Актуальность изучения роли лидера в организации определяется, прежде всего, тем, что лидерство представляет собой один из наиболее значимых факторов групповой интеграции, способствующих достижению организационных целей с наибольшим эффектом. Кроме того, переход к современным формам хозяйствования и управления предъявляет к предпринимателям такие требования, которые отвечают современному организационному поведению. В связи с этим исследование проблемы организационного лидерства приобретает в современных российских условиях особую актуальность.
Принято считать, что на предприятии есть лидеры и есть управленцы. Дело в том, что ключевые задачи, мероприятия, сами действия управленцев и лидеров отличаются друг от друга. Человек может быть прекрасным лидером и непрофессиональным менеджером и наоборот. Проблема возникает тогда, когда организации смешивают эти две роли. Конечно, есть редкие исключения, когда люди блестяще соединяют в себе и те, и другие качества.
Работа любой компании во многом зависит от руководства и применяемых им технологий управления. Для грамотного руководства современному руководителю важно исходить из системного мышления в вопросах управления организацией и людьми в ней.
И важно помнить, что лидерство — это важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово «лидер» означает «вождь», «ведущий».
Несмотря на кажущуюся простоту этого понятия, единого мнения о том, кто же такой лидер — просто не существует. В современном обществе лидерство характеризуется неоднозначно. Вся совокупность разработанных концепций, подходов, гипотез и методов, которыми с большим или меньшим успехом удается объяснить отдельные стороны этого многообразного явления, не раскрывает это социальное явление до конца.
Важность изучения лидерства во многом обуславливается силой его влияния на развитие личности. Ведь вся жизнь человека протекает в социальном контексте, он живет в составе различных групп и постоянно испытывает влияние различных формальных и неформальных лидеров. Им может быть глава семьи, учитель, тренер или же бригадир.
Россия сейчас переживает сложный период. В условиях экономических санкций, низких цен на нефть, отсутствием доступа на внешние финансовые рынки, неблагоприятной политической обстановкой, и как следствие — усложнение или потеря внешнеэкономических связей, потребовали иных, чем прежде, способов управленческой деятельности. Два года Россия живет в условиях экономических санкций, и в этих сложных условиях, государство в полном объеме продолжает выполнять перед гражданами своей страны все социальные обязательства. Одним из главных стабилизирующих факторов в этой ситуации является то, что у нас есть свой национальный лидер — это наш президент В.В. Путин. По результатам социологических опросов его деятельность поддерживают 82 % населения. Такие его качества как лидера: ответственность за свой народ, профессионализм, мудрость, разумность, дальновидность, дипломатия, вселяют уверенность в том, что трудности будут преодолены, войны не будет и Россия будет процветающим государством. Многие зарубежные издания и политики, которые не отличаются своей лояльностью к нашему президенту, признают его самым популярным политиком в мире. Многие считают его стиль поведения диктаторским и авторитарным. Но как было сказано выше феномен лидерства в обществе трактуется по-разному.
Организация управления внешнеэкономической деятельностью в России
... управления внешнеэкономической деятельностью в России. 2. Организация управления внешнеэкономической деятельностью в России Основы государственного устройства Российской Федерации (РФ), системы управления, в том числе и внешнеэкономической деятельностью, заложены Конституцией РФ. Согласно ст. 71 Конституции в ведении Российской Федерации (применительно к сфере внешнеэкономической деятельности) ...
От лидера зависит многое, но не все. Прямая линия с президентом показала, как много в России людей, которым необходима помощь и поддержка, прежде всего, местных органов власти. Практика показывает, что старая административно-командная система с ее директивными методами руководства все еще прочно цепляется за укоренившиеся привычки, традиции. Новое с трудом пробивает себе дорогу через, обычаи и препятствия старой. Но в России все большее число людей понимает необходимость перехода к более гибкому использованию предприимчивости, инициативы, оптимальному сочетанию частного и государственного интересов. И абсолютное большинство понимают, что процесс этот должен занимать определенное время. Положительный эффект не может быть достигнут моментально и исполнен в форме приказов, увещеваний, торопливостью, поспешностью и т. д.
В настоящее время нужна новая система подготовки управленческих работников. Управление бизнес-организацией в нашей стране требует новых подходов и методов управления, и в сложившиеся условиях, использование потенциала лидера, как нельзя кстати отвечает сложившимся реалиям.
Объектом исследования роль лидера в управлении организацией.
Предмет исследования — теория лидерства.
Цель исследования заключается в изучении роли лидера в процессе управления организацией.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие исследовательские задачи :
1. Рассмотреть понятие и содержание лидерства;
2. Изучить типологию лидерства, определить признаки лидерства при различных подходах к классификации лидеров, рассмотреть современные понятия лидерства;
3. Оценить роль и значение лидера в управлении организацией в следующих аспектах:
- определить факторы эффективного лидерства;
- исследовать значение роли лидера в основных направлениях деятельности организации;
- изучить, как управлять лидерством в организации;
4. Сделать практический анализ роли лидера на примере современной компании, в том числе протестировать руководителя организации и рядовой персонал с целью выявления наличия лидерских качеств и степени удовлетворенности работой.
5. Дать практические рекомендации по корректировке стилей управления руководителю компании.
Роль лидера в кризисных ситуациях . «лидерство в управлении ...
... в кризисный период необходимы эмоционально зрелые лидеры – уверенные в себе личности, не боящиеся сложных ситуаций и задач, они не паникуют и не делают поспешных выводов. Такие люди ... в организации). 8. Искусство самоанализа (способность понимать позицию лидера и его роль в организации, умение видеть то, какое влияние лидер оказывает на организацию) . Сила лидера заключается в ... рассматривать лидерство ...
Методы исследования. В курсовой работе используются такие общенаучные методы исследования, как сравнение, анализ, синтез, наблюдение, индукция, дедукция, интервью, описание и другие.
Эмпирическую базу исследования составили результаты анализа.
Структура исследования. Курсовая работа включает в себя введение, 3 раздела и 9 подразделов, в которых решаются поставленные исследовательские задачи, заключение, список источников и литературы.
Работа сформирована на 43 листах, содержит одну формулу, одну таблицу, два рисунка и 4 теста.
Глава 1. Теоретические основы лидерства
1.1 Понятие и содержание лидерства
Трудно переоценить роль эффективного лидера в любой организации. Лидеры необходимы для эффективного решения целей и задач организации, для организации обеспечения межличностных отношений с подчиненными и выбора наиболее оптимальных, путей решения проблем, возникающих в ходе повседневной деятельности.
Слово лидер в переводе с от английского lead, то вести. Это означает, что лидер — это ведущий, идущий впереди. Лидер в организации обладает высоким личным статусом, и оказывает сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей.
Также лидерство определяют как процесс оказания влияния на групповую активность, которое направлено на достижение целей. Другими словами, лидерство означает способность влиять на людей, вдохновлять и заставлять их работать.
Попробуем проникнуть в суть лидерства. Если проанализировать природу лидерства, то становиться понятно, что, оно исходит из потребностей людей и их объединений, которые и призваны осуществлять их лидеры. Лидер в любой социальной группе является существенным звеном. Как только на свет появляется какая-либо человеческая общность, тут же в ее структуре рождается свой лидер.
Лидерство начинается с желания принять на себя ответственность. Лидером приходится побыть почти каждому человеку, даже не на долгое время. Так, почти каждый родитель естественным образом становится лидером в семье, поскольку его функция — взять на себя обязанность по обеспечению выживания и благополучия ребенка.
Настоящие лидеры, это те, кого мы уважаем, кем восхищаемся и кому хотим подражать. Они всегда способны ставить нужды коллектива выше своих собственных. Лидеры учатся на опыте, на своих удачах, а также на своих ошибках.
Самым начальным моментом в изучении природы лидерства принято считать утверждение о том, что человек по своей природе не может обходиться без общения, управления, обмена информацией с другими людьми. Все эти качества присущи человеку. Общие черты между управлением и лидерством состоит в том, что и то и другое происходит в отношения с людьми и во влиянии на них.
В области лидерства имеется большое количество исследовательских работ, в основном зарубежных, но до сих пор не разработана единая и универсальная теория лидерства. В нашей стране значительная часть исследований посвящена политическому лидерству, а также организационному лидерству в рамках психологии.
Маргарет Тэтчер: эволюция образа политического лидера
... началом процесса трансформации института политического лидерства Великобритании и изменений общественного устройства, верхняя рамка - уходом М. Тэтчер из большой политики. Цель работы Для реализации обозначенной цели ... современного образа политического лидера. В связи со сравнительно недавним уходом Маргарет Тэтчер из жизни, весьма активно идет пересмотр взглядов на ее политику и, собственно, образ, ...
Таким образом, можно сказать, что универсальной формулы лидерства нет. Но моделей лидерства очень много. Факторы лидерства известны, но также мы знаем, что существует и семь нот, семь цветов радуги. Комбинация семи цветов и семи нот позволяет создать шедевры картин и музыки. Так и с факторами лидерства: это и наука, и практика, и искусство. В этой связи можно предложить такую модель лидерства:
(ЛК + ПН) Ч (ПУ + ПК)
где ЛК — личные качества;
- ПН — приобретенные навыки;
- ПУ — психологическая установка;
- ПК — поведенческая компетентность.
Сущность феномена лидерства, его интеграционный потенциал проистекает из объективной потребности, зависимости сторон друг в друге. Поэтому «лидерство» привлекает столь большое внимание, и в этом нет ничего удивительного. Существует много примеров, когда благодаря лидерам, одерживались невероятные военные победы, создавались государства, строились города, свершались революции.
1.2 Типология лидерства
Существует много аспектов лидерства, которое определяет многообразие его типологии. Самой простой классификацией лидерства в организации является выделение его трех типов:
1. Деловое лидерство. Оно характерно для групп, возникающих на основе производственных целей. В его основе лежат такие качества, как высокая компетентность, умение лучше других решать организационные задачи, деловой авторитет, опыт и т. п. Деловое лидерство наиболее сильно влияет на эффективность руководства.
2. Эмоциональное лидерство. Оно возникает в социально-психологических группах на основе человеческих симпатий, притягательности межличностного общения. Эмоциональный лидер вызывает у людей доверие, излучает теплоту, вселяет уверенность, снимает психологическую напряженность, создает атмосферу психологического комфорта.
3. Ситуативное лидерство. Строго говоря, по своей природе оно может быть и деловым, и эмоциональным. Однако его отличительной чертой является неустойчивость, временная ограниченность, связь лишь с определенной ситуацией Ситуационный лидер может повести за собой группу лишь в определенной ситуации, например, при всеобщей растерянности во время пожара.
Имеются и другие классификации лидерства в зависимости от типов лидера. Так, Л.И. Уманский выделяет шесть типов (ролей) лидера: лидер-организатор (выполняет функцию групповой интеграции); лидер-инициатор (главенствует при решении новых проблем, выдвигает идеи); лидер-генератор эмоционального настроя (доминирует в формировании настроения группы); лидер-эрудит (отличается обширностью знаний); лидер-эталон (является центром эмоционального притяжения, соответствует роли «звезды», служит образцом, идеалом); лидер-мастер, умелец (специалист в каком-то виде деятельности).
Интересной представляется типология лидерства, предложенная проф. Б.Д. Прыгиным. В ее основу положены три различных критерия: во-первых, по содержанию; во-вторых, по стилю; в-третьих, по характеру деятельности лидера.
По содержанию различают:
- лидеров-вдохновителей, разрабатывающих и предлагающих программу поведения;
- лидеров-исполнителей, организаторов выполнения уже заданной программы;
- лидеров, являющихся одновременно и вдохновителями, и организаторами.
По стилю различают:
Теории лидерства
... лидерство, концепции лидерства, сходства и различия различных теорий лидерства. Предмет исследования - природа лидерства, подходы к изучению лидерства, концепции лидерского поведения, концепции ситуационного и харизматичного лидерства, их сравнение. В курсовой работе изложены основные концепции лидерства ... и настроений членов группы, чем лидерство. По механизму своего выдвижения лидер может быть ...
Авторитарный. Это лидер, требующий монопольной власти. Он единолично определяет и формулирует цели и способы их достижения. Связи между членами группы сведены до минимума и проходят через лидера или под его контролем. Авторитарный лидер пытается повысить активность подчиненных административными методами. Его главное оружие — «железная требовательность», угроза наказания, чувство страха. Отнюдь не все авторитарные лидеры грубые, импульсивные люди, но их роднит холодность, властность. Психологический климат в группе, где практикуется этот стиль лидерства, напряженный, в ней отсутствует доброжелательность и взаимное уважение между лидером и его последователями. Этот стиль экономит время и дает возможность предсказать результат, но при его использовании нет инициативы у последователей, и они превращаются в пассивных исполнителей.
Демократический. Большинство исследователей предпочитают этот стиль. Подобные лидеры обычно тактичны, уважительны, объективны в общении с членами группы. Социально-пространственное положение лидера — внутри группы. Такие лидеры создают атмосферу сотрудничества. Информация не монополизируется лидером и доступна членам коллектива. При данном стиле усиливаются личные обязательства последователей по выполнению работы через участие в управлении, однако, для принятия решений требуется намного больше времени, чем при авторитарном стиле.
Пассивный. Такого лидера характеризует отсутствие похвалы, порицаний. Предложений. Он старается уйти от ответственности, перекладывая ее на подчиненных. Установка подобного лидера — по возможности незаметное пребывание в стороне. Он избегает конфликтов с коллегами и устраняется от разбора конфликтных дел, передавая их своим заместителям и другим людям, старается не вмешиваться в ход деятельности группы. Этот стиль позволяет начать дело так как видится, возможно более компетентным подчиненным без вмешательства лидера. Однако существует вероятность, что группа может снизить скорость и направление движения без лидерского вмешательства.
Многие исследователи не выделяют этот стиль как особый, ограничиваясь противопоставлением авторитарного и демократического стилей, так как пассивного лидера трудно назвать лидером.
По характеру деятельности различают:
- универсальный тип, т. е. постоянно проявляющий качества лидера;
- ситуативный, проявляющий качества лидера лишь в определенной ситуации.
Помимо названных, нередко используется классификация лидеров в зависимости от их восприятия группой. Согласно такому критерию выделяются следующие типы лидеров:
1) «один из нас». Этот лидер особо не выделяется среди членов группы. Он воспринимается как «первый среди равных» в определенной сфере, наиболее удачливый или волею случая, оказавшийся на руководящей должности. В целом же он, по мнению группы, ведет себя, как и все другие члены коллектива;
2) «лучший из нас». Лидер, принадлежащий к данному типу, выделяется из группы по многим (деловым, нравственным, коммуникационным и иным) параметрам и в целом воспринимается как образец для подражания;
3) «хороший человек». Лидер такого типа воспринимается и ценится как реальное воплощение лучших нравственных качеств: порядочности, доброжелательности, внимательности к другим, готовности прийти на помощь и т. п.;
Уровень жизни и динамика доходов населения России
... покупательную способность номинальных доходов. Целью данной дипломной работы является изучение уровня жизни и динамики доходов населения России. Задачи дипломной работы: раскрыть понятие доход, отобразить основные показатели доходов населения в России, а также определить уровень дифференциации доходов в России. Предметом ...
4) «служитель». Такой лидер всегда стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и группы в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени.
Типы восприятия лидера отдельными членами группы часто не совпадают или накладываются друг на друга. Так, один сотрудник может оценивать лидера как «одного из нас», другие же воспринимают его одновременно и как «лучшего из нас», и как «служителя» и т. п.
Лидерство различается по силе влияния на членов группы (организации).
Одного лидера люди слушаются беспрекословно, советам же или указаниям другого следуют лишь до тех пор, пока они не вступают в противоречие с их собственными интересами и установками.
В зависимости от направленности влияния на реализацию целей организации лидерство делится на:
- конструктивное (функциональное) , т.е. способствующее осуществлению целей организации;
- деструктивное (дисфункциональное), т.
е. формирующееся на базе стремлений, наносящих ущерб организации (например, лидерство в сформировавшийся на предприятии группе воров или взяточников);
- нейтральное, т. е. не влияющее непосредственно на эффективность производственной деятельности (например, лидерство в группе работающих в одной организации садоводов-любителей).
Конечно, в реальной жизни грани между этими типами лидерства подвижны, особенно между конструктивным и нейтральным лидерством.
Конструктивное лидерство, как уже отмечалось, — один из важнейших компонентов эффективного руководства. Оптимальным для руководителя является сочетание в себе качеств формального и неформального лидера. Однако совмещение в одном лице этих социальных ролей, особенно роли руководителя и эмоционального лидера, труднодостижимо. Для эффективности управления обычно достаточно, чтобы руководитель одновременно являлся и деловым лидером.
Мир не стоит на месте, и в современном мире понятие лидерства меняются. Мы живем в новом мире и должны рассматривать лидерство под новым углом зрения. Вот, по мнению Эрика Хеллманна, управляющего директора компании Falconbury, несколько признаков «нового лидерства».
1. Лидерство не существует в отрыве от людей. Лидерство подразумевает не только управление системами, объемами продаж, оборудованием и показателями. Лидерство не существует в отрыве от людей. Все прочие вещи являются инструментами и средствами достижения прогресса. Нам следует изменить ориентир и сосредоточиться на иных вопросах. Смог ли я реализовать себя? Смог ли я сделать людей счастливее и сильнее? Повысилось ли благодаря мне качество их жизни? Нам также необходим новый критерий для измерения успеха в достижении поставленных целей. Оснований вроде прибыли или валового внутреннего продукта уже недостаточно.
2. Быть лидером — значит управлять собой. Поставьте перед собой цель, достигните ее — и вы сразу же станете лидером для других. Живите собственной жизнью. Не равняйтесь на других. Живите по собственному плану.
3. Лидерство неразрывно связано с внутренней мотивацией. У многих из нас лидер ассоциируется с суровым армейским офицером, кричащим громовым голосом: «Вам придется привыкнуть, иначе вылетите вон!» Многие владельцы компаний обращаются со своими сотрудниками точно также. Это вполне понятно, поскольку структура компаний формировалась на основе военной модели. Она до сих пор действует в некоторых странах и областях промышленности.
Финансовый контроль: содержание, значение, организация и роль
... том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан. Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведение ... актуальность данной проблемы определила выбор темы работы "Финансовый контроль: содержание, значение, организация и роль", круг вопросов и логическую схему ее построения. Источниками информации для написания ...
Я глубоко уверен, что данная форма лидерства быстро устареет и уйдет в небытие. Командно-контрольный подход мы заменяем подходом, который учит и обогащает. Рано или поздно люди начинают сопротивляться и противостоять внешнему контролю. Когда это происходит, удовлетворение от работы утрачивается и производительность падает.
4. Лидер стремится к совершенству, признавая недостатки. Ни вы, ни я не совершенны. Мы хотим достичь своих целей и реализовать свои мечты. Но так случается не всегда. Мы терпим фиаско. В такие моменты быть лидером означает принять тот факт, что все мы — люди.
В ходе изучения ста компаний, занимающих лидирующее положение на рынке и управляемых своими основателями, выяснилось, что предприниматели как минимум семь раз потерпели неудачу, прежде чем им улыбнулся успех. В поражении нет ничего предосудительного — если вы вновь поднимаетесь на ноги.
5. Лидерство связано с изменениями. Мир, в котором мы живем, бросает нам тысячи вызовов. Финансовых. Эмоциональных. Физических. Многие приносят боль, страдания и разочарования. Вы можете идти по жизни, проклиная все на свете, жалуясь на судьбу и моля, чтобы все вернулось на свои места. А можете измениться сами.
Всем нам свойственны недостатки и пагубные привычки. Иметь их — не ошибка. Ошибка — не менять их. Лидерство невозможно без сознательного выбора позитивных перемен:
- Внимательно взгляните на свою жизнь. Так ли вы хотели жить? Довольны ли вы своей судьбой? Достигли ли вы всего, к чему стремились? Какие люди вас окружают?
- К каким ощущениям вы стремитесь? Готовы ли вы внести в свою жизнь что-то новое?
- Подумайте о том, как изменить те аспекты вашей жизни, которые не приносят результатов. Готовы ли вы к этому?
6. Лидер обладает уверенностью. Для сознательного стремления к переменам нужно верить в то, что все в жизни может измениться к лучшему. Однако сегодня мы живем в очень нестабильное время — и так будет продолжаться еще долго. Нам всем не хватает уверенности. Многие страшатся становиться во главе, открыто выражать свои взгляды и идеи, выделяться из толпы. Поэтому работайте над укреплением уверенности в себе.
7. Лидер обладает запасом энергии. Большинство лидеров обладают неиссякаемым запасом энергии. Ее источником служат мысли и чувства. Если вы ожидаете положительных перемен или верите в светлое будущее, энергия будет бить в вас ключом. Посмотрите на это следующим образом. Вы приезжаете домой после тяжелой рабочей недели. Вы совершенно вымотаны, и тут вам звонит близкий друг, которого вы не видели несколько лет. Этот звонок в одно мгновение возвращает вас к жизни. Откуда только взялась энергия?
Помните: энергичность заразительна. Ваше обращение со своими сотрудниками перекинется на их обращение с клиентами и коллегами. Именно так и формируется дух компании — либо позитивный, либо негативный. Это относится к отношениям любого рода: родители — дети, преподаватели- студенты, мужья — жены, народ — политики.
Лидерство в управленческих отношениях
... тема настоящей дипломной работы. Степень изученности темы. Проблема политического лидерства привлекла ... организационной структуре и культуре организации. Он отмечает, что «если раньше проблема состояла в сборе информации, то в настоящее время информации так много, что лидеры ... работе «Эффективное управление: экономические задачи и оптимальные решения» большое внимание уделяет отдельным функциям лидера, ...
8. Лидер создает положительный опыт. Мы хотим хорошо к себе относиться. Мы хотим контролировать события своей жизни, чувствовать себя сильными и с трепетом смотреть в будущее. Помните ощущение, которое охватывало вас с приходом новой любви? Или с устройством на новую работу? Вас переполняло счастье, возбуждение и предвкушение чего-то хорошего. Эти ощущения были непродолжительными, но классными.
Это может показаться глупым, но сейчас можно вновь вернуть эти ощущения. Измените что-нибудь на работе. Дома. В отношениях с друзьями. Пусть эти изменения будут радостными. Спонтанными. Живыми. Делайте то, что побуждает вас делать еще больше. В конце концов, вы можете решить скучать — а можете решить жить.
9. Лидерство — это создание результатов. Люди много говорят о том, что они хотели бы сделать. Политики говорят о снижении дефицита, о создании новых рабочих мест, о том, как сделать общество сильнее и безопаснее. Бизнесмены говорят о повышении прибылей или боевого духа сотрудников. Многие твердят о выигрыше в лотерею…
Видение будущего имеет исключительно большое значение. Но его недостаточно. Истинный лидер умеет превратить видение в практические результаты: погашение долгов, создание новых рабочих мест и улучшение жизни сотрудников, основание нового бизнеса, путешествие, которое так долго откладывалось, занятие тем, что вы всегда хотели делать. Но не делайте этого любой ценой. Достигайте своих целей так, чтобы от этого могли выиграть не только вы, но и другие. Занимайтесь этим с уважением и увлечением. С любовью. Удовлетворение приходит, когда реализуются и ваши потребности, и ваши ценности. Иначе в вашей душе все равно будет пустота.
10. Лидер борется со страхом и укрепляет надежду. Во времена перемен никто из нас не уверен в своем будущем. А с неуверенностью приходит страх — страх лишиться работы, экономической стабильности, корпоративных и социальных льгот, статуса, дружбы и прочих аспектов жизни, которые мы так ценим. Этот страх ослабляет мотивацию, уменьшает доверие и повышает сопротивление.
Если вам нужно помочь людям адаптироваться к переменам и преодолеть трудности, отыщите способ укрепить их надежду. Вдохновите их и покажите, что они важны для вас. Повысьте качество результатов и помогите людям обрести уверенность в себе. То, как вы внедряете перемены, не менее важно, чем получаемые результаты.
Одни из вас преуспели в одной конкретной области. Другие сильны во многих областях. Помните: вовсе необязательно во всем быть первым. Если вы обладаете вышеперечисленными качествами, успех вам гарантирован.
1.3 Связь лидерства и руководства
Справедливо мнение о том, что не все лидеры становятся менеджерами, все же трудно себе представить преуспевающего менеджера, который не был бы хорошим лидером. Такое сложное и разнообразное поле деятельности, как лидерство, представляет собой особый вызов для человека, стремящегося найти его истоки и стимулы.
Лидерство отличается от руководства, которое предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений господства — подчинения. Лидер — это символ общности и образец поведения группы. Он выдвигается, как правило, снизу, преимущественно стихийно и принимается последователями.
Организация страхования в коммерческой деятельности
... жет быть производственная, торгово-посредническая и банковская деятельность. Страхование, являясь категорией распределения, выражает определенные производственные отношения, возникающие в связи с формированием и использованием страхового фонда. ...
Управление и лидерство не синонимы, но для менеджера способность быть лидером — это ключевое условие. Лидер — это тот, кому удается превратить сотрудника в своего единомышленника или последователя. Лидерству в значительной мере свойственна неформальная основа.
«Руководство, — пишет, в частности, Р.Л. Кричевский, — феномен, имеющий место в системе формальных (официальных) отношений, а лидерство- феномен, порожденный системой неформальных (неофициальных) отношений. Причем роль руководителя заранее определена «на табло» социальной организации, оговорен круг функций реализующего ее лица. Роль лидера возникает стихийно, в штатном расписании учреждения, предприятия ее нет… Руководство есть социальный по своей сущности феномен, а лидерство — психологический». Руководство — явление более стабильное, менее подверженное перепадам мнений и настроений членов группы, чем лидерство.
Также и в западной литературе идет различие между понятиями «менеджер» и «лидер». Различие идет по линии, с одной стороны, формального и неформального лидерства, а с другой — стандартизированного, шаблонного и инновационного, творческого поведения. По мнению Й.П. Коттера (США) менеджер должен заботиться о том, чтобы сотрудники эффективно выполняли порученные им задачи, лидеры же, напротив, призваны своевременно постигать вызовы и требования времени, развивать инновационные идеи, необходимые для успешного решения важнейших проблем будущего. Они концентрируют внимание на влиянии тех или иных событий на предприятие в целом, а не на решении отдельных частичных проблем.
Некоторые авторы проводят различие между менеджером и лидером по линии формального и неформального лидерства соответственно. Как отмечает известный американский практик Ли Дженсон, для современной деловой Америки «характерна тенденция искать не столько менеджеров, сколько лидеров. Менеджеры делают дело так, как нужно; лидеры делают то, что нужно. Менеджеры заставляют людей делать то, что нужно; лидеры вызывают у людей желание сделать то, что нужно. Лидеры — это люди, которые выявляют все лучшее в других. В организациях — неудачниках слишком много менеджеров и слишком мало лидеров».
Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними прежде всего использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство как специфический тип отношений управления основывается больше на процессе психологического воздействия. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости его участников. В отличие от собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Собственно, отношения «начальник — подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление заменяются отношениями «лидер — последователь».
В предлагаемом ниже рисунке обобщенно показано, какими чертами обладает лидер, а какими — менеджер. Идеальный вариант — это менеджер, обладающий чертами лидера. Однако в реальной практике идеального соблюдения этих двух типов отношений управления не наблюдается. Исследования показывают, что значительная группа менеджеров во многом обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант встречается в реальной жизни значительно реже.
Сила и принуждение при лидерстве часто заменяются побуждением и воодушевлением. В результате лидерского подхода воздействие основывается на принятии людьми требований лидера без явного или прямого проявления власти. Способность лидера влиять на людей дает ему возможность использовать власть и авторитет.
В целом лидерские отношения отличает то, что последователи признают лидера составной частью организации только тогда, когда он доказал свою компетентность и ценность. Лидер получает свою власть от последователей, поскольку они признают его в качестве лидера. Для поддержания своей позиции лидер должен предоставлять им возможность удовлетворять свои потребности, которые не могут быть достигнуты по-другому. В ответ они удовлетворяют лидерскую потребность во властвовании и возвышении над ними, а также оказывают ему необходимую поддержку в достижении организационных целей.
Неудачи постигают лидеров по разным причинам, но успех к лидерам приходит во многом при наличии у них одинаковых способностей и умений. Изучение опыта работы многих лидеров-практиков свидетельствует. Что для успеха им необходимо иметь способность создавать образ будущего состояния организации и доведения его до последователей. Также успешного лидера характеризует то, что он наделяет последователей соответствующими правами и полномочиями по осуществлению выраженной в видении цели, может признать свои слабые стороны и привлечь для их устранения необходимые ресурсы, в том числе и людские. В передаче последователям видения в такой форме, чтобы оно вселяло в них энтузиазм и обязательства, лидеру может помочь использование эффективной коммуникации.
В современных условиях эффективное лидерство — это не железная или твердая рука, а высокая чувствительность к потребностям последователей, которая проявляется в развитии работников, во включении их в групповую работу, в оказании им помощи в достижении личных целей.
Менеджеры любят говорить о лидерстве, а исследователи любят его изучать, ибо в значительной мере успех и выживание определенной организации зависят от квалификации ее лидеров. Лидерство — это искусство, которое должно развиваться. Менеджерам никогда не следует обманываться, полагая, что раз уж они занимают руководящие посты, то автоматически становятся лидерами.
Глава 2. Роль лидера в управлении организацией
2.1 Факторы эффективного лидерства
Ч.Х. Кули, анализируя феномен личного влияния лидера, считает, что лидер должен быть яркой личностью или хотя бы казаться таковой. Он должен занимать центральное место. Таким образом, можно говорить, что основными и во многом взаимосвязанными факторами эффективности влияния лидера являются харизма, авторитет и способность вызывать и удерживать доверие к себе.
Харизма — это эмоциональная способность человека, благодаря которой его оценивают как одаренным особыми качествами, исключительного и способного оказывать эффективное влияние на других. Говорят, что если у человека есть способность притягивать к себе внимание, производить сильное впечатление на других и покорять людей своим обаянием, то у него есть харизма. Другие люди, смотря на лидера, видят в нем что-то сверхъестественное и испытывают к нему чувства поклонения, благоговения и обожания.
Следующий фактор, который способствует эффективной работе лидера — это авторитет. Он основан на осознании другими людьми того, что данная личность превосходит их определенными качествами или знаниями. Однако значимость авторитета может быть утеряна, если будет доказано несоответствие его суждений и идей или если появится новая, более авторитетная личность. Во многих философских и социологических исследованиях проблемы авторитета личности указывают на взаимосвязь авторитета и доверия окружающих к его носителю. С позиции теории и практики менеджмента — в первую очередь организационные условия и принципы, соблюдение которых обеспечивает формирование климата доверия в организационной среде и в результате повышения эффективности организационной деятельности и достижение целей организации. Доверие обусловлено верой одного человека в необходимость достичь определенной цели и в способность и готовность второго человека сделать это.
Поскольку харизма основана прежде всего на эмоциональных отношениях, ее эффект может быть как положительным, так и отрицательным.
Во-первых, это может быть связано с тем, что образ лидера, которой формируется у окружающих. мало соответствует его реальным качествам, очень часто намного превышая их. При этом поддерживать ложный образ достаточно долгое время, вводя последователей в заблуждение, можно только в тех случаях, когда избегается близкий контакт с последователями.
Во-вторых, способность вести за собой может быть использована харизматичной личностью для достижения эгоистических целей. Таких лидеров называют персонализированными. Для них характерны само возвеличивание, антидемократичность и эксплуататорское отношение к людям. Авторитет также может проявляться в негативных формах. Противоположностью истинному авторитету личности является культ личности — вера в ее абсолютную непогрешимость и безрассудное следование ее воле. Стараясь получить или сохранить власть над другими людьми, лидер во что бы то ни стало стремиться завоевать авторитет, превращая это в самоцель и исходя из ряда неадекватных установок.
Стоит подчеркнуть, что и ложный харизматический образ, и ложный авторитет достаточно быстро теряет свою значимость, особенно при непосредственном общении. Ч.Х. Кули отмечал: «ничто так не гибельно для авторитетной личности, как уличение в неискренности или неуверенности, а при непосредственном общении это едва удается скрыть».
Исследуя личностные факторы эффективности лидерства, можно сосредоточиться не на личностных качествах, а на способностях и умениях, необходимых лидеру. Так, в своем исследовании У. Беннис предлагает модель, которая включает четыре группы лидерских «умений»:
- управление вниманием — способность так представить сущность результата или направления действий, чтобы это было привлекательным для последователей;
- управление значением — способность так передать значение идеи, чтобы последователи ее поняли;
- управление доверием — способность лидера получить доверие у подчиненных;
- управление собой — признание своих сильных и слабых сторон.
2.2 Роль лидера в основных направлениях деятельности организации
Рассматривая лидерство как стиль управления и оценивая его роль и значение в управлении организацией, следует рассматривать данный процесс в следующих направлениях:
- роль лидера в управлении организационной культурой;
- роль лидера в управлении коммуникацией;
- роль лидера в управлении персоналом;
- роль лидера в управлении внешними связями;
- роль лидера в управлении изменениями.
В данной главе рассмотрим два основных аспекта роли лидера: в управлении организационной культурой и в управлении коммуникацией.
Лидерство и культура представляют собой два взаимосвязанных понятия. Известный исследователь организационной культуры Э. Шейн отметил: «Уникальный талант лидера заключается в способности создавать и управлять культурой; это единственная роль лидера, имеющая реальную важность».
Организационная культура — это совокупность доминирующих стереотипов, ценностей и правил, которые находят свое логическое воплощение в типичных и поощряемых моделях поведения, взаимодействия членов организации друг с другом и с представителями внешней среды, а также в различных продуктах организационной деятельности.
Организационная культура отражается в способах интеграции членов организации и в методах ее взаимодействия с внешней средой. Организационная культура формирует определенный стиль взаимодействия членов организации с постоянно изменяющейся внешней средой, позволяющей организации выжить и/или развиваться.
Организационная культура представляет собой постоянно развивающийся и совершенствующийся социальный феномен. Она существует и трансформируется под влиянием многих факторов, которые обуславливают спонтанность изменения черт и доминирующих элементов. Единственным фактором, в рамках которого удается сознательно воздействовать на развитие организационной культуры, является лидерство. Лидерство можно, прежде всего, воспринимать как процесс совершенствования организационной культуры, позволяющий развивать такие элементы, которые в своей совокупности будут обеспечивать эффективную деятельность организации по реализации стратегических целей. Если нет заботы о повышении эффективности организационной деятельности, то воздействие лидера на организационную культуру теряет смысл.
Лидер должен также выполнять следующие функции:
- Выделение уникальных черт субкультур различных стабильных социальных групп и интеграция этих особенностей в ведущую культуру.
- Культивирование таких черт культуры, которые определяют эффективность организации (посредством мотивации и обучения персонала).
- Изменение тех черт общей культуры или субкультуры определенной группы, которые препятствуют эффективной деятельности организации.
Большинство организаций закономерно принадлежат к типу организационной системы. В организации — открытой системе миссия управленческого лидера состоит в утверждении и обеспечении реализации стратегии регулярного изменения (направленного на постоянное повышение эффективности деятельности организации).
Основой успешного проведения изменений становится идея об их осуществлении. Идея проведения изменений не может зародиться в головах рядовых сотрудников или представителей менеджмента, а затем пробить себе дорогу наверх. Однако наиболее легким, коротким, а потому и эффективным путем проведения организационных изменений становится тот путь, который инициируется представителями организации, обладающими полнотой власти для реализации идеи в жизнь, а также достаточным личностным авторитетом для формирования лагеря сторонников реформ и усиления движущих сил.
Управленческий лидер обладает многими качествами, которые побуждают его затевать проведение изменений.
Во-первых, лидер в силу своего положения в организации обладает информацией, позволяющей ему иметь перспективное и многоплановое видение руководимого им предприятия и его возможностей, а также внешних условий, которые оказывают влияние на результативность организационной деятельности в данный момент и будут на нее воздействовать в будущем.
Во-вторых, положение лидера в организации позволяет ему впитывать идеи, рождающиеся в головах ключевых специалистов.
В-третьих, управленческий лидер имеет возможность аккумулировать инновационные идеи вне организации и трансформировать их в идеи, связанные с повышением эффективности деятельности организации.
И, наконец, лидер обладает теми личностными качествами, которые позволяют ему преобразовывать новую идею в убеждение о реальности внедрения этой идеи в деятельность своей организации, о ее ценности. Без этого убеждения идея не является продуктивной. Только сила духа и талант лидера, который прекрасно знает свою организацию и ее возможности (технические и человеческие), могут преобразовать абстрактную идею в прагматическую.
Для того чтобы достичь максимального результата в создании конструктивных идей осуществления организационных изменений, лидер может действовать в двух направлениях:
- а) как создатель климата и условий, которые позволяют развивать уверенность в потребности проведения изменений;
- б) как организатор, использующий свою статусную власть, индивидуальное влияние и организационные ресурсы для реструктуризации организации, разрешения противоречий между отдельными сотрудниками и подразделениями.
Эффективность управления изменениями связана с наличием согласия между лидером и основной массой сотрудников организации относительно целей реформирования. Для того чтобы достигнуть согласия относительно целей проведения изменений, лидер должен решить ряд задач:
- Определить цели изменений в понятиях и терминах, доступных пониманию основной массы сотрудников. Определение цели также должно легко запоминаться членами организации.
- Сформировать и развить доверие к идее и целям изменений.
- Выработать общее видение цели.
- Разработать на этой основе стратегии проведения изменений.
Эффективность проведения изменений связана с деятельностью формального лидера по формированию ответственности за конечный результат изменений у всех категорий подчиненных: представителей высшего уровня управления, среднего менеджмента, а также рядовых сотрудников. Ответственное отношение подчиненных к своим обязанностям непосредственно связано с обеспечением их соответствующими полномочиями и свободой принятия решений.
Особая роль принадлежит лидеру в управлении коммуникацией. Коммуникация — это посылка и получение информационных сообщений индивидами в период взаимодействия.
Коммуникационный цикл может быть либо положительным (укрепление взаимного доверия, увеличение объема информации), либо отрицательным (падение взаимного доверия, ограничение объема информации).
Целью любой коммуникации является обмен информацией, которая представляет определенный интерес для реализации целей индивидов, вовлеченных в эту коммуникацию. Индивиды нуждаются в добротной информации, которая, во-первых, может обеспечить им качественное выполнение заданий; во-вторых, позволит им согласовать их действия с учетом планов и намерений окружающих людей.
Усилия лидера обеспечивают ему положительный цикл организационной коммуникации в том случае, если их удается реализовать в следующих направлениях:
— Позитивное воздействие на мотивацию всех индивидов и групп в организации в сторону взаимного укрепления готовности к открытому обмену достоверной информацией, которая нужна членам организации и взаимодействующим с ней структурам для оптимального достижения организационных целей.
— Поддержание баланса силы и влияния между членами организации и социальными группами, который приводит к развитию кооперативного характера коммуникации. Дисбаланс силы, как правило, означает, что какой-либо индивид или группа получают возможность контролировать коммуникацию, определяя ее характер в соответствии со своими интересами, которые могут противоречить организационным изменениям.
— Обеспечение своевременности и доступности информации относительно целей, задач и перспектив организации, политики менеджмента для всех сотрудников организации. Доступность информации предполагает установление и поддержание разнообразных каналов и методов обмена данными, которые необходимы членам организации для эффективной деятельности. лидерство управление организационное поведение
- Утверждение ценностей положительной и доверительной коммуникации, норм и процедур осуществления коммуникации, которые определят оптимальную степень открытости обмена информацией.
- Обеспечение своевременной и положительной обратной связи на все сообщения подчиненных независимо от их ценности с точки зрения руководства и характера (поддержка политики руководства или критика).
- Поддержание и укрепление авторитета тех индивидов и структур, которые имеют имидж надежных и достоверных источников информации по проблемам организационной деятельности.
В организации возникают как формальные коммуникационные связи, так и неформальные. Формальная коммуникация предполагает взаимодействие субъектов, исполняющих социальные роли в рамках должностных и общественных обязанностей. Неформальная коммуникация ориентирована на поддержание и развитие отношений, решение личных проблем и проблем групповой динамики. Эффективной может быть как формальная коммуникация, так и неформальная.
Степень эффективности взаимодействия и взаимного дополнения формальной и неформальной коммуникативных сетей во многом определяет продуктивность деятельности организации и эффективность лидерства.
Зачастую при нехватке формальной информации недостаток в ней восполняет неформальная коммуникационная сеть. Передача официальной информации через неформальную сеть приводит к искажению этой информации. Выполнение в рамках неформальной коммуникации функций информирования сотрудников по ключевым проблемам жизнедеятельности приводит к возникновению помех при координации работы членов организации.
В зависимости от влиятельности неформальных лидеров и степени их лояльности официальному руководству организации, доверия и согласия с управленческими решениями и методами управления изменяется сила и влияние неформальной коммуникативной сети.
Влиятельность неформальной коммуникативной сети. Также определяется частотой и свободой общения официального руководства с неформальными лидерами.
Неформальные лидеры выполняют функции хранителей и передатчика информации. Они заполняют «пустоты» формальной коммуникации, объясняют и истолковывают сообщения официального руководства и его действия, аккумулируют многообразную информацию об организации и ее членах. Фактически они формируют общественное мнение относительно политики руководства и оказывают существенное влияние на создание имиджа представителей менеджмента.
Итак, барьерами, которые препятствуют эффективной организационной коммуникации, являются:
- страх нижестоящих проявить инициативу и инакомыслие, подменив тем самым лидера;
- отсутствие готовности руководства к открытости коммуникации;
- непропорциональность информационных потоков сверху вниз и снизу-вверх;
- потеря и искажение смысла сообщений посредниками;
- феномен группового мышления.
Высокая продуктивность деятельности организации определяется наличием лидеров, способных и готовых руководить формальной и неформальной коммуникациями, создавать единую коммуникативную систему организации, которая обеспечивает всем ее членам доступ к достоверной и полной информации.
2.3 Управление лидерством в организации
Первостепенная значимость лидерства для эффективности руководства, его позитивное и негативное воздействие на управление персоналом придают задаче влияния на этот феномен особую практическую важность. Сама же задача нередко формулируется как управление лидерством, хотя такая формулировка далеко не бесспорна. Среди специалистов до сих пор не завершена дискуссия о том, является формирование лидерства управляемым или это стихийный в своей основе процесс. Иными словами, лидерами становятся или рождаются? Несмотря на отсутствие однозначного ответа на данный вопрос, имеющиеся теоретические и практические разработки позволяют говорить об управлении Проблема управления лидерством в организации включает по меньшей мере пять аспектов.
1. Выявление лиц с прирожденными и (или) сформировавшимися лидерскими качествами и их привлечение для занятия руководящих позиций, постов. Это направление деятельности может исходить как из тезиса «лидерами рождаются», так и из признания возможности целенаправленного формирования лидеров. В первом случае речь идет об обнаружении лидерских способностей и их использовании в организационных целях, во втором — о привлечении (или переманивании) на предприятие уже подготовленных и проявивших себя лидеров.
Существует несколько способов выявления лидерских способностей. Это тестирование и другие психологические методы, особенно широко применяемые к молодым претендентам на руководящие должности, а также изучение биографии и трудового стажа, подбор уже как-то проявивших себя людей и т.д. В реальной политике государства и других корпораций ориентация на лиц с уже имеющимися лидерскими качествами находит свое выражение в том, что система подготовки руководящих кадров среднего и высшего звена принимает лиц, уже доказавших свои лидерские способности преимущественно на низовых, первичных руководящих должностях.
Известный американский исследователь лидерства Стивен Кови утверждает, что лидеров можно найти на всех уровнях деловой активности, а не только на самом верхнем. Лучшие лидеры обычно придерживаются общего комплекса ценностей, в который входят справедливость, равенство, беспристрастность, целостность, честность, доверие. Каждый человек может определить свою и чужую пригодность к лидерству с помощью следующих восьми критериев:
1) непрерывное самосовершенствование;
2) ориентация на служение другим;
3) излучение положительной энергии, доброжелательность и уклонение от восприятия отрицательной энергии и конфликтов,
4) вера в других;
5) рациональное распределение времени и усилий;
6) внутренняя уверенность, оптимизм, свежий взгляд на события, восприятие жизни как приключения;
7) самокритичность, толерантность (терпимость), признание заслуг других и их равного права на самовыражение;
8) забота о физическом здоровье, интеллектуальном и духовном развитии.
2. Развитие лидерства — целенаправленное формирование и углубление соответствующих качеств и навыков. Данный аспект проблемы управления лидерством в организации учитывает возможности в большей или меньшей степени формировать и развивать лидерские способности путем обучения и самообучения, мотивирования, тренингов и практического опыта. Для развития лидерства используется ряд процедур, теоретическим обоснованием которых в той или иной мере являются рассмотренные ранее теории лидерства. Их использование помогает «стать лидером», обрести признание группы, коллектива. Эти процедуры таковы.
- выработка личной мотивированности, устойчивого желания быть лидером, уверенности в себе, готовности принимать решения и брать на себя ответственность, последовательности и упорства в реализации общих целей, сознания собственной силы, веры в достижение цели, энтузиазма и т.п.;