Данная курсовая работа посвящена налоговой системе Российской Федерации. налоговый акциз прибыль
Выбор мною данной темы курсовой работы не случаен, в обосновании этому приведу, на мой взгляд, ключевые и насущные примеры.
Во-первых, это обосновывается тем, что на протяжении десяти последних лет налоговая система России постоянно подвергается изменениям, а законодательные органы правительства, как России, так и ее субъектов находятся в постоянном поиске оптимальных решений в сфере налогообложения.
Во-вторых, за актуальность выбранной мною темы говорит следующее, что, на мой взгляд, недостаточно раскрыта теоретическая база налогообложения, являющаяся основой построения оптимальной или рациональной эффективной налоговой системы, отсутствует общая методология подхода к созданию различных видов налоговых систем. Поэтому написание данной курсовой работы мотивировано необходимостью ознакомления с налоговой системой России в условиях новых экономических отношений.
Люди обедают в столовых или в кафе, назначают встречи в барах, заказывают банкеты в ресторанах, проводят свободные вечера в клубах. В общем, услуги предприятий общественного питания всегда востребованы.
В деятельности общепита много нюансов, которые отличают его от других организаций, начиная с неясных критериев, по которым они подпадают под ЕНВД (единый налог на вмененный доход), и заканчивая возмещением НДС.
Эти и многие другие нюансы я хотел бы подробнее рассмотреть в своей курсовой работе.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение теоретических основ налогообложения, анализ налоговой системы России, разбор методик расчета каждого налога в отдельности.
Указанная цель определяет задачи исследования:
- Анализ налоговой системы Российской Федерации;
- Раскрыть содержание отдельных видов налога.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
1. Структура налоговой системы Российской Федерации
Налоговая система РФ — совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков — юридических и физических лиц на территории страны.
Исследования, методы системного анализа и синтеза при рассмотрении ...
... на добавленную стоимость и налоговой декларации. Структурно курсовая работа состоит из введения, двух ... добавленную стоимость и порядка заполнения налоговой декларации, рассмотрены основание и правовые ... формирования налоговой системы России, и является налогом, возникающий при применении общей системы налогообложения ... на добавленную стоимость - Налоговый кодекс Российской Федерации, часть II, глава 21. ...
Участниками правоотношений в системе налогообложения являются:
1. Государственные административные образования:
- региональные (республики, не являющиеся субъектами иных образований, кроме как РФ, края, области, г. Москва и Санкт-Петербург);
- местные (республики, входящие в состав других образований РФ, автономные области, округа и районы субъектов РФ);
- муниципальные (города, районы городов, в том числе г.
Москвы и Санкт-Петербурга, поселки, села и т.д.).
2. Юридические лица (организации).
3. Физические лица (граждане).
4. Органы налоговой службы (таможенной службы).
5. Органы исполнительной власти РФ.
В РФ устанавливаются федеральные, региональные и местные налоги (сборы, пошлины).
Федеральными признаются налоги, устанавливаемые федеральным законодательством и обязательные к уплате на всем экономическом пространстве РФ. Региональными признаются налоги, устанавливаемые законами субъектов РФ на основании федерального закона о налогообложении. Местными признаются налоги, принимаемые представительными органами местного самоуправления в соответствии с законами субъекта РФ и федеральными законами.
Законодательством субъекта РФ регулируются налоги (платежи):
1. Дорожный налог.
2. Пошлина на недвижимость (транспорт).
3. Пошлина на природные богатства (землю, леса, водные ресурсы, недра).
4. Коммунальные налоги.
Законодательством местного самоуправления регулируются платежи:
1. Пошлина на лицензируемые виды деятельности.
2. Сборы за виды деятельности (торговлю на рынках, сдачу в аренду помещений и т.д.).
Все налоги, взимаемые с налогоплательщиков, зачисляются в бюджет муниципального образования и являются источниками его доходов.
Платежи административно-территориальных образований зачисляются:
- с муниципальных образований в местный бюджет (республики, входящей в состав другого государственного образования, автономной области, округа или района субъекта РФ);
- с местного образования в региональный бюджет (республики, не входящей в состав другого государственного образования, кроме как в состав РФ, края, области, гг.Москвы и Санкт-Петербурга);
- с регионального образования в государственный бюджет РФ.
Объектами налогообложения признаются доходы, получаемые налогоплательщиками от всех видов деятельности, недвижимость (строения, транспорт), природные богатства (земля, лес, недра, водные ресурсы), ввозимые и вывозимые товары и т.д.
Доходы — денежные средства и иная материально-вещественная выгода, получаемая налогоплательщиками в любой форме от всех видов деятельности.
Исчисление суммы налога, подлежащего уплате за установленный налоговый период, производится налогоплательщиком самостоятельно. Сумма налога и иного платежа исчисляется из налоговой базы, налоговой ставки по каждому виду налога индивидуально. Уплата налогов и иных платежей осуществляется в сроки, определяемые законодательством. В случае неуплаты платежей в сроки, установленные законодательством, налогоплательщики уплачивают штраф (пеню) в соответствии с законом. Контроль над уплатой всех видов платежей (кроме коммунальных услуг) осуществляется органами государственной налоговой службы.
Курсовая — Федеральные налоги и сборы в налоговой системе ...
... Определение налоговой базы по основным федеральным налогам связано со стоимостной оценкой объекта обложения. В условиях активной деятельности организаций по налоговому планированию в налоговом законодательстве всегда ... речь идет об экологическом и лесном налогах). К неналоговым платежам федерального значения относятся: Плановый объем налоговых платежей в федеральном бюджете России за период с 2000 ...
Уплата всех видов платежей гражданами (физическими лицами) производится через организации, выплачивающие денежное вознаграждение, и кредитную организацию посредством платежных документов.
Уплата платежей организациями (юридическими лицами) осуществляется в безналичной форме через кредитную организацию.Уплата платежей административно-территориальными образованиями РФ производится в безналичной форме авансовыми платежными поручениями через кредитную организацию.
Все налогоплательщики самостоятельно составляют и представляют в налоговые органы по месту учета бухгалтерскую отчетность или налоговую декларацию за соответствующий налоговый период, установленный законодательством.
Анализ налоговых систем государств показывает, что, несмотря на их различие, они имеют в своем составе сходные элементы, хотя в разных сочетаниях.
Элементами любой системы налогообложения являются:
- объект налога — имущество или доход, подлежащие обложению, измеримые количественно, которые служат базой для исчисления налога;
- субъект налога — налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог;
- ставка налога — величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой;
- налоговая льгота — полное или частичное освобождение плательщика от налога;
- срок уплаты налога — срок, в который должен быть уплачен налог и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, независимо от вины налогоплательщика, взимается пени с учетом просроченного срока;
- правила исчисления и порядок уплаты налога; штрафы и другие санкции за неуплату налога.
Законодательную базу системы определяют законы (постановления, распоряжения и другие подзаконные акты), принимаемые соответствующим органом власти.
В России общую линию налогового законодательства определяет Государственная Дума, Совет Федерации, Президент РФ и Правительство РФ. Государственная Дума рассматривает вопросы налогового законодательства и принимает законы о налогообложении, которые с одобрения Совета Федерации и подписи Президента РФ вступают в силу.
Законодательные органы субъектов федерации принимают законы о налогах и сборах и иные правовые акты в области налогообложения, но лишь в рамках Налогового кодекса РФ, принятого Законодательным Собранием РФ.
Органы местного самоуправления, в лице представительных органов, принимают правовые акты в сфере налогового законодательства в рамках Налогового кодекса РФ и законов, принятых соответствующим законодательным органом данного субъекта РФ.
Согласно законодательству Российской Федерации налоговая система является 3-уровневой по исчислению (уплате) налогов и сборов.
В зависимости от уровня законодательной базы и изъятия налогов различают три вида налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.
Влияние налогов на предложение труда
... Следовательно, влияние налогов на предложение труда будет принципиально иным. Причем характер этого влияния будет ... налоговое изъятие с малых заработков будет уменьшать предложение труда, следовательно, будет проявляться эффект замещения. У мало зарабатывающего индивида станет меньше стимулов к работе, ... служить причиной снижения или повышения занятости в пределах нормальной продолжительности рабочего ...
Субъектами налога являются организации (юридические лица) и граждане (физические лица), на которых в соответствии с законодательством возложена обязанность уплачивать налоги (сборы, пошлины).
Налогоплательщики и плательщики сборов уплачивают налоги (сборы), в том числе в связи с перемещением товаров через таможенную границу в соответствии с налоговым законодательством.
Налоговые органы в России представлены Министерством РФ по налогам и сборам с его подразделениями, Государственным таможенным комитетом РФ с его подразделениями, органами государственных внебюджетных фондов, Управлением Министерства финансов РФ, министерствами и финансовыми управлениями субъектов РФ, Федеральной службой налоговой полиции с ее подразделениями, государственными органами исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления и другими должностными лицами, насчитывающими 180 тыс. налоговых служащих (без учета сотрудников ФСНП РФ).
Представленнаяструктура налоговой системы России и ее анализ свидетельствуют, что, являясь наиболее важным механизмом регулирования экономики, система не в полной мере соответствует условиям рыночных отношений и является не эффективной и не экономичной. Она является по своей сути не только грабительской, но громоздкой, сложной и запутанной как по исчислению налогов, так и по документированию, составлению отчетности и компьютеризации.
Множество льгот по видам налогов для различных групп субъектов налога, всевозможных дополнений, поправок и изменений, вносимых законодательными органами и ведомствами, порождает множество актов и инструкций, что не способствует пониманию системы субъектами налога, приводит к усложнению обработки огромных потоков налоговой информации, усложняет процесс сбора и хранения информации, в том числе с применением компьютерной техники, требует увеличения штатного состава налоговых служащих и силовых структур, увеличения расходов на содержание аппарата, закупку и обслуживание аппаратуры, делает налоговую систему не экономичной. Большое налоговое бремя, возлагаемое на субъектов налога, является основным мотивом ухода субъектов налога от уплаты налогов и сборов.
Концентрация основных сумм налоговых платежей в федеральном бюджете, внебюджетных фондах не заинтересовывает территориальные образования регионов в их экономическом развитии (развитии инфраструктуры регионов), не стимулирует процесс изъятия доходов у субъектов налога в пользу бюджета региона. Более того, законодательство не способствует этому в той его части, что множество субъектов налога, как производителей товаров, уплачивают налоги не по месту осуществления деятельности, а по месту регистрации юридических лиц.
Для того чтобы налоговая система функционировала эффективно в условиях рыночных отношений и стимулировала товаропроизводителя и труд работника, необходимо выполнить два условия:
- снизить налоговое бремя за счет уменьшения числа налогов и их ставок;
— сделать налоговую систему понятной, прозрачной, простой, доступной для субъекта налога, экономичной и простой в исчислении налогов с оптимально-минимальным штатом налоговых служащих. Федеральный центр, субъект РФ и орган местного управления не должны занимать вопросы, как и на какие нужды, субъект налога расходует свои доходы. Это должно быть исключительным правом субъекта налога. В этом случае товаропроизводитель будет заинтересован в расширении личного производства, увеличении товаров, накоплении капитала, повышении выплат работникам труда.
История возникновения и развития налогообложения и налогового права
... налогового права, выделение в самостоятельную подотрасль налогового права, как основной институт финансового права. Задачи:Проанализировать происхождение налогов и основные этапы развития налогообложения, дать общую характеристику места и роли налогового права в системе российского права, выделить источники налогового права. История ...
Федеральный центр, субъекты федерации и органы местного управления должны в большей степени интересовать общие доходы производителя, своевременность и полнота исчисления налога субъекта в бюджет и социальная защищенность работников труда.Налоговая система будет работать эффективно, если она будет построена на принципе доходности субъекта налога и административно-территориальном принципе уплаты налогов. Это означает, что все субъекты налога, зарегистрированные или осуществляющие хозяйственную деятельность в данном территориальном образовании, уплачивают налоги в бюджет данного образования, из которого только часть средств, установленная законом, зачисляется непосредственно в бюджет данного образования, а другая часть средств перечисляется в бюджет вышестоящего территориального образования и так далее до федерального бюджета. Данная схема формирования бюджетов территориальных образований позволит упростить процессы, протекающие в налоговой системе, и даст возможность территориальным образованиям объективно формировать свои бюджеты, своевременно производить выплаты организациям и гражданам, а оставшуюся в их распоряжении часть средств направить на развитие инфраструктуры своего региона.
2. Характеристика налогов России
2.1 Налог на добавленную стоимость (НДС)
Считается, что добавленная стоимость представляет собой часть стоимости товара (работ, услуг), которая создана живым трудом и включает в себя заработную плату и прибыль. Но, в свою очередь, налог взимается из прибыли и дважды из заработной платы: непосредственно от физического лица в виде налога на доход (подоходный налог) и с юридического лица в виде единого социального налога. В принципе, до настоящего времени не существовало и не существует в законодательстве и учебной литературе четкого определения, что же характеризует данный вид налога и что такое добавленная стоимость. Если предоставляется возможность накопленное в процессе производства изъять из результатов работы механизма, станка, паровоза, самолета, парохода, а не на стадиях купли-перепродажи, то можно говорить о НДС. Если же взять, например, такой вид товара, как работы и услуги (с них взимается в соответствии с законом НДС), драгоценные камни и металлы (золото, жемчуг и другие), то ничего они не производят в процессе эксплуатации и не могут давать добавленной стоимости, тем более, если они не входят в состав компонентов механизмов. Данный вид налога изначально придуман в 1954 г. французским экономистом Лоре, который впоследствии стал популярным ввиду быстрого изъятия денежных средств у налогоплательщиков и распространился в странах капитала. В начале 90-х годов США и страны Европейского экономического сообщества (ЕЭС) обязали и Россию ввести данный налог взамен включения России в Европейское сообщество.
Доходы федерального бюджета за счет изъятия доходов налогоплательщиков в виде НДС составляют до 40% от всех налоговых поступлений, или около 4% от валового внутреннего продукта (ВВП).
Данный вид налога в Российской Федерации введен в действие с 1 января 1992 г. в результате проведения налоговой реформы по рекомендации ряда зарубежных стран.
Глава значение ндфл в налоговой системе россии содержание налога ...
... под применение налогового вычета. Налоговому вычету подлежит не вся сумма расходов в пределах заявленного вычета, а только лишь соответствующая ему сумма ранее уплаченного налога. Целью дипломной работы является изучение применения налоговых вычетов по налогу на ...
НДС относится к группе косвенных налогов и является регулирующим федеральным налогом. Законом о федеральном бюджете установлены пропорции распределения НДС, на драгоценные металлы и драгоценные камни полностью засчитываются в федеральный бюджет.
НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Налог имеет универсальный характер, поскольку взимается со всех товаров, работ и услуг в течение всего производственного цикла -от завода-изготовителя до места реализации. Причем каждый промежуточный участник процесса уплачивает налог.
Добавленная стоимость представляет собой часть стоимости товаров, работ и услуг, которая создается трудом и включает в себя заработную плату и прибыль. Поэтому законодательно определено, что сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая взносу в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные товары (работы и услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщиками за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.
Плательщиками НДС являются субъекты налога (российские и иностранные юридические лица), осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность, а также индивидуальные частные подразделения.
Не являются плательщиками налога физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
От НДС освобождаются организации и индивидуальные предприниматели сроком на 12 месяцев, если в течение предшествующих последовательных календарных месяцев сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), без учета НДС и налога с продаж, не превышает в совокупности 1 млн.рублей.
По истечении 12 месяцев субъект налога освобождается вновь от НДС при соблюдении данного условия.
Положение не распространяется на субъект налога, реализующего подакцизные товары (подакцизное минеральное сырье), а также на ввозимые им товары.
Объектами налогообложения на НДС не являются:
- выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления, то есть суммы средств, затраченные для этих нужд;
- передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, дорог, электросетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других объектов государству и органам местного самоуправления или по их решению специализированным организациям;
- имущество государственного и муниципального назначения (предприятий), выкупаемое в порядке приватизации;
- выполнение работ и услуг органами, входящими в систему органов государственной власти и местного самоуправления.
Не подлежат налогообложению операции по аренде жилых и нежилых помещений, медицинские товары и услуги, услуги по детским учреждениям, архивам, перевозкам пассажиров, образованию, культуре и искусству, отдельные виды работ, банковских операций, ввозимые товары (всего около 100 операций согласно ст. 149 -150 НК РФ).
В каких случаях предприятия общественного питания не платят НДС?Прежде всего, НДС не должны уплачивать льготники, о которых говорится в статье 149 Налогового кодекса РФ. Впрочем, освобождение от этого налога могут получить и другие организации, если выполнят требования статьи 145 Налогового кодекса РФ. Конечно, НДС не уплачивают те организации, которые переведены на единый налог, на вмененный доход или применяют «упрощенку».
Налоговые режимы, их характеристика
... предложения по совершенствованию применения специальных налоговых режимов. Сущность системы налогообложения Налоги - важнейшая экономическая категория, исторически ... множество определений налогов. Налоговый кодекс РФ даёт следующее определение налога: «Под налогом понимается обязательный, ... установленные сроки в целях реализации общественных интересов. Современное государство, экономика которого ...
Сразу же замечу, что если организация не платит НДС, то возмещать этот налог по купленным товарам, работам и услугам она не имеет права. В этом случае «входной»НДС учитывают в стоимости приобретаемых ценностей. Этого требует подпункт 1 пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса РФ.
Право на льготу по НДС имеют: столовые: студенческие, школьные, в медицинских организациях и в детских дошкольных учреждениях. Льгота установлена подпунктом 5 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ. Там сказано: на стоимость продуктов и блюд, которые продаются в учебных учреждениях, детских садах и в больницах, НДС можно не начислять. Правда, чтобы воспользоваться льготой, эти столовые должны хотя бы частично финансироваться из бюджета или из средств фонда обязательного медицинского страхования. Исключение сделано лишь для дошкольных учреждений. Они могут применять льготу независимо от источника финансирования. На это указано в пункте 11 Методических рекомендаций по применению главы 21 Налогового кодекса РФ, утвержденных приказом МНС России от 20 декабря 2000 г. N БГ-3-03/447.
Кроме того, могут не начислять НДС и предприятия, которые поставляют продукты питания в столовые учебных и медицинских учреждений, детских садов и яслей. Но для этого им необходимо вести раздельный учет (п. 4ст. 149 Налогового кодекса РФ).
Объясню, зачем. Дело в том, что тогда предприятие сможет возместить «входной»налог по тем продуктам, продажа которых облагается НДС. Если же вы не ведете раздельного учета «входной»НДС зачесть из бюджета не удастся. Впрочем, все это не касается налоговых периодов, когда доля затрат на производство льготируемой продукции не превышает 5 процентов общих расходов. В таких периодах, НДС можно возмещать из бюджета в полном объеме. На это указано в пункте 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ.
Чтобы получить освобождение от НДС надо, чтобы выполнялись требования пункта 1 статьи 145 Налогового кодекса РФ. А именно: выручка за три предшествующих календарных месяца у предприятий общепита не должна превышать 1 000 000 руб. Причем выручку нужно брать без НДС и налога с продаж. Если вы соответствуете этому критерию, то можете не платить этот налог в течение 12 календарных месяцев.
Правда, до недавнего времени НДС не могли освободиться бары, рестораны и кафе. Ведь они продают алкогольные напитки, которые облагаются акцизами (ст. 181 Налогового кодекса РФ).
А в пункте 2 статьи 145 Налогового кодекса РФ указано, что не могут получить освобождение те предприятия, которые продают подакцизные товары. Сейчас ситуация изменилась. Это -следствие решения, которое вынес Конституционный Суд РФ в своем определении от 11 ноября 2006 года №313-О.
Суд справедливо отметил, что от уплаты НДС освобождается не налогоплательщик, а его деятельность. Поэтому, если вы помимо алкоголя продаете и продукты, не являющиеся подакцизными товарами, то можете получить для них освобождение от НДС. Понятно, что это возможно лишь при соблюдении требований пункта 1 статьи 145 Налогового кодекса РФ. И естественно, чтобы воспользоваться правом на освобождение от НДС, подакцизную продукцию надо учитывать отдельно.
Экономика предприятия общественного питания
... государственного регулирования торговли и общественного питания. Налоговое законодательство. Чем больше налоговая нагрузка на предприятия питания, тем меньше валового дохода и прибыли остается в их распоряжении, а ... продукции и получение прибыли, необходимой для функционирования и роста экономики. Экономика как одна из общественных, социально-экономических наук имеет общую с другими экономическими ...
Пример
Кофейня ООО «Десерт»выпекает и продает пирожные, а кроме того реализует алкогольные коктейли. На предприятии ведут раздельный учет подакцизных и неподакцизных товаров. ООО «Десерт», продавая пирожные, выручило:
- в январе -252 000 руб. (в том числе налог с продаж по ставке 5%-12 000 руб., НДС -40 000 руб.);
- в феврале -441 000 руб.
(в том числе налог с продаж по ставке 5%-21 000 руб., НДС -70 000 руб.);
- в марте -535 500 руб. (в том числе налог с продаж по ставке 5%-25 500 руб., НДС -85 000 руб.).
В итоге за три календарных месяца общая сумма выручки без учета НДС и налога с продаж равна:
252 000 -12 000 -40 000 + 441 000 -21 000 -70 000 + 535 000 -25 500 -85 000 = 975 000 руб.
Получается, что выручка от продажи кондитерских изделий за три месяца не превышает 1 000 000 руб. Поэтому с 1 апреля 2006 года ООО «Десерт» решило не платить НДС. Для этого 15 апреля в налоговую инспекцию оно представило уведомление, выписки из бухгалтерского баланса и книги продаж, а также копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур.
По-моему, барам, ресторанам и столовым, которые зарабатывают немного и не применяют «упрощенку», очень выгодно не платить НДС. Ведь они продают свою продукцию гражданам. А физические лица этот налог не платят, а значит им не важно, можно ли возместить его. А потому им все равно, платят НДС предприятия общественного питания или нет.
Как начисляют НДС предприятия общественного питания?
Отдохнув в клубе, ресторане, баре, кафе, клиенты все чаще расплачиваются, используя банковские карты. В том случае, когда кассовый аппарат подключен к компьютеру, который связан с терминалом процессингового центра, то деньги с «прогоняемой» карточки списываются сразу и зачисляются на счет предприятия общественного питания в этот же день. Если гражданин рассчитывается принадлежащей ему банковской карточкой, то начислить налог с продаж нужно (ст. 349 Налогового кодекса).
2.2 Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)
Единый налог на вмененный доход (сокращ. ЕНВД, «вмененка») — система налогообложения отдельных видов предпринимательской деятельности. Именно деятельности, а не юридического лица или предпринимателя, поэтому ЕНВД прекрасно сочетается с общей или упрощенной системой налогообложения. Основное отличие ЕНВД от этих систем — то, что налог берется не с фактически полученного, а с вмененного дохода, то есть с того, который предполагается у вас (и за вас) чиновниками. До 2013 года налог был обязательным, с 1 января 2013 года он добровольный.
Как яуже отмечал, предприятия общественного питания не платят НДС, если они переведены на ЕНВД или же применяют упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. Так сказано в пункте 2 статьи 346.11 и пункте 4 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ.
Предприятия общепита вправе перейти на него только по решению своего субъекта РФ (пп. 5п. 2ст. 346.26 Налогового кодекса РФ).
Правда, платить этот налог должны лишь те, у кого площадь помещений, где обслуживают посетителей, не превышает 150 квадратных метров. Сюда включают площадь всех залов и открытых площадок, где установлены столы для клиентов, находятся барные стойки и т.п. А вот подсобки, складские помещения и кухни в расчет не входят. Площадь определяют исходя из данных, прописанных в техническом паспорте здания или в других документах (например, в договоре аренды -если вы арендуете помещение).
Налогообложение малого предпринимательства на примере ИП Ушакова М. А
... со стороны государства. Целью дипломной работы является исследование существующих специальных ... на упрощенную систему налогообложения, установленную главой 26.2 [2]. В качестве объекта налогообложения были приняты доходы, уменьшенные на величину расходов. Также ИП применяет единый налог на вмененный доход. ИП ... Однако любая система налогообложения отражает характер общественного строя, состояние ...
Единый налог рассчитывают по итогам каждого месяца следующим образом:
ЕНВД = (БД*П*К)*15% / 100%,
где БД — базовая доходность на единицу физического показателя;
- П — количество единиц физического показателя;
- К — корректирующие коэффициенты (в зависимости от сезонности, особенностей местоположения, ассортимента и т.д.).
Базовый показатель для предприятий общественного питания -это площадь помещений, где обслуживают посетителей (п. 3ст. 346.29 Налогового кодекса РФ).
Определение услуги общественного питания как вида деятельности, переводимой на ЕНВД, также с 1 января 2006 года претерпевает определенные изменения. Как и в отношении розничной торговли с нового года решен вопрос с площадью. Проблема получила предсказуемое разрешение (аналогично розничной торговле) — если площадь не превышает 150 м 2 , то по данному объекту подлежит применению ЕНВД, если превышает — ЕНВД в отношении данного объекта не применяется.
Если создаваемое предприятие общественного питания не имеет своей целью извлечение прибыли и обслуживает ограниченный круг посетителей (сотрудников конкретной организации), то данное предприятие общественного питания не будет являться плательщиком ЕНВД.
Таким образом, ст. 346.26 Налогового кодекса РФ гласит, что по решению региональных властей на уплату ЕНВД может быть переведена такая деятельность, как «оказание услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала обслуживания площадью не более 150 кв. м». То есть должно выполняться три условия:
1) деятельность является услугой общепита;
2) у фирмы есть зал обслуживания посетителей;
3) площадь зала не превышает 150 кв. м.
Существует закрытый перечень услуг общепита,которые подпадают под ЕНВД, и состоит он только из трёх пунктов:
1) питание в ресторанах, барах, кафе, столовых, закусочных и предприятиях других типов;
2) организация досуга (музыкальное сопровождение, концерты, программы варьете и демонстрация видео, предоставление прессы и настольных игр);
3) изготовление кулинарной продукции и кондитерских изделий.
Ресторан уплачивает единый налог на вмененный доход, реализуя свои кондитерские изделия через собственные торговые точки, а незначительную часть, продавая магазинам — юридическим лицам. Возникает вопрос, является ли реализация кондитерских изделий магазинам выручкой общественного питания или оптовой торговлей, которая под вмененный налог не подпадает?
Согласно подп.6п. 1ст. 3 Федерального закона от 31.07.98 №148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» плательщиками единого налога на вмененный доход являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность в сфере общественного питания (деятельность ресторанов, кафе, баров, столовых, нестационарных и других точек общественного питания с численностью работающих до 50 человек).
По моему мнению, в соответствии с данной нормой Закона №148-ФЗ на уплату единого налога может быть переведено предприятие общественного питания только в части оказываемых им услуг общественного питания. Как следует из пунктов 2 и 3 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.08.97 №1036, услуги общественного питания — это те услуги, которые оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания гражданам, использующим эти услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью.
Учитывая сказанное, продажу рестораном кондитерских изделий магазинам нельзя рассматривать как услуги общественного питания. Следовательно, по указанной деятельности ресторан должен уплачивать налоги в общеустановленном порядке.
2.3 Акцизы
Акциз — косвенный общегосударственный налог, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления (табак, вино и др.) внутри страны.
Подакцизные товарами (статья 181 НК РФ) признаются:
- спирт этиловый из всех видов сырья (а также спирт коньячный);
- спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов, за исключением алкогольной продукции;
- алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, иные напитки с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента;
- табачная продукция;
- автомобили легковые (мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.c.));
- автомобильный бензин;
- дизельное топливо;
- моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
- прямогонный бензин;
- со второго полугодия 2013 года к подакцизным товарам отнесено топливо печное бытовое.
Отличаются от НДС следующими характеристиками:
1) объектом обложения акцизами является оборот по реализации только товаров. Работы и услуги акцизами не облагаются. Перечень подакцизных товаров также ограничен;
2) если НДС возникает и уплачивается на всех стадиях производства и обращения товаров, то акцизы функционируют только в производственной сфере. Исключение составляют акцизы по товарам, импортируемым на территорию РФ. Плательщиками акцизов в этом случае выступают юридические и физические лица, закупившие подакцизные товары;
3) если НДС облагается часть стоимости товара, то акцизом облагается вся стоимость товара, включая материальные затраты.
Ставки акциза:
- Адвалорные (%)
- Специфические (сумма за литр/грамм и т.д.)
- Комбинированные (обе сразу)
2.4 Налог на прибыль организаций
Налог на прибыль (доход) представляет собой прямой федеральный и регулирующий налог.
Объектом обложения налогом является валовая прибыль организации от реализации продукции, товаров (работ, услуг), основных средств, имущества и доходы от внереализационных операций, уменьшенные на сумму расходов по этим операциям. В прибыль не включаются суммы всех видов налогов и акцизов, затраты на производство товаров (работ, услуг), на подготовку и освоение производства, переподготовку кадров и другие виды затрат (всего около 300 позиций, определенных налоговым кодексом).
Прибыль от реализации товаров (работ, услуг) и продукции характеризует частный доход организации, полученный в данном налоговом периоде.Объектом обложения выступают доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося на российской территории, от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на российской территории, а также доходы от международных перевозок.
Субъектами налога являются организации, в том числе бюджетные, являющиеся юридическими лицами, а также организации с иностранными инвестициями и международные организации. Не являются субъектами налога организации любых форм собственности от произведенной ими сельскохозяйственной продукции.
Налог на прибыль организаций является тем налогом, с помощью которого государство может наиболее активно воздействовать на развитие экономики. Благодаря непосредственной связи этого налога с размером полученного налогоплательщиком дохода, через механизм предоставления или отмены льгот и регулирования ставки государство стимулирует или ограничивает инвестиционную активность в различных отраслях экономики и регионах. Этим же целям служит и механизм инвестиционного налогового кредита, предоставляемого налогоплательщикам и погашаемого ими за счет прибыли. Значительную роль в регулировании экономики играет также амортизационная политика государства, напрямую связаннаяс налогообложением прибыли организаций.
Плательщиками налога на прибыль являются организации, осуществляющие в России предпринимательскую деятельность и имеющие объект налогообложения — прибыль. При этом плательщиками налога признаются российские организации, а также иностранные организации, как осуществляющие свою деятельность в нашей стране через постоянные представительства, так и не осуществляющие в России такую деятельность через постоянные представительства, но получающие доходы от источников в Российской Федерации.
Плательщиками указанного налога являются также коммерческие банки различных видов, включая банки с участием иностранного капитала, получившие лицензию Банка России, Банка внешней торговли РФ, а также кредитные учреждения, получившие лицензию Банка России на осуществление отдельных банковских операций. При этом Банк России и его учреждения признаются плательщиками налога только в части прибыли, полученной от осуществления деятельности, не связанной с выполнением ими функций, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Исключены из категории плательщиков налога на прибыль организации, налогообложение которых осуществляется в соответствии с гл. 29 «Налог на игорный бизнес» Налогового кодекса РФ.
3. Перспективы совершенствования системы налогообложения в Российской Федерации
Анализ системы налогообложения России позволяет выявить ряд направлений совершенствования налоговой системы и разрешения проблемы в налоговой сфере, основными из которых являются следующие:
1. Создание экономичной и эффективной налоговой системы с упрощенной законодательной базой, охватывающей всех субъектов налога, которые несут налоговое бремя на издержки и содержание аппарата, налоговых служащих, на организацию сбора, обработку и хранение налоговой информации и установление контроля за поступлением налогов. Особое значение это имеет в переходный период к рыночной экономике.
2. Создание налоговой системы с учетом конкретно складывающихся условий и адекватной внешнеполитическим и внутренним изменениям обстановки. Регуляторами налоговой системы могут выступать:
- своевременная отмена или ввод в действие новых платежей (налогов, сборов);
- своевременное изменение налоговой базы и налоговых ставок в сторону уменьшения или увеличения;
- изменение соотношения различных видов налогов или их замена на группу или единый вид налога на доход, которые обеспечат необходимую долю средств бюджета, используемого для решения задач, стоящих перед органом власти;
- своевременное введение пропорциональных, прогрессивных, дифференцированных или регрессивных принципов налогообложения субъектов налога;
- совершенствование (упрощение) налогового законодательства, в том числе регулирующего использование природных ресурсов;
- создание единого централизованного налогового органа, отвечающего за изъятие налогов и установление контроля над исчислением, уплатой и поступлением налогов в соответствующий бюджет территориального образования.
Обозначенные выше направления совершенствования налоговой системы ни в коей мере не разрешают противоречий в налогообложении, но они в определенной мере в зависимости от используемых механизмов и примененных в налоговой системе принципов могут значительно уменьшить противоречия и получить оптимальную, экономичную и достаточно эффективную налоговую систему, удовлетворяющую многим требованиям, предъявляемым к современным системам налогообложения.
Заключение
Налоговая система Российской Федерации является многоуровневой, сложной, многочисленной в отношении видов налогов, изымающими значительную часть доходов у юридических и физических лиц, имеющими огромный штат налоговых органов. Налоги в настоящее время не только предмет спора внутри страны, но и предмет международных споров.
В общем, обе противостоящие стороны — налогоплательщик и государство с его налоговыми органами — одинаково сходятся на том, что современная налоговая система кардинально нуждаются в радикальном упрощении, а налоговые ставки — в уменьшении и упорядочении, в осмыслении и логико-математическом обосновании.
В настоящее время бытует мнение, что главным противником упрощения налоговой системы являются ученые и консультанты, получающие за свою работу деньги. Это абсолютно неверно. Роль тех и других сводится к обоснованию наиболее оптимальных вариантов налоговых систем, сглаживающих существующие противоречия между государством и налогоплательщиками.
В настоящее время обсуждаются интересные проекты упрощения систем налогообложения вплоть до перехода к системе единого налога на доход или на расход, при которой обложению будут подвергаться только суммарные доходы или расходы граждан или юридических лиц, а все виды накоплений и инвестиций получат полную свободу от налогов как общественно полезные и поддерживаемые государством.
Что касается снижения налоговых ставок, то эти процессы практически реализуются во многих странах. Снижение ставок хотя и не самый кардинальный путь совершенствования налоговых систем, но важный этап в снижении налогового бремени налогоплательщиков и повышения экономического и социального развития страны.
В условиях мирового рынка и международной конкуренции преимущество имеют те страны, которые проводят рациональную и сдержанную налоговую политику, что способствует сбыту товаров и услуг на мировых рынках за счет снижения доли налогового компонента в издержках их производства.
Анализ достижений стран, лидирующих на мировом рынке, показывает, что большинство из них путем налоговой конкурентоспособности решает успешно следующие основные задачи:
- установление налоговых ставок на уровне ниже среднемировых;
- отказ от прогрессивных систем налогообложения для основной массы получателей доходов;
- установление определенных правил расчета налогооблагаемой базы, при которых инвестиции полностью освобождаются от налогообложения.
В этом плане Россия отстает от ряда стран. Доказательством тому является значительный отток национальных капиталов за рубеж и низкий их приток за счет собственных и иностранных инвесторов. Причиной этому является не только недостаточно сложившиеся рыночные отношения, но в большей степени политика государства, в том числе и налоговая политика по отношению к собственному и иностранному налогоплательщику. В налоговой политике важно опираться не только на опыт собственной страны, но использовать ценное и полезное других стран с учетом местных условий, в которых создается и развивается налоговая система.
Библиографический список
1. Горский И. В. Налоговая политика России: проблемы и перспективы.- М.: Финансы и статистика, 2003. -288с.
2. Дмитриева Н. Г., Дмитриев Д. Б. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. — Ростов Н/Д Феникс, 2004.- С. 486.
3. Иванова Н.Г Налоги и налогообложение. Схемы и таблицы. — СПб.: Питер, 2004.-368 с.
4. Ильин А.В. Налоговая нагрузка в России. — М.:Финансы, 2007.- С 185;
5. Капкаева Н.З. Региональные и местные налоги и сборы.- Казань: Таглимат, 2004. — 116 с.
6. Карасёв, М.Н. Налоговая политика и правовое регулирование налогообложения в России. — М.: Вершина, 2004.- 224с.
7. Крохина Ю.А Налоговое право России. — М.: Норма, 2005. -720с.
8. Кузнецова Н.Г. Налоговое право России.- Ростов Н/Д: МарТ, 2003. -256с.
9. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение. — М.: ИНФРА-М,2001.-304с.
10. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 320с.
11. Миренга Л.Б. Основы налогообложения. -М.: Инфра-М, 2009. — 365с.
12. Мурзаев А.И. Налоги. — М.: Финансы и статистика, 2008. -495 с.
13. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998г. № 146-ФЗ в ред. федер. закона от 29.12. 2009 г. № 383-ФЗ // СЗ РФ. — 1998. — № 31. — Ст. 3823; Российская газета.-2009.-№ 255.
14. Патрин В.В. Налоговая политика РФ. — М.:Бизнес, 2008. — 320 с.
15. Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. — М.: Юрайт-М, 2005. — 555с.
16. Романовский М.В. Налоги и налогообложение. — СПб.: Питер, 2003. — 576с.
17. Скворцов О.В. Налоги и налогообложение. — М.: Академия, 2003. -.240с.
18. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. — М.:Москва, 1935.-С. 341.
19. Шувалова Е. Б. Налоги и налогообложение. — М.: ИНФРА-М, 2005.- С. 364.
20. Шувалова Е.Б. Налоги и налогообложение. — М.: ИНФРА-М,2002.-С 304
21. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. — М.: ИНФРА-М, 1999. — 429 с.
22. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. — М-ИНФРА-М, 2003. — 576 с.