Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.
Существует множество форм управления инновациями на самых разных уровнях: от подразделений корпораций до государства, в целом призванного в современных условиях осуществлять специальную экономическую политику. Как и практически всякая иная политика, она неодинакова в разных странах, хотя и подчинена одной и той же цели: стимулированию инновационной активности и развитию научно-технического потенциала.
Место и роль инновационной политики в структуре государственного регулирования экономики определяются особенностями инновационного процесса как объекта управления. Он в большей степени, чем другие элементы НТП, связан с товарно-денежными отношениями, последующими все стадии его реализации. Это обстоятельство вполне убедительно проявляется в условиях регулируемой рыночной экономики. Основная масса инновационных процессов реализуется здесь частными компаниями разного уровня и масштаба, и такие процессы выступают, понятно, не как самостоятельная цель, а как средство лучшего решения производственных и коммерческих задач компании, добивающейся высокой прибыльности. В этих обстоятельствах инновация изначально нацелена на практический коммерческий результат. Сама идея, дающая ей толчок, имеет меркантильное содержание: это уже не результат «чистой науки», полученный университетским ученым в свободном, ничем не ограниченном творческом поиске. В практической направленности инновационной идеи и состоит ее притягательная сила для предпринимательства.
1. Основы государственной инновационной политики
Государственная Дума Российской Федерации 01 декабря 1999 года приняла Федеральный закон «Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике». Этот закон решает несколько задач. Прежде всего, закон вводит в нормативно-правовой оборот такие важнейшие понятия, как «инновационная деятельность» и «государственная инновационная политика». Кроме этого, закон определил основы формирования государственной инновационной политики и главные способы реализации государственной поддержки инновационной деятельности. Принятый Федеральный закон направлен на регулирование государственной поддержки инновационной деятельности вовсе не во всем спектре гражданского оборота, а только, как сказано в законе: «в научно-технической и производственно-технологической сферах».
Государственно-частное партнерство и инновационные технологии ...
... учреждение государственно-частного партнерства в сферах, за которые несет ответственность государство - наиболее эффективный метод. Формирование общей инфраструктуры для реализации государственно-частного партнерства в России началось с разработки и принятия нормативных документов и выработки ...
Законодатель применил двухуровневое определение понятия «инновационная деятельность». В статье 1 закона указано, что «инновационная деятельность — выполнение работ и (или) оказание услуг по созданию, освоению в производстве и (или) практическому применению новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса». Кроме указанного прямого определения понятия «инновационная деятельность» в других статьях закона (см., например, статью 3) приведены виды работ и услуг, которые относятся к инновационной деятельности.
Следует отметить, что использованное законодателем определение инновационной деятельности не вступает в противоречие с определением понятия инновационная деятельности, примененным Правительством Российской Федерации в Постановлении Правительства Российской Федерации от 24.06.98 за N 832 «О концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы», и с определением, данным в письме Инновационного Совета при Председателе Совета Министров РСФСР от 19.04.91 за N-448 и Министерства финансов РСФСР от 14.05.91 за N 16/135В, где указано: «Инновационной (внедренческой) считается деятельность по созданию и использованию интеллектуального продукта, доведению новых оригинальных идей до реализации их в виде готового товара на рынке».
В инновационном процессе невозможно выделить наиглавнейшее звено. Удача при создании научного результата должна быть дополнена рентабельностью при производстве научной продукции или внедрении. В конечном итоге должен быть произведен продукт, имеющий коммерческий успех. Только тогда инновационный процесс можно полагать завершенным. Законодатель не случайно обходит вниманием субъекты и объекты инновационной деятельности. В законопроекте отсутствуют статьи, перечисляющие субъектов или объекты инновационной деятельности. Дело в особом правовом характере инновационной деятельности. Строго говоря, инновационная деятельность не имеет универсальных субъектов или объектов инновационной деятельности. Инновационная деятельность являет собой особый процесс, при реализации которого один вид деятельности сменяется другим, равно как и один субъект деятельности сменяется другим. При этом все свойства объектов и все результаты отдельных этапов инновационной деятельности одинаково необходимы и важны.
Прием двухуровневого описания законодатель применил и для определения понятия «государственная инновационная политика». В статье 1 закона указано: «государственная инновационная политика — часть государственной социально-экономической политики, направленной на совершенствование государственного регулирования, развитие и стимулирование инновационной деятельности». В последующих статьях законодатель указывает на составную, иерархическую организацию государственной инновационной политики России. Статья 5 в своем названии вводит понятие государственной инновационной политики Российской Федерации, в отличие от «инновационной политики субъектов Российской Федерации, а также инновационной политики муниципальных образований» (см. пункт 3 статьи 5).
Инновационная политика России
... основных направлений государственной инновационной политики в России и в развитых странах Запада. Для достижения этой цели выдвинуты следующие задачи. 1.Охарактеризовать сущность инновационной политики. 2.Выявить особенности инновационной политики в Российской Федерации. Структура работы: В ...
Кроме того, законодатель указывает, что «государственная инновационная политика формируется с учетом предложений субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Законодатель устанавливает иерархическую структуру формирования и сочетанного, комплексного механизма реализации инновационной политики Российской Федерации.
Закон вводит понятия «инновационная политика субъекта Российской Федерации», а также «инновационная политика муниципального образования». Это также весьма важное обстоятельство. К настоящему времени наличествует более 400 законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, которые имеют целью установить правовое регулирование инновационной деятельности и инновационной политики на территории данного региона. Если бы Федеральный закон не установил иерархическую структуру формирование и реализации государственной инновационной политики, то многие из нормативных актов субъектов Российской Федерации подлежали бы корректировке или отмене. Законодатель нашел способ увязать нормативно правовую базу регулирования инновационной деятельности в единую российскую систему.
Государственная инновационная политика — это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.
Основными целями государственной инновационной политики являются:
Региональная политика зародилась в качестве одного из направлений государственного регулирования рыночной экономики в годы мирового экономического кризиса 1929-1932 гг. и первоначально основывалась на известных работах Джона Кейнса, который обосновал роль государства в качестве регулятора экономической и социальной жизни страны. В 50-60 гг. она была направлена на создание новых рабочих мест в регионах с ярко выраженным избытком рабочей силы.
Как известно в странах с рыночной экономикой государство, собирая налоги с компаний частного сектора и с доходов населения, является одновременно инструментом распределения полученных средств. При этом осуществляемая государством региональная политика направлена на сглаживание региональных диспропорций как внутри отдельных стран, так и между отдельными регионами (например, в рамках Европейского сообщества в Западной Европе).
В Великобритании, например, традиционно региональная политика была направлена на переориентацию и перераспределение избыточных и мобильных капиталов и рабочих мест из районов ускоренного развития (районов-доноров) в депрессивные районы (районы-реципиенты) в качестве основного механизма стимулирования экономического развития депрессивных районов и устранение региональной несбалансированности.
В России за последние несколько лет региональная проблема стремительно выросла в одну из самых острых проблем общественного развития. Эта проблема не ограничивается вопросами экономической, культурной или политической жизни, но пронизывает все стороны нашей жизни.
Инновационная политика организации
... продукцию. При разработке инновационной политики затрагиваются следующие области деятельности: исследования и разработки (фундаментальные, поисковые, НИОКР, опытное производство, прикладные исследования); создание, поддержание и развитие научно-технологического потенциала предприятия; сертификация продукции ...
Темпы перехода к рынку оказались различными в центре и провинции, обострился национальный вопрос и политические противоречия между властями разного уровня. Всё это заставляет уделять региональным проблемам повышенное внимание. Более того: региональная проблема становится вопросом о выборе пути развития.
Как отмечает большинство исследователей, в настоящее время в России нет региональной политики: подобная политика как сознательно и последовательно разрабатываемая система действий центральных и местных органов власти находится только в стадии разработки. Новая региональная политика может создаваться с нуля на фундаменте сложившихся региональных реальностей. Региональная политика будет тем активнее, чем четче будет отражать действительные региональные интересы, способы и методы их реализации.
В условиях переходной экономики России важнейшим аспектом региональной политики является её инновационная составляющая.
Россия унаследовала от СССР громадный научно-технический потенциал (как по оценкам мировых экспертов, так и свидетельству отечественных ученых).
Россия имеет всё еще достаточно высокий уровень развития науки, известные в мире научные школы, большую долю специалистов с высшим образованием в народном хозяйстве.
Россия продолжает оставаться мировым лидером в ряде фундаментальных направлений в физике, математике, химии, физиологии, медицине, в прикладных разработках в области лазерной и криогенной технике, новых материалов аэрокосмической техники, средств связи и коммуникаций и т.д. В стране накоплен значительный запас нереализованных изобретений (зарубежные специалисты называют 200 тыс. неиспользованных патентов, в том числе 120 тыс. технологий для продажи [1] ).
В настоящее время в силу многих причин на первое место выходит проблема сохранения этого потенциала и адаптации его к рыночным условиям.
Есть два важных обстоятельства, которые выдвигают этот фактор в число главных.
Во-первых, наряду с природными ресурсами Россия в общем научно-техническом потенциале составляла 70% национального богатства СССР [2] . Мировой опыт показывает: экономический рост на 2/3 обеспечивается за счет применения научных знаний. Следовательно, эффективное использование научно-инновационного потенциала — один из реальных путей выхода из кризиса.
Во-вторых, проводимая в России политика экономических реформ связывалась с иностранной помощью, которая в обещанном объёме не была получена. Очевидно, что Россия должна рассчитывать только на свои силы, свои ресурсы, а таковым является в первую очередь научно-инновационный потенциал.
Наконец, логика современной экономической жизни показывает, что реальных успехов развитые страны добились, только продвигаясь по инновационному пути развития.
Экономика современных развитых стран испытывает мощное влияние науки и новых технологий. Резко возросла наукоёмкость экономического прогресса. Эндогенное присутствие фактора науки в расширенном воспроизводстве во многом обусловило инновационный характер экономического развития.
Социальный капитал в инновационном cоциально-экономическом развитии ...
... определения параметров развития социального капитала региона. В исследовании использовалось следующее определение социального капитала: социальный капитал - это совокупность структурно оформленных социальных связей, основанных на взаимно разделяемых и подкрепляемых нормах, обязательствах и представлениях, сформированных в обществе. Качественные характеристики человеческого капитала - накопленный ...
Основная проблема формирования инновационного механизма, адекватного мировым требованиям, заключается в создании финансово-экономического комплекса условий, способствующего возрождению и стимулированию инновационной активности в рыночной среде.
Важнейший аспект данной проблемы — региональная составляющая инновационного механизма. Именно в региональном разрезе механизма хозяйствования и управления способны вызревать достаточно действенные и гибкие институциональные формы поддержки инновационной активности, основанной на принципах рыночных отношений.
Под региональной инновационной политикой понимается совокупность установленных целей и приоритетов развития научно-инновационной деятельности в регионе, путей и средств их достижения на основе взаимодействия региональных и федеральных органов управления.
В основе формирования региональной инновационной политики лежит так называемая теория создания благоприятных условий среды для нововведений. Её центральным моментом является динамичная эффективность региональной производственной структуры, а основным инструментом — создание местных синергизм, передача инноваций и технологий (так называемый трансферт технологий).
Региональная инновационная политика, представленная в виде программы, содержит следующие разделы:
1. Анализ состояния научно-инновационной сферы с целью выявления уровня и степени использования инновационного потенциала; перспективности и направлений инновационной деятельности, её масштаба и влияния на конкурентоспособность продукции региона; структурных и институциональных изменений; условий повышения инновационной активности.
2. Цели и приоритеты развития научно-инновационной деятельности в регионе. Система и структура целей должна быть разработана на основе следующих принципов:
3. Концепция областной инновационной политики на 2010-2015г.г.
Концепция областной инновационной политики на 2010-2015 годы (далее – Концепция) разработана по решению правительства Воронежской области от 21 октября 2009 года. Концепция основывается на положениях «Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы», одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 832, законах Воронежской области от 11 декабря 2003 года №68-ОЗ «Об инновационной политике на территории Воронежской области », от 05 июня 2006 № 43-ОЗ «О технопарках в Воронежской области».
Современное состояние региональной инновационной системы Воронежской области.
Важными механизмами реализации инновационной политики Воронежской области являлись областная целевая программа «Развитие инновационной деятельности в промышленности Воронежской области на 2005-2008 годы», утвержденная постановлением Воронежской областной Думы от 27 мая 2004 года № 863-III-ОД и областная целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Воронежской области на 2009-2012 годы», утвержденная постановлением Воронежской областной Думы от 23 октября 2008 г. № 1445-IV-ОД.
Инновационная направленность педагогической деятельности
... итоги исследования. Объект курсовой работы – инновации в педагогической деятельности. Предмет – создание и внедрение инноваций в педагогическую деятельность. Гипотеза: Педагогическая деятельность будет иметь инновационную направленность, если: педагогом понимается сущность инновационной деятельности; осуществляется целенаправленная и ...
Основной целью областных целевых программ являлось создание региональной инновационной системы (далее — РИС), обеспечивающей экономические, правовые и организационные условия для ускоренного внедрения наукоемких технологий.
Реализация поставленной цели предполагала разработку нормативной правовой базы инновационной деятельности, создание инновационной инфраструктуры, формирование механизмов государственной поддержки инновационных проектов, разработку системы кадрового и информационного обеспечения инновационного прогресса, встраивание РИС в национальную инновационную систему.
За время реализации областных целевых программ количество объектов инновационной инфраструктуры увеличилось в шесть раз. В области созданы «Региональный инновационный центр», «Инновационный патентно-правовой центр Воронежской области», «Инновационный информационно-консультационный центр», «Межвузовский учебно-консалтинговый инновационный центр», государственное учреждение «Областной центр инновационного развития «Стратегия» и другие. В Воронежской области приняты законы: от 09.10.2007 № 98-ОЗ «О науке и научно-технической политике в Воронежской области», от 05.06.2006 № 43-ОЗ «О технопарках» (первый региональный закон о технопарках в России), от 11.12.2003 года №68-ОЗ «Об инновационной политике», от 21.02.2002 № 10-ОЗ «О промышленной деятельности», областные целевые программы «Развитие инновационной деятельности в промышленности Воронежской области на 2005-2008 годы» и «Развитие инновационной деятельности в Воронежской области на 2009-2012 годы», «Развитие малой авиации в Воронежской области на 2007-2011 годы», ряд отраслевых ведомственных программ.
Продолжается реализация проекта по развитию четырех технопарков: «Содружество», «Митем», «Калининский», «Космос-Нефть-Газ». В технопарках сейчас располагаются более 60 малых инновационных предприятий. В регионе создано 5 бизнес-инкубаторов: «Авиационный», «Восток», «Калининский», «ВГАСУ», «ВГТА».
Организовано взаимодействие некоторых вузов области с крупными промышленными предприятиями Воронежской области (открыты кафедры и научно-исследовательские подразделения на ОАО «ВАСО», ОАО «КБХА», ОАО «Концерн «Созвездие», ОАО «РИФ» и др.).
В то же время в Воронежской области существует ряд проблем в сфере развития инновационной деятельности. Так, основными проблемами остаются неэффективная коммерциализация существующего научно-исследовательского потенциала области и отрицательная динамика внедрения новых прогрессивных технологий в производство.
Ориентация мер развития региональной инновационной системы на указанные проблемы с учетом комплексного и последовательного подхода к решению системных задач должна стать приоритетным направлением региональной инновационной политики.
Привлечение большего количества ресурсов для целей поддержки реализации инновационных проектов регионального значения должно стать основным механизмом дальнейшего развития региональной инновационной системы Воронежской области с соблюдением условий непрерывного государственного управления всеми ее элементами.
Значение кластеров как эффективной формы инновационного и социально-экономического ...
... исторического формирования кластерной теории. Также в первой главе Приведена типология кластеров по различным признакам. Охарактеризованы модели и механизмы кластерообразования. Вторая глава дипломной работы посвящена развитию кластерной экономики в Сибири. Все кластеры рассматривались ...
Цели и задачи областной инновационной политики.
Инновационная политика является составной частью социально-экономической политики, проводимой органами государственной власти Воронежской области.
Основной целью областной инновационной политики является создание и развитие региональной инновационной системы, обеспечивающей:
Осуществление поставленной цели требует решения совершенствование нормативной правовой базы инноваций на региональном уровне и участие в работах по совершенствованию нормативной правовой базы инноваций на федеральном уровне;
организация экспертного сообщества, которое будет оценивать результативность областной инновационной политики в целом и эффективность ее отдельных составляющих, определять и обосновывать выбор системообразующих региональных инновационных проектов;
формирование системы информационного обеспечения инновационной деятельности, которое создаст информационный мост между создателями инновационной продукции, отечественными и зарубежными инвесторами, заинтересованными в ее внедрении;
развитие инновационной культуры в предпринимательской среде, у работников административной сферы и у населения Воронежской области на основе использования новых образовательных технологий, научно-просветительской работы и средств массовой информации;
развитие инфраструктуры региональной инновационной системы, включая технопарки, бизнес-инкубаторы, инновационные промышленные кластеры, учебно-деловые центры, центры трансферта технологий и другие специализированные организации;
поддержка создания и развития малых инновационных предприятий при научных учреждениях и высших учебных заведениях Воронежской области, стимулирование инновационной деятельности в этих предприятиях и вовлечения инноваций в рыночный оборот;
осуществление комплекса системообразующих региональных инновационных проектов по приоритетным направлениям развития области, которые станут катализаторами развития инноваций в соответствующих отраслях и приведут к переходу Воронежской области на инновационный путь развития;
создание инфраструктуры наноиндустрии и развития нанотехнологий;
продвижение воронежских инноваций на рынках инноваций в других субъектах Российской Федерации и зарубежных странах.
Важным направлением инновационной политики, обеспечивающим осуществление системообразующих региональных инновационных проектов, является организация различных по формам государственно-частных партнерств (ГЧП).
ГЧП занимают важное место в инновационной и инвестиционной деятельности развитых стран. Интересный опыт использования ГЧП имеется в Санкт-Петербурге и некоторых других регионах России, где приняты специальные законы о ГЧП. Для развития этого направления на территории области целесообразно разработать и принять закон Воронежской области «О государственно-частных партнерствах в Воронежской области».
Разработка и принятие постановления правительства Воронежской области «О стимулировании развития малых предприятий и бизнес-инкубаторов при высших учебных заведениях» позволит создать инфраструктурную и институциональную основу инновационной деятельности в вузах Воронежской области.
Построение инновационной экономики — стратегический путь развития России
... инновационного развития и превратиться из сырьевой базы для развитых стран в самостоятельную технологически высокоразвитую страну. С каждым днем проблема перехода к инновационной экономике ... занимающееся научными исследованиями и разработками в области науки и техники, разновидность института. Обычно ... рационализации в виде новых или отличных от предшествующих объектов. Они характеризуются введением на ...
Развитие инфраструктуры региональной инновационной системы.
Развитие инфраструктуры региональной инновационной системы должно быть непрерывным процессом, происходящим по следующим направлениям:
1. Организация экспертного сообщества для оценки и продвижения инноваций.
В инновационной сфере особую роль играют экспертные оценки. На их основе определяется степень инновационности конкретных товаров и технологий, происходит отбор инновационных проектов, оцениваются отдельные меры государственного регулирования инновационной деятельности и т.д. В связи с этим эффективность областной инновационной политики в решающей мере зависит от качества экспертизы и функционирования экспертного сообщества.
Областная инновационная политика будет опираться на экспертное сообщество, состоящее из следующих основных элементов:
2. Формирование системы информационного обеспечения инновационной деятельности.
Примерно 50% всех мировых инноваций относится к информационно-коммуникационной сфере. Создание системы информационного обеспечения инновационной деятельности является важнейшей составляющей областной инновационной политики. Настоящая Концепция предполагает создание единой региональной информационной системы «Электронное Черноземье», в состав которой войдут три взаимосвязанные подсистемы:
Каждая из этих подсистем является самостоятельной информационно-коммуникационной системой. Совместная эксплуатация этих систем дает весьма значительный синергетический эффект.
3. Развитие инновационной культуры в предпринимательской среде и у населения Воронежской области.
Одной из проблем, препятствующих инновационному развитию нашей страны, является низкая инновационная культура российских предпринимателей, научных работников и населения, неумение использовать собственные изобретения и продвигать иностранные новации. В связи с этим необходимым элементом областной инновационной политики должны быть меры по повышению инновационной культуры по следующим основным направлениям:
4. Создание, развитие и поддержка организаций инновационной инфраструктуры региона.
Концепция предусматривает дальнейшее развитие инфраструктурных элементов региональной инновационной системы – технопарков, бизнес-инкубаторов, центров трансферта технологий, промышленных кластеров.
На основе анализа деятельности каждого имеющегося в области технопарка и бизнес-инкубатора в Воронежской области должен быть налажен мониторинг использования объектов инновационной инфраструктуры, чтобы исключить нецелевое использование государственных средств.
По результатам анализа относительно каждого элемента инновационной инфраструктуры должно быть принято решение о целесообразности его дальнейшего развития, модернизации механизмов развития или о прекращении его деятельности.
Если некоторое предприятие или группа предприятий обращается с инициативой по созданию технопарка, центра трансферта технологий или другого элемента инновационной инфраструктуры, эта инициатива должна быть поддержана по результатам проведения в установленном порядке экспертизы. Правительство Воронежской области будет оказывать поддержку создания и развития на территории области организаций инновационной инфраструктуры, а также промышленных кластеров.
Основные направления развития инновационной инфраструктуры
... инновационной инфраструктуры в России; § выявление и систематизация проблем развития инновационной инфраструктуры и определение направлений ее активизации на примере Пензенской области. Объект исследования - инновационная инфраструктура в Пензенской области. Предметом исследования является взаимодействие подсистем инновационной инфраструктуры в процессе работы инновационных ...
Объекты инновационной инфраструктуры могут поддерживаться путем использования различных механизмов региональной налоговой, бюджетной и инновационной политики.
5. Создание, развитие и поддержка вузовской инновационной инфраструктуры.
Научные учреждения и Вузы, обладая значительными ресурсами в сфере генерации знаний и определенным потенциалом в сфере фундаментальных и прикладных разработок в области «критических» технологий Российской Федерации, не в полной мере используют данный потенциал.
и т.д……………..