Всем хорошо известно, что кризисное состояние нашей экономики и в целом общества имеет множество причин. Остановлюсь лишь на тех, которые связаны с взаимодействием управленческих структур. Недостаточно четкие экономические отношения субъектов Федерации с центром, а субъектов Федерации — с управлением на уровне муниципальных образований создают помехи в решении многих проблем. От этого зависит и возможность проявления гражданской инициативы, реализации социальных и экономических прав каждого человека.
Предстоит создать максимально благоприятные условия для свободы экономической самодеятельности и самоуправления на местах. Ведь именно здесь решаются повседневные социальные и экономические вопросы, с которыми сталкиваются жители городов, поселков, деревень.
Актуальность данной темы прежде всего состоит в том, что, сегодня значительная часть населения оказалась в достаточно тяжелом положении в результате инфляции, снижения активности производственной деятельности, безработицы. Усилия же органов исполнительной власти на местах нередко в основном направлены на выплату гражданам денежных пособий, предоставление различных льгот, помощь в трудоустройстве. Вопросам разработки и внедрения местных комплексных социально-экономических программ, обеспечивающих занятость, рост доходов жителей, укрепление их здоровья, повышение качества и расширение состава услуг, не всегда уделяется достаточное внимание продолжается перераспределение ресурсов и ответственности за состояние социально-экономического развития муниципальных образований и качество уровня жизни населения от федерального и регионального уровней власти к органам местного самоуправления. В связи с этим перед руководителями муниципальных образований сегодня стоит главная задача — существенным образом улучшить материальное и социальное положение населения, мобилизуя для этого дополнительные ресурсы и используя прогрессивные финансовые технологии, современные организационные формы работы, а для этого необходим прежде всего такой тип управления муниципальными образованиями, который способствовал бы росту их экономического потенциала. К принятию жизненно важных решений должны привлекаться сами местные жители.
Основной целью, поставленной в работе, является изучение основ стратегического планирования муниципальной социально-экономического развития.
Реализация цели потребовала решения комплекса взаимосвязанных задач:
- — раскрыть базовое содержание стратегического социально-экономического развития муниципального образования, и этапы его формирования.
- — выявить социально-экономические условия формирования муниципальной социально-экономической политики в г. Череповце.
Предмет исследования – процессы и отношения, связанные с формированием и реализацией стратегии социально-экономического развития города
Федеральный бюджет как инструмент социально-экономической политики
... работы конкретных задач Рассмотреть роль федерального бюджета в решении задач социально-экономической политики государства; Провести анализ федерального бюджета как инструмента социально-экономической политики государства на примере поддержки территориального развития, ... населением, а также между органами государственной власти, связанных с образованием ... государства (реализация международных договоров, ...
Объект исследования – муниципальные образования.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА 1.1. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования Рыночная экономика изменила функции муниципальных образований в системе народного хозяйства страны и своего региона. Власти каждого населенного пункта, помимо решения текущих задач, должны иметь представление и о том, что же должна представлять их территория в новой социально-экономической ситуации, каковы новые функции, в чем состоит преимущество, которое поможет создать устойчивую финансовую и экономическую базу.
Задача состоит в том чтобы местная социокультурная среда не только формировалась должным образом, но и оказывала все более сильное воздействие на принятие решений на властном уровне, а также при функционировании бизнесс-структур.
Необходима выработка стратегии по мобилизации собственных экономических возможностей, улучшения предпринимательского и создания благоприятного инвестиционного климата. Такая стратегия может быть создана только при вовлечении в этот процесс всех слоев местного сообщества и установлении партнерских отношений между властью, сообществом и бизнесом.
Местные сообщества являются идеальным объектом для оказания системного влияния на местное самоуправление в России, которое является основой гражданского общества. Именно на этом уровне власть максимально приближена к избирателю, подотчетна ему и ориентирована на его интересы. На уровне местного самоуправления каждый гражданин может напрямую принимать участие в управлении, отстаивать свои интересы и влиять на формирование стратегии развития своего муниципального образования в соответствии со своими интересами.
Одной из основных причин неустойчивости местного самоуправления в Росит является слабость его экономической базы. И хотя нельзя отрицать необходимости урегулирования межбюдтных отношений истинным решением этой проблемы является только укрепление собственной экономической базы муниципального образования развитие местного бизнеса и привлечение внешних инвестиций.
Активная и последовательная политика социально-экономичесокго и культурного развития муниципальных образований, способствует формированию их как устойчивых саморазвивающихся систем.
Конечным результатами должны стать:
- — превращение муниципальных образований в локальные социокультурные ячейки открытого гражданского общества;
- — консолидация местных сообществ на основе принятия общей системы интересов и целей различными группами населения.
- — активизация бизнес структур ,выход местного бизнеса из изоляции и забвения на межрегиональный и международный рынок.
Ожидаемые эффекты:
1. Социальный: формирование системы социального партнерства между сообществом, властью и бизнесом на основе консолидации местных сообществ малых городов.
Социально-экономическое развитие муниципального образования на ...
... местного самоуправления в социально – экономическом развитии муниципального образования; проанализировать социально – экономическое развитие муниципального образования; разработать предложения по совершенствованию социально – экономического развития и управления муниципальным образованием на примере Добровского района. Теоретическую и методологическую основу исследования составили положения ...
2. Экономический: привлечение в экономику внешних и внутренних инвестиций.
3. Политический: укрепление института местного самоуправления как основы открытого гражданского общества.
4. Организационно-управленческий: формирование нового образа местной власти и эффективного способа её взаимодействия с сообществом.
Выработка стратегии муниципального развития, основанной на интересах местного сообщества, будет способствовать:
1. Активизации потенциала, заложенного в местном сообществе, для решения его насущных проблем.
2. Нахождению места территории в системе разделения труда, нахождение его «рыночной ниши»
3. Формированию долгосрочной, прозрачной для общественного контроля программы действий местной власти.
4. Определению приоритетов экономического развития и гарантий поддержки инвестиций (внешних и внутренних) в местные предприятия, работающие в этих областях.
В качестве вывода по результатам формирования стратегии региональной экономической политики можно поддержать мнение ряда российских экономистов, заключающееся в том, что суверенитет регионов, рассматриваемый с позиции эффективности производства качества жизни, состоит в том, чтобы региональная ассоциация свободных людей могла направить свой потенциал на реализацию экономической, социальной, культурной программ развития.
1.2. Этапы разработки стратегии социально-экономического развития муниципального образования Разработка программ и планов социально-экономического развития муниципальных образований может быть условно разделена на три этапа.[1]
1. Первый этап — организационно – подготовительный.
Основанием для начала разработки программы и планов социально – экономического развития муниципального образования является решение органа представительной власти, которое, формулирует постановку задач, устанавливает сроки плановых периодов, сроки реализации отдельных этапов и работы над программой в целом, а также определяет в бюджете муниципалитета размеры и источники финансирования работ.
Инициатором принятия подобного решения, как правило, выступает глава муниципального образования, который обосновывает необходимость разработки программы и выносит на рассмотрение органов представительной власти проект решения по данному вопросу.
Правовой основой для подготовки документов органов местного самоуправления по вопросам территориального планирования являются:
- — Конституция Российской Федерации;
- — Гражданский кодекс Российской Федерации;
- — Федеральный закон от 20.07.1995г.
№ 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально – экономического развития Российской Федерации»;
- — Федеральный закон от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
После решения, принятого органом представительной власти, главой муниципального образования издается постановление, в котором определяется:
- — состав коллектива разработчиков программа (план) социально-экономического развития территории;
- — подразделение муниципального образования, ответственное за формирование сводного итогового документа и представление его главе муниципального образования;
- — сроки вынесения плана на рассмотрение органа представительной власти;
- — статьи бюджета, из которых будут финансироваться плановые работы;
- — размеры и порядок финансирования работ.
2. Второй этап — прогнозно-аналитический
Программы социально-экономического развития муниципальных образований
... Целью курсовой работы является комплексное изучение особенностей программ социально-экономического развития муниципальных образований. Цель работы определила постановку определить составляющие социально-экономического развития муниципальных образований; получить общее понятие о программах социально-экономического развития муниципального образования; выявить основные проблемы реализации программ ...
Второй этап работ по формированию комплексных программ социально – экономического развития муниципальных образований предполагает следующую последовательность работ:
Формирование и анализ информационной базы муниципальных образований.
Разработку Концепции развития муниципальных образований.
Рассмотрим каждый из видов названных работ более подробно.
Формирование и анализ информационной базы.[2]
Накопление и систематизация информации о фактическом состоянии социально – экономического развития муниципального образования должна вестись в трех направлениях:
Во-первых, на основе данных государственной статистики, других ведомств, располагающих необходимой информацией, а также данных, представленных на договорной основе предприятиями реального сектора экономики, как суммы индикаторов, характеризующих состояние развития экономики и социальной сферы муниципального образования
Во-вторых, систематизируется информация по ресурсному и природному потенциалу муниципального образования и поступившая по запросам из министерств и ведомств субъекта Российской Федерации.
В-третьих, для определения оптимального направления развития муниципальных образований, выбора стратегических приоритетов его развития целесообразно провести репрезентативный опрос представителей всех слоев муниципального гражданского сообщества:
- — муниципального управления — в лице руководителей структурных подразделений администрации муниципального образования;
- — крупного, среднего и малого бизнеса в лице владельцев, руководителей и главных специалистов предприятий и организаций, расположенных на территории муниципального образования;
- — общественных организаций — в лице руководителей и активистов общественных организаций, действующих на территории муниципального образования;
- — жителей муниципального образования – в лице всех возрастных и имущественных категорий граждан.
Разработка Концепции социально-экономического развития муниципального образования.
На данном этапе формируется согласованная система идей и взглядов власти, бизнес и населения о стратегических целях социально — экономического развития городского округа, муниципального района, входящих в него поселений, стратегических приоритетах и этапах реализации намеченных целей и задач.
Основная задача концепции — четкое формулирование миссии муниципального образования, стратегии и идеологии его развития на длительный период времени.
Алгоритм формирования Концепции социально-экономического развития муниципального образования
Включает в себя следующие этапы:
1. Доведение до населения результатов текущего состояния экономики и социальной сферы МО
2. Изучение мнения основных групп населения о путях и долговременных целях развития МО
Социально-экономическое развитие муниципального образования
... рекреационной зоны. Глава 1. Теоретические аспекты управления социально-экономическим развитием муниципального образования 1.1 Социально-экономические процессы как объект управления социально-экономическим развитием муниципального образования Формирование и функционирование механизма реализации социально-экономической политики определяется объективными потребностями и тенденциями общественного ...
3. Анализ устойчивых конкурентных преимуществ МО в контексте долговременных трендов развития региональных, федерального и мирового рынков
4. Формирование альтернативных вариантов-сценариев устойчивого развития МО в контексте сохранения конкурентоспособности на рынках финансов, товаров и услуг
5. Выбор концепции развития МО на основе консенсуса интересов населения, бизнес — структур и органов власти и утверждение его в органах представительной вл.
6. Формирование пакета основных первоочередных, среднесрочных и долговременных целей и задач в рамках выбранной концепции
Результатом указанной работы станет – формулирование основных стратегических идей развития и миссии муниципального образования на основе формализованного консенсуса интересов населения, бизнес — структур и органов власти.
Обязательным условием завершения данного раздела прогнозно-аналитических работ является согласование муниципальной концепции с концепцией развития субъекта Российской Федерации, на территории которой находится муниципальное образование, и ее утверждение органами представительной власти муниципального района, городского округа.
Этим, с одной стороны, достигается легитимность реализации выдвинутых стратегических идей развития муниципального образования на период действия полномочий его органов представительной власти, а, с другой стороны, создаются предпосылки соблюдения выбранного стратегического курса следующими созывами депутатов.
3. Третий этап — программно — плановый
Программа социально – экономического развития муниципального образования является по своей сути и содержанию механизмом реализации концепции развития муниципального образования.
Отличительной чертой Программы от долгосрочной Концепции является её направленность только на самое главное – обеспечение реализации стратегических приоритетов социально-экономического развития муниципального образования, как основной предпосылки его устойчивого развития в конкурентной среде.
Она должна касаться только тех хозяйствующих субъектов, отраслей, кластеров, сфер социума, которые могут оказать определяющее воздействие на положительную динамику социально – экономического развития муниципального образования.[3]
Программа содержит механизм реализации выбранного сценария реализации стратегических приоритетов развития муниципального образования, в том числе:
- — перечень нормативно-правовых актов, которые необходимо разработать и принять для правового обеспечения выбранной траектории развития событий;
- — принципы, формы, методы и инструменты управленческого воздействия на процесс реализации выбранного сценария реализации стратегических приоритетов развития муниципального образования;
- — этапы реализации сценария;
- — размеры и состав ресурсов, необходимых для реализации выбранного сценария реализации стратегических приоритетов развития муниципального образования;
- — предложения по финансированию реализации стратегических приоритетов муниципального образования за счет средств бюджетов всех уровней;
- — основные принципы мониторинга реализации стратегических приоритетов муниципального образования в рамках мониторинга реализации комплексного плана его социально – экономического развития.
Текущее планирование муниципального образования ведется в системе показателей, совпадающей с системой показателей среднесрочного плана.
Местные финансы: содержание, эволюция, характеристика звеньев, ...
... муниципального образования, и организуемых муниципальными финансово-кредитными институтами. Объектом являются местные финансы, их содержание, эволюция, звенья, значение в развитии муниципального образования. Цель данной работы состоит в исследовании местных финансов, их содержания, эволюции, звеньев, значения в развитии муниципального образования. ... Разработанность темы курсовой работы. Научные труды ...
Годовой территориальный план является, с одной стороны, инструментом реализации стратегических целей и задач, а, с другой стороны несет важную самостоятельную функцию — является основой бюджетного планирования.
Основные требования к годовым планам:
1. Конкретность. Годовой план, в отличие от среднесрочных и долгосрочных планов, содержит не экономические понятиям и определения, а показатели или систему показателей, индикаторы социально-экономического развития конкретного муниципального образования.
2. Реалистичность и сбалансированность. Годовое планирование должно быть направлено на достижение только реальных целей и задач, обеспеченных наличием реальных ресурсов, доступных муниципальному образованию.
3. Единообразие их структуры во всех муниципальных образованиях позволяющих включать основные мероприятия в региональную программу.[4]
Формы, методы и инструменты реализации экономической политики
Экономическая политика реализуется через систему создания организационно-экономических и правовых условий функционирования экономики республики (муниципального образования) включающую в себя следующие принципы:
- — обеспечение многообразия форм собственности и укрепление института собственности и предпринимательства;
- — свободу экономической деятельности при сохранении регулирования социально-значимых услуг;
- — развитие рыночной инфраструктуры;
- — создание конкурентной среды и регулирование естественных и локальных монополий;
- — свободное ценообразование с сохранением элементов государственного регулирования на товары и услуги, носящие общий характер потребления;
- — обеспечение правового регулирования рынков, в том числе товарных рынков, рынка недвижимости, рынка средств производства, финансового рынка, рынка ценных бумаг;
- — эффективное управление собственностью;
- — опережающее развитие производственной и социальной инфраструктуры;
- — поддержка наукоемких производств и развитие высоких технологий;
- — содействие процессам интеграции экономики муниципального образования в экономику Республики Бурятия;
- — содействие предпринимательству и деловой активности граждан.
В качестве инструментов проведения экономической политики используются:
- — программы комплексного развития (республики) муниципального образования, инвестиционные программы, целевые программы отраслей, программы решения отдельных проблем.
- — планы развития муниципального сектора экономики, планы закупок товаров и услуг для обеспечения муниципальных нужд;
- — планы действий органов власти;
- — финансовые балансы и бюджеты муниципального образования;
- — краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные прогнозы;
Сущность программно-целевого управления заключается в решении конкретных проблем.
Ппроблемы, как правило, классифицируются по направлениям — экономические, социальные, экологические. По каждому направлению определяются ключевые проблемы.
Российский город в условиях социально-экономической трансформации
... изучения города в условиях трансформации; выделить основные проблемы российских городов; исследовать актуальные проблемы на примере города Нижнекамск; найти пути решения проблем в городах в условиях трансформации. Объект и предмет исследования. В данной курсовой работе объектом исследования является: российский город в условиях социально-экономической трансформации. ...
Экономические: проблемы адаптации к рыночным условиям, проблемы структурных деформаций, теневого оборота, поддержки предпринимательства, ресурсо и энергоемкости, регулирования рынков, финансовой устойчивости, неравномерности развития и т.д.
Социальные: здоровья населения, бедности, занятости, преступности, снижения последствий от чрезвычайных ситуаций и стихии, проблемы отдельных категорий населения – молодежи, пенсионеров, инвалидов, многодетных, жилищные проблемы и т.д.
Экологические: охраны окружающей среды, накопления отходов, воспроизводства ресурсов, обеспечения межпоколенного равенства, возмещения повышенных экологических затрат и т.д.
Главное, чтобы проблемы были измеримы, мероприятия по их решению сбалансированы по срокам, финансовому и ресурсному обеспечению.[5]
2. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Г. ЧЕРЕПОВЦА 2.1. Анализ социально-экономического положения города за январь — июнь 2007 года Череповец — крупный промышленный центр Северо-Запада России, город с населением около 308 тысяч человек. Череповец имеет все характеристики, которые позволяют отнести его к категории индустриально развитых: высокий уровень производства промышленной продукции в расчете на душу населения; развитую транспортную инфраструктуру, в целом обеспечивающую работу промышленности города; достаточно высокий уровень образования и квалификации рабочей силы.
За январь-июнь 2007 года крупными, средними и малыми предприятиями города Череповца отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами в действующих ценах на сумму 130657,7 млн. рублей, что на 32,9 % больше, чем в январе-июне 2006 года (98323,2 млн.рублей).
Доля промышленности в экономике города в I полугодии 2007 года составила 95,2 % (в I полугодии 2006 года – 95,1 %).
На прочие виды экономической деятельности приходится 4,8 % (рис. 2.1).
Индекс физического объема (ИФО) промышленного производства в январе-июне 2007 года составил 106,2 % (в 2006 году – 108,3 %), в том числе по видам деятельности: «добыча полезных ископаемых» — 113,4 %, «производство электроэнергии, газа и воды» — 99,1 %, «обрабатывающие производства» — 106,3 %.
Определяющую роль в экономике города играет металлургическое производство: за I полугодие 2007 года его доля в промышленности города составила 80,8 % (2006 год – 79,5 %).
Предприятиями металлургического производства в январе-июне 2007 года отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами на сумму 100571 млн. рублей, что на 35,2 % больше уровня января-июня 2006 года (74398 млн.рублей).
В натуральном выражении в I полугодии 2007 года увеличилось производство стали (на 1,4 %), проката черных металлов (на 3,2 %), сетки стальной (в 2,7 раза).
Несколько снизилось производство чугуна и доменных ферросплавов (на 2,7 %).
Всего с начала года предприятиями химического производства отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами на сумму 12322,4 млн.рублей, что на 24,1 % больше уровня января-июня 2006 года (9927,4 млн.рублей).
Кризис трех лет в онтогенетическом развитии ребенка
... первые три года, очень значительны. Некоторые психологи считают серединой психического развития человека, возраст трех лет. Кажется, еще ... "Я" ребенка. Цель данной работы – познакомиться с особенностями психического развития человека в период раннего детства. Для ... овладевает тем умением, которое существенным образом влияет на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие. ...
В натуральном выражении в январе-июне 2007 года производство минеральных удобрений составило 921,4 тыс. тонн (105,3 % от уровня предыдущего года).
По сравнению с аналогичным периодом 2006 года увеличился выпуск серной кислоты – на 30,9 %, аммиака – на 1,9 %, уменьшилось производство синтетических смол — на 1,6 %, бензола — на 3,7 %.
Производство машин и оборудования с начала года составило 4464,9 млн. рублей, что на 27,7 % больше уровня января-июня 2006 года (3497,0 млн.рублей).
Обработано древесины и произведено изделий из дерева в январе-июне 2007 года на сумму 892,1 млн. рублей, что на 17,7 % больше, чем в аналогичном периоде 2006 года (757,9 млн.рублей).
По сравнению с январем-июнем 2006 года производство фанеры увеличилось на 5,3 % и составило 43485,0 куб. метров, пиломатериалов – на 4,7 % (выпущено в январе-июне 2007 года 33,5 тыс.куб.метров).
Уменьшилось производство древесностружечных плит – 5,9 %, шпона – на 46,2 %, мебели – на 26,2 %.
Предприятиями, занимающимися производством прочей продукции, в январе-июне 2007 года отгружено продукции собственного производства на 353,0 млн. руб., что на 17,9 % больше, чем в аналогичном периоде 2006 года (299,3 млн.рублей).
Производство мебели в 2007 года увеличилось на 15,1 %. В натуральном выражении спичек в 2007 года произведено на 5,5 % меньше, чем в 2006 году.
Объем производства кирпича и товарного бетона в январе-июне 2007 года составил 574,1 млн. рублей, что больше, чем в аналогичном периоде 2006 года, на 51,2 %. Производство строительного кирпича в натуральном выражении выросло на 8,9 % и составило 25,6 млн.усл.кирпичей. Увеличилось производство смеси бетонной на 4,5 % и составило 51,4 тыс.куб.метров.
В январе-июне 2007 года объём производства пищевых продуктов составил 1605,4 млн. рублей, что выше уровня 2006 года (1385,5 млн.рублей) на 15,9 %. В натуральном выражении в I полугодии 2007 года увеличилось производство кондитерских изделий на 6,3 % (в I полугодии 2007 года произведено 12707,5 тонн), мяса — на 1,0 % (произведено 1972,0 тонн), хлеба и хлебобулочных изделий — на 27,1 % (произведено 8669,9 тонн), водки и ликероводочных изделий – на 18,4 % (производство составило 173,6 тыс.декалитров), колбасных изделий – на 9,9 % (4313,0 тонн), цельномолочной продукции (в пересчете на молоко) – на 15,8 % (17679,0 тонн), сыров – на 14,0 % (произведено 138,0 тонн).
Производство мясных консервов, макаронных изделий и минеральной воды снизилось на 9,8 %, 35,3 % и 52,5 % соответственно.
Объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство», за январь-июнь 2007 года составил 2656,0 млн. рублей, что на 32,6 % больше уровня 2006 года (2002,5 млн.рублей).
С начала года построено 46 жилых домов, в них 1177 квартир (в 2006 году – 20 домов, в них 222 квартиры) общей площадью 91103 кв.метра, на 67996 кв.метров (или в 3,9 раза) больше, чем в прошлом году (23107 кв.метров).
Из общего количества жилищного строительства индивидуальными застройщиками в 2007 году введено 8689 кв.метров (33 дома), что на 3456 кв.метров (66 %) превышает уровень прошлого года (5233 кв.метра, 15 домов).
Удельный вес индивидуального строительства в общем объеме введенного в I полугодии 2007 года жилья составляет 9,5 % (в 2006 году – 22,7 %).
Экономические проблемы городов
... затрудняет решение проблем городов. Развитие рыночных отношений, ... экономической базы городов Рура повысило их экономическую устойчивость к колебаниям экономической конъюнктуры. Обогащение функциональной структуры, сулящее жителям города ... города-курорта на одного человека лишает возможности отдыха и лечения 12 человек (при стандартном месячном пребывании). Привлекательность шахтерских городов ...
Средняя стоимость строительства 1 кв. метра общей площади в январе-июне 2007 года составила 18543 рубля/кв.метр общей площади (стоимость указана без домов, построенных индивидуальными застройщиками) или 153,6 % к уровню аналогичного периода 2006 года. В I полугодии 2006 года строительство 1 кв. мера общей площади обходилось горожанам в 12074 рубля.
За январь-июнь 2007 года оборот розничной торговли по предприятиям г.Череповца составил 8089,8 млн. рублей, что в сопоставимых ценах на 17,8 % больше, чем за соответствующий период прошлого года. Каждым жителем города приобретено потребительских товаров в среднем на сумму 26257 рублей, на 5847 рублей (или 28,6 %) больше, чем в I полугодии 2006 года.
В структуре оборота розничной торговли за январь-июнь 2007 года 4153,7 млн. рублей (51,3 %) составляют продовольственные товары (из них 400,1 млн.рублей или 4,9 % – алкогольные напитки и пиво), 3936,2 млн. рублей (48,7 %) – непродовольственные товары.
В январе-июне 2007 года предприятиями и организациями города оказано платных услуг населению на общую сумму 4893,0 млн. рублей. В сопоставимых ценах объём реализации платных услуг за январь- июнь 2007 года увеличился на 5,8 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Каждому жителю города оказано платных услуг в среднем на 15881 рубль, что на 2877 рублей (или 22,1 %) больше, чем в I полугодии 2006 года.
В структуре услуг, оказанных населению крупными и средними предприятиями за январь-июнь 2007 года, 50,5 % занимали услуги жилищно-коммунального хозяйства, 2,6 % — услуги связи, 16,2 % — медицинские услуги, 13,5 % — услуги транспорта, 8,9 % — услуги образования. Бытовые услуги составили 1,5 % от общего объема платных услуг населению.
Оборот общественного питания вырос на 7,8 % к уровню I полугодия 2006 года и составил 466,5 млн.рублей. Каждому жителю города продано товаров через сеть общественного питания в среднем на 1514 рублей. В 2006 году данный показатель был равен 1258 рублей.
В городской бюджет за I полугодие 2007 года поступило 2888,4 млн. рублей (на 28,4 % больше, чем за аналогичный период 2006 года).
Доходная часть бюджета по состоянию на 01.07.2007 года выполнена на 53,22 %.
Налоговые и неналоговые доходы (в том числе налоговые – 1044,6 млн.рублей, неналоговые – 496,3 млн.рублей) за рассматриваемый период составили 1540,9 млн. рублей или 53,4 % всех доходов бюджета (2006 год – 1205,4 млн.рублей или 53,6 %), безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ – 875,8 млн.рублей или 30,3 % (2006 год – 893,7 млн.рублей или 39,7 %), доходы от предпринимательской деятельности – 471,7 млн.рублей или 16,3 % (2006 год – 150,9 млн.рублей или 6,7 %).
В структуре налоговых доходов за январь- июнь 2007 года (как и за январь-июнь 2006 года) основное место занимают поступления по налогу на доходы физических лиц – 755,98 млн. рублей (72,4 %).
На втором месте по значимости в структуре налоговых доходов стоит земельный налог: в I полугодии 2007 года по данной статье доходов поступило 167,2 млн.рублей (16,0 %) Доля других источников налоговых поступлений значительно меньше: налог на прибыль организаций – 17,8 млн. рублей (1,7 %), единый налог на вмененный доход – 79,3 млн.рублей (7,6 %).
Неналоговые доходы I полугодия 2007 года сложились, в основном, из доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (226,1 млн.рублей или 45,6 % суммы неналоговых доходов) и доходов от продажи материальных и нематериальных активов (230,4 млн.рублей или 46,4 % суммы неналоговых расходов).
В январе — июне 2007 года расходы городского бюджета составили 2608,7 млн. рублей, на 28,0 % больше, чем за аналогичный период 2006 года (2038,2 млн.рублей).
Превышение доходов над расходами за I полугодие 2007 года составило 279,7 млн. рублей. В 2006 году значение данного показателя составляло 211,8 млн.рублей.
В структуре расходов городского бюджета (рис. 2.3) расходы на образование составили 916,5 млн. рублей (35,1 %), на здравоохранение и спорт – 638,4 млн. рублей (24,5 %), на ЖКХ – 437,3 млн. рублей (16,8 %), на социальную политику – 331,4 млн. рублей (12,7 %), на культуру, кинематографию и средства массовой информации – 132,7 млн. рублей (5,1 %), на общегосударственные вопросы – 88,4 млн. рублей (3,4 %).
Положительный финансовый результат (сальдированный) деятельности предприятий и организаций города (без субъектов малого предпринимательства) за январь — июнь 2007 года сложился в сумме 34949,7 млн. рублей, что на 59,9 % больше, чем за аналогичный период 2006 года.
Прибыль итого на сумму 35099,8 млн.рублей за январь-июнь 2007 года получили 110 организаций. В 2006 году с прибылью работали 105 предприятий, объем полученной прибыли составил 22069,9 млн.рублей.
Рост объема прибыли (к уровню прошлого года) наблюдается у предприятий, занимающихся производством пищевых продуктов (на 65,5 %), обработкой древесины и производством изделий из дерева (на 49,1 %), производством мебели и прочей продукции (в 3,6 раза), строительством (в 2 раза), оптовой торговлей (в 4 раза), оказанием услуг сухопутного транспорта (в 2 раза), связи (почти в 3 раза).
Металлурги в I полугодии 2007 года получили прибыли на 56,3 % больше, чем в I полугодии 2006 года, предприятия химической промышленности увеличили свою прибыль более чем в 2 раза. Снижение прибыли допустили организации, занятые производством машин и оборудования (на 5,8 %), готовых металлических изделий (на 2,9 %), производством и распределением электроэнергии, газа и воды (на 31,6 %).
В городе на 01 июля 2007 года насчитывалось 41 убыточное предприятие (из числа крупных и средних).
Общая сумма убытка от их деятельности составила 150,1 млн. рублей. За аналогичный период 2006 года убыток в общей сумме 171,6 млн.рублей получили 46 организаций. Таким образом, в 2007 году количество убыточных субъектов хозяйственной деятельности снизилось на 10,9 % (5 организаций), сумма убытка уменьшилась на 12,5 % (21,5 млн. рублей).
Дебиторская задолженность крупных и средних предприятий на 01 июля 2007 года составила 34050,0 млн. рублей, снизившись по сравнению с уровнем 2006 года на 6,5 %. Из общей суммы дебиторской задолженности 4155,2 млн. рублей (12,2 %) – просроченная задолженность. Задолженность покупателей за товары, работы и услуги составила 20445,3 млн. рублей (60,0 %).
Кредиторская задолженность на 01 июля 2007 года составила 35111,1 млн. рублей, что на 38,2 % больше, чем на 01 июля 2006 года. Из общей суммы кредиторской задолженности 2007 года 3529,6 млн. рублей (10,1 %) — задолженность по платежам в бюджеты всех уровней.
В январе – июне 2007 года средняя заработная плата работников крупных и средних предприятий и организаций города составила 17699,57 рублей. По сравнению с аналогичным периодом 2006 года она выросла на 20,3 %. Индекс реальной среднемесячной заработной платы за I полугодие 2007 года – 111,5 %. По отношению к среднеобластному уровню заработной платы за январь-июнь 2007 года зарплата по городу за этот период больше на 37,1 %.
Самый высокий размер средней заработной платы в I полугодии 2007 года был у работников предприятий и организаций, занимающихся финансовой деятельностью – 29128,52 рублей и на металлургических производствах — 24037,58 рублей.
Просроченной задолженности по выдаче средств на заработную плату работникам крупных и средних предприятий и организаций города на 01 июля 2007 года не было.
На II квартал 2007 года по городу Череповцу прожиточный минимум в среднем на душу населения установлен 3665 рублей, для трудоспособного населения – 3964 рубля, пенсионеров – 2765 рублей, детей – 3475 рублей.
Средняя численность работников крупных и средних предприятий и организаций по городу в январе-июне 2007 года составила 116,1 тыс. человек и по сравнению с 2006 годом уменьшилась на 1,1 %. На 01.07.2007 года количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей составило 13,6 тыс. человек или 108,7 % к уровню прошлого года (табл. 2.1).
Таблица 2.1.
Уровень занятости в разрезе основных отраслей экономики (человек)
Вид экономической деятельности
Среднесписочная численность работников
(без внешних совместителей)
Изменение численности
январь-июнь 2006 года
январь-июнь 2007 года
Производство пищевых продуктов, включая напитки
3129
2864
-265
Обработка древесины и производство изделий из дерева
2077
2065
-12
Химическое производство
7627
7433
-194
Металлургическое производство
40805
37437
-3368
Производство готовых металлических изделий
2384
2460
+76
Производство машин и оборудования
5859
9235
+3376
Производство мебели и прочей продукции
998
937
-61
Производство и распределение эл/энергии, газа и воды
3038
2908
-130
8543
6485
-2058
Оптовая торговля
952
954
+2
Розничная торговля, ремонт бытовых изделий
1449
1678
+229
Финансовая деятельность
1186
1155
-31
Образование
11626
11643
+17
Здравоохранение
9685
9761
+76
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг
2261
2321
+60
Среднесписочная численность работников предприятий промышленного производства в январе-июне 2007 года составила 68,0 тыс. человек (58,6 % среднесписочной численности работающих на крупных и средних предприятиях города), увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2006 года на 0,2 тыс. человек.
На 01.07.2007 года на учете в Центре занятости населения города Череповца состояли 1696 человек (128 % к уровню 2006 года), ищущих работу. Из числа человек, ищущих работу, на 01.07.2007 года признано безработными 1149 человек, что на 21,7 % больше, чем на 01.07.2006 года.
Уровень безработицы на 01.07.2007 года составил 0,7 % (на 01.07.2006 года – 0,6 %).
Согласно данным ЦЗН, на конец отчетного периода потребность предприятий и организаций в работниках снизилась по отношению к уровню прошлого года на 15,4 % и составила 3632 человека, из них на должность служащих – 581 человек (2006 год – 969 человек), рабочих – 3051 человек (2006 год – 3325 человек).
За январь-июнь 2007 года родилось 1659 человек, на 12 человек (0,7 %) меньше, чем в 2006 году (1671 человек); умерло 1990 человек, на 240 человек меньше (10,8 %), чем в 2006 году (2230 человек).
Естественная убыль составила 331 человек, что на 228 человек меньше уровня 2006 года.
За рассматриваемый период в город прибыло 1323 человека, что на 227 человек (или 26,5 %) больше, чем в прошлом году; выбыло – 938 человек или 97 % к уровню 2006 года (966 человек).
Миграционный прирост составил 385 человек, что почти в 5 раз больше прироста 2006 года (80 человек).
Вследствие превышения миграционного прироста над естественной убылью численность населения города за январь-июнь 2007 года увеличилась на 54 человека и составила на 01.07.2007 года 307835 человек. За аналогичный период 2006 года численность уменьшилась на 479 человек.
Таким образом, в городе за I полугодие 2007 года по сравнению с аналогичным периодом 2006 года: увеличилось промышленное производство, значительно вырос объем ввода жилья, оборот розничной торговли, общественного питания, платных услуг населению; на 28,4 % увеличилась доходная часть бюджета города; возросла прибыль организаций, снизилось количество убыточных предприятий; выросла заработная плата; снизилась естественная убыль населения, увеличился миграционный прирост, выросло число жителей города.
2.2. Стратегия социально-экономического развития г. Череповца до 2012 г. За прошедшее годы подходы к выработке стратегии социально-экономического развития на городском уровне претерпели значительные изменения. Системное изучение развития города Череповца, равно как и опыта многих других городов, доказывает, что в значительной степени сам крупный город является «хозяином своей судьбы».
В сегодняшних условиях, когда уже никто не «спускает» планы социально-экономического развития «сверху», стратегический план города, разрабатываемый без давления вышестоящих инстанций, в разумные сроки, не для «галочки» или рапорта, нужен самому городскому сообществу. Практическим результатом его реализации станет создание благоприятного экономического климата и социальной среды для привлечения внешних инвестиций. Причем основополагающим принципом разработки плана является согласованность, совместное участие, объединение усилий всего городского социума.
Мэрией Череповца осуществляется разработка стратегического плана социально-экономического развития города на 2000-2010 годы. Над созданием этого документа работает Управление стратегического планирования.
Работа над планом предполагает выработку долговременной концепции комплексного развития экономики и социальной сферы, нацеленной на постепенное устранение негативных явлений с одновременным усилением того, что принято называть «конкурентными преимуществами» города. Согласованное определение перспектив развития экономической базы и социальной сферы, трудового и социально-культурного потенциала города имеет главной целью улучшение качества и подъем уровня жизни нынешнего и будущих поколений горожан, создание благоприятных условий для устойчивого, эффективного и динамичного развития городской экономики.
Принципиальными положениями разработки плана являются:
- — учёт интересов всех социальных, профессиональных, отраслевых групп и слоев городского сообщества, а также видения ими долгосрочных перспектив развития;
- — охват всех направлений развития города (экономика, градостроение, социальная инфраструктура, культура, экология, правопорядок), разработка основных вероятных сценариев развития на основе системного подхода;
- — тщательный анализ исходного состояния и перспектив развития ситуации не только в городе, но и в регионе, в стране, в мире; учет наличных и доступных для привлечения материальных, финансовых, человеческих, интеллектуальных ресурсов;
- — формирование плана как совокупности целевых программ, определяющих задачи и конкретные мероприятия с оценкой их стоимости, ожидаемого эффекта; определение центров ответственности и сроков реализации;
- — гибкость плана, возможность периодической конкретизации и коррекции в зависимости от изменений социально-экономической ситуации в городе и за его пределами, взглядов городского сообщества на пути развития города; сочетание стратегического и оперативного планирования.
Вполне отдавая себе отчет в сложности и нестабильности внешней (для города и расположенных на его территории предприятий) среды, кризисном характере многих экономических и социальных процессов, городская администрация тем не менее осуществляет разработку стратегического плана развития Череповца, рассчитывая на поддержку и участие в разработке общественных организаций, руководства крупных предприятий города и банков, бизнесменов и других представителей города. Широкое участие горожан — важное условие, учитываемое при разработке и уточнении целей планирования и определении его оптимальных направлений.
Долгосрочный стратегический план социально-экономического развития должен стал одним из главных документов Череповца, обеспечивает прочный фундамент для процветания города в XXI веке и гарантирует его конкурентоспособность в национальном масштабе.
Главной целью развития города до 2012 года является:
Устойчивое развитие города Череповца на основе лидерских позиций бизнеса, созданных условий для реализации лидерских качеств горожан, а также лидерства в городском управлении. Повышение качества жизни горожан как результат такого развития.
Развитие должно быть устойчивым. Это означает, что городская система должна улучшаться не только в ближайшее время, но и в более длительной перспективе. Ресурсы города должны быть использованы так, чтобы город постоянно сохранял потенциал своего развития. Будущие поколения череповчан должны получить из наших рук город, способный к дальнейшему развитию.
Развитие города должно основываться на устойчивом положении городского бизнеса, которое в свою очередь берет свои корни в лидирующих позициях предприятий Череповца. Именно от бизнеса по всему городу будут распространяться инновации, импульсы развития.
Другим важным источником развития предприятий является человеческий капитал. Только люди, обладающие чертами лидеров, смогут сохранить и упрочить лидирующее положение бизнеса.
Городская власть в свою очередь должна создавать благоприятные условия для проживания. При этом условия проживания должны быть конкурентоспособными по сравнению с другими городами. Это потребует проявления лидерских качеств и в области городского управления.
Для успешного развития города необходимо устойчивое партнерство власти, бизнеса и общества. Поэтому механизм социального партнерства должен быть важным элементом будущего развития города.
В результате следования этой стратегии будет реализована главная задача существования городских поселений – улучшение качества жизни горожан.
Для достижения главной цели развития города определим основные подцели и направления развития города.
Стратегическое направление 1 — Лидеры в бизнесе
Цель стратегического направления – формирование условий для устойчивого развития бизнеса города, сохранения лидирующих позиций предприятий города на соответствующих рынках.
Направление 1.1. — Кадровый потенциал XXI века
Цель направления – формирование кадрового потенциала, соответствующего требованиям нового тысячелетия, а также потребностям бизнеса города.
Создание системы прогнозирования потребности в кадрах и информирования населения.
Организация подготовки кадров под конкретные рабочие места по заявкам работодателей.
Формирование единой городской системы образования. Улучшение связей между работодателями и учебными заведениями города.
Проведение профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных учреждений.
Привлечение мигрантов, в особенности квалифицированных работников, извне.
Работа над внешним имиджем города.
Направление 1.2. — Благоприятная деловая среда для малого бизнеса
Цель направления – создание условий для количественного и качественного развития малого бизнеса города.
Формирование механизма финансово-кредитной и инвестиционной поддержки.
Формирование условий имущественной поддержки малого предпринимательства.
Развитие системы консалтинговых, юридических и бухгалтерских услуг
Поддержка начинающих предпринимателей
Поддержка создания и последующего развития Череповецкой торгово-промышленной палаты
Направление 1.3. — Новая экономика
Цель направления – создание условий для диверсификации экономики города, создания новых отраслей.
Поиск и поддержка новых направлений экономической деятельности
Адаптация молодых менеджеров на новых направлениях деятельности
Направление 1.4. — Проектная работа с бизнесом
Цель направления – адресная поддержка отдельных проектов бизнеса.
Направление 1.5. – Туризм
Цель направления – количественное и качественное развитие въездного туризма.
Изучение спроса со стороны туристов и разработка мероприятий по обеспечению их объектами показа.
Создание привлекательного для туристов образа, имиджа города.
Развитие инфраструктуры приема иногородних туристов
Повышение квалификации туристических кадров
Стратегическое направление 2 — Активное местное сообщество, обладающее лидерскими качествами.
Цель стратегического направления – создание условий для реализации лидерских качеств горожан, формирования активного местного сообщества.
Направление 2.1. — Череповец — здоровый город
Цель направления – повышение ожидаемой продолжительности жизни горожан.
Приоритетное развитие профилактической медицины и оздоровления населения посредством физкультуры и спорта.
Пропаганда здорового образа жизни. Формирование у населения потребности в здоровом образе жизни.
Охрана материнства и детства. Разработка и внедрение программ оздоровления детей и подростков.
Профилактика заболеваний, имеющих наибольшую долю в структуре смертности жителей города (болезни системы кровообращения, травмы и другие последствия внешних воздействий, новообразования).
Профилактика инфекционных и социально значимых заболеваний.
Оптимизация мощности и сети ЛПУ.
Направление 2.2. – Человеческий потенциал
Цель направления – содействие реализации человеческого потенциала (непрерывное образование, культурное развитие)
Организация работы с детьми и подростками по воспитанию правовой, экономической, экологической, культуры, культуры поведения, целенаправленное развитие качеств личности, способствующих адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.
Развитие информационных и управленческих технологий в экономике, бизнесе, образовании, здравоохранении и т.п.
Развитие досуговой деятельности для детей и подростков.
Создание системы поддержки одаренных детей и подростков.
Уход от знаниевой направленности выпускников путем формирования социальной, информационной, предметно-деятельной компетенции выпускника школы.
Создание условий для развития непрерывного образования.
Реализация программ, направленных на сохранение наиболее ценных памятников истории и культуры, и включение их в активный оборот.
Направление 2.3. — Молодежная политика
Цель направления – стимулирование активного участия молодежи в социальной и экономической жизни города.
Гражданско-правовое и патриотическое воспитание молодежи.
Поддержка молодой семьи.
Содействие экономической самостоятельности, занятости и профориентации молодежи.
Стратегическое направление 3 – Эффективная власть, лидеры в городском управлении.
Цель стратегического направления – осуществление эффективного управления городом.
Направление 3.1. — Землепользование
Цель направления – эффективное землепользование за счет рациональной планировки
Расширение городской черты.
Корректировка генерального плана города. Разработка проектов детальной планировки.
Направление 3.2. — Финансовое здоровье города
Цель направления – оптимизация процесса планирования и исполнения бюджета.
Повышение обоснованности и точности бюджетного планирования.
Проведение инвентаризации бюджетной сети с оценкой эффективности её использования, проведение инвентаризации обоснованности созданных муниципальных учреждений.
Привлечение средств федерального, регионального бюджетов и других источников для долевого финансирования.
Направление 3.3. — Муниципальное имущество
Цель направления – оптимизация использования городского земельно-имущественного комплекса.
Проведение анализа эффективности использования муниципальной собственности и совершенствование механизмов эффективного управления муниципальным имуществом.
Продажа зданий, сооружений и оборудования, высвобождаемого в связи с рационализацией деятельности муниципальных предприятий, учреждений и органов управления.
Приватизация муниципальных предприятий, деятельность которых непосредственно не связана с исполнением полномочий органами местного самоуправления.
Создание условий для выкупа владельцами зданий, сооружений, предприятий, земельных участков, на которых расположены указанные объекты.
Формирование и продажа в собственность земельных участков для строительства под конкретную цель.
Направление 3.4. — Внедрение системы управления городом на основе сбалансированных целевых показателей
Цель направления – создание условий и механизмов реализации стратегии
Формирование карт стратегии.
Внедрение сбалансированных целевых показателей.
Реструктуризация системы управления.
Направление 3.5. – Гражданское общество
Цель направления – создание условий для участия общества в управлении городом, а также реализации инициатив активных граждан.
Развитие механизмов социального партнерства.
Участие городского сообщества в управлении городом (развитие местного самоуправления).
Направление 3.6. – Кадры для бюджетной сферы
Цель направления – создание условий для обеспечения кадрами бюджетной сферы города.
Повышение квалификации.
Создание условий для жилищного обеспечения работников бюджетной сферы.
Создание механизма пенсионного обеспечению работников бюджетной сферы.
Направление 3.7. – Реструктуризация сфер
Цель направления – создание условий для повышения эффективности муниципального сектора городского хозяйства.
Создание информационных ресурсов и информационно-коммуникационной системы органов местного самоуправления, обеспечивающей подготовку и принятие решений в сфере управления городом.
Создание механизма формирования социального заказа на услуги сфер.
Повышение качества услуг.
Внедрение новых технологий управления.
Взаимодействие учреждений с общественностью города.
Поэтапный перевод на целевое финансирование по результатам деятельности.
Стратегическое направление 4 — Благоприятная среда проживания
Цель стратегического направления – формирование условий для комфортного проживания в городе.
Направление 4.1. — Экология
Цель направления – минимизация неблагоприятного влияния среды обитания на здоровье жителей города, обеспечение комфортных условий проживания, деятельности, отдыха.
Создание эффективной городской системы управления окружающей природной средой для достижения устойчивого развития города. Разработка и внедрение механизмов для привлечения и распределения ресурсов, направленных на улучшение качества окружающей среды.
Снижение загрязнения воздуха (в том числе стационарными и мобильными источниками).
Обеспечение безопасной среды в детских, подростковых учреждениях и предприятиях (учреждениях) города.
Повышение экологической образованности и гражданской ответственности населения.
Направление 4.2. — Архитектура и градостроительство
Цель направления – обеспечение комфортности проживания. Создание эстетически полноценной среды города.
Создание условий инвестиционной привлекательности (Формирование местной нормативно-правовой базы, регулирующей градостроительную деятельность).
Развитие инженерной инфраструктуры.
Формирование облика застройки города (формирование программы «Фасад» и долгосрочных поэтапных дизайн-программ).
Создание условий для индивидуального жилищного строительства.
Направление 4.3. – Жилье.
Цель направления – создание условий для обеспечения жильем различных категорий граждан.
Создание условий для дальнейшего развития ипотечного кредитования как основного инструмента решения жилищных вопросов.
Создание условий для развития строительной базы города.
Создание условий для развития конкурентной среды в области строительства.
Обеспечение достаточного маневренного фонда для переселения граждан на период капитального ремонта их дома.
Ликвидация аварийного и ветхого жилищного фонда. Расселение жителей аварийных и ветхих домов.
Направление 4.4. — Транспорт
Цель направления – повышение эффективности и безопасности функционирования городского пассажирского транспорта.
Решение кадровой проблемы.
Воспроизводство подвижного состава.
Переход на конкурсную систему распределения муниципального заказа на перевозку пассажиров.
Оптимизация транспортных потоков.
Направление 4.5. — Благоприятная социальная среда
Цель направления – обеспечение социальной адаптации объектов социальной защиты к изменяющимся социально-экономическим условиям с использованием передовых социальных технологий
Формирование единого информационного пространства.
Разработка и внедрение «Социального паспорта» и организация приема граждан по принципу «одного окна».
Увеличение качества, доступности и объема предоставления социальных услуг семьям с детьми.
Организация системы профилактики детской безнадзорности и бродяжничества.
Улучшение качества, доступности и объема социальных услуг пенсионерам по возрасту и инвалидности.
Организация системы профилактических мероприятий по обеспечению безопасных условий труда.
Формирование условий для полноценного участия инвалидов в жизни города.
Формирование системы социальных технологий на базе МУ «Центр социальной адаптации лиц без определенного места жительства и занятий» на условиях выполнения встречных обязательств со стороны граждан, которым оказывается помощь.
Развитие комплексной системы социального патронажа.
Внедрение на конкурсной основе механизма социального партнерства с негосударственным сектором социального обслуживания.
Создание рынка социальных услуг.
Усиление адресной социальной помощи.
Поэтапная замена отдельных льгот денежными компенсациями.
Направление 4.6. – Безопасный город
Цель направления – повышение безопасности проживания в городе.
Развитие и совершенствование деятельности общественных пунктов охраны порядка как центров профилактической работы в микрорайоне, связи с населением, общественностью, занимающейся вопросами охраны общественного порядка, жилищными предприятиями, участковыми уполномоченными милиции, инспекторами подразделений по делам несовершеннолетних;
Организация работы старших по домам, подъездам, дворам.
Создание условий для решения кадровой проблемы.
Завершение создания единой информационной сети в УВД города.
Проведение информационно-разъяснительной работы с населением.
Ужесточение контроля за безопасностью движения.
Развитие службы криминалистической и судебно-медицинской экспертизы.
Направление 4.7. – ЖКХ
Цель направления – создание благоприятных условий проживания и обслуживания жилищного фонда.
Переход на реальные договорные отношения в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Создание конкурентной среды в жилищной сфере (создание эффективных структур управления собственностью в жилищном фонде; создание акционерных компаний по управлению и содержанию жилищного фонда).
Повышение контроля за качеством предоставляемых жилищно-коммунальных услуг со стороны жильцов-собственников.
Изменение системы управления жильем.
Повышение инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального хозяйства города за счет эффективного регулирования предприятий отрасли.
Внедрение конкурсного отбора подрядчиков для выполнения работ по содержанию земель общего пользования.
Применение новых материалов и технологий при производстве капитальных ремонтов и реконструкции.
Разработка и внедрение мониторинга деятельности предприятий жилищно-коммунального хозяйства.
Направление 4.8. – Имидж города
Цель направления – разработка и реализация имиджевой политики города
Механизм реализации стратегии развития города
Самая блистательная стратегия может быть признана успешной только в случае ее реализации. Как показывает опыт стратегического планирования зарубежных стран, а также опыт промышленных компаний России, целесообразным было бы введение системы стратегического управления на основе системы сбалансированных целевых показателей.
Новая система стратегического управления будет построена на базе следующих элементов:
1. Карта стратегии.
2. Система сбалансированных целевых показателей.
3. Процессно-проектная система.
4. Система стратегического управления.
Внедрение системы стратегического управления на основе сбалансированных целевых показателей позволяет перевести стратегию на язык действий, сделать более ясным видение своего будущего и, как следствие, успешно реализовать стратегию своего развития на ближайшие десять лет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Анализ развития территориального социально-стратегического планирования подтверждает, что это направление совершенствования системы территориального управления, является объективной необходимостью в условиях неизбежного вовлечения все большего числа городов и регионов в процессы демократизации системы управления, повышения самостоятельности местных властей в выборе путей развития и их ответственности за уровень социально-экономического развития и конкурентоспособности своих городов и других административных территориальных образований.
«Стратегичность» заключается в предвидении изменений внутренней и внешней среды планируемого объекта (региона), адаптации к ним процесса его развития. Городское социально-стратегическое планирование является продолжением и логическим развитием ранее применявшихся в СССР и за рубежом методов прогнозирования, комплексного социально-экономического планирования территорий, разработки программ городского хозрасчета и других новаций. В то же время социально-стратегическое планирование обладает и новыми, только ему присущими свойствами, характерными для сегодняшний условий :
- — большая самостоятельность и независимость от вышестоящих уровней управления стратегических планов конкретных территориальных образований;
- — большая нацеленность на решение собственных проблем, повышение своей конкурентоспособности, активизация усилий по привлечению инвестиций;
- — вовлечение в процесс планирования различных общественных групп населения, учет их интересов не только в результатах, но и в процессе активного участия ( в том числе и финансового) в реализации планов
- — разработка специальных механизмов реализации планов, основывающихся лишь на
- — небольшой зависимости от вышестоящего или местного бюджетного финансирования.
Разработка стратегий развития становится одним из наиболее современных методов местного управления. Этот метод получает достаточно широкое распространение не только в передовых городах Западной Европы, но и в России. Среди российских городов, вступивших на путь стратегического планирования г. Санкт-Петербург, разработавший и утвердивший первый в России городской стратегический план; Нижний Новгород, где местными научными институтами на конкурсной основе подготовлены два варианта стратегического плана. Ведутся работы над стратегическими планами в Омске, Новосибирске, Сургуте, Екатеринбурге, Ижевске, Волгограде, Череповце и ряде других городов.
Череповец – наш родной город, в котором живем мы, предстоит жить в будущем нашим детям и внукам. Без преувеличения можно сказать, что практически каждому горожанину небезразлично будущее города. Каким Череповец в действительности станет в перспективе, во многом зависит от горожан, органов городского самоуправления, предприятий и организаций. Их согласованные действия, направленные на формирование будущего облика города, — условие поступательного и сбалансированного развития Череповца.
Главной целью социально-экономического развития города Череповца до 2012 года является: Устойчивое развитие города Череповца на основе лидерских позиций бизнеса, созданных условий для реализации лидерских качеств горожан, а также лидерства в городском управлении. Повышение качества жизни горожан как результат такого развития.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 1. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление. – М.: Гардарики, 2005. – 405с.
2. Веснин В.Р. Стратегическое управление Учебник. – М.: Проспект, ТК Велби, 2006.
3. Виханский О.С. Стратегическое управление. Учебник. – М.: Экономистъ, 2006.
4. Кирсанов С. Муниципальное управление: Эффективность муниципального менеджмента. — СПб.: Андреевский издательский дом, 2008. — 317с.
5. Львов Д.С. Стратегическое управление: регион, город, предприятие /Д.С.Львов, А.Г.Гранберг. – М.: Экономика, 2005.
6. Программа социально-экономического развития города Череповца на 2008 год. Утверждена Постановлением Череповецкой городской Думы от 2 декабря 2007 г.
7. Развитие мегаполиса: проблемы и перспективы//Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, № 2 (319), 2007.
8. Симионов Ю.Ю. Экономика города Учебное пособие для вузов. (Серия: «Экономика и управление»).
– М.: Март, 2006.
9. Чиркин В.П. Система государств и муниципального управления. – М.: 2006. – 320с.
10. Коробко В.И. Экономика городского хозяйства Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ИЦ Академия, 2006.
11. Федеральный закон от 20.07.1995г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально – экономического развития Российской Федерации».
12. Федеральный закон от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
13. Трутнев, Э.К., Якубов, М.О. Планирование городского развития: необходимое и достаточное // Городской альманах, Фонд «Институт экономики города». — М. — 2005.- с.77-91.
14. Стратегия развития города Череповца до 2012 года «Череповец-город лидеров». – Череповец, 2003. – 234с.
[1] Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление. – М.: Гардарики, 2005. – 405с.
[2] Кирсанов С. Муниципальное управление: Эффективность муниципального менеджмента. — СПб.: Андреевский издательский дом, 2008. — 212с.
[3] Кирсанов С. Муниципальное управление: Эффективность муниципального менеджмента. — СПб.: Андреевский издательский дом, 2008. — 231с.
[4] Чиркин В.П. Система государств и муниципального управления. – М.: 2006. – 153с.
[5] Чиркин В.П. Система государств и муниципального управления. – М.: 2006. – 168с.