Федеральное казначейство РФ и его роль в управлении движением государственных финансов

Федеральное казначейство – это единая централизованная система органов исполнительной власти, которая включает органы по субъектам Российской Федерации и субъектам местного самоуправления. Органы казначейства являются юридическими лицами, они имеют самостоятельные сметы расходов, текущие счета в учреждениях банков для ведения хозяйственных операций.

На счетах казначейства собирается вся информация о денежных потоках. Центральный банк ежедневно предоставляет информацию о суммах, которые поступили на счета казначейства. Министерства и ведомства, в пределах назначений, определенных Законом о бюджете, должны знать, сколько у них денег, какие суммы они могут дать, когда и кому, а также иметь возможность прогнозировать, сколько доходов они получат. Знать когда эти доходы станут доступными для расходов, так как объем расходов бюджета напрямую зависит от поступивших доходов. Основным поставщиком этой информации является Федеральное казначейство.

Основным предназначением казначейской системы является содействие оптимальному управлению государственными финансовыми ресурсами. Эффективность функционирования казначейства на всех уровнях удалось обеспечить с отменой системы отсрочек, различных форм зачетов, а также с введением единой классификации доходов всеми участниками бюджетного процесса и с повышением качественного уровня используемых информационных технологий в системе казначейства.

Целью данной курсовой работы является исследование роли федерального казначейства в бюджетном процессе страны и определение перспектив совершенствования действующей казначейской системы.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. рассмотреть историю возникновения и этапы становления деятельности Федерального казначейства;
  1. выявить роль Федерального казначейства в бюджетном процессе;
  1. проанализировать состояние и перспективы совершенствования Федерального казначейства в управлении бюджетным процессом.

Объектом курсовой работы является Федеральное казначейство Российской Федерации, а её предметом — бюджетный процесс в части исполнения доходной и расходной части бюджетов различных уровней органами Федерального казначейства.

21 стр., 10306 слов

Исполнение расходов федерального бюджета по расходам

... счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета; рассмотрение механизма осуществления платежа; рассмотрение основных форм расходов федерального бюджета и особенностей из финансирования. Исполнение расходов федерального бюджета по расходам Механизм исполнения федерального бюджета по расходам идентичен механизму исполнения бюджета любого уровня, закрепленного в Бюджетном ...

Актуальность данной курсовой работы обуславливается тем, что несмотря на преодоление казначейской системой стадии становления и достижения эффективного механизма работы, отдельные элементы казначейской системы исполнения бюджета постоянно совершенствуются, что дает возможность изучать их.

Глава I – Формирование и становление системы Федерального казначейства Российской Федерации

1.1. – История возникновения казначейской системы в России

История создания казначейства совпадает с началом образования Русского централизованного государства. В средние века в период правления на Руси Ивана III (1462 — 1505 года) обозначился переход от удельного княжения, носившего частно — хозяйственный характер, к государственному управлению.

Были созданы Приказы, в том числе финансовые: Большого Двора, Большой Казны, Большого Прихода, Счетный. Приказы — службы подчинялись царю и Боярской Думе, имея, в свою очередь, в подчинении местное управление. В 1512 году создается Казенный Приказ (Двор).

А в 1558 году было образовано первое государственное экономическое учреждение — Казна, появилась должность казначея — хранителя великокняжеской казны и архива. До Петра I не существовало системной организации государственных финансов.

В XVII веке охрана финансовых интересов государства, его Казны регламентировалась Соборным Уложением 1649 года. Первым известным общегосударственным бюджетом явилась роспись доходов и расходов за 1679 — 1680 годы на сумму 1220,4 тысяч рублей. В 1710 году в период плавления Петра I была создана Счетная или Казначейская Контора, следившая за правильным поступлением налогов до 1741 года.

Постепенно происходит становление казначейства как органа, осуществляющего сбор и хранение денежной казны, а также исполнение росписи государственных доходов и расходов на местах (уездные казначейства).

В 1780 году в Москве и Санкт-Петербурге были открыты казначейства штатных и остаточных сумм, в ведении которых находились все текущие расходы за исключением военных, флотских и кабинетных. Исполнение текущих расходов осуществлялось на основании ежегодных расписаний, а остаточных — согласно особым расписаниям, составляемым «Экспедицией о государственных доходов», которая была учреждена при 1 департаменте Сената. В 1780-1781 годах было проведено разграничение данной экспедиции на четыре экспедиции:

  1. по доходам;
  2. по расходам;
  3. ревизионная;
  4. по взысканию недоимок и доборов через местные власти.

Данное разграничение направлений деятельности финансовых органов сохранилось с некоторыми изменениями до наших дней. В период царствования Павла I с 4 декабря 1796 года выделяются казначейские экспедиции в ведении Государственного казначея. В 1802 году важнейшим преобразованием Императора Александра I было учреждение Министерств, в том числе Министерство финансов. Заведование делами государственного хозяйства было вверено Министрам Финансов, Коммерции и Государственному казначею. В 1821 году при Министерстве финансов был создан Департамент Главного казначейства, которым составлялся Генеральный денежный отчет по Государству.

11 стр., 5013 слов

Облік касового виконання бюджету установами банківської системи ...

... за дорученням фінансових органів в частині виконання бюджету. Контроль за виконанням Державного бюджету виконує Державне Казначейство, яке веде облік використання коштів по ... бути використана на проведення заходів, передбачених бюджетом чи кошторисом видатків. 2. Касове виконання Державного бюджету установами банку. Касове виконання Державного бюджету , державних позабюджетних фондів (крім ...

В состав Главного казначейства в 1822 году входили 5 отделений:

В 1855 году был поднят вопрос о достижении единства кассы. С 1864 года в Санкт-Петербурге было введено единство кассы, которое выразилось в отмене деления касс на приходные и расходные. В 1866 году это единство было распространено на всю Империю. В 1872 году была издана единственная для всех казначейств Империи Инструкция, содержащая правила о порядке приема казначейством монет, кредитных бумаг и пересылки сумм — пенсий, пособий. С 1897 года происходит слияние казначейских касс с банковскими.

Революцией 1917 года был завершен этап казначейского исполнения государственного бюджета. В октябре 1918 года постановлением Правительства все кассовые операции по исполнению бюджета были возложены на Народный банк. Департамент Государственного казначейства и его местные органы были присоединены к учреждениям Народного банка, образуя там сметные отделы.

Завершился этот процесс в 1926 году, в результате слияния Народный банк РСФСР сосредоточил в своих руках: кредитное дело, финансирование народного хозяйства страны и аппарата управления страны, всю сметно-бюджетную работу, руководство денежным обращением. На местах развернули свою деятельность финансовые отделы исполкомов местных советов. С этого времени в стране устанавливается банковская система исполнения бюджета, которая без существенных изменений просуществовала весь советский период развития государства. Эта система посредством государственного банка обеспечивала кассовое исполнение бюджетов, включающее сбор и учет доходов бюджетов, межбюджетное перераспределение доходов, открытие и ведение лицевых счетов бюджетополучателей, организацию учета и отчетности по всем операциям с бюджетными средствами.

Государственное казначейство, как структура Министерства финансов перестала существовать. С распадом Советского Союза и реформой банковской системы в Российской Федерации, бюджетные средства оказались в негосударственных коммерческих банках, для которых исполнение бюджета уже не являлось приоритетным направлением деятельности. Государственные средства превратились в кредитный ресурс для банков. Как результат, стали возникать постоянные задержки в зачислении налогов и сборов на бюджетные счета, в проведении бюджетных расчетов. Время прохождения денег до конечных получателей резко возросло.

Министерство финансов России в определенной степени лишилось возможности контролировать движение бюджетных средств, и, соответственно, резко увеличились объемы их нецелевого использования. Объективным условием сложившейся ситуации стало принятие Конституции России, которая разделила функции Правительства РФ и Центрального банка России. Законом о Центральном банке России на него не возлагаются функции кассового исполнения бюджета.

39 стр., 19375 слов

Федеральное казначейство и его роль в финансовой системе России

... Поэтому исполнение бюджета через казначейскую систему, сегодня является важным. Роль Федерального казначейства в ... на органы Казначейства России. Так же в выпускной квалификационной работе использованы в ... по проблемам системы финансирования, исполнения бюджета, а также контроля за исполнением бюджета Российской Федерации. Теоретические основы становления и функционирования Федерального казначейства ...

Указанные обстоятельства привели к отказу от банковской системы исполнения бюджетов и возврату к прежней, казначейской. Применение казначейской системы исполнения бюджета отличается от банковской прежде всего тем, что казначейство концентрирует оба потока денежных средств, которые возникают в процессе исполнения бюджета, — доходный и расходный — на одном счете. Такой порядок позволяет существенно ускорить процесс финансирования. Основной целью создания казначейской системы исполнения федерального бюджета является содействие оптимальному управлению государственным финансовым ресурсам. Указом Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 года № 1556 и постановлением Правительства России от 27 августа 1993 года № 864 был решен вопрос о создании Федерального казначейства в составе Министерства финансов Российской Федерации. С этого момента началось возрождение казначейской системы в России.

1.2. – Этапы становления деятельности Федерального казначейства

На всех этапах развития российской государственности казначейские структуры в различных организационно-правовых формах выполняли ведущую роль в учете и управлении финансово-материальными ресурсами как всего государства, так и его отдельных административно-территориальных образований.

В начале 90-х годов назрела серьезная необходимость в переходе от банковской системы к казначейской системе исполнения федерального бюджета, которая была связана с двумя факторами.

Во-первых, банковские учреждения, преследуя коммерческие цели, не были заинтересованы в контроле за своевременным зачислением доходов на счета соответствующего бюджета и устранились от контроля за использованием средств. Центральный банк Российской Федерации, сосредоточив все усилия на вопросах денежно-кредитного регулирования, значительно снизил приоритетность вопросов исполнения бюджета. Был серьезно ослаблен банковский учет бюджетных средств, а коммерческие банки вообще не осуществляли контроль за использованием бюджетных средств.