Сегментация финансового рынка и формирование процентных ставок

  • Список использованной литературы

1.1 Сберегательный банк

Сберегательный банк это кредитное учреждение, специализирующееся на привлечении денежных сбережений и временно свободных средств населения в виде сберегательных вкладов, по которым выплачиваются проценты.

Сберегательные банки на ранних этапах развития занимались аккумуляцией сбережений малоимущих слоев населения. Но постепенно круг их операций расширялся. Они становились, по сути, универсальными банками, выполняющими функции коммерческих банков. Это обусловливало усиление конкурентной борьбы сберегательных банков с другими кредитными учреждениями за средства населения как источник капиталов. В настоящее время сфера операций сберегательных банков достаточно широка. Она включает депозитные, кредитные, инвестиционные, валютные и иные операции. Работают банки с широкой клиентурой, как с частными вкладчиками, так и с торгово-промышленными компаниями, банками, другими кредитными учреждениями и государством.

В некоторых промышленно развитых странах сберегательные банки занимают ведущие позиции в кредитной системе, а в развивающихся странах они в основном ориентированы на стимулирование сбережений, развитие жилищного строительства и сельскохозяйственного производства, финансирование социальных программ.

В числе важных задач сберегательных банков оказание социальной защиты населению. Эти банки тесно связаны с операциями казначейства, они вкладывают значительную часть привлеченных средств в покупку государственных ценных бумаг.

1.1.1 Виды банковских вкладов

Существует несколько критериев, по которым банковские вклады классифицируются на виды и подвиды. Депозиты могут различаться по таким параметрам, как сроки размещения, предназначение банковских продуктов, функциональность, а также по валюте. По срокам депозиты делятся на вклады до востребования и срочные.

1. Вклад до востребования

2. Срочный вклад

Срочные вклады могут быть, в свою очередь, разделены на отдельные подвиды по своему назначению:

  • Сберегательный самый простой из них. По такому вкладу запрещены операции пополнения и частичного снятия сумм. Сберегательные депозиты, как правило, имеют самые высокие ставки.
  • Накопительные вклады рассчитаны на тех, кто хотел бы пополнять депозит в течение срока действия договора.

Они предназначены для тех, кто хотел бы накопить какую-то крупную сумму (например, на дорогостоящую покупку).

20 стр., 9592 слов

Анализ депозитных операций коммерческого банка на примере ОАО ...

... сберегательные; По категориям вкладчиков различают депозиты: физических лиц; - юридических лиц. Существование межбанковских депозитов обусловило деление депозитных операций на пассивные и активные. Активные депозитные операции - это размещение имеющихся в распоряжении банков средств во вклады ...

— Расчетный вклад позволяет клиенту сохранить в той или иной мере контроль над своими денежными средствами, управлять своими накоплениями, совершая приходные или расходные операции. Еще одно название этого вида депозита универсальные вклады. Расчетные вклады также бывают расходно-пополняемыми и расходными. Виды депозитов могут также дифференцироваться в зависимости от того, для кого они предназначаются.

  • Вклад для физических лиц предназначен для обычных граждан. Такие депозиты подпадают под защиту системы страхования вкладов.

— Вклад для юридических лиц вид депозита, рассчитанный на организации. С помощью него компании размещают временно свободные денежные средства. По соглашению между банком и юридическим лицом досрочное изъятие денежных средств из вклада может быть запрещено, и это не противоречит действующему законодательству. Кроме того, депозиты юридических лиц не подпадают под действие системы страхования вкладов.

Специальные вклады предлагаются, как правило, более узкой группе лиц. К примеру, банки могут разрабатывать специальные продукты для пенсионеров, студентов и т. д.

Особое место среди вкладов занимают банковские продукты, рассчитанные на размещение денежных средств в пользу детей. В этом случае родители вносят денежные средства, а получателями могут быть их дети при достижении определенного возраста.

Также существуют и другие специализированные продукты, например: сезонные вклады, ипотечные, инвестиционные, страховые и др.

Иногда встречаются также индексируемые вклады, стоимость которых может быть привязана к тому или иному активу или даже финансовому показателю, например инфляции.

Вклады можно также разделить на отдельные виды по валюте, в которой вносятся и хранятся денежные средства. Так, существуют рублевые и валютные вклады чаще всего в долларах США или евро. Кроме того, иногда встречаются и мультивалютные вклады.

Разнообразие существующих видов вкладов позволяет кредитным организациям привлекать денежные средства на необходимых условиях, а также используется в маркетинговых целях. С другой стороны, вкладчики получают выбор банковских продуктов и возможность разместить денежные средства на тех условиях, которые им подходят больше всего.

1.1.2 Вклады населения в инвалюте

Сегодня российские кредитные организации предлагают множество таких продуктов, наиболее распространенные среди которых депозиты в долларах и евро. Однако в последние годы все большую популярность получают вклады в швейцарских франках для многих эта валюта благодаря своей стабильности стала резервной. Долгое время недооцененными считались вклады в фунтах стерлингов. Некоторые кредитные организации предлагают своим клиентам вклады в юанях, и время показывает, что они достаточно востребованы, так как производительность Китая гигантская, и для уменьшения потерь на конвертацию при участии в операциях на рынке необходимо иметь счет в иностранной валюте.

Помимо популярных депозитов в долларах и евро, ряд российских банков предлагает разместить сбережения и в других иностранных валютах. Например, вклады в швейцарских франках открываются в Росавтобанке, Внешпромбанке, в Сбербанке. Вклады в фунтах стерлингов принимают банки «Петрокоммерц», СМП Банк, Промсвязьбанк, Сбербанк. Менее востребованы гражданами депозиты в израильских шекелях, шведских кронах, японских иенах и другие, поэтому предложения банков по ним ограничены. Ставки по валютным вкладам ниже, чем по рублевым. По всем же остальным параметрам они не имеют отличий. Вклады в банках в валюте застрахованы государством на сумму, не превышающую в рублевом эквиваленте 700 тыс. рублей. Далее в таблице приведены данные по вкладам имеющим высокую процентную ставку на октябрь 2013 года, а так же крупных банков. Начальная сумма 100 т. долларов США, срок вклада 1 год.

Таблица 1 — Процентные ставки по вкладам на октябрь 2013 года [2]

Название вклада и банка

Ставка

Минимальная сумма

Минимальный срок

Доход

1. «Ренессанс доходный»

Ренессанс Кредит

5,25 %

200 $

1 год

5 279 $

2. «Максимальный доход»

Совкомбанк

4,80 %

500 $

от 9 мес.

4 800 $

3. «Срочный Плюс»

Кредит Европа Банк

4,65 %

100 000 $

1 год

4 688 $

4. «Почетный клиент — онлайн NEW»

Национальный Банк «Траст»

4,50 %

30 000 $

от 6 мес.

4 500 $

5. «Газпромбанк — Прогрессивный» Газпромбанк

2,35 %

10 000 $

1 год

2 363 $

6. «Осенний»

Росбанк

3,10 %

500 $

1 год

3 100 $

7. Вклад «Сохраняй»

Сбербанк

1,50 %

100$

1-2 мес.

1 510 $

Диаграмма 1 — Данные по вкладам имеющим высокую процентную ставку на октябрь 2013 года

1.2 Рынок драгоценных металлов России

Россия, как страна, обладающими собственными значительными запасами и месторождениями драгоценных металлов, имеет практически все необходимые предпосылки для развития внутреннего рынка драгоценных металлов. В последние годы на создание рынка оказали положительное влияние такие факторы, как: формирование основных участников рынка; рост объемов добычи металлов и соответственно рост предложения; приток иностранных инвестиций в добывающую отрасль; увеличение промышленного потребления; повышение спроса со стороны частных инвесторов; формирование цены на металлы с учетом конъюнктуры мирового рынка.

В РФ более развит первичный рынок, основными участниками которого выступают предприятия добывающей и перерабатывающей промышленности. На вторичном рынке наибольшее развитие получили межбанковский, оптовый и экспортный рынки. В стадии развития находится розничный сектор, а биржевой только формируется.

Субъекты добычи и производства драгметаллов представлены на первичном рынке предприятиями золотоплатиновой промышленности. В качестве институциональных инвесторов выступают государственные органы в лице государственного учреждения по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России), уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ и Банка России, специально уполномоченных банков.

1.3 Рынок ценных бумаг России

Рынок ценных бумаг в России — это молодой динамичный рынок с быстро нарастающими объемами операций, с различными финансовыми инструментами и диверсифицированной регулятивной и информационной инфраструктурой.

Важное значение в организации рынка ценных бумаг имеет фондовая биржа. Деятельность фондовых бирж в России регулируется Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» и Федеральным законом «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг.

К обращению на фондовой бирже допускаются:

1. Ценные бумаги в процессе размещения и обращения, прошедшие предусмотренную Федеральным законом процедуру эмиссии и включенные фондовой биржей в список ценных бумаг, допускаемых к обращению на бирже в соответствии с ее внутренними документами.

Ценные бумаги, не включенные в список обращаемых на фондовой бирже, могут быть объектом сделок на бирже в порядке, предусмотренном ее внутренними документами;

2. Иные финансовые инструменты в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Рынок государственных ценных бумаг обычно занимает ведущее место (до 50 %) в общем объеме рынка ценных бумаг (государственных и корпоративных).

Российские государственные ценные бумаги по своим масштабам преобладают и на фондовом рынке в России.

Повышение ликвидности рынка акций вызвало заметный рост капитализации российских компаний и динамики волатильности цен акций. Капитализация российских компаний выросла с 472 млрд. долл. до 908 млрд., или в 1,9 раза. Россия после Китая стала крупнейшим развивающимся рынком. Более быстрыми темпами, чем капитализация, росли показатели ликвидности биржевого рынка акций. Объем биржевых торгов акциями на фондовых биржах ММВБ, РТС и Санкт-Петербург увеличился с 180,2 млрд. долл. до 597,0 млрд., или в 3,3 раза.

По размеру капитализации российские биржи переместились с 19-го на 15-е место в мире, опередив рынки Республики Корея, Индии, Бразилии и Тайваня. Позитивным фактором биржевого рынка акций в России явился также заметный рост показателя оборачиваемости акций, рассчитываемого в международной практике путем деления среднемесячного биржевого оборота акций на сумму рыночной капитализации. Так, в 2006 г., коэффициент оборачиваемости акций составил 5,5 % по сравнению с 3,2 % в 2005 г.

1.4 Валютный рынок РФ

Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк РФ и Правительство РФ. Основным законодательным актом, регулирующим валютные отношения, валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации, является Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле».

В настоящее время в Российской Федерации действует режим плавающего валютного курса, который зависит от спроса и предложения рубля на валютных биржах страны, в том числе на ММВБ. Рубль не является полностью конвертируемой валютой. Основной задачей курсовой политики Банка России остается защита и обеспечение устойчивости рубля путем сглаживания резких колебаний его валютного курса, не обусловленных наличием устойчивых экономических тенденций.

В течение всего периода существования российского валютного рынка конверсионные операции Банка России, направленные на решение этой задачи, воздействовали на динамику курса рубль/доллар США. При этом обеспечение стабильности номинального курса доллара США к рублю приводило к значительным колебаниям рублевого курса других значимых для Российской Федерации иностранных валют, включая евро. С учетом сложившейся в настоящее время роли Европейского Союза в системе внешнеэкономических связей России и возрастания роли евро в качестве второй ведущей мировой валюты существующий «долларовый» подход к определению показателей устойчивости рубля перестал отвечать задачам курсовой политики Банка России.

Банк России с 1 февраля 2005 г. перешел к использованию в качестве операционного ориентира курсовой политики стоимости корзины валют, состоящей из 0,1 евро и 0,9 доллара США. По мере адаптации участников внутреннего валютного рынка к работе в новых условиях Банк России пересматривал состав бивалютной корзины в сторону повышения доли евро: с 15 марта 2005 г. она состояла из 0,2 евро и 0,8 доллара США, в настоящее время она состоит из 0,45 евро и 0,55 доллара США.

1.5 Страховой рынок РФ

Развитие российского страхового рынка во второй половине 2000-х гг. можно охарактеризовать как период устойчивого роста, причем как количественного, так и качественного. Накануне мирового финансового кризиса участники рынка казались «окрепшими» и готовыми к последующим шагам по повышению платежеспособности и освоению новых видов страхования. Успешно пройдя все этапы повышения капитализации, разделение на «жизнь» и «не-жизнь», страховщики активизировали сделки по слиянию и поглощению, что не замедлило отразиться на росте концентрации рынка. Сейчас количество проводивших операции страховщиков, осуществляющих как ОМС, так и иные виды страхования, постепенно сокращается; за пять лет рынок покинула почти треть участников. Так, если в 2005 году, страховую деятельность осуществляли 1077 организаций, то в 2008 году их число сократилось до 786. В конце 2009 года их число сократилось до 702. Крупнейшими страховыми компаниями являются: «Росгосстрах», «РОСНО», «Ингосстрах», «Россия», «СОГАЗ».

Темп прироста уставного капитала страховщиков сократился, что является результатом взаимодействия двух процессов на страховом рынке:

1. Медленное изменение количества крупных страховщиков, обладающих уставными капиталами более 500 млн. руб. Уставные капиталы именно этих страховщиков составляют почти 70 % в суммарном уставном капитале на страховом рынке;

2. Быстрое сокращение количества компаний с уставными капиталами до 120 млн. руб., чему способствовала политика ФССН очистки страхового рынка от страховщиков с недостаточной капитализацией и/или осуществляющих схемные операции.

Указанный период оказался весьма насыщенным с точки зрения введения законодательных новшеств. Упрощенный порядок оформления ДТП при мелких авариях, не повлекших нанесение вреда жизни и здоровью, а также процедура прямого урегулирования убытков, позволяющая потерпевшему обращаться в «свою» страховую компанию, — эти нововведения улучшили ОСАГО с точки зрения потребителя и позволили страховщикам удерживать страхователей неценовым способом.

Важным событием на страховом рынке стало также установление на законодательном уровне Правил обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами воздушного судна, позволяющие реализовать нормы и лимиты ответственности, предусмотренные в Воздушном кодексе Российской Федерации.

1.6 Российский финансовый рынок в условиях мирового финансового кризиса

Накануне кризиса российская экономика демонстрировала очень хорошие макроэкономические показатели: значительный профицит бюджета и счета текущих операций, быстрый рост золотовалютных резервов и средств в бюджетных фондах. Вместе с тем в последние годы было допущено некоторое ослабление денежно-кредитной и бюджетной политики. Так, в 2007 г. расходы федерального бюджета увеличились в реальном выражении на 24,9 %, то есть их рост более чем в три раза превышал рост ВВП. В экономике сформировались устойчиво низкие процентные ставки, фактически отрицательные в реальном выражении, что привело к бурному росту кредитования. Естественным результатом стал «перегрев» экономики. С одной стороны, это способствовало усилению инфляционного давления, а с другой — быстрому наращиванию внешних заимствований. Всего за три года (2005-2007) внешний долг негосударственного сектора увеличился почти в четыре раза. На начало 2005 г. он составил 108 млрд. долл. США, а на конец 2007 г. — 417,2 млрд. Быстрый рост государственных расходов и импорта маскировался повышением цен на нефть и другие товары российского экспорта. Однако фактически описанные процессы делали российскую экономику уязвимой к воздействию глобального кризиса.

Привлечение российскими банками средств на мировом рынке капитала позволило им проводить экспансию на кредитном рынке, что привело к повышению доступности денежных ресурсов и снижению ставок на внутреннем рынке заимствований. Чистая международная инвестиционная позиция кредитных организаций устойчиво ухудшалась. В конце 2005 г. ее значение составило -20,827 млрд. долл. США, а в конце III квартала 2008 г. — -99,651 млрд.

Снижение цен на нефть и ограничение заимствований на внешнем рынке вызвали существенное ослабление платежного баланса во втором полугодии 2008 г. Чистый приток частного капитала в размере 83 млрд. долл. США в 2007 г. превратился в его чистый отток в размере 130 млрд. долл. в 2008 г.

В последнее время замедление темпов роста кредитного портфеля приняло ярко выраженный характер. В ноябре 2008 г. по сравнению с октябрем объем выданных кредитов населению даже сократился на 0,7 %, прирост банковских кредитов предприятиям составил всего 0,7 %. По итогам 2008 г. задолженность перед кредитными организациями нефинансовых организаций выросла на 32,6 % против 46,9 % за тот же период 2007 г.

На динамику банковских кредитов в 2008 г. оказало влияние и то, что в период кризиса многие организации начали сворачивать инвестиционные программы, сокращать текущие расходы. Банки стали ужесточать требования к финансовому состоянию граждан в связи с возрастающими рисками непогашения кредитов (снижение покупательской способности, увеличение числа безработных).

В ближайшее время банкам придется больше внимания уделять привлечению ресурсов с внутреннего рынка.

Ожидается, что в период до 2011 г. внешние условия развития российской экономики ухудшатся по сравнению с предшествующим трехлетним периодом. Ожидаемое в текущем году замедление роста спроса в группе стран — ведущих импортеров российских товаров, снижение темпов роста потребительских цен в группе стран — ведущих поставщиков товаров в Россию, а также низкие цены на сырьевые товары будут воздействовать на российскую экономику в направлении ограничения темпов экономического роста и сдерживания инфляции.

В зависимости от сценарных вариантов развития экономики Банк России предполагает увеличение денежного агрегата М 2 в 2010 и 2011 гг. 16-25 % и 14-22 % соответственно.

Переход к формированию денежного предложения преимущественно за счет увеличения валового кредита банкам при снижении роли прироста чистых международных резервов позволит более эффективно использовать процентные инструменты денежно-кредитного регулирования, сделать действенным процентный канал трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики. В то же время уменьшение присутствия Банка России в операциях на внутреннем валютном рынке даст возможность повысить гибкость курсовой политики, осуществить постепенный переход к режиму свободно плавающего валютного курса.

В начале развития кризисных процессов в мировой экономике Банк России поддерживал неизменный курс национальной валюты по отношению к бивалютной корзине. Это сопровождалось снижением международных резервов и сокращением денежной массы. С середины ноября 2008 г. он приступил к плавному ослаблению национальной валюты посредством постепенного расширения коридора допустимых колебаний стоимости бивалютной корзины. За 2008 г. реальный эффективный курс рубля к иностранным валютам укрепился на 4,5 %, в том числе в декабре по отношению к ноябрю ослабел на 3,6 %.

На начальном этапе для поддержки банковской ликвидности Минфин России размещал свободные средства федерального бюджета на депозитах коммерческих банков. Кроме того, в 2008 г. на внутреннем финансовом рынке были размещены средства ГК «Фонд ЖКХ» (180 млрд. руб.), ГК «Роснано» (130 млрд. руб.), а также Фонда национального благосостояния (175 млрд. руб.).

Важное место среди неотложных мер по поддержанию банковской ликвидности заняли операции предоставления Банком России кредитов коммерческим банкам без обеспечения. Данные операции охватывают широкий круг банков, имеющих кредитные рейтинги международных и/или российских рейтинговых агентств.

В 2008 г. из федерального бюджета выделено 200 млрд. руб. в виде имущественного взноса в ГК «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ) для капитализации проблемных банков, а также открыта кредитная линия без лимита Банком России АСВ на цели поддержки банков, которые испытывают проблемы. На 14 января 2009 г. использовано 114,3 млрд. руб. за счет кредитной линии Банка России и 32,2 млрд. руб. за счет средств АСВ.

В качестве антикризисной меры увеличен объем страхования вкладов населения с 400 тыс. до 700 тыс. руб., Банку России предоставлены полномочия по страхованию межбанковских кредитов за счет собственных средств.

В связи с финансовым кризисом и в продолжение Стратегии развития финансового рынка РФ на 2006-2008 годы, Правительством РФ была принята Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года.

Данная Стратегия определяет приоритетные направления деятельности государственных органов в сфере регулирования финансового рынка на период до 2020 года за исключением вопросов развития банковского и страхового секторов, а также вопросов их регулирования, контроля и надзора.

Целью Стратегии является обеспечение ускоренного экономического развития страны посредством качественного повышения конкурентоспособности российского финансового рынка и формирования на его основе самостоятельного финансового центра, способного сконцентрировать предложение широкого набора финансовых инструментов, спрос на финансовые инструменты со стороны внутренних и внешних инвесторов и тем самым создать условия для формирования цен на такие финансовые инструменты и соответствующие им активы в РФ.

К 2020 году предполагается решение следующих задач развития финансового рынка:

1. Повышение емкости и прозрачности финансового рынка;

2. Обеспечение эффективности рыночной инфраструктуры;

3. Формирование благоприятного налогового климата для его участников;

4. Совершенствование правового регулирования на финансовом рынке.

Наличие самостоятельного финансового центра в той или иной стране является одним из важнейших признаков конкурентоспособности экономик таких стран, роста их влияния в мире, обязательным условием их экономического, а значит, и политического суверенитета. В этой связи обеспечение долгосрочной конкурентоспособности российского финансового рынка и формирование в России самостоятельного финансового центра является важнейшим приоритетом долгосрочной экономической политики.

Задача создания самостоятельного финансового центра в России предполагает совершенствование налогообложения на финансовом рынке. Без формирования благоприятного налогового климата невозможно качественно повысить ликвидность рынка финансовых инструментов и привлекательность долгосрочных инвестиций, расширить спектр инструментов, обращающихся на финансовом рынке, перечень операций и оказываемых услуг, а также создать условия для преимущественного развития организованного рынка финансовых инструментов.

2.1 Ресурсы иностранных финансовых рынков

В условиях недостатка финансовых ресурсов исключительно большое значение имеет доступ российских заемщиков к иностранным финансовым рынкам.

В середине 90-х годов приток средств с мирового финансового рынка начал набирать темпы. Одному из первых рамочная кредитная линия была открыта в конце октября 1995 г. АвтоВАЗбанку под инвестиционные проекты. После финансового кризиса 1998 г. в РФ доверие иностранных кредиторов к российским заемщикам было подорвано. Некоторые заемщики смогли восстановить это доверие только в 2001-2002 гг.

Укрепление финансового положения РФ в начале XXI в. привело к тому, что для решения проблемы недостатка финансовых ресурсов российские организации вновь начали активно привлекать средства на мировом финансовом рынке. В 2005 г. российские компании заимствовали из-за рубежа более 53 млрд. долларов. Активное привлечение иностранных инвестиций продолжалось и в последующие годы: так, в 2006 году эта сумма превысила 55 млрд. долларов, а в 2007 возросла более чем в 2 раза и превысила 120 млрд. долларов. В общей структуре иностранных инвестиций преобладают долгосрочные капиталовложения, однако прямых инвестиций здесь не так уж и много (23-24 %), преобладают вложения денежных средств в форме кредитов (от 68 до 74 % от общего объема инвестиций).

Основную роль в приросте российских частных займов сыграли госкомпании. «Газпром» привлек необеспеченный синдицированный кредит на более чем 13 млрд. долл., чтобы приобрести «Сибнефть», а «Роснефтегаз» занял у западных банков 7,5 млрд. долл. на покупку 10,74 % акций «Газпрома».

В связи с тем, что многие российские компании увеличили капитализацию, улучшили структуру, доверие западных инвесторов к ним возросло, и они могут получить кредиты на мировом рынке. Так, «ЛУКойл» занимал на покупку канадской компании, металлургические компании «Русал» и «Суал» за счет кредитов рефинансировали долги, а «Северсталь» и Новолипецкий металлургический комбинаты финансировали модернизацию оборудования.

2.2 Государственное регулирование финансового рынка РФ

Государственное регулирование финансового рынка РФ осуществляет несколько структур. Рынок кредитов, обслуживаемый кредитными организациями, организует Центральный банк России, который устанавливает правила осуществления расчетов в РФ и проведения банковских операций; лицензирует кредитные организации; регулирует и контролирует деятельность кредитных организаций; организует регулирование и валютный контроль.

Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 образована Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), которой переданы функции по контролю и надзору упраздненной Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.

ФСФР разрабатывает основные направления развития рынка ценных бумаг; разрабатывает и утверждает единые требования к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами; устанавливает обязательные требования к операциям с ценными бумагами, нормы допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности; лицензирует различные виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также приостанавливает или аннулирует указанные лицензии. ФСФР, также лицензирует негосударственные пенсионные фонды, компании, управляющие паевыми инвестиционными фондами.

Государственное регулирование осуществляет и Федеральная служба страхового надзора, которая лицензирует страховые организации; выполняет надзор за финансовым состоянием страховщиков; разрабатывает методические и нормативные документы в области страхования.

Указом Президента РФ от 17.10.2008 № 1489 был создан Совет при Президенте по развитию финансового рынка РФ как совещательный орган. Основными задачами Совета являются: рассмотрение вопросов, связанных с развитием финансового рынка и обеспечением его стабильности, а также оценка эффективности принимаемых в этой области мер; подготовка предложений Президенту по защите прав инвесторов и предотвращению кризисов на финансовом рынке, дальнейшему развитию финансового рынка и обеспечению его стабильности; проведение по поручению Президента экспертизы проектов федеральных законов, касающихся развития финансового рынка и обеспечения его стабильности и др.

В системе регулирования РФ негосударственные структуры — объединения профессиональных участников — еще не играют такой важной роли, как за рубежом. Наиболее активно функционируют на рынке ценных бумаг саморегулируемые организации (СРО) — добровольные объединения профессиональных участников рынка на некоммерческой основе, действующие в рамках существующего законодательства. Саморегулируемые организации могут принимать форму ассоциаций, профессиональных союзов, профессиональных общественных организаций.

Основными саморегулируемыми организациями на российском рынке ценных бумаг являются: Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР); Национальная фондовая ассоциация (НФА); Профессиональная ассоциация регистраторов, депозитариев (ПАРТАД и др.

Банки РФ объединяют две основных ассоциации — Ассоциация региональных банков России, созданная в 1990 г., и Ассоциация российских банков, образованная в 1991 г.

Самый крупный из союзов страховщиков — Всероссийский союз страховщиков, который объединяет более 200 страховых компаний. В качестве ассоциированных членов в него входят Российских союз автостраховщиков, Межрегиональный союз медицинских страховщиков, Национальный союз страховщиков ответственности.

В РФ отсутствует структура, объединяющая и координирующая деятельность всех названных институтов, как отсутствует и нормативный акт, регулирующий финансовый рынок как единое целое.

В последние годы в России много делается для развития финансового рынка и приближения его по уровню организации к развитым рынкам. В частности, это касается повышения доверия инвесторов к финансовым институтам, снижения кредитных рисков, системы ценообразования.

2.3 Повышение доверия инвесторов

В целях защиты прав вкладчиков банков РФ, укрепления доверия к банковской системе и стимулирования привлечения сбережений населения в 2003 г. был принят Закон «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ» (№ 177-ФЗ) в целях: защиты прав вкладчиков банков РФ; укрепления доверия к банковской системе; стимулирования привлечения сбережений населения.

Участие в системе страхования вкладов обязательно для всех банков. Банк считается участником системы со дня его постановки на учет до дня снятия с учета. Страховым случаем признается одно из следующих обстоятельств: отзыв у банка лицензии ЦБ на осуществление банковских операций или введение ЦБ моратория на удовлетворение требований кредиторов банка. Возмещение по вкладам выплачивается вкладчику в размере 100 % суммы вкладов в банке, в отношении которого наступил страховой случай, но не более 700 000 руб.

Если вкладчик имеет несколько вкладов в одном банке в сумме свыше 700 000 руб., возмещение выплачивается по каждому пропорционально размеру. Если страховой случай наступил в отношении нескольких банков, размер страхового возмещения исчисляется в отношении каждого банка отдельно. Размер возмещения рассчитывается исходя из размера остатка денежных средств по вкладу в банке на конец дня наступления страхового случая.

Для минимизации рисков банков и других кредиторов при предоставлении ими кредитов и займов и соответственно снижения стоимости кредита для добросовестных заемщиков в РФ в 2005 г. начала создаваться система «Бюро кредитных историй». Закон «О кредитных историях» от 30 декабря 2004 г. № 218- ФЗ определил понятие и состав кредитной истории, основания, порядок формирования, хранения и использования кредитных историй; регламентировал деятельность бюро кредитных историй; установил особенности создания, ликвидации и реорганизации бюро кредитных историй, а также принципы их взаимодействия с источниками формирования кредитной истории, заемщиками, органами государственной власти, органами местного самоуправления и Банком России.

Закон непосредственно касается отношений, которые возникают между заемщиками и организациями, заключающими с физическими лицами, в том числе с индивидуальными предпринимателями, и (или) юридическими лицами договоры займа (кредита).

При предоставлении займа информация передается в бюро кредитной истории только с согласия заемщика. Бюро при рассмотрении вопроса о предоставлении займа может обеспечить кредиторов информацией, характеризующей добросовестность заемщика.

Рис. 3.1 — Структура кредитных ресурсов

В соответствии с практикой ряда стран с развитой рыночной экономикой неотчуждаемые виды заимствований не входят в состав объектов кредитного рынка в связи с тем, что на этом рынке не обеспечивается свободное их обращение, а соответственно и объективные условия формирования цен на них.

Особенности механизма функционирования кредитного рынка заключаются, прежде всего, в том, что он базируется на специфических исходных элементах этого рынка спросе на кредитные ресурсы и их предложении. Однако главной особенностью этого рынка является то, что ценой на нем выступает ставка процента за кредит. В отличие от цен на реальные товары ставка процента за кредит формируется исходя из потребительской стоимости, а не стоимости.

В зависимости от форм обращения денежных активов на кредитном рынке ставка процента за кредит может приобретать на нем различные обличья кредитный процент, депозитный процент, межбанковский процент, учетный процент и т.п. Различаясь по своему уровню, эти виды процента за кредит не меняют своей сущности, являясь ценой кредитных ресурсов (предлагаемых к продаже денежных активов).

Тем не менее, в составе этих видов цен на кредитные ресурсы приоритетную роль играет учетная ставка центрального банка, динамика которой определяет движение других носителей цены на денежные активы, предлагаемые к продаже.

Учетная ставка центрального банка является регулируемым государством показателем; это регулирование осуществляется исходя из макроэкономических факторов в соответствии с финансовой политикой государства. Что касается механизма рыночного саморегулирования уровня процента за кредит, то он строится с учетом иных факторов, основными из которых являются:

  • установленный центральным банком уровень учетной ставки. Он является минимальным нормативным показателям формирования уровня цен на кредитные ресурсы при их продаже;