, 5 глав, заключение, библиографический список, приложение. В работе также содержится 3 таблицы и 1 рисунок. Для написания курсовой работы было использовано 9 литературных источников.
1. Общая характеристика района, особенности ЭГП
- г. Санкт-Петербург
- Ленинградская область
- Новгородская область
- Псковская область
Площадь района составляет 1, 15% от площади России — 195,2 тыс. кв.км. Это самый малень-кий район по числу составляющих его субъектов Российской Федерации. Район граничит с Финляндией, Эстонией, Латвией и Белоруссией, так же имеет выход в Балтийское море.
Северо-Западный район располагается в северной части Нечерноземной зоны РФ, к северу от 57` с. ш., южная граница района проходит почти на 800 км севернее границы США. Большую часть территории района занимает холмистая низменность, примыкающая к Финскому заливу. Район расположен на Русской равнине.
Самой яркой чертой Северо-Западного района является несоответствие между исторической ролью района и весьма скромной территорией района. Это несоответствие связано со следующими особенностями:
1. Расположение района на отшибе, удаленность от центра России.
Такое положение предотвратило район от татаро-монгольского ига. Как известно, Новгород является колыбелью русской земли, заповедником древнерусской истории и культуры.
2. Район резко выдвинут в сторону Европы. Здесь находятся Псков и Великий Новгород — самые знатные города, долгое время связанные с Европейскими странами посредством торговли в составе Банзы (средневековый союз прибалтов).
3. Приморское и приграничное положение района.
Северо-Западный район уступает большинству экономических районов Российской Федерации по численности населения и территории, поэтому его называют районом одного города — Санкт-Петербурга. В нем сосредоточено 59% населения региона и 68% его городского населения.
В Северо-западном районе, заселенном древними славянскими племенами, получили развитие торговля и ремесла, в Санкт-Петербурге сосредоточились международная торговля, промышленность и квалифицированные кадры, а окраинное положение района способствовало развитию хозяйства. Все эти причины сыграли определенную роль в формировании современного образа района.
Главным стимулом для социально-экономического развития района на всех этапах истории являлось его выгодное экономико-географическое положение. Он является связующим звеном между внутренними районами европейской части России и странами Европы. Благоприятно также соседство с богатым природными ресурсами Северным районом и промышленно развитым Центральным районом, высокоразвитыми европей-скими странами.
Методы изучения экономических районов в курсе «География России»
... курсовой работы – рассмотреть методику изучения экономических районов в курсе «География России». Для достижения данной цели мной были реализованы следующие задачи: 1. Изучить подходы к экономическому районированию России. 2. Изучить общую структуру курса Экономическая география России ...
Район занимает одно из ведущих мест по уровню экономического развития, по масштабам и разнообразию промышленного производства, научно-исследовательской и проектно-конструкторской продукции, подготовке высококвалифицированных специалистов народного хозяйства, темпам формирования рыночных отношений, масштабам участия в мирохозяйственных связях России.
2. Природно-ресурсный потенциал и его хозяйственная оценка
Район беден природными ресурсами, за исключением лесных и водных. Исключение составляют горючие сланцы, торф и сырьё для строительных материалов. Доминирующие отрасли обрабатывающей промышленности ориентируется на завоз сырья из других районов России, особенно из Северного, откуда поступает основная масса топливных ресурсов, а также проката черных металлов.
Климат в районе морской, умеренно-континентальный. Воздух имеет высокую влажность, почвы дерново-подзолистые.
Климатические условия.
Температура воздуха, °С |
Количество осадков |
||||||||
январь |
июль |
январь |
июль |
||||||
факт-я темп-а |
откл-е от нормы |
факт-я темп-а |
откл-е от нормы |
среднее, мм |
отношение к норме,% |
среднее, мм |
отношение к норме,% |
||
Северо-западный район |
-7,7 |
0,6 |
18,2 |
1,3 |
25 |
71 |
27 |
33 |
|
Ленинградская обл.(включ.г.С.-П.) |
-7,7 |
1,4 |
17,7 |
0,9 |
31 |
80 |
30 |
38 |
|
Новгородская обл. |
-8,0 |
1,3 |
18,1 |
1,0 |
24 |
73 |
40 |
48 |
|
Псковская обл. |
-7,3 |
0,6 |
18,9 |
1,9 |
21 |
60 |
12 |
14 |
|
лесные ресурсы
водными ресурсами
топливно-энергетических ресурсов
Гидроэнергетические ресурсы
сельскохозяйственные угодья
рекреационными ресурсами:
- Район богат высококачественными огнеупорными глинами, имеющими хорошую пластичность и исключительно высокую температуру плавления (до 1750): Ленинградская область (Боровическое крупное месторождение — давно эксплуатируется, залегание глин на небольшой глубине);
- большими запасами чистых известняков, используемых в химической, целлюлозно-бумажной, алюминиевой промышленности и сельском хозяйстве: Новгородская область (Окуловское), Ленинградская область (Пикалевское, Сланцевское);
- бокситами, являющимися важной сырьевой базой алюминиевой промышленности: восток Ленинградской области;
- фосфоритами (содержание фосфорного ангидрида в руде — 8,5%), имеющими экспортное значение: г. Кингисепп.
Необходимо заметить, что природно-ресурсный потенциал Северо-Западного района позволяет использовать сочетание экстенсивных и интенсивных методов экономического роста в течение реально обозримого периода. Кроме Санкт-Петербурга, где полностью исчерпали себя возможности экстенсивного развития.
3. Население и трудовые ресурсы
Численность населения Северо-Западного района составляет 7580 тыс. чел. Средняя плотность население составляет: 19,5 человек на кв.км. в Ленинградской области, без Санкт-Петербурга; 13 человек на кв.км. в Новгородской и Псковской областях и примерно 3267,5 человек на кв.км. в Санкт-Петербурге. При этом среди других экономических районов России Северо-Западный выделяется очень высокой концентрацией жителей в одном из регионов — около 60% его населения проживает в Санкт-Петербурге.
Доля городского населения составляет 87% — самый высокий уро-вень урбанизации среди районов страны. Связана высокая доля город-ского населения с наличием в районе Санкт-Петербурга — второго по численности населения города России, города-миллионера (4,6 млн. жителей), возглавляю-щего городскую агломерацию с населением более 5,5 млн. человек. Нов-городская и Псковская области являются относительно слабо урбанизи-рованными. Хотя исторически сеть городов района начала складываться именно в этих регионах: Великий Новгород и Псков являются древней-шими русскими городами.
По темпам роста численности населения Северо-Западный район долгое время отставал от других районов из за Великой Отечественной войны.
Северо-запад отличается низким естественным приростом населения, поэтому миграционный прирост играет главную роль в увеличении численности населения района. Численность городского населения растет за счет административных преобразований и роста наиболее крупных городов.
В динамике численности
Динамику численности населения с 1970 по 2006 год можно проследить по табл. 2:
Таблица 2
Год |
Всего, человек |
На тысячу чел.населения |
|||||
родив-ся |
умерших |
естествен. прирост |
родив-ся |
умерших |
естествен. прирост |
||
1970 |
176076 |
114816 |
61260 |
13,6 |
8,9 |
4,7 |
|
1980 |
216347 |
156516 |
59831 |
15,2 |
11,0 |
4,2 |
|
1990 |
183273 |
170399 |
12874 |
12,0 |
11,1 |
0,9 |
|
1995 |
117567 |
235973 |
-118406 |
7,9 |
15,9 |
-8,0 |
|
2000 |
109806 |
234250 |
-124444 |
7,7 |
16,4 |
-8,7 |
|
2001 |
116080 |
239742 |
-123662 |
8,2 |
17,0 |
-8,8 |
|
2002 |
125297 |
248329 |
-123032 |
8,9 |
17,7 |
-8,8 |
|
2003 |
130401 |
255645 |
-125244 |
9,4 |
18,4 |
-9,0 |
|
2004 |
131861 |
245421 |
-113560 |
9,6 |
17,8 |
-8,2 |
|
2005 |
126778 |
241656 |
-114878 |
9,3 |
17,7 |
-8,4 |
|
2006 |
128407 |
225571 |
-97164 |
9,4 |
16,6 |
-7,2 |
|
Из таблицы видно, что с каждым годом численность родившихся постепенно уменьшается, а умерших, наоборот, возрастает, соответственно, возрастает естественный отрицательный прирост, то есть увеличивается убыль населения.
Этнический состав населения:
Население района многонационально. Основу населения составляет русское население. А также присутствуют такие этнические группы как: карелы (финоугорская группа), финны, вепсы, эльменцы. Во всех регионах Северо-Западного района преобладает русское население. Коренные финно-угорские народы (вепсы, ижорцы и др.) почти полностью ассимилировались, чему способствовали их изначально малая численность и давнее распространение православия. В Санкт-Петербурге, как в любом крупном городе с интенсивным миграционным притоком на протяжении многих десятилетий, имеются многочисленные диаспоры народов всего бывшего СССР: украинская, татарская, еврейская, эстон-ская и др. Наиболее распространенная конфессия — православие.
показатели занятости трудоспособного населения
Табл. 3
Санкт- Петербург |
Ленинградская Область |
Псковская Область |
Новгородская Область |
||
Численность населения |
4,6 |
1,64 |
0,66 |
0,71 |
|
Экономич-ки Активное Население |
2,6 |
0,76 |
0,37 |
0,36 |
|
Численность занятых |
2,33 |
0,67 |
0,30 |
0,30 |
|
Из табл. 3 следует, что не все экономически активное население занято в трудовой деятельности, что говорит о повсеместной безработице.
4. Народнохозяйственный комплекс
Северо-Западный район специализируется на производстве промышленной продукции, которая требует глубокой специализации в сочетании с многочисленными и многообразными связями по внутри- и межотраслевому производственному кооперированию и квалифицированного труда.
Ведущая роль в специализации принадлежит машиностроительному комплексу. Машиностроительный комплекс — многопрофильный. Исторически развивается без наличия металлургической базы тяжелое машиностроение. Машиностроение производит более 30% всей промышленной про-дукции района. Пик развития машиностроительного комплекса пришелся на 30-е годы — 40% машиностроения дает Санкт-Петербургский промышленный узел. Машиностроение отличается большой потребностью в труде массовых профессий (энергетика, сельское хозяйство, полиграфическое машиностроение), предприятия машиностроения, ориентированные на высококвалифицированные трудовые кадры, металлоемкие (радиоэлектроника, приборостроение, электроника).
Машиностроение в Северо-западном районе имеет следующие стадии:
- Производство корпусов машин
- Производство узлов и деталей, запчастей
- Чугунное и стальное литье
- Сборка
Ведущие отрасли машиностроения:
- Судостроение
- Электротехническое машиностроение
- Энергетическое машиностроение
- Тракторное машиностроение
- Сельскохозяйственное машиностроение
- Приборостроение
- Станкостроение
- Электронная промышленность
Особенно велико значение двух производств, по разви-тию которых район занимает лидирующее место в России. Во-первых, это судостроение, главным российским центром которого Санкт-Петер-бург является со времени своего основания. На многочисленных пред-приятиях (более 40) могут производиться морские суда всех типов, в том числе атомные ледоколы, подводные лодки и др. Главные предприятия подотрасли — «Балтийский завод», «Северная верфь», «Адмиралтейская верфь». Во-вторых, это энергетическое машиностроение, которое обес-печивает оборудованием (турбинами, генераторами, реакторами и др.) все основные типы электростанции — тепловые, гидравлические; атом-ные. Главными предприятиями подотрасли являются «Электросила» и «Ижорские заводы». Кроме того, в Санкт-Петербурге производятся мощные тракторы (на «Путиловском заводе», который раньше произво-дил также танки), станки, вагоны для метрополитена, космические спут-ники, различные приборы и другая машиностроительная продукция. Другими важными центрами машиностроения в районе являются Выборг в Ленинградской области (производство платформ для добычи нефти и газа с морского шельфа) и Великий Новгород (производство телевизо-ров и другой радиотехники).
Основная часть машиностроительных предприятий сосредоточена в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. На базе большинства предприятий созданы производственные объединения. Крупнейшими машиностроительными предприятиями являются завод «Электросила» , о котором говорилось ранее, Кировский завод (производство мощных тракторов), Адмиралтейский и Выборгский заводы (уникальные суда, рыболовные суда, танкеры), Невский металлургический завод (штучные, малосерийные машины, оборудование для АЭС, мощные экскаваторы), объединение «ЛОМО» (оптико-механическая продукция), «Светлана» (электронное оборудование), а также станкостроительные объединения, заводы точного машиностроения, радиоэлектроники, вычислительной техники и приборостроения.
химическому комплексу
Большое развитие в районе получило производство:
- резинотехнических изделий
- шин
- синтетических смол
- удобрений
- пластмасс
- лакокрасочных изделий
- кислот
- реактивов
- химико-фармацевтических препаратов
Горнохимический комплекс расположен вблизи добычи районов добычи и имеет также отдельные цеха на Волховском и Кингисеппском заводе.
Производство фосфорных удобрений сосредоточено в Волхове и Санкт-Петербурге, производство фосфоритной муки на основе местных фосфоритов в Кингисеппе, производство азотных удобрений с использованием природного газа на Новгородском комбинате, производство двойного суперфосфата на Волховском комбинате, производство шин, резиновой обуви и других резинотехнических изделий на объединении “Красный треугольник”, переработка сланцев в г. Сланцы. Перспективна для развития синтетическая химия в силу того, что ее продукция высоко транспортабельна. В целом химическая промышленность имеет тенденции к сокращению особенно вредных в экологическом отношении производств.
лесной комплекс.
Он представлен всеми стадиями:
- заготовка
- лесопиление
- деревообработка
- переработка древесины
и производит:
- пиломатериалы
- фанеру
- древесноволокнистые плиты
- мебель
- бумагу и т.д.
Производства лесного комплекса сосредоточены во всех областях района, но по большей части в Ленинградской области и Санкт-Петербурге. Крупнейшими комбинатами целлюлозно-бумажной промышленности являются Светлогорский, Советский, Приозерский, расположенные на Карельском перешейке. Основным направлением развития лесного комплекса являются глубокая переработка древесины, повышение качества ее продукции, восстановление лесных массивов.
Пищевая промышленность
Современная специализация Северо-западного района обусловлена, прежде всего, наличием в регионе крупнейшего промышленного центра — Санкт-Петербурга и во многом определяет темпы научно-технического прогресса во всех отраслях народного хозяйства России.
легкой промышленности
текстильной промышленности
подотраслями сельского хозяйства
индустриально-строительный комплекс
топливно-энергетического комплекса
Нефть поставляется из Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции и обрабатывается на нефтеперерабатывающих заводах.
Роль ГЭС в районе невелика, станции работают лишь в пиковом режиме (Волховская ГЭС).
Для снятия пиковых нагрузок приобретают значение гидроаккумулирующие станции и газотурбинные теплофикационные установки — ГТУ.
Энергетика района развивается относительно быстрыми темпами несмотря на слабую базу.
металлургического комплекса
Развитие цветной металлургии сдерживается бедностью сырьевой базы и напряженностью топливно-энергетического баланса. Добыча и первичная обработка цветных металлов (прежде всего меди и никеля) сосредоточена в Мурманской области, а переработка в Ленинградской области. Глиноземные заводы располагаются в Тихвине, Пикалеве. Волхове. Имеет место производство алюминия в Ленинградской области, прокат никеля и меди. Предприятия огнеупорных материалов работают на местном сырье. Развитие отраслей металлургии требует решения проблем охраны окружающей среды, повышения надежности работы нейтрализационных установок биологической очистки, внедрения новых способов электротехнической очистки.
агропромышленном комплексе
До революции в сельском хозяйстве района значительную роль играло производство скоропортящихся овощей и фруктов, мясопродукции, свеже- и кисломолочной продукции, а также производство серых хлебов — ржи, ячменя и овса.
В АПК Северо-западного района рост производства связан с :
- укреплением межрегиональных связей
- развитием предпринимательства на селе
- многообразием форм собственности
- созданием сети перерабатывающих предприятий малого и среднего бизнеса.
5. Транспорт, внешние экономические связи, проблемы и перспективы развития района
Северо-Западный район располагает всеми видами современного транспорта. На его долю приходится значительная доля морских и речных перевозок.
В настоящее время транспортная система ориентированна на решение трёх основных задач:
- выход к Балтике через Москву всей южной и юго-восточной части России и прилегающих государств СНГ.
- выход к Балтике Белоруссии и Украины и связь Балтийского бассейна с Черноморским.
- связь с Балтикой северных регионов России.
Именно решение этих трёх задач делает Северо-запад наиболее перспективной зоной мирохозяйственных связей России.
Ведущим видом транспорта является железнодорожный. По плотности железнодорожной сети район находится на одном из первых мест в стране. От Санкт-Петербурга берут начало 12 направлений дорог на Москву, Урал (через Череповец-Вологду), Белоруссию и Украину (через Витебск-Оршу-Харьков).
Железные дороги связывают Северо-запад с Севером (С-Петербург-Петрозаводск-Мурманск и через Вологду и Котлас с Сыктывкаром и Воркутой), государствами Балтии (С-Петербург-Талин, С-Петербург-Псков-Рига, С-Петербург-Псков-Вильнюс и далее — на Калининград).
Особое значение все эти дороги имеют потому, что соединяют практически всю Россию с Балтикой. Здесь же происходит и «ввод» в Балтику Мариинской водной системы, дающей непосредственную связь северных морей России с её южными морями.
По железным дорогам района перевозятся продукция лесной промышленности, металл, топливо, оборудование, машины и другая продукция. В вывозе преобладает продукция машиностроения, химической, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. Во ввозе — топливно-энергетические ресурсы, лес, металл, строительные материалы, продовольствие. В последние годы получил развитие трубопроводный транспорт.
Для района характерно значительное преобладание ввоза над вывозом, что является следствием специализации района на обрабатывающей промышленности. Наиболее тесные связи сложились с Северным районом. Развиты экономические связи с Центральным экономическим районом.
Для Северо-запада также характерны многие процессы и проблемы:
1) реструктуризация хозяйства в результате резкого спада промышленного производства, с одной стороны, и развития сферы обслуживания и финансово-банковской сферы, с другой. Лидер в этом процессе Санкт-Петербург, повторяющий, хотя и с определенным отставанием, московский путь развития;
2) депрессия в регионах, специализирующихся на отраслях обрабатывающей промышленности и ВПК (Ленинградская и Новгородская области);
3) кризисное положение в отстающих регионах (Псковская область) и небольших городах;
4) потеря научных кадров, разрушение научного потенциала и культурно-исторических центров;
5) депопуляция населения и т.д.
Основное преимущество Северо-запада — его приграничное и приморское положение. В настоящее время Санкт-Петербург и Ленинградская область стали основным «окном в Европу». Это предопределяет эффективность развития здесь транспортной и складской инфраструктуры международного уровня: расширение существующего и строительство морских портов, строительство скоростных автомобильных и железных дорог, международного аэропорта и т.п.
Приграничное положение с Прибалтийскими странами Новгородской и Псковской областей обусловливает необходимость изменения специализации хозяйства с ориентиром на интенсивное приграничное сотрудничество в экономической сфере. Особого внимания заслуживает Псковская область, существенно отстающая по уровню экономического развития от сопредельных территорий.
Для реализации преимуществ выгодного транспортно-географического положения потребуется шире практиковать создание на территории субъектов Федерации Северо-Западного района свободных экономических и таможенных зон, что позволит дополнительно привлечь иностранные и отечественные инвестиции.
Санкт-Петербург — крупнейший порт страны и мира, но перспективы дальнейшего развития порта очень ограничены тем, что он вырос «в теле» крупного города, массовый транзит через который нецелесообразен. Да и ресурсы городской территории также ограничены. Поэтому расчетная мощность Петербургского порта после его расширения оценивается в 25-30 млн. т. грузооборота в год. А потребности России в этом регионе оцениваются в перспективе в 100-120 млн. т. ежегодно. Поэтому начато создание на Балтике системы российских портов. Предполагается расширение уже существующих небольших портов в Выборге и Высокие и строительство новых крупных портов в устье реки Луги и в районе города Ломоносова.
Существенно новой оценки заслуживает геополитическое положение региона. После прекращения существования СССР именно этот регион стал для России практически единственным непосредственным выходом в западную (атлантическую) сферу мирового рынка. И сразу выяснилось, что этот выход совершенно недостаточно обустроен для успешного выполнения своей новой роли — сказываются предпочтения прежних лет (по количеству портов, сухопутных путей за рубеж, инфраструктурному обеспечению, обустройству государственной границы).
Но решать задачу неизбежно придётся, поскольку ни на черноморские порты, ни на порты государств Балтии Россия всерьёз рассчитывать не может. Необходимо особо подчеркнуть, что сформировать полноценный морской выход России в Европу — это чрезвычайно важная задача не только для Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а для всей России. Но главную роль, безусловно, должна играть сама Российская Федерация. Не исключено, что это и есть важнейший в будущем ресурс развития.
Важнейшие перспективные направления реструктуризации и подъема экономики регионов Северо-запада:
- а) приоритетное не только в районе, но и для России в целом развитие транспортно-складского комплекса в петербургской агломерации, включая, с одной стороны, коренную реконструкцию и увеличение на Балтике мощностей морских портов и повышение пропускной способности коммуникаций, идущих из Финляндии, а, с другой стороны, развитие железных и автомобильных дорог в глубь России;
6) сохранение ведущей роли района в развитии производств высоких технологий, в том числе точного приборостроения и средств связи, судостроения, химической продукции;
- в) усиление роли района в сфере транспортно-экспедиционных, кредитно-финансовых, информационных и туристических услуг;
- г) закрепление ведущих позиций в области науки и научного обслуживания, подготовки высококвалифицированных кадров для народного хозяйства;
- д) постепенное повышение роли местного производства в удовлетворении спроса населения на товары народного потребления.
Следует обратить внимание и на то, что уже в ближайшей перспективе (в рамках ближайших 5-10 лет) может заметно возрасти мирохозяйственное значение Северного морского пути. В этом вопросе имеется очень много неясностей, но в целом тенденция такова, что научно-технический прогресс и поляризация мирового рынка на западную и восточную зоны с эпицентрами в Северной Атлантике и в Северной части Тихого океана потребует более интенсивного и масштабного освоения зоны Северного морского пути. Отчетливо просматривается неоднозначная проблема освоения Северного морского шельфа. В решении обеих проблем неизбежно придётся участвовать и Северо-западу.
В настоящее время транспорт региона, особенно морской, не справляющийся с объемом экспортно-импортных перевозок, испытывает большие трудности. Поэтому здесь намечаются очень значительные масштабы нового транспортного строительства. Широкую известность получил проект высокоскоростной магистрали, которая через Санкт-Петербург (в обход города) свяжет Москву со Скандинавией. Одновременно проектируется реконструкция и модернизация Октябрьской магистрали.
В планах создания региональной межотраслевой транспортной системы большое значение отводится сооружению кольцевой автомобильной магистрали вокруг Санкт-Петербурга (это позволит освободить город от значительной части грузового автотранспорта), реконструкции аэропорта Пулково и строительству нового современного аэропорта. Наконец, значительные масштабы должно принять сооружение трубопроводов (в первую очередь от Киришского НПЗ).
Необходимо всестороннее развитие непроизводственной сферы. При решении этой проблемы необходимо осмыслить социально-экономическую функцию этой сферы. Ряд отраслей непроизводственной сферы могут стать реальными отраслями региональной специализации, и кроме того, непроизводственная сфера является полем для развития малого и среднего бизнеса.
Заключение
В ходе написания курсовой работы мы обращались ко многим экономико-географическим характеристикам Северо-Западного района, в результате чего, мы изучили его основные особенности и структуру.
В итоге стало понятно насколько велика роль Северо-Западного района в экономике всей Российской Федерации. Ведь, благодаря выгодному экономико-географическому положению, именно этот район связал всю Россию с Балтикой и стал для нее практически единственным непосредственным выходом в западную (атлантическую) сферу мирового рынка. Кроме того, именно это послужило быстрому развитию в Санкт-Петербурге судостроения, по показателям которого Северо-Западный район занимает лидирующее место в России.
Санкт-Петербург является вторым городом по численности в России, городом-миллионером, безусловно, крупным научным и культурным центром, что также положительно влияет на экономическую и социальную сферы Северо-Западного района.
Таким образом, курсовая работа помогла нам не только систематизировать наши знания о Северо-Западном экономическом районе, но и выявить всю важность его влияния на экономико-географическое развитие всей России.
Библиографический список
1) Вавилова, Е.В. Экономическая география и регионалистика: учеб. пособие / Е.В. Вавилова. — М.: Гардарики, 2005.
2) Сибикеев К.В. Регионоведение. — М.: ЮНИТИ, 2005.
3) Российский статистический ежегодник. 2007: Стат. сб. — М.: Росстат, 2008.
4) Региональная экономика: учеб. пособие для вузов / под ред. проф. Морозовой Т.Г. — М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2004.
5) Трёшников А.Ф. Географический энциклопедический словарь. — М.: Дрофа, 2002
6) Социально-экономическое положение Северо-Западного Федерального округа в 2004 году. — М.: Воланд, 2005
7) Строев К.Ф. Регионы России. Основные характеристики субъектов РФ. — М.: Аванта+, 2006
8) www.allreferats.ru
9) Атлас: География России/население и хозяйство, 9 кл. — М.: Дрофа, Издательство ДИК, 2008