Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности

Обеспечение экономической безопасности Российской Федерации является приоритетной задачей таможенных органов. В то же время таможенные службы можно рассматривать и как элементы государственной власти, участвующие в процессе реализации своих полномочий и в обеспечении других видов безопасности: пограничной, экологической, финансовой, радиационной, военной и др. Выделяют также три уровня безопасности: международный (безопасность мирового сообщества, его региональных составляющих), национальный (безопасность общества, государства, отрасли, региона страны) и частный (безопасность организации, личности).

При этом таможенные службы участвуют в процессах снижения угроз на всех уровнях.

С 1 января 2004 г. вступил в силу новый Таможенный кодекс Российской Федерации. 9 марта 2004 г. вместо Государственного таможенного комитета РФ была создана Федеральная таможенная служба Российской Федерации. Создание в системе таможенных органов специальных подразделений правоохранительного профиля позволило активизировать борьбу с контрабандой, экономическими преступлениями, коммерческими правонарушениями. Таможенные органы стали субъектом оперативно-розыскной деятельности. Являясь правоохранительными по сути своей работы, таможенные органы тесно взаимодействуют с другими органами в борьбе с правонарушениями в сфере внешнеэкономической деятельности, пресечении незаконного ввоза и вывоза с территории Российской Федерации оружия, наркотиков, валюты и культурных ценностей. Учитывая положения Стратегии национальной безопасности, ФТС России разработана Стратегия Федеральной таможенной службы до 2020 года (утв. Приказом ФТС России от 27.07.2009 № 1333).

В то же время, за пределами детального научного анализа остались вопросы деятельности таможенных органов России в сфере экономической безопасности. Отечественной науке еще только предстоит тщательно проанализировать государственные основы регулирования таможенных отношений, рассмотреть формы и методы работы таможенных органов по обеспечению экономической безопасности. При этом особенно важно уяснить сущность таможенных органов в системе исполнительной власти, их место и роль в обществе, связь с государством и значение в обеспечении экономической безопасности.

1. Анализ роли таможенных органов

1.1 Понятие экономической безопасности государства

Для того чтобы понять и осознать значение категории «экономическая безопасность» необходимо дать характеристику термину «безопасность» и определит в чем его суть. Безопасность — это такое состояние субъекта, при котором вероятность изменения присущих этому субъекту качеств и параметров его внешней среды невелика, меньше определенного интервала.

10 стр., 4812 слов

Организация уплаты таможенных платежей

... источниках - системе налогов и таможенных платежах. Таможенные платежи представляют собой обязательные платежи, взимаемые таможенными органами с лиц, участвующих в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. Уплата таможенных платежей является одним ...

«Желательное» состояние субъекта определяется конкретным сочетанием параметров жизнедеятельности. В зависимости от изменения этого сочетания, будет меняться и понятие «желательное» изменение. Таким образом, не менее важным для субъекта является правильная оценка уровня безопасности. Оценка безопасности субъектом может не совпадать с ее реальным уровнем. Глубина этого расхождения зависит от полноты и глубины информации о складывающейся ситуации, от степени влияния ее изменений на состояние безопасности и т.д.

Вообще, категория экономической безопасности по-разному трактуется в научной литературе. Так, например, по мнению В.Тамбовцева, «…под экономической безопасностью той или иной системы нужно понимать совокупность свойств состояния ее производственной подсистемы, обеспечивающую возможность достижения целей всей системы».

В.А.Савин считает, что «экономическая безопасность представляет систему защиты жизненных интересов России. В качестве объектов защиты могут выступать: народное хозяйство страны в целом, отдельные регионы страны, отдельные сферы и отрасли хозяйства, юридические и физические лица как субъекты хозяйственной деятельности». По Л.И.Абалкину «экономическая безопасность — это состояние экономической системы, которое позволяет ей развиваться динамично, эффективно и решать социальные задачи и при котором государство имеет возможность вырабатывать и проводить в жизнь независимую экономическую политику».

Итак, в общем смысле слова, под экономической безопасностью следует понимать важнейшую качественную характеристику экономической системы, определяющую ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства.

Сама экономическая безопасность имеет достаточно сложную внутреннюю структуру. Можно выделить три ее важнейших элемента:

  • экономическую независимость, которая в условиях современного мирового хозяйства отнюдь не носит абсолютного характера. Международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. В этих условиях экономическая независимость означает возможность контроля государства за национальными ресурсами, достижение такого уровня производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает ее конкурентоспособность и позволяет на равных участвовать в мировой торговле, обмене научно-техническими достижениями;
  • стабильность и устойчивость национальной экономики, предполагающие защиту собственности во всех ее формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения, и т.д.;

— способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в современном динамично развивающемся мире. Создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и общекультурного уровня работников становятся необходимыми и обязательными условиями устойчивости и самосохранения национальной экономики.

9 стр., 4153 слов

Информационная безопасность экономические аспекты

... производстве и применении информационных систем, технологии и средств их обеспечения”. Глава 1. Основные направления обеспечения информационной безопасности Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, ...

Таким образом, экономическая безопасность — это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию.

1.2 Виды экономической безопасности

Продовольственная безопасность для Российской Федерации является одной из центральных проблем в системе национальной безопасности, поскольку без надежного снабжения продовольствием ни одна страна не в состоянии избежать зависимости от других государств.

Для оценки состояния продовольственной безопасности следует учитывать следующие факторы:

  • уровень развития и устойчивости сельскохозяйственного производства;
  • доходы и качество питания населения;
  • степень обеспеченности продовольствием отечественного производства;
  • масштабы импорта;
  • степень открытости продовольственных рынков, механизм противодействия импортной интервенции;
  • объемы продовольственных запасов;
  • производственный потенциал сельского хозяйства;
  • степень экологизации отрасли, качество аграрной продукции и продуктов питания;
  • соответствие требований продовольственной безопасности правовому законодательству,
  • системе нормативных актов, направлениям аграрной политики государства;
  • угрозу продовольственной безопасности.

Развитие торговли товарами между странами заложило основу для появления и развития других видов внешнеэкономических связей.

В последнее десятилетие сложилась широко развитая торговля услугами. Услуги обычно не имеют вещественной формы. В отличие от товаров услуги производятся и потребляются, в основном, одновременно и не подлежат хранению. В последние годы быстро растет доля услуг в мировой торговле и уже превышает 25 % общей величины мирового экспорта. Наибольшее значение в мировой торговле услугами имеют: транспорт, грузовой и пассажирский, и туризм.

Результатом развития мировой торговли явилось возникновение и развитие таких форм ВЭД, как банковские операции, валютно-кредитные связи между фирмами и странами, обмен научно-техническими знаниями, движение капитала, миграция рабочей силы, аренда машин и оборудования, международная экономическая интеграция. В послевоенный период появились, и стали быстро развиваться транснациональные компании (ТНК), которые заняли главенствующее место практически во всех ведущих отраслях мировой экономики.

Хозяйственные связи между странами приняли поистине глобальный характер и имеют жизненно важное значение для всех без исключения стран мира. Ни одна страна ныне не может нормально развиваться, не осуществляя все более широкие экономические связи с внешним миром, не случайно наиболее развитыми и богатыми являются страны, имеющие в больших масштабах разносторонние внешнеэкономические связи.

В российской практике внешнеэкономическая деятельность реализуется преимущественно через внешнеторговую деятельность.

Развитие внешнеэкономических связей между странами ведет к устранению их хозяйственной изолированности. Попытки решать экономические и социальные вопросы опираясь на собственные силы, ресурсы дают все меньшие результаты и обрекают страну на значительное отставание от других стран в области производства, науки, техники, культуры, уровня жизни. В результате экономическая обособленность (автаркия) становится немыслимой для нормального развития любой страны. Это вызвало в последние столетия переход большинства стран от замкнутых хозяйств к экономике открытого типа, обращенной к внешнему рынку. Открытость экономики предполагает все более свободное движение между странами товаров, услуг, капитала, информации, рабочей силы. Степень открытости экономики зависит от уровня развития производительных сил, внешней торговли, финансовых и кредитных связей. Большую роль в развитии открытости национальных экономик сыграл прогресс во второй половине XX века транспорта, информационных средств связи. Открытость экономики также зависит от обеспеченности стран природными ресурсами, численности населения, от его платежеспособного спроса. В результате усиливается тенденция сближения национальных экономик и превращение их в целостную мировую экономику.

26 стр., 12934 слов

Значение, перспективы и особенности развития Таможенного союза

... определяют задачи выпускной квалификационной работы: 1)Проанализировать структуру Таможенного союза, его основных органов и их полномочий, источников законодательства. 2)Проанализировать цели создания Таможенного союза и наиболее вероятные перспективы его развития. )Выявить актуальные проблемы таможенного союза и найти пути их ...

Все большая открытость стран к внешнему рынку не только увеличивает и укрепляет межстрановые связи, но и порождает их взаимозависимость. Страны уже не могут развиваться независимо друг от друга. В результате экономический рост или кризисное состояние экономики одних стран влияет положительно или отрицательно на хозяйственное развитие других стран. Это требует, чтобы страна не только всемирно способствовала развитию внешнеэкономических связей, но и предпринимала меры для защиты от внешних факторов, которые могут угрожать ее экономической безопасности.

Важнейшей и наиболее развитой, в то же время древнейшей формой внешнеэкономических связей, является международная торговля. Возникнув много тысячелетий назад, она и ныне сохраняет ведущие позиции в общем комплексе мирохозяйственных связей, выступая одной из основных движущих сил экономического роста в современном мире.

Обеспечение продовольственной безопасности является приоритетным направлением государственной политики, так как охватывает широкий спектр национальных, экономических, социальных, демографических и экологических факторов. В сфере продовольственной безопасности пересекаются узловые проблемы проведения агропромышленной и экономической реформ, объективные тенденции развития производства сельскохозяйственной и продовольственной продукции, отечественного рынка, степени его зависимости от мирового рынка продовольствия, социального положения и платежеспособности потребителей в различных регионах России.

По словам министра сельского хозяйства Российской Федерации «вступление в Продовольственную и сельскохозяйственную организацию ООН (ФАО) позволит России интегрироваться в мировой научный процесс, нацеленный на решение продовольственной проблемы в глобальном масштабе». Ликвидация голода на планете является одной из задач этой Организации, учрежденной в 1945 году с целью повышения качества питания, роста производительности в аграрном секторе, улучшения условий жизни сельского населения и содействия мировому экономическому росту. Тем более что в последние годы в деятельности ФАО особую актуальность приобрели вопросы, имеющие для России практическое значение. Это борьба с эпидемиями животных, сохранение генетических ресурсов животных и растений, продовольственная безопасность, безопасность продуктов питания, использование биотехнологий и генетически модифицированных организмов в производстве продуктов питания.

Таким образом, проблема продовольственной безопасности имеет много аспектов. Прежде всего, это глобальный (мировой).

3 стр., 1294 слов

Угрозы экономической безопасности в России

... тому, что происходит в российской экономики и вокруг нее. Таким образом, угрозы экономической безопасности негативно влияют на хозяйство страны. Они подразделяются на внутренние и внешние. К первой категории относится устойчивость экономики. ...

На сегодняшний день, существует огромная разница в развитии продовольственного хозяйства отдельных регионов. Значительные группы населения живут в условиях явно недостаточного питания, либо вообще голодают. Эти причины обусловлены, прежде всего, социально-экономическими факторами развития того или иного региона. Помимо этого, продовольственная безопасность включает в себя не только международные, но и внутренние — национально-политические и социально-экономические аспекты.

1.3 Таможенные органы как субъект обеспечения экономической безопасности государства

Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утв. Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537) национальная безопасность — состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, позволяющее обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие РФ, оборону и безопасность государства. При этом к силам обеспечения национальной безопасности относятся Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, а также федеральные структуры государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства РФ.

Функции обеспечения экономической безопасности страны, предотвращения внешних угроз призваны выполнять федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие регулирование внешнеэкономической деятельности, в том числе и таможенное регулирование. Таможенная политика и таможенные органы изначально в силу специфической природы и структуры таможенного дела являются органами, направленными на обеспечение экономической безопасности. Правовое регулирование, применяемое таможенными органами, включает комплекс правовых, экономических, организационных и иных мероприятий и программ, нацеленных на обеспечение экономической безопасности, оптимизацию процессов развития и обеспечения эффективности торгово-экономических отношений.

Выделяют три уровня безопасности: международный (безопасность мирового сообщества, его региональных составляющих), национальный (безопасность общества, государства, отрасли, региона страны) и частный (безопасность организации, личности).

При этом таможенные службы участвуют в процессах снижения угроз на всех трех уровнях.

Таможенные органы по своему административно-правовому статусу являются военизированными и правоохранительными структурами, т.е. относятся к силам обеспечения национальной безопасности. Более того, ст. 12 Федерального закона от 05.03.1992 №2446-1 «О безопасности» прямо относит таможенные органы к таковым.

Как показывает анализ компетенции таможенных служб, их участие в обеспечении безопасности с каждым годом проявляется ярче, что обусловлено складывающейся геополитической ситуацией, возникающими политическими и экономическими проблемами как внутри государства, так и на международном уровне и, как следствие, появлением новых угроз и рисков для развития личности, общества и государства.

20 стр., 9965 слов

«Экономическая роль государства»

... выбора темы курсовой работы и определили ее цели и задачи. Целью работы является исследование экономической роли государства с рассмотрением практики использования государством регулирующих ... деятельности государства по регулированию рыночной экономики и конкретные механизмы государственного воздействия, применяющиеся в России. 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ТРАКТОВКЕ РАЗЛИЧНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ...

Так, в соответствии с п. 6 ст. 403 ТК РФ таможенные органы оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и в пресечении незаконного вмешательства в аэропортах РФ в деятельность международной гражданской авиации. Важнейшим направлением в этой работе является выявление международной контрабанды, особенно наркотиков, так как в большинстве случаев международные террористические организации осуществляют финансирование за счет контрабанды наркотиков. Поэтому, пресекая контрабанду, таможенные органы непосредственно способствуют снижению рисков и возможного ущерба от террористических угроз.

На обеспечение международной и национальной безопасности, противодействие международному терроризму направлена такая важная функция таможенных служб, как участие в осуществлении экспортного контроля, регулируемого Федеральным законом от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле».

Таможенные органы контролируют соблюдение разрешительного порядка перемещения через таможенную границу товаров и технологий, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники. Более детально порядок осуществления таможенными службами экспортного контроля урегулирован Приказом ГТК России от 26.12.2003 № 1545 «О повышении эффективности деятельности таможенных органов в области экспортного контроля».

Учитывая положения Стратегии национальной безопасности, ФТС России разработана Стратегия Федеральной таможенной службы до 2020 года (утв. Приказом ФТС России от 27.07.2009 № 1333).

Ключевые направления деятельности ФТС России в сфере обеспечения экономической безопасности РФ — развитие системы таможенного контроля как наиболее действенного инструмента, обеспечивающего полное соблюдение установленного порядка трансграничного механизма оборота товаров и транспортных средств в рамках единого государственного механизма реагирования на угрозы национальной безопасности, а также дальнейшее совершенствование правоохранительной деятельности таможенных органов.

Вместе с тем происходят и некоторые подвижки в структуре угроз. Становится все более актуальным такой фактор, влияющий на экономическую безопасность, как возрастание масштабов международной торговли контрафактной продукцией. С момента вступления в силу ТК РФ в 2003 году защита интеллектуальной собственности, борьба с незаконным перемещением через таможенную границу РФ контрафактной продукции стали новой функцией таможенных органов. Глава 38 ТК РФ наделила таможенные органы полномочиями по принятию защитных мер, направленных на пресечение незаконного ввоза (вывоза) контрафактной продукции непосредственно при ее таможенном оформлении и таможенном контроле.

Как отмечается в Стратегии национальной безопасности, одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности в экономической сфере является энергетическая безопасность. Статистика выявленных таможенными органами в этой сфере преступлений также свидетельствует о набирающей обороты энергетической угрозе.

К числу угроз в пограничной сфере применительно к таможенному делу следует также отнести большую протяженность Государственной границы РФ, недостаточное количество таможенных пунктов пропуска, позволяющих охватить таможенным контролем все участки границы, а также слабую техническую оснащенность ряда пунктов пропуска. Большую опасность таят в себе участки государственной границы, где таможенный контроль отменен, например на Российско-Белорусской границе. В связи с формированием Таможенного союза с Республикой Казахстан, с которой Россия имеет одну из самых протяженных границ, являющуюся объектом пристального внимания криминальных сообществ, возникновение данной угрозы прогнозируется и на этом участке. С созданием Таможенного союза значительно усиливается влияние таможенного регулирования как элемента государственного регулирования внешнеторговой деятельности на процессы международной интеграции российской экономики в международное экономическое пространство.

9 стр., 4418 слов

Безопасность Республики Беларусь в экономической сфере

... всего народнохозяйственного комплекса и общества, приоритетной задачей национального развития. продовольственной безопасностью Внешнеэкономическая безопасность Внешнеэкономические связи с позиции экономической безопасности Республики Беларусь, должны обеспечивать создание максимально благоприятных условий для использования преимуществ ...

Пресечение незаконного перемещения запрещенных и опасных товаров непосредственно на государственной границе позволит минимизировать угрозы, связанные с проникновением этих товаров на территорию страны, предотвратить негативные последствия их распространения. Именно поэтому необходимость обеспечения безопасности непосредственно на Государственной границе РФ в Концепции развития таможенных органов (утв. распоряжением Правительства РФ от 14.12.2005 № 2225-р) определена важным направлением их деятельности.

Снижению угроз в сфере пограничной безопасности будет способствовать реализация разработанной ФТС России на перспективу до 2020 года Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к Государственной границе РФ. Данная Концепция предусматривает широкий комплекс мероприятий: развитие и совершенствование таможенной инфраструктуры, модернизацию системы таможенного оформления и таможенного контроля, оптимизацию количества и специализацию пунктов пропуска через государственную границу, реализация которых создаст условия для повышения эффективности деятельности таможенных органов в приграничных субъектах РФ в борьбе с таможенными правонарушениями и коррупционными проявлениями и в целом позволит снизить уровень криминогенности внешнеэкономической деятельности.

Большую роль в данном процессе играет техническая оснащенность пунктов пропуска через Государственную границу РФ. В связи с этим ФТС России принят Приказ от 31.10.2008 N 1349 «Об утверждении Типовых требований к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации таможенного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации», который установил требования к оснащению таможенных органов комплексом технических средств: досмотровой рентгенотелевизионной техникой, металлодетекторами, техническими средствами для таможенного досмотра (диагностики) — и возможность применения иных форм таможенного контроля (средств поиска, технических и химических средств идентификации и др.)

Реализация принципов единства и централизации таможенного дела обеспечивается единством территории, таможенной политики, единством таможенной границы, таможенного права, единой организацией и осуществлением таможенной деятельности. Исходя из этого, все таможенные органы являются федеральными органами, служащие — федеральными служащими, имущество — федеральной собственностью, а нормы таможенного права — федеральными нормами.

В условиях либерализации внешнеэкономической деятельности только эффективная таможенная система, отвечающая мировым стандартам, может стать определяющим фактором для интеграции российской экономики в мировую. Таким образом, формирование таможенной политики должно служить основным инструментом отражения угроз экономической безопасности России.

14 стр., 6541 слов

Таможенные платежи

... экономического суверенитета страны, обеспечению её экономической безопасности. Успешное функционирование таможенной ... налогов и таможенных платежах. Именно о таможенных платежах и пойдёт речь в моём реферате. 1. Понятие и виды таможенных платежей. Действующее законодательство под таможенными платежами понимает налоги, ... таможенных пошлин при­меняются при ввозе товаров, происходящих из государств, ...

1.4 Задачи, приоритетные направления таможенной службы в деле обеспечения экономических интересов государства

Национальные экономические интересы ложатся в основу проводимой государством экономической политики, важной составной частью которой является обеспечение экономической безопасности. Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства принадлежит таможенной службе — одному из базовых институтов государственного регулирования экономических и правовых отношений.

Федеральная таможенная служба Российской Федерации (ФТС РФ) является органом исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в РФ. ФТС России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и общественными объединениями. ФТС России решает возложенные на нее задачи непосредственно и через региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты РФ, таможенные лаборатории, подведомственные ФТС России учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, вычислительные центры и другие предприятия и организации.

Основными задачами ФТС России являются:

  • участие в разработке таможенной политики РФ и реализация этой политики;
  • обеспечение экономической безопасности, единства таможенной территории РФ, защита экономических интересов страны;
  • организация применения и совершенствование средств таможенного регулирования хозяйственной деятельности и законодательства по таможенному делу;
  • обеспечение участия РФ в международном сотрудничестве по таможенным вопросам.

Таможенное государственно-правовое регулирование как неотъемлемая часть экономической политики государства зависит от общих целей государственного и экономического развития, от общей экономической стратегии государства. Таможенное регулирование предполагает использование целого спектра способов, методов, приемов регулирования, обусловленных динамичной по своей природе и характеру таможенной политикой и способных только в совокупности, в органическом единстве и взаимодействии, обеспечить должный эффект в процессе осуществления таможенного дела.

Приоритетной задачей таможенных органов является обеспечение экономической безопасности государства как важнейшей составляющей национальной безопасности. Таможенное дело, таможенная политика находятся в прямой зависимости от экономических интересов государства, обеспечивая реализацию государственной экономической и торговой политики.

Таможенная политика является составной частью общей государственной политики России. В ее основе лежат цель, задачи, принципы, основные направления и механизм обеспечения экономической безопасности страны.

Достижение стратегических целей ФТС России обеспечено решением тактических задач, соответствующих сфере деятельности и функциям таможенных органов, установленных в соответствии с законодательством РФ.

Таможенная политика формируется на основе правовых норм Конституции, законов и других нормативных правовых актов органов государственной власти, общепризнанных принципов и норм международного права. Она реализуется посредством целенаправленной и скоординированной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений (организаций) и граждан в соответствии с их правовыми полномочиями в таможенной сфере.

31 стр., 15151 слов

Экономические функции государства

... Цель моей курсовой работы: проанализировать основные экономические функции государства в современной рыночной экономике. В ... государство начинает постепенно разрушаться изнутри, лишая граждан самых элементарных условий стабильного существования: законности и безопасности, ... современных государств. Чтобы государство могло существовать, отдельные лица и группы уступают государственному органу полномочия ...

Основными направлениями таможенной политики являются совершенствование системы взаимодействия органов государственной власти в деле по обеспечению экономической безопасности, развитие межгосударственного таможенного сотрудничества; формирование и развитие системы научного и правового обеспечения в области таможенной политики.

Экономическая безопасность как составная часть национальной безопасности страны включает выявление интересов страны в таможенной сфере; прогнозирование и оценку угроз национальной безопасности страны; разработку основных направлений таможенной политики страны; правовое регулирование обеспечения безопасности страны в таможенном пространстве; организацию пограничного, таможенного, санитарного и иных видов контроля на государственной границе; координацию деятельности общегосударственных органов власти, органов государственной власти в субъектах Федерации по развитию таможенного дела и обеспечению экономической безопасности страны и союзных государств; международное сотрудничество.

Таможенная политика направлена на использование таможенно-тарифного механизма регулирования внешнеэкономической деятельности, решение задач защиты национальной экономики и обеспечение ее безопасности, а также пополнение государственного бюджета. Таможенная политика является частью общей политики государства и концепции обеспечения безопасности данного государства, в основе которой лежат цель, задачи, принципы, основные направления и механизм обеспечения экономической безопасности страны.

Задачей таможенных органов является снижение угроз, имеющихся в сфере внешнеэкономической деятельности. Так, к внешним угрозам В.А. Муталимов относит зависимость экономики страны от импорта, чрезмерную открытость экономики, преобладание экспорта ресурсов над экспортом высокотехнологической продукции; к внутренним — продолжение либерального экономического курса страны, создание условий для формирования зависимостей (финансовой, технологической, продовольственной и др.) от иностранных государств, коррупцию государственного аппарата, напряженную криминалистическую обстановку, принятие федеральными органами нормативных правовых актов, ущемляющих права граждан, наличие нормативных правовых актов с существенным криминогенным потенциалом, сращивание государственных и криминогенных структур и т.п. Современные тенденции показывают, что данные угрозы нарастают по ряду направлений.

Борьба с таможенными правонарушениями составляет важнейшую часть функции таможенных служб по обеспечению экономической безопасности государства. Криминализация внешнеэкономической деятельности продолжает оставаться негативным фактором, несущим в себе значительную угрозу национальной безопасности государства.

Несмотря на то, что обеспечение экономической безопасности является приоритетной задачей таможенных органов, вытекающей из самой сущности таможенного дела, фактическое участие таможенных структур в обеспечении национальной безопасности гораздо шире.

Находясь в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, таможенные органы участвуют в обеспечении пограничной безопасности. Как отмечается в Стратегии национальной безопасности, угрозу безопасности в пограничной сфере представляет активизация трансграничных преступных групп по незаконному перемещению через Государственную границу РФ наркотических средств, психотропных веществ, товаров и грузов, водных биологических ресурсов, других материальных и культурных ценностей, организация каналов нелегальной миграции, наличие и ввозная эскалация вооруженных конфликтов вблизи Государственной границы России, незавершенность международно-правового оформления Государственной границы РФ с отдельными сопредельными государствами.

Осуществляя таможенный контроль, таможенные органы обязаны выявлять и пресекать незаконное перемещение через таможенную границу РФ делящихся и радиоактивных материалов и опасных отходов, обеспечивая тем самым радиационную безопасность.

В связи с переходом на рыночные условия торговли перед государством встала угроза утечки российского капитала за рубеж. Являясь агентами валютного контроля и осуществляя контроль в части зачисления средств при экспорте и возврата валютной выручки в рамках заключенных внешнеэкономических контрактов, таможенные органы тем самым участвуют в обеспечении финансовой безопасности государства. Следует согласиться с А.К. Моденовым, что сегодня только таможня способна полностью проконтролировать движение и возврат валюты в процессе реализации внешнеторговых сделок, поскольку именно она фиксирует ее перемещение через таможенную границу.

В.А. Муталимов выделяет также иные виды безопасности, в обеспечении которых принимают участие таможенные органы: военная, общественная, информационная и продовольственная безопасность. Представляется, что данный перечень можно продолжить, находя в компетенции таможенных служб и иные полномочия, реализация которых в той или иной степени способствует гарантированию определенного вида безопасности.

Реализуя одну из своих функций, таможенные органы могут участвовать одновременно в обеспечении нескольких видов безопасности. Например, контрабанда всегда сопряжена с отсутствием таможенного оформления товаров, а значит, с неуплатой таможенных платежей в федеральный бюджет. Пресекая контрабанду, таможенные службы противодействуют уклонению от уплаты таможенных платежей, обеспечивая тем самым экономическую безопасность государства. Выявляя контрабанду наркотиков и иных сильнодействующих веществ, оружия, взрывчатых веществ, таможенные органы обеспечивают общественную безопасность; иностранной валюты — финансовую; ядовитых отходов или иных опасных веществ, объектов флоры и фауны — экологическую; некачественных продуктов питания — продовольственную; культурных ценностей и исторических ценностей — культурную безопасность и др.

Эффективности деятельности таможенных служб как составной части сил обеспечения безопасности во многом способствует организация системы гарантий собственной безопасности таможенных органов.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что функции таможенных служб по обеспечению безопасности государства достаточно широки и многогранны. Таможенные органы призваны стоять на страже, прежде всего экономических интересов государства. Защита экономической безопасности государства является одной из главных целей в деятельности таможенных органов на протяжении истории существования таможенной службы.

Так, из двадцати функций таможенных органов, обозначенных в ранее действовавшем ТК РФ, девять было посвящено обеспечению экономической безопасности и защите экономических интересов государства. Данные функции были закреплены в ранее действующих положениях о таможенных органах различного звена.

Однако, как показывает анализ компетенции таможенных органов, реализуя свои полномочия, таможенные службы участвуют в обеспечении и иных видов безопасности: финансовой, пограничной, экологической, радиационной и др. К сожалению, ни действующий ТК РФ, ни Положение о Федеральной таможенной службе (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.07.2006 № 459), ни Общее положение о региональном таможенном управлении и Общее положение о таможне (утверждены Приказом ФТС России от 12.01.2005 № 7), ни Общее положение о таможенном посте (утв. Приказом ФТС России от 13.08.2007 № 965) не упоминают о такой важной составляющей компетенции таможенных органов, как участие в обеспечении каких-либо видов национальной безопасности. Однако если игнорирование в вышеуказанных нормативных документах закрепления функций по обеспечению, например, финансовой, экологической, пограничной национальной безопасности еще можно объяснить тем, что они не являются основными функциями таможенных служб, то отсутствие в них положений, позволяющих установить причастность таможенных органов к защите экономических интересов страны и обеспечению экономической безопасности государства, нельзя оправдать. При сохранении прежних и появлении новых полномочий таможенных органов, направленных на решение задач по обеспечению международной, национальной безопасности, данный факт следует расценивать как существенный пробел в правовом регулировании административно-правового статуса таможенных служб, требующий скорейшего устранения.

2. Обеспечение экономической безопасности

2.1 Функции таможенных органов по обеспечению экономической безопасности государства

Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства принадлежит таможенной службе — одному из важнейших элементов рыночной инфраструктуры. Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота, и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым способствует решению экономических проблем.

Путем разумных протекционистских мер, таможенная служба оберегает национальную промышленность. В ее обеспечении зоной ответственности таможенной службы является сфера внешнеэкономической деятельности государства.

Руководствуясь Указом Президента Российской Федерации “О неотложных мерах по организации таможенного контроля в Российской Федерации” и Постановлением Правительства Российской Федерации “О неотложных мерах по усилению таможенного контроля на Государственной границе Российской Федерации”, Федеральная таможенная служба, сосредоточили свои усилия на решении таких задач, как:

  • создание таможенной инфраструктуры, способной обеспечить выполнение главной задачи, поставленной перед таможенной службой;
  • обеспечение экономической основы суверенитета и государственной безопасности страны, защита интересов народа Российской Федерации;
  • пополнение федерального бюджета путем взимания пошлин, сборов и некоторых видов налогов;
  • участие в осуществлении таможенно-банковского валютного контроля, в первую очередь за своевременной полной репатриации платежей, причитающихся российским экспортерам за экспортированные ими товары;
  • формирование, ведение и представление (официальной публикации) таможенной статистики внешней торговли России;
  • создание правовой законодательной базы, обеспечивающей деятельность таможенной службы.

Возросла роль ФТС России как ведомства, активно участвующего в разработке таможенной политики государства. Внедрение новых технологий взимания таможенных платежей, обеспечение своевременного и правильного их начисления, организация контроля, за их поступлением в полном объеме в федеральный бюджет, позволили добиться весомых экономических результатов.

В 1996 году вклад российского таможенного ведомства в федеральный бюджет составил 29 млрд. рублей, в 1999 г. — 32 млрд. рублей, в 2002 г. — около 35 млрд. рублей, то есть практически каждый третий рубль попадает в государственный бюджет от таможенного ведомства.

ФТС в 2010 году привлекла в бюджет 4,58 трлн. руб. (4,33 трлн. руб.— без учета импортных таможенных пошлин, распределяемых в рамках Таможенного союза).

Таможенники перевыполнили план на 11,8 и 5,6% соответственно. По данным Федерального казначейства, из общей суммы таможенных доходов 2,508 трлн. руб. приходятся на вывозные пошлины и 345 млрд. руб.— на ввозные. 1,169 трлн. руб. в 2010 году ФТС собрала в виде НДС при импорте.

В соответствии со статьей 10 Таможенного кодекса Таможенного Союза таможенные органы выполняют следующие основные функции:

  • участвуют в разработке таможенной политики РФ и реализуют эту политику;
  • обеспечивают соблюдение законодательства;
  • принимают меры по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела;
  • обеспечивают в пределах своей компетенции экономическую безопасность Российской Федерации, являющуюся экономической основой суверенитета Российской Федерации;
  • защищают экономические интересы Российской Федерации;
  • применяют средства таможенного регулирования торгово-экономических отношений;
  • взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;
  • участвуют в разработке мер экономической политики перемещаемых через таможенную границу РФ, реализуют эти меры;
  • обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров через таможенную границу РФ;
  • ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах РФ в деятельность международной гражданской авиации;
  • осуществляют и совершенствуют таможенный контроль и таможенное оформление, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу РФ;
  • ведут таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику;
  • ведут Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности;
  • содействуют развитию внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, а также предприятий, учреждений, организаций и граждан;
  • содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности,
  • осуществляют контроль, за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов России материалов;
  • осуществляют валютный контроль в пределах своей компетенции;
  • обеспечивают выполнение международных обязательств РФ, участвуют в разработке международных договоров РФ, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;
  • проводят научно-исследовательские работы и консультирование в области таможенного дела;
  • обеспечивают в установленном порядке информацией по таможенным вопросам Президента РФ, Государственную думу РФ, Правительство РФ и иные государственные органы, предприятия, учреждения и граждан;
  • реализуют единую финансово-хозяйственную политику, развивают материально-техническую и социальную базу таможенных органов.

Приоритетными направлениями деятельности таможенной службы России, как это определено в разработанной и ныне действующей программе, были и остаются: осуществление фискальной и правоохранительной функций, совершенствование технологий таможенного оформления и таможенного контроля, обеспечение экономической безопасности государства и защита его экономических интересов.

В укреплении экономической безопасности Российской Федерации принимают участие все органы государственной власти, это одна из их конституционных функций. В компетенцию таможенных органов входят такие вопросы экономической безопасности России, как борьба с контрабандой, незаконными валютными операциями, нарушениями таможенных правил, наполнение федерального бюджета и осуществление мер государственного регулирования по защите экономических интересов государства и российских участников внешнеэкономической деятельности.

Главная функция таможенных органов по обеспечению экономической безопасности государства, состоит в таком воздействии на всех участников общественных отношений, которое побуждает их соблюдать установленные таможенно-правовые нормы.

Экономическая безопасность государства, его экономические интересы и их защита имеют различные аспекты: существуют, например, внутри- и внешнеэкономические интересы. При этом внутриэкономические интересы могут быть связаны с развитием промышленного и агропромышленного комплекса, транспорта и связи и т.п. Средства и методы, которыми таможенные органы обеспечивают экономическую безопасность и защиту экономических интересов государства, можно разделить на две группы:

— Средства правового регулирования и методы правоохранительной деятельности. В данном случае таможенные органы используют правовое принуждение, санкции, меры защиты, в соответствии с действующим законодательством, пользуясь властными полномочиями, позволяющими пресекать попытки нарушения законности. Эта группа составляет основу правоохранительной деятельности таможенных органов.

— Средства и методы экономического регулирования внешнеторговых отношений. К ним относится: тарифное регулирование (таможенные платежи, сборы, налоги, методы определения таможенной стоимости, валютный контроль, методы определения страны происхождения товаров и др.) и нетарифное регулирование (эмбарго, запрещение ввоза или вывоза товаров, установление ограничений на ввоз и вывоз товаров: лицензии, квоты, сертификация и другие ограничения).

Т.е. таможенное регулирование, применяемое таможенными органами с целью обеспечения экономической безопасности, включает в себя целый комплекс правовых, экономических, организационных и иных мероприятий и программ, применяемых с целью обеспечить защиту экономических интересов государства, оптимизировать процессы развития и обеспечения эффективности торгово-экономических отношений, стимулировать развитие отечественной экономики и оградить эту экономику от проникновения извне разрушающих ее деструктивных элементов.

2.2 Основные методы регулирования внешнеэкономической деятельности

Под внешнеэкономической политикой обычно понимают деятельность государства, направленная на развитие и регулирование торговых отношений с другими государствами. Осуществление внешнеторговой политики предполагает определение стратегических целей государства во внешнеторговых отношениях в целом и с отдельными странами и группами стран, а также выработку методов и средств, обеспечивающих достижение поставленных целей и сохранение впоследствии достигнутых результатов.

Главная задача внешнеэкономической политики является создание благоприятных внешнеторговых условий для развития промышленного производства внутри страны. Существует следующая классификация методов регулирования внешнеэкономической деятельности.

Тарифные методы. Импортные тариф регулирует экономический климат в стране (цены, прибыль, рентабельность предприятий, состояние национальной валюты).

Импортный тариф базируется на Законе “О таможенном тарифе”.

Нетарифные (паратарифные методы).

К их числу относятся прочие, помимо таможенных пошлин, платежи, взимаемые при ввозе иностранных товаров; различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные целевые сборы.

Финансовые меры. Для регулирования внешней торговли могут вводиться правила совершения валютных операций.

Меры контроля за ценами. Данные меры имеют целью защиту национальных интересов производителей. Для защиты некоторых уязвимых секторов экономики могут применяться антидемпинговые меры, компенсационные меры и др.

Количественный контроль. На ввоз и вывоз товаров устанавливаются количественные ограничения (квоты).

Лицензирование. Для ввоза определенных товаров требуется получить установленный документ.

Монополизация. Государство устанавливает свою монополию на торговлю определенными товарами вообще или на внешнюю торговлю ими.

Технические барьеры. Включают контроль импорта на предмет его соответствия национальным стандартам безопасности.

Оценивая таможенные политику и методы регулирования внешнеэкономической деятельности, можно утверждать, что государство всегда ищет компромисс между двумя крайними их проявлениями.

Тарифные и нетарифные методы регулирования ВЭД должны применяться в комплексе. При этом следует помнить, что основным орудием регулирования, в том числе структурного, является все же таможенный тариф.

2.3 Пути совершенствования экономической безопасности и экономического развития России

Стратегической целью обеспечения экономической безопасности является создание приемлемых условий для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.

Государственная стратегия в области обеспечения экономической безопасности России должна быть ориентирована, прежде всего, на поддержание достаточного уровня производственного, научно-технического потенциала, недопущение снижения уровня жизни населения до предельных значений, что способно вызвать социальную напряженность, предотвращение конфликтов между отдельными слоями и группами населения, отдельными нациями и народностями. Эта стратегия должна осуществляться, прежде всего, через систему безопасности, которую образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, общественные и иные организации и объединения.

Государственная стратегия экономической безопасности должна быть привязана к реальному времени (ближайшие 15-20 лет) и стать ориентиром при принятии важнейших политических и хозяйственных решений. В связи с этим некоторые важные положения государственной деятельности по обеспечению экономической безопасности должны осуществляться в процессе разработки проектов прогноза социально-экономического развития России и государственного бюджета на каждый последующий год.

Наиболее важными задачами в обеспечении экономической безопасности, должны стать:

1. регулирование развития внешней торговли при соблюдении экономических интересов России и обеспечение ее экономической безопасности, повышение экономической эффективности внешнеэкономической деятельности в условиях интеграции российской экономики в мировое хозяйство;

2. дальнейшее развитие экспортного потенциала, в первую очередь, за счет расширения производства машин, оборудования и других высокотехнологических товаров, проведение политики импортозамещения;

3. поддержка интересов отечественных экспортеров на внешних рынках в целях восстановления и сохранения их позиций на товарных мировых рынках;

4. проведение в рамках общепринятых процедур политики разумного протекционизма в отношении отечественных производителей, не являющихся монополистами на внутреннем рынке;

5. обеспечение наиболее благоприятных для России условий погашения внешнего долга и его обслуживания;

6. достижение стабилизации курса рубля по отношению к свободно конвертируемым валютам;

7. обеспечение бесперебойной работы транспортных магистралей, соединяющих Россию с внешними рынками (железнодорожный и автомобильный транспорт, магистральные газо- и нефтепроводы, межсистемные и межрегиональные линии электропередач и т. д.).

Главная цель экономической стратегии состоит в восстановлении в России экономического роста. Разумеется, восстановление должно происходить на новой основе и с помощью новых институтов рыночной экономики. Это означает формирование принципиально иной структуры экономики и образование промышленно-финансовых и банковских структур, способных создавать условия для перелива капитала в новое русло развития экономики.

Приоритетами экономической политики Правительства Российской Федерации на среднесрочную перспективу станет реализация антикризисных мер, а также мер, ориентированных на решение долгосрочных задач модернизации и повышения конкурентоспособности экономики страны.

К основным приоритетам следует отнести выполнение социальных обязательств государства перед гражданами, сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала, активизацию внутреннего спроса, развитие конкуренции и снижение административного давления на бизнес, повышение устойчивости национальной финансовой системы.

Будет обеспечиваться макроэкономическая сбалансированность, выдерживаться курс на стабильность национальной валюты и последовательное снижение инфляции.

Одновременно будут активизированы действия, обеспечивающие переход экономики на инновационный тип развития в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 .К ним относятся развитие человеческого капитала, модернизация системы образования, здравоохранения и пенсионной системы, развитие национальной инновационной системы, развитие технологической, транспортной и энергетической инфраструктуры.