Международный банк реконструкции и развития основные функции и направления деятельности

Тема курсовой работы «Международный банк реконструкции и развития его основные функции и направления деятельности» на сегодняшний день является одной из наиболее актуальных тем в мировой экономике. Актуальность данной темы обусловлена несколькими обстоятельствами:

во-первых, в современных условиях роста населения и глобального снижения темпов экономического роста, приведших к резкому спаду в торговле и сокращению притока капитала в развивающиеся страны, проблема бедности выходит на первый план. Во-вторых, с ростом масштабов мировой торговли и других процессов международного обмена в условиях все более открытой, интегрированной, не признающей границ мировой экономики, возрастает и роль межгосударственных организаций, в том числе в сфере валютно-финансовых отношений. В-третьих, на фоне кризиса в развитых странах, необходим новый баланс сил, обеспечивающий стабильность мировой экономики, а развивающиеся страны должны получить адекватную поддержку со стороны международных организаций и дополнять мировой рынок качественными товарами и услугами.

В связи с упадком финансовой, валютной и кредитной систем мирового хозяйства к середине ХХ возникла необходимость создания механизмов координации и управления мировой экономикой на межгосударственном уровне. Дж. Кейнс, один из идеологов статей соглашения важнейших международных организаций (МВФ и Всемирного банка), обосновал важность и актуальность межгосударственного регулирования данными организациями мирового экономического развития, предупреждения ими возникающих дисбалансов и оказания ими всесторонней поддержки странам в случае необходимости.

В июле 1944 года Бреттон-Вудская конференция объединила представителей 44 стран-членов тогда еще только создавшейся ООН. Конечным результатом конференции было учреждение в декабре 1945 года двух специализированных организаций ООН: МВФ и MБРР. Таким образом, МБРР находятся на сегодняшний день в числе ключевых международных организаций.

Целью курсовой работы является: раскрыть сущность, роль МБРР и изучить основные направления деятельности, цели, функции и задачи МБРР.

Для достижения поставленной цели в ходе исследования темы курсовой работы предполагается решение следующих задач :

1. Определить задачи, цели и функции МБРР.

2. Описать операции, проводимые МБРР.

3. Охарактеризовать отношения МБРР с развивающимися странами.

Объектом работы является Международный Банк Реконструкции и Развития и его история развития. Предметом данной работы является сфера деятельности МБРР, его взаимодействие с развивающимися странами, основные направления сотрудничества, программа МБРР в России.

14 стр., 6619 слов

Организация рекламной деятельности торгового предприятия и повышение ...

... по рекламе и рекламной деятельности. Каждый автор стремиться изложить свою точку зрения на такой важный процесс как реклама. Все подобранные к данной теме курсовой работы можно считать бес сомнения профессиональными. В них ...

В ходе выполнения работы автором использовались материалы учебной и научной литературы, а также официальные данные по работе МБРР и его сотрудничеству с развивающимися странами.

Глава 1. Сущность понятия международного банка реконструкции и развития

Международный банк реконструкции и развития (далее МБРР) — это основное кредитное учреждение Всемирного банка. МБРР — специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учреждённый одновременно с МВФ в соответствии с решениями Международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 г. Соглашение о МБРР, являющееся одновременно и его уставом, официально вступило в силу в 1945 г., но банк начал функционировать с 1946 г.

Местопребывание МБРР — Вашингтон (США), Европейское бюро — Париж (Франция), Токийское бюро — Токио (Япония).

В настоящее время Всемирный банк объединяет 181 государство. Членство в МБРР открыто для государств-членов МВФ на условиях, определяемых Всемирным банком.

МБРР — самый крупный кредитор проектов развития в развивающихся странах со средним уровнем доходов на душу населения. Страны, подающие заявку на вступление в МБРР, должны сначала быть приняты в МВФ. Это объясняется тем, что государства — члены Группы Всемирного банка должны проводить свою финансовую и экономическую политику, руководствуясь уставными и прочими требованиями МВФ. Членами других организаций, принадлежащих к Группе Всемирного банка, могут быть, в свою очередь, только государства — члены МБРР. Таким образом, Всемирный банк составляет с МВФ единый институт управления развитием мировой экономики и мировых финансов. Сулакшин С.С. Политическое измерение мировых финансовых кризисов. Феноменология, теория, устранение. М.: Научный эксперт, 2012. — С.467 Все займы банка должны гарантироваться правительствами стран-членов. Займы выделяются под процентную ставку, которая меняется каждые полгода (составляет около 6%).

Займы предоставляются, как правило, на 15-20 лет с отсрочкой платежей по основной сумме займа от трех до пяти лет.

Первоначально МБРР был призван с помощью аккумулированных бюджетных средств капиталистических государств и привлекаемых капиталов инвесторов стимулировать частные инвестиции в странах Западной Европы, экономика которых значительно пострадала во время Второй мировой войны. С середины 50-х гг., когда хозяйство стран Западной Европы стабилизировалось, деятельность МБРР во все большей степени стала ориентироваться на страны Азии, Африки и Латинской Америки.

Сейчас же главными целями работы МБРР являются:

  • содействие реконструкции и развитию территорий государств-членов путем поощрения капиталовложений на производственные цели;
  • поощрение частных и иностранных инвестиций посредством предоставления гарантий или участия в займах и других инвестициях частных кредиторов;
  • стимулирование долгосрочного сбалансированного роста международной торговли, а также поддержание сбалансированного платежного баланса путем международных инвестиций в развитие производственных ресурсов государств-членов;
  • содействие частным иностранным инвестициям; Аксенов В.

Интеграционное противоборство. — Независимая газета, № 54, 2004. — С. 8-11

3 стр., 1335 слов

Всемирный банк в определении стратегии государства на примере

... страны. Россияне являются частью команды Всемирного банка, в состав которой входят более 10 тысяч человек со всего света. 10. Всемирный банк твердо намерен изменить ситуацию в РоссииРоссия стала членом Группы Всемирного банка в ... бедности Банк обратил внимание на необходимость глубинного влияния на политические преобразования в части экономики, на социальную защиту, на роль государства в вопросах ...

Функциями МБРР являются

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) является международным кредитно-финансовым институтом, который в начальный период своей деятельности был призван уделять основное внимание восстановлению экономики западноевропейских стран, а с 60-х годов в центре внимания банка оказались развивающиеся страны. Радикальные изменения в мировом хозяйстве в конце 80-х — первой половине 90-х годов сделали объектом деятельности банка бывшие социалистические страны. http://www.consultant.ru — Консультант Плюс.

Таким образом, проанализировав данный параграф, автор, пришел к выводу, что основными целями деятельности МБРР являются: оказание помощи в реконструкции и развитии хозяйства государств-членов путем «содействия капиталовложениям для производственных целей»; поощрение «развития производства в экономически менее развитых странах»; поощрение частных капиталовложений за границей посредством гарантирования займов, предоставляемых частными структурами, или участие в таких займах; предоставление кредитов из собственных или привлеченных средств.

1.1 Структура МБРР и источники его финансирования

Высшим органом МБРР является Совет Управляющих. Исполнительный орган МБРР — Совет Директоров. Он непосредственно отчитывается перед Советом Управляющих, в который входят Министры Финансов или главы Центральных Банков государств-членов (по одному Управляющему от страны плюс один заместитель управляющего).

Управляющий назначается каждой страной-членом сроком на 5 лет. Управляющие встречаются один раз в год на совместных сессиях в рамках Ежегодного совещания. Решения принимаются большинством поданных голосов, если заранее не предусмотрены иные правила процедуры; вес голоса каждого государства-члена находится в пропорциональной зависимости от его доли в капитале Банка.

Совет Директоров (в настоящее время он состоит из 24 человек) принимает решения о политике Банка, на основе которой строится его работа и утверждает предоставление всех займов. Пять из 24 директоров-исполнителей назначаются пятью государствами-членами, являющимися крупнейшими держателями акция Банка (США, Япония, Германия, Франция, Великобритания); другие страны объединены в 19 групп, каждая из которых представлена одним директором-исполнителем, избираемым страной или группой стран. В своей работе совет директоров-исполнителей опирается на помощь различных комитетов: совместный аудиторский комитет, комитет по вопросам кадровой политики, комитет по выработке регламента, комитет по вопросам эффективности затрат и бюджетной практике, комитет по административным вопросам, касающимся директоров, а также временные комитеты.

Основным оперативным подразделением является Комитет развития (Совместный министерский комитет Директоратов Всемирного банка и Международного валютного фонда по переводу реальных ресурсов в развивающиеся страны), созданный в 1974 году. Состоит Комитет из 24 членов. Важным элементом структуры Банка является независимый Департамент по оценке деятельности, в задачи которого входит мониторинг финансируемых банком проектов и отчет о результатах непосредственно перед Советом Директоров.

Президент МБРР (Роберт Брюс Зеллик), кандидатура которого, согласно давней традиции, выдвигается директором исполнителем, представляющим США, избирается директорами-исполнителями сроком на пять лет. Директор отвечает за управление повседневной деятельности Банка. Президент является председателем Совета директоров-исполнителей. Его помощниками являются три директора-распорядителя. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения: Учеб.пособие. — М.: Финансы и статистика, 2005. — С. 412

12 стр., 5585 слов

Кредитование банками внешнеэкономической деятельности предприятия

... перспектив развития на современном этапе. В курсовой работе представлены наиболее важные аспекты практической деятельности банков по кредитованию внешнеэкономических предприятий. Курсовая работа включает следующие задачи: Дать общее понятие ... этого заемщик обязан использовать ссуду исключительно для закупок товаров в стране-кредиторе. Банковское кредитование наиболее разнообразно по своим формам и ...

Капитал МБРР на момент создания был образован государствами-членами в размере 10 млрд. дол. В 1994 г. капитал Всемирного банка составил 165 млрд. дол. (согласно Уставу МБРР, капитал должен составлять 184 млрд. дол.).

Источники финансирования: МБРР, подписчиками капитала которого являются все государства-члены, финансирует свои кредитные операции из собственного капитала, заемных средств с международных финансовых рынков (в основном с американского рынка), аккумулированных с помощью облигаций (7% годовых), государств и международных организаций, а также за счет платежей в погашение ранее предоставленных займов.

Таким образом, проанализировав данный параграф, автор, пришел к выводу, что структура МБРР представляет собой: совет директоров, совет управляющих, Президент МБРР, Совместный комитет по развитию Всемирного банка и МВФ, директор МБРР.

1.2 Основные направления и принципы деятельности МБРР

Как говорилось ранее, первоначально МБРР был призван с помощью аккумулированных бюджетных средств промышленно развитых стран и привлекаемых капиталов инвесторов стимулировать частные инвестиции в странах Западной Европы, экономика которых значительно пострадала во время второй мировой войны. С середины 50-х гг., когда хозяйство стран Западной Европы стабилизировалось, деятельность МБРР во все большей степени стала ориентироваться на страны Азии, Африки и Латинской Америки с целью стимулировать развитие их экономики. Традиционно деятельность МБРР заключается в предоставлении кредитов для расширения производственных мощностей стран-членов Всемирного банка, которые выдаются обычно сроком до 20 лет (льготный период — 5 лет) под гарантию правительств ею стран-членов. Обычно МБРР предоставляет займы в размере 15 млрд. дол. в год, процент по ним взимается на уровне ставок мировых финансовых рынков (ставка по кредиту в среднем на 0,5% превышает стоимость заемных средств и изменяется по полугодиям: в 1993 г. ставка составляла 7,43% годовых).

Общая сумма кредитов, предоставленных МБРР за период его деятельности по состоянию на 2011 год, достигла 235 млрд. дол. (1/3 кредитов приходится на 1989—1993гг.).

Наибольшая часть его кредитов направляется в отрасли инфраструктуры: энергетику, транспорт и связь. Однако с середины 80-х гг. МБРР увеличил долю средств, направляемых в сельское хозяйство (до 20%), здравоохранение и образование. Кредиты МБРР, направляемые в промышленность, составляют менее 15%.

До одной трети кредитов МБРР предоставляет в форме совместного финансирования, при котором инвесторы получают ряд выгод, например, экспертизу проекта и гарантию по возврату кредита обеспечивает МБРР. Кроме того, МБРР предоставляет гарантии по долгосрочным кредитам других банков.

6 стр., 2777 слов

Экономическое развитие стран мира

... развития выделяются три подсистемы стран в мировом хозяйстве: мировой хозяйство экономика Экономически развитые страны, Страны со средним уровнем развития, Развивающиеся страны или страны "третьего мира" Чем обусловлено такое развитие экономики? ... применяется в таких международных организациях, как ООН, МБРР, МВФ. Такие показатели, как, к примеру ВВП на душу, населения исчисляются ежегодно, а МБРР, к ...

МБРР постоянно занимается проблемой урегулирования внешнего долга развивающихся стран. Кредитами МБРР могут пользоваться только наиболее развитые из развивающихся стран, которым предоставлено 137 млрд. дол. (60% от всех кредитов МБРР).

При непосредственной поддержке Международного валютного фонда МБРР удалось восстановить международную кредитоспособность крупнейших мировых должников. О значении МВФ и МБРР можно судить и по тому обстоятельству, что начиная с 60-х гг. преодолеть гиперинфляцию смогли только те страны, которые сотрудничали с этими институтами, например Боливия (11750%), Аргентина (3080%), Индонезия (3106%) и Польша (586%).

Банк выдает структурные кредиты для регулирования национальной экономики, оздоровления платежного баланса государств Центральной и Восточной Европы, СНГ, прибалтийских государств.

Банк выступает в качестве партнера для стран с развивающейся экономикой и расширяющимися рынками, с целью улучшить качество жизни людей. В отличие от многих программ гуманитарной и технической помощи, Банк не предоставляет гарантов. Все займы, выдаваемые Банком, носят возвратный характер.

Развивающиеся страны заимствуют у Банка, так как нуждаются в привлечении финансовых ресурсов, технической и организационной помощи.

Займы банка можно разделить на две категории:

1. Займы для развивающихся стран, которые в состоянии без ущерба для экономики оплатить проценты по ссудам. Деньги для этих займов привлекаются от инвесторов со всего мира. Эти инвесторы покупают бонды, выпускаемые Всемирным Банком.

2. Займы для беднейших стран, которые являются обычно некредитоспособны на международных финансовых рынках и неспособны оплатить проценты по займам, и для которых Всемирный банк, соответственно, не может привлекать для государств этой группы средств на международных финансовых рынках.

Важным этапом в развитии экологического направления деятельности МБРР явилась Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро. Целями экологической политики Банка являются:

  • помощь членам МБРР в определении приоритетов национальных экологических политик;
  • создание эффективной институциональной, правовой, управленческой, информационной и кадровой инфраструктуры, в рамках которой должна формироваться и реализовываться национальная экологическая политика (экологические проекты по линии технической помощи);
  • инвестиции в проекты так называемого «двойного эффекта» т.е. проекты, которые улучшают (сохраняют) окружающую природную среду и обеспечивают коммерческую прибыль;
  • сведение к минимуму негативных экологических эффектов при осуществлении кредитно-инвестиционных операций;
  • участие в решении глобальных экологических проблем с помощью Глобального экологического фонда.

Одним из приоритетов Банка — содействие стимулированию частного сектора. Причиной подобного внимания является то обстоятельство, что частный сектор — основной источник экономического роста и высоких доходов. Устав запрещает МБРР предоставление займов непосредственно частному сектору. Этим занимается другой член Группы Всемирного Банка — Международная Финансовая Корпорация. Она создана специально для вложения капитала в предприятия частного сектора.

23 стр., 11413 слов

Деятельность центральных банков развитых стран

... деятельность центральных банков, их воздействие на финансовые рынки. Целью данной работы было исследование особенностей функционирования центральных банков развитых стран, а также Банка России, изучение способов и ... финансового рынка потребовал от центральных банков принятия адекватных мер денежно-кредитной политики, способных обеспечить стабильность экономического развития или достаточно быстрое ...

принципы создания и организации деятельности МБРР

а) Строгое определение стратегических целей (миссии) развития и направлений деятельности, которые подлежат закреплению на уровне нормативных актов, регламентирующих деятельность банка, или его уставных документов. Исходным пунктом процесса стратегического планирования МБРР является внятно сформулированная миссия и вытекающая из нее основная стратегическая цель, которые, как правило, отражаются уже в учредительных документах банка. При этом МБРР, в отличие от коммерческих банков, действует на основе целого ряда взаимосвязанных стратегических документов, которые выстроены по определенной иерархии и направлениям, поскольку деятельность банка охватывает ряд стран, относящихся к разным регионам, каждый из которых имеет свою специфику развития.

б) Обязательное определение критериев и процедур отбора проектов для финансирования. Принятие решений о выборе проектов, обеспечено четкой формализацией критериев отбора проектов и процедурой такого отбора. Эти вопросы могут решаться высшим коллегиальным органом МБРР (советом директоров).

в) Проектный подход и ориентация на результат при предоставлении финансирования. Значительная часть проектов, претендующих на финансовую поддержку банка, имеет долгосрочный или среднесрочный характер. Для предотвращения неэффективного использования средств такие проекты зачастую структурируются на несколько этапов, по итогам результатов которых осуществляется поэтапное финансирование проекта. Применение проектного подхода также обеспечивает текущую оценку эффективности осуществленного финансирования — в отношении как промежуточных, так и окончательных результатов.

г) Самоокупаемость без максимизации рентабельности. Максимизация прибыли не является целью деятельности МБРР, однако его деятельность, должна быть окупаемой.

д) Эффективный менеджмент. В силу сложности и масштабности задач, решаемых МБРР, а также общественной значимости его деятельности, система их управления должна формироваться с учетом лучшей международной практики корпоративного управления. Требуется обеспечить необходимую гибкость системы управления для исключения пассивности менеджмента в принятии оперативных решений, но при этом, не создав условий для повышения рисков коррупции и исключения возможностей оценки эффективности работы менеджмента. Требуется обеспечить и формирование механизмов обратной связи между институтами развития и их участниками.

е) Прозрачность деятельности. Дополнительным фактором, обеспечивающим эффективное функционирование МБРР, является максимальная прозрачность их деятельности.

ж) Эффективные принципы финансирования. Учитывая, что основным источником собственных средств МБРР развития являются средства государств-участников, для пополнения своей ресурсной базы банк привлекает заемные средства, прежде всего на внешних финансовых рынках. Привлечение средств на финансовых рынках служит дополнительным косвенным способом обеспечения финансовой дисциплины МБРР.

з) Активное использование лучшего мирового опыта. В мире накоплен значительный опыт функционирования многосторонних банков развития, в связи с чем открытость МБРР и его активное взаимодействие с другими институтами развития позволит обеспечить использование как лучшего опыта, так и заимствовать новые инструменты, формы и методы работы. Статья. Спивачевский П.М. Принципы функционирования и основные направления деятельности многосторонних банков развития «ВЕСТНИК ОГУ №13» (132)/декабрь`2011 С.428-429

26 стр., 12623 слов

Развитие рынка облигаций федерального займа

... развития рынка ОФЗ. В настоящее время существуют следующие виды ОФЗ: Облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК) Облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) Облигации федерального займа ... в краткосрочных инструментах удовлетворялась операциями Банка России. Одним из основных результатов ... в размере 65% до 374 млрд. руб. по программе внутренних ...

Таким образом, анализ параграфа 1.2 показал, что деятельность МБРР способствует стабильному функционированию экономик целого ряда стран, закладывает основы дальнейшего роста, экономического развития и конвергенции государств.

Исследуя вопросы данной главы в целом, можно сказать, что МБРР является основным кредитным учреждение Всемирного банка, который выступает крупнейшим кредитором проектов развития в развивающихся странах со средним уровнем доходов на душу населения с целью улучшить качество жизни людей.

Глава 2. Роль МБРР. Сотрудничество с развивающимися странами

2.1 Финансовые услуги и современная роль МБРР

Совладельцами этой всемирной кооперативной организации развития являются 188 стран. МБРР сотрудничает со странами-членами в вопросах обеспечения справедливого и устойчивого роста национальной экономики и нахождения путей решения насущных региональных и глобальных проблем в сфере экономического развития и других важных областях, таких как экологическая устойчивость. Совладельцами этой всемирной кооперативной организации развития являются 188 стран. МБРР сотрудничает со странами-членами в вопросах обеспечения справедливого и устойчивого роста национальной экономики и нахождения путей решения насущных региональных и глобальных проблем в сфере экономического развития и других важных областях, таких как экологическая устойчивость. Для МБРР основными средствами достижения его конечной цели — искоренения бедности и повышения уровня жизни населения — являются предоставление займов, продуктов управления риском и экспертных рекомендаций в областях, имеющих отношение к развитию, а также координация мер по решению региональных и глобальных задач. Официальный сайт Всемирного Банка http://www.worldbank.org/ibrd

В 2012 финансовом году объём новых зарезервированных кредитных ресурсов МБРР составил 20,6 млрд долл. США по 93 операциям, что намного превышало среднеисторический уровень (13,5 млрд долл. США в 2005-2008 финансовых годах), но уступало рекордному объему в 44,2 млрд долл. США в 2010 финансовом году в самый разгар кризиса и 26,7 млрд долл. США в 2011 финансовом году.

Наибольшую долю новых займов МБРР получили страны Европы и Центральной Азии (6,2 млрд долл. США) и Латинской Америки и Карибского бассейна (6,2 млрд долл. США), за которыми следовали Восточная Азия и Тихоокеанский регион (5,4 млрд долл. США).

Далее шли Ближний Восток и Северная Африка (1,4 млрд долл. США), Южная Азия (1,2 млрд долл. США) и Африка (147 млн долл. США).

Среди секторов наибольшая сумма средств была зарезервирована для совершенствования государственного управления и судебно-правовой сферы (5,4 млрд долл. США), затем шли транспортный сектор (3,4 млрд долл. США), энергетика и горнодобывающая промышленность (2,8 млрд долл. США) и здравоохранение и другие социальные услуги (2,5 млрд долл. США).

Все это отражено на рисунке 2.1

Из рисунка 1 мы также видим, что самая больший объем кредитования получила Африка, а самый маленький Восток и Северная Африка.

38 стр., 18946 слов

Центральный банк России история развития и современное состояние

... -кредитной системе Российской Федерации и Центральному банку РФ. 1. 1.1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИИ. Первоначально термин «центральный банк» подразумевал самый крупный банк, находившейся в центре системы. Затем такие банки постепенно монополизировали некоторые специфические функции, ...

По тематическим направлениям наибольшая доля средств была зарезервирована на цели развития финансового и частного секторов (16 процентов), за которым следовали совершенствование управления государственным сектором (13 процентов) и развитие человеческого потенциала (14 процентов).

(Рисунок 2.2) Всемирный банк. Годовой отчет 2012г. http://siteresources.worldbank.org/EXTANNREP2012/Resources/8784408-1346247490784/AnnualReport2012_Ru.pdf

Наряду с кредитными ресурсами МБРР предоставляет своим клиентам финансовые продукты, содействующие эффективному финансированию программ развития этих стран и управлению рисками в связи с изменениями валютных курсов, процентных ставок и цен биржевых товаров и стихийными бедствиями. В 2012 финансовом году Казначейское управление Банка провело от имени стран-членов хеджевые операции на сумму, эквивалентную 2,5 млрд долл. США, в том числе на сумму, эквивалентную 2,3 млрд долл. США, в форме хеджей процентного риска и 149 млн долл. США в форме хеджей валютного риска (во всех случаях по конвертации национальных валют).

Наряду с этим оно осуществило своповые операции на общую сумму, эквивалентную 9,5 млрд долл. США, в целях управления своими балансовыми рисками. Кроме того, Казначейское управление заключило своповые соглашения на сумму, эквивалентную 269 млн долл. США, для нужд Международного механизма финансирования иммунизации. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Внешнеэкономические связи: Учебное пособие. — М.: Финансы и статистика, 2003. — С. 157-160

Рисунок 2.3, Рисунок 2.4

Из представленной диаграммы можно сделать вывод о том, что наибольшую долю кредитов МБРР приходится на Европу и Центральную Азию, а также на Латинскую Америку и Карибский бассейн, то есть те регионы, где присутствует развивающаяся экономическая система и расширяющиеся рынки, что и характерно для стран, которые выступают в качестве партнеров МБРР, а наименьшая доля кредитов приходится на Африку, Ближний Восток и Северную Африку, то есть страны с рынком, у которых узкий спектр.

Проанализировав данные в рис.2.4, автор пришел к выводу, что основными областями деятельности, финансируемой средствами кредитов, выделенных финансовому сектору, явились укрепление нормативно-правовой основы финансового и частного секторов и повышение эффективности управления сектором.

Получение прибыли не является основным мотивом в деятельности Всемирного банка. Однако он неизменно сводит свой баланс с прибылью. После распада Советского Союза постсоветские страны также оказались в фокусе политики Банка. Россия стала членом Всемирного банка всего 21 год назад (в 1992 г.), однако уже является одним из крупнейших заемщиков за все время функционирования Всемирного банка (рис.2.5).

http://www.consultant.ru — Консультант Плюс.

Из приведенной статистики мы видим, что в десятку крупнейших заемщиков Всемирного банка вошли многие крупные страны: Турция, Китай, Индия, Южная Корея и т.д., в том числе и Россия. Объем займов России у Всемирного банка составляет 14 %, что значительно меньше в сравнении с другими странами, а самым крупным заемщиком является Мексика и Бразилия, объем займов, которых составляет почти 50 %.

Проанализировав данный параграф, автор пришел к выводу, что для МБРР основными средствами достижения его конечной цели — искоренения бедности и повышения уровня жизни населения — являются предоставление займов, продуктов управления риском и экспертных рекомендаций в областях, имеющих отношение к развитию, а также координация мер по решению региональных и глобальных задач. А также то, что в десятку крупнейших стран заемщиков Всемирного банка вошли: Турция, Китай, Индия, Южная Корея, Индонезия, Россия, Бразилия, Мексика, Колумбия, Аргентина.

9 стр., 4166 слов

Развитие валютной системы в Украине

... нормативно-правовые акты в области валютной политики, обеспечивают их соблюдение, распределяют полномочия и функции по управлению и регулированию валютно-кредитных отношений. Национальный Банк Украины осуществляет валютное регулирование путем валютных интервенций на Украинской ...

2.2 Ресурсы МБРР

МБРР выпускает облигации на международных рынках капитала и предоставляет долгосрочные займы странам со средним уровнем дохода. В 2012 финансовом году МБРР привлёк сумму, эквивалентную 38,4 млрд долл. США, путем выпуска облигаций в 23 валютах. Благодаря своей репутации на рынках капитала и прочности своего финансового положения МБРР смог привлечь столь значительные объемы займов на весьма благоприятных условиях, несмотря на нестабильность условий на рынке. Залогом финансовой устойчивости МБРР являются его консервативные финансовая политика и практика, позволяющие МБРР поддерживать рейтинг кредитоспособности на наивысшем уровне. Собственный капитал МБРР в основном состоит из оплаченного капитала и резервов. В соответствии с решением об общем и выборочном увеличении капитала, которое было одобрено Советом управляющих 16 марта 2011 года, предусматривается увеличение подписного капитала на 86,2 млрд долл. США, причем 5,1 млрд долл. США из этой суммы будет оплачено в течение пятилетнего периода. По состоянию на 30 июня 2012 года совокупное увеличение подписного капитала и соответствующих сумм, подлежащих оплате в рамках этих решений об увеличении капитала, составило 15,3 млрд долл. США и 0,9 млрд долл. США, соответственно. Являясь кооперативной организацией, МБРР стремится не к максимизации прибыли, а к получению доходов в объеме, достаточном для обеспечения своей финансовой устойчивости и поддержания текущей деятельности в области развития. Из общей суммы доступного для распределения чистого дохода, полученного в 2012 финансовом году, исполнительные директора утвердили направление дополнительных 390 млн долл. США в общий резерв и рекомендовали Совету управляющих перечислить 608 млрд долл. США Международной ассоциации развития (МАР).В соответствии с мандатом МБРР в области развития, основным принимаемым им на себя финансовым риском является страновой риск по предоставляемым займам и гарантиям. Одним из суммарных показателей структуры риска Банка является отношение его капитала к сумме кредитов и долгосрочных инвестиционных активов, величина которого внимательно контролируется и регулируется с учетом финансовых перспектив и прогнозов риска Банка. Данное отношение составляло 27,0 процента по состоянию на 30 июня 2012 года. Все это отражено на рисунке 2.6. Всемирный банк. Годовой отчет 2012г. http://siteresources.worldbank.org/EXTANNREP2012/Resources/8784408-1346247490784/AnnualReport2012_Ru.pdf

Вывод: Исходя из данных рис.2.6 мы можем сделать вывод о том, что отношение собственного капитала к предоставленным займам уменьшилось, что связано с увеличением объемов непогашенных займов.

Банк предоставляет финансовые ресурсы, делится своими знаниями и результатами анализа, оказывает поддержку в целях укрепления институтов и потенциала стран и содействует развитию партнерских отношений и обмена знаниями между развивающимися странами в рамках оказания им помощи в решении проблем развития. Банк оказывает странам поддержку в достижении национальных приоритетов в области развития, которые меняются с изменением их обстоятельств. Участвуя в подготовке и реализации национальных программ развития в качестве партнера, Банк, представительства которого имеются более чем в 120 странах, нередко берет на себя роль координатора и организатора встреч партнеров в области развития. Таблица 2.1, приведенная ниже, содержит агрегированные данные, собранные на основе стандартных показателей по секторам. Данные дают представление о результатах, достигнутых странами при поддержке Банка. Включаются результаты, относящиеся к развитию человеческого потенциала, улучшению инфраструктуры и повышению доступности услуг для бедных и уязвимых групп населения, а также созданию возможностей для роста. Поддержка со стороны Банка помогла странам-клиентам достичь значительных результатов в областях образования и здравоохранения, особенно в отношении женщин и девочек, устойчивого развития инфраструктуры, сельского хозяйства и создания условий для роста и повышения доступности услуг, а также развития финансовой сферы и частного сектора.

Исходя из предоставленной таблицы 2.1, автор сделал вывод о том, что при поддержке банка в области развития людских ресурсов количество детей, прошедших вакцинацию, увеличилось почти вдвое, в области развития инфраструктуры протяженность построенных/отремонтированных линий электропередач возросла практически в три раза, в области поддержки институтов управления количество стран, в которых были усовершенствованы национальные статистические системы, увеличилось вдвое. Всемирный банк. Годовой отчет 2012г. http://siteresources.worldbank.org/EXTANNREP2012/Resources/8784408-1346247490784/AnnualReport2012_Ru.pdf

По приведенной информации в параграфе 2.2 автор сделал вывод о том, что МБРР- кооперативная организация, она стремится не к максимизации прибыли, а к получению доходов в объеме, достаточном для обеспечения своей финансовой устойчивости и поддержания текущей деятельности в области развития. Своей деятельностью МБРР помогает улучшить состояние различных сфер деятельности человека различных стран: в медицине, в экономике, в финансовой сфере, в экологическом состояние стран.

2.3 Сотрудничество МБРР и России

Российская Федерация стала членом Всемирного банка (МБРР и МАР) в 1992 г. В общей сложности Банк предоставил заемные средства на финансирование 70 проектов в различных отраслях на общую сумму немногим более 10,5 миллиарда долларов США. Из них 9,9 миллиарда долларов уже освоено, что составляет около 95% общего кредитного портфеля. В наши дни Банк предоставляет 100% своего финансирования Российской Федерации в форме инвестиционных займов, портфель МБРР насчитывает 11 проектов с общей суммой принятых обязательств 756 миллионов долларов США (по состоянию сентябрь 2013 г.) Портфель проектов характеризуется относительно высоким качеством. За исключением проекта «Реформа жилищно-коммунального хозяйства в России», которому в настоящее время присвоен умеренно неудовлетворительный рейтинг, все остальные проекты имеют рейтинг на уровне «умеренно удовлетворительно» или «удовлетворительно».

Проект «Поддержка судебной реформы» был подвергнут кардинальной реструктуризации, и его рейтинг был повышен до уровня «умеренно удовлетворительно». Уровень освоения средств на конец 2012 финансового года составил 19,2%, что ниже среднего показателя по странам ЕЦА (почти 25%).

Учитывая то, что большинство проектов разработано в форме пятилетних инвестиционных операций, средний срок действия проектов составляет 5,6 лет.

За многие года сотрудничества (а именно с 1992 года) РФ и МБРР, Международный банк реконструкции и развития предоставлял РФ инвестиционные займы, а также 8 структурных займов на общую сумму 6,2 млрд. долл. В свою очередь Российская Федерация направила эти займы на:

  • _ Первый и второй реабилитационный займы (RehabilitationLoans) использовались на финансирование импорта товаров для поддержки программы макроэкономической стабилизации и структурных преобразований;
  • _ Займы на структурную перестройку экономики (StructuralAdjustmentLoans) — на поддержку макроэкономических реформ в области налогообложения, развития частного сектора, реструктурирования естественных монополий, реформы банковской системы и либерализации торговой политики;
  • _ Первый и Второй займы на структурную перестройку угольного сектора (CoalSectorAdjustmentLoans) — на реструктуризацию угольной промышленности путем совершенствования системы государственного управления отраслью;
  • прекращения субсидирования угольной промышленности из средств федерального бюджета;
  • закрытия убыточных шахт и обеспечения социальной защиты уволенным работникам и их семьям;
  • приватизации жизнеспособных угольных предприятий для стимулирования эффективного и устойчивого развития отрасли (на эти цели в рамках Второго угольного займа было предусмотрено два приватизационных транша по 100 млн. долл. США каждый).

Заем на структурную перестройку системы социальной защиты населения (SocialProtectionAdjustmentLoan) — поддержка усилий Правительства РФ по реформе системы пенсионного, медицинского и социального страхования, социальной поддержки и обеспечения занятости безработных. Моисеев С.Р.. Международные финансовые рынки и международные финансовые институты. / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. М., 2002г. — С. 245

Финансовые условия структурных займов по срокам погашения и процентным ставкам являются такими же, как и для инвестиционных займов.

В последние годы сотрудничество России и МБРР сталкивается с серьезными проблемами. Это подтверждается такими фактами, как задержками в реализации займов, их низкими рейтингами, практическим отсутствием новых займов. Всё чаще возникает вопрос об экономической эффективности и целесообразности использования Россией средств банка. Это касается как инвестиционных, так и структурных займов. Эта тема в последнее время привлекает все большее внимание со стороны российских политиков, экономистов, широкой общественности.

По мнению экспертов ведомства Германа Грефа, анализ сотрудничества России с МБРР показывает, что привлечение бюджетозамещающих займов неэффективно (всего за годы сотрудничества России и МБРР (1992-2012 гг.) подобных займов было привлечено на сумму $5.09 млрд.).

В Минэкономразвития также считают неэффективным привлечение займов Всемирного банка для прямого кредитования частного сектора под государственные гарантии. Поэтому, по мнению Минэкономразвития, кредиты МБРР целесообразно привлекать только в тех случаях, когда это более выгодно, чем бюджетное финансирование.

Россия сотрудничает с МБРР с 1992 года. За эти годы общий объем кредитов, предоставленных РФ банком, составил $8.93 млрд., из них израсходовано — $7.95 млрд. Основными сферами привлечения кредитов МБРР является: электроэнергетика, транспорт, финансовый сектор, проекты по развитию городской инфраструктуры, здравоохранение и социальная защита, сельское хозяйство, образование и охрана окружающей среды. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Внешнеэкономические связи: Учебное пособие. — М.: Финансы и статистика, 2003г. С. 245 (Рисунок 2.7)

Из диаграммы (Рисунок 2. 7) автор сделал вывод, что наибольший вклад кредитов МБРР в РФ направляется в сферу электроэнергетики, когда самый малый на образование и окружающую среду.

В настоящее время основной задачей сотрудничества России и МБРР является обеспечение максимально эффективной реализации существующего портфеля инвестиционных займов банка. Разрыв или сокращение в той или иной форме взаимного сотрудничества с банком на практике означал бы отказ от льготных кредитных ресурсов. К мерам, способным повысить эффективность реализации существующего портфеля проектов МБРР, можно отнести аннулирование займов или отдельных компонентов займов, утративших народнохозяйственную эффективность; реструктуризацию сохранивших потенциал реализации займов.

Учитывая тяжелую ситуацию с государственной внешней задолженностью России, в ряде случаев вместо получения займов целесообразнее было бы привлечение гарантий МБРР, не увеличивающих сумму долга страны.

Также в кратко- и среднесрочной перспективе не следует отказываться и от привлечения новых инвестиционных займов МБРР, отдавая приоритет тем займам, которые будут давать ощутимую отдачу для экономики страны.

Что же касается привлечения новых инвестиционных займов МБРР, то приоритет должен отдаваться тем займам, которые будут давать не только ощутимую отдачу для экономики страны, но и обеспечивать возврат заемных средств.

Программа Всемирного Банка в России

Новая Стратегия партнерства с Россией на 2012-2016 годы обсуждалась Советом исполнительных директоров Всемирного банка 20 декабря 2011 г. В рамках новой стратегии одобрено предоставление ресурсов в объеме до 5 миллиардов долларов США для поддержки программы в течение следующих пяти лет. Стратегия полностью согласуется с приоритетами Правительства РФ и охватывает четыре следующих направления:

  • ускорение роста и диверсификации экономики;
  • развитие человеческого потенциала;
  • повышение роли России в мире и регионе;
  • повышение качества и прозрачности государственного управления (сквозная тема стратегии).

    Партнерство Всемирного банка и РФ.

Краткая характеристика российской программы. октябрь 2013 г. URL: http://www.worldbank.org/content/dam/Worldbank/document/Russia-Snapshot-rus.pdf

Предоставление аналитических и консультационных услуг (АКУ) остается важным направлением деятельности МБРР в России. Аналитические и консультационные услуги, оказываемые в тесном сотрудничестве с Правительством РФ, способствуют модернизации государственных финансов и государственного управления, повышению качества предоставления социальных услуг и улучшению инвестиционного климата.

1. В настоящее время готовится доклад, посвященный проблемам социальной мобильности, который будет выпущен в 2014 г.

2. В июне 2012 г. Всемирный банк представил результаты исследования «Ведение бизнеса на субнациональном уровне в России».

Данное исследование охватывает 30 регионов и предусматривает проведение оценки по четырем из десяти показателей, характеризующих условия для ведения бизнеса: регистрация предприятия, получение разрешений на строительство, подключение к энергосетям, регистрация собственности.

3. Также собираются данные для следующего глобального доклада «Ведение бизнеса» (за 2013 г.).

Эта работа отвечает растущей на региональном уровне потребности в улучшении инвестиционного климата для обеспечения экономического роста на основе повышения производительности труда. Партнерство Всемирного банка и РФ.

Краткая характеристика российской программы. октябрь 2013 г.

URL: http://www.worldbank.org/content/dam/Worldbank/document/Russia-Snapshot-rus.pdf

Данные, предоставленные в таблице №2.2, обращают на себя внимание, что среди десяти стран, на которые Всемирный банк потратил наибольшие ресурсы за всю свою историю, проекты, реализованные в России, были самыми дорогостоящими. Это означает, что проекты, реализованные в России, были самыми масштабными и затратными. В 1990-е гг. на деньги Всемирного банка в России были проведены приватизация, земельная и сельскохозяйственная реформы, модернизация налоговой системы, структурная перестройка угледобывающей отрасли. Значительные суммы Всемирный банк выделил также на подготовку управленческих и финансовых кадров, развитие фондового рынка, реформу электроэнергетики. В этом смысле «успехи» экономического развития России программировались, в том числе, Всемирным банком. Батчиков С.А. Экономические отношения России. — М.: ИНФРА-М, 2006 С.234

Вывод. В настоящее время основной задачей сотрудничества России и МБРР является обеспечение максимально эффективной реализации существующего портфеля инвестиционных займов банка. Разрыв или сокращение в той или иной форме взаимного сотрудничества с банком на практике означал бы отказ от льготных кредитных ресурсов. К мерам, способным повысить эффективность реализации существующего портфеля проектов МБРР, можно отнести аннулирование займов или отдельных компонентов займов, утративших народнохозяйственную эффективность; реструктуризацию сохранивших потенциал реализации займов.

Учитывая тяжелую ситуацию с государственной внешней задолженностью России, в ряде случаев вместо получения займов целесообразнее было бы привлечение гарантий МБРР, не увеличивающих сумму долга страны.

МБРР сотрудничает со странами-членами (которые являются членами МВФ) в вопросах обеспечения справедливого и устойчивого роста национальной экономики и нахождения путей решения насущных региональных и глобальных проблем в сфере экономического развития и других важных областях, таких как экологическая устойчивость. МБРР выпускает облигации на международных рынках капитала и предоставляет долгосрочные займы странам со средним уровнем дохода. Получение прибыли не является основным мотивом в деятельности Всемирного банка.

Заключение

Таким образом, в соответствии с поставленными целью и задачами в курсовой работе и проведенным исследованием, автор пришел к следующим выводам:

1. В современном мире, в котором нарастающими темпами увеличиваются процессы глобализации, а также рост количества населения развивающихся стран, живущего за чертой бедности, роль и значение МБРР как международной валютно-финансовой организации значительно возрастает. Изначально Банк был создан с целью оказания помощи в восстановлении и развитии экономики входящих в него стран. Однако позже МБРР поставил себе новую цель — содействовать экономическому и социальному прогрессу развивающихся стран, повышению эффективности их хозяйствования, чтобы их население имело более богатую и удовлетворительную жизнь. Для этого Банк оказывает финансовую помощь этим странам и выступает в роли советника, а также стимулирует инвестиции из других источников.

2. Международный банк предоставляет ссуды только заемщикам, которые в состоянии выплатить ее обратно, и в основном для того, чтобы финансировать потенциально высокорентабельные проекты. Банк выступает в качестве партнера для стран с развивающейся экономикой и расширяющимися рынками, с целью улучшить качество жизни людей. В отличие от многих программ гуманитарной и технической помощи, Банк не предоставляет гарантов. Предоставление займов — значительная составляющая деятельности Международного Банка. Все займы, выдаваемые Банком, носят возвратный характер. Однако работа Банка выходит за эти рамки. Проекты МБРР обычно включают в себя и оказание технической помощи. Подобное содействие может касаться как консультационной помощи в вопросах распределения финансов в бюджете страны, так и проблемы создания деревенских клиник или рекомендации по использованию дорогого строительного оборудования

3. Основными направления деятельности МБРР являются:

среднесрочное и долгосрочное кредитование инвестиционных проектов;

  • подготовка, техническое и финансово-экономическое обоснование инвестиционных проектов;
  • финансирование программ структурной перестройки в развивающихся и пост социалистических странах

4. В настоящее время основной задачей сотрудничества России и МБРР является обеспечение максимально эффективной реализации существующего портфеля инвестиционных займов банка.

Таким образом, МБРР — финансово-кредитный институт, являющийся результатом объединения интересов, целей и экономических ресурсов различных государств и регионов мира. Его деятельность способствует стабильному функционированию экономик целого ряда стран, закладывает основы дальнейшего роста, экономического развития и конвергенции государств. Традиционно деятельность МБРР заключается в предоставлении кредитов для расширения производственных мощностей стран-членов Всемирного банка, а также решения проблемы урегулирования внешнего долга развивающихся стран.

Список используемых источников

1. Аксенов В. Интеграционное противоборство.// — Независимая газета, № 54, 2004

2. Консультант Плюс [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru -.

3. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения: Учеб.пособие. — М.: Финансы и статистика, 2005 г. — С. 160

4. Статья. Спивачевский П.М. Принципы функционирования и основные направления деятельности многосторонних банков развития «ВЕСТНИК ОГУ №13» (132)/декабрь`2011

5. Официальный сайт Всемирного Банка [Электронный ресурс] URL: http://www.worldbank.org/ibrd

6. Всемирный банк. Годовой отчет 2012г. [Электронный ресурс] URL: http://siteresources.worldbank.org/EXTANNREP2012/Resources/8784408-1346247490784/AnnualReport2012_Ru.pdf

7. Магомадов Э.М Некоторые источники обеспечения устойчивого роста экономики российских регионов // Журнал «Российское предпринимательство» № 18 (240) 2013 год, С. 34-40

8. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Внешнеэкономические связи: Учебное пособие. — М.: Финансы и статистика, 2003- С.512

9. Моисеев С.Р.. Международные финансовые рынки и международные финансовые институты. / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. М., 2002г.

Партнерство Всемирного банка и РФ. Краткая характеристика российской программы. Октябрь 2013г.

URL: http://www.worldbank.org/content/dam/Worldbank/document/Russia-Snapshot-rus.pdf

10. Батчиков С.А. Экономические отношения России. — М.: ИНФРА-М, 2006- С.200

11. Ахундов Р.О. Инвестиционное кредитование МБРР в России//Журнал «Российское предпринимательство» № 10 (34) за 2009 год, С. 73-77

12. Булгакова Л.Г Методический подход к анализу источников финансирования инвестиционных проектов// Журнал «Российское предпринимательство» № 22 (244) 2013 год, С. 73-86

13. Сулакшин С.С. Политическое измерение мировых финансовых кризисов. Феноменология, теория, устранение. М.: Научный эксперт, 2012. — С. 632