Региональные финансы

………..…..…… .…27, Список используемой литературы………………………….…………28, Приложения……………………………………………………… ……30

После начала реформ и до сегодняшнего дня финансовая система страны продолжает изменяться. Часть полномочий и ответственности перешла от федерального к региональным и местным уровням. Была предоставлена самостоятельность субъектам федерации в вопросах осуществления бюджетного процесса, определения направлений расходов и источников доходов.

На сегодняшний день насущно необходимым для российской государственности является осознание того, что сохранение и укрепление территориальной целостности страны и ее федеративной основы во многом определяются гармонизацией усилий и интересов Федерации, регионов и муниципальных образований в решении вопросов стабильного и долговременного социально-экономического прогресса. Становится вполне очевидным, что без серьезного продвижения в разработке и реализации новой, более совершенной модели российского федерализма невозможно эффективное обеспечение территориальной целостности государства, его внутренней и внешней безопасности. В целях обеспечения единства государственной власти и последовательного развития федеративных отношений необходимо совместное участие Федерации и ее субъектов в формировании исполнительных органов власти различных территориальных образований России, а также наличие особой политической культуры и последовательности властей всех уровней в отстаивании как общенациональных, так и региональных (территориальных) интересов.

Актуальность решения проблем региональных финансов определяется не только формирующимися новыми подходами к управлению доходами и расходами регионов, но и невозможностью выработки для этих целей в современных условиях универсальной модели действия, что, прежде всего, связано с большой дифференциацией в уровнях социально-экономического развития, как самих регионов, так и входящих в их состав муниципальных образований (территорий).

Причем к настоящему времени еще не сложились в достаточно законченном виде теория и практика комплексной оценки уровня развития этих регионов и территорий, анализа их социально-экономической дифференциации и типизации, в том числе с учетом финансового аспекта их развития. Это затрудняет формирование фактически необходимой системы достаточно гибких подходов к управлению развитием регионов и территорий.

Цель курсовой работы – раскрыть сущность региональных финансов и их роли в развитии регионов. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

18 стр., 8787 слов

Экономические проблемы развития региональной экономики

... Объектом курсовой работы является экономика Кемеровской области, а предметом – проблемы развития региона. Цель курсовой работы заключается в выявлении проблем экономического развития Кемеровской ... на единицу пространства и времени, имеющая местные органы управления своей территорией (область, край, республика). 1.2 Цели и критерии социально-экономического развития региона Развитие региона ...

1) Раскрыть сущность и описать структуру понятия «региональные финансы».

2) Рассмотреть структуру доходов и расходов бюджетов субъектов РФ на примере Республики Бурятия.

При помощи раскрытия поставленных задач в курсовой работе выявляется сущность региональных финансов РФ, а также структура их доходной и расходной частей. Рассматриваются налоговые, неналоговые и другие виды доходов. Проанализировано социально-экономическое развитие региона на примере Республики Бурятия.

1.1. Понятие региональных финансов, их особенности, состав и функции

Существует расширенный подход к пониманию региональных финансов, в рамках которого региональные финансы включают в себя финансы региональных органов власти, территориальных федеральных органов власти, финансы хозяйственных субъектов и финансы населения, т.е. в региональные финансы включаются все финансы, находящиеся на территории региона. С точки зрения выяснения финансового положения и финансового потенциала региона такая трактовка правомерна, так как в этом случае в региональные финансы включаются все финансовые отношения и финансовые ресурсы, все финансовые процессы, происходящие в регионе. Но в этом случае необходимо включать в состав участников этих отношений не только органы государственной и местной власти, население и хозяйствующие субъекты, но и территориальные органы федеральных органов власти, функционирующих на территории данного региона.

Если говорить о финансовой системе региона, то, безусловно, финансы федеральных структур являются ее составными частями, но с точки зрения управления финансами со стороны региональных органов власти такое включение нерезультативно. Хотя финансовая система региона включает все финансовые отношения на его территории, но реальное управление и использование фондов денежных средств со стороны региональных органов власти возможно только в отношении их части, сами же региональные финорганы непосредственно Минфину России не подчиняются. Региональные финансы можно понимать также как финансы субъектов Российской Федерации, т.е. не проводить между этими понятиями никаких различий, а термины понимать как синонимы. Такой подход исключает из финансовых отношений, происходящих на территории регионов, все отношения, участниками которых являются органы местного самоуправления, а также фонды денежных средств, которыми они располагают.

В отсутствии единого подхода к определению региональных финансов наиболее приемлемым является такой подход, который бы позволил представить региональные финансы как совокупность финансовых отношений, отделенных от федеральной составляющей, а финансовые ресурсы – как ресурсы, реально находящиеся в распоряжении региональных органов власти, т.е. органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

8 стр., 3894 слов

Система управления финансами региона

... систему управления финансами региона и ее совершенствование. Актуальность решения проблемы региональных финансов определяется не только формирующимися новыми подходами к управлению территориями, ... другими. Оперативное управление является функцией аппарата финансовой системы: Министерства финансов, финансовых органов субъектов Российской федерации и местных органов власти, руководители внебюджетных ...

В таком понимании региональные финансы представляются как совокупность финансовых отношений, складывающихся между органами государственной и местной власти и населением и хозяйствующими субъектами, находящимися на территории данного региона. Эти отношения возникают по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для выполнения социально-экономических функций субъектов Российской Федерации и муниципалитетов. В связи с этим составными частями региональных финансов являются два блока финансов: финансы субъекта Российской Федерации и муниципальные финансы.

Региональные финансы вбирают в себя региональные бюджеты разных уровней, выпускаемые на местах ценные бумаги, региональные внебюджетные фонды, а также часть финансовых ресурсов хозяйственных структур, расположенных на территории соответствующего региона (рис.1).

Кроме того, регионы получают в различных формах финансовые ресурсы от вышестоящих бюджетов.

Элементы региональных финансов (Рис.1)

Региональные финансы строятся на принципе самостоятельности, государственной финансовой поддержки и гласности. Права собственности в отношении финансов на местах осуществляются от имени населения региона, муниципального образования органами власти региона, местным самоуправлением или непосредственно населением в соответствии с положением региона, уставами муниципальных образований. Региональные финансы призваны обеспечить комплексность и пропорциональность развития социальной и производственной инфраструктуры в районах.1

Финансы субъектов Российской Федерации включают:

  • средства бюджета субъекта Российской Федерации;

— государственные ценные бумаги, которые принадлежат органам государственной власти субъекта Российской Федерации ;

— другие денежные средства, являющиеся собственностью субъекта Российской Федерации.

В широком понимании финансы субъекта РФ включают также консолидированный бюджет субъекта РФ., Финансы субъектов РФ основываются на следующих принципах:

  • самостоятельность;
  • бюджетный федерализм;
  • государственная финансовая поддержка (трансферты из федерального бюджета и целевые поступления);
  • прозрачность;
  • гласность.

    1.2.

Региональный Бюджет

Однозначного толкования понятия «региональный бюджет» в научной литературе нет. Региональный бюджет рассматривается как бюджет области, бюджет местного органа управления на территории региона, либо как единство последних. Региональный бюджет – это роспись доходов и расходов региона на определенный срок. Региональный бюджет дублирует деятельность государственного бюджета в выполнении социальной, экономической и контрольной функции государства на территории региона, ориентирован на решение внутрихозяйственных задач.

Структура бюджетной системы Российской Федерации (Рис.2)

По мнению авторского коллектива учебника «Финансы и кредит субъектов Российской Федерации», региональные бюджеты «представляют собой систему финансовых отношений между органами власти на местах и субъектах хозяйствования по поводу перераспределения национального дохода в процессе создания основного в рамках данной территории государственного фонда денежных средств и его использования для удовлетворения объективно существующих территориальных общественных потребностей.»2

57 стр., 28211 слов

Совершенствование механизмов межбюджетных отношений в субъектах ...

... Федерации и их муниципальных образований на основе финансово-экономических инструментов определяет актуальность и выбор темы дипломной работы. Цель работы - разработка теоретических предложений и практических рекомендаций по совершенствованию механизмов межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации. ...

М.И. Яндиев считает, что региональный бюджет – «это фонд денежных средств, образуемый и исполняемый по расходам на основе регионального законодательного акта – закона о бюджете – уполномоченной государственной/муниципальной структурой; чаще всего финансовым управлением – подразделением Министерства финансов РФ либо в относительно небольших населенных пунктах – самой местной администрацией.3

Согласно Бюджетному кодексу РФ под доходами бюджета понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления. Форма образования и расходования фонда денежных средств, поступивших в распоряжение государства и местного самоуправления, известна как бюджет. Отличительной чертой бюджета является его плановое начало. Поэтому составление бюджета по доходам есть не что иное, как планирование поступающих в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления денежных средств во времени.

Доходы регионального бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих региональных налогов:

  • налога на имущество организаций;
  • налога на игорный бизнес;
  • транспортного налога;

В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами налогов: