Социальные налоговые вычеты

налог доход физическое лицо

Для выполнения своих функций государству необходимы средства, за счет которых финансируются и реализуются различные функции государства, содержатся структуры, обеспечивающие функционирование самого государства. Все необходимые средства аккумулируются в финансово-бюджетной сфере, основным источником формирования которой являются налоговые платежи и сборы. Так, за счет налогов в настоящее время формируется более 90% консолидированного бюджета России, остальная часть приходится примерно поровну на неналоговые доходы и доходы целевых бюджетных фондов. Вместе тем налоги не только формируют финансовые средства государства — они используются для воздействия на структуру производства и потребления, состояние и направления развития науки, определяют приоритеты социальной политики, от которой в конечном итоге зависит эффективность общественного производства.

Актуальность данной темы заключается в том, что налог на доходы физических лиц, занимающий одно из основных мест в налоговой системе Российской Федерации, непосредственно влияет как на построение всей налоговой политики государства, так и на финансовое состояние граждан. Поэтому необходимость тщательного рассмотрения и нахождения путей совершенствования и преобразования данного вида налога является важнейшим элементом налогового законодательства.

Реформирование экономики России, нацеленное на переход к рыночным отношениям, обусловливает возрастание роли налогов и их воздействия на различные стороны жизнедеятельности общества и государства.

Налоги выступают основным источником доходов бюджетной системы, включая бюджеты всех трех уровней (федеральный, субъектов Российской Федерации и местные) и, следовательно, решающим фактором в создании финансовой базы, необходимой для выполнения социально — экономических и других задач государства, в том числе обеспечения обороноспособности и безопасности страны, материальной гарантированности прав человека и гражданина.

Налоги — необходимый элемент механизма государственного регулирования рыночной экономики, без которого немыслимо ее целенаправленное развитие с учетом интересов общества.

Налоги, взимаемые государством с населения, выполняют функции, свойственные налогам вообще. Но при этом они служат и средством связи гражданина с государством или органами местного самоуправления, отражают его индивидуальную причастность к государственным (местным) делам, позволяют ощущать себя активно действующим членом общества по отношению к этим делам, дают основание для контроля государственных органов, а также ответственности государства (органов местного самоуправления) перед налогоплательщиками.

5 стр., 2184 слов

Влияние природных и геополитических факторов на государство и общество в России

... в Киевской Руси основных классов феодального общества слабо отражен в источниках. Это одна из причин, почему вопрос о характере и кассовой основе древнерусского государства является дискуссионным. Наличие в хозяйстве различных экономических ... территории и 51% населения. Как замечает B . C . Ковалкин, "Россия оказалась "задвинутой" в глубь евразийского континента, отброшенной к тем рубежам, которые ...

В 2001г. в Российской Федерации концептуально изменилась система налогообложения доходов физических лиц.

Создание Налогового кодекса преследовало много целей. Одной из них является выведение высоких доходов физических лиц из теневого оборота, то есть их легализация. Для достижения этой цели введены новые ставки, частично изменен перечень доходов, освобожденных от налогообложения, установлены иные налоговые вычеты, а также особый порядок их предоставления. Уточнен порядок удержания налога и перечисления удержанных сумм налоговыми агентами.

Предметом курсовой работы является налог на доходы физических лиц. Цель курсовой работы — рассмотреть теоретические основы налогового обложения физических лиц и установленные законодательством социальные налоговые вычеты. Для достижения намеченной цели в данной работе поставлены следующие задачи:

  • определить основные элементы налога на доходы физических лиц;
  • рассмотреть порядок его исчисления и уплаты в бюджет;
  • рассмотреть особенности налогообложения дохода физических лиц;
  • рассмотреть особый порядок предоставления социальных налоговых вычетов.

При написании курсовой роботы были использованы законодательные и нормативные акты, инструкции и комментарии, материалы периодической печати, электронные источники, учебная литература.

1. Теоретические основы обложения налогом на доходы физических лиц в РФ

1.1 История развития и экономическое содержание налога на доходы физических лиц

В отличие от большинства остальных налогов этот налог в российской системе имеет большую историю. Активные дискуссии по поводу необходимости введения в России подоходного налога начались еще в конце XIX в., но до 1916г. вопрос о налогообложении доходов граждан решен не был. Наиболее убедительным аргументом против введения этого налога был тот, что доходы населения слишком низки и население не будет его платить. Масштаб уклонений от уплаты сделает подоходный налог с физических лиц неприменимым для России. Тем не менее, в 1916г. был введен первый Закон о подоходном налоге с физических лиц формально. Первым годом, когда должны были производиться платежи этого налога, должен был стать 1917-й по итогам 1916-го, но события в феврале 1917г. фактически отменили этот налог. Тем не менее с 1918г. подоходный налог стал вводиться, и до настоящего времени в той или иной форме он существовал в России.

Введенный с 1992г. подоходный налог включал новые элементы в связи с изменившейся экономической ситуацией.

Закон РФ «О подоходном налоге с физических лиц» был принят наряду с большей частью остальных законов, регулирующих вопросы налогообложения, 7 декабря 1991г. Как и в большинство остальных законодательных актов, регулирующих процессы налогообложения в стране, в этот Закон постоянно вносились изменения и дополнения, касавшиеся как перечня доходов, не подлежащих налогообложению, так и порядка их исчисления. Практически ежегодно корректировалась шкала подоходного налога.

Сегодня подоходный налог с физических лиц — один из основных налогов, формирующих российскую налоговую систему, после НДС и налога на прибыль. Он является основой доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации и, еще в большей степени, местных бюджетов.

8 стр., 3515 слов

Сроки уплаты налогов, порядок их изменения

... следующие сроки изменения срока уплаты налогов и сборов: отсрочка; рассрочка; налоговый кредит; инвестиционный налоговый кредит. Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов. Объекты налогообложения и ...

Принятие второй части Налогового кодекса РФ и введение ее в действие с 01.01.2001 ознаменовало новый этап в развитии подоходного налогообложения в России. Если до 2000г. включительно в России действовала прогрессивная шкала обложения подоходным налогом, то с 2001г. осуществляется переход на пропорциональное обложение доходов населения.

Вторым существенным изменением, внесенным Налоговым кодексом РФ в порядок подоходного обложения, является дифференциация налоговых ставок по типам полученных доходов, а не по объему полученных доходов, действовавшая ранее.

В новой редакции этот налог называется налогом на доходы физических лиц, а не подоходным налогом с физических лиц. Налог на доходы физических лиц является федеральным налогом, то есть он установлен Налоговым Кодексом.

Налоговым кодексом РФ определено, что налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства (или) муниципальных образований.

Налоги выступают источником формирования доходов бюджета государства, поэтому неразрывно связаны с функционированием самого государства и, соответственно, напрямую зависят от уровня развития самого государства. По средствам налогов государство изымает и присваивает себе часть произведенного национального дохода и поэтому налоги и налоговая система напрямую зависят от уровня развития государственного механизма.

Экономическая сущность налогов сводится к изъятию государством части валового внутреннего продукта, создаваемого в стране, с целью формирования единого фонда денежных средств для последующего финансирования за счет него предоставления государственных услуг.

Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, граждан, с одной стороны, и государства — с другой, по поводу формирования государственных финансов.

Зачисление налоговых поступлений в бюджеты разного уровня и во внебюджетные фонды осуществляется в порядке и на условиях, определяемых системой законодательства РФ о налогах и сборах, а также законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации.

Перечень обязательных элементов, которые должны быть оговорены, чтобы налог считался установленным, приведен в Налоговом кодексе РФ. В ст. 17 части первой Налогового кодекса РФ определяется, что налог считается установленным, лишь, когда определены налогоплательщики и такие элементы обложения, как:

  • объект налогообложения
  • налоговая база;
  • налоговая ставка;
  • налоговый период;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.

Особенности новой системы налогообложения заключается в первую очередь в значительном расширении налоговых льгот, в отказе от прогрессивного налогообложения совокупного годового дохода, введении минимальной налоговой ставки 13 % к большей части доходов налогоплательщиков.

Для удобства представления и описания всей модели подоходного налогообложения можно с определенной долей условности выделить два относительно независимых блока налогообложения доходов физических лиц:

12 стр., 5675 слов

Система налогообложения в Российской Федерации

... рассмотреть в своей курсовой работе. Целью данной курсовой работы является рассмотрение теоретических основ налогообложения, анализ налоговой системы России, разбор методик расчета каждого налога в отдельности. Указанная цель определяет задачи исследования: Анализ налоговой системы Российской Федерации; Раскрыть ...

  • первый включает все элементы, связанные с налогообложением доходов по основной налоговой ставке 13%;
  • второй — элементы, которые связаны с налогообложением доходов по иным ставкам (9, 30 и 35%).

Разница между этими двумя блоками заключается не только в той налоговой ставке, которая применяется к тем или иным доходам, но и в возможности использовать предоставленные законом вычеты. Такая возможность существует только в рамках первого блока, при исчислении налога с доходов, которые облагаются по ставке 13%. При исчислении налога с доходов, которые облагаются по иным налоговым ставкам, вычеты не применяются.

Для удобства изложения вопросов первого блока здесь можно выделить следующие этапы в процессе определения суммы налога на доходы физических лиц, подлежащей уплате в бюджет.

Этап первый: определение статуса налогоплательщика, является ли он резидентом или нерезидентом.

Этап второй: определение видов доходов физического лица, включаемых в его годовой облагаемый доход. На этом этапе необходимо рассмотреть все виды доходов, которые были получены в течение налогового периода, и выделить из них те, которые должны быть включены в годовой облагаемый доход.

Этап третий: из суммы полученных доходов, которые подлежат включению в годовой облагаемый доход, делаются установленные законодательством вычеты (стандартные, социальные, имущественные и профессиональные).

Этап четвертый: к полученному результату — годовому облагаемому доходу применяется действующая основная ставка налогообложения.

1.2 Налогоплательщики

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)— основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством.

Налог считается установленным в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.

В целях правильного определения налоговой базы и суммы налога необходимо определить статус налогоплательщика: относится он к налоговым резидентам Российской Федерации или нет.

Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц являются:

  • физические лица, признаваемые налоговыми резидентами РФ;
  • физические лица, которые не являются налоговыми резидентами РФ, но получают доходы из источников, расположенных в России.

Физическими лицами, согласно Налоговому кодексу РФ считают граждан, как Российской Федерации, так и других государств и лиц без гражданства. Налоговыми резидентами РФ признаются физические лица, которые находились на территории страны не менее 183 дней в календарном году. Это означает, что если гражданин Российской Федерации в течение календарного года провел шесть с лишним месяцев за рубежом (выехал на работу, учебу, лечение, например), то он не рассматривается в течение этого года как налоговый резидент России. Если же, напротив, гражданин другой страны провел на территории России более шести месяцев (более 183 дней), то он может рассматриваться как налоговый резидент РФ (исключение составляют, например, сотрудники иностранных дипломатических миссий и представительств).

8 стр., 3646 слов

Регионы льготного налогообложения на территории Российской Федерации

... льготного налогообложения. Однако зоны с льготным налогообложением существуют не только в зарубежных странах. Действующее налоговое законодательство Российской Федерации создает основы для существования на единой территории Российской Федерации различных режимов налогообложения в различных регионах. ... экономической архитектоники. В России многие предприниматели ... льгот (Закон РФ "0 таможенном тарифе") ...

При этом в соответствии с п. 3 ст.207 (в редакции, действующей с 1 января 2007г.) налоговыми резидентами Российской Федерации признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации, независимо от фактического времени нахождения их в Российской Федерации.

В соответствии первой частью НК РФ течение срока фактического нахождения на территории Российской Федерации начинается на следующий день после даты прибытия в Российскую Федерацию.

Выделение этих двух категорий налогоплательщиков важно, поскольку они имеют разные пределы налоговой обязанности в Российской Федерации.

Налоговые резиденты РФ несут полную налоговую обязанность, т. е. должны платить налог на доходы со всех полученных ими доходов, как с территории России, так и из-за рубежа. Налогоплательщики, которые не являются налоговыми резидентами России, несут ограниченную налоговую обязанность и должны уплачивать налог только с доходов, полученных на территории России.

Для освобождения от налогообложения доходов, полученных от источников в Российской Федерации, получения налоговых вычетов или иных налоговых привилегий нерезидент РФ должен представить подтверждение того, что он является налоговым резидентом государства, с которым у Российской Федерации заключен договор об избежание двойного налогообложения. В противном случае его доходы, полученные от российских источников, будут облагаться по ставке 30%,если на эти доходы не распространяется действие ст. 217 НК РФ.

Уточнение налогового статуса налогоплательщика производится:

  • на дату фактического завершения пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации в текущем календарном году;
  • на дату, следующую после истечения 183 дней пребывания в Российской Федерации российского или иностранного гражданина;
  • на дату отъезда гражданина Российской Федерации на постоянное место жительства за пределы российской Федерации.

1.3 Виды доходов, включаемые в облагаемый доход

К доходам от источников в Российской Федерации относятся такие виды доходов, как:

1) дивиденды и проценты, выплачиваемые российской организацией или иностранной организацией в связи с ее деятельностью в России;

2) страховые выплаты при наступлении страхового случая, выплачиваемые российской организацией или иностранной организацией в связи с ее деятельностью в России;

3) доходы, полученные от использования в Российской Федерации авторских или иных смежных прав;

4) доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в Российской Федерации;

5) доходы от реализации недвижимого и иного имущества, находящегося на территории России и принадлежащего физическому лицу; акций или иных ценных бумаг, долей участия в уставном капитале; прав требования к российской или иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства на территории Российской Федерации;

6) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации;

12 стр., 5791 слов

Государственные доходы Российской Федерации

... на тот или иной момент времени. государственный доход финансовый налог Установленные принципы бюджетной системы РФ обусловливают и принципы организации системы доходов бюджета. Важнейшими из них являются следующие. ... системы заработков бюджета. 3. В условиях развития 4. Принцип оптимального сочетания Анализ формирования заработков бюджетов в разных странах, а еще в Российской Федерации ...

7) доходы, полученные от использования любых транспортных средств, включая морские, речные, воздушные суда и автомобили в связи с перевозками в Российскую Федерацию или из Российской Федерации или в ее пределах, а также штрафы и иные санкции за простой (задержку) таких транспортных средств в пунктах погрузки (выгрузки) в Российской Федерации;

8) доходы, полученные от использования любых трубопроводов, линий электропередачи, линий оптико-волоконной или беспроводной связи, иных средств связи, включая компьютерные сети, на территории РФ;

9) выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании.

10) иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в РФ.

Если положения НК РФ не позволяют однозначно определить источник полученных физическим лицом доходов, решение принимает Министерство финансов Российской Федерации.

Разграничение двух указанных категорий доходов (от источников в России и от источников вне ее) определяет варианты объектов налогообложения для двух указанных категорий налогоплательщиков.

1.4Объект налогообложения, налоговая база и налоговые ставки

Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиком от доходов:

  • в РФ и (или) за ее пределами — для резидентов;
  • в РФ — для нерезидентов.

База налога на доходы физических лиц определяется как сумма всех доходов налогоплательщика, полученных им как в денежной, так и в натуральной форме, в виде материальной выгоды, а также доходов, право на распоряжение, которыми возникло у налогоплательщика в рамках налогового периода. Налоговая база определяется отдельно по каждой категории доходов, для которой установлена самостоятельная налоговая ставка.

Налоговая база при получении доходов в натуральной форме (например, натуральная оплата труда, получение имущественных прав в качестве платы за какую-то работу и т. д.) определяется, исходя из рыночных цен с включением в них соответствующих косвенных налогов (НДС, акцизов, налога с продаж и др.).

Для расчета налоговой базы и суммы налога определяется полученный физическим лицом доход, который в установленных Кодексом случаях уменьшается на налоговые вычеты.

При определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц не учитываются доходы, перечисленные в ст. 217 НК РФ. Их можно подразделить на доходы:

  • полностью освобождаемые от налогообложения;
  • частично освобождаемые от налогообложения (п.

28 и 33 ст. 217 НК РФ).

С 1 января 2006г. частичное освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц в размере, не превышающем 4000 руб. в год, применяется в отношении следующих видов доходов:

1) стоимости подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей;

2) стоимости призов в денежной и натуральной форме, полученных налогоплательщиками на конкурсах и соревнованиях, проводимых в соответствии с решениями Правительства РФ, законодательных (представительных) органов государственной власти или представительных органов местного самоуправления;

9 стр., 4020 слов

Курсовая — Федеральные налоги и сборы в налоговой системе ...

... с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации; иные операции. Определение налоговой базы по основным федеральным налогам связано со стоимостной оценкой объекта обложения. В условиях активной ... рублей (13%), и одного налога, уплачиваемого физическими лицами, - налога на доходы физических лиц - 455 млрд. рублей (17%). Объект налогообложения большинства федеральных налогов с организаций так или ...

3) сумм материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;

4) возмещения (оплаты) работодателями своим работникам, их супругам, родителям и детям, бывшим своим работникам (пенсионерам по возрасту), а также инвалидам стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных им лечащим врачом;

5) стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях с целью рекламы товаров (работ, услуг).

Можно выделить четыре вида налоговых ставок:

1) налоговая ставка в размере 13% — в нее включается большая часть доходов, получаемых физическими лицами, в том числе заработная плата и иные выплаты, связанные с оплатой труда, вознаграждения за выполнение работ по договорам гражданско-правового характера и т.д.;

2) налоговая ставка в размере 30% — в нее включаются доходы физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;

— Федеральный закон от 16.05.2007 N 76-ФЗ внес поправки в ст. 224 НК РФ, которая устанавливает налоговые ставки по налогу на доходы физических лиц. Поправки вступают в силу с 1 января 2008 г. и касаются налогообложения физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации. С указанной даты при получении данными лицами

3) дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций такие доходы облагаются по ставке 15%;

4) налоговая ставка в размере 9%.

В эту налоговую базу включаются:

  • доходы от долевого участия в организациях;
  • доходы в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007г., а также доходы учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученные на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007г.;

4) налоговая база, облагаемая по налоговой ставке 35%. В эту налоговую базу включаются такие доходы, как:

  • стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части, превышающей 4000 руб. за налоговый период;
  • страховые выплаты по договорам добровольного страхования жизни, заключенным на срок менее пяти лет, в части, превышающей суммы внесенных физическими лицами страховых взносов, увеличенных на сумму, рассчитанную исходя из действующей ставки рефинансирования Банка России на момент заключения указанных договоров;
  • процентные доходы по вкладам в банках:
  • по рублевым вкладам — в части превышения суммы процентной платы, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования Банка России, в течение периода, за который начислены проценты;
  • по вкладам в иностранной валюте — в части превышения суммы процентной платы, рассчитанной исходя из 9% годовых, в течение периода, за который начислены проценты;
  • суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств:
  • по рублевым займам — в части превышения суммы процентов за пользование заемными (кредитными) средствами, исчисленной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату получения таких средств, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора;
  • по валютным займам — в части превышения суммы процентов за пользование заемными (кредитными) средствами, исчисленной исходя из 9% годовых, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора;
  • по валютным займам — в части превышения суммы процентов за пользование заемными (кредитными) средствами, исчисленной исходя из 9% годовых, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.

Сказанное не относится к доходам в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование целевыми займами (кредитами), полученными налогоплательщиками от кредитных и иных российских организаций и фактически израсходованными на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них. Но при условии, что налогоплательщик представит документы, подтверждающие целевое использование таких средств.

7 стр., 3460 слов

Налоговая система. Налоги сущность и виды РК

... налоговая система не в полной мере отражает состояние экономического и политического развития общества и уровень общественного сознания. ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВ ... нных размер. Налоги - ... налогов. Налогоплательщик платит налог из источника налога - материального фонда, из которого выплачивается налог (трудовой или предпринимательский фонд). Существует два способа уплаты налогов: из доходов ...

Таким образом, к доходам в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование целевыми займами (кредитами), полученными и фактически израсходованными на указанные выше цели, применяется налоговая ставка в размере 13%. В отношении материальной выгоды от экономии на процентах за пользование займами (кредитами), полученными на иные цели, для исчисления налога применяется ставка 35%.

Если в налоговом периоде сумма налоговых вычетов окажется больше суммы доходов, которые учитываются при определении налоговой базы, облагаемой по налоговой ставке в размере 13%, то применительно к этому налоговому периоду налоговая база принимается равной нулю. На следующий налоговый период полученная в данном налоговом периоде разница между суммой налоговых вычетов и суммой доходов не переносится, если иное не предусмотрено гл. 23 НК РФ.

По налогу на доходы физических лиц налоговым периодом является год. Соответственно, все месячные платежи подоходного налога рассматриваются как авансовые.

1.5 Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц

Глава 23 НК РФ предусматривает порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц, как у источника выплат, так и на основании налоговой декларации.

Источниками выплат доходов могут выступать Российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации. Налоговые агенты обязаны исчислять, удержать и уплатить сумму налога на доходы физических лиц. Под налоговыми агентами законодательство понимает юридических и физических лиц, выплачивающих разные доходы физическим лицам.

Дата фактического получения дохода физическим лицом определяется как

  • день выплаты дохода — при получении дохода в денежной форме;
  • день передачи доходов в натуральной форме — при получении доходов в натуральной форме;
  • день уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным средствам, приобретения товаров (работ, услуг), приобретения ценных бумаг — при получении доходов в виде материальной выгоды.

При получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором.

16 стр., 7510 слов

Налоговая база по налогу на доходы физических лиц: действующий ...

... налоговой базы по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) отдельными категориями налогоплательщиков ... года и дает определения, касающиеся таким понятиям, как, например: «налоги», «сборы», «налоговая база», «налоговый агент», «налогоплательщик», «налоговые ставки», «налоговые органы», «налоговый контроль», «налоговые декларации», «налоговые ... покрываться реальными налогами, размер которых зачастую ...

Для налогового агента установлены три срока исполнения его налоговых обязательств, а именно:

  • дата исчисления налога (она совпадает с датой получения дохода);
  • дата удержания налога (только в день фактически производимых денежных выплат налогоплательщику);
  • дата перечисления налога (возможно только после удержания налога из доходов налогоплательщика).

Налоговые агенты рассчитывают налог по доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка 13%, по итогам каждого месяца в следующем порядке.

Определяется общая сумма полученного налогоплательщиком дохода нарастающим итогом с начала календарного года по расчетный месяц включительно. Суммируются все полученные налогоплательщиком доходы, в отношении которых применяется ставка 13%.

Определяется налоговая база: из общей суммы доходов исключаются доходы, освобожденные от налогообложения в соответствии со ст. 217 НК РФ.

В соответствии п.2 ст.210 НК РФ сумма налога применительно к доходам, в отношении которых применяются иные налоговые ставки (9%, 30% и 35%), исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику.

Налог удерживается налоговым агентом непосредственно из доходов налогоплательщика и за счет любых денежных средств, выплачиваемых ему, при фактической выплате денежных средств. Удерживаемая сумма налога не может превышать 50 % суммы выплат. Исчисление суммы налога производится без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и удержанных другими налоговыми агентами сумм налога.

Сумма налога определяется в полных рублях. Сумма налога менее 50 коп. отбрасывается, а 50 коп. и более округляются до полного рубля.

В соответствии с положениями ст. 227 НК РФ устанавливается порядок исчисления и уплаты налога теми лицами, которые обязаны подавать налоговые декларации в налоговые органы по месту их постановки на налоговый учет.

Исчисление и уплату налога на доходы физических лиц производят:

1) физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности;

2) нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатский кабинет, и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, — по суммам доходов, полученных от такой деятельности.

Индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатский кабинет, рассматриваются в качестве налоговых агентов в отношении доходов, выплачиваемых ими физическим лицам за выполнение работ (услуг) на основе заключенных с такими работодателями трудовых договоров.

Указанные налогоплательщики исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, самостоятельно в порядке, установленном ст. 225 НК РФ. Налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ в сроки, установленные ст. 229 НК РФ. Форма декларации и инструкция по ее заполнению утверждены Приказом Минфина России от 29.12.2007 N 162н.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет и исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Если в течение года налогоплательщик начал осуществлять предпринимательскую деятельность или заниматься частной практикой и у него появились доходы, он обязан представить налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от указанной деятельности в текущем налоговом периоде в налоговый орган. Это нужно сделать в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления таких доходов. Сумму предполагаемого дохода определяет налогоплательщик. Он указывает ее в налоговой декларации по форме 4-НДФЛ.

Сумму авансовых платежей на основании налоговой декларации и прилагаемых к ней документов исчисляет налоговый орган. Он рассчитывает сумму авансовых платежей на текущий налоговый период на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода от указанных видов деятельности за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов, предусмотренных ст. ст. 218 и 221 НК РФ.

Налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу на доходы физических лиц на основании налоговых уведомлений:

1) за январь — июнь — не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;

2) за июль — сентябрь — не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;

3) за октябрь — декабрь — не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.

Если в налоговом периоде доход увеличился или уменьшился более чем на 50%, налогоплательщик обязан представить налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от осуществления деятельности на текущий год. В этом случае налоговый орган производит перерасчет сумм авансовых платежей на текущий год по ненаступившим срокам уплаты.

Перерасчет сумм авансовых платежей налоговый орган производит не позднее пяти дней с момента получения новой налоговой декларации.

2. Социальные налоговые вычеты

Право на получение социальных налоговых вычетов имеют физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Физические лица, которые не являются налоговыми резидентами Российской Федерации, не вправе уменьшить доходы, полученные ими от источников в Российской Федерации, на социальные налоговые вычеты, установленные в ст. 219 НК РФ.

Социальные налоговые вычеты на основании ст. 210 НК РФ предоставляются физическим лицам лишь в отношении тех доходов, которые учитываются при определении налоговой базы, облагаемой налогом по ставке 13%. Социальные налоговые вычеты предоставляются физическому лицу по окончании налогового периода, в котором им произведены указанные расходы, на основании налоговой декларации, заявления о предоставлении вычетов и документов, подтверждающих его целевые расходы на социальные цели.

Для получения социальных налоговых вычетов физическим лицом в налоговый орган по месту жительства подается налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ. Согласно ст. 229 НК РФ в налоговой декларации отражаются все полученные физическим лицом в налоговом периоде доходы, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы налога, подлежащие к уплате или возврату по итогам налогового периода.

Социальные налоговые вычеты позволяют вычитать при формировании облагаемого дохода фактически произведенные расходы социального назначения.

При определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 ст.210 Налогового Кодекса налогоплательщик имеет право на получение следующих социальных налоговых вычетов ( в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Федеральным законом от 24 июля 2007г. № 216 -ФЗ):

1) Налоговый вычет в части расходов на благотворительные цели;

2) Налоговый вычет в части расходов на обучение;

3) Налоговый вычет в части расходов на лечение;

4) Налоговый вычет в части расходов пенсионных взносов.

2.1 Налоговый вычет в части расходов на благотворительные цели

Согласно ст.219 социальные налоговые вычеты предоставляются:

— в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из средств соответствующих бюджетов, физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд,

— в сумме пожертвований, перечисляемых (уплачиваемых) налогоплательщиком религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности, — в размере фактически произведенных расходов, но не более 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде. Если налогоплательщик перечисляет благотворительные взносы общественной организации, уставной задачей которой является привлечение внебюджетных средств для оказания благотворительной помощи перечисленным выше организациям, воспользоваться социальным налоговым вычетом он не может. Денежные средства должны быть направлены непосредственно организациям, перечисленным в ст.219.

Пример

Гражданин в январе 2007г. перечислил благотворительный взнос детскому дому в размере 150 000 руб. В 2007г. он по месту работы получил заработок в размере 360 000 руб. Гражданин женат, имеет сына трех лет. Стандартные налоговые вычеты ему были предоставлены только за январь 2007г.:

  • согласно подпункту 3 пункту 1 ст. 218 НК РФ — в размере 400 руб.;
  • согласно подпункту 4 пункту 1 ст. 218 НК РФ — в размере 600 руб.

С полученного заработка по месту работы был уплачен налог на доходы физических лиц в размере 46 670 руб. (359 000 руб. * 13%).

По окончании года гражданин подает в налоговый орган по месту жительства налоговую декларацию, к которой прилагает документы, подтверждающие его право на стандартные налоговые вычеты и социальный налоговый вычет в связи с расходами на благотворительные цели.

Поскольку в 2007г. доход гражданина получен только по месту основной работы, для расчета размера социального налогового вычета на благотворительность принимается его заработок в размере 360 000 руб. Социальный налоговый вычет в связи с расходами на благотворительные цели предоставляется в размере фактически произведенных расходов, но не более 25% от его заработка, что составляет 90 000 руб. (360 000 руб. *25%).

Налоговая база за 2007г. с учетом вычетов составила

269 000 руб. (360 000 руб. — 400 руб. — 600 руб. — 90 000 руб.).

Налог, причитающийся к уплате, — 34 970 руб. (269 000 руб. * 13%).

В течение года фактически был уплачен налог в размере 46 670 руб. Следовательно, к возврату причитается сумма налога в размере

11 700 руб. (46 670 руб. — 34 970 руб.).

Для получения социального налогового вычета в части расходов на благотворительные цели к налоговой декларации прилагаются:

  • заявление о предоставлении вычета;
  • документы, подтверждающие участие в благотворительной деятельности;
  • платежные документы, подтверждающие расходы на благотворительные цели;
  • справки о доходах по форме 2-НДФЛ, подтверждающие суммы полученного дохода и уплаченного налога.

2.2 Налоговый вычет в части расходов на обучение

Согласно подпункта 2 пункта 1 ст. 219 социальные налоговые вычеты предоставляются:

  • в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, — в размере фактически произведенных расходов на обучение с учетом ограничения, установленного п. 2 ст. 219 (не более 100 000 руб.) (абзац в редакции, введенной в действие с 01.01.2008 года Федеральным законом от 24.07. 2007 года N 216-ФЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01. 2007г.) (до 1 января 2007г.- не более 38 тыс.руб.);

— в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, налогоплательщиком-опекуном (налогоплательщиком-попечителем) за обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях, — в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 50 000 руб. (до 1января — не более 38 тыс.руб.) на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя) (в редакции, введенной в действие с 01.01. 2008 года Федеральным законом от 24.07. 2007г. № 216-ФЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01. 2007г.)

Право на получение указанного социального налогового вычета распространяется на налогоплательщиков, осуществлявших обязанности опекуна или попечителя над гражданами, бывшими их подопечными, после прекращения опеки или попечительства в случаях оплаты налогоплательщиками обучения указанных граждан в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях.

Социальный налоговый вычет предоставляется за период обучения указанных лиц в учебном заведении, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в процессе обучения. Социальный налоговый вычет не применяется в случае, если оплата расходов на обучение производится за счет средств материнского (семейного) капитала, направляемых для обеспечения реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей (абзац дополнительно включен с 12.01.2007 г. Федеральным законом от 05.12.2006г. № 208-ФЗ).

Вычет предоставляется в отношении доходов того налогового периода, в котором произведены расходы.

Пример (без учета иных вычетов)

Доход физического лица за 2006г. составил 300 000 руб. С этого дохода и уплачен налог по ставке 13% в размере 39 000 руб. Произведенные этим лицом в 2006г. расход на обучение своего ребенка составили 40 000 руб. По окончании года данное физическое лицо имеет право уменьшить указанный доход на социальный вычет в размере 38 000 руб. Таким образом, налогооблагаемый доход за 2006 г. у физического лица составит 262 000 руб. (300 000 руб. — 38 000 руб.).

Налог на доходы физических лиц, подлежащий уплате, — 34 060 руб. (262 000 руб. * 13%).

Так как физическим лицом в 2006г. фактически был уплачен налог в размере 39 000 руб., возврату с учетом социального налогового вычета подлежит налог в размере 4940 руб. (39 000 руб.-34060руб.).

Этот вычет предоставляется только в том случае, если образовательное учреждение обладает соответствующей лицензией, которая подтверждает его статус и право вести соответствующую образовательную деятельность. При этом необходимо представить документы, подтверждающие фактически произведенные расходы налогоплательщика. Вычет предоставляется на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче налоговой декларации с приложением документов по окончании налогового периода:

  • справки о доходах родителя-налогоплательщика по форме № 2-НДФЛ;
  • справки об оплате обучения для предоставления в налоговые органы Российской Федерации;
  • копии договора с образовательным учреждением, заключенного между образовательным учреждением и учащимся либо между образовательным учреждением и налогоплательщиком — родителем учащегося дневной формы обучения;
  • копии платежных документов, подтверждающих внесение (перечисление) денежных средств образовательному учреждению за обучение ребенка;
  • копии свидетельства о рождении ребенка налогоплательщика.

2.3 Налоговый вычет в части расходов на лечение

Согласно подпункту 3 п. 1 ст. 219 налогоплательщик может получить социальный налоговый вычет: в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные ему медицинскими учреждениями Российской Федерации, а также уплаченной налогоплательщиком за услуги по лечению супруга (супруги), своих родителей и (или) своих детей в возрасте до 18 лет в медицинских учреждениях Российской Федерации (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утверждаемым Правительством Российской Федерации), а также в размере стоимости медикаментов (в соответствии с перечнем лекарственных средств, утверждаемым Правительством Российской Федерации), назначенных им лечащим врачом, приобретаемых налогоплательщиками за счет собственных средств.

При применении социального налогового вычета, предусмотренного пп. 3 п.1 ст. 219, учитываются суммы страховых взносов, уплаченные налогоплательщиком в налоговом периоде по договорам добровольного личного страхования, а также по договорам добровольного страхования супруга (супруги), родителей и (или) своих детей в возрасте до 18 лет, заключенным им со страховыми организациями, имеющими лицензии на ведение соответствующего вида деятельности, предусматривающим оплату такими страховыми организациями исключительно услуг по лечению (абзац дополнительно включен с 01.01 2007 года Федеральным законом от 27.07 2006 года N 144-ФЗ; дополнен с 01.01.2008 года Федеральным законом от 24.07 2007 года N 216-ФЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2007г.) Общая сумма социального налогового вычета, предусмотренного абзацами первым и вторым 3 подпункта, принимается в сумме фактически произведенных расходов, но с учетом ограничения, установленного п. 2 ст. 219 (не более 100 000 руб.) По дорогостоящим видам лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации сумма налогового вычета принимается в размере фактически произведенных расходов. Перечень дорогостоящих видов лечения утверждается постановлением Правительства Российской Федерации. Вычет сумм оплаты стоимости лечения и (или) уплаты страховых взносов предоставляется налогоплательщику, если лечение производится в медицинских учреждениях, имеющих соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, а также при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы на лечение, приобретение медикаментов или на уплату страховых взносов (абзац в редакции, введенной в действие с 01.01 2007 года Федеральным законом от 27.07.2006годаN144-ФЗ.) Указанный социальный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику, если оплата лечения и приобретенных медикаментов и (или) уплата страховых взносов не были произведены организацией за счет средств работодателей.

Вычет предоставляется на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче налоговой декларации в налоговый орган налогоплательщиком по окончании налогового периода с приложением документов, подтверждающих фактические расходы по оплате медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения, оказанных налогоплательщику и (или) его супруге (супругу), его родителям и (или) его детям в возрасте до 18 лет.

Согласно приказу Минздрава России и МНС России от 25.07.01г. № 289/БГ-3-04/256 справки, подтверждающие оплату медицинских услуг и дорогостоящего лечения за счет средств налогоплательщика, должны выдаваться всеми учреждениями здравоохранения, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности, независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности, оказывающими гражданам платные медицинские услуги.

Налогоплательщики вправе получить справки о произведенных расходах в течении трех лет после окончания налогового периода, в котором были произведены соответствующие расходы.

В случае если расходы на лечение осуществлялись физическим лицом за близких родственников, необходимо подтверждение родственных отношений.

Особое внимание следует обратить на порядок применения медицинских вычетов при осуществлении затрат разными налогоплательщиками на лечение одного и того же физического лица. Данное положение касается оплаты лечения детьми одного и того же родителя (матери или отца) или оплаты лечения одного и того же ребенка обоими родителями. Так, в отличие от образовательных вычетов, когда льгота в отношении детей предоставляется в общей сумме на обоих родителей, медицинские вычеты предоставляются каждому налогоплательщику самостоятельно, а не в общей сумме.

Следовательно, если отец и мать самостоятельно каждый оплатит за лечение одного и того же ребенка, то каждому из них должна предоставляться льгота. Таким образом, важное значение имеет тот факт, кто именно осуществлял оплату (на чье имя оформлены документы на оплату).

Пример (без учета иных вычетов)

Гражданин Мальцев А.В. в течение года оплатил услуги по лечению и за медикаменты 20 000 руб., в том числе:

  • в отношении себя 3500 руб.;
  • в отношении своего отца 5000 руб.;
  • в отношении супруги 2500 руб.;
  • в отношении сына Сергея 16 лет 9000 руб.

Годовой доход Мальцева А.В., подлежащий уменьшению на сумму вычетов, составил 150 000 руб.

Гражданка Мальцева А.Н. (супруга Мальцева А.В.) в течение года оплатила услуги по лечению и за медикаменты 30 000 руб., в том числе:

  • в отношении себя 4000 руб.;
  • в отношении своей матери 6000 руб.;
  • в отношении сына Сергея 16 лет 20 000 руб.

Годовой доход Мальцевой А.Н., подлежащий уменьшению на сумму вычетов, составил 140 000 руб.

В этих условиях Мальцев А.В. имеет право на медицинские вычеты в полной сумме фактических затрат 20 000 руб. Мальцева А.Н. имеет право на медицинские вычеты в части затрат в сумме 30 000 руб. Налоговая база Мальцева А.В. = 130 000 руб. (150 000 — 20 000).

Налоговая база Мальцевой А.Н. = 110 000 руб. (140 000 — 30 000).

2.4 Налоговый вычет в части расходов пенсионных взносов

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 219 налогоплательщик может получить социальный налоговый вычет:

— в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде пенсионных взносов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному (заключенным) налогоплательщиком с негосударственным пенсионным фондом (НПФ) в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе в пользу вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей-инвалидов (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством)

— в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде страховых взносов по договору (договорам) добровольного пенсионного страхования, заключенному (заключенным) со страховой организацией в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей-инвалидов (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), — в размере фактически произведенных расходов с учетом ограничения, установленного п. 2 ст. 219.1.4.(не более 100 000 руб.)

При этом следует иметь в виду, что положения подп.4 п. 1 статьи 219 Кодекса распространяются только на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года, т.е. в отношении тех сумм расходов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, оплата которых произведена налогоплательщиками, начиная с 1 января 2007 года. (Подпункт дополнительно включен с 01.01 2008 года Федеральным законом от 24.07. 2007 года N 216-ФЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01 2007 года).

Пример (без учета иных вычетов)

Налогоплательщик уплатил в 2007г. по договору негосударственного пенсионного обеспечения пенсионные взносы в размере 30 000руб. Тогда в 2008г. он имеет право получить социальный налоговый вычет на сумму пенсионного взноса 30 000руб. В этом случае возврату с учетом социального налогового вычета подлежит ранее удержанный налог в размере 3900 руб.(30 000 руб. * 13%)

Пример (без учета иных вычетов)

Налогоплательщик уплатил в 2007г. пенсионные взносы в размере 100 000 руб. по договору негосударственного пенсионного обеспечения, заключенного в пользу своей супруги, и 15 000 руб. — на свое лечение, то социальный налоговый вычет он может получить на максимальную сумму всех расходов, учитываемых при определении социального налогового вычета, т. е. на 100 000 руб. В этом случае возврату подлежит ранее удержанный налог в размере 13 000 руб. (100 000 * 13%)

Социальные налоговые вычеты, предусмотренные п.1 ст. 219 Кодекса, предоставляются на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче налоговой декларации в налоговый орган налогоплательщиком по окончании налогового периода. Для получения социального налогового вычета, установленного подп.4 п.1 статьи 219 Кодекса, налогоплательщику необходимо представить документы, подтверждающие его фактические расходы по негосударственному пенсионному обеспечению, произведенные в период с 1 января 2007 года. Такими документами, в частности, являются:

  • копия пенсионного договора с НПФ Сбербанка;
  • платежные документы, подтверждающие уплату пенсионных взносов налогоплательщиком-вкладчиком;
  • копия документа, подтверждающая родство с физическими лицами, в пользу которых налогоплательщик уплачивал пенсионные взносы;

— копия лицензии НПФ Сбербанка, заверенная подписью руководителя и печатью НПФ. (Данный документ не представляется в случаях, когда ссылка на реквизиты лицензии содержится в самом договоре негосударственного пенсионного обеспечения, заключенном налогоплательщиком с НПФ).

В случаях, когда работниками предприятия (организации) заключены договоры негосударственного пенсионного обеспечения с НПФ, при этом пенсионные взносы вносятся на счет НПФ ежемесячно бухгалтерией предприятия (организации) одним платежным поручением с приложением реестра, в котором содержатся сведения о вкладчиках и суммах взносов, а необходимая для перечисления сумма удерживается непосредственно из заработной платы вкладчиков, налогоплательщикам при обращении за получением вышеуказанного налогового вычета дополнительно следует представить в налоговый орган заверенные по установленной форме выписки из реестров, прилагаемых к платежным поручениям, с указанием сведений о конкретном вкладчике и суммах перечисленных от его имени в налоговом периоде пенсионных взносов.