В каждой стране существует своя национальная денежная система: та ее часть, в рамках которой формируются валютные ресурсы и осуществляются международные платежи, называется национальная валютная система. На базе национальных валютных систем функционирует мировая валютная система — форма организации международных валютных отношений. Она сложилась на основе развития мирового рынка и закреплена межгосударственными соглашениями.
Основной задачей мировой валютной системы(МВС) является регулирование сферы международных расчетов для обеспечения устойчивого экономического роста и поддержания равновесия во внешнеторговом обмене.
Актуальность данной темы заключается в том, что валютная система является основным элементом в хозяйственной жизни общества, она оказывает влияние на осуществление внутренних и внешних расчетов стран мира, с помощью механизма установления валютных курсов осуществляет регулирующее воздействие на состояние платежных балансов государств.
В условиях углубления интеграции экономики промышленно развитых стран валютная система играет все более важную и самостоятельную роль в мирохозяйственных связей. Она оказывает непосредственное влияние на определяющие экономическое положение страны факторы: темпы роста, производства, на цены, заработную плату, не темпы роста международного обмена и т. п.
Базой мировой и региональной валютной системы являются международное разделение труда, товарное производство и внешняя торговля. Международные валютные отношения являются важнейшей составной частью валютного хозяйства, через которые осуществляются платежные и расчетные операции в мировой экономике. Совокупность форм организации валютных отношений и составляет международную валютную систему. Основой международной системы являются национальные валюты. Сюда также входят национальные и коллективные резервные валютные единицы, международные валютные активы, валютные паритеты и курсы, условия взаимной обратимости валют, международные расчеты и валютные ограничения, валютный рынок и мировые рынки золота и т. д.
Мировая валютная система включает международные, кредитно- финансовые и комплекс международно-договорных и государственно-правовых норм, обеспечивающих функционирование валютных инструментов.
Валютные правоотношения: субъекты и объекты
... делит субъектов валютных правоотношений на две категории — резиденты и нерезиденты. Такое деление субъектов валютных правоотношений обусловлено разным объемом представленных им прав и обязанностей по совершению различных валютных ... счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах. Внутренние ценные бумаги включают в себя: ...
Целью курсовой работы является определение понятия мировая валютная система, изучение ее составляющих элементов, этапов развития, особенностей функционирования современных валютных систем.
Задачи курсовой работы:
- изучение основных этапов становления мировых валютных систем;
- изучение сущности мировой валютной системы;
- изучение современного состояния мирового рынка валют;
- анализ перспектив развития мировой валютной системы;
- проследить прогнозы курса валют.
Для решения поставленных задач в области изучения мировой валютной системы необходимо:
- получить понятие по всем этапам эволюции мирового рынка валют;
- рассмотреть перспективы развития мирового валютного рынка.
Объектом исследования выступает мировая валютная система как основной элемент в хозяйственной жизни общества.
Предметом исследования является состояние валютной системы, прогноз ее развития.
В своей работе я использовала методы систематизации, обобщения и анализа изученного материала.
При изучении и написании этой работы была использована информация, собранная из специальной литературы, статьи валютных рынков, а также журналы, методические пособия, научные статьи.
валютный курс фонд кризис
ГЛАВА 1. МИРОВАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА: ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ, СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ
1.1 Этапы эволюции мировой валютной системы
Мировая валютная система (МВС) — это глобальная форма организации денежных взаимоотношений в масштабах мирового хозяйства, прикрепленная многосторонними межгосударственными соглашениями и регулируемая интернациональными валютно-кредитными и экономическими организациями.
МВС включает, вроде как, денежные отношения, если взглянуть под другим углом, валютный механизм. Денежные отношения представляют собой ежедневные взаимосвязи, в которые вступают частные лица, компании, банки на денежном и валютном рынках в целях осуществления интернациональных расчетов, кредитных и денежных операций. Валютный механизм представляет собой правовые нормы и представляющие их инструменты как на государственном, но и на интернациональном уровнях.
В МВС входят следующие составляющие:
- определенный набор международных платежных средств;
- режим обмена валют, включая валютные курсы;
- условия конвертируемости, механизм обеспечения валютно-платежными средствами международного оборота;
- регламентацию форм международных расчетов;
- режим международных рынков валюты и золота;
- статус межгосударственных институтов, регулирующих валютные отношения;
- сеть международных и банковских учреждений, осуществляющих международные расчетные и кредитные операции, связанные с внешнеэкономической деятельности.
Цель этой системы заключается в обеспечении эффективности международной торговли товарами и услугами.
Основой валютной системы является валюта.
Валюта — денежная единица, используемая для измерения величины стоимости товара или услуг. Если рассматривать понятие валюты с позиции международных финансовых отношений, то можно привести следующее определение: валюта — это денежная единица государства, обращающаяся на внутреннем рынке и за его национальными границами.
Проблемы и перспективы развития мировой валютной системы
... структура и тапы развития мировой валютной системы. Во второй главе современное состояние мировой валютной системы. В третьей главе проблемы и перспективы развития мировой финансовой системы. 1. Правовые и организационные основы функционирования мировой валютной системы 1.1 Этапы развития мировой валютной системы Развитие мировой валютной системы как составной части мировой экономики ...
Главная задача мировой валютной системы — эффективное осуществление платежей за экспорт и импорт товара, капитала, услуг и других видов деятельности в отношениях между странами и создание благоприятных условий для развития производства, обеспечения бесперебойного функционирования экономической и политической системы. Характер функционирования и стабильность системы зависят от степени соответствия ее принципов в структуре хозяйства, расстановке сил и интересов ведущих стран. При изменении этих условий возникает периодический кризис мировой валютной системы, который завершается ее крушением и созданием новой.
Большое влияние на международные валютно-кредитные и финансовые отношения оказывают ведущие промышленно-развитые страны, которые выступают как партнеры соперники. Последние десятилетия отмечены активизацией развивающихся стран в этой сфере.
Валютная система — это система отношений, учреждений по урегулированию курсов валют (иначе все экономики были бы открыты).
Не бывает абсолютно открытой экономики и конвертируемой валюты, так как у каждого государства есть границы и своя политика. Валютная система прошла четыре этапа исторического развития.
Парижская валютная система (1816-1914 гг.).
В ее основу был положен золотомонетный стандарт. Золотомонетный стандарт — это собственная (классическая) форма золотого стандарта, связанная с использованием золота и золотых монет в качестве денежного товара. Действовал с 1816 по 1914 гг. (впервые официально введен в Великобритании), в основу Парижской валютной системы был положен в 1867 г. Характерными признаками золотомонетного стандарта являются исчисление цен товаров в золоте, обращение золотых монет и их неограниченная чеканка государственными монетными дворами для любых владельцев, свободный обмен кредитных денег на золотые монеты по номиналу, отсутствие ограничений на ввоз и вывоз золота; обращение на внутреннем рынке наряду с золотыми монетами и банкнотами неполноценной разменной монеты и государственными бумажными деньгами с принудительным курсом.
Парижская валютная система признала золото единственной формой мировых денег. Банки свободно меняли банкноты на золото. При этом в развитых странах законодательно фиксировалось содержание национальной денежной единицы, т.е. золотой паритет.
Золотой паритет — соотношение денежных единиц различных стран по их официальному золотому содержанию. Он служил основой формирования валютных курсов и был отменен МВФ в 1978 г.
Позднее введен золотослитковый стандарт — это урезанная форма золотого стандарта, предусматривающая обмен кредитных денег на слитки золота весом 12,5 кг. Золотослитковый стандарт действовал с 1914 по 1941 г.
Постепенно наряду с золотом в международных расчетах стали использоваться доллары США и фунты стерлингов. Так появился золотодевизный стандарт, положенный в основу Генуэзской валютной системы.
Генуэзская валютная система (1922-1976 гг.).
Золотодевизный (золотовалютный стандарт) — урезанная форма золотого стандарта, предусматривающая обмен кредитных денег на девизы в валютах стран золотослиткового стандарта и затем на золото. При золотодевизном стандарте валюты одних стран становились в зависимость от валют других стран, обесценивание которых вызвало неустойчивость соподчиненных валют. Действовал с 1922 по 1944 г.
Трансформация экономических систем в постсоциалистических странах
... политических, охватывающих всю цепь взаимодействий различных процессов (от экономики и технологии, социологии и культурологии до знаний о существе и роли политических трансформаций). Поскольку переходное состояние экономической системы выступает объектом исследования ряда социальных наук, то в ...
Бреттон-Вудская валютная система (1944-1976 гг.).
В ней сохранялось некое подобие золотодевизного стандарта, особенность которого в том, что был, во-первых, золотодевизный стандарт только для центральных банков, а во-вторых, при этом только доллар США обменивался на золото, т. е. это был золотодолларовый стандарт.
Основные принципы системы:
- сохранение функции мировых денег за золотом при одновременном использовании в качестве международных платежных и резервных валют национальных денежных единиц (доллар);
- обязательность обмена резервной валюты на золото иностранным правительственным учреждениям и центральным банкам по официальному курсу (35 долларов США за тройскую унцию);
- взаимное приравнивание и обмен валют на основе согласованных с МВФ, выражаемых в золоте и долларах США валютных паритетов, которые должны быть стандартными;
- жесткая привязка валют к доллару (допустимое отклонение рыночных валютных курсов — не более 1%);
- В 1969 г.
МВФ были введены для расчетов специальные права заимствования СДР, и золотодевизный стандарт был заменен стандартом СДР. В августе 1971 г. правительство США официально прекратило продажу золотых слитков на доллары.
Ямайская валютная система (1976 г. — по настоящее время).
В январе 1976 г. соглашением стран — членов МВФ был пересмотрен статус золота и введены плавающие валютные курсы.
Ямайская валютная система была оформлена Ямайским соглашением, которое было ратифицировано в 1978 г. Основой для принятия Ямайского соглашения было соглашение временного комитета МВФ 1976 г. о переустройстве Бреттон-Вудской системы.
Основные характеристики Ямайской валютной системы:
- важнейшим элементом Ямайской валютной системы является вытеснение золота из международных расчетов;
- центральные банки стран получили возможность осуществлять операции с золотом по рыночным ценам, золотые паритеты были отменены;
- вытеснение золота сопровождалось выдвижением СДР на роль международного резервного средства;
— странам предоставлялось право выбора режима валютного курса, и в основном стали применяться плавающие валютные курсы, которые складываются под влиянием двух основных условий: паритета покупательной способности валют и рыночного соотношения спроса и предложения на мировых валютных рынках.
Принципы Ямайской валютной системы:
Переход золотодевизного стандарта к мультивалютному рыночному стандарту. Был официально введен стандарт СДР. СДР был объявлен базой ямайской валютной системы и основой валютных паритетов.
СДР — это международные платежные и резервные средства. Они используются для безналичных международных расчетов путем записи на специальных счетах МВФ и в качестве расчетной единицы МВФ.
1. С 1.01.1970 г. была введена новая условная валюта (СДР) — специальные права заимствования (SDR — Special Drawing Rights).
Сначала СДР была приравнена к доллару США (1 СДР=1 USD).
2. С 1.07.1974 г. СДР стала формироваться на основе корзины валют 16 наиболее развитых стран ПРС. Однако возникли проблемы, связанные с колебанием курсов валют.
3. С 1.01.1984 г. СДР стали формироваться на основе корзины 5 главных валют мира (американского доллара, немецкой марки, японской йены, английского фунта стерлингов и французского франка).
4. С 1.01.2002 г. СДР формируется на основе 4 главных валют мира (Американского доллара, евро, английского фунта и йены).
СДР относится к международным коллективным валютам и используется для безналичных расчетов стран — членов МВФ путем записей на специальных счетах. СДР не имеет материальной основы, а является валютной записью. Курс СДР устанавливается на основе валютной корзины.
Валютная корзина — это метод соизмерения средневзвешенного курса коллективной валюты по отношению к определенному набору национальных валют. Количество валют в наборе, их состав и размер валютных компонентов, т. е. количество единиц каждой валюты в наборе, устанавливаются произвольно.
Юридически завершена демонетизация золота, которая выражалась в том, что отменена официальная фиксированная цена на золото, введен плавающий рыночный курс золота, который определяется на биржевых торгах, отменены золотые паритеты, прекращен обмен доллара на золото.
Демонетизация золота — превращение золота из финансового актива в товар, который больше не используется как средство платежа между центральными банками стран, а переходит в сферу товарного обращения.
Фактически демонетизация золота определяется реальными условиями товарного производства, мирового хозяйства и валютных отношений:
1. Странам предоставлено право выбора любого режима валютного курса (фиксированного или плавающего);
2. Усиление межгосударственного регулирования через МВФ.
Действующая в настоящее время Мировая валютная система прошла 4 этапа развития, в которых переплелись экономические, политические и исторические аспекты.
1.2 Сущность мировой валютной системы
Мировая валютная система (МВС) является исторически сложившейся формой организации международных денежных отношений, закрепленной межгосударственными договоренностями. МВС представляет собой совокупность способов, инструментов и межгосударственных органов, с помощью которых осуществляется платежно-расчетный оборот в рамках мирового хозяйства. Ее возникновение и последующая эволюция отражает объективное развитие процессов интернационализации капитала, требующих адекватных условий в международной денежной сфере [1, с.213].
Различаются национальная, мировая, региональная валютные системы.
Исторически вначале возникли национальные валютные системы, закрепленные национальным законодательством с учетом норм международного права. Национальная валютная система является составной частью денежной системы страны, хотя она относительно самостоятельна и выходит за национальные границы. Ее особенности определяются степенью развития и состоянием экономики и внешнеэкономических связей страны.
Национальная валютная система неразрывно связана с мировой валютной системой. Мировая валютная система сложилась к середине XIX века. Характер функционирования и стабильность мировой валютной системы зависят от степени соответствия ее принципов структуре мирового хозяйства, расстановке сил и интересам ведущих стран. При изменении данных условий возникает периодический кризис мировой валютной системы, который завершается ее крушением и созданием новой валютной системы (мы это видим на примере эволюции валютной системы).
Хотя мировая валютная система преследует глобальные цели и имеет особый механизм функционирования, она тесно связана с национальными валютными системами.
Эта связь осуществляется через национальные банки, обслуживающие внешнеэкономическую деятельность, и проявляется в межгосударственном валютном регулировании и координации валютной политики ведущих стран. Взаимная связь национальных и мировой валютной систем не означает их тождества, поскольку различны их задачи, условия функционирования и регулирования, влияние на экономику отдельных стран и мировое хозяйство. Связь и различие региональных, национальных и мировой валютной систем проявляются в их элементах, которые представлены в таблице 1.1
Таблица 1.1
Связь и различие региональных, национальных и мировой валютной систем
Региональная валютная система |
Национальная валютная система |
Мировая валютная система |
|
Наличие собственной межгосударственной или наднациональной валюты |
Национальная валюта |
Резервные валюты, международные счетные валютные единицы |
|
Механизм взаимной координации валют |
Условия конвертируемости национальной валюты |
Условия взаимной конвертируемости валют |
|
Механизм валютного регулирования |
Паритет национальной валюты |
Унифицированный режим валютных паритетов |
|
Банковские и валютно-финансовые учреждения |
Режим курса национальной валюты |
Регламентация режимов валютных курсов |
|
Наличие межгосударственных (надгосударственных) регулирующих организаций |
Наличие или отсутствие валютных ограничений, валютный контроль |
Межгосударственное регулирование валютных ограничений |
|
Национальное регулирование международной валютной ликвидности страны |
Межгосударственное регулирование международной валютной ликвидности |
||
Регламентация использования международных кредитных средств обращения |
Унификация правил использования международных кредитных средств обращения |
||
Регламентация международных расчетов страны |
Унификация основных форм международных расчетов |
||
Режим национального валютного рынка и рынка золота |
Режим мировых валютных рынков и рынков золота |
||
Национальные органы, управляющие и регулирующие валютные отношения страны |
Международные организации, осуществляющие межгосударственное валютное регулирование |
||
Мировой денежный товар принимается каждой страной в качестве эквивалента вывезенного из нее богатства и обслуживает международные отношения (экономические, политические, культурные) [2, с.156].
Первым международным денежным товаром выступало золото. Далее мировыми деньгами стали национальные валюты ведущих мировых держав (кредитные деньги).
В настоящее время в этом качестве также распространены композиционные, или фидуциарные (основанные на доверии к эмитенту), деньги. К ним относятся международные и региональные платежные единицы (такие, как СДР и ЭКЮ, с недавнего времени замененная на евро).
Валюта — это не новый вид денег, а особый способ их функционирования, когда национальные деньги опосредуют международные торговые и кредитные отношения. Таким образом, деньги, используемые в международных экономических отношениях, становятся валютой.
Различают понятия «национальная валюта» и «иностранная валюта».
Под национальной валютой понимается установленная законом денежная единица данного государства. Национальная валюта — основа национальной валютной системы.
В международных расчетах обычно используется иностранная валюта — денежная единица других стран. К иностранной валюте относят иностранные банкноты и монеты, а также требования, выраженные в иностранных валютах в виде банковских вкладов, векселей и чеков. Иностранная валюта является объектом купли-продажи на валютном рынке, хранится на счетах в банках, но не является законным платежным средством на территории данного государства (за исключением периодов сильной инфляции).
Категория «валюта» обеспечивает связь и взаимодействие национального и мирового хозяйства.
Кроме того, важным является понятие «резервная валюта», под которой понимается иностранная валюта, в которой центральные банки других государств накапливают и хранят резервы для международных расчетов по внешнеторговым операциям и иностранным инвестициям. Резервная валюта служит базой определения валютного паритета и валютного курса для других стран, широко используется для проведения валютной интервенции с целью регулирования курса валют стран-участниц мировой валютной системы [1, с.216]. В рамках Бреттон-Вудской валютной системы статус резервной валюты был официально закреплен за долларом США и фунтом стерлингов. В рамках Ямайской валютной системы доллар фактически сохранил статус резервной валюты, и также в этом качестве на практике используется марка ФРГ и японская йена.
Субъективным факторам выдвижения национальной валюты на роль резервной служит активная внешняя политика, в том числе валютная и кредитная. В индустриальном аспекте необходимым условием признания национальной валюты в качестве резервной является ее внедрение в международный оборот через банки и международные валютно-кредитные и финансовые организации.
Статус резервной валюты дает преимущества стране-эмитенту: возможность покрывать дефицит платежного баланса национальной валютой, содействовать укреплению позиций национальных корпораций в конкурентной борьбе на мировом рынке. В то же время выдвижение валюты на роль резервной возлагает определенные обязанности на ее экономику: необходимо поддерживать относительную стабильность этой валюты, не прибегать к девальвации, валютным и торговым ограничениям. Статус резервной валюты вынуждают страну-эмитента принимать меры по ликвидации дефицита платежного баланса и подчинять внутреннюю экономическую политику задаче достижения внешнего равновесия.
К резервным валютам относятся: доллар США, евро, японская йена.
Валюты по степени конвертируемости, то есть размену на иностранные, различаются на:
Кроме национальных валют в международных расчетах используются международные валютные единицы — СДР и ЭКЮ, но ЭКЮ можно рассматривать только как историю, так как его место заняла евро.
Специальные права заимствования (СДР, Special Drawing Rights) представляют собой безналичные деньги в виде записей на специальном счете страны в МВФ [1, с.158]. Стоимость СДР рассчитывается на основе стандартной «корзины», включающей основные мировые валюты.
В 1979г. появилась ЭКЮ (European Currency Unit) — валютная единица европейской валютной системы, существующая в виде безналичных записей по счетам стран-участниц ЕВС в Европейском валютном институте Европейского союза.
Условная стоимость ЭКЮ и СДР исчисляется на базе средневзвешенной стоимости и изменения курса валют, входящих в валютную корзину. Очень часто условная стоимость СДР и ЭКЮ исчисляется в долларах США. Ежедневные котировки публикуются в основных финансовых газетах.
Международная валютная ликвидность (МВЛ) — способность страны (или группы стран) обеспечивать своевременное погашение своих международных обязательств приемлемыми для кредитора платежными средствами. С точки зрения всемирного хозяйства международная валютная ликвидность означает совокупность источников финансирования и кредитования мирового платежного оборота и зависит от обеспеченности мировой валютной системы международными резервными активами, необходимыми для ее нормального функционирования. МВЛ характеризует состояние внешней платежеспособности отдельных стран или регионов (например, России и нефтедобывающих стран).
Основу внешней ликвидности образуют золотовалютные резервы государства [3, с.124].
Структура МВЛ включает в себя следующие компоненты:
- официальные валютные резервы стран;
- официальные золотые резервы;
- резервную позицию в МВФ (право страны-члена автоматически получить безусловный кредит в иностранной валюте в пределах 25% от ее квоты в МВФ);
- счета в СДР и ЭКЮ (евро).
Показателем МВЛ обычно служит отношение официальных золото-валютных резервов к сумме годового товарного импорта. Ценность этого показателя ограничена, так как он не учитывает все предстоящие платежи, в частности, по услугам, некоммерческим, а также финансовым операциям, связанным с международным движением капиталов и кредитов.
Международная ликвидность выполняет три функции:
1. средство образования ликвидных резервов;
2. средство международных платежей (в основном для покрытия дефицита платежного баланса);
3. средство валютной интервенции.
Основную часть МВЛ составляют официальные золото-валютные резервы, т.е. запасы золота и иностранной валюты центрального банка и финансовых органов страны.
К золото-валютным резервам относятся запасы золота в стандартных слитках, а также высоколиквидные иностранные активы в свободно конвертируемой валюте (валютные резервы).
Кроме того, в золото-валютные резервы могут быть включены драгоценные металлы (платина и серебро).
Высоколиквидные средства должны быть размещены в высоконадежных учреждениях с минимальным риском, т.е. в учреждениях, причисленных согласно международным классификациям, к учреждениям высшей категории надежности. Именно поэтому средства Минфина РФ на валютных счетах в коммерческих банках в РФ не относятся к разряду резервных средств, и Россия размещает часть средств на счетах центральных банков других стран, например, центральных банков стран «большой семерки».
Особое место в международной валютной ликвидности занимает золото. Оно используется как чрезвычайное средство покрытия международных обязательств путем продажи на рынке за необходимую иностранную валюту или передачи кредитору в качестве залога при получении иностранных займов. В последнее время наблюдается устойчивая тенденция к повышению валютного компонента в общей структуре международных ликвидных активов, при этом золото продолжает учитываться по фиксированной цене в 35 СДР за тройскую унцию, что значительно ниже рыночной цены.
При определении деноминации резервов центральные банки руководствуются следующим правилом: необходимо размещать валютные ресурсы в валюту, являющуюся резервной по отношению к национальной. Так, немецкая марка считается резервной единицей по отношению к другим европейским валютам, поэтому страны Европы отдают предпочтение в выборе резервной валюты немецкой марке. Германия, соответственно, выбирает в качестве резервных денег доллар США. Со своей стороны, США рассматривает в качестве денег более высокого порядка золото, поэтому валютная часть резервов США меньше золотой.
Ликвидные позиции страны-должника характеризуется следующим показателем: золото-валютные резервы страны/долг.
Собственные резервы образуют безусловную ликвидность. Ее центральные банки распоряжаются без ограничений. Заемные же ресурсы составляют условную ликвидность. К их числу относятся кредиты иностранных центральных и частных банков, а также МВФ. Использование заемных ресурсов связано с выполнением определенных требований кредитора.
Основным наднациональным валютно-финансовым институтом, обеспечивающим стабильность мировой валютной системы, является Международный валютный фонд (МВФ).
В его задачу входит противодействие валютным ограничениям, создание многофункциональной системы платежей по валютным операциям и т.д.
Кроме того, к международным валютно-финансовым организациям относится ряд международных институтов, инвестиционно-кредитная деятельность которых носит одновременно и валютный характер. Среди них можно назвать Международный банк реконструкции и развития, Банк международных расчетов в Базеле, Европейский инвестиционный банк и др.
Однако валютная интеграция не завершена. В ЕС и ЕВС немало трудностей, противоречий и нерешенных проблем. К числу недостатков ЕВС относятся следующие:
1. ЕВС не включает все европейские валюты;
2. хотя диапазон колебаний курсов валют в ЕВС значительно снизился, периодически происходит корректировка валютных курсов. Наиболее слабые валюты девальвируются, а более сильные ревальвируются;
3. слабость ЕВС обусловлена значительным структурным неравновесием экономики стран-членов, различиями в уровнях и темпах экономического развития, инфляции, состоянием платежного баланса;
4. координация экономической политики наталкивается также на нежелание стран-членов передавать свои суверенные права наднациональным органам.
Функционирование ЕВС осложняется внешними факторами. Нестабильность мировой валютной системы и доллара оказывают дестабилизирующее воздействие на ЕВС. При снижении курса доллара, курсы западноевропейских валют повышаются, а при повышении — снижаются в разной степени, что требует пересмотра их курсовых соотношений. ЕВС продолжает испытывать влияние доллара, так как 60% международных расчетов в ЕС осуществляется в американской валюте. Но несмотря на это ЕВС делает все возможное для того, чтобы оборвать связь с долларом, и ввод новой валюты поддержали большинство стран-членов.
Таким образом, приведенная характеристика мировой валютной системы дает возможность сказать, что она является одной из более сложных по своему строению, и в то же время она является самой важной по своему функциональному назначению звеном мирохозяйственных связей. Усовершенствование международных экономических отношений, как объективный процесс, приводит к усовершенствованию валютной системы, поскольку она в значительной степени влияет на формирование современных международных экономических отношений.
1.3 Государственное регулирование валютного курса
Действия правительства, влияющие на валютный курс, принято делить на меры «косвенного» и «прямого» регулирования.
Если, например, ЦБ осуществляет мероприятие, направленное на снижение инфляции в национальной экономике, то это непременно скажется и на обменном курсе национальной валюты: при снижении инфляции (и прочих равных условиях) обменный курс стабилизируется. Таким образом, снижая инфляцию, ЦБ оказывает косвенное влияние и на обменный курс.
Более быстрый и ощутимый эффект дают меры прямого регулирования валютного курса. Повышая учетную ставку (т.е. процент, который ЦБ взимает с коммерческих банков за предоставленный им кредит), ЦБ прямо воздействует на обменный курс национальной валюты в сторону его повышения. Ведь при высоком проценте коммерческие банки берут меньше кредитов и меньше покупают иностранной валюты на внешних валютных рынках. А снижение спроса на валюту ведет к повышению обменного курса национальной валюты.
Проводя валютную интервенцию, ЦБ продает (или покупает) валюту своей страны на внешних валютных рынках: продажа способствует снижению обменного курса, а покупка — повышению.
Девальвация направлена на снижение курса своей валюты, а ревальвация на его повышение (до отмены золотого стандарта девальвация означала официальное снижение золотого содержания валюты, ревальвация — повышение).
В наше время девальвация осуществляется путем снижения курса национальной валюты по отношению к валютам других стран, о котором объявляет законодательный орган страны. Ревальвация также осуществляется как законодательное повышение валютного курса. Влияние этих мер на разные сферы экономики весьма противоречиво (рисунок 1.1; рисунок 1.2).
Рисунок 1.1
Рисунок 1.2
Как и во всех сферах мировых экономических отношений, в сфере валютного регулирования государство вынуждено маневрировать между либерализмом (полной экономической свободой) и разного рода ограничениями. Полной свободы в сфере валютных отношений нет нигде. Государство, например, может запретить национальным экспортерам продавать вырученную валюту на рынке и обязать сдавать в обмен на национальную по официальному курсу. Таким способом государство формирует свои валютные резервы, которые затем использует для оплаты международных обязательств, для валютных интервенций, хранит в резерве, и т.д. валютные ограничения определяют степень обратимости (конвертируемости) валюты.
Режим или порядок конвертируемости (обратимости) национальной валюты очень важен. Он определяет условия включения национальной экономики в мировую, возможности использования преимуществ международного разделения труда, перемещения капиталов в страну и из страны. Режим обратимости определяет три разновидности валют, которые мы рассмотрим в таблице 1.2
Таблица 1.2
Режим обратимости валют
«свободно конвертируемая валюта» (СКВ) |
«частично конвертируемая» |
«неконвертируемая» |
|
Включает внутреннюю и внешнюю обратимость. |
Обладает признаком внутренней или внешней обратимости. |
Валюты тех стран, где применяются жесткие запреты и ограничения по ввозу, обмену, продажам и покупкам национальной или иностранной валюты. |
|
Внутренняя обратимость означает, что граждане и юридические лица данной страны могут без ограничений покупать иностранную валюту по действующему курсу, осуществлять в этой валюте расчеты с зарубежными партнерами.
Внешняя обратимость — свободный обмен любых валют на национальную валюту действует только в отношении иностранных граждан и юридических лиц.
К свободно используемым валютам относятся:
- доллар США;
- марка ФРГ;
- японская йена;
- английский фунт стерлингов;
- швейцарский франк;
- канадский доллар.
Основная доля международных платежей (около 70%) осуществляется с помощью доллара США. Таким образом американская валюта сохраняет свои ведущие позиции, не смотря на крах «бреттон-вудской» системы.
Большинство развивающихся стран, бывшие социалистические страны, Россия и почти все государства СНГ имеют неконвертируемую валюту. Так как эти страны движутся к рыночному типу хозяйствования и намерены включиться в мировую экономику, переход к конвертируемости национальной валюты неизбежен. Только следует помнить, что это повлечет за собой многочисленные экономические последствия, в том числе и негативные, для слаборазвитых, кризисных, отсталых экономик. Поэтому переход к конвертируемости должен проходить постепенно, параллельно со структурной перестройкой экономики, повышением ее эффективности и конкурентоспособности с производимыми на мировом рынке товарами.
Мы можем заметить, что действия государства, влияющие на валютный курс, делятся на косвенные и прямые. Более быстрый эффект дает прямое регулирование. К нему относится: политика учетной ставки ЦБ и валютные интервенции на внешних валютных курсах.
ГЛАВА 2. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД (МВФ)
2.1 Специфика МВФ
МВФ (International Monetary Fund) предназначен для регулирования валютно-кредитных отношений государств-членов и оказание им финансовой помощи пи валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко — и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд имеет статус специализированного учреждения ООН. Он служит институциональной основой мировой валютной системы.
МВФ был учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН (1-22 июля 1944г.) в Бреттон-Вудсе. Конференция приняла Статьи Соглашения о МВФ, которые выполняют роль его устава. Этот документ вступил в силу 27 декабря 1945г. Деятельность Фонд начал в мае 1946г. в составе 39 стран-членов; к валютным операциям он приступил с 1 марта 1947г. В 2012г. число стран составило 188.
Устав МВФ изменялся в 1969г. с ведением специальных прав заимствования — СДР, в 1976-1978гг. — ликвидацией Бреттон-Вудской валютной системы и созданием Ямайской валютной системы и в ноябре 1992г. — включением санкции — приостановлением права голосования по отношению к государствам, не погасившим свою задолженность перед МВФ.
Цели МВФ
МВФ наделен правом выпускать специальный вид денег — СДР для обеспечения членов дополнительной ликвидностью. СДР могут храниться у стран-членов как часть их валютных запасов или использоваться вместо национальных валют в сделках с другими членами.
Эмиссия СДР производиться в виде кредитовых записей на специальных счетах МВФ. СДР распределяются между странами-членами МВФ пропорционально величине их квот в МВФ на момент выпуска. Сумма квоты для каждого государства-участника МВФ устанавливается в соответствии с объемом его национального дохода и размером внешнеторгового оборота, то есть чем богаче страна, тем выше ее квота в Фонде.
Фонд не может выпускать СДР для самого себя или для других «уполномоченных держателей». Помимо стран-членов получать, держать и использовать СДР может МВФ, а также по решению Совета управляющих МВФ, принимаемому большинством, которое должно оставлять не менее 85% голосов, страны, не являющиеся членами Фонда, и другие международные и региональные учреждения (банки, валютные фонды и т.п.), имеющие официальный статус. В то же время держателями не могут быть коммерческие банки и частные лица.
В МВФ действует принцип «взвешенного» количества голосов который предполагает, что возможность стран-членов оказывает воздействие на деятельность Фонда с помощью голосования определяется их долей в его капитале. Каждое государство имеет 250 «базовых» голосов независимо от величины его взноса в капитал и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР суммы этого взноса. Такой порядок обеспечивает решающее большинство голосов наиболее развитым государствам.
Таким образом, МВФ устроен по образцу акционерного предприятия: его капитал складывается из взносов государств-членов, производимых по подписке. Каждая страна имеет квоту, выраженную в СДР. Квота — ключевое звено во взаимоотношениях стран-членов с Фондом — определяет:
1. сумму подписки на капитал;
2. возможности использования ресурсов Фонда;
3. сумму получаемых страной-членом СДР при их очередном распределении;
4. количество голосов страны в Фонде.
Размеры квот устанавливаются на основе удельного веса стран в мировой экономике и торговле. До 25% квоты оплачивается резервными активами (СДР и конвертируемыми валютами); 75% — национальной валютой.
На долю 25 развитых государств приходится 62,8% общей суммы квот, в том числе: США — 17,5%, Японии — 6,3%, Германии — 6,1%, Великобритании — 5,1%, Франции — 5,1%, Италии — 3,3% и Канады — 3,0%; 15 стран — участниц ЕС — 30,3%. Россия по величине квоты в МВФ (5,9 млрд. СДР, или 8,3 млрд. долл.) занимает десятое место. На нее приходится 2,8% общей суммы квот.
Предоставление кредитов Фондом странам-членам связано с выполнением ими определенных политико-экономических условий. МВФ обосновывает эту практику необходимостью быть уверенным в том, что страны-заемщики будут в состоянии погашать свои долги, обеспечивая бесперебойный кругооборот ресурсов МВФ. Поэтому МВФ требует, чтобы страна, покрывая за счет его кредитов дефицит платежного баланса, заботилась о его ликвидации или сокращении. Принцип обусловленности кредитов находит свое выражение в согласовании со страной-заемщицей определенной программы экономической политики, реализация которой и кредитуется Фондом. Она называется «программа экономической реформы», то есть набор макроэкономических мер, которые, по мнению МВФ, должны обеспечить восстановление равновесия платежного баланса и гарантировать своевременное погашение долга.
Для предоставления кредитов странам-членам используется не весь капитал МВФ, а только узкий круг валют, главным образом определяемые время от времени Фондом «свободно используемые валюты». МВФ представляет кредиты в иностранной валюте странам-членам для двух целей: во-первых, для покрытия дефицитов платежных балансов, т.е. практически пополнения валютных резервов государственных финансовых органов и центральных банков, и, во-вторых, для поддержки макроэкономической стабилизации и структурной перестройки экономики, а это значит для кредитования бюджетных расходов правительств.
Первая порция иностранной валюты, которую страна-член может приобрести в МВФ — в пределах 25% квоты, называется «резервной долей». Резервная доля определяется как превышение валюты квоты страны-члена над суммой, находящейся в распоряжении Фонда национальной валюты данной страны. Сумма займов, предоставленных страной-членом Фонду в рамках дополнительных кредитных соглашений, образует ее «кредитную позицию». Резервная доля и кредитная позиция вместе составляют «резервную позицию» страны-члена МВФ.
В пределах резервной позиции страны-члены могут получать валютные средства в МВФ автоматически, по первому требованию. Единственным условием для такого заимствования является констатация государством-членом наличия потребности в покрытии дефицита платежного баланса. Использование резервной позиции не рассматривается как получение кредита. Оно не требует от страны процентных и комиссионных платежей и не налагает на нее обязательства вернуть Фонду полученные средства.
Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли, делятся на четыре «кредитные доли», или транша, составляющие по 25% квоты. Страны-члены могут получать валюту в Фонде на срок менее 5 лет. Предельная сумма кредита, которую страна могла получить у Фонда в результате использования резервной и кредитных долей, составляла 125% размера ее квоты. Но в некоторых случаях устав позволяет МВФ право приостанавливать действие этого правила. На этом основании в современных условиях ресурсы Фонда на практике во многих случаях используются в размерах, существенно превышающих зафиксированный в уставе предел.
Договоренности о резервных кредитах стэнд-бай обеспечивают стране-члену гарантию того, что в пределах определенной суммы и в течении срока действия договоренности она может при соблюдении оговоренных условий беспрепятственно получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную.
Механизм расширенного финансирования предназначен для предоставления валютных средств странам-членам на более длительные сроки и в больших размерах по отношению к квотам, чем это предусмотрено в рамках обычных кредитных долей. Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках системы расширенного финансирования является серьезное нарушение равновесия платежного баланса, вызванное неблагоприятными структурными изменениями производства, торговли или ценового механизма. Расширенные кредиты обычно предоставляются на три года; при необходимости — до четырех лет.
С середины 1970-х г. МВФ в целях разрешения возникших острых проблем международных валютных отношений, связанных с резким усилением неуравновешенности платежных балансов, стал периодически вводить временные кредитные механизмы. В их числе: нефтяной фонд, механизм дополнительного финансирования, политика расширенного доступа к ресурсам МВФ.
Специальные кредитные механизмы — получение странами-членами Фонда средств по линии специальных механизмов — это дополнение к их кредитным долям. Использование страной ресурсов специальных механизмов может увеличивать находящийся в распоряжении МВФ запас ее национальной валюты. Специальные механизмы, в рамках которых кредитование осуществляется, как правило, за счет собственных средств МВФ, включают:
- Механизм компенсационного и чрезвычайного финансирования, предназначенный для кредитования стран, у которых дефицит платежного баланса вызван временными и внешними, не зависящими от них причинами.
- Механизм финансирования буферных (резервных) запасов. Имеет целью оказание помощи странам, участвующим в образовании запасов сырьевых товаров в соответствии с международными товарными соглашениями, если это ухудшает их платежные балансы.
- Механизм финансирования системных преобразований. Введен с целью оказании поддержки странам, осуществляющим переход к рыночной экономике.
— Дополнительный резервный механизм. Введен для предоставления средств странам-членам, которые испытывают «исключительные трудности» с платежным балансом и остро нуждаются в кредите вследствие внезапной потери доверия к валюте, что вызывает «бегство» капитала и уменьшение золотовалютных резервов страны.
— Чрезвычайные кредитные линии. Предоставление кредитов странам-членам, сталкивающимся с угрозой острого кризиса платежного баланса вследствие возможного негативного воздействия ситуации на мировых рынках капиталов, т.е. факторов, находящихся вне сферы их контроля.
МВФ оказывает более долгосрочную помощь беднейшим странам для уравновешивания платежных балансов и структурной перестройки в виде льготных кредитов путем использования не общих ресурсов Фонда, а других источников, аккумулируемых на счете специальных выплат. В связи с финансовыми и валютными кризисами в Мексике и Аргентине с середины 1990-х г. и нарастанием глобальных кризисных потрясений финансовых и валютных рынков МВФ осуществил ряд нововведений. В их числе: механизм экстренного финансирования, поддержка фондов валютной стабилизации, экстренная помощь, помощь странам после конфликта.
Из всего выше изложенного мы видим, что МВФ оказывает помощь странам, которые не могут самостоятельно решить возникшие проблемы в экономике. При этом со стороны МВФ действуют жесткие правила выдачи финансовой помощи, следование которым позволяет странам-членам уравновесить платежный баланс.
2.2 Мировой валютный рынок
Валюта — это денежные средства иностранных государств, национальные денежные средства, обслуживающие международные операции, а также межнациональные расчетные денежные единицы.
Для обозначения всех в совокупности иностранных для данного государства денежных и расчетных единиц применяется термин «иностранная валюта». Термин «валюта» не всегда используется в правовых документах. Поэтому национальное законодательство многих стран вводит термин «валютные ценности». Этот термин включает иностранную валюту в наличной и безналичной форме, ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте, драгоценные металлы (золото, серебро, в стандартных слитках).
Обращение всех форм валютных ценностей регулируется валютным законодательством.
Валютное законодательство — это система национальных государственных законов об обращении, обмене, ввозе-вывозе иностранной валюты.
Валютные операции — это сделки с иностранной валютой на территории данной страны и за рубежом. Термин «валютные операции» используется для обозначения всей совокупности сделок, при которых происходит изменение права собственности на валютные ценности. Необходимость в стандартизированной инфраструктуре, обеспечивающей обращение валютных ценностей, приводит к созданию валютных рынков.
Валютный рынок — это место, где осуществляется купля-продажа иностранной валюты.
Мировой валютный рынок — это особый, организационно оформленный механизм, обслуживающий и регулирующий отношения по переходу права собственности на валютные ценности на основе закона спроса и предложения.
Особенности и функции мирового валютного рынка представлены в таблице 2.1
Таблица 2.1
Особенности и функции мирового валютного рынка
Особенности мирового валютного рынка |
Функции мирового валютного рынка |
|
Существование организационного механизма, обеспечивающего выполнение валютных операций. Этот механизм включает финансовую инфраструктуру (банки, биржи, брокерские компании) и принципы поведения участников мирового валютного рынка, зафиксированные в нормативных актах и правилах деятельности. |
Коммерческая — обеспечение участков рынка иностранной и национальной валютой. |
|
Способность обслуживать международную торговлю, международное движение капитала. |
Ценностная — установление такого уровня валютного курса, при котором мировой валютный рынок и экономическая система в целом будут находиться в равновесии. |
|
Функционирование мирового валютного рынка основано на фундаментальных рыночных законах спроса и предложения. На мировом валютном рынке валюты разных стран становятся объектами международной рыночной оценки. |
Информационная — обеспечение участников валютного рынка информацией о его функционировании. |
|
Регулирующая — организация мирового валютного рынка в соответствии с национальными и международными законами. |
||
Валютный курс — это цен денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах других стран.
Место валютного рынка в национальной экономике может быть представлено следующим образом (рисунок 2.1):
1
2 6
4 5 3 7
9
5 10 8
Рисунок 2.1 1 — кредиты и депозиты предприятий; 2 — заработная плата и потребление; 3 — валютные сбережения населения; 4 — экспорт и импорт; 5 — экспорт и импорт, денежная составляющая; 6 — кредиты и депозиты населения; 7 — привлечение и размещение кредитов; 8 — приобретение ценных бумаг; 9 — инвестиции в иностранную валюту; 10 — привлечение и размещение капитала
Отличия фьючерсного и форвардного валютного рынка представлены в таблице 2.2
Таблица 2.2
Отличия фьючерсного и форвардного валютного рынка
Характеристики |
Форвардный рынок |
Фьючерский рынок |
|
Размер и срок исполнения валютного контракта |
Определяются в индивидуальном порядке |
Стандартные |
|
Контрагенты валютных операций |
Продавец-покупатель — коммерческие банки |
Продавец — расчетная палата; покупатель — биржа |
|
Ценообразование |
Свободное соглашение |
На основе движения биржевых котировок |
|
Доступность |
Ограничение кругом клиентов банка |
Без ограничений, но через брокеров |
|
Реальная поставка валюты |
Есть |
Нет |
|
Информационная прозрачность |
Ограничена |
Высока |
|
Участники мирового валютного рынка — юридические и физические лица, совершающие операции на мировом валютном рынке (таблица 2.3).
Таблица 2.3
Участники мирового валютного рынка
Участники |
Сделки |
Мотивы |
|
Центральные банки |
Покупка и продажа валюты. Интервенции |
Платежи, инкассация чеков, учет векселей и т.п. … |