С самого периода перехода Российской Федерации к рыночным отношениям (с 1991 года) и по настоящее время, значительное влияние на ход всей социально-политической жизни оказывал рыночный механизм. Сам механизм включает в себя множество субэлементов, таких как совокупность рыночных агентов (включая государство и его институты), уровень цен, конъюнктура рынка и прочее. Ключевое значение всего рыночного механизма остается за рыночной инфраструктурой, так как именно она определяет, насколько рыночные принципы будут эффективно реализованы в каждый момент времени.
Рыночная инфраструктура — целостная система, дающая возможность продавцам и покупателям совершать свободный процесс купли-продажи товаров. Проблемы формирования эффективной инфраструктуры рынка особенно актуальны для тех стран, чья экономика находится на переходном уровне.
Данная структура выступает в самых разных формах. К ней относится и обычный городской рынок, и фондовые, товарные, валютные биржи, и газетные, и компьютерные объявления.
В рыночной экономической системе инфраструктура выполняет не обслуживающие функции, а обеспечивает эффективное существование всей экономики. Ее нельзя рассматривать только как систему, состоящую из неодушевленных и овеществленных элементов. Рыночная инфраструктура является совокупностью организационно-правовых форм, которые опосредуют продвижение услуг и товаров, комплекс всех систем, институтов, предприятий, которые обслуживают рынок и играют специфические роли по обеспечению оптимального его функционирования.
Таким образом, тема исследования представляется весьма интересной и актуальной.
рыночная инфраструктура рынок россия
Цель исследования — изучение теоретических и практических аспектов рыночной инфраструктуры и проблем ее формирования в России.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
- рассмотреть сущность инфраструктуры рынка;
- определить роль инфраструктуры в экономике;
- проанализировать проблемы формирования инфраструктуры рынка в России посредством государственно-частного партнерства.
Объект исследования — рыночная инфраструктура.
Рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков, а следовательно, характеризуется собственной структурой и инфраструктурой.
Структура рынка отражает его внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их долю в общем объеме рынка. Классификация структуры рынка представлена в таблице 1.1.
Инфраструктура современной рыночной экономики (на примере Российской Федерации)
... инфраструктуры в развитии экономики страны; изучить современные тенденции и проблемы развития рыночной инфраструктуры экономики Российской Федерации. Объектом данной курсовой работы является рыночная инфраструктура экономики. Предметом - современные тенденции развития рыночной инфраструктуры. Теоретической основой исследования послужили отечественные и зарубежные публикации по рассматриваемой и ...
Таблица 1.1
Классификация структуры рынка
По экономическому назначению объектов рыночных отношений |
Рынок товаров и услуг, средств производства, труда, инвестиций, финансовый рынок |
По географическому положению |
Местный рынок, региональный рынок, национальный рынок, мировой рынок |
По степени ограничения конкуренции |
Монополия, олигополия, монополистическая конкуренция, совершенная конкуренция |
По отраслям |
Автомобильный, компьютерный, текстильный, сельхозпродукции и т.д. |
По характеру продаж |
Оптовый, розничный |
Некоторые из перечисленных рынков также неоднородны, и характеризуются собственной структурой. К примеру, в товарный рынок входят потребительский рынок (рынок предметов первой необходимости, рынок товаров длительного пользования и т.д.), рынок инвестиционных товаров (товаров производственного назначения) и рынок информации.
Финансовый рынок, где предметом купли-продажи выступают деньги, предоставляемые в пользование в различных формах, также разнообразен. Финансовый рынок включает рынок инвестиций (долгосрочных финансовых вложений), рынок кредитов и ссуд, рынок ценных бумаг (первичный, связанный с эмиссией ценных бумаг, и вторичный, который предназначен для их перераспределения), денежный (национальной денежной единицы) и валютный.
Развитому рынку требуется и развитая инфраструктура.
Инфраструктура рыночной экономики представляет собой совокупность взаимосвязанных между собой специализированных институтов, которые действуют в пределах особых рынков и выполняют определенные функции по обеспечению нормального режима их функционирования. Под институтами инфраструктуры рынка понимают совокупность предприятий, которые обеспечивают функционирование рыночных отношений, эффективную деятельность всех видов рынка.
Инфраструктурная деятельность включает следующие виды деятельности:
по сбору, анализу и распространению экономической информации;
по специальному изучению рынка в целях повышения
по публичному представлению информации о хозяйствующих субъектах, товарах и услугах;
по оценке отдельных хозяйствующих субъектов и инструментов их деятельности.
Развитие структуры и инфраструктуры рынка сказывается на его конъюнктуре.
Конъюнктура рынка представляет собой совокупность условий, который в определенный момент сложились на рынке. Факторы, оказывающие влияние на конъюнктуру рынка, можно классифицировать по длительности воздействия (постоянные и временные), по характеру воздействия (циклические и нециклические), источникам возникновения (внешние и внутренние) и др.
Под функциями рыночной экономики понимаются формы проявления ее сущности, направленности воздействия рыночных отношений на воспроизводственные процессы на макро — и микроуровнях.
Объективно рыночной экономике присущи такие функции, как интегрирующая, регулирующая, стимулирующая, ценообразующая, контролирующая, посредническая, информационная (рис. 1.1).
Рис. 1.1 Функции рынка
Интегрирующая функция рыночной экономики заключается в объединении сферы производства и потребления, а также торговцев-посредников, в интеграции их в общий процесс обмена продуктами труда. Без рынка производство не способно служить потреблению, а потребитель, соответственно, не сможет удовлетворить свои потребности. Рыночная экономика способствует углублению общественного разделения труда и расширению интеграционных процессов в экономике.
Регулирующая функция рынка предполагает его воздействие на все сферы экономики, способствует согласованию производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированности спроса и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональности в производстве и обмене между отдельными регионами и сферами экономики страны.
Стимулирующая функция рыночной экономики состоит в мотивации производителей к разработке новых видов продукции, необходимых потребителям товаров с минимальными затратами и получением прибыли в достаточном объеме, стимулировании развития научно-технического прогресса и, соответственно, интенсификации производства и эффективности функционирования экономики в целом. Реализация стимулирующей функции крайне важна для развития экономики. Без давления рыночной экономики работники будут избирать директорами не лучших специалистов в своей области, а наиболее популярных и нетребовательных людей, следствием чего станет спад объемов производства и, следовательно, уровня индивидуального благосостояния.
Ценообразующая (иначе эквивалентная) функция рыночной экономики состоит в установление ценностных эквивалентов для организации обмена продуктами. Рынок при этом сопоставляет индивидуальные трудовые затраты на производство товаров с признанным общественным эталоном, т.е. сравнивает затраты и полученные результаты, определяет ценность товара путем определения не только количества фактически затраченного труда, но и его результативности.
Контролирующая функция рынка состоит в выполнении рынком роли контролера конечных результатов производства. Рынок позволяет выявить, в какой мере запросам потребителей соответствует не только количество, но и качество производимых товаров и услуг.
Посредническая функция рыночной экономики обеспечивает взаимодействие между экономически обособленными производителями и потребителями в целях обмена результатами своего труда. Без рыночной экономики нельзя достоверно установить степень выгодности той или иной экономической и технологической связи между участниками общественного производства. У потребителя имеется возможность выбора наиболее оптимального продавца, а у продавца, в свою очередь, наиболее подходящего покупателя.
Информационная функция рынка обеспечивает его участникам посредством постоянно изменяющихся цен, процентных ставок на кредит наиболее объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг на рынке. Рынок сегодня превращается в своего рода «гигантский компьютер», который собирает и обрабатывает огромные объемы информации и выдает обобщенные сведения о состоянии и условиях сбыта товаров и услуг.
Рыночная инфраструктура состоит из банковской системы и рынка ценных бумаг. Их правильная работа благоприятно сказывается на дальнейшей динамике экономического подъема, а как результат — на возрастании благосостояния страны.
Главная цель рыночной структуры, необходимо подчиняющейся всем критериям рынка, заключается в преодолении барьеров, препятствующих перемещению товаров и услуг на рынке, которому способствует создание специальных институтов, в частности бирж, финансово-кредитной системы, налоговой системы и др.
Крайне важен целевой подход для усовершенствования инфраструктуры рынка, все элементы данной инфраструктуры должны модернизироваться в целом и комплексно. Неотъемлемый компонент при этом — создание пропорций между улучшением отношений внутри рынка и самой рыночной инфраструктурой, а также обеспечение правильного поведения субъектов рыночных отношений, формирующегося напрямую взаимоотношениями внутри рынка, а не под натиском остальных субъектов рынка.
Государство как основной гарант правильного поведения участвует в формировании рыночной инфраструктуры, а именно — в становлении главных аспектов механизма рынка, основными показателями которого являются рыночное предложение, ценообразование и спрос. Функция государства заключается также в образовании определенного климата, такого как политический, экономический и предпринимательский. Оно формирует и утверждает определенные правила и законы, беря во внимание предпринимательскую деятельность и права участников рынка.
Результатом вмешательства государства в процесс формирования инфраструктуры часто становится ослабление выхода на рынок, формирование определенных условий, благоприятно сказывающиеся на создание конкуренции в
Становление рыночной инфраструктуры в России занимало длительное время, здесь можно выделить три главных этапа.этап: 1984-1991 гг. — формирование главных этапов рыночных отношений в экономике. Этап истоков рыночной инфраструктуры, установления главных элементов в создании всей рыночной инфраструктуры как подсистемы рыночной экономики. Колоссальный шаг вперед совершает банковская сфера, биржи (товарные и валютные), страховые компании, инвестиционные институты.этап: 1992-1997 гг. — дальнейшая динамика в развитии главных рыночных элементов, формирование прочных связей между ними. Особое развитие получили посреднические компании и институты финансов.этап: 1998 — по н. в. — работа всей рыночной инфраструктуры и вместе с тем ее качественное преобразование. Организации увеличиваются, образовывая торговую сеть компании или ассоциаций
Рыночная инфраструктура состоит из множества частей, которые переплетены между собой, а в целом крайне важны в рыночной экономике.
Основной формой выражения рыночной инфраструктуры является биржа, представляющая собой оптовую торговлю стандартизированными товарами массового потребления или постоянно повторяющимися операциями по купле-продаже ценных бумаг, трудовых ресурсов или различной валюты. В чем же главное преимущество биржи по сравнению с обычной торговлей (процесс торговли между частными производителями и покупателями, без участия в этой операции посредников)?
На бирже гораздо легче найти нужного покупатели или продавца с необходимым товаром, чем при свободном поиске. К тому же биржа участвует в процессе установления цен. Работа на бирже регламентируется и контролируется различными государственными органами, которые фиксируют основные аспекты деятельности биржи и каждого его участника.
Вторая часть инфраструктуры рынка — это кредитно-финансовая система. Она состоит, кроме самих банков, из таких учреждений, как пенсионные фонды, кредитные кооперативы и страховые компании. Миллионные денежные средства составляют, так сказать, особый «денежный бассейн», капиталы которого заняты в процессе инвестирования и кредитования производства. В функционировании кредитно-финансовой системы можно акцентировать внимание на операциях, которые выражаются в большей степени в специализированных рынках ссудных капиталов и пользуются спросом узконаправленной клиентуры. На практике эти узконаправленные институты на рынке ссудных капиталов заняли особое место, трансформировавшись в особую емкость долгосрочного капитала на рынке денежных средств.
Третьей важной частью рыночной инфраструктуры является налоговая система государства. Основной ее источник — это налоговые ставки (налоги), т.е. доля (в процентном соотношении или в абсолютной величине) дохода от физического или юридического лица, перечисление которого идет в бюджетный фонд. Система налогообложения, построенная на классических и организационно-правовых принципах, способна стать мощным стимулом в экономике.
Главная цель инфраструктуры рынка заключается в бесперебойной работе экономики, движении денежных средств из одной ее части в другую.
Развитие инфраструктуры — один из ключевых факторов поддержания долгосрочного экономического роста любой страны. При этом поиск и диверсификация источников ее финансирования являются сложной задачей.
Согласно прогнозам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), при среднегодовом темпе роста в 3,3% мировой ВВП удвоится к 2035 г. и составит 145 трлн долл. В ближайшие годы Китай обгонит США по размеру ВВП, рассчитываемому по паритету покупательной способности (ППП), и станет крупнейшей экономикой мира, а к 2030 г. его ВВП вырастет в 2,5 раза по сравнению с уровнем 2013 г. ВВП Индии, третьей экономики мира по ППП, к 2030 г. утроится; ВВП России за этот период удвоится, и она переместится с шестого места на пятое среди крупнейших экономик мира.
Для сравнения, ВВП США за этот период увеличится лишь на 40%, Европы — на 30%. Основными факторами экономического роста будут прирост населения земли (+19% к 2030 г.) до 8,3 млрд чел., урбанизация (городское население увеличится на 40% к 2030 г.; а его доля возрастет с 52% до 58%), опережающий рост доходов населения, дальнейшее развитие международной торговли и туризма.
При таких темпах нагрузка на инфраструктуру в большинстве стран мира в ближайшее десятилетие многократно усилится, и ее своевременное развитие станет главным залогом устойчивого роста мировой экономики и торговли. По оценкам экспертов ОЭСР, при удвоении мирового ВВП к 2035 г. объем пассажирских авиаперевозок за аналогичный период увеличится в 2,5 раза, грузовые авиаперевозки утроятся, а перевозки контейнеров возрастут в четыре раза. Между тем пропускная способность существующих транспортных коридоров между Азией и Европой позволит увеличить грузооборот в среднем еще на 50%, которые будут исчерпаны в течение 6-8 лет. Учитывая, что на проектирование, строительство и расширение крупных инфраструктурных объектов потребуются годы, решения касаемо механизмов их финансирования необходимо принимать в ближайшее время
Увеличение инвестиций в инфраструктуру — проверенный и надежный способ стимулирования экономического роста. В краткосрочной перспективе увеличение объема инвестиций в инфраструктуру создает новые рабочие места, в среднесрочной перспективе — стимулирует экономический рост, а в долгосрочной — снижает транспортные издержки предприятий и улучшает качество жизни населения. По оценкам McKinsey, дополнительный 1% от ВВП инвестиций в инфраструктуру создаст 3,4 млн новых рабочих мест в Индии, 1,5 млн мест — в США или 1,3 млн рабочих мест — в Бразилии. Принимая во внимание схожесть экономических показателей Бразилии и России, количество рабочих мест, которое будет создано в России, скорее всего, тоже будет совпадать, а это — 1,7% всего экономически активного населения страны.
По оценкам Министерства экономического развития, совокупные инвестиции в транспортную инфраструктуру России дают около 0,3 п. п. прироста к ВВП. При этом снижение совокупных транспортных издержек для всех видов товаров на 10%, по расчетам Центра стратегических разработок, дает дополнительные 0,12% к ВВП. Кроме того, качественная транспортная инфраструктура повышает мобильность населения, которое получает возможность активнее перемещаться между районами городов и регионами, в том числе в поисках работы. Это улучшает структуру рынка труда, приводит к общему росту доходов населения и в конечном итоге стимулирует потребление, которое является одним из главных факторов экономического роста.
Минимальная потребность в инфраструктурных инвестициях для поддержания экономического роста составляет 3,5% от мирового ВВП или 57 трлн долл. до 2030 г. (3,2 трлн долл. в год).
Однако в большинстве стран мира инфраструктура недофинансируется на 20-40%. Государственные инвестиции составляют порядка 65%, но возможности их дальнейшего наращивания ограничены высокой долговой нагрузкой и дефицитом государственных бюджетов. Роль частных инвестиций, на долю которых приходится 35% от инфраструктурных инвестиций, существенно возрастает. Правительства разных стран разрабатывают стимулирующие меры для привлечения инвесторов и нахождения разумного баланса риска и доходности инфраструктурных проектов.
В России инвестиции в инфраструктуру составляют в среднем 3,6-4,2% от ВВП, что близко к среднемировому показателю (рис. 2.1).
Рис. 2.1 Инвестиции в инфраструктуру в разных странах, средневзвешенный % от ВВП в период 1992-2011 гг. и потребности до 2030 г.
К 2020 г. объем инфраструктурных инвестиций достигнет 650 млрд долл. (в среднем 90 млрд долл. в год).
Этих средств достаточно для умеренного расширения инфраструктуры и постепенного улучшения ее качества, но не для опережающего развития. На смену крупным проектам, таким как строительство инфраструктуры для Олимпийских игр в Сочи, приходят не менее масштабные: строительство газопроводов «Сила Сибири» и «Южный поток», расширение БАМа и Транссиба, строительство платных дорог на основе концессии; рассматривается возможность строительства ВСМ Москва-Казань с участием частных инвесторов. По нашим оценкам, объем частных инвестиций в инфраструктуру до 2020 г. может составить 25-40 млрд долл. Что касается инвестиций в транспортную инфраструктуру, то основная нагрузка ляжет на дорожное строительство (45%), доля ж/д транспорта составит 20% с учетом проекта ВСМ и метро, на трубопроводный транспорт придется 30%, а оставшиеся 5% — на порты и аэропорты.
В России стоимость инфраструктурных активов к ВВП (61%), по расчетам McKinsey, хоть и ниже рекомендуемого уровня в 70% от ВВП, но соседствует с такими странами, как США (64%) и Великобритания (57%) (рис. 2.2).
Рис. 2.2 Оценочная стоимость инфраструктурных активов в разных странах в % от ВВП, 2014 г
Это объясняется тем, что в России представлены все виды инфраструктуры: автомобильные и железные дороги, аэропорты, порты, трубопроводы, энергетика (в том числе атомная), водоснабжение. В действительности в мире не так много стран, обладающих столь разнообразной инфраструктурой. Например, в Бразилии при хорошем качестве автомобильных дорог практически отсутствует железнодорожное сообщение, во многих странах нет атомной энергетики, и мало где есть такая развитая система трубопроводов. Проблемы США и Великобритании, да и многих других развитых стран, связаны с сильным износом инфраструктуры, которая была построена в середине прошлого века и поэтому тоже требует модернизации.
Средств на полноценное развитие инфраструктуры не хватает во всех странах мира. По разным оценкам, в разных странах объем недофинансирования составляет 20-40% от потребностей. Так, мировые потребности инвестиций в инфраструктуру в 2016 г. должны составить около 2,6 трлн долл. (3,6% от мирового ВВП), однако мы полагаем, что в реальности будет инвестировано не более 2,1 трлн долл.
На долю государства приходится основной объем инвестиций в инфраструктуру — более 65%. Это связано с тем, что, во-первых, значительная часть инфраструктуры выполняет социальную функцию и не предполагает генерирование дохода (например, строительство городских дорог или систем водоснабжения), а потому эти проекты не интересны частным инвесторам. Во — вторых, из-за высокой капиталоемкости многие инфраструктурные объекты пока не способны принести тот уровень доходности, который заинтересует частного инвестора, поэтому их реализацию берет на себя государство (например, строительство взлетно-посадочных полос аэропорта, дноуглубительные работы в портах, строительство железнодорожных путей с низким грузооборотом).
По оценкам, объем бюджетного финансирования инфраструктуры в 2016 г. составит около 1,4 трлн долл., его источниками традиционно станут налоговые поступления, акцизные сборы или фонды национального благосостояния. При этом существенного увеличения бюджетных расходов на инфраструктуру в ближайшие годы не ожидается, так как высокая долговая нагрузка и бюджетные дефициты вынуждают государства сокращать расходы, в том числе и на инфраструктуру.
На долю частных инвестиций в виде акционерного и долгового финансирования приходится около 35% всех инвестиций в инфраструктуру. В 2016 г. объем частных инвестиций в инфраструктуру составит около 700 млрд долл., из них 30% (164 млрд долл.) будет привлечено из прибыли инфраструктурных предприятий и размещения их акций среди портфельных инвесторов, а остальные 70% — за счет выпуска облигаций и банковских кредитов, в том числе от международных финансовых институтов, таких как Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Азиатский банк развития и прочие.
В России в настоящее время, в условиях проводимой модернизации экономики страны, возникла объективная необходимость в активном развитии инноваций, преодолении существующего технологического отставания для выхода на качественно новый уровень решения проблем развития инфраструктуры.
России необходимо перенять опыт развитых стран, объединивших в посткризисных условиях усилия частного бизнеса и государства.
В России по-прежнему сохраняется ряд весьма острых проблем, которые препятствуют достижению стабильного и долгосрочного экономического роста, к числу которых можно отнести низкий уровень эффективности государственного управления, излишнее вмешательство государства в деятельность рыночных субъектов, слаборазвитая институциональная среда, необходимость повышения уровня защиты прав собственности и эффективности функционирования судебно-исполнительной системы. Качество общественных услуг по-прежнему остается довольно низким, масштабное финансирование проектов, направленных на его повышение, непосильным бременем ложится на государство, общественный сектор не обеспечен кадрами в достаточной степени.
В этих условиях подготовка проектов ГЧП становится сложной, но от этого не менее актуальной задачей развития экономики и социальной сферы.
Несмотря на значимость развития государственно-частного партнерства как наиболее важного механизма финансирования инвестиционной деятельности, его интеграция в российскую практику протекает крайне медленно. Такая ситуация обусловлена, прежде всего, несовершенством действующей законодательно-нормативной базы.
Существуют следующие барьеры для развития ГЧП в России:
правовые ограничения. Сегодня российское законодательство в данной сфере крайне несовершенно: единая концепция ГЧП отсутствует, отсутствует согласованность в терминологии по данному вопросу между федеральным и субфедеральным законодательством, регулирующим вопросы ГЧП, в Федеральном законе от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О Концессионных соглашениях» интересы кредиторов и частных инвесторов защищены не в полной мере;
ограничения организационно-экономического характера. Сюда можно отнести наличие в сфере управления механизмами ГЧП кадров низкой квалификации и слабое развитие взаимодействие с инвесторами касательно вопросов принятия решений по проектам ГЧП;
ограничения нематериального характера, а именно отсутствие взаимного доверия, проблемы справедливого распределения рисков между участниками проекта.
Государство в настоящее время является партнером частному сектору по следующим преобладающим причинам:
а) неспособность удовлетворить только за счет бюджетных средств постоянно растущие потребности в инвестициях;
б) низкий уровень эффективности выделяемых государственных средств.
Государство при этом выступает в роли специфического субъекта таких партнерских отношений.
В России используются такие инструменты ГЧП, как:
) Инвестиционный фонд РФ. Финансирование за счет данного фонда возможно по проектам, связанным с созданием и (или) развитием объектов капитального строительства объектов транспортной, энергетической и инженерной инфраструктуры, а также концессионных проектов, которые имеют общегосударственное значение (общей стоимостью не ниже 5 млрд руб.), и долей финансирования частного сектора не ниже 25 %, или проектам, имеющим региональное (межрегиональное) значение (общей стоимостью — не ниже 500 млн руб.) и долей финансирования частного сектора не ниже 50 %.
Инвестиционный фонд РФ предназначен для комплексного промышленного и инфраструктурного развития. В основе предоставления средств из Инвестиционного фонда РФ лежит принцип проектного финансирования, что выгодно отличает такой механизм предоставления бюджетных средств от поступлений в рамках долгосрочных целевых программ, цель которых может состоять, к примеру, в создании конкретного инфраструктурного объекта.
Ни один из действующих механизмов бюджетного инвестирования проектного финансирования не предусматривает. Наряду с тем именно в рамках данного подхода можно наиболее эффективно прогнозировать риски и соответственно управлять ими, проводить оценку эффекта от создания объектов;
) ОАО «Российская венчурная компания». Основная цель ОАО «Российская венчурная компания» состоит в стимулировании создания собственной национальной индустрии венчурного инвестирования и существенное расширение финансовых ресурсов венчурных фондов. Данная компания играет роль государственного фонда венчурных фондов, посредством которого реализуется государственное стимулирование венчурных инвестиций, организуется финансовая поддержка сектора высоких технологий в целом, а также значение государственного института развития отрасли венчурного инвестирования в РФ;
) Внешэкономбанк, представляющий собой один из основных институтов, которые позволяют реализовывать проекты ГЧП. Одна из функций Внешэкономбанка состоит в участии в практической реализации инвестиционных проектов, которые имеют общегосударственное значение и осуществляются на условиях ГЧП. Минимальная сумма предоставляемых Внешэкономбанком кредитов, гарантий, поручительств и возвратного финансирования в целях реализации проекта составляет 1 млрд руб., или в иностранной валюте, эквивалентной 1 млрд руб.
При этом у Внешэкономбанка, в отличие от коммерческих банков цель получения прибыли отсутствует. Приоритетным направлением его деятельности является оказание финансового содействия социально-экономическому развитию РФ. По этой причине процентная ставка Внешэкономбанка значительно ниже среднерыночной, тогда как продолжительность кредитования рассчитана на период окупаемости инвестиционных проектов (в соответствии с Инвестиционным меморандумом — свыше 5 лет).
Также следует отметить и другие отличия.
Т.к. Внешэкономбанк коммерческим не является, нормативные ограничения ЦБ РФ по обязательному резервированию денежных средств в случае финансирования проектов с недостаточным обеспечением по кредиту на него не распространяются. Это, в свою очередь, означает, что Внешэкономбанк имеет возможность кредитовать проекты с довольно высоким уровнем риска, если их реализация в полной мере соответствует социально-экономическим приоритетам России. Наряду с тем имеется возможность совместного участия в таких проектах Внешэкономбанка и коммерческих банков, которым Внешэкономбанк поможет свести к минимуму финансовые риски.
Получение средств от Внешэкономбанка может явиться отдельным альтернативным механизмом возвратного финансирования ГЧП-проекта в случае, если попытка получения государственного финансирования по линии федеральных целевых программ либо Инвестиционного фонда РФ по каким-либо причинам успехом не увенчалась. Также Внешэкономбанк имеет возможность выступать в качестве дополнительного источника средств для финансирования инфраструктурных объектов либо в качестве инвестиционного консультанта при условии успешного прохождения проектом процедуры конкурсного отбора в Инвестиционном фонде РФ. В целом, Внешэкономбанк лежит в основе системы финансовой поддержки проектов ГЧП, особенно в случаях, когда частные коммерческие банки не способны принимать участие в проектах по причине действующих нормативных ограничений или высоких потенциальных финансовых рисков.
Внешэкономбанк принимает участие в реализации инвестиционных проектов в порядке и на условиях, которые устанавливаются Меморандумом о финансовой политике и внутренними документами, посредством:
предоставления кредитов, займов, проведения лизинговых операций и возвратного финансирования в иных формах в рамках Федерального закона от 17.05.2007 № 82-ФЗ «О Банке развития»;
выдачи гарантий и поручительств, включая экспортные гарантии (кроме выдачи гарантий физическим лицам, в т. ч. индивидуальных предпринимателей);
участия в уставных капиталах обществ;
страхования экспортных кредитов в установленном Правительством РФ порядке;
экспертизы инвестиционных проектов, ведения на комиссионной основе консультационной деятельности.
Формирование адекватной экономической базы через создание условий и возможностей для успешной реализации инвестиционных проектов представляет собой основу для развития инвестиционной деятельности в Росси в целом.
Это может быть выражено в расширении разнообразных льгот, в первую очередь, с государственными гарантиями (налоговые и иные льготы, гарантии, а также материальные и финансовые ресурсы), что будет выступать гарантией востребованности произведенной продукции и возврата инвестированного капитала.
Государство при этом может стать полноправным участником и осуществлять регулирование процесса управления проектом.
К примеру, налоговые льготы применяются в 71 субъекте РФ, и свыше в половине существует относительно развитое инвестиционное законодательство. Однако развитие ГЧП идет далеко не во всех передовых в плане инвестиционного законодательства регионах. Большое значение имеет то, каким образом региональными властями применяется инвестиционное законодательство.
Оно не только будет регулировать инвестиционную деятельность, но также являться гарантом для ее субъектов в обеспечении одинаковых прав при ведении инвестиционной деятельности, гласности в обсуждении инвестиционных проектов, праве обжалования в суде решения и действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц, защите капитальных вложений.
Принципиальным условием выступает преодоление противоречий, существующих между государственными и частными интересами в ГЧП. Еще одним необходимым условием, реализация которого сопряжена с достаточными временными затратами и системными усилиями государства, является формирование институциональной среды функционирования ГЧП.
Многое в развитии ГЧП связано с наличием соответствующей институциональной среды, предназначенной для решения задач, стоящих перед государством, выполнение которых требует большого количества времени и системных усилий. Речь при этом идет как о проявлении на высшем уровне политической воли, так и о создании в нижних слоях общества политического обеспечения через подготовку общественного мнения к внедрению приватизационных механизмов в сфере производственной и социальной инфраструктуры. Вот почему роль государства должна состоять не только в финансировании проектов из бюджета, но и в стимулировании притока инвестиций из иных источников.
Так, на вопрос респондентов, какая именно государственная поддержка ГЧП-проектам необходима в первую очередь, получены следующие ответы.
На 1-м месте при выборе наиболее значимой формы оказания проектам ГЧП государственной поддержки находится гарантия спроса/тарифное регулирование (22%), на 2-м месте находится регулирование используемых финансовых инструментов и институтов в целях привлечения и поддержки частных инвесторов (20%), на 3-м месте расположена финансовая поддержка (19%).
Затем (по убыванию) следуют такие факторы, как инициатива (16%), наличие юридической поддержки (13%) и общее руководство/управление проектом (5%).
Особенный интерес для рассмотрения представляют такие формы оказания государственной поддержки, как субсидирование ставки процента и введение налоговых льгот, а также отладка механизма направления частных инвестиций в публичные проекты.
Соответственно, был сделан вывод, что государственные служащие в регионах рассчитывают, прежде всего, на государственную финансовую поддержку по проектам ГЧП, явно недооценивая значимость управления такими проектами и компетентности контрагентов в организации взаимодействия между государством и бизнесом.
Самыми привлекательными источниками финансирования, с точки зрения респондентов (рис. 2.5), выступают российские инвестиционные фонды, за ними следуют российские банки (с государственным участием).
Рис. 2.5 Распределение баллов привлекательности и источников финансирования
Следующие четыре категории источников попадают в интервал от 4 до 5. Средний балл иностранного капитала 3,5. Ряд респондентов в графе «Другое» указывали привлекательность таких источников, как совместный капитал кластерных объединений, куда входит банковский капитал, капитал российских инвестиционных фондов, частный капитал, а, кроме того, личный капитал.
На основе анализа можно сделать вывод о том, что государству следует стимулировать развитие негосударственных финансовых институтов, располагающих основной долей инвестиционных ресурсов, к более активному участию в проектах ГЧП.
Обязательными условиями эффективной реализации проектов ГЧП выступают следующие институциональные факторы:
разработка соответствующих законодательных актов;
обеспечение транспарентности деятельности частного бизнеса на объектах, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
подготовка четких инструкций;
неукоснительное следование государственных органов постулатам установленной политики и принципам ГЧП;
Мировая практика применения механизма ГЧП показывает необходимость формирования специальной законодательной базы для успешной реализации крупных инвестиционных проектов.
Так, по мнению некоторых авторов, формирование законодательной базы на основе действующих принципов национального и международного права может явиться условием для стабильного развития ГЧП в сфере инноваций с привлечением как отечественного, так и иностранного капитала.
В развитых странах широкое распространение получило привлечение разнообразных финансовых институтов для предоставления кредитных средств на практическую реализацию проектов ГЧП.
Во Франции, например, популярностью пользуется создание целевых компаний с долевым участием государства и бизнеса. В Англии, наоборот, предпочтение отдается контрактным концессионным схемам. Существующий опыт свидетельствует, что в мировой практике чаще встречаются именно концессионные методы реализации проектов ГЧП.
Концессии представляют собой наиболее прогрессивную и комплексную форму ГЧП. Во-первых, концессии, в отличие от других форм ГЧП, всегда отличаются долгосрочным характером, что дает возможность обеим сторонам контракта организовать стратегическое планирование своей деятельности.
Во-вторых, частный сектор в концессиях имеет полную свободу в принятии управленческих решений, что отличает их, к примеру, от такой формы, как смешанные предприятия. В-третьих, государство в рамках концессионного договора и публично-правовых норм оставляет за собой достаточное количество рычагов воздействия на концессионера в случае возникновения необходимости защиты общественных интересов.
Как указывает В. Варнавский, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН, концессионные проекты отличаются следующими характерными особенностями.
Во-первых, концессионные проекты реализуются под постоянным контролем со стороны государства за качеством, безопасностью и разработкой тарифной политики. Во-вторых, такие проекты существенно ограничены во времени и пространстве, т.к. концессионный контракт заключается на фиксированный срок, и связан только с одним отдельно взятым, оговоренным сторонами объектом. Такие ограничения дают государству возможность наиболее эффективно предоставлять населению качественные общественно значимые услуги по приемлемым ценам. Однако если государство устанавливает излишне жесткие тарифные либо эксплуатационные условия, частные предприниматели подобными проектами вряд ли заинтересуются, поскольку может оказаться слишком высоким риск невозврата вложенных средств и получения прибыли.
По мнению многих экспертов, широкое распространение концессионных форм ГЧП сопряжено с желанием государства сохранить за собой возможность единоличного принятия решений об изменении условий проекта либо об отстранении от проекта частного инвестора. Такую возможность государство получает в случае контракта и теряет в случае создания совместного предприятия с долевым участием партнеров.
В 2009 году на федеральном уровне было подписано первое концессионное соглашение между Федеральным дорожным агентством (Росавтодор) и ОАО «Главная дорога» по совместной реализации проекта ГЧП «Строительство нового выхода на Московскую кольцевую автомобильную дорогу с федеральной автомобильной дороги М-1 «Беларусь» Москва — Минск».
Продолжительность концессионного соглашения — 30 лет, совокупная стоимость строительства автодороги составляет 25,7 млрд руб., из которых 11 млрд. руб. предполагается выделить из средств Инвестиционного фонда РФ, тогда как оставшаяся часть привлекается концессионером.
Самым эффективным способом привлечения средств для дальнейшего их инвестирования в проекты ГЧП выступают фонды постприватизационной поддержки, основная особенность которых состоит в гибридном механизме финансирования (за счет бюджетных средств, средств частного сектора, заемных средств, средств некоммерческих организаций, средств спонсоров).
Гибридные разновидности схем финансирования, которые при этом используются, находятся в зависимости от схемы реализации проектов ГЧП, объема расходования бюджетных средств, направляемых на различные формы ГЧП.
Проекты ГЧП, в первую очередь, ориентированы на обеспечение наиболее эффективного использования ресурсов государственного сектора.
Посредством механизма ГЧП эффективность рыночного механизма преобразуется в выгоды для общества в целом. Как свидетельствует мировой опыт, ГЧП при условии правильной организации характеризуется большим уровнем эффективности в сравнении с традиционной системой организации государственных закупок.
Для развития ГЧП следует усовершенствовать нормативно-правовую базу, ликвидировать пробелы в законодательстве, сформировать условия, регулирующие взаимодействие между участниками ГЧП, максимально расширить программы по образованию ГЧП в целях повышения квалификации кадров в сфере управления проектами ГЧП.
В настоящее время российским правительством в качестве приоритетных сфер для реализации проектов ГЧП рассматриваются:
производственная и транспортная инфраструктура;
жилищно-коммунальное хозяйство;
здравоохранение и социальные услуги;
финансирование НИОКР;
Подводя итог, можно сделать следующие выводы.
Рыночная инфраструктура состоит из банковской системы и рынка ценных бумаг. Их правильная работа благоприятно сказывается на дальнейшей динамике экономического подъема, а как результат — на возрастании благосостояния страны.
Главная цель рыночной структуры, необходимо подчиняющейся всем критериям рынка, заключается в преодолении барьеров, препятствующих перемещению товаров и услуг на рынке, которому способствует создание специальных институтов, в частности бирж, финансово-кредитной системы, налоговой системы и др.
Крайне важен целевой подход для усовершенствования инфраструктуры рынка, все элементы данной инфраструктуры должны модернизироваться в целом и комплексно. Неотъемлемый компонент при этом — создание пропорций между улучшением отношений внутри рынка и самой рыночной инфраструктурой, а также обеспечение правильного поведения субъектов рыночных отношений, формирующегося напрямую взаимоотношениями внутри рынка, а не под натиском остальных субъектов рынка.
Государство как основной гарант правильного поведения участвует в формировании рыночной инфраструктуры, а именно — в становлении главных аспектов механизма рынка, основными показателями которого являются рыночное предложение, ценообразование и спрос. Функция государства заключается также в образовании определенного климата, такого как политический, экономический и предпринимательский. Оно формирует и утверждает определенные правила и законы, беря во внимание предпринимательскую деятельность и права участников рынка.
Развитие инфраструктуры — один из ключевых факторов поддержания долгосрочного экономического роста любой страны. При этом поиск и диверсификация источников ее финансирования являются сложной задачей.
Увеличение инвестиций в инфраструктуру — проверенный и надежный способ стимулирования экономического роста. В краткосрочной перспективе увеличение объема инвестиций в инфраструктуру создает новые рабочие места, в среднесрочной перспективе — стимулирует экономический рост, а в долгосрочной — снижает транспортные издержки предприятий и улучшает качество жизни населения.
Минимальная потребность в инфраструктурных инвестициях для поддержания экономического роста составляет 3,5% от мирового ВВП или 57 трлн долл. до 2030 г. (3,2 трлн долл. в год).
Однако в большинстве стран мира инфраструктура недофинансируется на 20-40%. Государственные инвестиции составляют порядка 65%, но возможности их дальнейшего наращивания ограничены высокой долговой нагрузкой и дефицитом государственных бюджетов. Роль частных инвестиций, на долю которых приходится 35% от инфраструктурных инвестиций, существенно возрастает. Правительства разных стран разрабатывают стимулирующие меры для привлечения инвесторов и нахождения разумного баланса риска и доходности инфраструктурных проектов.
России необходимо перенять опыт развитых стран, объединивших в посткризисных условиях усилия частного бизнеса и государства.
1. Об утверждении Правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 01.03.2008 № 134 (ред. от 30.01.2013)
2. Меморандум о финансовой политике государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности»: распоряжение Правительства РФ от 27.07.2007 № 1007-з (в ред. от 15.07.2010)
3. Айрапетян М.С. Зарубежный опыт использования государственно-частного партнерства, Информационно-аналитические материалы Государственной Думы. — Режим доступа: http://pda. iam. duma.gov.ru/node/3/4669/16628 <http://pda.iam.duma.gov.ru/node/3/4669/16628>
. Барышева Е.Н., Сараев Л. А Математическое моделирование структурных изменений персонала предприятий // Вестник Самарского государственного университета. 2011. № 82. С.38-47
. Белицкая А. Перспективы развития законодательства о государственно-частном партнерстве // Хозяйство и право. — 2010. — № 6
. Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство: теория и практика / В.Г. Варнавский, А.В. Клименко, В.А. Королев. М.: ГУ-ВШЭ, 2010
. Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. — М.: Наука, 2005
. Виллисов В.М. Государственно-частное партнерство: политико-правовой аспект // Власть. — 2006. — № 7.
. Воротников А.М. О развитии государственно-частного партнерства в российских регионах // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2010. № 2 (43).
[Электронный ресурс]. — URL: http://www.dpr.ru/journal/journal_41_15. htm
. Горчакова Е.В. Особенности теории государственно-частного партнерства // Российское предпринимательство. — 2014. — №3
. Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» [Электронный ресурс]: Центр ГЧП. — Официальный сайт Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», 2013. — Режим доступа: <http://www.veb.ru>
. Государственно-частное партнерство: пути совершенствования законодательной базы / под общ. ред.А. А. Зверева. М.: ООО «Фирма А-ФОРТ-ЮГ», 2009
. Игнатюк Н.А. Государственно-частное партнерство в России // Право и экономика. — 2006. — № 8. — С.3-8.
. Калашников А.А. Государственно-частное партнерство: формы, методы, потенциал развития // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2013. — №20. — С.32
. Кузьмин В.А., Курченко Л.Ф. Государственно-частное партнерство: опыт реализации механизма в Германии и особенности его использования в России // http://www.pppinrussia.ru/userfiles/upload/files/PPP%20in%20foring%20country/Kuzmin_PPP_Germany. pdf <http://www.pppinrussia.ru/userfiles/upload/files/PPP%20in%20foring%20country/Kuzmin_PPP_Germany.pdf >
. Матвеев Д.Б. Государственно-частное партнерство: зарубежный и российский опыт. — СПб: Наука, 2007
. Матявина М.В. Государственно-частное партнерство: зарубежный опыт и возможности его использования в России. — Часть 2
. Михайлова Е.В., Никишов В.Н., Сараев Л. А Оценка риска неисполнения предпринимательских контрактов при наличии франшизы // Вестник Самарского государственного университета. 2008. № 66. С.152-161
. Савруков А.Н. Государственно-частное партнерство как эффективный механизм решения жилищной проблемы // Финансы и кредит. — 2012. — № 25
. Сараев Л.А., Никишов В.Н., Михайлова Е.В. Математическая модель построения доверительных оценок скрытых источников инвестиционного дохода // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Физико-математические науки. 2009. № 1 (18).
С.182-190
. Семенова Е.Е., Анисимова В.Ю. Роль государства в создании рыночной инфраструктуры страны // Вестник Самарского университета. — 2015. — №2. — С.144-147
. Тюкавкин Н.М. Стратегические направления развития рынка в России // Проблемы современной экономики. 2008. №1. С.78
. Ястребов О.А. Опыт и перспективы использования механизмов государственно-частного партнерства в сфере развития инфраструктуры субъектами Российской Федерации // Проблемы современной экономики. 2010. № 1 (33).
[Электронный ресурс]. — URL: http://www.m-economy.ru/art. php? nArtId=3001