весомый инструмент в конце аудита после того, когда аудитор проверил бухгалтерскую отчетность, чтобы убедиться в наличии существенных искажений или других финансовых проблем.

Нельзя переоценивать то, что, как и прочие виды аудиторских тестов, аналитические процедуры должны выполняться только тогда, когда аудитор определяет цель их выполнения. Аналитические процедуры не должны выполняться как «еще один» аудиторский тест для подтверждения доказательств, которых и так уже достаточно.

Организация эффективности аналитических процедур и оценка того, соответствуют ли их результаты ожиданиям, требуют большого опыта и знаний. По этой причине аналитические процедуры выполняются руководителем проверки, а если полномочия предоставлены ассистенту, то будут обеспечены серьезный контроль и наблюдение.

В процессе проведения аудита аудитор применяет следующие аналитические процедуры:

— Сопоставление информации за предшествующие периоды. — Сравнение фактических показателей бухгалтерской отчетности с прогнозными показателями, самостоятельно определенными аудитором. — Сравнение показателей бухгалтерской отчетности и связанных с ними относительных коэффициентов отчетного периода с нормативными значениями, устанавливаемыми действующим законодательством или самим экономическим субъектом.

  • Изучение взаимосвязи между данными бухгалтерского учета и соответствующей небухгалтерской информацией.
  • Изучение взаимосвязи между элементами бухгалтерской отчетности, которые предположительно должны соответствовать прогнозному образцу, основанному на опыте экономического субъекта.
  • Анализ изменений с течением времени показателей бухгалтерской отчетности и относительных коэффициентов, связанных с ними.
  • Изучение взаимосвязи между данными бухгалтерского учета и небухгалтерской информацией.

В результате они могут выявить области проверки, требующие дополнительных аудиторских процедур.

При формировании общего плана и программы аудита применение аналитических процедур способствует сокращению количества и объема других аудиторских процедур.

Целью использования процедур проверки по существу является снижение риска не обнаружения в отношении определенных утверждений в бухгалтерской отчетности.

При использовании аналитических процедур в качестве процедур поверки по существу рассматриваются следующие факторы:

  • цели аналитических процедур и степень, в которой можно полагаться на их результаты;
  • тип и структуру предприятия;
  • наличие информации финансового и нефинансового характера;
  • достоверность имеющейся в наличии информации;
  • сопоставимость имеющейся информации;
  • знания, полученные во время проведения предыдущих проверок.

В ходе аудиторской проверки аналитические процедуры могут применяться наряду с другими аудиторскими процедурами и являются одним из средств сокращения объема аудиторских процедур.

На этапе завершения аудита аналитические процедуры играют роль окончательной проверки наличия в бухгалтерской отчетности существенных искажений или других финансовых проблем.

Целью аналитических процедур, применяемых аудитором на завершающей стадии или непосредственно в конце аудита, должно быть определение того, сопоставимы ли результаты деятельности предприятия, положение его дел и вся прочая информация, включенная в бухгалтерскую отчетность, друг с другом и представлением о бизнесе, которое сложилось у аудитора.

Если результаты аналитических процедур не согласуются с ожиданиями аудитора, следует предпринять дальнейшие исследования для выяснения причин подобной ситуации. Обычно этот процесс начинается с поиска объяснения у руководства клиента. Если получен удовлетворительный ответ для объяснения различий, аудитор должен попытаться получить независимые подтвержденные фактами доказательства в отношении этого объяснения.

На завершающем этапе аудита сопоставлению с данными предыдущих периодов нередко подвергаются обобщающие показатели бухгалтерской отчетности экономического субъекта: прибыль, объем реализации, фонд заработной платы и т.д.

Аналитические процедуры применяют также для оценки допущения непрерывности деятельности экономического субъекта (т.е. необходимо оценить, сможет ли он продолжать свою деятельность и выполнять свои обязательства в течение как минимум 12 месяцев, следующих за отчетным периодом), а это – типично аналитическая задача и по формулировке, и по методам решения. Кроме того, аналитические процедуры применяют руководители проверки и старшие аудиторы для выявления возможных погрешностей аудита.

Целесообразно на этапе завершения аудита провести следующие аналитические процедуры:

  • расчет чистых активов,
  • выявление признаков неплатежеспособности.

Общие аналитические процедуры, которые аудитор должен выполнить, должны быть записаны в соответствующем разделе рабочих документов.

Результаты выполнения аналитических процедур должны быть использованы для получения аудиторских доказательств, необходимых при составлении аудиторского заключения, а также для подготовки письменной информации аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита.

В соответствии с международными стандартами аудита, высказывая своё мнение о финансовой отчетности, аудитор выполняет процедуры, необходимые для получения обоснованной гарантии того, что финансовая отчетность правильно подготовлена по всем материальным аспектам. В связи с сущностью тестов и другими ограничениями аудита вместе с ограничениями системы внутреннего контроля имеется неизбежный риск того, что некоторые материальные искажения могут остаться нераскрытыми. Любое указание на то, что некоторый обман или ошибка, способные привести к материальному искажению могут произойти, заставит аудитора расширить его процедуры подтверждения или рассеять свои сомнения или подозрения.

Цель данного стандарта – определить ответственность аудитора за обнаружение материальных искажений, являющихся результатом обмана или ошибки при проведении аудита финансовой информации, а также предоставить рекомендации по проведению процедур, которые аудитор должен выполнять, обнаружив, что обман или ошибка произошли.

Термин «обман» относится к преднамеренному неправильному показу финансовой информации одним или более лицами из состава руководства, служащих предприятия.

Обман может предусматривать:

  • манипуляцию, фальсификацию или изменение записей или документов;
  • преднамеренно неправильное отнесение в активы различных статей;
  • уничтожение или пропуск эффекта операций от записей или документов;
  • отражение операций без указания их содержания;
  • неверное применение принятых на предприятии учетных решений.

Термин «ошибка» относится к следующим непреднамеренным ошибкам в финансовой информации:

  • арифметические или грамматические ошибки в основных записях учетных данных;
  • недосмотр или неправильное представление фактов;
  • неправильное применение учетных решений.

Таким образом, ошибки – неумышленные искажения записей или пропуски сумм, или сообщение не подлежащих раскрытию сведений в финансовой отчетности.

Нарушения – преднамеренные искажения записей, или пропуски сумм, или сообщение не подлежащих раскрытию сведений в финансовой отчетности – включают подделку финансовых документов с целью запутать финансовую отчетность, называемую иногда мошенничеством руководства, и незаконное присвоение денежных средств, называемое иногда растратой.

Аудитору следует построить свою проверку таким образом, чтобы обеспечить обоснованную уверенность в обнаружении ошибок и нарушений, которые имеют материальное значение для финансовой отчетности.

При этом аудитор должен оценить риск того, что ошибки и нарушения могут стать причиной в финансовой отчетности материального искажения. Следует так построить проверку, чтобы обеспечить обоснованную уверенность в обнаружении ошибок и нарушений, имеющих материальное значение для финансовой отчетности. Аудитору нужно проявить должную осторожность при планировании, проведении и оценке результатов процедур аудита, а также необходимый уровень профессионального скептицизма, чтобы добиться обоснованной уверенности в том, что материальные ошибки и нарушения будут обнаружены.

Ответственность за предупреждение и обнаружение обмана и ошибки возложена на руководство предприятия благодаря постоянному функционированию адекватной системы внутреннего контроля. Такая система уменьшает, но не устраняет возможность обмана или ошибки.

Следовательно, аудитор ищет обоснованную гарантию того, что обман или ошибка, которые могут быть существенными в финансовой информации, выявлены или что ошибка исправлена. Поэтому аудитор должен планировать свою проверку таким образом, чтобы ожидать обнаружение существенных искажений в финансовой информации, являющихся результатом обмана или ошибки.

Степень гарантии обнаружения ошибок будет более высокой, чем при обнаружении обмана, поскольку обман обычно сопровождается действиями, специально подготовленными для искажения определенной информации.

В связи с ограничениями аудита есть возможность того, что существенные искажения финансовой информации в результате обмана могут быть не обнаружены. Последующее отражение материального искажения финансовой информации в результате обмана или ошибки, существовавших в течение отчетного периода, рассматриваемого аудиторским отчетом, не указывает на то, что аудитор не выполнил основные принципы аудита. Вопрос о том, выполнил ли их аудитор, определяется адекватностью процедур, предпринятых при данных обстоятельствах, и уместностью аудиторского отчета, основанного на результатах проведенных процедур.

Аудитор должен рассмотреть риск материального искажения финансовой информации, причиненный ему обманом или ошибкой. При необходимости он может из-за этого изменить свои аудиторские процедуры.

Аудитору предписано анализировать различные факторы и делать оценки риска.

Аудитор может быть не в состоянии получить аудиторские доказательства для того, чтобы подтвердить или рассеять подозрение обмана. При этом аудитор должен рассматривать возможный выход на финансовую информацию и ее влияние на его отчет. Аудитору также необходимо изучить соответствующие законы и инструкции, получить юридический совет до сдачи отчета о финансовой информации.

Когда в обмане или ошибке участвует член руководства предприятия, аудитор должен пересмотреть достоверность любых ранее полученных данных показаний, составленных этим лицом для аудитора.

Люди, не имеющие отношения к аудиторской профессии, часто путают такие два понятия: “профессиональные обязанности аудитора” и “юридическая ответственность аудитора”. Различие весьма тонкое, однако оно должно быть проведено для того, чтобы обеспечить правильные отношения между аудиторами.

Аудиторские обязанности в огромной степени отражают ожидания пользователей финансовых отчетов, по которым проводится аудит. Пользователи ожидают от аудитора оценки тех фактов и раскрытий (данных), которые были сделаны руководством (компании), определения наличия в финансовых отчетах каких-либо неточностей (намеренных или непреднамеренных).

Ответственность аудитора перед клиентами обусловлена прямыми контрактными отношениями между ними, известными как договорные, и законом о правонарушениях. По неписаному закону аудитор несет ответственность перед клиентом за нарушение договора. Ответственность перед клиентом он несет также и по закону о правонарушениях, не связанных с нарушением договора, как правило, за преступную небрежность и обман (мошенничество).

Аудиторы должны сделать все, чтобы между ними и их клиентами было полное понимание по вопросу ответственности аудитора за выявление ошибок, нарушений или противоправных действий. Поскольку это очень тонкий вопрос взаимоотношений, то многие аудиторы сначала устно обсуждают все условия найма, затем закрепляют их на бумаге, письменно излагая все условия и подтверждая обоюдное понимание функций, задач, обязанностей и ответственности, связанных с аудитом. Однако наличие такого письменного соглашения не освобождает аудитора от юридической ответственности за невыполнение надлежащим образом своих профессиональных обязанностей и за несоблюдение профессиональной бдительности.

3. ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ

Аудитор должен тщательно планировать свою деятельность по трем основным причинам:

  • это даст аудитору возможность получить достаточное количество свидетельств о положении дел клиента,
  • поможет удержать в разумных пределах затраты на аудит,
  • позволит избежать недоразумений с клиентом.

Выделяют шесть основных этапов планирования аудита:

  • предварительное планирование,
  • сбор общих сведений о клиенте,
  • сбор информации о правовых обязательствах клиента,
  • оценка существенности погрешностей и риска,
  • ознакомление с системой внутрихозяйственного контроля и оценка риска контроля,
  • разработка общего плана аудита и программы аудита.

Каждый из первых пяти этапов нацелен на то, чтобы помочь аудитору в работе над последним этапом – в разработке эффективного и действенного общего плана аудита и программы аудита.

Предварительное планирование осуществляется на начальной фазе аудиторской работы и часто – в офисе клиента.

Предварительное планирование включает в себя:

  • принятие решения о согласии начать или продолжить аудит отчетности клиента;
  • подбор персонала для выполнения аудиторских обязанностей;
  • составление письменного обязательства;
  • ознакомление с отраслью и бизнесом клиента;
  • осмотр организации и ее служебных помещений;
  • рассмотрение экономической политики компании; оценка потребности в привлеченных специалистах.

    4.

АУДИТОРСКАЯ ОЦЕНКА БИЗНЕСА КЛИЕНТА. ПРОВЕРКА СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ И НОРМАТИВНЫХ АКТОВ.

В начальной фазе аудита проверяют три тесно взаимосвязанных типа юридических документов и архивов:

  • свидетельство о присвоении статуса корпорации и ее устав;
  • протоколы собраний совета директоров и акционеров;
  • контракты.

Знания о бизнесе клиента необходимы для выявления и понимания событий, операций и методов работ, которые могут существенно повлиять на финансовую отчетность, методы аудиторской проверки и аудиторское заключение.

Аудиторам необходимо иметь представление об экономических условиях функционирования проверяемой организации, в том числе о влиянии на нее государственной экономической политики, о географическом расположении компании и экономике соответствующего региона, об изменениях в налоговой сфере и т.д.

При подготовке и проведении аудита важно также иметь представление и об отраслевых условиях, поскольку банки, страховые компании, инвесторы и кредиторы в разных отраслях экономики действуют по-разному.

Общеэкономическая информация позволяет оценить тенденции развития проверяемой организации и так называемые «критические области» аудита.

К общеэкономической информации, понимание которой позволит более эффективно спланировать и провести аудиторскую проверку, в частности относится следующая:

  • общие тенденции экономической активности (спад, подъем);
  • процентные ставки и доступность финансовых ресурсов;
  • инфляция, ревальвация валюты;
  • политика правительства:
  • а) денежно-кредитная;
  • б) фискальная;
  • в) наличие финансовых стимулов;
  • г) тарифы, торговые ограничения;
  • курс иностранной валюты и механизмы валютного контроля;
  • другая общеэкономическая информация.

Эта информация полезна, в частности, при планировании аудита, сравнительном анализе деятельности проверяемого субъекта за два или более отчетных периода и так далее. Например, замедление роста объемов выручки предприятия в условиях общего спада экономики, как правило, вполне объяснимо, а резкий рост выручки в тех же условиях должен вызвать вопросы у аудитора, требующие более тщательного анализа и проверки счетов продаж.

Специфические аспекты различных отраслей экономики находят отражение в бухгалтерской отчетности. Поэтому иметь представление об отрасли клиента аудитору важно, чтобы адекватно интерпретировать информацию, полученную в ходе аудита.

К отраслевой информации, которой необходимо владеть аудитору, относится следующая:

  • конкурентная среда в отрасли, рыночные условия;
  • цикличность (сезонность) деятельности;
  • изменения в технологии производства;
  • коммерческий риск (например, высокая технология, высокая мода, легкий доступ на рынок для новых конкурентов и т.п.);
  • спад или расширение деятельности в отрасли;
  • неблагоприятные условия в отрасли (снижение спроса, серьезная ценовая конкуренция);
  • основные экономические и статистические показатели;
  • специфические операции и особенности бухгалтерского учета;
  • экологические требования и проблемы;
  • нормативно-правовая база;
  • наличие и стоимость источников энергии;
  • другие отраслевые данные.

Ознакомиться с отраслью клиента аудитор может разными путями. К ним относятся: беседы с аудиторами, имеющими опыт проверки организаций той же отрасли, беседы с предыдущим аудитором и персоналом клиента, собственный опыт аудитора, накопленный в ходе предыдущих аудиторских проверок данного клиента и предприятий той же отрасли, специальная литература.

Чтобы производить внутриотраслевые сравнения, необходимо также знание тех аспектов бизнеса клиента, которые отличают его от других фирм данной отрасли.

При планировании и проведении аудита необходимо изучить следующие специфические характеристики бизнеса клиента: -Управление и структура собственного капитала: -Деятельность проверяемого субъекта – продукция, рынки, поставщики,расходы: — Финансовая деятельность – факторы, относящиеся к финансовому положению и доходности субъекта:

  • Условия, в которых подготавливается отчетность:
  • Законодательство.

Информацию о бизнесе клиента аудитор получает и перед заключением договора на аудит, и при планировании, и в процессе аудиторской проверки.

До заключения договора на проведение аудита аудитор должен получить предварительные сведения об отрасли, структуре собственности, руководстве и характере деятельности будущего клиента с тем, чтобы определить, можно ли обеспечить адекватный уровень знаний о бизнесе клиента для проведения аудита.

Полученная информация должна обрабатываться и храниться аудитором, с тем чтобы быть доступной группе аудиторов, участвующих в аудиторской проверке данного клиента, и руководству аудиторской фирмы, курирующему проведение аудиторской проверки и несущему ответственность за аудиторское заключение.

В ходе аудиторской проверки знания о бизнесе клиента непрерывно дополняются. Аудиторы должны постоянно учитывать происходящие изменения в деятельности организации-клиента для выявления и понимания событий, операций и методов работы, которые могут существенно повлиять на финансовую отчетность клиента, ход аудиторской проверки или аудиторское заключение.

При планировании и проведении аудита, а также при оценке его результатов и формировании аудиторского заключения аудитор должен принимать во внимание, что несоблюдение проверяемой организацией законов и нормативных актов может в ряде случаев оказывать существенное влияние на финансовую отчетность.

В целях общего понимания законодательных и нормативных актов аудитору необходимо:

  • использовать имеющуюся информацию о деятельности проверяемой организации
  • получить от руководства проверяемой организации информацию о законодательных и нормативных актах, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на деятельность организации;
  • получить от руководства проверяемой организации информацию о процедурах, применяемых в организации для выявления, оценки и отражения в учете и отчетности судебных исков и санкций;
  • получить от руководства проверяемой организации информацию о применяемых процедурах, направленных на соблюдение законодательных и нормативных актов.

В соответствии с МСА 250 аудитору необходимо выполнить следующие процедуры, направленные на выявление несоблюдения законов и нормативных актов, положения которых должны учитываться при составлении финансовой отчетности:

  • запросить руководство, соблюдает ли проверяемая организация применимые законодательные и нормативные акты;
  • проверить переписку с регулирующими деятельность клиента органами и лицензирующими органами.

Аудитору также необходимо получить достаточные и уместные доказательства того, что в проверяемой организации соблюдаются законодательные и нормативные акты. Для этого аудитору необходимо изучить требования соответствующих законодательных и нормативных актов и убедиться в том, что необходимые показатели отражены в финансовой отчетности и необходимая информация раскрыта в примечаниях к ней.

В соответствии с МСА 250 за исключением процедур, описанных в пунктах 4.5 и 4.6 выше, аудитор не должен выполнять какие-либо тесты или другие процедуры в отношении соблюдения проверяемой организацией законодательных и нормативных актов, поскольку это выходит за рамки аудита финансовой отчетности.

Аудитору необходимо получить письменное заявление руководства о том, что аудитору сообщено обо всех известных имевших место или возможных фактах несоблюдения законодательных и нормативных актов, влияние которых должно учитываться при подготовке финансовой отчетности. Стандарты и профессиональные рекомендации, касающиеся письменных заявлений руководства, описаны в МСА 580 «Заявления руководства» и российском правиле (стандарте) аудиторской деятельности «Разъяснения, предоставляемые руководством экономического субъекта».

Проверяя согласно требованиям Закона «Об аудиторской деятельности» соответствие порядка ведения бухгалтерского учета законодательству, аудитор должен:

  • изучить требования действующих законодательных и нормативных актов к порядку ведения бухгалтерского учета;
  • убедиться в том, что проверяемая организация соблюдает указанные требования.

Как правило, проверка соблюдения требований законодательных и нормативных актов производится в ходе аудиторских процедур проверки соответствующих статей бухгалтерской отчетности.

Аудитор должен быть готов к тому, что при проведении аудиторских процедур могут быть выявлены факты несоблюдения законодательных и нормативных актов.

В приложении к МСА 250 приведены следующие примеры данных, которые в ходе аудита должны привлечь внимание аудитора и могут свидетельствовать о несоблюдении законодательных и нормативных актов:

  • расследования (проверки), проводимые государственными органами, факты наложения штрафных санкций;
  • оплата услуг, необходимость которых сомнительна, и выдача ссуд консультантам, связанным сторонам, их работникам, государственным служащим;
  • выплата комиссионерам или посредникам вознаграждений, размер которых превышает обычный для подобных договоров;
  • закупки по ценам существенно выше или ниже рыночной;
  • необычные платежи наличными, перевод средств на номерные банковские счета;
  • необычные операции с компаниями, зарегистрированными в налоговых оффшорных зонах;
  • перечисление платежей за товары (услуги) не в ту страну, из которой осуществлялась поставка соответствующих товаров (услуг);
  • оплата без надлежащего оформления документации, необходимой в соответствии с требованиями законодательства о валютном контроле;
  • существование такой системы бухгалтерского учета, которая не обеспечивает адекватное отражение операций или достаточные доказательства при аудите;
  • несанкционированные операции или операции, не учитываемые надлежащим образом;
  • комментарии соответствующего содержания в средствах массовой информации.

При отсутствии доказательств обратного аудитор вправе предположить, что проверяемая организация соблюдает законодательные и нормативные акты, влияние которых должно учитываться при подготовке финансовой отчетности.

Если аудитор получает информацию о возможном несоблюдении законодательных и нормативных актов, ему необходимо выяснить характер такого несоблюдения, обстоятельства, при которых оно имело место, и другую информацию, необходимую и достаточную для оценки возможного влияния несоблюдения законодательных и нормативных актов на финансовую отчетность проверяемой организации.

При оценке влияния фактов несоблюдения законодательных и нормативных актов на финансовую отчетность проверяемой организации аудитор должен:

  • рассмотреть возможные финансовые последствия для организации: штрафы, пени, другие санкции, угрозу конфискации активов, вынужденное прекращение деятельности, судебные разбирательства и т.п.;
  • рассмотреть необходимость раскрытия возможных финансовых последствий в отчетности организации;
  • оценить, являются ли возможные финансовые последствия настолько серьезными, что они могут повлиять на достоверность финансовой отчетности.

Если в ходе аудита выявлены факты несоблюдения законодательных и нормативных актов то, независимо от существенности последствий несоблюдения, это ставит под сомнение добросовестность руководства и работников организации и требует анализа возможных последствий для других аспектов аудита.

Последствия выявления аудитором фактов несоблюдения законодательных и нормативных актов зависят от того, имело ли место не только несоблюдение законодательства, но и сокрытие этого факта, а также от уровня вовлеченных руководителей и/или персонала проверяемой организации.

При выявлении фактов несоблюдения законодательных и нормативных актов аудитору следует пересмотреть оценки системы внутреннего контроля клиента и оценку рисков и, в соответствии с пересмотренными оценками, уточнить характер и масштабы аудиторских процедур.Аудитору необходимо также учитывать влияние несоблюдения законодательных и нормативных актов на достоверность заявлений руководства.

О прочих выявленных фактах несоблюдения законодательных и нормативных актов аудитор должен сообщить в возможно короткий срок ревизионной комиссии, совету директоров и высшему руководству организации или получить доказательства того, что они надлежащим образом информированы о фактах несоблюдения законодательных и нормативных актов.

МСА 250 допускается, что аудитор может не сообщать руководству проверяемой организации о выявленных фактах несоблюдения законодательных и нормативных актов, если выявленные факты малозначительны или не имеют последствий для организации. Аудитор может заранее оговорить с руководством проверяемой организации характер и масштаб выявленных фактов несоблюдения законодательства, о которых он будет сообщать.

Обязательство аудитора соблюдать конфиденциальность не позволяет ему сообщать третьим лицам о фактах несоблюдения проверяемой организацией законодательных и нормативных актов.

Аудитор должен документировать выявленные (или предполагаемые) факты несоблюдения проверяемой организацией законодательных и нормативных актов.

Аудиторская документация по данным вопросам может включать:

  • копии записей бухгалтерского учета;
  • копии соответствующих документов;
  • протоколы бесед с руководством и/или персоналом;
  • перечень законодательных и нормативных актов, нарушения положений которых были выявлены аудитором;
  • письменные заявления руководства по вопросам соблюдения законодательных и нормативных актов;
  • оценка последствий влияния выявленных фактов несоблюдения законодательных и нормативных актов на финансовую отчетность организации;
  • измененная оценка системы внутреннего контроля в связи с выявленными фактами несоблюдения законодательных и нормативных актов, а также влияние измененной оценки системы внутреннего контроля на характер и масштаб аудиторских процедур;
  • другие документы, свидетельствующие о выявленных (предполагаемых) фактах несоблюдения законодательных и нормативных актов и их последствиях.

5. АУДИТОРСКАЯ ОЦЕНКА СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

Удовлетворительная структура внутреннего контроля уменьшает вероятность ошибок и нарушений. На этом постулате основана деятельность аудиторов по оценке риска неэффективности внутреннего контроля.

Внутренний контроль можно определить как систему предотвращения, выявления и своевременной корректировки существенных ошибок в процессе обработки информации. Аудиторам необходимо достаточно хорошо знать структуру внутреннего контроля, принятую у клиента, чтобы оценить риск неэффективности контроля, т.е. вероятность того, что, проводя политику контроля и осуществляя соответствующие процедуры, клиент не сможет обнаружить существенных ошибок, нарушений и т. п.

Из постулата вытекает следующее: хорошая система внутреннего контроля уменьшает риск его неэффективности, и аудитор имеет основания сократить число последующих процедур верификации; напротив, недостаточный контроль ведет к росту риска его неэффективности, и аудитору необходимо увеличивать число последующих процедур верификации. Если предположить, что связь между качеством контроля и точностью информации на выходе отсутствует, оценка риска неэффективности внутреннего контроля теряет смысл, а аудиторская проверка во многих случаях неэффективна.

На основании этого постулата можно сделать вывод, что ответственность аудиторов за прогнозы на будущее ограничена. Аудиторы отвечают за решения, выработанные на основе информации, доступной к моменту их принятия.

Система внутреннего контроля – совокупность организационных мер, методик и процедур, принятых руководством организации для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности, которая, в том числе включает надзор и проверку:

  • соблюдения требований законодательства;
  • точности и полноты документации бухгалтерского учета;
  • своевременности подготовки достоверной бухгалтерской отчетности;
  • предотвращения ошибок и искажений;
  • исполнения приказов и распоряжений;
  • обеспечения сохранности активов.

Система внутреннего контроля включает в себя:

  • систему бухгалтерского учета;
  • контрольную среду;
  • отдельные средства контроля.

Система бухгалтерского учета – это совокупность конкретных форм и методов, обеспечивающих возможность для данной организации вести учет своего имущества и обязательств путем сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного их отражения в учетных регистрах на основании первичных документов, т.е. осуществлять ведение бухгалтерского учета, а также формировать бухгалтерскую отчетность.

Контрольная среда – понятие, характеризующее общее отношение, осведомленность и практические действия руководства проверяемой организации, направленные на установление, поддержание и развитие системы внутреннего контроля в организации. Контрольная среда включает в себя:

  • стиль и основные принципы управления организацией;
  • организационную структуру организации;
  • распределение ответственности и полномочий;
  • кадровую политику и практику;
  • порядок подготовки бухгалтерской отчетности;
  • порядок подготовки внутренней отчетности для целей управления;
  • согласование с требованиями, установленными применимым законодательством и внешними регулирующими органами.

Средства внутреннего контроля – составные части системы внутреннего контроля, установленные руководством организации на отдельных направлениях и участках хозяйственной деятельности для обеспечения эффективного и надежного управления ею. В Приложении приведены примеры средств внутреннего контроля.

Для оценки надежности контрольной среды и отдельных средств контроля используются три градации:

  • а) высокая;
  • б) средняя;
  • в) низкая.

Надежность средств контроля и риск средств контроля являются взаимодополняющими категориями:

  • а) высокой степени надежности соответствует низкий риск;
  • б) средней степени надежности соответствует средний риск;
  • в) низкой степени надежности соответствует высокий риск.

Изучение и оценка системы внутреннего контроля, контрольной среды и отдельных средств контроля проводится в четыре этапа:

1.общее знакомство с системой внутреннего контроля и ее оценка;

2.первичная оценка надежности контрольной среды;

3.первичная оценка надежности средств внутреннего контроля;

4.подтверждение оценки надежности средств внутреннего контроля.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Переход России на МСФО — это важный шаг в процессе построения взаимного доверия между Россией и международным сообществом. Невозможность перехода на МСФО «в один день» обусловлена необходимостью осуществления целого комплекса взаимосвязанных мероприятий. Так, анализ возможностей интеграции российского бизнеса в международные структуры, создания эффективной защиты национальных интересов в сфере экономики показывает, что уже сейчас Россия столкнулась с проблемами дефицита профессионалов с международными сертификатами в области бухучета, финансовой отчетности и аудита.

Аудиторская деятельность во всем мире строго регламентирована. В российских же условиях аудиторам приходится приспосабливаться к условиям нашего законодательного климата. В современном понимании аудиторская деятельность как самостоятельная сфера специфических услуг существует в России немногим более чем 100 лет. В ней можно выделить три этапа развития:

1–й этап –– до 60–х годов ХХ века, когда аудит носил подтверждающий характер;

2–й этап –– конец 60–х – 70–е годы, аудит становится все более системно ориентированным, к его объектам относятся управляющие системы, контролирующие хозяйственные процессы и операции. Аудиторы используют в качестве инструмента экспертизу, основанную на системе внутреннего контроля;

3–й этап – конец 70–х годов ХХ века – наши дни, качественно новое развитие аудита, содержание которого базируется на различных формах риска, научной методической и системе законодательных норм и правил. В настоящее время аудиторская деятельность на территории РФ находится в стадии развития, и требует для динамического развития участие в принятии стандартов высококвалифицированных специалистов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2000

2. Аудит: Учебник для вузов /В.И. Подольский, Г.Б. Поляк, А.А. Савин и др. Под ред. проф. В.И. Подольского. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003.

3. Аудит: Учебное пособие / Ю.А. Данилевский, С.М. Шапигузов, Н.А. Ремизов и др. – М.: ИДФКБ-ПРЕСС, 2000.

4. Бычкова С.М. Доказательства в аудите. – М.: Финансы и статистика, 2001.

5. Гутцайт Е.М., Островский Е.М. Отечественные правила (стандарты) аудита. – М.: ФБК-ПРЕСС, 2002.

6. Кармайкл Д.Р., Бекис М. Стандарты и нормы аудита: Пер с англ. — М.: Аудит: ЮНИТИ, 1999.

7. Ковалева О.В., Константинов Ю.П. Аудит: Учебное пособие. – М.: Изд-во «ПРИОР», 2000.

8. Международные стандарты аудита и Кодекс этики профессиональных бухгалтеров. — М.: МУРСБУ, 2000.

9. Панкова С.В. Международные стандарты аудита: Учебное пособие. – М.: Экономистъ. – 2003.

10. Шешукова Т.Г., Городилов М.А. Аудит: Теория и практика применения международных стандартов: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003.