Последняя треть XIX в., так же, как и начало XX в., характеризуется стремлением США к господству в западном полушарии.
Покончив в результате гражданской войны 1861 -1865 гг. и реконструкции с рабовладельческой системой, буржуазия Соединенных Штатов получила неограниченные возможности для укрепления и расширения своего финансового и политического могущества как внутри страны, так и на международной арене. В последней трети XIX в. США быстро идут по пути превращения в империалистическую державу, и первоначальным объектом империалистических вожделений американской финансовой олигархии — своеобразным полигоном для испытания специфически американских методов колониального господства и угнетения отсталых стран — становится Латинская Америка и острова Тихого океана. Идет энергичное вытеснение из латиноамериканских стран соперников-европейских капиталистов, а к исходу XIX в. США подготовляют и осуществляют захват последних остатков колониальных владений некогда могущественной, а теперь отсталой и бессильной Испании. Испано-американская война 1898 г. явилась первой войной за передел мира и ознаменовала собою, как указывал В. И. Ленин, вступление капитализма в его высшую и последнюю стадию-стадию империализма.
Важной вехой на пути США к безраздельному господству в западном полушарии явилась I Межамериканская конференция, положившая начало объединению латиноамериканских государств под гегемонией США. На последующих межамериканских конференциях это объединение, получившее название Панамериканского союза, все более и более превращается в инструмент экспансии США.
В конце XIX в. особенно активным становится стремление США на Дальний Восток. В связи с этим США понадобились базы и стоянки в Тихом океане. Для этой цели к США были «присоединены» Гавайские и«куплены» Филиппинские острова. Особый интерес для США представляла Куба, которая являлась ключом к странам бассейна Карибского моря.
Именно на Кубе и на Филиппинах произошла одна из первых империалистических войн за передел мира, в которой империализм США столкнулся с одряхлевшей Испанией. Героически боровшийся народ Кубы освободился от испанского гнета, но попал под пяту американского империализма. Под власть США попал и остров Пуэрто-Рико.
Экономический империализм: аргументы «ЗА» и «ПРОТИВ»
... займет достаточно много времени, а от этого риска никто не застрахует. Благодаря экономическому империализму, экономисты стали измерять человеческое счастье. Экономиста должно интересовать, насколько увеличение дохода приводит ... интереснее, но и труднее и даже рискованнее для научной репутации. Но другого пути развития общественных наук нет. Ведь только при помощи количественных аргументов наука ...
Таким образом, следует отметить что, используя разнообразные средства, Соединенные Штаты приобрели господствующие позиции на Кубе, в Мексике, в государствах Центральной Америки и Карибского бассейна. В Южной Америке, благодаря расчетливо предоставляюшимся займам и субсидиям, североамериканские компании, существенно потеснив британские, завоевали прочные позиции в Венесуэле, Чили, Колумбии, Боливии. Преобладающее влияние британского капитала сохранялось лишь в Уругвае, Парагвае, Аргентине и, частично, в Бразилии. На протяжении 20-х годов экономическое доминирование Соединенных Штатов в Латинской Америке стало бесспорным.
Актуальность работы заключается в том, что до сих пор Соединенными Штатами не удалось установить свою полноценную гегемонию на Западную полушарию. Хотя, именно «доктрина Монро», которая была принята Соединенными Штатами, не будучи частью Латинской Америке, стал базовым фактором, влияющий на формирование региональной системе международных отношений в Латинской Америке в начале ХХ века, одновременно стал гарантом безопасности Западного полушария.
Целью данной работы является рассмотрение региональной системы международных отношений в Латинской Америке в начале ХХ века. Данная цель позволила сформулировать следующие задачи данногоисследования:
Рассмотреть факторы (государств) влияющие на формирование региональной системы международных отношений.
Изучение особенности региональной системы международных отношений.
Степень изученности. Региональная система международных отношений в Латинской Америке в начале ХХ века хорошо оснащена как в русской историографии, так и в зарубежной. Поэтому написаны ряд трудов посвященные этой темы с целью ее конкретного изучения. Примером этого могут служить работы А. И. Строганова, К. И. Байзаковой, Ревякин А. В, У. З. Фостер, а также совместные работы Н. Н. Марчук, Е. А. Ларин и С. П. Мамонтов, В. О. Печатнов и А. С. Маныкин, А. В. Торкунов и М. М. Наринский. Вышеуказанные научные публикации являются основной литературой для написания данной курсовой работы.
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ ИДЕОЛОГИИ ПАНАМЕРИКАНИЗМА ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ США, .1 Панамериканизм
Завоевание народами Латинской Америки государственной самостоятельности открыло для них возможность активно участвовать в международной жизни. Однако для этого с самого начала им приходилось решать во внешнеполитической области большие и сложные задачи. Латиноамериканцам было необходимо наладить экономические и политические связи между собой и с внешним миром, добиться признания завоеванной независимости со стороны бывших метрополий, получить дипломатическое признание великих держав, задававших тон в мировой политике, и отстоять свой суверенитет от их посягательств. Важнейшей значение приобретал вопрос о создании прочного внешнеполитического союза, основанного на идеях латиноамериканской солидарности, родившихся в войне за свержение колониального господства Испании и Португалии.
С конца XIX в. для достижения гегемонии в регионе США активно утверждали панамериканизм. Идею союза американских государств выдвигал еще Боливар на Панамском конгрессе 1826 г. Однако в тот период она касалась лишь государств Латинской Америки и из-за возобладавших центробежных тенденций потерпела неудачу. Попытки ее возрождения предпринимались на 1-2-м Лимском конгрессе, Континентальном конгрессе в Сантьяго-де-Чиле. Но они, как правило, были ответом на угрозы или реальное вмешательство иностранных держав или же способом решения конфликтов между самими латиноамериканскими странами и тоже не увенчались успехом.
Современные отношения между Латинской Америкой и США
... внешней политики Соединенных Штатов Америки в отношении стран Латинской Америки. В специализированной литературе данная тема освещена слабо. Если по истории Латинской Америки, США и отношений между ними в XIX и XX вв. можно встретить крупные работы, то ...
Созванный в 1826 году по предложению Боливара знаменитый Панамский конгресс был первой серьезной попыткой латиноамериканских революционеров осуществить свои мечты об установлении сотрудничества между странами Западного полушария. Цель конгресса была сформулирована как объединение всей Латинской Америки для противодействия посягательствам Испании и других возможных агрессоров. На конгресс были приглашены все латиноамериканские страны. Несколько позже было послано приглашение и Соединенным Штатам. Соединенные Штаты послали делегацию, но она прибыла слишком поздно.
Панамский конгресс принял четыре договора, важнейшим из которых был договор о «Вечном союзе, лиге и конфедерации». Этот договор, состоявший из тридцати одной статьи, предусматривал организацию конфедерации в целях защиты суверенитета и независимости всех американских государств. Однако по существу конгресс почти не дал практических результатов. Только одна Колумбия ратифицировала решения конгресса. В 1831 году Мексика предложила созвать новый конгресс всех латиноамериканских стран, однако конгресс не состоялся, поскольку это предложение было принято лишь немногими правительствами.
В 1844, 1856, 1864 и 1880 годах в странах Южной Америки также созывались Конференции с участием всех или некоторых латиноамериканских стран. Однако в большинстве своем они были безрезультатны и не привели ни к созданию каких-либо организаций, ни к выработке четкой программы. Инициатива в так называемом панамериканском движении в конце концов перешла к Соединенным Штатам.
1.2 Зарождение панамериканизма во внешней политики США
америка политика война идеология
На протяжении примерно 60 лет со времени провозглашения «доктрины Монро» в политической и экономической жизни большинства стран Южной Америки господствовала Англия, но в бассейне Караибского моря уже преобладало влияние США. Англичане по обыкновению использовали свое сильное политическое влияние в Южной Америке, чтобы захватить львиную долю внешней торговли этих стран. Однако в конце 80-х годов XIX века Соединенные Штаты, уже достаточно окрепшие и начавшие превращаться в империалистическую державу, внезапно перешли в энергичное наступление на позиции Англии во всей Латинской Америке. Так США начали беспощадную борьбу за контроль над всем Западным полушарием, которая продолжается и по сей день. В то время США в своей политике по отношению к южным республикам ставили перед собой две совершенно определенные задачи — покорить народы латиноамериканских стран и вытеснить британский империализм.
США стремились к созданию союза американских государств под своим главенством. С этой целью активно использовались идеи«панамериканизма», «континентальной солидарности», «общности судеб» Соединенных Штатов и стран Латинской Америки.
Первая Панамериканская конференция была проведена в Вашингтоне в конце 1889 — начале 1890 г. В основном это было делом рук известного представителя крупного капитала в правительстве США, бывшего госсек Джеймса Блейна. Блейн, открыто заявлявший, что его целью было обеспечить за Соединенными Штатами господствующее положение в торговле Латинской Америки.
Курсовая — Экономика стран Европейского Союза (ЕС)
... разработки, телекоммуникации, координация экономической политики государств-членов с целью экономического и социального сплочения, социальная политика, экономический и валютный союз). Европейский инвестиционный банк предоставляет кредиты государственным структурам стран - членов ЕС. Европейский социальный фонд ...
Ее главными вопросами были «меры по поддержанию мира и увеличению благосостояния американских государств», создание таможенного союза, введение единой серебряной валюты, установление единообразной системы таможенных пошлин, портовых сборов и правил, регулирующих экспортные и импортные операции, принятие арбитражного плана для разрешения возникающих споров иконфликтов. Единственным практическим итогом конференции явилось решение об образовании Международного союза американскихреспублик и создании его постоянного органа — Коммерческого бюро с местопребыванием в Вашингтоне.
Вторую Панамериканскую конференцию удалось созвать в Мехико через десять лет. Она работала в октябре 1901 — январе 1902 г. В дальнейшем было решено созывать конференции каждые пять лет. Третья конференция состоялась в 1906, четвертая — в 1910 г. Проведению намеченной на 1915 г. пятой конференции помешала Первая мировая война. На всех конференциях американская дипломатия упорно осуществляла свою главную цель, шаг за шагом укрепляя созданную организацию и расширяя ее полномочия. В результате реорганизации Коммерческое бюро было переименовано в Международное американское бюро.
США добивались принятия угодных им решений не только благодаря растущей экономической и военной мощи, но и позиции некоторых латиноамериканских стран, в первую очередь Бразилии. Следуя курсом на «негласный союз с северным колоссом», Рио-де-Жанейро поддерживал политику Вашингтона в международных делах и выступал активным сторонником укрепления «континентальной солидарности» под эгидой США, в то время как в остальных государствах Латинской Америки политика «большой дубинки» вызывала рост антиамериканских настроений.
На США нередко ориентировались представители Уругвая. Дипломатия этой небольшой страны надеялась, что Панамериканский союз может ей противостоять давлению соседних гигантов — Аргентины и Бразилии. В числе приверженцами стратегии «негласного союза» с США были диктаторы П. Диас в Мексике (1876-1911), Э. Кабрера в Гватемала (1898-1920) и др. Они щедро раздавали огромные концессии американским монополиям и с готовностью принимали «руководство»
США в межамериканских делах.
Оппозицию США возглавляла Аргентина, которая конкурировала с США на мировом рынке продовольственных товаров и традиционно поддерживала тесные связи с Англией.
По примеру Аргентины ряд латиноамериканских стран прибегал к тактике отказа от ратификации соглашений и конвенций, которые принимались на панамериканских конференциях под нажимом США. Из 17 панамериканских соглашений 1902-1910 гг. Аргентина ратифицировала только 3. Другим проявлением оппозиции стало игнорирование значительным числом стран региона Панамериканского союза. Аргентина, Боливия, Никарагуа, Парагвай, Перу не делали взносов на содержание постоянного секретариата, и их представители часто отсутствовали на его заседаниях.
Сопротивлением латиноамериканских стран объяснялся и провал выдвинутого президентом США Вильсоном в 1914 г. предложения о заключении панамериканского пакта в целях «общей и взаимной гарантии территориальной целостности и политической независимости при республиканской форме правления» и разрешения «пограничных споров путем применения процедуры арбитража». Наиболее крупные страны региона отмежевались от панамериканского пакта, и в результате идея Вильсона дальнейшего хода не получила.
Анализ политических и экономических взаимоотношений России и Латинской Америки
... размещали в латинских странах свои филиалы и заводы. Богатые населением районы также интересны в данный момент как потребители /10, с.122/. Исторически - по мере укрепления экономической, военной, финансовой мощи и политического веса США - Латинская Америка ...
Однако это была своего рода «молчаливая оппозиция». На панамериканских конференциях до Первой мировой войны не было сказано ни слова о больших проблемах Америки той эпохи: испано-американской войне 1898 г., присоединении Пуэрто-Рико, военной оккупации Кубы, навязанной ей «поправке Плата» и о захвате части острова для военной базы. Не прозвучало осуждения и в связи с отторжением от Колумбии Панамского перешейка. Таким образом,уже на заре панамериканизма за его парадным фасадомобнаружились противоречия, разделяющие две Америки.
Сопротивление империалистическим державам страны Латинской Америки оказывали различными внешнеполитическими акциями. В частности, на рубеже XIX-XX вв. большое число сторонников завоевала идея разработки международного латиноамериканского права, призванного вооружить государства региона средствами международно-правовой защиты от иностранных интервенций и создать арбитражный механизм для мирного урегулирования споров между ними без участия США. С этой целью в 1888 г. в Монтевидео состоялся специальный конгресс, созванный по инициативе Аргентины и Уругвая. В его работе участвовали представители семи стран Южной Америки. Согласно принятым рекомендациям, в 1906 г. в Рио-де-Жанейро начала работу комиссия юристов по подготовке кодекса частного и публичного международного права стран Западного полушария. Работу комиссии прервала Первая мировая война.
Организация Панамериканского союза была началом решительного наступления Соединенных Штатов на позиции Англии в Латинской Америке. По сравнению с Панамской конференцией 1826 года, прошедшей под знаком подавляющего влияния англичан, положение теперь коренным образом изменилось в пользу Соединенных Штатов. С самого момента образования Панамериканского союза Англия расценивала его как орудие империализма США. Поэтому она использовала свое влияние, и притом вполне успешно, чтобы удержать Канаду от вступления в этот союз. На панамериканских конференциях всегда оставляют свободное кресло с табличкой «Канада». Кроме того, Англия заставляла те латиноамериканские страны, где ее влияние было преобладающим (особенно Аргентину), саботировать различные конференции Панамериканского союза и отказываться от ратификации многих их решений. В результате сопротивления Англии и отнюдь не восторженного отношения народов Латинской Америки к новой организации Панамериканский союз в большинстве случаев не сумел провести в жизнь формально принятые им решения. Так, Давила указывает: «За 122 года состоялось 208 панамериканских конференций, на которых было подписано более 100 договоров. Только один из них был ратифицирован двадцать одной республикой».
С самого начала огромный экономический и политический вес Соединенных Штатов почти всегда обеспечивал им полное господство на конференциях Панамериканского союза. Он служит рупором циничной и лицемерной империалистической политики США в Латинской Америке.
Таким образом, были сделаны шаги по пути создания структур сотрудничества Соединенных Штатов и латиноамериканских республик, хотя главная цель Вашингтона — оформление политического союза государств континента при главенстве США — достигнута не была.
1 Доктрина Монро
Подписание 24 декабря 1814 г. Гентского мирного договора, призванного положить конец англо-американской войне, подвело черту под первым этапом в развитии молодого государства, когда закладывались основы его долговременной внешнеполитической стратегии, формировался тот механизм, который должен был помочь Соединенным Штатам эффективно отстаивать свои интересы на международной арене, а в правящей элите страны происходило осознание этих интересов.
Социалистическая и капиталистическая ориентация стран Азии, Африки ...
... Социалистическая и капиталистическая ориентация стран Азии, Африки и Латинской Америки». экономический социалистический деколонизация африка 1. Социалистическая и капиталистическая ориентация стран Азии, Африки и Латинской Америки ... экономики. На этой основе активизировались массовые национал-реформистские партии и движения. Национал-реформистский курс политики ... ослабление колониальных держав сделало ...
В русле этого стратегического курса правительство США (в 1817 г. его возглавил Дж. Монро) и строило свою внешнеполитическую деятельность. Прежде всего, оно стремилось окончательно урегулировать унаследованные от прошлого спорные территориальные вопросы, в которых потенциально был заложен определенный конфронтационный заряд.
Понятно, что широко циркулировавшие слухи о готовящейся интервенции европейских держав в Новом Свете не могли не порождать беспокойства в американском истеблишменте. Оно особенно усилилось в связи с работой конгресса в Вероне (1822 г.), где сюжеты, связанные с организацией коллективной интервенции в Новый Свет, были в числе центральных. Перед руководством Соединенных Штатов во весь рост встал вопрос о том, как реагировать на подобную перспективу. Именно в обстановке этих непростых размышлений и родились идеи, положенные в основу доктрины Монро.
декабря 1823 г. Президент Дж. Монро выступил перед конгрессом США с посланием. В документе говорилось, что политические системы США и Англии различны и даже противоположны друг другу. США не хотят и не допустят распространения монархической формы правления, чуждой США на американском континенте. Отсюда обосновывалась идея невмешательства европейских государств во внутренние дела США. В свою очередь Президент заявил о невмешательстве США в европейские дела. Основной лозунг доктрины — Америка для американцев, невмешательство во внутренние дела Америки других держав. Так же Дж. Монро заявил, что США не допустят дальнейшего расширения колониальных владений европейских держав в Америке, но не будут покушаться на их уже существующие владения. За Соединенными Штатами Америки Монро оставлял право вмешиваться в дела всех других американских государств, в качестве арбитра, старшего брата или оплота стабильности, если в их дела начнут вмешиваться европейские государства.
В доктрине было заложено два начала — наступательное и оборонительное. С одной стороны, США брали на себя функцию оплота стабильности обеих американских континентов, государства, которое не допустит проникновения в эти регионы европейских держав с целью колониального захвата. С другой стороны, они оставляли за собой единоличное право распоряжаться этими территориями, устанавливать над ними контроль, диктовать условия, вмешиваться во внутреннюю политику. Это экспансионистское начало было доминирующим в «Доктрине Монро». Хотя в самой общей форме основные положения доктрины одобряли республиканский строй и осуждали колонизацию, «Доктрина Монро» заложила основы американской политики изоляционизма, доминирующей на протяжении всего XIX в.
Доктрина доминировала во внешней политике США в течение столетия и фактически означала включение Латинской Америки в сферу жизненных интересов США. Ни одна из держав не бросала открытого вызова этой доктрине, но спор о ее законности продолжается до сих пор.
Доктрина Монро, по существу, впервые на государственном уровне возводила принципы экспансионизма в категорию условия процветания и развития США. В своем послании президент специально подчеркнул, что «экспансия нашего населения и присоединение новых штатов оказали благотворное влияние на все высшие интересы Союза». И если в момент провозглашения доктрины Монро в сферу реальных интересов США попадали лишь те территории, которые находились в непосредственной близости от границ Соединенных Штатов, то в дальнейшем экспансионистский заряд, заложенный в этом документе, позволял правящим кругам заокеанской республики неуклонно расширять зону американских интересов. Именно поэтому доктрина Монро так хорошо прижилась в Вашингтоне и вплоть до наших дней является неотъемлемым атрибутом внешней политики США.
Социалистические модели экономики стран Латинской Америки
... этих моделей на будущее. Объект исследования: экономическая политика стран ЛАКБ, реализующих социалистические модели; предмет: выявление общих закономерностей и особенностей развития данных моделей. Глава 1. Социалистическая модель экономики в СССР как ориентир для стран Латинской Америки Термин ...
2.2 Экспансионистский курс внешней политики США по отношению к Латинской Америке
После окончания Гражданской войны и завершения в 1877 г. периода Реконструкции США вступили в период исключительно бурного экономического роста. По важнейшим экономическим показателям они вышли на первое место в мире. Очевидно, что стремительно укреплявшему свои позиции американскому бизнесу было уже тесно в пределах внутреннего рынка США, и его лидеры начали все внимательнее приглядываться к новым рынкам, расположенным за пределами американских границ. Неудивительно, что в последней трети XIX в. в США наблюдается бурный всплеск интереса к проблемам экспансии.
Естественно, что прежде всего внимание руководства США привлекал латиноамериканский регион. Еще в начале века в доктрине Монро американцы провозгласили свое право играть там особую, лидирующую роль. Вплоть до конца XIX в. это была преимущественно декларация: у США просто не было достаточных сил, чтобы перевести свои претензии в реальную плоскость. К концу века ситуация стала иной, что позволило правящей элите США начать широкомасштабную кампанию по укреплению своих позиций в Латинской Америке. Принципы доктрины Монро получили дальнейшее дополнение и развитие.
Развитие промышленности в Соединенных Штатах в 70-х годах прошлого века происходило свободно и стремительно. Но в Латинской Америке положение в корне иное. Латиноамериканские страны находятся во власти союза владельцев латифундий, реакционных национальных капиталистов и иностранных империалистов, которые совместными усилиями душат молодую национальную промышленность и препятствуют ее развитию. Они держат Латинскую Америку на положении полуколонии. Главную ответственность за это несет империализм США, который, не ограничиваясь удушением латиноамериканской промышленности в целом во имя зашиты своих хищнических интересов, неоднократно срывал планы развития той или иной отрасли промышленности в Латинской Америке, прибегая к беспощадной конкуренции.
К началу XX в. США уже имели в Латинской Америке солидный экономический фундамент, уступая по общему объему капиталовложений в экономику данного региона только Англии, а иногда (в Мексике, странах Центральной Америки и Карибского бассейна) и опережая ее. Активно используя идеи панамериканизма, американская дипломатия стремилась укрепить свои влияние и авторитет в политической элите латиноамериканских стран, привязать ее не только на политическом, но й на ментальном уровне к Соединенным Штатам.
К концу XIX в. США чувствовали себя достаточно уверенными для того, чтобы начать борьбу за вступление в «клуб великих держав». По важнейшим экономическим показателям они уже вполне соответствовали статусу великой державы. Ведущие позиции в американской экономике занимали две финансовые группировки — Морганов и Рокфеллеров. Именно они шли в первых рядах сторонников экспансии, ибо их коммерческие интересы уже тогда выходили далеко за пределы США. Понятно, что эти могущественные круги были кровно заинтересованы в том, чтобы государство охраняло и защищало их интересы за рубежом.
Формы экономической интеграции стран Латинской Америки
... в Латиноамериканской регионе; 2. Рассмотреть наиболее крупные интеграционные блоки Латинской Америки и их взаимодействие с внешним миром; 3. Выявить перспективы развития экономической интеграции на интересующем нас латиноамериканском континенте. Актуальность курсовой работы ...
Доминирующие позиции иностранных компаний в решающих звеньях экономики, рост внешнеэкономической зависимости от ведущих индустриальных держав представляли угрозу суверенитету латиноамериканских республик. Особенно данные факторы проявлялись в отношении небольших стран Центральной Америки и Карибского бассейна, ставших с конца ХIХ в. объектом интервенционистской политики США.
Выйдя на первое место в мире по уровню экономического развития и превратившись в великую мировую державу, Соединенные Штаты претендовали на доминирующую роль в Западном полушарии. В первую очередь Вашингтон рассматривал Центральную Америку и Карибский бассейн как зону своих непосредственных геополитических интересов. США стремились не только подчинить страны этого субрегиона экономически, но и распространить на них политическое влияние и обеспечить здесь свое военное присутствие. Территориальная близость, слабость и незащищенность небольших государств облегчали осуществленные подобных планов.
Для обоснования своей экспансии в Латинской Америке Вашингтон использовал «доктрину Монро».В свое время «доктрина Монро» сыграла положительную роль в защите молодых латиноамериканских государств от угроз со стороны европейских держав. В конце ХIХ в. она стала истолковываться как право США выражать и защищать интересы стран Латинской Америки в международных отношениях. США предложили свое посредничество в этом конфликте, поддержав Венесуэлу Великобритания уступила.
Экспансионистская политика Вашингтона проявлялась уже 30-40-е гг. ХIХ в. в отношении Мексики, приняв характер открытой агрессии. В результате Американо-мексиканской войны 1846-1848 гг. США отторгли от Мексики более половины территории.
Провозглашение Соединенными Штатами «доктрины Монро», в какой-то мере помогло их южным соседям избежать реставрации испанского колониализма. Когда же США сами превратились в империалистическую державу, опоздавшую, как и Германия, к дележу колоний, эта доктрина послужила им удобным основанием для экспансии за счет подчинения южных соседей своему контролю, навязывания им кабальных займов и неравноправных договоров.
Среди сторонников захватнической политики заслуженно выделялся президент США Теодор Рузвельт. Свою концепцию в отношении соседей по континенту он сформулировал в знаменитом афоризме: «Говори мягко, но держи большую дубинку».
Согласно политику «большой дубинки», США оправдывали свою политику открытого вмешательства во внутренние дела латиноамериканских государств, выражавшейся, как в вооруженной интервенции и оккупации их территорий, так и в установлении над ними экономического и политического контроля. Практическим воплощением политики «большой дубинки» явились интервенция США на Кубе в 1906-1909 гг., в Никарагуа в 1909 г., в Доминиканской Республике в 1912 г. Наряду с этой доктриной неотъемлемой частью американской внешней политики стала «дипломатия доллара», которая была направлена на закабаление других стран с широким использованием форм экономического давления.
Экономическая война
... которая является одной из компонент торговых войн. Впервые ее применила Япония, как средство экономического выживания после второй мировой войны. Сейчас же такая политика вошла в жизнь и применяется ... благоприятных условий для борьбы с денежными конкурентами на внутреннем и внешнем рынках. В качестве орудия торговой войны выступает система торгово-политических и юридических мер, принимаемых на ...
То, что США часто использовали демократические лозунги для прикрытия своих экспансионистских целей, наглядно проявилось в истории с Панамским каналом. Знаменитый Фердинанд Лессепс, руководивший сооружением Суэцкого канала, основал в 80-е годы XIX в. компанию по строительству Панамского канала. В конце 80-х годов на Панамском перешейке, который в ту пору принадлежал государству Колумбия, начались строительные работы. Но они скоро остановились, потому что компания обанкротилась. Строительство Панамского канала на долгое время было прервано, пока в 90-е годы этим проектом не заинтересовались американцы. По понятной причине — канал обеспечивал быстрое и удобное морское сообщение между Атлантическим и Тихоокеанским побережьем США. Американцы захотели выкупить у французов обанкротившуюся компанию и перезаключить с колумбийским правительством договор о концессии на строительство канала. С покупкой компании дело сладилось быстро. Но колумбийское правительство проявило несговорчивость. Тогда на Панамском перешейке при содействии США, поддержавших право народа на самоопределение, произошла революция, в результате которой в 1903 г. была образована Панамская республика. С ней США тотчас же подписали договор о концессии на строительство и эксплуатацию Панамского канала. С этого времени строительные работы возобновились и в начале Первой мировой войны канал был построен.
В дальнейшем Соединенные Штаты заинтересовались «жемчужиной Антил» -Кубой. Когда на Кубе началась война за независимость (1868-1878), американские власти предпочли не вмешиваться в события. Однако уже в первой половине ХIХ в. и особенно после войны, ослабившей испанский колониальный режим, но не увенчавшейся победой патриотов, усилились торговые связи США с Кубой и американское экономическое проникновение на остров. Соединенные Штаты превратились в основной рынок для кубинского сахара.
февраля 1895 г. на Кубе началась вторая война за независимость от Испании. После трех с лишним лет ожесточенных сражений ход освободительной войны склонился в пользу кубинских повстанцев. В январе 1898 г. несколько американских военных кораблей было послано по распоряжению президента У. Мак-Кинли к берегам Кубы «для обеспечения безопасности американских граждан» на острове. 15 февраля на рейде Гаваны взорвался и потонул американский броненосец «Мэйн». Причины взрыва остались невыясненными. Власти США обвинили Испанию в диверсии, а в апреле Вашингтон предъявил ультиматум с требованием немедленно предоставить свободу Кубе. 23 апреля 1898 г. Испания отклонила ультиматум, объявив войну США.
Военный флот и морская пехота США были двинуты к берегам Кубы и Филиппинских островов. В июне, при поддержке с суши кубинскими повстанцами, подразделения армии США высадились около Сантьяго и блокировали его с моря и с суши. 16 июля испанский гарнизон капитулировал. Американские войска вошли в город, кубинские повстанцы в Сантьяго допущены не были. 22 июля Мадрид объявил о прекращении сопротивления.
декабря 1898 г. был подписан Парижский мирный договор. От Испании к США переходили Филиппины и остров Гуам в Тихом океане, а в Карибском бассейне — остров Пуэрто — Рико и прилегающая к нему испанская часть Виргинских островов. Испания также отказывалась от всех прав на контроль военной администрации США. Сроки оккупации острова и его последующая судьба не оговаривались. Представителикубинских повстанцев к мирным переговорам допущены не были. После заключения мира Правительственный совет и повстанческая армия Кубыпо настоянию Вашингтона были распущены.
Американо-испанская война 1898 г. явилась решающим рубежом в утверждении империалистического господства США в Центральной Америке и Карибском бассейне. Пуэрто — Рико с близлежащими Виргинскими островами стали колониальным владением США. Превратить Кубу непосредственно в свою колонию США не решились. Они предпочли сохранить за собой роль освободителя Кубы и установили господство над островом в иных, более завуалированных формах, которые стали определяющими в империалистической политике США в регионе.
Но Вашингтон согласился предоставить независимость Кубе только после того, как настоял на принятии в качестве дополнения к кубинской конституции «поправки Платта». Главное ущемление суверенитета Кубы заключалось в пункте, который официально закреплял право интервенции США на острове «для сохранения независимости Кубы и поддержания правительства, способного защитить жизнь, собственность и личную свободу». Кроме того, Соединенные Штаты приобретали право на покупку или аренду участков кубинской территории для сооружения на них складов и стоянок своего военного флота. Этот пункт был реализован в 1903 г. созданием в бухте Гуантанамо военно-морской базы США.
В последующие годы Вашингтон не раз вмешивался в политическую жизнь Кубы. В сентябре 1906 г. во время восстания против Пальмы, переизбранного на второй срок с явным нарушением избирательных законов, США вновь предприняли вооруженную интервенцию и ввели оккупационный военный режим на острове (1906-1909).
Итак, сама война продолжалась всего несколько месяцев. Однако она имела долговременные последствия для внешней политики США. Это событие продемонстрировало, что в истории внешней политики этой страны начался принципиально новый этап: от экспансии на «свободные земли» они перешли к открытой борьбе за передел уже поделенного мира. В процессе развития экспансии США после сравнительно долгого перерыва решились использовать военную силу для разрешения межгосударственного конфликта, причем далеко за пределами Американского континента. Иными словами, ставка была сделана на конфронтационную модель внешней политики. Впервые США на уровне внешнеполитической стратегии вышли за рамки, очерченные в доктрине Монро, за рамки Нового Света.
Вместе с тем начало нового этапа в развитии внешней политики США не означало полного разрыва с прежней внешнеполитической традицией. Руководство США, как и раньше, всячески подчеркивало отличие своей внешней политики, своей экспансии от европейской — там она носила империалистический характер, а у США — демократический, там она осуществлялась ради создания колониальных империй, в США — ради распространения идеалов демократии.
В целом можно констатировать, что в начале XX в. в латиноамериканской политике США предпочитали использовать силовые методы для достижения своих целей. Это особенно относилось к зоне Карибского моря. На протяжении первых 15 лет они несколько раз прямо вмешивались в дела стран этой части континента. Первой их жертвой стала Доминиканская республика. Внутренние неурядицы привели к тому, что это небольшое островное государство оказалась на грани банкротства. Воспользовавшись этой ситуацией, Вашингтон, используя экономическое давление и угрозу применения силы, добился передачи всех таможен в ведение американских властей, что давало им возможность контролировать финансы этой страны. По сути США установили над ней свой протекторат.
Не меньшее давление со стороны США испытывали и жители соседнего с Доминиканской республикой Гаити. Американский флот неоднократно появлялся на рейде столицы Гаити города Порт-о-Пренс, демонстрируя тем самым недовольство Вашингтона ситуацией на острове. Так же, как в случае с Доминиканской республикой, США стремились взять под свой контроль таможни и, кроме того, добивались от властей Гаити предоставления территории для базы ВМФ США (по типу Гуантанамо).
Хотя удовлетворить в полном объеме свои притязания США в данном случае не смогли, тем не менее они сумели навязать этой стране в 1915 г. явно неравноправный договор, очень напоминавший тот, который несколько ранее был навязан Кубе. В соответствии с этим договором США до такой степени брали на себя «заботу» о безопасности Гаити, что оговорили свое право на вооруженное вмешательство в дела этого островного государства, если сочтут, что события там создают «угрозу безопасности» этой страны. В 1911 г. США установили свой контроль над финансами еще одного Центральноамериканского государства — Гондураса. Другим объектом американского внимания в это время стала Никарагуа. Еще в 1901 г. США инспирировали в этой стране государственный переворот, в результате которого во главе государства оказался их ставленник А. Диас. Правда, его позиции внутри страны не отличались особой прочностью. Другие кланы не оставляли надежд оттеснить его от власти. Используя тяжелое экономическое положение, они в 1912 г. организовали массовые выступления против действующей власти. В ответ американцы осуществили высадку своей морской пехоты, которая быстро подавила все протестные акции и вынудила лидеров оппозиции покинуть страну. А для обеспечения большей безопасности морские пехотинцы остались в Никарагуа на целых 13 лет, вплоть до 1925 г. Хотя по сути Никарагуа была в эти годы оккупирована американскими войсками, формально эта страна числилась независимой.
2.3 Формирование региональной системы международных отношений в Латинской Америке в начале ХХ века
Первая половина XIX в. для США ознаменовалась процессом укрепления государственности, что во внешней политике проявилось в формировании внешнеполитической доктрины, определявшей взаимоотношения с государствами Старого Света. В этот период вопрос колонизации территорий в Северной Америке для США был намного актуальнее, чем их взаимоотношения с европейскими государствами. Соединенные Штаты осуществляли расширение своих территорий вглубь североамериканского континента в двух направлениях: с атлантического до тихоокеанского побережья, и с севера на юг. Этим объяснялась отстраненность Штатов от европейской политики.
Начиная с XIX в. США постепенно превращаются в соперника Англии и других европейских колониальных держав. Их быстрый экономический рост и освоение новых территорий на североамериканском континенте сопровождались развитием устремлений установить преобладающее влияние на всем американском континенте. Вытесняя европейские державы из Америки, желая избавиться от конкурентов в колониальном освоении территорий, США выступили под лозунгом борьбы против новых территориальных захватов европейских держав на этом континенте и против их вмешательства в американские дела. В это же время США совершали захваты новых территорий и включали их в свой состав. Оправдание этой политике было заложено в «Доктрине Монро», которая имела целью упрочить независимое международное положение США, поднять их влияние во всей Америке и устранить возможные препятствия со стороны европейских держав для дальнейшей территориальной экспансии.
Итак, одной из характерных особенностей внешней политики США в первой половине XIX в. являлся процесс расширения государственной территории. Как правило, расширение территории происходило за счет владений в Америке европейских государств, причем чаще всего не путем покупок, как в случае с Луизианой, а непосредственно путем захватов.
«Доктрина Монро» обосновывала основные принципы внешней политики США, выдвигая в качестве ключевой идеи концепцию разделения мира на «американскую» и «европейскую» системы. Этот документ дал новый толчок экспансионистской политике США.
Особенностями системы международных отношений в Латинской Америке были ее значительная геополитическая изоляция от Европы и Азии, а также довольно слабое развитие политических и экономических взаимоотношений между входившими в нее государствами, которые не были объединены в военно-политические союзы или экономические группировки. Среди латиноамериканских республик еще не было ни одной державы, способной взять на себя организующую роль лидера.
В состав региональной системы входили и США. Не будучи частью Латинской Америки в цивилизационном смысле, они тем не менее благодаря своей военно-политической и экономической мощи оказывали огромное влияние на международные процессы и претендовали на роль лидера Американского континента. Поэтому можно говорить о становлении к началу ХХ в. системы международных отношений, охватывавший не одну только Латинскую Америку, но и все Западное полушарие.
Идеологической базой внешней политики США являлась «доктрина Монро».
Центральная Америка, Карибский бассейн, а также Мексика рассматривались Вашингтоном как зона его жизненно важных геополитических интересов. В начале ХХ в. США переходят к проведению здесь интервенционистской политики, активно вмешиваясь во внутренние дела малых государств региона. Одержав победу в войне с Испанией за Филиппины в 1908 г., Соединенные Штаты захватили и ее колонию Пуэрто-Рико, а также оккупировали Кубу, которая вела в то время освободительную войну против испанских колонизаторов.
В 1902 г., после четырех лет военного правления, США предоставили Кубе фиктивную независимость.
Закрепившись в Карибском море, США бросили все силы на решение важнейшей стратегической задачи сооружения канала, который соединил бы Атлантический и Тихий океаны. В 1901 г. Великобритания, ранее соперничавшая с США в этом вопросе, признала за ними монопольное право на строительство такого канала, а также на его последующей охрану и эксплуатацию. В 1902 г. Вашингтон приобрел концессию у прогоревшей французской акционерной компании, впервые взявшейся за его сооружение в конце ХIХ в., и подписал с Колумбией, владевшей в то время Панамским перешейком, договор об аренде «зоны канала» — полосы земли шириной 16км, разделившей его пополам. Однако колумбийский сенат счел, что США предложили за нее слишком низкую цену, и отказался ратифицировать договор. Тогда американцы оказали мощную поддержку местному сепаратистскому движению, и 4 ноября 1902 г. была провозглашена независимость Панамской республики. Вашингтон немедленно признал самопровозглашенное государство и предупредил Колумбию, что воспрепятствует любой ее попытке восстановить контроль над мятежной провинцией. Уже 18 ноября 1902г. был заключен американо-панамский договор, по которому США становились гарантом независимости Панамы, получали зону канала «в вечное пользование» и могли размещать там свои войска. Его официальное открытие было отложено до 12 июня 1920 г.
Отделение Панамы привело к затяжному кризису в американо-колумбийских отношениях. Они были восстановлены лишь в 1922 г. США выразили «искреннее сожаление» Колумбии в связи с потерей Панамы и выплатили ей $25 млн. компенсации, а также предоставили право беспошлинного пользования каналом. Колумбийская сторона всвою очередь признала независимость своей бывшей провинции.
Экспансионистская политика США в Центральной Америке получилаконцептуальное обоснование в период президентства Теодора Рузвельта (1901-1909 гг.).
В 1904 г. он изложил в послании конгрессу свое знаменитое дополнение к «доктрине Монро».
«США могут… в вопиющих случаях дурного ведения дел или бессилия местных властей взять на себя роль международной полицейской силы… в Центральной Америке и Карибском бассейне»Т. Рузвельт, президент США в 1901-1909 гг.
Этот регион был фактически исключен им из сферы действия доктрины «открытых дверей и равных возможностей».
Частое использование вооруженной силы в Центральной Америке характеризовало и политику президентов У. Тафта (1909-1913 гг.) и В. Вильсона (1913-1920 гг.).
При Тафте силовые методы были дополнены «дипломатия доллара», предполагавшей, что государство во внешней политики должно учитывать и отстаивать интересы американского бизнеса. На практике ее реализация привела к тому, что внешняя политика США в регионе оказалась во многом подчинена обслуживанию интересов крупного частного капитала. Так, при активной поддержке американской администрации корпорация «Юнайтед фрут», специализировавшаяся на выращивании бананов, фактически взяла под контроль экономику некоторых малых государств — Гондураса, Гватемалы, Никарагуа и др. Она бесцеремонно вмешивалась с их внутренние дела и даже организовала несколько военных переворотов, в результате чего за этими странами прочно закрепилась репутация «банановых республик».
Более осторожного подхода США придерживались по отношению к Мексике, где в 1910-1917 гг. происходила буржуазно-демократическая революция. Начавшись со свержения 35-летней кровавой диктатуры Порфирио Диаса, она переросла в затяжную гражданскую войну и завершилась принятием новой, весьма прогрессивной конституции. После свержения диктатуры Диаса США в течении нескольких лет отказывались признать революционную власть и восстановили дипломатические отношения с Мексикой только в 1923 г.
В Южной Америке влияние США было гораздо более скромным. Преобладающие экономические и политические позиции здесь с середины ХIХ в. удерживала Великобритания. Американские инвестиции на юге континента к началу Первой мировой войны составляли всего $200 млн против $3.9 млрд. британских капиталовложений. Главным партнером Вашингтона в Южной Америке была Бразилия, проводившая политику «негласного союза» с США. Оппозицию американцам традиционно возглавляла Аргентина, которая наряду с Колумбией, Парагваем, Уругваем и Чили во внешней политике ориентировались на Лондон. В конце ХIХ в. США дополнили «доктрину Монро» концепцией панамериканизма, которая декларировала общность коренных интересов и исторических судеб США, Канады и государств Латинской Америки.
Список вооруженных интервенций США в Центральной Америке и Карибском бассейне в первой трети ХХ в. более чем внушителен. В 1904, 1914, 1916-1924 гг. американские войска размещались в Доминиканской республике, в 1906-1909, 1912, 1917-1922 гг. — на Кубе, в 1905, 1907, 1911-1912 гг. — в Гондурасе, в 1918-1922 гг. — в Гватемале и Панаме. В 1915-1934 гг. они фактически оккупировали Гаити, а в 1912-1924 и 1926-1933 гг. Никарагуа. Таким образом, из малых стран региона американского силового вмешательства избежала только Коста-Рика. Целью интервенций обычно являлась смена политических режимов и привод к власти «стабильных демократических правительств», ориентированныхна Вашингтон.
ГЛАВА 3. ПОЗИЦИЯ НЕЙТРАЛИТЕТА США И ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИХ ГОСУДАРСТВ В НАЧАЛЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ, .1 Страны Латинской Америки и Первая мировая война
С началом Первой мировой войны государства Латинской Америки вслед за США провозгласили нейтралитет. Боевые действия не затронули их напрямую, но дезорганизовали морское сообщение и торговлю с Европой, особенно после того, как Германия развязала неограниченную подводную войну. Как Антанта, так и Четверной союз стремились привлечь государства Западного полушария на свою сторону. В некоторых из них — Аргентине, Бразилии, Чили-имелись влиятельные немецкие колонии и были довольно сильны прогерманские настроения. После вступления США в войну на стороне Антанты их примеру последовали все государства Центральной Америки и Карибского моря, кроме Доминиканской республики и Сальвадора. В апреле 1917 г. войну Германии объявили наиболее тесно связанные с Вашингтоном Куба и Панама, а весной и летом 1918 г. — Гаити, Гватемала, Гондурас, Коста-Рика и Никарагуа. После потопления крупного бразильского пассажирского судна «Парана» к Антанте в октябре 1917 г. присоединилась и Бразилия.
Малые страны не принимали участие в боевых действиях, а их символический вклад в победу заключался в снабжении США продовольствием и сырьем. Бразилия взяла на себя боевое патрулирование Южной Атлантики, а также участвовала в нескольких операциях британского флота. Еще 5 государств — Боливия, Доминиканская республика, Перу, Уругвай и Эквадор — разорвали с Германией дипотношения. В то же время 7 стран континента — Аргентина, Венесуэла, Колумбия, Мексика, Парагвай, Сальвадор, и Чили — сохранили нейтралитет.
3.2США и Первая мировая война
На протяжении 15 лет, от испано-американской войны до первой мировой войны, Соединенные Штаты развивались бурными темпами. За эти годы США по своей экономической мощи намного опередили Англию и Германию. Поэтому их кровно интересовали все изменения, происходившие в соотношении сил империалистических держав. Они уже стали считать себя самой сильной из всех капиталистических стран.
июня 1914 г. в Сараево был убит наследник австро-венгерского престола эрцгерцог Франц-Фердинанд. Это событие стало прологом к началу крупнейшего военного столкновения — Первой мировой войне. Когда на Европейском континенте развернулись невиданные по своим масштабам военные сражения, на посту президента Соединенных Штатов находился В. Вильсон.
От начала войны в Европе до вступления США в войну против Германии прошло более двух с половиной лет. По возникновении войны Вашингтон заявил о нейтралитете Соединенных Штатов. Для американского империализма была бы невыгодна полная победа ни той, ни другой воюющей группировки. Америка предпочитала видеть Европу расколотой на два соперничающих лагеря. Ни победа и гегемония Германии, ни полное торжество Англии и России не улыбались правящим кругам США. Но победа Германии представлялась им наименее приемлемой: она привела бы к гегемонии единственной державы во всей Европе. Известны были также и колониальные планы германского империализма в Латинской Америке, например, в Бразилии. Не исключалась и возможность германо-японского союза против США. Победа Антанты тоже не представлялась желательной. С Англией имелись глубокие противоречия. Они не исчерпывались проблемой блокады и свободы морей. Они вызывались также соперничеством в Латинской Америке и рядом других причин. Но все же победа Антанты, хотя и неприятная для США, была для них менее одиозной, чем победа Германии. Ведь в случае торжества Антанты было обеспечено возрождение англо-русского и англо-французского соперничества.
Итак, американский империализм не хотел германской гегемонии. В конце 1915 г. полковник Хауз следующим образом высказался по поводу перспективы немецкой победы: «США не могут пойти на то, чтобы союзники потерпели поражение, — писал он. — Нельзя допустить, чтобы Германия установила над всем миром свое военное господство. Мы, конечно, будем следующим объектом нападения, и доктрина Монро будет значить меньше, чем клочок бумаги».
Когда в Европе вспыхнула война, США уже 4 августа объявили о своем нейтралитете.
Нейтралитет оказал большое позитивное влияние и на другие аспекты социально-экономического развития США. Огромная потребность в американских товарах породила экономический бум, имевший несколько важных последствий. Во-первых, он принес очень солидные материальные дивиденды большому бизнесу, который еще больше укрепил свои доминирующие позиции в экономике страны. Во-вторых, заметно повысился жизненный уровень работающей части населения. В-третьих, благоприятная экономическая конъюнктура способствовала серьезному сокращению безработицы, что, в свою очередь, вело к ослаблению напряженности в сфере трудовых отношений. И, наконец, массированные поставки американских товаров в Европу позитивно сказались на ситуации в аграрном секторе экономики, который впервые за долгие годы стал выходить из затяжного кризиса.
Нейтралитет по отношению к событиям в Европе отнюдь не означал свертывания активности США на латиноамериканском направлении. Наоборот, используя трудности великих европейских держав, прежде всего Великобритании, США попытались вытеснить своих конкурентов с рынков латиноамериканских стран.
Приняв решение о вступлении в Первую мировую войну, правительство Соединенных Штатов сразу же столкнулось как минимум с двумя крупными проблемами. Во-первых, необходимо было предпринять экстренные меры по укреплению боеспособности вооруженных сил США. В мае 1917 г. Конгресс одобрил закон о всеобщей воинской повинности, согласно которому все мужчины в возрасте от 18 до 30 лет (позднее верхняя планка была поднята до 45 лет) подлежали регистрации, а затем из них отбирались лица для службы в вооруженных силах.
Второй блок вопросов, который предстояло решить в связи со вступлением США в войну, был связан с необходимостью перевода экономики страны на военные рельсы.
Практически политика американского империализма на начальных этапах мировой войны сводилась к тому, чтобы наживаться на военных поставках, под флагом нейтралитета выжидать результатов взаимного истощения обеих воюющих группировок и оскудения Европы, а тем временем развивать империалистическую экспансию в Латинской Америке.
Так или иначе, но в апреле 1917 г. произошло событие, которое без преувеличения кардинально изменило ход истории США: впервые эта страна вступила в войну, которая велась далеко за ее пределами, да еще в союзе с европейскими государствами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, следует отметить что Соединенные Штаты начиная с XIX в. то есть, после принятие «доктрина Монро» активно начали экспансию американского континента, заявляя Западную полушария зона своих жизненных интересов. При этом, надо отметить что США столкнулись с рядом европейских колониальных держав таких как Англия, Германия, Испания и других на пути их империалистических захватов под лозунгом «демократии» и «свободы». Соединенными Штатами удалось вытеснять гегемонию Испании, Германии и частично Англии до Первой мировой войны. Еще надо особо отметить что США для своего господство и признание его как единственной державой в западном полушарие экстремально использовал «панамериканизм», хотя межамериканские конференции не дали конкретных результатов. В целом, можно сказать, что Соединенными Штатами удалось укрепить свои позиции в Карибском бассейне, Центральном Америке и Южной Америке (В Южной Америке влияние США было гораздо более скромным. Преобладающие экономические и политические позиции здесь с середины ХIХ в. удерживала Великобритания. Главным партнером Вашингтона в Южной Америке была Бразилия. Оппозицию американцам традиционно возглавляла Аргентина, которая наряду с Колумбией, Парагваем, Уругваем и Чили во внешней политике ориентировались на Лондон.).В начале ХХ века формировалась региональная система международных отношений в Латинской Америки во главе США, не будучи частью Латинской Америки в цивилизационном смысле, но они тем не менее благодаря своей военно-политической и экономической мощи оказывали огромное влияние на международные процессы. Поэтому можно говорить о становление к началу ХХ века системы международных отношений, охватывавший не одну только Латинскую Америку, но и все Западное полушарие.
1. История и культура Латинской Америки. Н.Н. Марчук, Е.А. Ларин, С.П. Мамонтов. Москва-2005.
.Очерк политической истории Америки. Уильям З. Фостер. 2-е издание. Москва-1955.
.Латинская Америка в ХХ веке. А.И. Строганов. Москва-2002.
.История внешней политики США. В.О. Печатнов, А.С. Маныкин. Москва- 2012.
.История МО в новое время (1640-1918).
Часть I. Алматы-2005. К. И Байзаковой.
.История МО в новое время. Ревякин А.В. Москва-2004.
.История международных отношений. А.В. Торкунов, М.М. Наринский. Москва-2014. Издание 2. Том II.
.История дипломатии. Том III. Изданное 2. Москва-1965.
.Хрестоматия по истории международных отношений. Выпуск I. Москва-1963
.Новейшая история стран Латинской Америки. А.И Строганов. Москва-1995.
.http://www.twirpx.com/file/638172/grant/ (История МО в новое время (1640-1918).
Часть I. Алматы-2005. К. И Байзаковой.)
12.<http://www.twirpx.com/file/1549216/grant/> (История внешней политики США. В.О. Печатнов, А.С. Маныкин. Москва- 2012.)
13.<http://www.studfiles.ru/preview/5133310/> (История МО в новое время (1640-1918).
Часть I. Алматы-2005. К. И Байзаковой.)
14.<http://www.twirpx.com/file/1912805/grant/> (Хрестоматия по истории международных отношений. Киселева В.И. Выпуск I. Москва-1963)