Главная цель земельных преобразований в Российской Федерации состоит в обеспечении рационального использования и охраны земель как важнейшего природного ресурса, создании правовых, экономических, организационно-технологических и других условий для воспроизводства и повышения плодородия почвы, сохранения сельских, лесных и других земель, улучшения природной среды, развития сельских и городских поселений.
Земельные ресурсы — это не только территориально-пространственно-природный базис исторического месторасположения этноса народа, но сложный социально-эколого-экономический объект управления. Современное развитие мировой экономики показывает, что в современных условиях регулируемая рыночная экономика требует такого государственного управления земельными ресурсами, которое обеспечивает строгое соблюдение системы земельного и гражданского законодательства в сочетании с экономической самостоятельностью субъектов землепользования.
К основным характеристикам земельных ресурсов государства, помимо общей его площади, относятся плотность населения на единицу этой площади и ее освоенность, а также наличие природно-минеральных ресурсов.
Земля как единый фонд является особым объектом управления, который используется самим государством и предоставляется другим лицам в порядке целевого использования с осуществлением при этом функций по внутренней организации земельных участков. Поэтому управление объективно становится не только функцией собственника, но и, наряду с земельным контролем, самостоятельным правомочием Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования. Основная цель управления земельными ресурсами — обеспечение потребностей общества, удовлетворяемых на основе использования свойств земли. Цель отражает перспективное состояние земельных ресурсов и процесса их использования. Управление земельными ресурсами включает такие функциональные действия, как землеустройство, государственный земельный кадастр, мониторинг земель и другие. Поэтому система управления земельными ресурсами может быть государственной, муниципальной и внутрихозяйственной в зависимости от формы собственности на землю и органа, осуществляющего функции управления.
Целью данного работы является изучение использования земельного фонда Никольского района Пензенской области, рычагов управления земельными ресурсами, использование земельных платежей района, то есть всей сложившейся системы управления земельными ресурсами района. В основу этой работы были вложены нормативные документы: учебное пособие «Управление земельными ресурсами», а так же статистические материалы сайтов Администрация Никольского района и Сайт Федеральной Службы Государственной Статистики.
Экономические ресурсы и их использование
... курсовой работы использовались следующие методы исследования: теоретический анализ литературы, обобщение материала. экономический ресурс ограниченность использование Глава 1. Теоретические основы экономических ресурсов § 1. Понятие экономических ресурсов Экономические ресурсы ... ресурсы (денежные средства, которые общество в состоянии выделить на организацию производства); §информационные ресурсы ...
1. Теоретические основы управления земельными ресурсами муниципальных образований
Административно-территориальными образованиями любого уровня являются территории, в границах которых исполняют свои полномочия территориальные органы государственного управления, муниципальными образованиями — территории, в границах которых осуществляется местное самоуправление. Границы территорий административно-территориальных и муниципальных образований могут не совпадать.
муниципальным образованием
- городское или сельское поселение (город, поселок, село, деревня, хутор, станица);
- часть поселения (район в городе);
- несколько поселений, объединенных общей территорией (сельсовет, волость, сельский округ, район, уезд).
Территории муниципальных образований устанавливают с учетом исторических и иных местных традиций (в соответствующих законах республик в составе РФ используют национальные названия муниципальных образований: кожууны, улусы, арбаны и другие поселения, не меняющие принципа территориального или поселенческого объединения), а также с учетом способов хозяйствования (кочевое, хуторское хозяйство), географических особенностей и сложившейся коммунальной и социальной инфраструктуры.
задачи органов местного самоуправления
- совместное использование ресурсов для производственной и иной хозяйственной деятельности;
- совместное пользование социальной инфраструктурой;
- регулирование общественной жизни муниципального образования (общественный порядок, национальные отношения и др.).
Основные параметры, характеризующие территорию муниципального образования, — ее географические, экономические и социальные факторы.
географических факторов
Экономический фактор, Социальный фактор
Все муниципальные образования можно разделить на три большие группы:
1) первая — поселенческие муниципальные образования (города, поселки, сельские поселения).
Как правило, к этой группе относятся те муниципальные образования, в которых имеется собственная инфраструктура, обеспечивающая завершенность производственных циклов;
2) вторая — территориально-поселенческие муниципальные образования (сельские районы, сельские округа и др.).
Такие муниципальные образования состоят из нескольких поселений, объединенных общим хозяйственным циклом, общей инфраструктурой производственной деятельности и муниципального хозяйства;
3) третья — территориальные муниципальные образования. Этот вид муниципальных образований характерен для районов Крайнего Севера, где кочевой образ жизни как основной вид хозяйственной деятельности не позволяет создавать поселения. Эта схема также применима для муниципальных образований в сельской местности с хуторским способом ведения хозяйства.
Управление муниципальными финансами
... муниципальной собственности, ценные бумаги и т.д. Основу муниципальных финансов составляет местный бюджет. Ранее местные бюджеты были частью единого государственного бюджета. В связи со становлением местного само- управления ... в последующих разделах работы. Важным инструментом муниципальной финансовой политики является мониторинг финансового положения муниципального образования и прогнозирование на ...
В системе управления муниципальной недвижимостью наиболее важны разграничение земель по формам собственности, выбор наиболее эффективного направления использования земельных участков и организация процесса передачи прав на землю.
Объектом управления земельными ресурсами в муниципальных образованиях выступают земля в установленных границах фиксированной площади и месторасположения, земельные участки, территориальные зоны, земельные доли (паи) и права на них. Земля на территории муниципального образования может находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности. К государственным землям отнесены федеральные земли и земли субъектов Федерации, муниципальным — земельные участки, принадлежащие на праве собственности муниципальным образованиям. Земли в пределах границ муниципального образования, не отнесенные к государственной, частной и иной собственности, а также земли, приобретенные органами местного самоуправления за пределами черты муниципального образования, также являются землями собственности муниципального образования.
При формировании структуры исполнительного органа местного самоуправления необходимо учитывать следующие принципы:
Принцип целевой ориентации муниципального образования, Принцип горизонтального разделения функций., Принцип вертикального разделения функций
хозяйствующие субъекты федерального и регионального подчинения любых форм собственности; общественные организации, объединения граждан, иные формы самоорганизации, имеющие органы управления в регионах или Федерации; территориальные отделы областных администраций.
Принцип комплексности.
Земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, распоряжаются органы местного самоуправления. Система управления муниципальными землями практически во всех муниципальных образованиях отделена от системы управления зданиями и сооружениями. Исключение составляют небольшие по территории и численности поселки и города, как правило, областного подчинения, где функции управления недвижимостью сосредоточены в одном структурном подразделении местной администрации.
Система управления муниципальными землями, будучи важнейшей составной частью системы управления муниципальной недвижимостью, предусматривает: эффективное использование муниципальных земель; оптимизацию структуры доходов местного бюджета за счет доходов от земельной собственности; создание цивилизованного рынка недвижимости на территории муниципального образования; обеспечение гарантий имущественных прав на объекты недвижимости; увеличение доходной части муниципального бюджета за счет увеличения собираемости земельных платежей; экономию бюджетных средств; снижение затрат времени на управленческие решения.
Для достижения указанных целей, в том числе при разработке и реализации программ социально-экономического и градостроительного развития территории, муниципальные образования определяют наиболее эффективное направление и форму использования земельных участков, в частности продажу земли под приватизированными предприятиями, приватизацию объектов незавершенного строительства, передачу земельных участков в аренду и другие мероприятия.
При этом необходимо учитывать следующие условия и характеристики системы управления муниципальными землями:
- наличие региональной и муниципальной нормативной базы по управлению земельными ресурсами;
- наличие местной информационной базы (базы данных, методики расчета эффективности, региональные нормативы и пр.);
- обеспечение положительной динамики уровня доходов от использования земли и иного недвижимого имущества;
- обеспечение положительного соотношения доходов от использования земельных ресурсов и расходов на содержание социально ориентированной системы УЗР;
- создание положительной динамики технико-эксплуатационных характеристик объектов земельно-имущественного комплекса;
- повышение спроса на объекты земельно-имущественного комплекса;
- формирование рыночных цен на объекты земельно-имущественного комплекса;
- контроль за динамикой стоимости и спроса на продукцию и услуги, производимые государственными и муниципальными унитарными предприятиями, в области управления земельными ресурсами;
- соответствие использования недвижимого имущества различным нормативам;
- развитие институтов профессиональной деятельности в области земельно-имущественного комплекса (независимая оценка, риэлторская деятельность и т.д.);
- динамика котировок субфедеральных и муниципальных ценных бумаг;
- динамика объемов инвестиций и т.п.
Предметом управления, Субъектами
На систему управления муниципальными землями влияют следующие факторы: политические, экономические, социальные, рыночные, экологические и др.
Систему управления земельными ресурсами любого муниципального образования разрабатывают в следующей последовательности:
1. Составляют с учетом проведенного анализа состояния и перспектив развития социально-экономической и политической ситуации в стране, регионе, муниципальном образовании материальные, интеллектуальные и прочие ресурсы, которыми располагает или которые может реально привлечь муниципальное образование для своего развития.
2. Учитывают долгосрочные перспективы развития муниципального образования, сообщества муниципальных образований, а также интересы соседних территорий, органов власти субъекта Федерации и федерального центра.
3. Анализируют основные направления развития муниципального образования: экономическое, социально-культурное, градостроительное, экологическое и пр.
4. Оценивают примерную стоимость программ, ожидаемый эффект и определяют конкретных разработчиков и исполнителей.
5. Обеспечивают периодическую конкретизацию в форме годовых планов в соответствии с изменениями социально-экономической ситуации, взглядов сообщества муниципального образования на развитие территории.
Исходя из сложности системы, в основу процесса управления земельными ресурсами муниципального образования должна быть положена земельно-информационная система, которая позволит:
- проводить мониторинг состояния объекта управления;
- обеспечить контроль исполнения решений и эффективности исполнительных механизмов;
- анализировать внешние и внутренние проблемные ситуации и прогнозировать их развитие;
- поддерживать процедуры принятия решений;
- управлять деятельностью органов местного самоуправления;
- обеспечить надежное хранение и оперативный избирательный доступ к большим объемам информации;
- осуществлять автоматизированную поддержку процедур обработки информации;
- формировать внешние и внутренние коммуникации, а также обеспечить поддержку доступа к удаленным источникам и фондам.
К основным мероприятиям, формирующие систему управления землями муниципального образования относятся:
- ведение земельного кадастра, включая регистрацию земельных участков, их учет и оценку;
- планирование и систематическое регулирование использования земель;
- предоставление и изъятие земель;
- землеустройство и мониторинг земель;
- земельный контроль;
- установление порядка управления и распоряжения землями;
- изъятие и предоставление земельных участков в бессрочное (постоянное) пользование, передача их в собственность, аренду;
- планирование использования земель, находящихся на территории муниципального образования;
- взимание платы за землю;
- установление границ территорий земель, передаваемых в ведение сельских и поселковых администраций, а также предоставляемых юридическим и физическим лицам в различные виды пользования;
- выполнение иных функций в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, субъектов Федерации и муниципалитетов.
Основные демографические показатели в Никольском районе
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
2011 |
|
Численность наличного населения на начало года, тыс. чел. |
36290 |
35890 |
34100 |
|
Из общей численности населения в возрасте: моложе трудоспособного — всего |
4858 |
4857 |
||
Трудоспособного — всего |
21145 |
20600 |
||
Старше трудоспособного — всего |
10287 |
10300 |
||
Плотность населения на 1 кв. км |
14,45 |
|||
Число родившихся, чел. |
336 |
310 |
||
Число умерших, чел. |
737 |
724 |
||
Естественный прирост (убыль), чел. |
-401 |
-414 |
||
Коэффициент естественного прироста, чел. на 1000 населения |
-11,1 |
-11,5 |
||
Прирост (убыль) за счет миграции населения, чел. |
-200 |
-65 |
||
Коэффициент миграционного прироста, чел. на 1000 населения |
— |
-1,81 |
||
Общий прирост (убыль) населения, чел. |
-601 |
-479 |
||
Таким образом, проблемы в демографической ситуации района характеризуются преобладанием естественной убыли и, в первую очередь, высокой смертностью населения. Старение населения, высокий уровень смертности трудоспособного являются фактором, сдерживающим развитие района в средне- и долгосрочной перспективе. Стабилизация численности населения определена положительным миграционным приростом населения.
Миграционные процессы, происходящие в Никольском районе, свидетельствуют о его недостаточной привлекательности для жизни. Так, в последние годы усилилась миграция трудоспособного населения, когда жители района выбирают местом работы г. Москву и другие регионы, происходит отток населения трудоспособного возраста. Причём исследования в этой области показывают, что большая доля выбывающих — высококвалифицированные специалисты молодого возраста.
Муниципальные образования |
Земли с/х назначения |
Земли поселе-ний |
Земли промыш-ленности |
Земли лесного фонда |
Земли водного фонда |
Земли запаса |
Общая площадь, га |
|
Никольская городская администрация |
1167,74 |
101,98 |
1269,72 |
|||||
Сурская поселковая администрация |
378,3 |
58,7 |
5 |
442 |
||||
Ахматовский с/с |
16608 |
701,1 |
40,5 |
13958 |
31307,6 |
|||
Базарно-Кеньшенский с/с |
6198 |
241,6 |
38,3 |
2637 |
9114,9 |
|||
Ильминский с/с |
23017 |
946,5 |
213 |
30581 |
195 |
54952,5 |
||
Казарский с/с |
16674 |
782,3 |
85,3 |
13832 |
31373,6 |
|||
Карамальский с/с |
8014 |
320,7 |
42,2 |
9266 |
17642,9 |
|||
Керенский с/с |
11946,5 |
389,17 |
109 |
10903 |
389,4 |
23737,07 |
||
Маисский с/с |
5951,1 |
452,9 |
168,0 |
14397 |
39 |
21008 |
||
Нижнешкафтинский с/с |
8774,14 |
709,84 |
31,9 |
13810 |
41 |
23366,88 |
||
Ночкинский с/с |
6799,1 |
464,4 |
168,2 |
11313 |
37,3 |
18782 |
||
Усовский с/с |
7305 |
493,65 |
11 |
10385 |
18194,65 |
|||
Всего в границах района |
111286,84 |
7048,2 |
1068,08 |
131082 |
317,3 |
389,4 |
251191,82 |
|
Из выше представленной таблицы видно что площадь земель сельскохозяйственного назначения составляет — 110168 га. В том числе 63 505 га пашни, 38 349 га сенокосов и пастбищ. Почвы в основном темно-серые и серые лесные. 131 028 га (52,2%) — земли лесного фонда, которые находятся в федеральной собственности. К землям лесного фонда относятся земли покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но используемые для ведения лесного хозяйства и лесной промышленности. Ведение лесного хозяйства осуществляется 4-мя лесхозами и Пензенским государственным лесоохотничьим хозяйством. Земли поселений, предприятий и организаций, водного фонда, земли запаса составляют 9940,4 га или всего (4%).
Сельское хозяйство Никольского района представляют 6 организованных хозяйств, 77 КФХ, 6192 ЛПХ населения. Основным видом деятельности, которых является производство зерна, картофеля, овощей, молока и мяса
Для ведения сельскохозяйственного производства Кузнецкий район располагает значительным потенциалом. Оценка сельскохозяйственных угодий по району — 64 балла.
Земли населенных пунктов, находящихся в ведении сельских администраций, составляют — 7048,2.
Категория земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, обороны и иного специального назначения подразделяются на земли, занятые промышленными предприятиями, землями железнодорожного, автомобильного и трубопроводного транспорта, земли обороны и безопасности и прочими несельскохозяйственными предприятиями их площадь составляет 1068,08 га.
Никольский район — один из самых красивых природных уголков Пензенской области. Многовековые леса богаты своей флорой и фауной, обилием редких растений, занесенных в Красную книгу. На территории администрации рабочего поселка Сура расположен уникальный дендропарк (бывшая усадьба Шеншиных).
Также на территорию района заходят отроги Средне-Волжской возвышенности и, покрытые лесами, они создают очень живописный ландшафт.
Славятся в Никольском районе святые источники и родники:
«Владимирский» и «Барский» родники, Святой родник с. Столыпино
В состав зон транспорта, сзязи и инженерных коммуникаций вошли 3 га автомобильного транспорта и 1 га иного транспорта. Данные по использованию земель представлены в таблице.
Данные по использованию земель
№ п.п. |
Использование земель |
Площадь, га |
% к общей площади |
|
1 |
Под сельскохозяйственными угодьями, в том числе: |
102684,5 |
40,88% |
|
Под пашни |
63282,5 |
25,19% |
||
Под залежь |
778 |
0,31% |
||
Под многолетние насаждения |
275 |
0,11% |
||
Под сенокосы |
4024,9 |
1,6% |
||
Под пастбища |
34324,1 |
13,66% |
||
2 |
Под лесными землями, в том числе: |
134856 |
53,69% |
|
Покрытые лесами |
125411 |
49,93% |
||
Не покрытые лесами |
9445 |
3,76% |
||
3 |
Под древесно-кустарниковой растительностью, не входящей в лесной фонд |
3799,78 |
1,51% |
|
4 |
Под водой |
778,39 |
0,31% |
|
5 |
Земли застройки, в том числе: |
1625,339 |
0,65% |
|
Занятые промышленными сооружениями |
191,497 |
0,076% |
||
6 |
Под дорогами, в том числе |
4483,19 |
1,78% |
|
грунтовыми |
3844,19 |
1,53% |
||
7 |
Под болотами |
591 |
0,24% |
|
8 |
Нарушенные земли |
33 |
0,13% |
|
9 |
Прочие земли, в том числе: |
2340,62 |
0,93% |
|
ТБО |
12 |
0,005% |
||
Пески |
662,8 |
0,26% |
||
Овраги |
805,9 |
0,32% |
||
Другие земли |
859,92 |
0,34% |
||
10 |
Итого земель в административных границах |
251191,82 |
100% |
|
Из расчетов на основе баланса видно, что на долю жилой застройки приходится около 1625,339 га, из них занятые под промышленными сооружениями составляют 191,497 га. Также видно, сто около 9% земель (67 га) не вовлечены в градостроительную деятельность. К этим землям в основном относятся затапливаемые пойменные территории.
Эффективность
Сложность анализа системы управления земельными ресурсами обусловливает необходимость применения различных приемов и методов исследования.
Методом сравнения
виды сравнений
- отчетных показателей с плановыми;
- плановых показателей с показателями предшествующего периода;
- отчетных показателей с показателями предшествующего периода;
- показателей работы за каждый день;
- показателей со среднеотраслевыми данными;
— показателей эффективности работы данного предприятия с показателями аналогичных предприятий в других регионах и др
Индексный метод, Балансовый метод, Метод цепных подстановок, Метод элиминирования, Факторный анализ, Графический метод, Функционально-стоимостный анализ
экономической эффективностью
* Российской Федерации — общехозяйственная;
- региона (область, район) — региональная;
- конкретного землевладения, землепользования — хозрасчетная (коммерческая) эффективность.
Экономическую эффективность системы управления земельными ресурсами подразделяют на абсолютную (прямую), фактическую, расчетную.
Эффективность Никольского района представлена в таблице.
Показатели эффективности муниципального образования Никольского района
2010 |
2011 |
2012 |
||
Площадь земельных участков, предоставленных для строительства — всего, гектар |
10,6 |
12,9 |
||
Площадь земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, индивидуального жилищного строительства, гектар |
1,51 |
2,05 |
||
Площадь земельных участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства, гектар |
4 |
|||
Доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, в общей площади территории городского округа (муниципального района), процент |
32,3 |
33,7 |
35,4 |
|
Доля земельных участков (муниципальном районе), представленных для строительства (кроме жилищного) по результатам торгов, в общей площади земельных участков в городском округе (мун. районе), представленных для строительства (кроме жилищного), процент |
100 |
100 |
||
Площадь земельных участков, предоставленных для строительства, в расчете на 10 тысяч человек населения, — всего, гектар |
3,8 |
3,9 |
||
Площадь земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, индивидуального жилищного строительства и комплексного освоения в целях жилищного строительства, в расчете на 10 тысяч человек населения, — всего, гектар |
0,6 |
0,9 |
||
Анализирую выше приведенную таблицу, можно сделать выводы:
- в районе неэффективно используется такой главный ресурс земля, как в качестве основополагающего фактора территориального развития об этом свидетельствуют большая доля неосвоенных земель;
— органы местного самоуправления Никольского района в течении последних 3х лет практически не повысили эффективность деятельности в сфере управления земельными ресурсами. Площадь земельных участков, предоставленных для строительства по сравнению с 2010 годом увеличились на 2 га. А доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, в общей территории городского округа практически не изменились.
Можно выделить следующие основные стратегические цели, которые необходимо достичь для повышения эффективности управления земельными ресурсами:
- сохранения и развития эффективного, экологически и социально ориентированного использования природных и историко-культурных ресурсов, производственного и демографического потенциала;
- повышения привлекательности территории района для жизни населения, инвестиционного развития и усиление его конкурентоспособности.
максимальное удовлетворение потребностей в земельных участках как граждан, так и предприятий различных отраслей хозяйствования на территории города;
- Достижение цели территориального развития предполагается за счет привлечения инвесторов и стимулирования рационального использования земельных участков по целевому и функциональному назначению.
Заключение
Одним из важнейших действий в сфере управления земельными ресурсами на всех административно-территориальных уровнях является система государственного земельного кадастра, которая служит информационной основой государственного управления территориями и экономического регулирования земельных отношений. При этом все составные части земельного кадастра должны быть адаптированы к рыночным условиям. Особенно это важно при разработке экономически обоснованных методик массовой государственной кадастровой оценки земель различных категорий, законодательном изменении принципов и правил налогообложения объектов земельных отношений. Совершенствование системы управления позволит повысить эффективность использования земельных ресурсов на всех административно-территориальных уровнях.
В данной курсовой работе мы изучили систему управления земельными ресурсами Никольского района используя комплексный подход с изучением природных социально-экологических условий района. По категориям среди земель Никольского района преобладают земли сельскохозяйственного назначения 111286,84; земли лесного фонда 131082; земли поселений 7048,2; земли промышленности 1068,08; земли лесного фонда 317,3; земли запаса 317,3.
Проанализировав ситуацию Никольского района были предложены некоторые варианты по оптимизации структуры земельного фонда района, перевод земель из лесного фонда в земли сельхозназначения и из категории сельхозназначения в категорию промышленности общей площадью373,78 га
Список используемых источников
1. Земельный кодекс РФ (ЗК РФ) от 25.10.2001 №136-ФЗ глава 4 ст. 77.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2002 г. (с изменениями от 28 декабря 2013 г.) №101-ФЗ «об обороте земель Сельскохозяйственного назначения»
3. Федеральный закон Российской Федерации от 18.06.2001 №78-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О землеустройстве»
4. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»
5. Закон Пензенской области от 07.04.2003 №461-ЗПО (ред. от 21.02.2014) «О регулировании земельных отношений на территории Пензенской области»
6. Администрация Никольского района http://www.rnikolsk.pnzreg.ru/
7. «Программа социально-экономического развития Никольского района Пензенской области на 2013-2015 гг.»
8. Управление земельными ресурсами: учеб. пособие / Н.А. Киселева. — Пенза: ПГУАС, 2012. — 140 с.
9. Сайт Федеральной Службы Государственной Статистики http://www.gks. ru